Типы политического процесса. Характеристика политического процесса дополняется определением и знаниями их типов

по способам достижения динамического равновесия политической системы в ходе ее преобразований, предполагающих определенную последовательность политических изменений (эта классификация представляет собой результат теоретического допущения, вычленения некоторых идеальных типов, которые в политической практике тесно взаимосвязаны, переплетены):

Политический процесс технократического типа.

Особенности:

Среди факторов политических изменений предпочтение отдается политическим технологиям и процедурам: нормам, традициям, процедура принятия политических решений, способам легитимного наделения властью.

Участники строго придерживаются тех политических ролей и функций, которые предписаны им законодательством, политическими традициями.

Данный тип сложился в странах с относительно высокой однородностью культурной среды – в англосаксонских странах.

Приверженность большинства населения традициям обеспечивает стабильность политической системы, сохранение высокой эффективности ее политических институтов, поскольку лидеры выступают в качестве носителя интересов тех институтов, которые они непосредственно представляют.

Политический процесс идеократического типа.

Особенности:

Характерен для традиционных обществ, где отсутствуют автономная личность, развитая дифференциация политических ролей и функций, находящихся на начальной стадии модернизации.

Интегрировать разнородное в этнокультурном и социально-экономическом отношениях общество можно на основе общенациональной идеи.

Политический процесс харизматического типа.

Особенности:

Этот тип характерен для восточной культурной традиции, в рамках которого абсолютизируются роль и статус политического лидера, а нередко его просто обожествляют. Но не всегда политический лидер является лидером по должности. Он может быть и неформальным лидером.

Харизматический тип политических изменений бывает эффективным при условии, если дополняется технократическим и идеократическим политическими процессами. При незрелости гражданского общества и политической инфраструктуры, при низкой правовой культуре и отсутствии общенационального согласия по поводу черт и свойств желаемого общества вновь приходится уповать на личность: ею может стать номенклатурный чиновник и просто демагог.

Харизма лидера может основываться либо на его должностном статусе, либо на его способности выражать чаяния подавляющего большинства членов общества, используя при этом недовольство, протес и обещая непременно изменить ситуацию к лучшему.

Политические процессы делятся на:

А.) внешнеполитические и внутриполитические.

Б.) по участию масс:

Ангажирующие (демократические, демократический процесс, прямая демократия, представительная, плюралистическая);

Не ангажирующие (не демократические, тоталитарные, теократические, автократические).

В.) по публичности:

Открытый;

Скрытый (теневой).

Г.) по формам преобразования:

Революционный;

Эволюционный.

Д.) по устойчивости взаимоотношений:

Стабильный;

Нестабильный.

Экстремальные виды политического процесса:

Восстание. Его особенности:

В зависимости от исторической эпохи, социального состава участников восстания характеризуются большим разнообразием. Их различают по степени интенсивности, длительности, по возможности успеха, уровню организованности, духовным и психологическим импульсам, которые вдохновляют участников.

Любому восстанию присущ некоторый уровень организованности, большую роль здесь играют руководители, выдвигающие определенные цели. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах.

Бунт. Его особенности:

Наличием определенной степени организованности, целенаправленности восстание отличается от бунта – массового действия, имеющего очень высокую степень интенсивности, активности его участников, но еще больше ограниченного временем протекания, а также проблемой, причиной, его вызвавшей.

Бунт – это почти всегда ответная реакция на какие-либо экстраординарные действия представителей господствующих политических групп, государственных органов, не перерастающая ограниченных задач сопротивления отдельным действиям правительства.

Мятеж. Его особенности:

Мятеж по степени интенсивности, эмоциональной напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет более ограниченное число участников.

Мятеж возникает как результат продуманной, целенаправленной подготовки определенной группы лиц. Носит вооруженный характер, ставка делается на военную силу, основное ядро мятежников обычно составляет армия.

С присоединением к его инициаторам более широкого состава участников мятеж быстро теряет качество организованного, целенаправленного действия, приобретает такие черты, как предельная широта предъявляемых обществу обвинений, нетерпимость к цивилизации, какому бы то ни было руководству, встает на путь его тотального отвержения. Человек здесь подчинен эмоциям, а его действия все более теряют связь с реальными условиями и возможностями общества. Такая логика развития быстро придает мятежу качества бунта, он исчерпывает свой преобразовательный потенциал и затухает.

Путч. Если массы не присоединяются к мятежникам, то мятеж становится путчем, то есть выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.

В общем итоге можно выделить основные разновидности политических процессов локально-региональные и глобальные: внутрисистемные и переходные (транзитные), стабильные и кризисные; легальные и теневые

по дисциплине: «Политология»

«Характеристики политических процессов»


Москва 2012 г.



Введение

1. Понятие политического процесса

Особенности политических процессов

Типы политических процессов

Анализ политических процессов. Социологический подход к анализу политических процессов

Заключение


Введение


На исходе ХХ и начале ХХI вв. еще четче стало видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее время, по всей видимости, нет другой такой страны, где ярко и одновременно проявились бы парадоксы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ и аполитическая пассивность этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства.

Политический процесс в России отличается своей непредсказуемостью. Все решения по общественно-политическим вопросам самодержавец принимает лично.

В эпоху СССР вся власть в государстве концентрировалась в КПСС, которая регулировала все стороны жизни Советского Союза.

В настоящее время, когда Россия провозгласила себя демократическим государством, когда россияне имеют право свободного выбора, когда политический процесс выражается в реальном разделении властей, в политическом плюрализме; когда происходит столкновение различных идеологий, объединить которые призвана социал-демократия. Пока данная идеология имеет небольшое количество сторонников в России.

Именно на таком фоне общественно-политической жизни государства, нам представляется целесообразными выделить, сделать попытку проанализировать некоторые черты и особенности российского политического процесса. Обозначив эти черты, мы обозначим тенденции его дальнейшего развития.


1.Понятие политического процесса

политический процесс

Под процессом вообще (от лат. Processo - продвижение) понимается ход какого - либо явления, последовательная смена его состояний, стадий развития, а также совокупность последовательных действий для достижения какого - либо результата.

Процессуальный подход в науке дает возможность исследовать явления и факты в динамике, в развитии, в движении и оказывать влияние на эти изменения или использовать полученную информацию для иных целей. Это достигается путем определения изменений во времени, выяснения стадий, направления, интенсивности, тенденций этих изменений, принятии определенных решений и операций.

Взаимодействие субъектов политики по поводу государственной власти, как явление динамическое, предполагает процессуальный подход, который позволяет исследовать причины возникновения тех или иных политических проблем, процесс выработки и принятия политических решений, создание новых структур управления, то есть речь идет о политической практике, конкретном управлении, обмене информацией между субъектами политического процесса и многом другом. Все это составляет суть политического процесса, который отражает политическую реальность и является результатом борьбы интересов различных политических сил, социальных групп и граждан, их влияния на властные структуры. Результатом взаимодействия различных субъектов является создание устойчивых связей и взаимоотношений, возникновение новых правил и норм, создание или воспроизводство политических институтов.

Наиболее существенное отличие процессуальной трактовки мира политики состоит в том, что она раскрывает постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических явлений. В данном контексте речь идет о динамической характеристике, связанной с изменениями в поведении и отношениях субъектов по поводу властных интересов, характеристике, которая разворачивается во времени и в пространстве.

Под политическим процессом понимается динамическое измерение политической жизни, заключающееся в воспроизводстве компонентов политической системы общества, а также в изменении ее состояния; активность политических субъектов, связанная с борьбой за власть и оказанием влияния на властные структуры.

В политической науке, как правило, рассматривают процессы на макро-, мезо - и микроуровнях. Макроуровень связан с воспроизводством политической системы в целом, ее основных институтов, таких как законодательная, исполнительная, судебная ветви власти федерального или национального уровня. Воспроизводство в данном контексте означает не только выборы или перевыборы этих институтов, но и непрерывность их работы в течение определенного цикла, возобновление деятельности ежедневно, еженедельно, после каждых отпускных каникул. Мезоуровень политического процесса включает мезосубпроцессы регионального уровня: политические события в регионах, взаимодействие центральных и местных властей с региональными по выработке политики определенного региона, воспроизводство региональных элит и политических систем. Микроуровень политического процесса включает совокупность микросубпроцессов, составляющих локальный политический субпроцесс. Его также можно представить как равнодействующую акций (действий) различных местных политических субъектов.

Политический процесс в целом выступает как результат сложения и взаимодействия субпроцессов макро-, мезо - и микроуровня, как результат воздействия групп интересов всех уровней на органы власти, что приводит к принятию решений, учитывающих локальные, региональные и центральные интересы.

Политический процесс рассматривается как один из общественных процессов, наряду с экономическим, идеологическим, правовым; а также как форма функционирования политической системы общества, эволюционирующей во времени и в пространстве. Так, А.Дегтярев рассматривает политический процесс как «социальный макропроцесс, во-первых, характеризующий временную последовательность целостных состояний общения людей по поводу власти в пространстве ее легитимного поддержания; во-вторых, выражающий равноденствующий результат индивидуальных и групповых микроакций, то есть совокупной политической активности данного сообщества; в-третьих, включающий способы взаимодействия государства и общества, институтов и групп, политической системы и социальной среды, правительства и гражданина; и, в-четвертых, одновременно воспроизводящий и изменяющий структурно-функциональную и институциональную матрицу (иерархию правил и форм) политического порядка (системы)».



Содержание политического процесса в современной России составляет реализацию принятой в 1993 г. Конституции, которая предполагает построение в стране демократического правового социального светского государства, соблюдающего права и свободы человека, и гражданского общества, взаимодействующего с этим государством. Более конкретно смысл последних реформ означает укрепление и повышение эффективности исполнительной власти, реформирование государственного аппарата, развитие рыночных отношений, утверждение прозрачности в действиях государственных органов, партий, общественных организаций, развитие политического плюрализма и конструктивной оппозиции власти.

На содержание политического процесса оказывает влияние состояние политической системы, всех политических институтов и политических отношений, а именно: степень разделения и уравновешенности законодательной, исполнительной и судебной власти; уровень централизации (децентрализации) власти; взаимодействие партийных и государственных структур, прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений; способы принятии и реализации политических решений; соотношение прав и прерогатив центральных, региональных и местных органов власти; взаимосвязи внутри правящего слоя (отношения между правящей и оппозиционной элитами, уровень коррумпированности, степень бюрократизации чиновничества). На состояние политического процесса в данной стране оказывают влияние также мировые тенденции.

Одной из наиболее распространенных современных мировых тенденций является демократизация. Отечественный политолог В.Никонов, определяя направленность политического процесса в современной России, полагает, что для придания ему демократической направленности необходимо соблюдение двух принципов. Первый из них гласит: «политический процесс должен действовать и развиваться в соответствии с правилами и процедурами, которые неподконтрольны одному человеку, даже самому могущественному», исходя из чего политические лидеры не должны определять правила, по которым они будут играть. Второй принцип заключается в том, что «существующая реальность, конфликты, которые порождает эпоха, не должны диктовать процесс создания политической системы, не должны находить своего немедленного разрешения в тот момент, когда создается новое демократическое государство. Потому что стремление примирить интересы всех участников политической игры на стадии создания новой конституции грозит будущими конфликтами, природу которых невозможно предсказать полностью».

Структуру политического процесса некоторые исследователи определяют как совокупность взаимодействий между факторами, а также их логическую последовательность. Другие к структуре относят следующие элементы: субъекты, объекты, средства, методы, ресурсы.

Временные и пространственные единицы измерения политического процесса, а также факторы, влияющие на политические изменения, нормы, регулирующие отношения между его участниками, называются параметрами политического процесса. Изменения параметров политического процесса зависят от совокупности факторов, как внутренних по отношению к нему, так и внешних. К внутренним факторам относятся характеристики субъектов, взаимоотношения между ними, распределение властных ресурсов, логика политического процесса. Внешние факторы - это социально-экономические, социокультурные условия, существующие в данном обществе, мировые тенденции, которые образуют взаимодействующую с политическим процессом среду. Внешняя среда оказывает определенное корректирующее воздействие на политический процесс, поддерживает его протекание в рамках определенных норм и правил. Отсутствие этих двух видов воздействий (ситуации, сложившейся в данной стране, и международных отношений) на политический процесс приводит к его консервации и застою всех социальных отношений.

Ведущими субъектами или факторами политического процесса выступают политические институты, основные из которых - государство и гражданское общество, а также политические партии, общественные организации, группы по интересам, отдельные граждане. Из многочисленных акций (действий) и интеракций (взаимодействий) различных факторов складывается общий ход и результаты макропроцесса, который, в свою очередь, состоит из микропроцессов или субпроцессов. Следует учитывать, что деятельность политического института заключается не только в его способности принимать эффективные решения, но и во взаимодействии различных групп давления, продвигающих свои интересы через данный институт, в реализации личных планов различных граждан в рамках данного института. Поэтому при анализе учитываются как макрорезультаты, так и формирующие их микропроцессы.

Деятельность политических факторов характеризуется такими показателями, как: потенциал, вид действий, способы взаимодействий.

Потенциал зависит от их состава (индивидуальные или групповые), степени организованности, мобилизованности субъекта, объема ресурсов.

Вид действий является функцией средств, форм и методов политической борьбы. Его могут формировать парламентские формы, связанные с работой органов представительной власти, или уличный митинг; насильственные или ненасильственные виды политической активности; официальные или неофициальные воздействия субъектов по поводу доступа к ресурсам и рычагам власти.

Способы взаимодействий определяются типами отношений между факторами. Имеются различные варианты политических взаимодействий: конфронтация, нейтралитет, компромисс, союз, консенсус. В основе данного деления лежит принцип соотношения социальных интересов и политических позиций вступающих в контакт субъектов.

Конфронтация предполагает открытое противоборство политических субъектов. Нейтралитет способствует временному выходу субъекта из поля активных взаимодействий. Компромисс основан на взаимных уступках, целью которых является поддержание стабильного статус-кво в отношениях между субъектами. Союз - более тесные, возможно даже дружественные формы политического взаимодействия, когда объективно существуют пересечение интересов и некоторое совпадение позиций. Консенсус достигается за счет согласия по всем ключевым позициям при почти полном совпадении в понимании каждым своих интересов.

К ресурсам факторов политического процесса могут быть отнесены знание, наука, технические и финансовые средства, система информации, организация, идеология, настроения масс, общественное мнение и т. д. В качестве объекта политического процесса выступает, как правило, общество, состоящее из различных классов и социальных групп, а также индивидов. К средствам можно отнести как ненасильственные, связанные с коммуникативными, действия, так и средства государственного давления.

Способом осуществления власти, методом функционирования политической системы выступает политический режим, который определяет форму политического процесса (демократическую или авторитарную) и воздействует на его содержание.

Наиболее распространенная точка зрения заключается в том, что структура политического процесса рассматривается через призму взаимодействия государства и гражданского общества, государственного управления и политического участия, политической системы и ее социальной среды, а также с позиции деятельности социальных субъектов и функционирования политических институтов, составляющих содержание целостного макропроцесса.

Взаимодействия между правящей группой, осуществляющей функции управления, и другими группами общества, влияющими на властвующую элиту, сотрудничающими либо конкурирующими друг с другом, образуют общее содержание политического процесса, понимаемого как переход от одной структуры баланса сил к другой.


.Особенности политических процессов


Совпадая по своим масштабам со всем политическим пространством, политический процесс распространяется не только на конвенциональные (договорные, нормативные) изменения, которые характеризуют поведенческие акции, отношения и механизмы конкуренции за государственную власть, отвечающие принятым в обществе нормам и правилам политической игры. Наряду с этим политические процессы захватывают и те изменения, которые свидетельствуют о нарушении субъектами их ролевых функций, зафиксированных в нормативной базе, превышение ими своих полномочий, выход за пределы своих политических ниш. Тем самым в содержание политического процесса попадают и изменения, которые имеют место в деятельности субъектов, не разделяющих общепринятые стандарты в отношениях с государственной властью, например, деятельность партий, находящихся на нелегальном положении, терроризм, криминальные деяния политиков в сфере власти и т.п.

Отражая реально сложившиеся, а не только планируемые изменения, политические процессы обладают ярко выраженным ненормативным характером, что объясняется наличием в политическом пространстве разнообразных типов движения (волнового, циклического, линейного, инверсионного, т.е. возвратного, и др.), обладающих собственными формами и способами трансформации политических явлений, сочетание которых лишает последние строгой определенности и устойчивости. С этой точки зрения политический процесс представляет собой совокупность относительно самостоятельных, локальных трансформаций политической деятельности субъектов (отношений, институтов), которые возникают на пересечении самых разнообразных факторов и параметры которых не могут быть точно определены, а тем более спрогнозированы. При этом политический процесс характеризует дискретность изменений или возможность модификации одних параметров явления и одновременно сохранения в неизменном виде других его черт и характеристик (например, изменение состава правительства может сочетаться с сохранением прежнего политического курса). Уникальность и дискретность изменений исключает возможность экстраполяции (перенесения значений современных фактов на будущее) тех или иных оценок политического процесса, затрудняет политическое прогнозирование, ставит пределы предвидению политических перспектив.

В то же время каждый тип политических изменений обладает собственной ритмикой (цикличностью, повторяемостью), сочетанием стадий и взаимодействий субъектов, структур, институтов. Например, электоральный процесс формируется в связи с избирательными циклами, поэтому политическая активность населения развивается в соответствии с фазами выдвижения кандидатов в законодательные или исполнительные органы власти, обсуждения их кандидатур, избрания и контроля за их деятельностью. Собственный ритм политическим процессам могут задавать решения правящих партий. В периоды же качественной реформации общественных отношений решающее влияние на характер функционирования государственных учреждений и способы политического участия населения оказывают не решения высших органов управления, а отдельные политические события, изменяющие расстановку и соотношение политических сил. Такой «рваный» ритм способны задать политическому процессу военные перевороты, международные кризисы, стихийные бедствия и т.д.

Отражая реальные, практически сложившиеся изменения в политических явлениях, политический процесс непременно включает в свое содержание и соответствующие технологии и процедуры действий. Иными словами, политический процесс демонстрирует тот характер изменений, который связан с деятельностью конкретного субъекта, применяющего в то или иное время и в том или ином месте привычные для него способы и приемы деятельности. Поэтому применение разных технологий решения даже однородных задач предполагает различные по характеру изменения. Таким образом, без этого технократического звена политические изменения приобретают абстрактный характер, теряя свою специфичность и конкретно-историческую оформленность.


.Типы политических процессов


Политические процессы отличаются друг от друга по масштабам, длительности, факторам, характеру взаимодействия между факторами и т.п. В политической науке выделяют различные типы политических процессов. Существует несколько способов типологии политических процессов, основанных на различных критериях.

Исходя из разномасштабности политических процессов, можно выделить несколько их разновидностей. Это, прежде всего повседневные политические процессы («мелкие» факторы и единицы измерения), которые связаны, в первую очередь, процессы, с непосредственными взаимодействиями индивидуальных, групповых и частично институциональных факторов. В качестве примера можно привести законодательный процесс в каком-либо парламенте.

Другим типом политического процесса является исторический политический процесс (более крупные факторы - в основном группы и институты). Это процессы, связанные с совершением какого-либо исторического события. Так, политическая революция, может быть представлена как процесс подобного рода. В качестве такого же исторического процесса может рассматриваться возникновение и развитие какой-нибудь политической партии.

Наконец, это эволюционные политические процессы, которые характеризуются участием крупных факторов (институтов, политической системы), а также поддаются измерению с помощью крупномасштабных временных единиц. Такими процессами может быть, например, процесс превращения полиса в имперскую столицу, или модернизация политической системы в результате череды политических реформ, или переход к демократии в результате демонтажа авторитарного правления, проведения учредительных выборов, а затем их закрепления в череде регулярных соревновательных выборов.

Существуют и другие критерии различения отдельных типов и разновидностей политического процесса. Так, А.И. Соловьев проводит подобные разграничения на основании различий в предметных областях. Кроме того, А.И. Соловьев выделяет открытые и закрытые политические процессы. Закрытые политические процессы «означают тот тип изменений, который может быть достаточно однозначно оценен в рамках критериев лучшее/худшее, желательное/нежелательное и т.д. Открытые же процессы демонстрируют такой тип изменений, который не позволяет предположить, какой - позитивный или негативный для субъекта - характер имеют сложившиеся трансформации или какая из возможных в будущем стратегий более предпочтительна…. Иначе говоря, такой тип процессов характеризует изменения, совершающиеся в предельно неясных и неопределенных ситуациях, которые предполагают повышенную гипотетичность как совершаемых, так и планируемых действий». Также, он выделяет стабильные и переходные процессы. Стабильные процессы предполагают «устойчивое воспроизведение политических отношений», а переходные - отсутствие «четкого преобладания тех или иных базовых свойств организации власти», которая осуществляется в условиях «несбалансированности политической активности основных субъектов».

Политический процесс является динамической характеристикой политики. Поэтому можно утверждать, что формами существования политического процесса являются политические изменения и политическое развитие. Многие исследователи выделяют различные виды политических процессов, понимая под ними типы политических изменений и политического развития.

В зависимости от характера изменений выделяют эволюционный и революционный типы политического развития. Под эволюционным понимается такой тип, который включает в себя постепенные, пошаговые качественные изменения. Под революционным - тип развития, ориентированный на масштабность и быстротечность. Несмотря на эвристическую значимость выделения этих типов, следует признать условность их различия применительно к политическому развитию. В действительности политическое развитие носит эволюционный характер, революции являются лишь частью эволюционного пути. Их масштабность и быстротечность имеет принципиально важное значение лишь с точки зрения повседневности и истории.

Довольно часто выделяют стабильный и кризисный типы развития. Предполагается, что стабильный тип политического развития характерен для обществ, где существуют достаточные институциональные гарантии и общественный консенсус, предотвращающие резкие изменения политического курса и тем более резкую смену политического режима. В то же время предполагается, что основой стабильного развития служит способность системы адекватно реагировать на вызовы среды. Это способствует постепенному и плавному характеру изменений.

Кризисный тип развития характерен для обществ, где такие отсутствуют необходимые условия и система неспособна давать адекватные ответы на внешние изменения. Тогда политическое развитие осуществляется в виде кризиса, который может затрагивать как отдельные стороны политической жизни, так и всю систему целиком. Развитие полномасштабного кризиса приводит к неустойчивому состоянию системы или даже к ее распаду.

Выделение этих двух типов политического развития также следует признать условным. На самом деле под стабильным или кризисным развитием очень часто понимается не эволюционная динамика политической системы, а характеристика повседневных и исторических политических процессов, происходящих в ее рамках. Однако сообщения, например, о правительственном кризисе отнюдь не свидетельствуют о кризисном характере политического развития данной политической системы.

Следует отметить также и то, что на практике толчком и в определенном смысле двигателем развития любой политической системы являются системные кризисы. Кризисы появляются в результате несоответствия структур и способов связи между элементами системы возникающим потребностям. Их разрешение требует качественных изменений системы или ее отдельных частей. На практике мы можем, как правило, наблюдать чередование кризисов и периодов относительной стабильности. Таким образом, следует рассматривать кризисный характер изменений и политическую стабильность не как характеристики политического развития в целом, а как особенности его отдельных моментов.

Выделяют также типы политического развития на основе его содержания. Среди них особо следует выделить глобализацию. Другими типами политического развития являются политическая модернизация, демократизация.


.Анализ политических процессов


Социологический подход к анализу политических процессов.

Анализ политических процессов включает в себя выявление его основных субъектов, их ресурсов, способов и условий их взаимодействия, а также саму логическую последовательность этого взаимодействия. Кроме того, в качестве параметров политического процесса можно выделить факторы политического процесса, уровень равновесия, пространство и время его протекания.

Важным моментом анализа политического процесса является выявление его статических и динамических характеристик, обобщенных в понятиях политическая ситуация и политическое изменение.

Если понятие анализ политического изменения характеризует специфику динамики политического процесса, то анализ политической ситуации дает «фотографию» политического процесса в конкретный момент времени. Для анализа ситуации характерно статическое представление о параметрах политического процесса. В ходе такого анализа выявляется система связей и отношений между основными элементами политического процесса, сложившаяся на данный конкретный момент. Таким образом, создается основа для сравнения нескольких политических ситуаций, различных во времени. Другими словами создается основа для выявления динамики политического процесса (особенностей политического изменения).

Российский политолог А.Ю. Шутов предлагает следующий алгоритм анализа политической ситуации:

)определение степени информационного обеспечения, верификация принятых к изучению данных, определение их достоверности, степени полноты информации, ее качества;

)первичный отбор информации, исключение бесполезной информации о политических событиях, не имеющих принципиального значения для анализа данной политической ситуации;

)описание политической инфраструктуры с акцентом на те ее составляющие, которые непосредственно задействованы в политическом изменении;

)описание содержания действий доминирующего политического субъекта;

)описание состояния и политического поведения других субъектов;

)описание воздействия внешних факторов, влияющих на политическое изменение;

)интерпретация мотивов действий доминирующего политического субъекта, его целей, средств их реализации;

)анализ мотивации поведения других политических субъектов, степени принятия (непринятия) ими политического изменения, возможностей, характера, форм и методов противодействия;

)анализ возможностей внешних факторов корректировать результат действий доминирующего политического субъекта;

)анализ «идеологии политического изменения, ее адекватности достигнутым (достигаемым) целям и задачам».

Для выявления динамических характеристик политического процесса очень важным является анализ его сюжета. Подобный анализ может осуществляться с помощью инструментария, выработанного в рамках такого научного подхода, как анализ политического дискурса. Кроме того, достаточно интересные результаты для представления динамики процесса дает применение методов формального моделирования, теории игр, а также теорий принятия политических решений.

Сочетание статического и динамического принципов анализа можно сравнить с процессом производства и просмотра видеопленки. Каждый отдельный ее кадр характеризует ту или иную ситуацию. На основе просмотра каждого отдельного кадра мы можем в какой-то степени охарактеризовать основных факторов, характер и условия их взаимодействия и т.д. Однако данный анализ будет неполным: он будет похож на фотографию, лишен динамики и во многом контекста. Лишь просматривая череду быстро сменяющихся кадров, мы можем составить полное представление о сюжете фильма, о динамике, а также об основных параметрах происходящего процесса.

Важным элементом изучения статических и динамических характеристик политического процесса является анализ его внешней среды, которая включает в себя социальные, экономические, культурные факторы, влияющие на политический процесс, а также политические изменения более высокого уровня.

Одним из подходов к исследованию политических процессов, уделяющих значительное внимание анализу среды, является социологический подход. Он предполагает анализ воздействия социальных и социокультурных факторов.

Влияние социальных и социокультурных факторов может проявляться не только в особенностях индивидуальных или групповых политических факторов в виде интересов, политических установок, мотивов, способов поведения и т.п. Это влияние может также проявляться в виде специфики «разделения» труда в политике, распределения властных ресурсов, а также особенностей отдельных политических институтов. Социальные и социокультурные факторы могут оказывать влияние и на структурные характеристики политической системы. Социальный и социокультурный контекст во многом определяют значения («смыслы») тех или иных действий, а также специфику сюжета политического процесса. Поэтому анализ этих факторов является неотъемлемой частью исследования политического процесса.

Как правило, такой анализ проводится в рамках такой субдисциплины, как политическая социология. Эта субдисциплина моложе политологии и социологии, на стыке которых она и появилась: ее официальное признание произошло в 50-е годы. Нередко крупные политологи являются одновременно и социологами. Среди них можно назвать такие имена, как С. Липсет, Х. Линц, Дж. Сартори, М. Каазе, Р. Арон и многие другие.

Специфика этой субдисциплины заключается в том, что, она представляет собой, по меткому выражению Дж. Сартори, «междисциплинарный гибрид», использующий социальные и политические независимые переменные для объяснения политических явлений.


Заключение


Политическая жизнь российского общества характеризуется сегодня высоким участием граждан в политике. Идет борьба людей за свои интересы. Необычна их включенность в избирательные кампании. Одни выступают сторонниками реформ и модернизации общества, другие являются противниками обновления страны, всей системы общественно политических отношений.

Характеристики политической жизни как совокупности действий, осуществляемых ее субъектами, отражается в понятии политический процесс. В содержательном смысле его можно рассматривать как производство и воспроизводство политической системы, средств политического властвования способов презентации интересов классовых, социально-этнических и иных социальных групп в институтах власти, форм принятия и реализации властных (управленческих) решений, политического участия, типов политической культуры и т.д.

Понятие политического процесса фиксирует отношение «общество - политическая система». Отдельные люди, социальные группы стремятся к осуществлению собственных интересов, опираясь на признанные этические и правовые нормы, партийную идеологию, на государственные органы. Все это процесс волеобразования и волеизъявления, различные способы «предъявления» своих интересов (выборы, референдумы, членство в партии и т.д.). В той мере, в какой группы по интересам пытаются навязать свою волю обществу, государство навязывает собственную волю посредством принуждения или компромиссов, осуществляемую политическими лидерами и элитами.

Политический процесс обнаруживается как отношение «общество - власть» в трех основных функциях: формирование, изменение политической системы, ее поддержка или оппозиция к ней; артикуляция как процесс формирования интересов индивидами и группами и активность групп интересов, ассоциаций; агрегирование как деятельность партий, политический курс и рекрутирование политического персонала. Выполнение этих универсальных функций формирует в каждой политической системе определенные структуры, способы поведения. Это касается групп интересов, групп давления, политических партий и выборов, составляющих в своей совокупности политический процесс, процесс политического формирования воли.

В современном общение постоянно воспроизводится и обновляется политическая и бюрократическая элита (выборные политики и назначаемые управленцы), непосредственно обеспечивающие политический процесс. Эта своего рода «центральная политическая система», как совокупность органов управления политическим процессом и его координации (парламент, правительство, администрация), имеет своей задачей трансформацию потребностей, интересов и требований общественности в политические решения. Претензии организаций на компетентное разрешение все большего количества проблем на уровне формализованной структуры принятия решений дополнится действиями неформальных организаций и лиц, располагающих доверием власти.

Обнаружение механизмов выдвижения людей на государственные должности и выявление источников централизации и децентрализации процессов принятия политических решений - центрального звена политического процесса - является актуальной задачей политологии.


Список использованной литературы


1.Белов А.А., Елисеев С.М. Политические процессы и институты в современной России: Учебно-методическое пособие. СПб., 2006.

2.Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998.

.Елисеев С.М. Политические отношения и современный политический процесс в России: Конспект лекций. СПб., 2000.

.Смолин О.Н. Политический процесс в современной России: учеб. пособие. М., 2006.

.Соловьев А.И. Политология. Политическая теория. Политические технологии. М., 2000. С. 293.

.Шутов А.Ю. Политический процесс. М., 1994

.Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов/под ред. Е.Ю. Мелешкиной. М., 2001.

.Политология на российском фоне / Под. ред. В.В. Рябова. М., 1993. 480с.

.Политология в вопросах и ответах / Под. ред. Ю.Г. Волкова. М 1999. с. 347-390.

.Современный политический процесс в России. М., 1998.

.Современная российская политика: Курс лекций/Под ред. В. Никонова. М., 2003.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Более детальная оценка содержания политического процесса связана с характеристикой его типов и разновидностей. Политические процессы развертываются как в мировых масштабах, так и в рамках политической системы общества, отдельного региона, локальной территории. Их можно классифицировать по масштабам, характеру преобразований, составу участников, временной продолжительности и др. Политические процессы выступают как мировые и национальные, общегосударственные и региональные (местные), как межклассовые, межгрупповые, так и внутри классов, социальных и иных групп, вне или внутри политических партий и движений.

Можно сказать, что политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические.

Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики (классами, другими социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает различные сферы жизни общества – политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную, военную и др. Внутриполитические цели могут достигаться как мирными, так и насильственными методами.

Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел. Он теснейшим образом связан с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем и выражает их на мировой арене. Одновременно внешнеполитический процесс обладает рядом особенностей, обусловленных существованием в мире множества государств с несовпадающими интересами и программами в различных областях. В современных условиях внешнеполитический процесс во всевозрастающей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов.

По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы подразделяются на базовые и периферийные.

Базовый политический процесс характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политического участия в государственном управлении (в принятии решений, законодательном процессе и др.).

Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти.

По характеру участия масс в политической жизни можно выделить демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические, внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

В политологии выделяют также такие виды политических процессов, как открытый и скрытый (теневой). Открытый политический процесс характеризуется прежде всего тем, что политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений, а также в других формах публичных притязаний людей к государственной власти. Напротив, скрытый (теневой) процесс базируется на публично не оформленных политических институтах и центрах власти, а также на таких властных притязаниях, которые по разным причинам не предусматривают обращения к официальным носителям власти. В качестве же центров власти, к которым в таком случае апеллируют граждане, могут выступать запрещенные, нелегализованные и не признанные обществом структуры (например, мафиозные кланы), действующие в данном политическом пространстве. Контроль за правящими элитами полностью отсутствует.

Характер преобразования власти дает основания говорить о революционных и эволюционных политических процессах.

Революционный тип политического процесса развивается в обстановке революционной ситуации или близкой к ней (по В.И. Ленину: «верхи» не могут, а «низы» не хотят жить по-старому, высокая политическая активность масс). Для этого типа характерно относительно быстрое качественное изменение власти, полный пересмотр конституции государства; использование как мирных, так и насильственных средств для низвержения предыдущего режима; электоральные предпочтения уступают место стихийным произвольным формам массовых политических движений; на всех уровнях власти – дефицит времени для принятия управленческих решений; падение роли консультативных и экспертных органов, возрастание ответственности политических лидеров; нарастание конфликтности традиционной и новой элит.

Эволюционный тип политического процесса характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов; разведением функций и ролей различных политических субъектов; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; совместной деятельностью элиты и электората, взаимоконтролирующих друг друга и обладающих свободой действий в рамках обретенных ими статусов; легитимностью власти, единством социокультурных ценностей и ориентиров управляющих и управляемых; консенсусом и наличием конструктивной оппозиции; сочетанием управления с самоуправлением и самоорганизацией политической жизни.

С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно выделить стабильные и нестабильные политические процессы.

Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми институциализированными формами политической мобилизации и поведения граждан, а также функционально отработанными механизмами принятия политических решений. Такой процесс основывается на легитимном режиме правления, соответствующей социальной структуре, высокой эффективности господствующих в обществе правовых и культурных норм.

Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса как проявление необходимости изменения политического курса. К этому может привести целый ряд факторов: спад производства, социальные конфликты, вызванные изменившимися условиями вертикальной и горизонтальной мобильности, осложнения международных отношений. Нестабильность политического процесса наиболее ярко проявляется в резком колебании электоральных предпочтений путей развития.

На наш взгляд, можно выделить четыре основных типа политических процессов:

1. Экономико-политические;

2. Структурообразующие - следствие образования определенных институтов и систем норм, моделирующих способ продолжительности жизни базисных социальных структур;

3. Идеологически-политические – следствие создания и поддержки идеологических систем;

4. Формирование общественного мнения.

Отечественный политолог Л. С. Мамут выделяет следующие типы политических процессов:

· Формирование органов политической системы (институционализация);

· Воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования:

· Принятие и исполнение политических решений.

Типология политических процессов:
По масштабу распространения различают:
глобальный
региональный
локальный
макромасштабный (общий)
микромасштабный (частный)
По объектам политического воздействия:
внешнеполитические (двухсторонние и многосторонние)
внутриполитические (базовые и локальные)
По характеру взаимосвязи общества и властных структур:
стабильные
нестабильные
С точки зрения сферы действия:
экономико-политические
структурообразующие
идеологически-политические
процессы формирования общественного мнения
По форме протекания:
явные (открытые) процессы
теневые процессы
С точки зрения системной организации политической власти:
демократические процессы
недемократические процессы

26.Мировое сообщество и современные международные отношения. Принципы мировой политики, тенденции и проблемы ее осуществления.

Мирово́е соо́бщество (междунаро́дное соо́бщество) - политический термин, часто употребляемый в работах по политологии, выступлениях государственных деятелей и в СМИ для обозначения взаимосвязанной системы государств мира. В зависимости от контекста, может указывать на различные группы стран, объединяемые по различным экономическим, политическим и идеологическим характеристикам. Иногда означает существующие международные организации, в первую очередь - ООН, как организацию, объединяющую практически все страны земного шара.

Междунаро́дные отноше́ния - это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Понятия и сведения о мировой политике

В ходе истории все большее внимание на жизнь отдельных граждан и государств в целом оказывает международная политика. Это связано прежде всего с усилением взаимозависимости стран и народов, расширением экономических, научно-технических, полного и иного сотрудничества между ними, развитием межличностных контактов, созданием мощных, не знающих национальных границ СМИ и глобальных, общемировых информационных систем.

В современном мире различные уровни политики: макро-, микро- и мегауровни тесно взаимосвязаны и оказывают друг на друга большое влияние.

Политику, выходящую за пределы национальных государств, характеризует ряд категорий:

ü Внешняя политика – это внешнее действие одной нации, одного государства. Она характеризует деятельность или, гораздо реже, сознательную бездеятельность государства по отношению к другим странам;

ü Международная политика - совокупная деятельность государств на международной арене.

ü Межгосударственная политика – отражает систему отношений между государствами, их органами, службами и представителями (президент, правительство, парламент, министерство иностранных дел и др.);

ü Наднациональная политика – сравнительно новое в политическом лексиконе понятие, еще не получившее широкое распространение в российской политологии. Оно обозначает сферу политики, образовавшуюся в результате передачи отдельными государствами части своих суверенных прав наднациональным органам, которые принимают в этой области решения;

ü Мультинациональная политика – это влияющая на международные отношения совместная деятельность объединенных политических субъектов из нескольких или многих государств, например (ОБСЕ, ОАЕ). Субъекты этой политики – национальные государства;

ü Транснациональная политика – сфера международной деятельности негосударственных актов или субъектов: партий, профсоюзов, международных неправительственных организаций, а также транснациональных корпораций;

ü Трансправительственная политика.

Мировая политика является результатом глубокой трансформации международных связей и взаимодействий, возникновения общих проблем, решение которых уже не может быть найдено в рамках национально-государственных границ. В результате происходящих изменений международная система приобретает глобальный, общемировой характер. Решение глобальных проблем мировой политики во многом определяется динамикой хозяйственного развития, перспективными интеграционными процессами, которые ведут к усилению взаимосвязи и взаимозависимости в рамках мирового хозяйства и мирового рынка и тем самым создают экономическую основу для прогресса мирополитических отношений.

Мировая политика отличается от политики составляющих ее элементов: она является не просто совокупностью или даже равнодействующей внешних политик государств и других участников международных отношений. Включая в себя эти составляющие и обладая собственными качественными особенностями, она оказывает на поведение субъектов международных отношений самостоятельное влияние. Все основные элементы мировой политики тесно связаны между собой и взаимодействуют как части единого целого. Эффективность ее зависит от многих факторов, в том числе от действенности принимаемых политических решений и рекомендаций, соответствия внешней политики государств реально складывающейся обстановке.

От внутренней политики мировую политику отличает отсутствие центральной власти, обеспечивающей соблюдение обязательных для каждого субъекта правил поведения. Поэтому мировая политика представляет собой зону повышенного риска, в которой каждый участник взаимодействия вынужден исходить зачастую из непредсказуемого поведения других. В отличие от внешней политики она складывается во многом стихийно и не ограничивается деятельностью государств. По своему характеру и целям мировая политика представляет собой особый род политики, имеющий в основе создание и поддержание стабильной международной среды, в которой могли бы реализоваться интересы всех участников.

Однако ошибочно было бы абсолютизировать особенности мировой политики. Как и всякая политика, она является – хотя и своеобразной – сферой властных отношений, представляет собой соперничество и согласование ценностей, целей и интересов государств и других международных субъектов. Как и во всякой политике, ее объектами являются распределение ресурсов и организация общественной жизни. Это означает, что мировая политика выступает не только как особая сфера, или поле деятельности международных субъектов, но и как процесс.

Мировая политика все больше должна становиться гуманистической стратегией по объединению людей независимо от их национальной, государственной или социально-классовой принадлежности. В этом ее цель и назначение. Самая ближайшая задача мировой политики: создать систему международной безопасности, которая базировалась бы на доверии и мире, свободном от ядерного оружия, насилия, страха, подозрительности и ненависти.

Следующая задача – это обеспечение безопасности и защищенности человека. Речь идет о том, чтобы принципы и нормы международного права стали ориентирами каждого субъекта международных отношений. Возрастание удельного веса прежде всего таких ценностей, как социальное и экономическое благосостояние, личное благополучие и безопасность, неотчуждаемость основных прав и свобод человека, все чаще приводит к тому, что государство должно отдавать именно им приоритет над традиционными ценностями своей внешней политики.

Применение силы в мировой политике в соперничестве государств на международной арене опасно. Это грозит уничтожением человечества. Современный мир богат новыми элементами, которые способствуют перераспределению центров экономической и политической активности. Таким образом, наблюдаются крупные перемены в мировой политике, в структуре и содержании международных отношений.

Политический процесс

Ключевые слова: политический процесс, политическое изменение, модернизация, инициирование политики, формирование политики, реализация политики, оценка политики, стиль политики, администрирование; бюрократия, модель рационального выбора, модель последовательных ограничений, смешанно-сканирующая модель.

Основные вопросы:

1. Понятие, структура, стадии политического процесса.

2. Типы политического процесса.

3. Процесс принятия решений: стадии протекания, модели выбора эффективной альтернативы.

Понятие, структура, стадии политического процесса

Динамичность современной политической жизни, усложнение отношений и связей на различных уровнях организации общества обусловили очень активное использование понятия «политический процесс».

В современной отечественной политической науке для определения понятия политического процесса справедливо различаются его макро- и микроаспекты, широкий и узкий смысл.

В широком смысле политический процесс определяют как ход развития, воспроизводство политической системы под влиянием действующих на нее факторов. Политический процесс – это совокупная деятельность субъектов политики, посредством которой происходит формирование, преобразование и функционирование политической системы общества.

В узком смысле политический процесс может рассматриваться как совокупность действий, направленных на достижение определенных целей, как процесс отправления публично-властных полномочий, как механизм, с помощью которого «делается» публичная политика, как процесс принятия политических решений и т.д. Иными словами, микроуровень представлен субпроцессами.

Первостепенное значение имеет понимание политического процесса в широком смысле.

Очень важно для понимания политического процесса представлять порядок его реализации. Целостный единый процесс делится на четыре стадии или этапа:

1. формирование политической системы;

2. воспроизведение компонентов и признаков политической системы;

3. принятие и исполнение политико-управленческих решений;

4. контроль за функционированием политической системы.

Формирование политической системы означает сведение отдельных ее частей в единый политический процесс. Формирование происходит с учетом сложившихся закономерностей и потребностей общества, оно идет непрерывно, постоянно возобновляясь, и представляет собой воплощение воли людей, создающих систему. Чтобы можно было говорить о воспроизводстве политической системы, необходимо обеспечить поддержку и ее признание со стороны общества.

Воспроизводство системы выделяется в отдельный этап политического процесса, но надо учитывать, что элементы воспроизводства присутствуют на всех этапах. Основными характеристиками этой стадии являются преемственность и обновляемость. Преемственность означает воссоздание политических отношений и институтов, ценностей, норм, сохранение их сущностных характеристик при ставке на усовершенствование. Обновляемость предполагает зарождение новых черт и свойств системы, ее развитие.


Принятие и исполнение политических решений является одним из важнейших этапов политического процесса. Эта стадия связана с определением целей и средств их достижения, выяснением соотношения тех интересов, которые стоят за принимаемым решением.

Контроль за состоянием и деятельностью политической системы завершает цикл политического процесса. Он выступает как корректировка движения политической системы в соответствии с ее собственными принципами и интересами участников процесса. Политическая жизнь общества представляет собой последовательную смену политических процессов: завершение одного цикла означает начало следующего.

Минимальным компонентом, «единицей измерения» политического процесса является политическое изменение. Политическое изменение это фрагмент политического процесса,отражающий появление нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, а также между политической системой и внешней средой. Анализ уровня, специфики политических изменений дает возможность описать динамику, состояние политического процесса, его разновидности.

Изучая политические изменения, различают три режима протекания политического процесса: режим функционирования, развития и упадка. В условиях режима функционирования в политической системе воспроизводятся сложившиеся, традиционные отношения между субъектами политики: элитой и электоратом, политическими партиями, органами местной власти и т. д.

Режим развития должен быть сопряжен с такими методами управления, используя которые политическая элита смогла бы отвечать на новые требования времени. Усложнение структуры политической системы требует поиска эффективных технологий властвования (коммуникаций, принятия решений и др.).

Режим упадка , говоря сам за себя, характеризуется разрушительными для политической системы явлениями, неспособностью найти выход из кризисного состояния, потерей легитимности власти.

Политический процесс – это динамическая характеристика политической системы. Он представляет собой цикл политических изменений, последовательную смену состояний политической системы. Исследователь ориентирован на целостное восприятие всей системы, на изучение внутренней логики развития политических событий, цепочки политических изменений.

Типы политического процесса

Невозможно обойти проблему типологизации политического процесса. Основания для типологии могут быть самые различные, зависящие как от цели исследователя, так и от некоторых объективных параметров, например, от способа и масштабности политических изменений, политического режима и др. Очень важным основанием типологизации выступает социокультурный контекст политического процесса. Социокультурный контекст, влияющий на политическую традицию, дает основание выделить три типа политического процесса – технократический, идеократический и харизматический.

В технократическом политическом процессе политические изменения подчинены принятой законной технологии. Субъекты политических отношений придерживаются определенных функций, не превышая своих полномочий, не выходя за рамки своих политических ниш. Сменить роль или статус возможно через легитимное использование процедуры политического изменения, применяя известные и разрабатывая новые технологии. Политический лидер в таком типе процесса помещается в пространство рационально установленных норм для выполнения объективного служебного долга. Его воля функциональна в той мере, в какой он реализует интересы представляемого им института. При нарушении «правил игры» используются механизмы отрешения от должности. Такой тип политического процесса характерен странам с богатым опытом политической жизни, в процессе которой шел эволюционный отбор институтов и механизмов, которые адаптировались к потребностям общества. В качестве примера в первую очередь приводят страны англо-саксонского ареала, а также, но в меньшей степени – романо-германской традиции.

Политический процесс идеократического типа характерен для традиционных стран, либо для стран на начальной стадии модернизации. В таком типе политического процесса приоритет имеет не технология политического изменения, а идеология, не процедура, а идея, объединяющая общество. В этом случае очень многое зависит от содержания идеологий, от заявленных базовых принципов государственного устройства. Идеократический политический процесс в большей степени свойственен восточнославянской политической традиции, странам Востока, не утратившим традиционной ориентации. Идеократический политический процесс оптимален в период структурной перестройки политической системы, но идеократия может быть опасна, когда становится радикальной, агрессивной, тотальной.

Политический процесс харизматического типа характеризуется всевластием лидера-харизмы, с волей которого связываются идеологические доктрины и работа институтов.

В зависимости от характера функционирования общества выделяют политические процессы в традиционном обществе – традиционные ; и процессы в обществах, переживающих модернизацию – политико-модернизационные.

Для первого типа характерны патриархальность политической жизни, отсутствие у населения ярко выраженных политических интересов, низкий уровень участия в политической жизни при скурпулезном выполнении внешних государственных ритуалов. Политический процесс в условиях модернизации отличается расширением политического участия, созданием институтов, позволяющих оказывать влияние на процесс принятия политических решений. Согласно теории модернизации , политическая система зависит не от характера общественно-экономической формации, а от типа осовременивания, т.е. способа перехода от традиционных ценностей к современным рациональным структурам.

Проблема влияния модернизации на политику является дискуссионной. Политической модернизации характерно то, что политический авторитет воспринимается рационально, появляется большое разнообразие политических ролей. В то же время множество центров влияния, таких как религиозные, клановые, этнические, заменяются единственным национальным правительством, что усиливает национальную централизацию и интеграцию. При этом нужно отличать модернизацию как процесс, как направление перехода к политической системе современного типа от политической модернизации как результата, который не всегда соответствует идеальным моделям и не обязательно приводит к вышеперечисленным характеристикам.

Эволюционные и революционные политические процессы характеризуются таковыми в зависимости от используемых методов и характера поставленных целей. При революционном процессе преобразования имеют радикальный характер, используются силовые средства. Основу эволюционного развития составляют поступательные преобразования, осуществляемые легитимной властью.

По масштабу выделяют глобальный политический процесс, региональный и локальный.

Глобальный (мировой) политический процесс представлен множеством равноправных субъектов политических отношений, воздействующих на ситуацию в мире. Региональный процесс охватывает какой-либо геополитический ареал. Локальный политический процесс носит частный характер.

По объекту воздействия выделяют внешнеполитические и внутриполитические . Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности, а для внутриполитического процесса определяющими являются социальная, экономическая структура, а также культурная специфика каждой конкретной страны.

С точки зрения публичности политики выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы . Открытый политический процесс характеризуется развитой коммуникацией между его участниками, государством и заинтересованной общественностью. Скрытый процесс связывают с ограниченной коммуникацией между государством и обществом, особой ролью теневых структур, возникающей масштабной коррупцией и т. д.