Тренинги по обучению коучингу. Цели настоящие и навязанные

«. Поговорим про нечто большее и более загадочное. А заодно о том, чем хороший коучинг отличается от шарлатанства.

Что такое коучинг? Это слово в наших просторах появилось недавно. И если раньше люди справлялись со своим чердаком с помощью психологов, то теперь за дело взялись коучеры. В статье мы постараемся ответить на вопросы:


Закончим наше языковое введение и продолжим.

Коучинг — что это?

Коучинг — беседа двух людей:

  • один (коучер) знает, что спрашивать,
  • а второй (клиент) ищет ответы.

Основная идея коучинга — сам клиент собственными силами на основе своих знаний находит ответы. Почему сам и на основе своих знаний? Потому что люди слышат очень и очень много «советов», которые ни разу не помогают. Ещё парочка советов ничего не поменяет 🙂 Изменить ситуацию может лишь личный анализ собственного опыта.

Само собой, раньше эта идея воплощалась в жизнь неоднократно и в различных формах. Например, почти 3 тысячи лет назад Сократ похожим образом обучал людей — не отвечал на их вопросы напрямую, а побуждал тех искать ответы самостоятельно. С тех пор это называется «сократический метод обучения».

Кроме Сократа, данным методом любили пользоваться в духовном обучении. Только не у нас, где духовное обучение было весьма ограниченным. А на Востоке. Для примера — практически вся суфийская мудрость передавалась от учителя к ученику именно таким образом, что ученик сам находил ответы на свои вопросы. Мы не можем гарантировать, что все суфии обучались именно так 🙂 Но история донесла именно этот способ.

Среди современных, но более ранних систем, например, одитинг — это общение, при котором основная работа — не консультанта, а клиента.

Но почему, всё же, именно «собственными силами и на основе своих знаний?» Потому что иначе человек будет достигать не свои цели, а цели «советчика». А это уже попахивает нехорошо…

Кто такой коучер и что он делает?

Коучер — это либо человек, который прочёл книгу по предмету, либо человек, получивший некоторое обучение (например, в Coach University). Поскольку мы не хотим переписывать книги по предмету, не будем особо останавливаться на том, что делает коучер, тем более что применить это без обучения сложно.

Лучше мы расскажем о двух главных моментах, что коучер НЕ ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ, для того, чтобы вы могли определить, шарлатан с вами работает или профессионал.

Первое и самое главное, что не должен делать коучер, это высказывать своё мнение . Вообще и ни разу. Никаких оценок клиентам. Например, клиент говорит «меня обижала мама». Если коучер скажет

  • «это плохо»,
  • «я бы про это не думал»,
  • «это важно»,
  • «не обращай внимания»
  • и т.д.,

то перед вами шарлатан.

Настоящий коучер скажет что-то типа «ясно, и как вам это может помочь?»

Почему? Потому что любое мнение от коучера нарушает основную идею коучинга (см. предыдущий раздел).

Второе, что не должен делать коучер, это обесценивать клиента . То есть, на заявление «меня обижала мама» не должно прозвучать

  • «это ложь»,
  • «все мамы хорошие»,
  • «ты неправ»
  • и любое другое высказывание, дискредитирующее откровения клиента.

Те, кто позволяют себе подобные ремарки, просто недоучки.

Профессионал вместо обесценивания придаст значимость, например, «обратите внимание на то, как она это делала и найдите там что-нибудь хорошее».

Почему? Опять же, любое обесценивание клиента нарушает основную идею коучинга (см. предыдущий раздел).

Вы можете сказать: «Но, позвольте, любая беседа так или иначе содержит или высказывание мнения, или некоторое обесценивание, особенно когда собеседник неправ — почему нельзя этого делать коучеру?».

Как проходит сессия коучинга?

Да, в общем-то, просто. Коучер задаёт наводящие вопросы. А клиент в процессе ответов находит ответ на свой главный вопрос, ради которого всё затевалось.

Проиллюстрируем сказанное примером. Допустим, у нас есть коучер Вася и клиент Петя. Петя приходит и говорит:

— У меня проблемы в жизни.

Коучер Вася отвечает:

— С тебя … денег.

Петя согласен, и процесс пошёл. Коучер Вася:

— Что ценного в твоей жизни сейчас не происходит?

Петя долго думает, потом сообщает:

— Да много чего. Например, денег нет.

На это коучер произносит:

— Что в этом ценного?

Пется удивляется вопросу:

— Да ладно, на деньги можно еду покупать. Одежду.

Но коучер опытный, не дёргается на удивление, не говорит «ты баран, не в деньгах счастье», а продолжает:

— Что еще ценного в этом?

Петя начинает перечислять:

— На деньги можно купить машину, квартиру, девок, наркотики … .. …. ..

Коучер не отстаёт:

— Чем это для тебя ценно?

Петя сначала не понимает, чем этот вопрос отличается от предыдущего, но затем соображает:

— Ну, всё это приносит удовольствие…

Собственно, полдела коучер.вася сделал, но для надёжности:

— Чем еще?

Здесь Петя (при хороших условиях и высоком IQ) думает, сопоставляет, анализирует и понимает:

— Э, да мне не деньги нужны, в общем-то, а удовольствие. Хотя удовольствия у меня и так немало… Вот что мне взаправду интересно, так это как бы мне вместе с удовольствием не оказаться без средств к существованию?

Коучер Вася рад, что клиент задал более правильный вопрос, и переходит к делу:

— Если бы ты знал ответ, каким бы он был?

Клиент Петя не ожидает такого и начинает думать:

— Так, ответ был бы… типа… ага, нечто вроде такого: «Рассчитать, какой прожиточный минимум нужен и всё остальное вкладывать в чисто удовольствия».

Вася продолжает ковать железо:

— Чего ещё в этом не хватает?

Петя некоторое время размышляет, затем отвечает:

Коучер Вася рад прогрессу и шлифует:

— Чего ещё?

Теперь Петя понял систему:

— Так, на этой работе удовольствия как-то маловато — как и денег. Неплохо было бы работу сменить… Да, точно. Я люблю выращивать растения. У меня на подоконнике стоит 20 горшков с отличными пряными травами. Я прямо сейчас могу открыть дело «Выращивание специй как бизнес «; для надёжности даже увольняться не нужно — буду работать через интернет… ура! Спасибо Вася!

Как видите, со стороны коучера Васи — правильные вопросы + отсутствие оценивания и обесценивания. А со стороны клиента Пети — основная работа по анализу жизни.

Само собой, такая эффективная и короткая сессия происходит только:

  • а) под руководством профессионала
  • б) с подготовленным клиентом.


Но главное здесь, конечно же, профессионал, который с лёгкостью подготовит клиента до нужного уровня способностей. Самое время перейти к следующему вопросу:

Каков результат коучинга?

Есть два варианта. Первый — это если коучинг проводился неправильно. Второй — если профессионально и правильно.

В первом случае результат будет, но минимальный. И ничем не будет отличаться от сессии психоанализа, консультации психолога, на картах Таро и . Почему? Потому что плохая сессия = думал не клиент, а коучер. Следовательно, решения не клиента, а коучера. И воплотить их может коучер — но не клиент.

Результат профессионального коучинга вы определите с лёгкостью:

  1. Клиент весел и улыбчив.
  2. Клиент общителен.
  3. Клиент рекомендует коучера всем и каждому.
  4. Клиент нашёл ответ на свой вопрос.
  5. Клиент уверен, что он в состоянии воплотить решение в жизнь.
  6. Клиент знает, что делать, если у него не получается воплотить в жизнь решение — поскольку разработал альтернативные планы.
  7. В перспективе нескольких профессиональных сессий клиент восстанавливает способность анализировать жизнь и находить решения, и ему не нужен коучер для этого.
  8. Жизнь клиента ДЕЙСТВИТЕЛЬНО меняется к лучшему и он ПО-НАСТОЯЩЕМУ решает проблемы.


Вот такое вот различие 🙂 Причём ключевой пункт — восьмой. Ибо любое хорошее общение без обесценивания и оценивания производит пункты с 1 по 7. Ну а восьмой пункт — это следствие слаженной работы коучера и клиента не на страх, а на совесть 🙂

Можно ли заниматься коучингом самостоятельно?

Вопрос только в том, профессионал ли вы в этом. Ну и в удаче, конечно. Лёгкие проблемы вы можете решить самостоятельно. А вот тяжёлые… Обычно люди на тяжёлые проблемы даже смотреть не могут, не то что решать. Одна из задач коучера — поддержать, помочь, побудить посмотреть на то, что обычно человек не может видеть. Но, опять же, на это способны только высокопрофессиональные коучеры.

Надеемся, мы ответили на все ваши вопросы 🙂

Если что забыли — задавайте вопросы в комментариях!

1 На самом деле, конечно, коучинг происходит от английского «coach», тренер (и, как ни странно, карета, повозка, автобус). Какова связь? Сначала, само собой, появилось значение «карета». Затем «автомобиль». Затем — «управляющий автомобильным парком, который инструктирует, как обращаться с машинами». Ну а потом — собственно инструктор. .

Коучинг – это одна из самых эффективных и популярных методик помощи человеку в достижении практически любых целей и решении проблем. Коучинг применяется в бизнесе, в спорте, в психологии, в управлении и т.д.

Лайф-коучинг – это метода индивидуальной помощи человеку в достижении его жизненных целей, решении любых психологических проблем (в устранении, например , внутренних ограничений и комплексов, др.) и раскрытии его потенциала (формирование позитивных убеждений, качеств, привычек, др.).

В бизнесе, коучинг применяется для многократного повышения эффективности управления персоналом, для решения психологических проблем сотрудников, для управления коллективами, усиления мотивации сотрудников и решения практически любых проблем взаимоотношений между людьми.

В спорте, коучинг, ещё с момента своего рождения, применялся для эффективной тренировки спортсменов.

Что такое Коучинг? Суть и преимущества

Коучинг – это эффективная система помощи человеку или коллективу в достижении целей и решении проблем. Причём, чаще всего, коучинг на порядки эффективнее традиционной практической психологии. То есть, хороший коуч, поможет вам гораздо быстрее решить проблему, чем хороший психолог.

Сэр Джон Уитмор, автор термина Коучинг в бизнесе, говорил – «Коучинг рассматривает человека похожим на желудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом». И задача коуча – помочь желудю составить такую стратегию, чтобы как можно быстрей стать дубом.

Суть методики коучинга – это способность коуча задавать правильные вопросы клиенту, выстроенные по определённой логической цепочке, отвечая на которые, клиент сам находит лучшие решения своих проблем. Все наверное помнят мудрость: “Правильно заданный вопрос – это половина ответа!”

Основное преимущество коучинга в том, что ответственность и инициатива за решение задачи (или проблемы) всегда, на 100%, остаётся у клиента, то есть он занимает максимально активную позицию в решении своей проблемы. Правильный коучинг не оставляет шансов переложить ответственность за решение проблем на коуча, как это часто бывает в психологии, где клиент в основном занимает пассивную позицию под девизом: “Лечите меня, решайте мою проблему” .

Коучинг, так же очень эффективен для работы над собой, как техника личностного роста. Лично я его применяю следующим образом. На бумаге (в тетради по развитию) я выписываю последовательность вопросов, которые касаются решаемой проблемы, а затем пошагово на них отвечаю, тоже обязательно письменно. 70-80% всех возникающих по жизни проблем я таким образом решаю, остальные – с помощью специалиста (Коуча или ), хотя сам я также являюсь коучем .

Кто такой Коуч и что он делает?

– специалист, личный тренер, который помогает человеку (клиенту) в достижении какой-либо цели или в решении его проблемы. Коуч не даёт советы и готовые рецепты, не поучает, не оценивает и ничего не навязывает (это главное отличие работы коуча, от работы психолога), а задаёт клиенту правильные вопросы, помогая, таким образом, быть предельно честным перед собой, и найти лучшие (наиболее эффективные) для человека ответы и решения.

Задача коуча – чтобы вы в процессе работы сами осознали свою проблему (или цель), чтобы вы самостоятельно нашли лучшие ответы на поставленные вопросы, и приняли наиболее эффективные решения. Задача коуча максимально раскрыть и подключить ваш собственный потенциал для достижения ваши целей.

Что должен знать и уметь хороший коуч, а что не должен?

Коуч не должен знать всех правильных ответов, на те вопросы, которые он задаёт своим клиентам. Коуч должен знать лишь правильный вопрос, он не обязан разбираться во всём.

Коуч должен уметь хорошо логически мыслить, грамотно формулировать вопросы выстраивая их в определённой логической последовательности, чтобы отвечая на них, клиент быстро двигался к решению своей задач.

Какие темы охватывает коучинг и какие проблемы решаемы с его помощью

Коучинг можно применять для достижения целей по бизнесу и самореализации, по взаимоотношениям, по личностному росту и мн. др. В целом, для достижения успеха в коком-либо деле.

Какие проблемы решаемы с помощью коучинга:

  1. Устранение негативных убеждений, эмоций, тд. ( , зависимость, т.д.) и формирование позитивных
  2. Формирование неуязвимой самооценки и устранение неуверенности в себе ()
  3. Устранение бесцельности, помощь поиске и постановке (Смысл Жизни, др.)
  4. Формирование необходимы (сила, ответственность, правдивость, дисциплина, целеустремлённость, преданность, др.), устранение негативных (безответственность, лень, т.д.)
  5. Формирование способностей управления собой (самоконтроль и самообладание). Управление своим внутренним состояние и внешними проявлениями.
  6. Необходимые поведение, навыки и привычки. Соответственно устранение негативных, слабых, уводящих от цели привычек (в том числе вредных привычек), эмоциональных реакций, др.
  7. Решение других психологических и жизненных проблем (разводы, измены, смена работы и профессии, конфликты, др.)

Где возможно обучиться коучингу – читайте .

Если Вы решили, что Вам нужна работа с коучем, его помощь – пишите мне в форму обратной связи! Либо Вам смогу помочь я, либо перенаправлю Вас к специалисту, который наиболее эффективно сможет содействовать в решении вашего вопроса.

Крупные компании и солидные международные организации делают ставку на высококвалифицированный персонал. Сотрудников отправляют на курсы повышения квалификации, обучающие тренинги, специализированные семинары и программы. Многие из этих мероприятий оказываются действительно эффективными в решении вопросов менеджмента, маркетинга, управления персоналом и стратегического развития. Сотрудники, посетившие учебно-практические курсы, начинают лучше понимать, что и в каком виде от них требуется.

Не умаляя пользы открытых семинаров и занятий, стоит заметить, что гораздо больший потенциал несут в себе корпоративные тренинги. На них обсуждаются и прорабатываются вопросы более частного порядка, решаются конкретные проблемы менеджеров и управляющих, принимается во внимание специфика деятельности компании, а традиционные модели и схемы бизнес-процессов адаптируются с учетом специализации, торговой и коммерческой деятельности предприятия.

Заказчик корпоративных тренингов в лице руководства компании ставит перед бизнес-тренером (коучем) ряд задач, которые необходимо решить за период прохождения сотрудниками обучения; оговариваются вопросы, по которым тренеру-коучу нужно пройтись вместе с сотрудниками, чтобы изменить ситуацию в компании, будь то горячие продажи, корпоративное поведение, исполнение обязанностей, рабочий дух коллектива.

Однако в настоящее время большинство лиц, так или иначе связанных с бизнес-образованием, проводит разграничение между деятельностью бизнес-тренера и тренера-коуча. В первом случае речь идет в большей степени о развитии профессиональных компетенций человека, тогда как во втором акцент делается на способности личности и ее потенциал. Исходя из самих названий, бизнес-тренер помогает человеку разобраться с бизнесом, профессиональной деятельностью, а коуч-тренер выступает в роли наставника, сторонника и помощника, апеллирующего к внутренним качествам и свойствам натуры конкретного индивидуума.

Настоящий коуч - тренер и консультант в одном лице. Он поможет определиться с целями, расставить приоритеты, осознать незадействованные внутренние ресурсы, увидеть новые возможности в ситуации, бесперспективной на чей-либо субъективный взгляд. Тренер-коуч выявит внутренние преграды и барьеры, контрпродуктивные установки и взгляды, тянущие все время назад и мешающие развитию личности.

Коуч-тренер работает не только с человеком, но и с ситуациями, с которыми человек не может справиться самостоятельно. Диагностика, прогнозирование, контроль - основные способы решения проблем как в личной жизни, так и на трудовом поприще.

Самостоятельно справиться с затруднениями, возникшими в профессиональной деятельности, могут единицы. Это те, кто обладает силой воли, духа, решимостью, восприимчивостью новым идеям и предложениям. Часто у таких людей вообще не возникает проблем в данной сфере. Коуч и тренер нужен тем, кто неспособен взглянуть на ситуацию отстраненно и увидеть свежим взглядом возможные пути выхода из личностного или профессионального кризиса.

Коуч-тренер дает советы, объясняет причины тупиковых ситуаций, возможные последствия дальнейших неправильных действий работников, предлагает новые подходы к выполнению обязанностей, если старые перестали приносить положительные результаты. Кроме этого, в арсенале каждого опытного коуч-тренера имеется масса заданий и упражнений для тренировки и выработки полезных навыков, стимулирующих усвоение новых моделей поведения, мысленных установок, улучшающих самомотивацию.

В любом деле, в том числе и в бизнесе, можно достичь гораздо большего, если задействовать все ресурсы, использовать все имеющиеся возможности, учитывать все сопутствующие факторы. Развить такие способности у вас или вашего персонала поможет квалифицированный бизнес-тренер , психолог и консультант в сфере бизнес-стратегий Игорь Вагин. Бесценный опыт эксперта может стать частью вашего личного опыта, который принесет пользу не только вам, вашей компании, но и всем подчиненным.

В этой статье мы с вами самыми простыми словами разберем — что такое коучинг, чем он отличается от тренинга и менторства. А также посмотрим, как на самом деле работает коучинг, и как этому можно научиться.

И давайте разберемся сначала, что означает это странное слово «коучинг».

Значение слова коучинг

Как это часто бывает, такое красивое иностранное слово как «коучинг» имеет вполне прозаическое значение. Это — производное от слова «коуч» (coach). Это сленговое слово появилось в студенческих кругах Великобритании и означало «частного репетитора». Точнее сказать, слово «coach» существовало и раньше, и обозначало оно, как ни странно, «тележку» или «карету».

Исследователи считают, что «коуч» начал использоваться в переносном значении, потому что частные репетиторы помогали студенту быстро добраться из «точки А» в «точку Б». Совсем как кареты и упряжки в те далекие времена.

С тех пор слово прижилось, и его использовали в основном для обозначения спортивных тренеров и тех, кого мы назвали бы школьными учителями физкультуры. Постепенно коучами стали называть и тех, кто помогает людям достигать успеха не только в спорте, но и в других областях жизни. У нас слова «коуч» и «коучинг» прижились моментально, потому что представляться «коучем успеха» гораздо приятнее, чем просто «репетитором успеха».

Чем отличается коучинг от тренинга

Кстати, если затрагивать терминологию, многие люди не могут понять — чем отличается коучинг от тренинга. Даже сами коучи и тренеры не могут это внятно объяснить простыми словами.

Если вы спросите определение коучинга у самих коучей, то чаще всего вам начнут рассказывать красивые байки про то, что «коуч не учит, а помогает человеку найти свой собственный путь», и про то, что подопечный коуча должен «услышать ответы на все свои вопросы внутри самого себя». Именно это, с их точки зрения, отличает коучинг от тренинга.

Не знаю как вам, но мне такие объяснения никогда не давали понимания, что же такое этот самый коучинг.

А на самом деле, все опять намного проще, чем может показаться. Тренер — это человек, который работает с группой людей, а коуч работает индивидуально. Просто зачастую и тренеры переходят на индивидуальный формат (тут еще «примешиваются» консультанты со своим консалтингом), и коучи соглашаются на групповые занятия, и тем самым путают всех окончательно.

Да, кушать хочется всем, и вся братия коучей/тренеров/консультантов работает в том формате, какой у них в данный момент купили. Запомните главное — если человек работает индивидуально, то скорее всего вы имеете дело именно с коучингом. А если сам он себя называет как-то иначе — то вероятнее всего ему просто не нравится слово «коучинг».

Думаю, с терминологией мы разобрались, и давайте теперь говорить про коучинг и коучей в классическом смысле этих слов. То есть как об индивидуальной помощи человеку в решении тех или иных проблем в его жизни.

Как на самом деле работает коучинг

Если не заморачиваться со сложными психологическими тактиками коучинга, схемами развития отношений с клиентом и прочим, то весь коучинг можно разделить на две большие группы.

Первый вариант — это когда коуч работает «снизу», а второй — это когда коуч работает «сверху». В первом случае, сам коуч может не иметь каких-то значительных результатов в той области, в которой он «тренирует» своего клиента.

И ничего странного и страшного в этом на самом деле нет. Уметь что-то делать и уметь объяснить, как что-то делать — это абсолютные разные виды деятельности, и для этого нужны разные наборы качеств и навыков. Могу вам это доказать прямо сейчас.

Учите тому, чего сами не умеете

Вот скажите мне, вы хорошо говорите по-русски? По меньшей мере — достаточно хорошо, если вы можете осилить текст данной статьи. А теперь попробуйте взять какого-нибудь иностранца и научить его говорить так же хорошо, как вы. А в чем проблема? Вы же сами умеете говорить по-русски. Но вот почему-то обучить языку иностранца гораздо лучше сможет другой такой же иностранец, который, с вашей точки зрения, еле-еле может связать два слова по-русски.

Другой пример — назовите мне хоть одного великого тренера в футболе (хоккее или еще где), который до этого был великим игроком. Таких просто нет. Великие звезды становятся очень средними тренерами, а никому в прошлом неизвестные игроки выводят свои команды в чемпионы.

Ну и последний пример — вы умеете ездить на велосипеде? Предположим, что умеете. А теперь попробуйте объяснить, как именно вы это делаете человеку, который не умеет ездить на велосипеде. Максимум, что вы сможете сказать — это то, что надо держаться за руль, жать на педали и стараться удержать равновесие. Дайте вашему ученику такие инструкции — и он расшибется уже через полметра.

Мало того — если вы попытаетесь понять, что именно и в каком порядке вы делаете в тот момент , когда вы едете на велосипеде — то вы сами расшибетесь (как в том анекдоте про ежика, который забыл, как дышать).

Поэтому известное саркастическое выражение «Кто сам не умеет, тот учит» — во-первых, совершенно правильное. А во-вторых, в нем скрыт очень глубокий смысл. Поэтому «коучинг снизу» вполне имеет право на жизнь.

Как работает коучинг «снизу» и «сверху»

Работает такой коучинг очень просто — вы смотрите на ситуацию человека со стороны и начинаете давать ему советы. В идеале — задавать наводящие вопросы, чтобы он сам понял, в чем у него проблема (потому что люди очень не любят, когда им дают советы). Согласитесь, это несложно? Мы практически всегда можем сказать, в чем проблема у того или иного нашего знакомого. Но при это сами себе мы таких хороших советов дать почему-то не можем.

Второй вариант — это «коучинг сверху», когда мы действительно добились значительных успехов в какой-то области, и теперь помогаем другим достичь того же.

Этот коучинг работает совсем по-другому. Здесь мы даже не пытаемся задавать наводящих вопросов, и упаси боже — давать советы. Вся наша работа сводится к тому, что мы просто делаем то, что мы умеем и живем так, как мы умеем, а человек со стороны за нами наблюдает и пытается нам подражать.

Коучинг и менторство

Такой вид коучинга в основном распространен в бизнес-среде, и называется он уже менторингом или менторством. Ваш ментор — это всегда человек, который многого достиг. Он смотрит на вашу ситуацию сверху, и знает, как выйти на новый уровень развития. Менторство основывается на постулате, что «невозможно решить какую-то проблему на том же уровне, на котором она возникла».

То есть если вы годами ходите по кругу, и всегда получаете одни и те же результаты, и никак не можете «пробить потолок» — значит где-то в вашем алгоритме ошибка, из-за которой вы «вошли в цикл» (программисты меня поймут).

Для «выхода из цикла» вам нужен кто-то со стороны, кто укажет вам на ошибку. Теоретически вы, наверное, и сами её смогли бы найти. Но на практике это удается очень редко. И абсолютно точно самостоятельные поиски займут у вас намного больше времени.

Обычно работа с ментором-коучем происходит следующим образом. Примерно раз в месяц вы встречаетесь с вашим наставником, и начинаете ему рассказывать, что именно и как вы сделали за время, прошедшее с вашей последней встречи.

И тут начнет происходить интересная вещь. Во-первых, чтобы не краснеть за свои «успехи» перед большим человеком, вы будете выкладываться намного сильнее, чем если бы ментора у вас не было. А во-вторых, структурируя свои действия, чтобы описать их словами, вы сами скоро наткнетесь на повторяющуюся ошибку.

Таким образом, ментор, с одной стороны, показывает вам своим примером, как надо делать правильно. А с другой стороны — заставляет вас говорить о том, что вы делаете неправильно. Короче говоря, очень полезными вещами занимаются эти ребята. Может этому можно научиться и зарабатывать на этом?

Как научиться коучингу и заработать

Если вы решите стать коучем, то недостатка в учителях не увидите. По всему миру сейчас работают сотни организаций, которые занимаются обучением коучей. Одни только называния этих организаций говорят о том, насколько там все круто — Международная Федерация Коучинга, Империя Коучей, Американская Академия Профессионального Коучинга, и прочее и прочее.

После прохождения обучения в этих организациях вам дадут красивый именной сертификат «со всеми соответствующими правами». Вот только обучение там стоит очень недешево. И еще оно почему-то занимает очень много времени.

Как правило, вы не сможете просто прийти и пройти какой-нибудь «полный курс коучинга». Занятия там разбиты на несколько ступеней, и вам надо проходить их последовательно, и каждая следующая ступень, естественно, стОит дороже предыдущей. Какой в этом смысл? А смысл очень даже есть.

Коучинг как финансовая пирамида

Как ни печально, но большинство этих организаций — обычные финансовые пирамиды. То есть там готовят коучей, чтобы те, в свою очередь, тоже могли готовить коучей и зарабатывать на этом. А ступени введены для того, чтобы было понятно, кто кого может учить и за какие деньги.

То есть коуч с дипломом «первой ступени» имеет право набирать учеников и обучать их до первой ступени. Часть вырученных денег от этого обучения он отдает вверх по пирамиде, а часть оставляет себе. Если он получает «вторую ступень», то соответственно может обучать уже больше и дороже.

Таким образом, схема работы такой структуры очень простая — во главе стоит «самый главный коуч», которому платят все нижестоящие за право выдавать дипломы от лица данной организации. Собственно за этот диплом новые ученики и платят деньги. Посмотрите, как какой-нибудь коуч пытается продавать свои услуги. Самое почетное место на его сайте всегда уделено перечню дипломов и сертификатов, которые он получил за свою жизнь.

Что общего у коучинга и федераций каратэ

Такая схема работы была придумана даже не самими коучами. Вспомните разнообразные школы каратэ с их цветными поясами. Вы когда-нибудь пытались сдавать на пояса высокого ранга? Знаете, сколько это стоит? И как вы думаете, что вам там дают, кроме самого пояса? Правильно — диплом, который наделяет вас «всеми соответствующими правами» (то есть правом набирать своих учеников, брать с них деньги, и часть этих денег передавать главе Федерации вашего стиля).

Так что, обучение по принципу пирамиды существовало задолго до появления современного коучинга. Ничего особо порочного в такой организации обучения коучингу я лично не вижу. Просто она такая. Неправильно только, если коуч навсегда остается внутри пирамиды, и даже не пытается зарабатывать на применении своих навыков на практике.

Но практикующие коучи тоже, слава богу, есть. И неудивительно, что бОльшая часть самых толковых из них ни в какой федерации коучинга не состоит, и даже коучингу как таковому никогда не обучались. Эта деятельность не попадает ни под какие законы о лицензировании, и вы тоже можете хоть завтра начать предлагать свои услуги коуча и брать за это деньги.

Как правильно их предлагать, и сколько денег за это брать — тема отдельного разговора. А здесь, я надеюсь, мне удалось простыми словами объяснить, что такое коучинг, и чем он отличается от тренинга и менторства. И давайте резюмируем все вышесказанное в виде инфографики.

Что такое коучинг — инфографика

Надеюсь, эта статья была для вас полезна. Не забудьте скачать мою книгу . Там я показываю вам самый быстрый путь с нуля до первого миллиона в интернете (выжимка из личного опыта за 10 лет =)

До скорого!

Ваш Дмитрий Новосёлов

Вас когда-нибудь приглашали на коучинг? Наверняка хотя бы однажды вам на почту приходило письмо с подобным предложением.

В современный русский язык перекочевало множество английских терминов, используемых в деловом общении, и коучинг – одно из таких слов.

Коучинг – английское слово, напрямую заимствованное из этого языка, где «coaching» означает тренировку, обучение. Так сегодня называют методику индивидуальной работы коуча с клиентом, в процессе которой клиент получает новый, более широкий взгляд на свои возможности, освобождается от стереотипов и использует свое новое состояние для профессионального или .

Коучинг появился в конце 80-х годов ХХ века. Его автором считается американец Т.Дж. Леонард, который разработал эту систему во время своей работы финансовым советником. Клиенты постоянно просили у него совета не только в сфере управления финансами, но и в различных жизненных ситуациях.

Обобщив этот опыт, Леонард с 1982 года начал практику коучинга. Это направление приобрело популярность вначале в Соединенных Штатах, а затем распространилось на остальной мир.

Коучинг практикует подход к каждому человеку как к сформировавшейся личности, в которой уже заложены ее цели, стремления и пути их реализации. Поэтому свою главную задачу коуч видит не в формулировании для клиента путей решения его проблемы, а в совместном поиске этих путей, индивидуальных для каждого человека.


Коучинг воспринимается как процесс, ведущий к повышению профессиональной компетентности или росту личностных качеств коучируемого. Но главной целью является не достижение каких-то материальных результатов, а развитие у человека способности видеть пути, принимать решения и нести за них ответственность.

Нельзя воспринимать позицию коуча как эксперта, который одобряет или не одобряет те или иные действия своего клиента. Его задача – укрепить способность коучируемого к самостоятельным решениям, к постановке собственных, а не кем-то навязанных планов, и принятию полной ответственности за результат их реализации.

Методики коучинга находят чрезвычайно успешное применение в образовании. Они помогают обучаемому самому раскрыть свой потенциал и добиться самых высоких результатов без какого-либо принуждения.

Коучинг формирует готовность учащихся к саморазвитию, проектирует и конструирует образовательную среду школы или вуза, помогает строить образовательный процесс с учетом индивидуальных личностных качеств учащегося.

Обучение принципам коучинга несет огромную пользу для преподавателей, так как они могут по-новому выстроить процесс обучения, ориентируясь не на принуждение учащихся к усвоению обязательных способов и систем решения задач, а на свободную реализацию различных подходов, в том числе нестандартных. В результате педагог помогает формированию личности с широким кругозором, ориентированной на саморазвитие, ответственной и самостоятельной.

Собственно говоря, коучинг как практика был сформирован в бизнес-среде и для бизнес-среды. Естественно, для предпринимательской деятельности его технологии адаптированы как нельзя лучше. С помощью коуча бизнесмен получает возможность понимания бизнес-процессов, сформулировать новые цели и наметить пути их достижения.


При этом коуч, как правило, абсолютно далек от специализации коучируемого и только помогает ему научиться решать свои задачи более легкими, простыми и доступными средствами. Курс коучинга, как правило, приносит умение быть настоящим лидером для своей команды, находить остроумные и нестандартные решения самых сложных проблем, быть уверенным в себе и нести полную ответственность за свои действия, не перекладывая ее на других.

Грамотный руководитель обязательно организует коучинг своему персоналу, т.е. наиболее ответственным в своей компании. Чем более компетентными и организованными будут сотрудники, чем выше у них будет мотивация и возможность добиться успеха, тем эффективнее будет их деятельность.

Коучинг приносит успех, если используется для тех сотрудников, которые по роду деятельности и служебных обязанностей должны принимать самостоятельные решения, но в то же время уметь работать в команде. Он дает возможность сотруднику более четко видеть цель и смысл своих действий, соотносить их с общей пользой и в конечном итоге становиться более успешным и эффективным на своем месте.

Коуч может быть как приглашенным со стороны, так и сотрудником компании, в последнем случае он помогает сформировать стиль общения руководителя с подчиненными так, чтобы персонал действовал с максимальной самостоятельностью, но для блага компании.

Понятия коучинга и тренинга близки, но далеко не идентичны. В процессе тренинга человек осваивает новые подходы и новые методики, но тренер преподносит их в готовом виде, фактически навязывает своему клиенту. В то же время обучаемый принимает эти методики на веру, не задаваясь вопросом, насколько они подходят именно для него.


Коуч, напротив, ничего никому не навязывает, а только помогает человеку самостоятельно найти оптимальное для него решение. Коучинг – это раскрепощение, привитие навыка к самостоятельному анализу ситуации, формированию выводов и составлению плана действий.