Обеспечение условий доступности для инвалидов культурных ценностей. Организация досуговой деятельности с инвалидами

Только пятая часть региональных и муниципальных библиотек, музеев и театров располагает парковками для инвалидов. И не более трети этих учреждений оборудовали входы и санузлы для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Об этом свидетельствует исследование Минкультуры. По мнению экспертов, посещение театров и музеев - это один из видов реабилитации, и ситуацию необходимо менять.

В декабре Минкультуры завершило анализ мониторинга доступности культурных благ для инвалидов в России. В исследование, с которым ознакомились «Известия», вошли данные за 2016 год.

Наименьшая доступность - у региональных и муниципальных библиотек. В среднем по стране только у 17% из них есть парковки для инвалидов, у 30% оборудованы входы и пути передвижения внутри зданий (соблюдена ширина коридоров, есть пандусы и поручни, на дверях - маркировка), у 17% приспособлены санузлы. В региональных театрах и культурно-досуговых учреждениях эти показатели составляют 22, 30 и 14%, а в музеях - 27, 36 и 21% соответственно.

В федеральных учреждениях ситуация иная, так как их меньше. Например, библиотек, подведомственных Минкультуры, всего девять. Семь из них в целом приспособлены для инвалидов, но только у трех есть специализированные парковки. При этом региональных и муниципальных читальных залов в стране 38 тыс.

Федеральных музеев - 63, и примерно половина из них адаптирована для людей с ограниченными возможностями здоровья. Театральных и концертных организаций - 24, у половины есть парковки для инвалидов, две трети оборудовали сами здания.

Некоторые госучреждения культуры благоустроены по всем параметрам на 100%. Это, например, Третьяковская галерея в Москве и военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» в Белгородской области. Лучшими театрами с точки зрения обустройства для инвалидов оказались Мариинский и Малый.

В пресс-службе Минкультуры «Известиям» рассказали, что, согласно сравнительным результатам мониторинга за 2015–2016 годы, количество доступных для инвалидов организаций выросло на 6%. Также стало в 2,5 раза больше творческих мероприятий, попасть на которые без сложностей смогут люди с ОВЗ.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

В ведомстве сообщили, что вопросы повышения доступности культурных благ рассматриваются с привлечением экспертного сообщества на заседаниях рабочей группы и общественного совета министерства.

Инвалид-колясочник, предприниматель Андрей Елагин рассказал, что постоянно сталкивается с проблемой недоступности объектов культуры. По его мнению, здоровые люди даже при желании не всегда могут понять потребности человека с ОВЗ.

Выход простой: пусть руководитель театра, музея сядет в инвалидную коляску и попробует попасть в свое учреждение, - считает Андрей Елагин.

Председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев отметил, что современные здания должны строиться с учетом правил по созданию доступной среды, но до 1990-х таких рекомендаций не существовало, отсюда и сложности с переоборудованием культурных и других учреждений.

Профессор кафедры труда и социальной политики Института госслужбы и управления РАНХиГС Любовь Храпылина подтвердила «Известиям», что есть объективные причины недоступности некоторых культурных объектов для инвалидов. Например, если здание - памятник архитектуры, то без многочисленных межведомственных согласований что-либо в нем переделывать запрещено. Еще одна проблема - нежелание муниципальных властей содействовать повышению доступности объектов культуры для инвалидов. Обустройство прилегающей территории и создание парковок входит в их компетенцию.

По мнению эксперта, ситуация изменится, если общественные организации проявят активность, а власти прислушаются к их мнению.

Люди с ОВЗ имеют полное право на знакомство с шедеврами искусства, на то, чтобы увидеть спектакль «живьем». Потребность в культурных благах у них очень высокая, и инвалидность не должна быть препятствием, - сказала Любовь Храпылина.

Она добавила, что доступность объектов культуры для инвалидов очень важна, есть даже реабилитация средствами культуры и творчества. И речь не о кружках для людей с ограниченными возможностями здоровья, а об обычных походах в театры и музеи.

Что для полной адаптации федеральных и региональных учреждений необходимо 45,8 млрд рублей.

На заседании Комиссии по делам инвалидов обсуждались вопросы культуры

26 ноября 2014 года состоялось очередное заседание Комиссии по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации. Вела заседание Александра Левицкая – советник Президента РФ, председатель Комиссии.

В ходе заседания были рассмотрены следующие вопросы:

О создании условий для участия инвалидов и других маломобильных групп населения в культурной жизни общества;

Об образовании рабочей группы по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества;

О формировании плана заседаний Комиссии на 2015 год.

По первому вопросу выступили статс-секретарь, заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев, министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов, а также эксперты по культурной деятельности, руководители региональных Правительств, директора музеев.

По поручению президента ВОГ Валерия Рухледева Всероссийское общество глухих на заседании представлял вице-президент ВОГ Станислав Иванов. Он выступил с докладом на тему «Доступность культурной жизни и культурных объектов для инвалидов по слуху» и внес ряд предложений по данному вопросу, в том числе о выделении целевой субсидии Театру-студии Мимики и Жеста, использовании инновационных разработок, специальных мобильных приложений (видеогидов и т.п.) для обеспечения информационной доступности учреждений культуры для лиц с нарушениями слуха. Полную версию доклада Станислава Иванова можно посмотреть во вложении.

По итогам заседания, в частности, принято решение рекомендовать Министерству культуры РФ обратить особое внимание на необходимость:

Разработки плана подготовки проектов законодательных актов в сфере создания условий для участия инвалидов в культурной жизни, в том числе в связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов, предусмотрев их обсуждение с общественными объединениями инвалидов и экспертами;

Формирования эффективного механизма межведомственного взаимодействия между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

Обеспечения взаимодействия учреждений культуры и общественных объединений инвалидов в сфере разработки и реализации культурных проектов и программ;

Формирования ежегодно совместно с общественными организациями инвалидов календаря культурных мероприятий, доступных для инвалидов.

Также Министерству культуры РФ поручено в срок до 1 марта 2015 года разработать комплексный план по созданию условий для участия инвалидов в культурной жизни; проработать вопрос о включении в государственную программу «Доступная среда» на 2011–2015 годы мероприятий по субтитрированию и тифлокомментированию наиболее выдающихся фильмов прошлых лет.

Кроме того, Комиссия также постановила создать рабочую группу по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества и разработать план заседаний Комиссии на 2015 год.

Д О К Л А Д
Общероссийской общественной организации инвалидов
«Всероссийское общество глухих»
Тема: «Доступность культурной жизни и культурных объектов для инвалидов по слуху»

Уважаемая Александра Юрьевна, уважаемые члены Комиссии!
Государственная политика в области развития культуры глухих должна ориентироваться на нормы российского законодательства, а также статью 30 Конвенции о правах инвалидов, в которой говорится о том, что инвалиды должны иметь доступ к местам культурных мероприятий или услугам, театрам, музеям, иметь право на признание и поддержку их особой культурной и языковой самобытности, включая жестовые языки и культуру глухих.

В настоящее время, в системе Всероссийского общества глухих имеются Театр Мимики и Жеста, а также 52 региональных учреждений социально-культурного назначения, на базе которых осуществляют деятельность 308 творческих коллективов, 112 клубных объединений, ежегодно проводится около 9000 мероприятий, в которых принимают участие более 611 тысяч инвалидов по слуху и членов их семей.

Главной задачей Всероссийского общества глухих в сфере социокультурной реабилитации инвалидов по слуху, является сохранение и развитие творческого потенциала и разнообразия культурной жизни глухих, обеспечение доступности услуг учреждений культуры для инвалидов по слуху.

Основным инструментом выражения особой культурной самобытности глухих является русский жестовый язык, статус которого как полноценного языка определен в статье 14 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В целях обеспечения реализации конституционного права инвалидов по слуху на участие в культурной жизни и доступа к объектам культуры средствами государственной поддержки, создания для них равных возможностей необходимо:

1. Включить в государственные и федеральные целевые программы отдельную строку – «развитие самобытной культуры глухих», которая будет включать проведение ежегодных Всероссийских фестивалей (русского жестового языка, концертных программ, клоунады, пантомимы, детского творчества, художественных выставок), доступных не только инвалидам по слуху, но и обычным гражданам.

Основная цель фестивалей – стимулирование развития художественного творчества и искусства инвалидов по слуху, как средства реабилитации и социальной адаптации.

Фестивали творчества инвалидов по слуху являются мощным инструментом изменения отношения общества к инвалидам в целом и к самобытной культуре глухих, в частности.

2. Эффективность работы учреждений культуры Всероссийского общества глухих находится на низком уровне из–за острой нехватки финансовых средств и сокращения количества кадровых специалистов-творческих работников со знанием русского жестового языка, в том числе из числа глухих и слабослышащих.
Дефицит соответствующих специалистов в клубных учреждениях Всероссийского общества глухих сводит на нет усилия по развитию самодеятельного творчества, эстетическому воспитанию подрастающего поколения, а также проведению культурного досуга инвалидов по слуху, в том числе среди детей-инвалидов.

В настоящее время подготовку специалистов в сфере культуры со знанием русского жестового языка на базе высшего профессионального образования Министерства культуры РФ осуществляют всего один ВУЗ – Государственная специализированная академия искусств.

Необходимо создать возможности, особенно в регионах, для обучения творческим специальностям и подготовки специалистов из числа инвалидов по слуху в высших и средних учебных заведениях Министерства культуры РФ с дальнейшим их трудоустройством в учреждениях культуры.

Ввести в штатные расписания столичных и региональных домов культуры, домов и центров народного творчества должностные ставки специалистов по занятию самодеятельным творчеством с инвалидами по слуху.

3. Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих» (ВОГ) является учредителем и собственником на протяжении более чем полувека проводящего свою социально-значимую работу Театра Мимики и Жеста.

Театр является уникальным и единственным в мире театром глухих стационарного типа, в котором служат профессиональные глухие артисты, игра которых в равной степени доступна как инвалидам по слуху, так и массовому зрителю.

Театр является элементом культурного наследия России, источником развития русского жестового языка и главным средством культурной реабилитации инвалидов по слуху как в России, так и стран СНГ.

Анализ современного состояния Театра Мимики и Жеста, его цели, задачи, основные направления развития и ожидаемые результаты определены в Концепции долгосрочного развития на период до 2020 года, утвержденной постановлением Центрального правления ВОГ.

В репертуаре Театра Мимики и Жеста 11 спектаклей, в этом году был организован бесплатный показ спектаклей для 1717 детей-сирот (без нарушения слуха), а также около 11 тысяч инвалидов по слуху Москвы и Московской области стали зрителями уникальных спектаклей.

Деятельность театра и сохранение его актерского коллектива осуществляется частично за счет незначительных собственных средств Всероссийского общества глухих и частично за счет субсидии, предоставляемой ВОГ в рамках постановления Правительства Российской Федерации. Но важно отметить, что указанная субсидия предоставляется ВОГ для укрепления всей материально-технической базы ВОГ и осуществления уставной деятельности региональных отделений ВОГ в 79-и субъектах Российской Федерации.

Для осуществления театром полноценной творческой деятельности и его дальнейшего развития, выделяемых средств крайне недостаточно. Кроме того, техническое состояние самого здания театра близко к аварийному и требует капитального ремонта. Эти обстоятельства вынуждают ВОГ обращаться к государству за выделением дополнительных финансовых средств.

ВОГ неоднократно обращалось в Государственную Думу РФ и федеральные органы исполнительной власти с просьбой предусмотреть целевую субсидию (в любом оптимальном размере) на деятельность Театра Мимики и Жеста в рамках другого постановления Правительства Российской Федерации – №1135 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций», по которому в течение многих лет оказывается финансовая помощь различным общественным организациям, в том числе, организациям инвалидов. Но наши просьбы остаются без результата.

Минимально необходимая сумма для полноценной театральной деятельности Театра Мимики и Жеста составляет 27,9 млн. рублей в год.

Для тотально глухого человека и детей-инвалидов, в силу специфики инвалидности, театральное искусство является фактически недоступным. Театр Мимики и Жеста может дать такую возможность, приобщиться к культуре и творчеству. Решение заложено в развитии гастрольной деятельности.

Для эффективной деятельности Театра Мимики и Жеста и выполнения важнейшей социальной задачи необходимо предусмотреть целевую субсидию из федерального бюджета.

4. Также в настоящее время инвалиды по слуху не имеют полноценной возможности получать информацию об экспонатах, картинах, предметах и коллекциях, которые выставлены для демонстрации в музеях и выставках.

Необходимо в рамках государственной программы «Доступная среда» больше внимания уделить не только физической, но и информационной доступности учреждений культуры, музеев и театров с использованием инновационных разработок, специальных мобильных приложений – видеогидов по проведению экскурсий (субтитры на планшете, перевод на международный и русский жестовый язык).

Нельзя не отметить, что единичные примеры по созданию доступной среды для инвалидов по слуху в нашей стране уже имеются. В музее Дарвина, музей толерантности. В Театре Петра Фоменко реализуется эксперимент, при котором зритель может понимать спектакль с помощью субтитров на планшете.

Надеемся, что наши предложения и просьбы найдут отклик у профильных министерств и ведомств – соисполнителей госпрограммы «Доступная среда».

Приложение к письму

от ___________№ _______________

ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах установленной деятельности

(для использования при разработке планов мероприятий (дорожных карт)

по повышению значений показателей доступности для инвалидов

показатели выполнения с 01 июля 2016 года требований о строительстве, арендовании, приемке новых зданий, сооружений, а также закупки вновь приобретаемых с этой даты транспортных средств, средств связи и информации, полностью соответствующих требованиям их доступности для инвалидов;

показатели поэтапного повышения степени приспособленности действующих объектов для обеспечения доступа инвалидов к местам предоставления услуг в связи с невозможностью (до их капитального ремонта или реконструкции) полностью приспособить их с учетом потребностей инвалидов (в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон);

показатели поэтапного повышения доступности объектов и услуг до уровня полного их соответствия законодательным требованиям доступности, в том числе при осуществлении капитального ремонта, реконструкции, модернизации объектов, транспортных средств и средств связи, условий предоставления услуг, а также других мероприятий, предусматриваемых дорожными картами.

Прилагаемые показатели доступности дорожных карт представляется необходимым дополнить показателями доступности для инвалидов тех услуг, предоставление которых населению обусловлено спецификой сферы деятельности, установленной для того или иного федерального органа исполнительной власти (культуры, образования, здравоохранения, социального обслуживания, транспорта, жилищно-коммунального комплекса и градостроительной деятельности , связи и информации, пенитенциарной системы и т. д.).

Общие показатели:

1. Удельный вес вновь вводимых с 01 июля 2016 года в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию объектов связи, социальной, инженерной и транспортных инфраструктур, транспортных средств, полностью соответствующих требованиям доступности, предусмотренным частью 1 статьи 15 Федерального закона (от общего количества вновь вводимых объектов).

2. Удельный вес действующих объектов, на которых обеспечиваются условия доступа инвалидов до проведения капитального ремонта или реконструкции: к месту предоставления услуги, предоставление необходимых услуг в дистанционном режиме, предоставление, когда это возможно, необходимых услуг по месту жительства инвалида (от общего количества объектов, на которых в настоящее время невозможно полностью обеспечить доступность с учетом потребностей инвалидов).

3. Удельный вес действующих объектов, на которых в соответствии с дорожной картой за отчетный период в результате их капитального ремонта, реконструкции, модернизации созданы условия доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг (от общего количества объектов, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию за отчетный период).

4. Удельный вес объектов, на которых обеспечиваются наиболее актуальные требования доступности объектов для инвалидов, предусмотренные для применения в обязательном порядке в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации и сводом правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (от общего количества объектов).

5. Удельный вес объектов, на которых обеспечиваются условия доступности получения услуг, в том числе специфических для отрасли: в сфере транспорта, культуры, образования, здравоохранения, социального обслуживания, труда и т. д. (от общего количества соответствующих объектов).

6. Удельный вес объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, соответствующих требованиям по обеспечению условий доступности для инвалидов (от общего количества объектов, на которых предоставляются услуги населению).

7. Удельный вес введенных в отчетном периоде в эксплуатацию, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, соответствующих требованиям доступности для инвалидов, от общего числа введенных в эксплуатацию, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

8. Удельный вес объектов (в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, информации и связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства, торговли), на которых для инвалидов по зрению обеспечиваются:

8.1. дублирование необходимой для ознакомления зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;

8.2. размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов по зрению к объектам;

8.3. наличие сотрудников, на которых административно-­распорядительным актом организации возложено оказание помощи инвалидам по зрению в преодолении барьеров, мешающих им пользоваться услугами, включая сопровождение, и которые подготовлены для исполнения этих функций;

8.4. допуск тифлосурдопереводчика;

8.5. допуск собаки-проводника.

9. Удельный вес инфраструктурных объектов (в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, информации и связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства, торговли), на которых для инвалидов по слуху обеспечиваются:

9.1. дублирование необходимой звуковой информации;

9.2. допуск сурдопереводчика;

9.3. размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов по слуху к объектам;

9.4. наличие сотрудников, на которых административно-распорядительным актом организации возложено оказание помощи инвалидам по слуху в преодолении барьеров, мешающих им пользоваться услугами, и которые подготовлены для исполнения этих функций.

10. Удельный вес инфраструктурных объектов (в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, информации и связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства, торговли), на которых для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата обеспечиваются:

10.1. оснащение ассистивными приспособлениями и адаптивными средствами в целях обеспечения возможности самостоятельного передвижения инвалида по территории объекта, входа и выхода, в том числе с использованием кресла-коляски;

10.2. размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата к объектам;

10.3. наличие сотрудников, на которых административно-распорядительным актом организации возложено оказание помощи инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата в преодолении барьеров, мешающих им пользоваться услугами, включая сопровождение, и которые подготовлены для исполнения этих функций.

11. Удельный вес услуг, предоставляемых в доступном для инвалидов формате: дифференцировано для инвалидов по зрению, слуху, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (от общего количества соответствующих услуг, предоставляемых населению).

12. Удельный вес сотрудников, предоставляющих услуги населению и прошедших инструктирование или обучение для работы с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (от общего количества таких сотрудников, предоставляющих услуги населению).

13. Удельный вес услуг, предоставляемых инвалидам с сопровождением персонала объекта или социальных служб (от общего количества таких услуг, требующих сопровождения).

14. Удельный вес персонала (работников) организаций, оказывающих инвалидам помощь (подготовленных к предоставлению такой помощи - в знаменателе) при предоставлении им услуг (от общего количества сотрудников персонала, предоставляющих данные услуги населению).

15. Удельный вес инвалидов, участвующих в деятельности общественных, волонтерских или благотворительных организаций (движений), от общей численности инвалидов.

Показатели в сфере образования:

16. Удельный вес инвалидов, обучающихся совместно с другими обучающимися (в инклюзивных условиях) в общеобразовательных организациях, от общего числа обучающихся инвалидов.

17. Удельный вес инвалидов, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам в отдельных (коррекционных) классах общеобразовательных организаций, от общего числа обучающихся инвалидов.

18. Удельный вес инвалидов, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам в отдельных (коррекционных) образовательных организациях, от общей численности обучающихся инвалидов.

19. Доля инвалидов, получающих образование на дому, в том числе дистанционно, от общего числа обучающихся инвалидов.

20. Доля педагогических работников образовательных организаций, прошедших специальную подготовку для работы с инвалидами, от общего числа педагогических работников образовательных организаций.

21. Численность подготовленных для работы с инвалидами тьюторов, помощников, посредников в расчете на определенное количество (10 чел.) обучающихся инвалидов.

22. Доля образовательных организаций (в том числе профессионального обучения и профессионального образования), в которых обеспечены специальные условия для получения образования инвалидами и другими обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, предусмотренные частью 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», от общего количества образовательных организаций.

23. Удельный вес приспособленных для обучения инвалидов (по зрению, слуху, инвалидов с нарушением функции опорно-двигательного аппарата) аудиторий и иных помещений от общего числа аудиторий и помещений в образовательных организациях.

Показатели в сфере здравоохранения:

24. Доля медицинских организаций, оснащенных оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов (по зрению, слуху, инвалидов с нарушением функции опорно-двигательного аппарата), от общего числа медицинских организаций.

Показатели в социальной сфере:

25. Доля социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания, признанных в результате независимой оценки качества их предоставления, доступными для инвалидов, от общего числа предоставляемых социальных услуг.

26. Удельный вес работников организаций социального обслуживания, прошедших обучение (инструктирование) по вопросам, связанным с особенностями предоставления услуг инвалидам в зависимости от стойких расстройств функций организма (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), от общего числа работников данных организаций.

Показатели в сфере культуры:

27. Удельный вес инвалидов – пользователей общедоступных (публичных) библиотек (всего, из них: дети до 14 лет; молодежь 15-24 лет), от общего числа пользователей библиотек.

28. Удельный вес документов библиотечного фонда специальных форматов для инвалидов по зрению, имеющихся в общедоступных библиотеках, от общего объема библиотечного фонда.

29. Доля специалистов учреждений культуры, прошедших обучение (инструктирование) по вопросам, связанным с особенностями предоставления услуг инвалидам в зависимости от стойких расстройств функций организма (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), от общего числа таких специалистов.

30. Удельный вес приспособленных экспозиций (помещений) музеев и выставочных залов для инвалидов в зависимости от стойких расстройств функций организма (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), в общем количестве экспозиций.

31. Удельный вес мест в зрительных залах, оборудованных для инвалидов с нарушениями зрения и слуха и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, от общего числа мест в зрительных залах.

Показатели в сфере физической культуры, спорта и туризма:

32. Удельный вес гостиниц, оснащенных и оборудованных в целях обеспечения их доступности для инвалидов, от общего числа таких гостиниц в сфере туристической деятельности.

33. Доля инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности инвалидов.

Показатели в сфере жилищно-коммунального хозяйства:

34. Доля инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года (после 01 января 2005 года), от общего числа инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

35. Доля инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, получивших в отчетном периоде жилое помещение и улучшивших свои жилищные условия от общего числа инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

36. Удельный вес жилых домов, оборудованных приспособлениями для обеспечения их физической доступности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (пандусами, подъемными платформами, лифтами), от общего числа жилых домов.

37. Удельный вес принятых в эксплуатацию в отчетном периоде жилых многоквартирных домов с заключением о том, что они полностью приспособлены с учетом потребностей инвалидов, от общего числа принятых многоквартирных домов.

Показатели в сфере торговли:

38. Доля торговых объектов, на которых организовано оказание инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг; а также оснащенных креслами-колясками, пандусами, подъемниками, лифтами; системами навигации, указателями, от общего числа торговых объектов.

Показатели в сфере транспорта и связи:

39. Удельный вес транспортных средств, полностью соответствующих требованиям по обеспечению их доступности для инвалидов (от общего количества транспортных средств, на которых осуществляются перевозки пассажиров), в том числе:

39.1.1. доля доступных для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры пассажирского транспорта в зависимости от стойких расстройств функций организма (соответственно: по зрению, по слуху, опорно-двигательного аппарата) от общего количества аналогичного транспорта:

Междугородного,

Городского;

39.2.2. доля транспортных средств общего пользования, оборудованных для перевозки инвалидов в зависимости от стойких расстройств функций организма (соответственно: по зрению, по слуху, опорно-двигательного аппарата) от общего количества аналогичного транспорта:

39.2.1. железнодорожного,

39.2.2. автомобильного,

39.2.4. морского транспорта,

От общего количества таких объектов, на которых предоставляются услуги населению.

От общего количества таких объектов, на которых предоставляются услуги населению.

С учетом условий доступности для инвалидов объектов и услуг, установленных статьей 15 Федерального закона от 01.01.01 года (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2014 года), указанных в пункте 5, 6, 7 настоящего примерного перечня показателей.

Приложение

Деятельность муниципальных учреждений культуры

по социальной адаптации инвалидов

Вступление

На территории города Салехард по данным департамента по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования г. Салехард численность инвалидов на 01.01.2013 года составляет 1776 человек это - 3,98% ( доля инвалидов от общей численности населения). Из общего количества инвалидов – 177* детей.

Реабилитация инвалида представляет систему медицинских , психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или, возможно, полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Процесс реабилитации инвалидов многогранен и многоаспектен, поэтому его эффективность достигается за счет слаженного, системного межведомственного взаимодействия.

В осуществлении социальной реабилитации большая роль отводится учреждениям культуры. Муниципальными учреждениями культуры осуществляется деятельность по следующим направлениям:

Направления социокультурной реабилитации:

1.

2.

3.

4. Совершенствование форм работы с инвалидами (детьми-инвалидами) на базе городских библиотек .

5. Реализация культурно-массовых мероприятий различного уровня для инвалидов.

1. Реализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ИПР)

Основу процесса реабилитационной работы составляют индивидуальные программы реабилитации (далее - ИПР) инвалидов, разрабатываемые ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу». Являясь субъектом системы реализации ИПР, управление координирует работу учреждений. На уровне муниципального образования выстроена достаточно чёткая система межведомственного взаимодействия по следующей схеме:

В каждом из учреждений Приказом определены ответственные за координацию работы по реализации ИПР;

Ежеквартально учреждения направляют информацию о реализуемых услугах в адрес в департамента по труду и социальной защиты населения города;

Департамент направляет информацию об услугах для внесения в ИПР в ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу»;

ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу» согласовывает с участниками и направляет информацию в департамент культуры ЯНАО;

Данные от департамента культуры ИПР направляются по защищённому каналу доступа в управление, управление доводит информацию до учреждений;

Учреждения участникам мероприятий данной категории делают отметку в ИПР.

2. Адаптация объектов культуры к потребностям маломобильных групп инвалидов

В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и услугам, а также интеграции инвалидов в общество и повышения уровня их жизни в муниципальном образовании город Салехард реализуется муниципальная целевая программа «Реабилитация и социальная адаптация инвалидов на годы».

В рамках мероприятий по созданию безбарьерной среды на сегодняшний день проведена следующая работа:

· Проведена паспортизация учреждений культуры

· Построены пандусы, установлено подъемное оборудование

· Адаптированы входные группы, пути движения, санитарно-бытовые помещения, приобретены противоскользящие покрытия

3. Создание условий для творческой самореализации и развития инвалидов

С целью выявления творчески одарённых людей из числа инвалидов в МАОУ ДОД «ДШИ» предоставляется услуга «Обучение в классе эстетического развития для детей с ограниченными возможностями здоровья». С сентября 2011 года учреждением реализуется экспериментальная программа для детей с ограниченными возможностями «Рисование и творчество», главной целью которой является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями, развитие их творческих навыков и способностей.

Программа решает три группы задач: адаптация (активное приспособление детей к условиям внешней среды), автомизация (реализация совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях) и активизация личности («Быть со всеми», «Оставаться самим собой»).

В 2012 году в МОУ ДОД «Детская школа искусств» обучалось 9 детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся принимали активное участие в конкурсах и фестивалях, проводимых в рамках мероприятий для детей с ограниченными возможностями.

С целью обучения педагогического состава в рамках реализации мероприятий экспериментальной программы «Рисование и художественное творчество» в МАОУ ДОД «ДШИ» (май, 2012 год) состоялся обучающий семинар по теме «Методика работы с детьми, имеющими особенности развития». Семинарские занятия провела кандидат психологических наук, доцент Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, член Российской ассоциации психотерапевтов, директор Ресурсного центра изменений «Исток» (г. Тюмень). В курсах повышения квалификации приняли участие 30 преподавателей муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств».

Так же с целью содействия интеграции талантливых молодых людей в творческую жизнь в 2012 году учащаяся хорового отделения МАОУ ДОД «ДШИ» Сэротэтто Анфиса, преподаватель, номинация «фортепиано» приняли участие в IV Московском Парамузыкальном фестивале (г. Москва). Конкурсный отбор проходил по видеозаписям , присланным на фестиваль. Анфиса Сэротэтто награждена дипломом участника фестиваля. В 2013 году в городском конкурсе детского и юношеского творчества «Полярная звезда» стал обладателем звания Лауреат I степени в номинации «Эстрадный вокал» в возрастной группе до 7 лет Николай Василенко.

4. Совершенствование форм работы с инвалидами (детьми-инвалидами) на базе городских библиотек

Непременным условием социальной реабилитации инвалидов является обеспечение равных возможностей доступа к информации и библиотечным услугам, оперативное предоставление общественно значимой информации, первоочередное обеспечение литературой различных форматов.

Считая одной из важных своих задач предоставление людям с ограниченными возможностями всего комплекса библиотечных услуг, учреждение осуществляет тесное взаимодействие с социальными службами помощи населению, общественными организациями инвалидов.

Среди перечня услуг для библиотечно-информационного обслуживания людей с ограниченными возможностями (в т. ч. детей) это:

Прослушивание «говорящих» книг различного содержания (сказки, энциклопедии, тематические издания, художественные произведения) на аудиокассетах и СД- ROM ;

Предоставление книг со шрифтом Брайля «Азбука в картинках для детей», «Азбука для взрослых»;

Клубная деятельность (организация мероприятий в клубе «Милосердие» с целью полноценного общения и проведения активного досуга).

Использование современных технических средств и предоставление широкого спектра информационно-библиотечных услуг - расширят возможности приобщения маломобильных групп пользователей к культурной и общественной жизни. На базе Городской библиотеки продолжает успешно реализовываться программа информационного обслуживания людей с ограниченными возможностями, слепых и слабовидящих «Преодоление». В настоящее время для обслуживания используется специальное оборудование и специализированная литература на электронных носителях, проводятся мероприятия с использованием «говорящих книг».

По состоянию на 01.01.2013г. специализированный фонд для лиц с ограниченными возможностями составил – 393 документа. Значительно специализированный фонд пополнился новыми изданиями в 2012 году за счет окружных и ведомственных целевых программ – всего было приобретено 199 документов. Это позволит в дальнейшем проводить активную работу по привлечению данной категории пользователей в библиотеку.

С целью повышения востребованности к услугам библиотек и предоставления людям с ограниченными возможностями, слепым и слабовидящим равных возможностей доступа к информации с октября 2012 г. - пользовательское место со специальным оборудованием (тифлоплеер и тифломагнитола) переведено в Центральную библиотеку.

Особое место в организации активного досуга уделяется детям с ограниченными возможностями: в летнее время - работа с детьми на школьной площадке (дневное пребывание «Дети Плюс» отделения социальной реабилитации при МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»; в зимнее время - выездные мероприятия (на базе Центра - для детей (с разными диагнозами, в т. ч. инвалидами – колясочниками). Мероприятия проводятся в рамках соглашения. За летний период 2012г. проведено 17 мероприятий, которые посетило 110 человек.

Информационно-библиографическое обслуживание дошкольников осуществляется с МДОУ «Детский сад № 9 «Кристаллик» комбинированного вида» в группах для детей с ослабленным зрением, с группой ЗПР (задержка психического развития) «Ромашка» и логопедической группой «Гномики» МБДОУ № 22 «Синяя птица» комбинированного вида»). Мероприятия проходят на базе дошкольных учреждений.

В 2012 г. составлен совместный план работы с Клубом «21 век» для молодежи (на базе МБУ « Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»). На 2013 год составлен договор о сотрудничестве и план проведения мероприятий для данной категории.

Основные формы работы - презентации новых книг, литературные игры для различных возрастных групп (диагнозы различны). просмотр видеофильмов, праздники книг, тематические вечера к Международному Дню слепых, празднично-игровые программы,

Всего за 2012г. для данной категории пользователей проведено 27 мероприятий, посетило 268 чел., книговыдача - 3098 экз.

Показатели деятельности библиотек

по социокультурной реабилитации инвалидов

за период 20гг.

Год

Проведено мероприятий

Посетило (чел.)

2010

5

88

2011

19

352

2012

27

268

5. Реализация культурно-массовых мероприятий различного уровня для инвалидов

Культурно - досуговая деятельность учреждений представлена следующими видами:

Музыкальными, познавательными и конкурсно-игровыми программами;

Литературными вечерами и гостиными, презентациями и премьерами книг, творческими встречами;

Организацией активного досуга в выходные и каникулярные дни;

Комплексными мероприятиями в рамках работы летних пришкольных площадок, ежегодным участием в городской акции «Весенняя неделя добра»;

Организацией посещения инвалидами киносеансов;

Содействием в их творческом самовыражении (подготовка концертных номеров для культурно-досуговых программ);

Организацией работы клубов по интересам.

Участие инвалидов (детей-инвалидов) в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными учреждениями культуры в динамике годы:

Наименование показателя

2010

2011

2012

Число культурно-досуговых мероприятий

Число инвалидов (детей-инвалидов), принявших участие в культурно - досуговых мероприятиях

В числе мероприятий, организуемых культурно-досуговыми учреждениями для граждан с ограниченными возможностями можно отметить:

- вечер отдых для людей с ограниченными возможностями здоровья в рамках закрытия Года равных возможностей. Мероприятие состоялось в ресторане «Факел», куда были приглашены 70 салехардцев.

- игровая программа в рамках Дня здоровья для детей с ограниченными возможностями. Мероприятие состоялось в ГУЗ «Салехардская окружная клиническая больница» (детское соматическое отделение). Все дети участвовали в играх и эстафетах, а также отвечали на вопросы литературных конкурсов (25 чел.)

- традиционный благотворительный новогодний праздник для детей с ограниченными возможностями здоровья «Добрая, добрая сказка» , который организуется с 2009 года силами учеников и педагогического состава МОУ ДОД «Детская школа искусств» совместно со структурными подразделениями Администрации города Салехарда. 1-я часть представления – музыкальная сказка – проводилась в большом концертном зале, 2-я часть – интерактивная игровая программа – в фойе возле новогодней ёлки. В мероприятии приняли участие 120 детей-инвалидов.

Одним из наиболее ярких и значимых мероприятий можно отметить социальный проект, реализуемого по инициативе Администрации города Салехарда при содействии Ямало-Ненецкой Региональной общественной организации «Союз инвалидов «Единение». Проект направлен на поддержку лиц с ограниченными возможностями здоровья. В рамках проекта состоялась

- первая городская выставка работ изобразительного и декоративно-прикладного искусства мастеров и художников с ограниченными возможностями здоровья «Территория творчества» . Вниманию зрителей были представлены произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, авторами которых являются лица с ограниченными возможностями. Возраст участников от 7 лет и старше Лучшей творческой работой была признана работа Никитиной Полины Денисовны «Виноградная лоза», выполненная в технике вышивки бисером. Ей вручен Грант Главы Администрации города Салехарда в сумме 30 000 рублей. Всего в выставке приняли участие 70 человек, было представлено 122 работы.

Б лаготворительный аукцион «Своим трудом помоги другим»

Вырученные средства, от проведения Аукциона были перечислены авторам работ, представленных на Аукционе и участникам предаукционной выставки «Территория творчества».

Данный проект получил положительный резонанс в обществе и хорошую оценку властей. В связи с чем, на заседании совета глав при Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа Главам местных администраций и муниципальных образований округа было рекомендовано используя опыт города Салехард организовать проведение благотворительных Аукционов.

Заключение

Социальная поддержка инвалидов на протяжении многих лет является одним из приоритетных направлений социальной политики как в России в целом, так и на Ямале. На уровне муниципального образования выстроенная система межведомственного взаимодействия, комплексный, системный подход к решению проблем людей с ограниченными возможностями здоровья позволит улучшить жизнедеятельность инвалидов.

Театры, музеи, киноконцертные залы, галереи и любые другие объекты культурного значения должны быть доступны всем людям, вне зависимости от их физических возможностей. Данная категория учреждений предусматривается программой Доступная Среда и обязывает руководство таких объектов адаптировать инфраструктуру здания и территории. Эти меры необходимы для доступа людей, имеющих ограничения возможностей по зрению, слуху, для людей, испытывающих трудности в передвижении или прикованных к инвалидному креслу.

Адаптация территории: с чего начать?

Сама задача организации доступной среды внутри здания и на прилегающей к нему территории может представлять массу сложностей. Инструкций и нормативов, которые могли бы стать руководством «к действию» нет, к тому же каждое здание имеет свои нюансы и технические особенности, которые нужно учитывать при адаптации. Чтобы было проще разобраться во всех тонкостях, мы подготовили для вас несколько рекомендаций.

Прежде всего, нужно определиться с оборудованием для адаптации самого здания и территории вокруг. При составлении списка оборудования важно учитывать все препятствия и барьеры, с которыми может столкнуться посетитель. При этом во внимание берутся потребности людей с ограничениями по слуху, зрению, а также перемещающихся на креслах-колясках.

В качестве примера – список оборудования для адаптации, который необходим в большинстве случаев для учреждений культуры по программе Доступная Среда:

  • подъемные платформы для инвалидов (для перемещения по лестницам и преодоления перепадов высот);
  • травмобезопасные перила и пандусы со специальным нескользящим покрытием;
  • тактильная плитка и система навигации (таблички, мнемосхемы и т.д.);
  • оборудование для доступности санузлов (поручни, адаптация проходов);
  • специальные места парковки для инвалидов;
  • кнопки вызова в местах, где может потребоваться помощь оператора.

Если вам предстоит реализовать мероприятия по адаптации учреждения культуры, на приведенную примерную концепцию оборудования объекта можно уверенно опираться.

Адаптация учреждений культуры: на что обратить внимание?

Для того чтобы культурные и социально-значимые объекты могли посещать люди с ограниченными физическими возможностями, требуются комплексные меры по адаптации. Особое внимание важно уделить вопросам комфорта и безопасности. Мы рекомендуем проработать несколько важных нюансов:

  • подъем на сцену. Помимо лестниц необходимы подъемники на сцену и поручнями или специальные пандусы (стационарные или мобильные);
  • зрительный зал. Должны быть предусмотрены системы помощи инвалидам по слуху (например, индукционная петля).