М. Ковалевский в истории социологии

  • XVIIвек в европейской и российской истории: модернизация и просвещение.
  • Аллегорическое толкование истории двух сыновей Авраама (Гал. 4, 8-31).
  • Максим Максимович Ковалевский (1851 - 1916) - крупнейший российский социолог, исто­рик, правовед, общественный деятель. Родился в состоятельной дворянской семье в Харькове. Учил­ся на юридическом факультете Харьковского университета. В 1873-1877 гг. Ковалевский находил­ся в командировке за границей для подготовки к магистерскому экзамену. Познакомился с Г. Спен­сером, К. Марксом, П. Л. Лавровым, сблизился с русскими позитивистами Г. Н. Вырубовым и Е. В. де Роберти, активно включился в позитивистское движение. В 1877-1887 гг. Ковалевский - про­фессор Московского университета, стал лидером молодой профессуры и приобрел репутацию пер­воклассного ученого и популярнейшего лектора - правоведа. Издавал журнал «Критическое обозре­ние». Деятельность Ковалевского вызвала недо­вольство правящих кругов и в конечном счете его грубо уволили из университета без объяснения причин. Ковалевский покинул Россию и в тече­ние 17 лет жил за границей, хотя и не в качестве эмигранта. Активно участвовал в ускоренном движении социологической мысли того периода, пре­подавал в ведущих университетах Европы и США, вместе с Е. В. де Роберти организовал Русскую высшую школу общественных наук в Париже, подготовил фундаментальные научные труды. В 1905 г. Ковалевский вернулся в Россию и включился в самую разностороннюю научную, педагогическую, общественно - политическую деятельность: был профессором Петербургского университета, депутатом I Госдумы, членом Госсовета, организатором первой социологической кафедры в России, публицистом, издателем, академиком РАН (1914). Приобрел огромный личный и общественный авторитет. Смерть Ковалевского была воспринята и пережита обществом во многом так же, как и смерть Л. Н. Толстого.

    Научное наследие Ковалевского объемно и многогранно. Иногда высказывается мнение, что к социологии как таковой ученый обратился только в последние годы жизни (работы «Современные социологи» (1905), «Социология» (1910), «Про­гресс» (1912) и др.). Такая точка зрения ошибочна. Социоло­гическими являются практически все исследования Ковалев­ского, в том числе и исторического плана. Среди последних особое место занимают такие фундаментальные труды, как «Происхождение современной демократии» (4 тома, 1895-1897), «Экономический рост Европы до возникновения капи­талистического хозяйства» (3 тома, 1898-1903), «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (3 тома, 1906). Социологичны по содержанию многочисленные историко- этнографические исследования Ковалевского. Ряд работ, начиная с книги «Историко - сравнительный метод в юриспруденции» (1880), уче­ный посвятил проблемам социологической методологии.



    Важнейшей особенностью мышления и научно-исследо­вательской практики Ковалевского была широта интересов и стремление к созданию на основе историке - социологического постижения всех элементов современной цивилизации цельного единого мировоззрения. Эта тенденция к синтезу характерна и для оценки Ковалевским достижений различ­ных социологических школ, и для многогранной направлен­ности его исторических исследований, и для его педагогичес­кой деятельности, ориентированной на широкую фундамен­тальную подготовку гуманитариев.

    Издавна сложилось мнение о далекости Ковалевского - социолога от российских проблем, об игнорировании им рос­сийской социологии. Многие так и называли Ковалевского - «русский европеец». В ряде западных исследований Ковалев­ского даже не включают в число деятелей собственно рос­сийской социологии. Некие формальные основания для та­кого мнения можно найти. Действительно, Ковалевский опи­рался обычно на идеи западных социологов. И все же Кова­левский прежде всего российский социолог - и по направленности поиска, и по стилю мышления.



    Как заметил Р. Вормс, Ковалевский «был как бы соединительным звеном между двумя мирами - Западом и Востоком», с. 37). Русский ученый, иными словами, достойно представлял отечественную науку за рубежами страны, что уже и. маловажно. С другой стороны, его исследования станови­лись руководящими в образовании и самообразовании рус­ской интеллигенции. Ряд работ Ковалевского посвящен и не­посредственно российским проблемам. А поскольку он исхо­дил из убеждения в общности форм развития различных на­родов, то и западные социальные проблемы изучал в контексте российских, в отличие от Запада, еще не решенных. Хорошо тал Ковалевский и работы своих российских коллег, доволь­но часто ссылался на них, а в последние годы жизни посвятил истории русской социальной мысли ряд исследований.

    Центральной темой Ковалевского был генезис капитализ­ма (индустриальной цивилизации), его оснований и перспек­тив, в том числе и в особенности в России. Вспоминая о сво­их университетских годах, Ковалевский писал: «Меня инте­ресовала тогда, как и теперь, тесная зависимость между ростом государственных учреждений и изменениями общественного уклада, в свою очередь вызванными эволю­цией экономических порядков. История учреждений и исто­рия общественности - таковы были наиболее притягивав­шие меня темы» (29, с. 277). Отсюда интерес ученого к иссле­дованию, причем с привлечением колоссального эмпиричес­кого материала, возникновения и эволюции отдельных общественных институтов в самом широком смысле - язык, религия, нравы, юридические обычаи и порядки, начиная с семьи, социальные и политические структуры различных эпох и т. д. В силу подобной исследовательской многоплановости Ковалевского иногда упрекали в отсутствии связи между его работами. Очень точно этот упрек отводит П. А. Сорокин: «у Ковалевского мы имеем анализ различных переменных, фун­кционально связанных с другими переменными» (32, с. 191).

    Целостный же взгляд на труды Ковалевского достаточно четко обнаруживает логику развития его мысли. В центре его научных интересов с самого начала находилась наука о государстве, основанная на историческом и социологическом его изучении. Работа в таком направлении побудила Кова­левского к анализу социальных и экономических основ госу­дарства, что, в свою очередь, потребовало этнографического и этнологического изучения элементарных форм социальной организации. Закономерным, естественно, оказался поворот от политике - правовых проблем к социологии с тем, чтобы системно (в форме теории солидарности) обозначить суть перспективы эволюции человечества как целого.

    У Ковалевского мы не встречаем работ, где бы он четко и однозначно изложил свою социологию как систему. Некото­рые даже утверждали, что у него нет своей социологии, что он не открывал новых путей, а только показывал негодность старых и что ценны только его эмпирические труды. Система, и к тому же оригинальная, у Ковалевского тем не менее есть, но здесь -то мы и должны увидеть специфику его -социологического мышления, в чем он радикально отличался от своего мно­голетнего друга и соратника Е. В. де Роберти, склонного к схематизму и абстрактному теоретизированию. Ковалевский всегда выражал глубокую антипатию к метафизическим фи­лософским построениям, увлечениям гносеологическим ана­лизом, видел в этом черту немецкой науки, отрицательно в этом плане повлиявшей на стиль науки русской. Образцом, достойным подражания, был для Ковалевского позитивистский стиль мышления английской и французской науки, как, меж­ду прочим, и сам образ жизни французского интеллектуала - социолога, активно участвующего в общественных дебатах, в интеллектуальной и культурной жизни страны.

    У Ковалевского мы видим удивительную чуткость к факту и в то же время непревзойденное умение социологически по­смотреть на любую частную проблему. Удачно эти особенности его исследовательской манеры раскрыл Н. И. Кареев. Кова­левского, подчеркнул он, не влекло к разработке общих тео­рий путем дедуктивно - гипотетических построений. «Он стро­ил социологию не сверху, исходя от какой-либо философии, а снизу, опираясь на фактический материал, доставляемый ис­торией, да, кроме истории, еще этнографией и тем, что можно назвать социально - культурной палеонтологией, изучением до - исторического быта и самых ранних, даже самых зачаточных форм общественности». А поэтому можно сказать, что Кова­левский был историком в социологии и социологом в истории (32, с. 170-172). В этом плане вполне просматривается парал­лель между Ковалевским и П. Л. Лавровым при всем отличии их исходных установок. Более того, правомерен вывод, что Ковалевский, как в дальнейшем и М. Вебер, формулирует традицию (парадигму) историке - эмпирической (в его терминоло­гии - генетической) социологии.

    Существует мнение, что социологическая концепция Ко­валевского сложилась в основном под влиянием двух тече­ний - позитивизма и марксизма. Такое утверждение несколько прямолинейно, особенно если учесть синтетическую ори­ентацию русского социолога. Тем не менее значительную роль названных течений в развитии его мысли отрицать нельзя.

    С «Курсом положительной философии» О. Конта Ковалевский познакомился еще во время учебы в университете и уже до встречи с французским позитивизмом был, по собственному признанию, убежденным позитивистом. Значитель­ную роль в формировании позитивистского мировоззрения Ковалевского сыграл его университетский учитель известный правовед Д. И. Каченовский. Конта Ковалевский считал твор­цом социологии и подчеркивал, что «поднимаемые ныне воп­росы и предлагаемые ныне решения в зародыше или уже в более или менее развитом виде могут быть найдены еще у Конта» (21, с. 195). Примерно таково же отношение Ковалевс­кого и к Г. Спенсеру, открывшему, по его мнению, второй период в развитии социологии и давшему во второй половине XIX в. «наиболее прочную и разностороннюю постановку ос­новным вопросам отвлеченной науки об обществе» (21, с. 197). Особенно значимой считает Ковалевский трактовку Спенсе­ром эволюции как совокупности постепенных изменений, а также его генетическую социологию. Ковалевский, однако, не был позитивистом -ортодоксом. Он полностью не принимал Конта периода «позитивной политики», а также весьма крити­чески относился к органической теории Спенсера.

    Довольно устойчива в критической литературе тенденция усматривать близость Ковалевского к идеям марксизма. С К. Марксом и Ф. Энгельсом Ковалевский находился в довольно близких личных и научных отношениях, характеризовал Марк­са как «великого апостола не только социализма, но отчасти и новейшей социологии» (13, с. 58). Оба мыслителя хорошо знали работы друг друга и использовали их в своих исследованиях. Ковалевский вспоминал о Марксе как «о дорогом учителе, об­щение с которым определило до некоторой степени направле­ние моей деятельности» (18, № 7, с. 22). В частности, не без влияния Маркса, отмечает социолог, он занялся экономичес­кой историей Европы, а не сосредоточился только на истории политических учреждений. Идеи Ковалевского были использо­ваны Ф. Энгельсом при анализе начальных ступеней социаль­ной эволюции. Тем не менее марксистом Ковалевский не стал и не мог стать. Он не принимал в марксизме гегельянскую ме­тафизику и абсолютизацию экономического фактора, отмечая, как и многие другие социологи, теоретическую необоснован­ность экономического объяснения истории. В то же время Ко­валевский считал возможным включение экономического ме­тода в позитивистский синтез, тем более что контовская модель уже предусматривала это. Ковалевский также считал, что Спен­сер и Маркс, хотя и были антиподами, тем не менее шли, прав­да, разными путями, к общей социологической ист

    Годы жизни (1851-1916)

    Русский учёный, историк, юрист, социолог эволюционистского направления и общественный деятель, член I Государственной думы и Государственного совета. Большая часть его деятельности проходила за границей, что, вместе с признанием его трудов в том числе на иностранных языках, сыграло роль в получении им известности в мире. Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (29.3.1914, чл.-корр. 1899)

    Вошел в историю как сторонник классического позитивизма, сторонник теории социального прогресса, этнограф и человека с именем, которого связаны становление русской исторической школы права (русской социологической школы права), русской школы медиевистики европейских стран, плюралистическая школа в социологии, метод генетической социологии и многие другие.

    Основные труды и достижения:

    · «История полицейской администрации в английских графствах с древнейших времен до смерти Эдуарда I» (1877, магистерская диссертация)

    · «Историко-сравнительный метод в юриспруденции» (М., 1880)

    · «Первобытное право», вып. I, II (1886)

    · «Закон и обычай на Кавказе» (1887)

    · «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» (1895)

    · «Происхождение современной демократии» (1895-97)

    · Ковалевский М. М. «Политическая программа новаго союза народнаго благоденствiя» 1906 г. С.-Петербургъ.

    · «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (1906)

    · «Происхождение и развитие семьи и собственности»

    · Ковалевский М. М. Экономический строй России пер. с франц.. - Изд. А.Ермолаевой, 1900.

    · Ковалевский М. М. Очерки по истории политических учреждений России Максим Ковалевский; пер - .

    · Ковалевский М. М. Конституция графа Лорис-Меликова и его частные письма, 1904.

    · «Общее учение о государстве» (1910)

    · «История американской Конституции» (1915)

    (оставили только то что касается юриспруденции)

    Юридико-социологическая концепция М. М. Ковалевского исходит из положения о том, что право - это продукт развития общества, обусловленный потребностью общества в социальной солидарности. С этих позиций он полемизировал со сторонниками концепции естественного права.

    М. М. Ковалевский считал, что право возникло из необходимости солидарности до государства и независимо от него. Государство и право он рассматривал не как продукт борьбы классов, а как выражение «замирённости» и социальной солидарности. Всякая группа, писал Ковалевский, будь то «муравейник, пчелиный улей, птичья стая, оленье стало или толпа кочевников,- является, прежде всего, замирённой средой, из которой устранены элементы борьбы; место борьбы занимает в ней солидарность или сознание общности преследуемых целей и взаимозависимости членов группы друг от друга». Дальнейшее развитие человеческого общества определяется, согласно Ковалевскому, ростом солидарности: от союзов бродячих орд до современного государства. Перспективу же этого развития он видел во всемирном объединении.



    Право, говорил он, возникает раньше государства и независимо от него. Государство не создаёт право, а лишь позитивирует фактически складывающееся право, то есть признаёт его в форме позитивного права.

    Значительное внимание М. М. Ковалевский уделил вопросу происхождения государства. При этом он отвергал как теорию божественного происхождения государственной власти, так и теорию общественного договора. В вопросе об источнике и природе государственной власти позиция М. М. Ковалевского была близка психологической школе права, рассматривающей право как психическое явление. Основой всякого государственного общежития, писал Ковалевский, является психологический мотив - готовность к подчинению. Власть, возникает в результате психического воздействия на массы со стороны одарённой личности. Источник возникновения власти надо искать «ни в каком-то никогда не имевшем место договоре народа с избранным им вождём…, а в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению своей деятельности чужому примеру и руководительству».

    Социолог, правовед, экономист, историк, этнограф, антрополог, общественный и политический деятель Максим Максимович Ковалевский (1851-1916) - представитель "классического позитивизма" в России. По мнению известного французского социолога Р. Вормса, М.М. Ковалевский был "соединительным звеном между двумя мирами - Западом и Востоком". Он много сделал для того, чтобы в России социология получила статус самостоятельной науки.

    М.М. Ковалевскому принадлежит важная роль в процессе институциализации социологии в России. В 1908 г. при его участии начала функционировать первая в России кафедра социологии в Психоневрологическом институте, в 1912 г. создана секция социологии при Историческом обществе Петербургского университета, в 1910-1913-х гг. инициировано издание пяти томов первоисточников "Родоначальники позитивизма", в 1913-1914-х гг. осуществлен выпуск сборников "Новые идеи в социологии".

    Социологические воззрения М.М. Ковалевского формировались в основном под влиянием позитивистской социологии О. Конта. Большое влияние оказали на него идеи и личные контакты с Г. Спенсером и К. Марксом. Оценивая влияние эволюционной теории Г. Спенсера и экономического учения К. Маркса, М.М Ковалевский признавал, что они "направляли до некоторой степени" его научную деятельность. Первое укрепило в нем позитивистскую методологию, хотя идею "спонтанной эволюции" он не разделяет; второе - развило интерес к экономической теории, но не поколебало приверженности к позитивизму.

    Социологические воззрения М.М. Ковалевского нашли отражение в работах: "Социология и сравнительная история права" (1902), "Этнография и социология" (1904), "Современные социологи" (1905), "Очерк развития социологических учений" (1906), "Две жизни: Маркс и Спенсер" (1909), "Социология": в 2 г. (1910), "Современные французские социологи" (1913), "Социология на Западе и в России" (1913), "Очерк развития социологии в конце XIX - начале XX века" (1914), "Происхождение семьи, рода, племени, государства и религии" (1914).

    М.М. Ковалевский, следуя в русле контовского позитивизма, признавал самостоятельность и равноправие социологии с другими отраслями естествознания. По его мнению, социология как молодая наука, которая делает свои первые шаги и может "стать на ноги только с момента установления ею собственных законов". Особенность социологии он видел в том, что в отличие от других общественных наук (экономической, юридической и исторической), которые изучают отдельные стороны и периоды общественного развития, социология способна дать целостное и развернутое представление об обществе.

    В понимании предмета социологии М.М. Ковалевский соглашался с О. Контом о необходимости различать социальную статику и социальную динамику. Однако если французский позитивист определял социологию как науку о социальном порядке и общественном прогрессе, то русский социолог, доказывая, что в общественном развитии имеет место как беспорядок, так и регресс, предложил вместо понятий "порядок" и "прогресс" использовать в определении социологии более широкие понятия "организация" и "эволюция".

    Под влиянием социологического учения Г. Спенсера М.М. Ковалевский предложил в качестве третьего раздела предмета позитивной социологии включить изучение социальных изменений таких социальных общностей, как семья, община, каста, сословие, нация. Этот раздел он назвал генетической социологией, которая должна исследовать "эволюцию форм общественной жизни всего человечества".

    Взаимодействие социологии с другими общественными и гуманитарными науками М.М. Ковалевский определял следующим образом: конкретные науки об обществе, представлял социологии материал для умозаключения, в то же время должны опираться своими эмпирическими обобщениями на общие законы сосуществования и развития, которые призвана устанавливать социология. По его мнению, социология, будучи "абстрактной наукой человеческого общежития", предоставляет конкретным общественным наукам общую концепцию социальных изменений, синтезирует их результаты и сводит их в систему. Отсюда основными задачами социологии как позитивной науки должны быть следующие:

    • - сведение в единую систему разнообразных социологических концепций и синтез научных исследований об обществе;
    • - установление связей между различными сторонами жизни общества и выявление общих законов общественного развития;
    • - исследование коллективного сознания социальных общностей в аспекте их организации и эволюционных изменений;
    • - выяснение сущности общественного прогресса и выявление фаз социальной эволюции.

    М.М. Ковалевский был сторонником объединения в социологии разнородных течений, призывал не ниспровергать существующие социологические концепции, а находить в них позитивные моменты. Он осуждал те социологические школы, которые претендуют на монопольное право истинности своих выводов. Русский социолог выступал за сближение различных подходов и синтез их в позитивной социологии. В то же время он критиковал тех, кто заявлял о непознаваемости законов развития общества или объяснял их с позиций теологии и мистики.

    М.М. Ковалевский ратовал не только за эклектизм социологии, но и за ее плюрализм - признание множественности причин общественного развития. В связи с этим он в своих поздних трудах отказывался от свойственного ему ранее монистического подхода, согласно которому определяющим фактором эволюции форм народного хозяйства признавался только демографический - рост численности и плотность населения. Русский ученый утверждал, что нельзя сводить историю той или другой эпохи "к решению уравнения с одной неизвестной". По его мнению, социолог должен исследовать "одновременное и параллельное воздействие и противодействие многих причин", стремясь к всестороннему охвату объекта познания.

    Призывая социологов отказаться от поиска "причины причин" и изучать взаимодействие и взаимовлияние как можно большего количества факторов, М.М. Ковалевский предлагал отказаться от употребления самого термина "фактор", так как позитивная социология признает лишь факты. Однако он допускал возможность при изучении отдельных сторон или периодов общественной жизни выделять преобладающее воздействие какого-либо наиболее важного факта.

    М.М. Ковалевский выступал против использования в социологии оценочных суждений и субъективного метода. Он заявлял, что социологии должен быть свойственен такой же объективизм, как в науках о природе. Поэтому в качестве ведущего метода социологического познания предлагал пользоваться сравнительно-историческим методом. До него западные социологи за сравнительно-исторический метод выдавали простое сопоставление двух или нескольких развивающихся обществ с целью выяснить либо их сходные черты, либо различия. Русский социолог считал, что из факта случайного сходства или различия нельзя выводить научные заключения. Сравнение, которое ограничено только, например, "римско-католическим миром", как у О. Конта, без учета Востока и особенностей "славянского мира" будет неполным. А простое сопоставление без ссылки на то, в какой мере одно общественное явление отстало от другого, "бесполезно и опасно".

    Суть сравнительно-исторического метода, по мнению М.М. Ковалевского, составляет параллельное изучение общественной эволюции различных народов, древних и современных, которое должно, в конечном счете, "дать общую формулу поступательного движения общественной жизни". Сравнивать можно однотипные и сходные социальные факты при условии достижения обществами одинаковой ступени развития. Недостаточно добыть факты, нужно еще показать, что изучаемое явление тесным образом связано со всей совокупностью условий переживаемой стадии развития общества. Факты необходимо зафиксировать во времени исторической эволюции. Соединение исторического подхода с принципом сравнения позволяет делать выводы о генетическом родстве явлений, воспроизводить тенденцию и устойчивые моменты развития тех или иных социальных явлений, институтов, процессов.

    В качестве основных принципов сравнительно-исторического метода М.М. Ковалевский выделял:

    • - отказ от любых оценочных суждений;
    • - рассмотрение фактов в тесной связи со временем и местом их проявления;
    • - изучение только закономерных изменений в общественной жизни;
    • - учет последовательности перехода одной стадии общественного развития в другую.

    При использовании сравнительно-исторического метода М.М. Ковалевский советовал следовать трем правилам. Первое - сопоставления должны строиться на максимально широкой основе, учитывая данные истории самых разнообразных народов. Второе - социолог обязан опираться на материалы всех наук, имеющих отношение к объекту исследования, и применять все возможные их методы. Третье - при анализе социальных закономерностей следует исходить из того, что общество представляет собой органическое единство различных своих сторон. Соблюдение этих правил, по мнению М.М. Ковалевского, позволит социологам уяснить "естественную историю общества" и выявить этапы его "внутреннего развития".

    Центральное место в позитивной социологии М.М. Ковалевский отводил учению об общественном прогрессе. Общественный прогресс он определял как "основной закон социологии" и утверждал, "что без идеи прогресса не может быть социологии". Согласно его представлению, все народы проходят приблизительно одинаковые ступени эволюции, хотя по времени у разных народов прогресс может не совпадать.

    Сущность общественного прогресса М.М. Ковалевский видел в постоянном росте социальной солидарности. Вслед за Э. Дюркгеймом и Л.И. Мечниковым он выдвигал идею общественной солидарности в качестве основополагающей в учении об общественном прогрессе. Под социальной солидарностью социолог понимал осознание социальной общностью "целей и взаимной зависимости членов группы друг от друга". Солидарность, полагал он, возникает уже в процессе биологической эволюции человеческого рода, когда индивидуальная борьба за существование сменяется стремлением индивидов к объединению и появляется разделение труда. Дальнейший рост социальной солидарности, по его мнению, связан с объединением индивидов в крупные социальные образования: племена, нации, государства и с социальной дифференциацией внутри них. Наличие солидарности в социальных образованиях им было обозначено понятием "замиренная среда", понимаемой как наличие в социальной общности осознания "общности интересов и взаимной зависимости друг от друга".

    Тенденцию исторического развития социальной солидарности М.М. Ковалевский представил в виде ряда "концентрических кругов, выражающих собой расширение человеческой солидарности" от первобытного рода до современного человечества. На пути расширения социальной солидарности им было выделено три исторических этапа:

    • 1) "родовое единство", связанное с возникновением племен;
    • 2) "патриотизм", вызванный к жизни образованием наций и государств;
    • 3) "космополитизм", наступление которого будет обусловлено появлением региональных союзов государств и образованием всемирной федерации.

    Одновременно с развитием социальной солидарности вширь, отмечал М.М. Ковалевский, происходит и ее движение внутрь. Так, с появлением наций и государств внутри них образуются меньшие социальные общности: касты, сословия, классы. "Касты, - писал он, - сменяются менее замкнутыми сословиями, а последние уступают место изменчивым по своему составу классам". Он приводил доказательства ослабления противостояния классов и свидетельства их "замирения" в процессе смены рабства крепостничеством, а последнего - наемным трудом. Примером классового "замирения", с его точки зрения, может служить характерное на рубеже ХIХ-ХХ вв. сотрудничество предпринимателей с рабочими.

    Среди основных видов социальной эволюции М.М. Ковалевский особое внимание уделил экономическому и политическому прогрессам. Экономический прогресс им рассматривался как переход от натурального хозяйства непосредственного потребления к международному рыночному меновому хозяйству, а политический - как переход от национального государства к всемирной федерации государств.

    Объявляя общественный прогресс магистральным путем эволюции человечества, М.М. Ковалевский в социальной поляризации и классовой борьбе видел препятствие укреплению социальной солидарности и движению общества к социальной гармонии. Другим тормозом общественного прогресса он, как и О. Конт, признавал преобладание в человеке эгоизма над альтруизмом, чувственности над разумностью. Преодолению этих препятствий, по его мнению, может способствовать не столько ликвидация социально-политической дифференциации в обществе, сколько изменение природы и характера людей, упрочение союза внутри социальных образований, замена классовой борьбы сотрудничеством классов.

    Социология М.М. Ковалевского - явление многоплановое и социально-оптимистическое. Он продолжал в своих научных исследованиях линию классического позитивизма и либерализма. Это касалось и подхода к оценкам социально-политических событий и перспектив общественного развития. Исследователи социологического наследия М.М. Ковалевского отмечают что, с одной стороны, он придал российской социологии европейские формы, а с другой - обозначил вектор ее самоопределения, открыв исследованиями своих учеников К.М. Тахтарева и П.А. Сорокина новый этан развития отечественной социологической мысли.

    Макси́м Макси́мович Ковале́вский (27 августа (8 сентября) , в расположенной близ Ольшанки усадьбе , в 28 верстах от города Харьков - 23 марта (5 апреля) , Петроград) - русский учёный, историк , юрист, социолог эволюционистского направления и общественный деятель, один из руководителей русского масонства , член I Государственной думы и Государственного совета. Большая часть его деятельности проходила за границей, что, вместе с признанием его трудов в том числе на иностранных языках, сыграло роль в получении им известности в мире . Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (29.3.1914, чл.-корр. 1899).

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 1

      ✪ Тунгусский метеорит (рассказывает астроном Александр Багров и др.)

    Субтитры

    Биография

    Образование

    Деятельность в России

    Зарубежный период

    В 1887 по приказу министра народного образования И. Д. Делянова уволен из университета и с этого времени жил преимущественно за границей, в основном, в Лондоне, Париже, на своей вилле Батава в Болье-сюр-мер около Ниццы . Выступал с лекциями в Стокгольме , Оксфорде , Брюсселе , Чикаго и др. городах по приглашениям от университетов и частных фондов.

    Роман с Софьей Ковалевской

    После изгнания из России Ковалевский близко сошёлся с женой своего родственника, математиком Софьей Ковалевской . По её инициативе он приехал в Стокгольм , где читал лекции в местном университете . Несмотря на искренние чувства, Ковалевская не пожелала оформить их отношения. В 1890 г. после совместной поездки по Ривьере они расстались. В советском фильме «Софья Ковалевская » (1985) Максима Максимовича сыграл Аристарх Ливанов .

    После возвращения в Россию

    В августе 1905 года во время революции возвратился в Россию и активно включился в политическую жизнь. В сентябре 1905 участвовал в съезде земских и городских деятелей в Москве. Основатель партии демократических реформ , в которую также входили В. Д. Кузьмин-Караваев и С. Д. Урусов . Активно сотрудничал в различных газетах.

    В 1906 году избран членом первой Государственной думы от Харьковской губернии. Председатель комиссии по составлению наказа, входил в четыре другие комиссии, выступал в Думе 62 раза по большинству обсуждавшихся вопросов. В июле 1906 возглавлял думскую делегацию на 14-й международной межпарламентской конференции в Лондоне. После роспуска думы первого созыва отказался подписать Выборгское воззвание .

    С именем Ковалевского связано также формирование секции социологии при Историческом обществе в Санкт-Петербургском университете в 1912 году.

    В 1912 году являлся номинантом на Нобелевскую премию мира .

    Ученики

    Членство в масонских ложах

    Посвящён в степени ученик, подмастерье, мастер в один день - 14 марта 1888 года в Париже в русскоязычной ложе «Космос». Возобновил членство 29 апреля 1904 года, по другим сведениям - присоединён после 6 февраля 1905 года. Перешёл в ложу «Возрождение» 9 января 1906 года, по другим сведениям - действительный член ложи «Космос» по 1915 год . С 1906 года член-основатель ложи «Возрождение» Великого востока Франции в Москве, был её досточтимым мастером и 1-м стражем . Практически одновременно стал основателем и досточтимым мастером петербургских лож «Полярная звезда» Великого востока Франции и «Феникс » Великой ложи Франции . С ноября 1908 года 1-й страж Совета 18-ти (фактически розенкрейцерского капитула 18-й степени).

    Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде

    Память

    • На доме по адресу улица Моховая, 32 в 2005 году была установлена мемориальная доска (архитектор Д. Е. Горбульский) [ ] .

    Социологические концепции права и государства

    В мировую науку Ковалевский вошёл как выдающийся юрист, социолог и историк. В своих работах М. М. Ковалевский большое внимание уделял пропаганде социологических знаний. По инициативе его и Е. де Роберти были изданы «Новые идеи в социологии», вып. 1-4 (СПб., 1913-1914). Много сил отдавал Ковалевский формированию традиций научного общения и сотрудничества российских социологов, поиску путей их вхождения в международное социологической сообщество.

    Будучи прежде всего государствоведом, М. М. Ковалевский изучал государственно-правовые институты в их историческом развитии, в контексте историко-сравнительного анализа, а также опираясь на этнографические и социологические исследования.

    Теоретико-методологическую основу творческого наследия М. М. Ковалевского составляли философия и методология позитивизма . Вместе с тем, заметную роль в формировании его научного мировоззрения сыграл К. Маркс, с которым он познакомился и близко общался в период своего обучения за границей и личность которого он оценивал очень высоко. Именно под влиянием Маркса Ковалевский начал впоследствии серьёзно заниматься историей экономики. Однако он не стал сторонником материалистического понимания истории (то есть не принял тезис об обусловленности социальной жизни материальными производственными отношениями), считая такой подход односторонним. Он был далёк от марксизма и по своим идейно-политическим убеждениям, будучи сторонником конституционной монархии. Он придерживался позитивистской теории множественности факторов общественного развития, которая впоследствии трансформировалась в его работах в теорию функциональной связи общественных явлений.

    Юридико-социологическая концепция М. М. Ковалевского исходит из положения о том, что право - это продукт развития общества, обусловленный потребностью общества в социальной солидарности. С этих позиций он полемизировал со сторонниками концепции естественного права.

    В частности, в своей работе «Социология» (в главе «Социология и право») он писал:

    «Многие думают найти критерий для оценки действующего законодательства в каком-то метафизическом представлении об абсолютной справедливости и прирождённых человеку правах, слывущих под названием прав естественных… Но если природа обучила чему всех живущих, то отнюдь не праву, а бесправию, состоящему в том, чтобы жертвовать ближним в интересах своего самосохранения».

    Право же, полагал Ковалевский, выросло в условиях борьбы за выживание из потребности людей объединяться с себе подобными, руководствуясь инстинктом самосохранения. Вначале это были объединения в рамках стада, орды кочевников, племени и рода. Позднее,

    «когда под влиянием универсалистских религий и международного торгового обмена сфера солидарности начинает обнимать собою ряд народов и государств, мнимоприрождённые нам понятия о праве и справедливости меняются так радикально, что взамен прежнего воззрения на чужеземца, как на врага, против которого всё дозволено, постепенно развивается понятие о поставленном под защиту собственного очага и потому неприкосновенном госте, о брате-единоверце…; наконец, и всего, позднее, вырабатывается в нашем сознании… отвлечённое представление о человеке вообще и его неотъемлемых правах».

    Говоря об обусловленности права и государства интересами общественной солидарности, М. М. Ковалевский считал, что право возникло из необходимости солидарности до государства и независимо от него. Государство и право он рассматривал не как продукт борьбы классов, а как выражение «замирённости» и социальной солидарности. Всякая группа, писал Ковалевский, будь то «муравейник, пчелиный улей, птичья стая, оленье стадо или толпа кочевников,- является, прежде всего, замирённой средой, из которой устранены элементы борьбы; место борьбы занимает в ней солидарность или сознание общности преследуемых целей и взаимозависимости членов группы друг от друга». Дальнейшее развитие человеческого общества определяется, согласно Ковалевскому, ростом солидарности: от союзов бродячих орд до современного государства. Перспективу же этого развития он видел во всемирном объединении.

    Право, говорил он, возникает раньше государства и независимо от него. Государство не создаёт право, а лишь позитивирует фактически складывающееся право, то есть признаёт его в форме позитивного права.

    Значительное внимание М. М. Ковалевский уделил вопросу происхождения государства. При этом он отвергал как теорию божественного происхождения государственной власти, так и теорию общественного договора. В вопросе об источнике и природе государственной власти позиция М. М. Ковалевского была близка психологической школе права, рассматривающей право как психическое явление. Основой всякого государственного общежития, писал Ковалевский, является психологический мотив - готовность к подчинению. Власть, возникает в результате психического воздействия на массы со стороны одарённой личности. Источник возникновения власти надо искать «ни в каком-то никогда не имевшем место договоре народа с избранным им вождём…, а в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению своей деятельности чужому примеру и руководительству».

    Большой вклад Ковалевского в развитие методологии исследования социальных явлений связан с развитием им историко-сравнительного метода. Демонстрируя возможности данного метода исследования на богатом историческом и этнографическом материале, Ковалевский постоянно подчёркивал необходимость сравнения лишь сопоставимых объектов:

    «Сравнение только тогда будет плодотворным, если будут взяты законодательства двух или более народов, стадия развития которых тождественна. Можно поэтому сопоставлять родовые порядки кельтов, германцев или славян с римскими и греческими, хотя по хронологии эти народности и отстоят друг от друга на целые столетия и даже тысячелетия... но бесполезно для указанной цели, то есть для выделения общих черт исследуемых явлений, сопоставлять Русскую Империю с Империей Карла Великого или Священной Римской Империей и классовые деления современных народностей Европы со средневековыми сословиями и религиозными кастами древности».

    Такой метод, основанный на сравнении сопоставимых эмпирических данных о состоянии и развитии различных обществ с целью выявления черт сходства или различия между ними, Ковалевский называл научным сопоставлением.

    М. М. Ковалевский среди российских социологов считается первым социологом-профессионалом.

    Как социолог, М. М. Ковалевский внёс большой вклад в разработку концепции генетической социологии, которая, по его словам, представляла собой «ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается происхождением общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право…». М. М. Ковалевский стремился изучать историю с позиций социологического подхода, рассматривая социологию как общую дисциплину.

    27 августа (8 сентября) 1851 г. в дворянской семье Харьковской губернии родился Максим Максимович Ковалевский, русский учёный, юрист, социолог, этнограф, общественно-политический деятель; член I-й Государственной думы (1906), Государственного Совета Российской империи (1907); академик Петербургской Академии Наук (1914), издатель журнала «Вестник Европы» (1909-16).

    Начальное образование Ковалевский получил в 3-й Харьковской гимназии, которую окончил с золотой медалью. В 1868 г. он поступил на юридический факультет Харьковского университета, где под руководством Д. И. Каченовского начал изучать историю английских учреждений. Позже юноша продолжил образование за границей, где познакомился со многими крупными деятелями науки и общественной жизни, в частности, с К. Марксом и Ф. Энгельсом.

    В 1877 г. Ковалевский защитил магистерскую диссертацию по теме «История полицейской администрации и полицейского суда в английских графствах с древнейших времён до смерти Эдуарда III» и начал чтение лекций по государственному праву иностранных держав и по истории учреждений в Московском университете . В 1880 г. после защиты докторской диссертации «Общественный строй Англии в конце средних веков» он был избран ординарным профессором университета. В 1887 г. учёный был отстранён от преподавания «за отрицательное отношение к русскому государственному строю». Уехав за границу, Ковалевский стал читать лекции в крупнейших университетах Европы.

    После возвращения в Россию учёный занялся активной общественной деятельностью. В 1906 г. он был избран профессором Петроградского политехнического института и Петроградского университета, затем - профессором Петроградских высших женских курсов, Психоневрологического института и Педагогической академии. В том же году Ковалевский стал депутатом I-й Государственной думы от Харьковской губернии. С 1907 г. он состоял членом Государственного Совета по избранию от Академии Наук и российских университетов.

    Ковалевский являлся председателем многих обществ и кружков: Петроградского юридического и Вольного экономического обществ, русского отделения Общества мира, Профессорского Дисциплинарного Суда (1907-1914). В 1914 г. учёный был избран членом Международного института социологии, членом-корреспондентом Британской ассоциации наук. Ковалевский явился одним из организаторов Высшей Русской школы общественных наук в Париже (1901), частного Психоневрологического института (1908), а также членом Общества социологии в Париже.

    Широта научных интересов Ковалевского свидетельствовала о его огромной эрудиции. Он являлся автором многочисленных трудов по истории и экономике, создателем новой школы права, исследователем этнографии народов Кавказа, видным социологом, стоявшим у истоков социологического образования в России.

    Наряду с научной деятельностью Ковалевский занимался публицистической работой: в 1906-1907 гг. совместно с И. И. Иванюковым выпускал газету «Страна», а с 1909 г. являлся издателем журнала «Вестник Европы», в котором заведовал отделом общественных и юридических наук. За это время он напечатал целый ряд статей по текущим вопросам внутренней и внешней политики России. Ковалевским был издан ряд работ на французском языке, посвящённых ознакомлению Запада с экономическим бытом России, с историей её политических учреждений, с пережитым ею кризисом 1905-1906 гг. Профессор также являлся редактором энциклопедического словаря «Гранат» и серии «Новые идеи в социологии», для которых написал целый ряд статей. В марте 1914 г. Ковалевский был избран действительным членом Российской Академии Наук по отделению политических наук.

    Сборник статей по истории права, посвященный М. Ф. Владимирскому-Буданову его учениками и почитателями: [по случаю 35-летия его учено-литературной деятельности (1868-1903 г.г)]. Киев, 1904 .