Разработка урока "Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества"

Конспект урока литературы 10 класс

Тема. Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества

Но жив талант, бессмертен гений!

Ф.Н.Глинка

Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.С. Пушкина; раскрыть своеобразие пушкинской эпохи.

Задачи:

образовательная: работать над выразительным чтением стихотворений; отра ботать умения и навыки работы над анализом лирического текста.

развивающая: способствовать развитию монологической речи (выступать с сообщениями на литературную тему); способствовать развитию выразительного чтения лирических и художественных произведений А.С.Пушкина; способствовать развитию творческой инициативы; развитию памяти и воображения.

воспитывающая : воспитывать такие качества, как усидчивость, работоспособность, самостоятельность; воспитывать и развивать коммуникативную культуру; воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Оборудование:

- портрет А.С. Пушкина; книги о его жизни; высказывания его современников о нем; презентация .

Ходурока

Организационный момент (1мин.)

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Записать число, тему урока и эпиграф.

Вступительное слово (2 мин.)

Ребята, сегодня мы с вами вновь встречаемся с Пушкиным. Почему «вновь»? С Пушкиным мы знакомы с детства. Его творчество сопровождает нас всю жизнь, потому что нет такого жизненного важного вопроса, на который мы не нашли бы ответ в его стихах. Пушкин один для всех, но каждый может назвать его «мой Пушкин» и рассказать, что именно его привлекает в поэте.

Проверка домашнего задания (7 мин.)

Рассказать о периодах русской литературы 19 века

I период (1801-1825)

II период (1826-1842) литература 30-х годов

III период (1842-1855)

IV период (1855-1868)

V период (1869-1881)

VI период (1882-1895)

VII период (1895-1904)

Рассказать о основных темах и проблемах литературы 19 века.

Повторение изученного (7 мин.)

Обсуждение вопросов

Что вы знаете об эпохе, в которой жил и творил А.С. Пушкин?

Какие произведения А.С. Пушкина вы знаете?

Каковы главные темы пушкинской лирики?

Какие основные мотивы пронизывают творчество А.С. Пушкина?

Работа над литературными понятиями (8 мин.)

Лирика - это род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания не описываются, а выражаются. Характерные особенности лирики - стихотворная форма, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер, ясное отражение переживаний лирического героя. Слово «лирика» греческого происхождения, но не имеет прямого перевода. В Древней Греции стихотворные произведения, изображающие внутренний мир чувств и переживаний, исполняли под аккомпанемент лиры, так и появилось слово «лирика».

Урок № 2 Поурочное планирование урока литературы в 10 классе.
Тема: Творчество А.С.Пушкина. Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества.
Цели:

Раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в котором происходило становление поэта; подготовить учащихся к усвоению нового материала;

Развивать логическое мышление, речевой этике, умение рассуждать, анализировать, давать полные ответы;

Воспитывать интерес к жизни и творчеству поэта.


Оборудование: портрет А.С.Пушкина, книги о его жизни и деятельности.
Ход урока:
I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний: расскажите о романтическом движении начала 19 века.

III. Работа по теме урока:

1. Слово учителя:

А.С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал символом русской духовной жизни.

Каждое новое поколение утверждает свое понимание поэта, видя в нем современника. Пушкина изучают, о нем спорят, его боготворят или отвергают. По словам Аполлона Григорьева, «Пушкин – наше все – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности…».

Гений Пушкина универсален. Но первая «тропа» к Пушкину, первая ступень познания его как «чрезвычайного явления русского духа» пролегает через литературу. Пушкин, названный В.Ф. Одоевским «солнцем нашей поэзии», - создатель «солнечной системы» русской литературы.
2. Беседа:

Что вы знаете об эпохе, в которой жил и творил А.С. Пушкин?

Какие произведения поэта вы знаете?

Какие пушкинские герои особенно любимы вами? Почему?

В чем секрет очарованности Пушкиным?

Какие основные мотивы пронизывают творчество Пушкина? (любовь и дружба, биографические факты).

Какие главные темы пушкинской лирики? (Творчество, поэта и поэзии, природы, историческая тема, философская лирика).
3. Самостоятельная работа: викторина.

Какое стихотворение А.Пушкина первым появилось в печати? («К другу-стихотворцу» в «Вестнике Европы! в 15 лет).

К какому произведению эпиграфом была взята пословица: «Береги честь смолоду? («Капитанская дочка»).

Назови произведения, в которых имя главной героини – Мария. («Капитанская дочка», «Метель», «Дубровский», «Выстрел»).

Каким было отчество Татьяны Лариной? (Дмитриевна).

Кто «острижен по последней моде, как денди лондонский одет» (Онегин).

- «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива» (Татьяна).

- «всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела» (Ольга).

- «красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт» (В. Ленский).

Какие кинофильмы сняты по произведениям Пушкина? («Метель», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Дубровский», сказки (мультфильмы).


4. Сообщение учеников о детских и юношеских годах жизни А.С. Пушкина.

5. Основные периоды жизни и творчества А.С. Пушкина (составление хронологической таблицы):

1813 – 1816 гг.: время выбора пути; формирование Пушкина как поэта под воздействием творчества Державина, Карамзина, Радищева, Жуковского.

Петербургский период (1717 – 1820 гг.): романтизм, декабристские настроения, свободолюбивая лирика.

Творчество второй половины 20-х годов (1826 – 1830 гг.): верность идеалам декабристов «В Сибирь», «Арион», «Анчар».

Болдинская осень (1830 г.): вершина творчества Пушкина. Завершение работы над «Евгением Онегиным», «Повести Белкина», философская лирика.

Творчество 30-х годов (1831 – 1836 гг.)6 реалистическая проза, философское осмысление истории. «Капитанская дочка».
6. Своеобразие пушкинской эпохи (сообщение читает заранее подготовленный ученик):

Первые стихотворения поэта датированы 1813 г. Для Росси это время патриотического подъема после победы в Отечественной войне 1812 года.

В лицее Пушкиным было написано более 130 произведений. Широта поэтического взгляда, разнообразие чувств и настроений, чуткость поэтического слуха, стремление к гармонии отразились уже в ранних стихах.

После окончания лицея юный Пушкин поступил на государственную службу – в Коллегию иностранных дел. Петербургский «большой свет» поразил массой новых впечатлений: знакомство с Чаадаевым, участие в работе литературно – театрального общества «зеленая лампа» и Вольного общества любителей российской словесности.

В лирике периода южной ссылки ведущее место принадлежало романтическим жанрам: элегия «Погасло дневное светило…», «Я пережил свои желанья…»; балладе «Песнь о вещем Олеге»; поэмы «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Цыгане».

Пушкин преобразил русскую романтическую поэзию; она была проникнута духом бунтарства. Герой пушкинских поэм – гордый, независимый человек в конфликте с окружающей действительностью; человек, стремящийся к свободе.

Пушкиным созданы великолепные образы любовной лирики, в которых отразились чувства поэта к Ризнич, Собаньской, Воронцовой. Граф Воронцов, в чьем распоряжении находился Пушкин в Одессе, постарался избавиться от него. Полиция вскрыла одно из писем Пушкина, содержавших неосторожные выражения. Пушкин был аристован. Южная ссылка закончилась для него предписанием ехать в родовое имение Михайловское Псковской губернии.

В Михайловском его ждала настоящая ссылка. ОТ имени царя ему объявили страшное обвинение в атеизме и растлевающем воздействии на умы молодежи. За Пушкиным был установлен двойной надзор: полицейский и церковный. Поэт был лишен свободы передвижения. С внешним миром его связывала интенсивная переписка и дружба с соседями – с помещицей села Тригорское П.А. Осиповой и ее дочерьми.

Москва наполнилась шпионами. В такую атмосферу вернулся Пушкин после ссылки. Поэт был оторван от лучших людей своего поколения.

Поэт создавал новые жанры, создавал новаторские произведения, осваивал новые темы. Все было подвластно его таланту.

Для любовной лирики этого периода характерен утонченный психологизм «Я помню чудное мгновенье», «Сожженное письмо», «Признание». Поэт создает в Михайловском реалистические произведения: «Евгений Онегин», «Борис Годунов», в которой отражены размышления о соотношении истории и личности, народа и власти.

Важной проблемой Пушкин считал выдвинутую декабристами проблему народности литературы. Задачу народности поэт понимал не только как обращение к народному языкеу и темам из родной истории, но и как изучение народной психологии, национального склада души, особенностей народного менталитета. Пушкин считал, что эти черты явственнее выражаются в фольклоре. Он записывает сказки Арины Родионовны, ходит по ярмаркам и записывает народные песни, изучает фольклор других народов.

В Михайловском Пушкин получил известие о смерти царя Александра I, о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 г., о следствии над участниками восстания, проводившимся новым царем – Николаем I. Эти события не могли не повлиять на судьбу опального поэта. В сентябре он был вызван в Москву для разговора с царем.

Разговор переменил судьбу Пушкина: он был возвращен из ссылки, ему разрешили жить в Москве, а в 1827 г. – и в Петербурге. Николай I с уважением отнесся к откровенности Пушкина, заявившего, что если бы он был бы в Петербурге 14 декабря 1825 г., то вышел бы на Сенатскую площадь.

Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к теме Петра I «Стансы», в которых призвал Николая I: «во всем будь пращуру подобен», неоконченный исторический роман «Арап Петра Великого», поэма «Полтава».

Во второй половине 20-х готов 19 века усиливается интерес Пушкина к философской проблематике «Поэт», «Поэт и толпа»; размышляет также над темой поэта и поэзии «Анчар», «Дар напрасный, дар случайный», «Брожу ль я вдоль улиц шумных…».

Болдинская осень – короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. За три месяца он написал столько, сколько создал за предшествующее десятилетие. В Болдинскую осень созданы «Повести Белкина», «Евгений Онегин», «Сказка о попе и работнике его балде», «История села Горюхино», около 30 стихотворений.

30-е годы 19 века были неблагоприятны для Пушкина, несмотря на его женитьбу на Н.Н.Гончаровой (1831), несмотря на восстановление на государственной службе. В конце 1833 года царь пожаловал Пушкину придворное звание камер-юнкера, которое поэт счел для себя оскорбительным.

Пушкин постоянно испытывал психологический дискамфорт. Неблагоприятной была и литературная атмосфера этого времени. Многие его произведения не имели успеха. В печати началась травля Пушкина, его давним недругом и писателем Булгариным. В последние годы творчества Пушкина трещина в его отношениях с современной литературой достигла угрожающих размеров.

Пушкин следовал своему призванию, стремился стать духовным вождем русского дворянства. Весной 1833 г. он собрал материалы о Пугачевском бунте; работал над созданием романа «Дубровский», в котором впервые показал крестьянское восстание.

Вторая Болдинская осень (1833 г.) – ознаменована созданием философских произведений «Пиковая дама», «О рыбаке и рыбке», «О мертвой царевне и семи богатырях», «Осень».

Две последние грани творчества в последние годы жизни Пушкина (1834 – 1836) – философская лирика «Пора, мой друг, пора…», «Вновь я посетил…» и роман «Капитанская дочка».

Обстановка вокруг поэта и его семьи обострялась. Светские сплетни и интриги приблизили «последний акт» жизненной драмы. 25 января 1837 года состоялась дуэль Пушкина с Дантесом, на которой поэт был смертельно ранен. 29 января (10 февраля) он скончался. Проститься с великим поэтом пришли тысячи людей. Ночью 3 февраля гроб с телом Пушкина был тайно вывезен из Петербурга в Святые Горы Псковской губернии. 6 февраля поэта похоронили в Святогорском монастыре, недалеко от Михайловского.

IV. Итог урока: подумайте над смыслом высказывания Г.В.Белинского: «Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека». Попробуйте поразмышлять над этой темой. Назовите этапы творчества Пушкина.


V. Домашнее задание:

2) письменно сопоставить основные темы лирики Пушкина с каким – либо его стихотворением.
VI. Оценки.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с.Усть-Кулом Подготовила: Кокшарова Елена Петровна, учитель русского языка и литературы с. Усть-Кулом 2015 Урок литературы по творчеству А.С.Пушкина в 10в классе (1, 2, 3 урок)

Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества.

Основные темы и мотивы лирики Александра Сергеевича Пушкина

«...Это имя, знакомое с детства, вместе с грамотой впаяно в речь» П. Антокольский

Чем актуальна лирика А.С.Пушкина в наши дни?

Цель: - раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в котором происходило становление поэта. - Выявить своеобразие основных тем лирики А.С.Пушкина

Задачи: изучить стихотворения А.С.Пушкина; проанализировать произведения по основным темам лирики А.С.Пушкина и выявить их актуальность; сделать вывод по проблеме.

В каждой развитой национальной литературе есть имена, являющиеся свидетельством ее вершины, дающие на века этой литературе духовно-эстетический идеал. В Англии - Шекспир, во Франции - Расин, в Германии - Гете, а у нас в России - Пушкин.

Особенностью таких писателей является их «вечная современность». Они воспринимаются как «начало всех начал». «Невозможно повторить Пушкина», - утверждал Н.В. Гоголь.

К концу 20-х годов популярность Пушкина стала меркнуть. Это могло быть связано с поражением восстания декабристов. Надежды и упования на возможность переустройства общественно-политической жизни целого поколения были расстреляны картечью 14 декабря 1825 года. За разгромом последовали аресты, осуждения.

Времена, последовавшие за разгромом восстания, были ужасны. «Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа, - писал А.И. Герцен в статье «Литература и общественное мнение после 14 декабря 1825 года»- Людьми овладело глубокое отчаяние и всеоб­щее уныние».

Общество расслоилось на тех, кто сочувственно относился к декабристам и тех, кто занимал консервативную точку зрения, настаивая на эволюционном пути. Естественно, что для сохранения основ государственности и укрепления центральной власти были необходимы жесткие меры, зачастую приводившие к тотальному уничтожению очагов свободомыслия и по­давления смуты. Было создано III отделение канцелярии его императорского величества под управлением шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа. Распространилась и узаконилась слежка, сыск, подслушивание. Москва, по воспоминаниям современников поэта, наполнилась шпио­нами. В число агентов иногда шли и люди большого света, были среди них литераторы.

В такую атмосферу вернулся Пушкин после ссылки. Он не узнал общества - ни московского, ни петербургского. Поэт был оторван от лучших людей своего поколения. Многие из близких друзей и добрых его приятелей томи- лись в каторжных нарах Сибири. Даже имен многих нельзя было произносить вслух...

В это время поэту надо было найти свое место и быть верным своим идеалам. Пушкин пытался наладить тесную связь с журналом «Московский телеграф», где сотрудничали молодые поэты, но вскоре, присмотревшись, поэт отошел от них. В эти годы он постепенно отдалялся, и публика стала встречать его менее восторженно. Им еще восхищались, его читали и почитали, но к концу десятилетия отток интереса стал заметен.

Это происходило еще и потому, что Пушкин стал создавать реалистические произведения, а читающая публика не была готова к этому. Выйдя на широкий простор реалистического творчества, поэт не подтверждал, а разрушал созданный читательской аудиторией его образ, который не соответствовал ожиданиям публики, жаждавших повторения мелодий, некогда их покоривших.

Поэт создавал новые жанры, создавал истинно новаторские произведения, вводил новых героев, осваивал новые темы. Он охватывал своим взором бесконечные пространства родной земли, вникал в быт, нравы, психологию, мироощущения своих современников, людей разных сословий и характеров. Все было подвластно его таланту, его фантазии, художественной мысли, безгранично властвовавшей над миром былого и современной ему действительности.

Ю. Лотман писал: «Пушкин ушел настолько далеко вперед от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал».

Почему же наблюдалось охлаждение к поэту и со стороны тех, кто в вольнолюбивой лирике его находил отзвуки своим чаяниям и надеждам, переживаниям и восторгам? Какие основные мотивы пронизывают творчество Пушкина? - Какие главные темы пушкинской лирики? - Как основные мотивы лирики Пушкина реализуются в тематике его поэзии?

Лирика Философская Свободолюбивая Любовная Тема поэта и поэзии О природе

Поэзия свободы и дружбы «К Чаадаеву» К морю «19 октября» «Во глубине сибирских руд...» «Анчар»

К Чаадаеву. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье Мы ждем с томленьемупованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.

«Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!» Петр Яковлевич Чаадаев, с которым Пушкин познакомился ещё лицеистом в доме Карамзина, был одним из замечательнейших людей своего времени. Получивший блестящее домашнее образование, Чаадаев шестнадцати лет вступил в гвардейский Семеновский полк... Чаадаев учил Пушкина готовиться к великому будущему и уважать в себе человека, имя которого принадлежит потомству. Поучения друга не унижали, а возвышали Пушкина в собственных глазах...» Ю.М.Лотман

Вопросы для анализа 1) Как вы понимаете первые четыре строки стихотворения? 2) Раскройте смысл эпитетов: «власти роковой», «нетерпеливою душой», «вольности святой», «пленительного счастья». 3) Как меняется интонация стихотворения? 4) Какие непреходящие нравственные ценности утверждаются в послании «К Чаадаеву»?

Философские мотивы в лирике Пушкина Поиск опоры "самостоянья человека", идея домостроительства - важнейшие составляющие пушкинской философской лирики. Проблемы цели и смысла жизни, соотнесения бытия и личности, самопознания, места человека в мире, отношений с Богом и природой - центральные вопросы всей русской литературы. Их называют "вечными вопросами", потому что нельзя найти на них однозначного ответа, они всегда волновали и будут волновать людей. И это залог бессмертия человечества, потому что вечная жизнь духа - в этой неуспокоенности, в этой бесконечной жажде самопознания. Философские мотивы

«Дар напрасный, дар случайный…» Что такое философская лирика? Как называет лирический герой жизнь? «Напрасным» и «случайным» даром называет лирический герой жизнь в стихотворении, помеченном 26 мая 1828 года (день рождения поэта). Почему власть Дарителя названа враждебной? Потому что жизнь осуждена на казнь.

«Дар напрасный, дар случайный…» Какие эпитеты характеризуют сердце и ум? Сердце, наполненное страстью. Взволнованный сомненьем ум. А в третьей строфе сердце названо пустым, ум праздным. - К кому обращены эти повторяющиеся вопросы «зачем? зачем?». - Какого восприятие жизни в этом стихотворении? Жизнь бесцельна и тосклива.

Известно трогательное послание митрополита Филарета, увещевающее Пушкина, вселяющее в его душу веру и надежду: Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена. Сам я своенравной властью Зло из тёмных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал. Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум - И созиждется Тобою Сердце чисто, светел ум!

Пушкин не может остаться неблагодарным. И 19 января 1830 года он пишет стихотворение «В часы забав иль праздной скуки...», в котором творчество А. С. Пушкина уподобляет послание Филарета благоуханному елею, врачующему раны совести.

В часы забав иль праздной скуки, Бывало, лире я моей Вверял изнеженные звуки Безумства, лени и страстей. Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал, Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал. Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей. И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты. Твоим огнем душа палима Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе серафима В священном ужасе поэт.

Напрасно я бегу к сионским высотам... Напрасно я бегу к сионским высотам, Грех алчный гонится за мною по пятам... Так, ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий, Голодный лев следит оленя бег пахучий.

Может ли кто-то мудрым советом, примером полностью заменить внутреннюю работу души, личную ответственность? - Что значит выражение «сионские высоты»? Путь к Сиону - путь к Богу, к Божественной гармонии. - Что значит слово «напрасно» в этом стихотворении? Стремление к идеалу и невозможность его достичь. - Почему это невозможно? Потому что человек - грешен: «Грех алчный гонится за мною по пятам» - Почему в третьем стихе упоминается «песок сыпучий»? Это пустыня, в которой лев преследует оленя. Но это и «пустыня мрачная», в которой влачился, томимый духовной жаждою, герой «Пророка».

Брожу ли я вдоль улиц шумных. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды - И чей-нибудь уж близок час. Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов…

Брожу ли я вдоль улиц шумных. Стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» было написано 26 декабря 1829 года. Оно представляет собой философское размышление над тридцатилетним итогом жизни поэта. В стихотворении мысль о неизбежности и предначертанности смерти. Здесь жизнь представляется переходом к чему-то вечному, абсолютному и неизбежному. - Как звучит первая строфа? Кажется, что первая строфа звучит заунывно. Такая «заунывность» помогает погрузится в атмосферу безысходности, неотвратимости смерти. Мысли поэта устремлены лишь к одному: «Мы все сойдем под вечны своды…»

Брожу ли я вдоль улиц шумных. Мысль о смерти нагнетается в стихотворении постепенно, и в каждом следующем выразительном образе чувствуется все большая неизбежность кончины. В стихотворении поэт передает движение. Это движение поэтической мысли, путь к вечности через смерть. Именно благодаря наличию движения можно понять, какое именно идейное содержание вкладывает поэт в свое стихотворение.

Воспоминания о Царском Селе Свободолюбивая лирика

Арион. Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь мощны веслы. В тишине На руль склонясь, наш кормщик умный В молчанье правил грузный челн; А я - беспечной веры полн, - Пловцам я пел... Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный... Погиб и кормщик и пловец! - Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою.

Арион. Стихотворение А.С. Пушкина «Арион» написано в 1827 году. Герои стихотворения – пловцы, отправившиеся в путешествие. У каждого на корабле своя работа: «иные парус напрягали, иные дружно упирали вглубь мощны весла…» Корабельщики дружно преодолевают препятствия, их ведет «кормщик умный» , а герой, «беспечной веры полн», поет им, уверенный в том, что его талант, его песни помогают пловцам в их нелегкой работе. Лирический герой, доверчивый, открытый, свободный, безусловно, очень близок автору. Пушкин тоже «пел, беспечной веры полн», не зная о готовящемся восстании, о замыслах его руководителей, не зная о том, какое «плавание» готовят его друзья.

Арион. - Что занимает в стихотворении центральное место? Центральное событие стихотворения - «вихорь шумный», разбивший корабль, унесший жизни и кормщика, и пловцов. Это метафорическое изображение восстания декабристов, его разгрома. Для Пушкина события 1825 года были трагедией, штормом, кораблекрушением. Так же, как и поэт, Арион избежал гибели в шторме, он «на берег выброшен грозою». Но эта случайность не сломала героя, не заставила его отречься от друзей. «Я гимны прежние пою» - в этих словах и верность декабристам, и верность своим убеждениям, вере в справедливость.

Лирика любовного чувства «Я помню чудное мгновенье...» «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» «Я вас любил...» Мадонна

Гений чистой красоты И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может … Любовная лирика

Сожженное письмо. Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет... Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит... О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди... Данное стихотворение было написано в 1825 году, в период ссылки Пушкина в село Михайловское и посвящено Воронцовой. Вечная тема любви разработана Пушкиным Очень своеобразно. Он пишет о сожженном письме, но на самом деле речь идет о сгоревшей любви, а письмо является лишь способом передачи переживаний лирического героя, неким художественным символом. Это стихотворение проникнуто болью и горечью с самого начала. Настроение лирического героя не равномерно. Едва успокоившись, он тут же снова начинает страдать; это видно, благодаря тому, что автор использует восклицательные предложения и умолчание. Переживания лирического героя читателю помогают понять и многочисленные эпитеты: «жадное пламя», «милый пепел», « бедная отрада», «унылая судьба», «горестная грудь». Пепел Пушкин неслучайно называет «милым», а также «бедной отрадой», ведь это единственный след, единственное воспоминание о сгоревшей любви, без которой лирический герой не видит и проблеска счастья в своей «унылой судьбе».

Стихи о поэзии Пророк «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Поэт

он не учил людей, не проповедовал - он пробуждал "чувства добрые" в их душах, стремился дать людям мощный импульс к духовному самосовершенствованию, пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе - единственное, к чему может и должно апеллировать искусство Тема поэта и поэзии

Поэт. Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен; Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он. Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году, когда Пушкин начал все чаще задумываться о своем предназначении. Тема поэта и поэзии прошла через все творчество Пушкина. Стихотворение «Поэт» в этом плане не является исключением. В этом стихотворении автор говорит о поэте как о неземном существе, для которого обыденная жизнь среди обычных людей – это оковы, мешающие проснуться его душе. Разделение стихотворения на две части как нельзя лучше показывает изменение чувств лирического героя. Первая часть – это жизнь поэта без вдохновения, под гнетом обыденности до прихода Музы. А вторая часть – это период сотворения поэтом чего-то нового. И тогда уже ничто в целом мире не может сломить великую силу поэта, его голос проникающий повсюду. Он как бы становится выше всех людей, для него исчезает все вокруг, и он остается один на один со своим творчеством. Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта.

Тема природы

Зимнее утро. … Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела - А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит… В лирике Пушкина видное место принадлежит стихотворению «Зимнее утро», написанному 3 декабря 1829 года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора. В произведении два героя: так называемый лирический герой, и та красавица, которой посвящено само стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и «друг милый». Контрастное описание «нынче» и «вечор» занимает в стихотворении основное место. Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по сравнению со вчерашней бурей, которая описана так же точно. Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен сравнениями и олицетворениями, хотя и вызывает печаль героини. Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой, и чёрный, и зелёный. Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется навестить «поля пустые». По-моему, в последней строке лежит главный магнит произведения. Ведь всё стихотворение это монолог человека, уговаривающего «друга милого» проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.

Человек эпохи Творчество Пушкина – уникальное явление. Вбирая в себя все предшествующие литературные эпохи, оно завершает процесс развития литературы своего времени и в то же время, создавая новый язык, рождая новые темы и жанры, стоит у истоков современной русской литературы, открывая дорогу в будущее.

Вывод Пушкин вне времени, его поэзия искренняя, завораживает легкостью изложения и глубиной чувств. И как ни странно, находит отклик в наших душах! Мы тоже можем так чувствовать и любить, вот только выразить ТАК не можем. Он писал о вечных, изначальных чертах человека и общества. Антураж с веками меняется, а сущность человеческой жизни остается, поэтому творчество Пушкина будет современным и актуальным всегда.

Домашнее задание: Письменно сопоставьте основные темы лирики Пушкина с каким-либо его стихотворением. Напишите мини-сочинение на тему: «Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека»


Урок № 2 Поурочное планирование урока литературы в 10 классе.
Тема: Творчество А.С.Пушкина. Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества.
Цели:

Раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в котором происходило становление поэта; подготовить учащихся к усвоению нового материала;

Развивать логическое мышление, речевой этике, умение рассуждать, анализировать, давать полные ответы;

Воспитывать интерес к жизни и творчеству поэта.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, книги о его жизни и деятельности.
Ход урока:
I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний: расскажите о романтическом движении начала 19 века.

III. Работа по теме урока:

1. Слово учителя:

А.С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал символом русской духовной жизни.

Каждое новое поколение утверждает свое понимание поэта, видя в нем современника. Пушкина изучают, о нем спорят, его боготворят или отвергают. По словам Аполлона Григорьева, «Пушкин – наше все – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности…».

Гений Пушкина универсален. Но первая «тропа» к Пушкину, первая ступень познания его как «чрезвычайного явления русского духа» пролегает через литературу. Пушкин, названный В.Ф. Одоевским «солнцем нашей поэзии», - создатель «солнечной системы» русской литературы.
2. Беседа:

Что вы знаете об эпохе, в которой жил и творил А.С. Пушкин?

Какие произведения поэта вы знаете?

Какие пушкинские герои особенно любимы вами? Почему?

В чем секрет очарованности Пушкиным?

Какие основные мотивы пронизывают творчество Пушкина? (любовь и дружба, биографические факты).

Какие главные темы пушкинской лирики? (Творчество, поэта и поэзии, природы, историческая тема, философская лирика).
3. Самостоятельная работа: викторина.

Какое стихотворение А.Пушкина первым появилось в печати? («К другу-стихотворцу» в «Вестнике Европы! в 15 лет).

К какому произведению эпиграфом была взята пословица: «Береги честь смолоду? («Капитанская дочка»).

Назови произведения, в которых имя главной героини – Мария. («Капитанская дочка», «Метель», «Дубровский», «Выстрел»).

Каким было отчество Татьяны Лариной? (Дмитриевна).

Кто «острижен по последней моде, как денди лондонский одет» (Онегин).

- «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива» (Татьяна).

- «всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела» (Ольга).

- «красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт» (В. Ленский).

Какие кинофильмы сняты по произведениям Пушкина? («Метель», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Дубровский», сказки (мультфильмы).
4. Сообщение учеников о детских и юношеских годах жизни А.С. Пушкина.

5. Основные периоды жизни и творчества А.С. Пушкина (составление хронологической таблицы):

1813 – 1816 гг.: время выбора пути; формирование Пушкина как поэта под воздействием творчества Державина, Карамзина, Радищева, Жуковского.

Петербургский период (1717 – 1820 гг.): романтизм, декабристские настроения, свободолюбивая лирика.

Творчество второй половины 20-х годов (1826 – 1830 гг.): верность идеалам декабристов «В Сибирь», «Арион», «Анчар».

Болдинская осень (1830 г.): вершина творчества Пушкина. Завершение работы над «Евгением Онегиным», «Повести Белкина», философская лирика.

Творчество 30-х годов (1831 – 1836 гг.)6 реалистическая проза, философское осмысление истории. «Капитанская дочка».
6. Своеобразие пушкинской эпохи (сообщение читает заранее подготовленный ученик):

Первые стихотворения поэта датированы 1813 г. Для Росси это время патриотического подъема после победы в Отечественной войне 1812 года.

В лицее Пушкиным было написано более 130 произведений. Широта поэтического взгляда, разнообразие чувств и настроений, чуткость поэтического слуха, стремление к гармонии отразились уже в ранних стихах.

После окончания лицея юный Пушкин поступил на государственную службу – в Коллегию иностранных дел. Петербургский «большой свет» поразил массой новых впечатлений: знакомство с Чаадаевым, участие в работе литературно – театрального общества «зеленая лампа» и Вольного общества любителей российской словесности.

В лирике периода южной ссылки ведущее место принадлежало романтическим жанрам: элегия «Погасло дневное светило…», «Я пережил свои желанья…»; балладе «Песнь о вещем Олеге»; поэмы «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Цыгане».

Пушкин преобразил русскую романтическую поэзию; она была проникнута духом бунтарства. Герой пушкинских поэм – гордый, независимый человек в конфликте с окружающей действительностью; человек, стремящийся к свободе.

Пушкиным созданы великолепные образы любовной лирики, в которых отразились чувства поэта к Ризнич, Собаньской, Воронцовой. Граф Воронцов, в чьем распоряжении находился Пушкин в Одессе, постарался избавиться от него. Полиция вскрыла одно из писем Пушкина, содержавших неосторожные выражения. Пушкин был аристован. Южная ссылка закончилась для него предписанием ехать в родовое имение Михайловское Псковской губернии.

В Михайловском его ждала настоящая ссылка. ОТ имени царя ему объявили страшное обвинение в атеизме и растлевающем воздействии на умы молодежи. За Пушкиным был установлен двойной надзор: полицейский и церковный. Поэт был лишен свободы передвижения. С внешним миром его связывала интенсивная переписка и дружба с соседями – с помещицей села Тригорское П.А. Осиповой и ее дочерьми.

Москва наполнилась шпионами. В такую атмосферу вернулся Пушкин после ссылки. Поэт был оторван от лучших людей своего поколения.

Поэт создавал новые жанры, создавал новаторские произведения, осваивал новые темы. Все было подвластно его таланту.

Для любовной лирики этого периода характерен утонченный психологизм «Я помню чудное мгновенье», «Сожженное письмо», «Признание». Поэт создает в Михайловском реалистические произведения: «Евгений Онегин», «Борис Годунов», в которой отражены размышления о соотношении истории и личности, народа и власти.

Важной проблемой Пушкин считал выдвинутую декабристами проблему народности литературы. Задачу народности поэт понимал не только как обращение к народному языкеу и темам из родной истории, но и как изучение народной психологии, национального склада души, особенностей народного менталитета. Пушкин считал, что эти черты явственнее выражаются в фольклоре. Он записывает сказки Арины Родионовны, ходит по ярмаркам и записывает народные песни, изучает фольклор других народов.

В Михайловском Пушкин получил известие о смерти царя Александра I, о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 г., о следствии над участниками восстания, проводившимся новым царем – Николаем I. Эти события не могли не повлиять на судьбу опального поэта. В сентябре он был вызван в Москву для разговора с царем.

Разговор переменил судьбу Пушкина: он был возвращен из ссылки, ему разрешили жить в Москве, а в 1827 г. – и в Петербурге. Николай I с уважением отнесся к откровенности Пушкина, заявившего, что если бы он был бы в Петербурге 14 декабря 1825 г., то вышел бы на Сенатскую площадь.

Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к теме Петра I «Стансы», в которых призвал Николая I: «во всем будь пращуру подобен», неоконченный исторический роман «Арап Петра Великого», поэма «Полтава».

Во второй половине 20-х готов 19 века усиливается интерес Пушкина к философской проблематике «Поэт», «Поэт и толпа»; размышляет также над темой поэта и поэзии «Анчар», «Дар напрасный, дар случайный», «Брожу ль я вдоль улиц шумных…».

Болдинская осень – короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. За три месяца он написал столько, сколько создал за предшествующее десятилетие. В Болдинскую осень созданы «Повести Белкина», «Евгений Онегин», «Сказка о попе и работнике его балде», «История села Горюхино», около 30 стихотворений.

30-е годы 19 века были неблагоприятны для Пушкина, несмотря на его женитьбу на Н.Н.Гончаровой (1831), несмотря на восстановление на государственной службе. В конце 1833 года царь пожаловал Пушкину придворное звание камер-юнкера, которое поэт счел для себя оскорбительным.

Пушкин постоянно испытывал психологический дискамфорт. Неблагоприятной была и литературная атмосфера этого времени. Многие его произведения не имели успеха. В печати началась травля Пушкина, его давним недругом и писателем Булгариным. В последние годы творчества Пушкина трещина в его отношениях с современной литературой достигла угрожающих размеров.

Пушкин следовал своему призванию, стремился стать духовным вождем русского дворянства. Весной 1833 г. он собрал материалы о Пугачевском бунте; работал над созданием романа «Дубровский», в котором впервые показал крестьянское восстание.

Вторая Болдинская осень (1833 г.) – ознаменована созданием философских произведений «Пиковая дама», «О рыбаке и рыбке», «О мертвой царевне и семи богатырях», «Осень».

Две последние грани творчества в последние годы жизни Пушкина (1834 – 1836) – философская лирика «Пора, мой друг, пора…», «Вновь я посетил…» и роман «Капитанская дочка».

Обстановка вокруг поэта и его семьи обострялась. Светские сплетни и интриги приблизили «последний акт» жизненной драмы. 25 января 1837 года состоялась дуэль Пушкина с Дантесом, на которой поэт был смертельно ранен. 29 января (10 февраля) он скончался. Проститься с великим поэтом пришли тысячи людей. Ночью 3 февраля гроб с телом Пушкина был тайно вывезен из Петербурга в Святые Горы Псковской губернии. 6 февраля поэта похоронили в Святогорском монастыре, недалеко от Михайловского.

IV. Итог урока: подумайте над смыслом высказывания Г.В.Белинского: «Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека». Попробуйте поразмышлять над этой темой. Назовите этапы творчества Пушкина.
V. Домашнее задание:

2) письменно сопоставить основные темы лирики Пушкина с каким – либо его стихотворением.
VI. Оценки.


В каждой развитой национальной литературе есть имена, которые являются свидетельством ее вершины, дающие на века этой литературе духовно-эстетический идеал. В Италии – это Петрарка, в Англии – Шекспир, в Германии – Гете, а в России – Пушкин. Особенностью таких писателей является их «вечная современность», они воспринимаются как «начало всех начал».


Давайте вспомним об эпохе, в которой творил поэт… «Люди, родившиеся в России между 1785 и 1815 годами, развивались необычайно рано и проходили свой жизненный путь с быстротой, которую объяснить отчасти затруднительно» В.Ходасевич М.Муравьев-Апостолов П.Пестель К.Рылеев А.Грибоедов С.Муравьев В.Кюхельбекер А.Одоевский А.Пушкин


14 декабря 1825 года Горячие патриоты Родины, декабристы раньше других поняли, что крепостничество и самодержавный произвол – главные причины бед и отсталости России. В стране, лишенной вольного слова, художественная литература становится невольным отголоском общественного мнения. «И неподкупный голос мой был эхом русского народа» - под этими словами А.С.Пушкина могли подписаться все поэты-декабристы.


Периодизация жизни и творчества А.С.Пушкина Детство г.г. Лицей 1811 – 1817 г.г. Петербург г.г. Южная ссылка г.г. Михайловская ссылка г.г. После ссылки г.г е годы










3. Сгруппируйте стихотворения по тематическому принципу: «Я вас любил», «Мой первый друг», «К Чаадаеву», «Арион», «19 октября», «Осень», «Вновь я посетил», «Вольность», «Я помню чудное мгновенье», «Пророк», «Зимнее утро», «На холмах Грузии…», «Я памятник себе воздвиг», «Поэту», «Зимний вечер», «Во глубине сибирских руд», «Эхо».




5. Дайте исторический комментарий следующих строчек: «И шестикрылый серафим на перепутье мне явился» «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты» «…И я судьбу благословил, когда мой двор уединенный…твой колокольчик огласил» «Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года»