Знания – это и есть жизнь! Без необходимых знаний выжить нигде невозможно. Знание (понятие)

Лекция № 18 (09.04.08).

Психологическая школа.

Творческая задача психологической школы – прорыв к живому человеку сквозь все границы морали, социума и пр.

Эдвард Лонгорн Фостер (?) занят внутренней скованностью англичанина. Роман «Куда боятся ступить ангелы» - показал благовоспитанное английское общество, которое на все смотрит с точки зрения морали, культуры, пристойности.

У молодой женщины умирает муж, и ее все начинают воспитывать. Она сбегает в Италию и там без спросу выходит замуж за сына дантиста. В Англии этот мезальянс поверг всех в шок. Ей нелегко жить с итальянцем – у него другая психология, другое отношение к женщинам. У нее рождается сын, и она погибает. В Англии проблема – надо спасать ребенка, который остался среди вульгарных итальянцев. принято решение выкупить ребенка. Но он отказывает. они чувствуют себя странно рядом с этим итальянцем – он такой живой, раскованный, ничего не боится, он очень естественный. возникает вопрос – откуда эта итальянская культура с ее смелостью, дерзостью, гармонией и красотой? Главный герой понимает, что ему это недоступно.

Вирджиния Вульф обернула современный реализм в материализм. В своем эссе «мистер Беннет и миссис Браун» говорит, что писатели не видят внутренний мир человека, не могут показать человека. писатель должен писать о человеческой натуре. для этого нужно сломать традиционную форму романа. нужно писать так. чтобы говорить о человеке с его внутренним миром. Она показывает колоссальную внутреннюю динамику в человеке, которая никак не проявляется внешне, нужно искать внутри характера личность. роман «Миссис Дэллоуэй» в этом отношении один из самых сложных и самых совершенных романов. Она строит повествование через поток сознаний. Повествователь отождествляет свою точку зрения с точкой зрения героя, все должно быть показано через внутреннее сознание героя. Здесь интерес заключается в том, что на самом деле в человеке происходи, создается композиция потоков сознания различных персонажей, эти точки зрения отражаются друг в друге, переливаются друг в друга, идет внутренний диалог точек зрения. Здесь внешнее социальное время не имеет значение, важно внутреннее психическое время человека.

Тема X. Философские проблемы социально-гуманитарных наук.

Интеграл – некая структура, характеризующаяся свойством перехода из одной формы в другую.

Философия – сама интегральная наука. На интересуют явления не сами по себе, а с точки зрения развития и взаимосвязи (диалектической взаимосвязи). Интегральный характер науки: главное здесь заключается в том, что философия как система знаний воспринимает мир в его единстве и целостности, философия как единое целое. Философия – это учение об общем, любой другой предмет будет частным к ней.



Социальная философия тоже воспроизводит социальный мир – исторический процесс и его целое (взаимодействие всех его сторон – экономической, политической и др.).

Философия, вбирая в себя знания экономики и т.д., выступает как единое (интегральное) целое и может затем рассматриваться в рамках любой науки. Там, где нарушается связь, прекращается развитие, наступает стагнация, деградация и т.д.

Специфика явления (экономики и т.д.) философию не интересует, ее интересует:

1) место этого явления (экономики в жизни общества);

2) насколько оно участвует в развитии (насколько экономика участвует в развитии общества).

Вопрос: какая экономика может наилучшим образом способствовать развитию общества – философский вопрос.

Экономика призвана обеспечивать все материальные сферы общественной жизни (раньше была советская республика, сейчас буржуазная республика – президентская). Рассматривая религию, философия решает, какую роль религия играет в жизни общества. Исходя из исторически сложившегося самосознания, считается что христианство лучшим образом подходит для РФ.

Такой подход и есть интегральный подход – философии как интегральной системы знаний. Интегральная характеристика философского знания влечет интегральный характер его категорий. Интегральный (всеобщий) характер и интегральная форма проявляются в понятиях, принципах и учениях во всех философских системах.

В процессе развития философия (как система знаний о мире) все больше наполняется научными знаниями. От созерцательной философия все больше переходит к научной (Аристотель – механика, Демокрит и т.д.). Но все же в античности философия больше носила умозрительный (иногда гениальный – атомы Демокрита) характер.

С открытиями Галилея, Коперника философия все больше пополнялась научными знаниями. Со временем из науки наук философия превратилась в специфическую науку, междисциплинарную науку, нося мировоззренческий характер.

Философия становилась интегральной наукой в том смысле, что она осмысливала достижения наук, происходило наполнение философии наукой, формировалась философская картина мира, наполненная наукой.

В обществознании сформировалась теория естественных прав человека (Гоббс, Локк). В рассуждении Гоббса равные права всех неизбежно ведет к конфликту – «война всех против всех». В результате формируется государство (лучше всего абсолютная монархия) – философская интегральная идея – философское значение государства Гоббса.

Дж. Локк вывел путем логических заключений, что из теории естественного права следует, что логичной формой государства должна быть демократия.

В качестве метода выступает теория: диалектика (синергетика, системный метод – все покрыто диалектикой) как учение о развитии. Пока мы разбирались, что такое диалектика – это еще не метод, когда же мы применяем ее например к анализу экономических явлений – это уже метод (теория как метод). В качестве метода может быть как общая, так и частная диалектика. Следует учитывать, что диалектика начинается с древних времен: Сократ, Конфуций, буддистские учения. Гегель создал теорию диалектики, но это все была еще теория, когда же она стала применяться, она стала методом.

Огромное значение науки в современном постиндустриальном обществе сформировало потребность разобраться в науке, в результате возникла дисциплина «История и философия науки».

Экономика называется политической, потому что экономика, изучая способ производства, изучает не взаимоотношение двух или более человек, а взаимоотношения между классами. Поэтому правильное название не экономическая теория, а политическая экономия. Науки, изучающие общество (экономика, политология) – социальные науки; науки, изучающие человека – гуманитарные науки (антропология, психология (наука о сознании) и т.д.).

И социальная, и гуманитарная науки тесно связаны между собой. Общество – это совокупность общественных отношений. В общественные отношения, с одной стороны, вступают конкретные люди, с другой стороны – человек вне общества существовать не может. Все науки – социальные и гуманитарные, есть результат социального познания. Социальное познание есть познание общественных явлений с определенных социальных позиций. Здесь поиск истины связан не только с познавательными интересами, но и с интересами социальными. Исследователь всегда, сознательно или подсознательно, проявляет определенную позицию. В естествознании социальная составляющая на содержание научных теорий влияния не оказывает.

Онтологическая сторона социального познания. С одной стороны мы исследуем сам процесс, с другой стороны – гносеологической – каким образом мы познаем процесс, какие методы мы применяем. Ценностная сторона социального познания – с каких позиций исходит исследователь. Ценности: в области материальной, политики, морали. Ценность – это то, что значимо (ценности – долг, честь и т.д.). Читая какую-либо работу, мы должны учитывать, что значимо для автора, какие ценности для него важны. К способам производства Маркс подходил с классовых позиций, Смит – с позиций частной собственности.

Ценностная сторона играет решающую роль в социальном познании (была для Гоббса ценна монархия – он ее и вывел из теории естественного права). Негативные идеи следует вытеснить из науки.

Интегральная идея Платона: государство – это лучшее, что может быть, справедливое государство – то, где человек будет обеспечен. Интегральная идея Платона – идея справедливости.

Идеи государства Платона близки к русской духовности – государство обеспечивает безопасность людей, их нормальное существование. Государство существует для людей. Но и люди должны своим трудом обеспечить функционирование государства.

Аристотель создал теорию социалистического государства: государство создано для того, чтобы жить счастливо, а не только для наведения порядка. «От каждого по способностям – каждому по труду» - идея Аристотеля. Всегда существуют идеи интегрального характера, которые утверждают направления социальных исследований. При изучении социальных наук необходимо признать значимость идеи.

По Канту, развитие общества носит дуалистический характер. В обществе есть 2 начала: мир явлений и мир вещей в себе. Феномен: мир, свободный от сущностей, и мир необходимости.

Мир явлений – то, чем занимается наука, но существует мир сверхчувственный, трансцендентный (потусторонний), влияющий на мир явлений через потребности (как побуждение к чему-то). Любой из вариантов действительности выбирается необходимостью. Интерес, цель – предполагаемый результат действий. Нужно разобраться в соотношении потребностей и целей. Потребность (необходимость): идея, которая решена за нас. В этом заключается интегральная идея дуализма Канта.

Суть гегелевского подхода – разум в истории. Разум каждого из нас – проявление мирового разума через человека. История – развитие мирового духа. Начало человеческой истории – создание государства, до этого была предыстория, подготовка к истории. Предметом анализа является не мир вещей, а сознание людей, которое является проявлением мирового духа.

Интегральная идея: прогресс общества – сознание свободы. Свобода для человека – это основное. Сущность человека в свободе – если человек раскован, свободен – он может творить. Свобода есть условие для творчества. Свободы не было в восточном обществе, свобода появилась в Греции, где была создана великая культура, философия. Римское общество было не только свободным, но и было защищено с помощью прав. Гегель считает, что высшего развития свобода достигает в Германии – идеологический момент (установка), который не соответствует действительности (Германия была разрознена, раздираема феодальными междоусобицами и т.д.).

Главная идея – прогресс общества в сознании свободы – основополагающая идея, на которой можно строить какие-либо концепции.

Основой всякого развития является противоречие – актуальность.

Идея – основополагающее понятие, вокруг которого формируются другие понятия. Основная идея – диалектика – учение о развитии. Основная идея дарвинизма – идея естественного отбора.

В диссертации должно быть какое-то противоречие, ключевая идея. Есть противоречие (точка бифуркации) и нужно найти идею, которая позволит его решить. Можно сначала сформулировать гипотезу, выдвинуть идею, доказанная гипотеза – есть теория. Суждение, связь понятий и суждений, дедуктивное и индуктивное мышление – это и есть аппарат научного мышления, в этом аппарате есть интегральная идея.

62. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции.

Развитие социально-гуманитарного знания и соответствующих научных дисциплин осуществлялось путем эмпирического и теоретического познания явлений общественной жизни.

В основе эмпирического познания лежит накопление, первичное обобщение и систематизация социального опыта в той или иной сфере общественной жизни (политической, духовной, экономической и др.). Эмпирический уровень связывает нас с жизнью: происходит первичное накопление фактов, далее они систематизируются и т.д. и позволяет избежать оторванных от жизни наукообразных теорий. На эмпирическом уровне формируется так называемое фактуальное знание, непосредственно связанное с конкретными фактами из той или иной сферы общественной жизни. Эти факты обобщаются, выявляются некоторые свойства и взаимосвязи экономических, политических и других явлений общественной жизни, единство существенного и несущественного, необходимого и случайного, общего и частичного. Эмпирические сведения, полученные в той или иной области социальных и гуманитарных наук в виде научных фактов и их первичной систематизации, подвергаются дальнейшему осмыслению на абстрактном теоретическом уровне. Такое их осмысление направлено на выявление сущности исследуемых явлений и закономерности их развития, на уровне выявления сущностей выводятся законы.

Научный факт есть знание о реальном факте, поэтому когда мы осмысливаем теоретическую базу, мы тем самым осмысливаем научный факт. Собранные факты анализируются в определенной системе категорий. Осмысление научных фактов происходить не в широкой системе категорий, а в рамках понятий, категорий, методологии, которые соответствуют данному явлению.

Теоретический уровень познания во многом основывается на сведениях эмпирического познания; в свою очередь, эмпирический уровень познания общественных явлений (экономических, политических, духовных) исходит из тех или иных теоретических предпосылок – определенной системы понятий и принципов, воспроизводящих в сознании ученого предмет изучения (товарно-денежное обращение, политическая система общества), цели, направления изучения и способы его научного исследования (в рамках направлений). Ведущим направлением является путь от эмпирического к теоретическому познанию и далее, к более глубокой и непротиворечивой теории. Именно так формируются и развиваются дисциплины социально-гуманитарного цикла.

Историко-логические реконструкции.

Что касается историко-логических реконструкций знаний и в целом социально-гуманитарных наук, то следует указать на 2 основных фактора, под влиянием которых они происходят.

Один из этих факторов касается самой логики социально-гуманитарных знаний. Появляются новые понятия (наука начинается и кончается понятиями, понятие есть начало и конец научного исследования), новые подходы и методы исследования тех или иных явлений общественной жизни, позволяющие изучить их более глубоко. В результате, появляются новые теории с их новой конструкцией (структурой) и новым содержанием, объясняющим эти явления на современном для данного исторического этапа научном уровне.

Для Платона государство – это полис (территория с определенным населением), по мнению Макиавелли, государство – это аппарат, система органов. По Марксу, государство призвано отражать интересы правящего класса. Существует поправка, что общечеловеческие интересы также играют роль – это и есть 3 реконструкции, вызывающие появление новых понятий и т.д.

Другой фактор реконструкции социально-гуманитарных знаний – чисто социальный – он связан с социальными интересами ученых, их ценностными ориентациями, которые существенно влияют на цели и направления исследований и выводы из них. Это хорошо видно при сравнении современных теорий либерального, консервативного, социал-демократического и маркситского толка, в том числе при сравнении их обоснований роли государства в развитии экономики страны.

Либералы: позвольте нам действовать самостоятельно, не вмешивайтесь в нашу деятельность; в лучшем случае выполняет роль уличного сторожа, следите за исполнением договоров.

Консерваторы не против некоторого вмешательства государства в деятельность организаций, например, при регулировании проблем безработицы (Кейнс); чем больше денег у населения, тем больше покупательная способность. Теория Кейнса, получив развитие в 30-е гг. XX в., пережив упадок в 60-е гг., сегодня вновь выходит на ведущие позиции.

63. Понятие «социальная» и «гуманитарная» наука. Зависимость социально-гуманитарных наук от социального контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

Логические социальные факторы историко-логической реконструкции социально-гуманитарных наук диалектически взаимосвязаны между собой (чистой науки не бывает, чистой общественной науки – тем более); существенную роль играет интерес.

Зависимость развития социально-гуманитарных наук от социального контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

Развитие социальных и гуманитарных наук зависит от соответствующих объективных и субъективных условий; т.е. от социального контекста. Отсюда существование, например, буржуазной и социалистической политической экономии, политологии (учение о политических процессов), теории личности и других социальных и гуманитарных наук. Социальный контекст в маркситской политэкономии – позиция рабочего класса, далее он развил учение о стоимости, прибавочной стоимости. Объективные стороны социального контекста развития социально-гуманитарных наук составляют прежде всего сущность того или иного общественного строя и содержания присущих ему общественных отношений (экономических, политических и др.). Речь идет об объективных социальных условиях функционирования социальных и гуманитарных наук, существенно влияющих на их развитие (классовый состав; интересы, которые влияют на ученого). Субъективная же сторона в развитии социально-гуманитарных наук выражена, прежде всего, в следующих факторах:

1) Применение соответствующей методологии к изучению и толкованию общественных явлений.

2) Использование так называемых социологических исследований, цели и программы которых задаются самими исследователями, нередко исходя из соответствующего заказа.

3) Уровень знаний и опыт исследователя, социальное содержание его опыта (как экономиста, политолога, военного, религиозного деятеля и т.д.).

4) Ценностные ориентации исследователя, вытекающие из его мировоззренческих и идеологических установок.

Указанные субъективные факторы в их диалектическом единстве с объективными социальными факторами в той или иной степени определяют содержание и направление развития социально-гуманитарных наук. В настоящее время все больше говорят о классической, неклассической и постнеклассической науке вообще, в т.ч. применительно к социально-гуманитарной науке.

Сущность классической социально-гуманитарной науки заключается в том, что олицетворяющие ее ученые стремились и стремятся к получению исключительно объективных знаний и его различных сторон, свободных от каких-либо субъективных суждений.

Суть неклассической социально-гуманитарной науки заключается в том, что получаемые ею результаты в познании общественных явлений истолковываются не только в зависимости от содержания самих этих явлений, но и от условий, в которых совершается процесс их познания, от применяемых при этом средств исследования.

Постнеклассическая (современная – в основном вторая половина XX в.) социально-гуманитарная наука соотносит знание об объекте не только со средствами и способами познания, но и с ценностями и целями деятельности исследователя. Большое значение придается ценностным ориентациям познающего субъекта и его мировоззренческим установкам. В трактовку результатов исследований все больше вводится «человеческое измерение», влияние социокультурных качеств самих исследователей, а также социокультурных условий осуществления их познавательной деятельности.

Роль знаний (в том числе и компьютерных) в структурировании ансамбля капиталов

Однако, как мы покажем в дальнейшем, роль современных, актуализировавшихся в последние 10-15 лет, знаний на этом не исчерпывается. При этом их конструирование, к примеру, социального капитала не всегда оказывается опосредованным, как это было раньше, через культурный капитал (служащий, напомним, зачастую «пропуском» в высококапитализированную сеть взаимодействий и, соответственно, к источникам социального капитал), что и будет доказываться ниже.

Необходимо помнить, что «в обществе переходного типа (а Украина, несомненно, является таковым - А.Г.) всё пространство социальной стратификации определяется практически одним показателем, а именно материальным (капитал, доход, собственность) при резком уменьшении компенсаторных функций других критериев социальной дифференциации. Вот поэтому стратификационные процессы, происходящие сегодня, способствуют не интеграции общества, усилению солидарности, а увеличению поляризации и социального неравенства, аномии». Поэтому мы (см. Приложение 3) анализировали в том числе и возможности конвертации в современном мире экономического статуса, положения в капитал той или иной формы, или, во всяком случае, осуществляемые к тому попытки.

Так, прослеживается прямая линейная зависимость между экономическим статусом и ежедневном чтении газет (при уровне значимости в 1%): количество респондентов, выбравших эту альтернативу, росло с 13,8 через 16,6%, 18,5%, 20,4% до 25,4% (выйдя едва ли не на вдвое большее количество респондентов в относительном измерении). То же самое, только ещё более ярко, прослеживается при анализе людей, посвящающих тот или иной объём своего времени прослушиванию музыкальных записей. Здесь тенденция не менее красноречива: 40,4%, 53,4%, 54,9%, 63,8%, 64,1% при том же уровне значимости.

При анализе такого вида культурного потребления, как посещение концертов, предпочтительнее взять альтернативу ответа «Раз в месяц», что обусловлено самой природой этого вида культурного потребления. И здесь прослеживается аналогичная тенденция для пяти выделенных групп: 2,4%, 8,8%, 7,3%, 10,1%, 18,6% - что при аналогичном уровне значимости может свидетельствовать только о том, что культурное потребление в данном случае подчиняется одной и той же закономерности - или, иначе говоря, существуют вполне конкретные и постоянно воплощаемые в нашем обществе стратегии по обеспечению конвертации экономического капитала в культурный, и, соответственно, по обеспечению (вос)производства культурных неравенств.

Это лишь подтверждает, что «фактор экономический, безусловно, является сегодня основным источником неравной доступности высшего образования. Данные исследования показали, что в качестве мотиваций отказа от получения высшего образования, причин, объясняющих трудности и препятствия, стоящие на пути доступа в высшую школу, чаще всего называются недостаточные материальные и финансовые ресурсы семьи. Вместе с тем, на фоне столь высокой значимости материального фактора был обнаружен еще один весомый регулятор, определяющий отношение к доступности высшего образования. Так, опрошенные четко осознают, что основным и главным видом ресурсов, определяющих доступность высшего образования, наравне с финансовыми возможностями, остается интеллектуальный капитал, накопленные знания: отсутствие способностей, нежелание учиться, низкая успеваемость называются опрошенными в качестве ведущих причин, ограничивающих доступность высшего образования» , и, соответственно, сам по себе экономический капитал оказывается недейственным и несущественным, смысл он обретает лишь в рамках стратегии его конвертации.

Конвертации в том числе и в капитал социальный. О «множестве друзей» заявила, как ни странно, самая малочисленная группа из исследования - именно те, что «могут себе позволить всё по желанию» (которых лишь 3,8% от всех респондентов), а именно 64,4%. Для сравнения - в двух низших категориях об этом же заявили менее 40 процентов по каждой страте - а по самой низшей - так вдвое меньше, чем в самой высшей, 31,9%. Мы не будем тут дискутировать, что является причиной, а что следствием, но факт остаётся фактом: капиталы никогда не оказываются поодиночке, они практически всегда существуют в форме ансамбля, комплекса, неразрывного единства.

И не только таким образом вкладывается экономический капитал в культурный и социальный. Экономический капитал, как показывают исследования, может быть (см. Приложение 3) быть способом возмещения недостаточной или «неправильной» мотивации: именно в государственных вузах оказывается максимум тех, кто ведёт научную работу (и немало тех, кто хотел бы участвовать. В сумме эти две категории дают три пятых, в то время как в коммерческих вузах немногим больше половины), а на коммерческой основе в государственных вузах - даже в почти два раза меньше ведущих научную работу, чем в частных вузах. Это может свидетельствовать только о том, что стратегии накопления культурного капитала в данном случае базируются на различных пониманиях природы капитала и противопоставлении двух концепций: культурного капитала как символа и культурного капитала как личностного содержания.

Кроме того, существует определённая связь между научной и образовательной активностью. При средневыборочной научной активности вы 17,9% активность тех, кто получает второе образование на другом факультете или в другом вузе превышает 30% (соответственно, 33,3% и 31,3%), а не участвующих и не желающих принимать участие колеблется от 12,5% (другой вуз) до 26,7 (другой факультет) при средневыборочном в 40,9. Иначе говоря, очевидны единые и целенаправленные стратегии на получение определённого уровня культурного капитала вне зависимости от каналов получения оного.

При попытке выяснить зависимость между параметрами круга общения респондентов оказалось, что различия (см. двумерное распределение в Приложении 2, раздел «Влияние компьютерной грамотности на ансамбль капиталов») между уже рассмотренными нами выше категориями студентов, выделенных в зависимости от используемых ими каналов пополнения информации, несущественны, за исключением только пользователей world-wide web, среди которых на 7,8-9,2% (в зависимости от сравниваемой категории) больше людей, заявивших, что у них много друзей. То есть оправдывается миф о широте круга общения активно включённых в Интернет, и, следовательно, можно так или иначе говорить о разности конструкций социального капитала индивидов в зависимости от их включённости в Интернет-взаимодействия.

Впрочем, это не оправдывается на распределении ролей, за исключением, пожалуй, одной очень интересной коллизии. При том, что общее количество тех, кто пользуется Интернетом при подготовке к занятиям, находится на уровне 19,2%, среди столь сложно изучаемой и немногочисленной категории, как «отверженные», подобных людей оказывается 46,7%. Это учитывая тот факт, что общее распределение пользователей Интернет по ролям по основным контурам соответствует распределению по выборке и его аналогам по другим категориям студентов, а также что распределение по признаку «Часто ли Вы испытываете чувство одиночества?» не отличается от распределения других групп. Это может свидетельствовать о том, что фактически Интернет становится альтернативным способом конструирования социального капитала (если уж именно статус «отверженного» предопределяет обращение к Интернету), замещением «традиционному» способу - социальной интеракции в реальности, - с одной стороны, и о максимальном соответствии Интернета индивидуализирующемуся миру, миру единиц, занятых своими делами и интересами, - с другой. Как бы там ни было, комплекс знаний в области высоких технологий и коммуникаций в современном мире оказывается увязанным в некую зависимость с возможностями конструирования социальной сети и, соответственно, собственного социального капитала.

Такой фактор развития культурного капитала в контексте высшей школы, как научная деятельность студентов, оказывается полидетерминированной.

С одной стороны, при исследовании двумерного распределения по признакам участия в научной работе и умения работать с компьютером оказывается, что при уровне значимости коэффициента хи-квадрат на уровне в 1% различия количестве активно участвующих в научной работе достигают между «умелыми пользователями» и «пользователями» 15,6%, а между первой категорией и не умеющими - 19,1%. В то же время последним двум категориям нельзя отказать в неучастии по причине нежелания: количество «желающих принять участие в научной работе» по второй и третьей категории превышает соответствующее количество по первой категории на 10,3-10,4%. Иначе говоря, речь не идёт о «несоответствии желаний», речь идёт о «несоответствии реальностей». Вопрос причин этой ситуации требует дополнительного изучения, мы же лишний раз констатируем этот факт как свидетельство важности хай-тек знаний как фактора конструирования культурного капитала (как «пропуска» к самой возможности такового конструирования).

С другой же стороны, при попытке обнаружить корреляцию между использованием различных каналов пополнения культурного капитала и участием в научной работе оказывается, что активные пользователи Интернет вовсе не выделяются из общих показателей, зато пользователи дополнительной литературы оказываются несколько «отдельно» по своим результатам: наименьшее количество не участвующих в научной работе (27,5% - на 10,0-14,0% меньше, чем в любой другой категории, кроме одной, речь о которой пойдёт ниже), наибольшее количество активистов научной работы (27,3% - на 5,0-10,3% больше, чем в любой другой категории), наибольшее количество желающих «влиться» в этот вид активности (45,2% - на 5,0% больше, чем у тех же пользователей Интернет). И, что интересно, по структуре распределения к данной категории оказываются ближе всего те, кто пользуется «рекомендованной литературой», а вовсе не Интернетом: у них вторые показатели по участникам и желающим (причём статистически значимо отличающиеся от остальных категорий) и наиболее близкий (отличающийся на 7,1%, а не на 10) показатель по категории «не участвующих». Из этого мы осмеливаемся сделать вывод о том, что традиционные каналы конвертации капиталов и их циркулирования, как бы там ни было, сохраняют свои функции, и, более того, в такой относительно консервативной сфере, как распространение и присвоение «научного капитала» (да будет нам позволена эта гносеологическая вольность в виде эвристически потенциальной метафоры), традиционные каналы оказываются всё ещё более влиятельными, чем новые, относительно недавно распространившиеся. Эти выводы могут быть сравнены при анализе фрагмента двумерного распределения «Результаты научной работы - Использование при подготовке к занятиям...»: оказывается, что результаты научной работы приблизительно одинаковы по обоим категориям студентов: и тем, что используют Интернет, и тем, что используют дополнительную литературу (см. Приложение 2.)

Интересное соотношение конструирования культурного и социального капиталов демонстрируют студенты из высококапитализированной в отношении хай-тек категории: при том, что для них ценности самообразования и углубления собственной профессиональной компетенции оказываются несоизмеримо выше, чем в среднем по выборке (соответственно 23,0 против 12,4 и 16,4 против 6,2 при значимости в 1%!), то есть они осознают важность (ре)конструирования культурного капитала, мы обнаруживаем, что ценность эмоционального общения, завязывания социальных связей (на примере их семьи) оказывается необъяснимо низкой: ценность общения с семьёй набрала по этой категории 10,7% при средневыборочном 22,2%. Иначе говоря, социальный капитал отходит на второй план, уступая место конструированию культурного капитала, а высокая культурная капитализированность вовсе не гарантирует достаточного осознания важности социального капитала.

Важно сделать ремарку, что по нашим данным, цель использования компьютера нисколько не влияет на показатели людей по «горизонтальным» признакам (см. Приложение 1.). Следовательно, на структуру культурного капитала влияет не то, ЗАЧЕМ используется компьютер, а то, ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ли он ВООБЩЕ. ТО же самое касается и целей использования Интернет - важны не цели, а ФАКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. Как пишут исследователи, сегодня включенность в мир информационных и коммуникационных технологий - это новый ресурс, обладание которым дает возможность занять более выгодную позицию и определяет социальный статус человека в целом. Студенты подчеркивают, что стремятся использовать технику, отвечающую мировым требованиям. «Я хочу работать с современным программным обеспечением и использовать все услуги, которые дает интернет». Компьютер для них - первый приоритет покупки. «Те, кому родители не могут купить компьютер, идут подрабатывать кем угодно, чтобы заработать на компьютер». Осваивают технику, учась друг у друга и с помощью книг, причем процесс этот занимает очень мало времени.

Ещё более яркие цифры мы получаем, когда анализируем участие в техническом творчестве различных категорий студентов. Так, меньше половины (49,2%) отлично владеющих компьютером студентов не участвуют в техническом творчестве - но при этом на 24,2% больше респондентов из второй группы и на 30, 1(!!!) - из третьей. Распределение же по частоте участия не менее «говорящее»: из первой группы ежедневно занимаются техническим творчеством столько же, сколько из третьей группы - раз в месяц.

Интересен также аспект культурного потребления в связи с квалификацией пользователя компьютера и то, как эти соотношения коррелируют с соотношениями Интернет-пользователей.

Наиболее активными потребителями информации из газетных СМИ оказывается вторая категория пользователей, а не первая, как это не покажется странно на первый взгляд. В то же время по потреблению научно-популярной и приключенчески-фантастической литературы оказывается, что категории ранжируются именно в последовательности «отличные пользователи» - «пользователи» - «не пользователи». Из этого «выпадения из закономерности» мы можем сделать очень любопытный вывод: современные СМИ при том объёме информации, которая проходит через них, всё слабее участвуют в конструировании культурного капитала, в отличие от аналогичных «традиционных каналов трансляции культурного капитала», под которыми мы обозначили разнообразной тематики книги, семью, систему образования и т.п. Именно поэтому мы не включили доступ и пользование СМИ в анкету, призванную определить уровень культурного капитала личности (см. Приложение 4).

Безусловно, такая сфера, как компьютерная грамотность, не может существенным образом не влиять на жизненные преференции личности как на элементы хабитуализированных структур. Это можно проанализировать на основании тех занятий, которые привлекают современных украинских студентов.

Так, для высококапитализированной группы ценности «прогулки», «физкультуры», «встречи с друзьями» оказываются менее ценными, чем в среднем по выборке (обратное верно для низкокапитализированной). Однако парадоксально при этом выглядят данные по ценности спорта, где со статистически заметным различие лидирует именно высококапитализированная группа. Мы склонны объяснять это созданным в обществе позитивным имиджем «большому спорту» (или «спорту больших достижений») и отсутствием в обществе понимания, что путь в этот «большой спорт» ведёт именно через столь некотируемую «физкультуру».

Такие «светские» занятия, как посещение дискотек и посещение кафе тоже оказываются в числе «отверженных» первой группой и одобряемых другими двумя группами ценностей. Равно как и чтение газет, и просмотр телепередач (лишнее свидетельство того тезиса, что СМИ постепенно теряют свою роль транслятора культурного капитала). Эти коллизии можно было бы объяснить «занятостью» и «нежеланием тратить своё время» на «подобные занятия», но... Эти же люди, эта же группа указывают, что среди предпочитаемых и желаемых ими занятий оказываются с большим различием от общевыборочного рейтинга «компьютерные игры» (52,8 при общевыборочном 37,5 и 24,0 у низкокапитализированной группы). Работа в Интернет получила очень схожие по структуре распределения оценки (68,0 при общевыборочном 41,6% и «нижнем» 21,2).

Выводом из этого может быть только одно. Не бывает «нежелательных» занятий в формировании от культурного капитала. Бывают занятия, которые соответствуют той или иной повседневности, и не соответствуют (ведь компьютерная игра - непременный атрибут повседневности программиста и обыкновенного пользователя). В первом случае оно получает одобрение, в другом - отвергается.

Дальнейшее неглубокое и статистически незначимое расслоение по таким признакам, как посещение кинотеатров, прослушивание музыки, посещение концертов, участие в художественной самодеятельности и художественное творчество демонстрирует лишний раз, что в современном обществе эти каналы трансляции капитала более или менее одинаково оцениваются всеми без исключения, посему считать их серьёзно стратифицирующими общество по вектору культурных неравенств не приходится.

  • Какого числа День знаний в 2018 году
  • Причины для переноса Дня Знаний с 1 сентября на другую дату
  • Перенесут ли 1 сентября 2018 года как День Знаний на другую дату в Москве
  • Будет ли перенос Дня Знаний в других российских городах

В 2018 году первое сентября выпадает на субботу. Однако, многие школы России уже перешли на 5-дневную рабочую неделю, при которой суббота считается официальным выходным. Поэтому школам предстоит самим решить, когда отпраздновать День знаний и начать занятия. В Москве уроки в большинстве школ занятия начнутся 3 сентября, в понедельник.

Точные даты, когда пройдет торжественная линейка, а когда начинаются полноценные занятия, родителям сообщат на классных собраниях – они обычно проводятся во второй половине августа.

В настоящее время каждое 1 сентября во всех школах и гимназиях России начинается с торжественной линейки. Для школьников звучит Первый звонок. Особое внимание уделяют встрече первоклассников.

Какого числа День знаний в 2018 году

День знаний (1 сентября) - государственный праздник, в СССР с 1984 года, введённый Указом Президиума Верховного Совета СССР № 373-11 от 15 июня 1984 года «Об объявлении 1 сентября всенародным праздником - Днём знаний». Также является официальным праздником в некоторых других постсоветских государствах, в частности, в России, в Украине и в Белоруссии.

Праздник День знаний в 2018 году в России отмечается 1 сентября и выпадает на субботу (выходной день).

1 сентября - начало нового учебного года для большинства российских школьников, студентов, учителей и преподавателей. Традиционно в этот день в школах проходят торжественные линейки, классные часы, уроки знаний, мира, безопасности, мужества и так далее.

День знаний – это праздник для первоклассников и выпускников, для родителей и учителей, для всех тех, кто имеет отношение к обучению. Пусть для вас и ваших родных этот день всегда будет днем торжества знаний, мудрости. День знаний остается официальным праздником и в странах СНГ.

Причины для переноса Дня Знаний с 1 сентября на другую дату

В 2017 году День Знаний в Москве перенесли с 1 сентября на 4 число из-за празднования Курбан-байрам московскими мусульманами. В прошлом году один из главнейших в исламе праздников выпал на дату первого звонка в школах. Курбан-байрам отмечается в столице достаточно широко, в городе очень много мусульман, поэтому День Знаний перенесли с пятницы, 1 сентября, на ближайший понедельник, чтобы развести во времени два этих крупных события.

В 2018 году такого совпадения праздников нет, но о некоторых причинах для переноса нужно вспомнить.

Во-первых, многим памятны вскользь сказанные президентом страны еще летом прошлого года слова. Глава государства тогда предложил подумать над тем, чтобы дата начала учебного года не была стро закрепленной за началом сентября. Сразу по нескольким причинам, дескать, можно переносить День Знаний в конкретных российских городах или даже конкретных школах вплоть до 1 октября.

Понятно, что инициатива эта потенциально создает больше проблем, чем решает какие-то другие. Поэтому тему, как и положено после любого президентского высказывания в России, пообсуждали. Но затем благополучно о ней забыли.

Вторая причина для переноса в 2018 году Дня знаний с 1 сентября чисто техническая, и она в итоге взяла верх, по крайней мере в Москве.

Дело в том, что 1 сентября в этом году приходится на субботу. Для столичных школ в последние несколько лет суббота - день не учебный. Перед городскими властями встал вопрос, как быть.

Перенесут ли 1 сентября 2018 года как День Знаний на другую дату в Москве

Суть дилеммы, которая встала перед властями Москвы, в следующем. С одной стороны, дата 1 сентября сама по себе - по-своему священная. Она ассоциируется с началом учебного года в школах и других образовательных заведениях. Образ 1 сентября закреплен в сознании россиян еще с советского времени. Этот день всегда был праздничным, особенно во времена, когда образование в стране было в большом почете.

С другой стороны, День Знаний должен быть первым учебным днем, иначе он превращается в бессмысленную линейку.

Поначалу столичный департамент образования оставил вопрос с датой празднования Дня Знаний на усмотрение директоров школ. Руководство учебных заведений должно было самостоятельно решать, какого числа будет торжественная линейка ко Дню Знаний. Где-то это могло быть 1 сентября, где-то 2 сентября, а где-то - понедельник, 3 сентября.

Однако не прошло и недели, как выступил мэр Москвы Собянин. Столичный градоначальник распорядился отмечать День Знаний централизованно, в один день. Во всех муниципальных школах столицы этот праздник перенесут в 2018 году с 1 сентября на 3 число.

В итоге победило мнение о том, что праздничная линейка должна приходиться на первый учебный день. Заодно московским семьям дали возможность спокойно отдыхать в последние летние выходные, 1 и 2 сентября, в том числе за городом. Обязательно быть в столице только ради посещения получасовой торжественной линейки в школе будет не нужно.

Будет ли перенос Дня Знаний в других российских городах

“Российская газета” собрала информацию относительно того, какие решения были приняты в других городах страны по поводу того, переносить ли 1 сентября в этом году или нет.

144.76.78.3

  • В Санкт-Петербурге торжественные линейки в школах пройдут 1 сентября, хотя фактически учебный год начнется 3 числа.
  • В Кургане приняли аналогичное решение - линейки состоятся 1 сентября, в том числе потому, что родителям будет удобно посетить школу в выходной день.
  • В Элисте школы учатся в шестидневном режиме, поэтому проблем не возникает - учебный год начнется 1 сентября 2018 года.
  • В Самаре также используется шестидневный график учебы, поэтому линейки пройдут 1 числа.
  • В Калининграде не разделяют мнение столичный властей о том, что День Знаний непременно должен совпасть с первым учебным днем. В городе не видят проблемы в том, чтобы линейки состоялись 1 числа, а учебный год начался третьего.

Аналогичные данные были получены и из других городов. В большинстве российских регионов День Знаний пройдет 1 сентября, точно в положенный срок.

А вот официальным праздником – Днем знаний – эта дата стала лишь в 1984 году. С тех пор уроки в День знаний во многих школах не проводятся, за исключением праздничных занятий, посвященных воспитанию патриотизма и гражданственности.

Сентябрь – начало учебы в школах, университетах и других образовательных учреждениях. Опять начнутся уроки, лекции, бессонные ночи чтений и заучиваний, проверки знаний и экзамены. Для мусульманина его вера является руководством для каждой сферы его жизни, в том числе и получения знаний. С целью извлечь максимум пользы, знание, как правильно учиться также важно, как и сам процесс получения знаний.

Получение знаний состоит из трех важных аспектов:

1. Отдаление от греховного.

2. Упорное и непрерывное усердие.

3. Закрепление знаний.

1. Отдаление от греха.

Чем дальше человек от грехов, тем ближе к нему милость Аллаха. Учитывая, что знания являются благословением и милостью Аллаха, двери к ним открываются только тогда, когда человек следует праведному пути и воздерживается от совершения греховного. Чем сильнее отношения с Аллахом, тем больше понимание наук. Деяния и намерения человека является вкладом в его знания. Знания являются большим испытанием и ответственностью, которые человек может не оправдать, поэтому они даруются лишь тем, кто их достоин в глазах Всевышнего Аллаха.

2. Постоянное усердие.

В хадисе сказано, что любимым деянием Аллаха является благое деяние, которое совершается постоянно. Поэтому лучшее получение знаний – это постоянное обучение. Ничего не дается человеку легко, так и для приобретения знаний нужны усердие, много времени и упорство. Получение знаний – тяжелый процесс, тут следует учесть следующее:

a) Просмотр

Около за 15-30 минут стоит посвятить теме предстоящего урока, чтобы быть в теме. Благодаря чему он человек сможет сфокусироваться на конкретных мелочах.

б) Прослушивание

Внимательно слушать преподавателя и учителя – основа знаний. Лучше всего записывать отдельные моменты.

в) Задавать вопросы

Старайтесь взаимодействовать с учителем. Следует спрашивать то, что вы не поняли.

г) Закрепление

Лучшим закреплением изученного материала является повторение изученного материала.

Получающему знания важно установить для себя график и придерживаться его. Выучивание материалу лучше посвятить утренние часы, получение знаний лучше осуществлять в дневные часы, повторение – во второй половине дня. Чем больше человек привяжет себя к графику, тем больше он преуспеет в получении знаний.

3. Запоминание материала.

Запоминание и освоение материала является самой главной завершающей стадией получения знания. Ведь знания которые не остались в нашей памяти не представляют ценности и не применимы на практике. То, чего мы не помним, мы того не знаем. Свободные минуты своей жизни старайтесь проводить с пользой, например, повторяйте материал во время поездки в автобусе, во время ожидания в очереди и т.д.

Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную об­щественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папиру­сов запечатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Уже в трудах древнегречес­ких философов Фалеса из Милета (ок. 625 - ок. "547 гг. до н. э.), Гераклита (ок. 530-470 гг. до н. э.), Демокрита (460 - нач. IV в. до н. э.), Сократа (469-399 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.), Эпикура (341 - 270 гг. до н.э.) и других содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании.

Из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, «школа», что означает досуг, «гимназия»- общественная школа физического развития, а впоследствии просто средняя школа и др.

Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыс­лить. Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правиль­ный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обуче­ния получил название «сократовский». Главное в методе Сократа - это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обуче­ние логическому мышлению.

Ученик Сократа - философ Платон - основал собственную шко­лу, где читал ученикам лекции. Эта школа получила название Платонов­ской академии (слово «академия» происходит от мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где Платон основал свою школу). В педагогической теории Платона выра­жалась идея: восторг и познание - единое целое, поэтому познание должно приносить радость, и само слово «школа» в переводе с латин­ского означает «досуг», а досуг связан всегда с чем-то приятным, по­этому важно делать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях.

Продолжателем педагогического наследия Платона стал его уче­ник, известный философ Аристотель, который создал свою школу, ликей, так называемую перипатетическую школу (от греческого слова - «перипатео» - прохаживаюсь). Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в ликее со своими слушателями. Аристо­тель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и риторики, педа­гогике. В его школе речь шла, об общей культуре чело­века. Он много внес в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны получать одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспита­ние он рассматривал как части целого. Он сформулировал принцип образования - принцип природосообразности, природолюбия. Сегодня в XX веке мы ратуем за экологизацию всего процесса воспитания, стремимся, чтобы чувство природы закладывалось в каждом еще со школьных лет. Но у Аристотеля это уже было.

Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считая, что «из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков». В целом он рассматри­вал воспитание как единство физического, нравственного и умственно­го, причем, по его мнению, физическое воспитание должно предше­ствовать интеллектуальному.

Но существовал и другой подход к воспитанию, который был реа­лизован в Спарте. Спартанское воспитание предполагало, чтобы все дети с 7 лет воспитывались вне родительской семьи, в суровых услови­ях выживания, физических испытаний, тренировочных боев и сражений, физических наказаний и требований беспрекословного послушания. В чтении и письме учились только самому необходимому, остальное под­чинялось одной цели - беспрекословному послушанию, выносливости и науки побеждать.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. В эпоху феодализме главенствующую роль играло сословие светских феодалов-дворян, а в духовной жизни общества господствующее положение занимали религия, церковь, в силу чего воспитание носило преимущественно бого­словский характер. Однако воспитание детей отдельных сословий (в зависимости от их положения в феодальной иерархии), различало своему содержанию и характеру.

Дети светских феодалов получали так называемое рыцарское вос­питание. Его программа сводилась к овладению «семью рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом на лошади, плавать, метите копье, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать и петь стихи в честь сюзерена и «дамы сердца». Как видим, в систему подготовки рыцаря овладение грамотой не входило, В средние века даже многие короли были неграмотны. В дальнейшем, однако, жизнь потребовала давать. и светским феодалам определенную общеобразовательную подготовку с тем, чтобы они могли занимать командные государственные и церковные должности.

Поскольку в каждую историческую эпоху разрабатывались свои специфические взгляды и подходы к воспитанию, постольку можно говорить о педагогике феодального общества.

В период средневековья античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению. В соответствии с господствовавшей в тот период идеологией на первый план в воспитании стала выступать проповедь религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного порабощения личности как средства поддержания божественного бла­гочестия.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI века) идея о всестороннем разви­тии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. Но она трактовалась только как освобождение человека от идеологичес­ких и политических оков феодализма. Томас Мор и Томмззо Кампанелла, а также их более поздние последователи, мечтая о создании нового общества, ставили вопрос о необходимости всестороннего раз­вития личности, причем связывали его осуществление ссоединением образования и воспитания с производительным трудом.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.), когда происходило раз­ложение феодализма и начиналось развитие буржуазного общества.

Педагогические работы появлялись в рамках философии, теологии, художественной литературы.

Виднейшие деятели той эпохи - итальянский гуманист Витторино да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469- 1536), французский писатель Франсуа Рабле (1494-1553), французский философ Мишель Монтень (1533-1592) и другие - выдвигали нема­ло оригинальных и прогрессивных для своего времени педагогичес­ких идей. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, процветавшие в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма.