Технологическая карта Русский язык. Технологическая карта урока по русскому языку «Тайны русских слов Тех карта по русскому

Урок русского языка

Тема: « Местоимение».

Класс: 2»б»

УМК «Школа России»

Учебник - Русский язык, 2 класс, в 2-х ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Русский язык. 2 класс. Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. (1CD) (В комплекте с учебником)

Технологии: урок открытия новых знаний с элементами критического мышления

Цель урока : Формировать представление о местоимении как части речи; его роли в предложении.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся осознавать местоимение как части речи; употреблять местоимение вместо существительных; применять правила правописания.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая.

Мизансцена: традиционный урок.

Ожидаемые образовательные достижения:

Предметные:

1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

Самостоятельно определять учебную задачу

Планировать свою деятельность по решению учебной задачи

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

Ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

Применять правила делового сотрудничества

Участвовать в продуктивном диалоге.

из частей; проводить анализ работы.

Образовательные ресурсы : Мультимедийное оборудование, презентация

Учебник «Русский язык», 2 класс, 2 часть

Алгоритм правила

Сигнальные карточки

Карточки с творческим задание по уровням сложности

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа:

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности

класса к уроку; организация

внимания.

Прозвенел опять звонок

Он зовёт нас на урок.

На уроке не зевать,

А работать и писать!

Посмотрите на девиз нашего урока:«Учитесь тайны открывать!»

А что такое тайна?

А вы готовы открывать тайны? Так, начнём

Планирование деятельности

Проверяют готовность к уроку.

Дети высказывают свои предположения.

Личностные: определиться в желании грамотно писать.

Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

1 . Словарная работа

На доске слова с пропущенными буквами (сн_гирь, _прель, х_р_шо, _лф_вит,р_бята)

Новое слово составьте из первых букв этих слов (сахар). Пропишите, поставьте ударение

Показ презентации.

Беседа вреден или полезен сахар.

Текст к презентации

Сахар к нам пришел из Индии. Добывают сахар из сахарного тростника.

Позже научились получать из сахарной свеклы.

Сахар необходим человеку, так как снабжает его энергией. Но избыток сахара может привести к заболеваниям, кариесу.

Как же быть?

Нужно есть продукты, которые будут снабжать нас сахаром, усваиваться огранизмом не нанося вреда. Это фрукты.

В это время учащихся у доски выполняют транскрипцию слова слова, 2 – записывает однокоренные слова и выделяет корень

Проверка работы ребят, которые работали у доски, сами учащиеся оценивают их.

Обратить внимание на то, что слово как слышим, так и пишем.

Отвечают на вопросы

Высказывают предположения.

Один из учащихся отвечает,

Ставят перед собой цель работы (верное написание элементов, аккуратность, не выходить за верхнюю и нижнюю строки и т.д .)

Оценивают работу(Какую цель ставил и получилось - не получилось)

(в тетрадях карандашом ставят отметку)

Учащиеся поднимают букву, которую нужно вставить.

Знакомятся с новым словарным словом.

Слушают, отвечают на вопросы

Подбирают и записывают однокоренные слова

Ставят цель работы, выбирают уровень.

Оценивают товарищей

Личностные:

ориентироваться на значимую для себя информацию.

Познавательные: уметь проводить анализ, синтез, сравнение информации, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные:

выполнять пробное учебное действие,

фиксировать индивидуальное затруднение в

пробном действии,

волевая саморегуляция в ситуации затрудне-

Коммуникативные:

выражать свои мысли с достаточной пол-

муникации.

Самоопределение к деятельности

- К какой части речи относится слово сахар. Давайте вспомним, что вы знаете о существительном.

Давайте вспомним: «Что такое речь?»

- Какие части речи вам знакомы?

Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?

Имя существительное

Имя прилагательное

Возьмите желтые карточки со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить.

Почему вы не все слова распределили?

- А мы употребляем эти слова в речи?

-Значит они тоже часть речи?

- А как называется эта часть речи?

- Значит, какая цель нашего урока.

В парах с помощью алгоритма учащиеся рассказывают друг другу правило об имени существительном, оценивают друг друга

Сущ., прил., гл.

Личностные: самостоятельное формулировать

тему и ставить цель урока;

принимать поставленную цель

постановка цели и задач урока 5 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.

Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Нужно распределить слова, по частям речи.

По 1 чел к доске, вслух проговаривают и записывают.

Они не относятся ни к одной из групп.

Не знаем.

Узнать, как называется новая часть речи

Первичное усвоение новых знаний

Составление алгоритма

Цель этапа:

. Построение и фиксация нового знания.

Для этого я предлагаю вам выполнить такое задание – возьмите синие карточки

Создаю проблемную ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод

« » - уже знал «-» - думал по-другому

«+» - новое для меня «?» - не понял, есть вопросы

Определите, правильно ли написан текст? найдите ошибки и исправьте прямо в карточках.

Сахар относится к одному из самых популярных продуктов питания. Сахар чаще используют в качестве добавки в различные блюда. Люди почти в каждом приёме пищи употребляют сахар. Сахар пришёл в Европу примерно 150 лет назад. Тогда сахар был очень дорогим и недоступным простым людям, его продавали на вес в аптеках.

Что нового узнали?

Что не поняли? (дом. задание – посмотреть в разных источниках информации, рассказать всем на след. уроке)

    какую ошибку вы заметили?

2. Как можно исправить?

3. Прочитайте исправленный текст.

4. назовите слова, которые вставили

5. Эти слова мы употребляем в речи?

6. Значит это часть речи?

7. А к какой части речи мы отнесем эти слова?

8. Вместо какой части речи мы их используем?

9. то есть чье место они занимают?

На доске

МЕСТО ИМЕНИ

Добавим букву Е .

Это и есть тема нашего урока.(прочитайте хором)

- Что же такое местоимение?

- Вы уже знакомы с некоторыми частями речи. Используя эти знания попробуйте сами вывести правило, что такое местоимение. на доске опорные слова, по ходу, я их выставляю в нужном порядке.

Давайте вспоминать, с чего начинается любое определение?

Местоимение-часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

Например: я, та, он, она, они, вы, мы

Открыли новое? узнали тайну?

Отвечают на вопросы.

Алгоритм на доске

Работают самостоятельно

повтор слова сахар – речевая ошибка)

Определяют тему и цель урока

Дети при помощи опор формулируют определение местоимения.

На доске составляем алгоритм

Применение нового знания.

Новое знание открыли, что вы теперь должны сделать.

Открыли компьютеры, работаем в парах

(проговариваем друг другу, что делаете)

Кто правильно справился с заданием? молодцы! закрыли компьютер.

Научиться применять новое знание.

Работают на ноутбуках

Личностные:

самоопределе

ние к форме работы;

осуществление

самоконтроля в

деятельности.

Познавательные:

удержание

поставленной задачи,

осуществлять анализ, сравнение и выбор

информации

Определять основную и второстепенную информацию.

Регулятивные:

планировать учебное сотрудничество в группе;

уметь находить и исправлять ошибки в своей работе и работе других

уметь оценивать полученные результаты в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

уметь строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли с достаточной пол-

нотой и точностью, аргументировать своё мнение и позицию в ком-

муникации,

учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разные позиции, разрешать конфликты.

Физминутка

Я буду называть слова, а вы будьте внимательными, если услышите местоимение – садитесь на стул и сидите, как мышки, если я назову другие части речи, встаете и начинаете прыгать.

Дом, он, лес, зеленый, они, песня, я, вы, доска, он, парта, ручка, она, прыгайте, ты

Сели ровно, продолжаем урок.

первичная проверка понимания 5 мин. .

Применение новых знаний

организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону;

создание ситуации успеха для каждого;

Возьмите красные карточки –

СОВА – ХИЩНАЯ ПТИЦА. … СЧИТАЕТСЯ ЛУЧШИМ ОХОТНИКОМ. У … МОЩНЫЕ КОГТИ И ЧУТКИЕ УШИ. … ЖИВУТ ПО ВСЕМУ СВЕТУ.

вставить пропущенные местоимения, работаем самостоятельно, затем обмениваемся листочками, проверяем.

Всё верно, Одна ошибка- +

Две ошибки, Три ошибки -

Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой.

Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания

Проверка по эталону.

Дети поднимают руки.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе

знаний, выполнять действия по эталону.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полно-

той и точностью, формулировать и аргументировать своё мнение

в коммуникации, достигать согласование в парной работе.

Подвожу итоги работы в классе

    итак, какую тайну мы раскрыли на сегодняшнем уроке?

    как она называется?

    чем эта часть речи отличается от других, известных вам частях?

    расскажите определение

    какие местоимения вы уже знаете?

Отвечают на поставленные вопросы.

    что существует еще одна часть речи

    местоимение

    она не обозначает предметы, а указывает на них

    я, ты, мы, он…

Проставляют в тетради общий балл, набранный на уроке

Оценивают свою работу на уроке

Личностные: самооценка своей работы, адекватное понимание причин успеха / неус-

пеха в учебной деятельности.

Познавательные:

рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов дея-

тельности

Коммуникативные:

уметь отвечать на поставленные вопросы.

Домашнее задание

Изобразите на альбомных листах местоимения в образе предметов или животных

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

Рефлексия учебной деятельности

Составьте синквейн на тему местоимение

Составляют синквейны, зачитывают их

Список литературы:

1.Алтынова Т.В., Юдина О.А. Приглашаем на урок.2 класс. Волгоград: Учитель, 2011.

2.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. М.: Владос, 2001.

3.Канакина В. П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. М.: Просвещение, 2012.

4.Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. М.: Аквариум 2007.

5.Ситникова Т.Н.. Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Канакиной В.П., Горецкого В.Г. 2 класс. М.: ВАКО, 2012.

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Пиотровская Марина Алексеевна

Класс: 3

УМК: Школа 2100

Предмет: Русский язык

Тема: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных

Тип урока: Повторение, углубление и обобщение изученного

Место и роль урока в изучаемой теме: 3 урок в разделе «Слово. Части речи и члены предложения». Что мы уже знаем об имени существительном (Раздел 4, урок 74)

Цель: Развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных и роли существительных в предложении и тексте.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Знать роль имен существительных в речи,постоянные и непостоянные признаки имен существительных, выполнять морфологический разбор имени существительного, умения отличать существительное от местоимения,находить в тексте

1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. П редставлять информацию в виде схемы.

3 . Выявлять сущность, особенности объектов.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

1.Р азвиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

1. создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

2. развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

3. формирование умения слушать и слышать собеседника;

4.развитие умения определять правила работы в парах, в группах;

5.формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Ход урока

**Название

этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

Мотивация к учебной деятельности

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

Фронтальная

Сегодня на уроке мы с вами будем много работать, поэтому нужно собраться, быть очень внимательным и активными. Как бы вы хотели, чтобы прошел урок? Чего вы ждете от этого урока? Пусть наш урок пройдет под девизом «Грамоте учиться –всегда пригодиться»

Воспринимают на слух перечень необходимых принадлежностей для урока, визуально и кинестетически контролируют готовность.

Отвечают на вопросы.

С хорошим настроением, чтобы все получилось.

Ждем чего-то полезного для нас.(Умеют оформлять свои мысли в устной форме, умеют слушать и понимать речь других-коммуникативные УУД. Регулятивные УУД:

Осуществляют самоконтроль;

Овладевать умением прогнозировать.)

Настрой на учебную деятельность

Дети выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют внимание.

Актуализация знаний.

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания. Создать ситуацию успеха.

Фронтальная

индивидуальная

Игра

Откройте тетрадь.

Что надо записать?

Языковая разминка. Запишите слова под диктовку.

    Подчеркните слова, в которых есть орфограмма-буква гласного, красным карандашом, а где орфограмма-буква согласного – синим

Какое слово вы подчеркнули два раза?

В каком слове есть другая орфограмма-буква? Проверьте по образцу. Оцените свою работу.

2. – Обозначьте все орфограммы.

3. – Разберите по составу слово

    Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв.

Тогда предлагаю вам сыграть в игру.

Я буду называть слова. Если существительное, то вы говорите

Что объединяет все эти слова? Что вы любите делать больше всего?

«да», если другая часть речи «нет».

Запись даты, «Классная работа». Записывают слова в тетрадях и по «цепочке» выходят к доске, записывая по одному слову: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, трос, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха .

Тростник .

Егерь

Самостоятельно в тетрадях подчеркивают орфограммы.

Выполняют разбор слова.

(На основе анализа объектов делают выводы, о бобщают и классифицируют по признакам.-познавательные УУД; коммуникативные-оформляют свои мысли в устной форме)

Называют общий признак слов. Проверка с образцом на слайде презентации.

Оценка работы.

Имена существительные.

Играть.

Дети проверяют и оценивают результ, выбирают соответствующий смайлик.

Дети отвечают «да», «нет».

Различают и обозначают орфограммы.

Разбирают слово по составу, называют части слова.

Определяют количество букв и звуков.

Активация знаний о существительном как части речи.

Проверка по шаблону

Проверка по шаблону

Самооценка учащихся по листу самооценки.

Проверка по шаблону

3 .

Формулирование проблемы.

Фронтальная

Работа в группах

Прочитайте название нового большого раздела.

Какие вы знаете части речи? Члены предложения?

Слова – главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояние и т.д. А разве могли бы мы без слов сформулировать мысли? В предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль.

Используется мотивирующий приём.

Слова какой части речи мы чаще всего употребляем?

Проверьте свои предположения, запишите первые буквы слов из языковой разминки.

Какой буквы не хватает? Какова её роль в этом слове?

Дайте полное название этой части речи.

Мы вспомним сегодня всё, что знаем об имени существительном, и будем по ходу урока составлять план повторения.

Давайте составим план урока.

Что мы сейчас с вами делали?

с. 97 Чтение раздела

Перечисляют части речи и члены предложения.

На основе анализа объектов делать выводы.

Существительное

ь. Называют роль ь.

Имя существительное.

Дети вместе с учителем составляют план.

Формулировали тему урока. Составляли план.

Знают части речи, умеют выделять члены предложения

Сформулирована цель, проблема урока

Развитие умений.

Работа в группах, индивидуальная

Вспоминаем то, что знаем.

О какой особенности имён существительных свидетельствует упражнение 101?

Учитель записывает на доске: Роль имён существительных в речи .

Задание для группы .

Прочитайте и сделайте вывод: какие части речи преобладают в тексте и почему?

2. Признаки имён существительных (индивидуальная работа).

Упр. 102 – выявляются постоянные (одушевлённость/неодушевлённость, род) и непостоянные (число) признаки существительных.

Выполнению предшествует коллективная беседа:

Что нужно сделать, чтобы определить, одушевлённым или неодушевлённым является существительное?

Какого рода бывают имена существительные и как его определить?

Как изменяются имена существительные? (По числам.)

Продолжите фразу: постоянные признаки имён существительных – это …., непостоянные признаки – это …

Как вы понимаете выражение «постоянный признак»? (Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда.) Первый пример ( избушке ) разбирают коллективно, затем выполняют самостоятельно по заданию.

одуш. неодуш.

охотник – м.р., ед.ч. избушка – ж.р., ед.ч.

Емеля – м.р., ед.ч. лес – м.р., ед.ч.

внучок – м.р., ед.ч. земля – ж.р., ед.ч.

Гришутка – м.р., ед.ч. свет – м.р., ед.ч.

окно – ср.р., ед.ч.

крыша – ж.р., ед.ч.

труба – ж.р., ед.ч.

кирпичи – м.р., мн.ч.

забор – м.р., ед.ч.

ворота – мн.ч.

сарай – м.р., ед.ч.

Что мы повторяли в процессе выполнения этого упражнения?

Учитель записывает на доске:

Постоянные и непостоянные признаки имён существительных .

3. Синтаксическая функция имён существительных (выполняется в парах).

Упр. 103 – разграничение имён существительных в роли главных и второстепенных членов предложения.

Ученики обсуждают в парах написание (вставляют пропущенные буквы), списывают предложение, в котором есть сложное слово. Затем находят имена существительные в тексте и делают вывод.

Какими членами предложения являются имена существительные? (Главными (подлежащее) и второстепенными.)

Приведите примеры существительных в роли главных; в роли второстепенных.

Что важного об имени существительном вы узнали из этого упражнения?

Учитель записывает на доске:

Член предложения .

4. Разбор имени существительного как части речи.

Упр. 104 – развивается умение различать существительные и местоимения в тексте, проводить морфологический разбор имён существительных.

Последовательность выполнения.

1) Расстановка запятых в учебнике.

2) Списывание последнего предложения.

3) Запись однокоренных слов.

Вывод : Среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи.

4) Разбор имён существительных как части речи.

Обратить внимание детей на порядок разбора, сокращённую запись слов.

Работа проходит под руководством учителя.

Что вспомнили при выполнении этого упражнения?

Учитель записывает на доске:

Морфологический разбор имени существительного .

Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?

5.

Итог урока.

По какому плану мы повторяли имя существительное?

Запишите ключевые слова на основе этого плана.

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Называют план.

Перечисляют ключевые слова к уроку.

Ответы детей.

Выбор смайлика.

Домашнее задание

Упр. 105 (устно).

2. Упр. 53 («Дидактический материал»).

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта описывает изготовление, обработку и производство продукции, производственные операции и применяемое оборудование.

В образовании технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования урока - таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам:

  • этапы и цели урока;
  • содержание учебного материала;
  • методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся;
  • деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта урока включает в себя элементы план-конспекта: тема, цель, задачи, но всё же отличается от него.

Отличия технологической карты и конспекта

Технологическая карта урока

Конспект урока

Оформляется в виде таблицы и описывает деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе урока.

Оформляется как сценарий и описывает слова, действия учителя и предполагаемые ответы учеников.

Характеризует деятельность учеников с указанием УУД, формируемых при каждом учебном действии.

Указывает и описывает формы и методы, используемые на уроке.

Помогает планировать результаты по каждому виду деятельности и контролировать процесс их достижения.

Только указывает цели урока.

С помощью технологической карты учитель смотрит на учебный материал целостно и проектирует урок по освоению конкретной темы в рамках всего курса.

Преимущества технологической карты как инструмента планирования

Технологическая карта позволит учителю:

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются при выполнении конкретного учебного действия;
  • спроектировать последовательность действий и операций по освоению темы, приводящих к намеченному результату;
  • проектировать педагогическую деятельность на конкретный период;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • обеспечить согласованные действия участников педагогического процесса;
  • диагностировать достижения запланированных результатов на каждом этапе урока;
  • строить образовательный процесс как проектную деятельность, где все этапы логичны, взаимосвязаны и могут быть расширены в рамках предмета.

Структура технологической карты урока

В технологической карте указываются:

  • тема;
  • цель освоения учебного материала;
  • результаты, которые планируется достичь: личностные, предметные и метапредметные;
  • межпредметные связи;
  • организация учебного пространства: формы работы, ресурсы и оборудование;
  • основные понятия темы;
  • технология изучения указанной темы.

Урок строится из нескольких этапов: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи и так далее. В технологической карте на каждом этапе урока определяются цель и планируемый результат, деятельность учителя и учащихся.

Трудности при составлении технологической карты урока

Несмотря на преимущества и нарастающую популярность этого способа проектирования урока, учителя часто сталкиваются с трудностями при составлении технологической карты. Профессор института дополнительного образования в ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Андрей Иоффе выделяет семь ошибок, которые совершают учителя при конструировании технологической карты:

  1. Объём на десятки страниц.
  2. Оформление всего содержания занятия как таблицу.
  3. Установление жёстких временных рамок.
  4. Обилие колонок.
  5. Сведение рефлексии к подведению итогов.
  6. Использование сложных и непонятных выражений - «самоопределение к деятельности».
  7. Определение целей для ученика и учителя, но не целей занятия.

Эти ошибки вызваны отсутствием единых требований к составлению технологических карт уроков. Отдельные блоки и разделы разнятся и у отдельных учителей, и у каждого учителя в технологических картах разных уроков. Также на ошибки влияют субъективные факторы: недостаток знаний, низкая мотивация учителя, непонимание и неприятие нового.

Грамотная методическая поддержка способна оказать помощь при подготовке технологических карт. На заседаниях методического совета школы определяется, как отражать в технологических картах уроках предметные, метапредметные и личностные результаты, реализацию и диагностику различных видов УУД.

Примеры технологических карт уроков

Образец технологической карты №1

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Цель урока
  6. Характеристика этапов урока

  1. Работа обучающихся на уроке (указывается активность и мера занятости)
  2. Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала или отсутствовала.
  3. Характер самостоятельной работы учащихся: репродуктивный или продуктивный.
  4. Оценка достижений целей урока.

Образец технологической карты №2

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Цель урока
  6. Задачи урока: обучающие, воспитательные и развивающие.
  7. Актуальность использования средств ИКТ.
  8. Виды используемых средств ИКТ.
  9. Необходимое оборудование и программное обеспечение.
  10. Организационная структура урока.

Образец технологической карты №3

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Место и роль урока в изучаемой теме
  6. Цель урока
  7. Структура урока.

Образец технологической карты №4

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Место и роль урока в изучаемой теме
  6. Цель урока
  7. Структура урока

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Технологическая карта с дидактической структурой урока

1. Ф.И.О. учителя: Краснянская М.Ю.

2. Класс: 2а Дата: 20.09.2019г. Предмет: русский язык. Место и роль урока в изучаемой теме: «Предложение»

3. Ресурсы учителя: учебник, ИКТ, поурочные разработки

4. Ресурсы для обучающихся: учебник, тетрадь

5. Оборудование урока: компьютер

Тема

Педагогическая цель

Способствовать ознакомлению с распространенными и нераспространенными предложениями, развитию умения на ходить в тексте распространенные и нераспространенные предложения

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: лексике, синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

Личностные результаты

Проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопе реживание чувствам других людей

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логиче ские - выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным по нятиям).

Коммуникативные: в коммуникации строят понятные для окружающих высказывания

Основное содержание темы, понятия и термины

Распространенные и нераспространенные предложения

Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности

Организационный момент.

Проверяет готовность к уроку

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Начинаем наш урок.

Проверяют готовность к уроку

Фронтальная

Минутка чистописания

Пишем в тетрадях – число, классная работа, букву с которой начинается ваше имя.

Работа в тетрадях

Фронтальная, индивидуальная

Актуализация знаний, определение темы и цели урока.

Вспомните, что вы знаете о предложении.

А давайте подумаем, что такое распространенные и нераспространенные предложения. Что же мы сегодня будем изучаем?

Ответы на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная

Изучение нового материала (постановка учебной задачи).

Прочитайте на экране.

Наступила осень. Наступила золотая осень.

Какое предложение вам понравилось больше? Почему?

Ответы на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная

Физкультминутка

Первичное закрепление нового материала.

Открываем учебник стр.35, читаем упражнение 39. Выполняем.

Внимательно читаем правило. Его нужно понять и выучить.

Читаем упражнение 40. Какие предложения можем составить? Запишите полученные предложения. Проверяем, прочитайте, какие распространенные предложения у вас получились?

Работа в тетрадях

Фронтальная, индивидуальная

Объяснение домашнего задания ( если урок не в пятницу. На выходные письменные задания не задаем)

Фронтальная

Рефлексия.

Что мы с вами изучали? Как вы поняли материал? На полях отметьте листочком, кто как понял материал и смайлик (настроение). Какие были затруднения?

Фронтальная, индивидуальная

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Организационная информация

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Тема урока

Обобщение знаний по теме: «Глагол»

Форма урока

Урок – путешествие

Предмет

Русский язык, УМК «Школа России»

Класс

Чигусова М.В., учитель начальных классов.

Методическая информация

Педагогические задачи

Создать условия для:

Формирования умения правильно писать безударные личные окончания глаголов;

Совершенствования умений определять лицо, число, спряжение глаголов;

Развития навыка составлять из слов предложения, употребляя глаголы в форме 2 и 3-го лица настоящего времени;

Воспитания интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Закрепить знания о глаголе как части речи, употребление в речи.

Обобщить умения:

Разбирать глагол по составу,

Выполнять морфологический разбор глагола.

Обобщить знания о написании глаголов, составляя из слов предложения, употребляя глаголы в форме 2 и 3-го лица настоящего времени.

Метапредметные УУД

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку;

регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры действий при работе с учебным материалом;

коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Личностные
результаты

осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников;

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор; индивидуальные раздаточные карточки;

Организационная структура урока

Этап урока

Формируемые способы
деятельности учащегося

Организация начала урока

    Приветствие

– Здравствуйте, ребята. Если день начинается с улыбки, то можно надеяться, что пройдёт удачно. Давайте наше занятие проведём с улыбкой.

Все друг к другу повернитесь,

А теперь – улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостя!

И садитесь по местам

Слайд 2 (Солнышко улыбается)

    Проверка готовности к уроку

Обучающиеся сообщают о готовности к уроку.

Определение самоорганизации ------

(Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока).

Понимать и слушать учителя.

Принимать
и сохранять учебную задачу.

Актуализация знаний.

    Знакомство с героями урока

Сегодня урок необычный, урок-путешествие. Его проведу я не одна, у меня будут помощники. Сейчас я вас познакомлю.

Слайд 3 (Появляются Даша-путешественница и Башмачок)

Даша:

Здравствуйте, ребята, меня зовут Даша-путешественница, а это мой друг – Башмачок.

Дорогие ребятишки,

Мы взяли в руки книжки.

Предлагаем путешествовать,

Знания свои совершенствовать.

Учитель:

Даша, где мы сегодня побываем?

2. Создание проблемной ситуации

Даша:

Нам прислали приглашение, но Башмачок с ним обращался неаккуратно, некоторые слова испортились.

Учитель:

Я думаю, мы сумеем восстановить пропущенные слова.

Слайд 5 (Ребята восстанавливают текст приглашения, вставляют пропущенные слова)

Дорогие ребята!

Я могучий король,

большим городом.

В моём королевстве … много подданных.

в мою сказочную страну. … задания,

вы … у много интересного

и полезного для себя.

До встречи, друзья!

(Владею, проживает, приглашаю, выполните, узнаете)

Что обозначают эти слова?

(Действие)

На какие вопросы отвечают? К какой части речи относятся?

Как вы думаете, можно ли нам обойтись без глаголов?

Какую роль играют глаголы в речи?

И так, глаголы сопровождают человека во всех сферах деятельности, обозначают действие предметов животных, природных явлений. Глагол занимает 2 место по численности слов после имён существительных, поэтому играет в нашей речи огромное значение.

Так кто же нас приглашает в гости? Кто же этот могучий король? (Глагол)

Слайд 6. (Знакомство с Королем Глаголом, который рассказывает о своём владении)

Знакомятся с героями урока.

Разбираются в проблемной ситуации

Восстанавливают текст, вставляют пропущенные слова

Отвечают на вопросы

Приходят к выводу, что без глагола наша речь была бы несостоятельной

Знакомятся с новым героем урока – Глаголом

Знакомятся с картой путешествия

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать
и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу
полученного
задания

Сообщение темы
урока.

Определение темы и целей урока

    Определение темы урока

– Какой же части речи будет посвящён наш урок?
– Мы так много знаем об этой части речи, что нам обобщить знания не составит труда. Попробуйте назвать тему урока.

Учитель открывает запись на доске: «Обобщение по теме «Глагол»

Чему будем учиться на уроке обобщения?

Мы в королевстве построим свой дом.

(Учитель вывешивает табличку)

    Постановка целей урока

Все готовы путешествию? И у нас девиз таков:

Орешек знаний твёрд,

Но всё же.

Нам расколоть его поможет

Девиз: «Хочу всё знать!»

Какие у вас ожидания от урока?

(- Выполнить интересные задания.

Узнать новое.

Повторить всё, что знаем о глаголе.

Употреблять глаголы в речи)

Глагол – самая сложная по составу часть речи русского языка. Сегодня мы приведём в систему известные нам знания и закрепим наши умения.

Определяют тему урока, задачи урока, высказывают свои ожидания

Ставят учебную задачу – обобщить сведения о глаголе, учиться писать глаголы с изученными орфограммами

Помогают прикрепить табличку «Глагол»

Повторяют девиз

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Обобщение и систематизация знаний

Деятельность в группах, соответственно выбранным ролям.

Работа с фразеологическими оборотами

Работа в парах.

1. Минутка каллиграфии

Проспект «Чистописания»

Даша:

Посетим проспект «Чистописания»

Учитель:

Запишем букву, которая есть в названии темы, она обозначает согласный, парный, звонкий звук. Это буква Гг.

Запишем каллиграфично девиз урока

Хочу всё знать!

    Обобщение знаний о глаголе в неопределённой форме

Площадь Неопределённая форма глагола

Даша:

- Посетим Площадь Неопределённая форма глагола.

Учитель:

Назовите глаголы. Что вы знаете о глаголах, которые стоят в неопределенной форме.

Давайте проверим. Нажмём на подсказку.

- Выполните задание. Подберите к крылатым выражениям соответствующие глаголы в неопределённой форме. Работать мы будем в группах. Нравится ли вам состав вашей группы? Хотели вы объединиться по-другому?

Задание

Зарубить на носу важничать

Задирать нос бездельничать

Задеть за живое запомнить

Бить баклуши взволновать

- Соедините стрелочкой соответствующие части, работая с карточками

Какая группа готова отвечать?

Для проверки нажмём на мелки.

Ребята наш дом продолжает строится.

Н.Ф. Что делать?

Что сделать?

(Учитель вывешивает таблички)

    Обобщение знаний обучающихся о временах глагола.

Улица Времени

Учитель:

Даша:

Предлагаю посетить улицу Времени.

Учитель:

Какие времена глаголов вы знаете?

Какое действие отражает глагол в настоящем времени?

На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?

Выпишите глаголы настоящего времени.

Задание

Думаем, говорю, пишешь, побрить, мечтал, напишет.

Кто готов отвечать? Проверим, нажмём на цветные мелки.

Какая орфограмма в слове пишешь?

Вспомним, что вы знаете о глаголах будущего времени?

Проверим. Воспользуемся подсказкой.

Выполните задание. Выпишите глаголы будущего времени. Определите лицо, число глаголов, назовите окончания.

Задание

Залетят, побегу, станцую, воркую, спишешь, поём.

Проверим? Воспользуемся цветными мелками.

Продолжим путешествие.

Вспомним, что вы знаете о глаголах прошедшего времени.

Обратимся к подсказке.

Назовите глаголы прошедшего времени.

Задание

Пригрело, смотрел, станцую, побрить, выползла, споём.

Проверка. Нажмем на мелки.

Выпишите глаголы, пригрело, выползла . Разберите по составу.

(Дети выполняют у доски)

Сверим с образцом на слайде.

Итак, дом в королевстве Глагола продолжает строиться.

Н.Ф. Что делать?

Что сделать?

Будущ. вр.

Число, род

Число, лицо


    Физкультминутка

Станция Отдыхай-ка

Учитель:

Даша, куда лежит дальнейший путь?

Даша:

Предлагаю посетить станцию Отдыхай-ка.

    Закрепление знаний обучающихся о спряжении глагола.

Бульвар Спряжение

Учитель:

Даша, где мы побываем сейчас?

Даша:

Бульвар спряжения.

Учитель:

Ребята, вспомните всё, что вы знаете по этой теме, обговорите в группах и придумайте вопросы, касающиеся спряжения.

Задайте свои вопросы ребятам.

Так, какие глаголы относятся к первому спряжению. Проверим, воспользуемся подсказкой.

Задание. Выпишите глаголы I спряжения.

Дружим, сеют, держать, дружим, обидеть, вяжут.

Обговорите в группах. Будьте внимательны. Готовы отвечать?

Проверим, нажмём на цветные мелки.

Что вы знаете о глаголах II спряжения? ------ Проверим, воспользуемся подсказкой.

Задание. Прочитайте слова, назовите глаголы II спряжения.

Проверим, жмём на мелки.

Задание. Измените глаголы сеять, гнать по лицам и числам.

Для проверки ещё раз нажмем на мелки.

Учитель:

Вы молодцы, ребята! Ваши знания достойны похвалы. Вот посмотрите, дом в королевстве Глагола продолжает строится.

Число, лицо

Будущ. вр.

Н.Ф. Что делать?

Что сделать?

Число, род


Ед. ч.

Мн.ч.

Ед. ч.

Мн.ч.

Спряжение

I спряжение

II спряжение

Вспомните личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения

Посадим деревья у новостройки.

Записывают каллиграфично буквы Гг

Каллиграфично записывают предложение

Хочу всё знать!

Объединяются в группы, выбирают капитана

Выполняют задания по группам

Обобщают знания о неопределенной форме глагола

Выполняют задания на карточках

Сообщаются в группе

Прикрепляют карточки к доске, озвучивают, что написано на карточках

Обобщают знания о временах глагола

Отвечают на вопросы

Выполняют задания

Закрепляют орфографические умения написания окончания глаголов

Определяют лицо, число глаголов, называют личные окончания

Разбирают глаголы прошедшего времени по составу

Вывешивают карточки, называют времена глаголов и грамматические формы

Выполняют движения вместе героями урока

Отвечают на вопросы

Работают в группа

Составляют свои вопросы в группе

Вспоминают всё, что знают о спряжении

Индивидуальная работа

Изменяют глаголы по лицам и числам

Проверяют выполненное задание

Вывешивают карточки, называют личные окончания глаголов

Осуществлять анализ объектов. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Понимать
на слух ответы одноклассников.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение
и позицию. Строить монологические высказывания понятные для собеседника высказывания

Применение знаний и умений в новой ситуации

    Самостоятельная работа

Переулок Почемучек

Нас ждёт переулок Почемучек.

Задание. Упражнение 246

Ночует, падает, говорят, выписали.

Найдите упражнение 246. Прочитайте предложения. Какие они по цели высказывания? (Вопросительные).

В группе выберите предложение, выпишите глагол и сделайте его разбор, как части речи.

Вам поможет памятка и наш построенный дом.

(Учитель нажимает на подсказку)

Проверим ваши ответы, нажмём на цветные мелки.

Выполняют упражнение в группе

Вспоминают какие бывают предложения по цели высказывания

Разбирают глаголы как часть речи, опираясь на алгоритм разбора, представленный в виде памятки

Контроль усвоения знаний, обсуждение ошибок и их коррекция

    Тестовая работа

Ребята, выполните тестовую работу.

Чтобы проверить нажмём на цветные мелки.

Выполняют тестовую работу

Проверяют работу

Самооценка

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Итог урока. Рефлексия

Удалось ли нам обобщить знания о глаголе?
– Какое задание вызвало у вас затруднение?
– Над чем вам ещё необходимо поработать?
– А смогли добиться хорошего результата, потому что мы вместе. А это великая сила. Ведь “С маленькой удачи начинается большой успех ”.

Рефлексия приклеить смайлик накартинку

Если вы затрудняетесь оценить себя, обратитесь к другу по группе.

Посмотрите на наш дом. Чего в нём не хватает?

Правильно, нет жильцов. Давайте заселим нашу новостройку жильцами. Домочадцами будут ваши смайлики. Прикрепите на картинку.

Вижу, что большинство детей оценили свою работу на 4и 5. Со многими результатами я согласна.

Всё ли вам понравилось на уроке? Почему

Что именно?

Подтвердились ли ваши ожидания от урока? Какие?

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Оценивают свою работу на уроке

Совещаются в группе относительно оценки

Прикрепляют смайлики

Высказывают свои гипотезы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

Домашнее задание

Домашнее задание будет творческим Составить текст « Весна в родном краю»

Ребята, настала пора попрощаться с нашими героями.

Даша и Башмачок прощаются.

Отвечают на вопросы,

заканчивают предложения

Прощаются с героями произведения

ПАМЯТКИ

Глагол – это часть речи,

которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы

Что делать? Что сделать?

Неопределённая форма – это начальная, неизменяемая форма глагола, которая не указывает

ни на время, ни на число глагола.

Глаголы в н. ф. отвечают на вопрос

что делать? или что сделать?

Чаще всего они имеют суффикс

Ть или -ти

Писать, решить

Глаголы настоящего времени

отражают действие,

происходящее в момент речи.

Общий определяющий вопрос

таких глаголов

в ед. числе - что делает? Рисует

во мн. числе – что делают? Пишут

Глаголы прошедшего времени

отражают действие,

происходившее до момента речи.

Отвечаю на вопросы

в ед. числе - что сделал?

что сделала? что сделало?

Нарисовал

во мн. числе – что сделали?

Написали

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам

Глаголы будущего времени

отражают действие,

которое будет происходить после момента речи.

Отвечают на вопросы

в ед. числе - что сделает?

что будет делать? Нарисует

во мн. числе – что сделают?

что будут делать? Напишут

Спряжение глаголов (н.ф.)

I спряжение

Все глаголы на

Еть, -ать, -оть, -уть, -ть

(кроме 11 глаголов, которые являются исключениями),

а также глаголы на – ить: брить, стелить

Ко II же спряженью

Отнесём мы, без сомненья,

Все глаголы, что на –ить,

Исключая брить, стелить.

А ещё: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья:

Их на –е спрягать нельзя.

ПАМЯТКА

Разбор глагола как части речи

1.Часть речи.

2. Начальная форма.

3.Спряжение.

4. Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем и будущем времени.

Род и число – для глаголов в прошедшем времени.

5. Роль в предложении.

Летят – гл., что делают?, н.ф. – лететь, II спр., в наст. вр., в 3-м л., во мн. ч., сказ.

Домашнее задание:

Составьте текст на тему «Весна в родном краю»

Светит, греет, плывет (солнце).

Льет, питает, барабанит (дождик).

Растет, зеленеет, пробивается (трава).

Звенит, бежит, серебрится (ручеек).

Хмурятся, надвигаются, закрывают (тучи).

Появляются, шепчутся, зеленеют (листья).

Таблицы изменение глаголов по лицам и числам

Лицо

Ед. ч.

Мн. ч

1-е л.

2-е л.

3-е л.