Медицинский прибор корона. Русский космос: проект «Корона» и другие разработки ГРЦ Макеева

Ввиду того, что тут разыгралось нечто похожее на холивар - подброшу хвороста, но спрячу (спрятать не удалось, оказвается это можно только в своих топиках).

Георгий Михайлович Гречко до полётов в космос был конструктором космической техники. В ту пору Сергей Павлович Королёв, чтобы поощрить самостоятельность молодых инженеров, приглашал их на совещания по вопросам, выходящим далеко за пределы их знаний, опыта и ответственности.

Однажды на совещании Королёв спросил Гречко: какое топливо лучше - водород или керосин? Гречко тогда занимался баллистикой - и для него ответ был далеко не очевиден. Я же, прочитав его интервью, сразу вспомнил элементарные сведения, полученные на теплофизическом факультете. Входят они и в школьный курс - просто в детстве не каждый обращает на них внимание.

При окислении водорода выделяется почти вчетверо больше энергии (в расчёте на единицу массы), чем при окислении углерода. В керосине водород - примерно 1/6 общей массы: остальное - углерод. Соответственно теплотворная способность керосина в три с лишним раза меньше, чем водорода.

Но водород кипит при температуре 21 кельвин - –252.77 °С. Чтобы он не выкипел до старта, нужна мощная теплоизоляция и система охлаждения. Масса этой конструкции съедает ощутимую часть выигрыша в массе топлива.

У геометрически подобных тел площадь поверхности пропорциональна вто-рой степени линейных размеров, а объём - третьей. По мере роста размера при данной форме на единицу объёма приходится всё меньшая поверхность.

Чем больше ракета, тем меньше тепла притекает через её поверхность к каждому килограмму топлива, тем легче бороться с этим притоком - и тем выгоднее использовать водород.

акета Р 7 (чья модификация до сих пор летает под названием «Союз») работает на керосине. Более мощный «Протон» использует ещё более высококипящее топливо - несимметричный диметилгидразин (НДМГ, гептил). Казалось бы, это противоречит приведенному правилу. Но «Протон» создан в рамках одного из ответвлений советской лунной программы. Там понадобились двигатели, надёжно запускающиеся в космосе. Конструкторы выбрали НДМГ, поскольку при взаимодействии с азотной кислотой он загорается без специального поджига. Азотная кислота - высококипящий окислитель, так что заодно упростилась задача сравнительно долгого хранения в космосе: лунный корабль заправляется на Земле, а стартует через несколько дней с Луны. Создав же подходящий двигатель, решили его использовать во всех ступенях ракеты.

Лунная же ракета Н 1, разработанная Королёвым, летала на водороде. Она достаточно велика, чтобы борьба с теплопритоком не была слишком сложна.

Водород горит и в двигателях ракет Сатурн 5, обеспечивших американскую лунную программу. Гигант, выводящий на околоземную орбиту полтораста тонн полезной нагрузки (к Луне удобнее стартовать с орбиты, уточнив на нескольких витках время и направление пуска), легко теплоизолировать.

Похоже, вопрос Королёва - отголосок споров с главным конструктором мощных ракетных двигателей Валентином Петровичем Глушко (за двигатели менее мощные - например, в системах торможения - отвечал Алексей Михайлович Исаев). Большинство двигателей, созданных Глушко, жгут керосин (для Н 1 двигатели разработал Николай Дмитриевич Кузнецов, более известный турбовинтовыми моторами - на них летают Ту 95 и Ан 22). Но для ракеты «Энергия», выводящей на околоземную орбиту порядка сотни тонн (точная масса зависит от числа возвращаемых боковых блоков первой ступени), даже Глушко обратился к водородному топливу (хотя возвращаемые боковушки жгут керосин - их диаметр в несколько раз меньше, чем главного блока).

Гречко мог всё это сообразить, даже не вспоминая школьный курс физики. В школьном же курсе биологии есть правило Бергмана: животные одного вида крупнее на севере, чем на юге. Причина всё та же: чем крупнее животное, тем меньше теплопотери в расчёте на единицу массы, а потому легче поддерживать на холоде постоянную температуру тела.

Правда, с ростом размера не только упрощается теплозащита животного. Масса также пропорциональна третьей степени размера, а поперечное сечение конечностей - второй. Чем крупнее тело, тем больше нагрузка на конечности. Поэтому природе приходится менять пропорции. Например, у полярной лисы - песца - ноги заметно толще, чем у пустынной лисы - фенека, у белого мед-ведя - толще, чем у бурого. А тонкие лапки крошечного дамана несравненно изящнее тумбообразных подставок под телом его родственника - слона.

Аппарат для дарсонвализации «Корона» широко применяется в спортивной медицине, домашней физиотерапии, лечебно-профилактических учреждениях и косметологии. Его принцип действия заключается в возникновении разряда, развивающегося между электродом и поверхностью тела, а также в глубине биологических тканей. Результатом воздействия электромагнитных излучений «Короны» является стимуляция обмена веществ, улучшение тканевого дыхания, нормализация деятельности нервной системы и эндокринных желез. Кроме этого, лечение «Короной» частично рассасывает солевые отложения в суставах, регенерирует поврежденные или стареющие ткани и позволяет избавиться от многих косметических проблем.

Показания

Аппарат «Корона» показан при таких дерматологических кожных заболеваниях, как угревая сыпь, келоидные рубцы, псориаз, экзема, аллопеция, лишай, себорея и так далее. Отлично аппарат зарекомендовал себя в лечении заболеваний дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистой системы, а также неврологических, хирургических, гинекологических и ЛОР-патологий. Разряд «Короны» отлично справляется с проблемами кровеносной и лимфатической систем, заметно улучшая состояние поверхностных и внутренних тканей, а также контуры тела.

Применение в косметологии

Аппарат «Корона» часто применяют косметологи для профилактики появления морщин, повышения эластичности кожи, удаления бородавок, улучшения кровообращения кожи лица и головы. Аппарат позволяет существенно сократить количество выпадающих волос при облысении, избавиться от сухой или жирной перхоти, вылечить юношеские угри и улучшить функциональное состояние кожи. Лечение производится контактной или дистанционной методикой. При контактном способе электродом «Короны» плавно водят по слегка подсушенной коже лица, тогда как при дистанционной электрод дополнительно приподнимают над обрабатываемой поверхностью. Также дистанционный метод предусматривает непрерывную обработку электродом по массажным линиям с созданием небольшой воздушной прослойки над кожей. Это позволяет добиться мягкого лифтингового эффекта при курсовом воздействии.


Способ применения

В качестве завершающей косметологической процедуры «Корону» используют после вакуумной чистки, чистки с дезинкрустацией или броссажа (механическая чистка лица). При жирной коже аппарат контактно применяют по тальку перед нанесением маски, а при сухой - после нанесения маски по питательному или защитному крему. Для использования «Короны» в качестве основной лифтинговой процедуры, рекомендуется применять аппарат в течение 10 минут дистанционным методом.

Противопоказания

Аппарат «Корона» нельзя использовать при таких патологиях, как злокачественные опухоли, склонность к кровотечениям, нарушения свертываемости крови, эпилепсия, наличие кардиостимулятора и беременность. Также нельзя пользоваться аппаратом людям с индивидуальной непереносимостью тока, гирсутизмом, выраженными формами купероза, лихорадкой, активным туберкулезом легких, тромбофлебитом и аритмией.

Комплектность аппарата

В комплект входит аппарат, три насадки (грибовидная малая, гребешковая и полостная) и инструкция по эксплуатации.

Корона аппарат для Дарсонвализации (3 насадки)

Габаритные размеры генератора - 120х58х82мм;
Габаритные размеры трансформатора - 170х46х46мм;
Масса аппарата не более 0,7 кг;
Аппарат Корона обеспечивает на выходе электрический сигнал в виде видеоимпульсов;
Частота следования пачек импульсов - 100Гц;
Частота заполнения импульсов 110кГц;
Амплитудное значение выходного напрыжения плавно регулируется от минимального значения до напряжения не менее 10 кВ;
Ток потребляемый аппаратом - не более 0,25 А;
Аппарат Корона обеспечивает циклический режим работы в течении 8 часов: 20 мин. работы, 10 мин. перепыв;
По защите от поражения электрическим током аппарат выполнен по классу II тип В ГОСТ 12.2.025;
Аппарат Корона имеет среднюю наработку на отказ не менее 3400 ч.;
Питание аппарата Корона осуществляется от сети переменного тока напряжением 220 В частотой 50 Гц;
В комплект поставки входит: аппарат Корона, 3 электрода (полостной, грибовидный, гребешковый);
Гарантийный срок эксплуатации - 12 месяцев со дня продажи.

    Здравствуйте. Врач мне прописал дарсонваль для лечения позвоночника. Прибор выбирал у вас на сайте и остановился на Короне. Подкупило то, что здесь несколько насадок. Жене понравилась насадка для волос, она ей пользуется с удовольствием, тоже здоровье поправляет. А меня перестали беспокоить постоянные боли. Очень хороший прибор. Мы всей семьей пользуемся и довольны. Хочу отметить, что он в целом улучшает кровообращение, общее состояние здоровья. Мы с денной отметили даже, что настроение улучшается. Спасибо вам за возможность правильно и быстро лечиться, тем более дома!

    Я брал для лечения кожи аппарат, все по назначению врача. У меня были небольшие проблемы. Поликлиника отпала сразу, я на работе, человек занятой. Выбирать тоже некогда было, помог консультант с вашего сайта. И доставку заказывал домой, привезли на следующий день. Сразу лечиться начал. Сначала не очень доверял, честно скажу. Но потом увидел результат, и мой скептицизм растаял. Действительно стоящая штука. Благодарю производителей за хороший прибор. Корона мне подходит и вылечился я быстрее даже, чем прогнозировал врач.

    Я покупал аппарат для жены, морщины, лифтинг вот эти все вещи. Она убеждала, что прям действовать должно прекрасно. Ну я думала дамские штучки, ладно. А потмо и сам результат заметил. И даже знаете, с суставами у меня проблема была. Прочли в аннотации, что прибор может помочь. Я почувствовал облегчение боли! Сейчас продолжаю лечение и пока жалоб нет. Очень довольны. Думаем теперь ребенку кожу подлечить.

    Здравствуйте. Я как и все женщины люблю уход за собой, есть свой косметолог, регулярно хочу в салон на процедуры. Купить Корону мне посоветовала подруга. Сказала, в нашем возрасте гораздо лучшее физиотерапию делать, чем все эти салонные маски. Я так не считаю, конечно, но решила попробовать. Купила у вас на сайте. Теперь мои походы в салон сократились вдвое. Муж доволен – трат меньше стало в разы. И вы знаете, я сама очень довольна. Лифтинг, улучшение состояния кожи, крофообращения. Каким-то непостижимым образом процедуры с прибором ее выравнивают, освежают. И это вполне себе реальность. Вот не думала, конечно, что может быть так, но была приятно удивлена. Потому, дамы, рекомендую от души. Хотела спросить, реально ли он еще и от отложения солей избавляет?

    Все мы болеем в зимнее время года, временами простуды очень сильно затягиваются, грозя перейти в хронические формы. Такое случилось и со мной, от приема традиционных таблеток видимых улучшений нет, слишком сильные средства пока употреблять не хочется.

    Дарсонваль – классика советских санаториев и других лечебных заведений. Прибор, проверенный временем, кто принимал какие-либо физиотерапевтические процедуры в указанный исторический период, наверняка, не избежали «расческу», которая снимает нервное напряжение.
    С удивлением узнала, что умный прибор может лечить и другие заболевания: от бронхитов до прыщей, даже заживляет язвы, борется с остеохондрозом, варикозным расширением вен, целлюлитом. Найти в интернете этот товар оказалось делом несложным, он вполне доступен по цене, высылается почтой многими интернет-магазинами.

    Выбрала недорогой «Корона», прочитала отзывы, претензии были, в основном, к упаковке: картонная коробочка в наше время выглядит не очень хорошо, она недолговечная. Можно было бы сделать и пластиковую упаковку. Но меня больше интересовало содержимое, прибор был заказан.
    Товар дошел до ближайшего почтового отделения в целости и сохранности, несмотря на то, что некоторые запчасти к нему довольно хрупкие.
    Прибор легкий, весит 300 грамм, рука не устает его держать во время принятия процедуры. На корпусе всего одна кнопка, регулирующая силу тока, ее нужно поворачивать по часовой или против часовой стрелки.

    В комплект, кроме самого прибора, входят три насадки: электрод грибовидный, электрод гребешковый и полостной. Все насадки уложены в поролоновые трубочки, которые исключают повреждения при транспортировке и хранении.
    Товар мне показался эталонным, в нем есть стабилизатор, который повышает надежность, защищает от скачков напряжения в сети. Приятно, что прибор произведен в России. В комплекте также есть книжечка, которая подробно рассказывает не только о том, как правильно пользоваться этой техникой, но и как лечить то или иное заболевание.

    Оказывается, теперь можно провести себе физиотерапию на дому, не нужно никуда идти, можно делать процедуры тогда, когда есть время. Ощущения: польза есть, пока не знаю, что еще я им вылечу, но найти в списке «свое» заболевание может едва ли не каждый человек. Можно полечиться с косметической целью: прибор разглаживает морщины и заметно освежает кожу лица.


В Kerbal Space Program собрать SSTO гораздо проще, чем на нашей реальной Терре...

Лента новостей как патриотического, так и либерального дискурса пестрит сообщениями о многоразовой одноступенчатой ракете-носителе «Корона» с вертикальным взлётом и посадкой, к разработке которой решили вернуться в миасском ГРЦ им. Макеева.
При этом короткое информационное сообщение уже обросло массой домыслов и допущений, в рамках которых в общем-то, будничная новость о том, что проект «Короны» в очередной раз вышел из предэскизного состояния, преподносится или как эпохальная победа российской науки, или как бездумный распил денег хилого российского бюджета.

В реальности же речь идёт о том, что ГРЦ им. Макеева сейчас, на фоне хорошего бюджетного финансирования новой МБР «Сармат» может себе позволить задуматься и о чём-то «для души» и в более далёкую перспективу, что и вылилось в реанимацию достаточно древнего, но по-прежнему актуального проекта одноступенчатого вывода грузов на околоземную орбиту (в английских источниках такая концепция называется SSTO, single stage to orbit ).


Я уже как-то детально описывал всю сложность задачи SSTO. Принципиальные физические и технические ограничения, которые накладываются на такую систему гравитационным полем Земли и нашими собственными возможностями в химическом топливе и в конструировании ракетных систем, достаточно жёсткие и комплексные. Условно говоря — жили бы мы на каком-нибудь Ганимеде или Титане — то и процесс создания нами систем одноступенчатого вывода грузов на околоземную орбиту был бы гораздо проще, нежели в случае привычной нам матушки-Земли. Дабы не повторять уже массу сказанного, отсылаю своих читателей к прошлым статьям на данную тему, где все аспекты создания SSTO рассмотрены достаточно детально (раз , и ), поэтому тут я сосредоточусь скорее на том, что хочет сделать в перспективе своего проекта ГРЦ им. Макеева — и то, насколько это реально соорудить при текущем уровне техники и технологии.

Основным источником вдохновения для меня будет та информация, что была опубликована самими макеевцами в обрывочных сообщениях по этой теме. Впрочем, иного ожидать и не приходится: программа разработки «Короны» и сегодня находится ещё в предэскизной стадии, скорее представляя из себя «сумму пожеланий», нежели цельный комплект проектно-конструкторской документации.


Этапы эскизных проектов ракеты-носителя «Корона», по годам (кликабельно).

Создание SSTO, как вы понимаете, ознакомившись с текстом по ссылкам, требует недюжинных усилий от проектантов и конструкторов. Задача набора характеристической скорости не менее 8,5 км/с (первая космическая + все гравитационные, аэродинамические и прочие помехи) отнюдь не столь проста, как это кажется в научно-фантастических фильмах. По формуле Циолковского, которая всё равно задаёт механику вывода на орбиту любой ракеты, получается, что для самых совершенных кислородно-водородных ЖРД, для которых скорость истечения продуктов сгорания составляет около 4500 м/с, требуется совершенство конструкции ракеты не менее 0,15. Это означает, что ракета со стартовой массой около 300 тонн (как это указано в последних сообщениях «макеевцев») должна весить не более 45 тонн вместе с полезной нагрузкой (которая заявлена как 7,5 тонн на НОО) и с запасом топлива для торможения с устойчивой орбиты и для обеспечения мягкой посадки (так как в сообщениях идёт речь о многоразовой SSTO). Кроме того, уже понятно, что в «Короне» отказались от аэродинамической схемы с крыльями, которую применяли для управляемого спуска в атмосфере советский «Буран» и американский «Спейс-Шаттл», в силу чего новому SSTO надо будет тормозить в атмосфере по-«Фалконовски», однако делать это не от значения в 1,7 км/с, как это происходит у первой ступени ракеты-носителя SpaceX, а от «честной» первой космической скорости в 7,9 км/с, что сразу же ставит вопрос о весьма мощном тепловом экране для обеспечения торможения в атмосфере Земли.

Для понимания всей сложности возврата аппарата на Землю с околоземной орбиты я отсылаю вас к наглядному видео (английский, включите субтитры) о методике торможения и посадки американского «Спейс-Шаттла», которое честно говорит, что даже космический челнок с его рудиментарными, но аэродинамическими крыльями — это «летающий кирпич», а пилоту «Шаттла» лучше сразу делать трансплантацию титанового сплава на внешний слой своих сжимающихся яичек.


Всё это в значительной мере ограничивает возможности перспективного SSTO. Скажу, как пример , что вес теплозащиты «Спейс-Шаттла» составлял 7,2 тонны при собственной массе челнока в 84 тонны, а теплозащита «Бурана» весила 9 тонн при посадочной массе челнока в 82 тонны.
Даже если просто пересчитать массу теплозащиты для 35 тонной уже «сухой» массы возвращаемой «Короны» пропорционально её собственному весу, то выйдет без малого 3-3,8 тонны дополнительного груза теплозащиты, который опять-таки надо упрятать во все те же ограничения в 15% для веса конструкции SSTO и полезной нагрузки, что для 300-тонной заправленной ракеты, напоминаю, составляет лишь 45 тонн для случая одноступенчатого вывода.

Кроме того, интерес вызывает и упоминание неких «специальных схем выведения на низкие околоземные орбиты», которые якобы позволят поднять полезную нагрузку «Короны» до 12 тонн (увеличив её ещё на 60%). В общем-то, в качестве «специальных схем» на ум приходит лишь три основных принципа: либо каким-то образом поднять и разогнать стартовый космодром для такой ракеты, либо обеспечить «бесплатный» окислитель и реактивную массу для ракеты на начальном, атмосферном участке выведения, либо же, как третья альтернатива, использовать некие альтернативные кислород-водородным двигатели на оконечных участках траектории вывода, уже за пределами плотной земной атмосферы.

Первый вариант, с разгоном «стартового стола», я уже как-то разбирал в своих статьях (например, ) и такой вариант, в общем-то, возможен. Прибавка начальной скорости всего лишь в 270 м/c, которую в силах обеспечить даже дозвуковые самолёты-площадки, даёт рост массы полезной нагрузки ракеты на 80%, поэтому не исключено, что под «специальными схемами» вывода и подразумеваются некие суррогаты воздушного старта. Вопрос тут, скорее, в том, что пока что самый грузоподъёмный самолёт в мире, антоновская «Мрия», имеет максимальную грузоподъёмность в 250 тонн, что всё-таки ниже заявленной для «Короны» стартовой массы в 295 тонн, а постройка более грузоподъёмных самолётов в мире пока что не запланирована.

Конечно, никто не зарекается от того, что такие самолёты будут в ближайшее время построены. В конечном счёте, использование тех же «палок и говна» углепластиков и композитов, заявленных для «Короны», для конструирования супер-самолётов вместо алюминиево-магниевых сплавов способно ещё немного поднять их грузоподъёмность от рекордной «Мрии» — до необходимых 300 тонн. Возможно, что кто-то вложится в безумную эстакаду ракетного гипер-маглева или же соорудит громадный аэростат — но пока что по каждому из направлений скорее идёт некое слабое движение и практика небольших проектов, нежели какая-то глобальная работа, которая может привести к технологическому прорыву. Хотя такие варианты и менее вероятны.


Аэростат программы «Елена» пока что помогает запускать суборбитальные ракеты массой в 1 тонну. Согласитесь, далеко от 295 тонн, заявленных для «Короны»!

Вопрос использования для разгона ракеты ВРД, СПВРД или ГПВРД я уже тоже как-то разбирал в своём блоге ( и ). Вкратце и резюмируя: да, ВРД и ГПВРД могут обеспечить достаточно серьёзную экономию массы для SSTO в силу того, что их удельный импульс гораздо выше такового для ЖРД и РДТТ. Любой воздушно-реактивный двигатель обгоняет ракетный двигатель по этому параметру в силу двух своих конструктивных качеств: во-первых, он не «тянет» на себе запас окислителя, фактически пользуясь беспланым окислителем из окружающего воздуха и, во-вторых, он использует всё тот же воздух, как бесплатную реактивную массу — большая часть продуктов сгорания ВРД или ГПВРД, опять-таки, берётся за счёт разгона всасываемого воздуха, а горючее, которое собственно, и учитывается в формуле Циолковского и влияет на массу ракеты, составляет лишь малую часть массы реактивной струи.

Однако те, кто мог ознакомится с моими статьями по гиперзвуку, думаю, прекрасно осознают все трудности, с которыми уже столкнулись разработчики гиперзвуковых двигателей. Поэтому я достаточно скептически отношусь к идее того, что ГРЦ им. Макеева сможет что-то выжать из этой идеи. Хотя, наверное, попытаться стоит. Кроме того, я обнаружил, что в рамках этой концепции ими уже просчитывался эскизный проект «Короны» в 1995 году. Тогда на первую ступень «Короны» хотели поставить десять ВРД АЛ-31-Ф, которые бы обеспечили бы вертикальный взлёт ракеты массой в 100 тонн и, по сути, обеспечить всё тот же воздушный стартовый стол для SSTO:


АЛ-31Ф в форсажном режиме выдаёт 12,5 тонн тяги. Десятки таких двигателей вполне хватает, чтобы оторвать от Земли ракету полной массой в 100 тонн и разогнать её до сверхзвуковых скоростей. Применяется на истребителе Су-27.

Вернётся ли ГРЦ им. Макеева к таким экзотическим схемам вывода грузов на околоземную орбиту — пока что вопрос открытый. Однако, можно сказать, что как и в случае первой и второй альтернативы, физических ограничений к этому нет, а есть скорее вопрос проектирования и конструирования такого рода систем. Кроме того, гиперзвуковой ГПВРД сегодня уже практически «на выходе в серию» и в США, и в России, а такой двигатель радикально изменит возможности полётов с большими скоростями и в верхних слоях земной атмосферы.

Ну и, наконец, третья альтернатива. Глобальное улучшение кислород-водородного ЖРД. Здесь мы упираемся в то, что скорость истечения продуктов сгорания альтернативных двигателей (и, как следствие, их удельный импульс) может превосходить скорость истечения из ЖРД в разы и даже на порядок, только вот их собственная тяга оказывается просто мизерной. Это сразу же ставит вопрос соотношения реактивной тяги двигателей (T) к массе всей ракеты (W), который очень критичен в случае суборбитального полёта: нам надо, чтобы ракета быстрее разгонялась двигателями, нежели падала на поверхность Земли и тормозилась об атмосферу.


Лаборатория «Янтарь-1», которая была запущена в СССР в 1970-м году с экспериментальным ЭРД. Максимальная Скорость истечения реактивной струи составила 140 км/c, тяга двигателя составила 5 грамм. Масса всей орбитальной части «Янтарь-1» составляла 500 килограмм.

Например, на последних стадиях выведения полезной нагрузки на околоземную орбиту, в принципе, можно использовать высокоимпульсные ЭРД (вариант полётов туда-назад я пока что провожу по графе «технобезумие»), однако их эффективность (скорость истечения реактивной струи в 40-140 км/c против жалких 4,5 км/с у кислород-водородных ЖРД) будет существенной только на оконечных этапах вывода полезной нагрузки на околоземную орбиту (от высоты около 100 километров и от скорости ракеты в 90-95% от первой космической), где влиянием земной атмосферы в краткосрочном периоде можно пренебречь, а бороться с падением на поверхность планеты помогает кривизна самой Земли и набранная характеристическая скорость. Поэтому использование любых высокоумпульстных альтернатив химическим ЖРД пока что может помочь только на оконечных стадиях вывода полезной нагрузки на околоземную орбиту: слишком мала пока что достигнутая тяга этих «малюток».

Поэтому, в общем-то, моё отношение к проекту «Короны» максимально далеко от обеих крайних точек, характерных для ура-патриотов и караул-либералов: дело это нужное и важное; если ГРЦ им. Макеева продолжает смотреть на звёзды, клепая ракетный щит Родины — честь им и хвала; ну а ждать мгновенных результатов, да ещё и с цифрами, заявленными в пиар-презентации — не стоит. Так как задача создания SSTO вот уже не один десяток лет числится «перспективной» и «необходимой», да только воз и ныне там — слишком уж много физических и технических ограничений есть на пути к этой заветной цели. Но возможные боковые ответвления от такого рода НИОКР интересны и сами по себе — например, высокоимпульсные ЭРД можно использовать для поддержания орбиты искусственных спутников Земли, что ЭРД будут делать гораздо эффективнее современных ЖРД на аэрозине или НДМГ.

Впрочем, нет худа без добра. Как говорится, если не догоним — то хоть согреемся!

В России возобновили процесс разработки одноступенчатой ракеты-носителя многоразового использования КОРОНА. Больше похожая на космический корабль разработка российских военных сможет самостоятельно взлетать с Земли и возвращаться на планету, садясь вертикально.

Ракета б/у

2017 год для космонавтики прошёл под знаком возвращаемых ступеней. Только SpaceX посадила 14 первых ступеней ракет-носителей Falcon 9. Из чуда и невероятного события это становится рутиной. И хотя экономисты ещё не сказали своего последнего слова - насколько сильно это повлияет на себестоимость запусков, - становится понятно, что возвращать первые ступени с дорогостоящими двигателями - это стратегия будущего.

А что же Россия? Мы уже писали о том, как "Роскосмос" пытается впрыгнуть в последний вагон многоразовой космонавтики, а РКК "Энергия" на свои собственные средства проводит расчёт возможности сделать многоразовыми перспективные ракеты-носители "Союз". Но неужели до настоящего времени в России никто не задумывался о многоразовости?

Это не так. Российские, советские, а затем снова российские учёные много лет рассматривали возможность создания многоразовых ракет-носителей. И в России есть ракетный центр, много лет подряд занимающийся в том числе и многоразовыми ракетами-носителями.

Это Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева - российский разработчик баллистических ракет подводных лодок, один из крупнейших научно-конструкторских центров России по разработке ракетно-космической техники. Макеевский центр изначально военный, поэтому о разработках из Миасса широкой публике известно не так много.

Ход "Россиянки"

Среди работ макеевцев много лёгких и конверсионных ракет-носителей, разработанных на основе уже существующих военных межконтинентальных баллистических ракет. Это "Зыбь", "Волна" и "Штиль", разработанные в девяностых годах прошлого века. Кроме того, ракетный центр участвовал в большой разработке ракеты-носителя "Русь-М".

По идее "Русь-М" должна была стать универсальной ракетной системой, включавшей в себя носители трёх классов - от среднего до тяжёлого. Первая ступень ракеты-носителя "Русь-М" представляет собой неразделяемую в полёте "связку" из трёх автономных блоков, максимально унифицированных между собой. Такая унификация давно применяется конструкторами для удешевления - именно так работает американская Delta Heavy, готовящаяся сейчас к старту Falcon Heavy и даже перспективный российский тяжёлый носитель на основе "Союза-5".

Русь-М" не пошла, было решено остановиться на связке "Союз", "Протон" и "Ангара". Более чем 1,63 миллиарда рублей ушли в никуда.

А что же предлагали макеевцы ещё до того, как многоразовость стала "модной"? Основная их разработка - это "Россиянка", показанная в 2011 году, как раз после бесславного завершения проекта "Русь-М". Основной особенностью двухступенчатой "Россиянки" являлась возвращаемая первая ступень, которую можно использовать до 25 раз.

Возвращение ступени предполагалось осуществлять по баллистической траектории путём повторного включения штатных двигателей. То есть именно так, как у Илона Маска. Однако всё это ещё в 2011 году, до первой успешной посадки ступени Falcon 9 оставалось целых четыре года.

Увы, зелёный свет проекту макеевцев не дали. Вместо него предполагалось реализовывать многоразовость через проект "Байкал-Ангара" (многоразовый разгонный модуль), тоже оказавшийся немного мертворождённым. Шанс был упущен.

Венец творения

Шаттла" ему не требуется гигантского бака и огромных твердотопливных ускорителей для выхода в космос. Предполагается, что КОРОНА сможет вывести на низкую опорную орбиту около семи тонн полезных грузов, а затем вернуться на Землю и сесть вертикально при помощи своих двигателей. Больше всего эта ракета похожа на Delta Clipper от "Мадонелл-Дуглас", американская разработка, увы, сейчас тоже находится в замороженном состоянии.

В 2013 году проект был заморожен и вёлся только на собственные средства ракетного центра. И вот в начале 2018 года появилась информация, что финансирование проекта возобновлено, и вполне возможно, что уже вскоре мы услышим новость о создании первой пробной версии КОРОНА. Если так, то мечта о самых настоящих космических кораблях, взлетающих с Земли, а затем садящихся обратно, вскоре может оказаться на шаг ближе к реальности.

РН «КОРОНА» - общий вид

Общие сведения
Страна Россия Россия
Назначение ракета-носитель
Разработчик ОАО «ГРЦ Макеева»
Изготовитель -
Основные характеристики
Количество ступеней 1
Длина (с ГЧ) ≈30 (?)
Диаметр ≈10 м (?)
Стартовая масса ≈300
Масса полезной нагрузки
на НОО ≈7 тонн (опорная орбита - высота 200 км, наклонение 0°).
История запусков
Состояние разработка приостановлена
Первая ступень
Маршевый двигатель жидкостный реактивный двигатель внешнего расширения с центральным телом
Тяга 400-450 т (у земли) (?)
Горючее водород
Окислитель жидкий кислород
Корона на Викискладе

Основные сведения

Разработка

Разработка велась ОАО «ГРЦ Макеева» с 1992 по 2012 год. Уровень проведённых работ соответствует предэскизному. Были проведены проектные проработки, создана концепция разработки РН, определены ключевые технические и технологические решения. По состоянию на 2013 год работы свёрнуты ввиду отсутствия источников финансирования.

Технические данные

Предназначена для выведения космических аппаратов (КА) и КА с разгонных блоков (РБ) на низкие околоземные круговые орбиты высотой 200-500 км. Стартовая масса около 300 т. Масса полезной нагрузки (ПН) до 7 т, в зависимости от широты старта, наклонения и высоты формируемой опорной орбиты (в некоторых источниках упоминается «специальная схема выведения» при которой РН может выводить до 11-12 т, подробности неизвестны). Топливо кислород/водород. Маршевый двигатель внешнего расширения с центральным телом (модульная камера сгорания) - близок по конструкции двигателям серии J-2T (см. статью J-2 ) Рокетдайн , разработчик двигателя ракеты неизвестен. Особенностью компоновки является конусообразный корпус РН и расположение отсека ПН в центральной части ракеты-носителя. При возвращении на Землю РН, управляемая реактивными двигателями малой тяги, производит активное маневрирование с помощью подъёмной силы корпуса в верхних слоях атмосферы для выхода в район космодрома. Взлёт и посадка осуществляется с применением упрощенных стартовых сооружений с взлётно-посадочной площадкой. Старт и посадка с применением взлётно-посадочных амортизаторов размещенных в кормовой части. РН подобного типа можно использовать для запусков с морских платформ, поскольку она не нуждается во взлётной полосе для посадки и может использовать одну и ту же площадку для взлёта и посадки.

РН КОРОНА на взлётно-посадочной площадке космодрома (иллюстрация) РН КОРОНА в орбитальном полёте с закрытым отсеком полезной нагрузки (иллюстрация)

Стоимость разработки

По разным сведениям стоимость разработки РН оценивается от 2,1 до 3,0 млрд долл. в ценах 2012 года. Если эта информация верна, РН могла бы составить серьезную конкуренцию современным одноразовым средствам выведения [