Школьная реформа 1782 1786 гг. Школьные реформы Екатерины II

Идея воспитания «новой породы людей» и её реализация в закрытых сословных учебных заведениях. Начало женского образования в России.

Периодом высшего развития школьного дела в России в XVIII веке стало время царствования Екатерины II (1762 – 1796). Получив европейское образование, императрица проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. В рамках общеевропейской эпохи Просвещения российские политики, ученые, педагоги приняли активное участие в разработке вопросов просветительского характера: провозглашались идеи развития национальной системы образования, общественного воспитания, целесообразности изучения и использования европейского опыта на основе собственных национальных традиций. В своих произведениях российские просветители: А.А. Прокопович-Антонский, Е.Р. Дашкова, М.М. Снегирев, Х.А. Чеботарев и др. – предлагали идеи свободного развития личности, отвергая тезис о преимущественном «естественном воспитании» и настаивая на приоритете общественного воспитания.

Екатерина II для реализации своих проектов также стремилась использовать достижения педагогической мысли просвещенной Европы. Она внимательно изучала произведения Дж. Локка, педагогические теории М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо и др. За советом по реализации реформы школьной системы в Российской империи она обратилась к знаменитому французскому просветителю Д. Дидро, который по её просьбе составил «План университета для России».

Приоритетом школьной политики второй половины XVIII века являлось удовлетворение культурно-просветительских интересов дворянства. Еще во время царствования Петра I была введена обязательная программа, согласно которой дворяне должны были получать научно-технические знания. С течением времени в соответствующих школах остались учиться лишь дети мелкопоместных дворян. Представители знати предпочитали учиться светским манерам, наслаждаться театром и другими видами искусства. Усиливается стремление к новому образованию западного образца, выбравшему в качестве приоритета греко-латинскую образованность.

Оплотом греко-латинского образования в Российской империи становится Славяно-греко-латинская академия, которая вступает в новый период своего развития. Увеличивается количество часов на преподавание русского и греческого языков; вводятся древнееврейский и новые языки, а также целый ряд образовательных предметов: философия, история, медицина и др. Академия перестает удовлетворять запросам нового времени, так как превращается в исключительно духовно-учебное учреждение. Её функцию в системе образования берут на себя университеты.

Своеобразным манифестом русской педагогики конца XVIII века стал коллективный трактат профессоров московского университета «Способ учения» (1771), в котором провозглашались важные дидактические идеи об активном и сознательном обучении.

Заметных успехов во второй половине XVIII века также добиваются специальные военно-учебные учреждения: Сухопутный и Морской кадетские корпуса. Согласно уставу 1766 года, программа обучения в них делилась на три группы наук: 1) руководствующие к познанию предметов, нужных гражданскому званию (нравоучение, юриспруденция, экономика); 2) полезные или художественные (физика, астрономия, география, навигация, естествознание, военные науки, архитектура, музыка, танцы, фехтование, скульптура); 3) руководствующие к познанию прочих искусств (логика, риторика, хронология, латинский и французский языки, механика).

Также во второй половине XVIII века получили развитие частные учебные заведения, предназначенные для дворян. Обучение в них велось по программе государственных школ. Представители дворянской знати часто давали своим детям домашнее образование, приглашая иностранных гувернеров.

В 1763 году главным советником императрицы по вопросам образования в Российской империи становится Иван Иванович Бецкой (1704 – 1795), получивший прекрасное европейское образование. В этом же году он представил императрице план школьной реформы «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». С целью сглаживания классовых противоречий в обществе он надеялся посредством воспитания создать «новую породу людей» (справедливых дворян, промышленников, купцов, ремесленников). Основным условием формирования первого поколения новых людей и. Бецкой считал строгую изоляцию воспитанников от влияния «безнравственного общества», от предрассудков и пороков старого поколения. Для этого между поколениями необходимо было создать прочную искусственную преграду, роль которой призваны были сыграть закрытые учебные заведения (интернаты) , где, под руководством просвещенных наставников, должны были до 18 – 20 лет воспитываться «новые люди».

И. Бецкой также стремился создать в России образованное третье сословие (купцы, мещане, ремесленники). Для реализации этой цели в 1760 – 70-х годах в Москве и Санкт-Петербурге был открыт целый ряд учебных заведений: воспитательные дома, коммерческое училище, мещанские училища при шляхетском корпусе и при Академии художеств и др.

В 1764 году в Санкт-Петербурге был открыт Смольный институт, положивший начало государственному дворянскому женскому образованию в России. Для составления программы обучения в институте был использован культурно-просветительский опыт французского Просвещения. Кроме общей программы, включавшей русский язык, географию, историю, арифметику, иностранные языки, преподавали хорошие манеры и домоводство.

В 1768 году была создана «Частная комиссия об училищах», которая также подготовила несколько проектов реформы системы образования: 1) о низших деревенских училищах; 2) о низших городских училищах; 3) о средних училищах; 4) об училищах для иноверцев.

В истории реформ системы образования екатерининской эпохи выделяются два этапа: на первом этапе (1760-е годы) заметное влияние оказывается идеями французского просвещения; на втором этапе (с начала 1780-х годов) – влияние немецкого опыта преподавания. К началу 1780-х годов вопрос о школьной реформе снова становится актуальным.

Школьная реформа 1782 – 1786 гг. Деятельность Ф.И. Янковича по разработке основных документов реформы.

В 1782 году по указу Екатерины II создается «Комиссия по учреждению народных училищ», которой был разработан план по открытию начальных, средних и высших учебных заведений, изложенный в «Уставе народным училищам Российской империи» (1786). В проведении данной реформы активное участие принимал педагог Федор Иванович Янкович де Мариево (1741 – 1814). Вместе с ним над проектом реформы работали М.Е. Головин, Ф.В. Зуев, Е.Б. Сырейщиков и др. Главными пунктами реформирования назывались устройство системы народных училищ, подготовка учителей и издание хороших учебников. По инициативе Ф.И. Янковича, в Петербургском главном народном училище, директором которого он являлся в 1783 – 85 гг., была организована подготовка кадров преподавателей. При его непосредственном участии был издан комплект учебников: «Букварь», «Правила для учащихся». «Всемирная история» и др. При учреждении в России Министерства народного просвещения (1802) Ф.И. Янкович вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах.

Согласно «Уставу…» 1786 года в городах открывались малые и главные народные училища . Это были бесплатные смешанные школы для обучения мальчиков и девочек. В них могли учиться средние слои городского населения. Училища выводились из-под контроля церкви. Малые училища в течение двух лет должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать выпускников, знающих основы православия и правила поведения. В них обучали чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, граждановедению, чистописанию, рисованию и др. Открывались и содержались малые училища на средства горожан.

Главные училища, срок обучения в которых составлял пять лет, должны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Помимо программы малых училищ, в курс обучения входили: евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура и др. В главных училищах можно было получить и педагогическое образование. Преподавание осуществлялось светскими учителями. Также в училищах была введена классно-урочная система.

Реформа 80-х годов XVIII века сыграла важную роль в развитии школьного дела в Российской империи. К концу XVIII века в городах были открыты 254 училища, которые посещали 22 тысячи учащихся, из них 1800 девочек. Это составляло третью часть от всех обучающихся в учебных заведениях России. К сожалению, в этих школах не могли получать образование крестьянские дети.

Пропаганда прогрессивных педагогических идей в журналах Н.И. Новикова. Революционно-просветительские идеи А.Н. Радищева.

Если в начале своего царствования Екатерина II придерживалась идей французского Просвещения, то в конце жизни она изменила своим либеральным пристрастиям. Свидетельством тому являются судьбы выдающихся русских просветителей Н.И. Новикова (по обвинению в заговоре против самодержавия заключен в Петропавловскую крепость) и А.Н. Радищева (за осуждение пороков крепостнического строя отправлен в ссылку в Сибирь).

Николай Иванович Новиков (1744 – 1818) известен в истории России как издатель сатирических журналов «Трутень», «Пустомеля», «Живописец» и др., в которых поднимал вопросы о крепостном праве, произволе и злоупотреблениях властей, бичевал несправедливость и пороки современного ему общества, вел полемику с Екатериной II. Н. Новиков мечтал о воспитании нового поколения в духе гражданских добродетелей.

С 1777 года н. И. Новиков начинает издавать журнал «Утренний свет», считавшийся первым в России философским журналом, весь доход от которого шел на устройство и содержание в Петербурге начальных народных училищ. Через журнал издатель обратился к гражданам с призывом жертвовать на развитие образования в государстве. И на средства, полученные от пожертвований, уже в ноябре 1777 года при церкви Владимирской Божией Матери открывается училище на 30 – 40 человек, впоследствии оно получило название Екатерининского. В следующем году открывается второе - Александровское училище. Н.И. Новиков также издавал первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1785 – 1789). Им была учреждена первая библиотека для чтения в Москве.

Русский просветитель, философ, писатель, автор известного произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802) вопросы педагогики рассматривал с позиций естественнонаучного материализма XVIII века, утверждая, что природные способности людей различны и во многом зависят от воздействия внешней среды. В развитии способностей, в первую очередь активного мышления, решающую роль отводил воспитанию. Целью воспитания А.Н. Радищев считал формирование человека-гражданина, «способного бороться за счастье своего народа и с ненавистью относящегося к притеснителям». В своем произведении «Беседа о том, что есть сын Отечества» в качестве основной задачи воспитания он называет формирование человека высокой нравственности, отдающего всего себя для блага народа, что в корне расходилось с общепринятым в то время пониманием патриотизма. А.Н. Радищев ставил вопрос о воспитании истинного патриота, борющегося с самодержавием.

Настаивая на необходимости прививать детям истинную любовь к родине, народу, писатель решительно выступал против свойственного дворянам пренебрежительного отношения к отечественной культуре, против чрезмерного увлечения французским языком; выдвигал обширную программу образования, в которую должны были входить знания об обществе, природе.

А.Н. Радищев подверг критике закрытые, изолированные от окружающей жизни воспитательно-образовательные учреждения, указывая на необходимость такой организации воспитания, которая бы содействовала взаимодействию с обществом. В условиях изолированного от общества воспитательного процесса, подчеркивал просветитель, невозможно вырастить человека с общественными стремлениями и интересами.

Особенно велико было влияние творчества А.Н. Радищева на развитие революционно-демократической мысли в России XIX века.


ЛЕКЦИЯ 7. КЛАССИКИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ПЕДАГОГИКИ XIX ВЕКА
Становление педагогической науки в XIX веке. Теоретическое обоснование и реализация идей реального образования И. Г. Песталоцци.

На развитие в Европе в XIX веке демократических педагогических преобразований, на реализацию их в практике школьного дела сильнейшее воздействие оказали идеи Французской революции (1789), открывшие доступ представителям «третьего сословия» в средние и высшие учебные заведения, положившие начало созданию светской народной школы и высшего специального образования.

Наиболее значимые изменения произошли в начале XIX века в начальной школе. Нона становится государственной, массовой, доступной для девочек. В ряде стран Западной Европы (Австрия, Пруссия, позднее Англия, Италия, Франция и др.) было введено обязательное начальное обучение. Одновременно увеличились уровень и объём элементарного образования за счет предметов гуманитарного и естественнонаучного цикла, возросла воспитательная функция начальной школы.

Средняя школа в Европе, наоборот, почти не изменялась до 70-х годов XIX века. Наиболее распространенным и полноправным типом средней европейской школы являлась классическая латинская школа, готовившая чиновников для государственной службы. Постепенно латинские школы были преобразованы в гимназии, лицеи, коллежи, грамматические школы и др.

Серьезным изменениям в первой половине XIX века подверглась теория образования и воспитания. Наиболее значительный вклад в её разработку, после Я.А. Коменского, внесли швейцарский педагог И.Г. Песталоцци, немецкие педагоги-методисты Ф.А. Дистервег и И.Ф. Гербарт. Разрабатываемые ими педагогические теории находились на демократических позициях, идеи были направлены на улучшение просвещения, главным образом, в народной школе.


Школьная реформа Екатерины II (1782-1786)

Назначенная Екатериной "Комиссия по учреждению народных училищ" предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в "Уставе народным училищам Российской империи" (1786). В городах открывались бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек (малые и главные народные училища). Преподавание в них вели гражданские учителя. Утверждена классно-урочная система. Малые училища были рассчитаны на два года. В них обучали грамоте, счету, основам православия правилам поведения. В главных училищах обучение длилось пять лет, в курс входила история география, физика, архитектура, для желающих - иностранные языки. В них можно было получить педагогическое образование.

Основные события и факты

1689-1725 - царствование Петра I. Радикальные экономические и политические преобразования в России, потребовавшие проведения реформы просвещения. Контроль над образованием переходит от церкви к государству.


1698 - открытие первой гарнизонной школы (артиллерийская школа Преображенского полка) для обучения детей солдат и матросов. В ней обучались грамоте, счету, бомбардирскому (артиллерийскому) делу. С 1721 г. вышел указ о создании подобного рода школ в каждом полку. Все школы назывались русскими, т. к. преподавание велось на русском языке.
1701 - открытие государственной артиллерийско-инженерной школы в Москве для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей». Руководил школой ученый математик, астроном Яков Вилимович Брюс (1670-1735). Школа делилась на две ступени: нижняя учила письму, чтению, счету; верхняя - арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и артиллерии. Учителей для школы готовили на месте из наиболее способных учеников.
1701 - открытие школы математических и навигационных наук в Сухаревой башне в Москве. Директором школы стал приглашенный из Англии профессор А. Д. Фарварсон. Возраст учащихся от 12 до 20 лет. Школа готовила моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. Ученики получали «кормовые» деньги. За прогулы учащимся грозил немалый штраф, а за побег из школы - смертная казнь. В школе долгое время преподавал Л. Ф. Магницкий.
1703 - открытие Московской инженерной школы по образцу навигационной русской адмиралтейской школы в Воронеже.
1706 - открытие Новгородской архиерейской школы. Создана
братьями Лихудами, которые работали затем в ней учителями.
Школа давала ученикам широкий курс образования. В 20-е годы
под началом этой школы было открыто 15 «меньших школ», в ко
торых работали выпускники Новгородской архиерейской школы.
1707 - открытие в Москве хирургической школы при военном
госпитале для подготовки врачей. В содержание обучения входили
анатомия, хирургия, фармакология, латынь, рисование. Обучение

велось преимущественно на латыни. Теоретическая подготовка сочеталась с практической работой в госпитале.


1714 -указ Петра I об открытии цифирных школ. Создание сети государственных начальных школ, доступных достаточно широким слоям населения. Обучались дети с 10 до 15 лет с целью подготовки к государственной светской и военной службе в качестве низшего обслуживающего персонала, для работы на заводах и верфях.
1716 - открытие первой горнозаводской школы в Карелии для подготовки квалифицированных рабочих и мастеров. В школе первоначально обучались 20 детей из бедных дворянских семей. Здесь же обучались горному делу юноши, уже работающие на заводе, а воспитанники Московской школы навигационных и математических наук - доменному, кузнечному, якорному делу.
1721 - открытие школы для подготовки канцелярских служащих.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

М. В. Ломоносов - великий русский ученый-энциклопедист, естествоиспытатель, поэт, историк, художник, просветитель. Сын помора, пришедший пешком в Москву. Скрыв крестьянское происхождение, поступает в 1731 г. в Славяно-греко-латинскую академию , откуда переведен в академическую гимназию Петербурга, а затем направлен за границу. С 1745 г. академик Петербургской академии наук. Вместе с И. Шуваловым был инициатором открытия Московского университета, который носит его имя. В составе университета было три факультета: юридический, философский и медицинский. При университете открылось две гимназии (для дворян и разночинцев). Обучение велось в основном на русском языке.


Ломоносов разработал «Регламенты» для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознательное, последовательное, наглядное обучение. Ведущими дидактическими принципами считал принципы посильности и развивающего обучения. Одним из первых в России стал разрабатывать вопросы содержания и методов обучения. Считал, что способы обучения должны соответствовать возрасту ребенка, а учебный материал соразмерен с его силами. Широко применял в педагогической практике конкретный фактический материал.
Сделал ряд научных открытий: сформулировал закон сохранения материи, заложил основы физической химии. Создал ряд оптических приборов, описал строение Земли. Автор трудов по русской истории.
Автор ряда учебников. Его «Российская грамматика» в течение 50 лет считалась лучшим руководством для общеобразовательной школы.
Главную роль в осуществлении просветительских замыслов отводил Академии наук, важнейшим направлением деятельности которой считал создание условий для воспитания отечественных ученых.

Николай Никитич Поповский (1730-1760)

Н. Н. Поповский - ученик и последователь М. В. Ломоносова, ректор университетской гимназии. Осуществил перевод книги Д. Локка «Мысли о воспитании», сопроводив его вступительной статьей, где доказывал, что это педагогическое сочинение имеет общечеловеческую, истинно научную ценность и послужит на пользу воспитанию детей в России. Утверждал, что перенос на российскую почву западноевропейских педагогических идей требует вдумчивого и творческого подхода, который необходим для создания отечественной науки о воспитании и обучении детей и юношества.

Антон Алексеевич Барсов (1730-1791)

А. А. Барсов - ученый, лингвист, профессор Московского университета, последователь М. В. Ломоносова, академик. Главный труд - «Краткие правила российской грамматики» (1773) в течение нескольких десятилетий служил основным учебником русского языка. Доказывал, что при безусловной необходимости изучения иностранных языков усвоение родного языка является первоочередным, т. к. это язык отечественной культуры и науки.


Впервые ввел в содержание синтаксиса учение о предложении. Большое внимание уделял разработке проблем воспитания и школьного обучения.

Дмитрий Сергеевич Аничков (1733-1788)

Д. С. Аничков - русский философ, просветитель, педагог. Окончил Московский университет, в котором впоследствии служил профессором. Объяснял происхождение религии страхом человека перед силами природы. В работе «Слово о. . . понятиях человеческих» ставит вопросы нравственного, умственного и физического воспитания.

Ипполит Федорович Богданович (1743-1803)

И. Ф. Богданович - просветитель, поэт, переводчик. Окончил Московский университет (1761). Переводил сочинения Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро и др. Издатель журнала «Невинное упражнение», газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Автор сборников стихов, лирических комедий, драматических сочинений, стилизованных под русские народные сказки.

Иван Иванович Бецкой (1704-1795)

И. И. Бецкой - профессиональный педагог, главный советник Екатерины II по вопросам образования (с 1763 г.). Педагогические взгляды сформировались под влиянием Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро. Составил проекты воспитания «идеальных дворян» в закрытых учебных заведениях сословного характера. Основатель таких учебных заведений, как воспитательное училище для мальчиков при Академии художеств (1764) и Академии наук (1765), институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (Смольный институт) (1764), коммерческое училище в Москве (1772), каждое из которых имело собственный устав и должно было ориентироваться на развитие неповторимой личности учащегося.


Свои педагогические взгляды изложил в работах «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764), «Краткое наставление, выбранное у лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества» (1766). Считал, что воспитание должно быть сообразным природе детей, развивать в них такие качества , как учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой и др. Образование без воспитания, по его убеждению, лишь вредит натуре ребенка, портит его, отвращает от добродетелей.

Николай Гаврилович Курганов (1726-1796)

Н. Г. Курганов - педагог, писатель, переводчик, преподаватель математики, астрономии и навигации в Морском кадетском корпусе. Автор учебников «Генеральная геометрия» (1765), «Универсальная арифметика» (1757) и др. В «Российской универсальной грамматике» (1769, впоследствии называлась «Письмовник») собраны исторические, естественнонаучные, филологические знания -одна из самых известных книг конца XVIII - первой половины XIX веков.

Федор Васильевич Кречетов (ок. 1740 - после 1801)

Ф. В. Кречетов - общественный деятель, просветитель. Выступал за ограничение самодержавия, равноправие граждан, свободу слова, всемерное распространение знаний в народе. В 1786 г. начал издавать журнал «Не все и не ничего», запрещенный цензурой. В 1793 г. арестован и приговорен к бессрочному одиночному заключению в Петропавловской, а затем Шлиссельбургской крепости. Освобожден по амнистии в 1801 г. , дальнейшая судьба неизвестна.

Федор Иванович Янкович де Мириево (1741-1814)

Ф. И. Янкович де Мириево - педагог, член Российской академии наук, переводчик западноевропейских учебников и уставов школ, один из авторов «Устава народным училищам в Российской империи» (1786), реформирующего школьное образование. Предложил создание малых народных училищ в уездных городах и селах (срок обучения - 2 года) и главных народных училищ в губернских городах (срок обучения - 5 лет).


По «Уставу» вводилась классно-урочная система, давался четкий перечень обязанностей школьников, запрещались телесные наказания.
Янкович де Мириево руководил разработкой учебных планов сухопутного, морского и артиллерийского корпусов. Воспитание провозглашал «единым средством» общественного блага.

Екатерина Романовна Дашкова (1743-1810)

Е. Р. Дашкова - княгиня, писательница, общественный деятель, директор Петербургской академии наук и президент Российской академии наук (1783-1806).


Содействовала развитию научно-просветительской и издательской деятельности в России. Была сторонницей идей свободного воспитания. По ее инициативе издан «Словарь Академии Российской» (в 6-ти томах, 1789-1794 гг.).

Александр Федорович Бестужев (1761-1810)

А. Ф. Бестужев - просветитель, педагог. Свои педагогические взгляды изложил в трактате «О воспитании военном относительно благородного юношества», который опубликовал в «Санкт-Петербургском журнале».


Разработал основы двухгодичного курса морали, предполагавшего формирование представлений о гражданских и семейных обязанностях, нравственном воспитании. Целью образования и воспитания считал подготовку трудолюбивых и полезных обществу граждан, умеющих подчинить личные интересы государственным. Был противником телесных наказаний в обучении, поощрял женское образование, ориентированное на «внутреннее украшение разума», а не на внешний блеск.

Николай Иванович Новиков (1744-1818)

Н. И. Новиков - просветитель, писатель, книгоиздатель. Финансировал две частные школы, издавал детский журнал «Детское чтение для ума и сердца», создал педагогическую и переводческую семинарии при Московском университете.


Педагогические воззрения изложил в статьях «О воспитании и наставлении детей» (1783), «О раннем начале учения детей» (1784) и др. Его программа предусматривала гармоничное развитие физических, нравственных и умственных способностей личности. Центральная идея - воспитание добрых граждан, счастливых и полезных обществу, патриотов. Считал, что путь к высшей человеческой нравственности пролегает главным образом через преодоление невежества и полноценное образование и воспитание. Большую роль в нравственном воспитании отводил семье, но отдавал предпочтение школьному воспитанию, которое открывает возможности для общения и соревнования детей, учит поведению в обществе . Основным средством умственного воспитания считал систематическое образование. Полагал, что воспитание юношества всех сословий - первейшая обязанность и каждого родителя, и правителя страны. Воспитание, по мнению Н. И. Новикова, включает три основные части: физическое, нравственное и «образование разума».
После подавления Пугачевского восстания (1775) деятельность Новикова вошла в конфликт с официальной политикой. В 1792 г. арестован и без суда заключен в Шлиссельбургскую крепость. В 1796 г. был освобожден, но без разрешения продолжать свою деятельность.

Литература

Антология педагогической мысли России XVIII в. - М. , 1985.


Бобровникова В. К. Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова / Под ред. М. К. Гончарова. - М. , 1961.
Денисов А. П. Леонтий Филиппович Магницкий. - М, 1967.
Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособ. - М., 2000.
Жураковский Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. -М. , 1978.
Заварзина Л. Э. Исторические очерки русской педагогики: философско-образовательный аспект. - Воронеж, 1998.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : Учеб. пособ. / Под ред. А. И. Пискунова. -М. , 2001.
Каптерев П. Ф. История русской педагогии. 2-е изд. - Пг., 1915.
Кошелева О. Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVT-XVIII вв.). - М. , 2000.
Ю. Курочкина И. Н. Русская педагогика: Страницы становления (VIII-XVIII вв.). - М. -2002.
Ломоносов М. В. О воспитании и образовании. - М. , 1991.
Новиков Н. И. Избранные педагогические сочинения / Сост. Н. А. Грушин. -М. , 1959.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII-первая половинаXIX в. / Под ред. М. Ф. Шабаевой. - М. , 1973.
Смирнов С. История Славяно-греко-латинской академии -М. , 1985.
Сычев-Михайлов В. К. Из истории русской школы и педагогики XVIII в. - М. , 1960.

ПЕДАГОГИКА И ШКОЛА В РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Основные идеи

Реформирование всех ступеней образования: начальной, высшей и средней школы; дискуссии о путях развития русской культуры и образования между западниками и славянофилами; поиск национального идеала образования и модели русской национальной школы; демократизация образования; становление системы педагогического образования; активное обновление педагогики на рубеже XIX-XX веков.

Основные события и факты

1802 - образование министерства народного просвещения, созданного с целью «воспитания юношества и распространения наук». Ведало (до 1917 г.) учебными заведениями, Академией наук, учеными обществами. Одной из важнейших задач считало учреждение университетов.


1803-1804 - опубликование «Предварительных правил народного просвещения» и «Устава учебных заведений, подведомственных университетам», определивших структуру системы образования в I четверти XIX в. , четыре основные преемственные системы образования: приходские школы с одногодичным курсом обучения , двухгодичные уездные училища, готовящие к гимназии и дающие «необходимые познания, сообразные состоянию их в промышленности»; гимназии, готовящие к университету и «дающие сведения, необходимые для благовоспитанного человека», университеты, главной задачей которых должна была стать подготовка государственных чиновников.
1811 - открытие Царскосельского лицея (в 1843 г. переименован в Александровский). Закрытое учебное заведение для детей потомственных дворян. Срок обучения шесть (затем восемь) лет. Образование приравнивалось к университетскому. Директором был известный просветитель В. Ф. Малиновский. Лицей воспитывал в духе патриотизма, веры в свое призвание, радости от сознания долга перед Отечеством. Среди первых выпускников А. С. Пушкин, декабристы И. Пущин, В. Кюхельбекер, дипломат A. M. Горчаков.
1828 - опубликован «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов». При сохранении четырех уровней образования выдвигался принцип: «каждому сословию - свой уровень образования». Приходские училища - низшему, уездные - детям купцов и ремесленников, гимназии - для детей дворян и чиновников. После дискуссий принят компромиссный вариант, при котором «возбранялось чинить препятствия» тем, кто хочет повысить свой общественный статус.
1860 - подготовка новой школьной реформы. Издано «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения», устанавливающего два типа женских училищ (срок обучения шесть лет и три года). Женские училища были несословными учебными заведениями, дававшими среднее образование, но не ставившими задачу подготовки девушек к продолжению образования.
1864 - реформа системы начального образования. Вышло «Положение о начальных народных училищах», цель которых усматривалась в утверждении в народе религиозных и нравственных понятий и распространении первоначальных полезных сведений. Срок обучения и возраст обучающихся не ограничен. Утвержден новый «Устав гимназий и прогимназий», различающий классические гимназии (40% времени уделялось изучению древних языков, готовили к поступлению в университет) и реальные гимназии (преобладали предметы естественного цикла; готовили к поступлению в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения).
1868 - опубликован новый университетский устав, согласно которому университеты получили большую самостоятельность (выборы ректора, профессоров, деканов и др.).
1871 - новый «Устав гимназий и прогимназий», реорганизующий реальные гимназии в реальные училища, дающие возможность приступать к практической деятельности сразу после их окончания.

Министры народного просвещения, внесшие наибольший вклад в развитие образования и просвещения России XIX - начала XX вв.

Петр Васильевич Завадовский - первый министр народного просвещения (1802-1810). Учредил учебные округа, открыл приходские (сельские) училища. Открыл первый педагогический институт. Предоставил университетам автономию.


Ачександр Николаевич Голицын - министр с 1816 по 1824 г. Усилил клерикальный характер народного образования. В обязанности университетов стала входить подготовка преподавателей богословия для средних школ.
Александр Семенович Шишков - министр с 1824 по 1828 г. Готовил коренную реформу народного образования. Утверждал приоритет воспитания над обучением, которое должно сообразовываться с потребностью в «науках» каждого сословия. Выдвинул идею «русского воспитания», которое понимал как формирование религиозного чувства любви к Отечеству и православию, приверженности таким «русским» ценностям, как кротость, послушание, милосердие, гостеприимство.
Сергей Семенович Уваров - министр с 1834 по 1849 г. Основатель системы классического образования. Поставил задачу сформировать систему всестороннего контроля государства над воспитанием и образованием. Унифицировал учебные планы и программы учебных заведений. Значительно расширил сеть средних учебных заведений, качественно улучшил систему подготовки педагогических кадров. Выдвинул в качестве педагогической платформы воспитания и образования три принципа: православие, самодержавие, народность.
Евграф Петрович Ковалевский - министр с 1858 по 1861 г. Поставил вопрос о всеобщем начальном образовании, открыл первые воскресные школы. Отказался от поста министра в знак протеста против применения репрессий к участникам студенческих волнений.
Александр Васильевич Головнин - министр с 1862 по 1866 г. Руководил реформой высшего и среднего образования. Выступал за широкое обсуждение деятельности министерства народного просвещения.
Дмитрий Андреевич Толстой- министр с 1866 по 1880 г. Провел новые образовательные реформы. Выступал последовательным защитником дворянских интересов, считая, что благородное сословие должно сохранить в обществе свои политические позиции и культурно-нравственное влияние. Стремился сохранить государственный контроль за образовательными учреждениями.
Павел Николаевич Игнатьев - министр 1915-1916 гг. Под его руководством был разработан проект реформы образования, предусматривавший введение всеобщего начального образования, формирование у учащихся национального самосознания, расширение профессионального и специального образования, сокращение преподавания «мертвых языков» в гимназиях. Школе придавалось приоритетное значение. Намечалась трансформация системы управления образованием и его демократизация. Реформа не была реализована, но многие ее идеи и материалы учебных программ использованы при создании советской школы, а также послужили руководством для русских школ за рубежом.

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)

Н. М. Карамзин - русский писатель, публицист, выдающийся историк, труды которого сыграли огромную воспитательную роль в подъеме национального самосознания России. Литературная деятельность Карамзина оказала значительное влияние на разработку в русской литературе проблем личности, изображение внутреннего мира человека. В работах «История государства Российского», «Записки о древней и новой России» Карамзин не только осветил множество малоизвестных страниц русской истории, но и последовательно проводил мысль о преемственности в культуре и образовании, о необходимости либеральных реформ.

Иван Петрович Пнин (1773-1805)

И. П. Пнин - просветитель, поэт, публицист. Совместно с А. Ф. Бестужевым издавал «Санкт-Петербургский журнал» (1798), уделяя в нем значительное внимание педагогической проблематике. В своем основном сочинении «Опыт о просвещении относительно к России» (1804) рассмотрел проблемы воспитания и образования с социально-политической точки зрения. Считал необходимым условием существования просвещенного общества свободу граждан. Задачи воспитания и образования определил отдельно для школ каждого сословия; в соответствии с требованиями предполагаемой профессии учеников наметил объем и содержание общеобразовательных курсов, предусмотрел изучение некоторых специальных дисциплин.

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

В. А. Жуковский - поэт, переводчик, академик Российской академии наук, с 1815 г. постоянный секретарь литературного общества «Арзамас», носившего просветительский характер. В просвещении видел основное средство достижения человеческим обществом прогресса. С 1817 г. учитель русского языка великой княгини Александры Федоровны (будущей императрицы). В 1826-41 гг. - наставник будущего императора Александра II, которого Жуковский стремился воспитать как просвещенного и справедливого монарха, уделяя большое внимание религиозно-нравственным проблемам.

Николай Иванович Лобачевский (1792-1856)

Н. И. Лобачевский - выдающийся математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения. Основа методико-педагогической теории Лобачевского - постоянное внимание к воспитательным аспектам науки, поиски философских основ научного знания, оптимальных педагогических средств и путей передачи знаний. Вопросы, связанные с обучением в школе, систематизированы в работе «Наставления учителям математики в гимназиях» (1828).

Иван Васильевич Киреевский (1806-1856)

И. В. Киреевский - философ, публицист, один из первых представителей славянофильства в русской культуре. Видел источник кризиса европейского просвещения в отходе от религиозных начал и утрате духовной целостности. Считал, что западному рационализму должно быть противопоставлено русское мировоззрение, основанное на чувстве и вере.

Николай Иванович Пирогов (1810-1881)

Н. И. Пирогов - общественный деятель, хирург, педагог. Свое педагогическое кредо выразил в статье «Вопросы лсизни» (1856). Взяв за основу идеи Ж. -Ж. Руссо, выдвинул в качестве главной цели воспитания формирование высоконравственной личности с широким интеллектуальный кругозором. Считал необходимым перестройку всей системы образования на основе принципов гуманизма и демократизма, на основе научного подхода и учитывая преемственность всех ступеней образования. Задачи обучения считал подчиненными воспитанию и нравственному развитию личности. Рассматривал телесные наказания как средства, унижающие детей. Главным действующим лицом в реформированной образовательной системе, по мнению Н. И. Пирогова, должен был стать новый учитель, стремящийся осмыслить мир ребенка. Н. И. Пирогов разработал проект школьной системы, выступал за расширение женского образования, так как именно женщина является первой воспитательницей юного поколения. Основное место в педагогическом наследии занимают вопросы самопознания личности посредством воспитания. Считал, что каждой личности свойственна постоянная борьба внутренней (биологической) и внешней (общечеловеческой) природы, и единственный способ привести к гармонии природное и общественное в человеке - это воспитание.

Период правления Екатерины Великой историки, несмотря на все споры и противоречия, единогласно называют эпохой просвещенного абсолютизма. При ней появилось первое в России женское учебное заведение, ей принадлежат многие новаторские решения в сфере образования.

Первые серьезные шаги к созданию школьной системы императрица сделала еще в 1760-х годах: в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц и Воспитательное общество благородных девиц. В 1766 году ею был принят новый устав Сухопутного шляхетского корпуса. Разрабатывая в 1775 году указ «Учреждений для управления губерний Всероссийской империи», она возложила на приказы общественного призрения обязанность открывать на местах училища губернского и уездного уровня.

В 1781 году императрица основала учебное заведение при Исаакиевском соборе, положившее начало целой сети школ, развитие которых было законодательно закреплено в указе от 27 февраля того же года. Год спустя 8 апреля система получила развитие по всей России.

Австрийский опыт

Весь начальный период школьного образования в России связан с одним (как и во многих подобных историях, иностранным) именем - Федор Иванович Янкович де Мириево.

Об этом сербе, живущем в Австрии и владеющем русским языком, императрица Екатерина II узнала в 1780 году в Могилеве от австрийского императора Иосифа II, который хвалился перед ней австрийской образовательной реформой. Де Мириево несколькими годами ранее в должности директора провинциальных училищ принимал живейшее участие в выстраивании стройной системы начальных и высших народных школ, тщательной подготовке учителей и установлении специальной учебной администрации.

Янкович де Мириево стал настоящей находкой для Екатерины. Фото: Commons.wikimedia.org Екатерине рассказы понравились, и она решила позаимствовать австрийский опыт и привить его на российской земле. Лучшего руководителя для такого проекта, чем русскоязычный и православный де Мириево, сложно было представить. По приглашению императрицы он переехал в Россию в 1782 году - к тому времени в Петербурге уже действовали несколько городских школ, но настоящей системы в их работе не было.

Сразу по его приезду Екатерина издала указ об учреждении Комиссии народных училищ. Возглавлял ее будущий министр народного просвещения, фаворит царицы Петр Завадовский, Янкович же состоял сотрудником-экспертом. Однако основную работу проделал именно он: составлял планы, создавал учительскую семинарию (будущий педагогический институт), переводил на русский язык учебные пособия. Комиссия ему в этом любезно «не мешала».

В течение трех лет Янкович оставался директором народных училищ Санкт-Петербургской губернии и в этой должности успел создать систему подготовки педагогов и запретить в главном народном училище телесные наказания.

Позже Янкович вошел в состав комиссии об училищах при образованном в 1802 году министерстве народного просвещения, однако уже через два года навсегда оставил службу из-за чрезмерного утомления.

Школьная реформа

Внедряя в России австрийскую систему, Янкович де Мириево предложил разделить народные школы на три вида: малые (два класса), средние (три класса) и главные (четыре класса).

В малой школе детей учили чтению, письму, основам грамматики и арифметики, священной истории и катехизису. В средней школе дополнительно изучали Евангелие, пространный катехизис, правописание, всеобщую историю и русскую географию. В главной школе к этому прибавлялся четвертый, в котором преподавали всеобщую и русскую географию, подробную всеобщую и русскую историю, математическую географию, русскую грамматику с упражнениями, основы геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры и рисование.

Благодаря Екатерине образование стало доступно даже низшим слоям общества. Фото: Commons.wikimedia.org

Также в 1785 году Федор Янкович де Мириево разработал положение для частных пансионов и школ, уравненных с народными. Оно гласило, что обстановка в учебных заведениях должна быть спокойной и дружелюбной: «Паче всего препоручается содержателям и учителям, дабы они в питомцах и учениках своих старались поселить правила честности и добродетели, предшествуя им в том и делом, и словами: чего ради быть им при них неотлучно и удалять от глаз их все то, что может быть поводом к соблазну... содержать, однако же, в страхе Божием, заставляя их ходить в церковь и молиться, вставая и ложась спать, пред начатием и окончанием учения, пред столом и после стола».

Помимо этого, Янкович предложил воспитывать вместе мальчиков и девочек, для которых в пансионах предусматривались бы разные комнаты. Это положение было отменено в 1804 году. Стоит отметить, что нравственные и педагогические наставления Янковича в российской образовательной среде большой популярностью не пользовались, так как сильно завышали планку и не соответствовали тому уровню, с которого реформа начиналась.

Согласно «Уставу народным училищам в Российской империи», изданному в 1786 году, предписывалось «в каждом губернском городе быть по одному главному народному училищу». В эти заведения принимали детей всех сословий, за исключением крепостных. Во главе училища стоял директор или смотритель, подчинявшийся губернскому приказу общественного призрения. В уездных городах создавались малые училища с двухгодичным сроком обучения, в губернских городах наряду с ними открывались «главные школы».

После школьной реформы 1804 года (которая совпала с отходом Янковича де Мириево от дел) главные народные училища были преобразованы в гимназии.

18 век занимает особое место в истории образования и воспитания в России. Именно в этом веке была создана светская школа; сделана попытка организовать государственную систему народного образования; впервые были разработаны в тории и применены на практике основы светского обучения и воспитания детей.

В развитии школы и просвещения 18 века выделяют 4 периода:

I период – 1 четверть 18 века. Это время создания первых светских школ, дававших начальные практические знания, необходимые в обстановке реформ разных сторон жизни общества.

II период – 1730 – 1765 гг . – возникновение закрытых сословных дворянских учебных заведений, формирование системы дворянского образования и одновременно борьбы М. Ломоносова за общенародное образование и создание Московского университета.

III период – 1766–1782 гг . – развитие просветительских педагогических идей, возрастающая роль Московского университета, осознание необходимости государственной системы народного образования, реформы учебных заведений.

IV период школьная реформа 1782–1786 гг . – первая попытка создания государственной системы народного образования.

Итак, в начале 18 в. были открыты: Навигацкая школа, Артиллерийская (пушкарская) школа, Медицинская школа, Инженерная школа, две Горные школы (одна – при Оленецких, другая – при Уральских заводах). Школы ставили своей задачей подготовку специалистов в определенных отраслях хозяйства и офицерского состава для армии и флота. Инженерная школа, высшие классы Артиллерийской школы, Морская академия готовили офицерские кадры из числа дворянских детей.

Навигацкая школа готовила моряков, инженеров, артиллеристов, учителей в другие школы, геодезистов, архитекторов, гражданских чиновников. Не знающие грамоты поступали в 1 класс, называвшийся русской школой, затем переходили в арифметический класс. Дети разночинцев обычно на этом оканчивали учение и становились писарями, помощниками архитекторов и т.д.

Дети дворян обязаны были учиться дальше и осваивали геометрию, тригонометрию, геодезию, мореплавание, архитектуру, навигацию, астрономию, фехтование. Часть из тех, кто заканчивал школы, посылались за границу для совершенствования знаний и службы на военных кораблях. Всего в Москве и Санкт–Петербурге в этих школах обучалось 800 человек. Это были первые светские школы. Несмотря на строгие указы, многие недоросли не являлись в Школу. За неявку в школу могли сослать на галерные работы, били батогами, наказывали денежным штрафом. Бежавших из школы, ловили, брали под караул, порой даже отбирали имение в казну. Кроме того, в каждом классе находился дядька, который при малейшем беспорядке бил учеников хлыстом, несмотря ни на какие звания, а среди питомцев были дети даже самых знатных семей. Обучение шло на русском языке и по русским учебникам. При обучении грамоте следовали старым порядкам: сначала учили азбуку, потом часослов, псалтырь – на церковнославянском, затем шло чтение гражданской печати. Остальные науки преподавались каждая отдельно.


Главный метод обучения – заучивание наизусть учебников. Тем не менее, эти школы имели свои результаты. Из навигаторов выросли адмиралы: Головин, князь Голицын, Калмыков, Лопухин, Шереметьев и др. Из этой же школы вышли первые отечественные инженеры, артиллеристы, топографы, землемеры.

В 1701 г. В Москве на пушечном дворе учреждается артиллерийская (пушкарская) школа. Сначала там обучались дети разных сословий; впоследствии – преимущественно дворянские дети. В то же время были открыты Московская и Петербургская инженерные школы, позже тоже были слиты в одну. А в Петербурге была основана Артиллерийская школа.

Главной задачей этих школ – подготовка к практической деятельности. Ученики жили на «вольных квартирах», порядка в учении было мало, учителя нещадно били своих учеников. Позже артиллерийская и инженерная школы были объединены в одну. Круг дисциплин был расширен за счет введения химии, физики, истории, географии, иностранных языков, танцев, рисования, фейерверочного искусства. Воспитание во всех этих заведениях заключалось во внушении правил нравственности, амбиции, субординации. Главный способ наказания – розги в присутствии воспитанников. Способы поощрения – серебряные и позолоченные медали с изображением вензеля Императрицы – Екатерины II. Это в основном было предназначено для отличников.

После смерти Петра I проводятся различные преобразования учебных заведений. Вызвано это было следующими причинами: В 30-е годы дворянство предъявило властям требование отменить установленный Петром I порядок военной службы: разрешить дворянским юношам поступать на военную службу в офицерском чине, минуя тяжелую «солдатскую школу», которая казалась им унизительной. Такое право дворяне получили. Поэтому возникла необходимость обучения детей военному делу «от малых лет». С этой целью были открыты шляхетские, кадетские корпуса: Морской и Сухопутный. В 1752 г. На базе Морской академии учрежден был Морской шляхетский корпус для дворян, а Школа навигационных наук ликвидирована. Дворяне были переведены в Морской корпус, дети же «разночинцев» переведены в различные службы.

В 1759 г. был учрежден Пажеский корпус для обучения и воспитания детей дворянской знати. Он состоял из 3-х классов по 50 человек в каждом и одного высшего (камер–пажеского) класса на 16 человек. Важным событием в жизни России было учреждение Академии наук в 1725 году. Ее задачей была не только забота о «размножении наук», но и подготовка ученых и образованных людей. При Академии предусматривалось иметь университеты и гимназии.

Успешно окончившие гимназию должны были слушать лекции академиков, образуя университет с тремя факультетами. Основные дисциплины, изучавшиеся в университете, – математика, физика, философия, история, право. Однако процесс преподавания в университете был примитивен. Профессора обычно не читали лекции, студенты набирались, как рекруты, преимущественно из других учебных заведений и большей частью оказывались очень неподготовленными. За грубость студентов секли розгами. Средств на содержание и развитие не хватало. Не в лучшем положении был и Московский университет, учрежденный в 1755 году. При открытии было 100 студентов. 30 лет спустя – 82. В 1765 году значился по спискам один студент на всем юридическом факультете, а год спустя такое же положение на медицинском. Во все царствование Екатерины ни один медик не получил диплома, т.к. не выдержал экзамена. Лекции читались европейцами на французском или латинском языках. Высшее дворянство неохотно шло в университет. Один из современников заметил, что там не только нельзя было научиться чему-нибудь, но и можно было утратить приобретенные дома добропорядочные манеры. Ломоносов пытался изменить положение. При жизни ему многое удалось сделать, но после смерти его университет практически перестал существовать, в нем было всего 2 студента. Причина была очевидна: дворянство предпочитало скромной ученой деятельности блестящую военную и гражданскую карьеру.

Одновременно с университетом были основаны 2 академические гимназии: одна для дворян, другая – для разночинцев. Разночинцев учили в основном живописи, театральному искусству, пению, музыке. В гимназии для дворян древние классические языки, французский, немецкий, философию, древнюю словесность и многие другие предметы. Уровень преподавания, однако, был очень низким. Как правило, знаниями учащиеся не блистали, но медали получали.

Характер воспитания в гимназиях отличался гуманностью. Педагогам рекомендовалось избегать жестокости и наказаний.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Том 155, кн. 3, ч. 1

Гуманитарные науки

ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИОГРАФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

УДК 94(47).04"1786/1788"

НАЧАЛО ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В КАЗАНСКОМ НАМЕСТНИЧЕСТВЕ (1786-1788 гг.)

Г.В. Ибнеева, Г.Р. Кинзябулатова Аннотация

В статье анализируются первые результаты реализации в Казанском наместничестве школьной реформы, подготовленной правительством Екатерины II. Исследование опирается на делопроизводственные документы 80-х годов XVIII в.: полугодовые ведомости о состоянии училищ и исторические ведомости о состоянии народных училищ в Казанском наместничестве. Авторы рассматривают процесс подготовки к открытию Казанского главного народного училища, характеризуют преподавательский состав, а также социальный состав учащихся. В статье вскрываются проблемы, связанные с финансовым обеспечением народных училищ, отмечается, что основным источником материальной поддержки служили пожертвования местных благотворителей.

Ключевые слова: Российская империя, наместничество, школьная реформа, главные и малые училища, национальная школа.

Вторая половина XVIII в. - это время становления и развития государственной системы средних и начальных учебных заведений в Российской империи. Основой этих процессов послужили реформы, проводимые правительством Екатерины II. Именно тогда произошла институционализация системы школьного дела, способствовавшая в целом созданию государственной системы образования. Реформа в области образования, проведённая в 80-е годы XVIII в., стала одним из важнейших направлений преобразовательной деятельности правительства Екатерины II.

Создание массовой общеобразовательной и всесословной школы могло закрепить результаты социально-экономических преобразований, проведённых правительством Екатерины II. Первый этап становления масштабной системы школьного образования в Российской империи приходится на начало 80-х годов. Изучение данной стороны российской истории указанного периода имеет несомненную научную значимость. Именно централизованная система управления народным образованием давала возможность перехода к более современным формам экономической, социальной и культурной жизни Российской империи.

Началом становления государственной общеобразовательной системы в Российской империи стало создание Комиссии об учреждении училищ, а также утверждение «Устава народным училищам в Российской империи», который дал новой учебной системе прочную законодательную основу.

Практическое значение Устава 1786 г. в истории народного образования определялось тем широким пониманием задач и объёма просвещения, на котором строились все предшествующие проекты образовательных реформ. Одним из их общих признаков было то, что характеристика школ и школьного реформирования составлялись по определённой схеме. В Уставе 1786 г. присутствовало понятие типа школы, определялась продолжительность обучения в ней, излагались основы учебного плана, перечислялись общеобразовательные предметы .

В настоящей статье решается задача показать первые результаты (17861788 гг.) проведения школьной реформы в Казанском наместничестве. В дополнение к уже известным в литературе источникам по теме к исследованию были привлечены полугодовые ведомости о состоянии училищ и исторические ведомости о состоянии народных училищ в Казанском наместничестве, другие неопубликованные материалы общероссийского содержания.

Мы не будем подробно останавливаться на Уставе народных училищ 1786 г., так как он до мельчайших подробностей проанализирован исследователями, лишь обратим внимание на те моменты, которые важны при рассмотрении вопроса о создании в Казанском наместничестве главного народного училища.

По Уставу 1786 г. учреждались учебные заведения двух типов - главные и малые народные училища . Первые открывались по одному в каждом губернском городе, а вторые - по одному в каждом уездном городе. Главное училище являлось четырёхклассным с пятилетним курсом обучения (в последнем классе обучение было двухгодичным), малое - было двухклассным. На главные возлагалась задача подготовки учителей для малых училищ. Оба учебных заведения носили общеобразовательный характер. В каждом главном училище предусматривалось 6 преподавателей: два учителя для 3-4 классов, по одному для 1 и 2 классов, для преподавания рисования и иностранного языка также по одному. Училища находились под надзором губернатора, который управлял ими через приказы общественного призрения, ответственных за хозяйственную часть лиц и директоров, в ведении которых находилась учебно-воспитательная часть (ПСЗ, № 16421, с. 646-669). Таким образом, «Устав народных училищ 1786 г.» положил начало государственной системе школ, носившей общеобразовательный и бессословный характер.

Важным этапом осуществления образовательной реформы следует рассматривать указ «Об открытии народных училищ» от 12 августа 1786 г (ПСЗ, № 16425, с. 672). Именно с этого указа началась реализация широкомасштабной школьной реформы. 22 сентября 1786 г. в 25 губерниях и наместничествах Российской империи открылись главные народные училища, в том числе и в Казанском наместничестве .

Открытие Казанского главного народного училища состоялось в назначенный срок - 22 сентября 1786 г., в день двадцать четвёртой годовщины коронации Екатерины II (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 2).

Следует отметить, что открытие Казанского главного училища сопровождалось торжественной церемонией, детально разработанной по образцу церемоний других училищ. В Казанском наместничестве данная церемония проходила следующим образом: «Накануне этого дня в кафедральном соборе и во всех прочих церквях происходило всенощное бдение; на другой день по утру все учителя, вместе с учениками, коях числом было 20 человек, шли из училищного дома в кафедральный собор, где говорил и проповедовал, совершал Божественную литургию Амвросий...» (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 2). После окончания торжественной литургии и назидательного слова, сказанного архиепископом Амвросием, в котором подчёркивалось, что Екатерина II является одной из достойнейших просвещённых правителей, следовал праздничный обед в доме генерал-губернатора Мещерского (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 2-2 об.).

Центральное место в Уставе 1786 г. занимает раздел «О должностях учительских», в котором сформулированы основные требования, предъявляемые к преподавателям училищ. Главнейшие качества школьного учителя «суть праводу-шие и благочествие»; основательное знание во всех науках, которым он должен обучать, способность их преподавать «вразумительно и ясно». Его «нежная любовь к юношеству» должна была сочетаться с «умеренной строгостью». Помимо этого ему следовало обладать большим терпением и «совершенным беспристрастием» (ПСЗ, № 16422, с. 649).

Огромное значение в рамках проводимых образовательных реформ имела подготовка преподавателей. По Уставу 1786 г. губернаторам и попечителям народных училищ требовалось обеспечить подготовку будущих учителей для преподавания в малых народных училищах. Набор учителей предполагалось осуществлять из числа обучающихся в духовных семинариях. Поэтому, следуя указаниям власти, в частности распоряжению генерал-губернатора П.С. Мещерского и предложению попечителя народного училища И.А. Татищева, из казанской семинарии в главное народное училище были представлены четверо студентов для переподготовки к преподавательской деятельности (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3 об.).

Учителями 3-го и 4-го классов в открывшемся народном училище были назначены Пётр Сироткин и Алексей Фиалковский. Первый был определён к преподаванию арифметики, механики и геометрии, второй - всеобщей и российской истории и географии. Учитель 1-го класса Степан Смирнов обучал букварю, знакомил с правилами для учащихся, преподавал сокращённый катехизис. Учитель 2-го класса Спиридон Николаев учил чистописанию и первой части арифметики (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3). Указанное распределение предметов строго соответствовало Уставу народных училищ. Подготовка учителей рисования и иностранного языка для главных народных училищ губернских городов не осуществлялась в учительской семинарии в Петербурге.

Заметим, что учителя высших классов Петр Сироткин и Алексей Фиалков-ский являлись уроженцами Симбирского наместничества. Учитель 2-го класса Спиридон Николаев был выходцем из Спасского уезда Казанского наместничества. Учитель 1-го класса Степан Смирнов происходил из Демитровского уезда Московской губернии. Все четыре учителя обучались прежде в епархиальных

семинариях, а затем в Санкт-Петербургской учительской семинарии, как это было положено по Уставу 1786 г. (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3).

На момент открытия Казанского училища в него было принято 20 учеников. Разнообразие социального состава учащихся свидетельствовало об интересе к образованию во всех слоях населения. Материалы полугодовых ведомостей о состоянии училищ позволяют установить сословный состав учащихся в Казанском училище. На начало 1787 г. выходцы из купцов и мещан составляли среди них 53%, дворовые люди - 13%, дети нижних чинов армии и казаков - 21%, дети дворян, офицеров, чиновников - 13%. Эти данные позволяют заключить, что представители дворянства и чиновничества не желали обучаться вместе с представителями низших сословий (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3 об.).

Важным источником для характеристики возраста учащихся Казанского главного училища являются именные списки учеников (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3-12). Возраст учеников колебался в широких пределах. В первом классе преобладали ученики в возрасте от 5 до 19 лет, во втором классе - от 8 до 14 лет, в третьем классе - 9-13 лет, в четвертом - 10-18 лет (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3-12).

Поддерживать общественный интерес к школьному делу были призваны не только торжественные мероприятия, например по случаю открытия училищ, но и публичные испытания, проводить которые предписывалось Уставом каждое полугодие. Публичные экзамены впервые состоялись в Казанском главном училище 3 февраля 1877 г. в присутствии архиепископа Амвросия, генерал-губернатора Мещерского, попечителя народного училища Татищева «и прочего знатного дворянства и купечества»1 (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 4).

Начиная с первых публичных экзаменов, вошло в обычай отмечать это событие с награждением отличившихся учеников книгами, а учителей - сукном. Кроме того, все отличившиеся ученики и учителя «имели честь на обеденный стол у Мещерского» (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3). Это была одна из мер, целью которой являлось не только поощрение способных и талантливых учащихся и их наставников, но и повышение авторитета нового училища.

В целом можно констатировать, что все проведённые мероприятия популяризаторского характера положительно сказались на дальнейшей судьбе училища. Уже по итогам первого публичного испытания становится возможным открыть и 4-й класс в составе 12 человек (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3).

Устав 1786 года определял широкий набор общеобразовательных предметов, обязательных для программы народных училищ. Указанные в Уставе учебные предметы, порядок их изучения не подлежали изменению. В Казанском училище в течение 1789 г. учащиеся 1-3-го классов сумели освоить ряд учебных дисциплин. Первый класс обучился письму, изучил в сокращённом виде катехизис, древний период истории (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1273. Л. 3-6). Второй класс продолжил изучать катехизис, арифметику до сложений именованных чисел, «закончили читать» историю Ветхого Завета (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1273. Л. 710). В третьем классе продолжали изучение грамматики, арифметики, географии,

1 Впоследствии публичное проведение экзаменов с участием архиепископа, генерал-губернатора, попечителя и других знатных гостей стало проводиться дважды в год (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 4 об.).

истории Греции (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1273. Л. 10-11). В четвёртом - повторяли российскую географию, учили всеобщую историю, российскую грамматику (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1273. Л. 11-12).

В полугодовых ведомостях о состоянии Казанского главного народного училища за 1789 г., кроме общей численности учащихся, представлены разнообразные характеристики учеников. Большинство учеников характеризовались «хорошим благонравием», «честным поведением», «хорошо исправен» и «средст-венного прилежания». Их же способности оценивались как «хорошие», «понятны», «посредственны» и «тупень» (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3-12).

При создании государственных школ основная трудность заключалась в финансовом обеспечении учебных заведений. Ведение хозяйственных дел и содержание училищ возлагались на губернаторов и подведомственные им приказы общественного призрения. Под контроль последних переходили также все частные учебные заведения и их педагогический состав. Устав 1786 года, подробно регламентировавший учебный процесс, не касался вопроса о средствах на содержание училищ, отметив только то, что приказы общественного призрения обязаны самостоятельно решать данный вопрос, не растрачивая государственную казну (ПСЗ, № 16425). Таким образом, государство устранялось от финансирования учебных заведений, ставя их существование всецело в зависимость от наличия потребности в них у провинциального общества, а значит, и желания вкладывать средства в их развитие.

Основным источником финансирования училищ являлись средства местных благотворителей, так как расходы государства на содержание учебных заведений были минимальными. Благодаря полугодовым ведомостям о состоянии училищ мы имеем возможность определить отношение состоятельных слоёв Казанского наместничества к образовательным планам Екатерины II. Приведём некоторые статистические данные. При открытии Казанского главного училища архиепископ Амвросий после молебна и водосвятия, сделав краткое приветствие, первый внёс 50 руб., генерал-губернатор и попечитель - по 100 руб., после них внесло свои пожертвования и «благородное дворянство, и именитое купечество» (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 2).

Сохранились сведения о том, что казанское дворянство, «видя благо в учении», решило в 1788 г. внести в Приказ общественного призрения с каждого человека по 20 коп., в итоге была собрана сумма в размере 2968 руб. 60 коп. (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 4 об.). Средства, получаемые от благотворителей, были невелики, но и они оказывались для училищ существенной финансовой поддержкой.

Необходимо отметить, что местная администрация, добиваясь успехов в распространении образования, предпочитала преподносить их общественности как результат проявления социальной активности определённых сословных групп. Так, во время посещения Казанского главного народного училища графом Алексеем Романовичем Воронцовым в апреле 1787 г. купечество пожелало внести пожертвования «в пользу училища народного 5000 руб.» (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 4).

В феврале 1789 г. скончался наместник И.А. Татищев, вследствие чего на эту должность был назначен генерал-майор князь Семён Михайлович Баратаев.

Уже 1 июля он посетил Казанского главное училище (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 5). Первой его инициативой стало устранение нехватки учебных книг в главном училище (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 5).

В течение 1789 г. Баратаев требовал соблюдения правил Устава об осмотре малых народных училищ директором не реже одного раза в год. Он лично проводил ревизии в ряде уездных городов - Свияжске, Цивильске, Ядрине, Козь-модемьянске, Чебоксарах (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 5 об.). Целью этих поездок был не столько надзор, сколько распространение народного просвещения посредством практической помощи при открытии малых училищ. В частности, 30 августа 1789 г. в Чебоксарах открывается малое народное училище. Богослужение совершил игумен Троицкого монастыря Севастьянов. «Для пользы в учении» граждане внесли 400 руб. Учеников насчитывалось 38 человек. В учителя был определён студент Михаил Голосницкий (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 5 об.).

Для управления школами на местах Уставом 1786 года была предусмотрена должность смотрителя училищ. Смотрители выбирались попечителем (губернатором), как правило, из числа жителей городов, в которых находились малые народные училища. Отсутствие денежного стимулирования и большой круг обязанностей (регулярное посещение школ, отслеживание состояния учебного дела и материального положения заведений) приводили к тому, что при открытии школ не сразу удавалось найти желающих занять пост смотрителя. Так, надзор над малым училищем в Чебоксарах Баратаев поручает купцу Льву Клюеву (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 5 об.).

23 июня и 22 декабря 1789 г. в Казанском главном училище проводятся публичные испытания при участии казанского архимандрита Амвросия, генерал-губернатора Мещерского, наместника Баратаева. После экзамена почётные гости внесли пожертвование в размере 925 руб. Из них 200 руб. были внесены Мещерским, 100 руб. - Баратаевым. После экзамена по традиции все шли на обеденный стол к генерал-губернатору (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 5).

В результате реализации образовательной реформы в Казанском наместничестве к концу 1789 г. в Казанском главном училище насчитывалось 116 человек учащихся (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 5).

Начальный этап (1786-1788 гг.) школьной реформы, первые мероприятия по расширению сферы общего образования показали серьёзные изменения во взглядах Екатерины II и её окружения на проблемы просвещения, что свидетельствует о трансформации идейно-политических установок просвещённого абсолютизма.

Школьной реформе Екатерины II был присущ системообразующий характер. Народные училища, открывавшиеся в провинции, являли собой не просто очередной новый вариант училища, они стали одной из важнейших основ государственной системы народного образования. Существенную роль в её формировании сыграли также меры по обеспечению учебных заведений педагогическими кадрами, основными учебниками и пособиями.

Следует отметить, что механизм осуществления школьной реформы заключался в строгом разделении функций, с одной стороны, центральных органов управления и, с другой стороны, губернской, уездной и городской администрации,

на которые возлагалось материальное обеспечение школ и внедрение идеи об их необходимости в общественное сознание. В Казани к народному училищу, как к учреждению новому, возникшему по инициативе Екатерины II, было привлечено всеобщее внимание.

Однако стоит сказать и о причинах, тормозивших реализацию образовательной реформы. Основная из них - проблема материального обеспечения учебных заведений. Она была обусловлена прежде всего тем, что в проекте школьной реформы не были продуманы вопросы финансирования народных училищ. Оно осуществлялось не напрямую из казны, а из доходов губернских приказов общественного призрения, которые были заведомо недостаточными для содержания даже части находившихся в их ведении школ. Требовались дополнительные финансовые вливания, которые в основном осуществлялись за счёт пожертвований местных благотворителей.

Вместе с тем определённые неудачи не должны заслонять положительные результаты образовательной реформы 80-х годов XVIII в. По статистическим сведениям, в Казанском наместничестве за период 1787-1788 гг. наблюдается рост числа учащихся на 1.6%. Следует отметить, что более высокий по сравнению со средним по стране рост числа школ и учеников был достигнут в Казанской губернии в первую очередь за счёт открытия малых народных училищ.

Разнообразный в социальном плане состав учащихся Казанского главного народного училища свидетельствовал об интересе к образованию во всех слоях русского общества. Тем не менее среди школьников преобладали выходцы из непривилегированных сословий.

В заключение необходимо отметить, что именно реформа в области образования, проведённая в 80-е годы XVIII в., открыла новую страницу истории народного образования в Российской империи. К началу правления Александра I были созданы необходимые условия для дальнейшего преобразования единой светской системы народного просвещения.

G. V. Ibneeva, G.R. Kinzyabulatova. The Beginning of the School Reform in the Kazan Vicegerency (1786-1788).

In this article, we analyse the first results of the school reform in the Kazan vicegerency, realized by the government of Catherine II in the 1780s. The research is based on the archival documents: the semi-annual records about the state of schools and the historical records about the state of public schools in the Kazan vicegerency. We examine the process of preparation for the opening of the Kazan main public school, describe its teaching staff and the social composition of pupils. We also reveal the problems connected with the financial support of public schools, when the donations of local philanthropists were the main source of their material support.

Keywords: Russian Empire, vicegerency, school reform, main and small schools, national school.

Источники

ПСЗ - Полное собрание законов Российской Империи. - СПб., 1830. - Т. 22. - 1168 c.

РГИА - Российский государственный исторический архив (Санкт-Петербург). Ф 730 (Комиссия об учреждении народных училищ).

Литература

1. Смагина Г.И. Академия Наук и российская школа. Вторая половина ХУШ в. -СПб.: Наука, 1996. - 162 с.

2. Мадариага И. де. Россия в эпоху Екатерины Великой. - М.: Нов. лит. обозр., 2002. -976 с.

3. Артамонова Л.М. Общество, власть и просвещение в русской провинции ХУШ -начала XIX вв. (Юго-восточные губернии Европейской России). - Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2001. - 392 с.

Поступила в редакцию 19.12.12

Ибнеева Гузель Вазыховна - доктор исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. E-mail: [email protected]

Кинзябулатова Гульназ Рамилевна - аспирант кафедры отечественной истории, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. E-mail: [email protected]