С кем граничит Германия? Раздел берлина и история возникновения берлинской стены.

Столица Германии Берлин возник в первой половине ХIII века. С 1486 года город был столицей Бранденбурга (затем Пруссии), с 1871 года — Германии. С мая 1943 года по май 1945 года Берлин подвергся одним из самых разрушительных в мировой истории бомбежкам. На заключительном этапе Великой Отечественной войны (1941-1945) в Европе советские войска 2 мая 1945 года полностью овладели городом. После разгрома фашистской Германии территория Берлина была разделена на зоны оккупации : восточную — СССР и три западных — США, Великобритании и Франции. 24 июня 1948 года советские свойска начали блокаду Западного Берлина.

В 1948 году западные державы уполномочили глав земельных правительств в своих зонах оккупации созвать парламентский совет для разработки конституции и подготовки создания западногерманского государства. Его первое заседание прошло в Бонне 1 сентября 1948 года. Конституция была принята советом 8 мая 1949 года, а 23 мая была провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ). В ответ в восточной части, контролируемой СССР, 7 октября 1949 года была провозглашена Германская Демократическая Республика (ГДР) и Берлин объявлен ее столицей .

Восточный Берлин занимал площадь 403 квадратных километра и был самым большим по численности населения городом Восточной Германии.
Западный Берлин занимал площадь 480 квадратных километров.

Поначалу граница между западной и восточной частью Берлина была открыта. Разделительная линия протяженностью 44,8 километров (общая протяженность границы Западного Берлина с ГДР составляла 164 километра) проходила прямо по улицам и домам, реке Шпрее, каналам. Официально действовали 81 уличный пропускной пункт, 13 переходов в метро и на городской железной дороге.

В 1957 году правительство Западной Германии во главе с Конрадом Аденауэром ввело в действие доктрину Хальштейна, которая предусматривала автоматический разрыв дипломатических отношений с любой страной, признавшей ГДР.

В ноябре 1958 года глава советского правительства Никита Хрущев обвинил западные державы в нарушении Потсдамских соглашений 1945 года и объявил об отмене Советским Союзом международного статуса Берлина. Советское правительство предложило превратить Западный Берлин в "демилитаризованный вольный город" и потребовало от США, Великобритании и Франции провести переговоры на эту тему в течении шести месяцев ("Ультиматум Хрущева"). Западные державы ультиматум отклонили.

В августе 1960 года правительство ГДР ввело в действие ограничения на посещения гражданами ФРГ Восточного Берлина. В ответ Западная Германия отказалась от торгового соглашения между обеими частями страны, что ГДР расценила как "экономическую войну".
После длительных и трудных переговоров с 1 января 1961 года было введено в действие соглашение.

Ситуация усугубилась летом 1961 года. Экономическая политика ГДР, направленная на то, чтобы "догнать и перегнать ФРГ", и соответствующее увеличение производственных норм, хозяйственные трудности, насильственная коллективизация 1957-1960 годов, более высокий уровень оплаты труда в Западном Берлине побуждали тысячи граждан ГДР уезжать на Запад .

В 1949-1961 годы ГДР и Восточный Берлин покинуло почти 2,7 миллиона человек. Поток беженцев почти наполовину состоял из молодежи в возрасте до 25 лет. Ежедневно границы берлинских секторов пересекало в обоих направлениях около полумиллиона человек, которые могли сравнивать условия жизни тут и там. Только за один 1960 год на Запад переселилось около 200 тысяч человек .

На встрече генеральных секретарей компартий соцстран 5 августа 1961 года ГДР получила необходимое согласие восточноевропейских стран, а 7 августа на заседании политбюро Социалистической единой партии Германии (СЕПГ — восточногерманская компартия) было принято решение о закрытии границы ГДР с Западным Берлином и ФРГ. 12 августа соответствующее постановление было принято Советом министров ГДР.

Ранним утром 13 августа 1961 года на границе с Западным Берлином были установлены временные заграждения, а на улицах, соединяющих Восточный Берлин с Западным, разрыта булыжная мостовая. Силами подразделений народной и транспортной полиции, а также боевых рабочих дружин было прервано все транспортное сообщение на границах между секторами. Под строгой охраной пограничников ГДР восточноберлинские строители приступили к замене пограничных ограждений из колючей проволоки бетонными плитами и пустотелыми кирпичами. В комплекс пограничных укреплений были также включены и жилые здания на улице Бернауэр-штрассе (Bernauer Strasse), где тротуары стали теперь относиться к западноберлинскому району Веддинг (Wedding), а дома на южной стороне улицы — к восточноберлинскому району Миттэ (Mitte). Тогда правительство ГДР велело замуровать двери домов и окна нижних этажей — попадать в свои квартиры жильцы могли только через вход со двора, который относился к Восточному Берлину. Началась волна принудительного выселения людей из квартир не только на улице Бернауэр-штрассе, но и в других пограничных зонах.

С 1961 по 1989 год на многих отрезках границы Берлинская стена несколько раз перестраивалась. Сначала она была построена каменной, а потом была заменена железобетонной. В 1975 году началась последняя реконструкция стены. Стену построили из 45 тысяч бетонных блоков размером 3,6 на 1,5 метра, которые были закруглены сверху, чтобы затруднить побеги. За пределами города это переднее заграждение включало также металлические решетки.
К 1989 году общая протяженность Берлинской стены составляла 155 километров, внутригородская граница между Восточным и Западным Берлином — 43 километра, граница между Западным Берлином и ГДР (внешнее кольцо) — 112 километров. Ближняя к Западному Берлину, передняя бетонная заградительная стена достигала в высоту 3,6 метра. Она опоясывала весь западный сектор Берлина.

Бетонное ограждение тянулось на 106 километров, металлическое — на 66,5 километров, земляные рвы имели протяженность 105,5 километров, под напряжением находилось 127,5 километров. Около стены, как на границе, была сделана контрольно-следовая полоса .

Несмотря на жесткие меры против попыток "незаконного пересечения границы", люди продолжали бежать "через стену", используя канализационные трубы, технические средства, сооружая подкопы. За годы существования стены погибло около 100 человек, пытавшихся ее преодолеть.

Начавшиеся в конце 1980-х годов демократические перемены в жизни ГДР и других стран социалистического содружества предрешили судьбу стены. 9 ноября 1989 новое правительство ГДР объявило о беспрепятственном переходе из Восточного Берлина в Западный и свободном возвращении обратно. Около 2 миллионов жителей ГДР побывало в течение 10-12 ноября в Западном Берлине. Тут же началась стихийная разборка стены. Официальный демонтаж был произведен в январе 1990 года, часть стены была оставлена как памятник истории.

3 октября 1990 года после присоединения ГДР к ФРГ статус федеральной столицы в объединенной Германии перешел от Бонна к Берлину. В 2000 году из Бонна в Берлин переехало правительство.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Немецкое государство имеет множество соседей. Так с какими странами граничит Германия? По часовой стрелке это Дания, Польша, Чехия, Австрия, Швейцария, Франция, Люксембург, Бельгия и Нидерланды. Большое количество сопредельных государств связано с тем, что Германия находится в самом сердце Европы, на пересечении множества культур и народов.

Славянские соседи

С какими странами граничит Германия на востоке? Польша и Чехия являются славянскими государствами. Эти два народа поселились к востоку от немцев в IX веке. Долгое соседство разных культур, религий и языковых групп приводило к постоянным конфликтам и войнам.

Так, множество польских городов на западе страны имеют еще и немецкие названия из-за того, что раньше они принадлежали Германии. Например, это Познань - Позен, Вроцлав - Бреслау и т. д. Речь идет о прибалтийской Померании и Силезии. Здесь по-прежнему чувствуется влияние западного соседа, хотя множество местных немцев было изгнано из страны после Второй мировой войны. Тут не помешает вспомнить, что крупнейший конфликт в истории человечества начался именно в 1939 году, после того как войска Рейха пересекли границу этих двух государств.

Сегодня территории Германии и Польши разделяются по реке Одер. Такое положение было установлено в 1945 году. Тогда же которая находится еще восточнее, перешла к СССР и стала Калининградской областью. Жители Польши остаются самыми массовыми мигрантами в Германии, где они часто работают в сфере сервиса и обслуживания. С этой страной граничат федеральные земли Мекленбург, Бранденбург и Саксония. Польша, Германия и другие ее соседи входят в Европейский Союз.

Границы с Чехией более устоявшиеся. Они существуют с XIX века и отражают расселение этих двух народов. В 30-е годы вспыхнул спор из-за Судетов - чешских гор, где преобладающим было германское население. оккупировал эту территорию еще до Второй мировой, однако уже после войны все немецкоговорящие были депортированы оттуда, а регион снова перешел к славянскому социалистическому государству. С Чехией граничат федеральные земли Саксония и Бавария.

С какими странами граничит Германия на юге?

Здесь границы соприкасаются с Австрией и Швейцарией. Эти страны этнически и культурно ближе всех к Германии. Здесь также немецкий язык имеет статус государственного (в Швейцарии еще и французский).

Название Австрии подтверждает этот статус. Österreich переводится как «восточная империя». Прежде Австрия и Германия были частью одного государства. Однако со временем каждая страна пошла своим путем. Австрия стала резиденцией могущественной которые также объединили под своей властью множество славянских государств на востоке. В Германии главную роль стала играть Пруссия. Ее столица находилась в Берлине. Она объединила страну, и именно это государство с разными изменениями со временем стало современной Германией.

Швейцария, так же, как и Австрия, граничит с Германией по холмам, равнинам, Альпам и многочисленным водоемам. Одним из них является известное Боденское озеро, которое давно является популярной точкой на туристической карте. Также верхнее течение Рейна является естественной границей между Германией и Швейцарией. Здесь проложено много мостов и автобанов. С этими южными соседями граничат федеральные и Баден-Вюртемберг.

Франция

Границы Германии с этим соседом проходят по Рейну и далее делают поворот на 90 градусов на запад. Здесь находится множество крупных городов и промышленных объектов. Эти земли часто переходили из в рук в руки. Особенно Эльзас и Лотарингия. По этой причине жители этих районов разговаривают как по-французски, так и по-немецки. Благодаря Шенгенскому соглашению границы являются открытыми, и жители беспрепятственно могут передвигаться по обоим государствам. То же самое касается и большей части членов Европейского Союза. С федеральные земли Баден-Вюртемберг, Саар и Рейнланд-Пфальц.

Бенилюкс

Это универсальное сокращение используется для обозначения трех небольших стран в Западной Европе - Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Здесь находится Рейнско-Рурский регион, где больше всего городов в стране, что связано с большой концентрацией производства и человеческих ресурсов. Это Кельн, Дюссельдорф, Дортмунд и т. д. Границы Германии здесь принадлежат к регионам Рейнланд-Пфальц, Северный Рейн-Вестфалия и Местный ландшафт представляет собой равнину, переходящую в низменность по мере приближения к Северному морю.

С какими странами граничит Германия на севере?

Единственное государство с этой стороны света - Дания. Ее граница с Германией проходит по небольшому отрезку суши, находящемуся в Балтийском море. Это исторический регион Шлезвиг-Гольштейн.

Берлинскую стену и Бранденбургские ворота можно назвать главными символами послевоенного раздела Германии и мирного воссоединения. Но граница между ГДР и ФРГ проходила не только по Берлину, хотя именно она была самой заметной ее частью - передовой линией "холодной войны".

Более двух десятилетий назад она исчезла. За ней последовали другие. Сейчас практически всю Европу можно проехать на машине, ни разу не предъявив документы. И все же, когда за очередным поворотом автобана появляется коричневый щит "Deutsche Teilung 1945-1990", напоминающий о разделе Германии, становится как-то не по себе.

Между двумя системами

"Германо-германская" граница была одной из самых "глухих" в мире. Ее общая протяженность составляла 1378 километров. Практически на всем протяжении она была оборудована забором с колючей проволокой или другими укрепительными сооружениями. Почти каждые полкилометра со стороны ГДР стояли контрольные вышки. Всего их насчитывалось около 630. До ноября 1984 года 440 километров границы были оснащены устройствами-самострелами SM-70. Их было около 60 тысяч.

Количество погибших во время попыток бежать на Запад, согласно последним оценкам, превышает 800 человек, из них официально признаны прокуратурой 270 случаев. Споры по поводу этих цифр продолжаются и сейчас, спустя почти 20 лет после исчезновения германо-германской границы.

По мере ее укрепления число успешных побегов из ГДР в Западную Германию постоянно уменьшалось. С 13 августа 1961, то есть даты строительства Берлинской стены, до конца 1962 года было зарегистрировано более 14 тысяч беженцев, в 1964 году - 3155, в 1974 году - 969. В 1985 году из ГДР непосредственно через границу бежало всего 160 человек.

Мемориальный комплекс Мариенборн

О бывшей границе в некоторых местах до сих пор напоминают контрольно-пропускные пункты. В одном из них мы сегодня сделаем остановку, съехав с автобана между западной федеральной землей Нижней Саксонией и восточной Саксонией-Анхальт.

На федеральном автобане A2 съезд к "куску" бывшего "железного занавеса" площадью 7,5 гектара обозначен вывеской: "Мемориальный комплекс Мариенборн ". Медленно проезжаем мимо автозаправочной станции и сервисного центра. За ними - парковка и надпись "Gedenkstätte Deutsche Teilung Marienborn". Вход бесплатный. Кажется, что подует ветер, и по безлюдному ареалу покатятся неизвестно откуда взявшиеся клубки колючки - перекати-поле.

Контрольно-пропускной пункт между оккупационными зонами на автобане, который связывал Берлин и Ганновер, был открыт сразу после войны - в июле 1945 года. В 1950 году советские войска передали КПП под контроль властей только что основанной ГДР. Во время блокады Берлина с июня 1948-го по май 1949 года КПП не работал.

Капитальное строительство

Комплекс, сохранившийся до наших дней, был возведен в 1974 году. Он занимал тогда 35 гектаров. КПП в Мариенборне стал крупнейшим на германо-германской границе. Досмотр и контроль легкового, пассажирского и грузового транспорта, а также железнодорожной ветки, обеспечивали до 1000 пограничников, таможенников и сотрудников министерства государственной безопасности ("штази") ГДР. Он находился на важном маршруте в сторону Берлина. Через эту трассу также осуществлялся транзит из ФРГ и других государств Западной Европы в Польшу и другие страны Восточного блока.

В этом же месте границы работали отдельные КПП советской армии и западных государств-союзников - США, Великобритании и Франции, которые осуществляли досмотр своего транспорта, пересекавшего внутригерманскую границу.

"Зебра" на автобане

Западногерманский КПП находился в соседнем населенном пункте Хельмштедт (Helmstedt) в Нижней Саксонии. Так как власти Федеративной Республики не признавали постоянного характера границы, контрольный пункт на западной стороне не был капитальным, а носил временный характер. Его мощностей часто не хватало, что приводило к долгим очередям и задержкам. В связи с этим в Хельмштедте были расширены парковки, а также увеличены мощности заправочных станций, кафе и ресторанов. Они располагались по обе стороны от автобана.

Подземного или надземного перехода в этом месте не было, поэтому прямо на автобане здесь нарисовали "зебру" - случай в истории немецких скоростных трасс уникальный, почти анекдотичный.

30 июня 1990 года КПП в Мариенборне прекратил существование, но вскоре получил статус исторического памятника. В 1992 году федеральная земля Саксония-Анхальт выделила средства для создания на его базе мемориального комплекса.

Прогулка по бывшему КПП

Уже издалека видны огромные вышки с огромными прожекторами. Мощность каждой из 12 вышек составляла 8000 ватт. Яркий свет заливал всю территорию КПП. "Мариенборн" располагал автономной системой энергоснабжения. В случае отключения от внешнего питания аварийные агрегаты включались через 20 секунд.

В отдельных зданиях находились рентгеновские аппараты для контроля багажа и грузовых автомобилей, а также комнаты для личного досмотра. Визуальный досмотр машин и автобусов осуществляли с помощью специальных стационарных и ручных зеркал.

Между штабным зданием и пунктом контроля грузового транспорта располагался морг для досмотра тел, перевозимых в ФРГ или другие западные страны и, в исключительных случаях, из этих государств - в ГДР. Здесь же работал медицинский пункт для контроля больных. Здания были связаны тайной системой подземных переходов и туннелей, о которых знали далеко не все служащие КПП.

Согласно официальным данным, в последнюю "пятилетку" сотрудники КПП осуществили проверку почти 10 миллионов легковых машин и около 5 миллионов грузовых автомобилей.

Идея, куда податься на выходные из небольшого города , что находится под Франкфуртом-на-Майне, пришла к нам не сразу. К нам приехал друг из , и надо было придумать что-нибудь интересное.

Близость Страсбурга была необычайно привлекательна, однако, покупать прямой билет на поезд не хотелось по простой причине: в Германии действуют отличные билеты для выходных дней – Schönes Wochenende – по стоимости сорок два евро, по которым можно ездить впятером по всей Германии, правда, только на медленных поездах. На брата получается по восемь евро, что нас вполне устраивало.

Мы знали, что и разделяет мост Европы, и что расстояния там должны быть детские, таки не Россия, с ее щедрыми просторами. После недолго изучения карты, мы просчитали, что от приграничного немецкого города Келя до центра Страсбурга всего каких-то пять, ну, может быть шесть, километров, поэтому было решено – едем!

Немецкие поезда редко идут прямо из пункта А в пункт Б, обычно между ними возникает еще пункт В, Г и Ж. Вот и сейчас мы ехали через Карлсруэ и некий Аппенвайер.

Так вот последний нас особенно порадовал тем, что на железнодорожной станции там три платформы, что в принципе не так странно, если бы они не были пронумерованы как 1, 2 и почему-то 9. Со счетом ребята чуть-чуть не дружат.

Все-таки успешно пересаживаемся и отправляемся в Кель. Вообще городом его можно назвать с ооочень большим трудом. Скорее деревенька. Хотя надо отметить, что симпатичная. Таки есть небольшая центральная площадь с церквушкой и пара приятных парков.

Цель нашего путешествия, конечно, далеко не Кель, но раз уж мы решили добираться до Страсбурга именно через него, решили посмотреть, что здесь есть любопытного. Говорят, многие жители Келя работают во Франции и каждый день ездят через государственную границу. Хотя какие границы в Европе

Гуляя по центру Келя, находим своеобразное сооружение. Как оказалось, это горка-паук. Немецкие дети настолько суровы, что предпочитают кататься на пауке, или с паука, если сказать более корректно.

Летом на юге Германии как на курортах Черноморского побережья. Очень жарко! Немецкие дети от такой жары спасаются очень просто, почти как бравые войска ВДВ второго августа. Жаль, мы так себе позволить не можем, таки весь день гулять в сырой одежде как-то не комильфо.

Совсем рядом с мостом Европы на каком-то правительственном здании висит три флага: Германии, Франции и Евросоюза. А еще стоит мегастул. Вроде бы и не такой большой, а попробуй на него залезь. У меня лично не получилось.

Итак, начинаем торжественный переход. Очень надеемся увидеть табличку на середине моста, повествующую, что здесь, да-да, именно здесь заканчивается территория Германии и начинается территория Франции, но не тут-то было.

Нет такой таблички. Только стандартные дорожные знаки оповещают нас, что мы прибыли на территорию другой страны и другого города.

До центра Страсбурга еще, конечно, далековато. На французской стороне нас встречает парк Ле Жардин де Де Ривс, то есть сад «Двух берегов», отсюда хорошо видно мост, по которому мы только что шли.

Что ж нам осталось уже каких-то километров четыре, а может и меньше, и мы в центре Страсбурга, куда, собственно, и держим путь. Французско-немецкая красота нам показывается не сразу, первое время вообще казалось, что идем по пустырю, несколько выжженному палящим солнцем. Однако постепенно начинает появляться красивая архитектура.

Проходим тихие жилые районы города. Улочки узкие, заставленные машинами и велосипедами. Хотя чувствуется французский шарм.

Так и представляется, как французский бургер, выпив утром чашечку кофе с круассаном, прыгает в маленькую машину, вон ту черную, например, и мчится в европейский квартал в суд по правам человека.

Подходим чуть ближе к центру, по пути начинают встречаться университеты, училища и причудливые скульптуры. По-моему, то, что внизу на фотографии, символизирует любовь. Все-таки современное искусство своеобразная штука.

Чтобы немного передохнуть заходим в парк Ситадель, небольшой зеленый оазис среди каменных мостовых. Падаем на лавочку и озера и любуемся проплывающими мимо лебедями.

Жилые районы немного разбавляются чудным стилем Арт-нуво (от французского art nouveau), который немцы называют югендстиль (Jugendstil, то есть «молодой стиль»). Он, кстати, еще не раз нам встретится в Страсбурге.

А еще во дворе соседнего дома нас поджидает затаившийся в кустах крокодил. Да, не совсем похож. Ну и что, что соломенный. Как он туда попал и, главное, зачем, осталось для нас загадкой.

Наконец-то домики становятся все более пряничными, а вдалеке уже виднеется Стасбургский собор. Хотя, конечно, уже совсем не вдалеке. Минут пятнадцать и мы на главной площади города.

А вот и знаменитые фахверковые домики на реке Илль. Нет, это не те, что ближе к нам, а чуть-чуть подальше. Видите, еще труба из него торчит?

Зелень, лето, река. Вроде бы все, как надо. Только все равно безумно жарко. В Страсбурге, кстати, как и во многих других городах Европы, есть спасение для таких случаев.

По всему центру города раскиданы фонтанчики с чистой питьевой водой, осталось только вооружиться бутылкой, и от жажды мы точно страдать не будем.

Чем ближе к нам площадь Катедраль, тем больше становится фахверковых домиков. Они как будто только что сбежали из сказки, с игрушечными ставнями, очень вкусных расцветок.

Улочки все такие же узкие, хотя надо отметить, что появляется все больше сувенирных лавочек, где можно купить открыток, а еще узнать, что самый главный символ Эльзаса, района Франции, в котором находится Страсбург, является не кто иной, как аист. Правда, без бретцелей тут тоже не обойтись, все-таки от Германии мы еще недалеко забрались.

Итак, вот он! Величественный готический, Страсбургский собор мрачно возвышается над городом. Заходим внутрь полюбоваться витражами, однако наверх в башню решаем не подниматься. Недешевое это дело.

Зато только стоит повернуть голову в другое направление, от мрачности собора не остается и следа. Нас встречает вечный праздник с каруселями на площади Катедраль.

Между тем появилось ощущение большой усталости и желания пообедать. Тут получилось смешно. Долго-долго бродили по центру, выбирая самое уютное место, в итоге нашли такое. Заказали бутылку вина и попросили совета официанта о каком-нибудь special блюде. Увы, по-французски мы говорили весьма сомнительно, так что в меню мало что было понятно.

Как выяснилось, официант предложил нам типичный американский бургер с картофелем фри. С розовым вином он, конечно, сочетался отменно. Вывод: надо учиться понимать французский плюс уточнять запросы. Сказали бы, что хотим что-то французское, проблем бы наверно не возникло.

Пообедав, двигаем в сторону европейского квартала. Но последнего обратного поезда осталось уже не так много времени, всего часа три, а мы еще так мало успели посмотреть. Тут перед нами идет человек со страшно скрипучим велосипедом, который явно отказывается ехать. Обгоняем его, и тут слышим за спиной: «Ребята, а вы русские?».

Оказалось, что у одного из наших ребят на рюкзаке была георгиевская ленточка, по которой нас земляк и распознал. Выяснили, что он из Питера, но уже далеко не первый год живет в Страсбурге, учился тут, а теперь работает переводчиком. Наш новый приятель вызвался прогуляться с нами и заодно рассказать что-нибудь интересное. Припарковали его печальный велосипед, идем дальше.

Практически напротив суда по правам человека видим палатку. Небольшая забастовка, совершенно не помню, по поводу чего. Интересно, насколько эффективно?

Наш проводник сыпет разными историями, а еще предлагает провести экскурсию внутри Европарламента, потому что, как оказалось, туда запросто пускают внутрь.

Кстати, вот мы к нему и подошли.

Увы, время уже около шести вечера и в здание никак не зайти. Зато можно пройти во двор. Наш новый друг легко договаривается по-французски с охранником и вуаля. Мне бы даже в голову не пришел такой расклад событий. Какая, однако, удачная встреча!

Пару дней назад в состав Евросоюза была принята Хорватия, поэтому внутренний дворик весь пестрит поздравлениями. Welcome, Croatia!

А время бежит с большой скоростью, и вот у нас остается только полтора часа до отправления. Решаем ехать все-таки от Страсбурга, а не идти обратно пешком до Келя. Немного рискованно, потому что билет наш действует только на территории Германии. Однако надеемся на то, что за те пятнадцать минут, что мы будем ехать до Келя, контролер в вагоне не появится.

По пути к вокзалу заглядываем в парк Оранжери, который удивляет нас огромным количеством гнезд аиста. За символом Эльзаса почтительно ухаживают. Нам удается увидеть одну из многих птиц даже вживую.

Пешком до вокзала оказалось далековато, поэтому наш приятель проводник предлагает прыгнуть в трамвай. А тут, говорит, есть два способа: или мы, как приличные граждане, покупаем билеты и ни о чем не беспокоимся, или же едем зайцем. Второй вариант интереснее плюс есть проверенный способ не попасться.

Садиться нужно обязательно в самое начало салона, потому что, когда трамвай подъезжает к остановке, контролера всегда видно – у него примечательная белая форма. А садится контролер всегда в конец салона и оттуда начинает проверять наличие билетов. Таким образом, мы как раз успешно успеем выскочить и дождаться следующего трамвая, или на крайний случай автобуса.

К счастью, контролера мы не встретили ни в трамвае, ни в поезде. Везде успели и благополучно уехали обратно в Германию. Спасибо городу Страсбургу и приятным неожиданным знакомствам!

Много ли стран могут похвастаться такими великими учеными, как Альберт Эйнштейн, Вильгельм Конрад Рентген, Макс Планк? Однозначно, она всегда была страной, которая давала миру великие умы и всячески помогала развивать их на то время фантастические идеи. Она носит гордое название - Германия. Географическое положение во все века способствовало развитию ее могущества. Если брать времена то Германия, будучи разделенной на множество маленьких государств, оставалась все такой же грозной силой, благодаря крепким узам между всеми королевствами.

Германия: географическое положение страны

Федеративная республика находится в самом центре европейского континента и граничит с 9 государствами, такими как Дания, Польша, Австрия, Швейцария, Франция, Люксембург, Лихтенштейн, Бельгия и Голландия.

На севере страну омывают два и Северное. Оба моря очень холодные в любую пору года, поэтому не привлекают туристов для посещения этих мест с целью искупаться и позагорать. Другое дело - юг Германии, где на территории Баварии частично присутствуют Альпы. Вполне логично, что там располагается множество горнолыжных курортов, благодаря чему федеративная земля имеет довольно-таки неплохие деньги. ФРГ богата озерами, которые делают ее ландшафты очень живописными. Самое большое озеро Германии - Bodensee, именно туда ездят немцы для того, чтобы искупаться и позагорать. По территории страны протекает множество речек, которые связывают многие государства. Это и Дунай, и Эльба, и Одер - все они судноплавные.

Германии

Германия - это просто огромнейший экономический центр всей Европы и страна, которая заправляет очень многим в Евросоюзе. Страна очень богата различного рода природными ресурсами. Рельеф в основном равнинный, поднимается с севера на юг. ФРГ занимает первое место по количеству потенциально добываемого кокса (угля), который залегает в Рурском районе страны.

Очень богатые залежи природного газа находятся на севере. Согласно подсчетам специалистов, страна может полностью обеспечить себя и своих жителей имеющимися газовыми ресурсами, полностью отказавшись от его импорта. Еще с 1989 года, после того как была разрушена Берлинская стена и ФРГ объединилась с ГДР, страна начала развиваться в сторону капитализма, чему способствовало ее расположение. То есть можно сказать, что она почти ровесница таких стран, как Украина, Беларусь, Молдова, но благодаря своему выгодному расположению ей удалось добиться места в "Большой семерке".

Берлин - европейская столица

Берлин - столица Германии, которая находится на северо-западе страны. С 1961 по 1989 год Берлинская стена делила город на восточный и западный - капиталистический и коммунистический. В 1989 году, благодаря тогдашнему президенту Советского Союза Михаилу Горбачеву, стена была разрушена, а две части Германии объединились вокруг столицы - Берлина. Город очень богат различного рода достопримечательностями, которые привлекают множество туристов. Первой и самой главной достопримечательностью этого великого города являются Бранденбургские ворота, именно к этому месту стекаются основные потоки туристических групп. За воротами тянется всемирно известная улица Unter Den Linden, что в переводе означает "под липами". В самом центре города находится

Alexanderplatz, которая была названа в честь царя Александра I (его приезда в Берлин в 1805 году). На самой площади регулярно проводятся ярмарки и празднования, именно поэтому она всегда заполнена людьми и торговыми лавками с сувенирами. Возле Alexanderplatz стоит 385-метровая телевизионная вышка, а на ее вершине находится крутящееся кафе, из которого открывается прекрасный вид на весь немецкий город. Если перечислять все достопримечательности, которыми богат Берлин, то не хватит и дня.

Третья сторона в любых переговорах

Германия - государство, которое очень часто выступает на переговорах как 3-я сторона благодаря политической влиятельности и высокому положению на всех конференциях. К такой политической активности обязывает ее место в "Большой семерке". Как пример можно привести то, что любые переговоры о вступлении в Евросоюз проходят с обязательным присутствием Германии, а за нынешним конфликтом на востоке Украины также наблюдают высшие чины из этой страны.

Автопром страны - ее достоинство

Для всех автолюбителей не секрет, что именно автопром ФРГ занимает ведущие позиции на рынках автоконцернов.

Здесь производят свою продукцию известные компании: BMW (Bayerische Motoren Werke), Volkswagen (машина для народа), Audi, Porsche, Opel и, конечно же, самый узнаваемый во всем мире автомобиль Mercedes-Benz, который также принадлежит к автопрому такой великой страны, как Германия. Географическое положение способствовало развитию промышленности, ведь с давних времен здесь находили залежи полезных ископаемых, которые так нужны для развития фабрик и заводов. Автомобили немецкого производства отличаются изысканным дизайном и его разнообразием и могут быть максимально полезными для разных целей. Безопасность продукции немецких брендов отмечают не только на европейском, но и на мировом рынке, где, к примеру, авто Mercedes занимает почетное первое место как самая безопасная машина. С уверенностью можно заявить, что автопром Германии на сегодняшний день - отдельная достопримечательность.

Итоги

Пришло время подводить итоги разговора об этом замечательном государстве, которое носит название Германия. Географическое положение страны обязывает ее быть постоянно в центре внимания во время различных политических дискуссий и съездов. Всего 25 лет прошло с того момента, как Германия перестала делиться на ФРГ и ГДР. В стране очень много красивых городов, но особого внимания заслуживает столица - Берлин. Город настолько красив и современен, что притягивает толпы туристов, которые обычно обещают вернуться, будучи под впечатлением от увиденного. Германии поспособствовало ее становлению как мощного экономически развитого государства за очень короткие сроки. Одним словом, можно сказать, что это страна больших возможностей.