Несколько криминальных историй из жизни бомжей. Один день из жизни бомжей (30 фото)

«Был декабрь, погода ужасная: холод, ветер, мокрый снег. Как говорится, даже собаку на улицу не выгонишь. И вот к нам в магазин заходит бомж. Просит разрешения немного погреться. Укутан в непонятные грязные тряпки, ну как француз, бегущий из Москвы 1812 года. Вместо пальцев на руках какие-то гниющие обрубки или раны, не знаю, я не приглядывалась, страшно было смотреть. Вонь, конечно, от него дикая. Покупатели, ясное дело, заходят в магазин и тут же разворачиваются. Потому что невозможно рядом с бомжом не то чтобы рядом, даже в трёх метрах стоять! И мне жалко бомжа ужасно, он замёрзший такой, несчастный. Погибнет человек. С другой стороны, какая тут может быть торговля, когда бомж в магазине? А вдруг он заразный? Начальство, опять же, нас же и накажет за милосердие. Выгнали мы его, стиснув зубы, в холод и снег. До сих пор вспоминаю. И стыдно, и страшно ».

Рядом с нашим миром тёплых квартир, работы с ежемесячной зарплатой, относительной безопасности, сытости и стабильности существует параллельная реальность. Мир бездомных и беспризорников. Время от времени наши реальности пересекаются.

Мы проходим мимо, отворачиваясь, покрепче держа кошельки, и стараемся побыстрее забыть. Подаём мелочь или сигарету. Пытаемся помочь и вызываем «Скорую помощь». Зайдя в вагон, где спит бомж, зажимаем нос и садимся подальше. Если бомж обосновался в нашем подъезде, вызываем полицию.

Видео: Как живут бомжи

При виде бомжа мы испытываем противоречивые чувства. Стыд и вину, потому что не можем и не хотим помочь. Жалость, потому что перед нами человек. Отвращение и боязнь чем-нибудь заразиться. Недоумение: как такое могло случиться с человеком? Презрение: сам виноват, что докатился до такой жизни! И самое главное, страх — только бы подобного не случилось со мной! Поэтому мы стремимся свести к минимуму наше столкновение с непредсказуемой и пугающей реальностью бомжей. Спешим забыть и вернуться в свой приличный, отлаженный, понятный мир.

Бродяжничество имеет долгую историю. Иисус Христос, в сущности, был бомжом. В Евангелии от Матфея чёрным по белому написано:

«..лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову».

На Руси существовали юродивые, которые скитались по городам, жили на подаяние и пользовались общественным уважением. РПЦ почитает 36 юродивых. Храм Василия Блаженного воздвигнут в честь бродяги, который ходил абсолютно нагим. Среди современных бомжей существуют своеобразные наследники юродивых (единицы, конечно). В Кемерово, к примеру, живёт 62-летний Леонид Коновалов, который снял философское кино про себя и жизнь и отправил его на Каннский фестиваль. Фильм проходит отборочный тур. В апреле бомж ждёт приглашение в Канны.

Государство с бродягами, как правило, борется. Потому что бомж — существо с государственной точки зрения лишнее и вредное. Пользы и денег в казну не приносит, а для общества представляет реальную опасность. В Царской России бродяжничество (неспособность или нежелание указать своё истинное звание и место жительства) считалось уголовным преступлением. Бродяг приговаривали либо к 4 годам исправительных работ, либо к ссылке в Сибирь. За ложные показания полагалось 30-40 ударов розгами. Бездомных стариков и инвалидов помещали в дома призрения.

С одной стороны, хороший закон. Прямо по пословице «Кто не работает, тот не ест». С другой стороны, Бродский, Нобелевский лауреат, получил по этому указу 5 лет тюрьмы (да, это был политический процесс, но факт остаётся фактом). Действовала статья 209 УК, по которой за систематическое бродяжничество и тунеядство могли посадить на 2 года. Благодаря этой статье в Петербурге существует легендарная котельная «Камчатка» и песня Гребенщикова «Поколение дворников и сторожей».

(кадр из фильма «Рок»)

После развала СССР количество бомжей, особенно в мегаполисах, резко возросло. Ряды бездомных пополнили жертвы финансовых пирамид, приватизации и прочих реформ лихих 90-х, а также те, кто не смог приспособиться к условиям нарождающегося капитализма. Конституция РФ, в отличие от советской, не гарантирует россиянам ни жилья, ни работы. Капитализм всё-таки. Бродяжничество и тунеядство не считается ни уголовным преступлением, ни административным правонарушением.
Свобода личности соблюдена. Хочешь жить на улице — пожалуйста. Не хочешь работать — да ради бога. Цою и Бродскому в современной России жилось бы вольготно. С другой стороны, государству в прямом смысле плевать на весьма значительную часть граждан, погибающих на улицах.

Да, функционируют приюты для бездомных. Например, в Петербурге и в Москве работают около 20 приютов на 60 человек. При этом количество бомжей в России по официальной статистике приближается к 4 миллионам. Полиция против бомжей бессильна. Всё, что может сделать полицейский, — это отправить бомжа в спецприёмник и выдать ему документы, а иногороднего выслать. Никаких внятных государственных программ работы с бездомными не существует. Фактически, бомжами не занимается никто, кроме редких благотворительных и волонтёрских организаций.

С точки зрения среднестатистического налогоплательщика, бомжи — несомненное зло. Бомж — существо асоциальное и, как я уже писала выше, опасное для общества. В городах бомжи ночуют в подвалах и становятся причиной пожаров. Бомжи едят собак в и кошек, в том числе и домашних. Половина бездомных в России — бывшие зэки. Часть — потенциальные заключённые, которые скрываются от полиции. Многие промышляют воровством, дело доходит и до убийств. Наконец, бомжи — переносчики опасных заболеваний.

«…бездомные болеют педикулезом, чесоткой, различными видами грибковых заболеваний. А еще, пообщавшись с бомжем, можно подхватить любую инфекцию, передающуюся через дыхательные пути, в том числе и туберкулез. Но чтобы заразиться всем перечисленным, надо вступить в непосредственный контакт с инфицированным бродягой, например, в давке в общественном транспорте. Правда, наиболее «популярными» среди бомжей чесоткой и педикулезом можно заболеть, и не контактируя напрямую с зараженным. Вши, особенно если их много, остаются на сиденьях и скамейках, а чесотку можно «получить», подержавшись за поручень» (Григорий Останин, начальник Московского центра дезинфекции)

(бомжи в Казани на главной площади)

Усилия волонтёров, благотворителей и полицейских зачастую оказываются тщетными. Среди бомжей немало тех, кто сознательно выбрал жизнь на улице и не собирается от неё отказываться.

«Бродяжничаю я уже давно - лет пять. И не потому, что на какую-нибудь «пирамиду» попался, квартиру продал, деньги все потерял. У меня и квартира, и машина, и работа нормальная были. Семья, дети - все чин по чину. Только вот… свободы, что ли, не хватало. Вечно вокруг: «делай то, не делай этого», на работе - начальник, дома - жена. В общем, надоело все, я взял и ушел. С мелочью в кармане дошел до вокзала, сел в первый попавшийся поезд и - поминай как звали. Я до того дня всего один раз из своего города выбирался: летом на юг. А теперь всю страну объездил. Домой? Нет, не тянет. Я хорошо живу: найти какую-нибудь работу на один день, чтобы на еду заработать, везде можно. Да и «свои» всегда помогают: у нас люди отзывчивые. А самое главное: я никому не должен и мне никто не должен, как хочу, так и живу ».
Часто случается так, что бомжа накормят, отмоют, пристроят за счёт бюджета, а он снова возвращается на насиженное место — на вокзал или в подвал. Не хочет расставаться со свободой, которую даёт бродячая жизнь. Ведь, как ни крути, в жизни на улице есть свои преимущества. Бомж думает только о себе, не имеет никаких обязательств, не несёт никакой ответственности и не подчиняется никаким законам. У бомжа нет начальников, нет рабочего графика, он волен делать всё, что захочет. Многим нравится жить на улице. К слову, 90% бездомных вполне трудоспособны. Они просто не хотят работать.

В 2007 году в Думу был внесён законопроект о регулировании вопросов бродяжничества и решении проблем бездомных. Законопроект предлагал обязать бездомных регистрироваться и проходить регулярные медосмотры. За отказ от регистрации предполагалось давать 10 суток, злостных нарушителей могли упечь в спецучреждение. Закон раскритиковали: во-первых, о какой регистрации может идти речь, когда у 70% бродяг нет даже паспорта? Во-вторых, бомж, каким бы опустившимся он ни был, всё же человек. Принудительное лечение, а тем более заключение за бродяжничество, которое преступлением не является, — это нарушение прав человека. Если бомж выбрал жизнь на улице, он имеет на это право.

Гуманные граждане выступают против возвращения уголовного наказания за бродяжничество. Они считают, что принудиловкой ничего не решишь. Нужна комплексная государственная программа по реабилитации и социальной адаптации бомжей.

«От бездомных нельзя избавиться! Им надо оказывать помощь, поддерживать на пути к нормальной жизни. И одной бесплатной похлебкой эту проблему не решишь. Нужны большие денежные вливания, спонсорская помощь. Богатые должны начать помогать бедным» (Константин Казанцев, директор Дома ночного пребывания)

Радикально настроенные граждане выступают за решительную борьбу с бомжами на государственном уровне. Гуманность и терпимость по отношению к бомжам, вроде уважения их прав, — палка о двух концах. Во-первых, государство обязано прежде всего защитить законопослушных граждан от социально опасных бездомных. Во-вторых, уважать право бомжа на бродячую жизнь — это значит позволить ему погибать на улице от холода, голода или в результате расправы товарищей по несчастью. По статистике, средняя продолжительность жизни бродяги на улице 3-5 лет. Довольно негуманно не замечать, как умирают тысячи людей. В-третьих, реабилитация и адаптация армии бездомных — это миллионы рублей. Вся финансовая тяжесть подобной государственной программы снова ляжет на плечи налогоплательщиков. В-четвёртых, что делать с теми, кто не желает адаптироваться? Кормить бесплатно?

«О каких правах вы говорите? Бомжи давно потеряли человеческий облик. Это уже не люди, а какие-то человеческие обломки! Собрать всех, отмыть, вылечить и заставить работать!».

«Сажать их надо! Или высылать за 101 километр как было в СССР. В Сибирь, вон сколько деревень пустует».

«ненавижу бомжей!!! отстреливал бы как бешеных собак!! фашисты, чтобы не говорили были не дураки, всех бомжей и алкоголиков собрали и отправили строить дома и мосты».

«К сожалению, мы не имеем лицензии на отстрел бомжей, а других законных способов справиться с ними сегодня нет».

Михалев, правда, потом заявил, что это он так неудачно пошутил.
Гуманисты возражают: среди бомжей много таких, кто оказался на обочине жизни не по своей воле. Человек без документов и пресловутой прописки практически не имеет шансов найти вменяемую работу и жильё. Всё по пословице «без бумажки ты – какашка». Многие люди становятся бездомными по вине государства . В прошлом году, например, по судебному решению было выселено из своего жилья 20 827 человек, без предоставления другого жилого помещения. Отсутствует нормальная система социальной адаптации бывших заключённых. В результате армия бездомных регулярно пополняется зэками, готовыми на кражи и убийства.

Осенью этого года в Петербургском ЗАКСе рассматривали законопроект о создании специальных режимных поселений для бомжей. Планировалось организовать общежития где-нибудь в Вологодской области, предоставлять работу и т.д. Правда, никто не задумался о том, понравилось бы жителям Вологодской области это сомнительное соседство. К слову, подобные приюты для бездомных уже существуют в США. При этом количество бродяг в процветающей Америке не сокращается. По официальным данным, в Штатах примерно 3.5 млн. бомжей. Немногим меньше, чем в России. Достаточно бродяг и в сытой-обутой Европе.

«Бездомные - это особая культура, которая присутствует не только у нас, но и в более богатых странах. Бездомным нравится такой образ жизни, им комфортно. Я не сторонник того, чтобы государство вмешивалось в этот процесс. Надо просто формировать культуру в обществе» (Игорь Чернышев, член Совета Федерации по социальной политике)

Я думаю, что одним формированием культуры в обществе от бомжей не избавишься. Радикальные меры по отношению к бомжам могут решить проблему. Но будем честны: в современной России с её законодательной системой и коррупцией бомжом может стать любой гражданин .

Видео про бомжей живущих в России:

Десятков встреченных и опрошенных «бутылочников» не оказалось ни одного бомжа. Все они имеют свое жилье, пожилые получают пенсию, те же, кто помоложе, пытаются получать и пособие по безработице. Бутылки – их приработок. Но эти люди часто с бездомными сталкиваются. Они и подсказали, где в Чернигове обитают бомжи. Мужчина лет сорока, звеня стеклотарой, на ходу сообщил, где искать ночлежки:

– Вы не увидите бомжей днем на улице. Они прячутся и не хотят попадаться людям на глаза. Попробуйте сходить в район возле речпорта, там такой публики сколько хотите. Есть там дома заколоченные, в них они и обитают. У людей живут, которые пускают.

Другие подсказали, в каких районах бездомные появляются в подвалах, на чердаках, разбитых гаражах, заброшенных домах и на дачах …

На природе и под мостом

Рыбаки и дачники, блуждая в пригородных рощах, иногда неожиданно натыкаются на землянки и шалаши, в которых обитают бездомные. Из любви к природе или не выдержав конкуренции с другими претендентами на городские жилища, а может, и по причине своего криминального прошлого, бомжи устраивают свои жилища вдали от людей. Из леса в город всегда можно попасть, а близость многочисленных огородов дает возможность не остаться голодным. Люди встречали такие шалаши и под Гончаровском, и в посадках близ станции Левковичи. Живут бездомные и в пригороде Чернигова.


– Я по грибы ходил в рощу возле Десны. Наткнулся возле озера Цыганка на настоящий блиндаж! – рассказывает черниговчанин Сергей. – На дереве рукомойник, тазик стоит, кастрюли, казаны. Только вы не ходите, там могут оказаться бичи такие, что и прибьют. Да и не найдете сами, а я не поведу.

Однако место поближе, где часто отлеживаются бездомные, мне все-таки показали. Чтобы добраться к нему, пришлось подняться на насыпь Пешеходного моста и спуститься к месту, где арка соединяется с основанием. Передвигаться по скользким бетонным плитам нужно аккуратно, иначе можно на «пятой точке» съехать вниз к самой реке. Оказывается, вдоль всего моста идет технологический туннель. В него можно попасть через люк, который снаружи нигде не виден. Внутри вполне просторно, можно укрыться от ветра. «Комнат» под мостом много, только все они проходные. Судя по оставленным следам, люди здесь бывают часто.

В заброшенных домах

На Кавказе (район Речпорта) можно найти несколько пустующих, но вполне пригодных для проживания, домов. Но и здесь бродяг не оказалось.

Со слов одной из жительниц улицы Новой я узнал, что в пустующих домах действительно периодически поселяются бомжи. Однако несколько лет тому здесь произошло убийство, а в одном из таких домов возник пожар. Обгорелые руины уже снесены. Теперь на этом месте пустырь, а бездомные стали скрываться.


Оказалось, часть из них теперь перебралась поближе к центру, где тоже сохранилось много одноэтажных ветхих домов. Бомжа, назвавшегося Виктором, я нашел в разрушенном здании возле Центрального рынка. Он отдыхал прямо на полу среди разбросанного мусора, подстелив под себя старые картонные коробки. Тихо и незаметно. Так, что даже граждане, забегавшие в трущобу, чтобы справить свою срочную нужду, его не замечали. Опухшая физиономия и далеко разносящийся амбре свидетельствовали о пристрастии Виктора к спиртосодержащим жидкостям. Его колотило. Опираясь синюшными руками о стену, он с трудом шаркал по комнате. К сожалению, даже пиво не помогло ему придти в себя. Он не смог вспомнить ни свой возраст, ни даже то, чем занимался накануне. Лишь бормотал, что он из Тулы, когда-то был в интернате. Страх, что за ним пришли из милиции, заставил его вспоминать имена «знакомых ментов».

– Что мне делать, куда деваться? – постоянно взывал Виктор во время расставания.

Этому человеку нужна срочная помощь. Еще немного – и он совсем пропадет.

Не все бродяги позволяют себе дойти до крайней точки, после которой наступает конец. Большей части все-таки удается выживать и даже радоваться жизни. В одиночку на улице сложно, поэтому они часто разделяют свой быт с другими такими же товарищами по несчастью. Вдвоем легче и пищу найти, и за себя постоять. Случись захворать, друг поможет выкарабкаться.

На Центральном рынке я познакомился с двумя неразлучными товарищами Аркадием и Александром (за достоверность имен не ручаюсь). Наверное, в Чернигове нет бомжа «со стажем», большим, чем у Александра – 27 лет (с 1984 года)! Аркадий бродяжничает с 2005 года, считает себя самым «крутым» бомжом. Он торгует на рынке старыми вещами, пластиковыми бутылками и мешками. Гордится, что больше его никто в городе не зарабатывает. В хороший день ему случается выручить до ста гривен!


Базарный день подходил к концу, на улице набирал силу морозец, а идти домой они не торопились. Поэтому приятели согласились поведать о некоторых деталях своей жизни, согреваясь с помощью бутылки водки прямо на тротуаре.

– В подвале живем, – ответил Аркадий на вопрос о месте их обитания. – Только приходить туда нужно после темноты, а уходить – когда все жильцы дома еще не проснулись. Если заметят, что мы там живем, запросто выгонят.

Неудивительно, что оба наотрез отказались показать свое жилище. Появись такая возможность, они охотно воспользуются услугами социальной ночлежки.


– Ходил я по адресу объявленного приюта для бездомных. Но оказалось, что он все еще на ремонте, – рассказал о своих скитаниях Александр. – Обещают открыть к концу года. А зиму, слава Богу, мы уже почти пережили. Добрые люди нам помогают, как могут. Бывает, поделятся старой одеждой, покормят. Обедать мы регулярно ходим на Екатеринку, там в палатках раздают еду для нищих. Можно походить по черниговским кафе и попросить с черного хода ненужной еды. Чаще всего не отказывают, но иногда и по морде дают!

Достается скитальцам и от «малолеток». Просто так, ради забавы, они могут избить бездомного, разбить пустую бутылку, которую он осмелился попросить, на его голове. Много раз приходилось Александру зашивать разбитую голову, а однажды он даже обращался в больницу с распоротым животом. Бывал и свидетелем убийств бомжей в подвалах, чудом спасся сам.


Каждый бездомный имеет целый букет хронических болезней. Но о том, чтобы лечь в больницу, не может быть и речи! Медики первую помощь оказывают, но на стационар не принимают – нужны деньги.

– Не верьте тому, что в больницах есть места для бомжей! – убедительно воскликнул Александр. – Я эти больницы все исходил. Везде за всё требуют деньги!

Не самые лучшие отношения у бомжей и с органами правопорядка.

– Милиционеры гоняют сильно, – продолжил Александр. – Ещё и бьют! Люди в погонах не раз обыскивали, искали колюще-режущее оружие. Залезали и в карманы, но оружия не находили. Зато все деньги забирали себе.

Наговорившись, мы прошли в гости к Сашиным соседям. Хозяева оказались дома и охотно приняли угощение. Удалось сфотографировать интерьер их жилища, пока товарищи обсуждали свои планы. Ночлежка располагалась в разбитом гараже без одной стены, но с крышей. У входа – кострище, там хозяева иногда готовят себе пищу. В этой трущобе, закутавшись в несколько одеял, спят два человека и собака. Пес охраняет их «пещеру», а в лютые морозы помогает согреться.



Разрешите представить – Радик Гаримянович со страшной фамилией Басаев, 45 лет. Обыкновенный провинциальный бомж с солидным «профессиональным» стажем. Проживает в городе Орск, Оренбургской области. Человек хреновой судьбы, не сумевший побороть свои слабости и опустившийся на такое дно, с которого уже не поднимаются. Сегодня модно показывать свой день: когда проснулся, как позавтракал, как ехал на работу, чем занимался. У Радика нет возможности самостоятельно запечатлеть свой день, да и мысль такая ему не приходила, однако, когда я объяснил свой замысел, в его глазах загорелся огонек и он воодушевленно сказал: «Это хорошо, это правильно браток! Напиши, чтобы люди не повторяли моих ошибок». К сожалению, у меня не было возможности сфотографировать весь день этого человека, уж больно нетороплив распорядок бездомного, поэтому большую часть записываю с его слов. Итак, первой фотографией принято показывать часы на дисплее сенсорного мобильника, но, как вы понимаете, у Радика нет не то что мобильника, но и обычных наручных часов (они ему просто не нужны). Встает Радик рано:
Вот так выглядит его спальное место:
(Там, за оградкой, на картоне и тряпках обычно спит Радик) - Как дождик, я в подъезд уйду. Не везде пускают, но я хожу откуда не гонят. Вместо завтрака пара глотков спирта, который Радик покупает в соседнем общежитии. Пьет интеллигентно, только разбавленный. За чакушку нынче просят 17 рублей, а за «флЭкон» (как на английский манер говорит наш герой) 35 рублей и ни каких запретов на продажу в ночное время. Забегая вперед, скажу, что к спирту он прикладывается регулярно, и он для него является благом куда как более необходимым, чем еда.
Подкрепившись таким образом, Радик берет свои костыли, с трудом поднимается на ноги и идет на «пенек»:
«Пенек» - это место на крыльце перед продовольственным магазином. Здесь он проводит большую часть времени, собирая подаяние. На вопрос сколько дают, отвечает: «Хватает. Всегда по-разному. Какое у людей настроение». Наш герой - настоящее бедствие для администрации магазина. Сначала они активно боролись с его присутствием: прогоняли, но он возвращался, вызывали милицию, но те приезжали и тоже ничего не могли поделать. А куда его девать? Приюты переполнены, да и не нужен он там никому. В итоге, в этой длительной борьбе победил Радик. Сейчас с ним смирились и уже не гонят, правда и внутрь не пускают. В связи с этим у него большая проблема – как купить сигареты. Он сидит на ступеньках и просит прохожих: «Браток! Помоги! Вот возьми деньги, купи мне пачку «Оптимы» красной!». Большинство отказывает, но кто-нибудь сердобольный всегда находится и выручает. Символично, но магазин возле которого он дежурит называется «Фортуна».
Когда наступает время обеда, Радик поднимается и идет в Чкаловскую больницу, там дают бесплатные обеды: Ходит он очень медленно и с большим трудом. Виной тому случившийся пять лет назад инсульт, который здорово ударил по ногам и предопределил его дальнейшую судьбу. Дело в том, что Радик не просто бомж, а бомж-одиночка. Остальные городские бездомные живут группами, так безопаснее, так проще зарабатывать и веселее пить. Радика в компанию не принимают, так как он не работоспособен и толку от него нет, правда и сам он от местных бомжей не в восторге: - Крысы они в основном. Вурдалаки такие конкретные. Я их к себе не подпускаю, не общаюсь. Один раз прохожий на улице упал, приступ у него случился эпилепсии, а бомж подошел и все карманы обчистил. Если б я ходил бы нормально, я бы его избил, собаку. Сам Радик бомжует с 2002 года, с тех пор как вернулся из тюрьмы. - Вот с тех пор как робот, хожу, брожу, уже не человек. Аллах меня наказывает. А наказывать есть за что. - За что сел? - Сто вторая... - Это что такое? - Трупозвон... - Убил кого-то? - Да, человека. - По-пьяни? - Нет. Трезвый я был.
Дальше Радик рассказывает на мой взгляд весьма сомнительную историю, которая больше похожа на песню Высоцкого: Иду с дружком, гляжу стоят, Они стояли молча вряд, Они стояли молча вряд, Их было восемь! - Ночью шел, часа два было. Мост через Елшанку, где ЮУМЗ. Они навстречу. Я потом пересчитал, их шестнадцать было! Ну, я к перилам прижался, они спрашивают: "Закурить есть? А может денежки есть?" Ну, я одному всандалил, а остальные разбежались. С правой руки, прям под сердце попал. Ножом..., - Радик замолкает, а потом, спохватившись, почти кричит, - Но я не уходил никуда! Тогда ведь сотиков не было, я остался, думал, может кто с работы будет возвращаться, скорую вызовет. Остался я, не уходил! Тут меня менты и приняли, двенадцать вхреначили. В красноярском крае сидел, кочегаром был. Мне нравилось! Я даже уходить не хотел. А потом вернулся и...
(То самое место) - Семья то у тебя была? - А как же! Жена и дочка. Дочка меня ищет, - тут опухшие глаза Радика принимают мечтательное выражение, - она взрослая стала, красивая говорят, высокая... Институт окончила! Правда, замуж пока не вышла. Пока. Видно, что тема дочери - это единственное, что хоть как-то трогает его измотанную, загрубевшую душу. Он замолкает, а потом тянется запазуху и достает уже знакомую бутылочку из-под йогурта: - Опохмелиться нужно... Выпив, он закуривает и возвращается в свое прежнее состояние. - Город тебя поддерживает? Почему в приют не идешь? - Я хожу иногда, но там так: полежал и освобождай койку. Нужно в другой идти, а мне ходить тяжело, ноги дешевые. Да, и работать там нужно, а какой из меня работник? Я сам себя еле-еле волочу! Так, только курить могу и чай пить. - Тяжело или привык уже? - Привык вроде, куда деваться. Жить все равно хочется, хотя, понятно, что на Майке моя родина (имеется ввиду городское кладбище в пос. Первомайский). - Спасибо Медведеву! - неожиданно выдает Радик. - Медведеву? За что? - Поддерживает нас, вот за что! - Это как? - Да, вот так, поддерживает, браток. Хожу на Чкаловскую, пожрать дают. Мне от него ничего не надо. Он хоть не как горбач, тот настоящий урод... На этом наш политический дискурс был исчерпан. - Квартиру куда дел? Проиграл? - Нет, ты что! Жене оставил. Все оставил, даже шмотки. Я такой человек, понимаешь... - Менты тебя не обижают? - Нет, что ты! Менты меня знают, молодцы, пацаны! Здороваются, как увидят. Один мент, Ринат, мне вот, костыль новый подарил! - Радик хвалится костылем, - этот у меня давно уже, а вот этот он, Ринат подарил. Хороший мужик! - Когда война была, оренбургские на рейды приезжали, вот они меня прессовали. Как увидят фамилию, первый вопрос: "Ты Шамилю случайно не родственник?" Да, я бы его сам зарезал! - Ты сам как думаешь, почему у тебя так жизнь сложилась? - Молодой был, глупый... Играть начал сразу после перестройки, вот и проиграл. - А после тюрьмы почему опустился? Что тебя сломало? Радик безнадежно машет рукой. Как тут объяснить?
- Как думаешь, что с тобой дальше будет? Надеешься на что-нибудь? - А что будет? До утра бы дожить, и то хорошо. Мне, браток, немного осталось, я же понимаю. Жил как собака, так и сдохну под кустом. Радик тяжело поднимается на ноги и уходит с "пенька":
Пройдя пару метров, он вдруг подходит к стене и, не смущаясь прохожих, расстегивает ширинку и мочится себе под ноги, попадая на штаны и ботинки:
Честно расплатившись с Радиком за интервью, я направился к машине, но меня остановил вот этот человек: - Здравствуйте, - поздоровался он, - а вы из какой газеты? - Здравствуйте, это материал для интернета. Человек со знанием дела покивал головой. - Это Радик, - сказал он, показывая на моего собеседника, - он в наше общежитие частенько за спиртом приходит. Колоритная личность! - А вы, значит, его знаете? - Знаю, как же. Больной он совсем, даже жалко. У них, у пьяниц здоровье совсем плохое. У меня жена пьет много лет, ничего не могу поделать. Уходит из дома и пьет. А когда возвращается, на нее смотреть страшно. Раны открылись на ногах и не затягиваются, гниют. - Здесь место хорошее, - говорит он, показывая на "пенек", - я и сам здесь раньше стоял. Не попрошайничал, а двери покупателям открывал. Хорошо зарабатывал! Бывало за два часа 300-400 рублей давали!, - говорит с радостью, так как будто работал какоим-нибудь топ-менеджером (да, и то, сомневаюсь, что многие из топов с такой интонацией говорили бы про свою работу), - Потом, правда, уйти пришлось, тут мафия решает кому стоять, а кому нет. Я и не стал связываться. Я с любопытством смотрю на этого человека, и понимаю, что он здесь появился не случайно. Вот живой и своевременный пример человека, у которого тоже сложная судьба. Одет просто, но чисто. Рубашка свежая, сам подтянут, говорит быстро, четко, что после Радиковского мычание звучит почти как музыка. Спрашиваю как его зовут и прошу сфотографировать. Алексей, почувствовав себя спокойнее, вдруг говорит: - Простите, а можно вам вопрос задать? Это не просто вопрос, а тест на интеллект. - Задавайте, - говорю. - Такой вопрос: а вы умеете ходить вверх головой? - Умею, я всегда так хожу. - Ух ты! - совершенно по-детски удивляется Алексей, - а когда меня спросили, я неправильно ответил! Долго еще понять не мог в чем тут подвох! Алексей радостно смеется и жмет мне руку, мы прощаемся, пожелав друг другу здоровья. Я уезжаю, а Радик остается сидеть на "пеньке". Нет смысла дальше фотографировать его день. Посидев еще несколько часов, он купит в общежитии самогонки и, залив глаза, уснет под родным кустом.

Мы довольно часто видим бездомных, проходим мимо и даже не задумываемся, что толкнуло их к такой жизни, как становятся бомжами. Определенное количество таких граждан, живущих без дома и крова, есть практически в каждой стране.

Неудовлетворительная картина

Так в чем же причина такого стечения обстоятельств? Ведь при желании каждый может найти себе какую-то работу и обеспечить хотя бы самые скромные условия проживания. Тем не менее многие люди умирают на улицах, мерзнут в снегу зимой или попадают под колеса автомобилей.

Как люди становятся бомжами, если вокруг столько возможностей развиваться, приносить благо себе и окружающим в гуманном обществе, которое строят в 21 веке? Журналисты тщательно исследовали эту тему. Люди часто предпочитают не замечать подобных явлений из-за своей безнравственности и безразличия. Куда проще пройти мимо по своим делам.

Рассматривая жизненный путь каждого из них, можно проследить причины, которые привели к такому результату. Есть те, кто сам загубил свою жизнь, есть обманутые или жертвы стихийных бедствий, например лишившиеся жилья из-за пожара.

Журналисты, общавшиеся с ними, узнавали информацию о тех семьях, которых выгоняли за порог квартиры начальники предприятий. Также многие страдают от деятельности чёрных риелторов. Бывают старики, которых выгоняют дети. Чтобы понять причину, лучше спросить у самих нищих, как становятся бомжами. Истории их многое объясняют.

В поисках укрытия

Когда приходит зима, мы видим этих людей все меньше. Как правило, они отправляются на технические этажи подъездов жилых домов. Жителям это не нравится, и они вызывают полицию, которая не имеет четкого представления о том, что с ними делать. Как правило, это граждане, зараженные туберкулезом и венерическими заболеваниями, так что их не очень хотят везти в участок. Так что их выгоняют на мороз - и все.

С наступлением весны они снова чаще появляются на улицах и какой-то прохожий, видя их, задумается, как становятся бомжами. Об этом отчасти можно судить, ознакомившись с историей Ващенко Николая.

Этот человек просит не на выпивку, а возможности заработать, берется за любое дело: убирает и подметает улицы, лишь бы не умереть с голоду. Он родился в Нюрбе в 1978-м, не знает имен родителей, только то, что они были алкоголиками. В пять лет он был выкинут ими на улицу. Там его подобрала добрая женщина и отправила в верхневилюйский детский сад. В 10 лет он оказался в интернате в Мохсоголлохе. У мальчика была сестра, умершая от удара ножом. Преступника посадили. Также есть брат, но Николай не знает о его судьбе.

Запоздалое снисхождение

Читая такие истории, понимаешь, почему люди становятся бомжами. Когда человек, убивший его сестру, освободился, от него пришло известие о том, что Ващенко разыскивается семьей, которая являлась довольно состоятельной на тот момент, могла позволить своим детям обучение в Америке и Китае. Несмотря на возможность улучшить свою жизнь, нищий отказался от помощи родственников. Не позволила гордость из-за подлого поступка, который они осуществили по отношению к нему в детские годы. Вот такие бывают истории о том, как становятся бомжами.

Психология подобных людей надломлена, им очень тяжело вернуться к нормальной жизни, если с самого детства они видели только упадок. Иногда мужчине помогают люди. Он страдает от зрительной галлюцинации. Пытался обращаться в больницу, получить направление на лечение. Ему сказали обратиться к психиатру. Николай не отказывается от работы, нанялся сторожем. Поскольку у него нет туберкулеза, это повышает его шансы на то, чтобы устроиться где-то. Также убирает в магазинах.

Что толкает нищих на криминал?

Узнавая о том, как становятся бомжами в Москве, можно услышать много историй о том, как этим людям не платят за их труд, поскольку они в сущности беспомощны, жаловаться им некому. Такое бывало и с Николаем. Окружение само толкает нищих к такой жизни, вытирая о них ноги. И что остается такому человеку, изнывающему от голода? Только воровство либо смерть. А потом и говорят, какие же плохие Если в ком-то из них остается искра добра и совести, это уже подвиг. «Собака бывает кусачей только от жизни собачей», как говорится.

Ващенко спас несовершеннолетних от педофила, когда тот приставал к ним и пытался изнасиловать, предварительно напоив. Так что в этих людях еще есть благородство, государство должно обратить на них внимание и помочь подняться из той грязной лужи, где они пребывают сейчас.

Выход есть

Человеку нужны большие силы и поддержка для того, чтобы измениться. На 16-м километре мусорного полигона Вилюйского тракта в лесной зоне есть хижины, в которых живут нищие. Что же привело их сюда, и как люди становятся бомжами?

Из подручных средств они создают себе дома или роют землянки. Есть и те, кто обзавелся автотехникой и баней.

Интересна жизненная история Васильевой Марины, проживающей здесь с Павлом, своим сыном, с 2004-го. Также у женщины есть внучка и внук, которые гостили у нее во время каникул. Марина на момент интервью как раз занималась восстановлением документов. Она и семья живут обособленно. У них есть телевизор и радио, аккумулятор, печка-буржуйка. Дрова берут в лесу. Дочка ее проживает на территории Якутска. С сыном они решили не стеснять ее. Раньше у семьи был частный дом на ул. Сафронова, но после случившегося там пожара они остались без жилья.

Это довольно частый сюжет историй о том, как становятся бомжами. Неудобства их места проживания состоят в том, что неподалеку обитают медведи, природа все-таки. Как-то один забрел к дому и опустошил запасы. Чтобы отогнать зверя, завели пилу и немного напугали. Пример этого семейства говорит о том, что при желании человек может выжить в любых условиях.

Рядом с Васильевой находился ее сын, с которым они оба создали себе хоть какие-то условия существования, держась друг за друга.

Благородный предлог

Жизнь непредсказуема и, рассматривая отдельные ситуации, становится понятно, почему становятся бомжами. Следующих людей журналисты нашли в центре поддержки населения «Тирэх», в Якутске.

Речь идет об Ибрагимовой Екатерине, которой было на момент интервью 52 года. Она родилась в Амге в 1961-м. Воспитание получила в детском доме, в Усть-Алданском. Достигнув совершеннолетия, пошла работать в качестве доярки, вышла замуж. С супругом в браке прожила 17 лет. Есть сын и две дочери, у которых сейчас своя жизнь и семьи. Женщина говорила, что не хочет притеснять родных.

Встречаются самые разнообразные поводы того, почему люди становятся бомжами. Причины нищенства Екатерины состоят в том, что ранее ее сын осуществил кражу, а она взяла вину на себя и на протяжении трех лет сидела в колонии. После освобождения попала в центр поддержки по совету полицейских. Паспорт ее был украден в автобусе, она занимается его восстановлением. У нее есть инвалидность по общему заболеванию.

Планирует устроиться в интернате, зарабатывает, убирая в подъездах и помогая санитаркам. История этого человека еще раз доказывает, что совершенно не все бездомные потеряли моральный облик. Есть те, кто жертвует удобствами ради более высоких целей.

Нищета и заброшенность

Многие нищие - это престарелые которые не могут себя обеспечить самостоятельно. Как стать бомжом, не имея поддержки наследников, становится предельно ясно, если взглянуть на уровень пенсий в стране.

Одним из таких покинутых граждан является Жехов Станислав, которому 63 года. Некому помочь ему. Об отделении помощи он узнал при знакомстве с инвалидом в автобусе. До этого снимал квартиры, которые сочувствующие люди предоставляли в пользование по низкой цене. У него нет пенсии. Когда-то был тромб в артерии, и из-за отсутствия своевременной медицинской помощи пришлось ампутировать ногу. Никто не обратил внимания на ухудшающееся состояние мужчины, пока не образовалась гангрена. Несмотря на инвалидность, Станислав многое может делать руками. Раньше он жил в подъездах, долгое время не имел питьевой воды. Люди часто выгоняли его, не желая сжалиться над калекой.

Буйное поведение

Как становятся бомжами? У каждого на это свои причины. В том же отделении журналисты нашли Астанина Сергея, которому на тот момент было 50 лет. До этого содержался в интернате Капитоновском. С его участием произошла драка, которая послужила причиной его выселения.

Он является инвалидом второй группы, однако это не помешало ему драться. У мужчины нет родственников, супруга умерла. Еще в 90-е он приехал сюда из Киргизии к женщине, которую любил. Сейчас надеется попасть в интернат. Инвалидность получил в ДТП. Была парализована вся левая сторона, не работали ноги и руки.

Непоправимые результаты обморожения

Также внимания заслуживает история Власьева Олега. Когда его брак развалился, жена с дочкой уехали в неизвестном направлении. Мужчина пытался их найти, однако никаких успехов пока нет, хотя не перестает надеяться.

В Санкт-Петербурге у него есть брат, ничего не знающий о его судьбе. Раньше Олег занимал должность бульдозериста, с женой они вместе снимали жилье. Однако у супруги были психические отклонения, из-за которых она попала в дурдом. Хозяйка выгнала мужчину из квартиры. Он оказался бездомным, жил в подъездах и на технических этажах. Со временем его прогонять. В декабре 2012-го пальцы рук были полностью отморожены.

Их жизнь может больше не стать прежней

Власьева пустила в подъезд одна женщина, а другая вызвала "скорую", увидев его распухшие конечности. В ожоговом отделении он провел месяц. Наличие койки и питания несколько улучшило самочувствие, документы в нормальном состоянии. После установления инвалидности начал получать пенсию.

Интересной деталью его жизни является то, что этот человек - обладатель сертификата специалиста по педикюру и маникюру. По данной профессии он работал на протяжении двух лет, зарабатывал неплохие деньги. Теперь же, когда его руки изуродованы, крайне тяжело будет найти клиенток. Он может делать массаж и убирать вросшие ногти. Также ему подходит профессия автослесаря, по которой есть достаточный багаж знаний. Но из-за инвалидности найти работу практически нереально.

Главные факторы

Основные причины, по которым люди скатываются до жизни на улице:

    антисоциальное поведение, не позволяющее человеку найти свое место в обществе;

    лишение крыши над головой вследствие примененных по отношению к ним преступных махинаций;

    стихийные бедствия, после которых материальный ущерб не был возмещен государством;

    отсутствие родственников, которые могли бы помочь в старости;

    болезни, после которых человек больше не может заниматься той деятельностью, которая в прошлом давала ему средства к существованию;

    алкоголизм, наркомания и прочие тяжелые зависимости.

Не проходите мимо

Люди по-разному относятся к бомжам. Кто-то их жалеет и проявляет сострадание, некоторые ненавидят и презирают, кому-то просто все равно. Именно в равнодушии проблема нашего общества.

Человек мог скатиться до такого образа жизни из-за слабости собственного характера, жестокого поворота судьбы или из-за собственных асоциальных убеждений. В любом случае это те черные пятна, которые портят картину светлого мира, к которому стремится каждый. Ведь любой человек хочет, чтобы его окружала красота, благополучие.

В глубине души мы хотим, чтоб были счастливы и все, кто нас окружает. Именно поэтому властям нужно прилагать усилия к решению этого вопроса, сокращать количество бездомных, ведь их число свидетельствует о неблагополучии в стране и портит ее имидж, а также жизнь обычных людей, которые, идя на работу, видят, как их брат-человек роется в мусорке. Помогая им, мы помогаем себе.

– помещение для хранения продуктов и кулер. Пожилой мужчина в грязной одежде и с запахом перегара пытается залить кипятком порошковое пюре. «Иди отсюда, старый!» - прикрикнул на него соцработник. На улице бездомного дожидаются еще двое – мужчина и женщина. «Ты там ничего интересного не увидишь, все отмытые и ухоженные, - заверил бездомный бродяга корреспондента «АиФ-Петербург». - А вот я тебе покажу, как бомжи живут на самом деле. Мы все уличные. Такие, как мы, в приюте не нужны. Это, кстати, Танюха, а это Толя Америка. Меня Гена Финн зовут, я по-фински хорошо шпарю». В доказательство Гена начинает быстро и самозабвенно говорить по-фински.

У Танюхи в руках четыре мешка с собранной одеждой и едой. Она несет их на базу – место, куда бомжи из одного клана складывают найденные припасы. «Сейчас мы тебе проведем экскурсию, - подмигивает Америка, - только анашу допьем». Анашой бомжи называют самодельный стеклоочиститель, который они покупают по дешевке у местного барыги. Америка достает из-за пазухи пластиковую бутыль с темной жидкостью и одноразовые стаканчики. Пьют Финн и Америка медленно, смакуя, как будто это дорогое вино. «Приходится много пить, - объясняет Толя, - особенно зимой. Если ложиться спать трезвым, не уснешь – очень холодно на улице, и все болит. Поэтому мы стараемся так напиться, чтобы вечером просто вырубило: где упал, там и уснул до утра. Стараемся найти место, где проходит теплотрасса – там потеплей». Чаще всего бездомные спят прямо на улице. Сначала полицейские забирали бомжей в участок, потом перестали – что с них возьмешь? Теперь только гоняют иногда, а чаще и вовсе не обращают внимания.

Боярский не взял трубку

Чтобы как-то скрасить свою жизнь, бездомные выдумывают себе прошлое и выдают его за реальность: «Хочешь вообще обалдеть? – спрашивает Америка. - Я раньше был барабанщиком в группе «Земляне». И с Цоем играл тоже. А с Мишей до сих пор общаюсь – ну, с Боярским, для меня он Миша. Он не знает, что я бомжую, я скрываю это. Бывает, созваниваемся». Америка делает вид, что набирает номер Боярского и ждет ответа. «Не берет трубку. На съемках, наверно, занят», - заключает Толя. По его словам, раньше у него была шикарная квартира с мебелью восемнадцатого века, но завистники провернули махинацию, отобрали квартиру и документы – и вот уже два года Толя живет на улице. Финн – бывший моряк. Из дома его выгнала жена, и Гена пошел жить к сестре. На работу устроиться не получалось по состоянию здоровья, сестра вечно злилась, и Финн ушел из дома. Бомжует он пять лет.

«У меня раньше было три машины - все жена отобрала, - вспоминает Финн, - а я, между прочим, в молодости еще Бродского в «Сайгоне» слушал, мы с ним друзьями были. Я прихожу, было, на его выступления, а он мне: «Генка, здорово!» и начинает: «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать, на Васильевский остров я приду умирать».

Подходим к небольшой кирпичной будке. Здесь бомжи иногда ночуют. Кровать сооружена на трубе с горячей водой. Правда, в будке только одно место – бездомные ночуют здесь по очереди. У Толи звонит телефон. Мобильники есть практически у всех бездомных. «Это по работе, - объясняет Америка, - подработка часто подворачивается. Бывает, подвезти кого-то надо или разгрузить товар. А в прошлом году мы работали в СКК на «Пиратской станции», рекламу раздавали. У меня и браслет до сих пор остался», - Америка гордо демонстрирует красный бумажный браслет на запястье.

Археологи мусорных баков

На пути - первая помойка. «Здесь нечего делать, - говорит Финн, - тут уже археологи прошлись». Археологами или геологами бездомные называют всех бомжей, которые копаются в мусорных баках. Финн и Америка знают всех бездомных города. «На Ваське прикольные геологи есть, на Петроградской, - рассказывает Финн, - но есть и такие кланы, с которыми мы не в ладах, деремся иногда. Они совсем опустившиеся люди, воруют, причем часто у таких же бездомных. Им даже бутылки сдавать лень. Сидят в переходах и денег просят. А у нас принцип – мы никогда не воруем. И матом не ругаемся. И вообще не ругаемся, ты же заметила?»

Однажды Америка с Финном заметили, что у идущей перед ними женщины в норковой шубе из кармана выпала банковская карта «Visa». Бездомные подобрали карточку, окликнули женщину и вернули ей пропажу. «Она посмотрела брезгливо, двумя пальцами взяла карточку за край и даже «спасибо» не сказала, - вспоминает Америка. - Мы хоть и привыкли к такому обращению, а все равно каждый раз обидно».

Следующая помойка еще не обработана археологами, и Финн с Америкой начинают раскопки. Америка находит георгиевскую ленточку: «Надо же, что люди выбрасывают! Это же память о великом подвиге русского народа!» - и он убирает ленточку в карман. Финн нашел две пары панталонов, большие и маленькие: «Ничего себе, их еще делают, - удивляется Финн, - сколько же им лет? Это, видимо, панталоны Александра Васильевича, полководца Суворова, а это – его жены Палашки». Но вот бомжам улыбается удача: они находят металлический стол, за него можно выручить неплохие деньги. Они прячут его за угол помойки – заберут на обратном пути. Вдруг Америка замечает в мусорном баке мягкую игрушку – пушистого цыпленка. «Какой симпатичный пигмейчик! – восхищается Америка, - почему его выкинули, он же вон какой милый. Возьму себе».

Любую дверь можно вскрыть

Теперь надо купить стеклоочиститель на вечер. Пол литра – тридцать рублей. Подходим к подъезду, где живет барыга. Америка звонит в домофон, но никто не открывает. «Да он дома, просто под кайфом небось», - говорит Финн. Он берет обыкновенную зажигалку, прислоняет ее металлической частью к замку домофона, и дверь открывается. «Так можно сделать практически с любой дверью, - улыбается Финн, - ты разве не знала? А можно просто дернуть посильнее». Барыги и правда не оказывается дома. Америка закуривает «Беломор». На пачке указана дата изготовления – 1975-ый год. «Это мне Розенбаум подарил, - хвастается Америка, - я его как-то на концерт вез».

«Ты, наверно, замерзла? – спрашивает Финн, - пойдем погреемся у костра». Подходим к длинному четырехэтажному зданию. Это – давно заброшенные бани. Здесь нет ни окон, ни отопления. Теперь это база бомжей. Спать здесь не теплее, чем на улице. В здании бомжи готовят еду и иногда ночуют. Поднимаемся на верхний этаж по лестнице без перил. «Осторожней иди, держись стенки, - наперебой кричат Финн с Америкой, - а то мы, бывает, напьемся очистителя и падаем отсюда, очень больно». У Америки разодран нос и подбородок – результат вчерашнего падения.

Банный день

Большое помещение на четвертом этаже завалено грудами мусора и одежды. Сюда бомжи приносят все подряд. На окне стоят запасы еды: баночка с кислой капустой, контейнер с картошкой и макаронами, чай, конфеты и упаковка кошачьего корма. По груде мусора гуляет черная кошка. В центре стоит стол и диван. «Вчера праздновали Танюхин день рожденья, - объясняет Америка, - продуктов в «Ашане» закупили, посидели. Вот даже воздушный шарик остался».

У стены сидят еще двое бомжей. Они развели костер и греют чайник на решетке. «Завтра в баню идем?» - спрашивает один из них. «Конечно, идем, - отзывается Америка, - мы раз в неделю в баню ходим. Баня на Болтах всего десять рублей стоит, эти деньги всегда можно найти. Сдал алюминиевую банку – вот уже 40 копеек, бутылки подороже. А у меня всегда деньги водятся, я же подрабатываю».

«Ты приходи сюда, если что, - говорят на прощание Финн и Америка, - мы всегда рады пообщаться, если не пьяные. И еще – нас не надо жалеть. Каждый человек – хозяин своей судьбы. Мы сами выбрал себе такую жизнь. Мы ведь не бомжи. Мы – бродяги. Чувствуешь разницу?»