10-й день месяца Мухаррам – день Ашура. Достоинства месяца мухаррам

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Хвала Всевышнему Аллаху! Завершился последний, двенадцатый, месяц лунного мусульманского календаря Зуль-Хиджа 1431 года по хиджри, и начался первый месяц 1432 года, называемый «аль-Мухаррам».

Мусульманское летоисчисление начинает свой отсчёт с великого события – переселения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) со своими сподвижниками из Мекки в Медину, что по-арабски называется «хиджра». С этого момента началось стремительное распространение Ислама не только в пределах Аравийского полуострова, но и по всему миру. Решение о введении нового календаря принял халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), посоветовавшись с другими сподвижниками. Поэтому мусульманский календарь называется «Хиджри». Как было сказано выше, мусульманский календарь является лунным, поэтому в одни годы он бывает короче солнечного на десять, в другие – на одиннадцать дней, постепенно смещаясь по отношению к солнечному летоисчислению. Количество месяцев так же, как и в солнечном календаре, двенадцать. Вот их названия по порядку:

1. Аль-Мухаррам - араб. المحرم

2. Сафар - صفـر‎

3. Рабии’у ль-авваль - ربـيع الأول‎

4. Рабии’у с-саании -ربـيع الـثاني‎

5. Джумаада ль-ууля - جمادى الأولى‎

6. Джумаада ль-аахыра - جمادى الآخرة‎

7. Раджаб - رجـب‎

8. Шаабан - شعـبا ن‎

9. Рамадан - رمضا ن‎

10. Шавваль - شوّ ال‎

11. Зуль-Ка’да - ذو الـقـعـدة‎

12. Зуль-Хиджа - ذو الحجة‎

Почему этот месяц назван аль-Мухаррам?

По поводу причины названия месяца аль-Мухаррам (что в переводе с арабского означает «запретный») существует ряд мнений:

1. Месяц назван «аль-Мухаррам» по той причине, что считалось запретным вести вооруженные военные действия в его дни, за исключением обороны от нападения врагов. Это наиболее предпочтительное и правильное мнение.

2. По причине того, что в этот месяц рай стал запретным для Иблиса (сатаны).

3. По причине того, что запрет на совершение грехов в этот месяц становится строже, подобно другим запретным месяцам.

Таким образом, кроме того, что аль-Мухаррам – это первый месяц в году, он также является одним из запретных месяцев, имеющих ряд достоинств, на которые указывают аяты Священного Корана и Пречистая Сунна.

Особая значимость этого месяца:

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (Коран, сура 9 «ат-Тауба», 36).

Автор комментариев к Корану имам Аль-Куртуби (да одарит его Аллах своей милостью) по поводу этих аятов сказал: «Всевышний Аллах особо выделил четыре заповедных месяца, запретив проявлять в них несправедливость (хотя несправедливость запрещена в любое время), что указывает на их особую значимость».

Сообщается от Абу Бакры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Год состоит из двенадцати месяцев, из них четыре являются запретными. Три из них следуют друг за другом: Зуль-Ка’да, Зуль-Хиджа и аль-Мухаррам, а также месяц Раджаб (Мудар), который следует после Джумада и до Шаабана» (аль-Бухари, 4662; Муслим, 1679).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучший пост после Рамадана – это пост в месяце Аллаха аль-Мухаррам» (Муслим, 1163). В этом хадисе аль-Мухаррам назван «месяцем Аллаха», и это указывает на его достоинство.

Также упоминается, что аль-Мухаррам называется «месяцем Аллаха», дабы указать на то, что запрет установлен самим Всевышним, и никто не может и не имеет права изменить это. Во времена джахилии (доисламского периода невежества) язычники самовольно объявили запретным месяц Сафар, а аль-Мухаррам сделали разрешённым. Назвав аль-Мухаррам «месяцем Аллаха», Всевышний указал на то, что только Он один обладает исключительным правом запрещать или разрешать.

По поводу предыдущего хадиса Ибн Касим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «В этом хадисе указывается, что после Рамадана наилучшим месяцем, предназначенным для соблюдения добровольного поста, следует считать месяц аль-Мухаррам . Действительно, добровольные посты в некоторые дни года могут быть лучше отдельных дней месяца аль-Мухаррам , как, например, день Арафат, первые десять дней месяца Зуль-Хиджа. Но добровольный пост в течение всего или большей части месяца аль-Мухаррам является лучшим после Рамадана…».

Имам ан-Навави (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Если кто-нибудь задаст вопрос: «Если в хадисе указывается на то, что лучшим постом после Рамадана является пост в месяц аль-Мухаррам , как же тогда объяснить, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) больше всего постился в месяц Шаабан, а не в месяц аль-Мухаррам ?» Ответ таков: «Возможно, о достоинстве поста в аль-Мухаррам посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было открыто поздно (в последние годы его жизни), и поэтому он не успел много поститься в этот месяц. Или же в жизни пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) возникали различные обстоятельства (поездки, болезнь и т.д.), препятствовавшие ему много поститься в аль-Мухаррам ».

Ибн Раджаб (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Существует разногласие среди богословов по поводу того, какой из запретных месяцев является наилучшим. Аль-Хасан аль-Басри и другие ранние ученые сказали, что лучшим из запретных месяцев является аль-Мухаррам . Ряд учёных, живших позднее, также предпочли это мнение. Приводится, что аль-Хасан сказал: «Поистине, Аллах начал год с запретного месяца (аль-Мухаррам) и завершил его также запретным месяцем (Зуль-Хиджа). И после Рамадана нет такого великого месяца в году, как аль-Мухаррам».

Из-за строгой запретности этого месяца раньше он назывался месяцем Аллаха аль-Асамм (в переводе с арабского языка – «глухой» или «закупоренный»). Имам ан-Насаи привел хадис от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Я спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Какая часть ночи является наилучшей? И какой месяц является наилучшим?» Посланник Аллаха ответил: «Наилучшей частью ночи является её середина, а наилучшим месяцем – месяц Аллаха, который вы называете аль-Мухаррам».

Из особенностей месяца аль-Мухаррам – то, что в нем присутствует день Ашура, а в соответствии с Сунной этот день рекомендуется проводить в посте. Ашура является десятым днем этого месяца.

Приведём некоторые хадисы, указывающие на достоинство этого дня:

1. Ар-Рубайа бинт Муаввиза (да будет доволен ею Аллах) сказала: «В середине дня Ашура Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил человека к селениям ансаров со словами: «Кто сегодня не постится, пусть воздерживается от еды и питья до конца дня, а кто постится с утра, пусть продолжает пост» . После этого мы постились и велели поститься нашим детям. Мы делали им игрушки из крашеной шерсти, и если кто-то начинал плакать, желая покушать, мы давали ему эту игрушку до тех пор, пока не наступит время разговения» (Аль-Бухари, 1960).

2. Сообщается, что Ибн Аббас сказал: «Пророк прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это великий день! Именно в нем Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и Муса стал поститься в этот день». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я более близок к Мусе, чем вы!» Затем он постился и велел соблюдать этот пост» (Аль-Бухари, 2004).

3. Сообщается, что Ибн Аббаса спросили о посте в день Ашура, на что он ответил: «Мне неизвестно, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в какой-либо день из-за его превосходства над другими днями, кроме этого дня, или в какой-либо месяц из-за его превосходства над другими месяцами, кроме Рамадана» (Муслим, 2718).

4. Сообщается, что Абу Катада (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто постится три дня в каждом месяце и в течение Рамадана, тот словно постоянно бывает в посте. За пост в день Арафата я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день Ашура я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года» (Муслим, 2803).

Просим Аллаха простить наши грехи, совершённые в прошлом, и просим у Него помощи и содействия в совершении благих дел в будущем.

Подготовлено редакцией сайта « »
www.сайт

  • — Нуфаи ибн аль-Харис. Абу Бакра-это его кунья. Уважаемый читатель! Не путайте его с самым известным и лучшим сподвижником Пророка, صلى الله عليه وسلم, Абу Бакром.

Зуль-хиджа — последний, 12 месяц мусульманского лунного календаря, который в 2018 году начинается 13 августа. После этого наступит новый месяц — мухаррам, который станет началом 1440 года по календарю хиджры.

Хиджра — исламский календарь, составленный в соответствии с Кораном и его неукоснительное соблюдение — священная обязанность каждого мусульманина. Отсчет времени (календарных годов) по Хиджре начинается с 16 июля 622 года по григорианскому летоисчислению, с момента переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.

В основе мусульманского календаря Хиджры лежит лунный годичный цикл. Лунный год короче солнечного и составляет 354 — 355 дней, и поэтому год от года происходит своего рода смещение солнечного календаря от лунного на 11-12 дней.

Месяцы Хиджры никак не привязаны к временам года и к сезонным работам, поэтому новый год может начинаться в разное время года — и летом, и осенью, и зимой.

Зуль-хиджа

Последний месяц мусульманского лунного календаря в 2018 году начинается 13 августа. Зуль-хиджа считается периодом строгого запрета на все недобрые деяния, которых нормальный человек в принципе должен остерегаться в своей повседневной жизни: всякое насилие, проявление нетерпимости, сквернословие, воровство и другие дурные дела и намерения.

Зуль-хиджа, в переводе с арабского означающий "обладающий паломничеством", в исламе относится к числу четырех священных месяцев — время совершения паломничества по святым местам.

Обеспечение безопасности паломников сулило хорошую торговлю и большую прибыль. По этой причине эти месяцы арабского календаря и стали "запретными", во время которых согласно мусульманской традиции, нельзя было вести военные действия, убивать и проливать кровь.

Для мусульман особенно важными являются первые десять дней этого месяца. Именно в это время мусульмане всего мира отправляются в хадж — паломничество по святым местам. Хадж длится три дня — с 7 по 9 число месяца зуль-хиджа.

Хадж является одним из пяти столпов веры и имеет большое духовное значение. Однако ислам не требует от мусульман обязательного исполнения этого предписания. Это связано с тем, что не каждый мусульманин может позволить себе отправиться в паломничество из-за финансовых затруднений или по состоянию здоровья.

Однако, несмотря на все трудности, каждый правоверный мусульманин стремится хотя бы раз в жизни побывать в святых местах.

Во время хаджа верующие отметили еще один праздник — День Арафа или стояние на горе Арафат. В этот день участники хаджа посетили гору Арафат близ Мекки, где, по преданию, встретились пророк Адам и его жена Хава (Ева) после изгнания из рая и где были приняты их молитвы.

В День Арафа верующим предписано поститься и молиться об искуплении своих грехов.

Закончилась первая декада месяца зуль-хиджа праздником жертвоприношения — Ид аль-Адха, более известным как Курбан-байрам. Он отмечается через 70 дней после праздника Ид аль-Фитр (Ураза-байрам), знаменующим окончание поста в месяц Рамадан.

Отмечают праздник в долине Мина вблизи Мекки, и длится он три дня. Во время Курбан-байрама верующие приносят в жертву барана или другой крупный рогатый скот.

Первые десять дней месяца зуль-хиджа являются высокочтимыми и ценными для мусульман всего мира, в эти дни следует поститься и стремиться делать как можно больше благих деяний. К благим делам относятся как молитвы и милостыня, так и дополнительные посты.

Поэтому желательно соблюдать пост в первые девять дней месяца, особенно в День Арафат — девятый день месяца зуль-хиджа, который в 2018 году мусульмане отмечали 21 августа. Пророк Мухаммад сказал, что пост в День Арафат искупает грехи предыдущего и следующего года.

В Курбан-байрам поститься запрещено. Накануне данного праздника мусульман рабочий день сокращается на один час.

Мухаррам

В первый день священного месяца мухаррам наступает новый 1440 год по Хиджре. Рас-ас-Сана (День хиджры) в 2018 году по грегорианскому календарю приходится на 11 сентября.

Отмечать как-то по-особому наступление лунного Нового года у мусульман не принято. В этот день в мечетях читают проповедь, посвященную переезду пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.

Мусульмане уверены, что, если они будут усердно молиться в течение этого периода о прощении грехов и совершать добрые дела, на них снизойдет божье благословение и весь остальной год будет благополучным. Поэтому и первый день месяца мухаррам проводят в молитве.

Первые 10 дней нового года почитают в мусульманском мире благословенными для всех хороших начинаний. В это время принято играть свадьбы, приступать к строительству домов и строить планы на будущее.

Сам месяц мухаррам — наряду с месяцами раджаб, зуль каада и зуль-хиджа —каждый мусульманин должен постараться провести в служении Всевышнему, который запретил на это время конфликты, кровную месть, войны и так далее.

Мухаррам — месяц покаяния и богослужения. Каждый мусульманин должен постараться провести этот месяц во служении Богу. В одном из изречений Мухаммеда говорится: "Мухаррам является самым лучшим для соблюдения поста после месяца Рамадан".

В другом изречении говорится: "Тому, кто постился один день в месяце мухаррам, воздается как за 30 постов".

Согласно еще одному изречению, большое вознаграждение ждет мусульманина, соблюдавшего пост в четверг, пятницу и воскресенье месяца мухаррам.

Пост во время священного месяца мухаррам, также, как и пост во время священного месяца Рамадан заключается в отказе от пищи в светлое время суток, в духовном очищении, в посвящении себя молитвам, покаянию и богослужению.

В день наступления Нового года священнослужители желают всем мусульманам мира, добра и благополучия, благости и обильных милостей Всевышнего Аллаха.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Месяц Мухаррам является первым месяцем мусульманского календаря. Это тот месяц, который был возвеличен самим Всевышним в следующих словах Корана: «Воистину, число месяцев у Аллаха двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (Покаяние: 36).
Также, упоминание о нем не раз встречается в высказываниях Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует). Например, в одном из хадисов сказано: «Год состоит из 12 месяцев, из них четыре запретные, три приходят поочередно: Зуль-Ка`да, Зуль-Хиджа и Мухаррам, а (четвертый месяц) Раджаб находится между Джумаада и Шаабаном» (Сахих Бухари).
Причина наименования месяца таким названием
По словам историков, первым кто назвал лунные месяца такими названиями, какими они сейчас известны, был Килаб, пятый прадед нашего Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует), примерно в 412 году. Месяц Мухаррам был наименован данным именем из-за того, что в нем запрещалось проводить сражение.
Достоинства месяца Мухаррам
1 – Он является одним из запретных месяцев. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) о словах Всевышнего «Не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» сказал следующее: «Аллах запретил несправедливость во все месяца года, затем четыре из них Он особо подчеркнул, сделав их запретными. Как грех, совершенный в эти месяца Он преумножил, так и благой поступок».
2 – Присоединение месяца Мухаррама к Аллаху. Всевышний Аллах возвеличил этот месяц и связал с собой путем почтения. Имам Ибн Раджаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) назвал Мухаррам месяцем Аллаха, и это присоединение указывает на достоинство месяца, поскольку Аллах не присоединяет к себе, кроме как особые создания».

3 – Особая награда за пост. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наилучший пост после Рамадана – пост в месяц Аллаха Мухаррам» (Сахих Муслим). Али Кари, комментируя этот хадис, сказал, что «скорее всего, желательно постится целый месяц Мухаррам». Однако другие комментаторы считают иначе, так как Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) только в месяц Рамадан постился полностью. Из-за этого, под смыслом данного хадиса, они подразумевают сильное прививание интереса к посту, а не совершения поста во все дни месяца.

Пост в день Ашура

Ашура – это десятый день месяца Мухаррам. В начальную эпоху Ислама пост в этот день был обязательным. Затем, когда Всевышний Аллах ниспослал аят о посте месяца Рамазан, пост в день Ашура стал желательным.
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «По прибытии в Медину Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) увидел иудеев постящимися в день Ашура. Он спросил о причине этого. Ему ответили, что Аллах спас Мусу и народ его от зла их врага именно в этот день. Поэтому Муса постился в этот день в благодарность Творцу. Посланник Господа воскликнул: «Я более достоин относительно [оставленного] Мусой [как продолжающий и завершающий цепь Господних пророков]». Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) постился сам и приказал другим».
Пост Ашура был известен даже в доисламскую эпоху. Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала: «День Ашура был днем поста для арабов еще до начала пророческой миссии Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует)». Комментируя это предание, Куртуби сказал: «Наверно курайшиты в качестве доказательства о законности данного вида поста опирались на шариат прежних народов».

Достоинство поста Ашура

Абу Катада (да будет доволен им Аллах) передает: «Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) спросили о посте в день Ашура, на что он ответил: «Я думаю, что Всевышний Аллах (посредством поста) простит грехи за предыдущий год» (Сахих Муслим). Желательно, также держать пост в 9-й и 11-й день, или хотя бы в один из них, поскольку Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) побуждая к этому, сказал: «Отличайтесь от иудеев», которые постились только на десятый день.

Подготовил в печать С.Муртазаев

Месяц Мухаррам является одним из четырёх, священных для мусульман месяцев, а 10-й день месяца называют днём ‘Ашура (от слова «ашара», что означает «десять») Относительно этого дня существует много разных историй и притч. Исторически так сложилось, что на протяжении многих тысячелетий, возможно, и миллионов лет, на этот день приходились значительные события, которые касались некоторых пророков (мир им) и Творца (Свят Он и Велик).

День ‘Ашура ‒ день поминовения пророков посланников Аллаха (мир им). В этот день Аллах оказал помощь и внимание 10 пророкам, а так же это один из десяти дней, когда Всевышний проявляет свою щедрость.

Первое историческое событие, связанное с этим днём, произошло во времена праотца всего человечества и пророка Адама (мир ему). По Своей милости, Всевышний принял покаяние у Адама в день Ашуры.

Пророк Идрис (Енох) (мир ему) был вознесён в день ‘Ашура.

Идрис попросил надежного друга из числа ангелов вознести его на небеса. Тот согласился удовлетворить просьбу и начал подниматься вместе с пророком в непостижимую высь. На четвертом небесном уровне они повстречали ангела смерти и спросили: «Скажи, пожалуйста, сколько осталось жить Идрису?» «А где он?» ‒ уточнил ангел смерти. «Да вот он», ‒ воскликнул друг Идриса. «Удивительно, мне было приказано забрать его душу на четвертом небесном уровне, хотя он [как человек] вроде бы должен быть на земле?!» И забрал душу Идриса.

св. хадисов Ибн Хаббана

Ибн Кутейба говорил, что «Идрис был вознесён ангелом, когда ему было триста пятьдесят лет ». [См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т., 2000. Т. 8. С. 463.]

День ‘Ашура является одним из знаменательных дней и для общины пророка Нуха (Ноя) (мир ему). В этот день Аллах даровал Нуху (Ною) (мир ему) и его последователям, находившимся вместе с пророком на ковчеге, спасение от гибели в водах Великого потопа. Ноев Ковчег утвердился на горе аль-Джудий. (Св. Коран, 11:44)

В этот день родился пророк Ибрахим (Авраам) (мир ему), в этот день он был вознесён на уровень халиля, в этот же день был спасён от огня.

Именно на этот день пришлось спасение пророка Мусы (Моисея) (мир ему) и его народа, от зла фараона, который был потоплен вместе со своим войском.

Один из величайших примеров искренней и грамотной набожности пред Богом в истории человечества ‒ пророк Юнус (Иона) (мир ему) ‒ был спасён из брюха кита в день ‘Ашура. Кит, из желудка которого он взмолил Аллаха о спасении, подплыл к берегу и, раскрыв пасть, выпустил его.

В это день Аллах принял покаяние (тавба) Дауда (Давид) (мир ему).

Аллах провёл через испытание и трудность пророка Сулеймана (Соломона) (мир ему), лишив его на некоторое время власти и могущества. В день ‘Ашура Всевышний вернул своему прекрасному рабу власть.

В этот день был живым вознесён к Господу пророк Иса (Иисус) (мир ему), чтобы потом вернуться на землю до Конца Света.

Пост в день ‘Ашура

В день ‘Ашура пророки Нух и Муса (мир им), в знак благодарности Господу Миров за чудесное спасение соблюдали пост. О посте в день ‘Ашура жителям Аравии было известно с древних времён. В этот великий день соблюдали пост даже арабы во времена джахилии. Однажды племя курайшитов совершило нечто греховное, и это отягощало их, им было сказано поститься в день ‘Ашура для искупления греха. [См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 259; аль-Кардави Ю. Фатава му’асыра. Т 1, с. 399]

В этот день курайшиты меняли материю, которой покрывались стены Каабы, это была торжественная и почётная традиция арабов.

Мать правоверных ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

День ‘Ашура был днём поста для арабов ещё до начала пророческой миссии Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Когда Пророк прибыл в Медину, он сам постился в этот день и приказал другим поститься. После установления обязательного поста в месяц Рамадан Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал людям: «Кто хочет, тот может поститься [в ‘Ашура], а кто не желает, тот может не поститься.

св. хадисов аль-Бухари (2003), Муслима (1130)

В первые годы Ислама пост в день ‘Ашура был обязательным постом, и даже после перенесения обязательного поста на Рамадан, у него осталось почётное положение.

Один из величайших сподвижников Ибн ‘Аббас рассказывал: «Пророк прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура. Он спросил их: «Что это?», они ответили: «Это великий день, в этот день Аллах спас Мусу и утопил семейство фараона, и Муса постился этот день, в благодарность Аллаху». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я ближе Мусе, чем вы», затем он постился и велел соблюдать этот пост».

св. хадисов аль-Бухари (3397)

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) показал тем самым своим сподвижникам, что эти события имели место быть, таким образом подтвердив единство корней монотеистических религий в том числе и в религиозной практике.

Пост в день ‘Ашура является желательным (мустахаб). Верующий человек всегда помнит слова Всевышнего, переданные в хадисе-кудси:

Самым любимым из всего, что бы ни делал раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является вмененное Мною ему в обязанность. И будет раб Мой стремиться приблизиться ко мне Мне, совершая дополнительное, пока не будет проявлена к нему Моя Божественная любовь.

Аль-Бухари Рияд: Аль-Афкяр ад-давлийя,

1999. С.1247, хадис №6502

Если этот пост провести, как положено, с надеждой на Аллаха, праведно и правильно, то Аллах прощает за него грехи всего прошедшего года.

Вот несколько хадисов о посте в день ‘Ашура:

Кто постится три дня в каждом месяце и рамадан, тот словно постоянно в посте, за пост в день Арафата, я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день ‘Ашура, я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года.

Св. хадисов Муслима (2803)

Лучший пост после рамадана - это пост в месяце Аллаха, мухарраме.

Св. хадисов Муслима (1163)

«Когда настанет будущий год, если пожелает Аллах, то будем поститься и девятый день», но не успел настать следующий год, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер.

Св. хадисов Муслима (2722)

Поститесь в день ‘Ашура, но не будьте [излишне] похожи на иудеев, поститесь [также] в день до него и день после.

Хадис от Ибн ‘Аббаса,

св. хадисов Ахмада (2154)

Имам Ахмад сказал: «Тот, кто желает соблюдать пост в день ‘‘Ашура, пусть постится девятого и десятого числа. Если же он станет сомневаться в вычислении месяца, то пусть постится три дня, и это говорил Ибн Сирин ». [См. “аль-Мугъни” 4/441]

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: «Пост в этот день имеет три вида: Наилучший из них - это пост с днем до и днем после него. Затем следующий вид - это соблюдение поста в девятый и десятый день, и на это указывают большинство хадисов. И после этого идет соблюдение поста только в день ‘Ашура, десятого числа. А что касается соблюдения поста только девятого числа, то это является причиной неправильного понимания хадисов этой темы и его путей передач! И это мнение ошибочное с точки зрения языка и шариата ». [См.: Задуль-ма’ад, 2/76]

Также относительно поста в день ‘Ашура’, день до него и после (9, 10, 11-й дни месяца Мухаррам) можно посмотреть в книгах: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 256-261, хадисы № 1706-1714 и комментарии к ним; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 303, хадисы № 528-530, все «сахих».

В Священном Коране сказано:

Спешите заслужить прощение от Господа вашего и райскую обитель, обширную, как Земля и небеса, что уготована для богобоязненных.

Св. Коран, 3:133

Пусть же Всевышний поможет нам понять суть нашего бренного бытия, извечного и вместе с тем конечного предназначения человека, и выбрать тот путь, который соответствует Его Слову и ведёт к достижению счастья и благополучия в обоих мирах ‒ в мире земном и в мире вечном! Амин.

Радия Завдетовна,

Махалля №1

*С комментариями Ш. Аляутдинова

Использованные источники:

Ш. Аляутдинов «Ответы на ваши вопросы об Исламе»

Ш. Аляутдинов «Священный Коран. Смыслы»

Ш. Аляутдинов «Путь к вере и совершенству»

Мухаррам - месяц, с которого мусульмане начинают свой лунный календарь по Хиджре. Это один из четырех запретных месяцев, о которых говорится в Священном Коране:

«Воистину, число месяцев у Аллаха двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца у них-запретные».

(сура «Ат-Тауба»;45)

К запретным месяцам, в которые нельзя вести никакие войны, относятся Мухаррам, Зуль-Кагда, Зуль-Хиджа, Раджаб. Мухаррам - очень важный месяц в мусульманском календаре. Если провести этот священный месяц в богослужении, то милость Аллаха распространится на все остальные месяцы года. Ведь 1-го Мухаррама начинается новый мусульманский год по Хиджре.

Хиджра - это переселение Пророка Мухаммада(да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников из Мекки в Медину в 622 году. Событие, с которого ведется мусульманское летоисчисление, сыграло выдающуюся роль в становлении Ислама. Хиджра знаменовала собой начало нового победного этапа в распространении религии Единобожия.

Месяц Мухаррам располагает и другими достоинствами. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «После Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха Мухаррам». Каждый день поста в этот священный месяц имеет большое значение и вознаграждается Всевышним. Весь месяц Мухаррам является священным.

Но есть в Мухарраме один день, который особенно ценен. Это - день Ашура . В переводе с арабского «ашура» означает «десятый», то есть десятый день месяца Мухаррам. Множество событий в истории человечества произошло именно в этот день: сотворение Аллахом Всевышним небес и земли, первого человека и пророка Адама; спасение пророка Ибрахима от огня; вознесение пророков Идриса и Исы на небо; ниспослание Торы пророку Мусе; спасение Мусы и его последователей от фараона; была дарована безгрешность Пророку Мухаммаду (мир всем пророкам) и другие.

С днем Ашура связано еще одно событие в истории человечества – Всемирный Потоп, который начался первого числа месяца Раджаб и продлился шесть месяцев. Через шесть месяцев пророк Нух (Ной), мир ему, взмолился Господу, чтобы Аллах позволил ковчегу пристать к безопасному берегу. Всевышний спас Нуха (мир ему) и тех, кто был с ним. Это случилось в день Ашура. Как передают хадисы, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) переселился из Мекки в Медину, то увидел, что мединские иудеи постятся в десятый день Мухаррама. Они говорили, что это день, когда пророк Муса (мир ему) и его последователи чудесным образом пересекли море и спаслись от фараона. Услышав это, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мы ближе к Моисею, чем вы», - и призвал мусульман поститься в день Ашура.

Пост в день Ашура был обязательным до тех пор, пока Всевышний не предписал обязательный пост в Рамадан. С этого времени пост в день Ашура является сунной. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не пропускал этот пост.

Согласно хадисам, чтобы мусульманский пост отличался от иудейского, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) советовал мусульманам поститься не один день, как иудеи, а три: девятого, десятого и одиннадцатого Мухаррама. По словам досточтимого Пророка (да благословит его Аллах и привествует) пост в день Ашура очищает верующего от грехов за предыдущий и последующий годы, а за крупицу подаяния (садака) в этот день Всевышний даст вознаграждение величиной с гору Ухуд. В день Ашура следует совершать много богослужения, читать Коран, раздавать садака, навещать больных, щедро кормить свою семью.

День Ашура – самый ценный день Мухаррама, который часто называют месяцем Ашуры. Для российских мусульман Мухаррам стал месяцем, который даровал им истинный и верный путь - религию Ислам.

16-го Мухаррама 310 года Хиджры (в июне 922 года по григорианскому календарю) волжские булгары приняли Ислам в качестве официальной религии. Правитель Волжской Булгарии хан Алмуш написал письмо багдадскому халифу Аль-Муктадиру с просьбой направить в Булгарию проповедника Ислама. Посольство халифа прибыло в Великий Булгар 12 мая 922 года и было встречено самим ханом Алмушем, который произнёс «Воистину, Аллах Могучий и Великий даровал мне Ислам и верховную власть повелителя правоверных, и я – раб Аллаха, и это дело, которое Он возложил на меня, свершу…»

Принятие Ислама Волжской Булгарией в качестве официальной религии сыграло выдающуюся определяющую роль в истории, культуре, науке, литературе и образовании многих народов России, в том числе татар и башкир. Мусульмане России, в знак благодарности Всевышнему, ежегодно собираются на древней земле Булгара, отмечая годовщину принятия религии Ислам своими далёкими предками - события, дополнившего перечень тех величайших чудес, которые произошли по Воле Аллаха в Священный месяц Мухаррам.