Кто такой дух святой и что он делает. Святой Дух Бог? Библия об этом

(разъяснение понятия, фигурирующего в статье «Просите и дано вам будет»)

В статье «Просите и дано вам будет» говорится о том, что Евангелист Лука написал «Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» () . Дар Духа Святого является одним из главных Даров Господа Бога, потому что при помощи Духа Святого человек может получить все блага и все сокровища земные и небесные. Чтобы разобраться в словах Евангелиста Луки, нужно понять, Кто такой Святой Дух, и что Он Собой представляет?

Святой Дух, как Бог, проницает всё. «А нам открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» ().

Святой Дух есть Животворящий Бог. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ().

Святой Дух исходит от Бога-Отца.

Духа Святого, как Бога, люди одинаково прославляют и поклоняются Ему, как равному Богу-Отцу и Богу-Сыну. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ().

Святой Дух единосущен Богу-Отцу и Богу-Сыну. «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» ().

Святой Дух, или Дух Божий, был предвечен и существовал всегда. «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» ().

Дух Божий входил в контакт с людьми. «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими]» ().

Из приведенных цитат видно, что Дух Святой является Богом и исходит от Бога-Отца. А также может исходить от Бога-Отца по ходатайству Бога-Сына и во имя Его.

Святой Дух, Утешитель, Дух истины, безмерно сошел на Иисуса Христа. «Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Духа. Отец любит Сына и всё дал в руку Его» (). Святой Дух постоянно пребывает в Боге-Сыне и на Его чадах. «Если же кто Духа Христова не имеет, то и не Его» ().

Святой Дух снизошел на Апостолов и последователей Иисуса Христа в день Пятидесятницы. «Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (). Дух Святой также может снизойти на истинных христиан, изменившихся не только внешне, но и внутренне, и усовершенствовавших свою духовную природу через исполнение заповедей Божиих, через искреннюю молитву, соблюдение постов и таинств. «Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лука 11,13). «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (). «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ().

Также как Бог-Отец и Бог-Сын, Святой Дух имеет все Божественные свойства.

Например Всеведение. «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (). «Дух всё проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ().

Вечность. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» ().

Творение. «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ().

Совершение чудес. «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» ().

Святой Дух глаголет (вещает, говорит) через пророков. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (). Дух Святой вещает и через Апостолов. «Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым» ().

Святой Дух по Своему существу и сути один, но различны Его Дары. «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ().

Согласно богословским воззрениям главнейших и общих Даров Духа Святого семь. «И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (). В Библии говорится и о других Дарах Святого Духа: о духе пророчества, духе мудрости, духе силы, духе любви и духе целомудрия. «Ибо дал нам духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (). Говорится и о духе усыновления.

В книге Чисел говорится о том, как Духом Святым наделяет верующих. «Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил» (). «И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам» ().

Святой Дух дается всем просящим Его у Господа Бога и заслужившим это своей праведной жизнью. «Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» ().

В противоположность Святому Духу, исходящему от Бога, на людей действует и другой дух. Дух рабства. «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления» (). Дух усыпления. «Как написано: дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня» (). Дух боязни и заблуждения. «Ибо дал нам духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (). «Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения» ().

Указанные духи рабства, усыпления, боязни, заблуждения действуют по наущению главного злого духа – дьявола. По-гречески этот злой дух называется «диаболос» и обозначает «обвинитель, обольститель, клеветник». Он «лжец и отец лжи» () , «обольщающий всю вселенную» («Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» ().

Слово «исповедовать» обозначает не просто верить, но и исполнять заповеди Христовы, то есть делать добро. Библия советует человеку не служить духам зла. Потому что «делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю» () . Потому что от зла, добра не бывает, так как «убьет грешника зло» () .

По вопросу о том, Кто такой Дух Святой, что Он Собой представляет, написано большое количество богословской литературы в православии, католичестве, протестантизме. Одним из давних расхождений между католиками и православными является вопрос «об исхождении Святого Духа» (спор о так называемой филиокве). Католики заявляют, что Святой Дух исходит, цитирую «от Отца и Сына». Православная церковь учит о том, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца. «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (). Святой Дух выполняет волю только Бога-Отца, но может исходить от Бога-Отца и по ходатайству Сына, и во имя Его. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (). «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ().

В протестантизме встречаются в разных видах оба эти воззрения. Вышеприведенные цитаты из Библии подтверждают правоту православного учения об исхождении Духа Святого. Учение о Духе Святом является одной из главных доктрин у пятидесятников, ривайвелистов, в организации движения святости. Ривайвелисты считают, что для духовного развития человека мало одного водного крещения. Необходимо ещё и крещение Духом Святым, которое, по их мнению, должно сопровождаться различными чудесами и знамениями. Например, говорением на иных языках (голоссолария) или проявлением пророческого дара или дара к чудотворению или чудесными исцелениями. Пятидесятники считают, что они должны получить Дары Святого Духа и при помощи них служить Богу. Однако указанные протестанты, говоря о том, что они придерживаются строго во всем Библии, забывают о том, что, согласно Библии, Дух Святой нисходит на человека уже при водном крещении. «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ().

Как видим, Дух Святой признается (хотя и по-разному) всеми христианскими конфессиями и направлениями. А православные христиане всегда почитают Дух Святой как истинного Бога, представляющего Третье Лицо Пресвятой Троицы, строго придерживаясь учения Христова, изложенного в Святой

ВСТУПЛЕНИЕ.

Мы будем много говорить о Святом Духе и Его помощи нам в том, чтобы быть успешным христианином. Как хорошо знаком нам Святой Дух? Это что-то непонятное для нашего разума? На каком уровне находятся наши познания о Святом Духе, если их оценивать по шкале от одного до десяти? Давайте внимательно посмотрим, кто же такой Святой Дух и что Он делает в нашей жизни.

КТО ТАКОЙ СВЯТОЙ ДУХ?

Только Библия может лучше всего раскрыть и показать нам, кто же такой Святой Дух. В Ветхом Завете не очень много говорится о Святом Духе. Зато в Новом Завете о Нем упоминается множество раз. А теперь, в самом начале, давайте избавимся от некоторых ложных представлений относительно Святого Духа.

Святой Дух - это не Иисус Христос. Иисус говорил Своим ученикам, что после Его смерти и воскресения Он вернется на небеса. Но все Его последователи не будут оставлены одни. Иисус сказал, что придет Святой Дух, который будет помогать им. Иисус никогда не говорил, что Он Сам является Святым Духом.

Святой Дух - это не Бог Отец. Иисус никогда не описывал Своего Отца Небесного как Святого Духа. Во всем Новом Завете нигде не сказано, что Святой Дух - это то же самое, что и Бог Отец. Однако Библия ясно указывает, что Святой Дух очень тесно связан с Богом Отцом и Иисусом Христом.

1. Святой Дух - это личность. Евангелие от Иоанна дает нам подробную информацию о том, что Иисус говорил Своим ученикам относительно Святого Духа. В Ин. 13:16 Иисус показывает Святого Духа как реальную личность. А в Ин. 16:7-11 Иисус объясняет то, что будет делать Святой Дух в этом мире после того, как Иисус возвратится на небеса.

Святой Дух - это не какая-то неясная сила, носящаяся в воздухе вокруг земного шара. Он является реальной Личностью, и мы должны знать это. Послание к Ефес. 4:29-32 указывает, что Святой Дух имеет эмоции - мы можем огорчить Святого Духа.

2. Святой Дух - это Бог. Одной из характеристик Бога с самого начала сотворения мира является Его вездесущность. Он присутствует везде в одно и то же время. Рим. 8:9 ясно показывает, что Святой Божий Дух не будет жить в вас, если вы не христианин. Есть только один путь, чтобы объяснить, как Святой Дух одновременно может жить в миллионах христиан - это то, что Он может находиться всюду в одно и то же время.

Если вы читаете Новый Завет с самого начала, вы видите, что Святой Дух описывается как Бог, не как ангел, и не как какое-то другое Божье творение. Второе Послание Петра 1:20-21 говорит, что вся Библия написана людьми под руководством Святого Духа.

3. Святой Дух равен Богу Отцу и Иисусу Христу. Ни Иисус Христос, ни те, кто писал книги Библии, не опускают Святого Духа на позицию ниже, чем Бог Отец. Как мы видим во всей Библии, и Святой Дух, и Бог Отец, и Иисус Христос - каждый из Них имеет свою собственную, отличную от других, область служения Божьего. По тому, как Писание говорит о Святом Духе, мы можем видеть уровень сходства между Ними. Святой Дух действительно является Богом. Он не «вице- президент» или «третья персона». Он делит всю власть вместе с Богом Отцом и Богом Сыном. Многие христиане называют этот союз Троицей. Эти три личности - Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух являются одним Богом.

ЧТО ДЕЛАЛ СВЯТОЙ ДУХ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ, КОГДА ВЫ РЕШИЛИ СТАТЬ ХРИСТИАНИНОМ?

Даже задолго до того, как человек станет христианином, Святой Дух проявляет глубокий интерес к его жизни. Бог любит грешников задолго до того, как они откликнутся на Его любовь.

1. Он обличает нас во грехе. Когда мы были еще совсем маленьким ребенком, уже тогда Святой Дух начал уведомлять нас о грехе. Евангелие от Иоанна 16:6-11 говорит, что Святой Дух трудится во всем мире, обличая людей в их грехах и указывая для них наилучший путь жизни. Святой Дух обращается ко всем людям через их совесть. Когда человек всячески старается игнорировать свою совесть, он придет к тому, что уже не сможет услышать голос Святого Духа, когда Тот будет обличать его.

Очень часто грешники не осознают серьезных последствий своих грехов. Сатана пытается заставить их думать, что в их жизни все нормально. Но когда приходит Святой Дух, Он говорит каждому грешнику: «Ты совершенно пустой внутри. И ты сам не сможешь удовлетворить свои духовные потребности. Только Бог сможет заполнить эту пустоту внутри тебя». Вы можете вспомнить это чувство пустоты внутри вас, которое вы испытывали до того, как стали христианином.

2. Он приводит нас ко Христу. Святой Дух приводит людей к Богу. Не грешники ищут Бога, но Бог ищет грешников. Бог любит нас и каждого человека в этом мире даже до того, как мы повернемся к Нему от наших грехов. Святой Дух ведет нас к истине и говорит всю правду о жизни.

3. Он приходит и живет в нас (1Кор.3:16 ). Когда человек решает отдать свою жизнь Богу и следовать за Ним, Святой Дух приходит и живет внутри этого человека. Послание к Римлянам 8:9 ясно показывает, что это приносит немедленные изменения. Он не станет ждать день, неделю или месяц. Он хочет принимать активное участие в нашей жизни, а не только обличать нас во грехах. Он хочет помочь нам вырасти духовно и стать зрелыми христианами. Во время покаяния, человек переживает внутри себя чувство новой жизни. Это Святой Дух приносит нам жизнь.

ЧТО ДЕЛАЕТ СВЯТОЙ ДУХ В НАШЕЙ ЖИЗНИ ПОСЛЕ ТОГО, КАК МЫ СТАЛИ ХРИСТИАНАМИ?

Когда мы приняли решение стать христианином - это было только начало работы Святого Духа. Он хочет делать в нашей жизни гораздо больше.

1. Святой Дух помогает нам стать успешным христианином (Ин.14:26 ). Когда мы еще были неверующими, наш дух был мертв. Но теперь, когда мы уже стали христианами, Святой Дух пришел, чтобы жить внутри нас. Теперь Он хочет быть нашим Руководителем и помочь вам стать зрелым христианином. Он хочет, чтобы мы могли применить все его учения во всех областях нашей жизни.

2. Святой Дух поможет нам понять Божью истину (Ин. 16:13 ). Теперь, когда мы стали христианином, мы понимаем, как важна Божья истина. Библия обещает нам, что Святой Дух наставит нас на всякую истину. Если мы хотим стать успешным христианином, нам необходимо знать Библию, где говорится, как нам жить такой жизнью, которой хочет от нас Бог. Мы должны выделить определенное время для постоянного изучения Библии и просить Святого Духа наставлять нас.

3. Он поможет нам противостоять искушениям. Конечно, сатана будет искушать нас грехом. Он будет стараться сделать все, что в его силах, чтобы разрушить наши новые отношения с Богом. Но мы не должны бояться этих искушений. Библия обещает нам, что Бог будет нашим помощником, когда придут эти искушения. Мы не будем им подвластны (Рим. 8:12,13 ).

Но, пожалуйста, будем реалистами. Никто не совершенен. Даже великие мужи Божьи иногда впадали в искушения. Но Бог не похлопывает нас по спине и не говорит: «Это нормально. Я не ожидаю от тебя совершенства». Грех остается грехом. Мы должны исповедовать свои грехи и никогда к ним больше не возвращаться.

Каждый христианин на своем пути встречает искушения. Но одной из главных обязанностей Святого Духа является предостеречь нас от существующей впереди опасности и показать Божий путь выхода из этой ситуации. Если же мы игнорируем Его предостерегающий голос и идем вперед, к опасности и греху, тогда Святой Дух будет обличать нас во грехе. Через наши успехи и провалы Он будет помогать нам расти, конечно, если мы позволим Ему учить нас.

4. Он производит плоды Святого Духа в нашей жизни (Гал. 5:22-23) . Некоторые места в Новом Завете описывают процесс становления успешного христианина как избавление от нашего ветхого человека и преображение в нового. Бог хочет, чтобы мы стали совершенно новой личностью. Это значит выбросить все наши старые греховные привычки и отношения и заменить их другими качествами, чтобы быть все больше и больше похожим на Иисуса и иметь такие же привычки и такое же мышление, какие были у Иисуса Христа, когда Он жил на земле. Если мы хотим видеть эти возрастающие качества в нашей жизни, мы должны сотрудничать со Святым Духом. Изменения не придут автоматически, просто потому, что мы ходим в церковь. В Гал.5:24, 25 это показано очень ясно. Каждый день нужно искать возможность проявить в жизни эти «плоды».

5. Мы можем пережить крещение Святым Духом. Не все церкви сегодня согласны в отношении того, что этот дар существует, и как он должен быть использован. Но если мы хотим получить этот дар, тогда нужно ответить на следующие вопросы:

КРЕЩЕНИЕ СВЯТЫМ ДУХОМ

Что это такое? Крещение Святым Духом - это Божий духовный подарок Его детям. Во 2-ой главе книги Деяний говорится о том, как первый раз после воскресения Иисуса Христа Бог дал этот подарок Его детям. И в этот день Петр объяснил всему народу, что сбылось пророчество Иоиля 2:28-32 , который говорил, что Бог изольет Свой Дух на всякую плоть.

Во 2-ой главе книги Деяний и некоторых других местах Нового Завета имеется очевидное доказательство первого крещения Святым Духом, когда люди начали говорить на языках, которых они никогда не учили. Что же произошло, если каждый стал молиться и славословить Бога словами на языке, которого он никогда не учил? Это говорил Святой Дух. Каждый человек предоставил Святому Духу возможность контролировать его речь.

Дар крещения Святым Духом дается не для того, чтобы мы испытывали какое-то особенное эмоциональное переживание. Многие христиане стремятся получить этот дар, веря, что он принесет в их жизнь огромную радость. Это приятно, но это не главная причина, по которой Бог дает этот дар Своим детям. Бог дает этот дар для того, чтобы Его дети могли строить свою духовную жизнь. И именно этот духовный рост будет непосредственно воздействовать на нашу повседневную жизнь и отношения с другими людьми.

Мы не сможем полностью понять это нашим разумом до тех пор, пока мы не переживем это в нашем духе и во всей нашей жизни.

Какая польза от крещения святым духом?

ŸДеяния 1:8 говорит о той большой пользе, которую будут иметь те, кто получит этот дар. Они получат силу, чтобы свидетельствовать об Иисусе Христе и Его спасающей силе всем людям. Когда мы получаем дар крещения Святым Духом, не нужно удивляться, если мы не увидим немедленных изменений в нашей жизни. Но благодаря этому дару мы получим силу духовно возрастать и становиться все более похожим на Христа. Только потому, что мы получили в подарок ракетку для тенниса, мы не стали первоклассным теннисистом. Но в то же время мы не можете стать хорошим теннисистом, если у нас нет теннисной ракетки. Такая же ситуация и здесь - этот дар от Бога дает нам много возможностей для духовного роста и служения.

ŸЭтот дар дается для того, чтобы помочь нам приблизиться к Богу . Это одно из основных проявлений этого дара. Дар говорения языками - языками, которых мы никогда не учили - станет тем самым наилучшим путем, который приведет нас к близкому общению с Богом. Но мы должны правильно использовать этот дар. Мы не становимся гораздо лучше других христиан только потому, что имеем этот дар. Если этот дар не оказывает положительного влияния на наши отношения с Богом - значит, мы небрежно относимся к этому дару, используя его не так, как нужно. Если гордость, возмущение и мысли: «Я все это знаю», - появились и растут в нас, то мы используем этот дар совершенно не так, как хочет Бог.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Мы не сможем заработать этот дар у Бога. Бог только дарит Свои драгоценные подарки Его детям. Только Он принимает решения. И есть только один путь, чтобы получить этот дар, - дать Богу возможность знать о том, что мы хотим его получить. Бог не навязывает Своим детям Его подарки. С другой стороны, мы также не можем заставить Бога дать нам этот дар. Бога невозможно под давлением заставить дать нам то, что мы хотим. Если мы хотим получить крещение Святым духом, то нужно об этом молиться.

Дух Святой – зачем Он нам

Продолжаем разговор о Таинстве миропомазания. Что привносит в нашу жизнь Святой Дух?

Святой Дух. Мозаика собора Святого Марка в Венеции. XI-XIII века.

Человек может познавать Бога только в Духе Святом.

Человек может побеждать грех только Духом Святым.

Человек может уподобиться Христу только силой Святого Духа.

Эти три действия Третьего Лица Святой Троицы и определяют Его роль в нашей жизни. Он – единственный «Посредник» между нами и Богом. Дух Святой – мост, раскинутый над пропастью первородного греха, некогда разделившей человека с Творцом; мост, по которому мы переходим из состояния вины, греха, стыда и страха (см. Быт 3) в состояние сыновних и близких отношений с Богом. В Духе Святом наш Господь открывается и переживается как Отец (Рим 8:15).

Именно поэтому для ранней Церкви было очевидно и наглядно, что сыновья и дочери Божии суть те, кто в своей жизни «водимы» Духом Святым; а «тот, кто Духа Христова не имеет – тот и не Его» (Рим 8:9). Ежедневное руководство Духом Святым должно было переживаться на практике (см. Деян 8:29).

Без Духа Святого Церковь была бы всего лишь одним из множества религиозных институтов нашей планеты, а каждый христианин – всего лишь адептом этой религиозной организации. К сожалению, именно такой взгляд на христианство предопределил его «кризис» в современном обществе. Без «узнавания» таинственного действия Святого Духа в Церкви, без прислушивания к Его голосу, без следования Его руководству верующие теряют ту самую «соль», которая одна только и делает христианство новой Жизнью, радостной Вестью, а не еще одной «человеческой, слишком человеческой» системой.

Церковь – это община учеников Христа, исполненная и постоянно исполняемая Святым Духом. Церковь – это семья детей Божьих, тех, кто доверился Ему и кого Дух берет за руку, ведя через всю жизнь к полному и совершенному уподоблению Христу в Царстве Небесном (в Вечности). Такой Церковь задумана, такой она создана. Исторический же путь Церкви из столетия в столетие – это тернистый путь, в ходе которого предательства и отступления от первоначального Замысла постоянно и терпеливо врачуются, исцеляются той же благодатью Святого Духа, что неизменно пребывает в самом сердце Церкви.

Итак, Дух Святой открывает нам Бога Отца и Христа как нашего Господа и Спасителя – да; Он раскрывает перед нами Церковь как нашу общую семью, собранную вокруг Христа и Его Евхаристической Трапезы.

Тайная вечеря. Миниатюра из армянского Евангелия 1232 года

Но Дух открывает нам и нас самих! Он раскрывает богатство и красоту нашей личности, со всей ее хрупкостью и дарами. Он стремится постепенно преобразить все наше существо. Потому что Он любит нас. И более и более высвечивает те грани, которыми каждый из нас начинает становиться отдаленно похожим на Христа…

В этом смысле можно сказать, что дар Святого Духа дается для служения другим, для полного раскрытия личности человека в таком служении. Ранняя Церковь прекрасно это осознавала: очень часто, в момент схождения Духа, верующие сразу же переживали необычайные действия в себе духовных даров: пророчества, особой вдохновенной молитвы, исцелений и др. (1 Кор 12). Дар, через который Дух Святой проявляется в каждом конкретном верующем, соответствует отчасти его природным склонностям, особенностям характера, а отчасти отражает неисповедимые пути Промысла об этом человеке.

И сейчас, как и 2000 лет назад, Дух Святой все еще осиявает верующих и ищущих Его, хоть и не всегда это происходит столь же наглядно и ярко – однако, если благодать коснулась сердца, она обязательно оставит в нем некое «внутреннее свидетельство», знание (ср. 1 Ин 2:20). Считать иначе означало бы отвергать Церковь как таковую, обесценивать все дело Христово и, по мысли великого византийского мистика прп. Симеона Нового Богослова , впасть в наихудшую из ересей.

Но, так же, как и в случае с Крещением, благодать Миропомазания необходимо углублять и раскрывать в себе в течение всей дальнейшей жизни. Иначе христианин останется бесплодной смоковницей (Мф 21:18-19). Какие же плоды должно иметь вселение Святого Духа в христианина? Их перечисляет ап. Павел: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22-23).

Эти плоды вызревают только при условии теснейшего общения с Духом Святым, в прямом смысле сотрудничества с Ним. А оно, в свою очередь, проходит по четырем основным каналам:

— молитва;

— Таинства (особенно Евхаристия);

— чтение Слова Божия;

— общение с людьми, с братьями и сестрами по вере, и все вытекающие отсюда поступки, слова и мысли.

Конечно, такое деление условно: в конце концов, абсолютно все в нашей жизни должно одухотвориться – стать «духовным», т. е. причастным благодатному действию Святого Духа. Но это – христианское совершенство. А до тех пор, пока мы на пути к нему, необходимо использовать указанные «инструменты». Свят. Феофан Затворник высказывает такую мысль, что благодать Миропомазания – как огонь, скрывающийся под пеплом наших страстей, забвения, небрежности: следует раздуть этот огонь трудом молитвы и других христианских добродетелей. А прп. Серафим Саровский даже учил , используя наглядные образы из жизни купцов, что этими добродетелями нужно «торговать духовно», т. е. смотреть, какие из них дают каждому из нас больше благодати Святого Духа: «дает вам более благодати Божией молитва и бдение – бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради рассуждайте» (беседа прп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым). Эти образы могут кого-то смутить своей кажущейся «меркантильностью», словно вся жизнь христианина вращается вокруг собственного эго и его духовной пользы. На деле же здесь заключена глубокая истина: то дело, тот труд, при исполнении которого человек ощущает благодать в большей мере, чем при других занятиях, указывает на его призвание и служение в Церкви и в мире, формирует его как личность. Это и есть тот личный и уникальный дар (или дары) Святого Духа конкретному человеку, который дается, в конце концов, ради одной цели: возрастания в любви. Если внимательно, с рассуждением и советом с духовными наставниками, братьями и сестрами во Христе прислушиваться к этому тихому веянию Святого Духа (ср. 3 Цар 19:12), можно – и безусловно нужно! – найти ответ на часто задаваемый вопрос: «к чему меня призывает Бог?»

И это не так трудно, как иногда кажется. По остроумному замечанию прот. Алексия Уминского , Бог не скрывает от нас Свою волю (а Его призвание – это всегда и самая большая радость для самого человека!), словно некий ребус. Отец заинтересован в том, чтобы Его дети были счастливы. Реализация личности христианина – не что иное, как его ответ на Божий призыв лично к нему, и полнота этой реализации зависит от полноты самоотдачи в следовании водительству Духа.

Вот сколько даров, смыслов и целей заключено в самом малоизвестном Таинстве Церкви. Если Крещение является отправной точкой христианского пути, то Миропомазание в самом себе заключает семя его конечной цели – «обожения», когда все существо человека преображается, претворяется и обновляется нетварными энергиями Святого Духа. Все же последующие Таинства Церкви, равно как и все его труды, призваны раскрыть тот потенциал, который дан в Миропомазании. И если ученик Христов станет, как губка, напоенная благодатью, так что она течет и изливается из всего его существа реками воды живой (Ин 7:38–39) – иными словами, если он станет святым – это и есть тот совершенный плод, рост и созревание которого началось в таинстве Миропомазания. А на меньшее Евангелие не согласно…

P. S. В завершение приведем самый известный гимн Симеона Нового Богослова о Святом Духе:


Не говорите, что невозможно принять Божественный Дух,

Не говорите, что без Него возможно спастись,

Не говорите, что кто-нибудь причастен Ему, сам того не зная,

Не говорите, что Бог невидим людям,

Не говорите, что люди не видят Божественного света

Или что это невозможно в настоящее время!

Это никогда не бывает невозможным, друзья!

Но очень даже возможно желающим.

Кто такой Святой Дух?

Вчера Церковь отмечала Свой день рождения. Это тот день, когда на апостолов сошел Святой Дух и дал им силы и мудрость для проповеди Евангелия по всему миру, по слову Христа: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». (Деян. 1:8).

Что мне всегда было непонятно - так это «разделение функций» у лиц Святой Троицы. Если Бог един, то какое для меня имеет значение, какое именно Лицо совершило то или иное действие? Есть ли какое-то «разделение полномочий», или попросту - кому в какой ситуации молится? День Святого Духа - отличный повод разобраться.

В Священном Писании

Христос говорил апостолам: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан.14:26). Итак, Дух должен был научить апостолов «всему» (видимо, в первую очередь необходимому для проповеди) и напомнить слова Христа, которые они слышали во времена его пребывания на земле. По словам архиепископа Аверкия, присутствие Духа будет как бы заменять им непосредственное общение со Христом , к которому они привыкли.

Слово «Параклетос», переведенное здесь как «Утешитель» - юридический термин, наиболее близким к которому будет современное понятие адвоката (собственно, слово «ад-вокат» - это дословный перевод греческого «пара-клетос», буквально - «призванный кем-то»). Этим же словом называли специального человека, который своими словами воодушевлял находящихся на поле битвы воинов. Некоторые исследователи считают, что на момент перевода Библии на славянский язык юридические практики у этих народов были настолько мало развиты, что понятия адвоката в их языках попросту отсутствовали, поэтому их заменили какими-то понятными для этих простых людей словами. Ведь утешение, поддержка - действительно, одна из функций адвоката. Аналогично слово «свидетель» («мартирос») обычно переводили как «мученик».

Итак, «функции» Святого Духа, согласно Писанию, связаны с поддержкой, научением, напоминанием о присутствии Христа и Его защитой и помощью, которую Он обеспечивает человеку.

В богослужении

А что говорят на эту тему богослужебные тексты сегодняшнего дня? «Дух Святой… Жизнь и Животворящий, Свет и Податель света, Сам благой и Источник благости», «Дух Святой - свет и жизнь, и живой разумный источник. Дух премудрости, Дух разума, благой, правый, мыслящий, владычествующий, очищающий согрешения; Бог - и боготворящий; Огонь - от Огня исходящий; говорящий, действующий, распределяющий дарования».

Здесь появляется тема силы, света, которым Дух святой наполняет жизнь человека, различных дарований (подарков, талантов), которые Он посылает людям; «благости» (то есть доброты и чуткости к другим людям). В конечном итоге Дух Святой - «боготворящий» , то есть делающий людей богами, по выражению святителя Афанасия Великого.

Другой важный аспект состоит в том, что Святой Дух пребывает в Церкви, Он обеспечивает ее единство и цельность. Дух помогает преодолевать разобщенность: «когда же огненные языки раздал, / Он к единению всех призвал, / и мы согласно славим Всесвятого Духа» (кондак праздника Троицы) и делает тех, кто ему послушен, единой Церковью.

У святых отцов

«Святой Дух - невещественный огонь: свет веры, теплота любви, огненные языки, изрекающие в сердце закон Божий… Он пробуждает от очарования миром, ведет к упованию на Бога, побуждает к покаянию… Если мы не препятствуем Его действию, - Он направляет тесным путем самоотвержения…» (Филарет Московский)

«Ныне Бог дает человеку новый Дух (Иез. 36, 26), вдыхает в него новое дыхание жизни… Апостолы были первыми сосудами Святого Духа… Как от зимнего холода цепенеет жизнь в растениях, так замирает дух человека, когда он предан греху… В семени есть росток жизни и в растениях, замирающих на зиму, есть жизнь; но если Господь не пошлет духа весны, то они не созиждутся и не обновится лицо земли (Пс. 103, 30)» (Феофан Затворник)

Итак, действие Святого Духа в человеке похоже на некоторое представительство, голос Божий в человеке. Действительно, мы видим, что слово «параклетос» употреблено осознанно, и юридическая аналогия неслучайна.

Кроме того, Святой Дух помогает человеку меняться («дух весны»), дает ему силы для роста.

Резюме

Итак, Святой Дух:

· обеспечивает единство верующих между собой;

· наполняет человека силой, светом; подает «плод духа» (Гал. 5:22);

· является источником «даров Духа» (1Кор. 12:1-10) - человеческих и сверхчеловеческих талантов и способностей.

Что мне делать?

Что я должен делать, чтобы Святой Дух был во мне? С одной стороны, как замечает свт. Филарет, для этого нужно «родиться свыше» (Иоан. 3:3).Присутствие Духа в человеке - знак его избрания Богом , как это было во времена Ветхого Завета, когда Дух Святой Сам избирал пророков и говорил через них.

С другой стороны, Христос обещал, что «Отец ваш Небесный даст Духа Святого просящим у Него», и в этой связи на первый план выходят внутренние устремления человека: к чему он подлинно стремится, чего он желает, чем он занят в первую очередь. «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 7-8)» - цитирует в этой связи свт. Феофан Затворник слова апостола Павла.

Как вы понимаете действие Духа Святого в вас? Что вы делаете, что быть с Ним? Расскажите у нас в блоге!

Поневоле задаешься вопросом: к чему я на самом деле стремлюсь?

Заглядывая внутрь себя, я понимаю, что в первую очередь я хочу счастья: покоя, радости, мира, любви, творчества, свободы. Частенько я начинаю искать все это «на стороне», но в глубине души понимаю, что получить все это смогу только от Бога.

Однако является ли такая мотивация к духовной жизни правильной - такой, какую от меня ждет Господь? Похоже, что не вполне. У меня в голове есть два отдельных понятия: «счастье» и «Бог», и они связаны логически: Бог - это источник счастья, поэтому я стремлюсь к Богу. Читая то, что писали праведники - древние и современные - понимаешь, что у них не было такого разделения. Они видели только Бога - как источника всякой радости, всякого счастья, и стремились непосредственно к Нему.

Остается надеяться, что Господь примет меня и с такой мотивацией.