Возможно вам будет интересно. Анализ стихотворения Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Афанасий Фет – русский поэт девятнадцатого века, создатель такого поэтического жанра как лирическая миниатюра. Его творчество не отличается разнообразием тем – его не интересовали вопросы общества, только “чистая поэзия”. Главной для Фета остаётся красота, включающая в себя природу и любовь. Творчество поэта ярко выражает его лиричность, выразительные образы, мелодичная и красивая речь.

Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» поэт написал осенью 1891 года, примерно за год до своей смерти. Несмотря на то, что Фету в то время было уже семьдесят лет, стихотворение удивительно свежо и поражает читателя лёгкостью и открытостью эмоциональных переживаний, испытываемых поэтом.

В этом произведении поэт передаёт эмоциональное состояние лирического героя через изображение окружающего его мира. Фет передаёт своё душевное волнение и ощущение грядущих изменений, помещая героя в осенний лес, в центр ветряной бури, оставляя его запутанным собственными смутными ощущениями:

“Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –
Я ничего не пойму.”

Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть изображает картину окружающей героя природы, которая передаёт его душевное состояние. Рассказчик понимает, что не может разобраться в той буре, что царит в его душе, но основным в ней является предчувствие чего-то грядущего. Во второй же части произведения герой слышит “тонко взвывающий рог” , то, чего он ожидал. Он воспринимает это как приветствие себе, “страннику бедному” , и его настроение меняется, ему уже не страшен шумный, бушующий лес:

“Сладостен зов мне глашатая медного!”
“Мертвые что мне листы!”

Стихотворение является лирической зарисовкой с яркими образами “мертвых листов” , “глашатая медного” . Поочередная смена коротких и длинных строк создаёт рванную, порывистую ритмику стихотворения, его особую музыкальность. Главным образом в произведении является бушующий ветер, передающий душевное смятение героя и задающий тон описанию.

Стихотворение становится ясно для восприятия, если знать биографию поэта, в которой присутствовала трагически окончившаяся любовь, чей зов он слышит в осеннем лесу. Поэт открывает перед нами душу, показывая царящее там смятение и надежду на встречу с милым другом, которую ему подаёт “зов … глашатая медного” . Изображение лирического героя в момент максимального эмоционального и душевного напряжения на фоне прекрасного мгновения позволяет нам прочувствовать те переживания, которые терзали Фета.

Анализ стихотворения Ель рукавом мне тропинку Фета

Афанасий Афанасьевич Фет – один из самых великих поэтов девятнадцатого века и за всю историю в целом. Работал Фет в основном над лирической поэзией, всегда показывая в своих стихах любовь с природой, всё это он передавал своим читателям. Именно к такому жанру поэзий и относится это стихотворение.

Данное стихотворение Афанасий Афанасьевич написал в 1891 году и как считают критики, оно посвящено любимой женщине Фета – Марии Лазич. Хоть Фет и был инициатором разрыва отношения с девушкой, он не мог простить себя за потерянную любовь и показывал всю свою печаль в стихах. И это подтверждается в последней строфе стихотворения: « Нежно приветствуешь ты».

Фет использовал довольно сложный вид рифмовки – перекрестную рифмовку, что придавало стиху особое звучание, свою собственную атмосферу. В этом стихе он повествует об осени, о всех её чудесах, о всех её красках, об эмоциях, которые появляются при виде осени.

Как и в большинстве других стихотворениях, Фет использует четырёхстопный хорей, полные и неполные предложения чередуются, используются междометия, а восклицание в конце передаёт полное настроение поэта. Именно его он пытается передать читателям в своих строках, желая, чтобы они вместе с ним окунулись в эту атмосферу и увидели всю красоту, которая происходит вокруг них.

В первой строфе Фет раскрыл свое сердце, а именно показал все одиночество, что царило в нем. Во второй строфе поэт далёкими звуками выражает обеспокоенность. Ну а в последней строфе он показывает желание воссоединиться со своей любимой, которая уже покинула этот мир.

Если внимательно посмотреть на строение первой части, то можно заметить, что автор использует только олицетворение, не используя метафоры с эпитетами. Чего не скажешь о второй части, которая богата и на метафоры, и на эпитеты. Хоть автор и ярко описывает, придавая очень много красок стихотворению, оно является грустным, ведь четко отслеживается желание героя убежать от одиночества и холода.

Последние строки говорят нам о том, что поэт уже и сам предчувствовал свою смерть. И вот, в 1892 году, через год после написания этого стиха, Афанасий Афанасьевич Фет сконча.

Анализ стиха №3

Афанасий Фет признанный поэт Золотого века. Его знают и любят почитатели поэзии всего мира. Много романсов написано на его стихи. Трудно найти человека в России, который не знает романса "На заре ты ее не буди" или стихов "Вечер", "Соловей и роза" и многих других воспевающий красоту и гармонию мира. Родился поэт в Орловской области, прожил семьдесят два года. Умер в Москве.

Его называют "чистым лириком" но, к сожалению, не всем понятна его поэзия, через, которую он передал все свои ощущения и чувства. Он часами мог слушать: как поют птицы, и, журчит ручей.

Стихотворение "Ель рукавом мне тропинку завесила" состоит из трех частей.

В первой части: поэт идет один по лесу, ветер со всех сторон, наклоняет верхушки деревьев, он знает, что есть тропинка, но ель своими раскидистыми ветвями её "завесила". Чувство смятения, непонятны поэту. Его эмоции и настроения сменяют друг друга: грустью и весельем, шумом и тревогой.

Во второй части четверостишья, сознание поэта пробуждает: рожок охотника: в лесу, своя жизни и человек не властен над природой. Поэт знает, что тропинка есть, нужно её найти. Лес решил испытать его: ветром, гнущимися деревьями, летящими и кружащими листьями. И где-то вдали он слышит, взывающий рог. Природная стихия, не так страшна, он понимает, что в лесу не один и от этого у него на душе становится веселее и теплее.

Третья часть радостная, жизнеутверждающая. Он с радостью восклицает: о нежном приветствии бедного странника и для него не так важны листья. Поэт погружается в реальность и идет на зов рожка, он не одинок.

Вывод

В любой жизненной ситуации, есть надежда и выход из создавшегося положения. Стихотворение А. Фета "Ель рукавом мне тропинку завесила", странник, играющий на рожке - это и есть надежда, которая возвращает к жизни и выводит на нужную тропинку в лесу.

6 класс кратко по плану

Картинка к стихотворению Ель рукавом мне тропинку

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Ахматовой Гость

    Несомненно, в литературе Анна Ахматова была известна идеальным описанием образа женщины, ее чувств и переживаний. Хотя большую роль в своих стихотворениях поэтесса отводила мужчине. Каждый сборник содержит произведение,

  • Анализ стихотворения Пушкина Храни меня мой талисман

    Большая часть стихотворного наследия Пушкина представлена образцами любовной лирики. Это стихотворения наряду с еще тремя многие исследователи объединяют, в связи с возникшим в Одессе романом поэта и Е.Воронцовой.

  • Анализ стихотворения Пастернака Разлука

    Стихотворение Б. Л. Пастернака «Разлука» вошло в число лирических произведений, автором которых выступает не сам поэт, а герой его романа – Юрий Живаго. Поэтому события поэтического отрывка следует соотносить с жизнью книжного


Афанасий Фет - поэт «вечных ценностей» и «абсолютной красоты», основатель новых поэтических жанров – песни и лирической
миниатюры - был представителем плеяды поэтов, которые в своём творчестве отрешались от действительности и воспевали
только вечные темы
Главным предметом изображения Фета стал мир, в котором «красота природы разлита по всему мирозданию» и своим покоящимся
совершенством противопоставлена «низкому», полному бессмысленной суеты, бытию. В его художественном мире всё гармонично,
мерно, уравновешенно.
Лирический герой в поэзии Фета – это образ того героя, переживания, мысли и чувства которого отражены в произведении.
Его характер зависит от мироощущения поэта.
Мне кажется, что это поэтическое спокойствие компенсировало полную противоречий реальную жизнь автора. Ещё Тургенев
противопоставлял Фету, «великому поэту», помещика и публициста Шишкина, «закоренелого и остервенелого крепостника,
консерватора и поручика старого закала».
Возможно, именно поэтому с такой чуткостью воспринимаем мы «лирическую дерзость» автора стихотворения «Ель рукавом мне
тропинку завесила».
Так в чём же выражалась эта дерзость?
Как и в большинстве других своих произведений, автор рисует перед читателями неподвижную, на первый взгляд, картину,
уловив её сиюминутное состояние. Это всё то же, переходящее из одного стихотворения в другое, стремление Фета передать
красоту мгновения, запечатлеть его в своих стихах.
Как же создаётся прекрасный образ?
Первые две строки каждой строфы – назывные предложения и предложения с однородными членами. Это позволяет читателю
увидеть нарисованную картину, полюбоваться её неповторимой красотой. Две последние строчки – эмоциональный отклик на
увиденное. Настроение лирического героя созвучно состоянию природы. Оттого такую важную роль в стихотворении имеют
музыкальные средства воздействия на читателя: ритм, звукоподражание, построфный рисунок. Ветер – смысловая динамика в
первой части стихотворения, потому оправдана аллитерация (обилие шипящих и свистящих звуков, передающих движение ветра –
Всё гудёт и колышется // Листья кружатся у ног).А дактиль – этот особенный песенный ритм стиха, необычно сочетающий
длинные и короткие строки и ударение в конце каждой второй строки. (В лесу одному// Я не пойму; Листья кружатся у ног //
Тонко взывающий рог, Мёртвые что мне листы// Нежно приветствуешь ты!)
Настроение, которое вызывает увиденная картина, точно определить невозможно. Ощущения смутные, отсюда глагол «не
пойму», который часто встречается и в других стихотворениях поэта. Само состояние противоречиво: «шумно, и жутко, и
грустно, и весело». Герой будто растворяется в мире природы, погружается в её таинственные глубины, старается понять
прекрасную душу природы». Возникающее в шуме ветра смятение развеивается во второй части стихотворения под звуки
людского присутствия «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного». Меняется и настроение лирического героя – два
восклицательных предложения («Сладостен зов мне глашатая медного!» и «Мёртвые что мне листы!»)свидетельствуют об этом.
А инверсия («неожиданно слышится», «странника бедного») помогает обратить внимание на слова, которые, по мнению автора,
несут наибольшую смысловую нагрузку.
Метафора «Ель рукавом мне тропинку завесила» рассказывает о том, что лирический герой очеловечивает природу, видит её
прекрасную душу, и мы понимаем, как ель материнской рукой затронула струны души автора, и чувство очищения, радости
бытия, душевного трепета и волнения передаётся с книжной страницы.
Таким образом, в стихотворении Фета мир природы и человеческих эмоций сливаются, создавая неповторимое явление русской
поэзии. Автор, изображая своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает работу человеческой
души на фоне прекрасного мгновения природы, что заставляет ещё раз задуматься о том, что человек – песчинка в океане,
который называется «Вселенная».

Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу. Фета волнует только красота – природа и любовь. Поэзию он считает храмом искусства, а поэта – жрецом этого храма. Эти две темы поэзии Фета тесно связаны друг с другом. Фет считает, что только природа и любовь могут отобразить всю красоту и очарование окружающей действительности. Характер, переживания, мысли и чувства лирического героя в поэзии Фета зависят от мироощущения поэта.

Фет стремился передать красоту мгновения, сиюминутное состояние. Ярким примером этого можно назвать его стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила»:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –

Я ничего не пойму.

Фет создает прекрасный образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться ее неповторимой красотой. В строках стихотворения поэт использует назывные предложения и предложения с однородными членами. Последние две строчки говорят о противоречивых чувствах поэта. Его лирический герой чувствует состояние природы. Стихотворение воздействует на читателя. Благодаря обилию шипящих и свистящих звуков можно услышать шум ветра:

Все гудет и колышется,

Листья кружатся у ног.

Невозможно уловить настроение лирического героя. У него смутные ощущения – «ничего не пойму». Он пытается раствориться в мире природы, старается постичь ее таинственные глубины, понять «прекрасную душу природы». Но в шуме ветра это смятение развеивается. Герой слышит «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного» и настроение его тотчас же меняется – «Сладостен зов мне глашатая медного!» и «Мертвые что мне листы!»

Фет представляет природу как человека, видит ее прекрасную душу, об этом свидетельствует метафора «Ель рукавом мне тропинку завесила».

В этом стихотворении Фета природа сливается с человеческими эмоциями. Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы.

7. Анализ стихотворения А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»

Стихотворение «Сияла ночь…» – одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке, которая вошла в историю не только благодаря стихотворению Фета, он была одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. Стихотворение Фета не о чувстве Фета к милой Танечке Берс, а о высокой человеческой любви. Как и вся истинная поэзия, поэзия Фета обобщает и возвышает, уводит во всеобщее – в большой человеческий мир. Стихотворение «Сияла ночь…» в восприятии читателя оказывается одновременно и воспоминанием. Каждое слово стихотворения говорит читателю о знакомом и близком – и говорит прекрасными, будто неведомыми словами. В лирических стихотворениях Фета незнакомое, единственное и неповторимое событие ощущается как знакомое, как близкое тебе, быть может, даже бывшее и с тобой. Это ощущение и составляет один из секретов того особенного, радостного и высокого воздействия, которое производит стихотворение на читателя. В стихотворении две основные темы – любовь и искусство. На эти темы написаны многие стихи Фета, можно сказать даже, что большинство его стихов. В лирической пьесе «Сияла ночь…» темы эти слиты воедино. Любовь для Фета – самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство – самое прекрасное. Стихотворение – о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте. Стихотворение написано шестистопным ямбом – одним из излюбленных размеров поэта. Это помогает здесь создать не только общий музыкальный тон, но и очень гибкую, с живыми переходами и движением, свободную речь, свободное повествование. Отчасти это получается благодаря паузам, которые возникают не в одном постоянном месте, а в разных местах – то здесь, то там, как в живой, ярко эмоциональной речи. В результате поэтический рассказ о сильном и живом чувстве сам исполнен жизни. Произведение это и очень живописное, и очень музыкальное. Одно у Фета тесно связано с другим. Музыкальность образа помогает ему быть живописным. Удивительно по яркой выразительности и зримости, наглядности уже само начало стихотворения. Та картина, которой открывается лирическая пьеса, ощутима чувствами и незабываема. Живо видишь затемненную гостиницу и за ее окнами сад – полный ночной свежести, лунного света и сияния. И слышишь музыку, тем более удивительную и поражающую наше воображение, что о музыке в первой строфе прямо ничего не говорится. Зато говорится о рояле: «Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…» За этим образом мы видим не только сам рояль, но и слышим звуки, которые исходят из него. Замечательный фетовский образ воздействует на нас не только прямо, но и косвенно. Поэт рисует предмет и, подталкивая наше воображение, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано. Мы сами это услышали, поэт не говорил нам об этом – и мы благодарны ему, что он совершил такое чудо: заставил нас услышать, помог нам без прямых словесных обозначений. Фетовский образ воздействует на читателя с помощью особого звучания слов. Его стихам особую силу придает сочетание слов, комбинации гласных и согласных, аллитерация, внутреннее созвучие. Звуковые повторы присутствуют в стихотворении:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног…

Стихотворение «Сияла ночь…», как и многие стихотворения Фета, отличается стройностью тона и стройностью композиции. Одно вытекает из другого, последующее продолжает и развивает предыдущее. Лирическое повествование идет с нарастанием: нарастает чувство. Такого рода стиховые композиции производят особенно сильное впечатление. Стихи точно разгоняются, внутренне накаляются – и соответственно накаляется, становится сильнее ответное читательское чувство. Стихи заражают читателя с каждым новым словом и новой строфой все больше и больше. Слова в фетовском стихотворении – движущиеся; движение слов и звуков происходит строго в одном направлении – к лирическому итогу:

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой…

Последние четыре строки стиха – это и музыкальное, эмоциональное, и смысловое завершение стихотворения. Это последняя и высшая точка лирического сюжета. И это – слава и прекрасному в жизни, и прекрасному в искусстве.

Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу. Фета волнует только красота – природа и любовь. Поэзию он считает храмом искусства, а поэта – жрецом этого храма. Эти две темы поэзии Фета тесно связаны друг с другом. Фет считает, что только природа и любовь могут отобразить всю красоту и очарование окружающей действительности. Характер, переживания, мысли и чувства лирического героя в поэзии Фета зависят от мироощущения поэта.

Фет стремился передать красоту мгновения, сиюминутное состояние. Ярким примером этого можно назвать его стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила»:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –

Я ничего не пойму.

Фет создает прекрасный образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться ее неповторимой красотой. В строках стихотворения поэт использует назывные предложения и предложения с однородными членами. Последние две строчки говорят о противоречивых чувствах поэта. Его лирический герой чувствует состояние природы. Стихотворение воздействует на читателя. Благодаря обилию шипящих и свистящих звуков можно услышать шум ветра:

Все гудет и колышется,

Листья кружатся у ног.

Невозможно уловить настроение лирического героя. У него смутные ощущения – «ничего не пойму». Он пытается раствориться в мире природы, старается постичь ее таинственные глубины, понять «прекрасную душу природы». Но в шуме ветра это смятение развеивается. Герой слышит «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного» и настроение его тотчас же меняется – «Сладостен зов мне глашатая медного!» и «Мертвые что мне листы!»

Фет представляет природу как человека, видит ее прекрасную душу, об этом свидетельствует метафора «Ель рукавом мне тропинку завесила».

В этом стихотворении Фета природа сливается с человеческими эмоциями. Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы.

Творчество Афанасия Фета отличает утонченный лиризм, выразительность образов, красота и мелодичность слога. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» написано в ноябре 1891 года семидесятилетним поэтом за год до кончины. При этом оно поразительно свежо и удивляет непосредственностью эмоциональных переживаний, которые испытывает поэт.

Главная тема стихотворения

Тема стихотворения, как и в большинстве лирических миниатюр Фета, воспроизведение эмоционального настроения лирического героя через описание природы. Поэт передает свое душевное волнение и неясные предчувствия перемен. При этом настроение автора полностью соответствует тому состоянию, в котором находится окружающая его природа. Очутившись в осеннем лесу, застигнутый ветряным шквалом, автор пытается разобраться в душевных порывах, которые происходят и в нем самом.

Стихотворение сюжетно делится на две части. В первой описывается картина природы: осенний лес шумит, гудит и роняет листья под напором ветра. Здесь же дается описание состояния самого лирического героя, который ассоциируется с автором: «шумно, и жутко, и грустно, и весело…» При этом рассказчик уточняет, что ему не разобраться в том, что же происходит в его душе, какие эмоции доминируют. Главное здесь - ощущение, что что-то должно произойти. Возможно, поэт ждет какого-то чуда и его приход предопределен. Далее, сюжетно это вторая часть произведения, автор «неожиданно» слышит звук «тонко взывающего рога». Вот и чудо! Ведь это воспринимается, как приветствие «страннику бедному» от нежного друга. И уже не страшна лесная шумная глушь и «мертвые что мне листы». Зов глашатая сладостен.

В жизни Фета была трагически завершившаяся любовь. Он сам отказался от счастья провести жизнь с любимой, но небогатой женщиной. А вскоре и она навсегда ушла из этого мира, не оставив ему надежды даже на случайную встречу. Фет помнил о своей любимой всегда, до конца жизни. Не ее ли нежный зов услышал он в бушующем от ветра осеннем лесу? Поэт доверчиво открывает читателю душу, просто, без прикрас и самолюбования рассказывает о смятении в душе и сладостной надежде на встречу с любимым другом, которую подарил донесшийся сквозь шум ветра зов медного рога.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение написано в излюбленном Фетом жанре поэтической миниатюры. Это зарисовка, наподобие тех, которые пишет художник, но в виде литературного произведения. Сходство с произведением живописи ему придает использование ярких образов: «ель рукавом… завесила», «глашатая медного», «мертвые… листы». Доминирующим образом в произведении становится ветер. Этим словом начинаются две строфы стиха, и для большего эффекта восприятия оно выделено в однословное предложение. Чередование коротких и длинных строф создает особый порывистый ритм стихотворения, ассоциирующийся со шквалами ветра, сбившимся шагом человека и прерывистым от волнения дыханием. Произведение, как и многие у Фета, очень музыкально. Оно таит в себе некую мелодию, которую, кажется, только и нужно, что записать нотами.

Удивителен талант Фета легко и непринужденно умевшего выразить в стихотворных строках невесомые, едва улавливаемые душевные движения. Поражает и изящная легкость, с которой создан одухотворенный образ природы и чувство гармонии с ней человека.