Модель выпускника современной школы. Владеет минимальной информацией о профессиях, трудовом законодательстве

Приложение 1.

Педагогический совет на тему:

«Модель выпускника школы – социализации личности»

Цель: выработать систему общих взглядов на личностные качества выпускника школы в условиях эксперимента «Школа – социализация личности».

По методике проведения: Традиционный.

По форме:доклады с обсуждением.

По составу участников: постоянный.

По месту и роли в учебно – воспитательном процессе: стратегический.

План:
1. Доклад Губаревой Е.А. (ЗДУМР) «Модель выпускника школы».
2. Доклад Митрохиной О.Г. (учитель русского языка и литературы, кл. рук. 9 класса) «Социализация подростков и проблемы педагогического отчуждения»
3. Мозговой штурм «Образ выпускника»
4. Принятие решения.

Доклад «Модель выпускника»
Время вплотную поставило перед каждой школой вопрос вопросов: каким быть ее выпускнику? Поиск целевой установки школы связан сегодня не только с осмыслением ее предназначения, но и с моделированием образа выпускника данной школы.

Модель выпускника – это качества личности выпускника. Психология уже насчитала более двух тысяч качеств личности. Что делать? Как быть? В школе В.А. Караковского в свое время нашли такой выход: в «рабочую модель» выпускника педагогический коллектив включил только семь интегрированных качеств, которые счел наиболее актуальными для социально-экономической и политической ситуации:

1. Гармония индивидуального и социального, гармония личного и общественного.

2. Ориентированность на главные идейно-нравственные ценности общества (Родина, Мир, Человек, Труд, Знания).

3. Высокий уровень самосознания.

4. Социальная ответственность.

5. Человечность, альтруистическая направленность.

6. Креативность, способность к творчеству.

7. Высокий уровень общей культуры, интеллигентность.
(В.А. Караковский. Любимые мои ученики. Изд. «знание», М.1987,

При этом ставилась цель превратить мечту о формировании гармонически развитой личности в реальную задачу.

Е.А.Ямбург придерживается на сей счет иного мнения. Он предлагает идти от противного: составить «дефектную ведомость»на человека сегодняшнего.

Выступая за «круглым столом» в1989 году, он отметил, что наши беды начались тогда, когда мы поставили перед собой задачу формировать всесторонне развитую гармоническую личность. Это понятно как отдаленная цель, которую поставил марксизм, мы же перевели плоскость практической сиюминутной задачи педагогики. А в действительности вместо гармонически развитой личности мы имеем личность, какую? Разорванную, догматическую, нетерпимую, готовую уничтожить идейного противника.

Гармонии не получилось. Тогда мы потихонечку подменили понятия и вместо «гармоническая личность» стали говорить «всесторонне развитая» вроде бы стало скромнее. И под флагом «всестороннего развития» мы стали напихивать в программу одно, другое, третье и т.д., пока не зашли в тупик.

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».

А что же делать? Кредо Ямбурга заключается в том, что он предлагает воспитание от противного. «Мы не знали,-продолжает Ямбург,- каким должен быть человек будущего, да и нужна ли эта морковка, которая перед ослом висит и двигает его вперед? Но мы хорошо знаем, что мешает нам сегодня, нашему мышлению, нашей душе. Так, может быть, следует составить « дефектную ведомость» на человека сегодняшнего, поскрести его и почистить, глядишь, что-то там гармоническое потом и обнаружится. (учителя-новаторы размышляют, спорят, предлагают. Стенограмма выступлений за «круглым столом» М., 1989, стр.65-66).

Группа молодых ученых Тверского государственного университета разработали модель личности выпускника образовательного учреждения, которая:


  • Является составной частью модели образовательного пространства;

  • Обладает самостоятельно целостностью и значимостью;

  • Основывается на Законе РФ «Об образовании»

  • Представляет собой идеал-ориентир, на который должно быть направлено образование;

  • Выполнена в теоретико-деятельностном подходе в языке схематических изображений.

Основные моменты этой модели заключаются в следующем:

Выпускник должен быть способен к самоопределению и самореализации. Оба эти качества взаимосвязаны и диктуются новой социально-экономической и политической обстановкой, культурной средой, духовной жизнью общества.

Под самоопределением понимается процесс, включающий в себя обязательные этапы:


  • Понимание человеком себя, своих потребностей;

  • Построение представления о «внешнем», о тех требованиях, которые предъявляет это «внешнее», (например, та или иная деятельность);

  • Соотношение первого («внутреннего»), себя) со вторым («внешней рамкой»);

  • Проверка на соответствие первого второму;

  • В случае совпадения человек осознанно берет на себя требования «внешнего» (например, деятельности).

Человек, умеющий осуществлять в своем сознании перечисленные выше процедуры, обладает способностью к самоопределению. Такой человек, как правило, ответственно относится к деятельности, не испытывает неопределенности и дискомфорта, одновременно умеет «Иметь себя» и уважительно относится к иному, адекватен ситуации, осуществляет неслучайный выбор.

Требуется также, чтобы у выпускника была сформирована адекватная современному уровню образовательной программы (ступени обучения) картина мира. Целостная картина мира включает в себя:


  • Нравственное, т.е. представление о человеческих отношениях между людьми;

  • Систему знаний о природе, обществе, человеке;

  • Определенный опыт деятельности;

  • Опыт творческой деятельности.

Готовность к самореализации предполагает, что выпускник в условиях меняющейся ситуации способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, построить новый проект своих действий. Все это означает способность человека к рефлексии. Чрезвычайно значима при этом обращенность к опыту, накопленному человечеством, к национальной, мировой, профессиональной, общей, духовной культуре. Именно такая – через рефлексию своей деятельности- обращенность к культуре обеспечивает интегрированность человека в системы национальной и мировой культур, что является важным требованием к выпускнику образовательного учреждения.

Представленная модель может рассматриваться как тот ориентир, на который должно быть направлено образование. Логика требует, чтобы процесс обеспечивал достижение результата, конечного продукта. Таким образом, становится ясно, что процесс образования должен не только строиться по типу передачи предметного знания, предметных умений и навыков, сколько создавать условия для формирования и развития способностей ученика к деятельности, самоопределению, рефлексии, мышлению.

Необходимость конструирования личности выпускника вызвана с одной стороны тем, что заказ общества на «продукт педагогической деятельности», по сути, на сегодня отсутствует, а с другой стороны, - тем, что каждая школа функционирует в специфической среде и качества личности выпускника разных школ могут прогнозироваться, учитывая специфику этой Среды. При формулировке цели и моделирования личности выпускника школы педколлектив исходит из общечеловеческих ценностей, общегосударственных ориентиров, национальных и региональных особенностей.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ И ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТЧУЖДЕНИЯ

Признание на международном и российском уровнях прав, свободы, достоинства ребенка (Декларация прав ребенка, 1959г., Конвенция о правах ребенка,1989г.) требует изменения целей, содержания и технологий воспитания и обучения, включая и контрольно-оценочную деятельность. Новое отношение к человеку, в том числе к ребенку, не как к средству, а как к цели, - поставило вопросы о необходимости смены образовательной парадигмы.

Традиционная педагогика практически осуществляет насилие над растущей личностью. Она отторгает ребенка, подростка, юношу от потенциально созидательных возможностей учебно-воспитательного процесса, ведет к отчуждению. Взросление предполагает социализацию личности, означает общее, общественное, относящееся к совместной жизни людей, их разнообразному общению и деятельности. Процесс взросления имеет своей целью развитию способности строить продуктивные отношения с окружающими людьми и социальными институтами, овладеть посильными для каждого возраста видами деятельности, в том числе познавательной. Поэтому образование как одна из ведущих сфер жизни общества и человека несет непосредственную ответственность за результаты воспитания и обучения. Однако именно в образовательном учреждении, в школе многие учащиеся получают негативный опыт восприятия и переживания учебно-воспитательного процесса как чуждого, лишенного личностного смысла.

Исследования многих авторов (Б.Н.Алмазов, Л.С.Алексеева и др.) подтверждают нарастание чувства и с годами осознание учебно-воспитательного процесса как личностно значимого. Неустойчивость мотивации к учению у младших школьников, ее снижение к концу третьего года обучения в подростковом возрасте перерастают в проблему трудностей, связанных с адаптацией при переходе из начальной школы в основную, и трансформируются в проблему «трудного подростка».

Приведенные данные свидетельствуют о тенденции отчуждения, которое нарастает по мере продвижения к старшим классам. Как показывают результаты анализа ответов учащихся, привлекательность школы падает в связи с неудовлетворенностью потребности решать свои личностные и социальные проблемы, аккумулировать свой жизненный опыт. «Чистые знания», знания ради знаний, ради школьного дневника, журнала не относятся подростками к личностно значимым, к жизненно важным.

Приведенные данные социалогического исследования школьника

свидетельствуют о наличии и устойчивого противоречия между процессом социального взросления школьников и явным отстаиванием учебно-воспитательного процесса от их насущных личностно и социально значимых проблем.

Школа является тем социальным институтом, который призван на самом деле защищать права, свободу и достоинство каждого ребенка, осуществить его психолого-педагогическое сопровождение в трудном и противоречивом процессе личностного и социального развития и становления. Однако в реальной жизни, проблема педагогического отчуждения не актуализируется педагогическими коллективами.


Педагогическое отчуждение определяется как нарастание у развивающейся личности взрослеющего человека чувства и осознания чуждости педагогического процесса, его неприятия, которое происходит в неблагоприятной жизненной ситуации, сложившейся в результате психолого-педагогической некомпетенции.

Обучение, ориентированное на человека, отвечает за результаты развития личности в онтогенезе и предполагает ответственное участие профессионалов в жизни ребенка. Это достижимо при использовании личностно-ориентированного подхода к обучаемым. Он требует умения определять «зону актуального» развития, но самое главное и трудное продвигаться в сотрудничестве с учеником в его «зону ближайшего развития». Как подчеркивал Выгодский Л.С., зона ближайшего развития имеет большое значение для динамики интеллектуального развития и успешности обучения, чем актуальный уровень развития. Это методологическое положение особенно важно для теории и практики построения образовательного процесса, для новой компетенции педагога, его знаний и умений «выращивать» успех каждого ученика.

Педагогическое отчуждение, возникающее в неблагоприятный для обучаемого жизненной ситуации, сложившейся в результате психологии педагогической некомпетенции, можно предупредить и реально преодолевать путем смены образовательной парадигмы – перехода от когнитивно-ориентированной (зуновской) модели на личностно ориентированную. Этот путь создает благоприятные педагогические условия, препятствующие возникновению и усилению педагогического отчуждения ребенка, и в случае необходимости, корректирующие личностное развитие каждого обучаемого, если:

Осуществлять полноценную учебную деятельность, включающую в себя три звена: мотивационное, корректирующее, центральное (рабочее) и контрольно-оценочное;

Создать ситуацию успеха каждого обучаемого, организуя обучение в зоне ближайшего развития.

3. Мозговой штурм «Образ выпускника».
Задачи: 1.выявить и согласовать мнения и представления учителей об образе выпускника школы – социализации личности.

2. привести в соответствие представление о сегодняшней обстановке в школе с реальным социальным заказом.


Метод : анкетирование.

Форма работы : групповая (4-5 человек в группе).
Организация .

Каждой группе дается по одной анкете, содержащей список индивидуальных характеристик. На основании этого списка каждая группа выполняет пять заданий. Результаты каждого задания сдаются руководителю в письменном виде. Получив письменные отчеты групп, руководитель, обработав результаты, получит усредненные показатели по каждой анкете. Результаты обсудить можно сразу. В этом случае возможная методика будет выглядеть следующим образом.

После короткого перерыва, в течение которого группа руководителей обрабатывает результаты (на основании групповых отчетов выбирает и ранжирует наиболее привлекательные характеристики отдельно по каждому из пяти предложенных для описания персонажей), они выставляются на всеобщее обозрение.

Далее, сохраняя те же микрогруппы, руководитель просит через некоторое время (30-40 минут) представителя от каждой группы дать анализ полученных результатов. Представитель обязан высказать не свое личное, а согласованное мнение всей микрогруппы.


Анкета .

1. В предварительном списке выберите те индивидуальные характеристики, которые вы считаете наиболее важными для описания «хорошего школьника

сегодняшнего дня» (отвечайте с позиции того, что могло бы быть).


  • Дух соперничества

  • Конформность

  • Чувство товарищества

  • Креативность, способность к творчеству

  • Способность критически мыслить

  • Любознательный, пытливый ум

  • Озабоченность материальным успехом

  • Порядочность-справедливость

  • Честность

  • Гуманизм (доброта)

  • Независимость

  • Интеллектуальная развитость

  • Материалистичность

  • Послушание

  • Предприимчивость

  • Открытость

  • Наличие собственных убеждений

  • Уравновешенность-организованность

  • Чувство юмора

  • Эмоциональность

  • Искренность

  • Социальная адоптабельность

  • Воспитанность

Отберите пять черт, лучше всего отражающих современного хорошего школьника и расположите их по значимости для вас (отранжируйте).

Выработайте единое мнение в группе.
2. В представленном списке выберите индивидуальные характеристики, которые вы считаете наиболее существенными для описания «выпускника школы-социализации личности».

(список повторяется)

3. В приведенном списке выберите те индивидуальные характеристики, которые вы считаете наиболее важными для описания «хорошего учителя».

(список повторяется)

Выберите пять черт, которые представляются вам наиболее существенными, и расположите их по степени значимости.

Выбирайте единое мнение в группе.

4. В приведенном списке выберите индивидуальные характеристики, которые представляются вам наиболее существенными для описания «учителя школы социализации личности» (далее аналогично)

5. В приведенном списке выберите индивидуальные характеристики, которые представляются вам наиболее существенными для описания «Преуспевающего взрослого».

Вывод: модель выпускника школы-социализации личности, включает такие наиболее важные черты личности:
1. интеллектуальная развитость

2. социальная адоптабельность

3. любознательный, пытливый ум

4. наличие собственных убеждений

5. способность критически мыслить.

Решение ПС:
1. Утвердить «модель выпускника» школы- социализации личности, обладающего следующими качествами: интеллектуальная развитость, социальная адоптабельность, любознательный пытливый ум, наличие собственных убеждений, способность критически мыслить.
2. Обсудить промежуточные результаты в 2006 году (через год), в 2010 (через 5 лет).

Учительская профессия – это человековедение,
постоянное никогда не прекращающееся
проникновение в сложный духовный мир человека.
Замечательная черта – постоянно открывать
в человеке новое, изумляться новому,
Видеть человека в процессе его становления –
один из тех корней, которые питают
призвание к педагогическому труду.

В.А. Сухомлинский

Исходя из социального заказа, в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» Вилючинского городского округа сложилась определенная модель выпускника – как теоретический образ, служащий основанием для проектирования образовательной политики школы и формирования определенных требований к уровню профессионализма педагогов. Кроме того, модель выпускника предполагает формулирование основных положений, соответствие которым определяет достижение качественного образования (ответственность, инициативность, адаптивность к меняющимся условиям, сформированность ценностных ориентаций и др.).

Главным положением в данном образе, в соответствии с приоритетными направлениями школы, является сформированная мотивация обучения в постоянном получении знаний, необходимых для продолжения образования и успешной социализации в будущем. Т.е., выпускник нашей школы – это личность, готовая к социальному, профессиональному и гражданскому самоопределению; устойчивая в сложных социально-экономических обстоятельствах и меняющейся политической реальности современного российского общества.

Выпускник школы – это человек образованный, самостоятельно добывающий знания, готовыйкпринятиюнравственно оправданных решений.

  • Осознающий разнообразие жизненных ценностей (свобода, сотрудничество, уважение другой личности), собственную самоценность.
  • Умеющий осуществлять выбор; жить и работать в разновозрастном коллективе.
  • Способный планировать свою жизнь в соответствии с целями, принимать решения.
  • Имеющий жизненный опыт деятельности в группе: под руководством, самостоятельно, в паре, с книгой, с документами, с приборами, компьютером.

Ведущую роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, защите интересов дает именно классный руководитель. Классный руководитель– это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека (Приложение 1 )

– духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;
– защитником от моральной деградации, нравственной гибели;
– организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;
– организатором условий для самовыражения и развития каждого ребенка, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации;
– помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;
– координатором усилий педагогов, семьи, социума – словом, всех воспитательных институтов общества влияющих на становление и развитие воспитанников;
– создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.

Основные характерологические ориентиры личности выпускника (Приложение 1 )

Свободная личность . Личность, имеющая высокий уровень самосознания, гражданственности и самодисциплины. Уважающая себя, осознающая свою ценность и признающая ценность другой личности, способная нести ответственность перед собой и обществом.

Гуманная личность – проявляет милосердие, доброту, способность к состраданию, сопереживанию, терпеливость и доброжелательность. Готовая оказать помощь, стремится к миру и понимает ценность человеческой жизни.

Духовная личность – имеет потребность к познанию и самопознанию и рефлексии, имеет потребность в красоте и общении.

Творческая личность – обладает развитыми способностями, знаниями, умениями, навыками, развитым интеллектом.

Практичная личность – знает основы компьютерной грамотности, профессиональной подготовки, имеет эстетический вкус, хорошие манеры, знает и уважает Конституцию и законы страны. Стремится к физическому совершенству, является сторонником здорового образа жизни.

МОУ СОШ № 9 – школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Исходя из неоднородности контингента, школа делает акцент на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основное направление образования в школе – адаптация учащихся к жизни в современном обществе на основе общего образования в рамках государственного стандарта.

Модель выпускника МОУ СОШ № 9 (Приложение 1 )

Владеющая общей культурой, нравственными ориентациями на социальные значимые ценности. Выпускник школы – гражданин России, которому свойственно чувство гордости за свою Родину. Это целеустремлённый человек, для которого дороги понятия «Родина», «Культура», «Гуманность», «Толерантность», «Семья».

Готовая к жизни в 4-х сферах: экономической; экологической; нравственно-правовой; научной. Выпускник школы готов к профессиональному самоопределению, самоутверждению, он адекватно оценивает свои возможности. Он стремится продолжить своё образование или включиться в трудовую деятельность.

Готовая к самореализации в предметно-практической и коммуникативной деятельности. Выпускник активен, обладает организаторскими способностями. Он коммуникабелен, владеет навыками культуры общения. Может корректировать своё поведение и чужую агрессию, психологически устойчив.

Владеющая культурой человеческих отношений, их проявлением и самоанализом. Выпускник стремится строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, развивает свой творческий потенциал. Он законопослушен, обладает основами правового образования.

Имеющая широкий кругозор, обладающая культурой мысли, чувств, речи. Выпускник отличается широкой образованностью, выступающей в виде непрерывного самообразования, ставшего потребностью, привычкой в жизни.

В нашей школе обучение осуществляется на трех ступенях: начальная школа (1–4 класс), основная школа (5–9 класс) и средняя школа (10–11 класс).

Одним из направлений модернизации российского образования видится профильное обучение на III ступени школы. Гибкая система профильного обучения предоставляет возможность продолжения образования в профильном классе или классе универсального профиля. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности, способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Портрет выпускника МОУ СОШ №9 на трех ступенях образования (Приложение 1 ).

Модель выпускника не рассматривается как самоцель. Она не ставит жестких рамок для ученика и для учителя, предполагая творческий, индивидуальный подход к воплощению принципов развивающего обучения и личностно-ориентированной педагогики.

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства. (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития).

«Модель выпускника» начальной школы - это предполагаемый резуль­тат реализации образовательной программы ФГОС, общий ответ на вопрос о том, какой «продукт» должен полу­читься в результате деятельности педагогического коллектива на каждой из ступеней образования. «Модель выпускника» является ориентиром для построения образовательно­го процесса, согласования деятельности различных ее звеньев и структур, проектирования индивидуальных образовательных маршрутов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общие требования к выпускнику начальной школы.

Модель ученика.

Тула

2016 год

«Модель выпускника» начальной школы - это предполагаемый результат реализации образовательной программы ФГОС, общий ответ на вопрос о том, какой «продукт» должен получиться в результате деятельности педагогического коллектива на каждой из ступеней образования. «Модель выпускника» является ориентиром для построения образовательного процесса, согласования деятельности различных ее звеньев и структур, проектирования индивидуальных образовательных маршрутов.

Нормативно-правовой базой создания модели выпускника школы являются : Конституция Российской Федерации;

Закон «Об образованиив Российской Федерации»;

Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10 2009 г. № 373,

образовательная программа ОУ.

Таким образом, модель выступает как норматив. Выстраивая образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника – это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.

Формирование личности не является следствием лишь школьного воспитания, оно зависит от генетических предпосылок и воздействия дошкольного времени, влияния средств массовой информации, а, главное, воспитания в семье. Поэтому воспитание, образование и развитие возможно только совместными усилиями школы и семьи.

Современному обществу нужен человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению новой информации, способный принимать верные решения, поэтому развитие ребенка с помощью школы строится через самореализацию, самообразование, самоопределение и саморазвитие.

Роль педагогов нашего Центра в формировании личности ребенка можно определить следующими словами: педагогическая помощь, поддержка и продвижение.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако в Стандарте определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое.

В ФГОС НОО определен портрет выпускника.

Когда мы выстраиваем свою работу по созданию модели выпускника , то прежде всего сравнили портрет выпускника начальной школы и портрет выпускника основной школы. И в ходе сравнения определили, что…

Определен «портрет» выпускника начальной школы :

Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Портрет выпускника начальной и основной школы по ФГОС

Портрет выпускника начальной школы

Портрет выпускника основной школы

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

Уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

Осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человекав интересах устойчивого развития общества и природы

Главная цель начального образованияв нашем Центре – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.

Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его стремление учиться, развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различные познавательные задачи, обеспечить условия для успешного обучения в основной школе? Какова «модель» выпускника начальной школы?

Выпускник начальной школы должен:

1. Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками).

2. Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.

3. Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм работы с информацией, порядок организации деятельности: установление последовательности действий, выполнение инструкций, определение способов контроля, определение причин возникающих трудностей, нахождение и самостоятельное исправление ошибок и др.).

4. Овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления.

5. Сформировать потребность самостоятельно учиться, желания учиться, понимания взаимосвязи явлении внешнего мира.

6. Овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Родители, отдавая своего ребёнка в начальную школу, ориентируются не только статус школы, систему обучения, но и на личностные качества педагога. Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок учился в современных, комфортных условиях, а учитель был не только профессионалом, но и интересной творческой личностью. В их понимании результат обучения - это база знаний, которая позволит ребёнку успешно учиться на последующих ступенях обучения, а также сохраненное здоровье.

Выпускник начальной школы, кроме усвоения основной программы, должен быть положительно мотивирован на дальнейшее обучение.

Учителя начальных классов нашего Центра формируют у обучающихся умение учиться и способность к организации своей деятельности, самостоятельному поиску и усвоению информации, умения проявлять творческий подход при решении поставленных задач.

Обязательно должно быть сотрудничество между учителями начальной школы и среднего звена.

Выпускник начальной школы должен быть готов к обучению в среднем звене. А готов к этому он будет, если будет здоров. С современными образовательными технологиями это возможно. Он должен уметь самостоятельно добывать знания, быть воспитанным, коммуникативным, творческим и с желанием идти в школу.

Учителя начальных классов учат детей не только писать, читать и считать, но и прививают им потребности к самостоятельному добыванию знаний. Наши педагоги способствуют формированию у учащихся потребности развития своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных, физических возможностей.

Мы осознаём, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный и неповторимый образ, и помогаем ему в его развитии.

- Какими же ключевыми компетенциями должны обладать выпускники

начальной школы?

Обладать компетентностью - значит иметь определенные знания, быть осведомлённым в чём-либо, в какой-либо сфере.

В начальной школе мы выделяем компетенции:

1. Учебно- познавательные. (Ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приёмами решения учебно-познавательных проблем, действий в разных (нестандартных) ситуациях. Например,4класс. Окружающий мир. Тема «Природная зона-тундра». Обобщающий урок.

Весь класс превращается в научную станцию. Идёт самостоятельная исследовательская работа уч-ся. Дети делятся на группы: ученые-географы, ботаники, экологи,зоологи. Перед каждой группой стоит определенная задача, которая изложена в карточках «помогайках». Защищают свои мини-исследования в конце урока, используя рисунки, фотографии, рефераты. В процессе таких заданий мы развиваем познавательный интерес, учим выбирать из общего материала главное и приводить в систему.

2. Ценностно - смысловые компетенции. (Связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.)

Например, по плану воспитательной работы в 4 классе проводилось открытое школьное мероприятие « Я и мои права» Ребёнок должен знать права и свои обязанности, быть уверенным в себе, иметь собственное достоинство.

3. Коммуникативные компетенции. (Навыки владения работы в группе, коллективе с различными социальными ролями.Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию)

Например, на уроке математики в 4 классе работают консультанты. Они проверяют сделанную работу на своём ряду, исправляют ошибки. Такой вид деятельности развивает у детей взаимопомощь, взаимопроверку, навыки работы в группах.

4. Остановлюсь ещё на одной ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью. За период обучения с 1-4 класс учащиеся приобретают начально - технические знания; умения и навыки по изготовлению изделий из различных материалов; навыки самообслуживания.

Урок трудового обучения.Тема: «Изготовление модели ракеты». Учащиеся работают в парах, получая инструкционную карту последовательности изготовления ракеты. Дети поэтапно выполняют работу.

Дизайн ракеты придумывают сами. В процессе таких заданий обогащается трудовой опыт детей; развиваются навыки и умения конструирования.

5. Информационные компетенции

Владение современными средствами информации (телевизор, телефон, компьютер, принтер) и информационными технологиями...(аудио- и видеозапись, Интернет..)

Метод проектов по своей дидактической сути нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменениям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора. Проектная деятельность в школе является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций, а также полной совокупности компетенций – функциональной грамотности.

Работа над проектами многое даёт учащимся. Это и активная мыслительная деятельность, и развитие познавательной и социальной активности, и заинтересованность в обучении, и расширение кругозора, и возможность осознанно получать знания и использовать их. Кроме того, школьники учатся работать над проблемой, обретать навыки сбора и обработки информации, умения и навыки исследовательской деятельности, учатся применять знания. Проектная деятельность дает ученикам и возможность сотрудничать с учителем, обсуждать и предлагать свою точку зрения.

Проекты запланированы в течение всего года практически по всем предметам школьной программы. Дети с удовольствием выполняют эти работы. Им нравится открывать для себя и своих одноклассников что-то новое, быть исследователями неизвестного для них материала.

6. Здоровьесберегающие компетенции.

Знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни.

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

К четвертому классу у большинства детей уже складывается

индивидуальный стиль учебной работы, намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. Это зависит от особенностей детей, их работоспособности, специфики познавательного развития, переработки информации, неодинакового интереса к различным учебным предметам и т.д.

Несмотря на некоторые индивидуальные особенности выпускника начальной школы, к концу его обучения в начальном звене, должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей деятельности – учебной:

Достаточно высокий уровень овладения учебными навыками и действиями;

Умение действовать по алгоритму, применять приобретенные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях, логически мыслить, использовать операции анализа и синтеза, строить умозаключения и делать выводы, воспринимать и удерживать в памяти необходимую информацию (особенно данные умения развивались в ходе учебного курса «Информатика» во 2-3 классах);

Развитие познавательной сферы должно соответствовать уровню, актуальному возрастным нормам;

Обладать достаточно развитым мышлением и нормальным уровнем интеллектуального развития;

Нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы;

Наличие сформированного контроля и самоконтроля;

Наличие положительной самооценки;

Хорошо развитую и в соответствии с возрастом стабильную эмоциональную сферу.

Особое место в психологическом портрете нашего выпускника занимает формирование его коммуникативной компетентности, так как при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение. Формировать эту компетентность помогает курс «Юный филолог», который ведётся в начальной школе, начиная со второго класса.

Важнейшей линией в портрете выпускника являются и социально значимые качества, прежде всего присущие гражданину: уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой. Т.е. уже на этапе младшего школьного возраста мы стремимся заложить первые “кирпичики” высших чувств – патриотизма, гуманизма, трудолюбия. Помогает в этом учебный курс ОРКСЭ «Основы мировых религиозных культур», который преподается в четвёртом классе, кружки по внеурочной деятельности «Люби и знай свой край», «Туристы-краеведы».

Именно в начальной школе проявляются первые способности, склонности, интересы, резервные возможности ребенка, поэтому очень важно именно на этом этапе создать для каждого ребенка ситуацию успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой, необходима положительная эмоциональная оценка любого достижения ученика. Методическое Объединение учителей начальных классов в течение всех четырёх лет обучения привлекает учащихся к участию в различных конкурсах, выставках, олимпиадах разного уровня. География этих конкурсов очень широка и разнообразна. Среди выпускников нашего Центра нет ни одного ученика, который не принял бы участие хотя бы в одном из предложенных конкурсов. Как свидетельство этого – портфолио учащихся, копилка их достижений и успехов.

Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе. Выпускники начальной школы посещают кружки, музыкальные и художественные школы, спортивные секции. В этом направлении учителями начальных классов проводится большая работа по пропаганде внеурочной деятельности среди учеников и их родителей через посещение творческих детских центров, приглашение специалистов в школу и т.д. Многие дети добиваются в этой деятельности хороших результатов.

В нашем случае отражает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, специфику ОЦ как образовательного учреждения и состоит из следующих направлений:

  • нравственный потенциал;
  • познавательный потенциал;
  • коммуникативный потенциал;
  • эстетический потенциал;
  • физиологический потенциал.

Нравственный потенциал

Познавательный потенциал

Коммуникативный потенциал

Умеющий высказывать свое мнение.

Эстетический потенциал

Физиологический потенциал

Как соотносятся качества личности, заложенные в портрете выпускника с универсальными учебными действиями?

В портрете выпускника начальной школы представлены результаты:

  • Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация).
  • Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Соотношение качеств личности в портрете выпускника начальной школы с личностными УУД.

Личностные УУД

Самоопределение

(внутренняя позиция, «Я – концепция», гражданская идентичность, самоуважение и самооценка)

Любящий свой край и свою страну

Смыслообразование

(мотивация (учебная, социальная), отношение: к себе, школе, социуму, границы собственного знания и «незнания»)

Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.

Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

Нравственно – этическая ориентация

(ориентация на выполнение моральных норм, оценка своих поступков)

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

Когда мы распределим и соотнесем качество личности, прописанное в портрете выпускника начальной школы с личностными действиями, станет понятно, где, как и при каких условиях мы можем помочь ребенку сформировать эти качества.

Соотношение качеств личности в портрете выпускника начальной школы с метапредметными УУД.

Метапредметные УУД

Качества личности в портрете выпускника начальной школы

Регулятивный компонент

Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

Владеющий основами умения учиться.

Познавательный компонент

(управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность).

Владеющий основами умения учиться.

Умеющий высказывать свое мнение.

Коммуникативный компонент

(навыки сотрудничества, речевая деятельность).

Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера.

Умеющий высказывать свое мнение.

Результаты обучающихся, освоивших основную образовательную программу НОО предполагают усвоение еще и предметных действий:

  • Предметные (опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию, применению; система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе научной картины мира).

Модель выпускника начальной школы МБОУ ЦО № 35 в нашем случае отражает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, специфику ОЦ как образовательного учрежденияи состоит из следующих направлений:

  • нравственный потенциал;
  • познавательный потенциал;
  • коммуникативный потенциал;
  • эстетический потенциал;
  • физиологический потенциал.

Нравственный потенциал

Любящий родной край и свою страну.

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

Познавательный потенциал

Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.

Владеющий основами умения учиться.

Умеющий высказывать свое мнение.

Коммуникативный потенциал

Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера.

Умеющий высказывать свое мнение.

Эстетический потенциал

Способный к эстетическому восприятию предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, имеющий личностное (собственное, индивидуальное) эмоционально окрашенное отношение к произведениям искусства.

Физиологический потенциал

Выполняющийправила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Формирование модели выпускника начальной школы требует от учителя повышения профессионализма в следующих направлениях:

  • Проектирование учебного процесса
  • Организация работы обучающихся
  • Оценочная деятельность
  • ИКТ – компетентность.

Базовыми технологиями образовательного процесса должны стать:

  • Информационные технологии
  • Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
  • Технология, основанная на реализации проектной деятельности
  • Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.

На развитие личностных качеств направлена внеурочная деятельность школы. Она предполагают работу с обучающимися. От 3 до 5 часов в неделю мы проводим следующие занятия: «Школа Волшебников», «Голубая планета», «Модульное оригами» ,бисероплетение, и др.

Мы будем очень рады, если выпускники нашей школы научатся понимать и применять в жизни такие понятиями:

  • «Живу в России, и мне это нравится»;
  • «расту нормальным хорошим человеком»;
  • «хочу учиться»;
  • «учусь успеху»;
  • «контролирую ситуацию»;
  • «учусь оценивать»;
  • «думаю, говорю, делаю сам»;
  • «всегда на связи»;
  • «в здоровом теле здоровый дух».

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система оценивания достижений учащихся. НО не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.


Исследование о студентах и выпускниках

Специалисты кадрового агентства «Контакт» с помощью исследования «Современный выпускник вуза» проанализировали образ сегодняшнего по различным параметрам. В опросе приняли участие 389 ведущих вузов Москвы.

В августе рекрутинговым агентством «Контакт» было проведено исследование «Современный выпускник вуза и карьера в бизнесе» в рамках проекта «Первый аукцион молодых специалистов». 389 студентов и выпускников ведущих вузов Москвы рассказали о своем обучении в вузе и планах на будущее.

В результате исследования стало известно, что большинство воспринимают вуз как важнейший источник знаний и место тусовки — эти варианты выбрали 93% и 79% участников исследования соответственно.

Главным результатом обучения 73% опрошенных считают получение знаний и навыков. 67% респондентов заявили, что важнее всего — наличие об окончании учебного заведения. Для 54% участников исследования обучение в вузе — это прежде всего интеллектуальный вызов, а для 51% — приобретение связей и знакомств, которые могут оказаться полезными в будущем.

Деревянченко Инна Александровна

Заместитель директора по учебно -

воспитательной работе

Старобешевской ОШ І-ІІ ступеней

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: в статье описан компетентностный подход к построению модели выпускника современной образовательной организации. Рассматриваются основные идеи формирования модели выпускника, необходимые компетентности, которыми должен обладать выпускник школы. Построение новой модели выпускника предполагает изменение содержания образования, внедрение современных образовательных технологий, методов и форм обучения.

Ключевые слова: модель выпускника, ключевые компетентности.

Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим

перед ними проблемы, которые надо решить”.

Роджер Левин

Актуальным вопросом сегодня является подготовка образованных, а значит всесторонне развитых и компетентных выпускников общеобразовательных учебных организаций.

Сегодня в условиях гуманизации образования личностно-ориентированный подход обучения и воспитания трансформируется в компетентностный подход. Но в центре внимания, как всегда, остается личность ученика.

Обновленному обществу нужны люди, которые могут самостоятельно мыслить, способные к самореализации на основе объективной самооценки. Главная же задача современной школы - раскрытие потенциальных возможностей и способностей учащихся, подготовка маленького человека к самостоятельной жизни. Выпускнику школы необходимо решать реальные задачи в противоречивых и сложных условиях современного бытия.

Таким образом, главной целью учителя становится формирование ключевых компетентностей обучающихся с помощью рефлексий их действий, так как приобретение жизненноважных компетентностей может дать человеку возможность ориентироваться в современном обществе, способствует формированию у личности способности быстро реагировать на запросы времени.

Главным критерием оценки деятельности школы является то, чего достигают ее выпускники, именно поэтому Старобешевская ОШ 1-2 ступеней заботится о своем педагогическом имидже и стремится к развитию, работает над созданием модели выпускника, которая является ориентиром школьной деятельности.

Школой была создана своя программа ключевых компетентностей и модель выпускника основной школы.

Главный экзаменатор наших учеников - жизнь. Насколько они будут адаптированы к социальной среде, способными оперативно принимать правильное решение, уметь анализировать и контролировать собственную деятельность, зависит прежде всего от школы.

Школьная программа «Внедрение компетентностно - ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс» относительно ключевых компетентностей учащихся отслеживается в системе мониторинга качества образования и предусматривает формирование познавательных, личностных, самообразовательных, социальных компетентностей.

В рамках этой программы проводилась работа по нескольким направлениям:

Разработка проблемы ключевых компетентностей на всех уровнях, включая педагогов, учащихся, родителей;

Разработка модели жизненных компетентностей выпускника основной школы;

Планирование организационно-методических мероприятий;

Внедрение компетенций в содержание образования.

Современная школа должна не просто идти в ногу со временем, она должна опережать время. Учителям необходимо корректировать содержание, технологии организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями и потребностями сегодняшнего дня. Модели компетентного выпускника, которые формировала раньше школа, были несколько стереотипными, нереальными. Именно из-за высоких требований и стандартизации цели обучения и воспитания мало внимания было уделено личности ученика как отдельной уникальной и неповторимой единице социума.

Сегодняшний выпускник – это прежде всего человек творческий, с большим потенциалом саморазвития и самореализации. Поэтому, создавая собственную модель компетентного выпускника общеобразовательной организации, школа опиралась на разработки методологических основ отечественных ученых.

Модель выпускника - это обозначение уровня движения обучающихся в рамках основных направлений деятельности школы.

Прежде всего – это определение компонентов компетентности выпускника.

Формирование модели компетентного выпускника современного образовательного учреждения в Старобешевской ОШ 1-2 ступеней проходило поэтапно. На первом этапе была создана инициативная группа, в которую был вовлечен творческий потенциал опытных педагогов, которые обговорили материалы по проблеме компетентного подхода, изучили пожелания родителей по формированию вариативной части учебного плана.

На предметных методобъединениях и методобъединении классных руководителей были составлены модели выпускников начального и основного звена обучения.

Модель выпускника современной школы глубже раскрывает необходимый уровень овладения компетенциями в свете информационных технологий и опережающего прогресса. Модель включает следующие составные и характеризуется широким спектром воздействия на личность.

- Выпускник должен закончить школу профессионально - определенным.

- Выпускник должен уметь методически грамотно, самостоятельно работать.

- Выпускник должен стремиться к самообразованию и самоусовершенствованию.

- Творческий поиск должен быть прерогативой жизненного и профессионального пути.

- Выпускник должен принимать участие в общественно-политической и культурной жизни республики.

- Выпускник должен быть сознательным гражданином, готовым отвечать за свои поступки.

- Выпускник должен быть осознанно готовым к семейной жизни.

- Выпускник должен бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

Реализуя компетентный подход в школе, педагогический коллектив заменил традиционные репродуктивные методы обучения на личностно-ориентированные технологии, так как обучение ориентировано на среднего ученика, на усвоение и воспроизведение знаний, и не может отвечать требованиям современного информационного общества.

Наиболее эффективно дают возможность реализовать Модель выпускника общеобразовательного учреждения такие педагогические технологии:

- обучение в сотрудничестве (малых группах) – интерактивное;

- метод проектов;

- разноуровневое обучение;

- портфолийное оценивание.

Компетентный подход требует личностной направленности при формировании содержания образования. Поэтому на уроках учителя обеспечивают реальную активность учащихся. Процесс обучения – это напряженная умственная работа и активное участие школьников в этом процессе обязательно.

Для определения уровня разных жизненных компетенций учащимся старших классов были предложены вопросы по основным ключевым компетенциям. Дети, пользуясь личными знаниями, жизненным опытом, оценивали себя. Затем по этим же вопросам учащихся оценивал классный руководитель. Сравнивая баллы, выставленные классным руководителем и самооценку учащихся, можно увидеть существенную разницу. Самооценка учащихся во многих случаях завышена, и только в некоторых случаях – занижена. Особенно необьективными учащиеся были в оценке себя по формированию самообразовательных и поликультурных компетенций. По результатам данной работы учителя выводили средний балл, определяя уровень жизненных компетенций. Преподаватели определили коррекцийно- развивающую работу на основе запросов и потребностей учащихся, обьединяя мотивационные, содержательные и развивающие компоненты всех воспитательных мероприятий.

Обследования учащихся по формированию жизненных компетентностей в конце учебного года показали, что уровень сформированности знаний об основных сферах жизнедеятельности, жизненное планирование и практические навыки в использовании знаний улучшилось, что свидетельствует о том, что кропотливая систематическая работа всего педагогического коллектива дало существенные результаты и способствует формированию жизненных компетентностей учащихся.

Можно сделать вывод, что ориентация на модель компетентного выпускника образовательной организации предусматривает:

- переход от педагогического диктаторства до педагогического сотрудничества;

- сознательное принятие педагогом личных целей и запросов детей, признание прав на собственное мнение, ошибки;

- уважение к ученику, его достоинству, и что не менее важно, ответственность педагога за свои суждения, рекомендации, требования и действия.

Идеальный выпускник. Какой он?

Показатели

Минимальный уровень

Оптимальный уровень

Максимальный уровень

1.Ориентирование на постоянное образование (готовность к самообразованию, самоанализу, самооцениванию, самоконтролю и самокорректированию).

Регулярно читает

(4-5 книг на год), систематически обращается за помощью к учителю, если имеет пробелы в знаниях.

Составляет собственную программу самоусовершенствования и умеет работать с ней.

Разрабатывает собственные планы, ставит цели, умеет анализировать и корректировать свои поступки.

2.Понимание своих способностей, назначение в жизни (навыки самоанализа).

Знает перечень возможных способностей.

Может проанализировать себя по имеющимся способностям.

Способный толковать и использовать прочитанное.

3.Умение работать в современных информационных системах (телефон, факс, компьютер, интернет, электронная почта).

Использует телефон, факс, компьютер.

Использует компьютер, умеет искать информацию в интернете.

Умеет работать в современных информационных системах

4.Владение навыками абстрактного и поискового мышления (умение находить, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию с разных источников).

Умеет составлять план к тексту, пользуется словарями, энциклопедиями.

Владеет алгоритмами исследования текста, составлением конспекта, технологиями запоминания.

Умеет обобщить информацию из разных источников в рамках мини-исследования (реферат), оформить его, приготовить выступление.

5.Профессиональная ориентация, навыки самоменеджменту (планирование собственной деятельности, ознакомление с потребностями рынка труда, умение писать резюме, искать работу и трудоустраиваться).

Владеет минимальной информацией о профессиях, трудовом законодательстве.

Умеет написать резюме, проанализировать свои способности и желания, сопоставить их с потребностями общества.

Умеет ставить перед собой краткосрочные,долгосрочные цели, планировать и реализовывать их.

6.Умение быстро действовать в нестандартных ситуациях (кризисные ситуации – несчастный случай, авария, финансовые и правовые ситуации, противостояние психологическому натиску).

Знает порядок действий в экстренных ситуациях (телефоны – 101,102,103.104).

Владеет основами финансовой и правовой грамоты.

Умеет выявить и противостоять мошенничеству, шантажу, психологическому давлению

7.Владение основами этики этикета (тактичность, умение брать на себя ответственность, делать собственный выбор, толерантное отношение к другим людям, умение вести себя среди других людей).

В разговоре систематически употребляет слова вежливости, имеет прилежный внешний вид.

Проявляет пунктуальность, способствует дружной атмосфере в классе и школе, препятствует конфликтам в коллективе.

Активно принимает ответственность за дела класса, школы, служит примером для подражания одноклассникам.

8.Коммуникативность (умение общаться устно и письменно на родном и иностранном языках).

Свободно общается (устно и письменно) русским и украинским языками, имеет развитую артикуляцию.

Знает основы успешной коммуникации (умение эффективно слушать и говорить), владеет ораторскими навыками.

Обладает умением решения конфликтов, свободно общается на иностранном языке

9.Патриотизм (изучение традиций, культуры и истории родного края)

Знает основные факты истории родного края.

Достаточный или высокий уровни знаний по русскому и украинскому языках, литературе и истории родного края.

Общается в свободное время на родном языке, сочиняет стихи, пишет рассказы

10. Ответственное отношение к собственному здоровью, не имеет вредных привычек.

Не имеет вредных привычек.

Каждое утро делает зарядку.

Занимается спортом в секциях.

11.Владение навыками продуктивной творческой деятельности (поисковая, исследовательская работа над ученическими проектами).

Периодически принимает участие в творческих конкурсах и исследовательской работе в школе.

Систематически принимает участие в творческих конкурсах и исследовательской работе в школе.

Имеет собственные творческие работы (стихи, программы, художественные и технические изделия).

МОДЕЛЬ

ВЫПУСКНИКА СТАРОБЕШЕВСКОЙ ОШ І-ІІ СТУПЕНЕЙ

Литература

1.Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно - методическое пособие. - М.: 2005.

2.Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. - М.:АРКТИ, 2007.

3.Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - №10.

4.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы. Народное образование., 2003. № 2. С. 58–64.