Технология "духовное зрение". Богородице-Тихоновский (Тюнин) женский монастырь

Гриценко Лиза, ученица 7а класса

От природы человек обладает физическим зрением. У кого-то оно стопроцентное, у кого-то слабое зрение. Это всё понятно.

Но есть еще духовное зрение. Это зрение, которым обладал, например, Маленький принц в сказке Экзюпери. Вот это зрение дано иметь не каждому. Им обладает только великодушный человек. Человек, который обладает добрым сердцем, умеющим понимать и сочувствовать.

Есть еще такой медицинский термин - "сердечная недостаточность". Как много людей вокруг, которые болеют этой сердечной недостаточностью! Такие люди сдают своих старых родителей в дома престарелых. Оставляют своих новорождённых детей в домах малюток... Да, духовное зрение гораздо важнее физического.

Вот что думают о духовном зрении старшеклассницы нашего лицея:

"Я думаю, что духовное зрение - это стремление к высокому, знание духовных ценностей. Если человек смотрит на жизнь духовно, он поступает по велению сердца, а не руководствуется собственными выгодами. Духовное зрение = это внутренний мир человека, его душа. Если человек стремится к духовному самосовершенствованию, значит, у него есть духовное зрение". Карпачева Катя

"Вот ты смотришь на окружающий тебя мир и видишь разные предметы. Это физическое зрение. А духовное зрение - это когда ты помимо различных вещей видишь ещё людей с их характерами, настроением, проблемами. И тебе не безразлично, как себя чувствует внутри тот или иной человек, комфортно ли ему в данный момент. Вот, например, в рассказе Людмилы Улицкой "Перловый суп" мама девочки обладала таким духовным зрением. Она своими чуткими глазами и чутким сердцем видела, кому нужна помощь, и реально помогала. Обладает таким духовным зрением не каждый. Многие просто не видят людей, как бы проскальзывают мимо, не заглядывая вовнутрь человеческой души и не понимая, что у них там творится". Тулякова Эльмира

"У человека есть зрение, которым он видит всё то, что творится в мире. Но также человеку присуще духовное зрение. Это когда человек видит в обычных вещах - необычное. То есть человек видит как бы душой. Человек может быть некрасивым внешне, но красивым душой". Суркова Марина

"Духовное зрение - это зрение духа, души. Внутри нас есть определенный стержень моральной, нравственной основы. Именно он позволяет нам отличать хорошее от плохого, истинное от лживого. Порой мы интуитивно чувствуем, что делает что-то нехорошее. Нам этого никто не говорил, не объяснял. Но мы это знали, мы это видели духовным зрением, а не физическим. Иногда у людей бывает прозрение. Это не когда человек был слепым и стал видеть, а это духовное прозрение. Проходя через трудности и тяготы жизни, человек начинает понимать истинные ценности жизни, у человека начинают открываться глаза на мир. Духовным зрением человек видит то, что происходит на самом деле, а не то, что ему хотелось бы видеть. Чтобы изобразить героя истинным, чувственным, писатели награждают его духовным зрением. В романе Л.Толстого "Война и мир" таким зрением обладала Марья Болконская.А у её брата Андрея духовное прозрение наступило лишь в конце его жизни". Буробина Света

"Духовное зрение - это способность видеть и чувствовать то, что не видят многие. Леонардо да Винчи сказал: "Есть люди, которые видят, есть люди, которые видят, когда им показывают, а есть люди, которые ничего не видят". Не каждый наделён способностью чувствовать и видеть душой. Духовное зрение зависит от духовного мира человека. Духовное видение человек может воспитывать в себе сам". Морозкина Вика

Это интересно…

 Врачи, конечно, понимали, что слепые от рождения люди не знают, что такое цвет, что им придется учиться разбираться в определении цвета и оттенков окружающих предметов и запомнить, заучить их названия: что мы называем красным, а что зеленым. Но оказалось, что прозревшие люди, легко замечая разницу между цветом предметов, долго не могут запомнить названия этих цветов.

 То же самое относилось к форме предметов. Прозревшим людям приходилось учиться отличать шар от куба, хотя на ощупь они прекрасно умели это делать.

 Описан случай, когда больной очень долго не мог отличить петуха от лошади. Видимо, в его мозгу неправильно сформировались различные признаки. Путаницу внес хвост, достаточно пышный и у лошадей, и у петухов. Привлечь для опознания подсчет ног этот больной долго не догадывался.

 Большие затруднения у прозревших вызывало чтение. Больному в возрасте 52 лет, умевшему читать по выпуклостям бумаги, почти не потребовалось специального обучения, чтобы научиться узнавать крупные печатные буквы. Зато мелкие прописные, о существовании которых он раньше не подозревал, долго ему не давалось. В конце концов, за 3 года он сумел научиться читать только наиболее простые и короткие слова.

 Зрению приходится учиться. Люди, прозревшие после оперативного вмешательства и уже научившиеся узнавать основные предметы, продолжали путаться при малейшем изменении ситуации. Если такой пациент научился узнавать тарелку, имеющую синий ободок, то такую же тарелку, но с золотым ободком он не увидит. Он не узнает ложки, если ее положить не перпендикулярно к краю стола или не тем концом к едоку.

Домашнее задание : написать размышление «Как обрести духовное зрение?»

Обычно судьба поздно прозревших людей трагична. Большинство из них, в конце концов, отказывается пользоваться зрением и впадает в сильнейшую депрессию, несмотря на то, что до восстановления зрения они были хорошо адаптированными к своему дефекту и достаточно жизнерадостными людьми. (Зуева Алена)

Я считаю, чтобы обрести духовное зрение, нужно поверить в себя, научиться понимать других и себя, а также сочувствовать.А также быть добрым, отзывчивым, всегда быть готовым прийти человеку на помощь, ничего не требуя взамен.Человек духовный с богатым внутреннем миром видит окружающий себя мир и людей, живущих в нем, другими глазами. В его жизни больше позитива, жизнь для него - это длинный путь познания окружающего мира людей, где он как огонек, на который люди идут, чтобы выйти из темноты .(Тихолаз Оксана)

Глаз духовный или око души. Это духовное зрение. Оно, конечно, не такое совершенное у всех людей, это зрение обладает замечательными свойствами даже у маленьких детей, которые обладают удивительной восприимчивостью к окружающему их миру. Эта восприимчивость детского зрения часто много выше, чем восприимчивость взрослых. Духовное зрение может развиваться в большей или меньшей степени, что определяется условиями жизни, обучения и воспитания. Цель духовного развития - просветление. Просветление - это особое состояние, в котором жизнь становится ясной и очевидной до мелочей. У человека создается четкая картина того, как должна выглядеть его жизнь, чем он должен заниматься. Он точно знает, как правильно жить. Достигнуть такого духовного зрения можно через изучение культуры своего народа, развития интеллекта и нравственности, выполнение обещаний, отличие доброго от злого. Духовное зрение помогает обрести церковное воспитание. (Бородина Лена)

Духовное зрение – это способность, благодаря которой человек может не только увидеть, но и чувствовать, понимать окружающий его мир и тех, кто в нем обитает.Я считаю, что духовное зрение нельзя обрести без духовного опыта. Человек должен внимательно относиться ко всему тому, что он делает, говорит и мыслит, таким образом, изо дня в день, из года в год по крупинке, незаметно у него накапливается духовный опыт. Я думаю, что духовное зрение советует и указывает человеку, как действовать, оно хранит нас в состоянии чистоты. Для того, чтобы обрести духовное зрение, человек должен неустанно работать над тем, чтобы развивать в себе мудрость, любовь, самообладание. Только очистив себя, он сможет видеть, чувствовать и созерцать.Секрет обретения духовного зрения состоит в том, чтобы без устали работать над самим собой, отбрасывать от себя все то, что может нас затемнить, загрязнить. Надо содержать чистыми свои мысли, чувства, поступки, а также быть добронравным, рассудительным, внимательным. (Петренко Ангелина)


Духовное зрение


2 мая исполняется 65 лет со дня преставления святой праведной блаженной Матроны Московской. Прочитаем сегодня слово Патриарха Кирилла, сказанное в этот день три года назад.

Житие святой праведной Матроны помогает верующему человеку не столько умом, сколько сердцем, духовным опытом понять, что означает крест Христов, который возлагается на каждого человека. На Матрону Господь возложил особый крест огромной тяжести. Она была слепой, плохо двигалась, и, наверное, с точки зрения тех, кто в то время ходил по улицам Москвы, устремляясь к достижению каких-то жизненных целей, ее жизнь была непонятной, мрачной, тяжелой. Наверняка были люди, которые и видеть не хотели страдания Матроны, потому что тяжелые страдания нарушают внутренний покой человека, привыкшего к иной жизни, бросают ему вызов, ставят перед ним тяжелейшие вопросы о смысле человеческой жизни. И те, кто не готов принимать эти вызовы, чаще всего уходят от того, чтобы созерцать тяжелые страдания другого человека.

Но были рядом со святой праведной Матроной и те, кто видел все происходившее в ее жизни не только физическим зрением, но и духовным. Они видели, как несомый ею крест возвышает ее над всеми, кто был рядом.

Крест дается нам именно для того, чтобы мы искупляли свои грехи и очищались от них. Ни одна епитимья, ни одно церковное наказание не исправляют человека так, как несомый им крест. И крест Матроны был таков, что, неся его по-христиански, она не только искупляла свои человеческие грехи, но и обогащалась великой Божией благодатью, соделавшей из нее, простой женщины, богоугодную святую подвижницу, чудотворицу, прославившуюся в народе еще при жизни.

Посещая московскую Свято-Покровскую святую обитель, прикасаясь к гробнице святой Матроны, мы чаще всего просим у нее помощи в трудных жизненных обстоятельствах - они ведь тоже являются крестами нашими. Мы просим ее облегчить эти кресты, исцелить, укрепить, помочь решить проблемы, свалившиеся на нашу голову в личной, семейной жизни, на месте наших трудов. Но, прося об этом святую Матрону и получая просимое, мы не должны забывать ее страдальческий образ и проникаться не только желанием освободиться от своих крестов, но и глубочайшим убеждением в том, что достойное несение креста - это и есть путь ко спасению. И потому просить Матрону нужно не только о том, чтобы она молитвами своими пред Богом сняла с нас наши кресты, исцелила нас от наших страданий, но и давала силы достойно нести крест, во славу Божию и себе во спасение.

Святая праведная Матрона прославилась чудотворением. Это означает, что благодать Божия была избыточна на ней. Ее несение креста, ее вера стяжала такую силу Божественной энергии, что сей энергии хватало не только на то, чтобы не чувствовать ограниченностей жизни, связанных с тяжелыми физическими болезнями, но и делиться избытком благодати с теми, кто был вокруг нее, и с теми, кто сегодня притекает к ее святым и цельбоносным мощам.

Чудотворная сила Матроны Московской прямо связана с ее страданиями, с ее муками, с несением ею спасительного креста. И да поможет всем нам Господь, прибегая к помощи святой праведной Матроны, взывая о ее содействии в решении наших жизненных проблем, одновременно наполнять свой ум и свое сердце силой ее примера, пониманием того, что означает для человека несение креста, который Бог на него возлагает. А потому ни ропот, ни слабость, ни сомнение, ни озлобление не должны сопутствовать нам в несении наших жизненных испытаний, но благодарность Богу за все, что Он посылает нам. И мы должны испрашивать у Него помощь в том, чтобы несение креста, Им ниспосланного, даровало нам победу над стесняющими нас жизненными обстоятельствами, победу над своей греховностью, победу, открывающую дверь жизни вечной. Ея молитвами да поможет Господь каждому из нас в несении креста, в укреплении веры, в сохранении надежды и в умножении любви.


Издательский совет Русской Православной Церкви создал новый портал "Правчтение" - для популяризации православной литературы. О том, что происходит в церковном книгоиздании и какие имена представляют сегодня духовное направление русской словесности, рассказывает председатель Издательского совета митрополит Калужский и Боровский Климент.

Можно с уверенностью сказать, что последние два десятка лет православное книгоиздание активно развивается в разных направлениях. И сегодня, несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, в этой сфере есть определенное движение вперед. Если в 1990-е годы издательства в основном ориентировались на переиздание дореволюционных книг, то в последнее время стало выходить немало новых книг по истории Церкви и богословию, публикуются жития святых, духовные наставления христианских подвижников, появилась интересная художественная литература.

Но надо отметить, что сейчас недостаточно издать книгу. В современном мире, насыщенном информацией, важно донести каждую выпускаемую книгу до читателя. С этой целью мы ищем новые пути, прилагаем усилия, чтобы люди узнали обо всех изданиях и заинтересовались, нашли среди них те, что отвечают их потребностям. Именно для этого мы создали портал "Правчтение" - своеобразный навигатор в мире православной книги. На одной площадке на настоящий момент мы собрали 59 издательств, которые представляют на этом интернет-ресурсе свои каталоги.

Мы хотим, чтобы чтение было популярно среди всех, в том числе и в православной среде. Оно должно стать распространенной формой семейного и личного досуга. И это актуально для любого человека, включая православного. Ведь в Церковь приходят люди из окружающего мира, и бывает, что они воспитаны вне культуры чтения. У многих дома нет даже места для книг, словно пустые стены лучше влияют на их внутренний настрой. Даже не все молодые священники сегодня стремятся иметь домашнюю библиотеку. Меня удивляет, когда слышу: "В интернете можно найти любую книгу". Найти можно многое, но не все. На мой взгляд, чтение печатной книги создает свою неповторимую атмосферу тишины и внутреннего умиротворения, концентрирует внимание, настраивает на духовные размышления.

Еще раз подчеркну необходимость и пользу семейного чтения. Пусть даже члены семьи читают разные книги, это противоположно тому разобщению, которое дает погружение каждого в свой монитор. Ребенку необходим пример старшего, авторитетного человека с книгой в руках. Если взрослый требует от школьника читать необходимое по программе, а сам в это время садится за компьютер или устраивается перед телевизором, ребенок будет относиться к чтению негативно и начнет изыскивать всевозможные лазейки, чтобы узнать содержание, не читая произведение. Человеку необходим навык обдумывания прочитанного, который закладывается с раннего детства в обсуждении с другими членами семьи сказки, повести, романа. Безусловно, это требует от взрослых затрат своих сил и времени, но это благодарный труд, в котором нуждаются и малые дети, и подростки.

Если говорить о личном досуге, то всеми признано, как сильно изменился за последние годы образ жизни людей. Значительную часть времени они проводят в интернете: "мониторят" новости, общаются в соцсетях, занимаются "веб-серфингом". Это действительность, изменить которую мы не в силах, но мы можем использовать ее в благих целях, давая людям возможность заходить на познавательные сайты, где можно найти чтение, полезное для души. Просто "сидение в интернете" - это форма праздности. Нужно контролировать себя, задаваться вопросами: что я читаю? на что трачу время?

На портале "Правчтение" можно узнать обо всем, что происходит в современном православном книгоиздании, получить целостную картину этого и подобрать нужную книгу, которая имеет гриф Издательского совета.

Одно из интересных, на мой взгляд, явлений - литературное творчество духовенства. В наши дни как самобытные писатели, работающие в разных жанрах, заявили о себе священники Артемий Владимиров, Андрей Ткачев, Александр Торик, Николай Блохин, Ярослав Шипов, Александр Дьяченко, Николай Агафонов. Кто-то из них создает художественные произведения, кто-то публикует автобиографические записки - и это находит большой читательский отклик. Флагманом этого явления остается книга "Несвятые святые" епископа Тихона (Шевкунова). Она стала настоящим событием в книжной культуре.

Подобная литература, безусловно, является формой проповеди. Часто именно через художественные книги, написанные священнослужителями, светские люди прикасаются к вечной истине, к благодатной жизни Церкви и делают первые шаги к храму. Как у современных людей обычно складываются отношения с Богом? Они принимают Крещение, рождаются от Духа, но не развиваются как христиане, пренебрегают своим призванием возрастать во Христе и стать детьми Божиими. Они, как говорят, "верят в душе", плохо знают православную культуру, в храм заходят по случаю и не понимают смысла богослужения. Так что у нас еще огромное поприще для духовного просвещения. И сегодня это задача номер один для каждого священника.

Есть интерес читателей на книги по православной психологии. Люди хотят знать, как построить счастливую семейную жизнь, как воспитывать детей, как избавляться от разного рода зависимостей, как пережить горе, как преодолеть одиночество. Я обратил внимание, что на портале "Православие.ру" один из лидеров просмотров - материал "Если ты оказался за бортом жизни". Это знак того, что сегодня людям непросто найти свое место в социуме, выстроенном по законам жесткой конкуренции и социал-дарвинизма. Люди нуждаются в поддержке как психологов, так и священников во многих кризисных житейских ситуациях: кто-то потерял работу, кто-то не может выплатить кредиты, у кого-то в семье подростки попали в плохую компанию. Люди спрашивают, как нести свой крест и не роптать, уповая на милость Бога? Убежден, что наше общество станет более справедливым, только если каждый из нас будет стараться на деле проявлять милосердие и с готовностью протягивать руку помощи ближнему. Этому учит христианская литература. Издательский совет участвует в благотворительных акциях, дарит книги детям из многодетных семей и ребятам с ограниченными возможностями.

Думаю, что естественной потребностью христианина является чтение Евангелия. Сразу замечу, что чтение это должно быть не поспешным, не поверхностным и формальным, а благоговейным и по-детски непредвзятым. Такое чтение книг Нового Завета присоединяет к истинным последователям Иисуса Христа. Переданное учениками Господа и свидетелями Его жизни среди людей Евангелие раскрывает духовные законы неведомого нам мира, утраченного первыми людьми и вновь открытого подвигом земной жизни, крестной смертью и воскресением Спасителя. Эти законы Евангелие передает через учение Иисуса Христа, Его поступки и весь образ действий, продиктованный любовью Бога к человеку. Даже непродолжительное, но вдумчивое чтение евангельских строк помогает нам оторваться от суеты, подышать "кислородом вечности", разбудить свою совесть, настроить свою волю по камертону правды Божией.

Полезным для души является и чтение святых отцов. Глубокий психологизм и прозорливость отличают сочинения святителя Феофана Затворника. Мы в Издательском совете работаем над изданием его трудов и летописи жизни и творчества. Святитель Феофан писал: "Не забывайте всякий день читать слово Божие и размышлять, и до чувства доводить, и питать тем душу свою".

В дни, когда мы празднуем Светлое Христово Воскресение, можно обратиться к русской классике и почитать прозу и стихи на пасхальную тему, к которой обращались Николай Гоголь, Константин Леонтьев, Антон Чехов, Борис Пастернак. Сориентироваться в море современных авторов также поможет наш сайт "Правчтение".


Надежда Добрина

Духовное зрение и физическое

Физическое зрение дает человеку возможность познавать этот мир, созерцать происходящее, развиваться, чувствовать себя безопасно. Потеря зрения или его отсутствие сильно ограничивает человека, лишает его многих перспектив. В современном мире есть много возможностей, чтобы как-то скорректировать остроту своего зрения: носить очки, контактные линзы, сделать операцию на глаза. Но любой разумный человек скажет, что лучше изначально беречь свое зрение, чем потом покупать контактные линзы оптом или носить постоянно очки, протирать их, не сломать. К сожалению, очень мало людей заботится о своем зрении. В школе не учат, что глаза нельзя напрягать, их надо чаще расслаблять, тренировать мышцы глаз. Отсутствие заботы о зрении школьников, жителей страны, скорее всего, связаны с офтальмологической индустрией. Создано множество фирм по продаже линз, например, horien , технологии совершенствуются и линзы становятся все лучше по качеству. Стекла в очки также постоянно совершенствуются, то есть, запущена огромная индустрия по производству и сбыту средств корректировки зрения. Чем больше людей с плохим зрением, тем выгоднее офтальмологическим компаниям.

Однако, кроме физического зрения, у человека есть и духовное, причем далеко не все люди духовно зрячи. У всех разные степени остроты духовного зрения. В большой мере духовно зрячими можно назвать только святых людей, которым присуще различение добра и зла. Не для каждого человека очевидно в той или иной ситуации, как поступить правильно, в соответствии с волей Божией. Портят наше духовное зрение страсти, отсутствие борьбы со злом. Чем «ближе» человек к Богу, т.е. чем человек более Ему подобен, тем он больше видит. Бывает даже, что человек слеп, но духовным зрением многое видит. Таким образом, хоть духовное зрение и физическое во многом похожи, они не зависят друг от друга. Слепой человек может видеть духовно, а человек с острым зрением может быть духовно слеп.

Если остроту физического зрения повышает забота о нем, расслабление, правильное владение глазами, то остроту духовного зрения повышает жизнь по заповедям Божиим и молитва. Если очки, контактные линзы, операции на глаза могут помочь повысить остроту зрения, то для духовного зрения это поможет сделать вера в Бога, чтение Писания, молитва, уподобление Богу. Очень опасно запустить свое физическое зрение, также опасно запустить и свое духовное зрение. Ведь очень трудно исправляться пожилым людям, сложно менять привычки, ломать стереотипы и жить по-новому. Поэтому как лучше всего развивать и беречь свое физическое зрение с детства, также необходимо развивать и беречь свое духовное зрение.

Что происходит с человеком, его духовным зрением? Почему иногда мы видим ближнего, события и нормально, спокойно на все реагируем, а в другой раз воспринимаем все обостренно и наша душа ранится?

Когда человек находится в благодатном состоянии, он всех видит хорошими, а если и замечает какие-то нестроения, с любовью прощает их ближнему и не теряет при этом душевного мира. Когда же мы попадаемся на удочку беса, принимаем посланные им помыслы за свои, начинаем терять душевный мир, помрачаемся. Помрачаются и наши духовные очи, все мы начинаем видеть искаженно, как в кривом зеркале. Поступки ближнего и его слова начинают казаться нам нестерпимыми; приходят осуждение, ропот, и мы окончательно помрачаемся. И это состояние для тех, кто не кается, гибельное.

Например, человек имел крепкую веру, за которую был готов идти на смерть. Но вот он совершил какой-то грех, не исправил его жизнью и покаянием, потом добавил к нему гораздо больший грех и снова не покаялся. От этого человека ушла благодать Господня, помрачился его разум. Душа его стала черной. Если есть на совести человека какой-то смертный грех, то не часть души, но вся она чернеет. Сказано: нарушил одну заповедь - нарушил весь закон.

И этот человек, имевший крепкую веру и готовый умереть за Христа, нарушил крепость своей веры. Только в сознании остались воспоминания о чистых днях его жизни, на душе же у него великая тяжесть, тоска, уныние.

Почему мы об этом говорим? Многие, с детства с бабушками или мамами любившие ходить в церковь, причащавшиеся, исповедовавшиеся в грехах, когда достигли совершенных лет, забыли о Боге. Мир с пороками и страстями повлек к себе, и они оставили мир Божий. А ведь сказано, что "дружба с миром есть вражда против Бога" (Иак.4,4), "не любите...того, что в мире" (1 Ин.2,15). Но человек, увлекаемый демонами, ловится на удовольствиях, на бытовых удобствах, на сребролюбии, полностью погружается в заботы мира сего. Тускнеет его вера, помрачается разум души, и он отпадает от Церкви-Матери. Так рождается вражда против Бога, против святости. Он начинает посмеиваться над верующими людьми, начинает делиться в газетах своим "опытом", пробирать дела Церкви и видеть все в негативном отображении.

За семьдесят лет советской власти очень много грязи было вылито на Церковь. А кто поносил, злобно писал о Церкви? Люди, которые отпали от нее и, помрачившись, озлобились. Подобно тому, как сатана был ангелом Божиим, принимал от Него тайны мироздания, возгордившись, помрачился и отпал от Бога, А без Бога нет любви, но только зло. Поэтому для отпавшего от Церкви все нечисто. "Чистому все чисто", а грязному все грязно.

Чистый душой все покрывает. Доводилось видеть старцев, умудренных опытом благодатной жизни, которые жили в постоянном общении с Богом. Такие люди не обращают внимания на то, кто как себя ведет. Не обращают внимания, кто к ним подошел - убийца, блудник или человек чистый. Немощи, грехи, недостатки - это болезни души человеческой, и такие старцы знают, что должны помогать людям исцелиться от этих болезней. Их самих Господь исцелил, значит, и они теперь должны врачевать души словом благодати Божией. Они набираются благодати, света, потому другие и тянутся к ним. Старцы своим светом всем помогают, даже одним своим видом благодатным. Когда человек совершил какой-то тяжелый грех, старец его не обличает, а ждет, когда его чадо покается. А когда дождется покаяния, то просто обласкает с любовью. Он радуется как добрый пастырь о заблудшей и вернувшейся овце, что человек раскаялся, пред Богом очистился. Это основа нашей жизни - жить свято, жить по Евангелию.

По святым отцам мы знаем, что люди достигшие духовного совершенства, считают себя хуже самого последнего грешника. Не лицемерие ли это? Мы понимаем, да и подвижник сам понимает, что он молится, постится, никакого зла никому не причиняет...

Весь секрет тут в чем? Человек достиг такой чистоты, что у него открылись духовные очи и он в своей душе увидел бездну грехов. Это его нормальное состояние. И чем больше он молится, постится, смиряет себя, тем чище он становится, тем нестерпимее видеть ему в собственной душе любое, самое маленькое пятнышко греха. На фоне всей чистоты оно кажется огромным. И все силы этого человека направлены на уничтожение греха.

Л юди, обладающие духовным зрением, видят Бога легко, повсюду и всегда. " Что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы." Эти слова как бы выгравированы для нашего внимания на страницах Библии (Рим. 1:19-20). Непостижимо мудрое устройство каждой части нашего тела, любое произведение живой природы - все вещает нам о мудрости и благости Создателя.

На каждом шагу вещания природы познаются личным опытом: и верой. Человек испытывает мир и радость от входа своего в мир Боговедения. Дохристианская история иудейского народа была частичным подтверждением опыта ценности веры, а вместе с тем несла в себе ожидание полного откровения света веры. " Господь - Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим... Если я пойду долиной смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною " (Пс. 22). Христианская вера дала полное подтверждение этого действия и силы веры. История стояния за веру сонмов мучеников первых веков христианства, подвиги подвижников Церкви и их писания показали драгоценность для них достигнутой ими жизни в свете веры. Мы обращаемся к их свидетельствам об этом.

Светильники Церкви видят то, чего не достает нашему зрению. Они оставили нам записи о своих созерцаниях, о проникновении их духовного зрения за земную или телесную завесу, достигнутых ими в самые благословенные и святые моменты, когда они видели как бы сквозь тусклое стекло недоступное нашему зрению; а в исключительные моменты избранники Божии возносились на такие высоты, что эти переживания невозможно выразить словами.

Однако и каждый верующий христианин не лишен духовного зрения, если он будет наблюдать за собой в тишине своей души. Он почувствует не раз Ангела Хранителя подле себя, уберегшего его в опасный момент жизни или удержавшего его как бы случайным препятствием от дурного или вредного для него поступка. Задумавшись над своим прошлым, верующий человек ощутит Промысл Божий над собой; он увидит логичность своего пути там, где, казалось бы, действовала лишь случайность; он испытает исполнение своей молитвы, если прошение его было христианским по существу. И достаточно этого скромного опыта духовного зрения для того, чтобы человек почувствовал, как расширилось его мировоззрение, насколько величественнее оно по сравнению с той областью, где действует один лишь ограниченный телесными условиями разум человека, хотя бы даже снабженный огромным количеством научных механических инструментов.

У каждого верующего христианина есть этот таинственный фонарь, способный освещать для него и то, что внутри у него, и то, что без веры остается подле него невидимым, и наконец, что находится за пределами всего научного знания. Он указывает путь в ту область, где не в проблесках, а в полном свете сияет Источник Жизни, где несравненно более полное познание мира, где душа человека, на земле стремившаяся к свету, найдет мир, радость и новую, более совершенную жизнь в Боге.