История замка шамбор. Лестница леонардо да винчи в замке шамбор

Контакты

Адрес: Château, 41250 Chambord, Франция

Телефон: +33 2 54 50 40 00

Стоимость: 11€, до 25 лет бесплатно

Официальный сайт:

Париж хранит в себе ещё немало тайн, которые только предстоит открыть заинтересованному туристу. За пределами французской столицы можно увидеть необыкновенные достопримечательности, достойные восхищения и преклонения.

Долина реки Луары славится прекрасными архитектурными творениями, построенными руками человека. Дворцы разных эпох величественно охраняют покой королевского водоёма. Замок Шамбор — один из них.

Шедевральный Шато де Шамбор является настоящим произведением искусства, созданным в эпоху Ренессанса и дожившим до наших дней. В самом крупном монументальном комплексе Франции можно увидеть :

  • портретную живопись французских монархов;
  • музей природы и охоты;
  • большую лесо-парковую территорию, окружающую дворец.

Великолепный замок восхищает своей грандиозностью и красотой, поэтому число туристов, желающих увидеть собственными глазами это чудо, растёт с каждым годом. Большинство из них предпочитают самостоятельное путешествие в Луару для ознакомления с восхитительным Шамбором.

Замок Шамбор и история его появления

История создания дворца Шамбор омрачена высокой смертностью его строителей, которая была обусловлена тяжёлым климатом болотистой местности. Человек, подхвативший смертельную болотную лихорадку был обречён. Условия труда на стройке 16-ого века были адские. Над возведением фундамента и каменных стен Chateu de Shambord работало около 2000 людей. Благодаря их труду сегодня можно лицезреть красивейшее творение времён Реннесанса.

В конце 14-ого века семейство герцогов Орлеанских совершило знаменательную покупку, приобретя у четы Блуа имение Shambor, расположенное в лесу. Вскоре герцог взошёл на трон и стал Людовиком 13.

У короля подрастает смышлёный сын Франциск, обожающий всё, что связано с Италией. В начале 16-ого века сын французского монарха прибыл с Апеннинского полуострова не один, а в компании с гениальным Леонардо да Винчи. Переполненный впечатлениями от посещения солнечной Италии, Франциск в скором времени принимает решение о начале строительства охотничьего поместья.

Планируется, что здание должно затмить своим великолепием и заткнуть за пояс красивейшие итальянские дворцы. Увы, имя архитектора замка Луары Шамбор так и осталось неразгаданной тайной. Считается, что легендарный да Винчи приложил руку к архитектурному плану дворца, но это всего лишь домыслы учёных, не подтверждённые ничем. Дело в том, что творец умер, не дожив всего лишь пару месяцев до открытия масштабной стройки. Существует иная версия и непрямые доказательства того, что архитектором замка был Доминико де Кортон.

Кончина Франциска обрекает Шамбор во Франции на некие метаморфозы и долгие скитания от владельца к владельцу. По указанию Людовика 15 было решено построить в северных покоях Шамбора подобие театральной сцены. Именно здесь была создана знаменитая пьеса «Мещанин во дворянстве» и состоялась премьера спектакля «Господин де Пурсоньяк». В последующие годы в замке Шамбор происходят такие события :

  • в 18 столетии он становится убежищем для сбежавшего из Польши короля Лещинского;
  • долгое время дворец служит местом обитания для графа Саксонского и его войска;
  • в Шато де Шамбор располагалась экспериментальная лаборатория Сен-Жермен;
  • дворец прошёл испытание французской революцией и был разграблен;
  • в 19 веке владельцем Shambor стал граф Шамбор, пробывший им более 60 лет.

В середине 20-ого века мытарства замка окончились. Правительство выкупило его у последнего хозяина Элии Бурбонского и с того времени Chateu de Shambord считается официальным государственным и народным наследием Франции, входящим в ЮНЕСКО.

Описание знаменитого дворца

Не хватит всех эпитетов на свете, чтобы охарактеризовать воздушный замок из камня, сверкающий белизной и величием древней эпохи. О размерах этого дворца можно судить по одному только наличию более 400 покоев. До строительства легендарного , Shambord считали самым великолепным дворцом современности, впрочем, он таким остаётся до сих пор.

Со всех сторон замок окружён лесным массивом. Так называемая парковая зона ограждена длинной стеной. Здесь и по сей день охотятся, благо угодья богаты разнообразной дичью и птицей.

Архитектура древнего Шамбора ошеломляет своей грандиозностью, не зря его считают произведением самого Леонардо да Винчи. Дворцовое сооружение состоит из :

  • донжона
  • и двух пристроек.

В центральном здании пять этажей. Каждый этаж оборудован квадратными и круглыми комнатами. Коридоры переплетаются между собой и соединяются в центральной части этажа. Лестницы дворца Шамбор — отдельная тема. Всего их насчитывается около 80 экземпляров. Планировка Chateu de Shambor достаточна запутана и если верить легенде, то это сделано не случайно. Такой план замка позволял фавориткам короля не сталкиваться нос к носу в многочисленных коридорах.

Уникальным архитектурным произведением Шамбора считается винтовая лестница , снабжённая 2-умя входами. Оригинальность этого сооружения заключается в том, что две лесенки соединены между собой в спираль и поднимаются вверх, но вот сюрприз — место их пересечения в какой-либо одной точке отсутствует. Лестница выводит туристов на террасу, с которой открывается чудесный вид.

Во дворце присутствует большое количество предметов старины

Rong>:

  • мебель,
  • кухонная утварь;
  • предметы повседневного обихода и т.д.

Также в Шамборе находится знаменитый музей охоты и природы . Франциск был истинным любителем поохотиться. На третьем этаже дворца проходили балы. Тут расположена королевская опочивальня , где засыпал и просыпался Франциск. Почти во всех покоях есть камин. Комнаты в донжоне не отличаются большими размерами и интерьер их достаточно скромен, нежели в боковых пристройках.

В восточном крыле расположена спальня королевы и короля , а в западном находится капелла , схожая по архитектуре с греческим античным зданием. Крышу дворца украшают ровно 365 башен, на которых расположены различные мифические персонажи. Поговаривают, что именно на крыше Франциск любил проводить многочисленные приёмы гостей.

Мероприятия, проводимые в Shambord

Помимо просмотра внутреннего убранства дворца, туристы могут насладиться прекрасными шоу-программами и другими мероприятиями , организованными на территории замка.

О дополнительных мероприятиях вы можете узнать, зайдя на официальный сайт замка

Где находится замок и как добраться до дворца из Парижа

Адрес : Замок, 41250 Шамбор

Время работы дворца : ежедневно двери замка гостеприимно открыты для многочисленных посетителей. Не работает замок :

  • на Католическое Рождество (25 декабря),
  • в канун Нового Года (31 декабря),
  • на Новый год (1 января).

Часы работы:

  • с 02 января по 31 марта и с 01 октября по 31 декабря с 9 до 17 часов ;
  • с 01 апреля по 30 сентября с 09 до 18 часов .

Кассы закрываются за 30 минут до официального окончания работы дворцово-паркового комплекса.

Цена билета :

  • взрослые 11€;
  • гражданам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста в сопровождении взрослых — вход свободный.

Чтобы самостоятельно добраться из Парижа в Шамбор :


Расстояние от Парижа до замка Шамбор на карте Франции:

Замок Шамбор на фото и видео

Фото : белоснежная жемчужина Луары — воздушный замок из камня Шамбор гордо возвышается над долиной.

К числу самых красивых старинных построек в Долине Луары относится французский замок Шамбор. Глядя на него, создается впечатление, что он парит в воздухе. Своим строительством он обязан властному воину и эстету Франциску I. Будучи охотником, король решил построить не просто охотничий дом, а замок, который бы поражал своей красотой и великолепием. Об истории этого замка пойдет речь в статье.

Замок, как олицетворение новой эпохи

Шамбор - это нечто большее, чем просто замок. Он возник на стыке эпох: средневековья и ренессанса, став олицетворением последней. Блестящее свидетельство рассвета короля Франциска I - огромная конструкция замка с необычными для того времени архитектурными элементами возвышается над пышной зеленью окружающего пейзажа. Этот замок прославился строгостью неординарной архитектуры и умелым распределением изысканных скульптурных украшений. Известно, что в строительстве здания замка, носящего явные следы итальянского стиля Доминико де Кортона и Леонардо да Винчи, участвовали французские каменщики. Королевский замок Шамбор - символ престижа и власти Франциска I.

Описание замка

Изначально замок был задуман как крепость, но, впоследствии, был перестроен. Он выглядит как воздушный замок, который не служит целям обороны, а лишь демонстрирует власть доброго короля, ценителя красоты. Строение имеет внушительные размеры: длина фасада чуть больше 165 метров, а ширина 117 метров, количество комнат более 400.

Своеобразное отражение социальной жизни середины 16 века - замок Франции Шамбор. В центре королевского дворца, возвышающаяся над другими постройками, башня с короной и лилией - символами королевской власти. Левое крыло - это невысокая капелла с крестом, и довольно скромные башенки, изображающие духовенство и дворянство, подчиняющееся монарху. На зданиях, расположенных ниже, находятся террасы, и невысокие постройки, подобные народу, который преклонил колена перед троном, и несет на своих плечах тяготы жизни.

Материал для строительства

Замок был построен из известнякового туфа. Этот белый камень, легко поддающийся обработке, подвержен разрушениям под воздействием атмосферных явлений. Учитывая это, цоколь здания был сложен из камня, более устойчивого к погодным условиям. Почти все строительные материалы доставлялись из ближайшего к замку порта Сен-Дье, а оттуда на стройку по реке Луаре. Кровельный шифер замка Шамбор (фото ниже), напоминающий итальянский мрамор, использовался для геометрических узоров, украшающих чердачные помещения и дымоходы. Во времена Франциска I крыши покрывались также позолоченным свинцом, что производило на гостей короля неизгладимое впечатление.

Франциск отказался от своего плана изменить русло Луары, вместо этого был прорыт канал от притока реки, и вокруг замка появился крепостной ров с водой. Это был грандиозный, по своему размаху, замысел. Кстати, замок строили 18 000 рабочих в течение 17 лет.

Несмотря на это, огромные расходы на строительство замка того стоили. Франциск произвел впечатление на своего заклятого врага Карла V. "Приезжайте ко мне", - сказал он римскому императору, имея в виду Шамбор. И действительно, когда его противник приехал в замок, он, якобы, воскликнул: "Это сумма всего того, что человечество могло создать в искусстве!".

Лестницы замка

Но что на самом деле скрывается за лилией и короной? Как можно попасть, если не в жизни, то хотя бы в сказочном дворце, снизу на самый верх? Это лестницы замка, которых в нем, внешних и внутренних, насчитывается 77. Среди них центральная, единственная в своем роде, двойная винтовая лестница замка Шамбор. Это чудо изобретательского ума Леонардо да Винчи. Она состоит из двух разных, открытых, и расположенных друг над другом пролетов. Лестница закручивается вокруг полой колонны, внизу которой есть проход, через который без труда можно попасть с одной лестницы на другую.

Великий гений так и не увидел замок. Он ушел из жизни, когда строительство только началось. По рассказам очевидцев, зафиксированных в исторических бумагах, он умер на руках своего мецената. Строительство замка так никогда и не было завершено на протяжении столетий. Вот что сказал по этому поводу сам Франциск: "Если бы кто-то, начиная строительство, думал о его завершении, оно бы никогда не началось".

Ремарка из мемуаров Мадмуазель де Монтальсье (1659 год)

"Лестница - это самый удивительный и необычный элемент дворца. Она сделана так, что, тот, кто по ней поднимается, видит того, кто спускается, но не встречается с ним. Хозяину дома нравилось играть со мной в эту игру. Он спускался по лестнице, а я поднималась. Его очень развлекала мысль, что я думала, что должна встретиться с ним. Меня это тоже очень забавляло".

Внутреннее описание замка

Не будь этой знаменитой лестницы, не было бы и главного центрального объекта, названного донжоном. Прекрасно сконструированные стропильные фермы донжона строили корабелы. Они занимались этим в короткие промежутки между ожесточенными боями с Карлом V, когда морской флот не нуждался в их помощи.

Замок Шамбор никогда не предназначался для отражения атак, но построен был, как образец укрепленного замка средневековья. В нем, возможно, тоже по идее Леонардо да Винчи, располагались первые современные королевские апартаменты. Впервые появляются одинаковые комнаты, расположенные друг над другом на нескольких этажах. Прямо около лестницы начинаются большие залы, расположенные в форме греческого креста, и похожие на улицы. Они соединяют комнаты, служат для приемов и театральных представлений.

В углах здания и в башнях находятся четыре апартамента квадратной или круглой формы. Каждый апартамент состоит из одного большого зала с высокими потолками и шести невысоких комнат с потолками пониже.

Апартаменты расположены на разных этажах и соединяются небольшими винтовыми лестницами. Идеально для заговоров и интриг, что любила тогдашняя знать.... Кроме того, лестницы есть в круглых апартаментах в угловых башнях. Есть конструкции, ведущие во двор. Можно сказать, что главными внутренними достопримечательностями замка являются его лестницы.

Рабочий кабинет короля

Внутри замка Шамбор находится рабочий кабинет Франциска I. Везде буква "F". С нее начинается Франциск и Франция. Саламандра на королевском гербе олицетворяет лозунг короля: "Я сжигаю все, но не сгораю сам". Чтобы немного перекусить, король пользовался обычными способами. В маленьком кабинете Франциска была мойка, и небольшая печка для разогревания еды. Франциск I редко приезжал в свой загородный замок, и всегда оставался там ненадолго. В целом, он провел в нем всего 100 дней, как утверждают библиографы короля.

Охотничьи угодья

Обычно на стол подавалась дичь. В отличие от своих предшественников, неугомонный Франциск не любил охоту с соколами и с сетью. Он предпочитал травлю, псовую охоту на лошадях. Длина стены, окружающая королевские охотничьи угодья, составляла 33 километра. Проехать вдоль нее можно было за 8 часов. Сейчас здесь находятся природные заповедники, и в настоящее время они считаются самыми богатыми дичью во всей Франции.

В своих воспоминаниях современница короля Франциска Мадмуазель де Ескюдери, любительница верховой охоты пишет: "Ничто не сравнится с роскошью экипажей и радостью, которую мы испытывали, когда убивали загнанного зверя. Самые большие олени становились нашей добычей меньше, чем за час".

Продолжение строительства замка

После смерти Франциска работы по строительству продолжил его сын Генрих II. После этого монументальное здание замка пустовало много лет. Лишь Король Солнце достроил капеллу и левое крыло замка.

В середине фасада, между двумя центральными башнями, окна второго этажа освещают апартаменты Людовика XIV. Вместо саламандры и буквы "F" Франциска I, в апартаментах появились - солнце и буква "L" Людовика XIV. Король Солнце разделял политические взгляды Франциска, который выступал за абсолютизм. Он, как и его предшественник, приезжал в Шамбор охотиться. Говорили, что его приводила сюда и любовь. К тайнам замка Шамбор в эпоху галантного века, относят террасы крыши, где было немало укромных уголков, ставших прекрасным местом уединения влюбленных парочек на свежем воздухе.

В построенном им замке, ставит свои спектакли Мольер. По указу короля, здесь прошла премьера его "Мещанина во дворянстве". Первый прогон спектакля стал провальным. Придворные выгнали актеров из театра, но труппа Мольера получила еще один шанс. На этот раз король был в отличном настроении. Ему понравилось, как актеры высмеивают дворянство, и тех, кто купил дворянский титул. Придворные тоже хвалили пьесу, которую сначала разнесли в пух и прах. Им пришлось смотреть ее три раза подряд.

Новые хозяева замка

После эпохи короля Солнце замок опять на полвека опустел. Шамбор немного оживило пребывание в нем изгнанного из Польши короля Станислава Лещинского и его жены, тестя и тещи Людовика XV. Хотя изгнанный король приказал засыпать крепостной ров и разбить на его месте парк, комары и малярия вынудили его все-таки уехать. Он уехал с женой также тихо, как и приехал.

Следующим хозяином становится маршал Саксонский, внебрачный сын Августа Сильнейшего. Он получил замок Шамбор (фото выше) за свои военные заслуги. В замке появился один из каминов, который он привез из Саксонии. В Шамборе победоносный вояка жил как король. Вместе с его личным полком, саксонскими добровольцами, в Шамборе занимались строевой подготовкой и устраивали парады сотни солдат из разных стран. Маршал Франции Морис де Сакс умер в возрасте 54 лет после дуэли с ревнивым графом де Конти. Его последними словами были: "Жизнь - это сон. Мой сон был чудесным, но коротким". После этого Шамбор вновь долго пустовал, и в печальном одиночестве постепенно приходил в упадок.

Реконструкция замка

После свершения французской революции правительство повело себя варварски: мебель продали, содрали полы и продали как древесину, обои ободрали и выбросили на мусор. Во что превратился замок? Это были запустелые комнаты, где паук сплел паутину над саламандрой Франциска I. Впечатление было такое, что все только и хотят того, чтобы уничтожить бедный Шамбор. Замок все еще существовал, но он никому не был нужен...Это был отель для остановки в путешествии, которого никогда не было. Фантазия. Воздушный замок из камня...

В течение пятисотлетней своей истории замок использовался, как резиденция, не более 20 лет. И, как следствие, помещения, в которых не живут, ветшают и становятся непригодными для жизни в них...

Только на стыке двух веков в замке опять началось строительство и ремонт, а если быть точными - реставрационные работы после Второй мировой войны.

Каким стал после реставрации замок? Сейчас он белоснежный. Замок, портрет которого красуется на многих сувенирах, глянцевых журналах, туристических проспектах Франции. В него стремятся попасть миллионы туристов со всего мира, чтобы его полюбоваться чудесной архитектурой, проникнуть в тайны и отведать фирменный малиновый ликер, приобретенный в нем.

Как добраться в замок Шамбор?

В замок, находящийся в 120 км от Парижа, можно добраться по автотрассе А 10, двигаясь в южном направлении. Ориентироваться нужно на указатель Blois. Общественный транспорт также доставит вас в замок, как на поезде, так и автобусе или на такси. Если поездка в замок планируется не на один день, можно остановиться на ночлег в отеле, который находится в пяти километрах от замка. Это отель Chateau de Colliers (Rd 951, 41500 Muides-sur-Loire). Он расположен в старинном поместье XVIII века, практически на берегу Луары.

Отведать французскую кухню предложат в кафе d’Orleans на территории замка. Там же можно купить десерт, закуски, салаты. Недалеко от замка есть хороший ресторан Saint Michel (Place Saint-Louis, 41250 Chambord), с террасы которого, отлично виден замок. Все предусмотрено для большого потока туристов.

Я уж было собрался покинуть с вами , но тут вдруг обнаружил, что мы с вами не осмотрели наверное самый красивый замокэтих мест. Давайте все таки немного тут еще задержимся, а уж потом конечно же отправимся к или . Что же это за великолепный замок?

Романтический замок Шамбор всегда был и остается самым красивым и романтичным из замков долины Луары, ведь свой вклад в его строительство внес сам Людовик XIV - известный ценитель прекрасного и автор божественного Версаля. В архитектурных формах Шамбора сказалось все величие и роскошь эпохи Возрождения.

Местность, на которой он возвышается, принадлежала в Х веке графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 году она была приобретена Людовиком Орлеанским.

Когда герцог Орлеанский взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции. Его очень привлекала личность Лоренцо Великолепного, крупного политика и щедрого флорентийского мецената.




Кликабельно 2000 рх

После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии и тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи. Страстное желание короля увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения с традиционным французским стилем было удовлетворено лишь частично с реконструкцией замка Блуа Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен; в 1519 году он умер в Кло-Люсе вблизи Амбуаза


Pierre -Denis Martin "The Chateau de "

В этот же год были начаты строительные работы по возведению здания, предназначавшегося для того, чтобы стать украшением охотничьего поместья Шамбор. Старинное крепостное сооружение было снесено, чтобы уступить место новому замку. В строительных работах по возведению и дальнейшему расширению здания, начатых с 1526 года, было занято более 1800 человек.



1954 год, Кликабельно

Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона. Во время своего пребывания во Франции в правление Карла VIII Доменико да Кортона выполнил в дереве макет замка с квадратным донжоном и с большими крестообразно расположенными залами, разделявшими каждый этаж на четыре сектора с идентичными апартаментами. По проекту на одной из линий креста была расположена лестница с прямыми маршами, соединявшая все этажи. Жилой корпус замка Шамбор кажется очень похожим на этот макет замка и таким образом имеет все основания относиться к итальянской архитектуре классического направления.


Франциск I Портрет работы Жана Клуэ, 1525, Лувр

Франци́ск I (1494 —1547) — король Франции с 1 января 1515, сын графа Ангулемского Карла, двоюродного брата короля Людовика XII, и Луизы Савойской. Основатель Ангулемской ветви династии Валуа. Его царствование ознаменовано продолжительными войнами в Европе и расцветом французского Возрождения. С именем Франциска тесно связано Возрождение во Франции. Уединённый образ жизни французского двора сменяется при Франциске блестящим и шумным весельем. При королевском дворе, где большую роль стали играть дамы, сосредоточилась вся общественная жизнь. Экспедиции в Италию познакомили Франциска с роскошью дворов итальянских меценатов; он увлекся культурой Возрождения, главным образом его эстетической стороной, окружал себя учёными и поэтами, любил беседовать с ними. У него в Фонтенбло была прекрасная библиотека. В 1517 году Франциск решил основать высшую школу древних языков и хотел поставить во главе её Эразма Роттердамского, но Эразм отказался.


Стены Шамборского замка Франциска I украшает герб его возлюбленной — графини де Тури, жившей с мужем неподалёку.

В 1530 году он открыл Collège de France, нанесший сильный удар схоластической Сорбонне. Франциск основал и королевскую типографию, в которой работал гуманист Роберт Этьенн. Он пригласил во Францию Леонардо да Винчи и Андреа дель Сарто; Рафаэль написал для него несколько картин («Архистратиг Михаил»). Особенно увлекался Франциск архитектурой и скульптурой. Венцом национального направления в архитектуре явился замок Шамбор, итальянского — Фонтенбло, над которым работало несколько знаменитых итальянских художников, в том числе Бенвенуто Челлини. При дворе Франциска жил поэт Клеман Маро, сопровождавший Франциска в Италию и попавший в плен при Павии. В 1532 году появился роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Клод была богатейшей наследницей в Европе (родители, кроме других наследственных владений, отдали ей Бретань и Милан), она долго составляла предмет исканий молодого Карла Австрийского (позже императора Карла V), но, несмотря на благосклонное отношение к нему её матери, была выдана после смерти Анны отцом за Франциска Валуа, графа Ангулемского. Свадьба Клод и Франциска состоялась 18 мая 1514 года. Вскоре после смерти Людовика XII муж Клод вступил на престол.

При дворе Клод постоянно была в тени своей свекрови Луизы Савойской и золовки Маргариты Ангулемской. Её брак с Франциском не был счастливым. У них родился наследник — будущий король Генрих II, ещё два сына, умершие молодыми, и четыре дочери. У Франциска было множество любовниц, но королева не устраивала скандалов по этому поводу, и король особо её за это ценил. Она безусловно любила мужа, и Франциск, пусть и по-своему, тоже любил её. Клод умерла в 1524 году, когда ей было всего 24 года.

Элеонора Габсбург (1498—1558) — урождённая эрцгерцогиня Австрийская, инфанта Испанская и принцесса Бургундии; третья супруга короля Мануэля I Португальского, затем вторая короля Франции Франциска I. Среди претендентов на её руку были короли Англии Генрих VII (король Англии) и Генрих VIII, короли Франции Людовик XII и Франциск I и король Польши Сигизмунд I.

По желанию брата, 16 июля 1518 она вышла замуж за короля Португалии Мануэля. У них было двое детей.
Элеонора стала вдовой в декабре 1521 года, когда Мануэл умер от чумы.
4 июля 1530 года она вышла замуж за короля Франции Франциска I. Этот брак был не более счастливым, чем предыдущий, Франциск предпочитал новой жене любовницу Анну де Пислё. Детей у супругов не было. Брантом пишет, что королева в интимной жизни находила отдохновение в объятиях своих придворных дам.

Как королева Франции не имела никакого влияния, однако служила связующим звеном между Францией и Священной Римской империей. Умерла от приступа астмы, находясь в обратной дороге из Португалии, где пыталась помириться со своей дочерью.


Луиза Савойская

Франциск I долго не задерживался в замках Луары и Фонтенбло. Обычно он один месяц в году жил в Париже, в большинстве случаев зимой или весной. Париж сохранил свое огромное политическое и властно-правовое значение уже потому, что там заседал парламент, который ратифицировал любой законодательный указ.

Если посмотреть на придворное окружение Франциска I, то становится ясно, что женщины играли важную роль в жизни короля, хотя многое, что об этом было написано, является чистым вымыслом. Вне всяких сомнений, Франциск I поднял статус женщины при своем дворе. «Король веселится?» Этот образ-клише, который сохранился по сей день, имеет истоки в историографии 16 и 17 веков. В действительности же частную жизнь короля постичь трудно. Зато неоспоримо, что его любовницы имели политическое влияние, которого не следует недооценивать. Это относится не столько к его первой возлюбленной мадам де Шатобриан, сколько к Анне д"Эйли, герцогине д"Этамп, о которой английский посланник Энтони Браун писал в 1527 г.: «Как слышно, он (Франциск) всем дамам предпочитает девушку, которую зовут Эли и красота которой, на мой взгляд, не очень достойна упоминания». Герцогиня была в центре дамского общества, в кругу которого король развлекался каждый вечер.

С самого детства Франциск I постоянно находился под влиянием женщин, прежде всего своей матери Луизы Савойской. Луиза была выдана замуж в 12 лет, а в 18 лет стала вдовой, она не только воспитала своего сына, но и позже, во время его отсутствия во Франции (1515 и 1524/25 гг.) исполняла обязанности регентши. До самой смерти (1531) она была влиятельной фигурой при дворе, уравновешивала противоречия придворных групп и деятельно участвовала в политике.


Анна де Писслё, герцогиня д"Этамп

Клотильда Французская, первая жена Франциска I, подарила королю трех сыновей и четырех дочерей, из которых только двое пережили отца (Генрих и Маргарита, вышедшая замуж за герцога Савойского). Когда Элеонора, старшая сестра Карла V и вторая жена Франциска I, в июле 1530 г. прибыла во Францию, король находился под сильным влиянием своей любовницы герцогини д"Этамп. Элеоноре пришлось довольствоваться второстепенной политической ролью. Этому способствовало и то обстоятельство, что она была бесплодна.


Франсуаза де Фуа, графиня Шатобриан фаворитка короля Франциска I.

Но давайте вернемся к саомому замку.

План в форме креста не использовался со времен античности, и только Браманте сумел возродить его к жизни в 1507 году в базилике Св. Петра в Риме. В кессонированном потолке также чувствуется влияние этого выдающегося памятника церковного зодчества. Разделение этажей на самостоятельные, но идентичные апартаменты свидетельствует о сильном влиянии тосканских вилл той эпохи, тогда как большие террасы и великолепная винтовая лестница, помещенная в центре крестообразно расположенных залов, обнаруживают влияние стиля Леонардо да Винчи. Этот тип лестницы, хотя и имеет отношение к средневековой традиционной схеме, отличается от нее своим оригинальным разделением на два, не соединяющихся друг с другом витка с многочисленными открытыми проемами по рукавам коридоров. Другая связь с французской средневековой традицией выражена в угловых башнях жилого корпуса, органично включенных в здание.


Работы продолжались в течение многих лет; в 1537 году был закончен жилой корпус, а в 1540 году построено два этажа в крыле с королевскими апартаментами, нижний этаж крыла с капеллой и стены прилегающих служебных построек; и только в 1547 году после смерти короля было закончено строительство крыла с королевскими апартаментами. В это же время капелла была возведена на уровень второго этажа, 12 лет спустя к ней был добавлен третий этаж, но здание оставалось без кровли вплоть до 1684 года.

Жилой корпус являлся резиденцией двора; на каждом из трех его этажей находились крестообразно расположенные залы, в которых протекала повседневная жизнь обитателей замка. На третьем этаже в залах с кессонированными и сводчатыми потолками устраивались балы. В секторах, разделенных перекладинами креста, размещалось по четыре апартамента на каждом этаже, а четыре других находились в угловых башнях. Апартаменты включали в себя одну большую залу той же высоты, что и этаж, и две другие комнаты - спальню и гардеробную, над которыми располагались комнаты прислуги. Большая часть комнат, а точнее 365 из 440, были снабжены каминами, дающими возможность автономного отопления.


Увенчанная фонарем центральная лестница с двойной спиралью поднималась на все этажи до самой крыши. Эта лестница несомненно имеет отношение к проекту замка Леонардо да Винчи с его лестницей из четырех маршей, накладывающихся друг на друга, но нигде не пересекающихся. Очень возможно, что лестница Леонардо да Винчи и задумывалась для замка Шамбор, но впоследствии в процессе строительства была упрощена.


Кликабельно 3000 рх

Наверху лестницы расположена большая терраса, также имеющая непосредственное отношение к замыслу Леонардо да Винчи. Отсюда открывается великолепный вид на островерхую кровлю замка.

Даже на расстоянии можно заметить, как вся верхняя часть замка взметнулась в небо своими люкарнами, украшенными в типично итальянском стиле пинаклями, фонариками, каминными трубами, орнаментированными колоннами, фронтонами, скульптурными саламандрами, узорами из кровельного сланца, напоминающими облицовку из итальянского полихромного мрамора. В центре кровли вытянулась самая высокая часть - фонарь, высотой 32 o метра, который венчает винтовую лестницу. Изначально этот фонарь был сквозным, витражи являются более поздним добавлением. Купол фонаря поддерживают выступающие сводчатые арки средневекового происхождения. Скульптурное убранство интерьеров замка, выполненное в 1525-1550 гг., явно тяготеет к итальянскому классическому искусству. Резьба капителей классического ордера обнаруживает, однако, типично французский вкус.


Кликабельно 4000 рх

Королевские апартаменты, для которых требовалось обширное пространство, не могли разместиться в жестко разграниченных равносторонних отсеках жилого корпуса, поэтому в 1526 году были построены два крыла, предназначавшиеся специально для апартаментов короля и капеллы. Это добавление, хотя и не предусмотренное в первоначальном проекте, прекрасно вписалось в общий ансамбль по стилю, замыслу и пропорциям уже существовавшего здания. Для разработки проекта был использован модуль, соответствующий каждой стороне жилого корпуса, модуль, увеличенный в три и в два раза, чтобы таким образом достигнуть необходимой ширины и глубины построек.

Апартаменты короля, расположенные в северо-восточном углу, включали две дополнительные комнаты: огромный вытянутый зал, предназначавшийся для официальных приемов, освещенный чередой окон, похожих на окна некоторых залов дворца Фонтенбло, и другой, меньших размеров зал, в который можно было подняться по лестнице. Этот зал, служивший рабочим кабинетом, был выполнен в стиле итальянского Возрождения. Кессонированный потолок зала, с двух сторон освещаемого окнами, прорезанными в стенах, украшен скульптурными рельефами, воспроизводящими саламандру и букву Р - эмблему короля Франциска I.


Кликабельно 3000 рх

Капелла, расположенная в северо-западной части, также навеяна итальянским искусством, восходящим к античности: две парные колонны дорического ордера и фронтоны соединяются на верху большого свода, который в первоначальном проекте имел также кессонированную декорировку. План замка, строго симметрический, имеет символическое значение: жилой корпус с его идентичными апартаментами, предназначавшимися для дворцовой знати, был расположен между королевским крылом и крылом с молельней, то есть между властью земной - преходящей, и властью небесной - вечной. Другие аналогии возникают при внимательном изучении парка: деревья высоких строевых лесов символизируют собой французский народ, защищенный границами страны, представленными круглой крепостной стеной, длиной в 33 километра...

Жизнь в замке протекала в основном на лестницах и в крестообразно расположенных залах. Чтобы подняться на тот или иной этаж, обитатели замка, кроме центральной лестницы, могли воспользоваться и другими винтовыми лестницами, построенными в угловых башнях. На нижнем этаже располагались туалетные и ванные комнаты.

Франциск I бывал в Шамборе только наездами, приезжая туда вместе со своей второй супругой Элеонорой Габсбургской и своей фавориткой Анной д"Эйи. За исключением официальных встреч, он наведывался в замок только раз в два года на несколько недель охотничьего сезона. В распоряжении французской Короны было множество других замков, и перемещения короля и его двора были довольно частыми. В ту эпоху перевозили мебель и гобелены из одного замка в другой; гобелены служили в основном для обогрева апартаментов, остававшихся запертыми во время "мертвых сезонов".


Кликабельно

С особым размахом и пышностью прошло в Шамборе парадное торжество, организованное церемониймейстером - бароном Монморанси, в зиму 1539 года по случаю визита Карла V. Императорская свита, предваряемая юными девушками, разбрасывающими лепестки цветов, была в таком восхищении от замка и его интерьеров, что определила его как "синтез всего самого прекрасного, на что способен человеческий гений". Франциск I, чрезвычайно ценивший женскую красоту, приблизил к своему двору 27 девушек благородного происхождения, множество девушек украшало также и свиту королевы. Король утверждал, что "двор без женщин, как год без весны, а весна без роз". Однако осенью 1545 года он с грустью написал алмазом своего перстня на стекле окна: "Как часто женщины непостоянны, безумен тот, кто верит им...".

После смерти короля двор переехал в Париж. Генрих II, сын Франциска I, продолжил работы в замке. Так, он занялся постройкой третьего этажа капеллы, а также других частей замка, которые приказал украсить своей монограммой. Именно в замке Шамбор в 1552 году был подписан договор, подтверждавший присоединение к французской Короне трех епископств - Меца, Туля и Вердена, которые ранее ей принадлежали. В 1559 году, после смерти Генриха II, в работах снова наступила остановка, хотя его вдова Екатерина Медичи иногда приезжала в замок вместе со своими детьми. Карл IX очень любил охоту; по этому поводу сохранилось множество историй, свидетельствующих о силе и ловкости короля как всадника и охотника. Рассказывали, например, что он преследовал оленя до его полного изнеможения, не спуская свору собак. Другой раз, проскакав без устали 10 часов и загнав пять лошадей, он так громко дунул в свой рог, что из того потекла кровь.

После его смерти, наступившей в 1574 году, замок оставался не занятым в течение 50 лет, так как Генрих III и Генрих IV посещали его крайне редко. В 1626 году Людовик XIII уступил графство Блуа, куда входил и Шамбор, своему брату Гастону Орлеанскому. Этот дар проистекал не столько из родственных чувств, сколько из стремления привязать к себе брата, верность которого не всегда выдерживала испытания. Гастон Орлеанский, став хозяином замка, возобновил работы по его обновлению; рассказывают, что он любил играть со своей дочерью, будущей "Великой Мадемуазель", на центральной лестнице замка, поднимаясь и спускаясь по ее ступеням, тогда как малышка, бегая по другому витку лестницы, никак не могла его поймать.

Позднее Шамбор был вновь присоединен к владениям французской Короны. Людовик XIV, посетивший замок всего девять раз, произвел там, однако, большие преобразования. Так, он не пожелал жить в старом крыле Франциска I, а разместился в новых апартаментах, возведенных перед замком. Начиная с 1680 года резиденцию обогатили новые залы второго этажа и роскошное внутреннее убранство, в это же время был оформлен новый монументальный вход, украшенный фронтоном. Окружавшая замок территория, покрытая дикорастущими травами и кустарником, была частично преобразована в парк.

В 1669 году Мольер и Люлли создали здесь своего "Господина де Пурсоньяка". Они разыграли эту пьесу в замке перед королем еще до премьеры. В связи с недомоганием одного из актеров Люлли в последний момент дал согласие сыграть роль одного из врачей, чтобы не лишить суверена его любимого удовольствия. Однако, невзирая на бесспорный талант комика и обилие буффонадных сцен, Люлли заметил, что Людовик XIV не смеется; даже сцена с врачами не смогла развеселить короля. Тогда Люлли отважился на импровизацию: подойдя к краю сцены, он прыгнул на клавесин в оркестре, который разбился с огромным грохотом на тысячу мелких частей.


Только после этого король разразился смехом и принялся аплодировать: отныне успех спектаклю был обеспечен. На следующий год в замке давали другую пьесу Мольера "Мещанин во дворянстве".

Шамбор был также свидетелем зарождающейся страсти "Великой Мадемуазель" к Лозэну; Анна Мария Луиза Орлеанская сделала свой выбор, написав имя своего избранника кончиком пальца на зеркале.


Кликабельно 2000 рх

Людовик XIV, увлеченный военными проектами, не довел строительные работы до конца. В 1725 году Людовик XV отдал Шамбор своему тестю Станиславу Лещинскому, который возобновил строительство. Двадцать лет спустя замок перешел к маршалу Саксонскому, покорителю Праги, Фонтенуа, Рокура и Лоуфельда. Он ввел в замок волонтеров своего полка, состоявшего из поляков, венгров, турок и татар, одетых в блестящие униформы, и Шефскую роту мартиникцев на белых украинских лошадях. В 1750 году маршал, питавший слабость к прекрасному полу, умер при загадочных обстоятельствах; по официальной версии, это случилось от, якобы, запущенной простуды, однако ходили слухи, что любовная страсть, вспыхнувшая между маршалом и принцессой Конти, стала причиной того, что герой Рокура был сражен ударом шпаги принца. После его смерти в знак траура пушки замка стреляли каждые четверть часа в течение шести дней.

Сменив многочисленных владельцев, замок попал под карающий меч Революции, когда он чуть не был разрушен; в 1793 году все его великолепное убранство было вывезено. Положение замка, уже бывшее критическим, не улучшилось во времена Наполеона, когда он перешел в руки маршала Бертье. Во времена правления герцога де Бордо.

Адрес: Chambord, France (посмотреть на )
Расстояния: 120 км от Парижа, 20 км от Блуа
Время работы: ежедневно с 9:00 до 18:15 (с апреля по сентябрь)
и с 9:00 до 17:15 (в остальное время года)
Вход: 12?, бесплатно для детей до 18 лет
Сайт:




Если вы посетите замок, обязательно уделите внимание терассам: сочетанию окон, лестничной башни и венчающей это незабываемое сооружение башня с лилией. Интересна также и часовня, которую построили в крыле, противоположном королевскому. Это самое большое помещение в замке, которое призвано подчеркнуть божественность правителя.
Одна из комнат замка

Приемники короля Франциска посещали замок крайне редко. Только при Людовике XIII замок начали реконструировать, однако реконструкцию завершили уже во времена правления его сына.


Кликабельно 4000 рх

К сожалению, в связи с неопределенным политическим положением в то время так и не была завершена реконструкция сада и конюшен.

На территории замка расположен огромный парк, который также занесен в список наследия природы Франции. Парк Шамбора, состоящий из болот, сосновых лесов и полей, на которых несколько веков охотились французские дворяне, ныне превращен в парк-заповедник. Здесь можно встретить самые редкие виды животных и растений, часть из которых даже занесена в красную книгу.






Кликабельно




Кликабельно 4000 рх




Давайте теперь виртуально осмотрим окресности замка. Нажимаем на картинку и попадаем во Францию.

Шедевр Возрождения, королевский каприз – оба эти определения идеально подходят к величественному Шамбору, самой пышной королевской резиденции на Луаре. Замок, расположенный к востоку от Блуа, доминирует над всей местностью. Одни считают, что своим великолепием Шамбор уступает только Версалю, другие возражают, говоря, что замысел и размах дворца на Луаре затмевает парижскую резиденцию Бурбонов.

Признаться, я всего этого не знала, когда выбирала замки для посещения - скорее это было наитие, наложенное на маршрут следования.
Шамбор - самый большой замок долины Луары, именно с него начинают осмотр замков большинство турфирм. Это своего рода "ворота" в долину Луары. Но в моём списке он оказался лишь четвёртым..Сразу хочу сказать, что никаких особых историй с ним не связано - замок строился как охотничий домик. Короли приезжали, охотились несколько дней и уезжали обратно. А то, что этот "домик" похож скорее на дворец, иначе, как причудой короля не назовёшь. Но я люблю чудиков, а уж королевские чудачества - тем более.

История замка
Шамбор – один из самых прекрасных ренессансных замков Долины Луары. Местность, на которой он возвышается, принадлежала в Х веке графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 году она была приобретена Людовиком Орлеанским. Когда он взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции. Сразу же после своего вступления на престол Франциск отправился на покорение Миланской провинции в Италии, которую не сумел сохранить его предшественник.

Франциск I, король Франции

После возвращения во Францию молодой и честолюбивый король, одержавший победу в сражении у города Мариньян, страстно увлеченный итальянской архитектурой эпохи Возрождения и охотой, начинает строительство замка Шамбор. После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии. Тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи. Страстное желание короля увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения с традиционным французским стилем, было удовлетворено лишь частично реконструкцией замка Блуа. Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен, так как в 1519 году художник умер в Кло-Люсе вблизи Амбуаза. Франциск I очень любил Леонардо, называл его своим отцом и был с ним до самой последней минуты его жизни.

Строительство Шамбора началось в тот же год, в год кончины Леонардо да Винчи, и стало одной из самых крупных строек Возрождения. Рассказывают, что на стройке было занято до 1700-1800 рабочих. Потребовалось около 220 000 тонн камня. Жизнь на стройке была не из легких, тем более, что замок строился на болотистом месте, много рабочих умерли от болотной лихорадки. Плотники загоняли дубовые сваи фундамента на глубину до 12 метров. Во время профилактических раскопок 2007 г. обнаружено, что юго-западная башня опирается на скалу известкового происхождения, что сохранились следы круглой постройки из песчаника - возможно остатков башни средневекового замка, существовавшего до строительства настоящего замка.

На телегах из порта Сен-Дье (Saint-Dyé) привозились строительные материалы и особенно каменные блоки из белого песчаника - камня белого цвета, рыхлого и хрупкого. Каменотесы, не в пример другим рабочим, не имели фиксированной зарплаты, им платили сдельно, как и положено за работу сдельщика. Поэтому на каждом обработанном камне они вырезали свой особый неприметный знак. Такая подпись позволяла казначею оценивать и оплачивать работу; знаки до сих пор видны на некоторых каменных блоках, ещё не пострадавших от граффити после открытия замка публике.

Начиная стройку, архитекторы Франциска приняли за основу типичный для замков позднего средневековья план: центральная укрепленная башня (донжон), расположенная внутри крепостных стен. Старинное крепостное сооружение было снесено, чтобы уступить место новому замку. Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона.

Работы продолжались в течение многих лет. При Франциске I построили донжон, но король за все 32 года своего правления провел в замке в общей сложности 72 дня. В 1537 году был закончен жилой корпус, а в 1540 году построено два этажа в крыле с королевскими апартаментами, нижний этаж крыла с капеллой и стены прилегающих служебных построек; и только в 1547 году после смерти короля было закончено строительство крыла с королевскими апартаментами. В это же время капелла была возведена на уровень второго этажа, 12 лет спустя к ней был добавлен третий этаж, но здание оставалось без кровли вплоть до 1684 года.

Жизнь в замке протекала в основном на лестницах и в крестообразно расположенных залах. Чтобы подняться на тот или иной этаж, обитатели замка, кроме центральной лестницы, могли воспользоваться и другими винтовыми лестницами, построенными в угловых башнях.

Франциск I бывал в Шамборе только наездами, приезжая туда вместе со своей второй супругой Элеонорой Габсбургской и своей фавориткой Анной д"Эйи. За исключением официальных встреч, он наведывался в замок только раз в два года на несколько недель охотничьего сезона. В распоряжении французской Короны было множество других замков, и перемещения короля и его двора были довольно частыми. В ту эпоху перевозили мебель и гобелены из одного замка в другой; гобелены служили в основном для обогрева апартаментов, остававшихся запертыми во время "мертвых сезонов".

Хотя замок не был тогда полностью готов, в нем в 1539 году с пышностью и размахом прошли торжества по случаю визита императора Священной Римской империи германской нации Карла V. С особым размахом и пышностью прошло это парадное торжество, организованное церемониймейстером – бароном Монморанси.

Императорская свита, предваряемая юными девушками, разбрасывающими лепестки цветов, была в таком восхищении от замка и его интерьеров, что определила его как "синтез всего самого прекрасного, на что способен человеческий гений". Франциск I, чрезвычайно ценивший женскую красоту, приблизил к своему двору 27 девушек благородного происхождения, множество девушек украшало также и свиту королевы. Король утверждал, что "двор без женщин, как год без весны, а весна без роз". Однако осенью 1545 года он с грустью написал алмазом своего перстня на стекле окна: "Как часто женщины непостоянны, безумен тот, кто верит им...".

После смерти короля двор переехал в Париж. Генрих II, сын Франциска I, продолжил работы в замке. Так, он занялся постройкой третьего этажа капеллы, а также других частей замка, которые приказал украсить своей монограммой. Именно в замке Шамбор в 1552 году был подписан договор, подтверждавший присоединение к французской Короне трех епископств - Меца, Туля и Вердена, которые ранее ей принадлежали.

В 1559 году, после смерти Генриха II, в работах снова наступила остановка, хотя его вдова Екатерина Медичи иногда приезжала в замок вместе со своими детьми. Карл IX очень любил охоту; по этому поводу сохранилось множество историй, свидетельствующих о силе и ловкости короля как всадника и охотника. Рассказывали, например, что он преследовал оленя до его полного изнеможения, не спуская свору собак. Другой раз, проскакав без устали 10 часов и загнав пять лошадей, он так громко дунул в свой рог, что из того потекла кровь.

Генрих III и Генрих IV охоту не любили, а потому посещали замок крайне редко – замок оставался незанятым в течение 50 лет.
В 1626 году Людовик XIII уступил графство Блуа, куда входил и Шамбор, своему брату Гастону Орлеанскому. Этот дар проистекал не столько из родственных чувств, сколько из стремления привязать к себе брата, верность которого не всегда выдерживала испытания. Гастон Орлеанский, став хозяином замка, возобновил работы по его обновлению; рассказывают, что он любил играть со своей дочерью, будущей "Великой Мадемуазель", на центральной лестнице замка, поднимаясь и спускаясь по ее ступеням, тогда как малышка, бегая по другому витку лестницы, никак не могла его поймать.

Позднее Шамбор был вновь присоединен к владениям французской Короны. Людовик XIV, посетивший замок всего девять раз, произвел там, однако, большие преобразования. Так, он не пожелал жить в старом крыле Франциска I, а разместился в новых апартаментах, возведенных перед замком. Начиная с 1680 года, резиденцию обогатили новые залы второго этажа и роскошное внутреннее убранство, в это же время был оформлен новый монументальный вход, украшенный фронтоном. Окружавшая замок территория, покрытая дикорастущими травами и кустарником, была частично преобразована в парк.

В 1669 году Мольер и Люлли создали здесь своего "Господина де Пурсоньяка". Они разыграли эту пьесу в замке перед королем еще до премьеры. В связи с недомоганием одного из актеров Люлли в последний момент дал согласие сыграть роль одного из врачей, чтобы не лишить суверена его любимого удовольствия. Однако, невзирая на бесспорный талант комика и обилие буффонадных сцен, Люлли заметил, что Людовик XIV не смеется; даже сцена с врачами не смогла развеселить короля. Тогда Люлли отважился на импровизацию: подойдя к краю сцены, он прыгнул на клавесин в оркестре, который разбился с огромным грохотом на тысячу мелких частей. Только после этого король разразился смехом и принялся аплодировать: отныне успех спектаклю был обеспечен. На следующий год в замке давали другую пьесу Мольера "Мещанин во дворянстве".

Людовик XIV, увлеченный военными проектами, не довел строительные работы до конца. Охотничьи угодья постепенно преобразовывались в парк. В 1725 году Людовик XV передал Шамбор своему тестю – потерявшему свой польский трон королю Станиславу Лещинскому, продолжившему совершенствовать резиденцию вплоть до того момента, как он занял трон герцогства Лотарингского.

Двадцать лет спустя, в 1745 году, замок перешел к маршалу Морицу Саксонскому, покорителю Праги, Фонтенуа, Рокура и Лоуфельда. Он ввёл в замок волонтеров своего полка, состоявшего из поляков, венгров, турок и татар, одетых в блестящие униформы, и Шефскую роту мартиникцев на белых украинских лошадях. В 1750 году маршал, питавший слабость к прекрасному полу, умер при загадочных обстоятельствах; по официальной версии, это случилось от, якобы, запущенной простуды, однако ходили слухи, что любовная страсть, вспыхнувшая между маршалом и принцессой Конти, стала причиной того, что герой Рокура был сражен ударом шпаги принца. После его смерти в знак траура пушки замка стреляли каждые четверть часа в течение шести дней.

Мориц Саксонский

Сменив многочисленных владельцев, замок попал под карающий меч Революции, когда он чуть не был разрушен; в 1793 году всё его великолепное убранство было вывезено. Жители близлежащего городка постановили разобрать эту "ненормальную громаду на камень и построить дома для патриотов", что и попытались сделать. Положение замка, уже бывшее критическим, не улучшилось во времена Наполеона, когда он перешел в руки маршала Бертье.

В 1821 году легитимисты выкупили замок и преподнесли его в подарок внуку Карла Х герцогу Бордо, принявшему титул графа Шамбор. Последний представитель династии Бурбонов был своеобразным живым символом партии роялистов, стремившейся к реставрации монархии. Он мог бы стать королем под именем Георга V, но ответил на все предложения отказом, хотя и сохранил до самой смерти, наступившей в изгнании в 1883 году, верность белому флагу с золотыми лилиями.

Граф де Шамбор

Во время Второй мировой войны, когда Франция была оккупирована немецкой армией, замок занял гитлеровский генерал. В 1944 году, убегая, он в качестве «отвлекающего маневра» поджег Шамбор. Замок спасли партизаны-маки, и писатель Гастон Монмуссо, воевавший в долине Луары, словами одного из своих героев сказал:

"Вот замок капиталистов... Я должен был бы ненавидеть этот замок с его башенками, парадными лестницами, роскошной обивкой стен. Но нет, наоборот, я его люблю, есть в нем что-то мое..."

Это «что-то мое» создавалось трудом не одного поколения мастеров: каменщиков, резчиков, плотников, художников, кузнецов. Прекрасные слова об очаровании замка Шамбор сказал писатель Виктор Гюго, сравнивший его с «женщиной, у которой порывом ветра разметало волосы».

С 1932 года Шамбор принадлежит государству. В 1948 году леса вокруг замка получили статус национального парка. Около пяти тысяч деревьев, тенистые аллеи составляют роскошное зеленое обрамление белокаменного дворца. В пейзаже дворец встает как видение, "сказочные чертоги Багдада и Кашмира" (А. де Виньи). Он не мыслим без своего окружения. Если средневековые замки, суровые и угрюмые, казались чуждыми пейзажной среде, то тут мы видим иное. И цвет земли, и зелень леса, наползающие с Луары, создают свое настроение, свою особую атмосферу.

Говорят, будто бы в ненастную погоду, когда молнии разрезают ночное небо, а в лесу протяжно завывает ветер, на тихих аллеях парка можно встретить загадочного всадника, несущегося на черном коне. Это призрак графа Тибальда, обитающий в замке и выезжающий поохотиться в Шамборском лесу в ненастные ночи. История призрака загадочна и противоречива. Кто-то рассказывает, что граф погиб в лесу во время страшной, внезапно разразившейся грозы. Кто-то утверждает, что он пал жертвой дворцовых интриг и был предательски убит во время охоты… Сам призрак не опасен, однако его внезапно появляющийся из темноты и несущийся напролом силуэт может здорово напугать.

Историю замка я целиком и полностью взяла из интернета - заморачиваться не стала, так как впереди нас ждёт большая обзорная экскурсия, которую я сама и проведу, как всегда. В общем, продолжение следует..

- один из и крупнейший . Расположенный в самом большом в Европе огороженном лесистом парке, Chambord представляет из себя жемчужину архитектуры эпохи Ренессанса. Он был построен для короля Франциска I в виде охотничьего имения, а также чтобы он мог быть поближе к своей любовнице. Это один из самых узнаваемых замков в мире благодаря своей отчетливой французской ренессансной , которая представляет из себя смесь традиционных для Франции средневековых элеменетов с чистой Ренессансной структурой.

Посетить замок Шамбор:

Замок открыт для посещения круглый год, кроме 3 праздничных дней.

Время работы замка Шамбор:

  • Закрыто 01 января, 31 января и 25 декабря
  • с 02 января по 31 марта и с 01 октября по 31 декабря: с 9 до 17 часов;
  • с 01 апреля по 30 сентября: с 09 до 18 часов.
  • Последний вход — за 30 минут до закрытия.

Билеты в замок Шамбор:

  • взрослые — 11 €, льготный — 9 €
  • Бесплатно: для граждан Евросоюза в возрасте до 25 лет

Парковка возле замка Шамбор:

Платная парковка

  • Автомобили (мотоциклы): 6 € в день
  • Фургон (транспортное средство длиной < 7 м 90 см): 7 € в день (11 € за ночь)
  • Автобус (транспортное средство длиной > 7 м 90 см): 50 € в день

Добраться в замок Шамбор:

  • От (менее 2 часов): 15 км до
  • По автомагистрали A10 (съезд № 16 или № 17), A71 (съезд № 3) и A85 (съезд № 13)
  • Поездом: или Мер

На поезде:

  • 1 ч 30 мин с вокзала , остановка или Мер (Mer).

На машине:

  • С шоссе A10: съезд № 16 на Мер (Mer) или № 17 на
  • С шоссе A 85: съезд № 12 на Шемери (Chémery)
  • С шоссе A 71: съезд № 3 на Лямотт-Бёврон (Lamotte-Beuvron)

На автобусе:

С 30 марта по 02 сентября специальное маршрутное такси обслуживает , Шамбор , Шеверни и Борегар.

  • Navette 41 Blois > Chambord > Cheverny > Beauregard
  • Сервис: 1 апреля 2016 — 1 ноября 2016

Из Парижа в замок Шамбор:

  • PARISCityVISION предлагает регулярный трансфер от Парижа —

История замка Шамбор:

Замок Шамбор был построен по приказу приказу молодого короля Франциска I, окрыленного победой в битве при Мариньяно. Замок задумывался как постоянная резиденция французского монарха, символ королевской власти, который с удовольствием показывали послам и правителям другим государств. Этот замок — редкий пример архитектуры, дошедший до нас практически в первозданном виде.

Строительство замка Шамбор

Работы по строительству начались в 1519 году, на месте снесенного старого замка графов , но так и не были до конца завершены при жизни Франциска I. Строительство временно приостановилось после поражения Франциска I в битве при Павии против его испанского соперника Карла V и последующего пленения французского монарха в Мадриде. Возобновились работы в 1526 году, тогда же король подкорректировал план замка: к центральному донжону были добавлены два боковых крыла, в одном из которых планировалось разместить королевские покои.

Донжон был завершен в 1539 году, а королевское восточное крыло достроили в 1544 году. В 1545 году к королевскому крылу добавили наружный ход и двойную винтовую лестницу.

В декабре 1539 года Франциск пригласил Карла V, притехавшего с визитом во Францию, посетить свой новый замок. Императору был оказан роскошный прием, и он, преисполненный восхищением от увиденного, назвал донжон Шамбора «сосредоточием всего […], на что способен человеческий гений».

Франциск I внимательно следил за ходом строительства в период своего правления, но прожил в замке всего лишь несколько дней. К моменту смерти Франциска I в 1547 году замок так и не был полностью достроен.

Дальнейшее стрительство в западном крыле возобновилось при короле Генрихе II, но вновь приостановилось в связи с его смертью в 1559 г. Долгое время французские монархи не интересовались Шамбором, крайне редко приезжая сюда. Строительство этого шедевра завершилось только при Короле-Солнце, Людовике XIV, который неоднократно останавливался в замке со своими придворными. Обычно его поездки сопровождались охотой и пышными увеселительными мероприятиями.

Королевская резиденция

В 1669 и 1670 годах монарха в его поездке в Шамбор сопровождал Мольер, организовавший в замке первые постановки двух своих пьес – «Господин де Пурсоньяк» и «Мещанин во дворянстве» ,– которые с успехом прошли на сцене временного театра, устроенной в вестибюле второго этажа донжона.

При Людовике XV замок Шамбор перестал быть королевской резиленцией, с 1730 по 1733 год в нем проживал его тесть, свергнутый польский король, Станислав Лещинский, а позже замок был передан в качестве компенсации за свою победу в битве при Фонтенуа (1745 г.) маршалу Морицу Саксонскому. Маршал провел здесь последние два года своей жизни, занимаясь обустройством замка и создание французского сада на северной и восточной стороне замка.

Во время Французской революции замок разграбили, но все-таки не разрушили. Долгое время он находился в запустении, пока Наполеон не передал его в дар маршалу Бертье в благодарность за верную службу в 1809 г. Замок Шамбор и окружающее его имение тогда переименовали «Княжество Ваграмское» по названию места сражения, в котором маршал одержал победу. Правда, сам Бертье пробыл здесь совсем недолго. После смерти маршала его вдова немедленно продала этот огромный замковый комплекс, находящийся в запустении.

Графы Шамборские

В 1821 году замок перешел в руки герцогу Бордо, внуку короля Карла Х, но в ходе бурной политической жизни Франции он оказался в ссылке, не успев пожит в Шамборе. Первый его визит — в качества графа Шамборского — случился лишь в 1871 году и продлился только три дня. В ходе его пребывания в замке им был составлен знаменитый «Манифест», в котором он призывал к отказу от трехцветного флага и восстановлению монархии. Даже на расстоянии граф Шамборский пытался поддержать порядок в замке, он назначил управляющего и занялся реставрацией замка, в том числе открыл его для публики. В 1883 году после смерти графа замок Шамбер перешел по наследству герцогам Бурбон-Пармским, его племянникам.

Однако герцоги Бурбон-Пармские были гражданами Австрии, в 1915 году государством был наложен секвестр на владение Шамбора. А в 1930 году Château de Chambord по праву преимущественной покупки он был выкуплен государством. Власти снесли мансарды нижнего пояса укреплений, пристроенных при Людовике XIV, вернув тем самым замку первоначальный облик эпохи Ренессанса.

Замок Шамбор был внесен в первый список исторический памятников уже в 1840 году.

Архитектура замка Шамбор:

Замок Шамбор — это искусное сочетание традиционных элементов французского Средневековья и итальянского Ренессанса. От Средневековья в замке присутствует массивный донжон, обрамленный башнями, с наружным ходом и нижним поясом укреплений, ров с водой и готическая форма шпилей. Но центрированный план замка, двойная спиральная лестница, симметричность построек, геометрическая и декоративная лаконичность фасадов, кесонные своды на третьем этаже и отделка проемов уже соответствуют новому тогда стилю Ренессанс.

Автор этого уникального проекта неизвестен. Выдвигались разные теории, включая сотрудничество мастеров Франции и Италии. В начале XX века впервые была озвучена идея возможного посредничества Леонарда да Винчи: характерными для великого гения эпохи были центрированный донжон, лестница с двойной спиралью и изолированные террасы, а также система канализации с двойной ямой сливания и отдущиной, однако Леонардо умер в 1519 году, так что мог быть только идейным вдохновителем, но сам участвовать в проекте не мог.

Интерьер замка Шамбор:

Крестообразный план также разграничивает четыре жилых пространства донжона, абсолютно идентичных на каждом этаже. Отличаются только два противоположных крыла: восточное «королевское» крыло и западное крыло с часовней. В эти части замка можно попасть из внутреннего двора по сквозным угловым лестницам или через верхние галереи.

Таким образом, ваш маршрут может включать посещение трех этажей донжона (двигайтесь вверх по большой центральной лестнице) и крыльев замка, а также осмотр галерей, которые соединяют два крыла замка с донжоном. С террас замка открывается прекрасный панорамный вид на корестности Шамбора.

Покои Франциска I

На втором этаже королевского крыла можно увидеть покои Франциска I: спальню, несколько отдельных примыкающих к ней кабинетов (гардеробная, рабочий кабинет) и ораторий, в котором особого внимания заслуживает сводчатый кессонный резной потолок. В этом крыле также находится большой старинный зал, именуемый «Советным», который в XVII веке был разделен на несколько помещений Гастоном Орлеанским, решившим переоборудовать его под свое жилище.

Своды

На третьем этаже донжона можно посмотреть еще один пример уникального декора замка: каждую из опор венчает внушительный кассетный свод в виде опущенной арки, украшенной эмблемами Франциска I. На ней изображены монограмма «F», саламандры, выпускающие струи воды для тушения «злого огня» и глотающие воду для поддержания «доброго огня», а также витые пояса с узлами. Повторяющиеся сотни раз, эти объемные символы свидетельствуют о желании монарха обозначить собственную власть с помощью эмблем, нанесенных на потолок донжона. Эти мощные своды выдерживают вес мощеных террас, расположенных на верхнем уровне. Они также оснащены замысловатой системой отвода дождевой воды.

XVIII век

Во многих покоях замка Шамбор сохранился интерьер 18-го века, когда здесь жили родственнико короля Людовика XV и гувернеры (парадная комната маршала Саксонского, покои принцев Конти, лавровые покои, комната гувернеров). Уют в этот период создавали за счет низких потолков, обитых тканью, изыщными паркетными полами, стенами, обшитыми деревом. Большие залы разделили деревянными перегородкампи на отдельные комнаты — спальни, кабинеты, ванные комнаты… Тогда же в замок привезли роскошую мебель.