Михаил танич. Танич, михаил исаевич

Молодость

Отец Михаила Танича - Исай (Исаак) Самойлович Танхилевич - был красноармейцем во время гражданской войны , в девятнадцать стал заместителем начальника мариупольской ЧК , затем, окончив Петроградский институт коммунального хозяйства, - начальником управления коммунального хозяйства Таганрога; расстрелян по обвинению в хищении социалистической собственности в особо крупном размере (6 октября ) . Мать тоже была арестована, и четырнадцатилетний Михаил поселился у другого деда, ее отца - бывшего главного бухгалтера металлургических заводов Мариуполя Бориса Трескунова, проживавшего теперь в Ростове-на-Дону . Аттестат о среднем образовании Танич получил 22 июня 1941 года .

Творческая деятельность

После освобождения жил на Сахалине и работал мастером в «Строймехмонтаже». Не будучи реабилитирован, не мог поселиться в Москве, хотя там жил его двоюродный брат. Публиковал в местной прессе свои стихи под фамилией Танич.

Быстро развелся с первой женой Ириной, которая, по его признанию, не ждала его, как Пенелопа, пока он «мотал свой лесоповальный срок» (Михаил Танич, «Играла музыка в саду»). В тридцать три года женился на восемнадцатилетней Лидии Козловой, с которой познакомился на вечеринке. Она спела под гитару, подобрав подходящие мелодии, две песни на его стихи, назвав «нашим поэтом» и понятия не имея, что автор находится рядом.

Как вспоминает вдова поэта Лидия Козлова, когда после прослушивания Юрия Антонова в Союзе композиторов его подвергли «мощной обструкции маститые композиторы тех лет», присутствовавший при этом Танич не выдержал и сказал: «Что же вы издеваетесь над человеком? Его песни поет вся страна, а вы пытаетесь изобразить его бездарным! Ну, если вы такие умные, сядьте за рояль, покажите, как нужно сочинять!». «После этого», как говорит Козлова, «Антонова „клевали“, но уже поменьше» . Совместно с Антоновым Танич написал только две песни, но «Зеркало» называл одной из самых любимых (другим же их общим хитом Антонов любит завершать свои концерты).

Одной из самых любимых своих песен Танич называл и написанное совместно с Серафимом Туликовым «Объяснение в любви», единственную патриотическую песню поэта. Он полностью отвергал коньюнктуру и долго шел к этой серьёзной теме.

«Лесоповал» был главным проектом Михаила Танича в конце его жизни. Группа выпустила шестнадцать номерных альбомов (последний - уже после смерти Танича), поэт написал для них больше 300 песен. После смерти Коржукова песни на стихи Танича писали как известные композиторы, так и музыканты группы. «Лесоповал» стал чаще отходить от так называемого русского шансона, Танич и Федорков написали песню «Был пацан…» о солдате, погибшем на чеченской войне.

«Лесоповал» продолжает выступать и после смерти своего продюсера (как говорит Лидия Козлова, он был не продюсером, а отцом), несмотря на уход Федоркова и Куприка. По ее же словам, Танич оставил много стихов для песен. Готовится новый альбом.

Танич был членом Союза писателей СССР с 1968 года , автором почти двадцати сборников. Итоговый сборник стихотворений «Жизнь» издал в 1998 году , тогда же выпустил первый песенный сборник «Погода в доме». В 2000 году выпустил книгу мемуаров «Играла музыка в саду» (издательство «Вагриус », серия «Мой 20 век»). Эту книгу Танич писал (или, скорее, диктовал) в больнице, будучи уже тяжело болен .

Песни на стихи М. Танича

  • «А любовь права» (муз. Е. Мартынова) - исп. Евгений Мартынов , Галина Невара
  • «А ты не летчик» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина (Анка)
  • «Айседора» (муз. Е. Ваниной) - исп. Александр Малинин
  • «Ангел» (муз. И. Николаева) - исп. Александр Кальянов
  • «Анка» (муз. И. Азарова) - исп. Наталья Ступишина
  • «Анка в Америке» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина
  • «Анка в Думе» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина
  • «Анка-нэп» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина
  • «Анютины глазки» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина
  • «Аты-баты» (муз. В. Мигули) - исп. ВИА «Пламя» (солист - Вячеслав Малежик), Эдуард Хиль
  • «Аэропорт» (муз. Р. Горобца) - исп. группа «Карнавал» (солист - Александр Барыкин), Алексей Глызин
  • «Базара нет» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Балалайка» (муз. И. Николаева) - исп. Алла Пугачёва
  • «Баня» (муз. Д. Тухманова) - исп. ВИА «Веселые ребята» (солисты - Валерий Дурандин и Алексей Глызин)
  • «Бархатный сезон» (муз. Р. Паулса) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Белая черёмуха» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина
  • «Белый лист» (муз. Микк Тарго) - исп. Марью Ляник
  • «Белый свет» (″На тебе сошелся клином белый свет…″) (муз. О. Фельцмана - сл. М. Танича и И. Шаферана) - исп. Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба», Иосиф Кобзон , Фрида Боккара , Капиталина Лазаренко, Ольга Воронец , Ирина Аллегрова
  • «Билет на самолет» (муз. А. Укупника) - исп. Алёна Апина
  • «Бля» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Брачная газета» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Будь первым» (муз. Р. Горобца) - исп. Ольга Зарубина
  • «Будь, что будет» (муз. Я. Френкеля) - исп. Аида Ведищева
  • «Был пацан…» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал», Иосиф Кобзон , Любэ (в исполнении последних песня называется «Мент»)
  • «В заброшенной таверне» (муз. Р. Паулса) - исп. Лайма Вайкуле
  • «В саду играет музыка» (муз. В. Мигули) - исп. Владимир Мигуля
  • «Вечеринка» (муз. Е. Кобылянского) - исп. Алёна Апина
  • «Винторез» (муз. И. Слуцкого) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Витёк» (муз. И. Демарина) - исп. Игорь Демарин, Любовь Успенская
  • «Вишня» (Е. Дога) - исп. Лариса Долина
  • «Влюблённый гарнизон» (муз. Я. Френкеля) - исп. Валентин Будилин
  • Анне Вески , Любовь Успенская
  • «Воробьи» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина
  • «Воровской закон» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Воруй, Россия!» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Входи» (муз. А. Журбина) - исп. Павел Смеян
  • «Возьми меня с собой» (муз. А. Мажукова) - исп. Анне Вески
  • «Выдумал тебя» (муз. Е. Мартынова) - исп. Евгений Мартынов
  • «Год за два» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Годы не стареют» (муз. А. Мажукова) - исп. Лев Лещенко
  • «Голубика» (муз. Р. Горобца) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Гости» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Группа крови» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Гуси-лебеди» (муз. Я. Френкеля) - исп. вокальный квартет «Советская песня» , Тульский государственный хор
  • «Да-да-да-да» (муз. В. Матецкого) - исп. ВИА «Весёлые ребята» (солист - Александр Буйнов)
  • «Дарю тебе Москву» (муз. Д. Тухманова) - исп. ВИА «Пламя», ВИА «Надежда», Лариса Долина
  • «Дачный роман» (муз. В. Быстрякова) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Двое» (муз. В. Раинчика) - исп. ВИА «Верасы »
  • «Девочка секонд-хэнд» (муз. А. Пугачёвой) - исп. Алла Пугачёва
  • «Девятиметровушка» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Девятое мая» (муз. С. Павлиашвили) - исп. Сосо Павлиашвили
  • «Дельфины» (муз. И. Словесника) - исп. Илья Словесник
  • «Детектив» («Спасите, спасите, спасите…») (муз. В. Шаинского) - исп. Тынис Мяги и группа «Мьюзик сейф»
  • «Диета» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Днём и ночью» (муз. Ю. Саульского) - исп. ВИА «Добры молодцы »
  • «Дождь» (муз. К. Брейтбурга) - исп. Алёна Апина
  • «Дом у дороги» (муз. Р.Горобца) - исп. Семён Канада
  • «Домовой» (муз. Л. Мерабова) - исп. Клавдия Шульженко
  • «До свидания» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Доска Почёта» (муз. С. Кержукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Если бы…» (муз. В. Мигули) - исп. Владимир Мигуля
  • «Есть закон у тайги» (муз. Н. Богословского) - исп. ВИА «Красные маки»
  • «Жены рыцарей» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик
  • «Женька-спонсор» (муз. Е. Кобылянского) - исп. Алёна Апина
  • «Живут Магелланы в России» (муз. Я. Френкеля) - исп. Юрий Гуляев
  • «Заповедь» (муз. С. Кержукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Загляните на Гаити (Порт-о-Пренс)» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик , Валерий Леонтьев
  • «Занавес» (муз. Р. Паулса) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Здравствуй и прощай» (муз. С. Муравьёва) - исп. Алиса Мон и группа «Лабиринт»
  • «Зеркало» (муз. Ю. Антонова) - исп. ВИА «Красные маки» (солист - Александр Лосев), Юрий Антонов и группа «Аракс»
  • «Золотое сердце» (муз. И. Демарина) - исп. Игорь Демарин
  • «Зона оцепления» (муз. И. Демарина) - исп. Игорь Демарин
  • «Идет солдат по городу» (муз. В. Шаинского) - исп. ВИА «Пламя», Лев Лещенко
  • «Кажется» (муз. П. Бюль-Бюль оглы) - исп. ВИА «Самоцветы»
  • «Как тебе служится?» (муз. Я. Френкеля) - исп. Майя Кристалинская , Ирина Бржевская , Валентина Дворянинова, Валентина Толкунова
  • «Как хорошо быть генералом» (муз. В. Гамалия) - исп. Эдуард Хиль , Вадим Мулерман
  • «Картишки» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Карусель» (муз. Р. Паулса) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Кликуха» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Когда мы любим» (муз. В. Мигули) - исп. ВИА «Пламя»
  • «Когда я приду…» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Комарово» (муз. И. Николаева) - исп. Игорь Скляр , Валерий Леонтьев
  • «Кони в яблоках» (муз. Д. Тухманова) - исп. группа «Электроклуб» (солист - Виктор Салтыков), группа «Непоседы»
  • «Конкурс красоты» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Королева Марго» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Король сочиняет танго» (муз. Р. Паулса) - исп. Лайма Вайкуле
  • «Кормилец» (муз. Р. Горобца) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Красавчик» (муз. В. Сюткина) - исп. Валерий Сюткин
  • «Кума» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Лесом, полем» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик
  • «Лесоповал» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Лесорубы» (муз. А. Островского) - исп. Эдуард Хиль
  • «Личное свидание» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Любить обещаю» (муз. Р. Горобца) - исп. Филипп Киркоров
  • «Любо-дорого» (муз. А. Мажукова) - исп. ВИА «Пламя»
  • «Любовь - кольцо» (муз. Я. Френкеля) - исп. Нина Бродская
  • «Любовь начинается просто» (Е. Дога) - исп. Лариса Долина
  • «Мама-улица» (муз. И. Слуцкого) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Марадона» (муз. Р. Горобца) - исп. * «Тоннель под Ла-Маншем» (муз. В. Севастьянова) - исп. Анне Вески
  • «Мармеладная сказка» (муз. В. Малежика) - исп. ВИА «Пламя» (солист - Вячеслав Малежик)
  • «Массовка» (муз. Б. Тимура) - исп. Наталья Ступишина
  • «Маяк» (муз. Р. Паулса) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Мне красивого не надо» (муз. Э. Ханка) - исп. Александра Стрельченко , вокальный квартет «Улыбка»
  • «Мои проблемы» (муз. А. Укупника) - исп. Лариса Долина
  • «Молитва» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Морская песенка» (муз. Ю. Саульского) - исп. Лев Лещенко
  • «Моряк сошел на берег» (муз. А. Островского - сл. М. Танича и И. Шаферана) - исп. Эдуард Хиль
  • «Москвичка» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Мост качается» (муз. И. Азарова) - исп. Игорь Азаров
  • «На дальней станции сойду » (муз. В. Шаинского) из к/ф «По секрету всему свету» - исп. ВИА «Пламя», Геннадий Белов
  • «Назови меня красавицей» (муз. В. Шаинского) - исп. Татьяна Анциферова
  • «Накрой мне плечи» (муз. Р. Паулса) - исп. Лайма Вайкуле
  • «Налог» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «На последнем сеансе кино» (муз. Е. Доги) - исп. Лариса Долина
  • «Наша дискотека» (муз. В. Раинчика) - исп. ВИА «Верасы»
  • «Наша жизнь» (муз. А. Добронравова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Наша песня» (муз. В. Гамалия) - исп. ВИА «Весёлые ребята» (солист - Александр Лерман)
  • «Наши девчонки» (муз. Я. Френкеля) - исп. Виктор Вуячич
  • «Не жалей» (муз. С. Намина) - исп. группа Стаса Намина (солист - Александр Лосев)
  • «Не забывай» (муз. Ю. Антонова) - исп. Юрий Антонов и группа «Аракс»
  • «Нелюдимая» (муз. А. Басилая) - исп. Николай Караченцов
  • «Не обижайся на меня» (муз. В. Добрынина) - исп. ВИА «Синяя птица» (солист - Юрий Метёлкин)
  • «Не привыкай» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Не раскачивай лодку» (муз. В. Преснякова-старшего) - исп. Александр Кальянов
  • «Не теряйте любимых» (муз. И. Словесника) - исп. Илья Словесник
  • «Неточка Незванова» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Не хлопай дверью» (муз. Р. Паулса) - исп. Лайма Вайкуле
  • «Новоселье» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Ноль градусов» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Норильск» (муз. Д. Тухманова) - исп. Феликс Царикати
  • «Ну, что тебе сказать про Сахалин?» (муз. Я. Френкеля) - исп. Ян Френкель, Юрий Визбор
  • «Обижаюсь» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Объяснение в любви» (муз. А. Укупника) - исп. Алёна Апина
  • «Одесса» (муз. В. Матецкого) - исп. группа «Маки» (солист - Константин Семченко)
  • «Одесса» (муз. А. Укупника) - исп. Аркадий Укупник
  • «Ожидание любви» (муз. В. Матецкого) - исп. Екатерина Семёнова и ВИА «Веселые ребята» (солист - Алексей Глызин)
  • «Осенние цветы» (муз. Б. Тимура) - исп. Наталья Ступишина
  • «Палаточный город» (муз. О. Фельцмана) - исп. Иосиф Кобзон
  • «Парень из нашего города» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Парень с гитарой» (муз. И. Саруханова) - исп. Игорь Саруханов
  • «Пароходы» (муз. И. Николаева) - исп. Валерий Леонтьев, Игорь Николаев
  • «Паутиночка» (муз. Л. Лядовой) - исп. Людмила Зыкина , Нина Пантелеева , Валентина Толкунова
  • «Первая любовь» (муз. С. Алиевой) - исп. Любовь Привина
  • «Первая обида» (муз. А. Укупника) - исп. Анжелика Варум
  • «Первый срок» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Переменные дожди» (муз. Р. Горобца) - исп. Алексей Глызин
  • «Песенка друзей» (муз. А. Бабаджаняна) - исп. Анатолий Королёв
  • «Песня нашего лета» (муз. В. Матецкого) - исп. София Ротару и ВИА «Веселые ребята»
  • «Песня Нептуна» (Е. Дога) - исп. Лариса Долина
  • «Песня о дружбе» (муз. Н. Богословского) - исп. ВИА «Самоцветы»
  • «Песня о кино» (муз. Я. Френкеля) - исп. Марк Бернес
  • «Петька» (муз. И. Азарова) - исп. Наталья Ступишина
  • «Письмо учительнице» (муз. Я. Френкеля) - исп. Владимир Макаров , Геннадий Каменный
  • «Платок» (муз. С. Муравьёва) - исп. Алиса Мон и группа «Лабиринт»
  • «Повезло!» (муз. Е. Мартынова) - исп. Евгений Мартынов
  • «Побег» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «По грибы» (муз. В. Гамалия) - исп. Алла Пугачёва, Анна Герман , Гелена Великанова
  • «Погляди мне в глаза» (муз. И. Духовного) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Погода в доме» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Подорожник» (муз. С. Муравьёва) - исп. Алиса Мон и группа «Лабиринт»
  • «Подружка» (муз. И. Демарина) - исп. Ирина Аллегрова
  • «Пол-коечки» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Политпросвет» («Товарищ Фурманов») (муз. И. Азарова) - исп. Наталья Ступишина
  • «Помни обо мне» (муз. С. Муравьёва) - исп. Алиса Мон и группа «Лабиринт»
  • «По морозу, по зиме» (муз. З. Бинкина) - исп. ВИА «Самоцветы»
  • «Попутка» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Посылочки» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Потерянный рай» (муз. Д. Тухманова) - исп. группа «Карнавал » (солист - Александр Барыкин)
  • «Похожа на мечту» (муз. В. Кузьмина) - исп. Владимир Кузьмин
  • «Почему я сказала вам нет?» (муз. И. Азарова) - исп. Эдита Пьеха
  • «Признание в любви» (муз. С. Туликова) - исп. Виктор Вуячич , Людмила Зыкина , Майя Кристалинская
  • «Притяжение любви» (муз. Р. Паулса) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Причесочки» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Провинциалка» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик
  • «Проводы любви» (муз. Г. Мовсесяна) - исп. Вахтанг Кикабидзе
  • «Проехали» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Пропиши меня, Москва!» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Прости меня» (муз. А. Укупника) - исп. Ирина Понаровская , Лариса Долина
  • «Простой сюжет» (муз. В. Кузьмина) - исп. Владимир Кузьмин
  • «Просто танго» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Прощай, местечко Кишинев» (муз. М.Мармара) - исп. Миша Мармар
  • «Птичий рынок» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Раба любви» (муз. Р. Горобца) - исп. Надежда Чепрага
  • «Радовать» (муз. А. Днепрова) - исп. Анатолий Королёв, Анатолий Днепров
  • «Радуга» (муз. А. Флярковского) - исп. Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба», Валентина Толкунова
  • «Разберемся» (муз. Р. Горобца) - исп. Яак Йоала
  • «Развод» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Разгуляй» (муз. Р. Горобца) - исп. Ольга Зарубина
  • «Ревнуй меня» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Ресторан» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Ринг» (муз. А. Барыкина) - исп. группа «Карнавал » (солист - Александр Барыкин)
  • «Рита-Рита-Рита-Маргаритка» (муз. А. Укупника) - исп. Аркадий Укупник
  • «Робот» (муз. Л. Мерабова) - исп. Алла Пугачёва
  • «Росинка» (муз. О. Молчанова) - исп. Алёна Апина
  • «Рыцарская песня» (муз. В. Шаинского) - исп. Татьяна Кочергина
  • «Рябиновая настоечка» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина, Любовь Успенская
  • «С тобой» (муз. В. Шаинского) - исп. ВИА «Поют гитары»
  • «Самолет-самолет» (муз. О. Иванова) - исп. Лев Лещенко
  • «Сапожки русские» (муз. Л. Лядовой) - исп. Людмила Лядова и Нина Пантелеева
  • «Секундомер» (муз. И. Николаева) - исп. Тынис Мяги и группа и группа «Мьюзик сейф»
  • «Семейный альбом» (муз. Д. Тухманова) - исп. Эдита Пьеха, ВИА «Весёлые ребята» (солист - Александр Добрынин)
  • «Сентиментальный вальс» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Симфонический оркестр» (муз. А. Укупника) - исп. Аркадий Укупник
  • «Синие дожди» (муз. Г. Мовсесяна) - исп. ВИА «Пламя»
  • «Скажи мне всё» (муз. А. Басилая) - исп. ВИА «Иверия» (солист - Манана Тотадзе)
  • «Скоро мне выходить» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • СМС (муз. И. Демарина) - исп. Игорь Демарин
  • «Снежный человек» (муз. В. Раинчика) - исп. ВИА «Верасы»
  • «Соловьи» (муз. И. Духовного) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Спасибо вам, люди» (муз. Э. Колмановского) - исп.

Поэт-песенник
Народный артист России (2003)
Кавалер ордена Почёта (1998, за заслуги в области культуры)
Кавалер ордена Красной Звезды
Кавалер ордена Славы III степени
Кавалер ордена Отечественной войны I степени
Заслуженный деятель искусств России (2000, за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства)
Лауреат Юбилейного конкурса «Песня года» (1996)
Лауреат премии МВД России (1997)
Лауреат Национальной музыкальной премии «Овация» (1997)

«Ну, вот посмотрите: у меня, написавшего больше всех популярных песен, нет никаких премий, меня никто не замечал; сейчас вдруг начали подряд брать интервью. А раньше никто не замечал, хотя я был автором этих же самых песен. Я - человек сторонний, никуда не лезу. Видимо, это связано с моей биографией». Михаил Танич. 1980-е годы.

Настоящая фамилия Михаила - Танхилевич. Дед Михаила Танича был набожным евреем-ортодоксом, и в семье даже существовала легенда о том, что дед Танича владел библиотекой, доверенной ему писателем, уехавшим в Штаты, и что эта библиотека сгорела при погромах в Одессе.

В четырехлетнем возрасте Михаил научился читать, и вскоре проявил себя в поэзии. Первое написанное им стихотворение было посвящено Павлику Морозову. Как объяснял позже сам Танич, к этой теме его подтолкнули патриотические передачи из репродуктора и пионерские будни.

Когда Михаилу было пять лет, отец подарил ему первый футбольный мяч, и подарок, сделанный отцом, положил начало увлечению Михаила футболом. Играя в детстве с дворовыми командами, Танич всегда забивал голы. «Для меня футбол был всем, - рассказывал позже Михаил Танич, - и сладким гоголем-моголем, и сказками Арины Родионовны».

Во время учебы в школе Михаил написал еще не одно стихотворение. «Помнится, - говорил Танич в интервью, - на выпускном экзамене нужно было написать сочинение на тему «Расставание со школой». Так я написал целых четыре страницы в стихотворной форме о том, как я не люблю учиться». Позже Михаил Исаевич цитировал несколько строк из этого стихотворения:

Пройдет еще с десяток лет;
Как этот детский май,
В моей душе умрет поэт
И будет жить лентяй.

Отец Михаила - Исай Танхилевич был во время гражданской войны красноармейцем. В 19 лет он стал заместителем начальника мариупольской ЧК, а позже, окончив Петроградский институт коммунального хозяйства, был назначен начальником управления коммунального хозяйства города Таганрога. Впоследствии он был арестован и расстрелян 6 октября 1938 года. Танич рассказывал: «Отец мой, крупный деятель советской власти, был расстрелян в 1938 году, маму тогда же посадили, я остался один – сын «врагов народа». Отец преобразовал Таганрог, занимаясь строительством, коммунальным хозяйством и т. п. Город при нем расцвел! Отец придумал поставить на площадях и улицах нашего города (с разрешения Музея изобразительных искусств в Москве) копии греческих скульптур. Открыл мастерскую по их изготовлению... Вы могли, прогуливаясь по городу, встретиться с «Дискоболом», посочувствовать «Мальчику, вынимающему занозу», и тому подобное. Были разбиты газоны, город преобразился, стал чистым и красивым. По улицам разъезжали, как в Европе, тележки с овощами, булками, молочными продуктами. Словом, это был ренессанс Таганрога. Отец был сопредседателем комиссии по празднованию в 1935 году 75-летия со дня рождения Чехова. В городе были организованы большие празднества, к нам приезжал в полном составе МХАТ, Таганрог получил всесоюзную известность. Потом, в 38-м, для меня все рухнуло».

В 14 лет Михаилу Исаевичу пришлось переехать в Мариуполь к деду по материнской линии, так как его мать также была арестована. Потом во время Великой Отечественной войны семье Михаила пришлось переехать на Северный Кавказ, а позже - в Тбилиси, где Танич пошел учиться в военное училище. Но, проучившись вместо полугода год, что было больше положенного срока, он получил вместо звания «лейтенант» лишь звание «старший сержант» из-за того, что был «сына врага народа». В будущем Михаил, несмотря на все выпавшие на его долю испытания считал, что его детство и юность были самым счастливым, и дали ему нравственный закал на всю дальнейшую жизнь.

До того как Михаил был призван в армию, он получил в 1941 году аттестат о среднем образовании. В армии Михаил Танич служил в 33-ей истребительно-противотанковой бригаде и прошел путь во время войны от Белоруссии до Эльбы. Он воевал на первом Белорусском и первом Прибалтийском фронтах, был в 1944 году тяжело ранен, и чуть было не похоронен заживо в братской могиле. Конец войны он встретил в немецком городке Цербсте, родине русской царицы Екатерины Великой. Танич рассказывал: «О том, что закончилась война, нам сказали польские солдаты в конфедератках, и даже наступившая тишина и то, что не надо больше воевать, не сразу принесло ощущение счастья. Ну не могли мы сразу осознать, что каким-то чудом остались живы. Но ведь остались. И каждый новый день без войны казался нереальным».

В немецком городе Бернбурге он познакомился с немкой Эльфридой Лане, с которой у него завязались отношения, но он так и не женился на ней, хотя в то время закон не запрещал гражданам СССР браки с иностранцами. В 1980 году Михаил захотел снова встретиться с Эльфридой, однако эта встреча не состоялась. Зато Таничу удалось увидеться с тетей Эльфриды, и он подарил ей пластинку с песнями на свои стихи.

Поступив после войны в Ростовский инженерно-строительный институт, Танич так и не успел его окончить, так как был арестован за антисоветскую агитацию. По словам Танича, он сказал в кругу друзей, что немецкие автострады и радиоприемники лучше советских. Кто-то из слушателей сделал донос на него в органы государственной безопасности, и позже приговор звучала так: «Восхвалял жизнь за границей и возводил клевету на условия жизни в СССР». Во время следствия Танича много дней пытали бессонницей, после чего он подписал требуемые следователем показания. В итоге Танич отбыл 6-летний срок заключения в лагере в Соликамске. О своем заключении Танич рассказывал: «Осмотревшись, поступил в строительный институт, на архитектурное отделение, но проучился недолго. Карательные органы запустили новый сценарий: всех, кто хвалил заграницу, тамошние дороги или радиоприемники, взять на заметку, а еще лучше изолировать. Я имел глупость где-то брякнуть, что немецкий радиоприемник Телефункен лучше наших. Вот я, а за компанию со мной и двое моих друзей, тоже только что демобилизованных из армии, по доносу нашего же студента «загремели» в 1947 году. На следствии не били, но мучали бессонницей, абсолютно не давали спать, чтобы на бесконечных допросах путался в показаниях. А на суде, хоть прокурор и потребовал 5 лет, дали почему-то 6. Хотя никаких доказательств моей вины так и не привели. И погнали нас этапом в Соликамск на пересылку, где жизнь снова улыбнулась мне. Известный художник Константин Ротов, тоже зэк, бывший до ареста главным художником журнала «Крокодил» (ему поручили оформление наглядной агитации в лагере), взял меня в свою бригаду. Благодаря этому я спасся от лесоповала. А весь этап, с которым я прибыл в Соликамск, все до одного погибли на этом проклятом лесоповале. Выпустили меня перед самой смертью Сталина. И вот парадокс - в день его похорон у меня, чья жизнь была разрушена этим преступником, из глаз потекли слезы. Все мы были детьми того времени».

После того, как Михаил Танич отбыл свой срок заключения, он не мог поселиться в Москве, и уехал на Сахалин, где работал мастером в организации «Строймехмонтаж». В местной прессе он начал публиковать свои стихи под фамилией Танич. Взять себе псевдоним Михаил решил из-за того, что в то время в СССР сильно недолюбливали евреев. О смене имени Танич рассказывал: «У меня не было и нет простого и ясного ответа на вопрос: почему так давно и так повсеместно ненавидят или, чтобы помягче, недолюбливают евреев? Мы, да, не лучше, но ведь и не хуже других! Я не мог ответить на этот вопрос своим русским дочерям, тоже, хотя и косвенно, несущим этот крест, но еще раньше я не мог ответить себе! Я слышал, что великая Ахматова не терпела антисемитов. И затыкались на полуслове желавшие рассказать при ней еврейский анекдот. (Как можно! При Ахматовой?!) Кстати, при мне - можно. И вот когда солдатик помыл сапоги пусть не в Индийском океане, но все-таки в далекой речке Эльбе, а потом отдал долг начальнику на лесоповале, будучи зэком Танхилевичем Михаилом Исаевичем, статья 58, пункт 10, 6 лет ни за что, газеты вдруг ни с того ни с сего захотели печатать его стихи, а он вдруг призадумался: не поднимутся ли вихри враждебные по поводу этого слишком уж неблагозвучного под русскими стихами имени, и не лучше ли было бы звучать ему пусть и не так уж придуманно, а хотя бы покороче, например Михаил Танич?! А? И зазвучало, представьте! И сразу в «Литературной газете»: «Серые шинели, розовые сны! - Все, что мы сумели принести с войны».

В то время, как Михаил Танич отбывал свой срок в лагере, от него ушла первая жена Ирина. Позже он познакомился на вечеринке с Лидией Козловой, которая привлекла его тем, что удачно подобрала несколько мелодий на гитаре на его стихи. Она назвала его «нашим поэтом», не зная, что сам Танич находился среди зрителей. Вскоре Танич женился на Лидии, позже вспоминал: «На этой вечеринке была роскошная закуска: маринованная свекла в банках, краковская колбаса, винегрет... Вдруг ребята стали кричать: «Лида, спой!» И эта Лида взяла гитару и спела песню на мои стихи. Вот строчки из этой песни: «Ты не жди от меня совета и не жди от меня подсказки - я и сам заблудился где-то, как Иван-дурачок из сказки...». О своей супруге позже Михаил Танич всегда отзывался с теплотой. Он рассказывал: «Она красавица, умная женщина, но мы два совсем разных человека. Может, поэтому так долго вместе». Сама же Лариса говорила о муже следующее: «Мы познакомились с Мишей в Волжском. Он всегда был чутким и трепетным, уже тогда безумно талантливым, читал свои стихи - наверное, этим и покорил меня».

Лариса Козлова являлась главным критиком своего мужа. По этому поводу он рассказал историю из своей жизни: «Я хотел читать на юбилейном концерте одно стихотворение, которое мне очень нравится:

Не помню, кем я был, что сделаешь, старею,
а сильный был, как молодой гиппопотам,
я не ходил с ней по картинным галереям,
а по кустам, а по кустам.

Ее, я помню, звали Лена или Зина,
и шар земной тогда стоял на трех кустах.
Была любовь, и мы сливались воедино,
в Азовском море, без стыда, при всех друзьях.

Я как спортсмен, всего добился с трех подходов,
всего, я думаю, добилась и она.
От нас родившаяся, как от пароходов,
на берег шлепалась азовская волна.

Дивное стихотворение, но жена не хочет, чтобы я его читал. И я ей уступаю. Я считаю, что она права - ей неприятно слышать о моей предыдущей жизни. Но, представьте себе, все это написал не юноша, а 79-летний человек!».

После реабилитации в 1956 году Танич вместе с супругой переехал в Москву, где начал работать сначала на радио, а затем и в прессе. В 1959 году вышел его первый сборник стихов, а с 1960 года Танич совместно с композитором Яном Френкелем создал настоящий хит того времени – песню «Текстильный городок». Эта песня была исполнена Майей Кристалинской и Раисой Неменовой. Получив за исполнение в эфире песни «Текстильный городок» 220 рублей, Михаил Исаевич сразу же приобрел полированную тумбочку и чехословацкую кровать. Несмотря на то, что были потрачены все заработанные деньги, Танич искренне считал, что мебель ему досталась задаром. О том периоде своей жизни Танич рассказывал: «Никогда в жизни, ни один успех так не окрылял меня. Без всякой раскрутки народ запел «Городок». А потом пошло-поехало: С Яном Френкелем мы написали «Ну что тебе сказать про Сахалин?», «Кто-то теряет - кто-то находит», с Владимиром Шаинским - «Идет солдат по городу», «По секрету всему свету», с Эдуардом Колмановским - «Мы выбираем - нас выбирают», с Оскаром Фельцманом - «На тебе сошелся клином белый свет». Более 74 песен, да еще 80, названия которых вылетели из памяти».

В дальнейшем Танич сотрудничал с такими авторами-композиторами, как Оскар Фельцман, Никита Богословский, Владимир Шаинский, Аркадий Островский и Эдуард Колмановский. Визитной карточкой Михаила Исаевича Танича в то время стал шлягер «Черный кот», написанный им совместно с Юрием Саульским. В то же время Танич совместно с Левоном Мерабовым написал песню «Робот» для юной Аллы Пугачевой.

С Серафимом Туликовым Танич написал песню патриотического характера под названием «Объяснение в любви». Также он создал две песни совместно с Юрием Антоновым, одну из которых под названием «Зеркало» он считал крайне удачной. Частым гостем в доме Танича был Игорь Николаев. На стихи Лидии Игорь выпустил свой первый хит под названием «Айсберг». Позже Танич подарил Игорю сборник своих стихов, и одно стихотворение из этого сборника стало толчком для создания песни «Комарово». В 1985 году Танич оказал помощь Владимиру Кузьмину, который выступил в конкурсе «Песня года» с песней на стихи Михаила Исаевича.

С середины 1980 годов Танич начал заниматься написанием песен для таких популярных композиторов как Раймонд Паулс и Давид Тухманов. Для Александра Барыкина Михаил Исаевич написал стихи для песни «Три минуты», однако Александру эта песня не нравилась и поэтому настоящим хитом она стала лишь в исполнении Валерия Леонтьева. В то же время для Игоря Саруханова Танич написал стихи для песни «Парень с гитарой». Также Михаил Исаевич Танич сотрудничал с Ларисой Долиной, Аленой Апиной и Эдитой Пьехой. Он писал песни совместно с композиторами Аркадием Укупником, Русланом Горобцовым и Вячеславом Малежиком. Михаил Танич в одном из интервью рассказывал: «Много моих песен спела Лариса Долина. Но это не означает, что она самая главная моя певица. А есть певицы, которые мало пели моих песен, но я их чувствую «своими». Вот первый раз будет петь мою песню Надя Бабкина, а ей надо было приходить ко мне все 40 лет. Алена Апина совершенно моя - озорная, игривая, с юмором в глазах. Очень моя певица Лолита, но она даже не знает, что у меня на ее сценический образ написано несколько замечательных песен. Но раз не приходит сама, я не буду за ней ухаживать. Это ошибка, когда люди не находят друг друга и в жизни, и в песне. Я разошелся так с Аллой Пугачевой. 16-летняя Алла спела «Робот», а дальше мы разошлись надолго, до самой «Балалайки». Она нашла себе других поэтов. Мне жаль. Мы с ней должны были создать огромное количество песен».

К произведениям Танича слушатели всегда относились неоднозначно. В одном из интервью Владимир Высоцкий сказал, что не понимает советской массовой песни. Танич обиделся на это. Даже в его мемуарах «Играла музыка в саду» Высоцкий упомянут только по этому поводу. Через несколько лет после смерти Высоцкого к Таничу подошла семейная пара, сказавшая, что Владимир хотел сам извиниться за то интервью перед авторами песни «На тебе сошелся клином белый свет», но не смог. И теперь они приносят эти извинения за него, спустя четырнадцать лет. Однажды покупая в ларьке пирожное, Танич услышал, как продавщица напевала песню «Текстильный городок». Он не удержался, и сказал, что это его песня. Продавщица ларька ответила: «Мордой не вышел!».

Когда стала исполняться его песня «Черный кот», ее с радостью воспринял народ, но восприняли в штыки критики, среди которых бытовало мнение, что песня отражает гонение на евреев в России. Значимым достижением в творческой биографии Танича было создание группы «Лесоповал», солистом и композитором которой был Сергей Коржуков. Танич рассказывал: «Когда я написал две-три песни, то понял, что может быть интересный цикл, скажем, из десяти песен. И написал десять таких песен. Представьте себе, они не имели успеха. Они не были хуже нынешних, но были написаны с другим композитором, который попытался сам это спеть. А мальчик, который вместе со мной написал потом уже другие десять песен (и с которым я потом и придумал название «Лесоповал», еще не думая, что этот мальчик будет их петь), Сережа Картухов, оказался и очень хорошим исполнителем, и быстро мне полюбился. Когда я показал его с тремя или пятью песнями по московскому каналу в первый раз, на следующий день было 20 или 30 звонков. Показ был плохой: он сидел с гитарой, он не попадал в фонограмму, он не знал, как это делается... Но это сразу понравилось. Понимаете, у меня же, слава Богу, миллион песен выходило и до этого, и во время «Лесоповала»… Миллион песен, можете так и написать, потому что действительно огромное количество. Миллион алых роз - это ведь образ; так и у меня миллион песен, и очень много популярных... но я никогда не получал столько звонков. Один был звонок такой: «Я - переводчица советской поэзии на английский язык, член СП. Я не люблю песен, - она сказала, - Высоцкого, Галича. Я этих песен не люблю, но что-то в Вашем мальчике мне очень понравилось. Вы сказали, где можно купить ваши пластинки…» И я понял, что это действительно интересно самым разным людям. Потому что, как вы понимаете, блатные мне не звонили. Название «Лесоповал», которое я придумал, оказалось емким. Хоть оно и как бы запудренное, и иностранцы не понимают, что означает «лесоповал», «пилить лес, лесозаготовки», - такого слова, связанного с лагерем, нет на других языках. То есть произошло все нечаянно».

Когда в 1994 году Сергей Коржуков погиб, ему на смену пришел Сергей Куприк. Благодаря ему и мультиинструменталисту, аранжировщику и композитору Александру Федоркову группа вновь ожила и обрела популярность. Однако многие считали, что репертуар группы «Лесоповал» дискредитировал творчество Михаила Танича. Многие журналисты называли песни группы «блатняком», и далеко не всем слушателям нравились выступления в этом жанре. Группой «Лесоповал» Танич занимался до конца своей жизни. Последний из 16 альбомов группы был выпущен уже после смерти Михаила Исаевича. Всего он написал для «Лесоповала» больше, чем 300 песен. После смерти Коржукова для группы «Лесоповал» стали писать песни и другие известные музыканты и композиторы, благодаря чему группа все дальше отходила от традиций современного русского шансона.

В 1968 году Танич стал членом Союза писателей СССР. На этот счет Михаил Исаевич имел свое мнение: «В то время человек, занимающийся литературным трудом и не приписанный ни к какой организации, считался по советским законам тунеядцем. Не могли понять: что это за профессия такая, поэт? Я был неприкаянным, пока не стал членом СП. А стал, когда уже семь лет был известен как автор 50 популярных песен. А я все был тунеядец. Но самое главное, чем я могу гордиться в жизни, - это любовь людей. Каждый день я слышу объяснения, что меня любят. Это счастье, которое свалилось на меня с неба». В другом интервью Танич рассказывал: «Мне очень много в жизни рога ломали, я разного горя видал: и тюрьму, и войну. И всякие личные неприятности, и долгий неуспех в литературе. В Союз писателей меня приняли только в 45 лет».

На протяжении своей жизни он стал автором практически 20 сборников стихотворений. Итоговый сборник его стихов, названный «Жизнь», был издан в 1998 году. В этом же году Танич выпустил песенный сборник «Погода в доме». Поэт Александр Шаганов вспоминал о Таниче: «Помню, я как-то навещал Михаила Исаевича у него дома. По радио вдруг заиграла песня в исполнении Юрия Антонова: «Наклонилось вдруг небо ниже, и пошел стучать дождь по крышам…» Хорошая песня, говорю, из детства. «Так она моя! - сказал Танич. - Я ее написал». Признаться, я сильно удивился: никогда бы не подумал, что это его произведение, - когда я ее впервые услышал, мне семь лет было. А Танич мне тут же рассказал следующую историю, так что это точно не байка. Короче, Таничу нужно было поговорить с Антоновым. Набрал номер. После пары гудков включается автоответчик: «Я сейчас не могу с вами разговаривать, пишу на студии новые песни, оставьте свое сообщение». Ну, Танич сообщение оставил. Что-то вроде: «Юра, это Танич, перезвони». А тот не перезванивает. Танич ему еще раза два звонил в течение долгого времени. И каждый раз натыкался на этот автоответчик, где запись не менялась. Наконец, Михаил Исаевич не выдержал. Прослушав в очередной раз автоответчик, он прокричал в трубку: «Юра! Какого х… ты там новые песни пишешь, а поешь одни наши с тобой старые?!». Антонов перезвонил через пять минут».

Танич рассказывал и другую интересную историю, связанную с Юрием Антоновым: «Значит, Броневицкий, композитор, руководитель ансамбля «Дружбы», принес мне вальс и попросил написать текст. Я не очень-то люблю делать с готовой музыкой. Я написал какой-то текст, позвонил ему; он ко мне пришел, взял этот листок в руки и прочел: «Гляжусь в тебя, как в зеркало, до головокружения». Он говорит: «Миша, ты что, с ума сошел?! Поверь мне, я опытный... Кто это может спеть «головокружение»?! Подумай сам!». Вечером случайно я встретился с Юрой Антоновым, он меня отвез домой и увидел на столе как раз тот самый текст.. Он у меня его взял вечером... и утром сыграл мне в готовом виде вот эту песню, одну из моих самых любимых песен. Не знаю, как у Антонова, но среди его песен у меня это - одна из самых любимых песен».

Михаил Танич давал интервью на телевидении, и одна из таких передач под названием «Старый телевизор» сохранилась в телевизионных архивах.

Когда Танича спросили, смог бы он написать Гимн России, он ответил: «Я уже написал гимн. Эта песня называется «Мой дом - Россия». Там такой припев: «Грибного лета дожди косые, родного дома тепло и свет, мой дом - Россия, мой дом - Россия, и лучше дома на свете нет». Эту песню скоро будет петь Саша Маршал. Думал, что сделают ее гимном, потому что там очень чистые слова. А еще мне вчера принес Олег Молчанов, талантливый композитор, музыку, которую он написал на мои стихи. Это тоже песня о Родине, но негромкая. Если вы заметили, я пишу негромкие песни, не о главном, но с моей интонацией: «И если бы ты спросила, а кто я в твоей судьбе, я капля твоя, Россия, росинка в твоей траве». Я бы хотел показать это Алле Пугачевой, но она очень сложная дама. Будет обидно, если скажет: «Мне это не нравится, это не мое слово». Поэтому я робею ей это показать. Я считаю, что гимн - необязательно пафосная песня. Если руководство страны хочет, чтобы при исполнении гимна люди держали руку на сердце, он должен быть задушевным, а не барабанным».

Танич не любил казаться хуже других. В интервью он говорил: «Очень не люблю проигрывать. Когда проигрывал (в шахматах, музыке…), я бросал этим заниматься. Рисовал все детство, но потом понял, что я здесь не первый и другие мальчики рисуют лучше. Так и остался в жизни при стихах, которые писал с малых лет». Танич считал себя баловнем судьбы, потому что прошел через войну, лагерь, пережил два инфаркта, но все равно выжил и продолжал смотреть в будущее с оптимизмом. Он вырастил двух дочерей – Светлану и Ингу, которые подарили ему внуков – Вениамина и Льва.

В 2000 году Танич написал мемуары «Играла музыка в саду». В интервью о своей жизни Михаил Танич рассказывал: «Друзей как таковых не было и нет. Много приятелей. Я пользуюсь их любовью и заботой. Часто мне дают машину, привозят куда-то, очень хорошо ко мне относятся. Я тоже стараюсь отдавать им что-то. Но, видимо, я - довольно сухой человек и предпочитаю не раскрываться. Единственный, кто меня хорошо знает, кто мне действительно друг - это моя жена. Другие люди так близко ко мне не подходят - существует некая оболочка вокруг меня. Свою книгу «Играла музыка в саду» с самого начала я собрался писать откровенно, а потом понял, что не могу этого сделать. Не тот я человек, мне трудно открываться».

Михаил Танич ушел из жизни 17 апреля 2008 года из-за хронической почечной недостаточности. 20 апреля 2008 года его память была почтена минутой молчания клубом ЦСК перед матчем.

Когда о смерти Танича сообщили Борису Моисееву, он даже не поверил в услышанное: «Да не может быть, что Михаил Исаевич умер… Я буквально недавно ему звонил и обещал привезти свою новую книгу. Вообще Михаил Исаевич относился ко мне как к сыну, который долго не виделся с отцом. Он всегда ко мне шутливо обращался: «Ну как дела, мой маленький Бернесик?» Такое прозвище Михаил Исаевич дал мне после того, как я перепел песню «Темная ночь» Марка Бернеса. Однажды, на дне рождения Иосифа Кобзона, Михаил Исаевич принес мне огромную тарелку еды, взял меня за руку и говорит: мол, пока я все при нем не съем, он не отойдет от меня ни на шаг. Михаил Исаевич был удивительно чутким, отзывчивым. В моем репертуаре немного песен Михаила Исаевича, всего четыре. Но все они дорогого стоят».

О Михаиле Таниче в самых ярких красках рассказывала Надежда Бабкина: «Несмотря на сложную судьбу, этот человек всегда оставался достойным, живущим активно. Мы с ним очень дружили. Дом, в котором он жил, стоит прямо напротив Театра русской песни, они с группой «Лесоповал» часто репетировали у меня в театре. Я бывала у него дома, у него великолепная жена, с которой они все время были вместе; это была очень трогательная пара. В его стихах - глубочайшая мысль правды жизни, а не просто несколько повторяющихся фраз, как сейчас модно. Таких поэтов, как Михаил Танич, немного осталось. Я очень сожалею и скорблю».

Самым коротким, но искренним было слово скорби Иосифа Кобзона: «Я потерял друга!»

Михаил Танич был похоронен на Ваганьковском кладбище.

О Михаиле Исаевиче Таниче был снят документальный фильм, посвященный его памяти.

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовила Наталия Дмитриенко

Использованные материалы.

// Фото: Ломохов Анатолий/PhotoXPress.ru

Артисты называли Танича «дядя Миша» за то, что он всегда поможет. Искренний и преданный своему делу, он до последних месяцев жизни хотел работать. Звезды шоу-бизнеса мечтали исполнить песни на стихи Танича, и отзывались о нем сугубо в позитивном ключе. Так, Игорь Николаев приходил к нему в дом как к себе домой. «Они с Лидией Николаевной были моими московскими родителями, опекали и оберегали. Михаил Исаевич мне потом говорил, что дочки-то есть, а сына нет. И он видел во мне сына. А для меня был отцом, которого я потерял в 21 год», - рассказал музыкант.

Однако мало кто знает, что настоящий сын Михаила Танича отказался от него еще в детстве. Впервые Михаил Исаевич женился в Ростове на студентке мединститута Ирине, в браке с которой родился сын Юрий. Их семью разрушило несчастье: Танича посадили в тюрьму по доносу. Во время одной из студенческих вечеринок он имел неосторожность похвалить немецкие автодороги и радиоприемники. За антисоветскую пропаганду 24-летний Танич получил шесть лет лагерей. Первая жена не дождалась поэта из тюрьмы и попросила развода. А потом даже заставила сына написать письмо, в котором он отказался от отца. Танич встречался с сыном позже, когда тот поступил в МГУ, но теплых отношений между ними так и не возникло. Наследник звезды умер очень рано от болезни сердца.

Единственной настоящей любовью поэта стала Лидия Козлова, с которой он прожил вместе всю жизнь. Их любовь началась в беднейшей хибаре на берегу Волги. Там не было мебели, только кровать. Да и ту Танич взял в морге, сломанную. Именно супруга помогла Таничу забыть про неудачи в первом браке.

«Как-то раз он подарил мне букет цветов, – вспоминает Лидия Николаевна. - И увидел, как я обрадовалась. С тех пор он никогда не забывал раз в неделю принести цветы все 52 года, что мы прожили вместе».

Даже младшая дочь Михаила Исаевича, Светлана, признается, что по-настоящему отец был близок только с мамой. «Папа не любил баловства у детей. За хамство мог и стукнуть. Вообще, он был открыт и доброжелателен до определенного момента. У него были такие двери, куда он не пускал никого никогда. До конца он открывался, может быть, только маме», - призналась наследница звезды Светлана.

К слову, обе дочери взяли фамилию матери чтобы не быть в тени своего знаменитого отца. Видевшие искреннюю любовь родителей, наследницы Танича все же не смогли построить личное счастье. Сейчас обе женщины одиноки. У Инги за плечами два неудачных брака. А Светлана так и не побывала замужем, живет в родительской квартире и занимается архивом отца.

В эфире программы «Сегодня вечером»,родственники поэта вспомнили, что трудное время для их семьи наступило в начале 2000-х, когда Танич один за другим перенес два инфаркта. Он прошел через операцию на сердце, когда ему было уже за 70. Но самое страшное произошло, когда писателю поставили диагноз рак в последней стадии. Он страдал от невыносимых болей, но жену щадил, не признавался, как ему было больно.

«В 3.10 ночи он умер. А мне никто не сказал. Я поехала к нему в десять утра в полной уверенности, что он еще живой. Когда я узнала, что он умер, то попросила увидеть его. Врач говорит, что когда к только что умершему приходит любимый человек, он может отреагировать на это. Я вхожу, Танич абсолютный труп. Я понимаю, что вернуть его не возможно. Но начинаю говорить слова, которые я не договорила. И когда я сказала «Мишенька, я здесь, я с тобой», у него выступила слеза, он приоткрыл губы и почти беззвучно сказал «Мы с тобой не налюбились». Это было наше с ним прощание», - рассказала вдова поэта.

Супруга поэта призналась, что до сих пор вспоминает его каждый день. Только рядом с этим человеком и жена, и две дочери были по-настоящему счастливы, и поэтому теперь они всеми силами оберегают память о нем.

Танич Михаил Исаевич (1923-2008) – российский поэт-песенник, написал тексты ко многим популярным и любимым в народе песням: «Чёрный кот», «Мы выбираем, нас выбирают», «Как хорошо быть генералом», «Идёт солдат по улице», «Погода в доме», «Комарово», «Узелок завяжется». С 2003 года Народный артист России.

Семья

Миша появился на свет 15 сентября 1923 года в городе Таганроге. Его настоящая фамилия – Танхилевич.

Дед по отцовской линии был набожный еврей-ортодокс, молился постоянно. В семье рассказывали легенду о том, что дед был хорошо знаком с еврейским драматургом и писателем Шолом-Алейхемом. Когда Шолом-Алейхем уезжал на постоянное проживание в Америку, то доверил деду на сохранение свою уникальную библиотеку. Дед тогда проживал в Одессе, и во время погромов евреев все книги сгорели.

Второй дедушка по материнской линии, Борис Траскунов, жил в Мариуполе и работал на металлургическом заводе главным бухгалтером. Когда уволился с работы, переехал жить в Ростов-на-Дону.

Отец, Танхилевич Исаак Самойлович, 1902 года рождения, во время гражданской войны служил в Красной Армии. Потом приехал в Мариуполь, где уже в девятнадцатилетнем возрасте занял пост заместителя начальника ЧК. Немного поработав на этой должности, был направлен в Петроград на обучение, окончил там институт коммунального хозяйства. После учёбы получил направление в Таганрог, где был назначен на должность начальника в управлении коммунальным хозяйством.

Детство

Исаак Самойлович очень сильно любил спорт, особенно футбол. Когда сыну исполнилось пять лет, он подарил ему кожаный футбольный мяч. По тем временам это было настоящим сокровищем, для ребёнка осуществилась заветная мечта, потому что он точно так же, как и отец, жизни своей не мыслил без футбола.

С утра до вечера мальчик гонял этот мяч по таганрогским пустырям, ребёнку не нужны были ни сказки, ни сладости, он бредил одним футболом.

Помимо спорта пробовал Миша и другие увлечения. Уже к четырём годам он научился читать, а чуть позже стал рифмовать слова и складывать свои первые стихи. Пробовал заниматься рисованием, ему сначала понравилось, но вскоре понял, что он в этом деле не первый, художников много, и забросил альбом с красками. Такой уж у него получился характер, что с детских лет хотел во всём быть победителем, проигрышей не признавал.

Родители очень были заняты на своих работах, тем не менее, ребёнок не чувствовал себя обделённым их вниманием и лаской. Детство своё считал счастливым и светлым. Именно в эти годы от мамы и папы Миша получил нравственную закалку на всю дальнейшую жизнь.

К сожалению, его безмятежное детство рано оборвалось. Начались страшные времена сталинских репрессий. По ночам страшно было ложиться спать, потому что по улицам ездили чёрные воронки НКВД, и никто не знал, за кем придут нынешней ночью. Папу обвинили в хищении социалистической собственности в особо крупных размерах, арестовали и осенью 1938 года расстреляли.

Следом за отцом арестовали маму, менее чем через год её отпустили, но с ограниченными правами и со справкой о том, что её мужу назначили десять лет без права переписки.

Война

После ареста мамы Мишу забрал к себе в Мариуполь дедушка.

Здесь парень окончил школу, и в июне 1941 года получил аттестат о среднем образовании. У него были планы поступать в институт, но всё рухнуло в одно мгновенье, так как началась война. Миша даже забыл о своих любимых стихах, которые так и продолжал периодически писать с самого детства.

В 1942 году Михаил вступил в комсомол и был призван в Красную Армию. Для прохождения обучения в 1943 году был направлен сначала на Северный Кавказ, потом в Тбилиси. Здесь Михаил поступил в артиллерийское училище. Сам признавался потом, что в тот момент его больше интересовала не учёба, а полагавшаяся в училище горячая еда.

Для фронта готовили бойцов в течение шести месяцев, но Михаила продержали целый год, из-за того, что его отец был врагом народа. Это клеймо повлияло и на то, что при выпуске он был старшим сержантом, а не лейтенантом, как остальные ребята.

Летом 1944 года Миша поступил в действующую армию. Воевал на 1-ом Белорусском и 1-ом Прибалтийском фронтах. Командовал орудием в истребительно-противотанковом артиллерийском полку. Несколько раз был ранен и контужен. В декабре 1944 года после ранения и тяжёлой контузии во время оборонительного боя при Приэкуле его чуть было не захоронили заживо в братской могиле.

В январе 1945 года в боях за Клауспуссен, несмотря на сильный артиллерийский огонь противника, орудие под командованием сержанта Танхилевича уничтожило 2 немецких блиндажа и 2 пулёмётные точки. Во время боя убили командира взвода, и Михаил взял командование на себя, справившись с поставленными задачами.

Победу Миша встретил на родине российской императрицы Екатерины Великой в немецком городке Цербсте. Об окончании войны им сказали польские солдаты. Наступила тишина, и не нужно было больше воевать, но в это абсолютно не верилось, так же, как и в то, что остались живыми. Поначалу каждый новый день без войны, стрельбы и окружающей смерти казался нереальным.

Домой, в Ростов, Михаил возвращался в поезде, который больше подходил для перевозки скота. Удобств не было никаких, зато кругом к стенам привязаны немецкие трофеи – велосипеды и прочее барахло. За боевые заслуги Миша получил награды – орден Славы III степени и орден Красной Звезды.

Арест

Вернувшись на родину, Михаил немного осмотрелся и решил поступать на архитектурный факультет Ростовского строительного института. Экзамены сдал успешно, был зачислен в ряды студентов, но окончить учебное заведение ему не удалось. Началась новая волна карательного сценария, теперь против тех, кто хвалил заграницу, их быт, дороги, технику. Таких людей полагалось брать на заметку, а ещё лучше изолировать от советского общества.

Миша имел неосторожность где-то ляпнуть, что ему очень нравится радиоприёмник Телефункен немецкого производства и что он лучше наших советских моделей. Один из студентов донёс об услышанном, и Михаила арестовали за антисоветскую агитацию. Потом было следствие, во время которого сильно не били, но постоянно не давали спать, чтобы арестованные путались в своих показаниях. На суде никаких доказательств его вины так и не обнародовали. Прокурор просил пять лет, но присудили почему-то шесть.

Потом был этап на Соликамск на пересылку, где судьба оказалась благосклонной к Михаилу. Он познакомился с зэком известным художником Константином Ротовым, который до ареста работал в журнале «Крокодил» на должности главного художника. Ротову поручили оформлять в лагере наглядную агитацию, и он взял в свою бригаду Мишу. Так будущему поэту удалось избежать лесоповала, на котором все заключенные, прибывшие с ним в Соликамск, погибли.

Тахилевич был освобождён перед самой смертью Сталина. В день похорон тирана, который разрушил жизнь молодого парня, у Михаила из глаз текли слёзы. Он считает это парадоксом, но признаётся: «Просто мы все были детьми того времени» .

Творчество

После освобождения Михаила ждал в Москве двоюродный брат, но уехать в столицу бывший осуждённый не мог, так как не был реабилитирован. Он остался на Сахалине, где устроился работать в «Строймехмонтаж» мастером. В местной газете стал печатать свои стихи под псевдонимом Танич.

В 1956 году он был реабилитирован и уехал поближе к столице, сначала в подмосковный город Орехово-Зуево, потом перебрался в Железнодорожный район Балашихи.

В 1959 году увидел свет первый поэтический сборник Михаила Танича. Достаточно известный к тому времени композитор, Ян Френкель, почитав сборник, вышел к Михаилу с предложением: он напишет музыку к его стихам «Текстильный городок», и получится песня. Они встретились в коридоре издательства советской газеты «Московский комсомолец». Танич потом неоднократно признавался, что не знает, как бы сложилась его судьба, если б не эта встреча с Френкелем.

А потом понеслось-поехало. Песня прозвучала в эфире и сразу же без всяких раскруток стала народной, её напевали продавщицы в киосках, таксисты в автомобилях, студенты и пенсионеры. Сотрудничество с Френкелем продолжилось и вылилось в песни «Кто-то теряет, кто-то находит», «Ну, что тебе сказать про Сахалин». Танич стал работать и с другими композиторами:

  • с Оскаром Фельцманом была написана песня «На тебе сошёлся клином белый свет»;
  • с Эдуардом Колмановским «Мы выбираем, нас выбирают»;
  • с Владимиром Шаинским «По секрету всему свету», «Идёт солдат по городу».

Плодотворно сотрудничал поэт почти со всеми известными советскими композиторами: Никитой Богословским, Вадимом Гамалием, Аркадием Островским, Игорем Николаевым. С Юрием Саульским они написали хит «Чёрный кот», который стал визитной карточкой Танича. Его песни пели самые именитые исполнители советской эстрады: Майя Кристалинская, Лариса Долина, Алёна Апина, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Валерий Леонтьев. Юная Алла Пугачёва дебютировала на советском радио с песней «Робот», написанной Михаилом Таничем и композитором Левоном Мерабовым.

В своё время Танич защитил в Союзе композиторов молодого Юрия Антонова. Вместе потом они написали две песни «Зеркало» и «Мечта сбывается», которой Антонов завершает любой свой концерт.

В середине 1980-х годов поэт сотрудничал с самыми популярными на то время композиторами Раймондом Паулсом и Давидом Тухмановым.

В 1990 году вместе с композитором Сергеем Коржуковым Танич создал группу «Лесоповал», коллектив исполнял песни в стиле русский шансон. Самые известные их музыкальные композиции:

  • «Я куплю тебе дом»;
  • «Воруй, Россия!»;
  • «Заповедь»;
  • «Кореша»;
  • «Три татуировочки»;
  • «Птичий рынок»;
  • «Вагон столыпинский».

В 1994 году Сергей Коржуков трагически погиб, выпал с балкона многоэтажного дома, и «Лесоповал» на какое-то время прекратил своё существование. Потом в коллектив пришли новые музыканты, и группа была реанимирована. После смерти Михаила Танича художественным руководителем «Лесоповала» является его супруга Лидия Козлова.

С 1968 года Танич входил в Союз писателей СССР, является автором многих поэтических сборников.

Личная жизнь

Первая любовь у Танича случилась сразу после окончания войны. В немецком городе Бернбурге они с однополчанами зашли в ресторан, где он познакомился с племянницей хозяйки заведения Эльфридой Лане. Они стали встречаться, но жениться на ней Миша не стал, хотя на тот момент ещё не действовал закон, согласно которому запрещались браки с иностранными гражданами (он был принят через два года после войны).

В начале 1980-х годов Танич был с гастролями в ГДР и захотел встретиться с Эльфридой, но оказалось, что она проживает по другую сторону Берлинской стены (в ФРГ). А вот её тётю, ту самую владелицу ресторана, он нашёл и подарил ей пластинку с песнями на стихи поэта Михаила Танича.

Первой супругой поэта стала девушка по имени Ирина, на которой он женился ещё до ареста. Ира его не ждала из тюрьмы, после освобождения Михаила был оформлен развод, и он ушёл, забрав свои нехитрые пожитки: вышитую крестиком подушечку, чайную ложку из мельхиора и книгу «12 стульев».

Однажды Михаил забрёл на 7 ноября в общежитие к молодым специалистам. Они праздновали, был накрыт роскошный стол: несколько банок кабачковой икры и маринованной свёклы, одесская колбаса и селёдка с лучком. Тем не менее вечер был интеллектуальным: молодёжь читала стихи и пела песни под гитару.

За столом сидела девушка, тоненькая, как тростиночка, в голубом почти столичном платье из крепдешина. Михаилу показалось, что ей лет пятнадцать. Она поразила его своими зелёными глазами и невероятной длины ресницами. И тут она сказала: «Сейчас я спою вам две песни нашего поэта Михаила Танича», ни сном, ни духом не подозревая, что этот самый поэт забрёл к ним на вечеринку и сидит за одним столом. Девушку звали Лидия Козлова, она стала для Михаила самой большой наградой в его жизни.

Танич чуть-чуть не угадал, Лиде было восемнадцать лет, ему на тот момент исполнилось тридцать три. Они поженились и прожили в счастливом браке больше полувека. У супругов две дочери Инга и Светлана.

До конца жизни Михаил сохранил любовь к футболу, был яростным болельщиком. Ещё одним его жизненным увлечением были собаки.

Поэт скончался 17 апреля 2008 года от хронической почечной недостаточности. Его похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище.