Возможно вам будет интересно. Структурный анализ стихотворения

Заполните таблицу и ответьте на вопросы и задания.

А. А. Фет

"Ель рукавом мне тропинку завесила…"

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,

Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом всё гудёт и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мёртвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

Вопросы и задания:

1. Как вы понимаете строки стихотворения: "ель рукавом мне тропинку завесила", "кругом все гудёт и колышется", "тонко взывающий рог", "сладостен зов мне глашатая медного"?

2. Какие художественные приемы помогают поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу? Какую мелодию создает чередование длинных и коротких строк (стихов) стихотворение?

3. Какие чувства звучат в строке "Сладостен зов мне глашатая медного!"?

Почему звук рога кажется или лирическому герою сладостным среди шума пугающей природной стихии?

Таблица:

Горизонтально:

1. Пример (из стиха)

2. Хуз. f (не знаю что такое хуз. f, но знаю что надо. Надо написать зачем сделал автор)

Вертикально:

1. Эпитеты

2. Олицетворения

3. Ср. (Не знаю, у учителя спрошу, не надо делать. Под номером 3 можно ничего не писать или –).

4. Антитезы

5. Обращения

6. Повторы

Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу. Фета волнует только красота – природа и любовь. Поэзию он считает храмом искусства, а поэта – жрецом этого храма. Эти две темы поэзии Фета тесно связаны друг с другом. Фет считает, что только природа и любовь могут отобразить всю красоту и очарование окружающей действительности. Характер, переживания, мысли и чувства лирического героя в поэзии Фета зависят от мироощущения поэта.

Фет стремился передать красоту мгновения, сиюминутное состояние. Ярким примером этого можно назвать его стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила»:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –

Я ничего не пойму.

Фет создает прекрасный образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться ее неповторимой красотой. В строках стихотворения поэт использует назывные предложения и предложения с однородными членами. Последние две строчки говорят о противоречивых чувствах поэта. Его лирический герой чувствует состояние природы. Стихотворение воздействует на читателя. Благодаря обилию шипящих и свистящих звуков можно услышать шум ветра:

Все гудет и колышется,

Листья кружатся у ног.

Невозможно уловить настроение лирического героя. У него смутные ощущения – «ничего не пойму». Он пытается раствориться в мире природы, старается постичь ее таинственные глубины, понять «прекрасную душу природы». Но в шуме ветра это смятение развеивается. Герой слышит «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного» и настроение его тотчас же меняется – «Сладостен зов мне глашатая медного!» и «Мертвые что мне листы!»

Фет представляет природу как человека, видит ее прекрасную душу, об этом свидетельствует метафора «Ель рукавом мне тропинку завесила».

В этом стихотворении Фета природа сливается с человеческими эмоциями. Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы.


Афанасий Фет - поэт «вечных ценностей» и «абсолютной красоты», основатель новых поэтических жанров – песни и лирической
миниатюры - был представителем плеяды поэтов, которые в своём творчестве отрешались от действительности и воспевали
только вечные темы
Главным предметом изображения Фета стал мир, в котором «красота природы разлита по всему мирозданию» и своим покоящимся
совершенством противопоставлена «низкому», полному бессмысленной суеты, бытию. В его художественном мире всё гармонично,
мерно, уравновешенно.
Лирический герой в поэзии Фета – это образ того героя, переживания, мысли и чувства которого отражены в произведении.
Его характер зависит от мироощущения поэта.
Мне кажется, что это поэтическое спокойствие компенсировало полную противоречий реальную жизнь автора. Ещё Тургенев
противопоставлял Фету, «великому поэту», помещика и публициста Шишкина, «закоренелого и остервенелого крепостника,
консерватора и поручика старого закала».
Возможно, именно поэтому с такой чуткостью воспринимаем мы «лирическую дерзость» автора стихотворения «Ель рукавом мне
тропинку завесила».
Так в чём же выражалась эта дерзость?
Как и в большинстве других своих произведений, автор рисует перед читателями неподвижную, на первый взгляд, картину,
уловив её сиюминутное состояние. Это всё то же, переходящее из одного стихотворения в другое, стремление Фета передать
красоту мгновения, запечатлеть его в своих стихах.
Как же создаётся прекрасный образ?
Первые две строки каждой строфы – назывные предложения и предложения с однородными членами. Это позволяет читателю
увидеть нарисованную картину, полюбоваться её неповторимой красотой. Две последние строчки – эмоциональный отклик на
увиденное. Настроение лирического героя созвучно состоянию природы. Оттого такую важную роль в стихотворении имеют
музыкальные средства воздействия на читателя: ритм, звукоподражание, построфный рисунок. Ветер – смысловая динамика в
первой части стихотворения, потому оправдана аллитерация (обилие шипящих и свистящих звуков, передающих движение ветра –
Всё гудёт и колышется // Листья кружатся у ног).А дактиль – этот особенный песенный ритм стиха, необычно сочетающий
длинные и короткие строки и ударение в конце каждой второй строки. (В лесу одному// Я не пойму; Листья кружатся у ног //
Тонко взывающий рог, Мёртвые что мне листы// Нежно приветствуешь ты!)
Настроение, которое вызывает увиденная картина, точно определить невозможно. Ощущения смутные, отсюда глагол «не
пойму», который часто встречается и в других стихотворениях поэта. Само состояние противоречиво: «шумно, и жутко, и
грустно, и весело». Герой будто растворяется в мире природы, погружается в её таинственные глубины, старается понять
прекрасную душу природы». Возникающее в шуме ветра смятение развеивается во второй части стихотворения под звуки
людского присутствия «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного». Меняется и настроение лирического героя – два
восклицательных предложения («Сладостен зов мне глашатая медного!» и «Мёртвые что мне листы!»)свидетельствуют об этом.
А инверсия («неожиданно слышится», «странника бедного») помогает обратить внимание на слова, которые, по мнению автора,
несут наибольшую смысловую нагрузку.
Метафора «Ель рукавом мне тропинку завесила» рассказывает о том, что лирический герой очеловечивает природу, видит её
прекрасную душу, и мы понимаем, как ель материнской рукой затронула струны души автора, и чувство очищения, радости
бытия, душевного трепета и волнения передаётся с книжной страницы.
Таким образом, в стихотворении Фета мир природы и человеческих эмоций сливаются, создавая неповторимое явление русской
поэзии. Автор, изображая своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает работу человеческой
души на фоне прекрасного мгновения природы, что заставляет ещё раз задуматься о том, что человек – песчинка в океане,
который называется «Вселенная».

Пейзажная лирика занимает в творчестве А. Фета почетное место. Поэт видел не просто оболочку природы, он ощущал ее душу. Стихотворение, о котором пойдет речь, изучается в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ель рукавом мне тропинку завесила» по плану.

Краткий анализ

История создания – было написано в 1891 г. за год до смерти поэта, вошло в сборник «Вечерние огни».

Тема стихотворения – одиночество, человек и природа.

Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на 2 части: описание ощущений лирического героя, который находится один в лесу, рассказ о зове, слышащемся герою. Формально стихотворение состоит из трех катренов, которые продолжают друг друга.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырех- и двустопный дактиль, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мертвые, что мне листы».

Эпитеты «странник бедный», «нежно приветствуешь».

История создания

«Ель рукавом мне тропинку завесила» относится к позднему периоду творчества Фета. Анализ стихотворения следует начинать с обстоятельств его написания. В молодости поэт был влюблен в Марию Лазич, но создать семью у них не получилось. Фет сам предложил расстаться, из-за тяжелого материального положения. О своем решении он жалел всю жизнь. Вскоре после расставания поэт узнал, что его возлюбленная сгорела при пожаре.

А. Фет всю жизнь хранил теплые чувства к Марии, посвятил ей множество стихов. Этот пласт любовной лирики не был опубликован при жизни поэта. В стихотворении тоже есть намек на образ Марии, но рассмотреть его нелегко. Этим и объясняется, что стих был напечатан в «Вечерних огнях» в то время, когда его автор был еще жив.

Если после смерти возлюбленной поэт писал преимущественно философские произведения, то в позднем периоде возвращается к пейзажной поэзии.

Тема

В произведении развивается несколько традиционных для литературы тем: лесная природа, одиночество, взаимоотношения человека и природы. Автор подает лесную пейзажную зарисовку. Природу читатель видит глазами лирического героя. Тот находит тропинку, которую закрыл от него рукав ели. Далее мы узнаем, что герой в лесе один. Одиночество вызывает у него неоднозначные чувства, в которых тяжело разобраться.

Лес встречает человека гулом и шумом, который поднимает ветер. Автор не уточняет сильный ветер или слабый. Об этом можно догадаться из описания: « все гудёт и колышется ».

Описание пейзажа прерывается, когда лирический герой слышит звук рога. Это подсказывает ему, что вдали кто-то есть. Настроение героя поднимается и « мертвые листы » уже не так угнетают его. Его сердце приветствует странника так же нежно, как « глашатай медный ». Под образом странника и скрывается образ былой возлюбленной. Видимо, автор еще надеялся встретиться с ней снова.

Композиция

Композиция анализируемого произведения простая. Автор делит его на три катрена, которые связаны между собой содержанием, каждая следующая строфа продолжает предыдущую. По смыслу стихотворение А. Фета делится на две части: описание леса и ощущений одинокого лирического героя, рассказ звуке рога. Смысловые части одинаковые по объему, они не переплетаются. Такое разделение позволяет А. Фету описать не только природу, но и внутренне состояние лирического героя.

Жанр

Грустное настроение и плавное повествование характерны для стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила». Это свидетельствует о том, что стихи написаны в жанре элегии. Автор использует разностопные строки, строго чередуя их. Стихотворный размер - четырех- и двустопный дактиль. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Лесной пейзаж и состояние лирического героя описываются при помощи художественных средств. Они помогают оригинально раскрыть тему и донести до читателя идею. В тексте есть несколько метафор : «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мертвые, что мне листы» .

Некоторые метафоры служат для очеловечивания природы. Вспомогательную роль играют эпитеты : «странник бедный», «нежно приветствуешь». Сравнения поэт не использует.

Привлекает внимание и интонация. Если одинокая прогулка по лесу описывается спокойно, то радость от услышанного звучания рога передается при помощи восклицательных предложений. Чтобы передать шум, которым окутан лес, автор использует аллитерацию «ж», «с», «ш»: «все гудёт и колышется, листья кружатся у ног».

Сочинение

Древние говорили - поэтами рождаются. И Фет действительно родился поэтом. Замечательная художественная одаренность составляла суть его сути, душу его души. Уже с детства был он "жаден до стихов", испытывал ни с чем не сравнимое наслаждение, "повторяя сладостные стихи" автора "Кавказского пленника" и "Бахчисарайского фонтана". В немецком пансионе ощутил он первые "потуги" к поэтическому творчеству: "В тихие минуты полной беззаботности я как будто чувствовал подводное вращение цветочных спиралей, стремящихся вынести цветок на поверхность; но в конце концов оказывалось, что стремились наружу одни спирали стеблей, на которых никаких цветов не было. Я чертил на своей аспидной доске какие-то стихи и снова стирал их, находя их бессодержательными".
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.
Огромный успех лирические стихи Фета встречали все же преимущественно в литературных и потому довольно узких кругах. Это прямо должен был признать тот же Боткин, отмечая, что хотя в журналах тех лет о лирике Фета отзывались с "сочувствием и похвалами, но тем не менее, прислушиваясь к от зывам о ней публики не литературной, нельзя не заметить, что она как-то недоверчиво смотрит на эти похвалы: ей непонятно достоинство поэзии г. Фета. Словом, успех его, можно сказать, только литературный: причина этого, кажется нам, заключается в самом таланте его".
Последнее справедливо лишь отчасти. Истинная причина заключалась не столько в характере фетовского поэтического дарования, сколько в резком, еще более остро обнаружившемся несоответствии его с "духом времени". В отличие от гениального выразителя этого "духа" -- Некрасова лира Фета на всем протяжении его творчества не была переозвучена "на другой лад".
Ветер.
Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
В суженное художественного мира фетовской поэзии - в отсутствии в нем не только гражданских мотивов, но и вообще связи с общественными вопросами, ставившимися "духом времени" и остро волновавшими современников, - видели критики-шестидесятники коренной недостаток Фета. Все это знаменовало окончательный разлад между Фетом и "духом времени".
Уход от неудовлетворяющего реального мира в мир, создаваемый искусством, от борьбы со злом, от "битв" - в эстетическую созерцательность, - все это характерные черты того типа литературного романтизма, который Горький называл "пассивным" и родоначальником которого в России был В.А.Жуковский. В лирике Фета, несомненно, имеются родственные Жуковскому черты, возникшие в результате как исторической преемственности, так и типологических совпадений. Но имеется и существеннейшее между/ними различие.
В идеальном мире"лирики Фета, в противоположность Жуковскому, нет ничего мистически-потустороннего. Извечным объектом искусства, считает Фет, является красота. Но эта красота не "весть" из некоего нездешнего мира, это и не субъективное приукрашивание, эстетическая поэтизация действительности - она присуща ей самой. "Мир во всех своих частях равно прекрасен, - утверждал Фет. - Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые ее не сознают, как воздух питает и того, кто, быть может, и не подозревает его существования. Но для художника недостаточно бессознательно находиться под влиянием красо ты или даже млеть в ее лучах. Пока глаз его не видит ее ясных, хотя и тонко звучащих форм, там, где мы ее не видим или только смутно ощущаем, - он еще не поэт... Итак, поэтическая деятельность, очевидно, слагается из двух элементов: объективного, представляемого миром внешним, и субъективного, зоркости поэта - этого шестого чувства, не зависящего ни от каких других качеств художника. Можно обладать всеми качествами известного поэта и не иметь его зоркости, чутья, а следовательно, и не быть поэтом... Ты видишь ли, или чуешь в мире то, что видели или чуяли в нем Фидий, Шекспир, Бетховен? "Нет". Ступай! Ты не Фидий, не Шекспир, не Бетховен, но благодари Бога и за то, если тебе дано хотя воспринимать красоту, которую они за тебя подслушали и подсмотрели в природе".
Представлению о "красоте", как о реально существующем элементе мира, окружающего человека, Фет остается верен до конца. "Целый мир от красоты, от велика и до мала", - читаем в одном из позднейших его стихотворений, примыкающих к периоду "Вечерних огней". И в этом отношении Фет идет не за Жуковским, а за Пушкиным, во всеохватывающем творчестве которого среди бесчисленных семян и побегов, прорастающих в последующей русской литературе, есть и несомненное и по-своему весьма значительное "фетовское" зерно.
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
О блеске, силе, остроте, глубине и одновременно поэтичности ума Фета свидетельствуют и его критические статьи и образцы его художественной прозы. И все это интеллектуальное богатство, все напряжение воли, все силы души он обратил на достижение поставленной цели, идя к ней всеми путями, не различая добра и зла, жертвуя своей идее-страсти всем самым близким и дорогим.