Выразительное чтение: что это такое, навыки, правила. Понятие выразительного чтения и техники речи

АВАНЛОЖА - места в зрительном зале, помещение перед входом в ложу.
АВАНСЦЕНА - передняя часть сцены (между занавесом и рампой).
АКТ - законченная часть драматического произведения или театрального представления; то же, что и действие.
АКТЕР, актриса - исполнитель (исполнительница) ролей.
АМПЛУА - сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определенного актера.
АМФИТЕАТР - 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей; 2) места в зрительном зале, расположенные за партером.
АНГАЖЕМЕНТ - приглашение актера на определенный срок для участия в спектаклях или концертах.
АНОНС - объявление о предстоящих гастролях, спектаклях,
концертах.АНТИГЕРОЙ - нарочито сниженный, дегероизированный персонаж в спектакле, занимающий одно из главных мест.
АНТРАКТ - перерыв между действиями (актами) спектакля, между отделениями концерта.
АНТРЕПРЕНЕР - владелец, содержатель, арендатор частного
театра.АНТРЕПРИЗА - частный театр.
АНШЛАГ - объявление о том, что все билеты (на спектакль, представление) проданы.
АПОФЕОЗ - торжественная завершающая массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы.
АРЬЕРСЦЕНА - наиболее удаленная от зрительного зала часть сцены.
БАЛАГАН - театральное представление комического характера, показываемое на ярмарках и народных гуляньях (в России с XVIII в.).
БАЛКОН - места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в различных ярусах.
БЕЛЬЭТАЖ - первый ярус балконов над партером и амфитеатром в зрительном или концертном зале.
БЕНЕФИС - 1) театральное представление в честь одного актера; 2) спектакль, сбор от которого поступал я пользу одного или нескольких актеров, а также других работников театра.
БЕНУАР - театральные ложи на уровне сиены или несколько ниже по обеим сторонам партера.
БЕРИКАОБА - грузинский импровизационный народный театр масок. Существовал с древнейших времен до начала XX в.
БУРЛЕСК - преувеличенно комическое изображение на сцене.
БУТАФОР - театральный работник, ведающий бутафорией. Изготовляет ее художник-бутафор.
БУТАФОРИЯ - предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.
БУФФОН - амплуа актера, использующего для исполнения роли шутовские приемы.
БУФФОНАДА - 1) представление с применением клоунских приемов; 2) подчеркнутое внешне комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей.
ВЕРТЕП - народный украинский кукольный театр, получивший распространение в XVII-XIX вв. Куклы, укрепленные на проволоке внутри двухъярусного ящика - вертепа, приводились в движение вертепщиком. Сцены на библейские сюжеты. Сатирические интермедии сопровождались музыкой.
ГАЛЕРКА - верхний ярус зрительного зала.
ГАСТИОН - актер в Древнем Риме.
ГАСТРОЛИ - выступление актеров на выезде в других театра.
ГЕРОЙ - главное действующее лицо в спектакле.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ - последняя перед спектаклем, концертом.
ГРАНДАМ - амплуа актрисы, исполняющей роли знатных дам.
ГРАНДКОКЕТ - роль взрослой знатной дамы.
ГРИМ - 1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика, прически и др.; 2) краски и другие принадлежности для гримирования.
ГРИМЕР - специалист, занимающийся гримировкой актеров.
ГРИМ-УБОРНАЯ - комната для гримирования и переодевания актеров.
ДЕЙСТВИЕ - законченная часть спектакля. То же, что и акт.
ДЕКЛАМАЦИЯ - четкое выразительное чтение вслух.
ДЕКОРАЦИЯ - художественное оформление места действия на театральной сцене, создающее зрительный образ спектакля.
ДЗЁРУРИ - вид театра кукол в Японии. Пьесы дзёрури ставятся на сцене театра кабуки.
ДИВЕРТИСМЕНТ - музыкальное или драматическое представление из ряда отдельных номеров, обычно даваемое в дополнение к спектаклю.
ДРАМАТУРГ - автор драматических произведений.
ДРАМАТУРГИЯ - 1) драматическое искусство, теория построения драматических произведений; 2) совокупность таких произведений; 3) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального произведения.
ЗЛОДЕЙ - амплуа актера, играющего отрицательных героев.
ИНЖЕНЮ - амплуа актрисы, играющей роль наивной девушки.
ИНТЕРМЕДИЯ - небольшая пьеса, исполняемая между актами драматического или оперного спектакля; вставная сцена.
КАБУКИ - один из видов классического театра в Японии. Включает музыку, танцы, драму, сложился в XVII в. С 1652 г. в таких труппах выступают только мужчины.
КАРТИНА - часть акта в драме.
КЛАКА - специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха или провала спектакля, актера.
КОКЕТ - амплуа актрисы, выступающей в роли красивой девушки.
КОЛОСНИКИ - верхняя (невидимая зрителю) часть сцены для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций.
КОМИК - амплуа актера, исполняющего комедийные роли.
КОНФИДАНТ - актер, играющий роль приближенного главного героя.
КОТУРНЫ - род сандалий на очень толстой подошве у древнегреческих и римских актеров для увеличения роста.
КУЛИСЫ - плоские части декорации (мягкие, натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены.
ЛИРИК - амплуа актера, играющего лирические персонажи.
ЛИЦЕДЕЙ - название актера в Древней Руси.
ЛОЖА - группа мест в зрительном зале (вокруг партера и на ярусах), отделенная перегородками или барьерами.
МАРИОНЕТКА - театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.
МИЗАНСЦЕНА - расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Искусство мизансцены - один из важнейших элементов режиссуры.
МИМ - актер пантомимы.
МИМИКА - один из важных элементов искусства актера, выразительное движение мышц лица.
МОНОЛОГ - речь актера, обращенная к слушателям или самому
себе.МЮЗИК-ХОЛЛ - вид эстрадного театра, соединяющий эстрадные, цирковые, танцевальные и музыкальные жанры. Первые мюзик-холлы возникли в Великобритании в середине ХIХ в.
НАРОДНЫЙ ТЕАТР - 1) театр, бытующий в народе, органически связанный с устным народным творчеством; 2) профессиональный театр второй половины XIX в., деятельность которого была адресована широкому зрителю; 3) непрофессиональный любительский театр (в России появился в середине XIX в.).
НОО - один из видов традиционного японского театра. Включает музыку, танец, драму. Характерные черты: условность декораций, главные персонажи - в масках, костюм лишен бытовой конкретности.
ПАДУГА - полоса занавеса по верху сценической площадки.
ПАНТОМИМА - вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики.
ПАРТЕР - плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.
ПЕЛЖЕНТ - передвижная сцена в виде большой повозки в средневековом театре. Применялась при постановке мистерий, мираклей, процессий.
ПЕТИМЕТР - образ щеголя в сатирической комедии.
ПЕТРУШКА - главный персонаж русских народных кукольных представлений; известен с первой половины XVII в.
ПОДМОСТКИ - синоним слова «сцена».
ПОСТАНОВКА - творческий процесс создания спектакля; то же, что и спектакль.
ПРЕМЬЕР, премьерша - актер, актриса, занимающие ведущее положение в труппе, играющие главные роли.
ПРЕМЬЕРА - первый (или один из первых) публичный платный показ нового спектакля.
ПРИМАДОННА - актриса, исполняющая главные роли.
ПРОСТАК - амплуа актера, исполняющего простодушного человека.
РАМПА - осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом.
РЕВЮ - эстрадное или театральное представление, состоящее из нескольких номеров, объединенных одной темой.
РЕЖИССЕР - постановщик спектаклей, на основе собственного замысла создает новую сценическую реальность, объединяя работу актеров, художника, композитора.
РЕЗОНЕР - амплуа актера, высказывающего нравоучительные
суждения.РЕКВИЗИТ - предметы, используемые в театральных постановках.
РЕПЕТИЦИЯ - основная форма подготовки театрального
представления.РЕПЕРТУАР - совокупность произведений, исполняемых в театре.
РЕПЛИКА - краткое высказывание, произносимое одним актером в ответ на слова другого.
СКЕНА - помещение для переодевания и выхода актеров театра в Древней Греции.
СОЛИСТ - ведущий актер в спектакле.
СОФИТ - часть осветительной аппаратуры в театре, светильники рассеянного света, освещающие сцену спереди и сверху.
СПЕКТАКЛЬ - театральное представление. Создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера совместными усилиями актеров, художника и др.
СТАТИСТ - актер массовки, исполняющий роль без слов.
СУБРЕТКА - роль находчивой служанки.
СУФЛЕР - работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы и в случае необходимости подсказывающий актерам слова роли.
ТЕАТР - род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
ТЕАТР КУКОЛ - вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами.
ТЕАТР МИНИАТЮР - вид театра, в котором ставятся произведения так называемых малых форм (одноактные пьесы, пародии, сценки, скетчи).
ТЕАТР ТЕНЕЙ - вид театрального зрелища, основанный на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.
ТЕЛАРИИ - приспособления для смены декораций в старинных театрах Западной Европы.
ТРАВЕСТИ - амплуа актрисы, исполняющей роли подростков.
ТРАГИК ~ амплуа актера, исполняющего трагедийные роли.
ТРУППА - актерский состав театра.
ТРЮМ - помещение под сценой.
ФАТ - амплуа актера, играющего эффектных, самовлюбленных и ограниченных людей (преимущественно молодых).
ФИГУРАНТ - актер, играющий роль без слов; то же, что и статист.
ФИНАЛ - завершающая часть спектакля.
ФУРКИ - приспособления для перемещения на сцене декораций.
ЭТУАЛЬ - актриса развлекательного жанра.
ЭТЮД - в современной театральной педагогике упражнение для развития и совершенствования актерской техники.
ЯРУС - один из средних или верхних этажей в зрительном зале.

Редакция, проект; проглядывание, прочтение, произнесение, считка, зачитывание, прочитывание, читание, считывание, скорочтение, мелодекламация, декламация, итацизм, чтиво, читка, декламирование, литература Словарь русских синонимов. чтение читка… … Словарь синонимов

декламация - и, ж. 1) Искусство выразительного чтения; само такое чтение. Актер блестяще владел декламацией. ...При декламации [Демосфен] клал в рот гальку, чтобы добиться предельной подвижности артикулирующих органов и этим обеспечить хорошую дикцию...… … Популярный словарь русского языка

декламация - прочтение, мелодекламация, прочитывание, чтение Словарь русских синонимов. декламация сущ. чтение Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов

Декламация - или выразительное чтение. С давних пор были известныпрактические приемы Д., передававшиеся выучкой с голоса, присовершенно субъективных и бессистемных указаниях учителя. Лишь снедавнего времени устанавливается взгляд на Д., как на… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ДЕКЛАМАЦИЯ - (лат., от declamare громко говорить). У древних означало искусство изложения возвышенных мыслей и чувств в красноречивой Форме. У нас умение читать выразительно произведения поэзии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

ДЕКЛАМАЦИЯ Современная энциклопедия

Декламация - (от латинского declamatio упражнение в красноречии), искусство выразительного чтения стихов или прозы (ритмизация текста, подчеркивание интонацией ключевых слов и т.п.). В эпоху классицизма в западноевропейском и русском театре владение… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

чтение вслух перед аудиторией - сущ., кол во синонимов: 2 декламация (10) рецитация (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

декламация - 1) Выразительное чтение художественных произведений; искусство выразительного чтения стихов и прозы; 2) перен. напыщенная, искусственно приподнятая манера говорить; напыщенные слова, речи. лат. declamatio «упражнение в красноречии;… … Историко-этимологический словарь латинских заимствований

Декламация - или выразительное чтение. С давних пор были известны практические приемы Д., передававшиеся выучкой с голоса при совершенно субъективных и бессистемных указаниях учителя. Лишь с недавнего времени устанавливается взгляд на Д. как на… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ДЕКЛАМАЦИЯ - (от лат. declamatio), произнесение художественных произведений вслух. В античности так называлось произнесение главным образом парадных речей (особенно учебных), в новое время — стихов. Д. стихов существенно отличается от Д. прозы: она (а)… … Литературный энциклопедический словарь

Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!

Основные теоретические аспекты выразительного чтения

Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.

    Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:
  • Логическое ударение
  • Пауза
  • Интонация

В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.

Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.

Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза . С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.

В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.

    Выделяют следующие виды интонации:
  • Выразительная
  • Повествовательная
  • Восклицательная
  • Интонация перечисления

Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.

От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!

Создайте партитуру текста . Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.

Контролируйте дыхание . Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.

Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.

Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл . Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.

Создавайте качественный эмоциональный фон , жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.

Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.

Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.

Является улучшение дикции. Упражнения по улучшению дикции позволяют научиться отчетливо произносить слова, звуки и фразы. Качество дикции, и чистоту звучания речи можно сравнить с почерком — плохой почерк трудно разобрать, а человека с плохой дикцией трудно понять.

Дикция отвечает, в основном, за произнесение согласных звуков, в то время как и чистота звучания отданы на откупгласных звуков. Звуковой поток гласных подвергается окончательной обработке согласными, чтобы затем быть переданными слушателям.

Согласные звуки несут основную информационную нагрузку. В этом легко убедиться, если из текста вынуть все гласные, и затем попробовать прочесть то, что получится. Кк првл, ткй ткст В см прчтт бз сбх прблм . Теперь попробуйте оставить одни гласные: а аио ао е ы оее оиа е ооы ое — Вы вряд ли что-то поймете.

Быстрое чтение вслух

Чтение вслух — одно из лучших упражнений для улучшения дикции. В артикуляция вредна, и сознательно подавляется. Здесь же, наоборот, приветствуется. В упражнениях по улучшению дикции у нас другие цели — улучшить нашу речь.

Кроме улучшения дикции, чтение вслух также учит легко и точно выражать свои мысли, способствует увеличению словарного запаса, улучшает яркость, эмоциональность и правильность речи.

Чтение вслух позволяет избавиться от косноязычия, запинок, оговорок и других малоприятных вещей. Литературные тексты обычно сложнее и качественнее нашей повседневной речи, и даже лучше большинства речей ораторов. Поэтому ежедневное чтение вслух позволит в скором времени говорить красивым литературным языком, словно по писанному.

Для начала важно не спешить. Всегда читайте в комфортном для себя темпе, четко проговаривая слова. Если у Вас поначалу четко выговаривать слова не получится, не расстраивайтесь. Немного практики — и у Вас будет отличная дикция. Читайте вслух выразительно, эмоционально, с ударениями и паузами.

Можете даже слегка утрировать эмоциональность, добавить немного пафоса. Это не помешает — главное, чтобы Вы не читали вслух скучно и бледно.

Артистизм — хорошее качество. Озвучивая персонажи, наделяйте их индивидуальными чертами. Текст от автора излагайте не как скучный монолог, а так, как будто Вы излагаете свои мысли, или рассказываете про то, что с Вами случилось.

Читать можно все , что угодно, но лучше всего читать грамотно изложенные материалы, содержащие полезную информацию и богатую лексику. Это могут быть познавательные статьи, рассказы, повести, стихи, научные и технические тексты. Можно совмещать обучение со чтением вслух — в этом случае от Ваших занятий будет двойная польза.

Когда Вы почувствуете себя достаточно уверенно, можете понемногу начинать увеличивать скорость чтения. Важно при этом не потерять четкость, ясность, эмоциональность и красоту изложения материала.

Чтобы читать текст вслух быстро, и без запинок, Вам придется научиться просматривать его в быстром темпе заранее. Тренируясь таким образом, Вы в скором времени сможете выхватывать целые абзацы, а затем красиво прочитывать их в слух, наполовину по памяти.

Читать вслух следует не менее, чем полчаса в день . Буквально через месяц таких упражнений Вы заметите результаты — улучшение дикции, более гладкая и правильная речь, больший словарный запас, остроумие и находчивость в ответах на вопросы слушателей.

Будет очень хорошо, если Вы перед началом занятий запишете свою речь в аудио — через какое-то время Вам будет интересно вернуться к записям. и проверить свой прогресс.

Главное правило при чтении вслух — четкая артикуляция согласных, и свободный выход воздуха на гласных. Образно говоря, гласные звуки нужно произносить, как рупор, а согласные — четко артикулировать. Не стоит напрягать голосовые связки, и говорить с каким-нибудь надрывом, от которого можно только сорвать голос.

Послушайте, как говорит диктор на телевидении . Он должен за короткое время выдать много информации, и при этом подать ее так, чтобы его поняли. Поэтому, чем быстрее диктор говорит, тем четче должна у него быть речь. Используйте это правило и в своей речи.

Скороговорки

Кроме быстрого чтения художественной и технической литературы, для улучшения дикции Вы можете использовать скороговорки. В Интернете Вы сможете их найти огромное количество. Скороговорки используют ведущие телепередач, актеры, политики. Только нужно правильно их использовать. Правильная технология следующая — сначала Вы произносите скороговорку четко и медленно, а затем повторяете, постепенно увеличивая темп.

При увеличении скорости необходимо следить за тем, чтобы четкость и плавность речи не ухудшилась.

Важно также научиться произносить скороговорки с разными интонациями: восхищения, удивления, радости, размышления.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

Инструкция

Основными условиями овладения навыка выразительного чтения являются: умение правильно распределять дыхание, владение правильной артикуляцией и орфоэпическими нормами. А также необходимо выполнение определенных требований.

Первое, с чего вы должны начать свою работу над выразительным чтением - выбрать отрывок из любимого литературного произведения. Сначала предпочтительнее взять прозу Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина, И. Тургенева. Прочитайте текст. Если есть возможность, запишите свое чтение на диктофон, или же попросите послушать вас кого-нибудь из знакомых. Читайте текст небольшими отрывками, делайте перерывы, чтобы прослушать запись или дать высказаться знакомому, когда у вас получается лучше, а когда - хуже.

После того, как вы прочитали текст раз, карандашом отметьте, где необходимо сделать короткую паузу – одной вертикальной ; где длинную – двумя вертикальными чертами; какое нужно прочитать, повысив тон – стрелочка, направленная вверх; какое, понизив интонацию – стрелочка, направленная вниз. Чтобы правильно логическое ударение, опирайтесь на основную автора, что он хотел сказать этой фразой. А также учтите ситуацию, в которой произносит это . Во второй раз прочитайте текст, соблюдая сделанную «партитуру».

Кроме логических пауз и соблюдения знаков препинания, необходимо учитывать и психологические паузы. Они нужны для перехода от одной части произведения к другой, которая отличается от предыдущей эмоциональным содержанием. Такие паузы уместны, например, перед концовкой басни, в кульминационной части или .

Выразительности способствует также темп и изменение интенсивности речи: тихо, громко, шепотом, криком и т.д. Темп чтения должен соответствовать темпу устной речи. Ускоряйте или замедляйте его, соответствуя содержанию текста. Особенно важен верный ритм при чтении стихотворений.

Полезный совет

Перед чтением выясните лексическое значение незнакомых для вас слов.

Если вы сомневаетесь в правильности постановки паузы или логического ударения, переставьте их на другое место и посмотрите, как изменится смысл фразы.

Чтобы читать тексты перед публикой, недостаточно научиться изображать различные оттенки эмоций, активно жестикулировать и звучно разговаривать. Выразительное чтение получится только в том случае, если технические навыки вы дополните умением глубоко чувствовать произведение.

Инструкция

Подготовка к выразительному чтению начинается со знакомства с текстом. Чтобы транслировать через себя мысли автора и эмоции героев, нужно прочувствовать их в полной мере. Разберитесь в сюжете произведения, уясните для себя логические связи. После этого подумайте о мотивах поступков героев, об их чувствах, переживаниях. Для создания более точного представления о тексте можно выяснить, в каких обстоятельствах оно создавалось, что при этом пережил автор. Только имея максимально полное представление о стихотворении, рассказе или пьесе, вы сможете передать созданные автором образы слушателям.

Распечатайте отрывок текста, который будете читать вслух. В зависимости от сюжета выберите темп и ритм чтения. Расставьте в тексте паузы. Логические паузы необходимы там, где стоят , благодаря им высказывание становится законченным. Пауза после запятой должна быть короче, чем после точки или многоточия. Другим символом пометьте расположение психологических пауз. Они помогают чтецу выделить значимые части фразы или предложения. Вы сможете выделить фразу, сделав паузу перед ней или после нее. Такой же прием выразительности перед или после предложения привлечет внимание к сути всего предложения целиком.

Чтобы суметь использовать средства выразительного чтения, нужно научиться правильно дышать. Существуют различные техники обучения, которые желательно осваивать под руководством преподавателя сценической речи или ораторского искусства. Вы можете попытаться самостоятельно регулировать объем и равномерность вдохов и выдохов. Вдох делайте во время паузы. Благодаря постоянной практике вы научитесь делать достаточно глубокий вдох, чтобы хватило до следующей паузы. Во время первых упражнений не старайтесь искусственно «дотянуть» до паузы – такие усилия лишь искажают голос. Набрав воздуха, выдыхайте его равномерно, без резких толчков.

Основные инструменты выразительного чтения – сила голоса и интонация. Прочувствовав мысль и эмоцию, которую вы выражаете, вы сможете определить, когда нужно говорить громче, а когда – переходить на шепот. Когда стоит улыбнуться, а когда – добавить в голос отстраненности. В произведении, в котором есть авторская речь, часто присутствуют прямые указания на повышение или понижение тона героя и его переживания. Вам достаточно следовать им без излишней драматизации, театральности. Наибольшей выразительности вы добьетесь, когда научитесь эмпатии, то есть сопереживанию, пропусканию текста через себя.

Чтение вслух можно сопровождать мимикой и жестами. Мимика напрямую соответствует эмоциям, которые чтец испытывает во время выступления. Дополнительно «играть лицом» не стоит, если вы не учились актерскому мастерству – так вы не сможете сосредоточиться непосредственно на голосе. К тому же, велик риск испортить впечатление от чтения неуместной гримасой.

Если во время эмоциональной речи вы используете жесты, потренируйтесь перед зеркалом. Прочтите монолог, так, как вам привычно. Посмотрите, не является ли жест дубликатом интонационного выделения фразы. Не противоречит ли он тексту в эмоциональном плане. Не отвлекает ли размашистая жестикуляция от сути произведения. Если вам сложно оценить себя в зеркале, попробуйте записать свое выступление на .