Виды гко. ГКО: расшифровка аббревиатуры, история и применение данного финансового инструемента

Общие принципы функционирования государственных краткосрочных бескупонных облигаций были разработаны в рамках Российско-американского банковского форума. Для их реализации в Центральном банке Российской Федерации создано управление ценных бумаг, которое занимается размещением гособлигаций, операциями на вторичном рынке и расчетами между участниками рынка ГКО. В июле 1992 г. Центральный банк Российской Федерации провел конкурс среди российских бирж, победителем которого была признана Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). Ей было поручено создание и поддержание технологической части рынка ГКО - торговой, расчетной и депозитарной системы.

К непосредственным операциям на рынке ГКО допускаются только специально отобранные Центральным банком Российской Федерации дилеры, первоначальное количество которых составляло 24.

С целью территориального расширения рынка ГКО были активизированы работы по созданию системы региональных торговых площадок, а в перспективе - единой общероссийской системы электронного финансового рынка. Уже подключены к действующему комплексу региональные торговые площадки в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Новосибирске.

Основными документами регулирующими рынок ГКО, являются постановление Совета Министров - Правительства РФ № 107, постановление Верховного Совета РФ от 19.02.93 г. и приказ Центрального банка Российской Федерации от 06.05.93 г., утвердивший Положение об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций.

Эмитентом ГКО является Министерство финансов РФ. При принятии решения о выпуске оно определяет его предельный объем, период размещения и ограничения на потенциальных покупателей. Банк России проводит размещение, обслуживание и гарантирует своевременное погашение выпущенных облигаций. Эмиссия осуществляется в виде отдельных выпусков на срок до одного года (3, 6, и 12 месяцев). Номинал облигаций, выпущенных до 27 сентября 1994 г., составлял 100"000 рублей. С 27 сентября 1994 г. номинал облигаций равен 1"000"000 рублей. Размещение их происходит в виде аукциона с дисконтом от номинальной цены. Облигации не имеют купонов.

Выпуск осуществляется на безбумажной основе в виде записей на счетах “депо”. Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом в двух подлинных экземплярах, хранящихся вечно в Министерстве финансов РФ и Банке России.

Сведения о параметрах очередного выпуска объявляются не позднее, чем за семь дней до его размещения. Владельцами ГКО могут быть российские юридические и физические лица, а также нерезиденты, с учетом ограничений, устанавливаемых отдельно для каждого выпуска.

Выпуск ГКО считается состоявшимся, если в период его размещения было продано не менее двадцати процентов от количества облигаций, предлагавшихся к выпуску.

Обращение облигаций может осуществляться только в результате заключения договоров купли-продажи. Переход права собственности от одного владельца к другому наступает в момент перевода облигаций на счет “депо” их нового владельца. Московская межбанковская валютная биржа за проведение операций на рынке ГКО взимает комиссия в размере 0,075% от суммы каждой сделки, кроме операций по погашению облигаций.

Действия Министерства финансов РФ и Центрального банка Российской Федерации в этих случаях оговорены специальным договором № 5-2-1 “О размещении и обслуживании выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций” от 6 мая 1993 г.

Государственные ценные бумаги, выпускаемые в виде срочных долговых обязательств, являются одним из инструментов управления государственным долгом.

Обращение ГКО в России регламентируется "Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ", утверждённых Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993г. №107 Совета Министров.

Создание рынка ГКО решает следующие задачи:

  • финансирование бюджета из неинфляционного источника (привлечение финансовых ресурсов с рынка);
  • определение реальной стоимости обслуживания государственного долга (процентная ставка ГКО определяется рынком);
  • установление ориентира для рыночных ставок по другим инструментам финансового и денежного рынков;
  • предоставление участникам рынка высоконадёжного, высоколиквидного инструмента для размещения свободных финансовых ресурсов;
  • предоставление в распоряжение ЦБ инструмента для проведения денежно-кредитной политики посредством операций на "открытом рынке";
  • организация широкой сети коммерческих посредников, охватывающих значительные слои инвесторов;
  • внедрение современной электронной технологии торговли, расчётов и депозитарного учёта.

ГКО являются высоконадёжным финансовым инструментом, так как являются государственными обязательствами. ГКО обращаются в безбумажной форме - в виде записей на счетах владельцев, что резко сужает круг возможных махинаций, исключает возможность краж и подделок.

Все облигации являются именными. Облигации выпускаются на срок 3 и 6 месяцев. Эмиссия облигаций осуществляется периодически в форме отдельных выпусков.

Каждый выпуск производится, как правило, один раз в месяц. ГКО всех выпусков имеют одинаковую номинальную стоимость 100 тысяч рублей. Цены на облигации устанавливаются в процентах к номиналу с точностью до 0,01%. Облигации размещаются с дисконтом, то есть по цене ниже номинала.

Доходом по ГКО считается разница между ценой реализации и ценой покупки. Так как доход по ГКО приравнен к доходу по процентам по государственным ценным бумагам, то он не облагается налогом.

При совершении сделок с ГКО с покупателя взимается налог на операции с ценными бумагами в размере 0,1% от величины сделки.

Реальная доходность от вложений в ГКО определяется с учётом размеров налогообложения субъектов инвестирования: для банков 30%, для небанковских организаций - 32%. Следовательно, при прочих равных условиях доходность по ГКО для небанковских организаций несколько выше. В капиталистически развитых странах реальные доходы по ГКО не превышают 6-7%.

На сегодняшний день рынка ГКО фактически не существует. 14 августа правительство приостановило выплаты по ГКО и ОФЗ, что стало одной из причин кризиса в августе 1998г. По данным Доклада, подготовленного сотрудниками Департамента финансовой политики МЭКа (Межгосударственного Экономического Комитета) и Исполнительной дирекции МВК (Межгосударственного Валютного Комитета) под редакцией д.э.н. Д.А. Чегодаева на основании материалов Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Межгосударственного статистического комитета СНГ, министерств экономики, финансов и Центрального Банка Российской Федерации и публикаций в средствах массовой информации, причинами кризиса явилось то, что:

  • 1. Правительство проглядело смену экономических фаз и не смогло (или не захотело) скорректировать систему экономических регуляторов.
  • 2. Правительство не увидело специфики настоящего кризиса, приняв его за классический “кризис бюджетных дефицитов”. В результате меры, примененные им, были направлены на реструктуризацию внутренних обязательств, а не на приведение к реальности завышенной системы цен, эти обязательства спровоцировавшие.
  • 3. Правительство пыталось одновременно условно девальвировать рубль и санировать рынок ГКО - ОФЗ, повысить налоговые поступления и заморозить обязательства крупных российских банков перед иностранными кредиторами. Полученные результаты не имели ничего общего с поставленными задачами: на рынок хлынул шквал “отсроченной инфляции”, была спровоцирована паника и “расходы будущих периодов” неумелыми действиями были переведены в “текущие обязательства”.
  • 4. Попытка Правительства ослабить давление на валютный сегмент финансового рынка, образовавшийся в результате оттока больших объемов рублевой денежной массы из корпоративного сектора, вследствие резкого снижения привлекательности арбитражных сделок путем увеличения доходности государственных ценных бумаг, привела к критическому росту бюджетных расходов по обслуживанию внутреннего долга.
  • 5. Фактической ликвидацией 14 августа рынка ГКО Правительство только усилило это давление, и вся высвободившаяся рублевая масса хлынула на валютный рынок.
  • 6. Принятие правительством и ЦБ РФ 17 августа экстренных защитных мер спровоцировало резкое снижение ликвидности банковской системы России, многие из банков оказались на грани банкротства. Население начало скупать доллары в обменных пунктах, снимать вклады с рублевых и валютных банковских счетов, начался ажиотажный спрос на все товары и продовольствие.

Кризиса можно было избежать или, по крайней мере, смягчить, если бы вместо панического повышения доходности ГКО и ОФЗ был найден иной доходный сегмент рынка, куда были бы направлены финансовые потоки, высвобожденные после краха рынка корпоративных бумаг, например в реальный сектор российской экономики, способный при правильном управлении эффективно использовать значительный объем инвестиций

Также можно было бы расширить объемы денежных масс за счет увеличения капитализации предприятий, введения в финансовый оборот земельных участков, принадлежащих предприятиям.

Практически невостребованной оказалась и интеллектуальная собственность не только в России, но и во всех странах СНГ. Имея огромный интеллектуальный потенциал, наши государства так и не смогли вовлечь интеллектуальную собственность в хозяйственный оборот, как это уже давно сделано в развитых странах. Так, по некоторым оценкам экспертов, в составе основных фондов технологических фирм развитых стран доля интеллектуальной собственности в виде нематериальных активов составляет до 40%, в то время как на подобных предприятиях государств СНГ, в лучшем случае, - доли процента. Однако это вопрос перспективы и он не решается в течение года.

Как известно, ситуация на финансовых и фондовых рынках является только индикатором общего экономического состояния государства. Поэтому все достижения в области валютной стабилизации, не подкрепленные позитивными изменениями в “реальном секторе”, крайне уязвимы под воздействием внешнего кризиса.

Хотя тенденции последних дней дают надежду на улучшение ситуации, пока рано говорить о завершении кризиса, и еще долго придется преодолевать его последствия.

В первую очередь необходимо сохранить объемы товарооборота между нашими странами, снижение которого вызвано как финансовым кризисом, так и защитными мерами, введенными для пополнения валютных резервов, не допустить паралича в платежно-расчетных отношениях.

Также в случае продолжения снижения курса доллара по отношению к рублю, ряд крупных банков стран Содружества может испытать значительные трудности. Это обстоятельство, а также сокращение объемов золотовалютных резервов могут вызвать проблемы в банковских системах этих государств

На сегодняшний день можно сказать, что правительство борется с кризисом в большей степени административными методами, нежели чем экономическими. Правительство, дабы не допустить резкого роста цен, ограничило перемещение денег по рынкам. Сейчас рублю абсолютно некуда податься. Рынок ценных бумаг - как государственных, так и корпоративных - фактически не работает. Обновленные ГКО торгуются мизерными по сравнению с серединой прошлого года объемами. Валютный рынок пребывает в стагнации после того, как правительство и Центральный банк жестко привязали покупку долларов к наличию у покупателя импортного контракта.

В бездокументарной форме (в виде записей на счетах учёта). Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО выступал Центральный банк Российской Федерации .

ГКО выпускались на разные сроки - от нескольких месяцев до года - отдельными выпусками в соответствии с «Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации», утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 года № 107. Для каждого выпуска могли отдельно устанавливаться ограничения для потенциальных владельцев. Выпуск считался состоявшимся, если в процессе размещения было продано не менее 20 % количества предполагавшихся к выпуску ГКО. Непроданные ГКО могли реализовывать позднее. Также был возможен досрочный выкуп ГКО на вторичном рынке.

Воплощение и функционирование ГКО обычно связывают с именами Андрея Козлова , который в 1992 году возглавлял управление ценных бумаг Центрального банка РФ , и Беллы Златкис , которая с 1991 по 1998 годы занимала должность начальника Департамента ценных бумаг и фондового рынка Министерства финансов РФ .

Доход формировался как разница между ценой погашения (номиналом) и ценой покупки.

Основой экономической модели ГКО стал механизм финансовой пирамиды , аналогичный схеме действия МММ . По оценке Михаила Хазина «Это была самая крупная финансовая афера за все постсоветское время» .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    На начальном этапе спрос на ГКО был низким в связи с высокой инфляцией и закрытостью ГКО для иностранцев. Сумма выручки от реализации ГКО в 1994 году составила 12,8 трлн рублей. В 1997 году - 32 трлн руб., из них 44,2 % было направлено на покрытие бюджетного дефицита . На 1 января 1998 года общий объём по номиналу находящихся в обращении ГКО составлял 272 612 млрд р. К 1998 году рынок ГКО стал основным источником финансирования дефицита российского бюджета. Правительство России через дочерние структуры Центробанка создавало дополнительный спрос на ГКО за счёт средств, полученных от этого же рынка. Это обеспечивало уверенность иностранных инвесторов в надёжности инструмента ГКО и пополнение золотовалютных резервов России валютой , которую иностранцы обменивали на рубли для покупки ГКО.

    В период с мая 1993 по сентябрь 1994 года номинал одной облигации составлял 100 тыс. рублей, с октября 1994 по декабрь 1997 года - 1 млн рублей, с января 1998 года - 1 тыс. деноминированных рублей.

    Оценка планирования и последствий выпуска ГКО

    Прокурорская проверка Генеральной прокуратурой РФ и специальной комиссией Совета Федерации показала, что изначально сам замысел выпуска ГКО был сделан с большими просчётами (с точки зрения интересов государства и национальной экономики), что привело к значительному обогащению большого числа чиновников, олигархов, а также преступных авторитетов.

    Первой стратегической ошибкой было то, что облигации были краткосрочными и высокодоходными (до 60 %, при норме для ценных бумаг 4-5 %). Поэтому полученные за них средства были совершенно непригодны для вложения в промышленность, сельское хозяйство и иные сферы экономики, не приносящие моментальной отдачи, и не приносящие большой прибыли (с. 115 ).

    Второй тактической ошибкой было то, что игроки на рынке ГКО получали от спекуляций такую большую прибыль, что им становилось бессмысленно заниматься реальным производством и высокими технологиями - и они этим не занимались. До 70 % западных кредитов уходило не в реальный сектор экономики , а в виртуальный - на спекуляции с облигациями ГКО (с. 116 ).

    Наконец, когда к декабрю 1997 года выяснилось, что доходов от размещения новых ГКО не хватает на выплаты по старым - вместо экстренных мер по укреплению рынка было сделано противоположное: сняты ограничения для иностранцев, и вскоре треть всех ценных бумаг оказалась в их руках. Это позволило выкачивать деньги из РФ в другие страны: облигации продавались по цене 50-60 % от номинальной, а уже через несколько месяцев государство выплачивало владельцу номинальную стоимость.

    С 1 января 1998 года были сняты все ограничения на вывоз капитала, и вместо притока в РФ произошёл сильный отток - все деньги вывезли, национальная валюта обесценилась, рынок ГКО обвалился, произошёл дефолт августа 1998 г. Всё происходило в соответствии с «Концепцией развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации», разработанной А. Чубайсом , и подписанной Б. Ельциным (с. 116 ).

    Одной из причин дефолта стало разворовывание целевого кредита Международного валютного фонда , выделенного на поддержание курса рубля. Первая часть кредита - 4,8 млрд долларов США - была украдена после её перевода из США, но ещё до поступления в РФ (с. 260-270 ). К этому причастны многие видные деятели, включая М. Касьянова , Б. Березовского , Т. Юмашеву , Р. Абрамовича , С. Дубинина , владельцев банков «СБС-Агро », «Менатеп» (Ходорковский), «Инкомбанк », Объединённый банк, «Собинбанк », «ОНЭКСИМбанк » и др. (18 банков).

    Компьютерный анализ сделок (заключавшихся при покупке-продаже облигаций) выполненный Генеральной прокуратурой, показал, что спекуляции на рынке ГКО привели к обогащению порядка 780 высокопоставленных государственных чиновников, не имевших права вообще заниматься подобной «коммерцией», и других видных деятелей. Среди них: А. Чубайс, министр иностранных дел А. Козырев , министр образования и науки Тихонов , заместители председателя Центробанка Алексашенко и Можаров, почти все заместители министра финансов, первый заместитель министра обороны Михайлов , вице-премьер Серов , дочери Ельцина Татьяна и Елена (с. 119-120 ). Российский Центральный банк и его руководитель С. Дубинин тоже принялись покупать ГКО - на эмитировавшиеся ими же деньги. При этом никаких мер для предотвращения надвигавшейся очевидной катастрофы ими и Министерством финансов не предпринималось. С 1993г до конца 1998г внутренний долг РФ вырос с 16 млрд рублей до ~756 млрд рублей (за 5 лет вырос в 47 раз).

    Получив информацию о случившемся, причинах и участниках, премьер-министр Примаков занял позицию невмешательства)(с. 121 ).

    В августе 1998 года Россию постигла тяжелая финансовая катастрофа, оставившая без средств к существованию более одиннадцати миллионов российских граждан. Утех, кто сохранил за собой место работы, зарплата была урезана в среднем на две трети, со 160 до 55 долларов в месяц. За официальной чертой бедности оказались около 40 процентов граждан России.
    Кризис был связан с масштабными спекуляциями, в основе которых лежали государственные краткосрочные облигации (ГКО) - ценные бумаги Министерства финансов Российской Федерации с определенным сроком их погашения и гарантированным процентом доходности. Выпуск подобных облигаций - общепринятый в мировой экономике механизм привлечения денежных средств. Полученные деньги пускаются в оборот, приносят прибыль - она идет на погашение стоимости и выплаты процентов, а также на нужды государства. Но Россия и на этот раз пошла своим путем.

    Впервые ГКО появились на ММВБ 18 мая 1993 года, и вскоре эти ценные бумаги стали основой фондового рынка России и главным средством финансирования бюджетного дефицита. ГКО были абсолютно ликвидными облигациями со сроком обращения в 3, 6 и 12 месяцев и номиналом в миллион рублей. Наибольшей популярностью пользовались самые «короткие» ГКО. Банк России продавал облигации существенно ниже номинала, но Минфин выкупал их позднее по номиналу. Разница между ценой покупки и продажи составляла доход держателя ГКО.
    При малом числе заявок государство могло снизить цены на облигации, чтобы стимулировать спрос. Когда спрос был велик, цена на облигации повышалась. Доход по ним составлял 30-50 процентов, а порой достигал немыслимых 250 процентов! Таким образом на фоне экономической разрухи в стране, неплатежеспособности половины производственных предприятий на российском финансовом рынке можно было не прилагая усилий получать 100 процентов прибыли, гарантированной государством.
    Успех первых торгов побудил Министерство финансов расширить рынок краткосрочных облигаций. «Однако щедро расплачиваясь с держателями выходящих в тираж ГКО, государство отдавало им лишь часть денег, выручаемых от продажи все новых серий, - отмечает видный историк Рой Медведев. - Именно эти признаки - короткие сроки обращения, высокая прибыль при погашении облигаций, средства для которой черпались не из бюджета, а за счет притока все новых и новых покупателей, - придавали операциям по ГКО форму опрокинутой пирамиды. В сущности, это была классическая финансовая пирамида, которую строили не частные лица, а государство».
    Уже в 1995 году ГКО появились тревожные симптомы, когда доходов от размещения новых серий не хватало на погашение вышедших в тираж. А между тем впереди были выборы в Государственную думу и на пост президента. Правительству срочно требовалось найти новые источники заимствования. Существовало лишь два пути - повысить доходность ГКО и разрешить участие в этой игре иностранцам.
    В первые месяцы 1996 года доходность ГКО поднялась до 100 процентов. За месяц до президентских выборов она возросла до фантастических 250 процентов. При среднем сроке обращения ГКО в 134 дня владельцы облигаций могли удвоить свой капитал менее чем за четыре месяца! Это были сумасшедшие прибыли, и в игру на рынке ГКО втянулись не только крупные банки, но страховые и пенсионные фонды, предприятия и научные институты. Не удержалась и церковь: даже настоятели православных и мусульман охотно покупали ГКО.
    В результате правительство добилось не поставленных, а прямо-противоположных целей: вместо того, чтобы финансировать развитие экономики, рынок ГКО, наоборот, вытягивал, словно пылесос, денежные средства из промышленного сектора, обескровливая его. Директора, не заботясь о нуждах своих предприятий, об их перспективах, направляли все средства на рынок ценных бумаг для сверхвыгодной «прокрутки».
    Номинал в один миллион рублей мог отпугнуть только рядовых россиян, но не влиятельных людей. При расследовании, проведенном «Новой газетой» по поводу сверхвысоких доходов вице-премьера Анатолия Чубайса в 1996 году, была обнаружена весьма простая схема обогащения «особо важных персон»… Еще в начале 1996 года Чубайс получил от банка «СБС-АГРО» беспроцентный кредит в миллион долларов, на которые банк, по поручению Чубайса, приобрел несколько облигаций ГКО. Через три месяца облигации были погашены, и кредит банку возвращен. У Чубайса, однако, осталась прибыль в миллиард 700 миллионов неденоминированных рублей.
    В 1996 году иностранные инвесторы вложили в ГКО около 6 миллиардов долларов. Прибыль оказалась столь велика, что на следующий год на фондовом рынке России начался бум. Эксперты международных финансовых корпораций отмечали, что российский фондовый рынок является лучшим в мире по доходности. Один из западных финансистов с удивлением говорил своим коллегам: «Мне кажется, что русские просто дарят мне миллионы долларов». Во многом благодаря иностранным инвесторам пирамида ГКО продолжала расти.
    Когда в конце октября 1997 года накатила первая волна кризиса и упали цены на рынке ГКО, Центральный банк России какое-то время пытался одновременно поддерживать и рынок ГКО, и курс рубля. Центробанк покупал краткосрочные облигации, тем самым поддерживая рынок, а инвесторы с полученными от продажи ценных бумаг рублями тут же меняли их на доллары, вынуждая Центробанк продавать валюту. В итоге за ноябрь 1997 года уровень валютных резервов значительно сократился. В дальнейшем Центробанк перестал поддерживать рынок ГКО, что привело к падению цен на краткосрочные облигации и, как следствие, к росту процентных ставок по ГКО. Это привлекло новых инвесторов, но не в тех масштабах, которые необходимы для жизни финансовых пирамид.
    В начале 1998 года около 40 процентов, находившихся в обращении ГКО, были частью активов Центробанка и Сбербанка. Выплаты по ГКО превысили доходы страны ровно вдвое. Валютные резервы Центробанка истощались, но полученные от сделок рубли Центробанк сам вкладывал в ГКО. Чиновники, от которых зависели все решения, и игроки в ГКО были одними и теми же персонажами…
    Правительство какие-то меры все же принимало. Один из участников событий 1998 года - исполнительный директор Международного валютного фонда от России Алексей Можин рассказывал в интервью: «Последняя попытка выкрутиться состояла из трех элементов. Первый - это антикризисная программа российского правительства, в которой предусматривались меры по сокращению дефицита бюджета. Эта программа была подробно прописана в нашем соглашении с Международным валютным фондом (МВФ). Второй элемент - это крупномасштабный пакет международной финансовой помощи на сумму 22,6 млрд. долларов. Только от МВФ Россия рассчитывала получить до конца 1998 года 12,5 млрд. долларов, не считая кредитов Всемирного банка и двусторонних кредитов. Наконец, третий элемент, о котором многие забыли, - предложенный Минфином обмен ГКО на долларовые еврооблигации».
    Процентные ставки по 7-летним и 20-летним еврооблигациям были установлены на уровне 13-15 процентов, то есть инвесторам предлагалось уйти с рынка ГКО с финансовыми потерями. Почти все держатели коротких бумаг остались на рублевом рынке, понадеявшись на то, что помощь МВФ и программа российского правительства позволят сохранить пирамиду по крайне мере еще на 3-4 месяца. В итоге инвесторы обменяли ГКО на еврооблигации всего лишь на сумму 4,5 млрд. долларов, что составляло немногим более 10 процентов общего объема рынка ГКО.
    В мае 1998 года продажа ГКО приобрела массовый характер. Председатель Центробанка России Сергей Дубинин во время деловой поездки в Киев заявил, что процессы, происходящие на рынке ГКО, могут привести через 2-3 года к банкротству государства. Это заявление, растиражированное прессой, только усилило бегство инвесторов с рынка ГКО. В брошюре «Фондовый рынок», подписанной в печать в конце мая, профессор Эри предрекал: «Это учебное пособие выходит в свет в тот момент, когда терпит крах величайшее финансовое мошенничество всех времен. Крах пирамиды ГКО неизбежен. Искусственно вырытая стараниями кредиторов и постоянно увеличивающаяся долговая яма многократно превышает российскую денежную массу. В нее упадет Правительство. Всеобщая разруха и гражданская война становятся неизбежными. Это произойдет в ближайшие год-полтора».
    Положение становилось критическим. Минфин попытался расширить продажу двухгодичных облигаций, а также ГКО с годичным сроком обращения. Однако денег на погашение вышедших из обращения облигаций не хватало. Полученные от МВФ 4,781 млрд. долларов были истрачены всего за одну неделю. По официальной версии, Центральный банк продал эти доллары российским и иностранным банкам для того, чтобы защитить курс рубля и тем самым избежать девальвации. Валютные резервы таяли на глазах, инвесторы начали крупномасштабный вывод капитала из страны. Каждую среду Минфин должен был погашать ГКО и размещать новые облигации, чтобы получить средства для погашения старых. Рынок ГКО по номиналу составлял в то время около 40 млрд. долларов.
    Кредит МВФ был использован для вывода из-под удара влиятельных российских
    игроков, которые сбрасывали крупные пакеты рублевых облигаций и тут же получали за них доллары по текущему курсу. Иностранные игроки на рынке ГКО также получили возможность обменять рублевые облигации на долларовые и, таким образом, дефолт их не коснулся.
    Доктор экономических наук Сергей Глазьев прокомментировал историю с кредитом МВФ следующим образом: «С точки зрения морально-этической, в ситуации, когда рубль падает и никто доллары не продает и вдруг появляется 4,8 миллиарда, которые можно купить по 6 рублей за доллар, а больше нигде на рынке вы этого сделать не можете, ясно,
    что это разновидность сговора с целью присвоения государственных денег, по сути дела, которые Россия взяла на себя по явно уже к тому времени завышенному курсу рубля.[...] А с точки зрения юридической была обычная процедура. Кому-то повезло - я так могу сказать. Конкретные банки - просто так случилось - оказались в нужное время в нужном месте и сумели получить по дешевке доллары».
    Развязка приближалась, а все главные лица страны покинули Москву. Президент Ельцин улетел на Валдай ловить рыбу. Глава Центробанка Дубинин и руководитель президентской администрации Чубайс уехали отдыхать за границу. Кириенко отправился с визитом в Пермь и Казань, заявив, что устойчивости рубля ничто не грозит. Но все это не остановило развивавшейся паники на фондовом рынке. Всем лидерам пришлось срочно возвращаться в Москву.
    Последнее слово было за премьером Кириенко, которому Ельцин дал полномочия для окончательного решения. 17 августа после бурного ночного заседания, завершившегося лишь в 4 часа утра, правительство России приняло решение объявить технический дефолт, то есть заморозить текущие выплаты по ГКО и переоформить все ГКО со сроками погашения до 31 декабря 1999 года в новые ценные бумаги, все выплаты по которым будут перенесены в XXI век.
    Мнения экономистов разделились: одни считали это решение преступлением, другие - необходимым и своевременным. Характерен диапазон заголовков в российской прессе: от «Кто дал мальцу спички?» до «Мужество Кириенко». Размах и глубина последствий дефолта для российских финансов и банков, для населения и престижа России были столь велики, что Ельцин отправил Кириенко в отставку. Рубль упал в четыре раза. Тысячи предприятий оказались банкротами. Мигом обнищали миллионы людей. Крах получил соответствующую оценку мировой финансовой системы в опустившихся до африканского уровня кредитных рейтингах России. Российский ВВП всего за полгода сократился на две трети - с 422 до 132 млрд. долларов. И в то же время сотни чиновников свои капиталы приумножили. В этом - главный итог рухнувшей пирамиды ГКО.
    Генеральный прокурор России Юрий Скуратов распорядился расследовать эту аферу. Его подчиненные провели выемку базы данных Межбанковской валютной биржи. Работа колоссальная - всего в реестре значилось 45 тысяч человек. Оказалось, что на рынке ГКО активно играли многие должностные лица. Скуратов назвал фамилии 780 крупных государственных чиновников. Среди них - первый вице-премьер правительства Анатолий Чубайс, вице-премьер Валерий Серов, министр иностранных дел Андрей Козырев (этот вкладывал в ГКО астрономические суммы), министр образования и науки Александр Тихонов, первый заместитель министра финансов Андрей Вавилов, заместитель председателя ЦБ Сергей Алексашенко. Не обошлось без Бориса Березовского и представителей Министерства обороны. В числе азартных игроков числились обе дочери президента - Татьяна Дьяченко и Елена Окулова. Факт этот задокументирован. Если к Окуловой особых претензий не было - она не госслужащая, то Дьяченко - советник президента, не имела права заниматься коммерческой деятельностью, «Там были криминальные авторитеты, олигархи. Вообще было подозрение, и я убежден, что работала гигантская «стиральная машина», где отмывались нетрудовые доходы, шла легализация «грязных» денег. Всегда можно было сказать: «Я их выиграл на рынке ГКО»», - рассказывает Юрий Скуратов.
    В действиях чиновников следователи усматривали следующий состав преступлений. Во-первых, злоупотребление должностными полномочиями. Они использовали служебную информацию о ситуации на рынке ГКО в корыстных целях. Во-вторых, уклонение от уплаты налогов. В-третьих, незаконное участие в предпринимательской деятельности. Чиновники не могли не понимать, что пирамида рано или поздно рухнет. Но возможность получения гарантированных сверхприбылей была для них важнее интересов страны.
    Расследование аферы шло полным ходом, когда в начале февраля 1999 года генеральный прокурор России Скуратов был вынужден уйти в отставку. Его преемник расследование приостановил. Премьер-министр Евгений Примаков пытался вскрыть истинные причины дефолта. «Следует, не откладывая, открывать уголовные дела, - написал он на справке МВД. - Ущерб, нанесенный государству, огромен». Но, как только он пообещал выделить сто тысяч камер для лиц, замешанных в экономических преступлениях, убрали самого Примакова, а дело замяли. Сама же пирамида ГКО вошла во все учебники экономической истории, как пример одной из величайших финансовых афер нового времени.

    © Из книги 100 великих афер.

    Получил такой инструмент, как ГКО. Что это такое? Что скрывает эта аббревиатура - ГКО? Расшифровка этого слова означает «государственные краткосрочные облигации». Зачем они нужны?

    Кстати, есть еще один вариант трактовки этой аббревиатуры - «ГКО СССР», расшифровка которой не имеет ничего общего с миром финансов и означает «Государственный Комитет Обороны Союза Советских Социалистических Республик». Речь будет идти не об этом, а именно об облигациях.

    Первоначальный выпуск

    Что такое ГКО? Расшифровка этого термина подразумевает, что эти бумаги являлись прообразом векселей, которые существуют в Соединенных Штатах Америки. Государственные краткосрочные облигации выпустились на территории Российской Федерации в мае 1993 года. Их роль заключалась в покрытии Так как эти бумаги в финансовой системе классифицируются как краткосрочные, то логично, что они не могут использоваться для долгосрочных инвестиций. Первый выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО) составлял в номинале десять тысяч рублей, однако довольно быстро подняли до одного миллиона рублей.

    Доход от облигаций

    Что такое ГКО и какой от них доход? Инвестор получает прибыль за счет продажи государственных краткосрочных облигаций на разных аукционах по цене, которая находится ниже номинальной (с дисконтом). Эти ценные бумаги могут быть погашены по номиналу с помощью перевода денег на счет владельца в безналичной форме. Доход в данном случае - это разница между ценой на приобретение ГКО и их номинальной стоимостью на аукционе на или же при их первичном размещении.

    Кто может купить краткосрочные государственные облигации?

    Физические и юридические лица могут быть владельцами ГКО. Однако участие физических лиц на рынке оборота этих облигаций затруднено некоторыми чисто техническими причинами. Первый выпуск государственных краткосрочных облигаций ГКО уполномочил проводить все операции с ними только через дилеров, которыми выступают крупные финансовые компании и банки. Они в большинстве случаев не заинтересованы в сотрудничестве с капиталами частных лиц. Многие банки и финансовые предприятия устанавливают определенные ограничения на объемы средств, которые необходимы инвесторам для проведения операций с облигациями через дилера. На начало девяносто седьмого года эта сумма находилась в диапазоне от трех сотен до пяти сотен миллионов русских рублей.

    История выпусков

    Что означает термин ГКО? Расшифровка названия этого финансового инструмента, как мы уже упоминали, - «государственные краткосрочные облигации». Поэтому их и выпускали на краткие сроки в двенадцать, шесть и три месяца. В 1997 году эмитент (Министерство финансов Российской Федерации) изменил структуру выпусков такого инструмента, как краткосрочные облигации, оставив в ходу только шестимесячные и двенадцатимесячные. Так как ГКО, расшифровка которых делает акцент на коротких сроках действия, выпускаются чередующимися сериями, у эмитента есть возможность проводить систематическое погашение ранее выпущенных серий с помощью выпуска новых. Данные облигации бескупонные, поэтому инвестор может приобретать их по цене ниже номинальной. При размещении серии объемы выпусков по номиналу должны быть выше на дисконтную величину, которая установлена во время аукционной реализации данных ценных бумаг.

    Действия в отношении краткосрочных облигаций

    Минфин Российской Федерации проводит частые и регулярные ГКО. Расшифровка этой аббревиатуры включает в себя слово «государственные», так как именно в бюджет идут поступления от продажи этих активов. Благодаря политике частых эмиссий краткосрочные облигации превращаются такими простыми методами в долгосрочные, так как государство всегда имеет определенную сумму заимствований. К примеру, уже в девяносто пятом году от реализации ГКО чистые поступления в бюджет составили почти тридцать триллионов рублей. Это позволило покрыть более пятидесяти процентов дефицита федерального государственного бюджета. В девяносто шестом году выручка от циклов эмиссий краткосрочных облигаций составила более пятидесяти триллионов рублей.

    Кто является участниками рынка оборота краткосрочных облигаций?

    Аббревиатура ГКО, расшифровка которой нами рассматривалась выше, имеет широкий спектр участников рынка. Основными субъектами являются:

    • (Российской Федерации), которое является эмитентом и определяет цену первичного размещения облигаций на аукционах, формирует средневзвешенную цену, а также влияет на объемы выпуска.
    • Центральный банк РФ (Российской Федерации), который является уполномоченным агентом Минфина по вопросам размещения ГКО. Также, ЦБ РФ проводит и организует аукционы по первичному размещению облигаций, участвует в аукционах вторичных, оперирует с бумагами на открытых рынках.
    • Дилер, то есть заключивший договор с ЦБ РФ профессиональный участник торгов, который обслуживает операции с ГКО. Дилер может как заключать сделки за свой счет, так и быть брокером, выполняя сделки по поручению своих клиентов.
    • Инвестор, то есть такое физическое и/или юридическое лицо, которое не является дилером и приобретает государственные краткосрочные облигации на основании договора, заключенного с определенным дилером.
    • Депозитарии. ГКО, расшифровка которых предполагает безналичную форму выпуска, обладают двухуровневой системой, которая состоит из субдепозитария (собственно, им является дилер) и головного депозитария (организации, которая заключила договор с Центральным банком Российской Федерации на ведение необходимых депозитарных действий по учету краткосрочных облигаций).

    Содержание

    Стабильное финансовое состояние страны – залог благополучия населения, потому правительство стремится его контролировать, в том числе и за счет выпуска гособлигаций. Облигации государственного займа (ОФЗ) являются средством для покрытия бюджетного дефицита посредством выпуска федеральных ценных бумаг. Грубо говоря, государство берет у граждан в заем денежные средства под определенный процент. За последние несколько лет бюджетные доходы уменьшились (главным образом из-за резкого падения цены на нефть) и выпуск госзаймов снова стал актуальным.

    Что такое государственные облигации

    Облигации государственного займа – это залоговый инструмент, который правительство страны выпускает для привлечения средств населения. Физическое лицо, которое приобрело ОФЗ будет являться по отношению к стране инвестором. Государство дает гарантии по возвращению долга с начислением процентов. Валюта ценных бумаг РФ – российский рубль. На данный момент облигация государственного займа считается способом вложить свободные средства с низкими рисками. Существуют муниципальные государственные бумаги, которые выпускаются местными городскими властями.

    Облигации федерального займа

    Министерство финансов России снова выпускает облигации федерального займа, то есть ценные бумаги, размещение которых позволит пополнить бюджет. С 26 апреля 2019 года начинается продажа облигации федерального займа для физических лиц. Максимальный срок действия ОФЗ – три года. Общая стоимость составит 15 млрд. руб., одна государственная облигация будет стоить 1 000 руб. Минимальное количество покупки – 30 шт., максимальное – 15 000 штук.

    Досрочное погашение возможно, но невыгодно. Расчет предусмотрен каждое полугодие. Размер годового дохода составляет от 7,5 до 10,5%. Облигации государственного займа выпускаются на определенный срок, тогда покупатель получает купоны (процентные выплаты). Государство объявляет о размере и дате выплат, что удобно для не слишком искушенных в инвестировании частных инвесторов.

    Государственные краткосрочные бескупонные облигации

    Печально известная многим аббревиатура ГКО – это государственные краткосрочные бескупонные облигации, они были выпущены в 1993 году и проработали на нашем рынке пять лет с переменным успехом. В итоге их выпуск привел к катастрофическим последствиям. Это именные бумаги, эмитентом которых выступало государство. Доход получался из разницы между стоимостью покупки и продажи ГКО. Срок погашения – от трех до шести месяцев. Право на приобретение ГКО было у иностранных граждан, что вывело ГКО на международный уровень и привело к массовому оттоку российского капитала за рубеж.

    К 1998 году прибыль от ГКО была настолько высокой, что государство стало использовать для финансирования дефицита бюджета. Все шло замечательно, пока в 17 августа 1998 года обнаружилось, что выплачивать прибыль просто нечем и Министерство Финансов объявило дефолт по всем ГКО, которые обесценились на 70-80%. Это имело катастрофические последствия для экономики страны, в том числе и обвал национальной валюты, кризис коснулся всех граждан России. Все последующие ГКО выпускались (до 2006 г.) с целью погашения долгов по предыдущим займам.

    Виды государственных ценных бумаг

    Государственные ценные бумаги являются важной частью фондового рынка в любой стране. Так можно регулировать временно свободные средства финансовых учреждений и физических лиц. Виды государственных ценных бумаг:

    • безналичные и наличные;
    • бездокументарные и документарные;
    • доходные и гарантированные;
    • нерыночные и рыночные;
    • на предъявителя и именные.

    По функциям ГЦБ различаются:

    • государственные долгосрочные купонные обязательства;
    • государственные краткосрочные бескупонные обязательства;
    • облигации сберегательного займа;
    • облигации внутреннего валютного займа;
    • государственные казначейские векселя;

    Кто является эмитентом

    Эмитент – это организация, которая берет на себя выпуск и обеспечение ценных бумаг. В случае с госзаймом в этой роли используется государство. Оно же должно обеспечивать доходность своих ценных бумаг и гарантировать права их держателей на получение дохода от возврата денежных средств по окончанию действия госзайма. Это условие надежности облигаций государственного займа. Сейчас ситуация в стране намного стабильнее, чем в 90х годах, так что вложения в госзайм может быть надежным.

    Доходность государственных облигаций РФ

    Государство объявило о доходности ОФЗ, выпущенных в 2019 году, в размере от 8,5% годовых. Сравните – прибыль с депозитов в крупнейших банках России редко поднимается выше 7,5-8%. Можно считать приобретение государственных ценных бумаг вполне выгодным мероприятием. С другой стороны банки берут комиссию в размере от 05 до 1,5% в зависимости от количества приобретенных госзаймов. Итак, если вы погасите их через три года, то ваш доход за вычетом комиссии будет составлять 9,02%.

    Стоит ли покупать облигации федерального займа

    Правильно говорят: «Государство не обманешь, скорее оно тебя». Россияне уже имеют печальный опыт того, как заимствование денег у населения через займы сначала было добровольно принудительным в советское время или откровенно мошенническим, как в случае ГКО. Логично, что сейчас к госзайму отношение настороженное. МинФин же уверяет: сейчас, когда внешние долги СССР уже отданы, а дефицит бюджета есть, но не критичен, самое время инвестировать свободные средства в ценные бумаги, как вариант.

    Ситуация с государственными ценными бумагами прошлых лет немного другая. По рискам эти инвестиции мало отличаются от других вложений на фондовой бирже. Причем самостоятельно приобрести старые ОФЗ нельзя, тут лучше воспользоваться услугами посредников – трейдеров, паевых инвестиционных фондов. Это потребует дополнительных расходов, зато снизит риск первичных инвестиций.

    Срок погашения

    В системе госзаймов не предусмотрены штрафы за досрочный возврат денег, дается гарантия на 100% погашение займа, причем вернуть можно любую сумму. Хотите получить доход с процентов – не рассчитывайте забрать деньги раньше, чем через год. В противном случае владелец ОФЗ два раза платит комиссию банку (при досрочном погашении комиссия взимается тоже). Зато через год стоимость ваших ОФЗ увеличится на 6-8,5%, через три – на 10,5 процентов. Цена облигаций постоянно меняется в зависимости от экономического состояния на российской фондовой бирже.

    Продажа и покупка облигаций

    Частные лица могут приобрести ОФЗ-17 с 26 апреля 2019 года до 25 октября 2019 года. Продаваться они будут в отделениях Сбербанк и ВТБ 24. Госзайм 2019 года нельзя будет купить на бирже или через посредников. Это сделано, чтобы предотвратить спекуляции. ОФЗ-Н (народные) не могут быть приняты как залог при кредитовании, с ними не могут производиться операции дарения. Единственный способ передачи ценных бумаг другому лицу – по наследству.

    Как купить облигации федерального займа физическому лицу

    Процедура покупки облигаций федерального займа 2019 года происходит просто: вы приходите в отделение Сбербанка или ВТБ (не забудьте сначала выяснить, продаются ли там ОФЗ). Заключаете договор и приобретаете. Другой вариант – покупка ОФЗ онлайн через личный кабинет на сайтах банков. Облигация государственного займа является собственностью покупателя и не может быть подарена или продана.

    Где купить облигации

    Предполагается, что продажа облигаций федерального займа будет проходить в крупных банках РФ – Сбербанке и ВТБ24. Не каждое отделение банка предоставляет эту услугу, ОФЗ будут продаваться в больших отделениях, предлагающих услугу Сбербанк-Премьер. Ценные бумаги от государства прошлых лет приобретаются на бирже, лично или через брокерские конторы или паевые инвестиционные фонды с небольшой комиссией.

    Сколько стоят облигации государственного займа

    Номинал одной облигации госзайма составляет 1 тысячу рублей. Это касается как старых государственных ценных бумаг, так и новых, которые будут выпущены в 2019 году. Причем введено новое ограничение – минимальная партия ОФЗ составляет 30 000 руб., максимальная 15 000 000 руб. Облигации, выпущенные до 2019 года, также имеют номинал в тысячу руб., но в количестве неограниченны.

    Сколько можно заработать на облигациях

    Новые ОФЗ-2017 имеют фиксированный доход. Доход ОФЗ-17 сроком на три года получается в районе 9% годовых, с учетом выплаты комиссии. Другие государственные ценные бумаги обещают более высокую прибыль – долгосрочные облигации (10-15 лет) до 14-16% годовых, краткосрочные на один-два года – до 11% годовых. Встречаются и более высокие проценты, но, как известно, чем выше прибыль, тем больше и риск ее не получить. Управление купленными госзаймами осуществляется или через посредников, или же самостоятельно при условии создания ЭЦП и собственного личного кабинета на бирже.

    Видео: Федеральные государственные ценные бумаги РФ

    Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!