Двенадцать апостолов Христа: имена и деяния. Что такое апостол? Значение слова "апостол"

Согласно христианскому учению, апостолы – это ближайшие ученики и сподвижники Иисуса Христа. В переводе с древнегреческого «апостолос» — это посол.

Апостолы были знакомы с Христом, принимали его проповедь, а затем понесли его учение другим людям. Таким образом, апостолы стали посланниками Господа в мир, проводниками его идей, просветителями.

Об учениках Христа мы узнаем из Евангелия и священной книги, называемой «Деяния святых апостолов». Апостолы считаются самыми почитаемыми святыми: на иконах они изображаются наиболее приближенными к Богу.

Почему апостолов так почитают?

Евангелие говорит нам, что Христос сам призвал учеников. Они должны были внимать учению и после казни и Вознесения проповедовать христианство людям.

Считается, что именно апостолы (а именно Матфей и Иоанн) дали человечеству первые тексты Евангелия.

Кроме того, апостолы были родоначальниками первых христианских общин, заложив, тем самым, основы будущей . Они собирали вокруг себя приверженцев нового учения и проповедовали им.

Всем известно, что апостолов было двенадцать, но не все знают, что с этим количеством произошла некая метаморфоза. Христос призвал 12 учеников: Андрея, Петра, Иоанна, Иакова Заведеева, Филиппа, Варфоломея, Матфея Левия, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона и Иуду. После предательства и самоубийства Иуды апостолы решили заменить его. Жребий указал на Матфия, который и вошел в число апостолов.

А как же апостол Павел – один из самых известных и почитаемых христианских персонажей? Он не только не был учеником Христа, но и сам участвовал в гонениях на христиан.


Услышав голос Господа, уверовал, стал проповедовать и внес такой огромный вклад в становление христианской религии, что был причислен к апостолам.

Деятельность апостолов

Каждый из апостолов после посвятил свою жизнь распространению христианского учения. Согласно легенде, все они (кроме Иоанна и Иуды) были преданы мученической смерти. Все апостолы совершили подвиги во славу христианства, но некоторые из них пользуются большей известностью.

Апостол Андрей был призван Христом первым, поэтому его еще называют Первозванным. Согласно преданию, в своих миссионерских путешествиях Андрей Первозванный добрался до территории, на которой в дальнейшем образовалась Древняя Русь, и водрузил здесь крест. Этот апостол считается небесным покровителем нашей страны, а косой андреевский крест – символом российского флота.

Апостолы Петр и Павел являются наиболее почитаемыми в и . Такое поклонение обусловлено тем, что эти два посланника приложили неимоверные усилия для распространения христианской веры. В Священном Предании говорится, что Петр обладал огромной силой убеждения, обращал в христианство массы людей, воскрешал из мертвых, лечил неизлечимых. Он руководил коллегией апостолов и был первым римским епископом.

Апостол Павел совершил несколько апостольских путешествий и основал множество христианских общин. Петра и Павла почитают в один день, поскольку считается, что они были казнены одновременно, но в разных местах.

Иуда Искариот – апостол, совершивший предательство. Его имя стало нарицательным, символом измены, вероломства и малодушия. Христиане проклинают Иуду, но, вместе с тем, его образ неизменно будоражит умы, заставляя думать о мотивах предательства. Существует ряд объяснений поведения Иуды – как признанных официальной церковью, так и неканонических. Именно Иуда часто становился героем художественных произведений – книг, картин, скульптур, фильмов.

Почитание апостолов в христианской церкви

Каждому апостолу (разумеется, за исключением Иуды) в христианской традиции отведен свой день. Православная церковь отмечает также день всех апостолов.


На иконах, картинах, в скульптурных композициях апостолов нередко изображают всех вместе, имея в виду, что эти святые занимают особое место в ряду верных слуг Бога.

Одним из самых известных фактов о жизни Иисуса является то, что у него была группа из двенадцати учеников, которые назывались «Двенадцать Апостолов». Эта группа была составлена ​​из людей, которых Иисус лично выбрал для сопровождения в своей миссии по установлению Царства Божьего и свидетельствования о его словах, делах и воскресении.

Св. Марк (3: 13–15) пишет: «Тогда Иисус поднялся на гору, призвал к себе тех, кого хотел, и пошли к нему. Было их двенадцать, чтобы быть с ним и посылать их проповедовать с силой изгнать бесов». Так, подчёркивалась инициатива Иисуса, и такова была функция Двенадцати: быть с ним и отправляться проповедовать с той же силой, что и Иисус. Св. Матфей (10: 1) и святой Лука (6: 12–13) выражаются в похожих тонах.

Сколько апостолов было у Иисуса Христа и кто они такие

Двенадцать человек, описанных в новозаветных писаниях, выглядят, как стабильная и чётко определённая группа. Их имена:

Андрей (считается покровителем России) . Он был распят на кресте, который выглядел как «Х». Андреевский флаг является официальным флагом Военно-морского флота России.

Варфоломей . Утверждают, что после Вознесения Варфоломей отправился в миссионерскую поездку в Индию, где оставил копию Евангелия от Матфея.

Иоанн . Считается, что он написал одно из четырёх Евангелий Нового Завета. Он также написал Книгу Откровения. Предания утверждают, что Иоан был последним выжившим апостолом, и единственным апостолом, который умер от естественной смерти.

Иаков Алфеев . Он появляется только четыре раза в Новом Завете, каждый раз в списке двенадцати учеников.

Иаков Заведеев . Деяния Апостолов 12: 1–2 свидетельствуют, что царь Ирод казнил Иакова. Вероятно, Иаков был первым человеком, замученным за веру в Христа.

Иуда Искариот . Иуда известен предательством Иисуса за 30 серебряных монет. Это самая большая загадка Нового Завета. Как мог человек, будучи столь близок к Иисусу, предать его? Его имя часто используется как синоним предательства или измены.

Иуда Фадей . Армянская апостольская церковь почитает Фаддея своим покровителем. В Римско-католической церкви он является святым покровителем отчаянных дел.

Матфей или Левий . Примечателен тем, что до встречи с Иисусом был сборщиком налогов Левием. Но в то же время Марк и Лука никогда не приравнивают этого Левия к Матфею, названному одним из двенадцати апостолов. Ещё одна загадка Нового Завета

Петр . Существует легенда, в которой говорится, что Петр попросил перед казнью распять его вниз головой, поскольку он чувствовал себя недостойным умирать, как Иисус.

Филипп . Филипп описывается как ученик из города Вифсаиды, и евангелисты соединяют его с Андреем и Петром, которые были из того же города. Он также был среди окружающих Иоанна Крестителя, когда последний впервые указал на Иисуса, как на Агнца Божьего.

Симон Зилот . Самая неясная фигура среди учеников Христа. Имя Симона встречается во всех Синоптических евангелиях и Книге Деяний каждый раз, когда есть список апостолов, но без дальнейших подробностей.

Фома . Его неофициально называют Фомой неверующим, потому что он сомневался в воскресении Иисуса.

В списках, появляющихся в других Евангелиях и в Деяниях Апостолов, есть небольшие различия. Фома, в Луке, называется Иудой, но вариация не имеет значения.

В рассказах евангелистов Двенадцать учеников сопровождают Иисуса, участвуют в его миссии и получают особое своё учение. Это не скрывает того факта, что часто они не понимают слов Господа, и некоторые покидают его во время испытания.

В христианской теологии и экклесиологии Двенадцать Апостолов (также называемых Двенадцатью учениками), были первыми историческими учениками Иисуса , центральными фигурами в христианстве. Во время жизни Иисуса в I веке нашей эры они были его ближайшими последователями и стали первыми носителями евангельского послания Иисуса.

Слово «апостол» происходит от греческого слова apostolos и изначально означающего messenger, посланник.

Слово ученик иногда используется взаимозаменяемо с апостолом, например, Евангелие от Иоанна не делает различий между двумя терминами. Разные писатели евангелия дают различные имена одному и тому же человеку, а апостолы, упомянутые в одном евангелии, в других не упоминаются. Ввод в действие Двенадцати Апостолов во время служения Иисуса записан в Синоптических евангелиях.

В биографических сведеньях о 12 апостолах или учениках Иисуса были использованы тексты Нового Завета, а также самые известные легенды. Никто не собирается делать вывод, что предания говорят об историческом факте. Однако они дают хоть какую-то информацию о жизни этих людей, перевернувших мир.

Двенадцать учеников были обычными людьми , которых Бог использовал необычайно. Среди них были:

  • рыбаки;
  • сборщик налогов;
  • бунтарь.

Среди двенадцати апостолов несомненным лидером был Петр. Он был главным и выделялся как представитель всех остальных учеников.

Судьба и смерть апостолов после распятия Христа

После воскресения Иисус послал 11 апостолов (Иуда Искариот к тому времени умер. В Евангелии от Матфея 27: 5 говорится, что Иуда Искариот выбросил своё серебро, которое он получил за предательство Иисуса, а затем пошёл и повесился) Великим Поручением распространить своё учение всем народам. Это событие обычно называют Дисперсией Апостолов .

Весь период раннего христианства во время жизни апостолов называется Апостольским веком. В I веке нашей эры апостолы основали свои церкви по всей территории Римской империи на Ближнем Востоке, в Африке и Индии.

Евангелия фиксируют постоянные недостатки и сомнения этих двенадцати человек, которые следовали за Иисусом Христом. Но после свидетельства о воскресении и вознесении Иисуса на небеса, полагают, что Святой Дух превратил своих учеников в могущественных людей Бога, которые перевернули мир вверх дном.

Из двенадцати апостолов, считается, что все, кроме одного, были замучены , только смерть Иакова, сына Зеведеев, описана в Новом Завете.

Но ранние христиане (вторая половина второго века и первая половина третьего века) утверждали, что только Петр, Павел и Иаков, сын Зеведеев, были замучены. Остальная часть заявлений о мученической смерти апостолов не основывается на исторических или библейских доказательствах.

Апостолы (с греч. — посол, посланник) — ученики Иисуса Христа, избранные, наученные и посланные Им на проповедь Евангелия и устроение Церкви.

В узком смысле термин апостол относится к двенадцати непосредственным ученикам Христа; в более широком — также и к 70 ближайшим сподвижникам Его Церкви, называемым также апостолами от семидесяти.

По христианскому учению, за время своей жизни Иисус Христос призвал двенадцать учеников, чтобы они были с ним, возвещали Евангелие и изгоняли бесов (Мк. 3:14) и говорили от его имени (Мк. 6:6-13). В силу власти, которой наделил их Христос («Принимающий вас Меня принимает, а принимающий Меня принимает пославшего Меня», Мф. 10: 40), после Воскресения Христова и сошествия на них Св. Духа апостолы становятся во главе христианской церкви.

Жизнь и деяния этих учеников, называемых также «апостолами от двенадцати», частично изложена в Евангелии и книге «Деяниях святых апостолов», которые входят в состав Новозаветного канона.

Согласно Евангелию от Матфея (Мф. 10:2) к числу апостолов относятся:

1. Симон, называемый Петром

2. Андрей, брат Петра

3. Иаков Зеведеев

4. Иоанн, брат Иакова

6. Варфоломей

8. Матфей мытарь

9. Иаков Алфеев

10. Иуда Иаковлев, брат Господень по плоти, он же именуется Леввеем или Фаддеем

11. Симон Кананит

12. Иуда Искариот, предавший Христа

Будучи основанием Церкви Христовой, апостолы образуют собор, возглавляющий церковь и реализующий ее полноту; они поставляют других служителей церкви и посылают посланников, которым они делегируют свою власть; так, например, они посылают Варнаву основать церковь в Антиохии Сирийской (Деян. 11, 22), и он во время своей миссии рукополагает пресвитеров, учительствует и вообще пользуется теми же правами, что и апостолы (Деян. 14, 1-23). Таким образом, апостолы не только обладают властью, данной им Христом, но могут и передавать ее избранным ими преемникам. На этом основана идея апостольского преемства - передачи власти, которую Христос дал апостолам, всем епископам, возглавляющим местные церкви; эта передача осуществляется непрерывно через рукоположение от одних епископов к другим от времен апостольских вплоть до наших дней.

Апостолы от семидесяти (или от 72) — ученики Христа и его учеников. Большинство имён апостолов от семидесяти отсутствуют в Новом Завете и известны из Священного Предания. Исключение составляют имена первых семи дьяконов, избранных двенадцатью апостолами и имена апостолов от семидесяти, указанные в апостольских посланиях. Однако нигде они прямо не называются апостолами.

Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V—VI веках и малодостоверен. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку, а также к лику «семидесяти апостолов» были причислены многие, обращенные позже (в основном, ученики ап. Павла) за их великие миссионерские труды.

Название апостола иногда применятся и в отношении других святых, распространявших христианство среди язычников, напр.: св. Григорий Просветитель, апостол Армении, св. Стефан, апостол Перми и др. Церковь так же называет некоторых святых, особенно потрудившихся распространеии Благой Вести об Иисусе Христе, равноапостольными.

Кафедра философии, истории и культурологии

Реферат по религиоведению на тему: «Кто такие апостолы?»

В сознании верующих имена апостолов неразрывно связаны с именем Иисуса Христа и распространением якобы открытого им людям нового нравственного учения, новой религии, получившей название христианства.

Появилась эта религия в первом столетии нашей эры на территории существовавшей в то время древней Римской империи - огромного рабовладельческого государства. Римская мировая держава в результате захватнических войн покорила многие народы и существовала за счет жесточайшей эксплуатации рабского труда и завоеванных стран - провинций.

Первоначальное христианство, отмечал Ф. Энгельс, возникает как религия «рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов».

Время и обстановка становления христианства были связаны с пepиoдoм, наступившим после беспощадного подавления кpyпных народных движений и грандиознейшего из них - восстания рабов под руководством Спартака, которое до основания потрясло государство рабовладельцев. Но в тех исторических условиях, несмотря на героическую борьбу, революционные выступления трудящихся были обречены на неудачу.

Чем же объяснить потребность в новой религии?

Римский мир не существовал без богов, однако их официальные, малоутешающие культы отличались сухостью, безрадостными представлениями о загробной жизни. Кроме того, старые языческие божества, бесстрастные небесные владыки, были богами рабовладельцев, вера в них не могла удовлетворить население империи и поэтому иссякла.

Христианство зарождается в восточных провинциях Римской империи, и в первую очередь среди городского населения.

В I веке новой эры в городах Римской империи среди простого народа появляются бродячие проповедники, которых называли тогда «пророками» или «aпoстолами» (от греческого слова «апостолос», что значит «посланец»).

Они выступали с религиозными поучениями, повсеместнo пользовались авторитетом и играли значительную роль в распространении первоначального христианства в то время, когда христианские центры в виде отдельных общин только начинали складываться.

В раннехристианском неканоническом, то есть не включенном церковью в Новый завет, сочинении, известном под названием «Учение двенадцати апостолов», или «Дидахе» (по-гречески «поучение»), и носившем назидательский характер некоего руководства для общин верующих, описываютсятся такого рода странствующие проповедники.

Апостолы первоначально не принадлежали ни к одной из общин, хотя существовали за их счет и их следовало принимать с большим почтением, правда на очень короткий срок.

«Всякий апостол, приходящий к вам, пусть будет принят, как господь. Пусть он не останется больше одного дня; а если будет надобность, то и другой (день); если он пробудет три, то он лжепророк... Уходя, пусть апостол ничего не возьмет, кроме хлеба до места ночлега. А если он потребует денег, он лжепророк.

Всякого пророка, говорящего в духе, не испытывайте и не судите... Но не всякий, говорящий в духе, - пророк, а лишь в том случае, если он хранит пути господни; так что по поведению можно распознать лжепророка и пророка» («Дидахе», гл. 11, ст. 4-8).

Такие рекомендации по поводу отличия «истинных пророков и учителей» от «лжепророков» и «лжеапостолов» имели целью оградить общины от различных «инакомыслящих» или явных проходимцев, которые, видимо, нередко проникали в среду христиан.

Название этого древнейшего памятника христианской литературы уже отмечено символическим числом «двенадцать», хотя эти` «двенадцать апостолов» никоим образом не связаны с евангельскими апостолами - мифическими учениками Иисуса Христа. Более того, автору «Учения двенадцати апостолов», по всей видимости, еще не известен евангельский миф, и он ведет речь о тех апостолах, которые во множестве выступали как создатели и распространители складывающегося христианского вероучения.

Переходя из города в город, они проповедовал о том, что скоро окончатся страдания угнетенных, скоро придет их защитник, пoсланный свыше «спаситель» , который «очистит мир огнем», свершит «страшный суд» над поработителями народа, освободит рабов, вознаградит всех «страждущих и обремененных».

Апостолы призывали народ готовиться к встрече этого мессии -«помазанника и сына божия», причем первые христиане ожидали пришествия своего «избавителя» не в отдаленном и неопределенном будущем, как потом стала учить церковь, а со дня на день, горячо веря, что царство справедливости наступит для них вскоре и притом на земле.

В литературе Нового завета, в так называемых «Посланиях апостола Павла», также встречаются описания деятельности бродячих проповедников-апостолов, стоявших у истоков христианства. Авторство самих «Посланий апостолов» приписывается этим странствующим проповедникам христианства, которые адресовали свои послания организованным ими общинам (а иногда и отдельным лицам), наставляя их по вероисповедным, нравственным, административным и другим вопросам, а также в отношении к римским властям и иудаизму.

Как и «Дидахе», «Послания» предупреждают общины о возможном появлении всяких «лжеапостолов, лукавых делателей», которые «принимают вид апостолов Христовых» («Второе послание апостола Павла к коринфянам», гл. 11, ст. 13).

Лишь в дальнейшем в евангелиях и «Деяниях апостолов») название «апостол» стало употребляться уже и ином смысле и было связано только с учениками Иисуса Христа.

Христианство возникает как фантастическое, превратное отражение бессилия трудящихся в борьбе против эксплуататоров, как своеобразное социальное движение масс, мечтавших о чудесном избавлении от рабства, о приходе «божественного спасителя».

Но религия никогда не указывала. правильного пути к освобождению, никогда ничего не могла дать трудящимся, кроме мнимого, иллюзорного утешения. Так и христианство, хотя и выражало при своем возникновении демократические настроения масс, с самого начала призывало только ждать, рассчитывать не на свои силы, а на божественное вмешательство и этим гасило революционную энергию и протест угнетенного народа, подменяя реальную борьбу во имя земных целей бесплодиыми надеждами на сверхъестественную помощь.

Это наглядно отразилось в мифе о Христе и его двенадцати апостолах.

Сведения об апостолах основываются на Новом завете, повествующем об их «истории» с момента «обращения» и «призвания» на путь служения христианству, и последующем церковном предании, которое продолжает их «жизнеописание» вплоть до большей частью мученических кончин за дело веры.

Новый завет - это вторая часть Библии, которая в отличие от первой - Ветхого завета, воспринятого из иудаизма, представляет собой христианскую литературу. Новый завет включает в себя двадцать семь произведений: четыре евангелия (от Матфея, от Mapкa, от Луки и от Иоанна), книгу под названием «Деяния святых апостолов», двадцать одно послание апостолов и «Откровение» («Апокалипсис») Иоанна Богослова.

Важнейшая часть Нового завета - евангелия. Это древнегреческое слово переводится на русский язык как «благовествования», то есть благие, добрые вести, под которыми подразумеваются известия о земной жизни Иисуса Христа и оставленном им учении.

Первое и четвертое евангелия названы именами самих апостолов (евангелие от Матфея и евангелие от Иоанна), а второе и третье приписаны Mapку и Лyкe, бывшим якобы учениками апостолов Петра и Павла.

Множество противоречий, расхождений и неувязок, которыми, как известно, изобилует «священное писание», имеется и в новозаветном повествовании об апостолах.

Это обнаруживается при первом же ознакомлении с евангельскими рассказами об учениках Христовых, их именах и порядке «призвания» на апостольское поприще. Так, согласно евангелию от Иоанна (гл. 1, ст. 40-49), первые ученики перешли к Иисусу от проповедника Иоанна Крестителя. Это были галилейские рыбаки по имени Андрей и Иоанн.

Затем Андрей пошел к своему брату Симону, тоже рыбаку, и привел его к Иисусу. Взглянув на Симона, Ииcyc сразу определил его душевные качества и решил соответственно им тут же его переименовать, сказав:

Ты Симон, сын Ионин; ты наречешься Петр, что значит «камень».

Так появился апостол Петр.

Вскоре число апостолов пополнили Филипп и Нафанаил, прозванный Варфоломеем.

Шестым «призванным» становится старший брат апостола Иоанна - Иаков Зеведеев, который называется также Иаковом Большим, или Старшим.

Одним из призванных к апостольству был мытарь. Так называли местных сборщиков податей, служивших римлянам. Мытари пользовались всеобщей неприязнью как вымогатели грабители народа, продавшиеся завоевателям своей родины.

Согласно евангелию от Матфея (гл. 3, ст. 9), этот мытарь был сам Матфей, которого Иисус застал за сбором пошлин, сказав ему свое обычное «ступай за мною». И бывший грешник, бросив свое занятие, делается апостолом, всеми христианами уважаемым Матфеем, с именем которого церковь связывает написание первого из четырех евангелей.

После Матфея апостолами становятся его брат Иаков Алфеев (Иаков Младший), Леввей (он же Фаддей), Фома и Симон Кананит (по евангелию от Луки и «Деяниям» - Симон, прозываемый Зилотом).

Последним, двенадцатым по счету, попал в апостолы некто Иyдa из города Кериота, что при слитном произношении и написании превратило его в Иуду Искариота.

Причем, постоянные места в апостольских списках занимают Симон-Пeтp, Филипп, Иаков Алфеев и Иуда Искариот, стоящие соответственно на первом, пятом, девятом и последнем местах. В «Деяниях апостолов» место удавившегося Иуды Искариота остается вакантным, и после того, как два претендующих на него кандидата бросают жребий, оно занимается неким Матфием («Деяния», гл. 1, ст. 21-26).

Апостольские имена с первого по девятый, хотя и следующие друг за другом не в одинаковом порядке, одни и те же. Но на десятом и одиннадцатом местах начинается путаница имен, которые даже с прозвищами, согласно церковной трактовке сопутствующими этим именам, не удается отождествить.

Гораздо интереснее в научном отношении не сами имена, поскольку за ними не уловить людей, а их количество - число д в е н а д ц а т ь, которое потребовалось тотчас восполнить, коль скоро из дюжины выпал один человек.

В древневосточной мистике числу двенадцать придавалась особое значение, значение счастливого, «священного» числа. Оно делилось без остатка на три, на четыре, на шесть и лежало в основе вавилонской двенадцатиричной системы счисления, связанной, по мнению исследователей, с двенадцатью небесными знаками 3одиака. Это число вошло и в Ветхий завет.

Так, двенадцать сыновей патриарха Иакова, которых он поочередно благословляет («Бытие», гл. 49, ст. 28), явились родоначальниками двенадцати колен, или племен, Израиля.

Соответственно, при Мoиcee было якобы двенадцать «начальников Израиля» «по одному человеку из каждого племени» («Числа», гл. 1,.ст. 44).

Двенадцать долгих лет были в порабощении у царя Эламского несколько других царей («Бытие», гл. 14, ст. 4).

Двенадцать жертвенных хлебов, символически означавших двенадцать древнееврейских племен, следовало испекать из пшеничной муки и класть на чистом столе перед господом («Левит», гл. 24, ст. 5).

В саму же Библию входят двенадцать книг «малых пророков».

Двенадцатичисленность встречалась и у таких предшественников христианства, как иудейская секта эссенов-кумранитов, где, согласно уставу, в совет общины входило двенадцать представителей от народа. Такие примеры можно было бы продолжить.

В очередном евангельском труде, именуемом «Чудесный лов рыбы на Галилейском озере», наглядно, образно и весьма откровенно раскрывается подлинное значение и смысл «апостольского служения».

Проходя однажды по берегу этого озера, Иисус застал учеников за своим прежним промыслом - рыболовством. Но удача им не сопутствовала. 3а всю ночь ничего не было поймано. Тогда Иисус попросил Симона-Петра отплыть на глубину и снова забросить невод. Когда сеть стали вытаскивать, она стала прорываться под тяжестью рыбы, которая наполнила две лодки «так, что они начинали тонуть».

Ученики-рыбаки были потрясены необычным уловом. Иисус же обратился к ним со словами:

Идите за мною, и я сделаю вас ловцами человеков.

Эта заключающаяся чудо аллегория должна была показать, какой властью над людьми наделяются отныне апостолы, призванные покинуть море Галилейское ради «моря людского» и променять сети рыбацкие на сети христианского вероучения.

Оставив свои лодки и жилища, апостолы последовали за Иисусом и с тех пор постоянно сопутствовали ему. Им предстояло теперь «ловить человеков».

Калейдоскоп «чудес», совершенным Иисусом Христом до и после воскресения, завершается наконец его вознесением на небо. Апостолы же, следуя последним земным инструкциям своего учителя, остаются в Иерусалиме в ожидании «крещения духом святым».

К этому времени «апостольская дюжина» была восстановлена. На освободившееся место Иуды был выбран некто по имени Матфий, ставший двенадцатым апостолом.

В «Деяниях апостолов» - наиболее позднем из новозаветных произведений, датируемых третьей четвертью II века, содержание которых, посвященное самостоятельной миссионерской деятельности учеников Христа, рассматривается продолжение евангелий, - чудо сошествия святого духа на апостолов изображается следующим образом.

Спустя десять дней после вознесения, когда апостолы были в сборе, «внезапно сделался шум из неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили на каждом из них. И исполнились все духа святого, и начали говорить на иных языках, как дух давал им провещать» («Деяния апостолов», гл.2, ст.2-4).

Шум привлек внимание народа, съехавшегося из разных мест на большой иудейский праздник пятидесятницы. Тогда апостолы вышли и… заговорили. Но речь их поразила собравшихся: евреи из Рима услышали, что апостолы говорят по-латыни, прибывшие из Греции, Персии и арабских земель соответственно слышали греческую, персидскую и арабскую речь. Набожные простолюдины были поражены: «Эти люди, - показывали они на апостолов – разве не галилеяне? Как же они говорят на разных языках?»

Но местные жители, не понимая слов апостолов, стали потешаться над ними и высказали резонное предположение, что они, верно, напились «сладкого вина». На это Петр ответил, что в столь ранний утренний час никто не пьет вина, и продолжил свою проповедь, обещая, что на каждого уверовавшего также сойдет дух святой и научит, как жить, чтобы обрести спасение.

Итак, апостолы, эти галилейские рыбаки и крестьяне, которые и по-еврейски-то говорили на местном простонародном диалекте, за что их и прозвали «галилеянами», обрели вдруг чудесный дар знания иностранных языков, которым никогда не обучались и которых до сего времени не понимали.

Благодаря свершившемуся чуду, повествуют «Деяния», апостолы могли разойтись теперь в разные стороны для проповеди нового учения и крещения уверовавших, что они и сделали, предварительно кинув жребий, кому в какую землю направиться.

Беспрерывные чудеса сопровождают и последующие «жизнеописания» апостолов, изложенные в «Деяниях». Апостолы с легкостью воспроизводят чудеса своего учителя. Вера в «чудесное», «таинственное»играет решающую роль при обращении в христианство. Проповедям апостолов мало доверяют, но стоит только им подкрепить свои слова чудом, как миссионер достигает желанного результата.

Что же говорит наука об евангелиях и «Деяниях», которые являются основными источниками сведений об апостолах?

Давно уже не является секретом, даже для верующих, внимательно читающих христианскую литературу, что евангелия, как и вся Библия, содержат бесчисленные расхождения и неувязки, от деликатно называемых «разночтениями» до прямых и вопиющих противоречий, совершенно исключающих друг друга.

В эпизодах, касающихся апостолов, также имеется много разного рода противоречий, которые мы обнаруживаем, сравнивая евангелия.

Немало времени, усилий и досужих домыслов потратили богословы, пытаясь разобраться в списках апостолов, чтобы уменьшить разнобой в именах, и все-таки подчас авторы, исходя из разных евангелий, противоречат друг другу.

В рассказах о чудесах евангелисты также не обнаруживают единодушия. Более того, бывает, что тот или иной евангелист совершенно замалчивает какое-нибудь «чудо», тогда как другие описывают его в подробностях. Причем это касается и таких чудес, которые, казалось бы, никак не могли пройти мимо внимания «свидетелей жизни и проповеди Иисуса», так как чем выше была марка чуда, тем большее воздействие должно было оно оказывать на «невидевших и уверовавших».

Чрезвычайно противоречивым являются также сообщения евангелистов относительно места и времени свершения столь разительного христианского «чуда», как вознесение.

Искусственность создания апостольской дюжины станет очевиднее, если ее сопоставить с эволюцией, которую проделал образ Христа, обрастая в процессе религиозного мифотворчества все большим числом конкретных деталей. Соответственно связанные мифом со своим учителем, его ученики-апостолы также облекались в «плоть и кровь», наделялись различными чертами, превращаясь в раннехристианских безликих «апостолов агнца» в людей, якобы сопутствовавших земной жизни богочеловека Иисуса Христа.

Наука считает евангелистов вымышленными лицами, так как не имеется никаких доказательств их исторического существования. Ранее перечислялись многочисленные противоречия евангелий, о самых невероятных «чудесах» и небылицах, которыми пестрят страницы этих сочинений. К этому можно было бы добавить немалый список евангельских ошибок исторического, географического и бытового характера, всяких ляпсусов, нелепостей и несообразностей.

Результаты исследования евангелий показали, что все они являются записью народных сказаний о Христе, включивших в себя переработку значительно более ранних христианских сочинений, а также дохристианских сказаний из древневосточных религий и иудейских, ветхозаветных пророчеств. Они существовали первоначально в устной традиции и, как любой миф, передавались во множестве вариантов.

Складываясь на протяжении столетий, миф о Христе и его апостолах впитывал в себя многое из других религий, дополнялся, разукрашивался богатой религиозной фантазией людей, обрастал все большим числом новых деталей.

Евангелиям, очевидно, позднее приписали вымышленные авторские имена апостолов и последователей Иисуса, чтобы эти сочинения выглядели авторитетнее, как бесспорные, древние и «подлинные» показания очевидцев или лиц, черпавших сведения об описываемых событиях от их непосредственных участников.

Евангелия, вошедшие в Новый завет, представляют собой записи христианских сказаний в литературной обработке и переводе с еврейского на греческий язык, сделанные неизвестными людьми.

Таким образом, полные всевозможных противоречий, ошибок, невероятных известий и мнимых чудес, неоднократно подправленные в интересах господствующих классов, евангелия надо рассматривать как произведения литературные, фольклорные по своему происхождению и религиозно-назидательные, богослужебные – по назначению. Наука давно уже пришла к выводу о полной несостоятельности евангельских рассказов о Христе и его двенадцати апостолах.

То же следует сказать и о другом новозаветном источнике мифа об апостолах Христа, который уже упоминался. Это «Деяния апостолов» - пятая книга Нового завета, выступающая как продолжение четырех евангелий и наиболее поздняя по времени своего возникновения, написанная неизвестным автором, и не одним.

Канонические христианские произведения Нового завета оставляли читателей в неведении относительно конца жизни апостолов, авторитет которых как непосредственных учеников и сподвижников Христа все более возрастал по мере дальнейших шагов и успехов христианства.

Потребность верующих иметь сведения о дальнейшей судьбе апостолов породила последующую христианскую легенду, или предание. Попутно дополняя, расширяя и расцвечивая канонический рассказ, предание вместе с тем доводило его до конца, завершая, таким образом, новозаветный миф о двенадцати апостолах Христа.

Сама церковь официально вынуждена признать, что сведения о деятельности апостолов после 64 года, то есть после того как хронологически заканчиваются «Деяния апостолов», «имеют меньшую степень достоверности» и что вообще «дальнейшая судьба апостолов мало известна».

Согласно христианскому преданию, апостолы основали и возглавили христианские церкви и проповедовали: Петр – в Риме, Иаков Меньший (он же Иаков Праведный) стал по жребию епископом иерусалимским, Иоанн, по преданию малоазийской церкви, действовал в Ефесе, а Фома добрался до Индии, где под видом архитектора проникал ко дворцам тамошних правителей. Когда обман открылся, апостол обратился к богу с молитвой, по которой в одну ночь на пустом месте чудом вырос дворец.

Один только Иоанн сумел якобы уцелеть, несмотря ни на что. Он перенес бичевание, затем язычники пытались отравить его, но яд не подействовал. Тогда его бросили в котел с кипящим маслом, но и тут бог не дал ему умереть, а сделал даже так, что Иоанн вышел из котла еще более здоровым и юным.

Язычники выслали его из Рима на полупустынный остров Патмос, где будто бы ему было было великое откровение грядущем конце мира и судьбах человечества, которое он и изложил в глубокой старости в «Апокалипсисе» - последнем из произведений, включенном церковью в Новый завет. По другой версии, он умер той же смертью, но не на Патмосе, а в Ефесе, где поселился после освобождения.

Иаков иерусалимский был сброшен иудеями с крыши высокого храма на камни церковного двора, но продолжал молиться за своих убийц, пока один из них не прикончил его, ударив палкой по голове.

Апостола Андрея язычники распяли на кресте в Греции.

Фома же в конце концов погиб из-за того, что обратил в христианство жену и сестру одного индийского властителя.

Когда Петр был приговорен к распятию, он попросил, чтобы его пригвоздили к кресту не так, как Иисуса Христа, а вниз головой, потому что считал себя недостойным принять смерть одинаковым образом со своим учителем. Просьба его, как говорит об этом впервые только церковный писатель III века Ориген, была удовлетворена.

Со временем духовенство для подкрепления христианских мифов о «спасителе» и его апостолах широко практиковало изготовление множества различных, якобы оставшихся от них, «святых реликвий», применяясь при этом почти в каждой строке «священного» писания и предания.

Показ этих мнимых «святынь», привлекавших верующих паломников, был для церкви весьма выгодной статьей дохода, и фабрикация их быстро росла. Так, в Синопе вплоть до IX века демонстрировалась сделанная из черных камней кафедра апостола Андрея, а в Италии – часть косого креста, на котором якобы он принял распятие. Там же оказались «обретенные» в Патрах «святые мощи» Андрея, но не в полном составе: кисть правой руки, подаренная царю Михаилу Романову, попала в московский Успенский собор. Всего же по разным соборам и церквям у Андрея Первозванного набиралось до шести голов, пяти туловищ, семнадцати рук и ног!

Что касается «святого» Петра, то его зуб демонстрировался во Франции. В распоряжении церковников имелись даже перья из хвоста того петуха, который запел при отречении апостола, и шест, на котором сидел этот мифический иерусалимский петух. А трон, на котором якобы восседал сам Петр, и сейчас показывается в Ватикане.

Распространенной формой пропаганды «жития» и «деяний» новозаветных апостолов в массах верующих католиков в Западной Европе в средние века были театрализованные церковные церемонии – мистерии. Эти многодневные спектакли на различные библейские темы, которые разыгрывались прямо на площадях западноевропейских городов как массовые зрелища с участием самих горожан.

Одна из таких мистерий, называвшаяся «История апостолов», содержала шестьдесят две тысячи стихов и длилась более недели. Еще в начале ХХ века в Германии, в селении Обераммергау, ставились мистерии на апостольские сюжеты, привлекавших многочисленных зрителей-паломников из разных стран Европы.

Что касается фигур новозаветных апостолов в том виде, в каком они выглядят в христианских сочинениях и преданиях, то Наука давно уже сделала свой единственно правильный и исключающий всякие гипотезы вывод: евангельские апостолы – ученики Христа, как и сам евангельский Иисус Христос, - не более чем продукт народного мифотворчества и литературной фантазии составителей евангелий.

Это только литературные образы, причем персонажи не светской, а сугубо религиозной литературы, где совершаемые чудеса носят не просто сказочный, а религиозный характер, так как связаны верой в них, с верой в сверхъестественное и божественное.

И в дальнейшем во всей своей деятельности христианская церковь исходила и исходит именно из этих канонизированных, то есть объявленных святыми, образов апостолов.

Использованная литература

1. Воропаева К. Л. Кто такие апостолы. Л

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Кто такие Апостолы»

1. Апостолы

апостол библия проповедование иисус

Русское слово «апостол» происходит от греческого -- «посланник». В Библии так называются те, кто от Бога получает повеление сообщить Его волю людям. В этом смысле апостолом назван, например, Моисей, а в Новом Завете -- Сам Христос. Апостолами именуют и 12 ближайших учеников Иисуса, потому что они общались с Господом во время Его земной жизни и были призваны Им Самим. Он «...дал им силу и власть над всеми бесами, и врачевать от болезней. И послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных». Был апостолом и Павел, поскольку он общался с Господом после Его воскресения. Апостолами принято также считать 70 других учеников Иисуса, но чаще это слово всё же употребляют, имея в виду именно 12 избранных. Протоиерей К. Т. Никольский писал, что «в век послеапостольский до конца второго столетия слово „апостол" имело ещё одно значение, которое оно утратило ныне. Оно прилагалось к особой категории учителей, существовавших в ранней Церкви», т. е. странствующих проповедников. Апостолы не должны были владеть имуществом, им нельзя было оставаться на одном месте дольше одного-двух дней и брать с собой в дорогу что-либо, кроме хлеба. Если же апостол требовал денег, его следовало считать лжепророком.

Апостолами (от греческого апостолос -- посланный) в Библии называют тех, кто сопровождал Иисуса Христа в его скитаниях, а затем был послан проповедовать христианство по всему миру.

Согласно книгам Библии, у Иисуса Христа было двенадцать учеников. Однако В последующее время к ним добавилось еще несколько святых, с которыми связывают распространение христианства в тех или иных странах. Например, в Германии считается апостолом святой Бонифаций, а на Руси преподобный Стефан Пермский.

О деяниях каждого из апостолов создана обширная литература, но центральное место занимает «Апостол» -- составленный еще в VII веке н.э. сборник, содержащий рассказы о жизни каждого из апостолов и посвященные ему молитвы.

КТО ТАКИЕ АПОСТОЛЫ?

При всем своем очевидном смирении, в образе Иисуса нет ничего такого, что бы указывало на его трусость или миролюбие. Он отлично понимал, что стоящая перед ним задача сделает его весьма непопулярным в высших кругах власти. Его будут преследовать по пятам не только римские власти, но и местный совет иудейских старейшин -- могущественный синедрион. Тем не менее, Иисус вошел в этот мир подобающим образом, заявив прямо с порога: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Матфей 10:34).

Может показаться довольно странным, что при таких обстоятельствах группа людей, изо дня в день зарабатывавших на хлеб насущный, вдруг оставила средства к существованию и устремилась за вожаком, который возгласил, что «будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Матфей 10:22). В те давние времена христианского вероучения номинально не существовало, а Иисус не сулил своим последователям ни заработка, ни высокого общественного положения. Но, несмотря на это, в Евангелиях ясно указывается, что избранные, бросая свои занятия, слепо следовали в неизвестность, чтобы стать «ловцами человеков».

Кем же были эти таинственные апостолы? Может ли что-нибудь из документов Кумранских пещер внести ясность в евангельский текст, сделав сами их личности и намерения более понятными?

Лука (6:13 и 10:1) рассказывает, что Иисус избрал себе всего 82 ученика, из которых 70 отправил проповедовать по стране, а оставшиеся 12 апостолов составили его ближайшее окружение. Для тех, кто читал Библию, вовсе не секрет, что апостолы были вооружены, хотя в воскресных школах говорится совершенно обратное. Иисус удостоверился в их боеспособности в самом начале своей кампании, сказав при этом, что «у кого нет меча, продай свою одежду и купи его» (Лука 22:36).

Все четыре благовествования согласны с тем, что первым был рекрутирован Симон; три Евангелия упоминают при этом и его брата Андрея. Есть, правда, некоторые расхождения между синоптическими Евангелиями и повествованием Иоанна относительно точного места вербовки Иисусом своих сторонников. Произошло это либо на берегу Галилейского моря (Геннесаретского озера), где братья чинили рыболовные сети, либо в Вифаваре у Иордана при крещении. В этом месте тексты вновь разнятся в отношении числа лиц, присутствовавших при данном событии. Иоанн (1:28--43) заявляет, что при сем присутствовал Иоанн Креститель, а Марк (1:14--18) утверждает, что все это произошло, когда Предтеча сидел в темнице.

Что касается назначения первого апостола в марте 29 года от Р.Х., то здесь благовествование Иоанна, несомненно, следует считать более точным. В своих «Иудейских древностях» Иосиф Флавий (родился в 37 году от Р.Х.) говорит, что Иисус начал проповедовать свое учение в пятнадцатый год правления Тиберия Цезаря, то есть в 29 году. Иоанн Креститель был оклеветан и брошен в темницу годом позже, в марте 30 года, как утверждается у Иоанна (3:24); в сентябре 31 года по повелению Ирода-Антипы он был обезглавлен.

Лука (5:11) передает историю привлечения Симона со слов Марка, но не упоминает при этом Андрея. Следующими на месте событий появляются Зеведеевы сыновья Иоанн и Иаков. Марк и Лука утверждают, что в то же самое время Иисус призвал под свои знамена и Левия. У Матфея, однако, следующего апостола зовут не Левий, а Матфей. У Иоанна одним из первых был рекрутирован Филипп из Вифсаиды, откуда также были родом Симон и Андрей. Филипп, в свою очередь, приобщил к пастве Нафанаила из Каны. С этого момента о персональных зачислениях к группе Христовых избранников больше ничего не говорится.

Вместо этого далее разъясняется, что Иисус собрал всех своих учеников и избрал из них двенадцать апостолов. Затем начинает происходить нечто странное. Левий, равно как и Нафанаил, исчезает, но зато Матфей начинает фигурировать во всех перечислениях. Среди двенадцати последователей Христа евангелисты Матфей и Марк называют Леввея по прозванию Фаддей, в то время как в других Евангелиях он отсутствует. В благовествовании Луки и Деяниях святых апостолов среди двенадцати упоминается Иуда, брат Иакова, хотя далее он нигде в таком контексте не фигурирует. У Матфея и Марка можно встретить Симона Кананита, который в Евангелии от Луки и Деяниях именуется Симоном Зилотом.

Марк повествует о том, как Иисус после знакомства с братом Андрея Симоном дал последнему имя Петр. Лука же и Матфей указывают на то, что этим двойным именем его уже называли и раньше. У Иоанна мы узнаем, что Симон и Андрей были сыновьями Ионы, а Иисус нарек Иоанна и Иакова Зеведеевых Воанергес, что значило «сыны Громовы». Марк и Лука называют мытаря Левия сыном Алфея, в то время как указанный в окончательном списке апостолов Иаков является еще одним сыном этого человека. Фома, постоянно упоминаемый всеми Евангелиями в числе двенадцати избранных, у Иоанна и в Деяниях святых апостолов именуется Близнецом.

Такой участи избежали только Филипп, Варфоломей и Иуда Искариот, каждый из которых упоминается всеми евангелистами.

Совершенно ясно, что апостолы не были бессловесным стадом альтруистов, бросивших все и слепо последовавших за харизматическим лидером. Несмотря на царственное происхождение, будущее Иисуса было далеко не ясно, и в тот момент он еще не успел завоевать признания как посланник небес. На основании этого можно заключить, что от внимания евангелистов ускользнуло нечто жизненно важное. Но не следует спешить с выводами, лучше вспомнить, в какой исторической обстановке писались Евангелия. Дабы не вызвать подозрения со стороны римских правителей, их текст был переложен на изотерический язык аллегорий для того круга читателей, которые сумеют понять все то, что написано между строк.

Наше внимание часто привлекают характерные стихи текста, начинающиеся (как, например, у Марка 4:9), словами: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» Теперь мы вступаем в мир раскрытой тайнописи Нового завета, где величайшим представителем искусства перевода древних криптограмм является Барбара Тиринг. Изучая на протяжении почти двадцати пяти лет «Свитки Мертвого моря», д-р Тиринг широко распахнула двери перед новым проникновением в духовное богатство Евангелия. Теперь, открывая двери апостолам, мы сами сможем осознать ту грандиозную историческую роль Иисуса Христа, как Мессии и потомка царя Давида.

Иаков и Иоанн

Иисус емко и образно называл Иакова и Иоанна (сыновей Зеведея) Воанергес, то есть по-гречески «сыны громовы» (Марк 3:17). Перед нами наглядный пример зашифрованной информации о тех, кто посвящен в тайну. «Громом» и «молнией» величали двух первосвященников, совершавших религиозные обряды в Святая Святых. Эти глубоко символичные титулы своим происхождением обязаны знаменитому явлению на горе Синай, описанному в Книге Исход (19:16). Гремели громы и сверкали молнии, а густое облако окутало вершину горы, когда шел Моисей из стана на сретение с Богом. Святая Святых символизировала скинию (святилище), а святилище ессеев находилось в Мирдском монастыре, в 9 милях к юго-востоку от Иерусалима, на месте некогда существовавшей крепости Хасмонеев.

Человек, известный Иисусу под именем «Гром», был Ионафаном Анной -- сыном саддукея Анания, первосвященника с 6 по 15 год от Р.Х. Ионафана («подарок Иеговы») иначе называли Нафанаилом («дар Бога»), что, в сущности, было одним и тем же именем. Его двойником и политическим соперником, носившим прозвище «Молния», был Симон Маг (также называвшийся Зеведеем -- «Иегова дал») -- верховный предводитель самаритянских волхвов. В Евангелии он более известен как Симон Кананит или Симон Зилот (под этим именем он и будет фигурировать в следующем разделе главы).

Так чьими же сыновьями были Иаков и Иоанн, «громовыми» (Ионафана Анны) или «молниевыми» (Симона Мага)? Как ни странно, но обоих! И не по крови, а по личным качествам. Как Воанергес, Иоанн и Иаков являлись духовными сыновьями (помощниками) священнического рода Анания; но они также выполняли и указания Симона, которому в свое время суждено было унаследовать первосвященничество, то есть стать «отцом».

Вместе с тем, картина общественного положения апостолов представляется весьма пестрой. Даже Иаков и Иоанн, чьи личности отождествляются с «ловцами», на самом деле были выдающимися деятелями эллинистического общества. Но почему же они (как, впрочем, и Андрей с Петром) изображаются в антураже рыбацких лодок? Здесь следует воздать должное отличному от других повествованию Иоанна, ибо символическая «ловля рыбы» была частью традиционного обряда крещения иудеев.

Не евреи, стремившиеся быть принятыми в иудейскую общину, могли принимать участие в обряде крещения, однако совершать данный обряд в воде им не разрешалось. Выйдя вместе с евреями-прозелитами на лодках в море, они лишь получали священническое благословение, после чего их огромными сетями втаскивали на борт корабля. Священнослужителей, совершавших обряд, называли «ловцами». В этот сан и были рукоположены Иаков и Иоанн. Симон же и Андрей находились среди тех мирян, которые тащили сети. В словах Иисуса, сказавшего им «идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков», содержался скрытый намек на их будущее пастырство и возведение в духовный сан.

Апостолы представляли собой не шайку оборванцев и набожных святош, а могущественный «Совет двенадцати», руководимый их верховным вождем Иисусом Христом. Имя Христос, в переводе с греческого означавшее «помазанник» или «царь», изначально было титулованием Спасителя и лишь значительно позднее превратилось в имя собственное. Здесь стоит вспомнить, что в «Наставлениях о порядке» из Кумранских пещер подчеркивалось значение деятельности «Совета двенадцати» для сохранения веры отцов.

Симон Зилот

Симон Маг (или Зеведей) возглавлял так называемых «самаритянских мудрецов» -- элиту религиозных философов, всемерно поддерживавших династическую правопреемственность Иисуса. Это именно их посланцы (волхвы или чародеи) преклонили колени в Вифлееме в знак почтения перед младенцем Иисусом. Симон проявил себя во многих областях знаний того времени, и в его жизнеописаниях можно встретить упоминание о космологии, естественном магнетизме, левитации и телекинезе. Он слыл убежденным сторонником войны с Римом и, в соответствии с этим, получил прозвище Симон Кананит (по-гречески «фанатик»).

Являясь, в смысле общественного положения, несомненно, наиболее выдающейся фигурой среди апостолов, Симон также проявил себя и как энергичный военачальник зелотов , за что часто именовался Симоном Зилотом. Зелоты были вооруженными повстанцами, мстившими римлянам за захват своей земли и поругание иудейских святынь. Для римских властей, тем не менее, зелоты всегда оставались лестами -- разбойниками.

Личности апостолов, в сравнении с привычными евангельскими образами, уже начинают приобретать все менее и менее смиренный характер; но цели их остаются неизменными: оставаясь элитой общества на своей родине, помогать слабым и защищать обездоленных. Многие из них были опытными священнослужителями, умелыми лекарями и образованными наставниками; они могли бы проявить себя в милосердном искусстве врачевания и, как мудрые и доброжелательные риторы, растолковать все до мелочей.

Иуда Искариот

Еще одним из высокородных вождей националистов был Иуда -- выдающийся представитель книжников. Под его неусыпным наблюдением, а также руководством его предшественника, неистового Иуды Галилейского, основателя движения зелотов, были созданы «Свитки Мертвого моря».

Иуда отличался академической ученостью, он возглавлял восточную ветвь рода Манассия и являлся одновременно военным правителем Кумрана. Римляне наградили его кличкой Сикарий, что значит «головорез» или «наемный убийца» (от латинского «сика» -- кривой кинжал убийц). Греческий эквивалент прозвища Сикариотес, постепенно искажаясь, со временем превратился в Искариота .

Постоянно помещаемый в конец апостольского списка, Иуда, тем не менее, по старшинству уступал только Симону Зилоту.

Фаддей, Иаков и Матфей

Леввей по прозвищу Фаддей причисляется к сыновьям Алфея и в двух благовествованиях упомянут под именем Иуды. Он был влиятельным руководителем религиозной общины, а также еще одним начальником вооруженных отрядов зелотов. Более пятидесяти лет, начиная с 9 года до Р.Х., Фаддей возглавлял Братство целителей, духовное объединение аскетов-подвижников, основанное в период захвата Кумрана египтянами. Он был соратником Иосифа, отца Иисуса, и в 32 году от Р.Х. принимал участие в восстании против Понтия Пилата.

Иаков, которого считают вторым сыном Алфея, на самом деле был Ионафаном Анной -- предводителем «громовой» партии. Имя Иаков представляло собой патриархальное величание Ионафана, сохранявшееся за старейшинами общин, равно как имена ангелов и архангелов за представителями высшего духовенства. Советом старейшин руководил триумвират специально назначенных государственных чиновников, которым присваивались полагавшиеся по должности имена Авраама, Исаака и Иакова. В этом отношении, выражаясь современным языком, Ионафан Анна «исполнял служебные обязанности» патриарха Иакова.

Что касается Матфея (называемого также Левий), то он также отнесен к сыновьям Алфея. В действительности он был Матфеем Анной (братом Ионафана), унаследовавшим в 42 году первосвященничество и отстраненным от духовной власти Иродом-Агриппой I. Матфей был лично заинтересован в публикации жизнеописания Иисуса Христа и активно содействовал изданию Евангелия от своего имени. Как преемник Ионафана в качестве первосвященника левитов, он носил номинальный титул Левия.

Он также был назначен мытарем (сборщиком налогов), отвечавшим за поступление в казну доходов от иудеев диаспоры (проживавших за пределами родины), но подлежавших налогообложению . Собираемые левитами в Малой Азии деньги оседали в находившейся в Иерусалиме государственной казне. «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея» (Матфей 9:9). Аналогично описывается это же самое событие и у Луки (5:27): «После сего Иисус вышел, и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин».

Хотя Фаддей, Иаков и Матфей (Левий) причисляются к «сыновьям Алфеевым», но не все они были братьями. Как и везде, слово «сын» используется здесь в значении «заместитель». Величание «Алфеевы» не подразумевает связи с человеком или местом, а просто означает «последователи» или «правопреемники».

Филипп, Варфоломей и Фома

Как указывает Иоанн (1:45--49), Филипп был товарищем Ионафана Анны (иначе называвшегося Нафанаилом). Будучи не подвергнутым обрезанию прозелитом , он долгое время возглавлял Братство Сима . Его перу принадлежит написанное на коптском языке Евангелие.

Варфоломей (известный также под именем Иоанна Марка) являлся духовным и политическим соратником Филиппа. Он был главою прозелитов и видным представителем влиятельного Братства целителей в Кумране.

В Евангелиях мало говорится о Фоме, тем не менее, он был одним из наиболее авторитетных евангелистов. По имеющимся сведениям он проповедовал христианство в Сирии, Индии и Персии и, в конце концов, пронзенный копьем насквозь, встретил свою смерть где-то в окрестностях Мадраса. Фома, носивший прежде имя Филиппа и титул наследника Иудейского престола, происходил из семейства Ирода Великого , но в одночасье лишился права престолонаследия.

Произошло это после того, как Ирод расторг брак с его матерью Мариам II, покушавшейся на жизнь своего царственного супруга. Ирод-Антипа, единокровный брат Филиппа, впоследствии стал тетрархом Галилеи. Как бы в насмешку, жители Иудеи сравнивали царевича Филиппа с Исавом -- сыном Исаака, лишенным одновременно права первородства и отеческого благословения в пользу своего брата-близнеца Иакова (Бытие 25--27). Они называли его Теомой, что в переводе с арамейского означает «близнец». В греческой транслитерации это имя звучало как Фома и значило тоже самое.

Петр (Симон) и Андрей

Данный раздел главы посвящен двум апостолам, которых принято считать наиболее выдающимися учениками Иисуса, но в нашем обзоре они помещены на последнюю позицию. В самом деле, порядок, в котором здесь перечислены апостолы, представляет собой практически зеркальное отражение евангельского списка. Это видно из того, что такие личности, как Фаддей, Симон Зилот и Иуда Искариот, традиционно помещаемые в конец перечня, в действительности были куда более могущественными. Но авторы Евангелий отнюдь не случайно перечисляли имена в вышеозначенном порядке, -- таким путем они отвлекали внимание римлян от тех апостолов, которые находились на самом переднем крае общественной жизни.

Таким образом, в апостольском «табеле о рангах» первые позиции обычно отводят наименее авторитетным ученикам Иисуса -- Петру и Андрею, которые были простыми деревенскими ессеями и не занимали никаких государственных постов. Их роль в обряде крещения, как «рыбаков», а не «ловцов человеков», была сугубо мирской. Они отвечали за сети и не могли исполнять священнические обязанности (такие как дарование благословения), как это делали рукоположенные в сан «ловцов» Иаков и Иоанн.

Несмотря на все это, Иисус высоко ценил отсутствие у Петра и Андрея официального статуса. Это позволяло ему по сравнению с теми, кто должен был выполнять пастырские и законодательные обязанности, более свободно распоряжаться обоими братьями. В результате Петр стал ближайшим помощником Иисуса и, обладая, по всей видимости, определенной твердостью характера, получил прозвище Кифа («камень»).

В благовествовании Фомы Иисус называет Петра своим «добрым гением», подразумевая, что тот был его главным телохранителем. Потеряв жену, Петр стал выдающимся проповедником евангельских идей. Несмотря на случавшиеся время от времени размолвки с Иисусом, именно благодаря его усилиям христианство, в конце концов, утвердилось в Риме. Он принял мученическую смерть на кресте во времена массовых гонений на христиан при императоре Нероне.

Апостол Андрей (Андрей Первозванный) (нач. I века-ок. 70 н. э.)

Апостол Пётр (ок. 10 н. э.-ок. 67 н. э.)

Апостол Иаков Зеведеев (нач. I века-43 н.э.)

Апостол Иоанн Богослов (ок. 10 н. э.-ок. 105 н. э.)

Апостол Филипп (?-87 н. э.)

Апостол Варфоломей (нач. н. э.-кон. н. э.)

Апостол Фома (нач. н. э.-72 н. э.)

Апостол Матфей Левий (нач. н. э.-ок. 60 н. э.)

Апостол Иаков Алфеев (?-?)

Апостол Иуда Фаддей (?-ок. 80 н. э.)

Апостол Симон Кананит (?-ок. 107 н. э.)

Апостол Иуда Искариот (до н. э.-ок 33 н. э.)

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование жизни Иисуса Христа по Евангелиям, причины отказа Сына Божьего от евангелизации всего мира, ограничения своих деянии на территории современной Палестины. Описание зарождения и распространения христианской церкви, значение обучения апостолов.

    эссе , добавлен 05.12.2009

    Описание и анализ, как Книги Иисуса Навина, так и анализ значения Библии в целом. Изучение информации о Библии, ее создании и составе, а также месте Книги Иисуса Навина в ней. Обобщение фактов, подтверждающих или опровергающих достоверность источника.

    реферат , добавлен 06.06.2011

    Христианские истины, изложенные в Библии, через призму веры и науки. Духовная и нравственная жизнь человека. Историческая действительность личности Иисуса Христа. Главное доказательство истинности христианства. Вера в Бога не есть наука, а добродетель.

    реферат , добавлен 15.01.2008

    Описание чуда воскресения Христа в различных источниках. Пророчества апостолов Петра, Давида, Осии об оживлении Мессии после смерти. Праздник Пасхи в Новозаветной традиции. Ознакомление с догматическим и богословным значением воскресения Иисуса Христа.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2013

    Уникальность Библии, достоверность Ветхого Завета. Существование племени хеттов. Достоверность Нового Завета, историчность, жизнь и смерть Иисуса Христа на кресте. Воскресение Иисуса Христа из мертвых. Явление воскресшего Христа.

    дипломная работа , добавлен 22.03.2011

    Возникновение христианства. Иисус Христос, его проповедь. Духовные предшественники христианства. Две школы в понимании личности Христа. Первые христианские общины. Нагорная Проповедь Иисуса Христа. Появление священнослужителей. Епископы и их власть.

    реферат , добавлен 09.06.2008

    Пасха - главное событие года для православных христиан. Двунадесятые непереходящие и переходящие праздники. Основные великие православные праздники. Покров Пресвятой Богородицы, Обрезание Господа нашего Иисуса Христа, День Святых апостолов Петра и Павла.

    реферат , добавлен 02.06.2011

    Возникновение Христианства. Священная книга христианства - Библия. Ветхий и Новый Завет. Второканонические книги Ветхого Завета. Альтернативные объяснения рождения Иисуса. События последних дней земной жизни Иисуса Христа. Иудейские первосвященники.

    творческая работа , добавлен 26.02.2009

    Авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Численность приверженцев вероучения в разных странах мира. Христианские конфессии и учения. Храмы Иисуса Христа. Палестина - родина христианства.

    презентация , добавлен 06.09.2011

    Лингвистические, исторические и логические проблемы представлений о Христе в суннитском течении ислама. Реконструкция евангельских событий, отраженных в Коране и Сунне. Доказательство некорректности исламских богословских учений о Личности Иисуса Христа.