И был вечер, и было утро: день один. Вседневная (будничная) утреня

По своему строю утреня может быть 2 видов – вседневная или будничная и праздничная.

Вседневная утреня по Уставу должна совершаться утром. В современной практике ее (с 1-ым часом) служат вечером. Утреню присоединяют к вседневной вечерне после «Утверди, Боже…», и начинается она сразу с Шестопсалмия. Такая практика вызвана условиями современной жизни, когда нет возможности придти в храм на богослужение вечером. В монастырях и храмах, ревнующих об исполнении Устава, возвращаются к древней практике, так как содержание и характер песнопений и молитв действительно соответствуют началу дня.

Митрополит Вениамин об этом говорит так: «Еще свежий человек, потому и службы длиннее, и псалмы больше: нужно набраться запаса духовного на целый день. Утром ведь и птички поют, а к вечеру смолкают. И человек хвалит Господа. И с ним хвалит вся тварь: солнце, облака, рыбы, … звери, птицы, цари и простой народ, старые и молодые. А подвижники готовятся на молитву, и на борьбу с врагом. …О той же борьбе, с перемежающимся воплем к Богу и надеждой на Его помощь и славой Ему, говорит и шестопсалмие. …Итак, утреня – служба радостного подвига ».

Если литургической темой вечерни является история Ветхого Завета – сотворение мира, грехопадение, чаяние искупления, то утреня – это Новый Завет, явление Мессии.

В случае, когда вседневная утреня служится утром , то начинается несколько иначе, чем, если совершается вечером в соединении с вечерней:

После возгласа священника «Благословен Бог наш…» чтец: «Аминь. Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй 12 раз, Приидите, поклонимся…» (если перед утреней служилась полунощница, то после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»). Затем читается двупсалмие – псалмы 19-й и 20-й (в это время священник совершает каждение алтаря и храма), «Слава, и ныне… Трисвятое по Отче наш», читается тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя…, Слава… Вознесыйся на Крест…, И ныне… Предстательство страшное…», затем сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», возглас «Яко Милостив…», хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче», затем возглас утрени «Слава Святей…»

Порядок совершения вседневной утрени изложен в 9-й главе Типикона, где, так же как и в последовании вечерни, перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуия»). Также этот порядок можно проследить по Часослову и Октоиху.

Краткая схема вседневной утрени

Шестопсалмие – Ч, неизменяемое

Великая ектения – Сл

«Бог Господь…» и тропари – Сл, Ч, неизменяемое , М, изменяемое

Кафизмы – Пс

Канон – О, М, изменяемое

Хвалитные псалмы – Ч, неизменяемое

Славословие будничное – Ч, неизменяемое

Просительная ектения – Сл

Стихиры на стиховне – О, изменяемое

Тропари – М, изменяемое

Сугубая ектения – Сл

Подробная схема вседневной (будничной) утрени

Свящ.: "Слава Святей..."

Шестопсалмие

Ектения великая

"Бог Господь…" со стихами

Тропарь святому Минеи дважды

Слава, и ныне: Богородичен (по гласу тропаря святому из 4-го приложения Минеи)

* Если служба 2 святым, то: тропарь 1-му святому поется дважды, «Слава…» тропарь 2-му святому, «И ныне…» Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения)

Кафизма рядовая, седальны (Октоиха)

Псалом 50-й

Канон: два канона Октоиха и один канон Минеи

* Если служба двум святым, то : один канон Октоиха и два канона Минеи

Катавасия - ирмосы последнего канона - после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песней

по 3-й песни ектения малая, седален св., Слава, и ныне: Богородичен

по 6-й песни ектения малая, кондак и икос святому Минеи

по 8-й песни "Честнейшую…"

по 9-й песни после катавасии поётся "Достойно есть" (на глас катавасии)

Ектения малая

Светилен (в приложении Октоиха, по дню)

Слава, и ныне: Богородичен Октоиха

* Если святому в Минее есть светилен, то: светилен Октоиха, Слава: светилен святому в Минее, И ныне: Богородичен в Минее (в среду и пяток Крестобогородичен Октоиха)

Хвалитные псалмы

Славословие будничное читается

Ектения просительная

Стихиры на стиховне (Октоиха)

Слава, и ныне: Богородичен (Октоиха)

* Если святому есть Слава на стиховне, то: после 3-х стихир Октоиха - Слава: святому Минеи, И ныне: Богородичен (по гласу Славы из 2-го приложения Минеи)

"Благо есть исповедатися..."

Трисвятое по Отче наш:

тропарь святому Минеи,

Слава, и ныне: Богородичен (по гласу тропаря святому, из 4-о приложения Минеи)

* Если служба двум святым, то: тропарь 1-му святому,Слава: 2-му святому,И ныне: Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения Минеи)

Ектения сугубая

Нижеизложенное вседневное богослужение – вечерня и утреня, совершаются в седмичные дни, то есть с понедельника по субботу в так называемые период пения Октоиха. В этот период не входит время от начала Великого поста до Недели Всех Святых, а также пред- и попразднства Двунадесятых праздников, когда вечерня и утреня в большей или меньшей степени отличаются от вседневных. В период пения Октоиха вседневное богослужение не совершается, если святой в Минее имеет какой-либо праздничный знак и служба идет праздничным порядком.

Вседневная (будничная) вечерня

С вечерни начинается суточный богослужебный круг . Богослужение – вечерня (и, по современной практике, утреня с 1-ым часом) в честь какого-либо праздника или святого совершается накануне праздника вечером . Характер и содержание песнопений и молитв вечерни прекрасно переданы митрополитом Вениамином (Федченковым): «Там почти нет хвалебного элемента. …Объясняется это просто. Человек к вечеру устал: и телесно – от работы, и душевно – от забот, скорбей и духовной борьбы. Поэтому ему трудно славословить, легче каяться, сокрушаться, хочется мира, отдыха, покоя. …Потому здесь поется «Свете Тихий…» …Поэтому так уместна здесь примиренная, предсмертная песнь Святого Симеона «Ныне отпущаеши раба Твоего с миром». …Характер вечерни… мирно-покаянный . …Кстати, какие утешительные, успокаивающие, обнадеживающие все прокимны на вечерне…».

Существует несколько видов вечерни :

    Малая вечерня . Краткая служба, которую полагается совершать перед всенощным бдением. В современной практике почти нигде не совершается (исключение - Св. Гора Афон).

    Вседневная или будничная вечерня . Совершается в седмичные дни, если нет памяти святого, имеющего знак полиелей и бдение.

    Великая вечерня . Совершается в воскресные дни, Двунадесятые и великие праздники и дни памяти святых, имеющих знак полиелей и бдение.

Порядок совершения вседневной вечерни изложен в 9-й главе Типикона ,где перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуия»). Также его можно проследить по Часослову и Октоиху.

Краткая схема вседневной вечерни

103-й псалом – Ч, неизменяемое

Великая ектения – Сл

«Господи, воззвах…» – Ч, неизменяемое

стихиры «на Господи, воззвах» – О и М, изменяемое

«Свете Тихий…» – Ч, неизменяемое

Прокимен – Ч, Сл, неизменяемое

«Сподоби, Господи…» – Ч, неизменяемое

Просительная ектения – Сл

Стихиры на стиховне – О, изменяемое

«Ныне отпущаеши…» – Ч, неизменяемое

Тропарь – М, изменяемое

Сугубая ектения – Сл

Подробная схема вседневной (будничной) вечерни

Свящ.: "Благословен Бог наш..."

Начало обычное, если не читался 9-й час

"Приидите, поклонимся..." (трижды)

Псалом 103-й читается

Ектения великая

"Господи, воззвах..." [и стихи «Положи, Господи, хранение…»]

Стихиры со стихами на 6: 3 стихиры Октоиха

3 стихиры святому Минеи

* (если в Минее служба двум святым, то: 3 стихиры 1-му св., 3 стихиры 2-му св.)

Слава: святому Минеи (если есть)

И ныне: Богородичен (по гласу Славы из 2-го приложения Минеи)

"Свете Тихий…"

Прокимен дня

"Сподоби, Господи…"

Ектения просительная

Стихиры на стиховне (Октоиха)

Слава, и ныне: Богородичен Октоиха

* Если святому в Минее есть Слава: на стиховне, то, после 3-х стихир Октоиха - Слава: святому Минеи,

И ныне: Богородичен (по гласу Славы из 2-го приложения Минеи)

"Ныне отпущаеши…"

Трисвятое по Отче наш

Тропарь святому Минеи

Слава, и ныне: Богороднчен (по гласу тропаря св. из 4-го приложения Минеи)

* Если служба двум святым, то тропари поются в следующем порядке:

Тропарь 1-у св.,

Слава: тропарь 2-у св.,

И ныне: Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения Минеи)

Ектения сугубая

Окончание: С.: "Премудрость"

Х.: "Благослови"

С.: "Сый благословен..."

Х.: "Аминь. Утверди Боже..."

__________________________________________________________________

В современной практике к будничной вечерне присоединяется будничная утреня, поэтому после «Утверди, Боже…» следует возглас утрени «Слава Святей…», шестопсалмие и т.д.утреня.

С.: "Пресвятая Богородице, спаси нас"

Х.: "Честнейшую Херувим..."

С.: "Слава Тебе, Христе Боже..."

Х.: "Слава, и ныне... Господи помилуй (трижды) Благослови"

С.: произносит отпуст

Х.: "Великого Господина..."

I. Введение

С субботним богослужением в приходской практике часто связано множество сложностей и «подводных камней». Это богослужение стоит, в некотором смысле, особняком. Воскресные службы образуют отдельный тип; есть правила богослужения в будние дни; есть праздники, имеющие один и тот же знак Месяцеслова, но субботнее богослужение - это нечто совершенно особое, обладающее столь оригинальными чертами, что оно выделяется из всего многообразия православного богослужения.

Самое главное отличие любой субботы - это ее нерасторжимая связь с воскресным днем. Связь эта основывается на богословии богослужения двух главных суббот года - Великой и Лазаревой, в которые обращенность к воскресной и пасхальной теме наиболее ярко проявляется 1 . Соотношение субботнего богослужения с воскресным, доминантой которого является событие Воскресения Христова, в первую очередь выражается в совершении в субботу так называемого отдания гласа . При обычном устроении седмицы тот или иной глас Октоиха поется с начала ее, с воскресного дня, в течение всех дней, а суббота - это последний день исполнения песнопений данного гласа. В чине субботней службы предусмотрено усиленное употребление воскресных текстов именно этого гласа. В частности, в пяток вечера на субботней вечерне в течение всего года поется догматик уходящего гласа - песнопение, которое на прошедшем воскресном богослужении, т.е. в субботу вечера, пелось на И ныне в цикле стихир на Господи, воззвах . Этот воскресный текст - один из самых важных - повторяется в богослужении субботы (исключения из этого правила единичны) 2 .

В субботнем богослужении может участвовать утренний Богородичный канон из службы прошедшего воскресного дня, который при определенных праздниках (см. ниже) может быть взят для субботней утрени. Это также говорит о нарочито подчеркнутом употреблении воскресных текстов, принадлежащих отдаваемому гласу. Можно сказать, что отдание гласа в субботу - это своеобразное отдание предыдущего воскресного дня.

Кроме того, суббота обладает целым рядом праздничных богослужебных особенностей, хотя внешне субботнее богослужение напоминает будничное: великое славословие на утрене ради субботы не поется, полиелей не совершается, Евангелие на утрене не читается. Однако этот простой чин содержит в себе очень многое из того, что совершенно невозможно в будние дни.

Основное, что отличает субботу от будних дней, - это наличие обязательной полной Литургии, поскольку суббота в богослужебном смысле никогда не бывает постным днем. Главным литургическим признаком поста является отсутствие ежедневной полной Литургии - в этом основное воздержание и основная трудность поста. И в отношении телесного поста в субботу также бывает послабление, приравнивающее ее в системе многодневных постов к дню воскресному (например, в Великий пост елей на трапезе дозволяется по субботам и воскресеньям).

На субботней Литургии, как и в воскресенье, поются изобразительные антифоны, и невозможно пение будничных антифонов (хотя в Уставе этот вопрос решается не вполне однозначно).

На утрене в субботу, как в праздничные и в воскресные дни, после кафизм всегда должны быть малые ектении. Канон в субботу должен петься с праздничной редакцией библейских песней: Поем Господеви . И эти обстоятельства ставят субботу на определенную ступень в иерархии богослужебных чинов.

Существует еще одна весьма яркая особенность, заключающая в себе и связь с воскресным днем, и некоторый элемент праздника: на утрене в субботу всегда стихословится 17-я кафизма. Причем это становится возможным в результате невероятного в рамках Устава явления - перестановки кафизм в порядке их распределения по дням седмицы. Псалтирь, прочитывающаяся целиком за седмицу, начинает стихословиться на воскресной вечерне в субботу вечера. В последовательном следовании кафизм на службах в течение седмицы на утреню пятницы должны были бы приходиться 16-я и 17-я кафизмы, а на субботу - 19-я и 20-я. Однако Типикон намеренно 16-ю и 17-ю кафизмы помещает на субботу, а 19-ю и 20-ю - на пятницу (ср.: Типикон, гл. 17). В этом перемещении, нарушающем простой и ясный порядок следования кафизм, просматривается определенная цель - соотнести субботнее богослужение с воскресным, в которое, по Уставу, большую часть года поются Непорочны (17-я кафизма) 3 . Такое преднамеренное включение яркого атрибута воскресной службы в субботнее богослужение усиливается еще и тем, что при стихословии 17-й кафизмы на утрене субботнего дня, согласно Типикону, совершается каждение всего храма (как это происходит и на воскресной службе). Однако следует отметить, что в этом моменте Устав все же литургически не приравнивает субботу к воскресенью: Непорочны в субботу стихословятся как обычная рядовая кафизма, а не поются на 5-й глас, как это должно быть на воскресной утрене (ср.: Типикон, гл. 2).

Помимо перечисленных уникальных особенностей субботы существуют еще и такие, с которыми нельзя встретиться ни в какой другой богослужебный день. В частности, именно в субботу усиленно вспоминается посвящение храма, что является своеобразным явлением престольного праздника. Почти всегда при малых праздниках в субботу на утрене должен петься канон храма 4 .

Неповторимой особенностью субботы является и соотношение текстов Октоиха и Минеи: в этот день Минея идет перед Октоихом, или, как говорят, предваряет . И в воскресный день, и в седмичные дни, если в каком-либо элементе службы (например, в стихирах или каноне) сочетаются тексты Октоиха и Минеи, то сначала поется Октоих, а потом Минея. В субботу же наоборот: сначала поется Минея, а потом Октоих, что - помимо всего прочего - может быть расценено и как усиление Уставом отдания действовавшего в течение седмицы гласа. Песнопения Октоиха, таким образом, становятся в каждом элементе службы своего рода логической «точкой», на которой лежит особое смысловое ударение. Причем такое соотношение рядовых текстов Октоиха с памятями Минеи распространяется и на чтения Литургии: в субботу сначала читается Апостол и Евангелие святого Минеи, а потом - рядовые, в таком же порядке возглашаются прокимны и поются аллилуиарии и причастны (сначала Минеи, потом - дня).

Следует отметить также и соотношение двух литургических тем субботнего дня - воспоминания всех святых и поминовения усопших (суббота - это единственный день, когда, если строго следовать Уставу, можно совершать заупокойное богослужение). Вообще, различение и где-то даже противопоставление этих двух тем вызвано некоторой ущербностью и дробностью нашего мышления. Ведь с точки зрения раннего христианства, воспоминание святых и поминовение усопших - это в, некотором смысле, одна тема, потому что святые - это и есть усопшие христиане. Молитва за усопших и молитва с просьбой о помощи к старшим братьям, к тем, кто уже в Небесном Отечестве, - это изначально нечто единое.

II. Субботнее богослужение при малых праздниках Месяцеслова

Устав предлагает два образца субботнего богослужения - служба с Бог Господь , и с Аллилуиа . При этом следует помнить, что суббота коренным образом отличается от будних дней: будничное и субботнее аллилуйные богослужения - это разные литургические категории. Служба с Аллилуиа в седмичные дни представляет собой разновидность постового богослужения (св. Четыредесятницы или малых постов) с отменой полной Литургии, а субботняя служба с Аллилуиа - тип субботнего богослужения, в котором акцент делается на поминовение усопших, иначе говоря - заупокойная служба (совершается в период пения Октоиха по 13-й главе Типикона) 5 .

В православной богослужебной эортологической (от греч. έορτή - праздник) системе к малым праздникам Месяцеслова (ср.: Типикон, гл. 47) относятся памяти славословных и шестеричных святых, обозначающиеся в Типиконе знаками - три точки несовершенно окружены , красен вид имущие , и три точки несовершенно окружены, черн вид имущие . Также в число малых праздников традиционно включают и памяти святых, службы которых в Уставе не имеют никакого знака (т. н. малые святые или святые без знака ).

Порядок субботних служб при одном святом без знака, в службе которого имеется тропарь, изложен в 12-й главе Типикона () и в главах Октоиха (О службе субботней: о вечерни, о утрени и о Литургии, егда поем «Бог Господь» и Указ о службе субботней ). Данные рубрики восполняют указания 9-й главы Типикона, посвященной седмичному богослужению, которое положено в основу чинопоследований суточных служб и в субботу (при малых праздниках).

Согласно Уставу, если в службе святого отсутствует тропарь, должно совершаться заупокойное богослужение с пением на утрене Аллилуиа вместо Бог Господь (по 13-й главе Типикона; ср.: Типикон гл. 12) 6 . Впрочем, по желанию настоятеля, в субботу при святом без тропаря может правиться служба и с Бог Господь , возможность чего оговаривается в указаниях Октоиха (Указ о службе субботней ; Типикон, гл. 13).

В субботние дни при малых праздниках Месяцеслова Устав предполагает совершение следующих служб суточного круга:

  • вседневная вечерня, предваряемая 9-м часом;
  • малое повечерие;
  • субботняя полунощница;
  • вседневная утреня (при совершении славословной службы - утреня с великим славословием );
  • 1-й, 3-й и 6-й трипсалмные часы;
  • Литургия св. Иоанна Златоуста .

А. Чинопоследование

В схематичной форме порядок служб при малых праздниках в субботние дни можно представить следующим образом 7 .

Вседневная вечерня
Возглас: Благословен Бог наш…
Приидите, поклонимся... (читается предстоятелем 8)
Предначинательный (103-й) псалом (читается предстоятелем).
(Иерей читает светильничные молитвы.)
Ектения великая: Миром Господу помолимся . Возглас: Яко подобает...
Рядовая кафизма
Ектения малая: Паки и паки... Возглас: Яко Твоя держава...
Псалмы Господи, воззвах. (Совершается каждение храма.)
Стихиры на Господи, воззвах (на 6)
Читается 9 Свете Тихий…
Прокимен дня 10
Сподоби, Господи... 11
Ектения просительная: Исполним вечернюю молитву... Возглас: Яко Благ...
Молитва главопреклонения. Возглас: Буди держава...
Стихиры на стиховне 12
Ныне отпущаеши… 13
Трисвятое по
Тропари в конец вечерни
Ектения сугубая сокращенная: Помилуй нас, Боже… Возглас: Яко Милостив...
Окончание вечерни:
Премудрость. Благослови.
Сый благословен…
Утверди, Боже…
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Честнейшую Херувим…
Слава Тебе, Христе Боже…
Слава, и ныне: Господи, помилуй (трижды), Благослови.
Великий отпуст (при закрытых Царских Вратах).
Многолетны, [заупокойная лития в притворе] и исхождение в трапезу 14 .
Малое повечерие
Благословен Бог наш… 15
Царю Небесный… Трисвятое по Отче наш… Яко Твое есть Царство...
Господи, помилуй (12 раз), Слава, и ныне:
Приидите, поклонимся (трижды)
Псалмы 50-й, 69-й, 142-й.
Вседневное славословие: Слава в Вышних Богу...
Символ веры
Канон
Достойно есть...
Трисвятое по Отче наш… Яко Твое есть Царство...
Тропари и кондаки
Господи, помилуй (40 раз)
Иже на всякое время...
Господи, помилуй (трижды), Слава, и ныне:
Честнейшую Херувим...
Именем Господним...
Молитвами святых отец...
Нескверная, Неблазная…
И даждь нам, Владыко…

Преславная Приснодево…
Упование мое Отец…
Окончание: Слава Тебе, Христе Боже...
Слава, и ныне: Господи, помилуй (трижды), Благослови.
Отпуст малый.
Прощение обычное:
Ектения:
Молитвами святых отец...
Субботняя полунощница
Благословен Бог наш…
Царю Небесный… Трисвятое по Отче наш… Яко Твое есть Царство...
Господи, помилуй (12 раз), Слава, и ныне:
Приидите, поклонимся (трижды)
Псалом 50-й
Кафизма 9-я
Символ веры
Трисвятое по Отче наш… Яко Твое есть Царство...
По 1-м Трисвятом – тропари Часослова: Несозданное Естество…
Господи, помилуй (40 раз)
Иже на всякое время...
Господи, помилуй (трижды), Слава, и ныне:
Честнейшую Херувим...
Именем Господним...
Боже, ущедри ны…
Молитва: Владыко, Боже…
Молитва св. Евстратия: Величая, величаю Тя...
Приидите, поклонимся... (трижды)
Двупсалмие: псалмы 120-й и 133-й.
Слава, и ныне:
Трисвятое по Отче наш… Яко Твое есть Царство...
По 2-м Трисвятом – тропари заупокойные: Помяни, Господи, яко Благ…
Господи, помилуй (12 раз)
Молитва заупокойная:Помяни, Господи, в надежди воскресения...
Преславная Приснодево…
Упование мое Отец…
Окончание: Слава Тебе, Христе Боже...,
Слава, и ныне: Господи, помилуй (трижды), Благослови.
Отпуст малый.
Прощение обычное: Благословите, отцы святии...
Ектения: Помолимся о Великом Господине...
Молитвами святых отец…
Утреня
вседневная славословная
Благословен Бог наш…
Двупсалмие: псалмы 19-й и 20-й.
(Совершается каждение алтаря и храма.)
Слава Святей…
Шестопсалмие 16 .
(Иерей читает утренние молитвы) 17
Ектения великая: Миром Господу помолимся. Возглас: Яко подобает...
Бог Господь со стихами
Тропари на Бог Господь
Кафизмы
По кафизмах:
малые ектении: Паки и паки... (возгласы: Яко Твоя держава... и Яко Благ... ),
седальны [и назидательные чтения]
Господи, помилуй (трижды) Слава, и ныне:
50-й псалом
КАНОН
По 3-й, 6-й и 9-й песнях – малая ектения (возгласы: Яко Ты еси Бог..., Ты бо еси Царь мира...,
Яко Тя хвалят...
).
По 3-й песни – кондак и икос (если есть), седальны [и назидательное чтение].
По 6-й песни – кондак и икос [и назидательное чтение (Про лог)].
По 8-й песни – Честнейшую . (Совершается каждение храма.)
Всякое дыхание…
Хвалитные псалмы
Стихиры на хвалитех на 4 (есть в службе
некоторых шестеричных святых)
Стихиры на хвалитех на 4

(читается, если не пелись стихиры на хвалитех)
Вседневное славословие 18 Великое славословие 19
Ектения просительная: Исполним утреннюю...
Возглас: Яко Бог милости...
Тропари в конец утрени
Молитва главопреклонения.
Возглас: Твое бо есть...
Ектения сугубая сокращенная: Помилуй нас,
Боже...
Возглас: Яко Милостив...
Стихиры на стиховне Ектения просительная: Исполним утреннюю...
Возглас: Яко Бог милости...
Благо есть... Молитва главопреклонения.
Возглас: Твое бо есть...
Трисвятое по Отче наш…
Яко Твое есть Царство...
Тропари в конец утрени
Ектения сугубая сокращенная: Помилуй нас, Боже...
Возглас: Яко Милостив...
Окончание утрени:
Премудрость. Благослови.
Сый благословен…
Утверди, Боже…
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Честнейшую Херувим…
Слава Тебе, Христе Боже

Слава, и ныне: Господи, помилуй (трижды),
Благослови.
Великий отпуст в открытых царских вратах 20 .
Многолетны.
[Исхождение в притвор при пении самогласной стихиры святого для чтения 1-го часа] 21
1-й час
Отпуст великий. Отпуст конечный малый.
Заупокойная лития [в притворе]

Б. Изменяемые элементы богослужения в субботние дни при малых праздниках

Изменяемые части богослужения малых праздников в субботние дни представлены в виде таблицы, что облегчает восприятие структуры службы и позволяет легче в ней ориентироваться.

Святой без знака
(малый святой)
Шестеричный святой Два малых
святых
Славословный святой
Вседневная вечерня
Кафизма Кафизма 18-я 22
Стихиры на Господи,
воззвах
Стихиры Минеи на 6. Стихиры Минеи на 6:
1-го святого – 3, 2-го святого – 3.
Стихиры Минеи на 6.
Слава: Минеи (если есть) 23 ; И ныне: догматик отдаваемого гласа (прил. 1-е) 24 .
Вход
с кадилом
не совершается
Прокимен Прокимен дня, глас 7-й: Боже, Заступник мой еси Ты… (со стихом).
Стихиры на стиховне Стихиры Октоиха: мученичны гласа с Господи, воззвах – 3 (2-й, 3-й и 4-й) 25 с будничными стиховными стихами (из Часослова).
Слава: Минеи (если есть); И ныне: Богородичен от ме ньших, по гласу Славы (прил. 2-е).
Слава, и ныне –
стиховный Богородичен Октоиха.
Стихиры Минеи (со своими припевами).
Слава: Минеи; И ныне: Богородичен Минеи
на ряду или Богородичен
от ме ньших, по гласу Славы (прил. 2-е) 26
Тропари
в конец
вечерни
2 7
Тропарь Минеи 28 .
Слава, и ныне: о льших (прил. 3-е).

Слава:
И ныне: Богородичен отдаваемого гласа, от бо льших (прил. 3-е).
Тропарь Минеи.
Слава, и ныне: Богородичен отдаваемого гласа, от бо льших (прил. 3-е).
Малое повечерие
Канон 29 Богородичный канон Октоиха.
Может петься (ср.: Типикон, гл. 12) заупокойный канон гласа
(2-й канон утрени в Октоихе) 30 .
{Канон (и стихиры) Минеи 31 }
Тропари Тропарь храма (Господского или Богородичного) 32 ;
тропарь дня (субботы): Апостоли, мученицы и пророцы… 33 .
Слава – кондак: Со святыми упокой…
И ныне – кондак дня (субботы): Яко начатки естества… 34 .
Кондак Минеи 3 5
Субботняя полунощница
Утреня
Тип утрени вседневная славословная
Тропари на Бог Господь Тропарь Минеи (дважды).
Слава, и ныне: Богородичен по гласу
тропаря, от бо льших (прил. 3-е).
Тропарь Минеи (1-го святого) (дважды).
Слава: тропарь Минеи (2-го святого);
И ныне: Богородичен по гласу Славы , от бо льших (прил. 3-е).
Тропарь Минеи (дважды).
Слава, и ныне: Богородичен отдаваемого гласа, от бо льших (прил. 3-е).
Кафизмы Кафизмы 16-я и 17-я.
На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи,
воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12) 36 .
Малые
ектении по кафизмах
Произносятся 37
Седальны по кафизмах Октоиха 38 Минеи
Святой без знака
(малый святой)
Шестеричный святой Два малых
святых
Славословный святой
КАНОН Храм Гоcподский и Богородицы Храм святого Храм святого Храм Гоcподский и Богородицы Храм Господский, Богородицы и святого Храм святого Храм Господский и Бoгородицы
Канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), Минеи на 4 и Октоиха (мученичный) 40 на 4 Канон Минеи со ирмосом на 6
(ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный)
на 4
Канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), Минеи на 6 и Октоиха (мученичный) на 4 Канон Минеи 41
(1-го святого)
со ирмосом на 6
(ирмосы по дважды), Минеи (2-го святого) на 4 и Октоиха
(мученичный) на 4
Канон Богородицы (отдаваемого гласа) 42 со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Минеи на 8 43 Канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Минеи на 8
Библейские песни Поем Господеви... 44
Катавасия По 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – покрывающий ирмос
(мученичного канона Октоиха)
Катавасия рядовая 45 (по каждой песни)
По 3 песни Седален Минеи 46 .
Слава, и ныне: Богородичен (на ряду).
Кондак и икос Минеи (2-го святого), если есть; седален Минеи (2-го святого [или 1-го святого]).
Слава: седален Минеи (1-го святого [или 2-го святого]);
И ныне: Богородичен (на ряду).
Седален Минеи (дважды) 47 . Слава, и ныне: Богородичен (на ряду).
По 6 песни Кондак (и икос) Минеи 48 Кондак (и икос) Минеи (1-го святого) Кондак и икос Минеи
По 8 песни Честнейшую... (каждение алтаря и храма)
Достойно есть поется не поется 49
По 9 песни Светилен Минеи (если есть).
Слава: ексапостиларий Октоиха: Иже и мертвыми… 50 ,
И ныне: Богородичен ексапостилария
Октоиха: Мы о Тебе хвалимся… 51
Светилен Минеи (дважды); Слава, и ныне: Богородичен Минеи 52 .
Всякое дыхание 53 нет есть
Хвалитные псалмы 54 читаются Если в Минее есть хвалитные стихиры, то псалмы поются. Если стихир на хвалитех нет, то псалмы читаются. читаются поются 55
Хвалитные стихиры 56 не поются 57 Если в Минее есть хвалитные стихиры 58 , то они поются на 4 .
Слава: Минеи;
И ныне: Богородичен от ме ньших, по гласу Славы (прил. 2-е)
не поются Стихиры Минеи на 4 .
Слава: Минеи;
И ныне: Богородичен Минеи на ряду или Богородичен от ме ньших, по гласу Славы (прил. 2-е) 59
Слава, и ныне:
Тебе слава подобает...
60
читается Если не пелись хвалитные стихиры, то читается. Если стихиры на хвалитех пелись, то не читается. читается не читается
Славословие вседневное (читается) великое
(поется)
Стихиры на стиховне Стихиры Октоиха: мученичны из числа стихир на хвалитех – 3 (1-й, 2-й и 3-й) 61 с будничными стиховными стихами (из Часослова).
Слава: Минеи (если есть); И ныне: Богородичен от ме ньших, по гласу Славы (прил. 2-е).
Если славник в Минее отсутствует, то на Слава, и ныне – Богородичен хвалитных стихир Октоиха.
не поются
Тропари в конец утрени Тропарь Минеи 62 .
Слава, и ныне: Богородичен по гласу тропаря, от ме ньших (прил. 4-е) 63 , или Богородичен отдаваемого гласа, от ме ньших (прил. 4-е) 64 .
Тропарь Минеи (1-го святого).
Слава: тропарь Минеи (2-го святого);
И ныне: Богородичен по гласу Славы , от ме ньших (прил. 4-е), или Богородичен отдаваемого гласа, от ме ньших (прил. 4-е).
Тропарь Минеи.
Слава, и ныне: Богородичен отдаваемого гласа, от бо льших (прил. 3-е).
На часах 65 Тропарь и кондак Минеи Тропарь Минеи (1-го святого).
Слава: тропарь Минеи (2-го святого).
Кондаки святых глаголем пременяюще 66
Тропарь и кондак Минеи
Литургия св. Иоанна Златоуста
Антифоны Изобразительны 67
Блаженны Если в службе Минеи не назначаются Блаженны 68: Октоиха на 6.
Если в службе Минеи назначаются Блаженны 69 : канона Минеи песнь 3-я на 4 (со ирмосом) и Октоиха на 4.
Канона Минеи песнь 3-я на 4 (со ирмосом) и песнь 6-я на 4 70
Входное Приидите, поклонимся... во святых Дивен сый...
Тропари и кондаки по Входе Тропарь храма (Господского или Богородицы) 71 ,
тропарь дня (субботы): Апостоли, мученицы и пророцы...,
тропарь[и] Минеи;
кондак храма (Господского или Богородицы) 72 ,
кондак[и] Минеи.
Слава – кондак: Со святыми упокой…,
И ныне – кондак дня (субботы): Яко начатки естества…
Тропарь храма 73 , тропарь
Минеи 74 ; кондак храма святого.
Слава: кондак Минеи,
И ныне: кондак храма Господского или Богородицы 75 , в храме святого – кондак: Предстательство христиан...
Прокимен, Аллилуиарий и причастен Минеи (если есть) 76 и дня (субботы) 77
Апостол и Евангелие Минеи (если есть) и рядовые

III. Заключение

В завершение необходимо еще раз отметить, что суббота – это особый день седмицы и некий неповторимый, исключительный день года. Важность богослужения этого дня для духовной жизни христианина подчеркивается следующим требованием православной литургической традиции, зафиксированной в «Известии учительном» славянского Слу-жебника: «Да весть приходский иерей, яко в кийждо великий праздник и Неделю, к сим же и в куюждо субботу [выделено нами. – Свящ. С. В. ] должен есть литургисати, под смертным грехом: ибо аще литургисати не будет, многим от слушания Божественныя службы запнет, юже от Божияго и церковнаго повеления кийждо христианин в кийждо святый день слушати должен есть»78. В свете данного указания становится еще более актуальным знание священнослужителями и церковнослужителями особенностей субботнего богослужения. Ведь через точное следование предписаниям Устава раскрывается глубокий смысл и внутреннее содержание Православного богослужения.

Священник Сергий Ванюков

  1. Ср.: Ильин В.Н. Запечатанный Гроб. Пасха нетления: Объяснение служб Страстной седмицы и Пасхи. Клин, 2001; Красовицкая М.С. Литургика. М., 2000. С. 125–131.
  2. В прочие моменты службы на субботнем богослужении поются преимущественно воскресные Богородичны, а иногда (например, на вечерне после тропарей) – обязательно отдаваемого (или настоящего ) гласа, т. е. действующего с прошедшего воскресенья.
  3. В современной приходской практике пение Непорочных (17-й кафизмы) на воскресной утрене вытеснено пением полиелея (134-го и 135-го псалмов).
  4. Подобных воспоминаний престольного праздника вне его конкретного дня в Уставе не так уж много. Например, на литии обычно поется стихира храма, что логически объясняется движением молящихся во главе с духовенством по пространству храма в притвор. На малом входе на Литургии обычно звучит тропарь и кондак храма, что также исторически может быть объяснено тем обстоятельством, что малый вход, по сути, – древний вход в храм, и в этот момент наиболее уместно воспоминание посвящения престола. Пение же канона храма на утрене – это явление, выходящее за рамки данных примеров и ставящее субботу в совершенно особе положение в литургической системе.
  5. Аллилуиа на утрене в седмичные дни поется четырежды с особыми стихами: От нощи утренюет… , а при заупокойном богослужении в субботу Аллилуиа поется трижды с заупокойными стихами: Блажени, яже избрал….
  6. В современной приходской практике Русской Церкви аллилуйная служба в субботу (по 13-й главе Типикона) совершается, как правило, раз в год – в Димитриевскую родительскую субботу.
  7. Порядок богослужения ориентирован на предписания Устава. Подразумевается, что с приходской практикой большинство читателей знакомо. В таблице полужирным выделены изменяемые части служб суточного круга, в квадратные скобки заключены обычно опускаемые элементы богослужения.
  8. Под предстоятелем и настоятелем Устав подразумевает игумена монастыря или того, кто в отсутствие игумена выполняет его функции на богослужении (напр., екклисиарха).
  9. По Уставу, Свете Тихий поется, если на вечерне совершается вход. Если входа нет, Свете Тихий читается предстоятелем.
  10. Прокимны вечерни, а также Бог Господь , по Уставу, возглашаются канонархом на середине храма. В некоторых монастырях следуют этой традиции, однако в большинстве храмов Русской Церкви прокимны и Бог Господь возглашает священник или диакон, причем прокимны вечерни глаголются «внутрь» алтаря.
  11. Сподоби, Господи читается, согласно Уставу, предстоятелем, т. е. представляет собой, в афонской терминологии, т. н. «старческую» молитву, наряду с Ныне отпущаеши , шестопсалмием и некоторыми другими текстами богослужения, которые должны произноситься не рядовым чтецом, а старцем, т. е. игуменом монастыря или духовно авторитетным монахом (духовником обители и т. п.).
  12. Стихиры на стиховне в течение всего года должны петься двумя хорами, сошедшимися на середине храма. В современной практике это предписание Устава, как правило, не выполняется.
  13. Ныне отпущаеши должен читать предстоятель (ср.: Типикон, гл. 2, 9), а Трисвятое после него – чтец. В современном приходском богослужении Ныне отпущаеши обычно поет хор.
  14. Такое окончание положено на вседневной вечерне, которая должна совершаться отдельно от утрени. По сложившейся богослужебной практике, повечерие и полунощница на приходах обычно опускаются, и вслед за вседневной вечерней сразу совершается утреня. В таком случае после Утверди, Боже… иерей в алтаре пред престолом произносит возглас утрени: Слава Святей …, творя крест кадилом (двупсалмие утрени также обычно опускается).
  15. Малое повечерие и полунощница совершаются, по уставной традиции, в притворе храма, при закрытой завесе царских врат. Этот обычай сохраняется и в наше время в большинстве обителей Святой Горы.
  16. Устав предписывает читать шестопсалмие предстоятелю.
  17. По Уставу, священник начинает пред царскими вратами читать 12 утренних молитв Служебника после первых трех псалмов шестопсалмия.
  18. По указанию Типикона, читается предстоятелем (ср.: гл. 9).
  19. На пение великого славословия, по традиции, отверзаются царские врата. Типикон предполагает открытие царских врат только на произнесение отпуста утрени.
  20. Утреня с пением великого славословия заканчивается отпустом, поскольку 1-й час, по мысли Устава, должен читаться не в храме, а в притворе, куда все исходят после окончания утрени. После вседневной утрени чтение 1-го часа совершается в храме, поэтому отпуста на ней не бывает.
  21. В современной традиции Русской Церкви исхождение в притвор для чтения 1-го часа не совершается.
  22. Если накануне совершалось всенощное бдение, то кафизма отменяется.
  23. Славник Минеи может отсутствовать в службе святого без знака и двух малых святых.
  24. О приложениях Богородичнов см.: Ванюков С.А. Богослужение полиелейных и бденных праздников // Московские епархиальные ведомости. М., 2007. ¹3–4. С. 90–107.
  25. Устав (см.: Указ о службе субботней в Октоихе) предписывает петь на стиховнах 2-й, 3-й и 4-й мученичен с Господи, воззвах . Эти мученичны в субботней службе 1–7 гласов располагаются во второй группе стихир. В субботней службе 8-го гласа три мученична даны в Октоихе в первой группе стихир, а 4-я, 5-я и 6-я стихиры не являются мученичнами по содержанию. Поэтому при совершении субботней службы Октоиха 8-го гласа мученичны для пения стихир на стиховне нужно заимствовать из 1-й группы стихир. Стиховные стихиры Октоиха на субботней службе с Бог Господь не поются.
  26. Славы (из 2-го приложения).
  27. Типикон в 12-й главе не упоминает о совершении литии за усопших после вечерни. По мнению В. Розанова, заупокойная лития или панихида (по 14-й главе Типикона и Октоиху) в пяток вечера назначается только при службе с Аллилуиа (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви. М., 1998п. С. 144, 199, 642). Свт. Афанасий (Сахаров) толкует указания 14-й главы Типикона о совершении панихиды: В пяток вечера, по отпущении вечерни, облекшуся священнику в фелонь… и т. д., как относящиеся и к богослужению с Бог Господь (ср.: Афанасий (Сахаров), свт . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатисъ, 1995. С. 58).
  28. Указ о службе субботней ).
  29. Каноны на повечерии поются без ирмосов и библейских песней, с соответствующими припевами. К предпоследнему тропарю 8-й песни припев: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу . (Ср.: Октоих, последование молебна; Афанасий (Сахаров), свт. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатисъ, 1995. С. 172.) Ирмосы поются только в случаях, специально оговоренных в Уставе (ср.: каноны предпразднства Рождества Христова и Богоявления, Страстной седмицы).
  30. По мнению В.Розанова (см. его «Богослужебный Устав...». С. 199), на повечерии в пяток вечера необходимо петь Богородичный канон Октоиха, а заупокойный канон (вместо канона Богородицы) поется на повечерии лишь при наличии прямого указания Устава (например, в период пения Триоди Постной и Цветной). В период пения Октоиха заупокойный канон исполняется на панихиде, которая, согласно мнению В. Розанова, должна служиться после вечерни в том случае, если в субботу совершается аллилуйное богослужение (по 13-й главе Типикона).

    По мнению свт. Афанасия (Сахарова), заупокойный канон Октоиха поется ежеседмично в пяток вечера (за редким исключением): либо на панихиде (которая, по его толкованию, совершается и при службе с Бог Господь ), либо – в случае отмены панихиды (например, при славословной службе) – на повечерии. Причем заупокойный канон на повечерии, согласно мнению свт. Афанасия, может совмещаться с каноном Богородицы. (Ср.: Афанасий (Сахаров), свт . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатисъ, 1995. С. 58, 61, 63–66.) [Следует отметить, что в 6-й Марковой главе Типикона под 24 февраля косвенно указывается на возможность пения на повечерии в пяток вечера только одного канона Октоиха – либо Богородичного, либо заупокойного: «На повечерии поем канон усопших в притворе Октоиха гласа, или Богородичен».]

  31. Службы рядовых святых этого или другого дня (канон и стихиры с Господи, воззвах ; ср.: Типикон, 21 декабря, «зри») могут переноситься по различным причинам на повечерие и соединяться с каноном Октоиха. О пении служб святых на повечерии см.: Ванюков С.А. Богослужение с великим славословием // Московские епархиальные ведомости. М., 2006. ¹9–10. С. 164–170; он же . Богослужение полиелейных и бденных праздников // Московские епархиальные ведомости. М., 2007. ¹3–4. С. 90–107.
  32. Тропарь храма святого не произносится, поскольку храмовый святой «именован» в дневном тропаре (ср.: Типикон, гл. 52).
  33. Второй дневной тропарь субботы (Помяни, Господи, яко Благ …) на службе с Бог Господь не поется.
  34. В храме Господском и Богородицы тропари и кондаки обычно покрываются кондаком храма, но в пяток вечера, по указанию 52-й главы Типикона, должен быть кондак дня: Яко начатки ...
  35. Ср.: Типикон, гл. 52; Октоих, Указ о службе субботней .
  36. «Посем стихологисуем Непорочны, в нихже кадит священник» (Типикон, гл. 12).
  37. Малые ектении по кафизмах всегда произносятся в субботние дни и предшествуют праздничным седальнам Минеи (при славословной службе), либо субботним седальнам Октоиха, среди которых присутствуют воскресные тексты (напр., Богородичен седальнов по 1-м стихословии).
  38. Состав седальнов Октоиха в субботние дни следующий. В седальнах по 1-м стихословии в службе 1-го и 2-го гласа содержится два мученична и покоин, в службе 3-го – 8-го гласов покоин отсутствует. В седальнах по 2-м стихословии в службе всех гласов (кроме 8-го) помещаются два мученична и покоин, в субботней службе 8-го гласа – мученичен и два мертвена. Каждая группа седальнов заканчивается Богородичном (на Слава, и ныне ), причем Богородичен 1-й группы седальнов – это тропарный отпустительный Богородичен отдаваемого гласа. Значение этого отпустительного Богородична особо подчеркивается Уставом: при службе святого со славословием (и выше), когда седальны по кафизмах поются из Минеи, и седальны Октоиха по этой причине отменяются, отпустительный Богородичен отдаваемого гласа переносится и поется в заключение тропарей на Бог Господь .
  39. В Октоихе (см.: Указ о службе субботней ) приводится также порядок пения канонов в храме Воскресения Христова.
  40. Октоих в последовании субботней утрени содержит два канона: 1-й – мученичный, 2-й – заупокойный. Второй канон Октоиха на утрене никогда не поется (о чем свидетельствует наличие молебных припевов в его составе); он предназначен для исполнения на панихиде в пяток вечера или, в случае ее отсутствия, на повечерии.
  41. При совершении службы двух малых святых в субботу канон храма не поется (ср.: Типикон, гл. 11). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав...», с. 152), в храме Господском и Богородицы при совершении службы двух святых без знака каноны поются следующим образом: канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), Минеи (1-го святого) на 3, Минеи (2-го святого) на 3 и Октоиха (мученичный) на 4.
  42. При совпадении памяти славословного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон с воскресной утрени отдаваемого гласа (см.: Типикон, гл. 11, «зри»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.
  43. Канон храма не поется (ср.: Типикон, гл. 11).
  44. При соединении канона с библейскими песнями в праздничной редакции сначала дважды (без припевов) попеременно обоими ликами поется ирмос 1-го канона, далее 1-й стих библейской песни и 1-й тропарь, после чего продолжается чередование тропарей канонов со стихами библейской песни. Нечетные песни канона, согласно Уставу, начинает петь 1-й лик, четные – 2-й.
  45. О катавасии см.: Типикон, гл.19.
  46. 46 При совершении седмичного богослужения в соединении со службой шестеричного святого седален святого поется дважды (ср.: Типикон 5 сентября; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 112). При описании субботнего богослужения об этой особенности в Уставе умалчивается (ср.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 162).
  47. Согласно богослужебной практике, если по 3-й песни приводится в Минее один седален (с Богородичном), то он поется дважды, а Богородичен – на Слава, и ныне ; если два седальна (с Богородичном), то каждый из них поется единожды, причем второй седален – на Славу .
  48. Если у святого без знака отсутствует кондак, то при совершении службы с Бог Господь поется кондак общий по лику святого (ср.: Указ о службе субботней в Октоихе).
  49. Песнопение Достойно есть по 9-й песни канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, во всю Пятидесятницу, в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона есть катавасия.
  50. Ексапостиларий Октоиха заимствуется из приложения: Ексапостиларии всея седмицы .
  51. Если в Минее у малого святого отсутствует светилен, то поется только ексапостиларий субботы (из Октоиха): Иже и мертвыми… Слава, и ныне: Мы о Тебе хвалимся…
  52. Исполнение светильнов совершается аналогично пению седальнов по 3-й песни канона.
  53. Всякое дыхание... предваряет хвалитные псалмы, если поется великое славословие.
  54. Способ исполнения хвалитных псалмов зависит от наличия стихир на хвалитех. Псалмы поются, если на службе есть хвалитные стихиры, и читаются, если стихиры отсутствуют.
  55. Служба славословного святого всегда содержит стихиры на хвалитех.
  56. При совершении в субботу службы с Бог Господь хвалитные стихиры поются только из Минеи. Хвалитные стихиры Октоиха при таком типе богослужения поются на стиховне утрени. Стиховные стихиры Октоиха поются только на службе с Аллилуиа .
  57. В службе святого без знака и двух малых святых хвалитных стихир нет. Хвалитные стихиры Октоиха поются на стиховне.
  58. См., напр., 6, 16, 20, 24 сентября. Многие шестеричные святые не имеют хвалитных стихир (см., напр., 5, 7, 9, 29, 30 сентября).
  59. Богородичен часто указывается в Минее на ряду. В случае его отсутствия поется Богородичен седмичный по гласу Славы (из 2-го приложения).
  60. Чтение Слава, и ныне: Тебе слава подобает... после хвалитных псалмов на утрене бывает в том случае, если не поются стихиры на хвалитех.
  61. Стиховны Октоиха не поются на субботнем богослужении с Бог Господь . В состав стихир на хвалитех Октоиха входят мученичны и покоин (или мертвен). Три мученична со стихир на хвалитех на службе с Бог Господь поются в качестве стиховных стихир с будничными стиховными стихами Часослова (а не с заупокойными стиховными стихами Октоиха), покоин хвалитных стихир опускается.
  62. Если в Минее в службе малого святого отсутствует тропарь, то поется общий тропарь по лику святого (ср.: Октоих, Указ о службе субботней ).
  63. Ср.: Типикон, гл. 12; Октоих, Указ о службе субботней .
  64. Ср.: Типикон, гл. 52.
  65. После отпуста 1-го часа в притворе совершается заупокойная лития (ср.: Типикон, гл. 12). При совершении славословной службы заупокойная лития отменяется, поскольку утреня носит праздничный характер (ср.: Афанасий (Сахаров), свт . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатисъ, 1995. С. 62).
  66. Согласно 52-й главе Типикона, на 1-м и 6-м часах – кондак 1-го святого, на 3-м и 9-м часах – кондак 2-го святого (ср.: Розанов В . Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 245–246). В Типиконе встречается также порядок чередования кондаков на часах в соответствии с расположением кондаков в структуре утреннего канона: на 1-м и 6-м часах произносится кондак, петый по 3-й песни канона, а на 3-м и 9-м – кондак с 6-й песни канона (ср.: Типикон, гл. 3 и 4; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 240–241).
  67. Типикон в 21-й главе (О еже когда глаголются изобразительная, и когда антифоны ) не упоминает субботу среди дней, в которые поются изобразительные антифоны, однако даже при аллилуйном богослужении в субботу назначаются Блаженны , входящие в состав изобразительных антифонов (ср.: Типикон, гл. 13). Пение изобразительных антифонов в субботу более соответствует строю богослужения этого дня (с праздничной редакцией библейских песней на утрене и воскресными Богородичнами отдаваемого гласа), чем пение вседневных антифонов (ср.: указание на Блаженны в 12-й главе Типикона).
  68. См., напр., 4, 22, 25 и 27 сентября, 4, 5, 8, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 24 октября. В службе шестеричного святого Блаженны Минеи указываются всегда.
  69. Если при совершении службы двух малых святых Блаженны назначаются из обоих канонов (1-го святого, песнь 3-я (со ирмосом) – 4 и 2-го святого, песнь 6-я – 4), то Блаженны Октоиха опускаются.
  70. Блаженны Октоиха опускаются.
  71. В храме святого в субботу тропарь и кондак храма не поются, потому что все святые именованы в тропаре и кондаке дня.
  72. «Такой именно порядок тропарей и кондаков указан в Октоихе. Между тем, в 52 гл. Тип., л. 385, не упомянуто о кондаке храма Христова или Богородицы, а в 12 гл. даже сказано: «в субботу бо храмовые кондаки Христовы и Богородицы оставляются; точию аще прилучится великий святый, тогда И ныне , кондак храма Христова или храма Богородицы; а идеже несть храма Христова и Богородицы, глаголем: Предстательство христиан ». Но здесь выражается не та мысль, что в субботы нельзя петь кондак храма Христова или Богородицы, а та, что в субботу тропари и кондаки нельзя покрывать кондаком храма Христова или Богородицы; надобно же их покрывать субботним песнопением: Яко начатки естества... Причем, однако, кондак храма Христова или Богородицы совершенно не устраняются: если случится великий святой, когда дневные тропари и кондаки оставляются, то в храме Христа Спасителя и Божией Матери их надобно покрывать кондаком храма Христова или Богородицы, а где храм не Христов и не Богородицы, то – Предстательство христиан ...» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 266).
  73. Тропарь и кондак храма святого поется в субботу при совершении славословной службы, поскольку дневные (субботние) тропарь и кондак отменяются при «красных знаках» Типикона.
  74. Дневные тропари и кондаки не поются.
  75. В 52-й главе Типикона кондак храма указывается дважды: перед кондаком рядового святого Минеи и на И ныне . Петь его следует, по мнению Розанова (см. его «Богослужебный Устав...», с. 266), только на И ныне , как и показано в 15-й главе Типикона.
  76. Служба святого без знака или двух малых святых не всегда имеет литургийные чтения и связанные с ними тексты (прокимен, аллилуиарий и причастен). Прокимен, аллилуиарий, причастен, Апостол и Евангелие Минеи в субботу предваряют.
  77. При субботней службе с Бог Господь заупокойные прокимен, аллилуиарий и причастен не поются, а заупокойные Апостол и Евангелие не читаются (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 313). По мнению свт. Афанасия (Сахарова), при совершении в субботу службы с Бог Господь если у рядового святого в Минее нет чтений, прокимна, аллилуиария и причастна, то к дневным чтениям, прокимну, аллилуиарию и причастну допустимо добавлять заупокойные (ср.: Афанасий (Сахаров), свт . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатисъ, 1995. С. 58). Прокимен, аллилуиарий и причастен дня в субботу поется и при отмене службы Октоиха (напр., при полиелее и славословии), поскольку эти дневные тексты не меняют характера субботнего богослужения и вполне согласуются с прославлением памяти рядового святого Минеи.
  78. Служебник. М., 2006. С. 428.

В первой части логика понятна - раз вечерня, значит, и совершается вечером, но как быть с утреней? Разве не очевидно, что она должна совершаться утром? Для того, чтобы в этом разобраться, нужно обратиться к богослужебному уставу Русской Православной Церкви - Типикону (от греческого «типос» - «образец»). Что он из себя представляет, и как к нему относиться? Может ли он быть изменён или в каких-либо своих моментах отменён? Связано ли это с нарушением самого устава, и что из этого следует?

Сам Типикон на первых же страницах даёт себе такое определение: «изображение церковного последования святой лавры в честь преподобного и богоносного отца нашего Саввы, находящейся в Иерусалиме». То есть по своей сути - это устав древнего монастыря, находящегося в Иудейской пустыне.

Помимо самого преподобного Саввы Освященного, святого VI века, в этом монастыре просияли подвигами такие подвижники благочестия, как преподобные Иоанн Дамаскин, Иоанн Молчальник, преподобный Ксенофонт и другие. Из-за места своего формирования этот устав называют ещё Иерусалимским. На Руси он утвердился уже в XV веке, вытеснив предыдущий, менее торжественный Студийский устав.

Согласно Иерусалимскому уставу, существует суточный круг богослужений, состоящий из: 1) вечерни, 2) повечерия, 3) полунощницы, 4) утрени вместе с первым часом, 5) третьего часа, 6) шестого часа, 7) девятого часа. Мы видим, что в названии каждой службы содержится указание на время, когда она должна совершаться: вечером, поздним вечером, в полночь, утром и так далее.

Примечательно, что Божественная литургия находится как бы вне этого круга, выводя нас из временного порядка земной жизни в вечность, на встречу с Самим Богом в Таинстве Причащения.

Все вышеописанные богослужения призваны подготовить человека к Службе Служб, Литургии, на которой совершается главное Таинство человеческого спасения - соединение со Христом через Его Тело и Кровь.

Но в каждом ли храме мы наблюдаем совершение всех вышеперечисленных служб? Нет, далеко не в каждом (если речь будет идти не о монастырях, а об обычных приходах). Значит ли это, что устав православного богослужения практически повсеместно нарушается?

Нет, и вот почему. По словам одного авторитетного дореволюционного исследователя богослужебного устава Православной Церкви, Михаила Скабаллановича, Типикон представляет собой начертание высокого идеала богослужения, который призван своей возвышенностью вызвать стремление к этому идеалу. Он проводит параллель с заповедями Нового Завета, которые по своей нравственной чистоте не могут быть все исполнены в совершенстве, но самим своим существованием вызывают в христианах стремление к святости.

Церковь видит в уставе великолепный инструмент для воспитания христиан «в духе и истине» (Ин. 4:23-24), а поэтому, не человек для устава, но устав для человека.

В монастырях есть возможность жить полным кругом церковной жизни, выполнять более строгие молитвенные правила, соблюдать пост по всей его строгости. Однако для людей, живущих в миру, такие требования стали бы бременем неудобоносимым, могущим не только не принести духовной пользы верующим, но даже и навредить своей непосильной для выполнения строгостью.

Поэтому Церковь всегда приспосабливалась к реалиям жизни: некоторые из богослужений (например, полунощница, повечерие) на сегодняшний день не совершаются как обязательные в приходских храмах, а некоторые, ввиду их особой насыщенности и содержания (вечерня и утреня, а также часы, призванные освящать те или иные времена суток, в которые совершались особенные события из жизни Господа нашего Иисуса Христа), продолжают совершаться.

И именно поэтому богослужение вечерни, как правило, плавно переходит в утреню, поскольку совершение утрени на следующий день с утра вместе с Божественной литургией потребовало бы от прихожан очень много сил, которые помимо церковной жизни понадобятся им ещё и в мирских делах на предстоящий день.

Таким образом, богослужебный устав представляет собой не саму цель церковной жизни, а лишь её инструмент, призванный помочь людям в деле спасения.

Даниил Маслов, студент Рязанской православной духовной семинарии,

газета "Логосъ"

Вседневная вечерня совершается при закрытых царских вратах, открыта только внутренняя завеса. Священник облачен в епитрахиль, поручи и фелонь.

Если перед вечерней читался 9-й час, то на вечерне после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»; если же 9-й час не читался, то – Начало обычное.

Стоя перед царскими вратами, священник дает начальный возглас вседневной вечерни: «Благословен Бог наш , всегда, ныне и присно и во веки веков»,

чтец: «Аминь»,

Начало обычное (если не читался 9-й час),

«Приидите, поклонимся…» (если читался 9-й час),

103-й псалом , предначинательный – читается. В этом псалме повествуется о сотворении мира и блаженном состоянии людей до грехопадения. Это один из древнейших элементов вечерни – в ее составе примерно с 6 века.

X Во время чтения 103-го псалма священник перед царскими вратами с непокрытой головой тайно (про себя) читает светильничные молитвы, которых 7 – по числу дней Творения. В некоторых богослужебных книгах вечерня поэтому называется «светильничное».

Начиная с этого момента (после 103-го псалма) в составе вечерни есть молитвословия и песнопения молитвенно-покаянного характера, содержащие прошения о возвращении того, чего лишились люди после грехопадения.

Великая ектения .

Ектении́

Ектения́ – особая молитва, разделенная на ряд кратких отрывочных прошений, приглашающих к молитве и указывающих предметы её. Эти прошения чередуются с пением еще более кратких молитвенных восклицаний «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Прошения произносит диакон, а в случае отсутствия его – священник. «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи» отвечает хор, в древности весь народ. «Ектения» переводится как составная молитва, а «сугубая ектения» - напряженное, прилежное моление. Современные ектеньи своими корнями уходят в молитвы 1-го века, а в литургических памятниках 3-5 вв. уже есть прошения, очень схожие с современными. Вот некоторые из них: «О мире иже с неба помолимся…», «О епископе помолимся, да Господь наш его долговечна в вере сохранит…», «О пресвитерех помолимся, да Господь не отнимет от них пресвитерства духа и им усердие и благочестие до конца дарует», «О верных мирских помолимся, да Господь даст им веру совершеннее соблюсти», «О всем мире помолимся, да Господь коемуждо промыслит, подая единому коемуждо полезна».

Существует несколько видов ектений :

Великая или мирная ектения. Начинается словами «Миром Господу помолимся…», имеет 12 прошений, после каждого поется «Господи, помилуй» 1 раз, после последнего «Тебе, Господи». Сугубая ектения. Значит усиленная, начинается словами «Рцем вси…», после 1-ых двух прошений поется «Господи, помилуй» 1 раз, после остальных трижды. Если эта ектения начинается словами «Помилуй нас, Боже…», то «Господи, помилуй» сразу трижды.

Просительная ектения или усиленное моление. Начинается словами «Исполним (вечернюю или утреннюю) молитву нашу Господеви», после нескольких первых прошений поется «Господи, помилуй» 1 раз, после остальных «Подай, Господи», после последнего «Тебе, Господи».

Малая ектения. Это сокращенная великая ектения, начинается словами «Паки и паки…», имеет 3 прошения, после первых двух «Господи, помилуй» 1 раз, после последнего «Тебе, Господи».

На вечерне и утрени должно быть по одной великой, сугубой, просительной и одна или несколько малых ектений . На Литургии одна великая, одна сугубая, две просительных, несколько малых, заупокойная и ектения об оглашенных.

По Уставу на вечерне после великой ектеньи должна читаться кафизма Псалтири. В современной практике не читается.

Если была кафизма, то после нее следует малая ектения .

«Господи, воззвах…» , «Да исправится…», «Положи, Господи, хранение…» и т.д., это стихи 140, 141, 129 и 116 псалмов. Словами этих псалмов мы слезно взываем к Богу и, уповая на милость Его, просим избавить нас от последствий грехопадения. В составе вечерни с 4 века.

Стихи этих псалмов в Часослове сначала идут подряд без разметки, а под конец имеют следующую разметку : на 10 «Изведи из темницы душу…», на 8 «Из глубины воззвах…», на 6 «Аще беззакония на́зриши…», на 4 «От стражи утренния…». Стихи поются или читаются подряд от начала до той разметки, на сколько стихир положено петь в данный день. Далее стихи Часослова чередуются со стихирами. Количество стихир зависит от торжественности праздника и определяется Уставом.

Во время пения «Господи, воззвах…» и стихов диакон (или священник, если служит один) совершает каждение алтаря и храма.

Есть несколько традиций исполнения «Господи, воззвах» и стихов (до соответствующей разметки):

1) Первый стих «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя» поет канонарх, остальные стихи поет хор, припевая к каждому стиху 140-го псалма припев «Услыши мя, Господи», а 141-го «Воззвах к Тебе, спаси мя». Такой образ исполнения предполагает Устав.

2) «Господи, воззвах…Да исправится…» поется на определенный глас, остальные стихи поются подряд без припева.

3) «Господи, воззвах…Да исправится…» поется на определенный глас, остальные стихи прочитываются подряд.

4) «Господи, воззвах…Да исправится…» поется на определенный глас, остальные стихи читаются подряд. Хор с некоторыми паузами негромко поет припев «Услыши мя, Господи» или «Воззвах к Тебе, спаси мя», чтение при этом не прерывается.

5) «Господи, воззвах…Да исправится…» поется на определенный глас, остальные стихи опускаются, т.е. не поются и не читаются. Такой образ исполнения наиболее распространен в современных приходских храмах.

Количество стихир на «Господи, воззвах…»:

1) «на 10» – на воскресном всенощном бдении в течение всего года; Великим постом на вечерне, после которой следует Литургия Преждеосвященных Даров, и в воскресенье вечером, а также еще в некоторых случаях, определенных Уставом;

2) «на 8» – на великой вечерне в средние и великие праздники;

3) «на 6» – на вседневной вечерне ;

4) «на 4» – на малой вечерне.

На рассматриваемой нами вседневной вечерне стихи поются подряд до «на 6», исполняется стих «Аще беззакония…» и стихира, затем следующий стих «Имене ради…» и следующая стихира и так далее до конца.

Если стихи «Положи…» опускаются (5-й способ исполнения), то сразу после «Господи, воззвах…Да исправится…» произносится соответствующий стих «на …» (в зависимости от дня и праздника) и чередуются стихи со стихирами, как изложено выше. На вседневной вечерне это «Аще беззакония…». В исполнении «Господи, воззвах…» и стихир участвует канонарх и хор. (Канонарх – это назначенный певец или чтец, который на вечерне и утрени возглашает начало и гласы изменяемых песнопений, произносит часть стиха перед стихирой и др.. В монастырях есть традиция канонаршить стихиры полностью, то есть канонарх произносит одну строчку стихиры, хор поет эту строчку, канонарх произносит следующую строчку, хор её поет и т.д. до конца стихиры). Канонарх возглашает: «Глас…(такой-то) Господи, воззвах к Тебе, услыши мя», хор поет «Господи, воззвах…Да исправится…» на названный глас. ! «Господи, воззвах…Да исправится…» всегда поется на глас 1-й стихиры ,которая затем последует. Далее, по Уставу, канонарх произносит 1-ю половину стиха, а хор поет 2-ю половину на соответствующий глас и стихиру. Например, канонарх: «Аще беззакония на́зриши, Господи, Господи, кто постоит», хор поет: «Яко у Тебе очищение есть» и стихиру. При невозможности исполнить стих таким образом, его полностью поют или прочитывают.

Как выше уже было сказано, на вседневной вечерне на «Господи, воззвах…» поются 6 стихир. 3 стихиры берутся из Октоиха и 3 из Минеи . Как видно, здесь тоже соблюдена иерархия – сначала песнопения в честь, например, Господа, Ангелов, Апостолов, а затем святому Минеи. Поются первые три стихиры Октоиха на текущий (рядовой) глас этой седмицы, а стихиры Минеи на глас (и подобен ), который указан в Минее перед стихирами. Канонарх перед стихирами другого содержания, в данном случае Минеи, возглашает их глас: «Глас…(такой-то, например, осьмый) Яко у Господа милость…». Если глас Минеи совпадает с гласом Октоиха, то канонарх произносит: «Глас той же…» и следующий стих.

После стихир на «Господи, воззвах…» в Минее может быть напечатана особая стихира (в 9-й главе Типикона она названа «самогласна стихира»; это наименование происходит от того, что Слава поется просто на какой-либо глас, тогда как сами стихиры на «Господи, воззвах» почти всегда поются на подобен) – Слава или Славник святому , т.к. поется на, то есть после слов «Слава…». Глас Славы указан в Минее на ряду.

! Гласы всех изменяемых песнопений указаны в богослужебных книгах перед песнопениями в их надписании (названиии).

Слава не входит в счет стихир . Канонарх возглашает: «Слава, глас…(такой-то или той же)», хор поет: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» на названный глас и далее саму стихиру.

На «И ныне…» поется Богородичен из 2-го приложения Минеи по гласу Славы святому .

Канонарх возглашает: «И ныне, глас той же», хор поет: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» на соответствующий глас и далее Богородичен. Накануне среды и пятницы, то есть во вторник и четверг на вечерне на «И ныне…» поется Крестобогородичен, который напечатан на ряду в Минее. Крестобогородичен, как и Богородичен, поется на глас Славы.

Если Славы святому в Минее нет, то поется Богородичен или Крестобогородичен, напечатанные на ряду в Минее. Канонарх в таком случае возглашает: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, глас той же», хор поет: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» на соответствующий глас и далее Богородичен.

На «И ныне…» никогда не поется песнопение святому, а только Господу или Богородице. Как и Слава, Богородичен не входит в счет стихир .

«Свете тихий…» поется неизменяемое песнопение. Это песнь о явившемся на землю и просветившем ее Свете – Господе Иисусе Христе является естественным продолжением пророческих стихов псалмов «Яко у Господа милость, и многое у Него избавление…» и др. В составе вечерни с 6 века. Автором считается свт. Софроний, патриарх Иерусалимский (7 в.), по другим сведениям мч. Афиноген (4 в.) или неизвестный автор 2-3 вв.

Прокимен.

После «Свете тихий» следуют несколько кратких возгласов:

Диак.: «Вонмем»

Свящ.: «Мир всем»

[есть традиция после «Мир всем» петь «И духови твоему»]

Диак.: «Премудрость, вонмем , прокимен глас…»

Прокимен

Прокимен переводится как «предшествующий», так как почти всегда за ним читается Священное Писание. По нынешнему Уставу на вседневной вечерне Св. Писание не читается, а наличие прокимна свидетельствует о древней практике читать Ветхий Завет на каждой вечерне. Текст прокимнов – это, в большинстве своем, стихи из Св. Писания. По содержанию прокимны отражают празднуемое событие – по будням они покаянно-молитвенного характера, в Неделю воскресно-торжественного, в праздники повествуют об этом празднике. Прокимен печатается вместе со стихом. Прокимен, который имеет более одного стиха, называется великим. Прокимен, который поется на вечерне, называется прокимен дня или дневной прокимен и печатается в Часослове. На каждый день седмицы напечатан свой прокимен, который всегда поется на указанный перед ним глас, а не на текущий глас Октоиха.

Образ исполнения прокимнов на вечерне. Диакон произносит прокимен полностью, хор поет прокимен полностью; диакон произносит стих, хор поет прокимен полностью; диакон произносит 1-ю половину прокимна, хор поет 2-ю половину прокимна. На вечерне, а также на праздничной или воскресной утрени, может быть исполнен только один прокимен, в отличие от Литургии, где прокимнов может быть два. Интересно отметить, что по Уставу прокимен на вечерне произносит канонарх, а не диакон (Типикон вообще не предполагает участие диакона в будничной службе, в уставе появление диакона можно видеть только на утрени.)

«Сподоби, Господи…» поется сразу после прокимна, по будням обычно на 8-й тропарный глас. В составе вечерни с 6 века. Это хвалебная молитва о даровании безгрешного вечера, объединяющая в себе стихи из некоторых псалмов и книги пророка Даниила. (Согласно Уставу, «Сподоби, Господи…» на всех видах вечернь читается. В современной практике обычно читается лишь в седмичные дни Великого поста, в остальное время богослужебного года поется.)

Просительная ектения. После заключительного возгласа и «Аминь» священник преподает «Мир всем», благословляя рукой, хор: «И духови твоему», диакон: «Главы наша Господеви приклоним», хор: «Тебе, Господи», священник читает молитву главопреклонения. Это является свидетельством древнего обычая, когда епископ, благословляя, в конце богослужения возлагал руки на преклонивших главы молящихся.

Стихиры на стиховне. Своим названием обязаны тому, что поются со стихами не одного какого-либо псалма, но выбранными из разных псалмов и по содержанию согласующимися со стихирами. На будничной вечерне на стиховне поются 3 стихиры Октоиха . Первая стихира поется без предваряющего ее стиха . Канонарх возглашает глас и произносит первую строчку стихиры (до запятой или разметки), хор поет всю стихиру, включая первую строчку. Остальные две поются со стихами покаянно-молитвенного характера «К Тебе возведох очи мои…» и «Помилуй нас, Господи…». Эти стихи напечатаны на ряду в Октоихе, а также в Часослове. После 3-х стихир поется «Слава, и ныне…» Богородичен или Крестобогородичен Октоиха.

Так же как и на «Господи, воззвах…», святому в Минее на стиховне может быть стихира на «Слава…». В таком случае на «И ныне…» поется Богородичен из 2-го приложения Минеи по гласу Славы святому. Во вторник и четверг вечером поется Крестобогородичен из Минеи на ряду.

«Ныне отпущаеши…» читается или поется, по будням чаще всего на 6-й глас. Как уже говорилось, это молитва св. праведного Симеона Богоприимца и вполне соответствует окончанию вечернего богослужения и вообще трудового дня. (Согласно Уставу, «Сподоби, Господи…» на всех видах вечернь читается. В современной практике обычно читается лишь в седмичные дни Великого поста, в остальное время богослужебного года поется.)

Трисвятое по Отче наш читает чтец.

Тропари. В конце вечерни поется тропарь святому Минеи, «Слава, и ныне…» Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святого . Этот тропарь святому читается на часах и поется на Литургии. В случае, если в Минее на ряду не напечатан тропарь святому, поется общий тропарь по чину святого.

Сугубая ектения (со слов «Помилуй нас, Боже…»)

Окончание:

свящ.: «Премудрость»

хор: «Благослови»

свящ.: «Сый благословен…»

хор: «Аминь. Утверди, Боже…»

Поскольку в современной практике к вечерне присоединяется утреня , то после «Утверди, Боже…» священник произносит возглас утрени «Слава Святей…» , хор: «Аминь», читается шестопсалмие и т.д.

Если же вечернее богослужение заканчивается вечерней, то после «Утверди, Боже…»:

свящ.: «Пресвятая Богородице, спаси нас»

хор: «Честнейшую Херувим…»

свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже наш, слава Тебе»

хор: «Слава, и ныне: Господи, помилуй (трижды). Благослови»

священник произносит полный отпуст,

хор: «[Аминь] Великого Господина…».

ВСЕДНЕВНАЯ (БУДНИЧНАЯ) УТРЕНЯ

По своему строю утреня может быть 2 видов – вседневная или будничная и праздничная.

Вседневная утреня по Уставу должна совершаться утром. В современной практике ее (с 1-ым часом) служат вечером. Утреню присоединяют к вседневной вечерне после «Утверди, Боже…», и начинается она сразу с Шестопсалмия. Такая практика вызвана условиями современной жизни, когда нет возможности придти в храм на богослужение вечером. В монастырях и храмах, ревнующих об исполнении Устава, возвращаются к древней практике, так как содержание и характер песнопений и молитв действительно соответствуют началу дня.

Митрополит Вениамин об этом говорит так: «Еще свежий человек, потому и службы длиннее, и псалмы больше: нужно набраться запаса духовного на целый день. Утром ведь и птички поют, а к вечеру смолкают. И человек хвалит Господа. И с ним хвалит вся тварь: солнце, облака, рыбы, … звери, птицы, цари и простой народ, старые и молодые. А подвижники готовятся на молитву, и на борьбу с врагом. …О той же борьбе, с перемежающимся воплем к Богу и надеждой на Его помощь и славой Ему, говорит и шестопсалмие. …Итак, утреня – служба радостного подвига ».

Если литургической темой вечерни является история Ветхого Завета – сотворение мира, грехопадение, чаяние искупления, то утреня – это Новый Завет, явление Мессии.

В случае, когда вседневная утреня служится утром , то начинается несколько иначе, чем, если совершается вечером в соединении с вечерней:

После возгласа священника «Благословен Бог наш…» чтец: «Аминь. Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй 12 раз, Приидите, поклонимся…» (если перед утреней служилась полунощница, то после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»). Затем читается двупсалмие – псалмы 19-й и 20-й (в это время священник совершает каждение алтаря и храма), «Слава, и ныне… Трисвятое по Отче наш», читается тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя…, Слава… Вознесыйся на Крест…, И ныне… Предстательство страшное…», затем сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», возглас «Яко Милостив…», хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче», затем возглас утрени «Слава Святей…»

Порядок совершения вседневной утрени изложен в 9-й главе Типикона, где, так же как и в последовании вечерни, перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуия»). Также этот порядок можно проследить по Часослову и Октоиху.


Похожая информация.