Восстание боксеров в китае. Ихэтуаньское (Боксерское) восстание

История - большая, интересная и поучительная штука.Особенно история других государств. Знакомясь с ней можно извлечь какие-то уроки и для своей страны, понять ее текущее положение в нашем Мире.Что-то сделать и улучшить в ней.

Интересна в этом плане история Великих стран.Например,Китая....

__________________________

В самом конце XIX века в Китае произошло кровавое восстание, которое было вызвано усилившимся напряжением между китайскими патриотами, выступавшими с антизападных позиций и представителями западных стран, имевшими в стране свои интересы.

За несколько лет яростное националистическое движение, называвшее себя «Ихэтуань» (Духовные кулаки или Отряды справедливости и мира), привлекло на свою сторону многочисленных сторонников, сея ненависть к иностранным бизнесменам и миссионерам и призывая к их уничтожению.

Миссионеры прозвали повстанцев "боксерами" : большинство членов движения соблюдали религиозно-мистические ритуалы, заимствованные от традиционных подпольных сект, помогавшие, по их мнению, достигать невосприимчивости к физической боли и сопровождались движениями, похожими на боксирование.

Запад и Китай, предпосылки восстания

С начала XIX века западные страны алчно глядели в сторону Китая.

Первой среди них была Британия, продававшая в Китай опиум и получавшая взамен китайские товары: чай, шелк, фарфор и другую продукцию, пользовавшуюся большим спросом в Европе и Америке.

Западные страны стремились установить контроль над китайскими рынками .

Такая торговля, а также две весьма неудачные для КитаяОпиумные войны (1839-1842 и 1857-1860), разгоревшиеся из-за намерения Китая прекратить эту грязную и контрабандную торговлю наркотиками на своей территории , серьезно омрачили отношения Китая с западными державами.

После поражения в Первой опиумной войне и подписания первого неравноправного договора начался раздел Китая западными державами. До начала XX века Китай подписал 13 неравноправных договоров с Японией, США и странами Европы. Эти соглашения, позволили некоторым западным государствам получить статус стран "наибольшего благоприятствования". Китай потерял контроль над таможенными доходами, потерял многие морские порты и суверенность своих судоходных рек. В страну хлынули западные миссионеры.

Иностранные компании построили железные дороги, предназначенные для транспортировки природного сырья из внутренних районов Китая на побережье. Германия получила контроль над рудниками в провинции Шаньдун. Франция захватила Южный Вьетнам, Британия – Бирму и Гонконг. Христианские миссионеры свободно передвигались по территории Китая, открывая свои школы и не всегда с должным уважением относясь к местной культуре и религиозным традициям Китая.

Крайне болезненную реакцию населения вызвало иностранное проникновение в северные районы страны . Из-за строительства железных дорог и роста импорта заграничных товаров работу потеряло большое количество местного населения, занятого в традиционных видах экономики. Строительство КВЖД и ЮМЖД грозило оставить без работы еще тысячи людей. Трассы прокладываемых железных дорог уничтожали поля, разрушали дома и кладбища. Проникновение европейских, японских и американских товаров на внутренний рынок Китая ускорило разрушение местной ручной промышленности.

По мере этого коммерческого и миссионерского проникновения в Китай европейцы начали строить поселения для коммерсантов, государственных чиновников и их семей. Крупнейшие из них располагались в Шанхае и Пекине. На территории этих поселений китайские законы не действовали. К тому же они охранялись иностранными вооруженными отрядами.

Социальный взрыв был ускорен катастрофическим ухудшением жизни крестьян в северных провинциях страны в результате стихийных бедствий. На протяжении ряда лет здесь повторялись засухи и эпидемии холеры, которые истолковывались как последствия появления "заморских дьяволов" .

Европейцы не хотели считаться с местными обычаями и мнили себя выше китайцев. Коренное население Китая гордилось своей древней цивилизацией и культурой и испытывало глубокое унижение. Враждебное отношение к непрошеным гостям подогревалось надписями, подобными той, которая висела над входом в парк в Шанхае: «Посетителям с собаками и китайцам вход воспрещен» .

Кем были "боксеры"?

Это было тайное, мало чем примечательное общество фанатиков с темным прошлым, которое неожиданно активизировалось в 1898 г. в основном в провинциях Шаньси, Чжили и Шаньдун. Многие из них практиковали боевое искусство, заимствованное из древней религии таоистов и регулярно занимались физическими упражнениями, напоминавшими кулачный бой, за что и получили от европейцев свое прозвище: "боксёры".

"Боксеры"

Изначально "боксеры" были всего лишь одной из многочисленных группировок с различными названиями, настроенных против маньчжурской династии и поставившей перед собой цель очистить Китай от христиан и иностранцев. Когда борьба против иностранцев достигла наибольшего накала, наиболее распространёнными названиями группировок повстанцев становятся «Ихэцюань » и «Ихэтуань» , которые, по сути дела, отождествлялись. В этих отрядах были бедные крестьяне, разорившиеся ремесленники, потерявшие работу рабочие и демобилизованные солдаты. Иногда встречались женщины, названные "Красными фонарями" (Red Lanterns).

После того как главный советник китайской императрицы Цыси принц Туан обратил внимание на хорошую бойцовскую подготовку отрядов повстанцев, на которую династия могла опереться в борьбе с европейцами, отношение к "боксерам" со стороны официальных властей Китая изменилось. В мае 1900 г. Цыси в своём послании к повстанцам выразила поддержку ихэтуаням. Численность "боксеров" к тому времени составляла 150000, а ненависть к европейцам достигла наивысшей точки.

"Боксеры" не пили чая, не ели мяса и отреклись от женщин. Некоторые ихэтуани считали себя неуязвимыми для пуль и снарядов. Восставшие ставили перед собой цель очистить страну от иностранцев, а отдельные группы и низложения династии Цин. Члены группировок соблюдали строгий устав, согласно которому они должны были помогать друг другу и равным себе, при этом уничтожая всех христиан. Европейские бизнесмены с их железными дорогами, разрушавшими древнюю китайскую землю, и христианские миссионеры, пожиравшие плоть и кровь их бога, в глазах ихэтуаней «заморскими дьяволами», стремившимися погубить Китай.

Боксерское восстание

Отдельные локальные восстания, организованные группировкой "Дадао" , вспыхивали в Китае ещё в 1880-х годах. Непосредственной причиной восстания было убийство местными жителями двух немецких миссионеров Общества Слова Божия (Вербисты) в провинции Шаньдун в ноябре 1897 г. Правительство Германии хотело расширить немецкое влияние, в частности получить залив Цзяочжоу на южном побережье провинции Шаньдун и искало предлог и до убийства миссионеров. И когда кайзер Вильгельм II услышал о убийствах, то увидел, что ""прекрасная возможность", наконец, представилась. Немцы высадили десант на побережье Цзяочжоу, захватили его и построили город-порт Циндао, быстро превратив большую часть провинции Шаньдун в сферу немецкого влияния.

Китайский лабиринт: Великие державы пытаются избежать войны, за исключением германского кайзера, который идет прямо к ней

Немцы стали более агрессивными и безапелляционными после превращения провинции Шаньдун в сферу своего влияния, что вызвало новый виток в ""борьбе за концессии"" между Великими державами. В первые месяцы после взятия немцами Цзяочжоу, Россия захватила Далянь и Порт-Артур на Ляодунунсом полуострове, Великобритания потребовала Вэйхайвэй в провинции Шаньдун в аренду, также как и Гонконг, на девяносто девять лет, а Франция сделала сферой своего влияния юго-западный Китай.

Эскалация иностранной агрессии после убийства немецких миссионеров усилила гнев и враждебность со стороны многих китайцев-нехристиан по отношению к местным христианам и их зарубежным сторонникам и подняла китайскую ксенофобию на еще более высокий уровень. Именно в этой связи в 1898 году "боксеры" в провинции Шаньдун выступили против христиан.

На подавление были отправлены китайские и иностранные войска.

Германские солдаты чинили произвол и опустошали целые провинции, что только усугубляло ситуацию. Выступления в отдельных регионах севера Китая переросли во всеобщее народное восстание в провинции Шаньдун, столкновения с войсками становились всё масштабнее. В сентябре ситуация на севере страны полностью вышла из-под контроля.

В ноябре1899 г. лидер недавно возникшего движения ихэтуаней призвал весь китайский народ бороться с иностранцами. Государство Цин уже было существенно ослаблено японско-китайской войной 1894-1895 гг. и теперь опасалось, что организованные группы "боксеров" могут превратиться в движение против династии Цин. В то же время правительство Китая находилось под крайне враждебным давлением со стороны Великих держав, принуждавших подавить восстание.

Цинский двор оказался в очень сложной ситуации и попытался подавить "боксеров". Произошло несколько военных столкновений, в ходе которых китайские войска потерпели ряд поражений. В этой ситуации между правительством империи Цин и повстанцами было заключено перемирие: ихэтуани отказались от антиправительственных лозунгов, сосредоточив силы на изгнании иностранцев.

Это обеспокоило работников дипломатических и миссионерских миссий. Зимой в Китай начали прибывать подкрепления российских войск. Чёткого плана действий у ихэтуаней не было, но они хотели очистить от иностранцев Пекин. Взяв под контроль провинцию Чжили, повстанцы проводили агитацию в соседних провинциях и обучали армию для похода на Пекин.

В мае ситуация обострилась: ихэтуани, завершив подготовку, двинулись на столицу. Все иностранцы города перебрались в Посольский квартал. В Чжили для подавления восстания направились русские войска, а сводный англо-американский отряд моряков отправился в Пекин для защиты города от приближающейся повстанческой армии. Но ихэтуани их опередили и 11 июня вошли в столицу.

"Боксеры" убивают христиан-китайцев (кликабельно)

Некоторое время западным коммерсантам и правительственным чиновникам удавалось скрываться за высокими стенами дипломатического городка. В середине июня императрица Цыси объявила войну всем европейцам. 19 июня, послы получили ультиматум с требованием в 24 часа покинуть Пекин под дипломатической охраной. Однако послы решили не выполнять это требование: уехать – означало обречь на гибель множество людей, миссионеров, китайских христиан, которые в конечном итоге пережили террор "боксеров".

Страсти накалялись. Началась осада миссии. Вдовствующая императрица Цыси решила, что разумнее сотрудничать с боксерами против иностранцев. 21 июня 1900 г. империя Цин официально объявила войну Великим державам. Боксеры были официально объявлены как Yimin (праведники) и зачислены в милицию под общим командованием принца. Против объединенных сил "боксеров" и императорской армии, около 140000 солдат, осажденные в дипломатическом городке смогли выставить только 400 человек и 4 пулемета. Коалиционная армия освобождения медленно продвигалась к Пекину. Спустя неделю с начала осады армия все еще находилась в 48 км к югу от китайской столицы.

Посольский квартал подвергался массированному обстрелу из китайских полевых орудий. Итальянцы, немцы, японцы, французы и австрийцы, проживавшие в своих миссиях, укрылись в штаб-квартире англичан, которая стала центром обороны. На территории миссии было достаточно воды, но запасы продовольствия были ограниченны: когда закончилось мясо, стали есть конину, а вскоре осажденные вынуждены были питаться лишь корой и листьями.

Наступление союзных войск на Пекин оказалось возможным начать лишь после взятия г. Тяньцзинь. После 3 недель мучительной обороны, 14 июля, выбившиеся из сил обитатели дипломатического городка получили сообщение, что иностранный экспедиционный корпус захватил Тяньцзинь. После этого в Тяньцзине началась концентрация войск Альянса восьми держав (Россия, США, Германия, Великобритания, Франция, Япония, Австро-Венгрия и Италия), участвовавших в подавлении Боксерского восстания.

Императрица и ее приближенные согласились на перемирие. Но через 2 недели оно было нарушено. 13 августа, спустя 8 недель после начала осады, силы Альянса достигли Пекина. Российские войска подошли к столице Китая первыми и открыли артиллерийский огонь по главным воротам города, разрушив их. Когда старые деревянные ворота города рухнули, вдовствующая императрица Цыси бежала из города и укрылась в Сиане. Вслед за императрицей Пекин без боя покинули все части китайской армии. Однако город полностью перешел под контроль союзников только 28 августа, когда коалиционные войска штурмом взяли императорский дворец.

Последствия

За кровавую бойню, учиненную "боксерами", Запад потребовал возмездия и в результате китайский народ и вся империя оказались еще в худшем положении, чем до восстания. Китаю был навязан очередной неравноправный договор, названный «Заключительный протокол» . Согласно этому протоколу китайское правительство должно было казнить всех лидеров повстанцев и заплатить 450 млн. лян серебра в качестве контрибуции. Войскам европейских стран разрешилось пребывание на территории Посольского квартала и вдоль железнодорожных путей от Пекина до Тяньцзиня. Китаю было запрещено импортировать оружие, запрещались все организации религиозного толка и направленные против иностранцев.

Новый раздел Китая на "сферы влияния" в будущем привел к русско-японской войне 1904-1905 гг. , а впоследствии к нескольким вооруженным конфликтам на советско-китайской границе.

Разгром восстания и унизительный «Заключительный протокол» прозвучали похоронным звоном по маньчжурской династии Цинь, правившей с 1644 по 1911 г. Восстание «боксеров» стало последним крупным выступлением приверженцев традиций в Китае.

У Китая был такой огромный внешний долг, что он фактически попал в подчинение к западным странам.

Позже на севере Китая, в Маньчжурии, возникло марионеточное государство Маньчжоу-Го, подчинявшееся Японии.

Взрыв ненависти по отношению к иностранцам подспудно вызревал уже давйо. Недовольство «заморскими дьяволами», «иностранными варварами» становилось весьма широким, причем проявлялось оно прежде всего на местном уровне, главным образом в антимиссионерских выступлениях. Миссионеры активно действовали в Китае; именно они прежде всего контактировали с китайским крестьянством. Естественно, что они первыми испытали на себе мощь традиционной структуры и силу сопротивления Китая всему чуждому, что как раз и олицетворяли в конце XIX в. миссионеры. С лета 1898 г. и особенно после провала реформ антимиссионерское движение все нарастало и в ряде мест начинало принимать организованные формы. Под лозунгом «Поддержим Цин, уничтожим иностранцев!» повстанцы в различных провинциях страны разрушали христианские церкви и дома миссионеров, преследовали принявших христианство китайцев (их было весьма немного), а заодно громили лавки иностранных торговцев, помещения иностранных консульств в торговых центрах. Открытая поддержка державами курса на реформы расставила все на свои места. Страна после ста дней реформ оказалась накануне мощного народного взрыва, взрыва ярости, направленного против хозяйничавших в стране иностранцев, против вторгшегося в Китай колониального капитала, против всех тех новых порядков, которые противостояли старому, привычному, нормативному, опиравшемуся на мощные пласты тысячелетий, на окрашенный в конфуцианские и даосскр‑буддийские тона цивилизационный фундамент.

Ощущая поддержку населения, правительство Китая в конце 1898 г. встало на более жесткие позиции по отношению к иностранцам, отказывая им в просьбах о концессиях либо аренде территорий. Обстановка в Пекине становилась все более накаленной. Иностранные миссии ввели в город вооруженные отряды для своей охраны. В Пекине и по всей стране распространились слухи о предстоящей расправе с иностранцами, а также листовки, в которых высмеивались европейцы, особенно миссионеры. Возглавило антииностранное движение общество «Ихэтуань» («Отряды справедливости и мира»), доктринальная основа которого восходила к даосско‑буддийским верованиям, суевериям, традиционным приемам китайской гимнастики и кулачного боя (за что восставшие позже получили в европейской прессе наименование «боксеров»), не говоря уже о ритуалах, амулетах, заклинаниях и т. п.

Выступления ихэтуаней начались в провинции Шаньдун еще в 1898 г. и были направлены против немецких миссионеров, солдат и специалистов, намечавших трассу железной дороги. Местные власти пытались навести порядок, но движение, несмотря на это, все ширилось. В 1899–1900 гг. оно переместилось в столичную провинцию Чжили. Многочисленные отряды расположились близ Пекина и Тяньцзиня. Обеспокоенные иностранные дипломаты настаивали на принятии решительных мер против повстанцев, но цинское правительство не спешило с этим. Обстановка тем временем становилась все более угрожающей. В конце мая 1900 г. на совещании посланников держав было принято решение направить в Пекин дополнительный контингент войск для охраны миссий. Кроме того, в адрес цинского правительства были направлены заявления угрожающего характера, которые 17 июня были подкреплены захватом крепости Дагу близ Тяньцзиня сводным отрядом иностранных войск, что фактически означало объявление войны.

Цыси колебалась, не зная, что предпринять. Большинство ее советников склонялось к поддержке ихэтуаней и использованию подходящего момента для того, чтобы дать отпор державам. Именно эта точка зрения и возобладала. Императрица открыла ворота Пекина перед ихэтуанями, а также ввела в город регулярную армию, солдаты которой тоже были резко настроены против иностранцев. 11 июня в Пекине солдаты убили на улице советника японского посольства Сугияму, 20 июня – немецкого посланника Кеттелера. Это означало объявление войны, что и было официально подтверждено императорским указом от 21 июня (в ответ на ультиматум держав от 19 июня). Указ официально санкционировал восстание ихэтуаней, хотя и стремился поставить их действия под контроль властей.

Следует заметить, что и после официального объявления военных действий цинское правительство продолжало колебаться и стремилось сохранить за собой пути к отступлению. В принципе это можно понять: несмотря на официальную защиту ихэтуаней, власти отчетливо сознавали, что они имеют дело с неуправляемой стихией, которой следовало опасаться. И хотя стихия пока что шла в русле лозунга «Защитим Цин, уничтожим иностранцев», ручаться за будущее не представлялось возможным. Державы же реагировали на ситуацию бурно и действовали весьма активно. В короткий срок была создана 20‑тысячная союзная армия восьми держав, 3 августа она выступила на Пекин. Хорошо вооруженные дисциплинированные войска интервентов легко одолели сопротивление повстанцев и 14 августа заняли столицу. Бежавшая в Сиань Цыси, быстро оценив обстановку, взвалила всю вину за поражение на ихэтуаней. Указ от 7 сентября обвинил именно их в создавшемся положении, после чего цинскме войска выступили против ихэтуаней. Восстание было подавлено, потоплено в крови, а год спустя, 7 сентября 1901 г. Ли Хун‑чжан от имени цинского правительства подписал с державами так называемый Заключительный протокол, по условиям которого Китай извинялся за причиненный державам ущерб, обеспечивал им ряд новых льгот и привилегий и к тому же обязывался выплатить в качестве контрибуции 450 млн. лянов серебра.

Восстание ихэтуаней было, по сути, последней вспышкой агонии старого Китая. Оно не было обычным крестьянским движением, ибо острие его не было направлено – как то было во времена тайпинов – на защиту социальной справедливости, против произвола властей, за восстановление желанной нормы. Это было отчаянное выступление рушащейся старой традиционной структуры в свою защиту, за сохранение привычкой нормы, против вмешательства чужаков, против колониализма. Именно поэтому и стал возможным пусть временный, но все же союз восставших с властями – тех и других объединяли общие интересы. Почему же их союз не привел к победе?

Традиционный Китай оказался слаб не потому, что восставшие были плохо вооружены, хотя это сыграло свою роль. Слабость его определялась совокупностью многих причин и не в последнюю очередь тем, что империя находилась на нисходящем витке своего цикла, что внутренняя коррупция и произвол в стране достигли предела, что уже не было единого стержня, единой политики, вокруг которой могли бы сплотиться все. Страну раздирали противоречия, верхи боялись низов и не доверяли им, а низы, в свою очередь, презирали верхи за разложение и приспособленчество, за их готовность сотрудничать с колонизаторами. Конечно, подобные ситуации не раз бывали в истории Китая на аналогичном витке циклического династийного развития империи. И они, как о том говорилось, – решались за счет мощных народных движений либо внешних вторжений, игравших очистительную роль, восстанавливавших порушенную злоупотреблениями норму. Собственно, тайпинское восстание и было такого рода движением, но оно не преуспело, причем в значительной мере из‑за вмешательства тех же держав. Восстание ихэтуаней было иным по духу, по направленности, что и естественно: в этот момент главным, что угрожало привычной норме, было вмешательство чуждых привычной норме сил – не просто иностранцев, которые со временем могли бы китаизироваться, как то случилось с теми же маньчжурами, но структурно иных сил, грозивших всей системе как таковой. Как знать, при ином стечении обстоятельств события, быть может, могли бы повернуться иначе. Но в самом начале XX в. Китай был еще не готов к организованному сопротивлению. Оно началось стихийно, запуталось в противоречиях и не имело времени для стабилизации. Все это и предопределило сравнительно легкую победу небольшого войска держав над беспомощным одряхлевшим гигантом. И победу эту не следует считать неожиданной: она была логичной в ряду других поражений Китая, например в войнах с Францией и Японией.

Вслед за победой держав Цыси предприняла, теперь уже от своего имени, вторую попытку реформ. Целью ее «новой политики» было стремление как‑то приспособиться к изменившимся обстоятельствам, модернизировать экономику страны, аппарат административного управления. Были проведены реформы армии, судопроизводства, создано министерство по делам торговли. В 1905 г. была отменена система государственных экзаменов, альтернативой которой стала сеть начальных, средних и высших учебных заведений. В Китай вернулись бежавшие из него несколько лет назад реформаторы; причем основное знамя преобразований поднял теперь Лян Ци‑чао, призвавший страну к осознанию чувства национальной общности, к пробуждению в народе гражданских чувств. И эти призывы находили свой отклик. Китай стремительно радикализировался. Образованная молодежь, немалая часть которой получала образование за границей, прежде всего в быстро развивавшейся Японии, была настроена весьма патриотично, ее буквально переполняли гражданские чувства, звавшие на борьбу за возрождение родины, за ее будущее. Страна была. накануне новых важных событий.

Это уже задним числом, когда восстание было подавлено, китайские чиновники установили, что общество ихэтуаней зародилось ещё в начале XIX века. Оно отпочковалось от тайного общества «Байляй цзяо» (общество «Белого Лотоса»), чьей целью было свержение иноземной маньчжурской династии Цин, пришедшей к власти в Китае в 1644 году. Но к концу XIX века идеология общества трансформировалась, на первое место вышла задача охранять традиционные конфуцианские этические нормы, карая чиновников-взяточников и тех, кто оказывал недостаточное внимание к старшим и духам предков.

Крестьяне и сами так думали, но у них не было ни смелости, ни средств пойти против граждан великих держав. Ихэтуани дали им и то, и другое. Дело в том, что они отлично владели ушу. Занимаясь ушу, они не только овладевали приемами рукопашного боя, не только учились концентрировать волю и верить в свои силы, но ещё и осваивали медитативные практики. Чтобы входить в транс они часто пользовались специальными веществами, которые помещались в курильницы в помещениях для занятий. Кстати, или из-за занятий ушу или благодаря эмблеме в виде "красного кулака" европейцы называли ихэтуаней «боксерами» (в западных энциклопедиях восстание ихэтуаней так и значится как «восстание боксеров»). При помощи кулачной борьбы, вдохновляемые магическими силами, они якобы становились неуязвимыми для злых духов и должны были использовать свои способности в борьбе против иностранцев, пишет специалист-китаист Сабина Дабрингхаус. Ихэтуани были уверены, что, войдя в транс, они становятся неуязвимыми для пуль и снарядов. От желающих получить волшебные способности не было отбоя.

Для представителей западной цивилизации медитативная практика ихэтуаней представлялись нагромождением нелепых движений. Например, профессор-синолог Дмитрий Позднеев (1865-1942) так описывал их занятия ушу: «В сарае собралось 10 боксеров, на стенах сарая были развешены надписи, видимо, имен божеств или духов, к которым боксеры обращались … На столе перед надписями лежал длинный нож и сосуды с благоуханиями и курениями, как у буддистов … Сначала все ихэтуаньцы простерлись на юго-восток, где обитает их дух, потом вскочили, и главный из них начал странную жестикуляцию и прыжки. Другие подражали ему. Затем первый схватил нож и начал быстро вертеть им в воздухе; у других ножей ни у кого не было, и они остались свидетелями его движений, только строя страшные рожи, наводящие ужас на зрителей… После получасовых упражнений, старший боксер остановился в оцепенении, показывая тем, как было потом объяснено зрителям, что он достиг степени неуязвимости от оружия».На самом деле, ихэтуани были даосами (точнее — радикальными даосами, для которых практика была важнее созерцания). Классический даосизм отличается от классического буддизма довольно сильно. Для буддиста главное — как можно быстрее освободиться от всех привязанностей в этом мире, подавить в себе все желания и достигнуть нирваны — состояния бессознательной умиротворенности. Даосы, напротив, очень ценили жизнь и всегда занимались поисками эликсира бессмертия. Жизнь на небе от жизни на земле для них отличалась только тем, что боги и духи обладают большими способностями по сравнению с людьми. Даосы чтили не Будду, а Юй-ди — Яшмового государя всех 36 Небес, повелителя трех миров, «заведующего» министерствами (так это и называлось) грома, дождя и моровых поветрий. За ним шел бог войны Гуань-ди. Он беспощадно карал всех, кто нарушал законы Поднебесной. Из-за того, что он постоянно пребывал в гневе на многочисленных преступников, лицо у него было ярко красным. Скорее всего именно поэтому ихэтуани носили красные повязки. За Гуань-ди шел бесчисленный список святых и духов, с которыми даосы всегда могли найти общий язык при помощи заклинаний.

(Вопрос: Гуань-Ди и первоимператор Китая Цинь-Ши Х(г)уан-Ди -ь это разное или один образ!?)

Восставшие, выступив на востоке Китая против немцев, двинулись на Пекин, заняли его, а оттуда пошли на Харбин против русских. Под девизом "Поддержи Цин, прогони чужих дьяволов" группы "боксёров" к 1899 году распространились на огромной части северного Китая. 1899 год стал переломным. Наконец пошли дожди, и в глазах народа ихэтуани сразу превратились в могучее войско, посланное Небом.

Голод в результате неурожая и засухи, наводнения и перенаселение, ярость, направленная против иностранных миссионеров и собственное бессилие, содействовали превращению "боксёрского движения" в массовое. Всё новое и чужое, например железнодорожные пути, телеграфные столбы, рудники, всё уничтожалось и священники и купцы подвергались массовым убийствам. Делалось это при попустительстве двора Цин и вдовствующей императрицы Цы Си (Вдовствующая императрица неоднозначно относилась к событиям восстания. Ихэтуани восставали против разрушения старого китайского патриархального быта и имели чёткую антизападную направленность; тем не менее, они также выступали против манчжурской династии, завоевавшей Китай. В начале восстания, 28 мая 1900 г. Цы Си выпустила указ о поддержке восстания.

Движение было своеобразным джихадом - после смерти каждому боксеру обещалось воскрешение. Впереди войска ехали на осликах девочки в красном с красными фонарями и пели песню: «женщины - не причесывайте волосы, отрубим головы чужеземцам, тогда расчешемся. Изорвем электрические провода, вырвем телеграфные столбы, разломаем паровозы, разрушим пароходы, убитые дьяволы уйдут в землю, убитые дьяволы отправятся на тот свет.». Повстанцы метили дома иностранцев кровью - это значило, что дом обречен на сожжение, а его хозяин - на смерть. Вступив в Пекин, боксеры на центральной площади деревянной пилой напополам распилили председателя правления КВЖД; у японского секретаря посольства отрезали нос, уши, губы, пальцы, вырвали сердце, а из кожи на спине вырезали пояса. С 23 на 24 июня 1900 они устроили настоящую Варфоломеевскую ночь, истребив всех христиан Пекина. Очевидцы свидетельствовали: «страшна была их участь. Им распарывали животы, отрубали головы, сжигали в жилищах». Всего в ходе восстания в городе погибло 30 000 христиан.

Правительство Китая поддержало восставших; опубликовало указ: «Иностранцы не принадлежат к человеческому люду: они произошли от обезьян и гусей» и объявило награду за каждого убитого иностранца мужчину - 50 лянов серебра, женщину - 40, ребенка - 20…

7 июля 1900 боксеры начали штурм посольских кварталов Пекина продолжавшийся 56 дней. Положение усложнялось, и 8 держав приняли решение ввести в Китай свои войска.

Цы Си внезапно прониклась симпатией к ордам длинноволосых, оборванных крестьян, выступивших с мечами и пиками против армий сильнейших держав мира, как описывает "Боксёров" историк Кай Фогельзанг.

Восстала Чжили, общее число бойцов народной армии достигло 100 тыс. 26 мая 1900 года ихэтуани двинулись походом с юга провинции Чжили на Пекин, круша телеграфные линии, железные дороги, вместе с административными постройками, и без разбора уничтожая христианских миссионеров и китайцев-христиан. Всего погибло около двухсот священников и около тридцати двух тысяч их прихожан.

Надо сказать, что западные державы не смогли вовремя оценить масштаб и угрозу восстания ихэтуаней. Они и думать не могли, что этот забитый народ может решиться на что-то серьезное. Кроме того, они не знали, что императрица Цыси уже обещала восставшим свою поддержку, надеясь с их помощью вернуть Китаю независимость.

10 июня в Пекин из порта Тагу (Таку) был послан лишь двухтысячный отряд морской пехоты под командованием английского адмирала Эдварда Сеймура (Edward Hobart Seymour, 1840-1929) для защиты посольского квартала. 15 июня 1900 они окружили Посольский квартал в Пекине. 19 июня на улице был убит немецкий посланник Клеменс фон Кеттелер. Он находился в пути к Министерству иностранных дел, чтобы выразить протест против ультиматума императорского двора, согласного которому все иностранцы должны были незамедлительно покинуть Пекин. 21 июня Цы Си объявила иностранцам войну. Однако на станциях Лофа и Лянфан они встретили такое яростное сопротивления ихэтуаней, что, понеся большие потери, были вынуждены отступить. Для восставших проход на север был открыт. Часть их войска отправилось дальше на север, в Маньчжурию, остальные 11 июня вошли в Пекин.

Начались погромы магазинов и фирм, имевших дело с иностранцами, и поголовное уничтожение христиан. Сохранился рассказ русского дипломата Бориса Евреинова о погроме католического прихода Нань-Тан у Восточных ворот города: «Целые чаны были полны кровью, — писал он, — повсюду валялись изуродованные трупы стариков, женщин и детей; большинство из них умерло после страшных мучений, судя по застывшим в ужасных судорогах трупам. Были маленькие дети с раскрытыми внутренностями, с выколотыми глазами, с раздробленным черепом и ещё признаками жизни. В одном углу был найден костер с обугленными телами 40 девушек, по-видимому, поскольку трупы были связаны, сожженными живыми». Ихэтуани часто расчленяли трупы тех, кто верил в Иисуса — многие из них были уверенны, что иначе христиане обладали способностью воскресать на третий день.

Июнь 1900 года, когда боксеры заливали христианской кровью захваченный ими Пекин, дал китайской земле первых православных мучеников. "Из 1000 человек православной паствы Русская Духовная миссия потеряла 300 человек; некоторые из них отреклись от Православия, но другие, в числе 222, явились святыми исповедниками и мучениками за веру Христову" (Первые христианские мученики из православных китайцев. "За Церковь", 1936, 19, с. 1-3). Приведем описания подвига некоторых из них со слов тогдашняго Начальника Духовной миссии архимандрита, впоследствии митрополита Иннокетия, и архимандрита Авраамия:

Главным днем мученической смерти православных китайцев в Пекине было 11 июня 1900 г. Еще накануне по всем улицам были расклеены прокламации, призывавшие язычников к избиению христиан и угрожавшие смертью каждому, кто осмелится их укрывать. В ночь с 11 на 12 июня боксеры с горящими факелами, появившись во всех частях Пекина, нападали на христианские жилища, хватали несчастных христиан и истязали их, заставляя отречься от Христа. Многие, в ужасе перед истязаниями и смертью, отрекались от православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедывали Христа. Страшна была их участь. Им распарывали животы, отрубали голова, сжигали в жилищах. Розыски и истребление христиан продолжались и все последующие дни возстания. По истреблении жилищ христиан, их самих выводили за городские ворота в языческие кумирни боксеров, где производили им допрос и сжигали на кострах.

По свидетельству самих язычников-очевидцев, некоторые из православных китайцев встречали смерть с изумительным смоотвержением. Православный катехизатор Павел Ван (нужно отметить, что как русская, так и английская транскрипция китайских имен далека от единообразия, и имена китайских новомучеников иногда встречаются в совершенно непохожем виде) умер мученически с молитвой на устах. Учительница миссийской школы Ия Вэн была мучима дважды. В первый раз боксеры изрубили ее и полуживую забросали землей. Когда она очнулась, ее стоны услышал сторож (язычник) и перенес ее в свою будку. Но через несколько времени боксеры вновь схватили ее и на этот раз замучили до смерти. В обоих случаях Ия Вэн радостно исповедала Христа перед своими мучителями...

Среди пострадавших за Иисуса Христа были албазинцы, потомки тех славных албазинцев, которые понесли свет Христовой Православной веры в 1685 г. в столицу Китая -- Пекин... За преданность св. Православию Господь наградил их потомков славою исповедничества и мученичества. Албазинцы Климент Куй Лин, Матфей Хай Цюань, брат его Витт, Анна Жуй, и многие другие, не боясь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10:28), без страха встретили мучения и смерть за Спасителя мира, моля Бога о просвещении гонителей и о прощении им грехов...

Среди мучеников и исповедников Христовых из китайцев особо славен священник Митрофан Цзи-Чун со всею своею семьею. Он родился в 1855 г. и 25 лет от роду принял посвящение в сан от рук Японского Епископа Николая... Митрофан был человек смирного характера, очень осторожный и молчаливый, миролюбивый и незадорный; когда случалась хотя бы и очень тяжелая обида, он не старался оправдывать себя. Он не хотел принимать священного сана и постоянно отказывался, говоря: "Малоспособный и малодобродетельный человек как осмелится принять этот великий сан?" Но, понуждаемый архимандритом Флавианом и убеждаемый учителем, повиновался, хотя и знал, что с принятием священства конец его не будет благоприятен. При арх. Флавиане свящ. Митрофан был ему помощником в переводе и проверке книг (речь идет о переводах богослужебных книг на китайский язык, выполнявшихся членами Русской Духовной Миссии; вместе с церквами боксеры сожгли и типографию, уничтожили шрифты и наборные доски). В продолжении пятнадцати лет он неутомимо служил Богу, терпя и от своих, и от внешних мнго обид и оскорблений, и наконец впал в тихое помешательство. После этого он более трех лет жил вне ограды Миссии, получая половину прежняго жалования. Во всю свою жизнь свящ. Митрофан не был любостяжательным, а многие злоупотребляли этим.

В 1900 г. 1 июня (по китайскому календарю 17-го числа 5-го месяца) вечером здания Миссии были сожжены боксерами. Многие христиане, укрываясь от опасности, собрались в доме священника Митрофана. Среди собравшихся были и прежние недоброжелатели о. Митрофана, но он не гнал их. Видя, что некоторые малодушествуют, он укреплял их, говоря, что наступило время бедствий, и трудно избежать их. Сам он по нескольку раз в день ходил смотреть на сожженную церковь. 10-го июня вечером, часу в десятом, солдаты и боксеры окружили жилище о. Митрофана. В это время там было человек до семидесяти христиан; более сильные из них убежали, а о. Митрофан и многие другие, преимущественно женщины и дети, остались и были замучены. О. Митрофан сидел на дворе перед домом; боксеры искололи ему грудь, как соты, и он упал под финиковым деревом.

Соседи оттащили его тело на место, где была богадельня Миссии. Потом о. иеромонах Авраамий подобрал тело о. Митрофана, и в 1903 г., когда в первый раз совершался праздник в честь мучеников, оно вместе с другими положено было в храме мучеников под алтарем. На месте, где был замучен о. Митрофан, теперь (1920-е г.г.) поставлен крест, и в праздник мучеников туда заходит крестный ход и там совершается поминовение.

В семействе о. Митрофана были жена Татьяна из фамилии Ли, и три сына: старший Исаия, второй Сергей -- теперь он протоиерей, и третий Иван. 10 июня вечером Татьяна спаслась от боксеров при помощи невесты своего сына Исаии, но на другой день, 11 числа утром, и вместе с другими, всего 19 человек... казнена была через отсечение головы на месте, где теперь "Треугольник" -- богадельня для нищих. Исаия, 23 лет, служил в артиллерии. 7 июня боксеры казнили его через отсечение головы на большой улице около ворот Пин-цэ-мынь, так как раньше известно было, что он христианин. Мария, 19 лет, невеста Исаии, за два дня до боксерского погрома пришла в дом о. Митрофана, желая умереть в семъе своего жениха... Сергей, сын о. Митрофана, трижды пытался убедить ее скрыться, но она отвечала: "Я родилась около церкви Пресвятой Богородицы, здесь и умру", и осталась на месте, где была церковь. Вскоре пришли туда солдаты и боксеры, и она мученически скончалась, почитая смерть отшествием в место блаженного упокоения.

Ивану было тогда 8 лет. 10 июня вечером, когда убили его отца, боксеры разрубили ему плечи и отрубили пальцы на ногах; нос и уши были отрезаны. Невесте брата его Исаии удалось спасти его от смерти, и она спрятала его в отхожем месте. На вопрос людей, больно ли ему, он отвечал, что страдать за Христа не больно. Мальчишки издевались над ним... Иван просил у соседей воды, но они не только не дали ему, но и прогнали. Протасий Чан и Иродион Сюй, тогда еще не крещеные, свидетельствуют, что они видели этого мальчика с израненными плечами и ногами; раны были в вершок глубины, но он не чувствовал боли и, будучи опять взят боксерами, не обнаруживал страха и спокойно шел. Один старик выражал о нем сожаление, говоря: "Чем виноват мальчик? вина родителей, что он стал дьявольским последователем". Другие поднимали его на смех и поносили, или просто бросали на него презрительные усмешки. Так он был веден, как агнец на заклание.

(Первые христианские мученики из православных китайцев. "За Церковь", 1936, 19).

Черной несправедливостью было бы, особенно в связи со сказанным выше о западных миссионерах, обойти молчанием инославных христиан -- и китайцев, и европейцев, -- принявших мученичество в те же дни. Погибло до 30 тыс. католиков и 2 тыс. протестантов; из 2500 протестантских миссионеров было убито 134, т.е. около 5 процентов (Nat Brandt. Massacre in Shansi. Syracuse Univ. Press, 1994, p. 270). Как дань их памяти, приведем разсказ очевидца событий 9 июля 1900 г. у губернаторского дворца в Тайюане при большом стечении народа:

Первым вывели мистера Фартинга, баптистского миссионера из Англии. Жена рвалась за ним, но он но он мягко отстранил ее и, сопровождаемый солдатами, пошел вперед и опустился на колени, не произнося ни слова. Голова его отлетела в сторону от одного удара тесака. За ним последовали мистер Ходдл, мистер Бэйнон, доктор Ловитт и доктор Уилсон; каждый был обезглавлен с первого удара. Но тут губернатор Ю Шин потерял терпение и приказал, чтобы охрана, вооруженная длинными саблями, помогла убить остальных. Следующими были мистер Стоукс, мистер Симпсон, и мистер Уайтхауз.

Когда с мужчинами было покончено, дошла очередь до женщин. Миссис Фартинг вела за руку двух детей, крепко прижимавшихся к ней, но солдаты развели их и с одного удара обезглавили мать. Палач отрубил головы детям, вполне проявив при этом свое мастерство; солдаты же оказались куда менее ловкими, и некоторые женщины, прежде чем умереть, получали удар за ударом. Миссис Ловитт была в очках; она держала за руку сына, когда ей рубили голову. Она говорила: "Мы все прииехали в Китай чтобы передать вам добрую весть о спасении через Иисуса Христа; мы не сделали вам ничего плохого. За что же вы нас?" Солдат забрал у нее очки и убил ее.

Когда разделались с протестантами, вывели католиков. Епископ, седой старик с длинной бородой, спросил губернатора, почему он устроил такое злодейство. Ответил ли ему губернатор, я не слыхал, но видел, как он вытащил саблю и наотмашь разрубил старику лицо: кровь ручьем лилась у него по бороде, когда ему рубили голову.

Сразу вслед за ним обезглавили священников и монахинь. Потом привели мистера Пигготта и его спутников из близлежащей окружной тюрьмы. Он все еще был в наручниках, как и мистер Робинсон. Он говорил, обращаясь к окружающим, вплоть до последней секунды, когда его обезглавили с одного удара. Мистер Робинсон принял смерть совершенно спокойно. Когда отрубили голову миссис Пигготт, она еще держала за руку сына: его убили тотчас вслед за ней. Потом убили остальных женщин, и еще двух девочек.

Всего в тот день обезглавили 45 европейцев; из них было 33 протестанта и 12 католиков. Изрядное число христиан-китайцев тут же разделили их участь. Успело стемнеть, пока дело было сделано, и тела оставили на месте до утра. За ночь их раздели, снняли часы и кольца. Наутро их вытащили к Южным Воротам, а головы в клетках выставили на городской стене. Все кругом удивлялись твердости и спокойствию иностранцев: ни у кого, кроме двух-трех малолетних детей, не было видно ни страха, ни слез.

(O"Connor).

20 июня посольский квартал был взят в осаду, длившуюся 56 дней — до 14 августа 1900 года. Там около девятисот европейцев и несколько сотен китайцев-христиан находились под защитой всего 525 солдат, тогда как силы китайцев превышали 20 тысяч человек (это были и ихэтуани, и правительственные войска). Здания миссий были сильно разбросаны, поэтому осажденные решили оборону разделить на два укрепрайона: в первый объединили посольства Англии, России и США, а во второй — Франции, Германии, Японии и Испании. Силы были поделены примерно поровну. Женщин (147 человек) и детей (76 человек) разместили в английском посольстве, как наиболее защищенном от обстрелов. Ели конину, курили листья, боезапас пополняли, отливая пули.

Так называемое «Восстание боксёров» 1900—1901 стоило жизни более чем 130.000-м китайских мирных граждан (в их числе и 30.000-м христиан) и нескольким тысячам иностранцев. Победители же, в свою очередь, казнили как истинных «боксёров», так и якобы причастных. Их число точно неизвестно.

Всегда почему то думал что Восстание Китайских Боксеров — это было восстание китайского народа под руководством мастеров боевых искусств — которые соответственно с голыми руками боролись против империализма — и так как у них не было огнестрельного оружия — очень многие мастера боевых искусств погибли и унесли с собой в могилу многие и многие секреты боевых искусств Китая. Но на самом деле это конечно же обыкновенный штамп.

(Детям и очень впечатлительным людям лучше конечно не смотреть)

Но реальность оказалась несколько другой.

Случайно наткнулся на фотографии про казни китайских боксеров и был просто таки поражен этой странной, обыденной и просто таки запредельной, но при этом какой то повседневной жестокостью запечатленной на этих фотографиях — казней боксеров. Это что то выходящее за рамки обыкновенной жестокости. Какая то обыденность и пустота во взглядах — и все это на фоне бросающейся в глаза нищеты и грязи и пыли. Это настоящее воплощение мрака сознания — эти фотографии казней китайских боксеров. (Причем оказывается и сами «китайские боксеры» по всей видимости вытворяли не менее жуткие вещи — просто у них не было фотоаппаратов)

Угроза территориального раздела Китая породили движение за реформы и обновление страны, заявившее о себе по-сле неудачной войны с Францией. Рефор-маторы требовали «изменить существу-ющий порядок, проникнуть в душу наро-да». Реформаторское движение особенно усилилось после войны с Японией, одна-ко начавшиеся в 1898 г. преобразования с целью «искоренения старого и распро-странения нового» были тут же пресече-ны сторонниками сохранения старых по-рядков.

В 1899 г. в Китае началось движение ихэтуаней , направленное против ино-странного засилья. Ихэтуанями называ-лись участники повстанческих отрядов «Кулак во имя справедливости и мира» — отсюда название, данное этому движению иностранцами, — «Боксёрское восстание». Клятва повстанцев тре-бовала «не нарушать приказаний родителей, не нарушать сущест-вующих законов, изгнать чужеземцев, убивать чиновников-взяточников». Свою цель ихэтуани видели в том, чтобы «защитить Китай, изгнать заморских грабителей, уничтожить местных христиан и, таком образом, избавить соотечественников от страданий».

Ихэтуаньское восстание началось в германской «зоне влияния», но вскоре вышло за её пределы. Повстанцы заняли Пекин и добились правительствен-ной поддержки своих действий. Материал с сайта

21 июня 1900 г. Китай объявил вой-ну иностранным державам, которые направили в ответ междуна-родную карательную экспедицию. Иностранные войска захватили Пекин, подвергнув город грабежам и разрушениям. Германский сол-дат писал домой: «Что здесь происходит, дорогая мама, описать не-возможно — настолько безумны происходящие убийства и резня».

По условиям протокола об умиротворении, подписанного в сентяб-ре 1901 г., Китай обязался заплатить громадную кон-трибуцию, наказать виновных в убийствах иностран-цев, допустить вооружённую охрану посольств, пре-доставить ещё более широкие экономические права иностранцам.

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам: