Правила нормы поведения человека в обществе. Правила культуры поведения

Что такое этикет, для чего он придуман и зачем нужна культура поведения - эти вопросы довольно часто можно услышать от расшалившегося ребенка, которого родители стараются утихомирить. Или от подростков, когда у них начинается период своеобразного бунта против установленных норм, правил и требований. Да и, чего уж греха таить, многие взрослые временами сетуют на рамки для правил поведения. Для чего все это нужно? Почему нельзя вести себя так, как хочется в данную минуту? Давайте разберемся!

Этикет

Слово «этикет» позаимствовано из французского языка . Означает оно манеру поведения, правила поведения и обходительности, принятые в обществе.

Но зачем в обществе существуют правила этикета? - спросите вы. А затем, что именно этикет дает людям возможность использовать уже готовый порядок поведения в той или иной ситуации:

  1. В домашней обстановке;
  2. В общественных местах;
  3. На работе или службе;
  4. В гостях;
  5. Во время делового общения;
  6. На официальных приемах и церемониях.

Поведенческие нормы для той или иной ситуации создавались и принимались на протяжении многих лет, даже веков. Первые правила поведения человека среди себе подобных появились еще в глубокой древности. Уже тогда люди стали стараться придерживаться определенных обычаев, чтобы мирно сосуществовать друг с другом.

К большому сожалению, в наши дни многие принципы этикета стали считаться устаревшими, отжившими свое. Но что плохого в том, например, если молодые люди будут уступать место в транспорте пожилым людям? Или в том, что мужчина откроет дверь и вежливо пропустит даму вперед? Что же такое стало происходить с людьми, если простые правила вежливого общения стали вдруг неактуальными? И когда нужно начинать их соблюдать?

С раннего возраста

Именно с младенческого возраста начинают формироваться поведенческие привычки, с которыми потом индивидуум может провести всю свою жизнь. Культура общения закладывается ребенку с самого его рождения, а за основу малыш возьмет поведение взрослых - своих родителей. Поэтому глупо требовать от детей придерживаться каких-то рамок в общении, если сами мы этих рамок не соблюдаем. Недаром говорят, что воспитывать надо не детей, а начинать с себя.

Как было принято у наших бабушек и дедушек:

  1. Дети обращались ко всем взрослым на «вы», даже к собственным родителям;
  2. С детства малышам внушали, что перебивать разговор взрослых нельзя;
  3. Ребенка с детства приучали к тому, что старость нужно уважать и т. д.

В подростковый период

Что происходит сейча с: дети чувствуют вседозволенность, они стараются быть наравне со взрослыми и даже берут на себя смелость за взрослых что-то решать. А уж про поведение молодежи в общественных местах и упоминать не стоит: нередки случаи, когда в общественном транспорте сидя будут ехать именно молодые люди, а пожилые граждане, мамочки с малышами и беременные женщины будут «болтаться» стоя. А попытка сделать замечание чревата потоком нецензурной брани, которую юнцы радостно вывалят на того, кто «посмел» призвать их к порядку.

Вряд ли все эти люди задумываются над тем, что молодыми, крепкими и здоровыми они будут не всегда, и наступит то время, когда именно им придется выслушивать гадости от таких же вот юных и «продвинутых» сограждан.

По большому счету вины молодежи в таких ситуациях нет - им просто в свое время не объяснили, как правильно нужно себя вести.

Мы зачастую настолько сильно стремимся оградить своих детей от всего, что ставим их выше всех остальных людей:

  1. Именно мы сами подаем пример поведения, когда стараемся усадить своего уже подросшего ребенка в общественном транспорте в кресло и не объясняем ему, что иногда удобное место нужно уступать тем, кто более нуждается: беременным, пожилым или людям с ограниченными возможностями;
  2. Именно мы на неприятное замечание реагируем либо потоком негатива на голову «воспитателя», либо же делаем вид, что нас это не касается;
  3. Именно мы своим примером показываем своим детям, что наши желания приоритетны.

Но мы забываем о том, что нашим детям все равно надо будет учиться жить в социуме и мириться с окружающими людьми.

Взрослые люди

И вот малыши становятся взрослыми . И теперь уже они начинают недоумевать, для чего нужны правила поведения в обществе: ведь они уже взрослые, они могут делать все, что им хочется. И начинается:

  1. Один любит слушать музыку ночами: ну, а что, это его квартира, он «имеет право». И он предпочитает не думать о том, что права соседей на тишину он грубо нарушает. Они пришли сделать замечание? Безобразие! Еще учить тут будут!
  2. Другому нужно делать ремонт. И делать он его хочет именно в выходные, с утра пораньше, или в будние дни допоздна. Что? Договариваться с соседями? Вот еще! И что, если кому-то там утром рано вставать, и что, если чьего-то ребенка он разбудит и т. п.
  3. А третий, заняв высокую должность, напрочь забывает о том, как нужно вежливо общаться с окружающими - хамство и самодурство стало уже почти неотъемлемой частью общения с подчиненными.

А где культура общения, тактичность, понимание, что вокруг тоже люди?

Заключение

Можно долго и занудно перечислять правила и нормы поведения, которые были раньше. Можно оправдывать нынешнее отсутствие культуры у людей тем, что мир изменился - и правила тоже нужно менять. Зачем нужно знать правила поведения , которые были актуальны сто лет назад? Затем, что все эти нормы учат нас уважать друг друга: разговаривать корректно и тактично, не использовать нецензурную лексику, быть добрее к окружающим, сострадательнее.

Именно этикет прививает нам первые понятия о взаимопомощи, умении держать данное слово, с заботой относиться к тем, кто слабее нас, ценить своих родителей и уважать друг друга.

Этикет - это не архаичные правила поведения людей в обществе. Этикет - это разумно выстроенное общение порядочных, тактичных и культурных людей в цивилизованном социуме. Поэтому давайте всегда будем об этом помнить.

В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Многообразные формы взаимодействия индивидуумов, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть обще ственными отношениями . Значительная часть обще‑ственных отношений характеризуется противоречи‑выми интересами их участников. Результатом таких противоречии становятся возникающие между чле нами общества социальные конфликты. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт». Норма указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Нормы могут быть разными - естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальныенормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельнос‑ти людей . Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах. В той или иной мере социальные нормы являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представ‑лений людей о добре и зле, о справедливости и не‑справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев - это правила поведения, вошед‑шие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев - это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.


Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы - это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церкви вовые нормы это права д, у новленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Различные виды социальных норм появлялись не одновременно, а один за другим, по меренеобходимости.

С развитием общества они все более усложнялись.

Ученые предполагают, что первым видом социальных норм, возникшим еще в первобытном обще‑стве были ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно - главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от ритуалов они преследовали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более глубокое влияние на психику человека.

Следующими по времени появления социальными нормами, которые являлись показателем новой, более высокой ступени развития человечества, были обычаи. Обычаи регулировали практически все стороны жизни первобытного общества.

Еще одним видом социальных норм, возникших в эпоху первобытности, были религиозные нормы. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет - фетиш. Потом человек стал поклоняться какому‑либо животному или растению - тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» - душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных - богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.

Параллельно возникновению норм обычаев и религии в первобытном обществе формировались и нормы морали. Определить время их возникновения невозможно. Можно лишь сказать, что мораль появляется вместе с человеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регуляторов.

В период возникновения государства появляются первые нормы права.

Наконец, последними по времени возникают корпоративные нормы.

Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение, и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц. Помимо этого социальные нормы характеризуются такими признаками, как процедурность и санкционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации. Санкционированность отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций.

Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими). Также различают санкции формальные (исходящие от официальных организаций) и неформальные (исходящие от неофициальных организаций). Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за выполнение социальных норм либо наказывая за отклонение от последних, т. е. за девиантность.

Девиантным (отклоняющимся) называется такое поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Так, известный социолог Э. Дюркгейм полагал, что девиация помогает обществу получить более полное представление о многообразии социальных норм, ведет к их совершенствованию, способствует социальному изменению, раскрывая альтернативы уже существующим нормам. Однако в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Причем в узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не являются преступлениями. Совокупность преступных действий индивида имеет в социологии особое название - деликвентное (буквально - преступное) поведение.

Исходя из целей и направленности девиантного поведения выделяют деструктивный и асоциальный его типы. К первому типу относятся отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.), ко второму - поведение, наносящее вред общностям людей (нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение трудовой дисциплины и т. п.).

Исследуя причины отклоняющегося поведения, ученые‑социологи обратили внимание на то, что и девиантное и деликвентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию социальной системы. Причем в условиях общего кризиса социума такое поведение может приобретать тотальный характер.

Противоположностью отклоняющемуся поведению является поведение конформистское (от лат. conformis - подобный, сходный). Конформистским называют социальное поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям. В конечном счете основной задачей нормативного регулирования и социального контроля является воспроизводство в обществе именно конформистского типа поведения.

Нормы общественного поведения

Способы мышления и поведения, принятые в данном обществе и разделяемые болыиинством его членов. Согласие с нормами общественного поведения подразумевает, что человек считает себя частью общества и подчиняется его правилам; несогласие может привести к враждебности и отчуждению.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "Нормы общественного поведения" в других словарях:

    Нормы культуры - это определенные образцы, правила поведения или действия. Они складываются, утверждаются уже в обыденном сознании общества. На этом уровне в возникновении культурных норм играют большую роль традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи и… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

    НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ - исторически сложившиеся или установленные к. л. образом стандарты деятельности, соблюдение к рых выступает для индивида и группы необходимым условием их подчинения определ. социальному целому; в системе Н. с. фиксируются определ. критерии… … Философская энциклопедия

    Состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к событиям судебного процесса, деятельности отдельных участников судебного разбирательства; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным юридически… …

    Норма социальная (социальные нормы) - официально установленные или сложившаяся под воздействием социальной практики норма и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно исторических условиях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установленные… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Юридические нормы - правила, определяющие порядок поведения людей, живущих в обществе; во всей своей совокупности, имеющей применение в данном обществе, они называются объективным правом данного общества, в отличие от субъективного права. Различают две группы норм:… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРОВ - CODE OF CONDUCT OF ACCOUNTANTSКодекс профессионального поведения бухгалтеров, принятый Амер. обществом дипломированных бухгалтеров (АОДБ) в 1988 г., состоит из двух частей: 1) принципы, обеспечивающие основу профессионального поведения;2) правила … Энциклопедия банковского дела и финансов

    Императив поведения - (лат. – повелительный) – поведенческая модель, включающая нормы поведения, безусловно соблюдаемые как внутренний самоприказ, людьми одной общности (этноса, общественной организации, учреждения, страны в целом). Это своего рода норма… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    В юридической психологии одной из основных задач считается развитие психологического потенциала коллектива работников подразделений и служб. Психологический потенциал коллектива – это совокупность социально психологических явлений, определяющих… … Энциклопедия современной юридической психологии

    Моральные нормы - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением; … Теория государства и права в схемах и определениях

    Право - совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. С помощью П. класс или классы, держащие в руках государственную … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Купить за 1092 руб
  • Избранные труды. Теория и история культуры , Георгий Кнабе. Книга посвящена проблемам истории и теории культуры. Статьи, вошедшие в сборник, писались в разное время с 1966-2001 гг. Для настоящего издания прежде опубликованные статьи перерабатывались,…

Этикет является довольно сложной наукой, которая таит в себе ряд особенностей. Главная тонкость заключается в том, что правила этикета не всегда несут абсолютный смысл. Всё зависит от места, времени и обстоятельств. Постигнув эти правила, каждый человек сможет избежать неловких ситуаций. Обзорная статья на тему "Правила этикета" даст общее представление об этом понятии. Мы поможем сориентироваться в разных жизненных обстоятельствах, когда необходимо проявить свои лучшие качества в общении и поведении.

  • Содержание:

Понятие этикета

Исторические корни самого понятия «этикет» ведут к Франции. В общем смысле данный термин обозначает совокупность закрепленных за определенной культурой требований, которые в каждой отдельной ситуации предъявляются к поведению человека.

Согласно словарному толкованию, этикет - это общепринятые правила поведения в обществе, установленные формы обхождения. Практическая сущность этикета заключается в том, что он позволяет людям пользоваться готовыми правилами поведения , манерами и формами общения с разными людьми.

Первое правило этикета


На протяжении более 40 лет ежегодно отмечается Всемирный День приветствий. Данному событию неспроста уделяется такое внимание. Дело в том, что приветствие - это первое правило этикета.

Если общение проходит с глазу на глаз, то без улыбки не обойтись. Первое впечатление оставляет глубокий след, а другого раза может уже и не быть для исправления мнения о себе. С давних времён уклонение от приветствия считается ярким примером невоспитанности.

Этикет общения

Этикет - это инструмент, который позволяет добиться желаемого от общения с близкими, друзьями или коллегами. Для этого нужно уяснить определенные правила и пользоваться ими на практике.

Любое общение должно начинаться с вежливого приветствия и грамотного обращения. Даже если беседа утомительна или не вызывает интереса, нужно проявить внимание к собеседнику. В этом случае вы обретёте его расположение и сохраните приятное впечатление о себе.

Детали мы подробно изложили в соответствующей статье, добавим лишь ещё пару слов об актуальном сегодня понятии - правилах разговора по телефону.

Телефонный этикет

Даже самый короткий разговор по телефону должен вестись в соответствии с общепринятыми правилами этикета, будь он делового или бытового характера. Сегодня практически у каждого в кармане есть мобильный телефон. Поэтому культура общения по телефону живёт и развивается в ногу со временем.

Общение всегда сближало людей, даже если это просто разговор по телефону. Такая беседа должна вписываться в рамки телефонного этикета . Важно не забывать слова приветствия и прощания, уметь чётко излагать мысли и вовремя останавливаться, давая слово собеседнику.

Нормы этикета изучаются со школьной скамьи и на протяжении жизни. Компании, заботящиеся о своей репутации, проводят даже специальное обучение сотрудников, посвящённое общению по телефону. При осуществлении деловых переговоров на карту выносится не только личный авторитет говорящего, но и имидж организации.

Человек не выходит за рамки социокультурного пространства на протяжении всей жизни. Благодаря установленным правилам поведения , он поддерживает нормальные отношения с окружающими. Это важно для каждого воспитанного человека.

Взаимное уважение можно заслужить, придерживаясь правил вежливости. Неконфликтные люди проявляют сдержанность, не допускают резкости и грубости в своём поведении. Они стараются избегать даже малейших конфликтов и нелепых ситуаций, ежедневно используя азы этикетной науки.

Истинная доброжелательность, бескорыстие, чуткость, вежливость и тактичность - главные качества человека, на которых строится хорошее поведение. Они важны на всех этапах общения и отношений. Такие качества позволят утешить душевную боль, сгладить обиду и вовсе не допустить огорчения.

Хорошие манеры

Овладение хорошими манерами обогащает душевную красоту человека. Они напрямую связаны с правильным воспитанием. Такие манеры проявляются в походке, одежде, мимике, интонации, поступках, обращении с людьми.

Культурный человек должен уметь вести себя сдержанно, скромно, тактично и внимательно по отношению к окружающим. Он должен нести ответственность за свои слова и поступки. Это ключевые качества, на которых строятся хорошие манеры. А они, в свою очередь, регулируются этикетом. В этом и заключается их тонкая связь.

В своё время Гёте сравнивал манеры человека с зеркалом, отражающим его портрет. Эти слова не потеряли смысл и актуальность в современном мире. Окружающие люди всё замечают, они судят о человеке по поведению, которое иногда выдаёт больше, чем хотелось бы. Чтобы быть на высоте, нужно не переставать следить за своими манерами.

Этикет за столом

Собираясь на торжественное мероприятие или званый семейный ужин, на романтическое свидание в кафе или деловую встречу в ресторан, важно не забыть про хорошие манеры и правила этикета за столом . Культурный человек должен их знать, чтобы не ударить в грязь лицом.

Столовый этикет обусловлен рядом особенностей и национальными традициями, но надо помнить хотя бы общепринятые правила. Культура поведения за столом серьёзным образом влияет на впечатление о человеке. Неумение правильно есть, брать еду или пить способно отвернуть от общения с таким человеком.

Современные правила этикета за столом доступны для каждого. Они раскрывают назначение и использование сервировочных предметов, регламентируют нормы поведения во время еды. Владение этой непростой наукой позволит чувствовать себя гораздо увереннее за любым столом.

Этикет в гостях


Может показаться, что гостем быть легко и весело. На самом деле, чтобы стать желанным гостем, нужно уметь красиво себя вести, то есть соблюдать гостевой этикет . Его предписания и тонкости должен усвоить каждый воспитанный человек. Недаром широко распространён термин «персона нон-грата», что в буквальном переводе означает нежеланный гость.

Нужно уметь приходить в званый час, с хорошим настроением, непустыми руками. Уходить также надо вовремя, с благодарностью за приглашение и тёплый приём. Важно уметь вести себя достойно в любой обстановке и компании.

Нормы и правила этикета

Нормы и правила этикета оттачиваются на протяжении столетий. В них вносятся изменения разными народами, которые чтят свои национально-культурные традиции. Несмотря на это, есть и общепринятые установки поведения и общения между людьми.

Каждый воспитанный человек ставит перед собой задачу не только ознакомиться с правилами и нормами этикета, но старается также следовать им. Это важная составляющая внутренней культуры индивидуума.

Основные правила этикета

Сокровищница правил этикета с развитием общества не перестаёт наполняться. В ней можно найти нормы и правила поведения на все случаи жизни. Каждый уважающий себя человек, должен знать хотя бы основные из них. В этой статье мы даём лишь обзор понятия «правила этикета», конкретные примеры вы без труда найдёте в сети.

Следование ключевым этическим правилам упрощает взаимодействие и в целом облегчает жизнь в социуме. Их соблюдение позволяет человеку показать свою воспитанность и образованность.

Правила хорошего этикета

Следовать правилам приличия совершенно не означает, что кто-то должен плясать под чужую дудку. Человек, который по-настоящему уважает себя и окружающих, будет в любой ситуации стараться придерживаться правил хорошего этикета , чтобы не причинить себе и другим людям неудобства. Для этого достаточно освоить простые и полезные правила хорошего тона. Тогда не только личная жизнь, но и окружающая действительность станет краше, добрее.

Применение правил хорошего этикета - это гарантированный успех. Они помогут быстро установить хороший контакт, вызвать правильную реакцию и в целом чувствовать себя уверенно.

Правила этикета в обществе

Человек, являясь социальным существом, должен вести себя в обществе достойно, руководствуясь правилами этикета. Они направлены на то, чтобы поведение было естественным, а не наигранным.

Искренние чувства всегда были ценны. Для их выражения каждый член общества должен стремиться к самосовершенствованию. Внутренняя гармония человека достигается при соединении высокой нравственности с образцовыми манерами, которые вытекают из правил этикета в обществе.

Этикет для девушек, мужчин, детей

Сегодня нечасто вспоминают о временах рыцарства, как благородно настоящие герои относились к женщинам. Где сейчас найти таких джентльменов? Их можно увидеть разве только на киноэкране, чем повстречать в реальной жизни. Настоящие леди тоже встречаются сегодня не часто. Девушка с утонченными манерами редкий гость в наших краях.

Дело в том, что слабый пол сегодня на равных общается с мужчинами. А представители сильного пола боятся или не умеют демонстрировать свою галантность. Гендерные различия стираются, но правила этикета для сегодняшних девушек и мужчин актуальны не меньше, чем в стародавние времена.

Тонкости изящных манер важны не только для взрослых, но и для детей. Они помогут донести правильную модель поведения в обществе. Ребёнок сможет без затруднения общаться со сверстниками, родными и незнакомыми людьми. Овладев правилами хорошего тона, дети научатся вести себя в школе, за столом, в кинотеатре. Их социальная адаптация к взрослой жизни будет происходить безболезненно.

Служебный этикет - это набор целесообразных правил, устанавливаемых в трудовых коллективах, с целью определения поведения сотрудников. Данные правила соответствуют нравственным и моральным принципам. Следование предписанным требованиям должно быть обязательным как для руководящих лиц, так и для подчинённых.


Правила служебного этикета имеют важное значение для поддержания нормального рабочего климата и увеличения производительности труда. Их выполнение имеет фундаментальное значение для стабильного и плодотворного сотрудничества с клиентами и партнёрами.

Служебный этикет предписывает требования к поведению не только внутри своего коллектива, но и при сотрудничестве с внешними субъектами. Поддерживая деловое общение с иностранными партнёрами, нужно знать их правила этикета, традиции и обычаи. Только такие взаимоотношения могут стать долгосрочными выгодными для обеих сторон.

Мы рассказали в общих чертах о правилах этикета и составляющих этого понятия для разных сторон жизни человека. Детали хороших манер в разных обстоятельствах уместно рассматривать раздельно, в подробностях, для каждой ситуации. Невозможно во всех тонкостях отразить правила поведения в одном материале. Поэтому данную статью мы считаем отправной точкой в мир этикета и будем использовать её в качестве содержания для последующих статей на эту тему.

>> Правила и нормы поведения в обществе

15. Правила и нормы поведения в обществе

Что такое социальные нормы?

Человеческое поведение, т. е. образ жизни и действий, зависит не только от характера человека, его привычек, но и от того, как он следует определенным правилам и нормам, установленным обществом. С детства мы знакомимся с правилами поведения, обычаями, традициями , ценностями. Знание норм и правил позволяет нам управлять своим поведением, контролировать его.

Нормы указывают на то, где и как мы должны себя вести. Для мужчин и женщин, для детей и взрослых выработаны свои правила поведения.

Усвоение норм и правил начинается с детских игр. Здесь все происходит как бы понарошку. Тем не менее, играя всерьез, ребенок придерживается определенных правил.

Приобщаясь к миру взрослых в игровой ситуации, осваиваются правила поведения и социальные нормы.

Игра является способом познания норм и правил взрослого общества. Игры в «дочки-матери», «врача и пациента» моделируют мир взрослых. По существу, в руках у ребенка не кукла-мать или кукла-врач. Они управляют взрослыми существами, расставляя их в таком порядке, как они, дети, считают правильным, заставляют говорить то, что они считают нужным сказать. Девочкам, играя в «больницу», нужно проиграть роли больного и врача, расспросить о здоровье, прописать лекарство, поухаживать за пациентом и попытаться его вылечить. Играя в школу, участники игры выполняют роли учителя , директора школы, ученика, родителя. Они требуют от учеников выполнять определенные правила поведения на уроке, на перемене, в столовой и т. д.

Через игру подросток входит в мир взрослых, где главную роль выполняют запреты и разрешения, требования, правила поведения, обычаи и традиции, одним словом - социальные нормы. В обществе существует множество видов социальных норм.

Обычаи и традиции

Слово «обычай» пришло из обыденной жизни. Это привычные формы поведения людей в повседневной жизни. Привычки - это установившаяся схема поведения в определенных ситуациях. Образ жизни создается нашими привычками. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Таковы привычки чистить зубы по утрам и вечерам, здороваться, прикрывать за собой дверь и т. д. Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но есть так называемые вредные привычки: громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти. Они свидетельствуют о плохих манерах человека. Манеры - это внешние формы поведения человека. Они основаны на привычках и получают положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры отличают людей воспитанных от невоспитанных. Хорошим манерам необходимо учить. Опрятно одеваться, внимательно выслушивать собеседника, уметь вести себя за столом - все это повседневные манеры воспитанного человека. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а вместе - этикет. Этикет - это принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Особый этикет существовал при королевских дворах, в светских салонах, дипломатических кругах. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы.

Социальные нормы - это правила, установленные в обществе и регулирующие человеческое поведение.

Большое значение в жизни общества имеют обычаи. Обычай - это традиционно установившийся порядок поведения. Обычаи присущи широким массам людей. Обычаи гостеприимства, празднования Рождества и Нового года, уважения к старшим и многие другие берегутся народом как коллективное достояние, как ценности. Обычаи - одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Поведение человека, нарушающего обычаи, вызывает неодобрение, порицание.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиция - все то, что унаследовано от предшественников.

Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, вкусы, взгляды. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие - в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединительным началом.

Обычаи и традиции сопровождаются обрядами. Обряд - это совокупность действий, установленных обычаем. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни. Они могут быть связаны с рождением человека, крещением, свадьбой, помолвкой. Обряды сопровождают вступление человека в новую сферу деятельности: воинская присяга, посвящение в студенты. Со смертью человека связаны такие обряды, как погребение, отпевание, поминки.

Нравы и законы

Нравы - особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Они отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. От слова «нравы» происходит «нравственность» - этические нормы, духовные принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни общества. Латинское слово moralis в переводе означает «нравственный». Нравы - это обычаи, имеющие моральное значение, формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. Во всех обществах считается безнравственным оскорблять старших, обижать слабого, унижать инвалида, нецензурно выражаться. Особой формой нравов является табу. Табу - это система запретов на какие-либо действия, слова, предметы. В древних обществах система таких запретов определяла правила жизни людей. В современном обществе табу на кладывается на осквернение национальных святынь, могил, памятников, оскорбление чувства патриотизма и др.

Нравственность опирается на систему ценностей .

Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, гражданственность. Они служат эталоном и идеалом для всех людей. Для верующих людей в обществе существуют религиозные нормы - правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные церковью.

Поведение людей в обществе регулируется также с помощью правовых норм. Они закрепляются в законах, издаваемых государством, и четко определяют границы поведения . Нарушение законов влечет за собой определенное наказание. Законы общества защищают самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, государственную тайну, человеческие права и человеческое достоинство, собственность.

Подведем итоги

Человеческое общество не может существовать без определенных правил и норм. Нормы поведения, существующие в обществе, обычаи, нравы, религия, право регулируют жизнь и взаимоотношения людей, сплачивают общество и поддерживают общественный порядок.

Проверьте свои знания

1. Объясните значение понятий: «социальные нормы», «обычаи», «нравы», «этикет», «религиозные нормы», «правовые нормы».
2. Приведите примеры таких форм поведения, как привычки,традиции, нравы.
3. Для чего нужны в обществе законы ?

Практикум

1. Используя знания по истории Древнего мира, подготовьте сообщение «Как появились нормы жизни и поведения людей в обществе».
2. Объясните взаимосвязь нравственных позиций члена общества: «Я хочу!», «Я могу!», «Я должен!».

Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание : Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки