Яганы - загадочный древний народ, в котором правили женщины. Самые "древние" люди на Земле (аборигены Австралии)

  • Читать дальше: Огненная Земля: аборигены ;

Мартовским днем 1923 года 60 индейцев на лодках причалили к берегу пролива Бигла. На Огненной Земле стояло позднее лето, дождь немного стих, и воздух прогрелся до плюс девяти. Милю за милей пробирались индейцы по лабиринту островов и проток, чтобы только увидеть последний раз друга, единственного европейца, которого они приняли в свое племя.

Звали этого человека Мартин Гусинде, он был немец, родом из Бреслау (ныне - Вроцлав в Польше). На берег пролива он захватил пищу и подарки. В тот день он прощался навсегда с индейцами племени ямана и делал последние снимки. В последнюю минуту он «содрогнулся, взглянув на эту горсточку людей», - такие слова Мартин записал вечером в дневник; четыре года он вел его день за днем.

Люди, стоявшие перед Мартином, были немногие, оставшиеся из племени ямана, с доисторических времен населявшего южную оконечность Америки. Природные условия этих мест как бы направлены против человека: нескончаемые бури и снегопады, вечный холод, но индейцы приспособились к ним. Ни один белый человек не сравнился бы с ними в стойкости. У них был необычайно выразительный язык. И все же, и все же... «Страшная судьба отсчитывала последние годы их жизни», - записал Гусинде.

Мартин Гусинде увлекался этнографией и фотографией. Это удачное сочетание позволило запечатлеть повседневную жизнь индейцев, которую он наблюдал несколько лет. Он знал, что близится час их гибели, и не мог предотвратить его. Он лишь пытался сохранить в памяти человечества их обычаи, образ жизни - своими фотографиями, своими записями. Кроме того, ему хотелось - можно сказать, увы, постфактум - изменить дурную славу, что сложилась о них в Европе.

В 1520 году Фернан Магеллан первым из европейцев проплыл из Атлантического океана в Тихий по названному впоследствии в честь него проливу, разделявшему Американский континент и Огненную Землю. Ночью матросы Магеллана видели множество огней - то были костры индейцев - потому и назвал он эту местность Tierra del Fuego, Огненная Земля. И он, и последующие мореплаватели были убеждены, что открытые ими места были окраиной легендарной Южной Земли, континента, занимавшего, как тогда считали, территорию вокруг Южного полюса.

Лишь в 1616 году два голландских капитана обогнули мыс Горн и установили, что Огненная Земля - остров. Долго еще никто не интересовался этим заброшенным клочком суши, где вечно шел снег или бушевал ураган; о побережье его бились громадные волны, а суша была недоступна из-за ледников и заросших папоротниками лесов. Лишь спустя два столетия европейцы поближе познакомились с обитателями Огненной Земли.

Немецкий естествоиспытатель Георг Форстер, очутившийся на Огненной Земле в 1774 году с экспедицией Джеймса Кука, описал характер огнеземельцев как «диковинную смесь глупости, безразличия и праздности». Даже Чарлз Дарвин полстолетия спустя назвал их «бедными, жалкими созданиями... с безобразными лицами».

Их язык показался ему «клекотом и шумом, которые едва заслуживают называться членораздельной речью». Пренебрежительный отзыв известного ученого отчеканил в умах европейцев облик обитателей Огненной Земли.

В 1881 году остров поделили между собой Аргентина и Чили. К тому времени овцеводы уже вытеснили индейцев с привычных им мест охоты. На беду индейцев, на Огненной Земле нашли золото, и вскоре сюда вторглись старатели. Начался последний по счету геноцид на Американском континенте. Индейцы всем мешали: они охотились за овцами, не зная, что такое частная собственность, брали в лагерях золотоискателей все, что им приглянулось. В те годы охотники за скальпами получали по фунту стерлингов за каждую пару ушей, отрезанных у убитых индейцев. Те же туземцы, которым удавалось спастись от головорезов, оказывались беззащитны перед занесенными европейцами болезнями - туберкулезом, корью. Уцелевших добивал алкоголь, к которому они быстро пристрастились. Через полстолетия, когда в 1919 году Мартин Гусинде впервые приехал на Огненную Землю, число индейцев сократилось с восьми тысяч до шести сотен.

Мартину было тогда 32 года. Он был миссионером, преподавал в частной немецкой школе в Сантьяго. А в свободное время страстно занимался этнографическими исследованиями. Для этого приходилось брать отпуск за свой счет. Всего, чтобы изучить отдаленные уголки затерянных островов, Мартин Гусинде потратил в общей сложности 22 месяца. В 1925 году он вернулся в Европу и опубликовал свои записи в трех томах. На сегодняшний день его книги остаются самым обширным источником сведений о жизни огнеземельцев.

Остров населяли три народности. Племя, называвшее себя селькнамами, занималось охотой и кочевало по внутренним районам, придерживаясь троп, по которым передвигались гуанако, главный объект их охоты. Европейцы назвали это племя она. Важнейшую часть их имущества составляли лук и стрелы, кремень для высекания огня и толстая накидка из шкур гуанако. Чтобы спастись от холода, она натирали свои голые тела глиной и жиром гуанако. По ночам спали в хижинах, сложенных из бревен и мха, тесно прижимаясь к тлевшему костру.

Кроме них, на Огненной Земле жили и морские кочевники: ямана (их еще именуют ягана) и халаквулупы (в научной литературе - алакалуфы). Каждый день они плавали в лодках по лабиринтам проливов и проток. Алакалуфы населяли западное побережье, ямана - многочисленные островки близ мыса Горн. В лодке помещалась вся семья. В носовой части с гарпуном в руке сидел муж, напряженно высматривая тюленей. На другом конце лодки непрерывно гребла жена. Кроме того, ее обязанностью было нырять в ледяную воду за морскими ежами, а вечером привязывать лодку возле берега - поэтому островитяне учили плавать только девочек. Ветер, сырость, холод - даже при минусовой температуре индейцы оставались совершенно голыми. Не считать же одеждой кусок тюленьей шкуры величиной с носовой платок, с ремнем. Его передвигали по телу к самым замерзшим местам.

Из-за вечных холода и сырости морским кочевникам нужно было неустанно поддерживать огонь. Каждое утро, разбирая свои жалкие заслоны от ветра, они переносили в лодку тлеющие угли в плетенке и скупо кормили огонь мхом и ветками, пока не высаживались вечером на берег.

  • Читать дальше:

В настоящее время официальные переписи насчитывают до пяти тысяч...

На фото: дети όна (селькнам), фото конца XIX-го века. Впереди их ждала смерть от пули или болезни…

Будем в нашем обзоре двигаться в направлении, противоположном тому, которым человек пришёл в Америку - с юга на север.

Крайний юг Южной Америки - Огненная Земля, Патагония, юг Чили - представляет интерес в плане языков и этнографии коренного населения сразу в нескольких аспектах. Во-первых, как уже говорилось в первом нашем очерке, здесь обитали люди, которые, возможно, были потомками первых американцев. Во-вторых, культура коренных жителей Огненной Земли была весьма архаичной. В-третьих, наконец, весьма показательны судьбы индейских народов этого региона в период европейской колонизации.

На крайнем юге Америки, на южном побережье Огненной Земли, по берегам пролива Бигля, на островах Наварино, Осте и других вплоть до мыса Горн обитал самый южный народ Земли, возможно - древнейшие насельники Крайнего Юга - индейцы яган (в литературе известны также под своим самоназванием ямана, что значит буквально ‘живые люди’). Язык яганов не обнаруживает родства ни с каким из индейских языков. По образу жизни их (как и их западных соседей алакалуфов) с XIX-го века называли indígenas canoeros - туземцами каноэ, поскольку практически вся их жизнь проходила в непрерывных кочевьях в лодках, а основными занятиями были охота на морского зверя (преимущественно - тюленей, китов не добывали, но с радостью использовали выброшенные морем на берег их туши), рыболовство и сбор моллюсков в прибрежной полосе. При этом они не знали лука и стрел, во время стоянок строили самое примитивное жилище в виде остова из веток, покрытого шкурами, ветвями и корой. Социальные отношения были также простыми: описания этнографов дают картину полного первобытного равенства, отсутствия какой-либо социальной стратификации и верховенства женщин. Яганы практически не знали одежды: только, когда дул особенно холодный ветер, сидящий в лодке индеец мог просунуть голову в отверстие, вырезанное в тюленьей шкуре и прикрыться ею как заслоном от ветра. Следует иметь в виду, что в тех краях в январе температура на поднимается выше 18о, а в июле падает и до -18о, и постоянно дует влажный, холодный пронизывающий ветер. Спасением от холода и ветра служил тюлений жир и краска, которыми покрывали тело. Интересно, что женщины яганов, добывавшие моллюсков, постоянно плавали в море, не испытывая никакого дискомфорта (при этом редко, кто из мужчин умел плавать). Такие поразительные способности достигались в результате систематического закаливания: уже новорожденного ребёнка вместе с матерью обязательно погружали в воду, а затем купания продолжались. Исследователи отмечали, что средняя температура тела яганов была примерно на градус выше, чем у европейцев.

Судьба яганов во время европейской колонизации была печальной. Хотя они, в отличие от многих других коренных народов Америки не подверглись целенаправленному истреблению, сам непосредственный контакт с европейцами, начавшийся с первого контакта в 1828-м году с моряками брига «Бигль», на котором путешествовал Чарльз Дарвин, и на котором были увезены в Англию несколько похищенных у яганов детей, привёл к ужасным последствиям. Европейские болезни (оспа, сифилис и туберкулёз в первую очередь), к которым организм закалённых индейцев моря не обладал никаким иммунитетом, унесли жизни большинства коренных огнеземельцев. Попытки переселения индейцев в церковные миссии приводили к столь же плачевному результату: европейская одежда, которую их заставляли носить, провоцировала простуду и туберкулёз сама по себе и нередко служила источником заразы, а скученность и непривычный образ жизни способствовал эпидемиям. В начале XIX-го века по разным оценкам яганов было около трёх тысяч человек, в 1970-х годах на острове Наварино ещё жило пара десятков яганов, совершенно забывших свою традиционную культуру; сегодня осталась в живых, по-видимому, только одна старуха, ещё помнящая этот язык.

Другие «индейцы каноэ», западные соседи яганов, алакалуф (или кавескар, что значит на их языке просто ‘люди’), населяли архипелаги и фьорды от востока Огненной Земли на юге до чилийской провинции Айсен на севере и вели образ жизни, во многом сходный с яганами. Однако, их язык совершенно отличается от языка яганов и, как и последний, не обнаруживает сходства ни с одним из языков Америки. Об отличном от яганов происхождении алакалуфов свидетельствует и их антропологический тип: и те, и другие невысокого роста (150-160 сантиметров) и изящного телосложения, но если яганы похожи на многих других южноамериканских индейцев, имеющих много общего с азиатскими монголоидами: массивные скуластые лица, достаточно узкие раскосые глаза, прямой слабо выступающий нос, прямые жёсткие волосы, то среди алакалуфов часто попадаются люди с толстыми губами, широким носом с вогнутой спинкой, большими глазами, густыми бровями и вьющимися волосами - признаками, сближающими их скорее с представителями экваториальных типов (австралийскими аборигенами, негритосами Юго-Восточной Азии и др.). Это может указывать на очень древнее происхождение алакалуфов - от тех первых насельников Америки, которые были носителями древнейших недифференцированных антропологических типов Восточной Азии.

Алакалуфы столкнулись с теми же проблемами, что и яганы, и, несмотря на их изначально большую численность и более широкое расселение, сегодня этот народ также находится на грани исчезновения - предположительно, язык кавескар ещё помнят не более двух десятков человек.

От «индейцев каноэ» отличались культурой, языком и антропологическим типом «пешие индейцы» (indios a pie), жившие на Огненной Земле севернее яганов - όна (это название происходит из языка яганов) или селькнам и родственные им по языку ауш или манекенкен, вытесненные другими племенами на крайний юго-восток острова. Она охотились с луком и стрелами на гуанако, шкуры которых использовали для изготовления примитивной одежды (чаще всего - просто шкура, накинутая на плечи и, у мужчин, своеобразная шапочка «пирожком»). Внешне она отличались от низкорослых яганов и алакалуфов массивностью телосложения и достаточно высоким ростом (мужчины - 180 сантиметров). Она проникли на Огненную Землю с севера, из аргентинской Патагонии, на что указывает их сходство по антропологическому типу и языку с исконными обитателями Патагонии - индейцами теуэльче. Языки она, ауш и теуэльче лингвисты объединяют в языковую группу чон (от слова языка она, означающего ‘человек’). Возможно, языки чон имеют отдалённое родство с языками групп матагуай и гуайкуру, распространёнными в области Чако (на стыке северной Аргентины и Парагвая) - гуайкуру, матако, чороте и др.

Судьбы она и теуэльче были решены во второй половине девятнадцатого - первой половине двадцатого века во вполне североамериканском демократическом духе. Дело в том, что, когда в середине XIX-го века на Огненной Земле европейские колонисты начали превращать охотничьи угодья она (естественно, не спросив у последних позволения) в пастбища для овец, индейцы быстро поняли, что овцы представляют собой более лёгкую добычу, чем быстроногие гуанако. Так начался конфликт, приведший в конце XIX-го века к началу массового истребления индейцев она на Огненной Земле: против них организовывали карательные экспедиции и облавы, истребляя поголовно, хозяева крупных хозяйств платили своим пастухам деньги за уши, отрезанные у мёртвых (а случалось - и у живых) индейцев. Позже применялось и «химическое» и «бактериологическое» оружие: индейцам подбрасывали заражённую оспой одежду, отравляли ядами туши китов, овец или гуанако и т. д. - на юге Америки буквально повторялся опыт работы, проделанной несколькими десятилетиями ранее в США. В результате из примерно четырёх тысяч она, живших на Огненной Земле в середине XIX-го века, к концу его оставалось чуть более 700; в 1890-м году остатки народа были вывезены на остров Даусона, где практически все умерли от разразившейся там эпидемии. Трагедия завершилась в 1974-м году, со смертью Анхелы Лоих, последней из она.

Теуэльче жили на территории аргентинских провинций Чубут и Санта-Крус и дали имя всей южной части Южной Америки - Патагонией, то есть страной большеногих людей назвали её испанцы, когда увидели следы местных индейцев: во-первых, учитывая, что средний рост теуэльче был в целом ещё больше, чем у она, размеры их ног были уже достаточно велики, но следы казались огромными, поскольку обувью им служили довольно грубо обёрнутые вокруг ног куски шкур гуанако. Теуэльче охотились в аргентинской пампе на гуанако и страусов нанду с помощью лука и бола - древнего своеобразного орудия (и оружия, успешно применявшегося затем для борьбы с испанской конницей) в виде трёх камней, соединённых ремнём, которые, будучи брошены в ноги животного, обвивали их и валили жертву на землю. Освоившие в начале XIX-го века коневодство, сильные и многочисленные теуэльче представляли бόльшую проблему для демократических властей Аргентины, нежели немногие достаточно отсталые пешие она. Кроме того, начиная с XVIII-го века теуэльче попадают под влияние единственного индейского народа Америки, не покорившегося испанским колонизаторам - чилийских арауканов (мапуче), и свободная Араукания постепенно расширяет свои границы в Патагонии. Помните благородного Талькава из «Детей капитана Гранта» Жюля Верна? Этот патагонец (то есть, скорее всего, теуэльче) носил вполне арауканское имя - сравните араук. тралькан ‘гром’; равным образом и сам этноним теуэльче имеет арауканское происхождение.

Арауканско-патагонская вольница была бельмом на глазу у молодой аргентинской демократии - особенно в 1870-х годах, когда власти соседнего Чили взялись за решение арауканской проблемы, и гордые мапуче были наконец лишены свое земли. В это же время арауканские вожди в Патагонии постоянно нападали на пограничные аргентинские форты, разрушали телеграфные линии, грабили скотоводов. В 1875-м году военный министр Адольфо Альсина представил план умиротворения патагонцев, который затем аргентинская армия под водительством генерала Хулио Архентино Рока реализовала, лицемерно назвав это деяние Conquista del desierto ‘Завоевание пустыни’. Вполне в стиле своих североамериканских предшественников (“Хороший индеец - мёртвый индеец”) Рока выразил и свои намерения: “Наше самоуважение как мужественного народа обязывает нас как можно скорее подавить - разумом или силой - эту горстку дикарей, которые разрушают наше богатство и препятствуют нам окончательно занять, во имя закона, прогресса и нашей собственной безопасности, самые богатые и плодородные земли Республики”. Теми же методами, что и она, теуэльче были уничтожены, и патагонская пампа была на деле превращена в пустыню. В настоящее время официальные переписи насчитывают до пяти тысяч теуэльче - но речь идёт о людях, полностью утративших свою идентичность, чаще всего - о метисах. Людей, которые помнят язык, сохранилось не более десятка.


Селькнам – один из индейских народов, не устоявший под натиском цивилизации. Численность этих древних кочевников в середине 19 века составляла несколько тысяч человек, а уже в 1974 году умер последний чистокровный селькнам. Индейцев безжалостно истребляли при поддержке аргентинского правительства: предъявив голову селькнама, две кисти рук или два уха, можно было получить вознаграждение в 1 фунт стерлингов.




Загадочный народ селькнам населял восточную и северную части Огненной Земли, занимался собирательством и охотой, рыбалкой и сбором моллюсков. На птиц и лам-гуанако охотились при помощи лука и стрел, на деревянных лодках, продвигаясь вдоль берега, отыскивали морскую добычу.





Для селькнам был характерен общинно-родовой строй, к началу 1920-х годов в состав селькнам входили 39 локализованных родов, счет родства велся по отцовской линии. Согласно древним верованиям, происходили селькнам от общего мифического предка Temaukel. В его честь совершались жертвоприношения, к нему были обращены воззвания в случае болезни. Верили, что после смерти душа непременно встречается в загробной жизни с божеством.







Семьи селькнам были небольшими, редко встречалось многоженство. Род насчитывал от 40 до 120 человек, имел свои собственные охотничьи угодья. У каждого рода был старейшина, его звание было не наследственным.









Главный праздник в жизни селькнам – священная церемония клоктен, проводившийся зимой, когда вся община собиралась вместе. Это был своеобразный обряд инициации для мужчин, которые под руководством шамана появлялись перед женщинами в специфическом виде – в конических масках из коры, а их тела были раскрашены геометрическими узорами. В повседневной жизни селькнам носили одежду из шкур гуанако, выдры или лисы мехом наружу, меховые шапки и кожаную обувь, напоминающую современные мокасины.



К сожалению, культура селькнам на сегодняшний день практически полностью утеряна. Однако в Америке все еще проживают представители других коренных народностей, узнать о которых по-своему интересно. Взгляните на портреты и убедитесь в этом сами!

Владимир Дергачев


http://vozlelesa.ru/wp-content/uploads/plemya-yaganyi-zhivyie-lyudi.jpg

Огненную Землю за шесть и более тысячелетий до прихода европейцев заселили индейские племена. Они пришли с север на Край Света, где должны были или погибнуть или выжить. Они выжили благодаря силе воли, адаптировавшись к местным экстремальным условиям.
По археологическим данным представители племени морских охотников и собирателей яганов были древнейшими обитателями Огненной Земли. Позже на архипелаг пришли охотники алакалуфы и селькнамы (она).

Дожди, холод и пронизывающий ветер долгое время охраняли землю и аборигенов от «цивилизованных» европейцев. В северо-восточной части Огненной Земли жило племя она. Западом Огненной Земли и островами Западно-Патагонского архипелага владело племя алакалуф , а на юге обитали ягана — самые южные люди Земли.

Удивительно, но на Краю Света на суровой неуютной земле, пронизанной жгучими ветрами, где летом температура не поднимается выше 10-15 градусов на солнце, ягана и алакалуфы не носили никакой одежды, смазывали свое тело жиром морских котиков и тюленей. В суровом климате Огненной Земли аборигены жили практически голые, стойко выдерживали сильные патагонские ветры, дождь и холод. Лишь при ураганном ветре индейцы набрасывали на спину накидки из шкур животных. Нормальная температура тела у яганов была несколько выше, чем у обычного человека и достигала 38°. Изучением этого феномена занимался английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин, который вывез несколько индейцев в Лондон, но по причине неприспособленности к современной жизни эти люди довольно быстро стали умирать, от обычных болезней, а также от ношения одежды.

Яганы, а точнее метисы, и сегодня живут на юге архипелага Огненная Земля, в том числе на острове Наварино. В первой половине 19 века их начитывалось до 3 тыс. человек. К настоящему времени сохранилось примерно 1,6 тысяч метисов. На родном языке говорят предположительно несколько человек. В прошлом традиционное занятие яганов — охота на морских млекопитающих, птиц, гуанако, рыболовство, сбор моллюсков и съедобных водорослей. Оружие — копья и гарпуны с костяными наконечниками, пращи, дубины, реже — лук и стрелы с каменными наконечниками. Большую часть года яганы вели бродячий образ жизни, передвигаясь вдоль берега на лодках из древесной коры. Жилища-шалаши сооружались с каркасом из веток и покрывались дёрном, травой, водорослями и листьями. Пищу (мясо, рыбу, яйца, моллюсков) готовили на раскалённых камнях или в золе. Воду хранили в вёдрах из коры, подогревали, опуская туда раскалённые камни. Самоназвания яганов «ямана» значило «жить, дышать, быть счастливым».

Последние потомки индейцев ямана проживают на острове Наварино в поселке Укике в 2 км от чилийского Пуэрто-Уильямса. Представитель племени Кристина Кальдерон (1928 года рождения), вместе со своей внучкой и сестрой, написала воспоминания «Хочу рассказать вам историю» (2005), в которых собраны яганские сказки, рассказанные ей представителями старших поколений племени.

А лакалуфы были морскими кочевниками, рыбаками, ловцами моллюсков, охотниками на морского зверя (тюленей и выдр), плавали вдоль побережья на каноэ. Несмотря на малую численность (не более пяти тысяч) алакалуфы исторически делились примерно на десять племён. В 1881 году одиннадцать индейцев были вывезены с Патагонии в Европу, где их выставляли как животных в Париже в Булонском лесу и в Берлинском зоопарке. Из них лишь четверо вернулись в Чили. Согласно переписи 2002 года, оставалось 2622 этих индейцев (преимущественно метисов), живущих на острове Веллингтона.

Селькнамы жили в глубине острова Исла-Гранде, охотились на гуанако — копытное животное рода лам семейства верблюдовых. Мясо гуанако употреблялось аборигенами в пищу, из шкур изготовлялась примитивная одежда в виде меховых накидок и теплых шапок конической формы. Селькнамы были самой многочисленной индейской общиной на архипелаге. Суровые природные условия островов выработали у аборигенов особые методы приспособления к неблагоприятному климату и поразительную способность к выживанию в условиях пронизывающего дождя, ветра и сильных холодов. Все огнеземельцы как кочевые народы не строили постоянных жилищ. Селькнамы , охотившиеся на гуанако, делали себе временные жилища из шестов и шкур. Прибрежные ямана и алакалуфы также сооружали временные жилища, сплавляясь на каноэ.

Огнеземельцы говорили на нескольких неродственных языках. Индейцам удавалось передавать собственные ощущения и происходящее в окружавшем мире в виде метафор. Из вымирающего яганского язык некоторые слова сохранились как своего рода лингвистический феномен, занесенный в книгу рекордов Гиннесса в качестве наиболее емкого и труднопереводимого слова за всю историю человечества. Mamihlapinatapai означает «взгляд между двумя людьми, в котором выражается желание каждого в том, что другой станет инициатором того, чего хотят оба, но ни один не хочет быть первым». Существенные различия в языке, образе жизни и занимаемых экологических нишах препятствовали контактам.

Первыми из европейцев с аборигенами Огненной Земли познакомились в 1519 году моряки кругосветной экспедиции Фернана Магеллана. В 1578 году их видели англичане Френсиса Дрейка, но в контакт с ними не вступали. В конце 1774 года, во время своего второго кругосветного плавания, острова Огненной Земли посетил Джеймс Кук. Сопровождавший его в путешествии немецкий естествоиспытатель Георг Форстер приводит в своих записках подробное описание местных индейцев: «Они небольшого роста, меньше 5 футов 6 дюймов, с большими толстыми головами, широкими лицами, очень приплюснутыми носами и выступающими скулами; глаза карие, но маленькие и тусклые, волосы черные, совершенно прямые, смазанные ворванью и свисающие вокруг головы дикими космами... Вся их жалкая одежда состоит из старой небольшой тюленьей шкуры, укрепляющейся при помощи шнура вокруг шеи. В остальном они совершенно нагие и не обращают ни малейшего внимания на то, что не допускает наша благопристойность и скромность. Цвет кожи у них оливковый с медно-красным оттенком и у многих разнообразился полосами, нанесенными красной и белой охрой… Вообще характер их представлял странную смесь глупости, безразличия и вялости…»

В декабре 1823 года — во время третьей кругосветной экспедиции на шлюпе «Предприятие» — у берегов Огненной Земли останавливался русский мореплаватель Отто Коцебу, оставивший довольно мрачное описание местных жителей: «Человек… нуждается в солнечном тепле для развития своего организма. Поэтому здесь он — не более чем животное... Полагают, что их предки бежали сюда, будучи вытеснены из другой, более удобной местности. Здесь они деградировали до животного состояния и ныне не имеют других потребностей, кроме поддержания самым отвратительным образом своего жалкого существования…».

Заново «открыл» индейцев Огненной Земли в 1832 году Чарльз Дарвин, высадившийся на Огненной Земле во время кругосветного путешествия на корабле «Бигль». Дарвин был также поражен первобытным и примитивным видом аборигенов: «Вид огнеземельцев, сидящих на диком заброшенном берегу, произвёл на меня неизгладимое впечатление. Перед глазами предстал образ — вот так же, когда-то давно, сидели наши предки. Эти люди были совершенно наги, тела разукрашены, спутанные волосы свисали ниже плеч, рты раскрылись от изумления, а в глазах затаилась угроза…».

Однако соотечественник Дарвина, английский исследователь Уильям Паркер Сноу, побывавший на Огненной Земле в 1855 году, пришел к совершенно иным выводам об аборигенах. Описывая их неопрятный внешний вид и первобытные привычки, Сноу отмечает: «…многие огнеземельцы, живущие на Восточных Островах, обладают приятной и даже привлекательной внешностью. Понимаю, что это идет вразрез с тем, что описывал в своих трудах мистер Дарвин, но я говорю лишь о том, что сам видел…». Позже учёный обнаружил, что аборигены «живут семьями». Местные женщины отличаются скромностью, а матери очень привязаны к своим детям.

Семья местных индейцев с Огненной Земли. Фотография конца 19 века.


http://4.bp.blogspot.com/-eM6T3lMbDyE/VquI4-Q2jJI/AAAAAAAAkGs/9jdVOoYIy-U/s1600/13%25281%2529.jpg

Начало колониальной эпохи на Огненной Земле положило конец оригинальной культуре местных индейцев. После того, как в 1886 году румынский авантюрист Джулиус Поппер нашел на Огненной Земле золото, началась «золотая лихорадка». Колонизаторам потребовалось немало усилий, чтобы сломить сопротивление местного населения. Окончательный приговор огнеземельцам, особенно селькнамам , вынесли овцы. В конце 19 века небольшое стадо овец, вывезенное с Фолклендских островов на Огненную Землю, через несколько лет расплодилось, и тут выяснилось, что в сыром, холодном климате, под вечными ветрами у овец отрастает необычайно густая, длинная шерсть. В результате охотничьи угодья индейцев стали стремительно вытесняться пастбищами. Пытавшиеся охотиться на овец индейцы безжалостно уничтожались.

Когда европейцы (чилийцы и аргентинцы), овцеводы и миссионеры, стали осваивать Огненную Землю, вместе с ними пришли и европейские болезни, такие, как корь и оспа, от которых огнеземельцы не имели иммунитета.
Значительную роль в вымирании аборигенов сыграло традиционное отсутствие у них понятия частной собственности. Охотники она (селькнамы) сильно страдали от завезённых колонистами на острова овечьих стад, интенсивно поедавших траву — основную пищу гуанако. После их исчезновения аборигены были вынуждены начать охоту на овец, и, таким образом, вступили в конфликт с колонистами, вооружёнными огнестрельным оружием. В результате численность как селькнамов , так и яганов резко уменьшилась. Не исключено, что значительную роль в их вымирании сыграла также утрата основных источников пропитания, так как промысел китов и тюленей освоили европейские и американские моряки.

Значительные сведения о материальной и духовной культуре индейских племен Огненной Земли содержатся в записках немецкого миссионера Мартина Гузинде, опубликованных в 1925 году. В 1919 — 1923 годах он совершил четыре экспедиции на архипелаг и посетил все три племени огнеземельцев, участвовал в их повседневной жизни.

***
Король Патагонский . В 80-е год 19 века француз Антуан де-Тунэн , скромный адвокат из провинциального городка, отправился на Край Света для защиты местных аборигенов от европейцев. В 1865 года шестеро арауканских вождей заключили военный союз против общего врага, а Антуана де-Тунэна провозгласили Орели I, королем Арауканским . Чилийские власти после долгого преследования поймали «короля» и выдворили во Францию.

В 1873 году в Патагонии вновь появляется упрямый француз, он же Орели I, король Арауканский, а теперь «и Патагонский», который ешает в этот раз натравить друг на друга Аргентину и Чили. Он остается на аргентинской стороне Анд и пытается вызвать пограничные конфликты. Но индейцы не доверяют странному белому, а установить связь с остатками верных арауканцев ему не удается. Скоро он попадает в плен к аргентинским войскам и его вновь отправляют во Францию.

Через два года, он в очередной раз появляется в Южной Америке в Буэнос-Айресе и просит о разрешении поселиться в Андах, но ему отказывают. В 1878 году Антуан де-Тунэн умирает во Франции со своими королевскими указами, знаменами и учрежденным им орденом.

***
Контакты с европейцами, попытавших привить индейцам «цивилизационные» ценности с помощью меча и креста привели к трагедии. «Просвещённые» европейцы конца 19 века уничтожили индейцев Патагонии, которые мужественно сопротивлялись целых три века после нашествия конкистадоров. Белые миссионеры, можно сказать из лучших своих побуждений, «запаковывали» голых индейцев в одежду. Она часто намокала, долго сушилась и стала одним из источников различных заболеваний, наряду с подаренными европейскими болезнями, против которых у местного население не было выработано иммунитета. В частных бандитских армиях вознаграждали каждого за «отрезанное ухо или яйца». Поэтому умиляет сегодняшняя память о совершенном геноциде. Вас во многих местностях Патагонии приглашают посетить музеи, посвящённых вырезанным индейцам.

В 1520 году Фернан Магеллан первым из европейцев проплыл из Атлантического океана в Тихий по названному впоследствии в честь него проливу, разделявшему Американский континент и Огненную Землю. Ночью матросы Магеллана видели множество огней — то были костры индейцев — потому и назвал он эту местность Tierra del Fuego, Огненная Земля.
Яга́ны (самоназвание — ямана , «живущие, люди» = ягхан ) — индейский народ в Чили . Также именуются «ямара» и «текуэнче». Равным образом, понятие « фуэгины » (аборигены Огненной Земли) ранее относилось только к яганам.
Mamihlapinatapai (иногда пишут mamihlapinatapei) — слово из яганского языка. Оно указано в Книге рекордов Гиннесса в качестве «наиболее ёмкого слова» и считается одним из самых трудных для перевода слов. Оно означает «Взгляд между двумя людьми, в котором выражается желание каждого в том, что другой станет инициатором того, чего хотят оба, но ни один не хочет быть первым».

Немецкий естествоиспытатель Георг Форстер, очутившийся на Огненной Земле в 1774 году с экспедицией Джеймса Кука, описал характер огнеземельцев как «диковинную смесь глупости, безразличия и праздности». Даже Чарлз Дарвин полстолетия спустя назвал их «бедными, жалкими созданиями... с безобразными лицами».

Их язык показался ему «клекотом и шумом, которые едва заслуживают называться членораздельной речью». Пренебрежительный отзыв известного ученого отчеканил в умах европейцев облик обитателей Огненной Земли.

В 1881 году остров поделили между собой Аргентина и Чили. К тому времени овцеводы уже вытеснили индейцев с привычных им мест охоты. На беду индейцев, на Огненной Земле нашли золото, и вскоре сюда вторглись старатели. Начался последний по счету геноцид на Американском континенте. Индейцы всем мешали: они охотились за овцами, не зная, что такое частная собственность, брали в лагерях золотоискателей все, что им приглянулось. В те годы охотники за скальпами получали по фунту стерлингов за каждую пару ушей, отрезанных у убитых индейцев. Те же туземцы, которым удавалось спастись от головорезов, оказывались беззащитны перед занесенными европейцами болезнями — туберкулезом, корью. Уцелевших добивал алкоголь, к которому они быстро пристрастились. Через полстолетия, когда в 1919 году число индейцев сократилось с восьми тысяч до шести сотен.


В 1977 году на Огненной Земле умер старик Фелипе Р.Альварес, последний чистокровный индеец ямана.

Законы племени ямана объявлявшиеся юношам во время инициации.

Вот некоторые из них:

Когда на твою стоянку придет много гостей и одарить всех ты не сможешь, подумай сперва о чужих; что останется, раздай родным и друзьям.
— Когда с несколькими людьми ты окажешься в краю, где родился, и они пожелают устроиться на ночлег, самое безопасное место уступи тем, кто не бывал здесь. Сам довольствуйся местом похуже. Не думай: какое мне дело до того, что чужаки лишатся своей лодки.
— Если тебе везет на охоте, позволь другим присоединиться к тебе. Более того: покажи им хорошие места, где водится много тюленей, добыть которых там не составит труда.
— Когда подойдешь к костру, усаживайся с достоинством, поджав под себя ноги. Смотри на всех собравшихся с дружелюбием. Не уделяй внимание кому-то одному из них; ни к кому не поворачивайся спиной. Не ходи в гости слишком часто.
— Если тебе предложили ночлег, останься. Помоги людям в их хлопотах. Никто тебя не станет просить о помощи. Но взгляни, быть может, у них не хватает воды или дров, или же перед входом не убран снег. Возьмись за работу. Таких людей повсюду приветят с радостью.
— Не болтай немедля о том, что услышал. Слишком легко посеять неправду. Потом люди задумаются, кто же был болтуном — тогда уж они разыщут тебя.
— Когда найдешь что-нибудь, не говори: это мое. Ведь вскоре может явиться хозяин. Стоит ему увидеть потерянную вещь в твоих руках, он укажет другим на тебя и молвит: вот вор! Ямана не терпят воров.
— Встретишь на дороге слепца, подойди к нему и спроси: куда ты идешь? Быть может, ты узнаешь, что он заблудился. Скажи ему тотчас: ты сбился с дороги. Он благодарно ответит тебе: стало быть, я заблудился. Тогда спроси его: куда тебя отвести? Он скажет: я хочу попасть к себе. Тотчас возьми его за руку и отведи.
— Если ты кого-то убил в гневе или по опрометчивости, не пытайся убежать. Найди в себе силы вынести все, что последует, не заставляй своих родичей отвечать за сделанное тобой.
— Никогда не забывай эти наставления, Если ты будешь держаться их, все пойдет хорошо, люди будут довольны тобой; они скажут о тебе: это хороший человек!