Двадцать первое ночь понедельник тема. «Двадцать первое

«Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» Анна Ахматова

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина…
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.

Анализ стихотворения Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…»

В 1917 году свет увидел третий сборник Ахматовой «Белая стая», считающийся наиболее значительным из ее дореволюционных книг. Критики-современники практически оставили без внимания издание. Дело в том, что вышло оно в период для России трудный. Согласно поздним воспоминаниям Анны Андреевны, первый напечатанный тираж никак не мог попасть из Петербурга в Москву. Тем не менее, некоторое количество отзывов книга все-таки получила. Большинство критиков отметили стилевое отличие «Белой стаи» от «Вечера» (1912) и «Четок» (1914). Слонимский считал, что стихотворения, вошедшие в третий сборник Ахматовой, отмечены новым углубленным мировосприятием, обусловленным победой духовного начала над чувственным, в крайней степени женственным. По мнению Мочульского, в «Белой стае» поэтесса становится более сильной, строгой, суровой. В ее творчестве появляется образ Родины, слышится эхо войны. Пожалуй, главная особенность сборника – полифония, о которой писали многие исследователи ахматовской лирики.

Небольшое стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…», датированное 1917 годом, входит в сборник «Белая стая». На его примере четко видно, какие изменения претерпел мотив любви в поэзии Анны Андреевны. Первое четверостишие начинается с парцелляции — речевого приема, представляющего собой интонационное деление высказывания на отрезки, которые графически обозначаются как самостоятельные предложения. Использование этого тропа позволяет Ахматовой добиться большей эмоциональности, выразительности, яркости. Создается впечатление, что начальная строка стихотворения — отрывок из телеграммы. Все кратко, все по делу — только обозначение времени, ничего лишнего, никаких подробностей.

Поначалу кажется, что к любви лирическая героиня стихотворения относится с явной иронией. По ее словам, факт существования этого чувства на земле сочинил какой-то бездельник. Остальные люди ему поверили — то ли от ленности, то ли от скуки. В «Белой стае» лирическая героиня уже не с таким трепетом относится к любви. Исчезло волнение, порождаемое первым чувством. Не стало той девушки, что сжимала руки под темной вуалью, надевала на правую руку перчатку с левой руки, бежала за бесконечно обожаемым мужчиной до ворот, обещала умереть, если он уйдет. Пережитые любовные драмы навсегда изменили ее, сделали спокойней и мудрее. Впрочем, не стоит думать, что она отказалась от самого прекрасного чувства на земле. Скорее, лирическая героиня полностью переосмыслила его. Любовь осознается ей как тайна, доступная только избранным людям. Постижение истины приносит им покой («почиет на них тишина»). Героине стихотворения случайно посчастливилось попасть в круг тех «иных». Любовь как болезнь, любовь как тайна — вот то новое восприятие, которое открывается читателям в третьем сборнике Ахматовой.

На книгу «Белая стая» повлияли не только трагические события, происходившие в России, но и отношения Анны Андреевны с русским художником-монументалистом и литератором Борисом Анрепом, который большую часть жизни провел в Великобритании. Поэтесса познакомилась с ним в 1914 году. До отъезда Анрепа из Российской империи влюбленные часто виделись. Ахматова посвятила Борису Васильевичу порядка тридцати стихотворений, значительная часть из них вошла в сборник «Белая стая». Последняя встреча Анны Андреевны с Анрепом состоялась в 1965 году, в Париже, после чествования поэтессы в Оксфорде. Борис Васильевич потом вспоминал, что образ когда-то любимой женщины показался ему столь же юным, свежим и очаровательным, как и в 1917 году.

Свое произведение "Двадцать первое. Ночь. Понедельник" Ахматова написала в 1917 году, когда обстановка в России была достаточно напряженной. Личная жизнь поэтессы не имела успеха и возникали некоторые сомнения относительно своего творческого мастерства.

Тематика стихотворения лаконична и проста. Оно несёт в себе полное разочарование в существовании любви и переосмысление некоторых ценностей. Ахматова говорит иронически об этом чувстве, которое принесло ей боль и страдания.

Первое четверостишие имеет свое начало с точной констатации числа, времени и дня недели. Оформлено это все в рваном ритме, создается впечатление будто читаешь телеграмму. Но далее идёт строчка полная умиротворения, отражающая то, что видит поэтесса подойдя к окну. И появляется чувство, что становишься невольным слушателем чужого письма.

Второй катрен пронизан досадой того, что все поверили тому, кто придумал любовь. Так и живут с бессмысленной верой в эту бестолковую сказку.

Заключительная часть стихотворения содержит главную мысль автора. Поэтесса случайно узнав о том, что любви нет, вынуждена теперь страдать и это не даёт ей спокойно жить.

Ощущение лирического размышления создается путем написания текста в размере трехстопного анапеста, ритм которого способен создать подобное чувство.

Ахматова пишет это произведение намеренно простым, использовав для него лишь пару выразительных средств. Эпитет "любовные песни" и высокопарную метафору "почиет на них тишина". Такая простота подчеркивает душевное безразличие страдающей героини.

Пережитая любовная драма меняет главную героиню. Происходит её становление как мудрой женщины, спокойно относящейся к чувствам. Нет, она не потеряла веру в искренность любви, ей просто удалось переосмыслить свое отношение к ней, которое обрело более земное понимание.

В стихотворении идёт одна линия рассуждения. Гармония между формой и содержанием появляется засчет логично выстроенных предложений.

Все введенные в повествование образы очень просты по своей сути. В этом и заключается вся особенность поэтического стиля Ахматовой, которая может наполнить любой образ смыслом и эмоциональной составляющей.

Анализ 2

В 1917г. вышел 3 том поэтессы под названием «Белая стая», которая является наиболее значимой из всех ею написанных произведений.

Данное стихотворение достаточно небольшое, и оно входит в том «Белая стая». Где хорошо отражены, какие происходят перемены, претерпела, поэтессы. Начинается с речевого оборота – парцелляции, показывающие интонационное деление высказанной мысли на небольшие части, и звучат как самостоятельные фразы. Данный прием помогает поэтессе добиться значимых окрасок, ясности, четкости. Появляется ощущение, что первые строки произведения – это некий обрывок из послания. Четко, сжато – лишь только дается указания времени.

Сначала представляется, что к чувствам Ахматова относится с некой ноткой иронии. Как она считает, сам факт явления любви на земле придумал некий лентяй, которому нечем было заняться. Другие люди ему доверились, - может от лени своей, может от того, что нечем заняться. В изданном томе у Ахматовой уже нет некого трепета к влюбленности. Она пропала, с появлением первых этих чувств. Нет той женщины, которая сжималась под своей мрачной вуалью, носила на правой руке перчатку левой руки, и мчалась за своим любимым молодым человеком до калитки, клявшись, покончить собой, если тот исчезнет из ее жизни.

Пережив свои драмы любви, на века меняют ее, делают более спокойной и мудрой. Но не нужно полагать, что девушка отреклась от самых прекрасных ощущений на земле. Лучше предположить, что она просто все переосмыслила и осознала. Любовь она осознает как некую тайну, доступную только некоторым людям. И распознание ее приносит им умиротворение. Девушке это стихотворения лишь случайно удалось оказать в числе избранных. Любовь, эта некая болезнь, некая загадка – это эти новые ощущения, которые открываются тем, кто читает третий сборник поэтессы.

Вариант 3

Стихотворение представляет собой одну из составных частей поэтического сборника автора под названием «Белая стая» и отличается автобиографичностью, связанной с личными переживаниями поэтессы.

Основной тематикой лирического произведения являются авторские размышления о любовных разочарованиях, приводящих к переосмыслению человеческих ценностей.

Структурная композиция представляет собой линейную форму, в которой мыслительное развитие сюжетной линии осуществляется последовательно, позволяя понять и проникнуться душевным миром лирической героини. Первая строфа показывает задумчивую глубину состояния женщины, создавая ощущение мысленного диалога самой с собой, во второй строфе усиливаются ноты разочарования, вызванного любовным чувством, а третья строфа посвящена раскрытия главного мотива стихотворения, заключающегося в утрате жизненных иллюзий, лишивших лирическую героиню радости бытия и надежды на счастливое будущее.

В качестве стихотворного размера произведения поэтессой выбирается трехстопный анапест, выражающий авторский замысел в виде мыслительных размышлений посредством своеобразной звуковой ритмики.

Среди немногочисленных средств художественной выразительности, применяемых в стихотворении, выделяются изобразительные эпитеты и метафоры, которые, несмотря на их скупое использование, подчеркивают душевные страдания лирической героини в виде смятений и разочарования, демонстрируя ненужность высокопарных фраз и слов. При этом автором намеренно выбирается простое изложение выбранной тематики в целях описания душевного безразличия страдающей и разочарованной женщины.

Отличительной особенностью стихотворения является применение своеобразного оборота речи в форме парцелляций, заключающихся в интонационном разделении стихотворного содержания на небольшие отрывки, звучащие в качестве самостоятельных выражений, которые создают впечатление об некоем посланном обрывке письма, изложенном в четком и сжатом виде.

  • Анализ стихотворения Тихая, звездная ночь Фета

    Стихотворение А.А. Фета «Тихая, звездная ночь» написано в 1842 году. На его основе создано несколько романсов популярными композиторами того времени. Все это свидетельствует о глубоком проникновении лирики поэта в сердца читателей.

  • Анализ стихотворения Мужичок с ноготок Некрасова

    Творчество великого русского писателя Н. А. Некрасова – это сочетание тем и вопросов, которые остаются актуальными во все времена. Это проникновение невзгод и нищеты в мир детства

  • Анализ стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник»

    Очертанье столицы во мгле.

    Сочинил же какой-то бездельник

    Что бывает любовь на земле.

    И от лености или скуки

    Все поверили, так и живут:

    Ждут свидания, боятся разлуки

    И любовные песни поют.

    Но иным открывается тайна,

    И почиет на них тишина...

    Я на это наткнулась случайно

    И с тех пор как будто больна.

    (1917, сборник «Белая стая»)

    Стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» вошло в сборник «Белая стая» (1917 года). Оно не похоже на другие произведения поэтессы, в которых переплетаются радость и трагедия, бури и пустыни любви: «Сочинил же какой-то бездельник, //Что бывает любовь на земле».

    В чём дело? Почему такая резкая перемена? Думается, ответить на эти вопросы поможет история создания произведения. Стихотворение написано в 1917 году, в один из самых тяжёлых периодов в жизни страны и каждого человека в отдельности. Неопределённость была не только в экономике, политике, но и в душах. Поэтому основное поэтическое ощущение А.А. Ахматовой тех лет - ощущение надвигающейся катастрофы, «конца мира». Добавлю к этому ещё поиски нового смысла жизни, и сразу всё становится ясным. Читая это стихотворение, нельзя не почувствовать, что мотив неустойчивости слишком неукоснительно и резко проходит через него и что, следовательно, неустойчива сама жизнь, окружающая человека.

    Данное стихотворение невелико по объёму, всего двенадцать строк, но в нём вся жизнь, полная горя и страданий, приведших к отрицанию любви. Здесь (впрочем, как и во многих её стихах) мы видим лишь окончание драмы. На наш взгляд, данное произведение является отражением реальной жизненной истории, которая была трагичной. Ведь, в конечном счете, лирика - это, прежде всего биография.

    Композиция стихотворения несколько необычна, служит для раскрытия основной мысли, идеи. Первые восемь строк - отрицание любви, и вдруг в конце - противоречие, как будто снята маска:

    «Но иным открывается тайна...»

    Есть она, эта великая тайна, эта сладкая боль, в которой даже самой себе не признается героиня. Имя ей - любовь.

    Лирическая героиня Ахматовой через отрицание любви предстает именно такой, как многие, которые «Ждут свиданий, боятся разлуки // И любовные песни поют».

    Важное значение в этом стихотворении для создания картины имеет синтаксис. Вначале назывные предложения, как наброски к большому полотну:

    Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

    Очертанья столицы во мгле.

    Почти конкретное время, почти конкретное место. Сухо и сдержанно.

    Затем калейдоскоп, созданный однородными сказуемыми «ждут», «боятся», «поют»- раскрывает сложность чувства: от отрицания к утверждению. Тональность тоже меняется. Несмотря на изменение настроения в стихотворении, оно лишено суетности. В нём, как и в большинстве ахматовских произведений, минимум выразительных средств. Олицетворение «...почиет на них тишина...», антитеза «Ждут свиданий, боятся разлуки...», разностилевая лексика «бездельник» (низкая), «почиет» (высокая) лишь дорисовывают картину, набросанную вначале. Мне кажется, что стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» похоже на беглую запись в дневнике или даже на часть странички из него, не имеющей ни начала, ни конца. Наверное, А.А. Ахматова пыталась таким образом дать читателю возможность самому додумать то, что происходило с героиней. И, может быть, взгляд на чужую трагедию поможет многом избежать своей.