Можно ли зайти в синагогу. Синагогальный ритуал: суббота

Всегда ли женщина может молиться в синагоге?

Евгений Левин

Еще в поколении наших бабушек немало религиозных женщин бывало в синагоге довольно редко. А в некоторых хасидских и восточных общинах представительницы прекрасного пола и вовсе не переступали порог дома молитвы. Однако с тех пор ситуация радикально изменилась. Во-первых, бытовая техника и прочие достижения научно-технического прогресса позволили женщинам тратить гораздо меньше сил на домашнее хозяйство, и в том числе – на подготовку к субботе и праздникам. А во-вторых, почти все религиозные женщины получают сегодня полноценное религиозное образование, что, несомненно, усиливает их мотивацию полноценно участвовать в жизни общины. Поэтому во многих общинах никого не удивляет, что женское отделение переполнено не только в Йом Кипур, но и в обычную субботу.

Однако с полноценным участием женщин в общинной жизни есть определенная проблема. Согласно распространенным представлениям, запрещено заходить в синагогу во время менструации. Соответственно, как минимум, одну, а то и две субботы в месяц женщина вынуждена оставаться дома.

Насколько серьезен этот запрет и каково происхождение этого обычая?

Как нетрудно догадаться, ни в Торе, ни в других библейских книгах такого запрета нет и быть не может. Просто потому, что первые синагоги появились только в эпоху В торого храма. Соответственно, ни Моше, ни другим пророкам незачем было устанавливать законы и правила, как можно и как нельзя вести себя в этом месте.

В эпоху В торого храма, и особенно после его разрушения, синагога постепенно превратилась в главный центр еврейской религиозной жизни. Евреи собирались в синагогах для обязательных молитв и чтения Торы, там читали проповеди, проводили уроки Торы…

Согласно многочисленным свидетельствам, синагоги регулярно посещали не только мужчины, но и женщины. Одни приходили послушать известного проповедника, другие – чтобы участвовать в молитве (Ваикра Раба, 9, Вавилонский Талмуд, Сота, 22а). Согласно Мишне, женщин даже вызывали к Торе, хотя мудрецы и полагали, что это позорит общину (Мегила, 4:6), про которую могут подумать, что в ней нет семи грамотных мужчин (в те времена каждый из вызванных должен был читать сам).

Согласно Торе, менструальная кровь – один из источников ритуальной нечистоты. Мудрецы Талмуда относились к законам о чистом и нечистом весьма серьезно. Многие из них были хаверим, то есть придерживались ритуальной чистоты и в повседневной жизни (Алаха требует соблюдений этих правил только в Храме). Тем не менее во всей талмудической литературе нет даже намека на то, что женщина не может заходить в синагогу во время месячных.

Подобной позиции придерживались в этом вопросе вавилонские гаоны, а также алахические авторитеты средневекового сефардского еврейства. К примеру, Рамбам прямым текстом разрешил всем, кто находится в состоянии ритуальной нечистоты, и в том числе женщинам во время месячных, касаться свитка Торы и даже читать по нему. Впоследствии с этим мнением согласился «Шульхан арух» (Мишне Тора, Законы свитка Торы, 10:8; Йоре деа, 282:9).

Однако в Германии и Северной Франции сложилась иная ситуация. Не позднее XII века (а возможно, и раньше) возникло мнение, что в период менструации женщина не должна заходить в синагогу. Этой точки зрения придерживалось немало выдающихся раввинов: рав Элиэзер Рокеах из Вормса (А-Рокеах, 1165–1238), рав Элиэзер бен Йоэль Галеви (Раавия, 1140–1225), рав Ицхак бен Моше из Вены (Ор Заруа, 1180–1250) и др.

Логика введения подобной строгости вполне очевидна. Талмуд называет синагогу «малым святилищем» (Вавилонский Талмуд, Мегила, 29а), то есть малым подобием Иерусалимского Храма, куда нельзя было зайти в состоянии ритуальной нечистоты. Поэтому вполне логично, что некоторые запреты, относившиеся к Храму, впоследствии были распространены и на синагоги.

Однако сефардские евреи тоже читали трактат Мегила. Почему же этот запрет возник именно в ашкеназских общинах? По мнению исследовательниц Дианы Вила и Моники Зискинд-Гольдберг, это было связано с тем, что сефардские общины в целом следовали вавилонской традиции, тогда как еврейство Германии и Италии находилось под сильным влиянием палестинской традиции. В Палестине же в VI–VII векax существовали общины, придерживавшиеся более строгих, чем это предписывалось Алахой, запретов в области ритуальной нечистоты. В этих кругах запрет входить в синагогу касался не только женщин во время месячных, но даже мужчин, на которых случайно капнула слюна нечистой женщины!

Эта гипотеза выглядит довольно обоснованно, поскольку труды некоторых ашкеназских раввинов явно свидетельствуют о том, что они были знакомы с наследием этих палестинских общин. Однако возможно и другое объяснение. В средневековой Европе женщин-христианок также не пускали в церковь и не допускали к причастию . Евреи же никогда не были отделены от соседей непреодолимым барьером. Поэтому нельзя исключить, что еврейский запрет мог возникнуть, в частности, под влиянием нееврейского окружения.

Во многих ашкеназских общинах женщинам во время месячных не разрешалось не только заходить в синагогу, но даже прикасаться к священным книгам. О том, с какой серьезностью относились к этому запрету, свидетельствует следующий случай: будучи нечистой, жена рабби Йеуды-Хасида из Шпеера случайно дотронулась до шкафа, где хранились священные книги ее мужа. Узнав об этом, рабби Йеуда покинул родной город и переселился в Регенсбург, оставив в старом доме всю свою библиотеку с очень редкими и дорогими книгами (Шут Мааршаль, 29).

Русскоязычные евреи в большинстве своем – потомки ашкеназских евреев Центральной и Восточной Европы. Алаха же, как известно, рекомендует придерживаться обычаев предков. Поэтому на первый взгляд нынешним русским еврейкам следует вести себя так же, как вели себя их прапрабабки в Германии, Австрии и Польше, – то есть воздерживаться от посещения синагоги во время месячных. Однако не будем спешить с выводами.

Прежде всего, не стоит утвер­ждать, что все ашкеназские раввины были единодушны в том, что во время месячных нельзя заходить в синагогу. B числе несогласных с этим оказался, среди прочих, рабби Шломо бен Ицхак (Раши), величайший комментатор и алахист средневековой Европы. Ему было известно, что некоторые женщины не заходят в синагогу во время месячных, полагая, что в отношении «малого святилища» следует вести себя так же, как в отношении Ие русалимского Храма. Раши, однако, полагал, что эта аналогия в данном случае неуместна. А потому считал, что женщина может заходить в синагогу независимо от своего физического состояния (Махзор Витри, 60б).

Во-вторых, даже в тех общинах, где этот обычай укоренился прочно и глубоко, раввины полагали, что в определенных случаях им можно и даже нужно пренебречь. К примеру, известный австрийский раввин Исраэль Иссерлин (1380–1460) разрешил всем женщинам, независимо от физиологического состояния, молиться в синагоге в Дни трепета. По его мнению, невозможность находиться в это время вместе с общиной была бы для женщин слишком сильным ударом (Трумат а-дешен, 132).

С мнением рава Иссерлина согласился через сто лет и рав Моше Иссерлес (Рама), живший в Кракове. По его словам, даже в тех общинах, где этот запрет соблюдался очень строго, в Дни трепета пускали в синагогу всех женщин, не выясняя, нет ли у кого-то из них менструации.

Втретьих, далеко не все ашкеназские женщины придерживались запрета посещать синагогу в дни отлучения. К примеру, рав Яаков-Йеуда Ланда, живший в XV веке в Германии и Италии, пишет, что в его общинах женщины молились в синагоге в любое время. По его словам, единственная строгость, которой они придерживались во время месячных, – не смотреть на того, кто читал Тору.

Наконец, даже после того, как запрет получил широкое распространение, некоторые крупные алахисты с ним не считались. Среди них был величайший талмудист XVIII века рав Элияу из Вильно (А-Гра). По его мнению, женщине разрешено молиться в синагоге даже непосредственно в дни менструального кровотечения.

Таким образом, говорить о един­стве ашкеназской традиции в данном случае не приходится. Напротив, перед нами – весь спектр возможных мнений, от тотального запрета до полного разрешения.

Так как же должна себя вести современная ашкеназская жен­щина? Разумеется, самый простой (и, возможно, самый правильный) в данном случае ответ: спросить своего раввина. Однако, поскольку это далеко не всегда возможно – в частности, не у всех евреев есть сегодня действительно свой раввин, – позволим себе высказать несколько общих соображений.

Во-первых, следует помнить, что речь идет об очень личной, интимной сфере. Следовательно, принимая то или иное решение, женщина в первую очередь должна руководствоваться личными ощущениями. Чувствуя, что в состоянии ритуальной нечистоты ей в синагоге не место, она, безусловно, вправе следовать мнению средневековых пиетистов, налагающему запрет. При этом она может руководствоваться постановлением бывшего главного раввина Израиля Овадьи Йосефа, который разрешил «устрожаться» даже восточным женщинам, чьи матери и бабушки не придерживались этого запрета и заходили в синагогу в любое время (Ихаве Даат, 3:8).

Если же женщина считает, что физиологическое состояние для нее не так важно, как молитва в синагоге, то она вполне может следовать разрешающему мнению Раши и гаона из Вильно. Тем более, вполне вероятно, что именно таков был обычай их благочестивых и праведных прабабок.

Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

  • Если Вы опоздали на молитву
  • В субботу
  • Каждый, кто пришел в синагогу - желанный гость. Не стесняйтесь спрашивать у более «опытных» прихожан, если не знаете как поступить в том или ином случае. Надеемся, что приведенные ниже правила сделают ваш визит в синагогу более комфортным.

    Одежда

    Одежда для посещения синагоги должна быть достойной и опрятной. Не принято посещать синагогу в шортах, спортивном костюме, плавках или рабочей одежде сантехника.

    Женщины

    По еврейскому закону, волосы замужней женщины должны быть покрыты. Это может быть парик, платок или любой другой головной убор. По законам еврейской скромности, руки женщины до локтя должны быть прикрыты рукавами, а ноги ниже колена – юбкой, поэтому синагогу не принято посещать в открытых нарядах. По традиции не принято, чтобы женщина ходила в брюках, поэтому в синагогу лучше придти в юбке или в платье.

    Мужчины

    Мужчинам находиться в синагоге можно только с покрытой головой. Чаще всего на голову надевают кипу, хотя это может быть и любой другой головной убор. Вообще-то покрывать голову, по еврейской традиции, следует не только в синагоге: это знак признания власти Бога, волю которого часто невозможно постигнуть разумом.

    Что же касается практики, никто специально не контролирует соответствие внешнего вида пришедшего существующим правилам. Замечание могут сделать мужчине с непокрытой головой или в случае вопиющего нарушения общепринятых норм приличия.

    Мезуза

    Переступая порог синагоги, нужно дотронуться до укрепленной на дверном косяке мезузы - футляра, в который вложен пергамент с отрывком из Торы. Но в некоторых синагогах мезузы может не быть поскольку обязанность устанавливать мезузу распространяется прежде всего на частные жилые помещения, а синагога таковым не является.

    Поведение

    Правила поведения в синагоге подчиняются понятной логике и вполне очевидны. В синагоге, как и в любом другом месте, следует вести себя достойно, не перебивать своими замечаниями выступление раввина, не мешать громкими разговорами вести молитву кантору и т.д. и т.п. Не стоит брать с собой на молитву совсем маленьких детей, если они мешают молящимся. Раньше встречались синагоги, предназначенные лишь для молитвы, и тогда в этом помещении нельзя было даже разговарить о делах, но в наше время почти все синагоги строят с тем условием, что в них можно заниматься и будничными делами.

    По еврейскому закону, мужчина может прикасаться к женщине только в том случае, если это его ближайшая родственница (мать, сестра, дочь) или жена, поэтому при встрече между мужчиной и женщиной не принято пожимать руку, обниматься и целоваться.

    Где взять молитвенник (Сидур)

    Обычно для хранения молитвенников в синагоге есть специальный стеллаж или шкаф. Если его не видно, можно подойти и спросить у шамеса или у любого молящегося.

    Если Вы опоздали на молитву

    Как и любое опоздание, опоздание на молитву не приветствуется. Но если Вы все же опоздали на начало молитвы, это не значит что в молитвенный зал зайти нельзя. Заходите не стесняясь, вас никто не осудит. Нужно взять молитвенник и попросить, чтобы вам показали, где сейчас читают. Если вам по какой-то причине необходимо уйти раньше, чем закончится молитва, можно выйти из молитвенного зала, не привлекая к себе большого внимания.

    В субботу

    В субботу нельзя заниматься будничными делами, и говорить о делах тоже не принято. Совершать сделки также запрещено, поэтому в субботу синагогальный магазин закрыт. Ресторан работает, но, чтобы туда попасть, заказ следует оплатить заранее. Один из строжайших субботних запретов – запрет зажигать огонь, поэтому курить тоже запрещено.

    (Андрей)

    Отвечает Михаил , раввин мессианской общины Винницы:

    Ш алом, Андрей.

    Хотелось бы понять, что именно Вас интересует:

    1. Можно ли ходить христианину в синагогу с точки зрения правил христианского приличия? То есть, не будет ли это грехом?
    2. Можно ли ходить христианину в синагогу с точки зрения представителей ортодоксального иудаизма — разрешат ли христианину туда войти?
    3. Полезно ли христианину ходить в синагогу, будет ли это для него назидательно?
    4. Можно ли христианину ходить в синагогу, чтобы проповедовать там Евангелие?

    Давайте разберемся по порядку.

    1. Не будет ли это грехом?

    Вот, например, что говорит по этому поводу известный московский священник, протоирей Олег Стеняев: «Апостольские правила, правила Вселенских и Поместных Соборов запрещают православным христианам посещать синагоги, еретические собрания, слушать их поучения, читать их книги.»

    А вот и кое-что из Апостольских правил:

    «70. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или принимает от них дары праздников их, как-то: опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен.

    71. Если какой христианин принесет елей в капище языческое или в синагогу иудейскую, в их праздники, или зажжет свечу: да будет отлучен от общения церковного.»

    Более того, кроме посещения синагог и празднования еврейских праздников (Что имеется в виду? Библейские праздники Израиля? ), постановлениями церковных соборов запрещается, также, лечиться у еврейских врачей и даже мыться с евреями в бане. Вот, в частности, 11-е правило Трулльского («Пятошестого», 691 - 692 г.) Вселенского Собора:

    «Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.»

    Заодно, правилами этого собора, как пережитки язычества, запрещались, гадания, карнавалы ряженых и даже ученые медведи. Позже фраза «обвиняемый был замечен принимающим баню» стала обычной в отчетах инквизиции, как несомненное доказательство ереси.

    Формально и сегодня любой православный может быть отлучен от Церкви за совместный поход в баню с евреем. По признанию сотрудника отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата священника Всеволода Чаплина, «церковь испытывает большие затруднения в связи с тем, что наше каноническое право сегодня не всегда можно применять буквально. Иначе всех нужно отлучить от Церкви. Если православный ходит в баню, то он должен следить за тем, нет ли рядом еврея. Ведь по каноническим правилам православному нельзя мыться в бане с евреем ».

    Так что, если в своем христианстве человек руководствуется вышеперечисленными постановлениями, то ему категорически не рекомендуется заходить в синагогу. Если же заглянуть в Библию, то можно увидеть, что такие новозаветные личности, как Павел и соратники, например, ничего греховного в том, чтобы заходить в синагогу, не находили. Более того, приходя в разные города неизвестной им, языческой Европы, они первым делом искали синагогу и служили какое-то время именно там:

    Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению (!), вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, (Деян. 17:1,2)

    В той же главе:

    В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими [Бога], и ежедневно на площади со встречающимися.

    После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф… Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов. (Деян. 18:1,4)

    Сравните, Андрей, эти места из Писания с тем, что написано в т.н. Апостольских правилах, и выбирайте, что Вам ближе.

    Вообще, идея запретить верующим заходить в синагоги, появилась по причине того, что, бывало, многих неукрепленных, необученных в церкви верующих проповеди раввинов отваживали от посещений церковных храмов и разубеждали в божественности личности Машиаха Иешуа. Необразованные, иногда даже не умеющие читать, священники зачастую просто бледно выглядели на фоне хорошо подкованных в своем деле синагогальных проповедников. Ничего лучше, чем запретить, под страхом отлучения и проклятия, нееврейским верующим (как правило, номинальным христианам из простолюдинов, хотя среди них иногда находились и высокопоставленные личности – например, таковым был духовник одного из вестготских королей Испании) заходить в синагоги, авторы подобных постановлений не нашли.

    2. Разрешат ли христианину туда войти?

    Насколько мне известно, не существует никаких препятствий для того, чтобы нееврей смог зайти в синагогу. Единственное, о чем могут попросить при входе, так это чтобы человек надел на голову кипу, которую могут тут же предложить. Но, вместо нее подойдет и любой другой головной убор, шапка или бейсболка.

    3. Будет ли это для него назидательно?

    Полезно ли христианину нееврею ходить в синагогу? Ну, если кому-то будет интересно послушать чтение из Писаний на непонятном для него языке, то можно походить и послушать. Большинство евреев, кстати, во время синагогальных служений по субботам, проводящихся на территории бывшего СССР, тоже не понимают, о чем идет речь, так как не знают иврит. Во многих синагогах служения проводятся сейчас крайне нерегулярно, из-за отсутствия миньяна, т.е., минимально необходимого количества евреев-мужчин в десять человек.

    4. Можно ли там проповедовать Евангелие?

    Если речь идет о положении дел на территории бывшего Советского Союза, то синагога, на сегодняшний день, не лучшее место для проповеди Евангелия. Хотя бы потому, что иногда там сложно вообще кого-то найти даже в Шаббат.

    Бывает так, что христианин-нееврей находит для себя в Писаниях Божий призыв свидетельствовать евреям о спасении через Иешуа Мессию. Далее, он видит в Библии, как тот же рабби Шауль (ап.Павел) регулярно проповедовал в синагогах и очень в этом преуспел. Какое решение может созреть в голове у такого верующего христианина-нееврея? Правильно, идти в синагогу и спасать Израиль. Но вот в чем разница между ситуацией в синагоге времен Павла и положением дел там в наше время:

    Подписывайтесь:

    1) В первом веке синагоги были регулярно заполнены евреями, знающими Тору и пророчества. Слово Павла падало на благодатную почву, если кто-то из слушающих хотел действительно разобраться в теме;

    2) Сейчас же люди, приходящие на собрания в синагогу могут даже не верить в Бога, не говоря уже о хоть каком-то знании Священного Писания. Более того, мне сложно понять, как нееврей может получить слово в синагоге, во время собрания там, чтобы проповедовать Евангелие? Разве что, пытаться говорить без разрешения, что будет продолжаться недолго и, скорее всего, приведет к результатам, прямо противоположным от ожидаемых.

    Подавляющая масса евреев на постсоветской территории сейчас находится вне синагоги. И если у христианина-нееврея есть желание засвидетельствовать еврею о спасении, ему сейчас совсем не обязательно начинать это делать в синагоге. Скорее, наоборот.

    Как правильно вести себя при посещении молельных домов различных религиозных направлений? Общие нормы этикета и основные отличия.

    Православный храм

    Как правило, православные храмы имеют три входа: главный (западный, противоположный алтарю), северный и южный. Все церковное здание делится на алтарь, собственно храм и притвор. Алтарь отгорожен от собственно храма иконостасом, доходящим в большинстве случаев до потолка. В алтаре находятся престол и жертвенник. В алтарь ведут Царские врата (центральные), а также северные и южные двери.

    Женщинам запрещено входить в алтарь. Мужчины могут заходить в алтарь только по разрешению священников, и то лишь через северные или южные двери. Через Царские врата в алтарь входят только священнослужители.

    Непосредственно к иконостасу примыкает солея - возвышенная площадка вдоль всего алтаря. Напротив царских врат находится амвон - центральная часть солеи. Без разрешения священнослужителей на амвон и солею также восходить не разрешается.

    С древнейших времен установлено совершать богослужение три раза в день: вечером, утром и днем - литургию. Следует знать, что церковный день начинается не в 0 часов календарного дня, а в 18 часов предыдущего дня.

    Вход в храм с улицы устраивается обычно в виде паперти - площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Подходя к храму, нужно совершать крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, снова нужно осенить себя крестным знамением. Не следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ.

    Приходить в храм следует за 10-15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. В случае опоздания нужно вести себя так, чтобы не помешать молитве других. Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, попросите передать свечи через других людей.

    Во время богослужения мужчины должны стоять в правой части храма, женщины - в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам. В православном храме запрещается сидеть, исключением может быть только нездоровье или сильное утомление прихожанина.

    В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих. Недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. Во время богослужения запрещается разговаривать. Не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Свечи следует покупать только в том храме, в который вы пришли. По возможности не следует покидать храм до окончания богослужения.

    При посещении храмов полагается одеваться так, чтобы большая часть тела была прикрыта. Не принято ходить в храм в шортах и спортивной одежде. По возможности мужчинам и женщинам следует избегать также маек и рубашек с короткими рукавами. Голова женщины должна быть покрыта. Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор.

    В неофициальной обстановке священнослужителей принято именовать следующим образом:

    • Патриарха - Святейший владыко;
    • епископа - владыко;
    • священника - батюшка;
    • игуменью - матушка;
    • диакона - диакон.

    Не принято при встречах приветствовать духовных лиц возгласами: "Здравствуйте, батюшка!" или "Здравствуйте, владыко!". Следует говорить: "Батюшка, благословите!" или "Владыко, благословите!".

    Не следует просить благословения у диаконов и простых монахов, так как они это делать не вправе. Благословляют священники и епископы, а также настоятельницы монастырей в сане игумений. Принимая благословение, следует складывать ладони крестообразно (правую ладонь поверх левой) и целовать правую, благословляющую руку священнослужителя, креститься перед этим не надо.

    Католический храм

    Католический храм имеет в целом то же устройство, что и православный. Самым существенным отличием, бросающимся в глаза, является отсутствие иконостаса. Вместо него существует невысокая алтарная преграда. В храме выделяется центральная часть - алтарная, или пресвитерий - место, где происходит богослужение и где хранятся Святые Дары - пресуществленные в Тело и Кровь Христа хлеб и вино. Узнать это место можно по неугасимой лампаде, горящей перед дарохранительницей.

    Кроме центрального алтаря, могут быть боковые приделы в честь святых. В храме также выделяется специальное место для хора и ризница (отдельное помещение для служителей храма и хранения литургических одеяний и предметов).

    Мужчины при входе в храм обязательно должны снимать головные уборы. Для женщин косынки не требуются. Не существует также особых норм в одежде или использовании косметики. Появление в храме в шортах или чересчур открытой одежде не приветствуется, а в некоторых храмах, в том числе в соборе святого Петра в Ватикане - запрещено.

    При входе в храм располагается сосуд с освященной водой, или кропильница, в которую окунают пальцы правой руки и затем крестятся.

    Сразу же при входе в храм совершается коленопреклонение (правое колено) перед дарохранительницей. И впоследствии, проходя мимо дарохранительницы, совершают коленопреклонение или хотя бы склоняют голову. Крестятся католики в отличном от православных порядке - сначала левое плечо, потом правое. Особых моментов вне литургии, когда требуется совершать крестное знамение, нет.

    В храме стоят ряды молитвенных скамеек, а внизу - низеньких скамеечек (на них преклоняют колени во время богослужения). Исповедь в католическом храме совершается в специальных исповедальнях - небольших кабинках для священника и исповедующегося. Если в исповедальне кто-либо беседует, не следует находиться в пределах слышимости, равно как и приближаться к священнику во время его беседы с кем-то - это может быть разговор сугубо духовный и личный. Не следует прерывать молитву или молчаливое созерцание верующих, надо подождать, пока они закончат.

    Собственно, этим ограничиваются основные правила поведения в католическом храме.

    Главой католической церкви является Папа Римский.

    Обращения к лицам духовного звания:

    • к Папе Римскому - Ваше святейшество;
    • к кардиналу и архиепископу - Ваше высокопреосвященство;
    • к епископу - Ваше преосвященство (личное - владыка).

    К лицам, принадлежащим к высшей церковной иерархии, употребляется также обращение "монсеньор", добавляемое к титулу. К настоятелю храма обращаются "Ваше высокопреподобие". В личной беседе ко всем священникам можно обращаться "отец", к монахам - "брат", к монахиням - "сестра".

    Отличить один ранг от другого в повседневной жизни весьма трудно, поэтому, готовясь к встрече со священником, надо узнать заранее его титул. Однако наличие красного пояса, пиуски (красной епископской шапочки или сутаны не черного цвета), как правило, свидетельствует о принадлежности к высшей иерархии. Правда, в повседневной жизни священство носит обычные темные костюмы с темными рубашками и белой полоской под воротником.

    В общении со священством нужно различать два уровня - тот, когда во время встречи священник призван совершать богослужение, или таинство, и обычную беседу. На беседу распространяются правила обычного этикета.

    Католическое священство дает обет безбрачия, поэтому интересоваться собеседника бестактно. Еще одна особенность - как правило, священник первым подает руку, в том числе и женщинам.

    Синагога

    Центром религиозной и общественной жизни иудейской общины является синагога.

    В настоящее время в иудаизме сосуществуют различные течения - от ультраортодоксальных до ультралиберальных. Соответственно, синагогальные богослужения в различных еврейских общинах могут значительно различаться между собой. Древние традиции в наибольшей степени сохранились в ортодоксальном иудаизме.

    Богослужения в ортодоксальных синагогах обычно проводятся трижды в день; в праздничные и субботние дни читаются дополнительные молитвы. Чтобы богослужение состоялось, необходимо присутствие как минимум десяти мужчин старше 13 лет, которые составляют миньян (кворум).

    Места для женщин в синагоге либо отделяются от мест для мужчин перегородкой, либо женщины занимают места на галерее.

    Мужчинам запрещено находиться в синагоге с непокрытой головой, поэтому во время утренней молитвы они надевают особое молитвенное покрывало (талит), представляющее собой четырехугольный кусок шерстяной материи с четырьмя кистями по углам (цицит). В будние дни во время утренней молитвы мужчины надевают тфилин - кожаные коробочки с вложенными в них кусочками пергамента с отрывками Священного Писания. С помощью длинных ремешков эти коробочки привязываются ко лбу и левой руке молящихся.

    Молитвы произносятся стоя или сидя: молящимся не разрешается простираться ниц или становиться на колени, за исключением отдельных моментов праздничных богослужений.

    При входе в синагогу и чтении некоторых молитв принято склонять голову. Молитвы читаются на иврите, а ряд молитв - на арамите (арамейском), языке повседневного общения древних евреев.

    Разработанный в течение веков порядок богослужения предусматривает произнесение определенных молитв, последовательность которых соответствует тому или иному дню религиозного календаря. Руководить богослужением может любой взрослый мужчина-еврей. В больших общинах обычно для чтения молитв по праздникам и субботам специально назначается особо почитаемый человек (хаззан), которому иногда сопутствует мужской хор. Некоторые части литургии поются всеми присутствующими в синагоге.

    Во многих общинах, принадлежащих к другим направлениям иудаизма,- консервативному, реформистскому, либеральному, - синагогальные традиции могут значительно отличаться. Так, в реформистских общинах мужчины и женщины сидят вместе. Мужчины могут не надевать талит и тфилин, хотя нередко носят на голове специальную шапочку (кипу). В синагогальный хор в реформистских и многих консервативных синагогах входят женщины. Во многих странах часть богослужения может вестись на языке этой страны, причем соотношение количества молитв на иврите и молитв на другом языке различно в разных общинах. Меняется и сам состав молитв в богослужениях различных общин.

    Раввины возглавляют еврейские общины и сегодня, хотя их руководство по большей части носит характер духовного наставничества. В обязанности раввинов входит организация торжественных религиозных церемоний - заключение браков, проведение похорон и т. д.

    В различных странах мира функции и положение раввината могут отличаться. Так, в Израиле раввины являются государственными должностными лицами. Они утверждаются в должности верховными раввинами и министерством по делам религий и принимают на себя часть важных государственных и судебных функций.

    В отличие от других религий, где существуют определенные правила этикета в общении со священнослужителями разного ранга, в иудаизме в целом таких правил нет. Единственное, при обращении к раввину по имени иногда добавляют слово "рабби".

    Мечеть

    Мечеть - молитвенное здание у мусульман. Она не является святым местом, храмом в полном смысле этого слова. Исключение составляет только Масджид аль-харам - "запретная мечеть", которая находится в Мекке. В центре Масджид аль-харам стоит Кааба - главная святыня мусульман.

    В мечети организуются различные праздники, не обязательно религиозные, выступления исламских деятелей, проводятся конкурсы чтецов Корана и т. д. Кроме того, в мечети всегда может переночевать приезжий.

    Пять раз в день, в строго определенное время, с минарета раздается азан - призыв на молитву. Его возглашает муэдзин. Внутри мечети направление молитвы определяет михраб - специальная ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Справа от михраба в соборной мечети стоит минбар - трибуна для проповедника.

    Женщины обычно молятся на втором этаже или в отгороженной части первого этажа. Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным. Хотя мечеть и не является святым местом, чествуют определенные правила, которые распространяются на любого, кто пришел в мечеть, независимо от вероисповедания.

    Внешний облик посетителя мечети не должен оскорблять взгляд верующих: следует надеть чистую, скромную и достаточно закрытую одежду. У женщин одежда должна закрывать все тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног, цвет ее не должен быть вызывающе ярким, а силуэт - облегающим. Волосы женщинам следует полностью спрятать под платок.

    Пол в мечети устлан коврами, обувь оставляют при входе. В больших мечетях специальные служащие принимают обувь и выдают жетон. Посетители мечети ведут себя очень раскованно: они сидят или лежат на полу, едят, спят, общаются между собой. Но при этом в любое время кто-то может совершать намаз, т. е. молиться. Верующие читают Коран или просто сосредоточиваются на мысли о Всевышнем. Поэтому не следует повышать голос, смеяться, браниться и т. д. Часть общепринятых молитв (Отче наш (Pater noster), Радуйся Мария (Ave Maria), ...) может звучать на латыни. Наличие в церкви органа. Прихожанину никогда не придет в голову зайти в храм в шортах, майке, сарафане (на голые плечи можно накинуть косынку) или мини. Но пришедшему туристу (город у нас курортный) не сделают замечания и не укажут на дверь, не спросят и вероисповедания – храм открыт для всех, все дети Его. Не обязательно пришедшему знать Чин Мессы (порядок службы) и строго соблюдать – достаточно вести себя тихо и уважительно к чувствам присутствующих.
    В ведении службы католическому священнику может помогать мирянин – министрант. В Литургии Слова отрывок из Ветхого или Нового Завета может читать прихожанин или прихожанка (разницы между мужчиной и женщиной не делается). Сестра (монахиня) имеет право заходить за алтарь. Женщине не запрещается посещать храм в критические дни.
    Кроме Мессы, почти ежедневно происходит Выставление Святых Даров (хлеб и вино, которые по молитве Церкви, силой Святого Духа становятся истинными Телом и Кровью Иисуса Христа) – приватная молитва прихожанина перед Святыми Дарами. Коллективная молитва Розария (на четках) и размышления о 15 тайнах из жизни Иисуса Христа и Богородицы.

    Синагога является иудейским храмом.

    Она представляет собой центр религии для представителей еврейской национальности. Здесь прекрасно встречают всех, кто заходит внутрь. Поэтому, если вы не знаете правил поведения в синагоге, не надо бояться. Можно спросить совета у более опытных прихожан.

    Мы советуем вам посетить центральную Московскую синагогу – «Бейс Менахем». Здесь ежедневно проводятся молитвы, а также занятия, помогающие изучить Торы.


    Она возведена на месте разрушенного иудейского храма «Марьина Роща». Перед посещением представленного места, мы советуем ознакомиться со следующими рекомендациями:

    1) внешний вид должен быть сдержанным. Для посещения синагоги не подходят шорты, спортивная одежда, короткие платья или юбки. Необходимо, чтобы голова была покрыта. Наиболее подходящий головной убор – это еврейская кипа;

    2) переступая порог синагоги, нужно дотронуться до футляра, расположенного на двери.


    Он является мезузой, в которой находится отрывок текста из священной Торы. Также в стеллажах располагаются молитвенники – сидур, с ними может ознакомиться любой прихожанин;

    3) поведение в храме должно быть достойным. В стенах синагоги недопустимы ругательства, сквернословие, курение. Нельзя посещать храм, если вы находитесь под действием алкоголя или наркотиков. Запрещено перебивать раввина, громко разговаривать, мешая молиться другим людям.

    Согласно правилам еврейской общины, мужчина может дотрагиваться до представительницы противоположного пола, если она приходится ему мамой, дочкой, сестричкой или женой. Таким образом, встречая знакомую слабого пола, нельзя обмениваться с ней рукопожатиями, обниматься и целоваться.

    Суббота является особым днем для еврейской общины. В этот день запрещено работать, разговаривать о делах, а также заключать какие-либо сделки. Также в субботу закрыта лавка в синагоге, поэтому если вы хотите приобрести что-то, это можно сделать в любой другой день.