Составление плана обучения пациентов технике кашля. Потребность пациента в нормальном дыхании

Обучение пациента только тогда может быть эффективным, когда знает и понимает значимость каждого этапа обучения. Процесс обучения, как и сестринский процесс , состоит из пяти этапов.

Этапы обучение пациента:

1. Сбор информации о пациенте (обследование) и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников. При каждом контакте с пациентом, начиная с первичного, медицинская сестра получает о нем какую-либо информацию. Таким образом, сбор информации о пациенте является непрерывным. Всю эту информацию медицинская сестра анализирует и оценивает.
Она определяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить соответствующие знания и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и т.д.

2. Определение проблем пациента. Собрав и оценив информацию, медицинская сестра выделяет сестринскую проблему. После этого она должна определить способы решения данной проблемы, что и будет являться содержанием следующих этапов обучения пациента.

3. Определение целей обучения пациента, планирование его содержания. Перед составлением плана обучения пациента медицинская сестра должна поставить перед собой определенные цели. Формулировка целей обучения должна быть ориентирована на три сферы: познавательную, эмоциональную и психологическую. Цели отражают то, что необходимо сделать пациенту, чтобы достичь результата. Грамотно поставленная цель должна содержать три компонента (аспекта):
1) то, что необходимо сделать пациенту (то, что он должен суметь сделать, понять и т.д.), т.е. результат обучения;
2) временные рамки - интервал времени (или конкретная дата), в течение которого будет достигнута цель обучения (к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца);
3) с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей).
Формулировка целей в приведенной ситуации может быть следующей: в познавательной сфере,
психологической сфере, эмоциональной сфере.
В любом случае цели должны быть конкретными, реальными и достижимыми.

После определения целей обучения пациента медицинская сестра планирует содержание и методы обучения. В план включаются время и продолжительность обучения.

Содержание обучения пациента может быть различным: сохранение здоровья, поддержание определенного уровня здоровья, поддержание определенного уровня качества жизни пациента .
Медицинская сестра должна привлекать пациента к составлению индивидуального плана обучения, учитывая его личностные особенности, социальные условия, интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние.

4. Реализация плана обучения пациента. Для реализации намеченного плана медицинская сестра совместно с пациентом и/или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения. Если микроклимат помещения неблагоприятен
(плохое освещение, низкая температура, наличие посторонних) или состояние пациента оставляет желать лучшего (больной расстроен, у него усилились боли, одышка), то обучение
лучше отложить.
Для успешного обучения пациента можно использовать следующие методы:
демонстрация - медицинская сестра показывает навыки самоухода или взаимоухода (чистка зубов, определение ЧДД , использование костылей, инъекции , измерение артериального давления и т.д.); четкая повторяющаяся демонстрация каждого этапа навыка является важным средством достижения целей обучения;
консультирование - медицинская сестра наблюдает со стороны, как пациент выполняет конкретный навык и при затруднении или на сложных этапах оказывает ему консультативную помощь;
разыгрывание ролей - очень эффективный метод обучения, особенно социальным навыкам; при этом методе лучше осознаются возможности пациента и трудности самоухода в бытовой
обстановке, вырабатываются новые навыки (умение завести разговор, уверенно вести себя в конкретной обстановке), повышается уровень самосознания, находятся новые решения проблемы.
Схема обучения состоит из пяти этапов:
1) изложение необходимой информации;
2) повторение пациентом всего, что он запомнил;
3) показ (демонстрация) того, что пациент должен освоить;
4) повторение пациентом самостоятельно или вместе с медицинской сестрой навыка;
5) самостоятельное объяснение и демонстрация пациентом навыка от начала до конца.
Каждая ступень этой схемы может повториться по несколько раз, пока пациент не усвоит запланированный материал. Медицинская сестра должна стремиться перейти от передачи знаний к выработке умений, а затем и к устойчивому навыку.
В процессе обучения пациента необходимо постоянно поддерживать у обучаемых интерес, задавать им наводящие вопросы или строить беседу по принципу «вопрос - ответ», подчеркивать информацию, важную для пациента. В конце беседы важно коротко повторить всю основную информацию.

Медицинской сестре нужно убедиться, что обучаемые правильно поняли передаваемую информацию. Для этого она систематически проверяет и оценивает их знания и умения.

5. Оценка результатов обучения пациента. После реализации плана обучения медицинская сестра оценивает результат, т.е. соотносит его с поставленными целями.

Понимание медицинской сестрой целей, задач и принципов обучения пациента, умение использовать разнообразные методы, способы и средства обучения будут способствовать эффективному обучению больных и их близких и, следовательно, повышению качества их жизни.

Как быстро вылечить бронхит и избавиться от надоедливого кашля — эти вопросы волнуют многих, особенно в весенне-осенний период, когда организм ослаблен и нуждается в витаминах. Многие не стараются искать быстрые способы избавления от кашля, а применяют различные методики, чтобы почувствовать хоть какое-то облегчение, пусть даже ненадолго.

Всем известно, что лекарственные препараты иногда не оказывают особого действия. Сильный кашель трудно вылечить с помощью таблеток и сиропов, и кажется, что у мокроты уже выработался стойкий иммунитет к лекарствам. Если вы все же надеетесь найти медикаментозный препарат, способный быстро избавить вас от кашля, то вынуждены вас разочаровать, на сегодняшний день не существует никаких эффективных лекарственных средств, позволяющих оперативно устранить данную проблему.

Даже ведущие эксперты в области медицины не раз озвучивали, что абсолютно все аптечные препараты действуют по принципу плацебо. Но это не повод опускать руки, все же есть некоторые методики, способные облегчить состояние человека в период болезни. Вылечить бронхит и избавиться от надоедливого кашля вполне реально, если выполнять некоторые дыхательные упражнения.

Эффективные способы устранения кашля

Во время кашля наш организм теряет много диоксида углерода, крайне необходимого для поддержки нормального состояния дыхательных путей. Недостаточное количество CO2 вызывает раздражение нервных клеток и их рецепторов, что провоцирует возникновение кашля, в это же время происходит снижение уровня кислорода не только в мозге, но и во всем организме в целом. Постоянный сильный кашель способен вызвать патологические эффекты, накапливание и усиление которых, в свою очередь, провоцирует еще больше приступов. Как разорвать эту цепочку, вылечить бронхит или любые другие болезни дыхательных путей?

Эффективные упражнения при сильном или хроническом кашле

Изначально необходимо научиться кашлять через нос, не удивляйтесь, но это действительно так, рот в это время должен быть закрыт. Также нужно учиться кашлять ртом, зажав при этом нос пальцами. Эти два простых упражнения позволяют нормализовать в организме концентрацию диоксида углерода и успокоить раздраженные рецепторы.

Также необходимо научиться вдыхать меньшее количество воздуха с целью повышения в дыхательных путях уровня CO2 и обогащения клеток организма кислородом. Такие манипуляции могут вызвать некоторые неприятные ощущения, но, тем не менее, это надежный способ быстро устранить кашель.

Обратите внимание! Применение данных техник требуют предварительной консультации с лечащим врачом!

Как только у вас возникнет ощущение, что приближается приступ, нужно найти удобное место, присесть, расслабиться и выпрямить спину, а затем выполнить несколько простых упражнений, которые помогут нормализовать дыхание. Сделайте хороший вдох, закройте рот и зажмите пальцами нос, ненадолго задержав дыхание. Первый короткий вдох необходимо делать носом, подключая мышцы живота и диафрагму, после чего нужно плавно выдохнуть. Затем повторите упражнение до того момента, как почувствуете облегчение. Основная задача данной техники — это поддержка умеренного кислородного голодания, то есть на протяжении всего времени вы должны испытывать желание вдохнуть большее количество воздуха. Небольшая задержка дыхания позволит обогатить клетки организма кислородом и увеличить уровень диоксида углерода в дыхательных путях.

Чтобы остановить кашель достаточно выполнять такие упражнения в течение всего лишь двух минут, это действительно наиболее действенный способ облегчить свое состояние. Эти техники позволяют подавить даже ночные приступы, а чтобы почувствовать максимальное облегчение, нужно следить за положением своего тела, когда вы ложитесь спать. Чтобы подавить желание кашлять в ночное время, необходимо лечь на левый бок либо на живот, только не на спину.

Вышеперечисленные упражнения включены в систему Бутейко, которая известна всем еще со времен Советского Союза. Такие дыхательные методики являются эффективными не только для лечения затянувшегося, но и хронического кашля и это подтверждено многими пациентами, которые столкнулись с серьезными заболеваниями (бронхит, астма, фиброз, туберкулез, рак легких, синдром приобретенного иммунодефицита). Практически все больные, регулярно страдающие от кашля, подтвердили, что такие упражнения действительно им помогли. Несмотря на это, система Бутейко не раз подвергалась критике, поэтому ваше право, верить в эффективность данной методики или нет, но лучше самостоятельно выполнить упражнения и ощутить результат.

Безусловно, даже у человека, не имеющего высшего медицинского образования, может возникнуть вопрос — как происходит вывод из организма мокроты, если препятствовать процессу откашливания? Необходимо понимать, что методика Бутейко позволяет нормализовать кислородный баланс в организме, тем самым происходит устранение причины кашля и, соответственно, уменьшение количества вырабатываемой организмом мокроты. А ускорить выздоровление можно при помощи дополнительных упражнений.

Эффективная методика избавления от бронхита. Упражнения в борьбе с астмой

Эта комплекс позволит укрепить не только тело, но и восстановить здоровье. Лучше не начинать практиковать в период простудных или более тяжелых заболеваний. Но можно все же выполнить несколько упражнений, которые помогут расслабить позвоночник, а также грудную клетку, ускорив тем самым процесс отхождения мокроты.

Самое простое упражнение и, пожалуй, самое приятное — это «ролики» (перекаты лежа на спине в разные стороны и вперед-назад), двигаться нужно не спеша и при этом следить, чтобы спина была максимально округлой. Но выполнять такое упражнение рекомендуется только тем, у кого нет никаких проблем с позвоночником. С помощью данного массажа удастся не только уменьшить кашель, но и оздоровить полностью весь организм, поскольку в процессе перекатов оказывается давление на нервные корешки спинного мозга, которые отвечают за нормальное функционирование всех органов и систем. «Ролики» позволяют улучшить самочувствие и помогут просыпаться по утрам в хорошем настроении.

Всего несколько упражнений помогут вашему организму избавиться от тяжелых недугов:

  • прогибы. Выполняя прогибы тела назад, происходит раскрытие грудной клетки, наблюдается улучшение работы легких и сердца. Прогибая верхний отдел позвоночника во время приступа астмы, происходит облегчение процесса выдоха. Напротив, если трудно сделать вдох, то необходимо наклониться вперед и прогнуться в области поясницы (если таковые движения не противопоказаны);
  • позы «перевернутые». Чтобы обеспечить хороший отток слизи из легких, нужно стать на голову или на плечи, причем в последнем случае вы сможете также улучшить кровообращение и активизировать иммунную систему;
  • «верблюд». Такая поза позволяет освободить носовой проход, очистить глотку и легкие, а также активизировать лицевые ткани;
  • «лев». При помощи данного упражнения удается активизировать ткани гортани, бронхиол и трахеи, избавиться от тонзиллита, уменьшить воспаление в горле, а также укрепить хрящи щитовидной железы;
  • «рыба». Эта поза помогает восстановить дыхание, а также улучшить работу всех дыхательных органов (глотки, гортани, носового прохода).

Для достижения максимального эффекта упражнения необходимо делать комплексно, не забывая при этом о расслабляющих методиках, к примеру, о позе «трупа». Если вы всерьез обеспокоены своим здоровьем, советуем поближе познакомиться с упражнениями, иногда это единственный способ решить проблему, когда никакие медикаментозные или любые другие средства уже не помогают избавиться от недуга.

ПОТРЕБНОСТЬ В НОРМАЛЬНОМ ДЫХАНИИ

1. Первичная оценка

Факторами риска нарушения функции дыхания являются хроническая обструктивная болезнь лёгких, трахеостомия, назогастральный зонд, рвота, травмы или операции на шее, лице, в полости рта и т.п.

Для оценки удовлетворения потребности в нормальном дыхании (обеспечение достаточным количеством кислорода) медицинская сестра должна уметь провести как субъективное (расспрос), так и объективное (осмотр) обследование пациента.

Наиболее часто встречающимися признаками, свидетельствующими о недостаточном обеспечении организма человека кислородом, являются одышка, кашель, кровохарканье, боль в груди, тахикардия.

Одышка - субъективное ощущение затруднения дыхания. Пациент, как правило, говорит, что ему не хватает воздуха, нечем дышать. Признаками одышки являются учащение дыхания, изменение его глубины (поверхностное или, наоборот, более глубокое) и ритма. Следует обязательно уточнить, при каких обстоятельствах появляется одышка. Одышка может быть физиологической, если она появляется после физической нагрузки или в стрессовой ситуации, и патологической (при заболеваниях органов дыхания, кровообращения, головного мозга, крови и др.).

В некоторых случаях медицинская сестра может выявить патологическое нарушение ритма и глубины дыхания, которое наблюдается при заболеваниях головного мозга и его оболочек (кровоизлияние в мозг, опухоль и травма мозга, менингит и др.), а также при тяжёлых интоксикациях (уремическая, диабетическая кома и др.).

В зависимости от изменения глубины дыхания может увеличиваться или уменьшаться дыхательный объём лёгких, дыхание может поверхностным или глубоким. Поверхностное дыхание часто сочетается с патологическим учащением дыхания, при котором вдох и выдох становятся короче. Глубокое дыхание, наоборот, в большинстве случаев связано с патологическим урежением дыхания.

Иногда глубокое дыхание с большими дыхательными движениями сопровождается громким шумом - большое дыхание Куссмауля , характерное для глубокой комы (длительной потери сознания).

При отдельных видах одышки может нарушаться ритм дыхательных движений. Нарушение функции дыхательного центра вызывает такой вид одышки, при которой через определенное число дыхательных движений наступает заметное на глаз (от нескольких секунд до минуты) удлинение дыхательной паузы или кратковременная задержка дыхания (апноэ). Такое дыхание называется периодическим. Известно два вида одышки с периодическим дыханием.

Дыхание Биота характеризуется ритмичными движениями, которые чередуются через равные отрезки времени с продолжительными (до 30 с) дыхательными паузами.

Дыхание Чейна-Стокса отличается тем, что после продолжительной дыхательной паузы (апноэ) сначала появляется бесшумное поверхностное дыхание, которое быстро нарастает по глубине, становится шумным и достигает максимума на 5-7-м вдохе, а затем в той же последовательности убывает до очередной кратковременной паузы. Пациенты во время паузы иногда плохо ориентируются в окружающей обстановке или полностью теряют сознание, которое восстанавливается при возобновлении дыхательных движений.

Кашель - защитно-рефлекторный акт, направленный на выведение из бронхов и верхних дыхательных путей мокроты и инородных тел. Кашлевой толчок - фиксированный звучный выдох.

Кашель может быть сухим (без выделения мокроты) и влажным (с выделением мокроты). Мокрота может различаться по консистенции (густая, жидкая, пенистая), цвету (прозрачная, жёлтозелёная, с кровью) и запаху (без запаха, зловонная, гнилостная).

Следует знать, что эффективность кашля зависит от нескольких факторов: вязкости мокроты, смыкания голосовой щели, способности пациента сделать глубокий вдох и напрячь вспомогательные дыхательные мышцы для получения в дыхательных путях высокого давления.

При повреждении нервных центров, мышечной слабости, парезе кишечника, болевом синдроме, наличии интубационной трубки или трахеостомы, а также несмыкании голосовых связок очистка лёгких с помощью кашля невозможна.

Кровохарканье - выделение крови или мокроты с кровью во время кашля.

Боли в грудной клетке возникают обычно при вовлечении в патологический процесс листков плевры.

Следует уточнить у пациента:

  • локализацию боли;
  • интенсивность и характер боли;
  • причину усиления или уменьшения (например, он лежит на больном боку или прижимает больной бок рукой) боли.

Признаками любой (по локализации) боли могут быть:

Выражение лица (гримаса боли, стиснутые зубы, наморщенный лоб, крепко зажмуренные или широко раскрытые глаза, стиснутые зубы или широко раскрытый рот, прикусывание губ и т.д.);

Телодвижения (беспокойство, неподвижность, напряжение мышц, непрерывное покачивание вперед-назад, почесывание, движения с целью защитить болезненную часть тела и т.д.);

Снижение социальных взаимодействий (избегание разговоров и социальных контактов, осуществление только тех форм активности, которые облегчают боль, сужение круга интересов).

Курение, особенно в течение продолжительного времени и большого количества сигарет, вызывает хроническую обструктивную болезнь лёгких и рак лёгких. Эти заболевания приводят к нарушению обеспечения организма кислородом, т.е. нарушают удовлетворение потребности в нормальном дыхании. Подобное действие может оказывать неблагоприятная окружающая среда (загазованность, эапылённостъ, табачный дым и т.д.).

Оценивая состояние пациента, необходимо обратить внимание на его положение (например, вынужденное положение сидя ортопноэ, вынужденное положение на больном боку, высокое положение Фаулера), цвет кожных покровов и слизистых оболочек (цианоз, бледность).

Оценивая потребность в нормальном дыхании, необходимо определить частоту, глубину и ритм дыхательных движений, а также исследовать пульс. В норме дыхательные движения ритмичны.

Частота дыхательных движений у взрослого человека в покое составляет 16-20 в 1 минуту, причём у женщин на 2-4 больше, чем у мужчин. В положении лёжа число дыхательных движений обычно уменьшается (до 14-16 в 1 минуту), а в вертикальном положении увеличивается (18-20 в 1 минуту). Поверхностное дыхание обычно наблюдается в покое, а при физическом или эмоциональном настроении оно более глубокое. Следует помнить, что в тех случаях, когда потребность в дыхании не удовлетворена вследствие какого-либо острого заболевания и острой дыхательной недостаточности (ОДН), при оценке состояния пациента можно выявить ряд характерных признаков. ОДJ:II1 из них является тахипноэ (учащение дыхания) до 24 в 1 минуту и более. Изменяется поведение человека: появляется беспокойство иногда эйфория, многословие, возбуждение. Многословие вызванное страхом смерти.

Говорить на фоне учащения дыхания всегда очень трудно. При высокой степени один человек постепенно утрачивает сознание и впадает в кому.

Изменяется и цвет кожных покровов. Чаще всего развивается цианоз, но ещё более опасной является серая бледность, так называемый землистый цвет холодной, покрытой липким потом кожи. ОДН сопровождается учащением пульса (тахикардия ), иногда пульс становится частым и неаритмичным (тахиар u тмия ) или редким (брадикардия ). Артериальное давление вначале повышается (гипертензия ), затем понижается (гипотензия ).

Пациент с ОДН нуждается в экстренной помощи всех членов медицинской бригады

2. Проблемы пациента

На основании данных, полученных при оценке состояния пациента, формулируются те или иные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребности в нормальном дыхании.

Проблемы пациента могут быть связаны с такими причинами, как:

· незнание, неумение, нежелание или невозможность занять положение, уменьшающее одышку и боль;

· нежелание регулярно выполнять дыхательные упражнения;

· неумение использовать плевательницу;

· неумение использовать ингалятор;

· риск инфекции дыхательных путей из-за неадекватных мер ухода за полостью рта, дыхательной аппаратурой и т.п.;

· снижение физической активности (из-за одышки или боли);

· страх смерти от удушья;

· необходимость отказа от курения;

· снижение аппетита из-за мокроты с неприятным запахом.

· непонимание важности регулярного приёма назначенных врачом лекарственных средств и др.

· пациент сумеет принять меры, уменьшающие дискомфорт, связанный с откашливанием мокроты;

· пациент будет выполнять всю программу лечения;

· пациент будет осуществлять профилактику инфекции дыхательных путей и др.

3. Цели сестринского ухода

Обсуждая совместно с пациентом план предстоящего ухода (при выявлении неудовлетворения потребности в нормальном дыхании) следует предусмотреть достижение пациентом одной или нескольких целей:

· пациент будет знать и сможет занять положение, облегчающее дыхание;

· у пациента восстановится (сохранится) физическая активность, необходимая для самообслуживания;

· пациент сможет самостоятельно пользоваться ингалятором (плевательницей);

· пациент будет принимать лекарственные средства в соответствии с назначениями врача;

· пациент бросит курить (уменьшит количество выкуриваемых в день сигарет);

Пациент будет знать приемы самопомощи при приступе удушья.

4. Сестринской уход

Положение пациента в постели с приподнятым изголовьем кровати или использование двух-трех подушек позволит значительно улучшить дыхание.

Различные виды дренирующего положения улучшают выделение мокроты, а значит, способствуют выздоровлению. Постуральный дренаж будет эффективным (стимулирующим естественное отхождение мокроты) только в случае долгого пребывания пациента в заданном положении. Такой дренаж назначается врачом, а выполняется под наблюдением и при помощи медицинской сестры.

Обучение пациента технике кашля даст ему возможность наиболее эффективно выводить мокроту. Один из способов:

Сделать медленный глубокий вдох;

Задержать дыхание на 2 с;

Открыть рот и откашляться во время выдоха.

Обучение определённым дыхательным приёмам также направ-

лено на улучшение удовлетворения потребности пациента в норма-

льном дыхании.

Один из этих приёмов заключается в том, что пациент выдыхает

через сложенные трубочкой губы, при этом выдох удлиняется. При

такой технике дыхания пациенты легче откашливают мокроту т.е.

кашель становится более продуктивным.

5. Оценка результатов сестринского ухода

Во время реализации плана ухода медсестра осуществляет теку-

щую и итоговую оценку эффективности сестринского вмешательства·

Если вмешательства, направленные на расширение возмошностей

пациента удовлетворить потребность в нормальном дыxании, "

оказались недостаточны и неэффективны, следует изменить характер

вмешательств, согласовав их с лечащим врачом.

Кашель сложный рефлекс, задача которого состоит в очищение дыхательных путей. Благодаря кашлю дыхательные пути избавляются от раздражающих веществ, слюны или инородных тел, которые могли попасть туда при вдохе (аспирация), а также секрета, фрагментов клеток и микроорганизмов, секретируемых тканью легких или клетками бронхиального дерева. Кашель может быть непроизвольным как реакция на попадание инородного тела (в том числе фрагментов пищи) или произвольным как осознанное действие, призванное очистить гортань от слизи.

Как БАС влияет на силу кашля

Поддержание чистоты дыхательных путей имеет первостепенное значение, и кашлевой рефлекс служит основным средством для этого. Поскольку БАС приводит к снижению силы мышц, способность человека произвольному и непроизвольному кашлю также нарушается. К основным мышцам, обеспечивающим вентиляцию легких, относятся диафрагма, межреберные мышцы и мышцы шеи. Кроме того, при БАС также могут быть поражены мышцы области рта и горла (бульбарные), ответственные за голос и глотание, что приводит к невозможности закрытия, открытия и защиты голосовой щели, располагающейся между голосовыми связками.

Кашель включает три фазы:

  1. вдох;
  2. форсированный выдох при закрытой голосовой щели;
  3. открытие надгортанника с резким выходом воздуха из гортани, обычно сопровождающееся характерным звуком.

В каждой из этих фаз задействованы определенные мышцы:

  • диафрагма и межреберные мышцы в фазе вдоха;
  • мышцы горла при закрытии голосовой щели, при этом диафрагма и мышцы груди создают повышенное давление;
  • при открытии голосовой щели за счет силы, создаваемой изгоняемым воздухом, из дыхательных путей удаляются твердые частицы и секрет.

Кашель предназначен для защиты дыхательных путей от частиц пищи, жидкостей или секрета, другими словами он нужен, чтобы пища «не попала не в то горло». Кашель также способствует очищению нижних дыхательных путей от скопления секрета в альвеолах, что является условием адекватного обмена кислорода и углекислого газа между легкими и кровью. Глубокое дыхание и кашель способствуют поддержанию адекватной вентиляции легких. Поддержание чистоты дыхательных путей снижает риск пневмонии.

Люди с БАС часто испытывают проблемы с поддержанием достаточной силы кашля в связи с невозможностью сделать глубокий вдох и слабым выдохом, а также слабостью мышц, участвующих в акте глотания. Снижение двигательной активности или поступления жидкости может стать причиной нарушения поверхностного дыхания и сгущения секрета. В этом случае для очистки дыхательных путей требуется больше усилий.

Техники откашливания

Существуют техники, с помощью которых можно добиться более глубокого вдоха и большей силы кашля. Одно упражнение заключается в том, что человек с БАС производит серию коротких вдохов до полного расправления легких с последующим резким выдохом, сопровождающимся кашлем. В другом случае помогает ухаживающий.

Третья методика механическая гиперинфляция легких. Она имеет сходства с предыдущей, однако в отличие от первого способа подразумевает использование мешка Амбу и маски или мундштука для достижения глубокого вдоха. Ухаживающий может помочь человеку с БАС в использовании данных приспособлений.

Автоматические инсуффляторы-эксуффляторы (откашливатели) Philips Cough Assist™ или Hill-Rom Vital Cough™ эффективны при недостаточной силе кашля. Создавая положительное давление, устройство через мундштук или маску обеспечивает глубокий вдох, после чего переключаясь на отрицательное давление, симулирует нормальный кашель и позволяет переместить секрет вверх по дыхательным путям.

Придание определенного положения человеку с БАС, когда он спит или сидит, а также соблюдение диеты и использование техник безопасного глотания позволяет уменьшить нагрузку на дыхательные мышцы, затрачиваемую на поддержание адекватного дыхания и чистоты дыхательных путей. С помощью лекарственных средств и физиотерапевтических процедур можно добиться снижения секреции желез ротовой полости и бронхов, а использование аппаратных средств для вспомогательного дыхания поможет в поддержании адекватного объема легких.

Проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом для получения дополнительной информации о том, как снизить нагрузку на дыхательные мышцы, обеспечить поддержание чистоты дыхательных путей и как применять техники дыхательных или кашлевых упражнений.

Лекарственная терапия

Обезвоживание, дыхание через рот и испарение слюны способствуют накоплению густой слюны и слизи в ротовой полости и на задней стенке глотки. Это может привести к образованию густой слизи и закупорке дыхательных путей. Некоторое облегчение обеспечивают лекарства, перечисленные в таблице ниже.

Внимание! С осторожностью применять при выраженной слабости дыхательной мускулатуры.
Препарат Лекарственные формы и комментарии
Муколитики средства, которые способствую разжижению слюны. Ацетилцистеин АЦЦ таблетки или порошок
Бромлейн (bromelaine) биологически активная добавка
Таблетки папаина или Папайя-ЖКТ (или фрукт папайя) принимайте препараты, полученные из папайи, в то время дня, когда вязкая слюна беспокоит больше всего. Фермент папаин помогает сделать вязкую слюну более жидкой. Протирайте полость рта или пейте сок.
  • увеличение количества жидкости пейте больше жидкости, желательно добавлять лед;
  • сократите прием молочных продуктов;
  • употребляйте меньше кофеина и алкоголя;
  • воздержитесь от использования жидкостей для полоскания рта, содержащих алкоголь (попробуйте вместо этого раствор из 1 чайной ложки соли, 1 чайной ложки соды и 4 стаканов теплой воды);

Партнерский материал

Как правильно кашлять

Кашель - это усиленный выдох через рот, который возникает тогда, когда дыхательные пути пытаются освободится от постороннего раздражителя. Кашель вызывается сокращением мышц дыхательных путей вследствие раздражения специальных рецепторов. В качестве раздражителя могут выступать пыль, сухой воздух, кусочки еды, слизь, гной.

Кашель - это защитный рефлекс организма, который обеспечивает проходимость дыхательных путей.

Механизм кашля следующий:

  • Инородный агент попадает в дыхательные пути
  • Уменьшается респираторный просвет
  • Раздражается кашлевой рецептор
  • Возникает кашель

Кашель обычно является непроизвольной реакцией организма, но может вызываться и принудительно.

Чаще всего причиной кашля является простуда или вирусная инфекция.

Кашель при простуде можно разделить на три этапа:

  • 2-3 дня – сухой, непродуктивный кашель без откашливания
  • до 14 дней – острый бронхит, кашель с отделением мокроты и слизи
  • до 8 недель – легкий кашель, покашливание

Каким бывает кашель

Кашель бывает продуктивным и непродуктивным.

Продуктивный – это влажный кашель, при котором выделяемая слизь легко откашливается. Вместе с выделяемой слизью из организма выводятся патогены. Поэтому продуктивный кашель нельзя подавлять.

Непродуктивный – это сухой кашель. При таком кашле вы чувствуете сильное раздражение в горле, сухие позывы к кашлю, но откашливание не происходит. Такой кашель необходимо перевести в продуктивный.

Важно знать, что любой вид кашля – это причина для беспокойства, поскольку кашель – это не сама болезнь, а симптом болезни. Если вы кашляете, необходимо обратиться к доктору для постановки диагноза и назначения правильного лечения.

Как правильно кашлять, если у вас продуктивный влажный кашель

Как помочь организму при кашле

Продуктивный кашель характеризуется откашливанием мокроты, слизи. Его нельзя подавлять противокашлевыми препаратами, которые блокируют кашлевой рефлекс и таким образом препятствуют откашливанию. Слизь должна беспрепятственно выходить из дыхательной системы, таким образом очищая ее.

При продуктивном кашле:

Когда вы почувствовали, что слизь поднялась высоко к горлу, сделайте короткий глубокий вдох на 2-3 секунды. Это приведет к сокращению мышц гортани и повышению тонуса бронхиальной мускулатуры. Затем брюшные мышцы рефлекторно сокращаются и происходит форсированный выдох. Вместе с ним отделяется и выходит слизь.
Не сжимайте плотно губы – это препятствует выходу мокроты.

Для того, чтобы облегчить продуктивный кашель рекомендуется выполнять упражнение «Кучер»:

  1. Сядьте на стул
  2. Поставьте ноги на ширину плеч
  3. Слегка наклонитесь вперед
  4. Держите спину прямо
  5. Обопритесь локтями на колени
  6. Кисти рук направлены вперед
  7. Шея расслаблена

Как правильно кашлять, если у вас непродуктивный сухой кашель

Непродуктивный сухой кашель часто вызывает мучительные сокращения диафрагмы без откашливания. Он может сопровождаться щекоткой в горле и сильным першением. Это объясняется воспалением слизистой оболочки дыхательных путей.

Чтобы облегчить сухой кашель следуйте таким рекомендациям:

  1. Пейте много воды.
  2. Дышите часто, неглубоко. Глубокие вдохи провоцируют кашлевой рефлекс.
  3. Глотайте слюну задерживая дыхание, в несколько приемов.

Для того, чтобы облегчить непродуктивный кашель рекомендуется выполнять упражнение «Стена»:

  1. Подойдите к стене на расстояние примерно 30 см.
  2. Одну ногу выдвиньте вперед, слегка согните в колене
  3. Поднимите руки вверх, согните в локтях
  4. Обопритесь руками о стену
  5. Голову положите на руки
  6. Держите спину прямо
  7. Сделайте 10 глубоких вдохов через нос

Также при сухом кашле вы можете попробовать упражнение «Наездник»:

  1. Сядьте лицом к спинке стула
  2. Руки согните в локтях, положите на спинку стула
  3. Слегка наклонитесь вперед, спину держите прямо
  4. Положите голову на руки
  5. Сделайте 10 глубоких вдохов через нос

Чем лечить кашель

Натуральное средство от кашля Проспан, на растительной основе

При сухом кашле также рекомендуются средства, которые способствуют отделению мокроты. Такие средства переводят непродуктивный кашель в продуктивный и способствуют скорейшему выздоровлению. Применение средств, подавляющих кашель, может быть показано при сухом частом кашле, приводящем к рвоте, нарушению сна и аппетита.

Большинство пациентов в нашей стране предпочитают растительные препараты от кашля. Такие препараты хорошо переносятся в целом.

Среди фито препаратов от кашля можно выделить Проспан – растительный препарат на основе стандартизированного экстракта плюща Е.А. 575 ® . Проспан растворяет слизь, уменьшает ее вязкость и способствует откашливанию, а также снимает спазм мускулатуры бронхов и воспаление, что облегчает дыхание во время кашля. Проспан доступен в пяти формах для всех возрастов.