Что такое республиканская форма правления определение. Республиканская форма правления

Как и монархия, республиканская форма правления имеет длительную историю. Она зародилась в Древнем мире и наивысшего расцвета достигла в Афинской республике. Ее высшим органом было Народное собрание, избираемое полноправными и свободными гражданами Афин. Народное собрание принимало законы, решало вопросы войны и мира, выступало судебной инстанцией. Наряду с Народным собранием в Афинах действовал выборный высший орган управления – Совет пятисот. В его ведение входило распоряжение финансами, контроль над деятельностью должностных лиц, проведение решений Народного собрания в жизнь.

Республиканская форма правления сохранялась и в эпоху Средневековья в городах, имевших право на самоуправление (Новгород, Псков, Генуя, Венеция и др.).

Во Франции республиканская форма правления окончательно установилась лишь с принятием Конституции 1875 г. после двукратной реставрации монархии.

Швейцария и государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. При этом своеобразие организации государственной власти в Сан-Марино заключается в том, что законодательная власть принадлежит Генеральному Совету (Generale Consiglio Principe) из 60 пожизненных членов, из которых 20 принадлежит к дворянству, 20 – к гражданам города, 20 – к сельским землевладельцам. Освободившиеся места замещаются самим Советом посредством кооптации. Исполнительная власть принадлежит двум Capitani Reggenti, избираемым на шестимесячный срок Советом из своей среды, при этом один из них обязательно должен быть дворянином.

Большинство же современных европейских республик обрели данную форму правления после военных и революционных потрясений XX в., связанных прежде всего с двумя мировыми войнами. В Южной Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий тоже, как правило, порождала республиканскую форму правления. Аналогично в Африке и в Азии распад колониальной системы в середине XX в. привел, за единичными исключениями, к образованию республик.

При прочих равных условиях республика – наиболее демократичная форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете основываются на мандате народа. Но вывод верен лишь при прочих равных условиях. Дело в том, что существуют изощренные разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, в результате которого во главе государства становится единоличный диктатор (он может называться как угодно: президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т. п.) или группа диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть уничтожается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т. п.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий – одним словом, когда он узурпирует власть. Так поступил А. Гитлер в Германии в 1933 г., Ж. Мобуту в Заире (тогда Конго) в 1960 г., «черные полковники» в Греции в 1967 г., А. Пиночет в Чили в 1973 г.

К сожалению, это не единственные примеры подобных действий. Истории известны также случаи замены монархии республикой, которые означали ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Так, те же греческие «черные полковники» в июне 1973 г. ликвидировали монархию, однако демократии стране такая «республика» отнюдь не добавила. Мало отличаются от абсолютной монархии некоторые республики тропической Африки, где, несмотря на наличие парламента и формально независимых судов, власть президента практически неограниченна. Смена президентов здесь происходит обычно лишь в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не всеобщих выборов. Перевыборы же на новый срок носят скорее ритуальный, чем реальный характер. В Малави, к примеру, президент вообще находится в должности пожизненно. Социалистические республики служили и служат прикрытием единоличной диктатуры генерального первого секретаря компартии или групповой диктатуры политбюро ее центрального комитета.

Термин «республика» , переводимый с латыни как «общее дело», обозначает форму правления, юридическая конструкция которого предполагает, что единственным субъектом суверенитета является народ. В республике высшие полномочия государственной власти должны осуществляться должностными лицами (президентом, депутатами парламента и т. д.), избираемыми на определенный срок.

Таким образом, признаками республиканской формы правления являются .

Выборность;

Коллегиальность одного или нескольких высших государственных органов;

Законность;

Краткосрочность легислатур и замещения высших должностей исполнительной власти.

Рассмотрев монархическую форму правления, можно сделать вывод, что различение монархии и республики по критериям выборности, коллегиальности, законности и краткосрочности осуществления должностных обязанностей весьма условно, если учитывать, что выборы монарха, как было отмечено, не составляют редкого исключения, что коллегиальность в республике характерна не для всех государственных органов (этот признак полностью отсутствует в номинальных республиках).

Когда противопоставляют республику и монархию, то под монархией подразумевается монархия реальная, прежде всего абсолютная, которая складывалась в период позднего феодализма и действительно является противоположностью республике. Как разновидность реальных монархий к абсолютным монархиям примыкают еще и древние монархии , в частности, Римская империя эпохи домината, а также раннефеодальные и сословно-представительные монархии, в которых власть монарха была ограничена привилегиями вассалов или органом сословного представительства типа парламента, созывавшимся монархом.

Реальные монархии характерны для доиндустриального общества, а для индустриального характерны республики и номинальные монархии.

При этом номинальные (в частности парламентарные) монархии не являются противоположностью республиканской форме правления, так как, по сути, организация государственной власти в парламентарной монархии ничем не отличается от организации государственной власти в парламентарной республике. Исходя из этого вполне уместно вообще говорить о существовании государств с парламентарной формой правления.

Республиканская идеология базируется на принципе формального равенства. Идеологи республиканизма в свое время не без оснований полагали, что только республиканское (коллективное) правление способно обеспечить такое равенство. «Законы демократии вообще стремятся к благу наибольшего числа граждан, которое может ошибаться, но не может иметь интересов, противоположных ему самому», – указывал А Токвиль .

Дополнил эту мысль Ф. Фукуяма, пояснивший, что республиканская форма правления возможна только в сочетании с демократическим политическим режимом; социализм же, авторитаризм и тем более тоталитаризм – режимы, которые вообще выводят республику за рамки исследования форм правления .

верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

Республике присущи следующие признаки:

Существование единоличного и коллегиального главы государства - президента и парламента. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента - возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.

Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться народом на определённый срок.

Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.

В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.

Преимущественный приоритет прав личности над государственными.[источник не указан 160 дней]

Источником власти признается народ.

Высшая власть основана на принципе разделении властей, четком разграничении полномочий.

Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделён большим количеством полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам:

как избирается парламент,

как формируется правительство,

какой объём правомочий принадлежит президенту.

[править]

Сегодня большинство стран мира являются республиками. Хотя республика считается многими[источник не указан 160 дней] современной формой власти и синонимом демократии, это ошибочное мнение, основанное на том, что исторически было больше государственных образований с монархической формой правления, где власть передаётся по наследству.

Первые республики возникли ещё в античности (см. «Афинская демократия» и «Римская республика».

В Средневековье на территории современной Российской Федерации долгое время существовали Новгородская республика и Псковская республика (короткое время республики были в Твери и в Москве.

В Европе более тысячелетия существовала Венецианская республика.

Дубровницкая республика - город-государство, существовавшее с XIV века до 1808 г.

А созданная в 301 году республика Сан-Марино существует и в настоящее время.

В большинстве современных республик глава государства (в основном, президент) избирается всеобщим голосованием граждан страны или всенародно избираемым парламентом. Власть главы государства также ограничена в зависимости от Конституции - от довольно солидных полномочий (США, Россия, Франция) до чисто церемониально-представительских функций (Австрия, Германия, Италия).

В отличие от Средневековых республик, во многих современных демократических государствах ограничены не только срок полномочий президента, но и само количество сроков. Также ограничена, хотя и в разной мере, власть главы государства. Право голоса в республиках имеют все граждане страны. Для сравнения, в Венецианской республике дож избирался пожизненно и не всеми гражданами, а также имел практически неограниченные полномочия. Однако, и в настоящее время в некоторых странах выборы не являются всеобщими. В ЮАР до 1990-х не имели право голоса негры и мулаты.

В республиках отменён институт дворянства. Все граждане имеют равные права, однако, не все постоянные жители, даже рождённые на территории стран имеют гражданство.

В некоторых республиках есть пожизненные сенаторы (Италия, Франция), но их места не передаются по наследству.

Однако республика не является синонимом демократии. Во многих странах, официально республиках, отменяются выборы Президента либо происходят на безальтернативной основе. В то же время во многих государствах-монархиях демократические институты широко распространены. Однако в республиках больше возможностей для развития демократии.

Республика - самое распространённое сегодня политическое устройство. Монархия в некоторых странах - лишь дань традици

Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимоотношение друг с другом. На неё оказывают влияние соотношение социальных сил, уровень культуры (прежде всего – правовой), традиции страны, зарубежный опыт и т. д. Социальные причины, как правило, выдвигаются чаще всего в периоды революционных событий. Повышение роли парламента в ряде стран привело к возникновению парламентарной республики.

Республика – форма государственного правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и местное самоуправление. Внутренняя классификация (по полномочиям президента) – парламентарные и президентские республики. Также выделяются различные смешанные формы: дуалистическая монархия – смесь абсолютной и конституционной; смешанные – полупрезидентская, полупарламентская республики – определяются различным объемом полномочий президента и парламента; также возможно смешение монархии и республики в суперпрезидентских государствах с пожизненным президенством (некоторые африканские государства – Нигерия и др.) и в выборных монархиях (некоторые исламские государства Востока – ОАЭ и др).

Республика - (лат. respublica) общенародное дело. Республиканская форма правления - эта такая форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок. В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. В разных странах выборы президента происходят по-разному, но во всех странам президент выбирается народом.

Можно выделить следующие основные признаки республики:

Существование единоличного или коллегиального главы госу­дарства;

Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;



Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

Юридическая ответственность главы государства в случаях, пред­усмотренных законом;

Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

Преимущественная защита интересов граждан государства, вза­имная ответственность личности и государства;

Имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Одна из первых республик сформировалась в Афинском государстве в VIII в. до н.э. и в V-IV вв. до н.э. была признана демократической республикой.

Президентская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства.

В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент). В противовес импичменту президент имеет свое “оружие” против правительства, он может наложить вето на законы принятые парламентом.

Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства , но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленных Конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов - государственных и общественных - при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.

(США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Российская Федерация и другие)

Парламентская республика - это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (имеет право роспуска парламента), на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые несут за них ответственность.

(Италия, ФРГ, Финляндия, Индия, Турция).

Смешанная форма или полупрезидентская форма республики – эта такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.

Президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом.

В смешанной республики, президент может назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по разному: самостоятельно или с согласия парламента. Президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство.

Таким образом, в смешенной республике президент не относится ни к одной из ветвей власти и правительство несет ответственность перед президентом. (РФ, Казахстан, Румыния, Франция и др.)

Будучи страной суверенной, Россия самостоятельно устанавливает свою форму правления. Таким образом, определяется организация органов госвласти, а также порядок их деятельности.

Республиканская форма правления в РФ установлена Конституцией. При этом главным признаком такого государственного устройства считается сменяемость и выборность главы страны. В этом республиканская форма правления отличается от монархической. При последней, как известно, чаще наследует власть.

В России республиканская форма правления предусматривает отказ от какого-либо продолжительного или независимого владения властью, которое будет основываться на индивидуальном праве. При этом государственный строй ориентируется на опыт и ум, а не на достижение идеальной цели, которое, как правило, приводит к установлению тоталитаризма. Республиканская предусматривает также и формирование госорганов в соответствии с согласованием интересов государственного управления с непоколебимостью гражданской свободы. Создание органов управления осуществляется на определенный (ограниченный) срок при помощи свободных выборов.

Республиканская форма правления предусматривает демократический строй. При этом демократия (в качестве равной свободы для всех) является дополнением указанной системы управления в стране. В свою очередь, республика всячески поддерживает подъем и развитие этой равной для всех свободы, способствуя равномерному распределению социальных благ. Вместе с этим обеспечиваются равные выборы, доступ к образованию, государственным должностям и прочему.

Существует два президентская и парламентская.

Главным политическим отличием первой является сосредоточение полномочий и главы правительства, и главы страны в руках Президента. К другим признакам этой формы правления следует отнести внепарламентский способ выбора главы страны. При этом применяются косвенные или прямые выборы. Кроме того, президентская республика предусматривает и внепарламентский метод создания правительства.

Система высших госорганов при парламентской системе управления государством основывается на принципе парламентского доминирования. При этом правительство несет перед ним коллективную ответственность. В правительство имеет власть до тех пор, пока имеет парламентское большинство.

Некоторые современные страны с республиканской формой правления имеют также некоторые черты и президентской системы. К таким государствам, в частности, относится и современная Россия. Сочетание признаков двух систем управления государством отражается в присутствии мощной власти президента с сохранением при этом типичных черт парламентаризма.

С начала становления конституционного строя Россия стремилась усилить черты президентской республики. Вместе с этим, имея в итоге президентский характер, система государственного управления сохраняет отдельные внешние характеристики парламентской страны.

Сегодня Российская Федерация имеет президентско-парламентскую или (как называют ее в некоторых источниках) полупрезидентскую форму правления. Президент избирается в ходе всеобщего голосования. У него есть собственные прерогативы, которые позволяют ему действовать вне зависимости от правительства. Вместе с тем действует правительство, которое сформировано министрами, имеет председателя и ответственно в некоторой степени перед парламентом.

Республика представляет собой форму правления, при которой верховная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный период времени. Само слово происходит от латинской фразы Реs Publicum, что означает "общее дело".

Характерные особенности республики:
1) Единственным источником власти является народ;
2) Правление при республиканской форме правления осуществляется коллективно;
3) Высшие органы государственной власти формируются парламентом или избираются выборным путем;
4) государственные органы избираются на определенный срок, по истечении которого их полномочия прекращаются

5) высшая государственная власть основывается на фундаментальном принципе разделения властей

6) должностные лица и государственные органы власти несут ответственность за свои действия

«Наряду с монархической формой правления республиканская форма также зародилась в рабовладельческом государстве. Одним из первых республик, образованных в Афинском государстве в VIII. До н.э. и V-IV вв. До н.э. была признано демократическая республика. В феодальной эпохе республиканская форма правления практически не используется.
В настоящее время республика находиться на подъеме и становится своего рода ориентиром для развивающихся стран».

По степени взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью в современном мире выделяют следующие республики; парламентскую, президентскую, и смешанную.

Президентская республика характеризуется тем, что президент занимает очень важное место в системе высших органов. В качестве примера таких республик можно назвать США, Бразилию, Мексику, Филиппины, Нигерию, Казахстан. .

В «классической» президентская республика (США) президент является одновременно главой законодательной и главой исполнительной власти.

В президентской республике он имеет право законодательной инициативы, назначения референдума, право введения чрезвычайного положения, он является верховным главнокомандующим вооруженных сил, имеет право заключить мир, объявлять войну и т.д. Президент в рамках своей компетенции самостоятельно издает акты, которые занимают особое место в иерархии законодательства страны.

«Парламентская республика представляет собой такую разновидность республиканской формой правления, в котором связующую роль в осуществлении высшей государственной власти и формированию ее органов принадлежит парламенту как высшему органу представительной власти. Президент в условиях такой формы правления чаще всего избирается парламентом (например, в Греции, Турции, Ливана, Венгрии, Чехии и т.д.)»

Но даже в тех случаях, когда в таких республиках Президент избирается не парламентом, а непосредственно народом (например, Ирландии, Болгарии, Финляндии и др.) , его полномочия весьма ограничены, а реальная исполнительная власть осуществляется правительством.



Главное в характеристике парламентской республики является то, что верховенство власти ней принадлежит парламенту, а правительство несет перед ним, а не президентом ответственность и должно подать в отставку в случае кворума не доверия от парламента. Конечно, в этих условиях, реализуется принцип разделения властей так как исполнительная ветвь власти в лице правительства, имеет определенную автономию, может в случае, кворума недоверия парламента, обратиться к президенту с предложением о роспуске парламента и назначением новых выборов. В целом, правительство в такой форме правления является в определенной зависимость от парламента: глава правительства, как правило, стоит лидер партии в парламенте, правительство подотчетно парламенту, контролируется им и в любое время может быть отправлено парламентом в отставку путем выражения ему вотума недоверия.

«Смешанная республика представляет такую форму государственного правления, которая находиться на грани президентской и парламентской республики. В ней как институты государственной власти одновременно присутствуют и президент с реальными полномочиями, и правительство, и парламент. Властные полномочия разделены между ними. Примером служит: Франция, Россия, Югославия».

Характерной особенностью смешанной формы республики является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В этих республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства является президент. Он назначает премьер-министра и министров с учетом политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях Кабинета и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство, утвердив годовой бюджет, а также может выразить недоверие правительству.

Заключение

Цель моей курсовой работы достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Формы правления" можно сделать ряд выводов:

Под формой правления понимается организация высшей власти государства, компетенция, взаимодействие высших органов государства, степень участия населения в их образовании. Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются высшие органы государства и какого их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Форма государственного правления, как существенный элемент формы государства, складывается из фактической и юридической сторон образования и организации высших органов государственной власти, а так же органов, наделенных самостоятельными властными полномочиями.

С этой точки зрения, государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия представляет собой форму правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу- монарху и обычно передаётся по наследству. Монарх не несёт ответственности за свои деяния. Юридическими признаками монархии являются:

1) Существование единоличного главы государства, обладающего властью пожизненно.

2) Престолонаследие как способ передачи верховной власти.

3) Осуществление монархом правления по собственному усмотрению, а не от имени народа.

4) Отсутствие юридической ответственности монарха, то есть он не отвечает за принимаемые решения, ответственность возлагается на министров, которые действуют от имени монарха.

Республика- это форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.

Применительно к республиканской форме правления в качестве оснований для ее подразделения на подвиды могут выступать различия в уровне развития государств, степени причастности всего населения или его части к процессу осуществления государственной власти, положении в системе высших органов государственной власти тех или иных институтов, в частности института президентства или парламента, и др.

В современном мире существуют три основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная. Хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др.

Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство и перед кем оно ответственно, и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти (на принципе разделения властей, что характерно для президентской республики, либо исходя из принципа сотрудничества властей, что свойственно парламентарной республике).

Как показывает исторический опыт, общественный прогресс обуславливается не столько тем, какая разновидность монархии или республики установлена в стране, а в большей степени тем, насколько приемлема и органична она для конкретного государства. Речь идет, в первую очередь, о соответствии выбранной модели правления совокупности исторических предпосылок, экономических отношений, уровню культуры, традиционным воззрениям и психологии населения, а также целому ряду прочих факторов.

Список используемой литературы

1. Алексеев С.С. Общая теория права. -- М.,2013, с. 286.

2. Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник [Текст] / под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2033. 592 с

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник [Текст] / А.Б. Венгеров. - М.: ОМЕГА-Л, 2012. - 607 с.

4. Гумплович Л. Общее учение о государстве СПб., 1910. С. 221.

5. Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права» – Уч. пособие – М: Юрист,2013 г

6. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. - М.: ЮРИСТЪ, 2014.

7. .Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник для студентов вузов 2-е изд. М.: Юристъ, 2013. 541 с.

8. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. М.: Высшее образование, 2013 г. 495 с.

9. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник [Текст] / А.В. Мелехин. М.: Маркет DS, 2012. - 640 с.

10. Морозова Л.А. Основы государства и права. М.: НОРМА, 2014. 464 с.

11. Потапов М. Г. Теория государства и права: учебное пособие/М. Г. Потапов: Новосибирск, 2014 г, -438

12. Рассолов М. М. Теория государства и права: учебник для вузов/ М. М. Рассолов. –М, 2014 г. с. 635

13. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2013 г. 65

14. Симонишвили Л. Р. Республика со смешанной формой правления. - М., 2014, с 234

15. Сырых В.М. Теория государства и права. М.: Юстицинформ, 2012, 695 с.

16. Темнов М.Б. Теория государства и права. – М., 2014. – С. 218

17. Храпанюк В. Н. Теория государства и права. –М.:, 2012, .с 34


Гумплович Л. Общее учение о государстве СПб., 1910. С. 221.

Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. М.: Высшее образование, 2012 г. 495 с.

Старцев Я.Ю. Курс лекций "Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах".- М.РУДН,2013г.-С.125.:

Темнов М.Б. Теория государства и права. – М., 2014. – С. 218

Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. - М.: ЮРИСТЪ, 2013 г. С.183.

Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права» – Уч.пособие – М: Юрист,2013 г.

Морозова Л.А. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2013 г. - 414 с.

Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2013 г. 65

Потапов М. Г. Теория государства и права: учебное пособие/М. Г. Потапов: Новосибирск, 2014 г, -438

Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник [Текст] / под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2013. 592 с

Симонишвили Л. Р. Республика со смешанной формой правления. - М., 2014, с 234