Физические и физиологические иллюзии. Иллюзия – что такое, виды

Городская научно-практическая конференция

школьников и учащейся молодежи

Научное общество учащихся «Открытие»

МОУ «Лицей №1656»

Направление: ФИЗИКА

Оптические иллюзии

Выполнили: Грицай Дмитрий,

Колесов Дмитрий

9 класс МОУ «Лицей № 166»

Руководитель:

Пужульс Ирина Николаевна,

учитель физики высшей

МОУ «Лицей № 1656 »

г.Томск – 2007

Введение ...........................................................................................................3

Глава I . Объяснение оптических иллюзий с точки зрения

физики, биологии, психологии.

1.1. Зрительный процесс с точки зрения биологии.......................................5

1.2. Психология зрения....................................................................................5

1.3. Физическая оценка окружающего...........................................................6

Глава II

2.1. Воображение и реальность......................................................................7

2.2. Невозможные фигуры - особенность воображения..............................8

Глава III . Оптические иллюзии.

3.1. Оптические иллюзии - неотьемлемая часть человеческой жизни… 11

3.2. История открытий ……………………………………………………..12

3.3. Классификация оптических иллюзий ……………………………..12-15

3.3.1. Иллюзия пересечения ………………………………………………..12

3.3.2. Иллюзия «продолжения-обрыва» …………………………………..13

3.3.3. Иллюзия искривления ……………………………………………….13

3.3.4. Иррадиация ………………………………...………………………...14

3.3.5. Внешнее давление на размеры предмета ………………………......15

Заключение …………………………………………………………………16

Научная литература ………………………………………………………17

Введение.

В настоящее время, несмотря на развитие науки и техники, человек продолжает пользоваться своими субъективными оценками по всем направлениям. Конечно, если это касается нематематических наук, то в этом нет ничего плохого, но когда речь идет об оценках, при ошибке в которых, может произойти непоправимое, то тогда следует забыть об интуиции и воспользоваться измерительными приборами. Это, безусловно, касается так называемой оценки «на глаз».

Выражение «обман зрения» очень распространено. К сожалению, наш глаз не точный прибор в мире, поэтому и ему свойственно ошибаться. Эти ошибки называют оптическими иллюзиями. Их известно очень большое количество и все они не однотипны, как и причины, их возникновения. Вот два жизненных случая:

В Калифорнии есть гора, о которой местные автомобилисты говорят, что она обладает магнитными свойствами. Дело в том, что на небольшом участке дороги длиной 60м у подножья этой горы наблюдаются необыкновенные явления. Участок этот идет наклонно. Если у автомобиля, едущего вниз по наклону, выключить мотор, то машина катится назад, т.е. вверх по наклону, как бы подчиняясь «магнитному притяжению» горы. Это поразительное свойство горы считалось установленным настольно достоверно, что в соответствующем месте дороги красуется даже доска с описанием феномена.

Нашлись, однако, люди, которым показалось сомнительным, чтобы гора могла притягивать автомобили. Для проверки произвели нивелировку этого участка дороги. Результат получился неожиданным: то, что все принимали за подъем, оказалось спуском с уклоном в 2 градуса. Такой уклон может заставить автомобиль катиться без мотора на очень хорошем шоссе.

Иллюзией зрения объясняются также рассказы путешественников о реках, вода в которых течет вверх по уклону. Привожу выписку об этом из книги одного физиолога, профессора Бернштейна «Внешние чувства»: «Во многих случаях мы склонны ошибаться при суждении о том, горизонтально ли данное направление, наклонено ли оно вверх или вниз. Идя, например, по слабо наклоненной дороге и видя на некотором расстоянии другую дорогу, встречающуюся с первой, мы представляем себе подъем второй дороги более крутым, чем на самом деле. С удивлением убеждаемся мы затем, что вторая дорога вовсе не так крута, как мы ожидали».

Это объясняется тем, что мы принимаем дорогу, по которой идем за основную плоскость, к которой относим наклон других направлений. Мы бессознательно отождествляем ее с горизонтальной плоскостью и тогда, естественно, представляем преувеличенным наклон другого пути.

Этому способствует то, что мышечное наше чувство совсем не улавливает при ходьбе наклонов в 2-3 градуса. На улицах Москвы, Киева и других холмистых городов часто приходится наблюдать иллюзию, о которой говорит ученый - физиолог. Еще любопытнее другой обман зрения, которому случается поддаваться в неровных местностях: ручей кажется нам текущим в гору!

При спуске по слабо наклонной дороге, идущей вдоль ручья, который имеет еще меньшее падение, т.е. течет почти горизонтально, нам кажется, что ручей течет вверх по уклону. В этом случае мы тоже считаем направление дороги горизонтальным, так как привыкли принимать ту плоскость, на которой стоим, за основу для суждения о наклоне других плоскостей.

Поэтому, чтобы люди допускали меньше ошибок, безоговорочно доверяя своим глазам, им необходимо учитывать некоторые особенности своего зрительного аппарата.

Цели работы:

1. Объяснить природу возникновения оптических иллюзий.

2. Объяснить с точки зрения биологии, психологии и физики возможность их появления.

3. Классифицировать оптические иллюзии.

4. Показать применение особенностей нашего воображения на примере невозможных фигур.

Задачи:

1. Изучить литературу.

2. Освоить методику анализа и синтеза.

3. Выделить существенные признаки рассматриваемых иллюзий.

4. Сгруппироватьиллюзии содинаковыми существенными признаками.

5. Сделать выводы.

Научная новизна:

Была проведена классификация оптических иллюзий.

Глава I . Объяснение оптических иллюзий

с точки зрения физики, биологии, психологии.

1.1. Зрительный процесс с точки зрения биологии.

Глаз человека - сложнейший оптический прибор, с помощью которого человек воспринимает 90% окружающей нас жизни. Астроном и физик Иоган Кеплер в 19 веке рассмотрел устройство глаза с точки зрения оптики. Он показал, что на глазном дне формируется изображение окружающих предметов. По законам оптики такое изображение должно быть перевернутым. Именно поэтому перевернутым видит мир новорожденный младенец. Но постепенно мозг начинает переворачивать изображение и привыкает к этому. Интересно, что, если человек будет долго продолжать носить очки, переворачивающие изображение, то мозг опять поставит его «на ноги». А вот линзу, подобную хрусталику глаза люди не создали и по сей день. Ведь он может, становясь, то более выпуклым, то менее «наводить резкость» на ближние и дальние предметы. Но, если этот механизм нарушается, то у человека появляется, либо дальнозоркость, либо близорукость, поэтому ему в таком случае приходится носить очки.

Дно, на которое попадает и формируется изображение в уменьшенном виде, передает изображение сетчатке, которая воспринимает его. Между хрусталиком и сетчаткой лежит прозрачное стекловидное тело, похожее на студень. Благодаря тому, что внутри сетчатки есть зрительный пурпур, выцветающий под действием света, мы можем его воспринимать. Сетчатка состоит из клеток, называемых палочками и колбочками. Благодаря палочкам мы воспринимаем черно-белое изображение. Колбочки различают цвет: одни - синий, другие - зеленый, третьи - красный. Все остальные цвета являются для человеческого глаза смешанными.

1.2. Психология зрения.

Вместе с тем известно, что изображение, попав нам в глаз и дойдя до сетчатки по специальным мозговым каналам, попадает в головной мозг, где и формируется. При этом импульсы зрительной системы ничем не отличаются от импульсов нервных клеток носа, кожи уха. Мозг воспринимает их сообщения зрительными образами только потому, что знает, откуда они пришли. Там человек и представляет изображение. Но почему мозг способен представить изображение. Этим вопросом с недавнего времени занимается психология.

Мозг человека, помимо восприятия, мышления, памяти и ряда других психических процессов имеет особенную форму психики, присущую исключительно людям - воображение.

Ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. Что же касается загадочности этого феномена, то она состоит в том, что до сих пор нам почти ничего ни известно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Даже то, в каком отделе головного мозга локализовано воображение, науке не известно.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «гомосапиенс», мы все уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывая будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может позволить себе никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение во многом помогает человеку в тех случаях жизни, когда практические действия или не возможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (бесполезны).

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало чего соответствует в действительности, то оно носит название фантазии.

1.3. Физическая оценка окружающего.

Физика, в свою очередь, является точной наукой, поэтому, чтобы не вгрызаться в полемику - фантазия важнее и нужнее или реальность, скажем, что и реальность несет немаловажную роль. Человек видит все вокруг себя в уменьшенном размере, воспринимает только солнечные лучи. Из биологии известно, что глаз - орган неидеальной точности. На глаз влияют мышцы различной силы, у сетчатки глаза есть некоторая кривизна, оба глаза расположены горизонтально, в них есть слепые пятна, да и вообще: область бинокулярного зрения у человека мала и видит он только перед собой, в то время как муха со своими фасеточными глазами способна видеть и сзади и воспринимать более 300 изображений в секунду!

Поэтому доверие такому варианту субъективной оценки как «на глазок», особенно в физике, не оправданно. Следовательно, то, что есть на самом деле, мы воспринимаем с искажениями.

Глава II . Особенности человеческого воображения.

2.1. Воображение и реальность

Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Сталкиваясь с оптическими иллюзиями, люди без воли обманывают свой разум, чаще всего даже не замечая этого и, лишь прибегнув к помощи измерительных приборов, обнаруживают несоответствие. Некоторое время назад вы смогли убедиться в этом. Посмотрите на рисунок 1: на нем две перпендикулярные друг другу палочки, которые пересекаются.

Они равны, но кажется что вертикальная заметно длиннее горизонтальной. Когда наблюдателей просили нарисовать на самом деле равные палочки, то от реальных размеров результат отличался на 33%! Образы пассивного воображения возникают помимо воли и желания человека. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что не было бы человеку известно, следовательно: человек сознательно будет изображать эти палочки с несоответствием в 33%, так как уверен в своей правоте и, даже узнав об ошибке, он и в дальнейшем будет ее совершать, ведь именно в таком виде они будут для него равными, к тому же это закоренелая привычка, избавиться от которой практически невозможно.

Как было написано выше, именно благодаря воображению человек способен творить. Но чаще всего, импульсом творческого процесса является активное (усилием воли), продуктивное (сознательное конструирование без воспроизведения созданного до…) и репродуктивное (копирование) типы воображения.

Гораздо реже таким толчком служит пассивное воображение. Хотя известно на примере поэзии, как автор непроизвольно сочиняет стихи, при этом стремится найти возможность записи новой рифмы, чтобы не потерять ее. Говорят: появилось вдохновение. Кроме того, творческий процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.

2.2. Невозможные фигуры - особенность воображения.

Поэтому появилась цель подробнее рассказать об особом виде иллюзий и рисунков: невозможные фигуры и объекты. Первую невозможную фигуру создал в 1934 году шведский художник Оскар Ройтерсверд, изобразив девять кубиков в особом порядке (рис.2).

Перу Ройтерсверда принадлежат сотни вариантов. Три из них, в том числе кубики, были воспроизведены на серии почтовых марок, выпущенных в Швеции в 1982 году.

Но, пожалуй, самая известная из невозможных фигур - это треугольник Пенроуза, (рис.3) опубликованный в 1958 году в «Британском психологическом журнале» Л. и Р. Пенроузами.

Они основывались на рисунке Ройтерсверда. Присмотревшись к треугольнику, мы видим, что все три угла этой рамы являются прямыми, хотя ясно, что этого быть не может. Здесь вступают в конфликт между собой усвоенные нами с детства правила изображения предметов на плоском листе бумаги.

Еще больше подливает масла в огонь конфликта между воображением и здравым смыслом - чертеж, показывающий, как можно сделать треугольник Пенроуза (рис.4).

Как вы видите для этого нужно всего то три деревянных кубика и три брусочка, соединенных палочками, как показано здесь или клеем - и готово!

Несмотря на всю простоту этого треугольника, можно нарисовать невозможную фигуру из меньшего количества элементов. Обратите внимание на этот пример из двух брусков (рис.5): справа они лежат друг на друге, а слева - рядом друг с другом.

Поняв принцип рисования простых невозможных фигур, можно рисовать и более сложные. Обратите внимание на эту трапецию (рис.6) - принцип ее рисования заключен в том, что углы её, если к ним приглядеться, на самом деле прямые, аналогично углам в невозможном треугольнике Пенроуза.

А этот кубик (рис.7) примечателен тем, что, если вспомнить из геометрии его определение - все грани равны между собой, это совсем не кубик, хотя три средние грани, образующие перевернутый значок «Мерседеса», равны, но остальные, видимые нам шесть граней, нет. Вот объяснение его невозможности.

Известны фигуры, в которых пропадает один элемент или промежуток между элементами. Они близки по принципу начертания к «полуторабрусковым» рисункам. Попытайтесь сосчитать количество брусков на этом рисунке 8.

Неверно предполагать, что «невозможность» - удел лишь геометрических фигур. Такими эффектами пользовались и продолжают пользоваться художники сюрреализма, футуризма и ряда других направлений в живописи.

Вот продукт воображения некоего художника (рис.9). Это невозможный камертон, от которого исходит вполне нормальная тень, от которой отходят вполне нормальные, звуковые волны.

Как известно, к телескопу часто прикрепляют меньшую телескопическую трубу, так называемый искатель, позволяющий более или менее точно навести основной телескоп на тот участок неба, который мы хотим рассмотреть. Тогда сколько дополнительных подзорных труб пристроено к этому телескопу (рис.10).

И, если вы их обнаружите, где, собственно, основная-то труба!?

Вилка Дьявола (рис. 11) была таковой названа одним из увидевших за «феномен» превращения из четырехугольника с двумя отходящими прямоугольными параллелепипедами в трехштырьковую вилку с цилиндрическими концами.

Но на самом деле принцип вилки Дьявола очень прост - элементарен. Как известно, у части прямоугольного четырехугольника сбоку видно лишь три грани, а у цилиндра при наблюдении сбоку - две линии завершения, следовательно - три плюс три и разделить на два - три цилиндрика.

По принципу «вилки Дьявола» нарисовано множество картинок на другие темы и сюжеты. К примеру, на этой картинке (рис.12) три человечка слева несут три трубы, а два справа им помогают нести два… бруска.

А на этой картинке (рис.13) использованы свойства тени и, конечно, эффект исчезновения элемента.

Глава III . Оптические иллюзии.

3.1. Оптические иллюзии - неотьемлемая часть человеческой жизни

Ряд очень важных особенностей человеческого зрения позволил нам создавать изображения на плоскости, а воспринимать в объеме. А ведь это обман зрения. Смешение цветов на холсте мы бы восприняли пятнами, и картина была бы для нас множеством клякс на бумаге. Поэтому, то, что мы видим на картине лишь иллюзия повседневности.

3.2. История открытий.

Впервые исследование в области оптических геометрических иллюзий было сделано физиком Оппелем. Затем было более 200 научных работ на эту тему, где все авторы пытались найти свое объяснение этой проблеме. Каждый ученый долго разыскивал свою теорию на этот счет, однако, видимо, никто так и не догадался, что эти иллюзии, скорее являются правилом, нежели исключением и что эти особенности зрения и восприятия накладывают свой отпечаток на всю нашу повседневную жизнь, а не только на отдельные картинки. С особенностями зрения были очень хорошо знакомы древние греки - расстояние между колоннами Парфенона были разными, а зрителями воспринимались как одинаковые - иллюзия. Но один архитектор, более близкий нашему времени спроектировал здание с очень высокой точностью, а когда его построили, то оказалось, что если наблюдать спереди, то линия крыши вогнута наружу, если сбоку, то - вовнутрь. Все расстояния были четко промерены, но неточности не нашлось - особенности человеческого зрения. Иллюзия. Как одну из задач этой научной работы мы попытались классифицировать наиболее известные оптикогеометрические иллюзии и объяснить возможность появления некоторых из них.

3.3. Классификация оптических иллюзий.

3.3.1. Иллюзия пересечения.

Вновь обратимся к картинке, на которой изображены горизонтальная и вертикальная линии (рис.1). Как было замечено - горизонтальная линия кажется гораздо короче вертикальной, если не прибегать к помощи измерительных инструментов. Одной из причин такой ошибки является пересекающая вертикальная линия. Причина нашей ошибки в том, что у человека есть бинокулярное зрение - серединка от общей картины, воспринимаемой глазами; по мере удаления от середины взгляда зрение перестает быть таким же четким, как в радиусе бинокулярного. Поэтому взгляд человека «приковывается» к пересекающей линии, а то, что левее и правее падает за радиус наиболее четкого зрения. Горизонталь поделена надвое, поэтому и кажется меньше, попадая в слабые фланги рисунка.

В результате получаются очень большие ошибки, но утешает одно - они возникают лишь тогда, когда экспериментатор довольствуется только оценкой на глаз, не прибегал к помощи масштабной линейки.

3.3.2. Иллюзия «продолжения-обрыва».

Иллюзия, которую вы сейчас наблюдаете (рис. 14) известна вот уже более ста лет. К концам двух равных по длине линий пририсованы стрелки, к одной - расходящиеся в разные стороны, к другой - сходящиеся навстречу друг другу. Правая линия кажется короче левой. Наиболее ярко такая иллюзия проявляется, если стрелки делят точно пополам, но нижняя кажется намного длиннее верхней. После того, как наблюдатель нарисовал «действительно равные» линии, то несоответствие с реальностью составило 33%. Все дело в том, что стрелки направления служат в одном случае как ложное удлинение, а в другом - укорачиванием. Стрелки, направленные навстречу друг другу, являются «продолжением» вертикальной линии, а стрелки, идущие в разных направлениях, наоборот - «ограничителями» длины.

3.3.3. Иллюзия искривления.

С искривлением прямых существует множество всевозможных иллюзий. На этой картинке (рис.15) из-за заднего плана создается впечатление, что эти линии вовсе не параллельные линии, а дуги.

В данном случае визуальное искривление связано в первую очередь с задним планом. Дело в том, что, если вы заметили, на первый план как бы выходят не две линии, а пятно с исходящими от него лучами. Пятно «приковывает» бинокулярное зрение, и две линии выходят за его пределы. У глаз есть еще одно очень интересное свойство: прямые линии под пестротой цветов становятся дугообразными. Обратите внимание на эту картинку: на ней через каждую вертикальную кривую изображена прямая, но под действием черных и белых зигзагов и чередованием кривых и прямых, кажется, что здесь-то прямого ничего нет.

Известно, что черные и белые цвета могут вызывать у человека множество иллюзий - так устроена сетчатка. Поэтому существует множество способов игры со слабостями зрения. На этой картинке (рис.16) создается впечатление искривленных горизонтальных линий потому, что смещены между собой черные и белые квадратики.

На самом деле горизонтальные линии параллельны.

3.3.4. Иррадиация.

Уже более века известно, что на сетчатке глаза возникает изображение, состоящее из светлых и темных областей, свет от ярко освещенных участков как бы перетекает на темные участки. Это называется иррадиацией. Наблюдать такое последствие контраста можно на этом рисунке 17.

На пересечении белых линий, между черными квадратами образуются так называемые вспышки серого цвета.

Темные предметы всегда кажутся меньшими светлых предметов того же размера. Если рассматривать одновременно черный круг и белую окружность одинаковых размеров на светлом фоне, то площадь окружности будет нам казаться на 20% больше площади круга.

В темной одежде люди кажутся тоньше, чем в светлой. Солнце на закате образует «выемку» в линии горизонта.

Иррадиация зависит только от несовершенства нашего зрительного аппарата.

3.3.5. Внешнее давление на размеры предмета.

У человеческого мозга есть одно потрясающее свойство сравнения. Так, говоря о величине слона, мы мысленно сравниваем его с другими объектами, и он кажется нам гигантским. Но мало кто из людей видел синего кита в полный размер. Но, если сравнивать синего кита со слоном, то слон покажется глазу величиной с собаку. Этим объясняется еще один тип зрительных иллюзий.

Посмотрите на эти кружки (рис.19). Вам ясно видно, что правый кружок заметно меньше левого, но на самом деле это не так.

Оба кружка по размеру одинаковы. И виною этой иллюзии является все то же сравнение. Левый объект окружают круги большего диаметра, чем левого и из-за этого создается впечатление, что правый кружок больше. В реальной жизни ребенку воспитатель в детском саду кажется гигантом, но дети растут и, когда ребенок станет такого же роста, как и воспитатель, он перестанет ему казаться таким.

У треугольника (рис.20) в этом параллелограмме стороны АВ и АС равны, хотя под действием внешних объектов создается впечатление, что АВ длиннее.

Заключение.

В этой работе были рассмотрены и изучены особенности зрительного аппарата, благодаря которым возникают оптические иллюзии, с точки зрения физики, биологии и психологии. Были найдены и прочитаны статьи на эту тему. В работе были сделаны попытки классифицировать на несколько основных типов оптические иллюзии. Было выяснено, что виною их возникновения являются не только особенности глаза, но и головного мозга. Поэтому эту проблему нельзя изучать однобоко, пользуясь лишь физикой.

Хочется напомнить еще раз: искажения зрения, о которых было написано выше, присуще каждому из нас. Поэтому ошибки, связанные с ними присущи как простым смертным, так и профессионалам-художникам, архитекторам и многим другим. Помните: наши глазомерные оценки геометрических величин находятся в непосредственной зависимости, как от физических параметров, так и от психологических особенностей.

Даже в самых серьезных научных работах и проектах можно допустить ошибку, которая может привести к ужасным последствиям, пользуясь даже в малой доле оценкой на глаз.

Научная литература.

1. Аксенова М., Измайлова С. Энциклопедия для детей. Том Биология. М.,

«Аванта+» 1994. с.29.

2. Перельман Я.И. Занимательная механика. 1979, с.123.

3. Перельман Я.И. Занимательная физика. М. 1981, с.73.

4. Иванов П.С. Журнал «Наука и жизнь». М. 1989, № 4, с.116.

5. Трайтака Д.И. Биология. Справочные материалы. М., «Просвещение» 1994,

6. Рассел К., Картер Ф. Улучши свой интеллект. Минск, «Попурри» 1996, с.45.

В переводе с греческого обозначает заблуждение, ошибку, то есть реально существующие предметы и явления воспринимаются человеком в искаженном виде. Причем, данное состояние свойственно и совершенно здоровым людям, не имеющим проблем со здоровьем. Физические и физиологические не имеют патогенетических связей с нарушением сознания или процессов мышления. Одним их известных и часто приводимых примеров является ситуация с ложкой, которая воспринимается частично надломленной, если погружена частично в стакан, наполненный водой. Почти все физические иллюзии являются оптическими, и представляют собой ошибку зрительного восприятия, которая обусловлена неадекватностью либо неточностью процессов, а также при неосознанной коррекции зрительного образа.

Из категории явлений, относящихся к физическим иллюзиям, наиболее ярко представлены оптические иллюзии, они обусловлены тем, что происходит преломление пучка света в различных средах, отличающихся по плотности. Существует всем известный оптический феномен, называемый мираж. Даже те, кто не сталкивался с этим лично, знают о нем из различных источников или со слов очевидцев. При данной физической иллюзии мираж воспринимается человеком как предмет, реально существующий в природе. Неправильной оценке подвергаются лишь его размеры, а также имеющееся расстояние. Например, широко известен мираж, который наблюдали жители города Вервье, в Бельгии, в 1825 году.

В небе появились сражающиеся войска, и так отчетливо, что можно было рассмотреть каждую подробность. Люди наблюдали сражение при Ватерлоо, до которого было расстояние в сто пять километров. Еще один, очень своеобразный феномен, являющийся физической иллюзией, наблюдается периодически в горах Швейцарии, Германии. Метеорологи называют его «гало». Он заключается в том, что изображение людей превращается в колоссальные теневые фигуры, которые проецируются на облака, к тому же они имеют радужные ореолы. Подобные теневые фигуры могут повторять любой жест присутствующих – снять шляпу, помахать рукой, похлопать в ладоши, и прочее. Ученые еще не изучили до конца оптические закономерности, являющиеся причиной гало.

Проявление физических иллюзий очень многообразно, и встречаются состояния, которые свойственны при определенных видах деятельности, связанных с профессией. Например, летчики рассказывают, что если полет проходит над поверхностью моря в лунную и звездную ночь, когда происходит отражение звезд от морской глади, то возникает ощущение, что полет проходит в перевернутом положении. Главной особенностью физический иллюзий можно считать тот факт, что они не зависят от того, в каком психическом состоянии находится человек. Оптические иллюзии всеми воспринимаются совершенно одинаково. Физические иллюзии являются оптическим обманом нашего мозга. Хотя глаз видит изображение таким, как оно есть, мозг воспринимает это по-своему.

Когда картинка становится доступной органу зрения, происходит включение огромного количества мозговых процессов, мозг анализирует полученную информацию подобно компьютеру. То есть, производится анализ расположения углов и граней, позиций источников света, структуры света. В большинстве случаев на бессознательном уровне данный анализ оказывается неточным, так как имеет место коррекция зрительных образов. Физические иллюзии различаются на различные типы, и у каждого свои отличительные особенности. К примеру, нередко возникает иллюзия восприятия цвета. Она основана на том, что объекты одинаково освещены, но изображены так, что воспринимаются мозгом, как имеющие различные цвета и оттенки.

Если рассматривать движения, то в этом случае неподвижный рисунок или изображение может вертеться в определенную сторону, словно оживая, или создается впечатление, что он пульсирует, хотя в действительности это обычный статический рисунок. Существуют так называемые невозможные фигуры, и на первый взгляд такие рисунки ничем не примечательны, но если вглядываться внимательно, можно обнаружить немало парадоксов. Такие рисунки первым начал создавать Морис Корнелис Эшер, голландский график. Еще один вид физических иллюзий – это иллюзия восприятия глубины. При этом человек неадекватно воспринимает как сам элемент, так и его свойства. Максимально изученными считаются иллюзии, которые возникают во время зрительного восприятия контурных двухмерных изображений.

Восприятие изображений или предметов во много обусловлено направлением внешнего освещения, которое играет значительную роль практически при каждой физической иллюзии. Существуют оптические иллюзии, которые называются парейдоличными, они подразумевают иллюзорное восприятие объекта, существующего в реальности. Если двойные изображения, созданные специально, с целью провоцирования иллюзий, то парейдолии появляются при восприятии непосредственно самих объектов. Например, рассматривая орнамент на обоях или трещины на потолке, человек может увидеть лица людей, фантастических существ, животных, и прочее.

Среди физических иллюзий немало различных вращающихся картинок, имеющих эффект мерцания, и другие виды зрительного обмана. Если долго смотреть на изображение, то следует эффект последействия, когда посмотрев в сторону на белый фон можно увидеть то же самое изображение. Похожее воздействие оказывает и медитация глядя на горящую свечку. В вечернее время, а также по ночам, шишковидная железа имеет наибольшую активность, поэтому считается, что различные медитативные практики в сфере дыхания наиболее эффективны. Еще в древности подобные системы использовались для того, чтобы усилить чувствительность органов зрения.

Все мы когда-то сталкивались с таким понятием, как иллюзия или иллюзорное восприятие. И приблизительно догадываемся, что подразумевает это понятие. Но давайте разберемся подробнее в этом вопросе и узнаем о том, какие бывают виды иллюзий и что это значит на самом деле.

Что это?

Иллюзия - illusio, в переводе с латыни означает насмешку, заблуждение и обман. Это искаженное или ошибочное восприятие реальности, окружающих предметов и явлений, принятие мнимого за реальное. Здесь включается игра воображения и появляются ложные образы.
Это становится следствием таких факторов :

  • создается оптический обман, когда при нормальной работе органов чувств искажается зрительный образ;
  • при наркотических, патологических или аффективных состояниях человека;
  • во время сильных болевых ощущений или чувства действительность воспринимается неадекватно;
  • в период надежды и ожидания;
  • при наличии важных потребностей и стремления их срочно удовлетворить происходит искажение видимого объекта. Например, уставшему и жаждущему путнику в пустыне постоянно видится мираж и исчезает;
  • возникает как следствие нарушения одного из пяти органов чувств;
  • уровень также влияет на появление иллюзий, поэтому, как известно, при отсутствии знаний появляются домыслы и легенды;
  • проводилось много исследований, в которых социум влиял на реальное восприятие. Если у человека сложилось определенное мнение о чем-либо, то под давлением остальной массы людей восприятие действительности искажалось или уменьшалась его острота.

В повседневной можно часто услышать понятие иллюзии, которое заменяет собой мечтания и надежды, считающиеся нереальными и несбыточными. Это, скорее, полет творческой фантазии.

В нашей суровой действительности иллюзорное восприятие может быть методом спрятаться от реальности в и фантазиях, облегчающих существование человека в социуме и его психологическое состояние.

Важно! Следует отличать иллюзию от галлюцинации, так как первую можно легко отличить и понять ее появление, и ее могут видеть все без исключения люди. Галлюцинации - это скорее расстройство восприятия, когда разнообразные объекты появляются там, где их быть не может. И это специализация уже психологов и психиатров.

Иллюзии здоровых людей

Иллюзии далеко не всегда являются патологией, так, например, обычному человеку могут слышаться шаги за спиной, возвращаясь темной ночью домой, при отсутствии кого-либо вокруг. Рассмотрим, какие иллюзии могут быть у психологически и физически здоровых людей.

Физические

Физические нарушения сознания многообразны и наиболее распространены. Они не зависят от психологического состояния человека и время от времени появляются у большинства людей.
Это связано с оптическим обманом , когда глаза видят определенный предмет или явление, а мозг воспринимает эту информацию по-своему.

Так, например, пилоты рассказывают, что во время ночного перелета через , когда звезды и луна четко отражаются на водной глади, создается впечатление о полете в перевернутом состоянии.

При получении информации из внешнего мира в человека начинается множество процессов по обработке данных, и результаты могут оказаться неточными.
Немалую роль здесь играет и освещение. Например, все мы видели радугу, но это только обман , ведь к ней нельзя приблизиться, потрогать и почувствовать.

Когнитивные

Когнитивные иллюзии появляются из-за уже устоявшегося предположения о мире на бессознательном уровне. К ним относятся самые известные оптические обманы, такие как:

  • геометрический зрительный обман;
  • парадокс;
  • фикция;
  • упрощение мозгом информации, даже если правильный ответ кажется нерациональным.

Среди них различают :
  • иллюзию искажения и восприятие размеров, над которыми работали Понцо, Геринг, Мюллер-Лайер и Орбисон. На плоскости искажаются изображения, связанные с перспективой. Если изображать их в пространстве, то иллюзия пропадает;
  • невозможность фигур. Здесь искажается восприятие в связи с противоречивостью соединений фигуры, которая на первый взгляд кажется обычным трехмерным объектом;
  • иллюзия восприятия лиц связана с уже устоявшимся взглядом на мир. С расстояния одного метра, при взгляде на вогнутую часть маски, она нам будет казаться выпуклой, потому что в жизни нам не встречаются вогнутые лица, и наш мозг принимает решение, что она выпуклая;
  • рассмотрение фигуры и фона. Глядя на некоторые картинки, нужно самостоятельно принять решение, что из изображенного фигура, а что - фон. Здесь правильного ответа не существует;
  • обман зрения, когда статические рисунки кажутся нам движущимися.

Физиологические

Физиологические иллюзии напрямую связаны с особенностями восприятия действительности при нормально работающих всех органов чувств.
При получении информации они не работают совместно, и каждый выдает свою информацию.

Именно это расхождение в работе мозга, вестибулярного аппарата и других органов приводит к появлению заблуждения.

Примеров достаточно много, например :

  • если надавить на глаз, то предмет, на который вы смотрите, будет раздваиваться, что связано со смещением оси;
  • если смотреть в окно из стоящего поезда на соседний, который движется, то создается впечатление, что движется именно ваш поезд;
  • частое сопровождение пилотов и космонавтов - эффект противовращения, когда во время тренировок и испытаний, во время быстрого вращения, нарушается деятельность вестибулярного аппарата и создается эффект вращения в обратную сторону.

Аффективные

Аффективные или аффектогенные иллюзии возникают как следствие чрезмерной реакции человека, особенно страха, тревоги или мнительности.

Это состояние может появиться темной ночью, когда, проходя по парку или улице, каждый встречный человек может показаться маньяком.

Или под воздействием страха может появиться иллюзия, что у кого-то вместо случайного предмета в руках нож или другое опасное орудие.
Потому и действия, совершенные в таком состоянии, как правило, идут на собственную защиту, иногда с тяжелыми последствиями.

Важно! Аффективное расстройство опасно для окружающих, потому при первых его признаках нужно находиться подальше от такого человека и срочно вызывать скорую помощь.

Патологические иллюзии восприятия регулярно изучаются в психологии и психиатрии как нарушение ассоциативного процесса душевнобольного, его , и поведения.
Основными характеристиками и признаками патологических иллюзий являются:

  • индивидуальный проявления, так как одна и та же иллюзия невозможна у нескольких человек;
  • эксклюзивность фантома заключается в том, что он не повторяется у душевнобольного;
  • абсолютно перцептивное искажение, то есть из одного реального видимого объекта появляется другой, без какого-либо сходства;
  • непонятность ситуации, когда предмет воображения абсолютно выпадает из действительности, исключая возможность какого-нибудь объяснения;
  • отсутствие критики и осознания факта иллюзии как таковой, стремления что-либо исправить;
  • тенденция к превращению фантома в галлюцинацию;
  • последующее нарушение поведения больного, дезориентация в пространстве, он может прятаться, разговаривать сам с собой, убегать или нападать.

Патологические нарушения сознания условно делятся на четыре вида: вербальные, органические, парейдолические и осознаваемости.

Во время вербальных иллюзий искажается восприятие звуковых раздражителей и разговоров окружающих.
Во время разговоров людей рядом, в советах и вопросах, обращенных к душевнобольному, ему кажутся только упреки, насмешки, укоры или даже угрозы.

Это касается также телевидения и радиовещания - все это только обращение к нему. При этом настоящее содержание разговора или информации абсолютно не доходит до человека.

При наличии тревоги, подозрительности и страха появляется такое понятие, как аффективная вербальная иллюзия.

Органические нарушения восприятия реальности еще называют метаморфопсиями. Под этими понятиями подразумевается извращенное или искаженное восприятие предметов в пространстве, их формы, цвета, расположения и величины.
Также меняется ощущение состояние покоя реального объекта или его движения. Такие фантомы делятся на два вида :

Этот вид иллюзии впервые выведен К. Ясперсом и заключается в том, что больному постоянно кажется, что рядом кто-то находится, хотя он совершенно один в помещении.
Это искажение является началом к возникновению галлюцинаций и бредового состояния.

Парейдолические

С греческого para означает около, а eidoles - образ. Это обман зрения фантастического или экзотического содержания.

В обыденной жизни вместо рисунка на обоях или коврового узора, вместо кроны деревьев, очертания облаков появляютсясказочные фигуры, образные персонажи.
Привычная и реальная картинка трансформируется в фантастических птиц, зверей, появляются красочные пейзажи и сцены различного содержания.

Этот фантом - достаточно частое следствие употребления наркотических веществ, таких как гашиш, ЛСД или опиум, а также в состоянии сильного алкогольного опьянения. Это свойственно больным с живым и сильным воображением. Такое часто наблюдается также у людей, которые страдают частой .

В отличие от других проявлений, это очень сложно остановить, и чем больше больной всматривается в объект, тем реальней для него он становится.

Иллюзии - довольно интересный предмет для изучения учеными, и с каждым годом становится все более популярным у простых людей. Поэтому лучше знать и отличать незначительные иллюзии здорового человека и психические расстройства.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ. ПАТОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ.

Восприятие является вторым этапом любого познавательного процесса и характеризуется интегральным обобщенным отражением предметов и явле-

ний в совокупности всех свойств, получаемых посредством ощущений (то есть раздражения соответствующих рецепторов).

Понятие восприятия связано с феноменом целостного отражения окру­жающей действительности. Согласно представлениямП.К.Анохина физиоло­гической основой восприятия (формирования образа) выступает слаженная работа многих психофизиологических систем, объединенных в процессе ра­боты в единую функциональную систем у , куда как часть входит и схема формирования условнорефлекторных связей.

Воспритяие связано с согласованной деятельностью нескольких или всех органов чувств и осмысливанием целостной информации. Например, «суммируя» многие ощущения: твердый, тяжелый, холодный, характерного цвета и формы, - и соотнося эти ощущения с имеющимся опытом, мы можем сделать общее заключение, что перед нами какой-то минерал или металл.

В современном понимании восприятие представляет собой активный познавательный процесс с двигательными компонентами, процесс трансфор­мации физической стимуляции в психически оцениваемую информацию, с по­мощью которой сенсорные стимулы превращаются, переводятся на осознава­емый уровень.

Вместе с тем возможно и так называемое «подпороговое восприятие» информации, когда сигналы обрабатываются в подпороговой зоне: промежу­ток между «порогом восприятия» (порогом осознанного узнавания) и «фи­зиологическим порогом» (уровнем рецепторов), когда еще не происходит сознательной обработки и оценки соответствующих сигналов.

По мере своего развития человеческое восприятие становится все менее конкретным, чувственным и все более разумным, наблюдательным: последовательное (сукцессивное) восприятие контура внешнего объекта уступает место одновременному (симультанному) восприятию обобщенных свойств внешнего раздражителя.

В процессе познания доминирующее место занимает восприятие произ­вольное, преднамеренное, заменяющее непроизвольное и закономерно пере­ходящее в наблюдение. Именно наблюдение как наиболее развитая форма преднамеренного восприятия, как целенаправленное планомерное восприя­тие объектов и ситуаций, в познании которых заинтересована личность, способствует активному усвоению материала в процессе обучения и позна­ния мира в целом.

Выделяют индивидуальные типы восприятия и наблюдения, такие, как:

    синтетический;

    аналитический;

    аналитико-синтетический;

    и эмоциональный.

Виды восприятия различаются по ведущему анализатору:

    зрительное;

    слуховое;

    тактильное и др).

Виды восприятия различаются в зависимости от объекта, который от­ражается в восприятии; в этом случае восприятие отражает пространс­твенно-временные отношения между предметом и явлениями (форма, величи­на, объемность, удаленность внешних объектов, отражение длительности и последовательности событий и т.д.).

Выделяется несколько общих свойств восприятия:

    избирательность (возможность выделения из огромного числа воз­действий на человека лишь некоторых, с большей отчетливостью и осмыс­ленностью);

    структурность (наличие в поле восприятия "фона" и "фигуры", ко­торые обнаруживают, кстати, возможную взаимозаменяемость и взаимопере­ходы);

    константность (относительное постоянство, устойчивость восприни­маемого объекта при изменениях ракурса, освещенности, расстояния);

    осознанность (обобщенное обозначение воспринимаемых раздражите­лей соответствующим понятием, словом);

    предметность (отнесение наглядного образа восприятия к опреде­ленному предмету внешнего мира), и целостностью (каждая составляющая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при со­отнесении ее с целым и им же определяется).

Восприятие характеризуется скоростью, точностью и объемом. Харак­теристики восприятия определяют, как правило, с помощью тахистоскопа, который позволяет предъявлять субтесты на короткие промежутки времени. Например, на экране на десятые доли секунды вспыхиваю т изображения предметов, которые испытуемый долженопознать.

Патология восприятия

Патология восприятия включает в себя иллюзии и галлюцинации.

Ж.Эскироль (1838), четко разделивший иллюзии и галлюцинации, считал, что иллюзии - это «извращенные восприятия». При всех видах иллюзий обязательно наличие объективно существующего реального предмета или явления, его ошибочное или искаженное восприятие, чувственный характер феномена и субъективная оценка иллюзорного образа как реально сущест­вующего.

Иллюзорное восприятие можно отнести к обманам восприятия, стоящие на границе с галлюцинациями, хотя некоторые иллюзии встречаются и у здоровых людей.

Различают:

    физические;

    физиологические;

    патологические иллюзии.

Физические иллюзии. Из физических иллюзий наиболее демонстративны оптические иллюзии, обусловленные преломлением светового пучка в сре­дах различной плотности. Одной из разновидностей оптических иллюзий является известный оптический феномен - мираж. При мираже воспринима­ется реально существующий в природе предмет, неправильно оценивается только расстояние до него и его размеры.

Широкую известность получил, благодаря описанию К.Фламмариона, ми­раж, наблюдавшийся в июне 1815 года жителями бельгийского города Вервье. Однажды утром они увидели в небе сражающиеся войска, и так яс­но, что можно было различить костюмы артиллеристов, пушку со сломанным колесом, готовым вот-вот отвалиться... Это было утро сражения при Ва­терлоо. Между тем, расстояние от Ватерлоо до Вервье по прямой линии составляет 105 км.

На вершинах некоторых гор, например Брокен в Германии, Пилатусе в Швейцарии, иногда наблюдается еще один своеобразный оптический фено­мен, который в метеорологии носит название гало . Изображение наблюда­телей в определенные моменты разрастается в колоссальные теневые фигу­ры, проецируемые на облака, иногда окруженные радужным ореолом. Тене­вые фигуры повторяют все жесты присутствующих: раскланиваются, снимают шляпы и т.д. Оптические закономерности, лежащие в основе возникновения гало, до конца еще не изучены.

Известны физические иллюзии, встречающиеся при некоторых видах профессиональной деятельности: например полетами над морем в звездную лунную ночь, когда звезды отражаются от спокойной глади моря и у лет­чика возникает иллюзия, что он летит в перевернутом положении.

Для физических иллюзий характерно, что они воспринимаются одинако­во всеми присутствующими независимо от их психического состояния.

Физиологические иллюзии. К физиологическим относятся иллюзии, воз­никающие у психически здоровых людей. В соответствии с имеющимися ви­дами восприятия можно выделить:

    зрительные;

    слуховые;

    обонятельные;

    вкусовые;

    тактильные иллюзии.

Однако иллюзорное восприятие у здоровых людей возникает лишь при наличии определенных сопутствующих условий. Прежде всего к ним отно­сятся нарушения в эмоциональной сфере. Состояния сильного душевного волнения, гнев, напряженное ожидание способствуют появлению иллюзий. Иллюзия в этих случаях в своем содержании отражает то, что человек очень хотел или очень не хотел бы увидеть или услышать. Такие иллюзии описаны военными психиатрами, когда солдаты стоящие ночью на посту принимали за противника кусты, коряги и другие предметы.

Не менее важной является неотчетливость чувственных восприятий (Штерринг), обусловленная как объективными помехами (шум, недостаточ­ная освещенность), так и слабостью зрения и слуха. Достаточно вспом­нить, как легко возникают слуховые иллюзии у тугоухих, способствуя в отдельных случаях формированию идей отношения.

Большую роль в возникновении иллюзий может играть недостаточная сила реальных раздражителей, слабость концентрации внимания при восп­риятии, утомление, кратковременность впечатления. В последние годы в процессе изучения особенностей космического полета проводились наблю­дения над здоровыми добровольцами, находившимися в условиях почти пол­ной сенсорной изоляции. В сурдокамеру передавались слабые монотонные шумы. Если испытуемый не был предупрежден о характере этих шумов, он часто оценивал их неправильно: например, один из них принял приглушен­ный шум мотора за песню в исполнении Робертино Лоретти (О.Н.Кузнецов и В.И.Лебедев, 1966).

Американский космонавт Гордон Купер рассказал, что во время космического полета вокруг Земли он видел невооруженным гла­зом на Тибете дома и другие строения - явление, совершенно невозможное при столь значительной высоте полета корабля. По-видимому, здесь также имела место зрительная иллюзия . При отсутствии коррекции подобные ис­каженные восприятия обладают убедительной силой живой реальности и служат причиной ошибочных суждений, иногда трудно дифференцируемых с бредом.

Особую категорию физиологических иллюзий составляют так называе­мые психологические иллюзии, где искажение восприятия достигается пу­тем особого построения тестовых фигур. Некоторые люди, обычно из числа художественно одаренных, обладают врожденной способностью к фантасти­ческому зрительному иллюзорному восприятию. В пятнах плесени или щер­бинах каменных стен, в плывущих облаках и в солнечных бликах, в дре­весных сучьях и корнях они различают причудливые образы: пейзажи, очертания зверей, замков, фигур. Такому виду искаженного восприятия, которое носит название парэйдолий, не сопутствует душевное волнение или плохая освещенность, можно отметить только своеобразное мечтатель­ное настроение, отрешенность в эти моменты от всех житейских забот.

Патологические иллюзии. Патологические иллюзии - это иллюзии, возникающие у психически больных. Ряд психических заболеваний сопро­вождается выраженными эмоциональными нарушениями: немотивированной тревогой, резким страхом, патологическим повышение настроения или беспричинной тоской. Эти неадекватные эмоции вызывают появление мно­жественных иллюзорных восприятий.

Особенно характерны иллюзии в делириозных состояниях, где они по­являются в числе самых ранних симптомов. Развитию этих проявлений предшествует появление патологических зрительных парэйдолий, хотя в отличие от физиологических они не были присущи больному до заболева­ния. Часто наблюдаются слуховые иллюзии (особенно при бреде ревности) у алкоголиков: подслушивая беседу жены с посторонними лицами, больной опасается услышать подтверждение предполагаемой измены и начинает слы­шать это в неясном говоре собеседников.

Галлюцинации

Галлюцинациями называют мнимые восприятия или восприятия без объ­екта (Морель). Почти всегда галлюцинации являются признаком психичес­кого заболевания. Первая попытка научного анализа галлюцинаций была предпринята в начале XIX века. В изучении их можно выделить три основ­ных направления:

    психологическое;

    психоморфологическое;

    клинико-физиологичес­кое.

Психологическое направление в изучении галлюцинаций имеет истоки в работах Мюллера (1826) и Эскироля (1838). Галлюцинаторные пережива­ния последователями этого направления рассматривались исключительно в рамках психологических категорий восприятия и мышления.

Приверженцы другого направления, психоморфологического, рассмат­ривали галлюцинации как симптом локального поражения нервной системы: головного мозга и проводящих путей. Одна из первых теорий такого рода была предложена Фови в 1829 году, а затем появился целый ряд аналогич­ных теорий (интенсификации образов; центрифугальная; сосудодвигатель­ная и др). Всредине 20-х годов прошлого века весьма расхожей была теория немецкого физиолога Пфлюгера, который считал основной причиной этого явления –накопление в головном мозгу неодокисленных продуктов (молочная и пировиноградная кислоты). В настоящее время эти теории оставлены, хотя локальное по­ражение мозга следует рассматривать как частичный механизм галлюцина­торного процесса.

Третьим направлением в развитии учения о галлюцинациях явилось клинико-физиологическое , берущее начало в работах И.М.Сеченова, И.П.Павлова, В.М.Бехтерева и др.

Наиболее распространенным и традиционным является разделение гал­люцинаций по органам чувств, точнее говоря, по анализаторам. Можно различать галлюцинации:

    зрительные;

    слуховые;

    тактильные;

    обонятельные;

    вкусовые;

    вестибулярные;

    моторные;

    интероцептивные (или соматические).

Галлюцинации могут:

  • ограничиваться пределами одного анализатора;

    распространяться на несколько, носить комбинированный характер.

Например, при алкогольном делирии больной не только видит чертенка, ползущего у него по ноге, но чувствует царапанье ногтей, слышит его голос.

По структуре галлюцинации могут подразделяться на:

    элементарные;

К элементарным относят акоазмы (шум, стук, шипенье) и фотопсии (искры, вспышки света, цветные полосы).

Сложные зрительные галлюцинации могут носить сценический характер или напоминать панорамы (панорамические галлюцинации).

Различают также:

    истинные галлюцинации;

    ложные галлюцинации или псевдогаллюцинации.

Истинные галлюцинации неотличимы в сознании больного от реальных восприятий и локализуются им в «объективном пространстве», вне преде­лов собственного тела. Больной, например, видит давно умерших людей, стоящих вокруг его кровати, слышит голоса, доносящиеся из-за стены, обвиняющиее его во всех грехах и др.

Особой разновидностью истинных галлюцинаций являются так называемые «рефлекторные галлюцинации», (термин предложен Кальбаумом в 1866 г.) и означает те случаи, когда раздражение в одном анализаторе вызывает галлюцинаторное восприятие в другом. Например, шум на улице, вызванные проезжающим транспортом, приводит к появлению фотопсий или даже более сложных зрительных или слуховых галлюцинаций и др.

При псевдогаллюцинациях объект мнимого восприятия находится в пределах тела больного в его «субъективном пространстве». Голос звучит у него внутри головы, в животе, зрительные образы воспринимаются «внутренним оком, внутренней мыслью» и др. Псевдогаллюцинации, по оп­ределению выдающегося русского психиатра В.Х.Кандинского , вперые их описавшего, «лишены характера объективности. Псевдогаллюцинации-это как бы видение внутренним взором».

Весьма показательным является описание панорамитических галлюци­наций, взятое из истории болезни обного из больных, лечившегося в пси­хиатрической клиники: «...Началось все с того, что вечером, вытряхивая мусор из пылесоса, я услышал, как из пылесоса тоненький и ехидный го­лосок с придыханием сказал: «Витя, это я, здравствуй, Витя. От страха мне сдавило виски, стало останавливаться дыхание, про­тивный воющий свист исходил из трех точек: из висков и затылочной час­ти. И сразу же со всех сторон замельтешили отвратительные рожи: с птичьими клювами, выпученными глазами, крысинными оскалами, глумли­во-ехидными ухмылками.

Потом визуальные картины исчезли. И все мое существо наполнила музыка. Я был словно магнитофон, а музыка рождалась и рождалась во мне.... Потом я попал в какую-то цветную спираль, а в ней канал, и я устремился по нему.

Я увидел себя как бы со стороны. Я превратился в пламя, причем пламя было разноцветное. Золотистые и фио­летовые, голубые, малиновые, зеленые, розовые, и алые кольца перепле­тались в ажурную, тончайшую сеть. И все это на фоне музыки, которая лилась из моего мозга.

Потом нечто ужасное, с огромными когтями с лицом-черепом и не­большими крыльями, бесшумно вспорхнуло ко мне на плечо, как бабочка. Зеленые, круглые, выпученные, злые глазки, оскал черепа, покрытый ко­ричневой волосатой шерстью, парализовали мою волю. Дикий ужас вселился в меня, мне хотелось убежать и спрятаться где-нибудь, выпрыгнуть в ок­но..»

Патогенетические механизмы галлюцинаций. Относительно механизмов патогенеза галлюцинаций до настоящего времени нет общей теории. Существуют несколько взглядов на причины и механизмы возникновения галлюцинаций. По мнению французского невропатолога Лермитта (1922) в основе возникновения галлюцинаций может лежать причины динамического рассогласование в деятельности мозговых структур. В частности, взаимоотношения между структурами среднего мозга и таламуса, когда снижаются тормозные функции последнего. То есть, нервные импульсы от верхних (зрительных) и нижних (слуховых) бугорков крыши среднего мозга, «прорываясь» в затылочные и височные доли вызывают панарамические зрительные или слуховые галлюцинации. Особенно это отмечается в случаях острых или хронических интоксикаций, когда молекулы токсических веществ (в том числе и этилового спирта) блокируют синаптические передачи в нейронах мозговых структур. Это достаточно хорошо иллюстрируют 2 диагностические пробы, хорошо известных в психиатории и применяемых в ходе диагностики и лечения больных в состоянии алкогольного психоза («белой горячки»).

Проба Ашшафенбурга . Больному дается чистый лист бумаги и просят его рассказать, что он видит на листе (чистом) бумаги. И больной начинает рассказывать о рисунках, которые он «видит» на листе бумаги (или начинает читать несуществующие тексты).

Проба Рейтхарта . В ходе беседы с больным ему дают телефонную трубку (мобильный телефон), со словами: «..Это Вам звонят. Ответьте, пожалуйста». И больной начинает разговаривать с несуществующим собеседником, отвечает на «его вопросы», дебатирует с ним и др.

Некоторые галлюцинации возникают при особых условиях, в которых они проявляются. С давних времен известны случаи, когда люди видели приведения. Церковь объясняла наличие приведений- неприкаенными душами людей, которые были коварно убиты и требуют отмщения (Шекспировский отец Гамлета).

В последние годы появляются научные гипотезы, которые объясняют происхождение галлюцинаций (особенно зрительных) с позиции существова­ния материальных субстратов, например биополей. Существуют технические устройства, газоразрядные визуализаторы (аппараты Короткова), которые способны «видеть» биополя человека. Эта сложная аппаратура работает на принципе «эффекта Кирлиана», описанного в 30-40-х годах прошлого века отечественными учеными-супругами Кирлианами. Подобный эффект, видимо, и лежит в основе так называемых хрономиражей. Этот эффект наблюдается на местах боев, где погибло и осталось незахороненными большое коли­чество солдат. Эффект хрономиражей часто наблюдают «черные» и «крас­ные» следопыты, когда в предутреннем тумане видят смутные очертания фигур солдат, которые идут в атаку.

Суть этого эффекта, с позиций современной физики, заключается в том, что элементарные частицы биообъектов с достаточно высокими энер­гиями, двигаясь в насыщенном водным паром воздухе, оставляют след из капелек воды. На этом принципе основана работа известного из школьной физики прибора для их регистрации-камеры Вильсона. Можно предположить, что эти материальные остатки биообъектов (души людей) состоящие из че­го-то вроде «холодной плазмы», каких-то элементарных частиц (может быть не известных еще науке), возможно, способны ионизировать воздух и «проявляться» перед тем как выподает роса,-как раз ночью или под утро.

Есть и другая гипотеза, предложенная биохимиком Марией Вильчихи­ной . Суть этой гипотезы заключается в том, что человек, находящийся в состоянии сильного психического напряжения способен излучать когерент­ное (по сути инфракрасное) излучение. При некоторых условиях с его по­мощью, например на слое невысохшей штукатурке или на слое непросохшей краски может быть записана галограмма, которую затем другой человек, тоже находящийся в состоянии выраженного нервно-психического напряже­ния, может «проявить», спроецировав на тоже туман или дождливую мо­рось. Получается приведение-своего рода разновидность хрономиража.

В последние годы пользуется известностью теория Кеннета Ринга американского профессора психологии. Он считает, что галлюцианации связаны с нахождением человека в местах где отмечается повышенное нап­ряжение электромагнитного поля. Это повышенное напряжение генерируется естественными геологическими процессами, связанными с механической де­формацией земной коры и представляют собой преобразованную форму меха­нических энергий в электрические, магнитные, звуковые и другие формы энергий.

Когда человек находится в электромагнитном поле у него на коже появляются элементарные нарушения, относящиеся к сфере ощущений и про­являтся в виде: гипестезий, гиперестезий, сенестопатий и парестезий. Затем появляется признаки нервного напряжения, которые могут трансфор­мироваться в психосоматические и соматические проявления.

Наиболее чувствительна к электромагнитному напряжению височная доля мозга. Неропсихологами давно известно, что стимуляция височных долей и в особенности двух структур лимбической системы: гиппокампа и миндалевидного тела,- вызывает интенсивные галлюцинации, которые представляются человеку совершенно реальными картинами окружающего ми­ра.

Среди впечатлений, вызванных такими образом галлюцинаций, чаще всего наблюдались: ощущение чьего-то присутствия, появляющиеся тени людей и призраки, чувство парения или кружения, внутренние голоса, ам­незии или чувство провалов во времени. При этом, в результате нейрофи­зиологических исследований установлено, что люди, страдающие галлюци­нациями, отличаются повышенной возбудимостью височных долей, а в ходе психологического обследования у них установлена склонность к повышен­ной внушаемости, сензитивности, наличие богатого воображения и частых фонтазий.

Слуховые вербальные галлюцинации (СВГ): голоса, реплики и вполне связанные монологи возникают и у здоровых людей, которые находятся в состоянии переутомления. Но чаще всего слуховые галлюцинации являются признаком некоторых психических заболеваний и, в первую очередь-симп­томов шизофрении. При этом, источником звуков является сам мозг.

В тяжелых и запущенных случаях могут слышаться не отдельные сло­ва, и реплики, но и вполне осмысленные комбинации слов и фраз. В этих случаях СВГ могут создавать полную иллюзию беседы с кем-нибудь. Как это было, например, у Жанны д" Арк, которая свято верила в то, что она разговаривает с архангелом Михаилом. Интересным фактом является то, что в головах больных (впрочем и здоровых) людей звучат, как правило, мужские голоса, и практически очень редко-женские. Профессор Майкл Хантер (Шиффилдский университет, Англия) объясняет это тем, что женс­кий голос звучит в более широком диапазоне частот, по сравнению с мужским голосом. Чтобы «сконструировать» его внутренний аналог мозго­вым структурам нужно расходывать больше нервной энергии. Мозг же выби­рает самый простой и легкий путь путь: синтезирует наиболее знакомые частоты. Поэтому люди часто слышат свои собственные голоса, которые не узнают.

Феномен слуховых вербальных галлюцинаций (СВГ) был не так давно объяснен группой ученых из США, Канады и Японии, которые провели целую серию нейрофизиологических исследований. Ученые считают, что в феноме­не появления СВГ участвуют по крайней мере две области мозга:слуховая кора (корковый конец слухового анализатора, расположенный в височной доле) и лобные доли. Первая может самостоятельно генерировать нервные импульсы, воспринимаемые в дальнейшем как звуки. Предполагается, что большая роль в появлении СВГ остается за структурами среднего мозга. Нейрофизиологическй механизм этого феномена заключается в том, что вследствии болезни (или переутомления) снижается «фильтрационные» и тормозные функции таламуса и коры больших полушарий, вследствии чего лобные доли реагируют на этот поток нервных импульсов (звуков) так, будто бы звуки исходят извне.

Зрительные и слуховые галлюцинации возникают и при употреблении многих фармакологических и других препаратов-галлюциногенов. Галлюци­ногенами называют вещества, способные при их приеме даже в малых дозах вызывать галлюцинации. Иногда их еще называют психомиметиками, то есть средством, при действии которых могут возникать кратковременные (так называемые «модельные») психозы.

К этим препаратам относятся производные лизергиновой кислоты (LSD ), псилоцибин (содержащйся в некоторых видах грибов, произростаю­щих на территории Мексики и Ленинградской области.

Галлюциногенным действием обладают каннабиноиды (действующие на­чала гашиша), атропин, атропиноподобные вещества, содержащие в некото­рых видах грибов-мухоморе, например, а также ингалянты (бензин, аце­тон, клей «Момент» и др.).

Употребление галлюциногенов известно с давних пор: американские индейцы во время религиозных ритуалов использовали высушенные верхушки одного из видов кактусов. В дореволюционной России в некоторых сектах использовался для этих целей (вызывание галлюцинаций) порошок из мухо­моров и других растений.

Известны случаи отравления целого городка хлебом, выпеченным из муки, пораженным одним из видов спорыни, содержащнй алкогоиды лезирги­новой кислоты. В течении суток у многих жителей городка отмечались красочные зрительные галлюцинации с явлениями деперсонализации и дере­ализации.

В 1943 г. в лаборатории швейцарской фарм.фирмы «Сандос» было син­тезировано вещество в тысячу раз активнее чем псилоцибин. Это вещество получило название LSD-25. С конца 60-х годов злоупотребление LSD расп­ространилось в США.По данным I.Weiner в 1972 г. до 14% американских школьников испытали на себе действие этого препарата.

Начиная со средины 80 г. LSD стал активно распространятся в нашей стране и в странах СНГ.

При применении галлюциногенов галлюциноз начинается с того, что окраска окружающих предметов кажется невероятно яркой,звуки-громкими и насыщенными, появляется чувство обострения всех органов чувств («Ин­тенсификация перцепции»).

Возникают синэстезии, слышимые звуки сопро­вождаются цветовыми ощщущениями, появляются клейдоскопические зритель­ные галлюцинации, возникает чувство «распухания» тела, отделения его частей, в дальнейшем присоединяются зрительные и слуховые иллюзии, му­зыка воспринимается как «цветомузыка», а также в ряде случаев- явления дереализации и деперсонализации . Характерны ощущения раздвоения лич­ности с возможностью наблюдать себя со стороны как другого человека.

(8)

Иллюзия - ошибочное восприятие реально существующего объекта. Касательно органов чувств различают: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и вкусовые иллюзии, а также иллюзии общего чувства (положения в пространстве).

Иллюзии могут возникать в любой сенсорной модальности. Иллюзии не обязательно связаны с какой- либо патологией: большинству людей знакомы; очень многие, проходя в одиночестве поздним вечером по темной улице, склонны «слышать» за спиной как бы преследующие их шаги. Определенные эмоциональные состояния, например тревога, часто сопровождаются подобными явлениями.

Чаще всего выделяют следующие типы иллюзий:

«нормальные» - могут возникать у полностью здоровых людей

  • физические,
  • физиологические,
  • аффективные,

патологические - возникают при психических нарушениях

  • вербальные
  • парейдолические.

Физические иллюзии вызываются определенными физическими свойствами предмета. Например, это может быть северное сияние или мираж в пустыне.

Физиологические иллюзии - это те иллюзии, появление которых в большинстве случаев связано с особенностями работы анализаторов. Например, при внезапной остановке поезда кажется, что окружающие предметы еще двигаются. Иногда у психически больных людей могут возникать мысли о специальном значении таких явлений.

Иллюзии вербальные - это искаженное, ложное восприятие содержания реального разговора окружающих. При этом вопрос одного из посторонних собеседников, а также ответы другого воспринимаются больным как совсем другие. В этих разговорах больному слышатся уничижительные и оскорбительные замечания в его адрес, угрозы расправы, которые вызывают у него страх и тревогу.

Иллюзии аффективные - иллюзии, которые возникают в состоянии напряженного ожидания, страха, тревожно-подавленного настроения. При подобных обстоятельствах вместо стетоскопа в руках врача больной может увидеть нож или пистолет, а в шуме ветра дыхание настигающих его преследователей.

Иллюзии парейдолические связаны с искаженным восприятием, когда больной глядя, например, на обои, ковры, пятна на потолке или трещины на стене воспринимает их как яркие, динамично меняющиеся картины, на которых сменяют друг друга фантастические пейзажи, чудовища, сказочные герои и тому подобные видения. Такие иллюзии преимущественно возникают в инициальных стадиях острых психозов и требую неотложной помощи психиатра.

Психологи также описывают иллюзию установки, которая возникает при многократном сравнении пар предметов. В результате их вес воспринимается более легким или более тяжелым в зависимости от того, в какой последовательности они чередуются.

Возможно, наиболее распространенной патологической причиной иллюзий является сенсорная недостаточность (как, например, при ослабленном зрении или слухе); аналогичный эффект может возникать при крайне ограниченном поступлении сенсорных сигналов той или иной модальности, например в темноте. Сходное действие оказывает снижение уровня сознания. Особенно вероятно возникновение иллюзий при делирии. Например, в этом состоянии игра теней может быть искаженно воспринята, скажем, как движение каких-то опасных животных, а прикосновение постельного белья к коже — как ползание насекомых. Неудивительно, что больные, испытывающие такие иллюзии, часто выглядят испуганными.

Иллюзии следует отличать от других заблуждений, выводов (например, хорошо обработанное ювелиром стекло воспринимается как бриллиант) и функциональных