Салах ад-Дин (Саладин). Султан-полководец

Саладин - правитель Египта и Сирии, живший в XII веке. Первый представитель династии Айюбидов, который вошел в историю как военнокомандующий исламского сопротивления рыцарям-крестоносцам.

Будущий лидер мусульман Ближнего Востока родился в 1138 году в городе Тикрит. Дед и отец мальчика были по происхождению курдами и служили в тюрко-сирийском войске офицерами, но мальчик с детства тяготел к наукам, а не к военной подготовке. Он изучал алгебру, геометрию, в частности, был знаком с Евклидом и Альмагестом. Но больше всего Саладин интересовался учением ислама. Юноша цитировал любое место из Хамаса, сборника стихотворений арабских авторов, а также произведения Абу Таммама. Саладин любил скакунов и знал в них толк. Он разбирался в генеалогии народа и мог пересказать биографию любого героя прошлого или настоящего.

Размышляя о судьбах мира, молодой человек осознанно утвердился в том, чтобы начать военную карьеру. Саладина уже в ранние годы волновала судьба арабского мира, который с честью отстаивали его отец и дед. Первым наставником юноши в обучении военному делу становится дядя Асад ад-Дин Ширкух. Саладин смог за короткое войти в десятку сильнейших воинов армии амира Дамаска Нур-ад-Дина.

После начала крестовых походов в 1096 году мусульмане постоянно стремились освободить от неверных Святой Город, в котором по преданию произошло Вознесение Пророка Мухамеда на Седьмое небо. Поэтому арабские правители вели ожесточенную борьбу с крестоносцами за право обладанием Иерусалимом, и эта война стала смыслом жизни Саладина.

В 26 лет Саладин участвовал в освободительном Каирском походе войска своего дяди. Ширкух помог восстановлению правления Египетского визиря Шевара, но вместе с тем планировал дальнейший захват территорий государства. Такое положение дел не устроило правителя, и он попросил помощи у иерусалимского короля Амори I. Войско Ширкуха находилось в крепости Бильбейса, которую противник начал осаждать. Саладин в этих боях оттачивал военное мастерство, а также умение мыслить стратегически.


Проиграв трехмесячную осаду Бильбейса, воины Шевара вместе с крестоносцами отступили в пустыню, что находится западнее Гизы. Саладин принял на себя командованием правым крылом армии, и после кровопролитного боя победил противника, загнав воинов в непроходимые для лошадей пески. Ширкух вышел из битвы победителем, но с большими личными потерями.

Местом дислокации выживших крестоносцев и подоспевших к ним на подмогу единоверцев, стала столица Египта, тогда как Саладин и Ширкух обосновались в Александрии. Спустя четыре года крестоносцы согласились покинуть Египет. Еще через год Шевар был пленен и казнен войском Ширкуха, а Саладин занял его место. Правитель Нур-ад-Дин, которому прежде повиновался отважный воин, был недоволен самоволием Саладина, но вскоре два правителя нашли общий язык.

Правление

В 1174 году Нур-ад-Дин скоропостижно скончался от сильной ангины, и султан Египта получил возможность стать амиром Дамаска и правителем Сирии. Используя политическое вмешательство в дела потерявшего лидера Дамаска, а также силовой метод вторжения, Саладин был признан главой государства и родоначальником династии Айюбидов. Объединив земли Египта и Сирии, Саладин стал правителем крупнейшей территории на Ближнем Востоке.


В целях укрепления собственной власти Саладин использовал близких родственников на всех ключевых государственных постах. Полководец создал современное войско, которому не было равных на тот момент, усилил флотилию. Преобразовав государство и армию Саладин объявил войну неверным, оккупировавшим территории Малой Азии. Такое соседство напугало императора Византии Алексея I и вынудило просить помощи и защиты у Папы Римского.

Войны

Войну против крестоносцев, обосновавшихся в Иерусалиме, Саладин начал в 1187 году, когда уже создал мощную империю, окружившую территорию Священного Города. Безупречное войско, состоящее из дальнобойных лучников, конной артиллерии и пехоты, к этому времени одержало много громких побед.

Первой военной операцией, направленной на рыцарей стала битва при Хаттине. Благодаря правильно выстроенной тактике, заманив европейцев в непроходимые пески, мусульмане перебили больше половины армии противника и пленили 20 тысяч рыцарей. К победителю попали высокопоставленные крестоносцы, а также главнокомандующий европейским войском.


После победы близ Тивериадского озера Саладин взял Акру и Яффу, палестинские города, находившиеся под управлением рыцарей. После чего осенью 1187 года армия Саладина вошла в Иерусалим, и власть в городе перешла к последователям ислама. После торжества победы Саладин сумел сохранить человеческое лицо: многим пленным оставил жизнь и разрешил посещать святые места Иерусалима. От христиан он требовал только одного - не поднимать меча на мусульман.


Но Ватикан не собирался сдаваться, и началась подготовка к Третьему походу крестоносцев, который начался в 1189 году под руководством правителей Англии - короля , Франции - Филиппа II и Германии - императора Фридриха I. Европейцы не могли найти согласия и поначалу много ссорились, но после гибели немецкого императора и распада его войска на стороне католиков остались только две армии.

Поначалу христиане даже побеждали. В 1191 году после взятия города Акры Филипп II поспешил вернуться домой, оставив английского короля один на один с армией сарацинов.


Саладин не заставил себя долго ждать и уже 7 сентября 1191 года выступил с военной операцией при городе Арсуфе. Противостояние двух армий закончилось через год подписанием перемирия, которое предусматривало бесконфликтное существование двух религий на территории Иерусалима с преобладанием власти мусульман. Саладин чтил христианские святыни и даже молился у Гроба Господня. При правлении султана не был разрушен ни один христианский храм.

Личная жизнь

Саладин, как истинный мусульманин, содержал несколько жен, но в летописях их имена не сохранились. Известно, только то, что после смерти Нур ад-Дина вдова султана Исмат аль-Дин Хатун стала женой следующего правителя. От нее у Саладина родилось двое сыновей - Гази и Дауд.

Всего по историческим данным у Саладина насчитывалось 4 или 5 жен, не считая наложниц. Законнорожденными считались 17 сыновей и дочь.

Смерть

Саладин шел к своей цели - восстановлению арабского Халифата. Для этого он в конце 1192 года начал подготовку к походу на Багдад. Но в конце февраля 1193 года внезапно слег.


Гробница Саладина

Причиной недуга стала желтая лихорадка. 4 марта Саладин скоропостижно скончался в столице Сирии. Чаяния султана остались нереализованными, а объединенное им царство было раздроблено сыновьями после его смерти на несколько территорий.

Память

Образ великого воина и завоевателя, неоднократно вдохновлял литераторов и кинематографистов на создание художественных произведений. Одним из первых европейцев, обративших взор на личность Саладина, был , который создал книгу «Талисман». В основу произведения легли описание последнего похода христиан на Иерусалим и биография Саладина.

В киноиндустрии имя полководца встречается в фильме «Царство небесное», который также посвящен борьбе крестоносцев с мусульманами. В роли египетского султана выступил арабский актер Гассан Массуд, который, судя по фото, обладает большим внешним сходством с историческим персонажем. А в 2004 году в прокат вышел мультсериал «Саладин», героями которого стали отважные жители Египта и Сирии во главе с молодым и мудрым правителем.

Перевёл с турецкого и подготовил Сулейман Бари

Вновь на повестке дня, в связи с последними событиями, произошедшими в аль-Масджид аль-Акса, израильско-палестинский конфликт.

Когда на повестке дня стоят израильско-палестинские отношения или дискриминация и насилие в отношении арабов в Израиле, всё громче звучат дискурсы о Салах ад-Дине Айюби. Бросаются лозунги: «Где ты, Салах ад-Дин?», «Прийди же, о Салах ад-Дин!». Через такие дискурсы предпринимаются попытки повысить чувствительность курдов к «палестинской проблеме» и «израильской жестокости».

Когда идут разговоры об Иерусалиме или об израильско-палестинском конфликте, то, конечно же, не может не идти речь и о великом полководце в истории курдском лидере Салах ад-Дине Айюби (полное имя Малик’ун Наср баве Музаффер Салах ад-Дин Юсуф куре Наджм ад-Дин Айюби аль-Шади аль-Курди (1138-1193). Салах ад-Дин является «завоевателем Иерусалима», лидером, который освободил Иерусалим и палестинские земли от крестоносцев. Поэтому вполне нормально, когда при обсуждении Иерусалима или израильско-палестинского вопроса на повестке стоит Салах ад-Дин Айюби. Не будут же по этой теме звучать дискурсы об Александре Македонском!

Но не нормально, когда, особенно турецкими исламистами, звучат абсолютно разные противоположные дискурсы, совершенно не имеющие ничего общего с тем, что делал Салах ад-Дин Айюби, отрицающими истинную личность Салах ад-Дина. В такие «палестинские дни» мы обычно слышим следующие пропагандистские фразы из исламистских кругов:

«Евреи, вспомните Салах ад-Дина», «Израиль страшится армии Салах ад-Дина», «Курды, которые дружат с евреями, не являются истинными потомками Салах ад-Дина, истинные потомки Салах ад-Дина — это те курды, которые не водят дружбу с евреями». Даже последние несколько дней в социальных сетях распространяется приписываемая Салах ад-Дину цитата: «Грех мне спать, пока Палестина оккупирована евреями». Все, кто имеет хоть небольшое историческое знание, знают, что это ложь, данное высказывание не принадлежит Салах ад-Дину Айюби.

Человек, правда, не знает, что и сказать.

Турецкие исламисты делают это, или, действительно, от невежества, или же, сознательно. Поскольку я хорошо знаю их нрав, я думаю, что всё это делается сознательно. Но так как они обращаются к аудитории с очень низким IQ, вся эта ложь принимается без вопросов.

Предполагаю, что могут быть четыре причины порождать всю эту ложь и выдумку:

1. Чтобы в своём обществе повысить чувствительность к Иерусалиму и Палестине.

2. Чтобы настроить курдов против евреев, создать враждебность.

3. Провоцировать вражду евреев к курдам.

4. Поскольку Курдистан движется к независимости, а израильское государство поддерживает этот процесс, то четвертая причина — подрывать этот процесс и остановить курдов на пути к государственности.

Думаю, более причин быть не может. Не имею никакого слова к первому пункту (первой причине), но даже если и так, не должно быть место лжи, фальсификации, выдумкам и искажениям. Как говорил ценный исламский мыслитель: «Недопустимо достичь достойную цель недостойным способом».

Человек может быть мусульманином, иудеем, христианином, турком, курдом, исламистом, левым, может верить в любую религию или идеологию, может иметь чувство любви и преданности своей нации — всё это естественно, и никто из них не может быть игнорирован. Но к какой бы религии, мазхабу, идеологии, расе, нации, этносу человек не принадлежал, он обязан быть правильным, честным. Ни один человек в мире, к какой бы конфессии и народу он не принадлежал, не имеет права лгать или искажать факты. Даже будучи угнетённым либо правым — это не даёт человеку право лгать людям и искажать истину.

Слава Богу, я мусульманин, и, слава Богу, я курд. Я очень доволен своей религией и нацией. Благодарю Всевышнего за то, что создал меня курдом и сделал меня мусульманином. Но кем бы я ни был, я должен быть честным, не имею я никакого права лгать и искажать правду. Я не имею права лгать, искажать истину и поступить безнравственно даже будучи мусульманином, когда в мире мусульмане страдают, или, будучи курдом, когда курды в Турции страдают. Моя угнетенность и правда никогда не дадут мне такого права.

А теперь давайте без какой-либо полемики рассмотрим этот вопрос с точки зрения действительности и науки.

Рассмотрим, кем же был Салах ад-Динн Айюби, его место в истории, был ли он врагом иудеев или другом, страшатся ли израильтяне армии Салах ад-Дина или же, наоборот, вспоминают с добром и благодарностью.

Прежде всего, самое главное, что нужно знать, это следующее:

Салах ад-Дин Айюби освободил Иерусалим не от евреев, а от крестоносцев, и евреи, как и мусульмане, радовались этому. И даже освобождению Иерусалима и Палестины евреи радовались больше мусульман. Ниже обсудим это.

Но сначала заглянем немного назад в историю:

Раскопки, проведённые в XX веке в Иерусалиме, расположенным к северо-западу от Мёртвого моря, самой низкой точки в мире, доказали, что в 3000 году до н.э. здесь существовало поселение. Из Торы (Ветхого Завета), из книги Бытие, современник святого Ибрахима (сав) (Авраама) Мелхиседек известен как «иерусалимский царь», где Иерусалим упоминается как «Салим».

Аккадские документы из «Амарнских писем» (XIV век н.э.) показали, что город был известен как «Уришалим».

Иерусалим, в сегодняшнем понимании, вошел в историю евреев с царём Давидом (святой пророк Давуд) в 1000 году до н.э. Святой Давид (сав), захвативший Иерусалим, сделал его столицей своего государства и перенёс сюда хранивший каменные Скрижали Завета Ковчег Откровения. Царства Святого Давида (сав) и Святого Сулеймана (сав) (Соломона), построившего храм для защиты Ковчега Завета, были недолгими. Иерусалим после них стал политической столицей только Иудейского царства, одного из двух иудейских государств, но для всех евреев он оставался как «святой город», «город храма».

В 587 г. до н.э. город подвергся нападению Вавилона. В 168 г. до н.э. городу угрожали сирийцы. Вновь построенный в 37-34 гг. до н.э. Иродом Великим (73 до н.э. — 4 г. до н.э.) Иерусалим, позже был захвачен греками и римлянами. С христианством Иерусалим, где Святой Иса (сав) (Иисус) вознесся на небеса, приобрёл новое значение.

В 70 г. н.э. Иерусалим подвергся нападению Тита Флавия Веспасиана (39 — 81 гг.).

Храм Иерусалима, разрушенный римлянами в 135 году, был сожжен персами в 614 году. Следующее византийское правление было одним из самых ярких периодов для Иерусалима.

Иерусалим, куда совершил ночное путешествие Святой Мухаммед (сав) и вознесся на небеса (Мирадж), в 637 г. (в 15 г. после хиджры), спустя 5 лет после смерти Наищедрейщего Посланника (сав), был завоеван халифом Омаром ибн аль-Хаттабом (581 — 644 гг.) и перешёл под исламское господство. Прошёл только год (638 г.) и ранее разрушенный римлянами город в руках мусульман приобрёл великолепный вид. В 691 г. мусульманами был построен Куббат ас-Сахра (мечеть Купола над Скалой), известный также как мечеть Святого Омара, и в 702 г. — аль-Масджид аль-Акса (отдалённая мечеть).

В XI веке христиане, думая, что их паломничества будут преграждены, совершили крестовые походы. Осуществленные по инициативе европейского Папы Римского Блаженного Урбана II (Одо де Шатильон де Лажери) (1042-1099 гг.) вооруженные экспедиции, целью которых были «захватить святые земли», достигли своей цели в 1099 г., захватив Иерусалим и палестинские земли. Крестоносцы под командованием Годфруа де Бульона (1058-1100 гг.) 15 июля 1099 года заняли Иерусалим и основали здесь латинское Иерусалимское королевство.

Захватив Иерусалим, крестоносцы предали мечу без различия пола и возраста еврейское население, устроили страшный геноцид. Они разрушили и уничтожили иудейские храмы, синагоги, историко-религиозные памятники. Оставшиеся в живых евреи были изгнаны с этих земель.

До крестоносцев на палестинских землях жило большое число евреев, потому что это была их родина. Когда крестоносцы захватили эту местность, они изгнали всех евреев, проживающих на своих землях. Таким образом, в Иерусалиме и Палестине не оставалось ни одного еврея, все они были изгнаны.

То, что сделали тогда крестоносцы, сегодня хотят сделать исламисты — уничтожить факты, подтверждающие, что эти земли являются родиной иудеев, и изгнать отсюда всех евреев.

Самая большая трагедия евреев в их истории – это период, когда крестоносцы захватили Иерусалим, потому что после того, как крестоносцы изгнали всех евреев, эти земли полностью потеряли основание называться «иудейской родиной». Больше ни один еврей не жил на этих землях.

А как долго длилась эта трагедия еврейского народа? Ответ таков: до тех пор, пока исламский полководец, великий курдский лидер Салах ад-Дин Айюби не освободил эти земли от крестоносцев.

Салах ад-дин Айюби с подчинённой ему курдско-черкесской мусульманской армией завоевал Иерусалим в 1187 году. В исторической битве при расположенном на западной стороне Тивериадского озера Хаттине, произошедшей 4 июля 1187 года между империей Айюбидов, находящейся под руководством Салах ад-Дина Айюби и чья администрация состояла полностью из курдов (курманджи) и черкесов (адыгов и абазин), и Иерусалимским королевством крестоносцев во главе с Ги де Лузиньяном (1159-1194 гг.), последние были разгромлены курдской империей Айюбидов. Салах ад-Дин Айюби вошёл в Иерусалим как «победоносный полководец». Таким образом, закончилась оккупация крестоносцами Иерусалима и Палестины.

Первое, что сделал Салах ад-Дин Айюби после освобождения Иерусалима — призвал изгнанных крестоносцами и ставших беженцами по всему миру евреев возвращаться в Иерусалим и Палестину.

После завоевания Салах ад-Дином Иерусалима, иудеи снова вернулись на свои палестинские земли и в Иерусалим.

Почему же Салах ад-Дин Айюби призывал всех евреев возвратиться в Иерусалим и Палестину? Каково основание такова призыва? Ведь мусульмане завоевали занимаемую христианами территорию. Так почему же он, обращаясь к евреям всего мира, призывал их «возвращаться сюда»? Почему? Почему Салах ад-Дин Айюби делал это?

Исламистам это совсем не понравится, но ответ Салах ад-Дина был таков: «Иерусалим — это родина евреев».

Да, эти слова принадлежат Салах ад-Дину, и поэтому он призывал евреев возвращаться на свою родину. Это одна из самых известных фраз, записанная в истории золотыми буквами, Салах ад-Дина Айюби, которого считают величайшим полководцем в мире и в исламской истории: «Иерусалим — это родина евреев».

А теперь пойдите, скажите кричавшим — «Где ты, Салах ад-Дин?», «Прийди же, о Салах ад-Дин!» — исламистам о словах Салах ад-Дина Айюби «Иерусалим — это родина евреев», и посмотрим, что они сделают с вами.

Вы пытаетесь из Салах ад-Дина Айюби сделать «врага иудеев», а самое смешное, грозите и пытаетесь устрашить евреев Салах ад-Дином, но евреи благодарны Салах ад-Дину, потому что он их спаситель. Если бы не Салах ад-Дин Айюби, на той земле не было бы ни одного еврея (их и не было, все они были изгнаны), и, поэтому, вероятно, было бы невозможным создать государство с названием Израиль в 1948 г.

То есть, с какой бы стороны вы на это не смотрели, сегодня у евреев есть государство, называемое Израилем, и обязаны они этому в первую очередь Салах ад-Дину Айюби. И это знают и евреи, поэтому они благодарны ему.

Поверьте, когда наши мусульмане грозят и пытаются устрашить евреев Салах ад-Дином Айюби, евреи просто смеются на это. Потому что Салах ад-Дин не делал ничего плохого евреям, не воевал против них. Напротив, он спас их, спас евреев из плена и возвратил их из изгнания. Благодаря Салах ад-Дину евреи вернулись на свою родину. Самое большое счастье в своей истории они испытывали по случаю курдского полководца Салах ад-Дина.

Поверьте, евреи любят Салах ад-Дина Айюби больше, чем арабы и турецкие исламисты. Если, несмотря на всю эту истину, сегодня найдётся иудей, нелюбящий и даже ненавидящий Салах ад-Дина Айюби, то, конечно же, это будет человеком невежественным, не знающим свою собственную историю. В конце концов, невежественные люди могут быть в каждом обществе. Истина заключается в том, Салах ад-Дин Айюби — спаситель евреев.

Салах ад-Дин Айюби, конечно же, как и верят мусульмане, был человеком «храбрым, героическим, воинственным, высшим лидером», но основными чертами, определяющими его личность, были «добродетель, милосердие, честность, справедливость».

Справедливое правление Салах ад-Дина Айюби, уравнение перед законом всех людей, независимо от их происхождения и вероисповедания, правила войны и проявление сострадания и милосердия вражеским войскам в битве и людям завоеванных земель стали основой всех современных и всеобщих ценностей, от нынешних Женевских конвенций до международного военного права.

Дружественное отношение Салах ад-Дина Айюби к евреям не ограничивается только этим. Я предоставлю гораздо более конкретные и точные сведения:

Конечно же, немыслимо было сражавшемуся с крестоносцами Салах ад-Дину Айюби, такому великому и важному лидеру, доверить своё здоровье в тот период христианскому врачу. Но он не доверил здоровье своё даже и мусульманским врачам.

А понять причину, нетрудно: потому что, да, крестоносцы были врагами, но также противниками были и другие мусульманские государства. То время было такое, что мусульманские империи сталкивались с «опасностью коллапса», которая исходила от других мусульманских империй.

Каждое исламское государство разрушалось другим исламским государством. (То же самое происходило и в христианской Европе).

Таким образом, и Айюбидская империя, основанная Салах ад-Дином Айюби, была разрушена другой мусульманской общиной — мамлюками.

Командирами айюбидской армии были курды и черкесы. А находящиеся под их командованием солдаты были арабами и «солдатами из рабов» тюркского происхождения. Арабские солдаты добровольно вступали в эту армию с целью «служить исламу». Но позиция турецких солдат была не такой. Тюркские мамлюки, состоявшие из солдат-рабов, служили в армии в качестве наёмников. То есть у них был материальный интерес.

Этими рабами тюркского происхождения, которые были наёмниками в армии, в 1250 г. было разрушено государство Айюбидов. В том же году, после уничтожения Айюбидского государства, тюркские рабы создали Мамлюкское государство, правителями которого были турки. (57 лет после смерти Салах ад-Дина Айюби).

Вот поэтому великий император Салах ад-Дин Айюби на протяжении всей своей жизни не доверял своё здоровье мусульманским врачам, потому что предательства и измены исходили или от врачей, или от поваров. Как вы уже знаете, или, полагаю, что знаете, есть множество примеров в истории исламских империй, когда султаны были убиты своими же врачами или поварами.

Но тот же Салах ад-Дин Айюби верил еврейским врачам и без всяких колебаний доверял своё здоровье им. Главный врач Салах ад-Дина Айюби был евреем. Звали его раввин Абу Имран Моше бен Абдалла Маймон аль-Куртуби (1135-1204 гг.).

Андалузский еврейский врач Моше бен Маймон был не только врачом Салах ад-Дина Айюби, но он также был и врачом главного визиря Салах ад-Дина Кази аль-Фадла (1135 — 1200). И после их смерти он продолжал врачевание династии.

Моше бен Маймон не мог свободно жить своей религией на испанской земле, управляемой Альмохадами, и поэтому он покинул эту страну и поселился в Фесе (Марокко). А оттуда он был вынужден переселиться в Египет, где стал главой египетской еврейской общины. Отношение и дружба с Салах ад-Дином и начало становления его врачом соответствует этому периоду.

Он умер в 1204 г., спустя одиннадцать лет после смерти Салах ад-Дина Айюби (1193 г.) Когда он умер, его не похоронили в Египте. Почему?

Дорогие братья, потому что для этого мусульманское государство Айюбидов издало приказ: «Похороните его на Земле Обетованной, родине иудеев. Поскольку он был евреем, он должен пребывать в вечном покое на своей родине».

Да, дорогие мои, выражения именно такие: «Земля Обетованная», «родина иудеев», «на своей родине» …

По этому приказу его тело было привезено из Египта в «Землю Обетованную». Моше бен Маймон был похоронен на берегу Тивериадского озера, на севере Израиля. Его могила всё ещё находится там.

Почему его похоронили там? Потому что место это имеет символическое значение. Салах ад-Дин в произошедшей здесь битве разбил крестоносцев, и результатом этой победы стало завоевание Иерусалима, которое привело к возвращению евреев на родину. (Об этом речь шла выше).

Вот это история, друзья. Это факты. И это истина. А теперь возьмите за голову обеими руками и подумайте о тех мусульманах прошлого, которые помогали евреям и дружили с ними, и о нынешних, полных ненависти к евреям, фанатичных исламистах, которые считают всех евреев врагами, и, желающие стереть их с лица земли. Есть ли хоть малейшее сходство между мусульманами и исламистами?

Но самое смешное — это устрашение иудеев именем Салах ад-Дина, и самое аморальное это то, что всю эту вражду и ненависть они представляют с «аргументом Салах ад-Дина Айюби», спокойно и бесстыдно произносив у себя дома и на праздниках: «Евреи, вспомните Салах ад-Дина», «Израиль страшится армии Салах ад-Дина», «Курды, которые дружат с евреями, не являются истинными потомками Салах ад-Дина, истинные потомки Салах ад-Дина — это те курды, которые не водят дружбу с евреями».

Что же там говорил Салах ад-Дин Айюби? «Грех мне спать, пока Палестина оккупирована евреями»?

Даже не знаешь, то ли смеяться, то ли плакать.

И каким же образом эти территории могли быть оккупированы евреями во времена Салах ад-Дина?! Тогда крестоносцы изгнали всех евреев из Палестины, ни одного еврея не оставалось там, им даже было запрещено ступать на палестинскую землю.

Арабы и турецкие исламисты изображают такого Салах ад-Дина Айюби, как будто Салах ад-Дин — живущий в XXI веке боевик ХАМАСа! Повесил на себя взрывчатку и ждёт возможности взорвать людей в Тель-Авиве. Можно подумать, что справа от Салах ад-Дина Айюби находятся Машаль и Насралла, а слева — Эрдоган и Кардави, и он всеми силами пытается стереть Израиль с карты мира!

Эх! Сто тысяч раз эх! Миллион раз эх!!!

Скажем, у вас нет уважения к ним. Скажем, у вас нет никакого уважения к истории, вы не имеете никакого уважения к фактам, не имеете никакого уважения к исламу, у вас нет уважения к Салах ад-Дину, к курдам, к евреям, ни к чему, а к самим себе то уважения имеете? Как же можно без колебаний столько лгать и делать столько искажений? Когда-нибудь думали ли вы, что может наступить момент, когда кто-то скажет правду, и вы будете опозорены — это вас не стесняет?

Израиль сейчас притесняет мусульман, и, расстраиваясь этим, вы реагируете, протестуете, на это у меня вообще нет слов. Конечно же, если где-то происходит угнетение и несправедливость, противостояние этому есть человеческая добродетель. Где бы то ни было в мире. Но, ни в коем случае, ваша ложь, дезинформация, искажение истории не делают вам чести. Как человек я протестую и выступаю против угнетения народа Израилем или любым другим государством, но никогда, никогда моя угнетённость и правда не дадут мне право на совершение аморальных действий.

Как это, поскольку Израиль поступает с арабами вот так, а мне, как мусульманину, это не нравится, и поэтому я, не стесняясь, буду и лгать, и исказить истину, и историю? Не-ет! Никогда! Не знаю, в какую религию верят исламисты, но мне, мусульманину, моя религия не разрешает такую аморальность. Какими бы ни были обстоятельства, мы обязаны говорить правду.

А правда заключается в следующем:

1. Салах ад-Дин Айюби освобождал Иерусалим не от евреев, а от крестоносцев, и евреи, как и мусульмане, радовались этому. И даже освобождению Иерусалима и Палестины евреи радовались больше мусульман.

2. Салах ад-Дин был не врагом евреев, а их другом и спасителем.

3. После вторжения крестоносцев евреи полностью потеряли свою родину. Изгнанные крестоносцами евреи вернулись на земли сегодняшнего Израиля только благодаря Салах ад-Дину Айюби. Вернуться на свою родину их призывал лично сам мусульманин Салах ад-Дин Айюби.

4. Салах ад-Дин Айюби и мусульмане тех времён называли эти земли «родиной иудеев», «Землёй Обетованной».

5. Евреи любят Салах ад-Дина Айюби больше, чем арабы и турецкие исламисты. (А нелюбящие — глупые).

6. Главный врач Салах ад-Дина был евреем.

7. Разрушенные крестоносцами в Иерусалиме еврейские храмы и синагоги были восстановлены и построены по приказу Салах ад-Дина Айюби после завоевания Иерусалима.

А теперь скажите-ка: какие курды истинные потомки, наследники Салах ад-Дина Айюби — те, кто считают евреев врагами, или те из них, которые дружат с евреями?

Ну и напоследок…

Настоящую «бомбу» я специально оставил в завершении статьи.

Эту местность назвали «Палестина» римляне и крестоносцы. А мусульмане называли её «Иудея», то есть «родина евреев».

А сегодняшние наши исламисты в использовавшим тогда мусульманами названии видят «предательство», «служение сионизму» и используют название «Палестина», которым пользовались крестоносцы, и даже считают его «святым названием».

Наверное, они думают, что «Палестина» является одним из имён, которых Бог научил Адама в раю. Да-а, как я уже писал выше об IQ (коэффициент интеллекта)…

Хотя мы не должны удивляться. Это разве не те исламисты, которые восхищаясь Османской империей и поддерживая идеологию неоосманизма, в то же время почти поклоняются палестинскому флагу, флагу панарабизма, поднятому в 1916 году во время арабского восстания против Османской империи за независимость, и с гордостью размахивают им на каждом мероприятии, а на флаг Курдистана, который никогда не был поднят против Османской империи, а наоборот, развевался рядом с османским на протяжении всей истории, смотрят «страшным» глазом как на «флаг врага»?

Не стоит удивляться больной голове исламиста, который считает палестинский флаг, бывший первым флагом, размахиваемым против него, «святым» и поклоняется ему, а на флаг Курдистана, который на протяжении всей истории веялся рядом с ним, смотрит как на «флаг врага», делает из справедливого и толерантного лидера Салах ад-Дина Айюби, которого уважают во всём мире, образ маниакального боевика ХАМАСа!

Закончим статью фразой, принадлежащей Салах ад-Дину Айюби, фразой точной и истинной. Это важно. Потому что эта фраза Салах ад-Дина объясняет, почему я написал эту статью:

«Верующий человек никогда не потерпит несправедливости».

Ибрахим Седийани – курдско-турецкий писатель, поэт, исследователь, журналист, путешественник, известен как курдский «Эвлия Челеби»; потомок Седийана, младшего сына внука Салах ад-Дина Айюби Окчу Юсуфа. Ибрахим Седийани был одним из журналистов на корабле Мави Мармара, доставивший в 2010 году гуманитарную помощь для жителей сектора Газа, был задержан и находился в израильской тюрьме.

Перевёл с турецкого и подготовил Сулейман Бари.


Комментариев 20

    бадр

    Как мне кажется статья полезная. А разница между мусульманином и исламистом большая, мусульманин я понимаю как религиозного человека Богаверующего, а слово исламист схож с фашизмом, поскольку исламисты не терпят другие религии, они связаны с политикой, они скорее враги мусульман.

    Aza Avdali

    Прочитала этот весьма полезный для общей культуры материал и решила пару слов таки написать. Во-первых, все беды от непросвещённости, во-вторых, от уровня культуры, что включает также свободу мысли и той нравственной основы, которая так или иначе, но формирует наше сознание и наше отношение ко всему. «Верующий человек никогда не потерпит несправедливости». Так доожно быть, но это редкое явление. Говоря это, великий курд имел в виду себя лично, ибо только такие безупречные личности, которых всегда единицы, всегда над обстоятельствами и с иным духом и иными смыслами охвачена и существует их душа, их жизнь, их поступки и их несомненная роль в истории.. Верующих много и так же много тех, кто ограничен всегда требованиями пастыря своего, куда прикажет и велит, туда паства и пойдёт. Именно это и происходит сегодня, в этом взрыве возмущения и призывов к джихаду против евреев и их прав на свой великий древний Дом. А верующим не помешает внимательно перечитать хотя бы Коран, где чётко написано, что «Иудея — родина евреев». Палестна — это то название, которым император Рима Адриан назвал Иудею, которая достала его восстаниями. К тем арабам, которые почему-то назвали себя палестинцами, это всё не имеет отношения. Они живут там давно и имеют все права считать Иудею-Палестину также своим домом. Но в любом доме надо жить с любовью и творить мир. А курд Салах ад-Дин навечно, навечно в нашей курдской памяти и в нашей гордости.

    Kurd from Kazakhstan

    Очень любопытная статья, спасибо господин Бари.
    Палистина — это древне Ханаанское слово, от слово Флистиин или Филистимляне — Древние Флисины (Палестинцы) не имели ничего арабского, семитского. Это народность была близка к коптам (древним Египтянам). Затем произашала арабизация Палестины — Израиля, после исламского нашествия. И Арабы которые заселились в Израиле начали называть себя Палестинцами (Флистин), так арабы украли родину у Евреев. Так как Еще великий царь Израиля Давид (Дауд) полностью покарил Ханаанское (Кенаан) племя Флистин (Палетин) и они уже как народность и племя исчезли ко времени великого царя Соломона (Сулеймана). Так арабы украли это название чтобы придать себе законный статус что они древние хозяева этой земли. Так что Палестина — это область принадлежащее древне Ханаанскому племени Филистим. Все это полководец Саладин понимал и справедливо заключил что Иерусали-ИЕРУШАЛАЙМ (с древнееврейского означает Иеру — Двойной Шалайм — МИР, ПОКОЙ, Спокойствие, то есть Двоной Мир, Двойное Спокойствие).
    Кто еще являеться вором в истории человечества? Это Кавказские ТАТАРЫ-ТЮРКИ, которые называют себя Азербайджанцами. Ведь вплоть до 1920 годы они были известны царской Россией как Татры-Закавказья, ну тогда как получилось что они себяназывают Азербаджнцами? С кокого перепуга влруг Тюрки — превратились в Азербайджанцев?

    Kurd from Kazakhstan

    Также как совеременные Азербайджанцы (Татары,Осмны-Сельджуки-Тюрки). Ведь Азербайджанцы тоже украли это слово Азербайджан у Курдов, Талышей и Татов (Иранских народов). Так как в древности современный Азербаджан была часть МИДИИ (Малая Мидия), как уже сказал там проживали — Мидяне, Талыши и Таты. Слово Азербайджан — с древне мидийского на самом деле звучал как «АГЫР-БАКАН» — что згачит АГЫР — ОГОНЬ, БАКАН-СВЯТИЛИЩЕ, некоторые переводят как «Клад» Святилище (Кадезь) Огня.

    Kurd from Kazakhstan

    Это потомучто там было очень много нефтянных источников, которые горели и там курды, талыши и таты поклонялись огню. И там Мидяне построили много Святилиш-храмов. Затем АгырБакан стал нызываться часть Мидии, И многие народы по разному произносили этот Мидийский район по разному и это слово АГЫРБАКАН начал транслитеририваться (видоизменяться) в разные языки и немного ушло от древнего, оригинального названия и произношения, поэтому в последтсвие АГЫРБАКАН стал все больще звучать как АзырБАЙДЖАН, вот так Кавказские татары -тюрки стали себя называть Азербайджан, так они украли у Курдов родину и придали себе лигитимность на этой земле, ассимилируя Курдов, Талышей и Татов. Так же как Арабы украли слово Палестина и заселились там истребяляя евреев так и Тюрки украли наш АгырБакан истребяляя курдов!
    Вот они грабители Человечества!

  1. Ez kurdim serbilindim

    Не тольько арабского, но и всего мусульманского мира… Он был курдом, и он был великим, его уважали и до сегодняшнего дня уважают иудеи, христиане и мусульмане. Он создал курдскую империю Аюбидов (не назвал исламскую империю, или халифат) и при нем курды были королями, хозяевами Востока

    Kurd from Kazakhstan

    Саладин Айюби (курди Слаhдинэ Эйбо) действительно был Великим Полководцем мусульман, и мне трудно назвать его Курдским полководцем, потому что он не возглавлял Курдов а именно мусульман. Конечно, он мало что сделал для своего народа, даже ровным счетом ничего не сделал, ну что уж сделаешь так вот вышло в истории курдского народа, а кто из Курдских Президентов и Высоких чиновников что -то сделали для курдов?
    Например: Второй президент Турции Исмет Инёню был этническим Курдом то есть он был преемник Ататюрка и правил 1938-1950. И лично возглавлял турецкую делегацию на Лозаннской конференции 1922-23.30.10.1923-20.11.1924. А что он сделал для курдов? ну ровно ничего и даже наоборот, активно участвовал в их истребелении, и так далее.
    Великих и знаменитых Курдов со времен Саладина было очень много, но на пальцах можно перещитать только некоторый действительно хоть что-то сдеали для своего народа, одним из них были, Мустафа Барзани, Кази Махмэд, Шэх Саид и т.д.

    Алена

    И все же надо ради истины уточнить, что изначально и массово евреи были изгнаны из Иерусалима не крестоносцами, а римлянами после подавления восстания 70-ых гг I века и Бар-Кохбы в 135 г. И только из Иерусалима, а не с территории Палестины. Но, потеряв столицу и всякие надежды на обретение независимости, евреи начинают свой исход и перебираются в другие страны, в том числе и Европу. И второе: после отвоевания Иерусалима Салладином и восстановления при нем еврейской общины в городе, также были восстановлены и православные христианские общины Иерусалима. Так как крестоносцы, когда за 90 лет до этого завоевали Иерусалим, вырезали не только евреев, к тому моменту частично вернувшихся и проживавших в Иерусалиме, но и православных
    христиан. . Так что Саладдин восстановил справедливость относительно всех. Наверное, при нем и израильско -палестинский конфликт был бы отрегулирован более справедливо для всех)))

    Алена

    Неоднократно звучащие обвинения Саладдина, что он ничего не сделал для курдов и Курдистана, на мой взгляд, сродни обвинению его в том, что он с Гагариным в космос не слетал. 😁 не надо забывать, что он жил в 12 веке. А понятие национального государства возникнет в Европе и только через полтысячелетия!!! в определенных исторических условиях. Вся средневековая же государственность строится по принципу сюзеренитета — вассалитета с обьединением вассалов общей верой.

    Ez kurdim serbilindim

    Совершенно верно Алена!!!

    Не был он турком, что за бред?! Усыв (Саладин) был чистокровным курдом, его дед был родом из курдского города Двин (с курд. «Видный город») курдского государства Шеддадиов в Закавказьи. Турки служили в его армии за деньги, а курды действительно при нем были князьями, правителями, учёными… Его биограф был курдом, историк аль Асир курд и десятки других курдов. Это не трудно проверить, просто откройте посмотрите историю….

    Он был Аль-Курди! Как бы арабы, турки не хотели сделать его своим, Он наш,он аль-Курди, Саладин Курдский — и это знал и знает весь мир!

    Kurd from Kazakhstan

    Вы что Alexandr0id с дуба упали…Саладин был курд. Ненадо сейчас всем мозги пудрить пантюркизмом…

    Александроид, Туран, дуран т.д. — а не думали ли вы что эти имена могут иметь и курдское значение? Если бы вы знали курдский язык, то так бы не писали, пантюркист!
    Большинство людей (и среди европейцев, американцев, африканцев и т.д.) сегодня носят еврейские имена, что значит все они евреи? Ваш император Сулейман Кануни имеет арабское имя Сулейман (а если быть ещё точнее то еврейское Соломон-Шломо) так значит он был не турком??)))) и десятки других ваших царьков, носивших арабские имена, были арабами значит?))))) эх, пантюркист, пантюркист, IQ банкрот….

    Kurd from Kazakhstan

    У этих пантюркистов полная шезофрения, крадут чужие народы, крадут их культуру и земли, вот чем жиди тюрки- грабеж, ложь и убийства.
    Сукоро они Адама и Еву зделают тюрком, даже пророка Ису и Мусу сделают тюрком, даже пророка арабов Мухаммада сделают тюрком, ну короче говорю все вокруг были тюрками а вот мы этого оказывается не знали…Саладин такойже тюрок как Чингизхан — Англичанин.

Супруга Исмат ад-дин Хатун [d] Дети Аль-Афдаль Али ибн Юсуф , Аль-Азиз Усман ибн Юсуф и Ал-Захир Гази [d] Сражения
  • Крестовые походы в Египет [d]
  • Битва при Монжизаре
  • осада Эль-Карака [d]
  • Осада замка Керак
  • Битва при Мардж-Уюне
  • битва у брода Иакова
  • Битва у замка Бельвуар
  • Битва при Аль-Фуле
  • Битва при Крессоне
  • Битва при Хаттине
  • Осада Иерусалима (1187)
  • Осада Тира
  • Осада Акры (1189–1191)
  • Битва при Арсуфе
  • Битва при Яффе
  • Battle of the Horns of Hama [d]

Аль-Ма́лик ан-На́сир Сала́х ад-Дунийа ва-д-Дин Абу́ль-Муза́ффар Ю́суф ибн Айю́б (араб. الملك الناصر أبو المظفر يوسف بن أيوب ‎), в русской и западной традиции Салади́н (араб. صلاح الدين ‎; , Тикрит - 4 марта , Дамаск) - султан Египта и Сирии и др., полководец, мусульманский лидер XII века .

В Европе известен именно как Саладин, хотя это даже не имя. Салах ад-Дин - это лакаб - почётное прозвище, означающее «благочестие веры» . Собственное имя этого правителя - Юсуф ибн Айюб (Юсуф, сын Айюба).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Султан Салах-ад-Дин / Саладин - рыцарь Востока. Историк Наталия Ивановна Басовская. 24.09.2006

    ✪ Благородният Салах ад Дин (Саладин)

    ✪ Святые воины: Ричард и Саладин - 1 серия

    Субтитры

Источники

Существует много источников, написанных современниками Салах ад-Дина. Из них стоит выделить работы личных биографов и историков: Баха ад-Дина бен Рафи - учителя и советника Салах ад-Дина, Ибн аль-Асира - историка из Мосула, аль-Кади аль-Фадиля - личного секретаря Салах ад-Дина.

Ранние годы жизни

Салах ад-Дин родился в 1137 году в Тикрите , Месопотамия. Дед Салах ад-Дина Шади проживал в деревне недалеко от Товина (Армения) , где, по преданию, родился Айюб - отец Салах ад-Дина. После рождения двоих сыновей, Айюба и Ширкуха, он покинул Армянское нагорье и перебрался сна­чала в Багдад , а затем - в Тикрит, в котором обосновался и прожил до самой смерти.

По настоянию семьи Салах ад-Дин начинает военную карьеру под патронажем своего дяди Асад ад-Дин Ширкуха, важного военачальника Нур ад-Дина. Ширкух, в то время эмир Дамаска и Алеппо, член тюркской династии Зангидов , стал самым влиятельным учителем Салах ад-Дина.

Мой дядя Ширкух повернулся ко мне и сказал: «Юсуф, оставь все дела и отправляйся туда!» Этот приказ прозвучал для меня как удар кинжала в сердце, и я ответил: «Клянусь Аллахом, даже если бы мне отдали всё египетское царство, я бы не поехал туда!»

После трёхмесячной осады Бильбейса противники вступили в бой на границе пустыни и Нила , к западу от Гизы . В этой битве Салах ад-Дин сыграл важную роль, командуя правым крылом армии Зангидов. В центре находился Ширкух. После ложного отступления Салах ад-Дина крестоносцы попали на местность, которая была слишком крутой и песчаной для их лошадей. Бой завершился победой Зангидов и Салах ад-Дин помог Ширкуху одержать по словам Ибн аль-Асира одну из «самых замечательных побед в истории человечества», но по мнению большинства источников Ширкух потерял в этой битве большинство своего войска, и это сложно было назвать полной победой.

Крестоносцы обосновались в Каире , а Салах ад-Дин и Ширкух выдвинулись к Александрии , которая дала им деньги и оружие, и стала их базой. После переговоров обе стороны согласились уйти из Египта.

Египет

«Я начал с того, что сопровождал моего дядю. Он завоевал Египет и потом умер. И тогда Аллах дал мне в руки власть, которую я совсем не ожидал»

Эмир Египта

Попытка Асад ад-Дина Ширкуха захватить Александрию в 1167 году закончилась поражением от объединённых войск Фатимидов и Амори I. Но в следующем году крестоносцы взялись грабить своего богатого союзника, и халиф аль-Адид попросил в письме у Нур ад-Дина защитить мусульман Египта. В 1169 году Асад ад-Дин Ширкух взял Египет, казнил Шевара и принял титул великого визиря. В том же году Ширкух скончался и, несмотря на то, что Нур ад-Дин выбрал нового преемника, аль-Адид назначил Саладина новым визирем.

После установления себя в Египте, Салах ад-Дин начал кампанию против крестоносцев, осадив Дарум (современный сектор Газа) в 1170 году. Амори I снял гарнизон тамплиеров из Газы для защиты Дарума, но Салах ад-Дин отступил от Дарума и взял Газу. Неизвестно когда именно, но в том же году, он напал и захватил замок Эйлат , который представлял угрозу для прохода мусульманских кораблей.

Султан Египта

Со слов Имад ад-Дина аль-Исфахани , в июне 1171 года Нур ад-Дин написал множество писем Салах ад-Дину, в которых требовал установление халифата Аббасидов в Египте. Последний старался отмалчиваться, боясь оттолкнуть от себя шиитское население и знать. Через два месяца Салах ад-Дин координируется с Наждмом аль-Адин аль-Кабушани, шафитским факихом , который был в оппозиции к шиитскому правлению в стране.

Когда к сентябрю 1171 года Аль-Адид заболел (и возможно был отравлен), он попросил Салах ад-Дина навестить его, с расчётом попросить его позаботиться о своих детях. Салах ад-Дин отказался, опасаясь потерять расположение Аббасидов, и, как говорят, впоследствии очень жалел, узнав о его намерении.

Аль-Адид умер 13 сентября и через пять дней Салах ад-Дин приказал улему провозгласить перед пятничной молитвой имя аль-Мустади. Это означало отстранение шиитского халифата от власти. С этого времени Салах ад-Дин правил Египтом, хотя официально он представлял на этой территории эмира Нур ад-Дина, который признавался багдадским халифом.

25 сентября 1171 года Салах ад-Дин покидает Каир, для того, чтобы принять участие в нападении на Керак и Монреаль (территория современной Иордании), замок Иерусалимского королевства . Когда казалось, что крепость уже готова сдаться, Салах ад-Дин узнает, что со стороны Сирии выступил Нур ад-Дин для участия в операции. Понимая, что если он встретится с ним лично, то больше не будет управлять Египтом, Салах ад-Дин снимает свой лагерь и возвращается в Каир под предлогом начавшихся волнений в Египте. Этот поступок увеличивает напряжённость в его непростых отношениях с Нур ад-Дином до такой степени, что последний собирается выступить с армией на Каир. Послушав своего отца, Салах ад-Дин пишет письмо с извинениями, но Нур ад-Дин не принимает его оправданий.

Летом 1172 года нубийская армия осаждает Асуан . На помощь губернатору Асуана приходит брат Салах ад-Дина - Туран-Шах . Несмотря на то, что нубийцы были разбиты, они снова возвращаются в 1173 году. На этот раз Египетская армия выходит из Асуана и захватывает нубийский город Ибрим. Нур ад-Дин не предпринимает никаких шагов против Египта, но просит вернуть 200000 динар , которые он выделил на армию Ширкуха. Салах ад-Дин платит этот долг 60000 динар, драгоценностями и товарами.

9 августа 1173 года после падения с лошади умирает отец Салах ад-Дина Айюб, и Нур ад-Дин, понимая, что у него не осталось влияния в Каире, готовится к захвату Египта. В начале 1174 года Салах ад-Дин отправляет Туран-Шаха в кампанию по захвату порта Аден и Йемена , запасного плацдарма на случай вторжения в Египет.

Завоевание Сирии

Взятие Дамаска

К началу лета 1174 года Нур ад-Дин готовит армию для нападения на Египет, собирая войска в Мосуле , Диярбакыре и Джезире . Айюбиды отправляют посла к Салах ад-Дину с этим известием, и он собирает свои войска под Каиром. Внезапно, 15 мая Нур ад-Дин умирает (некоторые источники говорят об отравлении), оставляя одиннадцатилетнего наследника, ас-Салеха. Его смерть даёт политическую независимость Салах ад-Дину, а Сирия становится объектом борьбы между вассалами Нур ад-Дина.

Смерть Нур ад-Дина ставит Салах ад-Дина в трудную ситуацию, он может выдвинуть свои войска против крестоносцев из Египта или ждать приглашения от ас-Салеха прийти ему на помощь, и начать войну из Сирии. У него есть возможность аннексировать Сирию прежде, чем она попадет в руки врагов, но нападение на землю своего господина противоречит исламским принципам, которым он следует. Этот поступок может сделать его недостойным лидерства в войне с крестоносцами. Для того, чтобы не выглядеть захватчиком Сирии и возглавить борьбу с крестоносцами, Салах ад-Дин выбирает позицию защитника ас-Салеха. В письме последнему, он обещает «быть в качестве меча», и ссылается на смерть его отца как на «землетрясение».

В то-же время, Алеппо захватывает Шамс ад-Дин Али ибн ад-Дайя вместе со своим братом, и к началу августа 1174 года ас-Салех выдвигается с войском к стенам Алеппо для того, чтобы подавить мятеж. Захватив город и отправив сыновей Дайи в тюрьму, ас-Салех остаётся в Алеппо. Салах ад-Дин рассылает послания эмирам, сторонникам ас-Салеха, чем усиливает внутреннюю междоусобицу в Сирии. Уже 23 ноября 1174 года Салах ад-Дин выдвигает к Дамаску отряд из семисот конников, где люди, преданные семье Салах ад-Дина, впускают армию последнего в город.

Дальнейшее завоевание

Оставив Дамаск под началом одного из своих братьев, Салах ад-Дин приступает к захвату городов, ранее принадлежащих Нур ад-Дину. Его армия захватывает Хаму , но отступает перед хорошо укреплённым Хомсом . В декабре 1174 года он осаживает Алеппо. Сейф ад-Дин, правитель Мосула, отправляет своего брата Изз ад-Дина изгнать Салах ад-Дина из Сирии, но 13 апреля 1175 года тот терпит поражение от войск Салах ад-Дина недалеко от Хамы. Сейф ад-Дин заключает союз с ас-Салехом, но также терпит поражение 22 апреля 1175 года.

Советники ас-Салеха просят помощи у Рашид ад-Дина Синана . Лидер исмаилитов и сам желает отомстить человеку, который отстранил Фатимидов от власти в Египте. 11 мая 1175 года, во время осады замка Изаз, группа из тринадцати ассасинов проникает в лагерь Салах ад-Дина, но их вовремя замечает охрана и предотвращает покушение. 26 июня 1175 года Салах-ад-Дин снова прибывает к стенам Алеппо, и, пробыв там некоторое время, возвращается в Египет, где ему надо готовиться к кампании против крестоносцев.

Кампания против Ассасинов

Несмотря на то, что у Салах ад-Дина было временное перемирие с Зангидами, связанное с войной против крестоносцев, он постоянно ощущает угрозу со стороны секты исмаилитов и её лидера Рашид ад-Дина Синана. Последний контролирует девять крепостей в горах Нусария . Отправив большую часть своего войска в Каир, Салах ад-Дин отправляется в кампанию против Ассасинов в августе 1176 года. В том же месяце, после нескольких неудачных попыток овладеть крепостями, он покидает Нуссарию. В то же время множество источников говорят о том, что губернатор Хамы , дядя Салах ад-Дина, помогает заключить мирное соглашение с Синаном.

Возвращение в Каир и Палестинские набеги

Внутренняя политика

Внешняя политика

Борьба с крестоносцами

Самым известным фактом биографии Саладина стала его борьба с крестоносцами . Эти войны нашли своё отражение в многочисленных произведениях литературы и искусства (наиболее известен роман

История жизни Салах ад-Дина

Согласно средневековым легендам, это был образцовый рыцарь эпохи в. Сильный и милосердный, мудрый и отважный. Именно он смог уничтожить мечту о христианском Иерусалиме и положил начало постепенному исчезновению латинских королевств с исторической сцены. На Западе его называют Саладином.

Родился Салах ад-Дин Юсуф ибн Айюб в 1138 г. в семье происходившей из курдского племени равадия и состоявшей на службе у багдадских халифов. Все члены семьи были ревностными суннитами, и Юсуф, то есть Саладин, также стал примером идеального воина для правоверного мусульманина.

Отец Саладина - Айюб правил сирийским городом Баальбек. Сам Саладин родился в Тикрите, что северней Багдада, а детские годы провел в Мосуле. 1152 год — 14-ти летним юношей он поступил на службу к сыну Зенги - Нур ад-Дину, взявшему, Эдессу и тем самым приблизившему начало Второго крестового похода.

Шиитский Дамаск нередко становился вынужденным союзником иерусалимских королей перед лицом угрозы со стороны новообращенных суннитов. После того как в 1157 г. Нур ад-Дин взял этот город, последней шиитской твердыней остался Египет. Эта страна была в значительной степени ослаблена внутренними раздорами. Шиитская династия Фатимидов теряла власть.

После дворцового переворота (ок. 1162 года) визирь Шавар лишился своего поста и сбежал в Сирию, где убедил Нур ад-Дина помочь ему возвратить свой пост в Египте. Нур ад-Дин отправил в Египет войско под началом Асада аль-Дина Ширкуха, который взял в поход своего племянника Саладина.

1164 год — Шавар вновь обрел власть над Египтом, а Ширкух и Саладин возвратились в Сирию. Шавар, надо сказать, все время опасался вторжения бывших союзников.

1167 год — Альмарих и Шавар снова сошлись в битве с Ширкухом. В этом сражении Саладин отличился, взяв в плен королевского посланника Гуго Кесарийского и многих других рыцарей. Он долго защищал осажденную Альмарихом Александрию, но все же был вынужден уйти из Египта вместе со своим дядей.

Шавар потерпел значительный урон от нападения христиан. Но после заключения очередного перемирия Альмарих возвратился в Иерусалим, открыв тем самым путь Ширкуху и Саладину.

Шавар приветствовал их как спасителей, но Ширкух больше не испытывал доверия к человеку, заключавшему договоры с неверными против мусульман. Он считал, что причиной такого поведения была принадлежность египетских халифов к шиитам - в его представлении, еретикам. А потому Ширкух решил свергнуть Шавара и отправил Саладина арестовать визиря.

Шавара схватили и обезглавили, его голову Саладин отправил в Каир. Визирем Египта стал Ширкух, а Фатимиды некоторое время оставались марионеточными халифами.


Биографы Саладина пишут, что Ширкух «был большим чревоугодником, больше всего любившим жирное мясо, и все время страдал от несварения желудка». 1169 год, 22 марта — Ширкух скончался (может быть, после обильной трапезы), и визирем Египта стал Салах ад-Дин. В 1170 году он захватил Газу, пограничный город, в течении долгого времени удерживаемый рыцарями …Ордена тамплиеров….

Салах ад-Дин был фанатичным мусульманином, который считал своим долгом изгнание всех неверных со Святой земли. Он также считал за необходимое или усмирить еретиков внутри ислама, к которым он относил шиитов, или обратить их в истинную веру.

Одной из первоочередных его задач в Египте было «усиление суннитской веры, наставление местного населения на путь истинного благочестия, привития ему сокровенных знаний суфизма». Во исполнение этой задачи он, в частности, велел в 1180 г. распять еретика суфия Сухравади, поскольку тот «отвергал Божественный закон и полагал его не имеющим силы»

1171 год — когда последний халиф из династии Фатимидов скончался, Салах ад-Дин занял его место, положив начало династии Айюбидов (по имени отца Саладина).

Обосновавшись в Египте, Саладин обратил свою энергию на то что бы изгнать христиан и обрести независимости от Нур ад-Дина, не желая при этом напрочь порывать с ним отношения. В достижении обеих этих целей ему помогли смерти Нур ад-Дина (15 мая 1174 г.) и короля Альмариха (11 июля того же года). Наследником Нур ад-Дина стал неопытный подросток, наследником Альмариха - 13-ти летний Балдвин IV, который к тому же с 9-ти лет страдал проказой. Ни один из них не мог стать сильным правителем, хотя Балдвин и прикладывал к этому усилия.

Саладин чувствовал себя духовным преемником Нур ад-Дина. Захватив Дамаск, он женился на вдове его правителя. Объединив под своей властью Египет и Дамаск, он мог угрожать латинским королевствам как с востока, так и с запада. Иерусалим жил в ожидании удара. Но вместо этого, к огромному облегчению христиан, Саладин обратился к востоку, чтобы завершить покорение земель, которые Нур ад-Дин оставил своему юному сыну, - в том числе Мосула и Алеппо.

1180 год — Салах ад-Дин заключил союз с сельджукским султаном Анатолии Кылыч-Арсланом II, для совместного похода на Мосул. Он выдал одну из своих дочерей за сына султана. Новый зять отстранил своего отца от власти и в дальнейшем сделался верным союзником Саладина.

Мосул, однако, не думал сдаваться, и в 1185 г. Саладин заключил 4-х летнее перемирие с юным Балдвином, хотя сам раньше осуждал тех, кто вступает в союз с неверными, дабы воевать с другими мусульманами. Тогда же Салах ад-Дин захватил Алеппо и поставил там правителем своего брата Аль-Адила.

Произошедшее потом, возможно оценивать по-разному. Как бы то ни было, судьба Иерусалима оказалась в зависимости от действий одного-единственного человека, да еще необузданного нрава.

Жил на свете рыцарь Рейнальд Шатильонский. Был он хорош собой, обаятелен и смел до безрассудства, но при этом беден и… глуп. Наслушавшись рыцарских романов, столь популярных во Франции, он в 1150-х годах явился в Антиохию в поисках счастья. Как это ни удивительно, но он в действительности обрел там счастье в лице Констанции, принцессы Антиохийской. Еще 9-ти летней девочкой ее выдали за Раймунда Пуатье. Когда Раймунд скончался, Констанция не захотела, чтобы ее следующий брак также диктовался государственными интересами, и сама выбрала себе в мужья Рейнальда.

Рейнальд вел себя точно так же, как действовали мусульманские разбойники в первой половине двенадцатого века, - грабил паломников, идущих в Мекку, сжигал города и селения; последней каплей стало его нападение на мусульманский караван, который шел из Каира в Багдад. «Рейнальд вероломно захватил его, жестоко пытал людей… а когда те напомнили ему о договоре, ответил: „Просите своего Мухаммеда, чтоб освободил вас!“».

Это переполнило чашу терпения Салах ад-Дина.

К 1187 году Балдвин IV был уже мертв. Иерусалимом правили его сестра Сибилла и ее муж Ги де Лузиньян. Ги также был склонен к авантюрам и далеко не у всех вызывал дружеские чувства. В частности, у Ги и его единомышленника Великого магистра тамплиеров Жерара де Ридефора случился столь серьезный конфликт с Раймундом Триполийским, что последний предпочел заключить отдельный договор с Саладином. Но даже Ги пытался уговорить Рейнальда возвратить добро, захваченное им при нападении на караван. Рейнальд наотрез отказался, и всем стало понятно, что у Саладина появилась веская причина для удара.

Закончилось все разгромом христиан у Рогов Хаттина 4 июля 1187 г. Среди захваченных в плен у Хаттина были король Ги, магистр Жерар де Ридефор, больше количество храмовников и госпитальеров, а также Рейнальд Шатильонский. Но самым тяжолым испытанием для христиан стала потеря Животворящего Креста, который выносили на поле битвы в золотом ковчеге.

Саладин велел привести знатных пленников в свой шатер. Королю Ги он протянул чашу с водой. Утолив жажду, король протянул чашу Рейнальду. Саладин пришел в ярость. «Я не разрешал пить этому нечестивцу! - вскричал он. - И я не сохраню ему жизнь». С этими словами Салах ад-Дин обнажил меч и лично отсек голову Рейнальду Шатильонскому.

Короля Ги и Жерара де Ридефора победитель отпустил, получив за них выкуп, а всех остальных тамплиеров и госпитальеров приказал обезглавить. «Он повелел казнить этих людей, потому как они слыли самыми жестокими из всех христианских воинов, и таким образом он освободил от них всех мусульман».

После этой победы Саладин мог разгуливать по Святой земле практически свободно. 10 июля он взял Акру, 4 сентября - Аскалон. Королева Сибилла как могла защищала Иерусалим, однако воинов у нее было мало. Город пал 2 октября 1187 г. Саладин потребовал у жителей выкуп.

Патриарх Иерусалима попросил у госпитальеров 30 000 византинов, чтобы заплатить выкуп за 7 000 бедняков. Деньги были предоставлены, но их не хватило, чтобы выкупить всех. Тогда к тамплиерам, госпитальерам и всем состоятельным горожанам были обращены просьбы о дополнительных пожертвованиях, но «дали они все же меньше, чем следовало».

Даже христианские хронисты отмечают милосердие Салах ад-Дина и его семьи по отношению к жителям Иерусалима. Саиф аль-Дин, брат Саладина, освободил 1000 человек, а сам Саладин даровал свободу нескольким тысячам. Но многие жители заплатить выкуп не смогли и были проданы в рабство.

Тут уж никуда не денешься - рыцарское благородство имеет свои границы.

Потом Салах ад-Дин занялся очищением города от скверны. «Тамплиеры соорудили себе жилье у мечети Аль-Акса, их кладовые, уборные и другие необходимые помещения находились в самой мечети. Все здесь было возвращено в прежнее состояние».

Когда в Европе стало известно о падении Иерусалима, папа Урбан IV скончался - как говорили, не выдержал тяжести удара. Король Англии Генрих II и король Франции Филипп, вечно враждовавшие между собой, согласились заключить перемирие и ввести в своих странах особый налог, получивший известность как «Саладинова десятина», чтобы собрать средства для похода с целью отбить город.

Отвоевывать Святую землю отправились император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса, французский король Филипп Август и английский король …Ричард Львиное Сердце…. В европейских летописях Саладин предстает как опасный, но великодушный правитель. В мусульманских хрониках Ричард, в свою очередь, описан как опасный, но вместе с тем образованный государь. Вероятно, обе стороны ощущали, что их герои заслуживают достойных противников, и каждый герой получал больше похвал со стороны врага, чем от своих хронистов.

Великодушный Саладин, узнав о болезни Английского короля, послал к нему своего врача…

Во время крестового похода Салах ад-Дину было 50 с небольшим, в его бороде появилась седина. Ричарду было немногим больше 30-ти, а Филипп был еще лет на 10 моложе. Султану могло казаться, что он воюет со школьниками. Но Ричард смог удивить его военным и дипломатическим искусством.

Читая хроники, в особенности описания бесконечных - перемежающихся стычками - переговоров, которые вели государи через своих посланников, можно заключить, что то было соперничество равных. Оба правителя сражались во имя веры, каждый - своей. Они следовали одинаковым правилам и применяли сходную тактику боевых действий.

А были ли они истинные джентльмены или просто варвары - это зависит от выбранной точки зрения.

В конечном счете Саладин смирился с разделением страны и дозволил христианским паломником снова приходить в Иерусалим. Сам он вернулся в Дамаск, откуда продолжал управлять своими обширными владениями. В конце февраля 1193 г. Саладин заболел и, несмотря на усилия медиков, скончался 3 марта в возрасте 55 лет.

Он оставил многочисленных детей и внуков, но его династия смогла просуществовать лишь три поколения. Без его направляющей руки братья и сестры враждовали между собой, пока власть не захватили мамелюки - военная каста, из членов которой состояла египетская дворцовая стража.

Саладин был до такой степени крупной фигурой, что на Западе его и уважали, и боялись. В отличие от тамплиеров, он стал героем рыцарских романов…

Ш.Ньюман

ред. shorm777.ru

Регулярная статья
Салах ад-Дин
Средневековый портрет Салах ад-Дина.
Род деятельности:
Дата рождения:

1138 год(1138 )

Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:

Сала́х ад-Дин (аль-Малик аль-Насир Салах ад-Дин Юсуф ибн Айюб I, в русской и западной традиции Саладин , 1138, Тикрит, Ирак – 1193, Дамаск) - основатель династии Айюбидов в Египте и Сирии , мусульманский правитель курдского происхождения, сыгравший центральную роль в вытеснении крестоносцев из Эрец-Исраэль .

Путь к власти

Салах ад-Дин родился в известной курдской семьи. В ночь его рождения его отец, Наим аль-Дин Айюб, собрал свою семью и переехал в Халеб , поступив на службу к Занги ад-Дину, турецкому губернатору в северной Сирии , сын которого Нур впоследствии стал править всей страной. Выросший в Баальбеке и Дамаске, Салах ад-Дин больше интересовался теологией, чем военным делом.

В 1164–69 гг. участвовал (под командой своего дяди) в походах на Египет для его защиты от Иерусалимского королевства. В 1169 г. (в возрасте 31 года), после смерти дяди, был назначен командующим сирийских войск в Египте и везиром последнего фатимидского халифа Египта ал-Адида.

После его смерти (1171) он сверг слабую и непопулярную шиитскую династию халифов Фатимидов, провозгласив возврат к суннитской ветви ислама в Египте и стал фактическим правителем страны, лишь формально признававшим себя подданным Hyp ад-Дина. Эти отношения закончились со смертью сирийского эмира в 1174 году.

Используя свои богатые сельскохозяйственные владения в Египте в качестве финансовой базы, Салах ад-Дин вскоре переехал в Сирию с небольшой, но, строго дисциплинированной армией чтобы претендовать на регентство от имени малолетнего сына своего бывшего сюзерена. Вскоре он отказался от этой претензии, и с 1174 до 1186 объединил под своим правлением все мусульманские территории Сирии , северной Месопотамии , Эрец-Исраэль и Египта . Это он совершил с помощью умелой дипломатии, подкрепленной при необходимости, быстрым и решительным использованием военной силы.

Аббасидский халиф в Багдаде даровал ему в 1174 г. титул султана. Как везир Египта, он получил титул "малик" (царь), хотя был широко известен как султан.

Война с крестоносцами

Армия Салах ад-Дина. Рисунок из французского манускрипта 14 века.

Салах ад-Дин объединил силы Египта и Багдадского халифата и призвал мусульманский мир к джихаду , священной войне против крестового похода. Он учреждал медресе (мусульманский аналог йешивы), собирал богословов, сам писал религиозно-публицистические произведения. Ещё в 1170 г. он занял Эйлат . Он занимался наведением порядка и дисциплины в своей армии, состоявшей из разнородных сил, и создал силу, не уступавшую армиям крестоносцев.

Салах ад-Дин представлял всё большую опасность для крестоносцев в Эрец-Исраэль . 4 июля 1187 г. он во главе армии из 12 тыс. всадников и 18 тыс. пехоты разбил объединенное войско Иерусалимского королевства и его вассалов в битве под Хитином (Карней Хитин , к северо-западу от Тверии), а самого короля, Ги Люзиньянского, взял в плен. У крестоносцев после этого почти не осталось войск, и вскоре почти вся страна оказалась под его властью. 2 октября 1187 г., Салах ад-Дин захватил Иерусалим . Он согласился не резать христиан в городе при условии, что христианские войска уйдут, не тронув мусульманских жителей.

Эти события вызвали третий крестовый поход (1189–92) во главе с королем Ричардом Львиное Сердце. Опорным пунктом контрнаступления католиков стал Тир , который мусульмане не смогли взять в ходе предыдущей войны. После двухлетней осады крестоносцам удалось взять Акко (1191), а затем и Яффу благодаря контролю на море, обеспечивавшему минимальное снабжение войск (доходивших иногда до людоедства). Во внутренних районах страны мусульмане применили тактику выжженной земли, уничтожив запасы продовольствия и фуража и отравив колодцы.

Силы обеих сторон были полностью исчерпаны. И у христианских королей, и у Салах ад-Дина основную силу составляли феодалы, служившие по закону определённое время каждый год. Эти люди устали и начали саботировать войну. На наёмников ушли все деньги, так что король Ричард оказался в долгах, и все союзники от него ушли, а после смерти Салах ад-Дина нечем было заплатить за его похороны. По заключенному мирному договору, за христианами осталась приморская полоса от Яффы до Тира , а в Иерусалим разрешён свободный доступ христианских паломников.

Наследие Салах ад-Дина

Салах ад-Дин и его преемники Айюбиды терпимо относились к своим подданным-немусульманам - зимми . Увеличилась алия в страну. По сообщению Иехуды Алхаризи , Салах ад-Дин обратился к евреям, особенно к бежавшим из