Агенты и институты социализации. Понятие личности и социализация личности

6. агенты и институты социализации

До сих пор мы рассматривали по преимуществу индивидуальный аспект социализации. А теперь поговорим о том, что такое социализация с точки зрения общества. Здесь она предстает как совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники - это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Поскольку социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичных и вторичных.

Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Термин "первичная" относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда - не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости.

агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Термин "вторичная" описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения.

К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие "агенты".

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социализации. Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец - опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной - одну-две. Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях, и первые сводят на нет усилия вторых .

Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации, как и каждый вид животных в процессе обучения, только то, чему они обучены или социализированы сами.

Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников - как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым. Поэтому родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию - облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

Рис. 15. Ровесники - посредники в процессе перехода от детства к зрелости .

Функции агентов первичной социализации взаимозаменимы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы.

Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.

Но этого же нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированы: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.

Начальная социализация - в основном область приписываемых статусов, продолженная сфера достигаемых (рис.15).

Выводы: агенты социализации делятся на первичных и вторичных (в этом случае их еще называют институтами). Первые наибольшую помощь оказывают на начальном этапе (первая половина жизни), а вторые - на продолженном (вторая половина жизни). Начальная социализация - область первичных (межличностных) отношений и приписываемых статусов. Продолженная социализация - область вторичных (формальных) отношений и достигаемых статусов.

Выделим ключевые понятия:

ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

АГЕНТЫ ПЕРВИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ ВТОРИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на про­цесс научения, в решающей степени формируют его. Их называ­ют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты.

Люди как агенты социализации - конкретные персоналии, ответственные за обучение культурным нормам и освоение соци­альных ролей.

Институты как агенты социализации - учреждения, влия­ющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия "и милиция, производство и др.

Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходя­щие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее, окружение чело­века. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как о первичной. Первичная среда - не только ближайшая к чело­веку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на пер­вом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации - представители администра­ции школы, университета, предприятия, армии, полиции, церк­ви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Контакты с такими агентами происходят реже, они менее про­должительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, Чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь


Пойдет дальше, в социологии называют формальные организа­ции, официальные учреждения. К институтам социализации от­носятся именно они. Когда о семье говорят обобщенно, то ее на­зывают институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственни­ков, употребляют понятие «агенты».

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй.



Напротив, вторичная социализация охватывает вторую поло­вину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государ­ством, средствами массовой информации, армией, судом, цер­ковью и т. д. Именно в сознательном возрасте они влияют на чело­века особенно сильно.

Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Учи­тель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он все­го лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится аген­том вторичной социализации.

Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (отец - опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной - одну-две.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, про­ходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему мно­гое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, на­рушение нравственных принципов и социальных норм, бесцере­монность и т.д.

Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации только то, чему они обучены или социализирова­ны сами. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников - как быть ребенком: уметь драться, хитрить, относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым.

Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию - облегчает переход от состояния зависимости к неза­висимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной - нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы. Так, взаимозаменяемы функции родите -


лей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функ­ции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.

Но этого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узкоспециализированы: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напро­тив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих ба­зисные ценности и долговременные цели, ровесники больше вли­яют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают день­ги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социали­зации не получают.

Первый вопрос подразумевает рассмотрение такой важной проблемы как соотношение природного (генетического) и социокультурного в человеке.

Будет полезным соотнести мнения на сей счёт представителей расово-антропологической школы и школы «евгеники» (Гобино, Чемберлен, Ляпуж, Гальтон, Пирсон, Кейкрафт, Кидд) и таких учёных как К. Маркс, К. Леви-Стросс, З. Фрейд, Ф. Гиддингс, Дж. Мид, Ч. Кули, Л. Колберг.

Первые были уверены в том, что личностные свойства являются врождёнными, зависят от географической среды, расовой принадлежности, одарённости родителей и передаются по наследству. Такая позиция имела не только чисто научную (скорее антинаучную), но также и политическую цель, поскольку провозглашала многие народы, прежде всего африканцев и азиатов, людьми второго сорта не способными подняться до уровня западных европейцев. Подумайте, есть ли в их суждениях хотя бы какая-то доля истины .

Вторые были уверены в том, что человеческая личность является продуктом социальной среды, то есть на её становление главным образом влияют воспитание, образование, условия семейной и общественной жизни.

Глубокие научные исследования и практика общественной жизни подтвердили правоту вторых. В этой связи рекомендуем студентам обратить внимание на проблему феральных людей (маугли), педагогические эксперименты проведённые К. Леви-Строссом и опыты американских исследователей, проводивших искусственные оплодотворения женщин.

Между прочим, многие исследователи считают, что роль генетического фактора полностью отрицать нельзя. Известный англо-американский учёный Р. Кеттел утверждает, что человеческая личность является на две третих социальным продуктом и на одну треть определяется генетическим материалом. Современные исследователи утверждают, что гены главным образом влияют на биологическую и психологическую структуру человека, на его физическое здоровье. То есть талант, целеустремлённость, настойчивость, успехи, выдающиеся достижения от родителей к детям в обязательном порядке не передаются, а вот низкий или высокий рост, большая или маленькая голова, цвет глаз, волос, болезни, в том числе психические, скорее всего передадутся. Не обязательно, но вероятность подобного достаточно велика. В принципе студенты могут удостовериться в этом, проанализировав собственную жизнь и жизнь своих родственников и знакомых. Тем самым проверить истинность данного утверждения на деле.



Студентам необходимо чётко уяснить, что социализация– это непрерывный процесс усвоения и активного воспроизводства индивидомсоциокультурного опыта (норм, ценностей, образцов поведения, статусов, ролей и т.д.) необходимых для успешного функционирования в данном обществе.

Примите во внимание, что социализация или становление социального «Я» предполагает наличие:

· объекта социализирующего воздействия;

· субъектов (агентов);

· регулярного воздействия агентов на объект;

· институтов, ориентированных на социализирующую деятельность;

· ресурсов, с помощью которых осуществляется социализация;

· общественных и групповых идеалов и ценностей;

· определённых этапов процесса социализации;

· контроля за процессом социализации со стороны общества и государства.

Подумайте над тем, правомерно ли социализацию называть важнейшим видом общественного производства, наряду с производством материальных благ. Если да, то почему? Выясните, кто ввёл в научный обиход термин «Социализация».



Второй вопрос рассматриваемой темы ориентирован на анализ этапов социализации . Здесь важно иметь в виду, что социализация индивида процесс сложный, длительный, противоречивый, многоступенчатый. Исследователи, которые занимаются изучением этой проблемы выделяют различное количество этапов или стадий в становлении человеческой личности. Скажем у З. Фрейда их, например, - четыре, у Дж. Мида три, у Л. Колберга – шесть стадий, у Э. Эриксона – восемь. Российские социологии чаще всего выделяет два этапа (первичной и вторичной социализации ).

Каждая из названных здесь концепций, да и многие из не упомянутых выше представляют несомненный интерес.

Студентам желательно ознакомиться с несколькими концепциями социализации, чтобы составить обширную картину этого важного процесса .

Для начала обратите внимание на концепцию американского социолога Джорджа Мида. Свои идеи на сей счёт он изложил в работах «Азия» и «Интернализованные другие и самость». Студентам целесообразно прочитать названные работы.

По Миду возникновение «Я» полностью социально. В то же время социальное «Я» является источником движения и развития общества. Процесс социализации включает три стадии:

Имитации, или копирования детьми поведения взрослых;

Игровой стадии, когда дети воспринимают поступки людей как исполнение ролей;

Групповой игры, когда дети осмысливают ожидания целой группы людей. Выскажите собственные суждения по поводу перечисленных стадий; дайте им аргументированное объяснение.

Американский исследователь Лоренс Колберг утверждает, что основой социализации личности выступает её нравственное развитие, имеющее шесть стадий становления. На первых двух дети ещё не усвоили понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания и заслужить поощрения. На третей – дети стремятся заслужить социальное одобрение. На четвёртой – происходит осознание интересов общества и правил поведения в нём. На пятой стадии формируется способность делать обобщения, представлять себе, что произойдёт, если все будут поступать определённым образом. На шестой стадии у социализирующихся формируется собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Как вы считаете, правомерно ли за основу социализации личности принимать её нравственное развитие. Имеет ли нравственность столь важное значение в наши дни?

Особо рекомендуем студентам изучить нюансы концепции социализации американского исследователяЭрика Эриксона, которую он излагает в своей знаменитой работе «Детство и общество». Важно уяснить, что главная идея этой концепции состоит в том, что человек в течении всей жизни проходит восемь универсальных стадий социализации, которые характерны для всего человечества, для разных времён, народов и цивилизаций, хотя в разных обществах они варьируются по-разному. С точки зрения Эриксона личность развивается ступенчато, поднимаясь от одной ступени (стадии) к другой, при этом расширяется радиус её социального взаимодействия и социальный кругозор. Каждая ступень наступает для человека в определённое время. Полноценная личность может сформироваться лишь в том случае, если она пройдёт все стадии социализации и разрешит все возникающие кризисы.

Первая стадия (младенчество) охватывает первый год жизни. В этот период формируется... А вот какие особенности первой и остальных семи стадий попробуйте проанализировать сами. Особое внимание обратите на пятую (подростковую) стадию социализации. Она, согласно Э.Эриксону, самая значимая. В силу чего необходимо разобраться почему она является таковой и какие задачи решаются в этот период. Сравните концепцию Э. Эриксона с другими, известными вам концепциями.

Третий вопрос предполагает акцептировать внимание студентов на агентах и институтах, осуществляющих социализацию личности . Напомним, что под агентами социализации в социологии понимают конкретных индивидов, непосредственно участвующих в социализации личности, обучающих её общественным нормам, правилам и обычаям, готовящих её к выполнению многообразных социальных ролей .

Чаще всего социологи (особенно российские) делят агентов социализации на первичных и вторичных, соответственно этапам социализации и той роли, которую они играют в процессе становления личности. Студенты, естественно, знают, что к агентам первичной социализации относятся мать, отец, бабушки, дедушки, сёстры, братья. То есть речь идёт о тех людях, которые длительное время непосредственно взаимодействуют с объектом социализации, кто, говоря словами М. Вебера, действует по призванию, по необходимости, по убеждению. Они не берут денег за эту работу, а требуют взаимности, уважения, дружбы, уважения, любви. А вот подумайте правомерно ли к такой категории агентов относить опекунов, нянь, друзей, сверстников, друзей семьи, врачей, учителей, тренеров? Попробуйте конкретизировать особенности социализирующего воздействия родителей и учителей. Подумайте над тем кто из вышеназванных агентов довольно часто оказывает негативное воздействие на социализирующихся?

Конечно же, непростой вопрос – кого отнести к агентам вторичной социализации? Их очень много и довольно часто они меняются. Принято считать, что это такие субъекты, которые оказывают менее значимое и более узконаправленное воздействие на социализирующегося индивида. Это те, кто стоят во втором ряду данного процесса, работая, так сказать, по профессии. Эти агенты узко специализированы. Для студентов – этовузовский преподаватель, декан и его заместители. А кого ещё можно отнести к этой категории агентов? Подумайте какие функции конкретно выполняют агенты вузовской социализации, какие проблемы возникают в этом процессе. Надо разобраться и в том, какими методами действуют агенты первичной и агенты вторичной социализации. Могут ли быть некоторые личности одновременно агентами первичной и вторичной социализации?

Что касается институтов социализации, то в социологии под ними вполне определённо понимаются учреждения и организации, организующие, направляющие и корректирующие становление личности.

Следует обратить внимание наспециализированные (семья, детсад, школа, вуз) и неспециализированные (экономика, право, мораль, государство) институты социализации. Подумайте какие социальные институты оказывают организованное и какие стихийное воздействие на социализации личности.

Разберитесь в том, что такое латентная социализация, ресоциализация и десоциализация .

Проанализируйте процесс собственной социализации, её наиболее важные аспекты и этапы. Вспомните агентов социализации, оказавших на Вас максимальное воздействие.

В процессе подготовки к семинару изучите указанную выше учебную и научную литературу. Не забудьте внимательно прочесть конспект лекций по данной теме. Используйте материалы сайта нашей кафедры . Желаем Вам добротного освоения темы «Социализация»!

Занятие 15

Процесс социализации происходит с помощью людей и учреждений (институтов). Их называют агентами социали­зации.

Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Поскольку социализация подразделяется на два вида -первичную и вторичную, постольку агенты и институты соци­ализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации - родители, братья, сес­тры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, при­ходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение че­ловека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой

группе как первичной, Первичная среда - не только ближай­шая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации - представители адми­нистрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий,суда и т. д.

Термин «вторичная» охватывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное воздействие на че­ловека. Контакты с такими агентами происходят реже, они ме­нее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глу­бокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами в со­циологии называют формальные организации, официальные учреждения.

К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом соци­ализации, но первичным (как и школу). А когда подразуме­вают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты».

Первичная социализация наиболее интенсивно проходит в первой, половине жизни. Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда он стал­кивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации, - про­изводством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т. д.

Первичная социализация - сфера межличностных отно­шений, вторичная социализация - сфера социальных отно­шений. Одно и то же лицо может быть агентом как первич­ной, так и вторичной социализации.

Каждый агент первичной социализации выполняет мно­жество функций (например, отец - опекун, администратор, вос­питатель, учитель, друг), а вторичной - одну-две. Среди аген­тов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, про­ходящему социализацию, родители находятся в превосходящей

позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные реше­ния, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д. В каком-то смысле ровесники и ро­дители воздействуют на ребенка в противоположных направ­лениях, и первые сводят на нет усилия вторых. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговре­менные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное по­ведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

До сих пор мы рассматривали по преимуществу индивидуальный аспект социализации, а теперь поговорим о том, что такое социализация с точки зрения общества. Здесь она предстает как совокупность агентов и институтов , формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека. Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть: помощники – это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Семья единственный агент социализации, оказывающий воздействие на протяжении всей жизни. Однако роль и статус каждого ее члена на разных этапах семейного цикла меняется. Ребенок – объект социализации и одна из целей жизни родителей, взрослый человек – одновременно субъект (по отношению к детям) и объект социализации (по отношению к другому супругу). Он перестает служить целью жизни, становясь средством. Старики и пожилые члены семьи могут быть только субъектами, но зачастую они исключаются взрослыми детьми из активного процесса социализации и воспитания внуков.

Муж и жена выступают агентами социализации друг для друга. Дело в том, что семейная социализация для взрослых людей протекает совсем иначе, чем для детей. Повзрослевшие юноши, обзаведясь собственной семьей, переходят в новое качественное состояние: из объектов воспитания они становятся его субъектами, и на первых порах происходит мучительный процесс овладения новой социальной ролью. Молодожены обращаются к родителям, друзьям, сослуживцам по любому пустяку, касающемуся воспитания ребенка и обустройства быта, – как пеленать и когда кормить малютку, как починить водопроводный кран и оплачивать квартиру. Это и есть освоение новой социальной роли. Одновременно супруги оказывают социализирующее влияние друг на друга, решая вопросы о распределении прав и обязанностей, о лидерстве в семье, отношениях к новой родне и новым друзьям. Здесь нет субъектов и объектов, социализация происходит на партнерской основе, поскольку, изменяя свое поведение, супруг помогает изменить поведение партнера.

Школа является главным агентом или институтом вторичной социализации, дающим детям систематическое образование, подготовку к трудовой жизни и участию в политических процессах. Она продолжает процесс социализации, начавшийся в семье. Школа – это учебно-воспитательное учреждение, осуществляющее обучение лиц определенных возрастов в специально оборудованных помещениях и под руководством профессионально подготовленных педагогов. Цель обучения – дать систематические знания в основных областях человеческой деятельности: физика, математика, литература, язык, история и т.п. Образование – это систематический и формализованный способ передачи знаний, навыков, ценностей.

В школе детей впервые учат взаимодействовать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других людей, вырабатывают навыки подчинения старшим по статусу. Здесь ребенок учится подчиняться незнакомым людям не потому, что испытывает к ним особую привязанность и любовь, а потому, что так требует социальная система, основанная на единообразии требований, норм, правил и социальных ролей. Ни один школьник не рассматривается в качестве уникальной личности – любимого сына, единственного ребенка и т.п. Школа стандартизирует людей, индивидуальные качества ребенка не являются здесь предметом специального внимания. Став школьником, ребенок перестает быть незаменимым и уникальным, каким он был в семье. Теперь он один из многих и подчиняется тем же правилам, каким подчиняются все остальные. Стандартизация мыслей и поведения достигается благодаря школьной форме, стандартному набору учебников и письменных принадлежностей, постоянному режиму дня, четко установленной очередности предметов (расписанию уроков), стабильности преподавательского контингента и учеников. Успехи детей также оцениваются стандартно – при помощи школьных оценок.

Институты и агенты социализации необходимо различать в тех ситуациях, когда люди не в состоянии заниматься социализацией и их функцию берут на себя учреждения или институты. К примеру, когда взрослые дети (агенты социализации) осгавля ют престарелых родителей без материальной поддержки, государство (в данный момент оно выполняет функцию института социализации) издает соответствующие законы, принуждающие их делать это. В свою очередь, когда родители бросают маленьких детей на произвол судьбы, государство привлекает их к уголовной ответственности.

Термин "первичная социализация" имеет в социологии два смысла. Он обозначает: а) родителей, родственников и друзей, т.е. первичную группу, или непосредственное окружение; б) самый ранний этап социализации в младенчестве и детстве. Вторичная социализация соответственно относится к вторичным группам (социальным институтам и учреждениям) и продолжается всю оставшуюся часть жизни. На протяжении первичной социализации индивид учится быстрее и легче, усваивает больше, чем на протяжении вторичной социализации, хотя первая намного короче второй. Первичная социализация – в основном область приписываемых статусов, вторичная – сфера достигаемых статусов.

Поскольку социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Если коротко, то существует три агента первичной социализации: семья , школа и ровесники .

Согласно Ч. Кули (а именно его точка зрения считается общепринятой) процесс социализации проходит главным образом в первичных группах. Он начинается с того, что ребенок учится понимать самого себя как объект посредством принятия ролей других людей. Ребенок воспринимает себя реципиентом действия прежде, чем действующим лицом. Замечая, как другие люди относятся к нему, ребенок начинает осознавать свое место внутри культуры и межличностных отношений.

Для агентов первичной социализации, находящихся в межличностных отношениях и системе взаимной зависимости, характерна так называемая рециирокная социализация – процесс взаимной социализации родителями детей и детьми – своих родителей. Родители координируют свои слова и поступки в присутствии детей, поскольку те очень восприимчивы ко всему, что исходит от этих самых авторитетных для них агентов социализации. Тем самым родители воспитывают самих себя. К двунаправленным процессам влияния агентов социализации следует отнести супружескую социализацию, в ходе которой муж влияет на жену, а жена – на мужа.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Термин "вторичный" описывает тех, кто стоит во втором эшелоне социализации, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов.

Вторичными группами в социологии называют формальные организации, официальные учреждения и их сотрудников: предприятие, государство, СМИ, армия, суд, церковь и т.д. К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье говорят обобщенно, то ее (как и школу) называют первичным институтом социализации , а когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие "агенты".

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (например, отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), агенты вторичной социализации – одну-две функции. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Например, учитель, если между ним и учеником существуют доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то явится агентом вторичной социализации.

К социализации в раннем детстве можно отнести то, как и когда происходит отлучение ребенка от груди: рано или поздно, постепенно или сразу. В некоторых культурах детей до позднего возраста кормят грудью, увеличивая период телесного контакта. В других культурах их отлучают рано, передают кормилице либо кормят искусственным молоком. Контроль за естественными отправлениями, защита от воздействий окружающей среды (холода, сырости) и т.п. составляют основу физического ухода за ребенком. Напротив, церемонии инициации, наречение имени, крещение, обучение языку, речевому этикету, телесные наказания, словесный инструктаж, проповеди, поучения и выговоры, предостережения, система вознаграждения (одобрение или осуждение соответствующего поведения) относятся к социокультурным процедурам социализации (инкультурации).

Способы социализации зависят от гендерных характеристик агента первичной социализации. Женщина чаще стремится приласкать ребенка, оградить от холода, действует поощрением, потакает слабостям и капризам. Мужчина испытывает эмоциональный дискомфорт при тесном контакте с ребенком, чаще отстраняется от него, действует угрозой наказания, прибегает к жестким методам воспитания. Материнская опека и уход за ребенком развивают в нем эмоциональную зависимость от взрослых, несамостоятельность. Отец поощряет силовые и военные игры, развивающие самостоятельность и собственную активность ребенка.

Подростковый период и юность представляют собой такой возраст, когда агенты первичной социализации (за исключением группы сверстников) начинают играть меньшую роль, а агенты вторичной социализации – большую. В зрелом возрасте агенты вторичной социализации выходят на первый план либо уравниваются по степени влияния с агентами вторичной социализации. Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастают агрессивность, стремление к риску, независимости и самостоятельности.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции, ровесники , напротив, равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях, и первые сводят на нет усилия вторых. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребенком: уметь драться, хитрить, относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым. Поэтому родители часто смотрят на ровесников своих детей как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной – нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы. Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации, и наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников: вторые могут заменить первых. Но то же самое нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированы: судья не может заме- нить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. Однако в отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.

Итак, агенты социализации делятся на первичных и вторичных (в этом случае их называют институтами). Первые наибольшую помощь оказывают в раннем детстве, вторые – в молодости, зрелости и старости. Первичная социализация – область межличностных отношений и приписываемых статусов. Вторичная социализация – область формальных отношений и достигаемых статусов (рис. 7.12). Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей сохраняется и во второй.

Рис. 7.12.

В течение жизни на индивида оказывают влияние формальные и неформальные агенты социализации. В первой и последней третях жизни наиболее значимыми для человека являются неформальные отношения

В постиндустриальном обществе кардинально меняется соотношение и роль агентов социализации, которые на протяжении предыдущих тысячелетий были неизменными. Никогда еще так агрессивно средства массовой информации, прежде всего телевидение и Интернет, не вмешивались в процесс первичной социализации. СМИ влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. В традиционном и индустриальном обществах социализация протекала в "живом" контексте, в окружении родителей, родственников и друзей. Сегодня ребенок проводит у мониторов, в среде "неживых" агентов не меньше времени, чем среди людей. Институты вторичной социализации вторглись в сферу первичной социализации и начинают их вытеснять. Исследования показывают, что роль телевидения растет по мере роста ребенка, к 8-12 годам часто вытесняя влияние родителей и сверстников.

  • От лат. reciprocus – взаимный.