Женитьба Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на ‘Аише. Некоторые особенности и превосходства, дарованные Всевышним Аллахом только Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует)

Он подчинился и выполнял свою миссию более двадцати лет, неся на своих плечах залог счастья в обоих мирах для всего человечества. Он был гарантом прогресса в сфере человеческого сознания, погрязшего в иллюзиях эпохи невежества, отягощенного и опутанного узами лишь мирских устремлений.

Когда же часть людей смогла подняться выше обыденности, взглянуть на мир другими глазами и стать его верными спутниками на тернистом пути, начался поединок с теми, кто страстно желал потушить зажженный в сердцах людей свет веры.

И первое сражение, сражение за сердца людей, еще не закончено, ибо оно продлится до начала вечности. Ему не даст прекратиться шайтан, греховные цели и деяния которого в глубинах душ не останавливаются никогда.

На протяжении более чем двадцати лет, несмотря на все тяготы жизни, преодолевая бесконечные трудности, проявляя исключительное терпение в любых обстоятельствах, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не прекращал свой призыв, от которого ничто не могло его отвлечь.

Более двадцати лет он стремился пробудить в людях то естественное признание Бога, что заложено внутри каждого.

Простаивая ночи в молитвах, со слезами на глазах взывая ко Всевышнему, читая Его коранические и вселенские знамения, он был полон трепета и мольбы ко Всевышнему за свою умму, за всех тех, кто последует по его пути вплоть до Судного Дня.

В течение всей своей жизни, оставаясь на самом высшем уровне благонравия и верности, набожности и праведности, где слова подтверждают действия, а действия — слова, он олицетворял наилучший пример для тех миллиардов людей, что примут его призыв и ответят на него.

Что же изменилось к моменту завершения пророческой миссии?

Весь Аравийский полуостров, где ранее царил дух невежества с искаженными критериями ценностей, был распространен произвол и рабство, безумная роскошь соседствовала с крайней степенью нищеты, покорился его призыву. Разрозненные племена и народы объединились. Не осталось ни принужденных, ни принуждаемых, ни господ, ни рабов, ни притеснителей, ни притесняемых. Ибо все люди стали равны пред Творцом. Теперь преимущество арабов и неарабов, белых и черных определялось лишь степенью благочестия, ибо все люди являются потомками Адама, а Адам сотворен из земли. Для людей того периода стали реальностью человеческое единство и социальная справедливость. Был создан мир, основанный на чистоте, свободе, на вере, справедливости и достоинстве. Лик земли преобразился. Изменился весь ход истории.

Доведя до людей вверенное ему, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) почувствовал, услышал своим сердцем тайный голос, предвещавший приближение конца его пребывания на этой земле. Известен эпизод, когда, отправляя в очередной раз в Йемен Му‘аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах), увозившего с собой Божьи откровения, посланник Аллаха сказал:

يَا مُعَاذُ إِنَّكَ عَسَى أَلاَّ تَلْقَانِي بَعْدَ عَامِي هَذَا…وَ لَعَلَّكَ أَنْ تَمُرَّ بِمَسْجِدِي وَ قَبْرِي

«Му‘аз, возможно, что в следующем году ты уже не встретишь меня. Ты сможешь посетить разве что мою могилу и мечеть».

Глаза Му‘аза наполнились слезами, и он замер на месте от услышанного /2/ .

Но прежде, чем Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) покинул сей мир, Всевышний пожелал показать Своему Любимцу плоды его призыва и дать ему возможность встретиться с представителями разных племен, чтобы донести прощальные назидания.

На десятый год хиджры Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объявил о своем намерении совершить хадж. В Медину съехалось огромное множество людей, каждый из которых желал принять участие в паломничестве под руководством посланника Аллаха. Со слов Джабира передается: «Когда верблюдица Пророка достигла аль-Байда, я обратил взор вперед и повсюду были люди: пешие и верхом; посмотрел по правую, левую стороны — также, взглянул назад — не было видно ни конца, ни края собравшимся людям» /3/ .

Во время этого паломничества, которое стало самым благодатным и благословенным из всех, Пророк произнес речь, состоявшую из мудрых наставлений и названную впоследствии خطبة الوداع — Прощальной Проповедью. Ведь он знал, что многих своих сподвижников, преданно любивших его, он видит в последний раз…

Каждый из собравшихся в тот день в долине Арафа, внемля словам посланника Божьего (да благословит его Аллах и приветствует), был особенно внимателен. В дальнейшем именно эти слова пронесли сквозь века многие из тех, кто желал быть одним из его последователей. Сегодня же та проповедь обращена к каждому из нас.

Что сказал пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) в последней проповеди?

Ниже приведу то, что хотел донести до людей пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) — Гордость рода человеческого, лучшее из творений Божьих, прежде чем покинуть сей бренный мир…

"О люди, внемлите моим словам, ибо не знаю, увижу ли я вас снова здесь, на этом месте после сего года.

Поистине, ваша жизнь и ваше имущество должны быть для вас столь же священны, сколь священен сей день, сей месяц, сей город (Мекка). Поистине, Господь запретил вам проливать кровь и посягать на имущество других подобно тому, как запретил это в данном городе в столь священный день и месяц.

Без всякого сомнения, вы встретитесь с вашим Господом, и Он спросит о ваших поступках и деяниях. Я же довел до вас то, что было на меня возложено.
Пусть тот, кому что-то вверяется на хранение, возвращает это его владельцу (будьте надежны во вверенном вам)!

Все ростовщические сделки, проценты с долгов, имевшие место быть между вами ранее, отменяются. Вам же надлежит возвращать только ту сумму, которую вы берете в долг. Не посягайте на права и свободы других и не будут нарушены ваши. Аллах запретил брать проценты с долгов, и поистине, все проценты с долгов, причитавшиеся моему родному дяде Аббасу ибн Абдуль Мутталибу, отменяются.

Поистине, отменяется все, что было во времена язычества, отменяется и месть за кровь, пролитую в тот период, и первая кровная месть, которую я отменяю, — это месть за кровь Ибн Раби‘ бин аль-Хариса.

О люди! Воистину, Дьявол потерял надежду на то, что ему когда-либо будут поклоняться на вашей земле (Аравийском полуострове). Но он будет доволен, если вы покоритесь ему хотя бы в том, что на ваш взгляд незначительно. Сторонитесь и этого, дабы уберечь свою религию!

О люди, поистине, перенесение священного месяца на срок иной — укрепление неверия. Этим вводятся в заблуждение те, кто не веруют. Они считают дозволенным этот месяц в один год, в другом же — делают его запретным, чтоб привести в согласие с тем сроком, который повелел Творец считать запретным. Тем самым они разрешают запрещенное Богом и запрещают разрешенное Им.

Поистине, время, непрестанно движущееся по кругу, достигло момента, в котором оно было в день сотворения Богом небес и земли. В году — двенадцать месяцев, из них четыре священных: Зуль-Ка‘да, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб.

Я завещаю вам страшиться Божьего гнева, соблюдая права и свободы женщин! Поистине, у мужей есть права на своих жен, и у жен есть права на своих мужей. Вы имеете право на то, чтобы ваши жены не приводили в ваши дома кого-либо, кто неприятен вам (кого-либо, не испросив вашего согласия), а также на то, чтобы они не переходили границ приличия. Если же они будут так поступать, то вы вправе покинуть их ложе и выказать укор. Права же женщин в отношении вас состоят в том, чтобы вы обеспечивали их материально согласно общепринятым нормам. Относитесь к женам благожелательно, ибо, поистине, они привязаны к вам словно пленницы и ничем не обладают единовластно (женясь, вы всецело отвечаете за них пред Богом). Ведь вы взяли их в жены как доверенную вам Господом ценность и с именем Творца вступили с ними в законный брак.

Прислушайтесь, о люди, к моим словам! Поистине, я донес до вас возложенное на меня. И я оставил для вас то, руководствуясь чем вы никогда не собьетесь с пути истинного. Это — Священное Писание и жизненный путь Пророка!

О люди, внемлите моим словам и осмыслите их. Твердо знайте, что мусульманин — брат мусульманину и что все мусульмане — братья. И недозволительно человеку брать что-либо из принадлежащего другому, кроме того, что тот передаст ему по доброй воле. Так не притесняйте же самих себя (нанося ущерб другим)!

О люди, Всевышний дал каждому его права. Не полагается доля завещания наследнику [поверх того, что он законно получил]. Дети принадлежат тому, у кого они родились. Касательно прелюбодеев: они обречены на лишения. Гнев Аллаха, проклятие ангелов и всех правоверных на том, кто вздумает утверждать, что относится к роду иному, нежели его отец, и на том, кто претендует на чужих родственников. Аллах не примет от таковых ни возмещения, ни оправдания.

О Господи, донес ли я возложенное на меня?

Поистине, вы предстанете пред вашим Создателем! Так не посягайте на жизнь друг друга после меня, предавшись старым, языческим заблуждениям!

Пусть присутствующий передаст это наставление отсутствующему. Возможно, тот, кому оно будет передано, поймет и воспримет его лучше того, кто находится здесь и слушает.

О люди, поистине, не будет пророка после меня и не будет общины после вас [это — заключительный этап религиозного развития человечества], так поклоняйтесь вашему Господу, совершайте пять молитв, соблюдайте обязательный пост, выплачивайте закят с вашего имущества по своей воле, совершайте хадж к Дому Господа, подчиняйтесь вашим [законным] правителям, и вы войдете в Рай.

Завтра (в Судный День) вы будете спрошены обо мне. Что же вы скажете?"

Сподвижники Пророка ответили: «Мы засвидетельствуем, что ты донес до нас религию, что ты добросовестно выполнил свою миссию, что давал нам советы и наставлял нас».

После этого Пророк, указав на присутствующих людей, трижды воскликнул: «Будь же свидетелем, о Господи! Будь же свидетелем, о Господи! Будь же свидетелем, о Господи!»

После того как Пророк завершил свою прощальную проповедь, Всевышний ниспослал следующие слова:

…Сегодня Я довел до совершенства для вас религию, и довел до конца милость Свою, и одобрил для вас Ислам в качестве религии…

Священный Коран, 5:3

По истечении восьмидесяти одного дня после ниспослания данного аята Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), завершив свою миссию, покинул сей мир, умер.

Материалы взяты с сайта: umma.ru

Мы и дети

«Прекрати сейчас же!», «Уйди отсюда, надоел!»: в последнее время подобное обращение взрослых к детям становится все более распространенным. При этом нередко используются оскорбительные выражения.

Проделки детей могут быстро лишить терпения их родителей, учителей и воспитателей. Особенно, если дети — умные, любопытные, энергичные, смелые, бойкие и уверенные в себе.

Дети — большое благо от Аллаха. Их наличие и праведное воспитание — основа крепкого семейного рода.

Многие из нас хорошо осведомлены о широких правах родителей, данных нам Исламом, и старательно пытаются довести их до своих детей. Но при этом мы нередко забываем о том, что дети рождаются тоже со своими исламскими правами. И исполнять их — наша обязанность. Даже у плода в утробе матери, которого мы не видим и не слышим, — даже у него есть свои права, которые, в частности, приводят к задержке в распределении наследства и сказываются на правовых последствиях развода.

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, много раз сталкивался с шалостями и естественными стремлениями маленьких детей. Все это он встречал с образцовым терпением и добрым нравом.

В Коране Всевышний повелел нам брать пример с Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и это наш билет к тому, чтобы Аллах был доволен нами на том свете. Нам нужно обратить внимание на то, каким образом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, исправлял и упрекал маленьких детей, если они делали что-то такое, что в нынешние времена лишило бы многих нервных, нетерпеливых взрослых их терпения и выдержки.

Терпимость к «детским неожиданностям»

Младенцы, по своей природе, — пухленькие, круглощекие и аппетитные. Это букеты радости, которых всем нравится тискать, целовать и носить. Но все это до появления в пеленках чего-то пахучего и протекающего. Как только это происходит, до того времени любящий взрослый (особенно, если это мужчина) немедленно отводит в отвращении нос и быстро передает «груз» матери или няне.

Но не так поступал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Во времена, когда ни о каких непротекающих подгузниках не могло быть и речи, он часто брал младенцев на колени.

Так, Аиша, да будет доволен ею Аллах, сообщала:

«К Пророку принесли мальчика для совершения тахника. Но мальчик помочился на него, после чего Пророк промыл водой место, на которое попала моча» (Аль-Бухари).

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не стал выражать неудовольствие, не стал отказываться принимать новорожденного, даже когда тот помочился на его одежду! Это показывает его образцовый уровень терпимости к естественным потребностям младенцев.

В поведении Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, — урок для нас: не нужно раздражаться из-за естественных физических выделений у маленьких детей (будь то испражнения, выделения из носа или рвота), даже если все это отправляется прямиком на вашу одежду. Мы также должны помогать в удалении испражнений, не считая это чем-то ниже своего достоинства.

Терпимость к детским шалостям

Дети растут — и вот, они, энергичные и активные, уже карабкаются на колени и спины взрослых и ведут себя достаточно шумно.

Хорошо известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не только позволял детям такого возраста находиться в мечети во время совместных обязательных молитв, но и весьма терпимо относился к их проделкам во время намаза, даже если их шалости приводили к шуму и помехам.

Абдулла ибн Шаддад, да будет доволен им Аллах, передавал со слов своего отца следующее:

«Посланник Аллаха (мир ему) вышел, чтобы возглавить нас той ночью то ли в вечернем, то ли в ночном намазе. С собой он нес то ли Хассана, то ли Хусейна. Посланник Аллаха вышел вперед, положил (ребенка), произнес такбир и начал молиться. Во время намаза он перешел в земной поклон и надолго остался в таком положении. Мой отец сказал: «Я поднял голову и увидел на спине Посланника Аллаха ребенка. Тогда я снова перешел в земной поклон». Когда Посланник Аллаха закончил намаз, люди сказали: «О Посланник Аллаха, во время молитвы мы так долго совершали земной поклон, что подумали, не случилось ли чего и не нисходит ли на тебя в это время божественное откровение». Он ответил: «Ничего не произошло. Просто мой внук залез мне на спину, и мне не хотелось его тревожить, пока он не наиграется» (Ан-Насаи).

Данный хадис — прекрасный пример того, насколько терпимым был Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, по отношению к детскому озорству. Можно ли себе представить, чтобы в нынешние времена двух-четырехлетний ребенок взбирался на спину имама во время намаза в мечети? Какая будет реакция?

А Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, так и оставался в земном поклоне, пока ребенок не закончил свою невинную игру.

Упрек мягким прикосновением рук

Дети любят физическое выражение привязанности. Им нравится, когда их трогают, любя. Вместо того чтобы читать им длинные нотации о необходимости исправления ошибок, физическое удаление их от вреда более эффективно.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщал:

«К Посланнику Аллаха финики приносили сразу после сбора урожая. Разные люди приносили свои финики, пока (перед Пророком) не образовывалась целая гора. Как-то раз Аль-Хассан и Аль-Хуссейн играли с этими финиками. Один из них взял финик и положил себе в рот. Посланник Аллаха посмотрел на него, вынул финик из его рта и сказал: «Разве ты не знаешь, что потомки Мухаммада не едят из того, что дают в качестве милостыни?» (Аль-Бухари).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, лично вынув финик изо рта внука и коротко объяснив причину, выбрал самый эффективный способ быстрого разрешения ситуации. Какой маленький ребенок сам, добровольно выплюнет вкусный и сладкий финик?

Но в нынешние времена большинство родителей предпочитают кричать на детей, чтобы те чего-то не трогали или к чему-то опасному не приближались. Это игнорируется детьми, и тогда родители начинают раздавать затрещины и жестоко выговаривать детям в присутствии всех остальных.

Хадис дает нам урок о том, как правильно поступать в таких случаях: быстро встать и убрать ребенка от того, что для него вредно, при этом коротко пояснив причину.

«Посланник Аллаха был лучшим из людей по своему характеру. Как-то раз он послал меня что-то сделать. Я сказал: «Клянусь Аллахом, я не пойду», — но в сердце чувствовал, что нужно пойти и сделать то, что сказал мне Пророк Аллаха. Я вышел и встретился с ребятами, играющими на улице. Неожиданно Посланник Аллаха, подошедший сзади, поймал меня за шкирку. Когда я посмотрел на него, он, смеясь, сказал: «Анасик, пойди, куда велено». Я ответил: «Да, уже иду, Посланник Аллаха» (Абу Дауд).

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, использовал комбинацию физического прикосновения и мягких упрекающих слов, чтобы маленький Анас понял свою забывчивость. Пророк знал, что ребенок, по своей природе, может отвлечься от выполнения поручения играми с детьми на улице.

Данный хадис также указывает на то, что, когда ребенок уже начинает вовсю ходить, разрешается тренировать его легкими поручениями, но нужно помнить, что для него вполне естественно воспротивиться этому и отвлечься на игры с другими детьми.

Краткое пояснение детям для их исправления

Когда ребенок становится старше, то есть переступает порог шести-семилетнего возраста, он уже начинает понимать, что хорошо, а что плохо. Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел, что такой ребенок делает что-то не так, он мягко и кратко исправлял его и объяснял, как нужно правильно поступать. При этом он не оскорблял их, не грубил и не выставлял их в неприглядном свете перед окружающими.

Умар ибн Абу Саляма, да будет доволен им Аллах, сообщал:

«Я был мальчиком на попечении Посланника Аллаха. И у меня было обыкновение лазить рукой по всей тарелке. И Пророк однажды мне сказал: «Произнеси имя Аллаха (скажи «Бисмиллях»), ешь правой рукой и кушай то, что перед тобой» (Аль-Бухари, Муслим).

Маленьким детям тяжело на чем-то долго сосредотачиваться, в них очень много энергии, и они очень любопытны. Из-за этого им хочется все в этом мире узнать и попробовать, и почти все это для них — в новинку. Однако за этими естественными стремлениями нам, иной раз, видятся какие-то плохие мотивы. Такого непонимания можно избежать, если проявлять терпимость к их поведению, не унижая их и не делая им резких замечаний и несправедливых упреков.

Не кто иной, как Аллах, доверил маленьких детей нашему попечению. А потому нужно напоминать себе, что нельзя проявлять грубость и резкость. Аллах даже еще не записывает их «грехи», даже если они умышленно разобьют ценную вазу или залезут в наши ящики, которые мы старательно пытались закрыть от них.

Если мы в какой-то момент потеряем терпение, плохо отнесемся к своим детям, нужно сразу же искренно покаяться перед Аллахом. Родители, не сожалеющие и не кающиеся в совершенном им зле по отношению к детям, когда те малы, слабы и зависимы, столкнутся в пожилом возрасте с злопамятным, холодным потомством, ведь их дети вырастут с тревожными воспоминаниями детства, воплотившимися в глубокое недовольство спустя много лет.

Регулярно читая и изучая любящее, мягкое отношение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к детям, мы можем оградить себя от поведения, которое разгневает Всевышнего и подорвет отношения с нашими детьми.

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Хвала Аллаху, облачившему богобоязненных в облачение богобоязненности и взявшему на Себя защиту их одеяний, утешающему познавших Его отрадой наслаждения и общением с Утешителем, ибо мягок Он к терпеливым. О, украшение их собраний! Отправил Ты Мухаммада столь красноречивым, что самый витийственный пред ним онемел. Спорил с ним и Мусайлима, достигнув в споре этом лишь презрения, и строили они козни против Мухаммада немыслимые и Абу Джахль был из них самым презренным. Стреляли в него противники веры, но обернулись против них же стрелы их луков. Были сброшены вниз головой их главари в колодец, а ведь знали они его корни и родословную и то, что он был равным им и одним из них. Воистину, облагодетельствовал Аллах верующих, тем, что отправил к ним посланника из их числа, да благословит его Аллах. Да благословит Аллах и сподвижника его Абу Бакра, который в послушании был самым покорным из всех, Умара, победившего персидских императоров, несмотря на их гордыню и жестокосердие, Усмана - самого мягкосердечного и благонравного из них, и Али - любимца приверженцев сунны и их духовного наставника, и других сподвижников. Приветствуй же их благословенно.

Сказал Всевышний Аллах в ясном аяте Своего Великого Писания: «Воистину, облагодетельствовал Аллах верующих тем, что отправил к ним посланника из их числа. Читает он им аяты Его, очищает их, и обучает их Писанию и мудрости, а ведь были они прежде в явном заблуждении ». Сура «Семейство Имрана», 164 аят.

Мы говорим, что помощь в следовании истине только от Всевышнего Аллаха, ибо муфассиры сказали: «Воистину, облагодетельствовал Аллах верующих , …», то есть, оказал милость и одарил тем, что отправил в этот мир своего посланца. В аяте Всевышний Аллах упомянул именно верующих, ибо именно они пользуются больше других милостью его послания, хотя на самом деле Мухаммад, мир ему, милость для всех миров.

«…посланника из их числа , …» … из их рода, или нации, такого же араба как они, такого же человека, не ангела и не джинна. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был обычным человеком, как и все люди, но в тоже время он происходил из самого почётного рода и племени, и в этом должен быть убеждён каждый уверовавший человек».

Пророк Мухаммад, мир ему, является таким же человеком, как и все люди. Аллах не послал нам посланника из ангелов или джиннов, так как они имеют совсем иную природу, невозможно сопоставить возможности человека, его потребности с возможностями и потребностями ангелов и джиннов. К нам пришел пророк из людей, чтобы верующие могли брать пример с него, следовать за ним, стремиться быть таким же как он, это было бы невозможным если бы пророком выступало иное создание Аллаха.

Мы веруем в Мухаммада, мир ему, как в посланца Всевышнего не наделяя его божественными качествами. Мы утверждаем, что он посланник Бога и его раб. В своих молитвах мы обращаемся лишь к Господу Всемилосердному и не обращаемся к рабу Его Мухаммаду (да будет мир над ним). Мы просим у Всевышнего благословения и приветствия пророку Его, ибо он достоин того, так как он является предводителем верующих, последним посланцем Бога, заступником за верующих в День Суда. Мы признаем посланническую и пророческую миссию всех посланников и пророков Аллаха, упомянутых в Священном Коране и в благородной Сунне достохвального пророка Мухаммада, мир ему. Мы веруем и подтверждаем то, что до последнего пророка к каждому народу приходил свой посланник от Аллаха. Некоторых люди принимали, некоторых отвергали. Мы исповедуем свою религию – религию строго единобожества в том виде, в котором она была предоставлена нам Посланником Аллаха, мы ничего не добавляем и ничего не отнимаем из учения его. Мы соблюдаем традиции наших предков, которые не противоречат учению посланника Всевышнего. Мы уважаем и не враждуем с теми, кто не враждует и уважает нас и нашу религию.

Мухаммед (с.г.в.)1 родился в Мекке 29 августа 570 года от Рождества Христова - был понедельник, 12 раби аль-ауваль, год Слона (по лунному календарю). Он происходил из храброго и знаменитого племени Курейш. Дед его Абд ал-Мутталиб был старейшиной племени, хранителем Каабы, то есть очень почитаемым человеком. Отец его Абдулла бин Абдул Мутталиб умер, так и не увидев своего сына. В течение 4 лет Мухаммед (с.г.в.) жил обычной жизнью мальчика из кочевого племени в аравийской степи, куда увезла его из Мекки кормилица Халима из племени Бану Саад. С матерью Аминой мальчику было суждено прожить всего два года. В 6 лет он остался полным сиротой.

Вначале воспитанием будущего пророка (с.г.в.) занимался его дед Абд ал-Мутталиб, а после его смерти - дядя Абу Талиб. В семье дяди Мухаммед (с.г.в.) вел относительно самостоятельную жизнь, присутствуя при обсуждении важнейших общественных дел, при спорах на религиозные и моральные темы, при рассказах о торговых путешествиях, о приключениях в далеких странах, о преданиях старины и обычаях разных племен и народов. ВсT это способствовало его духовному развитию.

Мухаммед (с.г.в.) о своем детстве и юности говорил впоследствии просто и лаконично: "Я был сиротой". Сирота достигает зрелости раньше других детей. Он чувствует страдания сирот и сопереживает им в жизни.

В возрасте 12 лет Мухаммед (с.г.в.) совершил свое первое длительное путешествие с караваном своего дяди Абу Талиба в Сирию, выполняя посильную для своих лет работу. Продолжительное (полгода) и увлекательное путешествие мимо Ясриба и Табука позволило подростку познакомиться с разнообразными ландшафтами его родины - Аравии, ближе познать жизнь простого народа.

Примерно к 20 годам Мухаммед (с.г.в.) начал совершенно самостоятельную жизнь, без формальной опеки Абу Талиба. К этому времени полностью определился род его занятий - он был человеком, сведущим в торговле, умел водить караваны, нанимаясь к зажиточным торговцам в качестве приказчика, проводника караванов или торгового агента. По словам арабских историков, Мухаммед (с.г.в.) слыл человеком безукоризненной репутации, отличался прекрасные характером, честностью и добросовестностью, умом и сообразительностью, верностью данному слову.

В 25 лет Мухаммед (с.г.в.) женился на богатой вдове Хадидже, дочери Хувайлида. Брак их оказался на редкость счастливым. Хадиджа стала для своего мужа не только любимой женой, но и лучшим другом, советчиком и помощником на его трудном поприще пророка. Она родила ему детей: Касема, Абдуллу, Зейнаб, Рукаю, Ум-Кульсум и, наконец, Фатиму-захра ("прекрасную", "блестящую"). К огромному горю родителей, сыновья их умерли в детстве, а дочери еще при его жизни, после замужества. Только Фатима пережила отца на 6 месяцев.

Еще во время торговых путешествий, наблюдая религиозные верования разных народов, особенно иудеев и насара (христиан), сравнивая их с идолопоклонством своих единоплеменников, Мухаммед (с.г.в.) отмечал положительные и отрицательные качества этих религий. Он много размышлял о вере, о Боге и окончательно пришел к выводу, что Бог (Аллах) - один, и никакой идол не может его заменить. Сделанный руками людей, идол не может исполнять функции Аллаха. Поэтому поклоняться идолам - преступление перед единым Аллахом. Мухаммед (с.г.в.) молился Всевышнему Аллаху в полном одиночестве.

В молитве он находил, по собственным словам, "истинное наслаждение". Озарения, которые периодически осеняли его, позволяли всем своим существом чувствовать живое присутствие Бога в мире и в себе самом. Это наполняло Мухаммеда (с.г.в.) чувством просветленного счастья и блаженства, что приводило к стремлению всеми способами углубить и упрочить веру в Бога. А для этого требовалось постоянное очищение движений души, мыслей, слов и поступков: пост, молитва и созерцание. "Соединение верующего с Богом возвышением духа" возможно, как считал Мухаммед (с.г.в.), лишь в молитве. И он проводил в молитве треть или даже половину ночи, не считая дневных молитв.

Излюбленным местом молитв и размышлений Мухаммеда (с.г.в.) являлась расположенная в нескольких часах ходьбы от Мекки гора Хира (пустынный каменистый холм), где он чаще всего проводил весь месяц рамадан. В конце третьего года непрерывных молитв и религиозных исканий его труды увенчались успехом: к нему снизошло первое откровение Бога. В одну из ночей месяца рамадан 610 года сорокалетнему Мухаммеду (с.г.в.) на горе Хира впервые явился некто могучий и страшный2 и приказал ему (неграмотному!) читать, а когда Мухаммед отказался, сам прочел ему пять строк и приказал повторить их, и строки эти врезались в сердце Мухаммеда (с.г.в.): "Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твои щедрейший, который научил Каламом3, научил человека тому, чего он не знал".

Пять коротких строк, продиктованных Мухаммеду (с.г.в.) в одну из ночей рамадана (эта ночь в дальнейшем получила название Ночи Свершения, или Ночи Могущества), содержали важнейшие сведения о сущности Бога и Его отношении к человеку. Бог в них определен как всемогущий Творец, ни на секунду не покидающий мир в своей творческой заботе - творить сложное, совершенное и прекрасное. Пример его особого всемогущества - создание самого сложного и совершенного существа на земле - человека. Щедрейший Бог научил человека тому, чего тот не знал, - "каламом". Значит, Бог является основным источником знания для человека, и это знание нисходит к человеку в виде "писания". В священную Ночь Свершения, или Ночь Могущества, Джибрил сообщил Мухаммеду (с.г.в.) отрывок из небесного Корана, и тем самым было положено начало Корану земному - точной копии небесного подлинника.

Откровение, полученное па горе Хира, окончательно убедило Мухаммеда (с.г.в.) в правильности сложившихся у него религиозных представлений, он уверовал в их истинность так же, как в свою пророческую миссию. Первой приняла новую веру жена Мухаммеда (с.г.в.) Хадиджа, а затем его двоюродный брат и воспитанник Али и приемный сын Зайд. Самые близкие люди без малейших колебаний уверовали в Мухаммеда (с.г.в.), уверовали глубоко и на всю жизнь.

Первым среди курайшитов новую веру принял Абу Бакр ас-Сиддык, который стал активно проповедовать Ислам среди своих многочисленных друзей и знакомых. На первых порах проповедь новой веры проводилась в глубокой тайне. Распространение учения шло очень медленно: за 3 года Мухаммед (с.г.в.) приобрел всего около 40-50 сторонников. Из них он создал религиозную общину (умму), прочно сцементированную взаимным побратимством и всецело преданную ему, Мухаммеду (с.г.в.) - духовному главе, пророку и посланнику Аллаха.

За эти три года никаких новых откровений Бог не посылал Мухаммеду (с.г.в.). И только в конце 613 г., когда тот, закутавшись в плащ, лежал в беседке, снова прозвучал голос Всевышнего:

О завернувшийся!

Встань и увещевай!

И Господа твоего возвеличивай!

И одежды свои очисть!

И скверны беги!

И не оказывай милость, стремясь к большему!

И ради Господа твоего, терпи!

Полученное откровение содержало прямое приказание начать публичную проповедь веры.

Первую публичную проповедь Мухаммед (с.г.в.) провел с холма ас-Сада в центре Мекки перед многочисленной толпой горожан, но она не имела успеха, а когда Мухаммед (с.г.в.) об"явил себя посланником Аллаха, на него посыпался град насмешек. И так повторялось каждый раз, когда появлялся Мухаммед (с.г.в.) со своей проповедью. Курайшиты не хотели признавать всемогущего Аллаха. Всю систему доказательств, выдвинутую Мухаммедом (с.г.в.), - сотворение Богом земли, человека, животных и т. д., - они считали несерьезной. Идолопоклонники требовали от него чудес, которые подтвердили бы его превосходство и степень достоинства перед Богом. Мухаммед (с.г.в.) считал главным чудом новой веры Коран.

Несмотря на ожесточенную полемику Мухаммеда (с.г.в.) и его немногочисленных сторонников с курайшитами- идолопоклонниками, обстановка в Мекке в течение первого года после начала публичной проповеди новой веры оставалась мирной. Но когда Мухаммед (с.г.в.) от прославления единого истинного Аллаха перешел к прямым нападкам на богов, которых почитали в храме Кааба, это вызвало переполох в Мекке. Курайшиты поняли, что против мусульман нужны решительные действия. Мухаммеду (с.г.в.) н его сторонникам запретили молиться вблизи Каабы; мекканскими верхами была организована травля Мухаммеда (с.г.в.) и его сторонников. Были случаи, когда Мухаммеда (с.г.в.) и других мусульман забрасывали камнями и грязью, а соседи украдкой выливали помои н нечистоты у порога его дома.

Мухаммед (с.г.в.) жил в атмосфере неслыханных унижений, от которых его не в состоянии были защитить сторонники его учения, но пророк (с.г.в.) нашел выход из создавшегося драматического положения - поселение там, где можно было добыть себе пропитание и укрыться от "злобы" курайшитов. Так примерно 83 мусульманина выселились в Эфиопию. Это была первая хиджра - первое переселение мусульман. Произошло это событие в 615 году, через 5 лет после начала проповеднической деятельности Мухаммеда (с.г.в.). Но сам Мухаммед (с.г.в.) все еще оставался в Мекке. И только в 622 г. он сам со своими близкими совершил хиджру в Медину, не выдержав всех притеснений, насмешек, преследований, которые его сопровождали в Мекке и еT окрестностях. Год переселения (хиджры) стал началом летоисчисления для всех мусульман, а группа переселившихся в Медину сторонников Мухаммеда (с.г.в.) получила почетное наименование мухаджиров, совершивших Хиджру. С Хиджрой пришел конец слабости и унижению, и началась эпоха величия и мощи Ислама.

Укрепившись в Медине, посланник Аллаха (с.г.в.) приступил к созданию своего могучего государства. Главной его целью было об"единение всех арабских племен, погрязших в язычестве и бесконечной междоусобной борьбе, в единый народ, преданный Исламу. В начале 624 г. был составлен и принят документ, получивший название "Конституция Медины". В этом документе, который дошел до нас в подлиннике, впервые было определено положение Мухаммеда (с.г.в.) в Медине и принципы, на основе которых осуществилось превращение разноплеменного населения оазиса в единый народ, умму пророка и посланника Божьего (с.г.в.). В "Конституции" Мухаммед (с.г.в.) не назван правителем, он признан пророком - человеком, получающим откровения от Аллаха.

Медина стала сильным мусульманским центром (через несколько лет она станет столицей и главным торговым центром всех покоренных земель). Здесь была построена первая мечеть, где мусульмане молились все вместе. Слава о Мухаммеде (с.г.в.) и его вере распространилась далеко за пределы Медины. Но Мекка, которой правил мстительный Абу Суфиан, по-прежнему была враждебна мусульманам. Мухаммеду (с.г.в.) во главе мусульманского войска пришлось участвовать в разных военных конфликтах (сражения при Бадре и Ухуде), чтобы образумить курайшитов военной силой и доказать им могущество Ислама.

В 630 г. Мухаммед (с.г.в.) торжественно в"ехал в покоренную им Мекку. Племенная знать курейшитов сочла за благо не продолжать спор. Мекка с Каабой становились святынями Ислама. Посланник Аллаха (с.г.в.) направил своих послов к римскому цезарю, владыке персов хосрою, эфиопскому негусу, правителю Египта, призывая их присоединиться к Исламу. Все посланцы, выполнив поручение пророка (с.г.в.), вернулись к Мухаммеду (с.г.в.), а через несколько лет Персия, Аш-Шам и Египет стали Исламскими государствами.

Пророк (с.г.в.) умер в 633 г. в Медине, где и похоронен. Но великий пророк (с.г.в.) продолжает жить в сердцах всех людей, исповедующих Ислам. Биография великого пророка Мухаммеда (с.г.в.) описана во многих книгах. Из них на русском языке, полностью или частично, изданы:

первая биография пророка (с.г.в.), составленная в VIII в. Ибн Исхаком и дошедшая до нас в переработке Ибн Хишама (IX в.)

В.С.Соловьев, "Жизнь Мухаммеда"

В.Ирвинг, "Жизнь Мухаммеда"

В.Ф.Панова, Ю.Б.Вахтин, "Жизнь Мухаммеда"

"Истории жизнеописания Посланника Аллаха", составитель Абдель Хамид Джуда аль-Саххар

"Житие Пророка Мухаммеда", общество Ибад-ар-Рахман

А.Ширенгер, "Жизнь и учение Мухаммеда"

У Мюир, "Жизнь Мухаммеда"

Г.Гримме, "Мухаммед"

Ф.Буль, "Мухаммед в Мекке", "Мухаммед в Медине"

О.Г.Большаков, "История Халифата. 1.Ислам в Аравии (570-633)"

и ряд других.

мухаммед религиозный откровение пророк

Исламское представление о Боге

  • - Бог не имеет ничего общего с человеком.
  • - Бог - вне пространства и времени.
  • - Он создал и бесчисленное множество миров, и бесчисленное множество наделенных разумом существ, одним из которых является человек.
  • - Связь человека с Богом односторонняя: человек зависит от Бога, а Бог нисколько не зависит от человека; своим поведением, своими поступками и словами человек не может оказать никакого влияния на Бога.
  • - Хорошо то, что предписано Богом; плохо то, что запрещено Богом... Вне Бога нет ни добра, ни зла.
  • - Бог добр и милосерден не потому, что он "должен", "обязан" быть непременно добрым и милосердным; доброта и милосердие просто Его изначальные свойства, вытекающие из отношения Творца к сотворенному миру.
  • - Бога нельзя было бы признать абсолютно всемогущим, если бы в мире происходили хоть какие-нибудь случайные, заранее им не предусмотренные события. Поэтому учение о предопределении является закономерным следствием всякого развитого монотеизма. Это учение, согласно которому все совершается с фатальной неизбежностью, кажется противоречащим нравственной ответственности каждого отдельного человека. Ислам дает разрешение этой проблемы: хотя все совершается только по воле Бога и судьба каждого человека в самых мельчайших деталях предопределена миллионы лет тому назад, тем не менее человек отвечает за каждый свой поступок так, как если бы он обладал полной свободой воли. Человек должен стремиться к добру и избегать зла, потому что такова воля Бога, и не забывать, что за каждый свой поступок и каждое движение души он будет судим по всей строгости, без всяких скидок на предопределение так, как будто в любой жизненной ситуации от него, и только от него, зависит выбор поведения.

"О Господи! Молю тебя..." Одна из молитв пророка (с.г.в.)

  • - О Господи! Даруй мне любовь к Тебе, даруй мне любовь к тем, кого Ты любишь; сделай так, чтобы я мог исполнить дела, заслуживающие Твоей любви; сделай так, чтобы любовь к Тебе была мне дороже меня самого, дороже семьи моей и богатства!
  • - О Господи! Молю Тебя о твTрдости в вере и о готовности Твоей приобрести милость в глазах Твоих и подобающим образом чтить Тебя; молю тебя еще, чтобы Ты дал мне сердце невинное, отвращающее от порока, и правдивый язык.
  • - И молю Тебя еще, чтобы Ты дал мне то, что ты признаешь добродетелью, оградив от того, что Ты признаешь пороком, и чтобы Ты простил мне те прегрешения, которые Ты знаешь.

"Вы не войдете в царство Божье, если..." Отрывки из проповедей пророка (с.г.в.)

  • - Вы не войдете в царство Божье, пока не будете иметь веры, и вы не исполните веры до тех пор, пока не будете любить друг друга.
  • - К родителям благодеяние. Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им - тьфу! - и не кричи на них, а говори им слово благородное.
  • - Рабство не отменяется, но мусульманин не может быть рабом мусульманина. Если ты верующий и твой раб принял Ислам, то ты должен немедленно и без всякого выкупа освободить своего брата. Но даже если раб не мусульманин, то и тогда отпустить его на волю - дело богоугодное и похвальное, потому что все люди - братья, в том числе и те из них, до которых пока, по их душевной слепоте и в соответствии с помыслом Бога, голос истинной веры ещT не дошел.
  • - Ваши слуги - это ваши братья, которых Бог поставил под вашу власть. Всякий, кто является господином своего брата, должен давать ему есть то, что он ест сам, и одевать его так же, как он одевается сам. Не заставляйте ваших слуг делать непосильную работу, а если это случится - помогите им. Отдавайте работнику плату его прежде, чем высохнет его пот.
  • - Тот не "очищает" себя, кто не проникнется постоянным стремлением помочь ближнему, сделать ему добро, и в первую очередь прийти к нему на помощь, если он беден. Поэтому каждый верующий должен постоянно творить милостыню, что для зажиточных означает отдавать часть своего имущества в пользу бедняков и неимущих, накормить голодного, напоить жаждущего.
  • - Избегайте подмечать и осуждать в людях недостатки, особенно такие, какие есть в вас самих, так как подобный критицизм основан на гордыне, на желании приукрасить себя и оправдать, и это очень плохо, так как "истинная скромность - источник всех добродетелей".
  • - Когда вы видите человека, одаренного более вас богатством или красотой, тогда подумайте о людях, одаренных менее вас.
  • - Каждый должен руководствоваться старым, давно известным принципом: желай брату своему того же, чего пожелал бы самому себе.
  • - Основное требование - говорить истину, быть правдивым. Такие речи полезны и тому, кто их ведет, и тому, кто слушает. Быть правдивым не значит во всех случаях, в глаза и за глаза, "резать правду- матку": не всякая правда полезна, об ином следует и умолчать, особенно если правда касается других.
  • - Не злословь никого. И если кто-нибудь станет злословить тебя и выставлять на вид пороки, которые он знает в тебе, не разоблачай пороков, какие ты знаешь в нем. Недостойно позорить чью-либо честь; недостойно проклинать кого-либо; недостойно всякое пустословие.
  • - Будьте братьями, рабы Аллаха. Он повелел вам: мусульманин - брат мусульманина, он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не презирает его.
  • - О мусульмане, если я ударил кого-нибудь из вас - вот спина моя, пусть и он ударит меня! Если кто-нибудь обижен мною, пусть он воздаст мне обидой за обиду! Если я похитил чье-нибудь добро, пусть отнимет его у меня обратно. Не бойтесь навлечь на себя мой гнев - зло не в моей природе... (Из проповеди, произнесенной перед смертью в мечети).

147389: Ругал ли Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, кого-либо?

Мне сложно понять эти два хадиса.
Первый хадис из книги аль-Бухари (глава о достоинствах). Му"аз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы вышли с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на сражение при Табуке. Он соединял молитвы: полуденную молитву он совершил вместе с послеполуденной, а вечернюю – с ночной. На другой день он отложил полуденную молитву, потом он вышел (к людям) и совершил её вместе с послеполуденной. После он вошел (к себе в палатку), а после вновь вышел и совершил вечернюю и ночную молитвы. После этого он сказал: „Если пожелает Аллах, завтра вы будете у источника Табук, однако достигнете вы его не раньше того времени, когда будет уже светло. Так пусть же тот, кто подойдет к этому источнику, не прикасается к воде, пока туда не подойду я!" Когда мы подошли к этому источнику, оказалось, что там уже находились два человека, а из источника текло мало воды. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил их: „Прикасались ли вы к этой воде?" Они сказали: „Да". Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отругал их и сказал им то, что было угодно Аллаху. После сподвижники стали черпать руками из этого источника воду, пока не собрали её в посуду. Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, омыл этой водой лицо и руки, а потом вылил эту воду обратно в источник. После этого вода из него стала поступать в изобилии, и люди смогли напиться. Потом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „О Му"аз, если проживешь ты достаточно долго, то увидишь здесь множество садов"».
Второй хадис также приводится в «Сахих аль-Бухари», в главе о проявлении почтительности, поддержании родственных связей и благовоспитанности.
Передается от "Аиши, да будет доволен её Аллах, что к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вошли двое мужчин, поговорили с ним о чём-то, о чём она не знала, и разгневали его. А он стал проклинать и бранить их. Когда они ушли, "Аиша сказала: «О Посланник Аллаха, эти двое не относятся к числу тех, кому досталось благо». Пророк спросил: «Почему же?» Она сказала: «Ты ведь проклял и бранил их». Тогда он сказал: «Разве ты не знаешь ты то, о чём я попросил своего Господа? Я сказал: „О Аллах, я только человек, и, если я прокляну или выбраню какого-нибудь мусульманина, сделай это для него очищением и наградой"».
Вопрос мой таков.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обучал нас воздержанности в речи, Коран наполнен аятами о благости в словах. Также в жизнеописании Пророка упоминается много случаев, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проявлял мягкость в речи, даже когда иудеи дерзко говорили с ним, и когда он разгневался на мать правоверных "Аишу, да будет доволен её Аллах.
Как предыдущие два хадиса соотносятся с остальными достоверными текстами из Корана и Сунны, зная, что предыдущие хадис также достоверны?

Хвала Аллаху.

Кротость, выдержка и воздержанность в речи являются одними из самых великих черт Пророка нашего Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Восхваление этих его качеств упоминается и в текстах Писаний предыдущих пророков. Сказал Всевышний Аллах:

فَبِمَا رَحْمَةٍ مِنَ اللَّهِ لِنْتَ لَهُمْ وَلَوْ كُنْتَ فَظًّا غَلِيظَ الْقَلْبِ لَانْفَضُّوا مِنْ حَوْلِكَ

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (сура 3 «Семейство "Имрана», аят 159).

Передается от "Абдуллаха ибн "Амру ибн аль-"Аса, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Клянусь Аллахом, он описан в Торе с теми же чертами, с которыми он упомянут в Коране <...> Он не груб, не жесток, не криклив на рынках, не отвечает злом на зло, но прощает и милует» (аль-Бухари № 2125).

По этим чертам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был узнаваем среди своих сподвижников, и его жизнеописание распространилось по всему миру.

Передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не оскорблял, не говорил ничего непристойного, не проклинал (людей) и не поносил (их). А если он хотел выразить кому-нибудь из нас свое порицание, то обычно говорил: „Что это с ним?! Да покроется пылью его лоб!"» (аль-Бухари № 6031).

Его сострадание распространялось не только на мусульман, но и на многих многобожников и лицемеров.

Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды (некто) сказал: «О Посланник Аллаха, обратись к Аллаху против многобожников!» Он сказал: «Я не был послан в качестве проклятия, но – в качестве милости»(Муслим № 2599).

И если бы мы стали перечислять все примеры из достоверной Сунны, которые являются следствием его, да благословит его Аллах и приветствует, слов: «Воистину, я был послан только в качестве милости», то, как бы много не написали, в любом случае смогли бы охватить лишь малый объем преданий из Сунны.

В то же время мы скажем, что присущие ему, да благословит его Аллах и приветствует, в большинстве случаев милость и сострадание, не означает, что в некоторых случаях, когда это было необходимо, Пророк, мир ему и благословение, не проявлял редкое исключение. Ведь он был человеком. Во всем это есть большая мудрость.

1. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был правителем мусульман. И правитель в некоторых ситуациях для исправления положения людей и для улучшения дел обязан проявлять некоторую строгость, чтобы кротость и снисходительность правителя не обольщала их. Разве Вы не знаете того, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел забить камнями прелюбодея? Он проявил строгость и некоторую суровость в наказании, но исправление общества невозможно без проявления справедливости и применении Закона Аллаха. В ином случае кротость и скоромность лишь испортила бы жизнь людей, и общество было бы разрушено и уничтожено.

К этому выводу пришел аль-Кады "Ийад, да помилует его Аллах, прочитав хадис от Му"аза, который упоминается в вопросе. Он сказал: «В хадисе упоминается о воспитании, которое правитель проявляет посредством слов и ругания человека, не унижая его» (Икмялу-ль-му"лим. Т. 7. С. 242).

2. Возможно, великой мудростью является и установление всей полноты силы, которой наделил Великий и Всемогущий Аллах этого благородного Посланника. Сказал Всевышний Аллах:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِمَنْ كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيرًا

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (сура 33 «Союзники», аят 21).

Строгость и суровость, которые были проявлены в верных ситуациях, есть необходимость, к которым прибегают судьи и предводители мусульманской общины. Примером им в этом является Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Исправление невозможно без объединения двух методов – прельщения и устрашения, страха и надежды.

Поэтому в жизнеописании Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, можно обнаружить некоторые ситуации, когда он был суровым. И это были такие случаи, когда положение требовало проявления строгости и суровости.

Передается от "Аиши, да будет доволен её Аллах: «Когда бы ни предоставлялся Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выбор одного из двух дел, он неизменно выбирал более легкое из них, если только оно не являлось греховным. И если было в нем нечто греховное, то он держался от него дальше, чем кто-либо из людей. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не мстил за себя лично, но если совершалось нечто запрещенное Аллахом, то он мстил за Аллаха» (аль-Бухари № 3560, Муслим № 2327).

Слова "Аиши, да будет доволен её Аллах: «...но если совершалось нечто запрещенное Аллахом, то он мстил за Аллаха» являются доказательством наших слов.

Также к подобным примерам можно и отнести два упомянутых в вопросе хадиса. Причина, из-за которой потребовалась суровость в словах со стороны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, состояла в следующем, как это упоминали толкователи и комментаторы. Двое мужчин, которые испортили для мусульман родниковый источник Табук, были лицемерами, и сделали они это намеренно, чтобы навредить мусульманам и лишить их питья. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, наказал их минимальным видом наказания, которое мог бы вынести судья, - он вынес им осуждение и был суров с ними при разговоре.

Аль-Уакыди, да помилует его Аллах, сказал:

«Среди того, что было рассказано мне, следующее. К нему (источнику с водой) устремились четыре лицемера: Му"таб ибн Кашир, аль-Харис ибн Йазид ат-Таи, Уади"а ибн Сабит и Зейд ибн Лясыт» (ар-Рауду-ль-унуф. Т. 7. С. 384). Смотрите также: Ибн Исхак «Магази» (С. 605-606).

Ибн Хазм, да помилует его Аллах, сказал:

«Они заслужили ругание от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как нарушили приказ своего Пророка о воде» (аль-Ихкям фи усуль-ль-ахкям. Т. 3. С. 282).

3. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не был защищен от ошибок в речи или от моментов, когда язык опережал мысль. Иногда он думал, что определенный человек заслуживает проклятия и порицания, и поэтому, опираясь на внешнюю половину дела, он ругал человека. И если человек не заслужил этого сильного порицания или проклятия, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Милостивому и Милосердному Аллаху, чтобы эти проклятия были помещены в чашу с добрыми деяниями этого человека, или стали для него очищением и прощением греха. Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Аллах, я только человек, и, если я прокляну, выбраню или велю наказать ударами плетью какого-нибудь мусульманина, сделай это для него очищением и милостью» (Муслим № 4706).

В другой версии от него сказано: «О Аллах,воистину, Мухаммад только человек. Гневается, как гневаются остальные люди. У меня есть Твой договор, который Ты не станешь нарушать. Какого бы верующего я не обидел, не выбранил или не велел наказать плетьми, то сделай (это наказание) очищением для него и приближением к Тебе в День Суда» (Муслим № 4708).

Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал:

«Эти два хадиса наглядно дают понять насколько Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, жалел свою общину, заботился об её интересах, и желал для её членов всё, что приносит им пользу. Предание, которое было приведено последним, разъясняет смысл всех остальных преданий. (Оно разъясняет), что мольба Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на самом деле будет милостью и очищением для тех мусульман, кто не заслуживал брани, проклятия и прочего. Наряду с этим Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху с мольбой против неверующих и лицемеров, и это не было для них милостью.

Если же кто-то спросит о том, как он может обращаться с мольбой против человека, ругать его или проклинать, хотя этого человек не заслуживает? Вкратце, ответ, который дали ученые, таков.

Причина первая. Под словами „заслуживают этого" не подразумеваются люди, которые заслуживают этого перед Аллахом, по сути дела, но имеются в виду люди, которые внешне это заслужили. Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, на основании Шариата видится, что человек заслужил этого, хотя на самом деле это не так. Но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обязан опираться на внешнее, а то, что скрыто, подвластно лишь Аллаху.

Вторая состоит в том, что ругание, мольба против кого-либо и прочее не были намеренными, но произошло это из-за обычаев арабов прибавлять некоторые выражения без намерения (желать именно это). К подобным словам относится выражение: „Да покроется пылью твоя правая рука" <...> и пр. Произнося это, арабы не подразумевают мольбу против человека, но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опасался, что Аллах ответит на подобные слова, поэтому попросил Господа Всевышнего сделать их милостью и очищением, приближением и наградой. Подобные выражения он произносил очень редко. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сквернословил, не оскорблял, не проклинал и не мстил за себя. Ранее в хадисе было сказано, что к нему обратились с просьбой „Обратись к Аллаху против (племени) Даус", но он сказал: „О Аллах, выведи Даус на прямой путь!", также он сказал: „О Аллах, прости моему народу, воистину, они не ведают!"» (ан-Навави. Шарх Сахих Муслим).

А Аллах знает лучше.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ»

http://islamqa.info/ar/147389

Нет похожих записей.