Колизей - величественная памятка древнего рима. Колизей в Риме — самая величественная арена

Ежегодно на нашей планете появляются архитектурные шедевры, поражающие сложностью, оригинальностью, красотой. Сверкая новейшими материалами, строительными конструкциями, собранными с помощью современной техники, они вызывают восхищение. Однако, среди величественных достопримечательностей, созданных обычными руками человека, есть те, которые стали вечной ценностью, памятью истории планеты, например, Колизей в Риме.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 28 февраля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

До 10 марта действует промокод AF2000TUITRV, который дает скидку 2 000 руб на туры в Иорданию и Израиль от 100 000 руб. от туроператора TUI. Даты заезда с 28.02 до 05.05.2019.

На протяжении 8 лет днем и ночью адским трудом рабов реализовывался проект архитектора Квинтия Атерия по созданию величественного амфитеатра античности. Основной целью создания архитектурного чуда явилось желание увековечить мощь династии Флавиев, величие Рима. На основании предсказаний прорицателей 77 живых рабов были закопаны в фундамент строения, которое должно простоять не менее 77 веков.

Начало стройки связывают с именем императора Веспасиана в 72 году современной эры. Освящение амфитеатра, возведённого в месте знаменитого озера Золотого дома Нерона, производилось императором Титом через 8 лет. Это был триумф победы подавления бунта иудеев, вошедших в списки 100 000 пленных человек, задействованных на строительстве. Это они возводили строение, которое еще в I веке внес в перечень семи известных чудес света, поэт Марциал.

Древний Колизей может рассказать о разных моментах своей длительной истории, например, пожаре 217 года. О празднике, проводимом в честь тысячелетия Рима, жестоких гладиаторских боях, землетрясении 1349 года, разрушительных ранах нашествия варваров, многочисленных реставрациях амфитеатра. Любые моменты жизни публичного строения отражали исторические события Рима. Не зря пилигримы VII столетия говорили, что «Пока стоит Колизей, будет стоять Рим. Когда падёт Рим, падёт мир».

Цель строительства

Славный и скорбный памятник жестокой империи Рима возводился в роли театра, дающего «хлеб и зрелища», главного политического способа сохранения власти могущественными правителями страны. Исторический, культовый символ Рима, творение высочайшей инженерной мысли предназначалось для проведения масштабных праздников, зрелищ, мистерий. В стране во многих местах производилось строительство сооружений древних театров. Эти мероприятия надёжно отвлекали жителей города от недовольства политикой императоров.

Посещать зрелища в Колизее можно было без оплаты, получив при входе муку для приготовления хлеба. Огромные финансовые вложения во все мероприятия, проводимые в Колизее, подчеркивали богатство, могущество действующего властелина. Тем более, что они проходили на месте земель, переданных народу после смерти ненавистного Нерона. В честь открытия Колизея был организован праздник, длящийся 97 дней. Около двух тысяч отважных гладиаторов, трёх тысяч разных животных погибли в период его проведения.

Глубокие колодцы, находящиеся в подземельях Колизея, приняли тела умерших. Существует легенда, по которой в этот момент стало известно имя чудовища, жившего в подземельях Колизея, жаждущего крови, боли. Это же чувство необычной жестокости, бесчеловечного отношения к живым существам доставляли зрителям амфитеатра необыкновенное наслаждение.

Огромные размеры амфитеатра не были первыми в истории Древнего Рима. К сожалению, самая грандиозная постройка, называемая Большой Цирк, не сохранилась. Известно, что центр представлял ипподром, где проходили скачки на колесницах в присутствии около 300 тысяч зрителей.

Происхождение названия

Существует несколько версий происхождения названия Колизея. Первоначально архитектурная достопримечательность называлась «Амфитеатр Флавиев», подтверждая основную цель его постройки. В дальнейшем его называли амфитеатром Цезаря, Ареной. Гораздо позже величественные размеры постройки дали ему название Колизей, означающее «колоссальный» (сolosseum). По другой версии это связывают со статуей Нерона, стоявшей рядом. Она была изготовлена из бронзы, покрытой золотом. Высота статуи равнялась 12 этажному современному дому. Её местонахождение сейчас неизвестно.

Существует гипотеза, основанная на значения слова Collis Iseum или названия холма, на котором стол храм богини Изиды. А ещё одним значением этого слова является вопрос «Ты ему поклоняешься?». Его задавали в ритуалах черной магии сатанистов, проходящих здесь по ночам во времена позднего Ренессанса. Какая бы версия существования названия удивительного места не была принята, Колизей носит его около 2 тысяч лет.

Почему Колизей разрушен

Вместе с падением Римской империи начался период разрушения знаменитого амфитеатра. Нашествие варваров в 410 годах нашей эры нанесло огромный ущерб постройке, спровоцировало огромный финансовый кризис империи. Расходы на содержание амфитеатра резко сократились. Зарождающее христианство запретило убивать людей, животных Последнее кровавое зрелище проводилось в 523 году. Потребность в развлекательных шоу исчезла. Изменилось предназначение Колизея.

Постоянные разрушения амфитеатра привели к исчезновению большой части строений. По оценкам специалистов только в каменном веке погибли две третьих части строения. Навсегда забыт проход к подземному морю, где в темноте и мраке жило страшное чудовище Нерона, оставшееся в мифах, легендах. Средневековье использовало Колизей в роли замка, крепости. Правила жизни эпохи Возрождения, землетрясение, разрушившее южную часть амфитеатра, позволили местным жителям безнаказанно забирать строительные блоки, кирпичи, мрамор для личных целей.

Дворец канцелярии, Венецианский дворец, палаццо Фарнезе, соборы святых Петра, Иоанна Крестителя на Лютеранском холме построены из строительного материала, взятого из стен Колизея. Среди руин Колизея, напоминающих тень от его прошлого, находили приют бездомные, проходили мероприятия церкви в память о пролитой крови. Конец разрушения Колизея связан с именем папы Бенедикта XIV в XVIII веке.

До сих пор каждую Страстную пятницу свершается Крестный ход верующими христианами. Сохранившаяся часть здания стала постепенно восстанавливаться. В XVIII веке Колизей отнесли к памятникам истории, архитектуры. Для туристов он открылся 19 июля 2000 года, а 2007 год сделал его элементом списков ЮНЕСКО в роли памятника мирового наследия.

Архитектура

До сих пор инженерные решения, применяемые при строительстве Колизея, используются при возведении современных стадионов, арен. Вряд ли когда-нибудь исчезнет удивление от приёмов создания стока воды амфитеатра, необычной прочности арочной конструкции, позволяющей удерживать тысячи зрителей, обеспечивая их безопасность, в том числе и от пожаров.

Амфитеатр в каждом месте имел оптимальный наклон сидений, простой способ нахождения конкретного места, свободный вход, выход. Массивное строение, благодаря идеям зодчих древнего Рима, применивших сотовую структуру, приобрело необычную легкость, красоту каменных кружев.

Фасад

Глядя на сохранившиеся стены Колизея, нельзя увидеть элементы классических моделей греческих храмов в виде прямоугольных рядов из колонн, украшенных фронтонами. Ближе всего внешний вид Колизея напоминает соты из многочисленных арок, соединённых по законам эллипса с размерами 83х48 м. такая форма запрещала гладиатором вести борьбу в углах, не просматриваемых некоторым зрителям. Этот приём до сих пор используется при проектировании спортивных зданий.

Все 80 входов были украшены статуями известных личностей страны, богов. Входы выполнены из травертина, мрамора, красного кирпича, туфа. Четыре из них использовались лицами из высшей знати. Они вели в нижний ряд амфитеатра. Для размещения зрителей использовались четыре яруса. Нижние устройства состояли из аркад (по 80 арок). К карнизу четвёртого яруса был пристроен оранжевый, полотняный тент, защищавший зрителей от яркого солнца, дождя. В период правления Домициана к амфитеатру был построен ещё один уровень со стоячими местами для бедных, рабов, женщин.

Вход на представления запрещался актёрам, бывшим гладиаторам, могильщикам. Равномерное распределение входов по периметру амфитеатра позволяло заполнить арену за 15 минут, освободить в случае необходимости всего за 5 минут. Такое конструктивное решение получило название «vomitoria» («vomere», что означает «извергать»). Оно используется и сейчас. Система ступенек, коридоров позволяла зрителям, не мешая друг другу, быстро подниматься на свои места.

До сих пор на стенах Колизея можно увидеть написанные в далёкие времена номера мести. На внешней стороне Колизея находились входы в подвальные помещения, где ожидали своего выхода на арену гладиаторы. В огромных клетках содержались животные, Оборудованы комнаты для раненых, умерших. Все помещения соединялись системой из 38 лифтов, работающих на тросах, цепях.

Размеры Колизея

Самый известный амфитеатр древности имеет длину внешнего эллипса 524 м. Его большая ось равна 188 м, Длина малой составляет 156 м. Арена выполнена в форме эллипса меньшего размера. Её длина 85,5 м, ширина 53, 5 м. Колизей стоит на фундаменте с шириной 13 м. Высота строения достигает 50 м. В конструкции здания использовались 80 стен, направленных по радиусу. Большое число столбов (около 240 шт.), облегчающих давление несущих сводов. Все здание было обнесено дорожкой, шириной 17,5 м, покрытой травертином.

Внутреннее устройство

Внутри амфитеатра находилась арена, места для зрителей на разных ярусах. Чем значительнее положение человека, тем ниже место ему предоставлялось. Система социального подчинения выдерживалась строго. Внизу на каменных ступеньках лежали подушки, можно было принести с собой собственный стул. Арена из деревянных досок отделялась от зрителей металлической решеткой. Под ней располагались служебные ходы для перемещения людей, декораций.

Существовала возможность заполнения арены водой для проведения знаменитых морских сражений. Наклон пола арены регулировался. Он тщательно засыпался слоем песка для эффективного впитывания крови. Вокруг арены устанавливались кадки с благовониями для нейтрализации запаха крови.

Общее количество мест (50.000) распределялось по ярусам, соответствующим ярусам фасада. Нижний ряд (подий) принадлежал императору, его семье, сенаторам. В первом ярусе находилось 20 рядов, во втором 16, для представителей среднего сословия. Между вторым и третьим ярусами находилась стена. Сиденья третьего яруса имели больший наклон. На них сидели представители низших сословий. Внутренние части Колизея выполнены из кирпича, туфа, мрамора, крупных каменных, блоков, кусков, дерева.

Во время представлений разрешалось торговцам предлагать свой товар зрителям. Это были сувениры в форме костюма гладиатора, фигурок знаменитых воинов, вкусная еда. При входе в Колизей предъявлялось приглашение (тессер), представляющего собой мраморную пластинку или кубик с указанием места. Зрители должны были соблюдать предписания по выбору одежды. При этом мужчины должны быть в тоге.

Предназначение амфитеатра

В Колизее бурлила жизнь, это считалось популярным местом общения представителей разных сословий. Жестокие сражения, убийства были естественной потребностью населения тех времён. Современным туристам иногда кажется, что реки крови, боли пропитали древнюю землю. А страшное чудовище ожидает своего расцвета, затаившись в глубоких недрах. Чем же так восхищались Римляне? Это были venationes (охота на животных), munera (гладиаторские бои), naumachia (морские сражения).

Гладиаторские бои

Чуть больше четырёх столетий на арене ровно в полдень открывалось, запланированное ранее, зрелище. Гладиаторские бои проводились по заказу влиятельных лиц в честь празднеств, увековечивания памяти знаменитых предков. Начало игр планировалось на утро, но первыми выходили на арену гладиаторы вместе с музыкантами, актёрами, мимами, жрецами. Начальный бой проводился прегенарием, сражавшимся деревянным мечом, создавая публике эмоциональную атмосферу.

В зависимости от вида оружия, одежды профессиональные гладиаторы назывались ретиарий, мурмиллон, самнит, фракией, димахер, скиссер, т.д. Профессиональные качества, правила ведения боя вырабатывались в специальных школах, называемых лудусы. Только в самом начале организации зрелищ роль гладиаторов выполняли пленные, преступники, которые сражались, как умели. Потом их воспитывали из числа рабов, обыкновенных жителей, считавших сражение на арене престижной, высокооплачиваемой службой. В конце периода власти Римской империи почти половина из общего числа гладиаторов состояла из свободных граждан.

Подготовка настоящего гладиатора считалась длительным, сложным делом и проводилась под клятвой «терпеть наказания кнутом, клеймом, принять смерть от меча». Слабеющий гладиатор, имел право попросить пощаду. Он поднимал вверх, указательный и безымянный пальцы. Только император своим жестом (большим пальцем вверх или вниз) решал судьбу бойца. Восторг, мнение толпы отражалось на судьбе гладиатора. Ему вручался специальный венок, рабу дарили свободу и деревянный меч (рудий) с выгравированным именем бойца.

Правила ведения боя были тщательно продуманы. Им обучались в школах, нарушать правила запрещалось. Первые сражения бойцы начинали в возрасте около 17 лет. Средняя продолжительность жизни до гибели не превышала 5 лет. Больше 50 боёв проводили немногие. До 75% гладиаторов погибали во время первых 10 поединков. Жизнь рабов не ценилась, их тела после смерти выбрасывались для съедения бродячими собаками.

Судьба участвующих в гладиаторских боях, была другой. Тела сбрасывали в глубокие шахты, ведущие к подземному морю, где обитало чудовище. Это было своего рода оправданием всесильных людей империи (смерть для продолжения жизни). Знаменитое восстание рабов под руководством Спартака подтверждает непростые условия жизни в школах. Последний бой гладиаторов прошёл в 404 году. Возникшее христианство прекратило традицию убийства людей.

Охота на животных

Часто в качестве прелюдии перед выступлением гладиаторов в Колизее организовывалась охота на разных диких животных. Тигры, слоны, львы, питоны, крокодилы, быки, медведи заранее отлавливались на всей площади империи, доставлялись на место. Использовались два варианты борьбы: человека с животным и пар животных. При этом можно было увидеть не только природное сочетание враждующих сторон, например лев с тигром, бык с медведем, но и неравные или невозможные в естественных условиях нападения.

Иногда несчастное животное приковывали цепями к полу арены, лишая его возможности маневра для защиты. Говорят, что только во время открытия Колизея погибло около 9 000 животных. Существуют исторические подтверждения, что во время правления Суллы на арене дрались 100 львов, при Юлии Цезаре их число увеличилось до 400 единиц. В честь победы Трояна погибли 11 тыс. разных животных.

Морские сражения

Дорогостоящие морские бои, называемые Навмахия, появились в третьем веке до нашей эры. Их проводили только в исключительных случаях, и подтверждающие факты, существуют о пяти сражениях. Первым морским боем, прошедшим в Колизее, считается сражение, посвященное триумфу Цезаря в победоносной войне 46 г. до н. э. На арене, заполненной водой, плавали настоящие боевые корабли (биремы, квадриремы). На их палубах проходили настоящие сражения. До сих пор изучены не все секреты поступления воды к арене.

Часто во время навмахии воспроизводились реальные исторические битвы. Например, сражение при Саламине, разгром афинской флотилии. После строительства подземных туннелей под ареной (во времена правления Домициана) морские сражения не проводятся. Для подобных развлечений приняли решение построить площадки на природных водоёмах.

Солнечный Колизей

Император Веспасиан, взошедший на трон Римской Империи в 69 году н.э., тратил колоссальные средства на восстановление культовых сооружений (таких как, например, Капитолий). Но в 72 году он решил взяться за более амбициозный проект и поручил лучшим строителям региона возвести амфитеатр Флавиев, который навеки оставил бы след его династии в мировой культуре. У Веспасиана был и скрытый мотив. Основу Колизея заложили на месте озера возле Золотого Дома Нерона – предшественника и врага нового правителя. Такое строительство полностью стирало следы его существования с карты Рима.

По оценкам историков, в строительстве амфитеатра приняли участие около 100 тысяч рабочих, большую часть из которых составляли военнопленные и рабы. После восьми лет изнурительной и безостановочной работы Колизей был полностью завершен и одобрен императором.

Первые столетия своего существования строение действительно занимало огромное место в жизни римлян и всегда напоминало им о его основателе, так как вплоть до VIII называлось амфитеатром Флавиев. Здесь регулярно проводились гладиаторские бои, сражения животных и праздничные представления. Кроме развлекательных мероприятий, тут осуществлялись и казни, которые послужили поводом к прекращению использования Колизея императором Константином I. На протяжении всех Средних веков это культовое сооружение либо вовсе игнорировалось властями, либо использовалось как памятное место в честь ранних христиан, погибших мученической смертью. Всё это привело к тому, что вплоть до XVIII века никто не задумывался о необходимости реконструкции и реставрации Колизея, и многие его части были безвозвратно уничтожены.

В конце XIX века католическая церковь решила возобновить работы вокруг амфитеатра, чтобы сохранить как можно больше уцелевших элементов. Благодаря этому изменению отношения к памятнику, Колизей стал привлекать внимание историков, архитекторов и искусствоведов, которые за несколько десятилетий смогли превратить некогда забытую всеми постройку в символ европейской цивилизации.

В 2007 году организация New Open World Corporation провела конкурс, в ходе которого жители всего мира смогли принять участие в голосовании и выбрать те сооружения, которые, по их мнению, достойны звания Новых семи чудес света. Первое место занял Колизей, который стал единственной достопримечательностью в списке, представляющей наследие европейской культуры.

Ночная панорама Колизея

Устройство и архитектура Колизея


По примерным оценкам учёных, современный Колизей представляет собой лишь одну треть изначальной постройки, но даже этот факт ничуть не умаляет величия сооружения. В начале нашей эры, когда в Колизей стекались все жители Рима, чтобы посмотреть очередной гладиаторский бой или театральное представление, вокруг арены на местах для сидения могли спокойно разместиться 50 тысяч зрителей, а еще до 18 тысяч могли смотреть представления стоя. В наши дни вместимость Колизея значительно меньше, но это не мешает тысячам гостей приходить в знаковое место.

Гениальное решение, значительно облегчившее конструкцию: 240 огромных арок в три яруса, снаружи облицованных травертином, окружают бетонно-кирпичный эллипс, длина стен которого равна 524 м, ширина – 156 м, высота – 57 м. Это был переворот в мировом строительстве: изобретение бетона и кирпича из терракоты. Для здания Колизея его потребовалось около 1 млн штук.

Панорамный вид

Четвертый сплошной ярус был достроен позже. В наши дни на его карнизе можно увидеть отверстия, куда вставляли опоры для быстрой растяжки огромного тента над ареной и амфитеатром. Он защищал зрителей от дождя и палящего солнца. На мостовой Колизея можно увидеть столбики, предназначение которых до сих пор вызывает споры. По одной версии, к ним дополнительно крепились канаты тента, по другой - 5 оставшихся тумб служили в качестве турникетов для сдерживания и упорядочивания толпы.

Внутри древнего амфитеатра располагались сводчатые галереи - места отдыха зрителей и бойкой торговли. На первый взгляд «дырявых» арок так много, что они напоминают многочисленные соты в улье пчел, но при этом среди них нет однообразия. Каждая оказывается немного под другим углом и к солнцу, и к зрителю, поэтому на арки по-разному падают тени. Обратите внимание - они однородны, но не ординарны!


Первый ярус Колизея содержит 76 пролетов, через которые можно было войти в амфитеатр. Над ними и сегодня можно увидеть римские цифры нумерации входов. Такое нетипично большое количество арок позволило существенно увеличить пропускную способность амфитеатра - в случае необходимости зрители могли покинуть Колизей за 5-10 минут. Зданий с подобной архитектурной организацией нет нигде в мире и сегодня!

Еще одной интересной задумкой для облегчения конструкции Колизея являлись опоры разного стиля, которые, помимо защиты от обрушения, делали сооружение выглядеть более воздушным. В первом ярусе, самом тяжелом, сделанном из камня, стоят полуколонны дорического ордера, во втором (бетонном) - ионические, а на третьем - коринфские, с нарядными, украшенными листвой, капителями.

Считалось, что проемы второго и третьего ярусов были украшены статуями из белого мрамора. Однако ни одной из них не было найдено, что стало причиной споров историков - существовали ли они на самом деле или были только в проекте.

Верхний ярус Колизея

Эллиптическая форма арены не давала ни гладиаторам, ни обреченным животным шанса укрыться от кровопролития, забившись в угол. Пол арены был вымощен досками, которые легко снимались, когда надо было залить водой место представления морских боев. Камеры для рабов, клетки для животных и другие служебные помещения были устроены позднее, в подвале под ареной, так же как и сложнейшая система поворотной сцены и прочих приспособлений, создававших спецэффекты во время спектаклей. Большая часть внутреннего убранства не сохранилась. Однако вопреки разрушениям можно хорошенько рассмотреть устройство помещений под ареной. Возможно, животных, гладиаторов и кулисы поднимали на арену грузовыми лифтами.

Любопытно, что долгое время туристы посещали амфитеатр исключительно ночью, чтобы любоваться красивейшей подсветкой здания. Но учёные захотели вернуть историческую славу Колизею и разработали увлекательные экскурсионные туры. Гиды пытаются своими рассказами максимально погрузить слушателей в атмосферу былых времён, когда только закладывался фундамент амфитеатра Флавиев, тем самым позволяя увидеть нечто большее, чем древние руины.

Хлеба и зрелищ!


Кадр из сериала "Спартак"

Panem et circenses, «хлеба и зрелищ» - так веками звучал девиз грандиозного амфитеатра в центре города! Люди хотели не только быть сытыми: они жаждали развлечений. И Колизей обеспечивал им обильную программу из смертельных поединков и кровавых побоищ.

Первый официально зафиксированный протест против жестоких представлений на арене датируется 404 г. н.э., когда монах Телемах с криком вскочил со своего места на трибуне, требуя отменить бой. Разъяренные зрители забили его камнями. Последние гладиаторские бои и травля зверей были устроены в 523 г., после чего Колизей пришел в упадок. В VII в. один монах написал: «Пока стоит Колизей, стоит и Рим. Падет Колизей - и Рим падет вместе с ним».

Видео: Ария – Колизей

График работы и стоимость билетов

Ещё совсем недавно подход к Колизею был открыт круглые сутки. Но власти итальянской столицы поняли, что это может негативно сказаться на состоянии постройки и поспешили установить охрану. Теперь амфитеатр открыт только для дневных посещений с 9:00 до 19:00 в летнее время (апрель-октябрь) и с 9:00 до 16:00 в зимнее (ноябрь-март). Но не стоит отчаиваться, если в светлое время суток вам не удалось попасть сюда, ведь на этот случай градостроители украсили внешние стены прекрасной иллюминацией, которая является изюминкой ночного Рима.

В году предусмотрено лишь два выходных дня, когда туристы не могут посетить достопримечательность – 25 декабря и 1 января.

Вход и экскурсионная программа обойдутся в 12€ для взрослого посетителя и в 7€ для ребенка (+2€ за выставочные мероприятия). Школьники, студенты и пенсионеры имеют возможность приобрести льготный билет, но для этого надо иметь с собой соответствующие документы. Сама покупка может оказаться немного проблематичной. Дело в том, что большинство туристов решают оплатить вход у самих стен Колизея, из-за чего уже к 10:00 выстраиваются длинные очереди к кассам.

Если вы хотите сэкономить свои время и деньги – закажите билеты на сайте комплекса или же приобретите их в местах предварительной продажи. В последнем случае вы сможете обзавестись документом, позволяющим посетить сразу несколько достопримечательностей.

Заказ через Интернет – www.pierreci.it (сервис доступен на итальянском и английском языках) и www.ticketdic.it (доступен на итальянском, английском и французском языках) - 10,50€, 12,50€ (с выставкой). Билет единый - с музеем Палатина, Римским Форумом - действует в течение суток с момента покупки.

Телефон информационного центра: 399 67 700.


Как добраться до Колизея

Чаще всего международные авиарейсы приземляются в аэропорт Leonardo da Vinci, который все итальянцы называют Фьюмичино. Он расположен в 20 км от самого Рима, но это маленькое расстояние не так уж просто преодолеть, учитывая интенсивность дорожного движения по направлению к столице Италии.

Очень часто туристы едут из аэропорта в город на поезде, который отправляется от одного из терминалов. Стоимость билета составляет 14 евро, а поездка занимает около 35 минут. Но в этом случае стоит учитывать, что вы доберётесь лишь до городского вокзала, от которого придётся ехать к отелю на другом виде транспорта.

Если же вы едете большой компанией, логичнее всего будет взять такси возле стен аэропорта. Это белые автомобили с подписью «Comune di Roma», которые являются собственностью города, а значит, имеют фиксированные тарифы. Минимальная стоимость поездки составляет 40€, а далее зависит от расположения отеля.


Кроме того, несколько автобусных компаний осуществляют регулярные рейсы от аэропорта к различным частям города. Стоимость поездки на таком транспорте может варьироваться от 9€ до 20€, поэтому стоит заранее ознакомиться с прайсом на сайте интересующей компании.

После того как вы наконец-то окажетесь в Риме, добраться до Колизея не составит большого труда. Величественный амфитеатр находится на одноименной станции метро Colosseo в самом центре города. Стоимость билета составляет 1€ и даёт возможность передвигаться подземным транспортом на протяжении 75 минут.

Номера автобусов, идущих до Колизея: 60, 75, 81, 85, 117, 175, 271, 571, 673, 810, 850. Также ходит трамвай №3.

Адрес: Piazza del Colosseo.

Колизей - один из основных символов Рима, пришедший к нам со времен древнего мира. Сегодня Колизей - это полуразрушенное, овеянное горячим ветром древнее строение, привлекающее туристов своей величественностью и красотой.

Колизей был построен во времена правления династии Флавиев. Кстати, изначально Колизей имел название амфитеатр Флавиев , - в честь правящего рода.

Архитектура Колизея

Амфитеатр Флавиев было местом зрелищ и развлечений. Здесь проводились знаменитые бои гладиаторов, схватки зверей и другие популярные в те времена развлечения. К примеру, плиты пола раздвигались, и площадка превращалась в водоем глубиной в 1,5 метра, где разыгрывались морские баталии.

Колизей - самый большой амфитеатр Древнего мира. Его размеры просто впечатляют - сооружение в форме овала с параметрами стен 188 метров на 156, высота его 48 - 50 метров. Такие огромные размеры амфитеатра позволяли вмещать 50000 зрителей. На строительство Колизея ушло 8 лет (72 - 80 гг.).

Архитектурный прием, который использовался при возведении Колизея в Риме, используется при строительстве стадионов и прочих арен по сей день. Суть его состоит в том, что необходимо равномерно расположить множество входов по всему периметру сооружения. Это позволяло заполнить амфитеатр Флавиев за 15 минут, а покинуть за 5. Всего у Колизея было 80 входов.

Расположение мест амфитеатра соответствовало кастовому расслоению общества Древнего Рима. Нижний ярус был предназначен для императора, его семейства и сената. На втором ярусе располагались богатые горожане, дворяне и знать. Третий ярус занимали прочие горожане. На четвертом, самом верхнем ярусе расположилось самое низшее сословие - бедняки, рабы и женщины. В основном у них были стоячие места. А некоторым группам общества вообще был запрещен вход в амфитеатр, - актерам, могильщикам и бывшим гладиаторам.

Времена забвения

Прошли времена. Католическая церковь сменила язычество, и для амфитеатра Флавиев настала темная полоса.

В 5 веке были запрещены гладиаторские бои, а в 6 веке - травлю животных. В 8 веке амфитеатр был переименован в Колизей. Возможно из-за своих огромных размеров (от лат. colosseus - громадный, колоссальный). С 11 века Колизей служил обителью для аристократов.

С того времени началось постепенное разрушение Колизея. Обрушившиеся стены стали источником строительного материала. В 15 и 16 веках папа Павел II использовал камни и кирпичи с Колизея для строительства венецианского дворца. Также много материала ушло на возведение дворца Канцелярии и дворца Форнеце.

Таким образом, безжалостность времени и людей разрушила южную стену древнеримского амфитеатра, а оставшиеся стены были обезображены.

Восстановление Колизея

Со временем мнение папства и аристократии к Колизею изменилось. Католическая церковь освятила древнее сооружение. Были укреплены и сохранены стены амфитеатра, которые готовы были вот-вот обрушиться, отреставрированы некоторые внутренние стены.

В наши дни правительство Италии бережно относится к Колизею. Специалистами были раскопаны элементы разрушенных стен и восстановлены на свои места, где это было возможно.

Для дальнейшего восстановления и сохранения величественной памяткой со времен Древнего Рима было вложено много средств, терпения и сил.

Сегодня Колизей - главная достопримечательность Рима. Миллионы туристов мечтают увидеть Колизей собственными глазами, ощутить дух древнего мира и представить себя зрителями знаменитых боев гладиаторов.

В 2007 году Колизей в Риме был внесен в список 7 Новых чудес света .

  • 1 просмотр

Рассказ о Колизее поможет узнать как строили Колизей, и для чего он был создан. Сообщение о Колизее в Древнем Риме, величайшей памятке архитектуры изложено в этой статье.

Колизей краткое сообщение

Колизей — один из основных символов Рима, пришедший к нам со времен древнего мира. Сегодня Колизей — это полуразрушенное, древнее строение, привлекающее туристов своей величественностью и красотой.

Строительство Колизея

Чтобы возвести Колизей, не понадобилось много времени. В целом на строительство ушло 9 лет , и было задействовано больше 100 тысяч рабов . Их завезли из Иудеи в Рим. Для того, чтобы здание выглядело как можно величественней и помпезней были приглашены архитекторы, строители, инженеры, скульптуры со всех уголков мира.

Продолжить рассказ о Колизее следует с того, что его возводили три правителя – император Веспасиан не дожил лишь год до окончания строительства, император Тит, его сын, второй сын. Но и он вскоре умер, поэтому Домициан (второй сын Веспасиана) достроил это сооружение, достроив к нему один ярус для женщин, рабов и бедных людей.

Несмотря на то, что работы очень быстро завершились, его не зря называют чудом не только древнего, но и современного мира. Оно эксплуатировалось больше 500 лет и неплохо сохранилось до сегодняшних дней.

Внешний вид Колизея

Рассказ о Римском Колизее невозможно продолжать без описания его внешнего вида. Древние историки утверждают, что в нем одновременно могли пребывать больше 70 тыс. зрителей. А вот современные исследователи говорят, что в нем могло разместиться не больше 50 тыс. человек. Изначально архитектурный шедевр имел 3 этажа, высота стен — 50 м, длина арены– 86 м, ширина – 54 м. Колизей возвели в форме эллипса с ареной, окруженной трибунами со всех сторон.

Стены были сделаны из мраморных или каменных блоков известкового туфа. Его привозили из города Тиволи. Во время возведения внутренних стен применяли также туф и кирпич. Блоки стен были соединены стальными тросами.

При постройке памятника архитектуры впервые в Италии было задействовано решение, которое в наши дни применяют для возведения спортивных арен – предусматривалось 80 входов/выходов. Для членов высшей аристократии предназначались 4 входа, а все остальные для обычного зрителя. Они попадали в Колизей из нижнего яруса, арки которого были помечены латинскими цифрами. После чего ступени вели наверх.

Вокруг арены расположились ряды для зрителей с каменными скамьями. Нижний ряд был предназначен для императора, с южной и северной стороны арены были места для членов императорской семьи. В этой части Колизея могли располагаться и сенаторы. Эта часть зрительных рядов отделялась от арены высоким парапетом.

Над местом императора было еще 3 этажа. Здесь могли располагаться:

  • Лица, представляющие городскую знать и сословие всадников
  • Особи, имеющие римское гражданство
  • На последнем этаже могли находиться люди низшего сословия

Жизнь Колизея

Что же показывали на арене величественного римского сооружения? Здесь происходили травли животных, гладиаторские бои и морские сражения. Для последнего представления специальная система заполняла комнаты с площадью в 6 акров водой, и игрались военно-морские сражения. Интересно, что в боях могли принимать участие и галеры.

Он был для римлян и гостей Рима неким развлекательным центром вплоть до 405 года. Император Гонорий, исповедовавший христианство, запретил все бои, травли зверей и морские сражения.

Крушение Колизея осуществилось с момента падения Римской империи. Папа Павел II и кардинал Риарио вместе с другими священниками брали с Колизея камни для строительства личных дворцов. А папа Климент IX вообще превратил амфитеатр в завод, где добывалась селитра.

Сегодня в амфитеатре продолжаются реставрационные работы.

Надеемся, что Вам помог доклад о Колизее в подготовке к занятиям, и Вы узнали много полезного об этой стране. А свое сообщение про Колизей Вы можете оставить через форму комментариев.

> >

Колизей (Colosseo ), или амфитеатр Флавиев , pacположен на одноимeнной piazza del Colosseo (пьяцца дель Колоссео). Это самый бoльшой и извecтный из римских амфитеатров, символ Древнего Рима, а также один из наиболее хopoшо сохpaнившихся памятников Античности.

Посетить Колизей в Риме:

Колизей - один из самых посещаемых памятников в Италии, так что очереди на вход тут ОГРОМНЫЕ! Можно их избежать, купив билет онлайн. И тут это действительно того стоит!

Время работы колизея:

  • Открытие - 8:30
  • Закрытие:
  • с последнего воскресенья октября по 15 февраля: последний вход15:30 и выход 16:30,
  • с 16 февраля по 15 марта: последний вход 16:00 и выход 17:00;
  • с 16 марта в последнюю субботу марта: последний вход 16:30, последний выход 17:30
  • с последнего воскресенья марта по 31 августа: последний вход 18:15, закрытие 19:15
  • с 1 сентября по 30 сентября: последний вход 18:00 , выход 19:00;
  • с 1 октября в последнюю субботу октября: последний вход с 17:30, выход 18:30.
  • Закрыто 1 января 1 мая и 25 декабря

Билеты в Колизей Рима:

Билет можно также приобрести в кассах Палатина по адресу Via di San Gregorio n. 30, или Piazza Santa Maria Nova 53 (200 метров от Колизея); билет также включает посещение и .

  • Полный тариф: 12,00 €
  • Льготный тариф: 7,50€, для резидентов ЕС в возрасте от 18 до 24 лет, а также для учителей Европейского Союза;

Бронирование билетов онлайн:

Строительство Колизея

Строительство Колизея начал в 72 гoду Веспасиан, родоначальник династии Флавиев. Фундамент амфитеатра был заложен на мecте пруда в садах Зoлoтого дома, грандиозного дворца Нерона. В 80 гoду импepатор Тит, сын Веспасиана, торжественно открыл амфитеатр, устроив празднества, кoтopые продолжались в течение 100 дней. На арене Колизея в Риме погибло множество гладиаторов и более 9000 зверей. Строительство окончательно завершилось при втopом сыне Веспасиана Домициане.

Архитектура Колизея

В плaнe Колизей представляет собой эллипс, общая длина eгo стeн - 527 м. Стeны высотой 50 м делятся на 4 яруса. Три нижних - аркады с полуколоннами разных ордеров: на пepвом ярусе мы видим тосканский ордер, на втopом - ионический, на тpeтьем - коринфский.

Трибуны , кoтopые могли вмecтить до 50 000 человeк, разделены на 80 секторов, с отдельными вxoдами и лестницами для каждого сектора. Зрители могли быстро занимать и покидать мecта, чтo позволяло избегать давки. Специальный тент, велариум , крепежи для кoтopого частично сохpaнились на верхнем ярусе, защищал зрителей от непогoды.

В цeнтpе римского колизея нaxoдится арена для боев, окруженная четырехметровой стeной. Пол арены практически не сохpaнился, и блaгoдapя этoму мoжнo yвидeть сложную двухуровневую систему подземных туннелей . Здecь гладиаторы и животные в специальных камерах ждали cвoeго выхода на арену.

История Колизея в Риме

В Средние вeка Колизей использовался как феодaльный замок. С XII вeка амфитеатр стaл для гopoда каменоломней: из каменных блоков были пoстpoeны двадцать три дoма для знaтных римлян, в XIV-XV вeках - шесть церквей, в 1495 гoду из материала Колизея пocтроили папскую канцелярию, в XVI вeке - мосты, в 1704 гoду камень использовали для пocтройки гавани. Наконец, в 1749 гoду папа Бенедикт IV освятил амфитеатр в память о мучениках-xpиcтианах, убитых на eгo арене. Это помогло спасти сооружение от окончательного уничтoжения. Oднaкo совpeменные историки все чаще высказывают сомнения в том, чтo в Колизее погибали xpиcтиане, во всяком случае, упоминания об этoм пoявляются только с XVII вeка.