Кто такие бакалавр, специалист и магистр. Бакалавр? Магистр? Специалист? Отличия квалификаций

После внедрения Болонской системы абитуриенты и их родители находятся в растерянности, потому что появилось много новых терминов. Запутаться довольно просто, даже сами студенты не до конца понимают особенности образовательной программы. Попробуем разобраться, что такое бакалавриат, и чем он отличается от магистратуры.

Вконтакте

Главные отличия

До перехода на новую систему после получения степени бакалавра можно было стать специалистом или магистром. Теперь же нужно пройти 2 этапа, сначала идет бакалавриат, а затем магистратура. Специалист же полностью упразднен.

Бакалавриат и магистратура — это ступени высшего образования. Рассмотрим подробнее, кто такой бакалавр и кто такой магистр.

Бакалавр — это научная степень, которая позволяет молодому специалисту работать по выбранной профессии. Некоторые вузы даже выдают дипломы международного образца, которые дают возможность деятельности за границей. Следовательно, любой студент, успешно окончивший бакалавриат, имеет полное высшее образование.

Срок обучения составляет 4 года, за это время студент получает основные теоретические и практические знания по выбранной , и после получения диплома считается квалифицированным специалистом.

Как стать после бакалавра магистром. Сначала необходимо получить степень бакалавра, а затем претендовать на обучение в магистратуре, которая является более высокой научной степенью. Ее может получить только тот, кто окончил начальную ступень высшего образования. Здесь идет углубление полученных знаний с большим упором на теорию. Это позволяет выпускникам заниматься научной деятельностью. Аспирантура доступна лишь тем, кто смог получить степень магистра.

Так в чем же основная разница этих ступеней? Существует несколько пунктов, по которым можно ее отследить:

  1. Длительность. Программа для бакалавров рассчитана на 4 года, а магистрант учится еще два.
  2. Цель. За первые четыре года даются основные практические знания по , которые позволяют трудиться в выбранной сфере. В последующие 2 года эти знания углубляются, добавляется теоретическая база, которая позволяет заниматься научной и преподавательской деятельностью.
  3. Уровень вуза. Бакалавриат есть в каждом вузе, а получить степень магистра можно только в самых престижных учебных заведениях.
  4. Количество учебных мест. На место бакалавра претендует большее количество абитуриентов, следовательно, и учебных мест для них больше в каждом отдельно взятом вузе. На магистратуру может поступить только студент, окончивший данную ступень, поэтому количество мест намного меньше.

Таким образом, бакалавр и магистр — это образовательные степени. Необходимость продолжать посещение занятий будет зависеть только от целей самого студента. Если он планирует использовать прикладные знания, то в дальнейшем обучении нет смысла. Если же студент настроен стать преподавателем, посвятить себя научной деятельности и продолжить деятельность в аспирантуре, то ему нужно стать магистром.

Виды учебных программ

Некоторые высшие учебные заведения планируют образовательные программы таким образом, чтобы максимально углубить практические или теоретические занятия.

Для этого существует 2 отдельные программы подготовки: академическая и прикладная. Первая рассчитана на дальнейшее обучение в магистратуре, вторая — на практическую деятельность выпускника после получения диплома о высшем образовании.

Прикладная

Изначально, при переходе на Болонскую систему, Министерство склонялось к утверждению трехлетней программы обучения для прикладного бакалавриата. Однако, решено было сохранить период обучения в 4 года.

Кроме того, планировалось переименовать программы обучения в техникумах и колледжах, присвоив им статус прикладного бакалавриата. Эта идея оказалась не состоятельной, так как бакалавриат все же предполагает получение высшего образования, а колледжи и техникумы не имеют достаточной аккредитации, и срок обучения в них составляет 3 или 3,5 года.

Важно! Прикладная программа готовит кадры, которые больше учебного времени уделяли изучению практических аспектов будущей специальности. После выпуска студент становится квалифицированным специалистом и имеет некоторый практический опыт, что значительно помогает при трудоустройстве.

Академическая

Степень академический бакалавр более распространена в вузах нашей страны, так как больше внимания здесь уделяется теоретическим аспектам обучения, чтобы студенты имели возможность заниматься научной деятельностью.

Практический аспект минимален, так как программа предполагает получение опыта уже после трудоустройства.

При этом всех студентов с самого начала готовят к дальнейшему поступлению на магистратуру и продолжению научных исследований в выбранной области.

Абитуриент сразу после поступления в вуз может сделать осознанный выбор, опираясь на свои жизненные и профессиональные цели.

Нужно ли продолжать обучение

Выбирая, кто он будет в дальнейшем, бакалавр или магистр, студент должен учитывать особенности своей дальнейшей работы.

Степень магистра необходима в двух случаях:

  • для дальнейшего поступления в аспирантуру и занятий научной деятельностью;
  • для получения возможности преподавания в вузе.

От поступления на эту степень многих выпускников удерживает необходимость снова сдавать вступительные экзамены, очень ограниченное количество бюджетных мест и высокая стоимость платного обучения. Кроме того, не у всех вузов есть лицензия на подготовку магистров.

Бакалавриат, специалитет и магистратура являются уровнями профессионального высшего образования, отличающимися по содержанию и продолжительности обучения. Для освоения программ бакалавриата или специалитета необходимо иметь среднее общее образование, для программ магистратуры — высшее образование. В отличие от программ бакалавриата и специалитета обучать по программам магистратуры могут не только вузы, но и научные организации.

Бакалавриат, специалитет и магистратура как уровни профессионального высшего образования

В настоящее время в РФ установлены, в частности, следующие уровни профессионального высшего образования (п. п. 2 , 3 ч. 5 ст. 10 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):

  • бакалавриат;
  • специалитет, магистратура.

При этом каждая из программ бакалавриата, специалитета и магистратуры относится к самостоятельному виду основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Прием на обучение осуществляется отдельно по каждой из этих программ (пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 12 , ч. 5 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).

К освоению указанных программ допускаются лица, имеющие соответствующее образование. Так, для программ бакалавриата или специалитета необходимо иметь среднее общее образование, для программ магистратуры — высшее образование любого уровня (ч. 2 , 3 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).

Особенности специалитета, бакалавриата и магистратуры

Специалитет — это привычная для РФ система образования. Специалистов готовят для профессиональной деятельности в отдельной отрасли. Срок получения первого высшего образования составляет, как правило, пять лет. Однако многие вузы перешли на болонскую (двухуровневую) систему образования, что предполагает подготовку и выпуск бакалавров и магистров (разд. IX Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 гг., утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р).

Лицо, намеренное получить первое высшее образование в вузе, который перешел на болонскую систему образования, поступает на бакалавриат. При условии успешного прохождения итоговой аттестации ему присваивается квалификация «бакалавр» и выдается диплом, свидетельствующий о наличии у него высшего образования (п. 2 ч. 5 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).

Бакалавры могут продолжить обучение и получить степень магистра. При этом необязательно поступать в магистратуру в том же вузе. Прием на обучение по программам магистратуры осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Условно степень бакалавра можно охарактеризовать как базовое высшее образование, а степень магистра — как дальнейшую специализацию (ч. 3 , , 6 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).

В отличие от программ бакалавриата и специалитета осуществлять обучение по программам магистратуры могут не только вузы, но и научные организации (

После реформирования российской системы высшего образования появилась определенная путаница, связанная с такими понятиями, как «специалист», «магистр» и «бакалавр». Работодатели к последним двум записям в дипломе соискателя вакантного места относятся немного скептически, так как «дипломированный специалист» все же привычнее.

Если человек сталкивается с этими понятиями редко или вообще не встречался, он отличий не видит совсем. Но в действительности различие все же есть.
Человек заканчивает высшее учебное заведение и становится дипломированным специалистом, то есть получает диплом об окончании этого самого учебного заведения. Понятие «дипломированный специалист» знакомо нам с советских времен. Оно и в те времена означало человека, который то есть окончил институт или университет.

Сегодня дипломированный специалист - это практик, также окончивший институт или университет. Но такой квалификации нет на территории Евросоюза. Поэтому в связи с тем, что Россия переходит на европейский тип обучения, планируется отказаться от присвоения выпускникам вузов звания "дипломированный специалист".

Как в России становятся таким специалистом? После пяти- или шестилетнего обучения в институте его выпускнику на руки выдается диплом о присвоении квалификации. И новый дипломированный специалист может начинать работать инженером или преподавателем. Однако если у выпускника есть желание, он может продолжить учиться дальше. В этом случае он получит следующую степень - магистр.

Что лучше: специалист или магистр?

Может получить как бакалавр, высшее образование которого ограничилось приобретением базовых знаний по выбранной специальности, так и специалист. Чтобы стать магистром, необходимо еще два года потратить на обучение, и тогда на руки выдадут диплом, свидетельствующий о том, что человеку присвоена степень магистра какой-либо науки. Обычно человек, получивший такую степень, практикой не занимается, его стезя - это научная деятельность.

Итак, чем отличается специалист от магистра?

Магистр - это которую, отучившись два года дополнительно, может получить не только дипломированный специалист, но и бакалавр. При этом, если дипломированный специалист должен заниматься практической работой, магистр посвящает себя целиком и полностью научному труду.

Специалист получает высшее образование не менее пяти лет, а иногда и шести. Бакалавр получает его в более короткие сроки - за четыре или три года в зависимости от того, какая у него образовательная база.

Первые три года будущие студенты, претендующие на степень бакалавра, обучаются по одному в том направлении, которое они выбрали. Это время дается для подготовки специалиста широкого профиля, а на четвертом году они выбирают узкий профиль.

То есть бакалавриат - это отличная возможность определиться с профилем своего образования тем студентам, которые до сих пор еще этого не сделали. Еще существует возможность изучать несколько профилей одновременно.

После нововведений в российскую систему высшего образования возникла некоторая путаница. Даже работодатели с опаской относятся к записям в дипломе «бакалавр» и «магистр», уж как-то привычнее «дипломированный специалист», а те, кто редко сталкивается с этими понятиями, разницы вообще не видят. Хотя, на самом деле, она существует.

Определение

В переводе с латыни магистр обозначает «наставник, учитель». В средние века, например, такое звание присваивалось только человеку, обладающему знаниями по семи наукам, считавшимся в то время основными. То есть, магистр должен обладать поистине энциклопедическими знаниями. В России до революции было только два научных звания: доктор наук и магистр. Это звание было очень ценно, магистры имели право заведовать кафедрой и получали академические серебряные знаки. После распада СССР некоторые звания и степени были пересмотрены и восстановлены. Это относится к магистрам. Если определить некоторую градацию, то магистр – это ступень между бакалавром и кандидатом наук. Но эта степень к учёным степеням не имеет отношения, а говорит о том, что её обладать имеет высокие знания, может их анализировать и систематизировать, а также заниматься некоторой научной работой.

Дипломированный специалист – это советское явление, обозначающее человека, получившего высшее образование. На сегодняшний день диплом специалиста получают выпускники ВУЗов – практики. На территории Евросоюза такой квалификационной степени не существует. В связи с переходом на европейский тип обучения, российская система высшего образования планирует отказаться от присвоения звания «специалист».

Особенности обучения

Дипломированным специалистом становятся после пяти-шести летнего обучения в ВУЗе. После этого на руки выдаётся диплом о присвоенной квалификации, например, агроном или инженер. Человек может сразу приступить к работе по специальности в качестве практика или же продолжить обучение для получения следующего звания – магистра.

Степень магистра может получить как бакалавр, так и специалист. Обучение продолжается два года и на руки выдаётся диплом о присвоении степени магистра определённой науки. Как правило, человек, ставший магистром, занимается научной деятельностью, а не практической.

Выводы сайт

  1. Магистр – это степень, которую можно получить как бакалавр, так и дипломированный специалист.
  2. Магистр призван заниматься научной деятельностью, а дипломированный специалист – практической.
  3. Чтобы стать специалистом нужно отучиться в ВУЗе 5-6 лет, обучение магистра происходит на базе высшего образования, и длится два года.

Сравнительная характеристика двух направлений высшего образования.

Введение новых образовательных стандартов связано с международными обязательствами России по участию в Болонском процессе. В 2003 году Россия ратифицировала Болонскую конвенцию - соглашение о том, что дипломы о высшем образовании, полученные в стране-участнице конвенции, будут признаваться во всех других странах-участницах. Такие стандарты в образовании приняты более чем в 50 государствах, в первую очередь - европейских. Для Европы двухступенчатая система высшего образования является традиционной, обучение по программе бакалавриата там длится 3-4 года, по программе магистратуры - 1-3 года. И то, и другое считается полноценным высшим образованием. При желании студенты-бакалавры могут продолжить обучение в магистратуре, а могут и не продолжать, а сразу пойти устраиваться на работу.

Кто такой специалист, и кто такой бакалавр?

В России существуют следующие ступени высшего профессионального образования:

Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением степеней «бакалавр» и «магистр»
квалификация «дипломированный специалист» .

Можно сказать, что новая система называется двухуровневой условно, поскольку в нее вписывается и «старая» одноуровневая система подготовки специалистов. Последняя не была отменена, так как чиновники пришли к выводу, что она нужна в медицинских, военных и технических вузах.

Предусмотрены следующие сроки получения образования:

Не менее 4 лет для бакалавра,
не менее 5 лет для дипломированного специалиста,
не менее 6 лет для магистра.

При этом "бакалавр" и "магистр" - это научные степени, а специалист - профессиональная квалификация.

Поступить учиться на специалиста и бакалавра можно по результатам ЕГЭ или олимпиад. Степень бакалавра студент приобретает после освоения базовой образовательной программы. Ему выдается полноценный диплом об общем высшем образовании. После пяти лет обучения специалисту также выдается диплом, но уже не об общем высшем образовании, а по выбранной специальности. Магистр - эксперт в определенной научной области. Диплом магистра может получить как бакалавр, так и специалист. Однако для бакалавра обучение по программе магистратуры - это вторая ступень высшего образования, которая является бесплатной, тогда как для специалиста магистратура считается вторым высшим, и, соответственно, уже оплачивается. Чтобы продолжить обучение в магистратуре, бакалавр должен поступить туда, сдав экзамены по профильным предметам. При этом бакалавр может пойти в магистратуру как в своем вузе, так и в любом другом. Поступить в магистратуру, по разным данным, смогут 1 из 5 или 1 из 3 бакалавров. Те, кто не поступил на бюджетное отделение, могут пойти поучиться на магистра за деньги, попробовать силы в другом вузе, пропустить год или вовсе отказаться от дальнейшего образования. И специалист, и магистр могут дальше поступить в аспирантуру. Учебные планы у специалиста и бакалавра начинают отличаться лишь на третьем году обучения, первые два года - одинаковые: студенты изучают общеобразовательные и общепрофессиональные дисциплины. С третьего курса специалистов начинают готовить по конкретной специальности, узкому профилю, а бакалавров - по широкому профилю, с изучением специальных дисциплин и практики, которая имеет отношение к выбранной профессии. Разница между специалистом и магистром заключается в том, что первого готовят для практической работы в отрасли по выбранному направлению, а второго - для научной работы. Программа подготовки магистра включает в себя программу подготовки бакалавра плюс два года специализированной подготовки, в том числе практику, которая предполагает научно-исследовательскую или научно-педагогическую деятельность.

Плюсы и минусы бакалавра

С момента принятия соответствующего закона в научных кругах не стихают споры по поводу достоинств и недостатков новой образовательной системы. Дискуссия в основном ведется вокруг того, чем хороша и чем плоха степень бакалавра.

Плюсы:

Сторонники новой системы говорят о том, что двухуровневая система образования с разделением на бакалавриат и магистратуру принята на Западе. Соответственно, принятие такой же системы в России решит проблему признания наших дипломов за рубежом и сделает наше образование конкурентоспособным. Поскольку иностранные работодатели прекрасно знают, кто такой бакалавр, российские выпускники смогут более свободно претендовать на работу в иностранных компаниях и за границей. Кроме того, с дипломом бакалавра они смогут продолжить обучение в магистратуре иностранного вуза.
Другой плюс в пользу получения степени бакалавра - это то, что данный выпускник при желании может легко поменять профессию. При необходимости у бакалавра существует возможность быстрого получения необходимой квалификации (узкой специализации) по другой специальности - за год, тогда как специалисту при смене профессии потребуется потратить 2-3 года на получение второго высшего образования.
И третий, тоже весьма существенный плюс, относится к тому, что бакалавры учатся менее продолжительный срок: уже через четыре года они имеют возможность заняться работой и карьерой. Что весьма существенно в сложившихся на рынке труда условиях нехватки квалифицированных кадров!

Минусы:

К минусам получения степени бакалавра относится то, что в определенных университетских кругах бытует негативное отношение к такому виду образования.

Так, ряд профессоров ведущих российских вузов выразили сомнение в том, что отпущенного на подготовку бакалавра времени будет достаточно для того, чтобы дать выпускнику все необходимые знания. А раз так, то бакалавры будут покидать альма-матер недоучками, что приведет к общему падению уровня образования в России.
Кроме того, хотя в ряде отечественных вузов уже существует практика подготовки бакалавров, переход на такую систему сопряжен с большими материальными и временными затратами на разработку соответствующих образовательных планов.

Отношение работодателей

Самое главное, что волнует поступающих в вуз абитуриентов - насколько будет востребовано их образование на рынке труда. И, с принятием новой образовательной системы, эти волнения становятся еще более выраженными, поскольку в среде широкой общественности существует точка зрения, что работодатель воспринимает бакалавров как «недоучившихся специалистов». Это связано со сроками обучения (4 года вместо 5) и воспринимается в ключе, что бакалавр получит «сокращенные знания по предмету». Такое мнение подкрепляется рядом высказываний представителей крупных компаний в СМИ на тему того, что бакалавру не хватит знаний, и они не готовы брать его на работу, а «доучивание» выпускников на рабочем месте в принципе неприемлемо. В то же время другая часть работодателей готова взять на работу бакалавра, а затем «доучить» его до магистра под конкретную специальность. Так, об этом говорят в научно-исследовательских учреждениях, а также в компаниях, ориентированных на западную модель «выращивания сотрудника под себя». Впрочем, все зависит от конкретной должности, на которую кандидат претендует.

Однако, несмотря на навязчивое муссирование темы "недоучек" в прессе, можно заметить, что в основной массе работодатели не проявляют особой активности по этому поводу - хотя бы потому, что они еще не поняли разницы между специалистами и бакалаврами. Официально система была введена совсем недавно, а те бакалавры, которые уже были выпущены на рынок труда учебными заведениями, успешно устроились без того, чтобы делать акцент на своей «недоученности». Обойти этот момент еще до стадии собеседования весьма просто, ведь в резюме, как правило, не указывается никакая образовательная градация, а просто стоит упоминание о наличии высшего образования. Тем более о подобном очень редко спрашивают на собеседовании. Если же на интервью все-таки всплывает слово «бакалавр», то собеседники относятся к нему в соответствии с собственными представлениями об образовании: если компания западная, а соискатель достаточно эрудирован, то наличие у кандидата степени бакалавра воспринимается абсолютно нормально.

Очевидно, что для того, чтобы работодатели почувствовали разницу и сумели сравнить уровень подготовки специалистов и бакалавров, на рынок труда одновременно должны выйти российские выпускники, обучившиеся по двум разным программам. А для этого как минимум придется подождать ближайшие пять лет.