Какую способность утрачивают одичавшие домашние собаки. Одичавшие собаки и модель одичания (ферализации)

ВВЕДЕНИЕ

По-видимому, одичавшие собаки появились в Евразии вскоре после начала одомашнивания собак; в результате высокой степени интеграции культур мезолита в природную среду и возникновения многочисленных возможностей для собак покидать человеческие поселения, то вновь возвращаться туда. К тому же, полагают, что на североамериканском континенте одичавшие собаки появились задолго до прихода европейцев (Макнайт 1964). Существует по меньшей мере, два заслуживающих внимания примера, показывающих, что процесс одичания собак продолжался уже в течение нескольких тысячелетий: собака динго в Австралии и её вероятные предки – собаки-парии на всему югу Евразии (Зенер 1963; Брисбин 1974, 1977; Клаттон-Брок, в печати). В 18 веке многие авторы постоянно отмечали, что бродячие и одичавшие собаки разгуливают по многим городам средиземноморского бассейна (Стамбул, Александрия), их даже описывали чуть ли не как отдельные подвиды (напр. Брем 1893). Вероятно, теплый климат и изобилие пищевых ресурсов способствовали процветанию собачьих популяций вблизи деревень и городов, при этом собаки прошли все этапы от домашних животных к бродячим собакам и, наконец, к одичавшим. В особенности, образ жизни населения и условия среды в Средиземноморье способствовали поддержанию популяций бродячих и одичавших собак (относительно теплый климат, наличие мелкой дичи, скот на свободном выпасе, свалки мусора, вольная манера содержания животных у простого народа) (Ботиани и Фабри 1983). При проведении всеитальянской переписи собак 1981 года, Ботиани и Фабри 1983 обнаружили, что число одичавших собак, т.е. домашних собак, живущих без контакта с человеком и независимо от людей, оценивается в 80 тысяч, что составляет около 10% всей популяции безнадзорных (свободно перемещающихся) собак, в которую включаются также бездомные бродячие собаки населенных пунктов и все те владельческие собаки, которым хозяева позволяют свободно передвигаться в деревнях и из деревень в прилежащие местности. Несмотря на то, что они оказывают значительное воздействие на антропогенную и природную среду, до недавнего времени безнадзорные собаки редко становились объектом исследования, поэтому было опубликовано мало результатов таких исследований (Бек 1973; Скотт и Коси 1973; Несбитт 1975; Коси и Кьюд 1980; Барнетт и Рудд 1983; Дэниелс 1983а, Дэниелс 1983б; Джипсон 1983; Дэниелс и Бекофф 1989а, 1989б; Ботиани и др. – в печати).
Волку и собаке часто присваивают разные видовые названия (т.е. Canis lupus – волк, Canis familiaris – собаки), однако, по всем таксономическим критериям они представляют один и тот же вид, и в настоящее время принято считать, что волк является прародителем всех типов собак. (Примечание: в современной англоязычной литературе домашней собаке принято присваивать название Canis lupus familiaris – то есть подчеркивать, что она – одомашненный подвид (или группа подвидов) волка – В.Р.) Без малого 12 тысяч лет селекции человеком способствовали увеличению фенотипического разнообразия собак в результате естественного и искусственного отбора. Хотя приспособленность собаки представляется высокой при тестировании в ее “естественном” человеческом контексте, мало известно о поведении собаки в условиях, когда она остается один на один с движущими силами естественного отбора.
В настоящей работе мы сравниваем экологические и онтогенетические особенности одичавших собак и волков; анализ различий между ними и их сходных черт помог бы лучше понять, в какой степени процесс одомашнивания изменил поведенческие и экологические модели диких предков и повлиял на адаптацию собак в естественной среде. Предметом нашего исследования являются прежде всего группы одичавших собак, существование которых в диком состоянии продолжается недолго (т.е. на протяжении жизни нескольких поколений) и которые не принадлежат к популяциям, уже завершившим процесс дедоместикации в эволюционной перспективе (Прайс 1984). Поэтому собаки динго и парии исключены из анализа, так как в течение нескольких поколений они были подвержены естественному отбору, достаточно серьезному, чтобы приобрести довольно стабильный ‘дикий’ фенотип: собак динго, совершенно утративших какую-либо одомашненность, зачастую больше не считают одичавшими (Прайс 1984). Тем не менее, учитывая (i) относительно короткий период (несколько поколений) подверженности воздействию механизмов естественного отбора и (ii) степень внутригрупповой и межгрупповой изменчивости по причине различий между типами пород и истории скрещивания между породами, мы полагаем, что нельзя искать в социально-экологических признаках одичавших собак какую-либо адаптивную ценность. Очевидно также, что большая вариативность, наблюдавшаяся у более чем 350 пород собак, могла сыграть значительную роль при определении степени выражения некоторых социально-экологических признаков (напр. социальные отношения, территориальность, и т.д.) Однако даже если сейчас пока еще нет информации о влиянии пород на биологию одичавших собак, “чистые” современные породы редко встречаются в устоявшихся группах одичавших собак, где, как можно предположить, механизмы отбора находятся в конфронтации с экстремальными тенденциями развития пород.
Выявленные различия в экологических стратегиях групп одичавших собак и волчих стай, живущих в природной среде, можно было бы рассматривать как тест нашего понимания эволюционной и адаптивной ценностей экологических особенностей волка, а также у других социальных диких собачьих. Наша основная гипотеза заключается в том, что многие аспекты экологии одичавших собак, будучи результатом ослабленных сил естественного отбора, представляют собой, главным образом, выражения “эволюционной инерции” и/или результаты или эпифеномены искусственного отбора у собак.
Используя сравнительный подход, мы сосредотачиваемся на тех поведенческих и экологических особенностях волков и одичавших собак, по которым имеются данные и в отношении которых уже приняты соответствующие методики. Конкретно имеется в виду научно-исследовательская программа, в ходе которой наблюдалась группа одичавших собак, с 1984 года по 1988 год с помощью отслеживания по радио в гористой местности в центральных Апеннинах (Абруццо, Италия) (.....) и результаты которой подробно освещены Боитани и др. (в печати). В частности, мы анализируем такие параметры, как демография и социальное поведение, репродукция и особенности индивидуального развития, модели использования пространства, модели активности и поведение, связанное с добыванием пищи.
Несмотря на ограниченность в настоящее время данных об экологии одичавших собак, мы попытались дать критический обзор существующих исследований. Однако те же проблемы, что встречались при изучении доместикации, как-то: географическая изменчивость биологических характеристик и выбор того, что называют “репрезентативной” изучаемой популяцией, (Прайс 1984) могут быть отнесены и к нашему случаю, что ограничивает обобщение наших выводов.



ОДИЧАВШИЕ СОБАКИ И МОДЕЛЬ ОДИЧАНИЯ (ФЕРАЛИЗАЦИИ)

Одичавшие собаки не представляют собой однородную категорию животных. Одной из главных трудностей при проведении исследования одичавших собак является определение истинного статуса изучаемых собак, поэтому предлагаются несколько разных определений (Коси и Кьюд 1980; Боитани и Фабри 1983; Дэниелс и Бекофф 1989а, 1989б). Различие между одичавшими, бродячими и другими безнадзорными собаками иногда является вопросом степени (Несбитт 1975). Категории собак классифицируются на основании поведенческих и экологических особенностей (Скотт и Коси 1973, Коси и Кьюд 1980); данных о происхождении собаки (Дэниелс и Бекофф 1989а, 1989б); основного типа участка обитания (сельские или городские безнадзорные: Берман и Дюхаар 1983; собаки, имеющие неограниченный доступ к общественным территориям: Бек 1973); характер и степень зависимости собаки от человека (WHO 1988). Боитани и др. (в печати) определяли одичавших собак как животных, живущих в диком и свободном состоянии, не имея питания и укрытий, специально предоставляемых им человеком (Коси и Кьюд 1980), и не демонстрирующих никаких признаков социализации по отношению к людям (Дэниелс и Бекофф 1989а), им свойственно, скорее, продолжительное упорное стремление избегать прямых контактов с человеком. Чтобы не смешивать одичавших собак с другими безнадзорными собаками, применялись прямые наблюдения и отслеживание с помощью радио. Многообразие существующих определений усугубляет трудности сопоставления результатов, полученных в разных исследованиях. Еще одна сложность возникает при рассмотрении одичания с точки зрения эволюции, когда одичание описывается как идущий вспять процесс одомашнивания (Хейл 1969, Брисбин 1974, Прайс 1984) или как поведенческий онтогенетический процесс (Дэниелс и Бекофф 1989в): обе интерпретации рассматривают разные уровни (популяция и индивид) и подразумевают разные шкалы времени, а также разные теоретические и исследовательские подходы (Дэниелс и Бекофф 1989в).
В самом деле, большинство авторов сходятся на том, что “владельческие”, “бродячие” и “одичавшие” собаки не являются замкнутыми классами и что на протяжении жизни собаки её статус может изменяться (Скотт и Коси 1973, Несбитт 1975, Хибата и др. 1987, Даниелс 1988, Дэниелс и Бекофф 1989а), что подтверждает точку зрения Дэниелса и Бекофф (1989в), согласно которой одичание есть поведенческий онтогенетический (связанный с индивидуальным развитием) процесс, который иногда имеет место на протяжении жизни одной особи. Только три собаки из 11 взрослых особей, изучавшихся Боитани и др. (в печати) наверняка были рождены в условиях дикой природы, тогда как остальные были пришлыми из деревенских популяций, переходя от бродячего состояния к одичанию. Изменение статуса может зависеть от ряда естественных или искусственных причин (Рис.1): собака может стать бродячей, избегая контроля со стороны человека; будучи выброшенной или рожденной от бродячей матери (Бек 1975). Бродячая собака может одичать, будучи вытесненной из человеческой среды или кооптированной, либо просто принятой группой одичавших собак, обитающей поблизости (Даниелс 1988; Даниелс и Бекофф 1989а, 1989 в), подобно большинству членов группы, исследованной Боитани и др. (в печати). В том же исследовании было обнаружено, что некоторые безнадзорные собаки могли выказывать элементы поведения и отношения к окружающим, промежуточные относительно ожидавшимся, исходя из предложенной классификации. Это позволяет предположить, что изменение статуса у собак не всегда является радикальным и внезапным: скорее, находясь в зависимости от местных стимулов и условий, оно может занять значительную часть жизни особи. Изменение локальных условий может вынудить отдельно взятую собаку в корне изменить тенденции собственного поведения. Возврат к прежней жизни (т.е. в категорию “владельческих”) можно наблюдать, когда бродячая собака подбирается с улицы человеком.
Следующий этап (т.е. переход от состояния одичания к бродячему образу жизни или даже к владельцу) хотя в целом, маловероятен, все-таки наблюдался Боитани и др. (в печати), а совсем недавно экспериментально продемонстрирован одним из нас (П. Кьюччи неопубл.) на примере ресоциализации одичавшей собаки на человека и восстановления её домашнего статуса (в обоих случаях речь идет об особях, которые, хотя и жили как одичавшие собаки, не были рождены в условиях дикой природы). Тем не менее собранные до сих пор данные позволяют полагать, что когда одичавшие собаки живут в социально-независимых группах (т. е. они связаны социально с другими собаками) и отсутствует вмешательство людей в их жизнь, очень маловероятно, что такие собаки будут стремиться к изменению своего статуса (т.е. процесс одичания в новых поколениях усиливается). С этой точки зрения наше определение одичавших собак (см. Боитани и др. в печати) совпадает с мнением Даниелса и Бекофф (1989 в), что одичание есть развитие реакции страха на людей и не обязательно включает в себя значительное генетическое отклонение от их домашних предков.

ОДИЧАВШИЕ СОБАКИ И МОДЕЛЬ ОДИЧАНИЯ (ФЕРАЛИЗАЦИИ)

Одичавшие собаки не представляют собой однородную категорию животных. Одной из главных трудностей при проведении исследования одичавших собак является определение истинного статуса изучаемых собак, поэтому предлагаются несколько разных определений (Коси и Кьюд 1980; Боитани и Фабри 1983; Дэниелс и Бекофф 1989а, 1989б). Различие между одичавшими, бродячими и другими безнадзорными собаками иногда является вопросом степени (Несбитт 1975).

Категории собак классифицируются на основании поведенческих и экологических особенностей (Скотт и Коси 1973, Коси и Кьюд 1980); данных о происхождении собаки (Дэниелс и Бекофф 1989а, 1989б); основного типа участка обитания (сельские или городские безнадзорные: Берман и Дюхаар 1983; собаки, имеющие неограниченный доступ к общественным территориям: Бек 1973); характер и степень зависимости собаки от человека (WHO 1988). Боитани и др. (в печати) определяли одичавших собак как животных, живущих в диком и свободном состоянии, не имея питания и укрытий, специально предоставляемых им человеком (Коси и Кьюд 1980), и не демонстрирующих никаких признаков социализации по отношению к людям (Дэниелс и Бекофф 1989а), им свойственно, скорее, продолжительное упорное стремление избегать прямых контактов с человеком.

Чтобы не смешивать одичавших собак с другими безнадзорными собаками, применялись прямые наблюдения и отслеживание с помощью радио. Многообразие существующих определений усугубляет трудности сопоставления результатов, полученных в разных исследованиях. Еще одна сложность возникает при рассмотрении одичания с точки зрения эволюции, когда одичание описывается как идущий вспять процесс одомашнивания (Хейл 1969, Брисбин 1974, Прайс 1984) или как поведенческий онтогенетический процесс (Дэниелс и Бекофф 1989в): обе интерпретации рассматривают разные уровни (популяция и индивид) и подразумевают разные шкалы времени, а также разные теоретические и исследовательские подходы (Дэниелс и Бекофф 1989в).

В самом деле, большинство авторов сходятся на том, что “владельческие”, “бродячие” и “одичавшие” собаки не являются замкнутыми классами и что на протяжении жизни собаки её статус может изменяться (Скотт и Коси 1973, Несбитт 1975, Хибата и др. 1987, Даниелс 1988, Дэниелс и Бекофф 1989а), что подтверждает точку зрения Дэниелса и Бекофф (1989в), согласно которой одичание есть поведенческий онтогенетический (связанный с индивидуальным развитием) процесс, который иногда имеет место на протяжении жизни одной особи. Только три собаки из 11 взрослых особей, изучавшихся Боитани и др. (в печати) наверняка были рождены в условиях дикой природы, тогда как остальные были пришлыми из деревенских популяций, переходя от бродячего состояния к одичанию.

Изменение статуса может зависеть от ряда естественных или искусственных причин (Рис.1): собака может стать бродячей, избегая контроля со стороны человека; будучи выброшенной или рожденной от бродячей матери (Бек 1975). Бродячая собака может одичать, будучи вытесненной из человеческой среды или кооптированной, либо просто принятой группой одичавших собак, обитающей поблизости (Даниелс 1988; Даниелс и Бекофф 1989а, 1989 в), подобно большинству членов группы, исследованной Боитани и др. (в печати). В том же исследовании было обнаружено, что некоторые безнадзорные собаки могли выказывать элементы поведения и отношения к окружающим, промежуточные относительно ожидавшимся, исходя из предложенной классификации.

Это позволяет предположить, что изменение статуса у собак не всегда является радикальным и внезапным: скорее, находясь в зависимости от местных стимулов и условий, оно может занять значительную часть жизни особи. Изменение локальных условий может вынудить отдельно взятую собаку в корне изменить тенденции собственного поведения. Возврат к прежней жизни (т.е. в категорию “владельческих”) можно наблюдать, когда бродячая собака подбирается с улицы человеком.

Следующий этап (т.е. переход от состояния одичания к бродячему образу жизни или даже к владельцу) хотя в целом, маловероятен, все-таки наблюдался Боитани и др. (в печати), а совсем недавно экспериментально продемонстрирован одним из нас (П. Кьюччи неопубл.) на примере ресоциализации одичавшей собаки на человека и восстановления её домашнего статуса (в обоих случаях речь идет об особях, которые, хотя и жили как одичавшие собаки, не были рождены в условиях дикой природы).

Тем не менее собранные до сих пор данные позволяют полагать, что когда одичавшие собаки живут в социально-независимых группах (т. е. они связаны социально с другими собаками) и отсутствует вмешательство людей в их жизнь, очень маловероятно, что такие собаки будут стремиться к изменению своего статуса (т.е. процесс одичания в новых поколениях усиливается). С этой точки зрения наше определение одичавших собак (см. Боитани и др. в печати) совпадает с мнением Даниелса и Бекофф (1989 в), что одичание есть развитие реакции страха на людей и не обязательно включает в себя значительное генетическое отклонение от их домашних предков.

Не смотря на все разнообразие собак, все они принадлежат к одному и тому же биологическому виду - это волк обыкновенный, или серый Canis lupus. Абсолютно все собаки, и пекинесы, и чихуахуа - те же волки, и отличить их от диких волков на основе генетического анализа не так уж просто. Разница лишь в том, что это мутировавшие волки, обретшие свои нынешние формы в результате тщательнейшей селекции человеком.

Мутация – это любое изменение генов, как плохое, так и хорошее, которое, в частности, приводит к изменению внешнего вида и характера.

Но как, от кого и когда произошли первые собаки и почему они стали жить рядом с нами?

Зарождение дружбы

Существует миф о том, что наши предки были охотниками-собирателями. Но это было не совсем так. Охотниками они стали позже. А по началу первые люди, наиболее вероятно, были "падальщиками"-подбирателями и отбирателями. У кого же они отбирали мясо? А отбирали они его у своих будущих "лучших друзей".

В поисках мяса первобытные люди следовали за стаями волков и диких собак затем, что бы срезать или сгрызть остатки мяса с костей заваленной хищниками добычи. Позже, поумнев и вооружившись, люди стали попросту отбирать мясо. Так они продолжают действовать и поныне в некоторых отдаленных уголках нашей планеты. Так племя Кааду Куруба, обитающее в горных лесах Индии, отбирает добычу у индийских долов, называемых в России красными волками. Последние, завидев человека, просто прекращают охоту.

Другой миф повествует о том, как прекрасным солнечным утром эпохи мезолита первобытный человек по имени Бома отправился в лес и принес оттуда волчонка, которого выкормил и воспитал, и с тех пор рядом с человеком жила собака. На самом же деле все было куда проще. В то время, когда человек уже научился изготавливать хорошее оружие и перешел от собирательно-отбирательного образа жизни к активной охоте, люди и волки поменялись ролями.

Небольшие по количеству группки умелых охотников, убивая больших животных, получали больше мяса, чем они могли съесть и заготовить, и остатки добычи оставались падальщикам. Теперь уже стаи волков всюду следовали по пятам людей за легким кусочком мяса. Сидя у костра, люди наверняка подкармливали круживших вокруг хищников, и вскоре некоторые, возможно более слабые и менее удачные в охоте животные, вовсе разучились охотится самостоятельно, а составили компанию на охоте уже человеку. Таким образом, начался постепенный процесс превращения дикого волка в друга человека. Этой наиболее вероятной версии придерживаются сейчас большинство ученых, изучающих вопрос происхождения собак.

Кем они были?

До сих пор неисследованным остается вопрос, от какого же дикого животного происходят самые первые собаки и как они выглядели. Дело в том, что волк обыкновений (Canis lupus) – из всех млекопитающих имеет самую обширную область обитания – на разных материках, на травянистых равнинах, в тундре, лесах, болотах и пустынях. Приспосабливаясь к разнообразным условиям этих мест, волки образовали около 39 подвидов, отличающихся друг от друга размерами, пропорциями, густотой, длинной и окрасом шерсти. Совершенно очевидно, что предком большинства нынешних пород собак был не тот огромный серий волк, который бегает по просторам Сибири. Но какой же волк был родоначальником этого огромного племени?

Считается, что первых собак человек приручил около 14 000 лет назад где-то на Ближнем Востоке или в южной Азии. В то время большая часть нынешних умеренных широт была покрыта ледником, и ледниковый период лишь только близился к концу. Просторы южной Азии были тогда несколько иными и волки, от которых произошли собаки, тоже. Определить от каких именно волков произошли первые собаки и как выглядели наши первые соратники, возможно, никогда и не удастся. Но чтобы приблизится к истине, мы должны посмотреть на самые древние из известных человеку породы собак. Все они довольно близки по своему внешнему виду и образу жизни к волкам, унаследовав и хорошо сохранив общие первоначальные черты. Они имеют приближенные к волчьим пропорции тела, прямостоячие уши (отличительная черта всех диких псовых), длинные и широкие морды, боле длинные клыки, самый высокий среди собак интеллект. Но все же они меньше волков, имеют саблевидные, закрученные к верху собачьи хвосты и, как правило, рыжеватый окрас. Также они приобрели ряд новых черт поведения и биологии, отличающих их и от волков, и от большинства домашних собак. Таким образом, эти собаки являют собою некую архаичную, переходную форму между ними. Возможно, именно такими были предки современных домашних собак, а эти являются их прямыми потомками, дожившими до наших времен. Чтобы разобраться в этом, нам следует взглянуть на каждую из них.

Каролинские собаки (елле)

Обитают в субторпических лесах юго-востока США. Это полудикие собаки, так как существенную часть их рациона составляют объедки из мусорных баков пригородов. Но во многом они сохранили типичный для волков образ жизни, характерный всем стайным представителям семейства псовых. Прежде всего, это коллективная охота, происходящая так же, как и у волков, и четкая иерархия. Однако, в отличии от волков, щенкам елле предоставляется право есть первыми. Кроме этого, елле присуща еще одна отличительная черта поведения, не наблюдающаяся у остальных представителей семейства. В осенний период, преимущественно самки, роют носами небольшие ямки в земле, похожие на те, которые выкапывают носом, когда ищут мелкую земляную живность. Эта черта поведения не наблюдается ни у волков, ни у лис, ни у других видов псовых и ее смысл остается неизвестным.

Никто не знает, откуда появились эти собаки. Вероятно, они попали сюда с первыми людьми, заселившими эти места. В последствии елле одичали и распространились по лесам. Но на сегодняшний день каролинские собаки столкнулись с проблемой, которая угрожает всем диким собакам и волкам. Это проблема смешения с домашними собаками. В США каролинская собака была зарегистрирована как порода и начала разводится. Обладая первоначальными волчьими качествами, такими как высокий интеллект и лучшие физические данные, они занимают призовые места на соревнованиях и завоевывают все большую популярность. Но вопрос об их происхождении оставался туманным, пока как-то одному человеку не пришла в голову мысль, что елле по своему внешнему виду – вылитый динго. Как же одни и те же собаки могут обитать на разных континентах, разделенных тысячами километров океана?

Назад к истокам

Первые свидетельства жизни человека и собаки были найдены на Ближнем Востоке. В склепе 12000-летней давности был найден скелет волчонка. А чуть позже в том же регионе нашли погребение со скелетом человека, держащего в руках щенка. Приручив собаку к концу ледникового периода, человек двинулся на восток вслед за стадами копытных на освоение новых земель, а затем на юг в Австралию, и на север к Северной Америке. По мере расселения племена оседали, а с ними обосновывались и собаки.

Собаки изгнанники

Объяснением схожести елле и динго, а так же доказательством того, что они мало изменились от своих предков, являются индийские бродячие дворняги "Парии". "Пария" – означает "изгой". Как и елле, они не полностью дикие, так как живут по соседству с человеком и питаются отбросами на мусорных кучах. Они немного меньше елле, имеют практически одинаковый, как правило, рыжеватый окрас, и обладают всеми первичными чертами.

Чистокровность этих собак тоже находится под угрозой. Но племя Сантал, осевшее тут, содержит этих собак с древних времен и использует их для охоты круглый год. Первобытная смелость позволяет им атаковать и слонов, и тигров. Люди Сантал верят, что собаки жили с ними со времен возникновения племени - по меньшей мере двадцать шесть веков. Племя представляет собой генетически изолированную популяцию, стало быть, и собаки также были изолированы и являются поистине чистокровными и мало чем изменившимися за тысячи лет.

Динго (Canis lupus dingo)

Динго попали на Австралийский континент более четырех тысяч лет назад, приплыв на плотах с переселенцами из Азии. Попав туда, они полностью одичали и заселили всю его территорию, населив влажные леса, горы и пустыни. Ворвавшись в местные экосистемы, динго коренным образом изменили их. Все млекопитающие Австралии – сумчатые животные. Динго, будучи плацентарными, как и все остальные звери вне Австралии, намного более совершенны во всех аспектах: в размножении, физически, интеллектуально. Местные виды, не знавшие доселе столь превосходящего по возможностям их хищника, не были готовы к тем взаимоотношениям, которые тот им предложил. Вскоре большое количество животных, безбедно живших в Австралии миллионы лет, были безвозвратно съедены с лица Земли. Но одной из самых печальных потерь, было вымирания коренного хищника местной, законной фауни – сумчатого волка. Этот интереснейший зверь попросту не выдержал конкуренции с динго и исчез с континента еще в доисторические времена. Тем не менее, динго прочно заняли свое новое место в измененном ими мире, и со временем в нем установился баланс, сделав их неотъемлемой частью местной природы.

По своей сущности динго – те же волки. Они живут, как волки, небольшими стаями, в которых размножается только доминантная пара лишь раз в году (в то время как домашние собаки дважды), а если у другой самки стаи рождаются детеныши, доминантная самка убивает их. Сохранив природную агрессию, волчий интеллект и свободный дух, динго не поддаются дрессировке. Как и волки, чистокровные динго не лают, а лишь рычат, воют и жалобно подвывают. Став однажды другом человека, динго выживали целую вечность как дикий вид.


Новогвинейская поющая собака (Canis lupus hallstromi)

В 1930-х годах белые люди и дикие папуасы центральной Новой Гвинеи со взаимным удивлением обнаружили друг друга. Открыв для себя новый мир, европейские пионеры с увлечением принялись его исследовать, и в 1956 г. в лесах Новой Гвинеи был обнаружен новый, доселе не известный науке вид собак. Эти собаки водятся только здесь и за особую манеру воя им дали название новогвинейских поющих.

Они очень похожи на динго, но уступают им в размерах, имеют более короткие ноги и уши, их морда меньше и короче, а скулы шире. По цвету они бурые либо золотисто-рыжие. Имеют увеличенные клыки, с пропорцией, присущей только животным, обитающим в дикой природе. Приспосабливаясь к охоте в горах, новогвинейские собаки приобрели гибкий позвоночник, короткие ноги и подвижные стопы, благодаря чему могут взбираться даже на деревья.

Поведение новогвинейской собаки во многом отличается и от волков, и от собак.Вой их стаи напоминает солиста запевалу, которого подхватывает хор. Эти звуки сравнимы с пением птиц или китов и не похожи на голоса других пород собак. Им также присущ визг, лай, пронзительный вопль и жалобный вой. В отличии от других собак и волков при агрессии они не прижимают уши к голове, а сдвигают их впереди у лба или же опускают вниз.

Различия с динго могут объяснятся тем, что новогвинейские собаки попали на остров с людьми приблизительно на 2000 лет раньше, чем динго добрались до Австралии, около 5-6 тис. лет назад. В доисторические времена они сопутствовали человеку на охоте и жили рядом с ним. Попав сюда так давно и оставаясь в полной островной изоляции, новогвинейские поющие собаки являются реликтом, возможным прародителем всех собак.

Чистокровных поющих собак осталось мало. Особи, живущие с аборигенами, имеют примеси. В США содержится около 100 чистокровных собак, вывезенных отсюда еще в 50-е годы. Диких же собак не видели уже давно даже аборигены. Но в отдаленных высокогорных районах все еще слышен их вой и встречаются следы.

Полагают, что и динго и новогвинейские поющие собаки являются потомками азиатского волка ( Canis lupus pallipes) - населяющего Иран, Индию, а также территории, лежащие между ними.

Ханаанская собака

Помимо диких и полудиких собак, одна из древнейших пород живет с человеком в регионе, откуда предположительно и произошли собаки – на Ближнем Востоке. Это спутники кочующих арабов-бедуинов – древнееврейские или ханаанские псы, служащие им как пастухи и охранники овец. Они преданы, бдительны и недоверчивы, немного драчливы. Окрас у них достаточно разнообразный и закручены кверху хвосты – неизбежный результат давней жизни с людьми, при которой постепенно теряются дикие, уже не нужные черты. Будучи умными и развитыми, они служат саперами, связистами и спасателями израильской армии. Их чистокровность также под угрозой и сегодня, несмотря на разведение в Европе и США, эти собаки находятся на грани исчезновения. Бедуинов становится все меньше, так как исчезает пустыня в ее первозданном виде, а с ними исчезают и собаки.

Похожих собак с "дикой" собачей внешностью можно встретить и у карпатских пастухов, и наверняка, в других отдаленных уголках планеты. Вполне возможно, что все они произошли от разных подвидов волка: динго – от индийского, ханаанскоий пес – от арабского, а предками ездовых лаек стали как раз северные волки. К счастью, в разных уголках нашей планеты, пока еще живут необезображеные селекцией, поистине красивые, волкообразные первобытные собаки.


О поведении одичавших и бродячих собак

Л.С. Рябов


При написании работы использованы наблюдения автора за хищниками в Воронежской области, отчасти И.Г.Гурского (1975) в Одесской области и А.Данилкина (1979) на юге Урала. Появление бродячих и одичавших собак в природе – всецело вызванное деятельностью человека. Брошенные, утерянные, но оставшиеся без опеки человека животные, сталкиваются с дилеммой - погибнуть или выжить. Часто они вынуждены находить достаточно пищи в природе. При этом собаки утрачивали привязанность к человеку, превращаясь из домашних животных в зверей местной фауны. Происходил с ними следующий процесс. Становились таковыми в большинстве случаев бездомные дворняжки. Нередко среди них были помесные экземпляры с гончей и немецкой овчаркой, иногда сеттером. В некоторых стаях встречались единично чистые русские пегие и русские гончие.
В Воронежской области отмечались две экологические группы одичавших собак. Одна из них представляла охотников за дикими копытными (главным образом размножавшимися без волков за оленями) и размещалась в лесах, изобилующих ими. Собаки в данном случае занимали в ценозах пустующую экологическую нишу" волка. Среди собак были и такие, которые ходили на охоту в лес временно из прилежащих сел, стаи собирались обычно в селах. Вторая (более многочисленная группа собак) существовала близ свалок с пищевыми отбросами, птице и скотомогильниками и держалась обычно на полях, по балкам и оврагам близ населенных пунктов. При наличии поблизости леса хищники скрывались в нем и даже охотились там на диких копытных. Всецело жить за счет охоты они, по-видимому, не могут. Но не все очаги собак можно было четко распределить по указанным группам, Среди них имелись переходные от помоек к охоте. Количество хищников, в стаях исчислялось: в лесу от 2 до 10 (в среднем 5), на свалках и скотомогильниках -12 (в среднем 7).
Примечательно, что собаки, охотившиеся в лесу на оленей, скот и домашнюю птицу трогали редко, так же вели себя, кстати, и волки (Рябов, 1974). Те же, что были связаны с трупами домашних животных, нередко нападали на овец, коз, домашнюю птицу, При этом собаки проявляли порой большую дерзость, наносили и вред сельскому хозяйству, приносили не меньший, а больший, чем волки (Рябов, 1979 г., Соломатин, 1979). Как и волки, стаями; нападали стаями на отары овец на станах и лугах, ранили многих из них, разрывая зад. И хотя по сравнению с волками собаки до смерти загрызали овец мало, последние нередко в панике душили друг друга в загонах. От чего убыток колхозам только после двух налетов стай собак на отары мог составлять свыше 20 тыс. рублей (Рябов, 1979 г.). Держались собаки обычно близ овцеферм. Днем их можно было видеть бежавшим в стороны от отар и отдыхавшими в кустах и бурьяне, а ночью хищники врывались в кошару и рвали овец. Любопытно, что в момент одного из таких нападений в Подгоренском районе Воронежской области крупный сторожевой пес, охранявший овец, сорвался с цепи и вместо того, чтобы броситься на собак вместе с ними принял участке в разбое.
В прошлом, при низкой численности волков, на свалках и скотомогильниках завязывалась "дружба" одиночных волков с собаками и возникали в природе очаги из волко-собачьих гибридов (Рябов, 1973; 1978). Лишь изредка в Воронежской области и чаще в Одесской в "союз" с собаками вступали одиночные волки-самцы (Рябов, 1973, Турский, 1975), жившие позже в смешанных стаях, куда входили собака, волк и гибриды. В большинстве случаев волко-собаки появлялись в природе от волчицы и стаи дальнейшем состояли из волчицы (иногда позже присоединялись другие волки) и гибридов или только из гибридов.
У собак живших в Усманском лесу и лесах Хоперского заповедника, прослеживалась четкая специализация по добыче пятнистых оленей, являвшихся их основной пищей (Злобин, 1971, Рябов, 1973, 1979, Казанский). Тем не менее, снизить численность размножившихся оленей собаки не могли. Их влияние на популяции жертвы в силу слабой селективности изъятия животных едва ли было положительным. Данные Г.Кригера (1977) свидетельствуют об отсутствии селективности в хищной стае собак вовсе. «Дружеских связей» у таких собак с волками, по некоторым данным, не наблюдалось. Одичавшие собаки жили в лесу только при отсутствии волков, размножались в любое время года (в том числе) в заброшенных бобровых, барсучьих, расширенных юрах и под кучами хвороста. Охотились ночью, обычно отдыхали на пригревах бугров, иногда на свежих пороях кабанов. Ходили по лесу уверенно, не боялись, да и зачем, нередко использовали при передвижении тропы. Гоняли зверей без голоса, иногда взбрехивала одна собака или лаяло несколько собак в стае. Часто, применяли и волчьи приемы охоты: некоторые из хищников, срезая забегали вперед, другие преследовали по пятам оленей-рогачей и самок, выгоняли их на лед, где обычно убивали.
Иногда животные проваливались под лед, тогда собаки садятся вокруг полыньи и ждут, когда оно утонет. Иногда олени специально забегали в реку, спасаясь там от преследователей. Собаки оставалась на берегу. Некоторые бродячие в одичавшие собаки хорошо знали осенне-зимние подкормки оленей и нападали на них у кормушки. Часто олени сосредотачивались вдоль железной дороги, пос.Рамонь Воронежской области, где подбирали при перевозке свеклу. Сюда же приходили и собаки на охоту. За удачную охоту собакам удавалось прикончить обычно одного оленя.
Правда, отощавших животных они брали сравнительно легко в отличие от волков, возле туши держались до полного ее использования. При нападении на оленей собак, всегда рвали зад жертвы, не трогая шеи. Бродячие и одичавшие собаки постоянно мешали егерям проводить отловы оленей с целью их расселения по стране.
К гончим собакам, выпущенным для охоты в лес, почта всегда относились агрессивно: нападали и грызли в том случае, всегда гончие преследовали их (в лесах близ пос.Нововоронежский Воронежской области гончие собаки охотились на одичавших собак лучше, чем на других зверей) или просто попадали в их владения. Одичавшие собаки, жившие в лесу западнее г.Калача Воронежской области близ свалки с отходами мясокомбината (до 10 голов), убивали охотничьих собак. Сука дворовой собаки, выведшая зимой щенят в лисьей норе Мастюжинского леса Воронежской области также активно бросалась на пробегавших неподалеку гончих собак и преследовала их. В то же время нам известны случаи, когда обитавшие в прихоперских лесах собаки подстраивались под гон гончих собак и преследовали зверя вместе.
Человека с ружьем в лесу одичавшие собаки очень боялись и близко к себе не подпускали (Рябов, 1973 б, 1979 а). Они быстро понимали опасность, которая грозит им от человека и умело ее избегали. Но некоторые из них внимательно следили за охотниками и подбирали остатки от разделываемых туш диких копытных. Иногда, опережая охотников, преследовали подранков. В начале января 1975 г. в Лискинском районе Воронежской области охотники отбили у бродячих и одичавших собак годовалого кабана, весь зад и ноги которого были сильно искусаны, и животное едва передвигалось. Увидев людей, хищники тотчас разбежались, но когда охотники начали выслеживать их, пытались вновь вернуться к раненому кабану.
К тому что собаки в лесу иногда были способны проявлять агрессивность к человеку, некоторые из них преследовали и кусали велосипедистов, бросались близ норы со щенятами на грибников. А однажды крупный пес из стаи кинулся даже на охотника В.М. Фетисова (в лесу близ пос.Нововоронежский), остальные 5 собак последовали его примеру. И только после выстрела разбежались. Кобели из гонной стаи в Усманском лесу бросались на детей. А одичавшие собаки в окрестностях г.Калача едва не разорвали телку, которую вела на привязи женщина. Уничтожили их здесь в срочном порядке по распоряжению райсполкома.
В прибитюгских лесах Воронежской области одичавшие собаки иногда окружали тесным кольцом одиночную подводу и более широким кругом стоящую легковую машину. Зимой 1973/74 г. стая из 12 собак, окружив утром возницу недалеко от с.Лебяжье Нижнедевицкого района Воронежской области, промчала, лошадь во всю прыть и кучер ничего не мог сделать.
Последние годы размножившиеся волки, как правило, вытесняли собак из угодий близ свалок и скотомогильников в леса, восстанавливая свое право сильного жить и "командовать" в этих местах, поскольку распределение хищников подчинено закону экологической замещаемости. При более или менее нормальной структуре волчьих стай последние агрессивно настроены к собакам. И выступают в качестве непреодолимых конкурентов для них в природе. В то же время процесс вытеснения не всегда протекает быстро. Сохранявшиеся в 1963-1972 годах некоторые стаи из гибридов и волков в Яблочинском лесу Воронежской области долго не вытесняли бродячих и одичавших собак в окрестных угодьях (в лесу была даже выводки собак), и продолжали кормиться с ними на одних скотомогильниках.
В начале 70-х годов в лесах близ с.Тюжовка Воронежской области обитало 18 похожих на немецких овчарок одичавших пастушьих собак. Хищники нападали здесь на колхозных овец, забегавших во владения охотничьих собак, преследовали зайцев. Проходившие изредка через их владения волки собак не тревожили, но в 1976 году они поселились здесь сами и собаки тотчас покинули лес, вновь "прижались" к селу, стали; бегать по полям.
Свыше 5 лет понадобилось вновь пришедшим в Хоперский заповедник волкам для того, чтобы окончательно вытеснить с его небольшой территории (16 тыс.га) и окрестные лесов бродячих и одичавших собак (Рябов, 1979, Казневский, 1979). Из-за высокой плотности оленей в заповеднике волки, имели первые годы сравнительно небольшую охотничью территорию (Рябов, 1974) и слабо осваивали окрестные места. Разделяла территорию, на которой жили волки и собаки, в основном, река Хопер. Но в отдельные года в левобережье и правобережье, Хопра сохранялись участки, на которых охотились одновременно и волки, и собаки (Рябов, 1974, 1976 б). В период уже значительного "господства" волков в заповеднике также отмечались случаи забега собак, преследовавших зимой оленей, из северной правобережной части заповедника (последнего пристанища собак) в занятую волками левобережную, часть - к кордону Тиковной. И все собаки исчезли здесь под "натиском" волков. В настоящее время бродячие собаки иногда забегают из
окрестных сел в заповедные леса с краю, но подолгу в них не задерживаются. Но и пятнистые олени в присутствия волков сильно изменили свое поведение: стали намного "опытнее", резвее и менее доступны не только для собак, но и волков (Печеник, 1979). В некоторых случаях безнадзорные собаки выводили даже потомство в угодьях, освоенных волками, что имело место в Павловском районе (в шиповом лесу и близ него) и Богучарском районе Воронежской области. Но прижиться в этих местах собаки не могли.
Появившиеся в 1977 году после долгого отсутствия 8 волков на территории Учебного хозяйства Воронежского лесотехнического института (19 тыс.га Усманского леса) быстро вытеснили хозяйничавших длительное время бродячих и одичавших собак, 2/3 территории, что подтвердил учет животных по снегу в марте 1978 года. Известен случай, когда волки убили и съели в лесу собаку. И лишь в Правобережном лесничестве (1/3 территории ЛГИ), куда волки не заходили, по-прежнему, отмечалось "засилие" собак (Рябов, 1979 а).
Но в некоторых случаях, преимущественно в период размножения, отдельные волки могут сохранять "дружеские" контакты с собаками и, в настоящий, период при более и менее нормальной структуре своих популяций. Интересно ведут себя, в этом плане Волчица домогалась встречи с кобелем похожим на немецкую овчарку, который охранял овец. Их видели вместе в поле вечером и днем. Зимой 1974/75 г. в Острогожском районе той же области 2 волка приняли к себе суку немецкой овчарки, которая подолгу ходила с ними вместе и вместе посещала скотомогильники. Но позже волки убивали и съедали здесь бездомных собак. Мы считаем, что на "дружеские" контакты с собаками в настоящее время более склонны высококровные по волку гибриды, имеющие облик волков.
Волко-собачьи гибриды представляют собой животных с несложившимся генотипом, из-за чего вариаций в их поведении в сторону волка и собаки проявляется множество. Тем не менее, наследственность волка, как дикого зверя, в большинстве случаев преобладала. К тому же гибриды чаще рождались в природе волчицей, оказывающей на поведение детей основное влияние как по наследству, так и в ходе воспитания в период совместной жизни.
В Воронежской области нами не отмечались гибриды волка и собаки, существующие в природе за счет диких копытных. Появлялись они там при контактировании собак с волками-падальщиками и поэтому сами в дальнейшем вели сходный с ними образ жизни. При любых вариациях родительских пар и кровности это были в большинстве случаев дерзкие хищники (более дерзкие, чем волки), часто нападавшие на домашних животных, в том числе деревенских собак, мясом которых питались (Рябов, 1973 а. 1978 а). Некоторые из них жили преимущественно за счет собачатины. Близость людей в момент нападения на жертву волко-собак не всегда смущала. Склонность гибридов при выборе жертвы отдавать преимущественно домашним животным (мелким и среднего размера) мы связываем в значительной мере с собачьей наследственностью и с их недостаточным физическим совершенством, поскольку рождались, гибриды, главным образом, от беспородных собак (Рябов, 1973).
В то же время А.Данилкин (1979) проследил в 1971-1976 годах за жизнью таких хищников на южном Урале, где они охотились на косуль. В отличие от настоящих волков гибриды образовывали летом стаи - до 18 особей. Преследовали жертву отдельные хищники с голосом, как гончая собака, другие изредка подлаивали также по-собачьи или бежали молча (взятые в природе Зырянской области живущие в неволе волко-собаки первого поколения и их дети от собак, очень похожие на последних, способны были в основном выть по-волчьи). Гнались за косулями иногда на большое расстояние (до 1-4 км), что тоже не свойственно волку, но типично для собак в стаях, - как и у волков, применялось "разделение труда": загоны и засады на вероятном пути бегства жертвы и т.д.
И.Г.Гурский (1975) отмечает, что гибридные волки, кормившиеся на скотомогильниках Одесской области, местами успешно охотились на многочисленных там зайцев и лисиц. Пойманных зайцев хищники съедали на месте без остатки, реже давили, иногда съев семенники, реже печень. И совсем редко съедали целиком. При троплении волко-собак в Одесской области изредка обнаруживались остатки растерзанных ими косуль. То же отмечалось нами кое-где в Воронежской и Белгородской областях.
По отношению к человеку волко-собачьи гибриды в большинстве случаев вели себя смелее, чем волки, что подтверждается появлением хищников вблизи населенных пунктов в светлое время суток и нападением на домашних" животных в присутствии людей, иногда агрессивностью к человеку, выбором мест для логова неподалеку от построек человека, места для лежек в самих постройках (Рябов, 1973 а, 19?8 а). В Пермской области скорее всего не волки, а волко-собачьи гибрида способны была подходить к дому лесника и есть из собачьей миски. Известен случай, когда вблизи с.Старо-Толучево Петропавловского района стая волко-собак. Самка в момент своего очередного нападения днем на гусей бросилась на. приближавшегося к ней с топором человека и была им убита. В Березовой балке Бутурлиновского района Воронежской области охотник И.Банов выследил 3 волко-собачьих гибридов и тяжело ранил одного из них. При этом остальные хищники не убежали, а бросились на погибающего собрата и начали его рвать. Относительно легко удалось уничтожить волко-собак из-за малой осторожности в Бобровском районе Воронежской области (Рябов, 1973 а). Однако И.Г.Гурский (1975) указывает на весьма осторожное поведение волко-собачьих гибридов в двух стаях, находившихся под наблюдением охотников в Одесской области: видеть их почти не удавалось, на вабу ни взрослые, ни "волчата" не отвечали, что весьма озадачило охотников, имевших дело с такими "молчунами" впервые. Ничем не отличались по сложности облава на волко-собачьих гибридов, в сравнении с таковыми на волков, в угодьях Петропавловского района. Флажков гибриды, как и волки, в одной известной нам облаве боялись.
Чистокровные волки относились к волко-собачьим гибридам в природе в большинстве случаев как к себе подобным, свободно вступая с ними в брачные связи. Из-за чего сейчас (при возросшей численности волков) и повторных скрещиваниях с ними многие гибриды "поглотились" волками, стали в целом похожими на них внешне и по поведению. Тем не менее, среди волкоподобных животных нередко встречаются особи с чертами собачьего поведения, о чем мы уже говорили выше и что в ряде случаев делает охоту на волков теперь более сложной (Бибикова. 1979). Однако мы не исключаем возможности вытеснения части гибридов (в основном живших самостоятельно) вновь пришедшими в эту местность волками, как одичавших собак или койотов. В этом случае они вынуждены были переместиться ближе к населенным пунктам и вступить в более тесные контакты с собаками. В итоге в ходе поглотительного скрещивания гибриды могли "раствориться" частично и среди одичавших собак.
Литература
1. Бибикова В. 1979. Письма о волках. "Охота и охотничье хозяйство", № 10
2. Гурский И.Г. 1975. Гибридизация волка в природе. Отд.биол. "т.80, вкп.1.
3. Данилкин А. 1979. Охота волчье-собачьих гибридов на косуль. "Охота и охотничье хозяйство", № 3.
4. Злояж Б. 1971. О бродячих собаках. "Охота и охотничье хозяйство", № 9.
5. КазневскнЙ П.Ф. 1979. Волк в Хоперском заповеднике, сб. «Экологические основы охраны и рационального использования хищных млекопитающих», изд-во "Наука", М.
6. Печеник А.Д. 1979. Влияние волка на популяцию пятнистых оленей Хоперского заповедника. В сб. "Экологические основы охраны в рационального использования хищных млекопитающих", изд-во "Наука", М.
7. Рябов Л.С. 1973 а. Волко-собачьи гибриды в Воронежской области. "Бюлл.МОЖ. Отд.биол.", т.78, ВБИ.б

Друзья! Обращаем Ваше внимание: чтобы правильно исправить текст песни, надо выделить как минимум два слова

[Припев 1]:
Я
Больше не хочу ничего знать - никогда, никогда; ничего, ничего.

[Куплет 1, Монеточка]:
Паста разрушает зубы, бабы разрушают хип-хоп.
Я уже не верю в чудо - мне цыган наврал и гороскоп.
Обманул Буддизм и Фэн-шуй, развели водой поэты.
Информационный шампунь - так, что и шампуня нет там.

Клон президента - злодей,
На престоле царском шкодит.
А на Луне не было людей -
Только чей-то чайник вроде.

А меня, любят одичавшие собаки.
Меня знают консультанты Apple store.
Я абстрактный человек с дорожных знаков,
Схематичный пешеход со светофора.

[Припев 1]:
Больше не хочу ничего знать - никогда, никогда; ничего, ничего.
Жаль, закончилось место для слов неизвестных во всех словарях.
Я больше не хочу ничего знать - никогда, ничего.

[Куплет 2, Монеточка]:
Нас отравляет бензин, испепеляет УЗИ.
В смузи растирают мозги медиа-рынка козни.
И когда, и когда, и когда атомный гриб мой подрастёт -
Города, города, города ядерный пепел занесёт.

Козырьки подъездов кружат хороводы крыш и космос тут.
Пыль галактик лезет в уши, звёзды по делам своим плывут.
Все толпятся возле входа. Наследили грязи на крыльцо.
Вижу, Бог открыл ворота. Вижу, у него моё лицо.

[Переход]:
Я не хочу ничего знать. (не хочу ничего знать);
Больше не хочу ничего знать. (ничего и никогда);
Жаль, закончилось место для слов неизвестных во всех словарях -
Я больше не хочу ничего. (я не хочу ничего);

[Припев 1]:
Я больше не хочу ничего знать - никогда, никогда; ничего, ничего.
Больше не хочу ничего знать - никогда, никогда; ничего, ничего.
Жаль, закончилось место для слов неизвестных во всех словарях.
Я больше не хочу ничего знать - никогда, ничего.

Я больше не хочу ничего знать - никогда, никогда; ничего, ничего.
Больше не хочу ничего знать - никогда, никогда; ничего, ничего.
Жаль, закончилось место для слов неизвестных во всех словарях.
Я больше не хочу ничего знать - никогда, ничего.

О песне

  • Певица Лиза "Монеточка" Гырдымова представила свой новый сингл "Я не хочу ничего знать". Произведение "Я не хочу знать" является официальным саундтреком к фильму ужасов "Проигранное место", и одновременно дебютом режиссёра Надежды Михалковой.
Текст песни Монеточка - Не хочу ничего знать.
Автор текста и музыки: Елизавета Гырдымова.
Октябрь 31, 2018.