Есенин Сергей - Вот уж вечер. Роса

      От луны свет большой
      Прямо на нашу крышу.
      Где-то песнь соловья
      Вдалеке я слышу.

      Хорошо и тепло,
      Как зимой у печки.
      И березы стоят,
      Как большие свечки.

      И вдали за рекой,
      Видно, за опушкой,
      Сонный сторож стучит
      Мертвой колотушкой.
      Вот уж вечер. Роса
      Блестит на крапиве.
      Я стою у дороги,
      Прислонившись к иве.

      Гой ты, Русь моя родная,
      Хаты - в ризах образа...
      Не видать конца и края -
      Только синь сосет глаза.

      Как захожий богомолец,
      Я скажу: «Не надо рая,
      Дайте родину мою».

      Край ты мой заброшенный,
      Край ты мой, пустырь,
      Сенокос некошеный,
      Лес да монастырь.

      Избы забоченились
      А и всех-то пять,
      Я смотрю твои поля.
      А у низеньких околиц
      Звонно чахнут тополя.

      Пахнет яблоком и медом
      По церквам твой кроткий Спас.
      И гудит за корогодом
      На лугах.веселый пляс.

      Побегу по мятой стежке
      На приволь зеленых лех,
      Мне навстречу, как сережки,
      Прозвенит девичий смех.

      Если крикнет рать святая:
      «Кинь ты Русь, живи в раю!»
      Крыши их запенились
      В заревую гать 1 .

      Под соломой-ризою
      Выструги стропил,
      Ветер плесень сизую
      Солнцем окропил.

      В окна бьют без промаха
      Вороны крылом,
      Как метель, черемуха
      Машет рукавом.

      Уж не сказ ли в прутнике
      Жисть твоя и быль,
      Что под вечер путнику
      Нашептал ковыль?

      1 Гать - насыпь, плотина на месте заболоченной местности.

      Разбуди меня завтра рано,
      О моя терпеливая мать!
      Я пойду за дорожным курганом
      Дорогого гостя встречать.

      Я сегодня увидел в пуще
      След широких колес на лугу.
      Треплет ветер под облачной кущей
      Золотую его дугу.

      На рассвете он завтра промчится,
      Шапку-месяц пригнув под кустом,
      И игриво взмахнет кобылица
      Над равниною красным хвостом.

      Разбуди меня завтра рано,
      Засвети в нашей горнице свет.
      Говорят, что я скоро стану
      Знаменитый русский поэт.

      Воспою я тебя и гостя,
      Нашу печь, петуха и кров...
      И на песни мои прольется
      Молоко твоих рыжих коров.

      Отговорила роща золотая
      Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
      Не жаль души сиреневую цветь.
      В саду горит костер рябины красной,
      Но никого не может он согреть.

      Не обгорят рябиновые кисти,
      От желтизны не пропадет трава,
      Как дерево роняет тихо листья,
      Так я роняю грустные слова.

      И если время, ветром разметая,
      Сгребет их все в один ненужный ком...
      Березовым, веселым языком,
      И журавли, печально пролетая,
      Уж не жалеют больше ни о ком.

      Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
      Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
      О всех ушедших грезит конопляник
      С широким месяцем над голубым прудом.

      Стою один среди равнины голой,
      А журавлей относит ветер вдаль,
      Я полон дум о юности веселой,
      Но ничего в прошедшем мне не жаль.

      Скажите так... что роща золотая
      Отговорила милым языком.

Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.

От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И берёзы стоят,
Как большие свечки.

И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мёртвой колотушкой

Читает Р.Клейнер

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) - российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.
В настоящее время режиссер и сценарист Московской филармонии

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине (“Выткался на озере алый свет зари...”, “Дымом половодье...”, “Береза”, “Весенний вечер”, “Ночь”, “Восход солнца”, “Поет зима - аукает...”, “Звезды”, “Темная ноченька, не спится...” и др.)
Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

2. Прочитай текст.

Красавицей русских лесов называют люди берёзу. А кто может усомниться в этом? Стройная, с тонкими поникшими ветвями и нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. С давних пор служила берёза символом красоты.
Но не одной красотой славна наша берёза. Многие знают, что она ещё и чудо-сеялка. Ежегодно берёза засевает огромные просторы миллионами мелких семян. В короткий срок появляются всходы.
Берёза – это растение–пионер, потому что оно активно обживает новые места.
Интересно, что ствол берёзы даже на солнце остаётся холодным . Чудо это объясняется просто, если вспомнить, что белый цвет хорошо отражает солнечные лучи.
А что можно сказать о пользе берёзы?
Берёза используется как декоративное растение при озеленении городов и сёл. Из её древесины изготавливают фанеру, мебель. Берёзовый сок хорошо утоляет жажду. Из её сока готовят лекарства. Листья и кору берёзы с удовольствием едят козы и овцы.

(137 слов)
(По Н. Юрцевичу)

3. Допиши предложения, опираясь на содержание текста.

а) Берёза – это растение–пионер, потому что оно активно обживает новые места.
б) Берёза – это чудо–сеялка, потому что она засевает огромные просторы миллионами мелких семян.

4. Выпиши из текста вопросительные предложения. Поставь в словах ударение.

А кто мóжет усомни́ться в этом?
А что мóжно сказáть о пóльзе берёзы?

5. Прочитай строки стихотворения о берёзе. Подчеркни сравнение.

Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И берёзы стоят,
Как большие свечки .

6. Можно ли назвать этот текст научно-познавательным? Запиши свой ответ.

7. Верно ли утверждение, что даже в самую жару, в самое пекло ствол берёзы всегда остаётся холодным?

Верно .

Подчеркни в тексте предложение, подтверждающее твой ответ.

8. Отметь иллюстрацию, на которой берёза изображена зимой.

«Вот уж вечер. Роса...» Есенина С.А.

Композиция:

  • Стихотворение состоит из 4 строф (всего 16 строк).
  • Размер стихотворения: двуударный дольник.
  • Стопа: разносложная с удалением на разных слогах.
  • 1-ая строфа (4 строки-четверостишие). Рифмы: роса-крапиве-дороги-иве
  • 2-ая строфа (4 строки-четверостишие). Рифмы: большой-крышу-соловья-слышу (рифмовка АБАБ-перекрёстная).
  • 3-я строфа (4 строки, четверостишие). Рифмы: тепло-печки-стоят-свечки (рифмовка АБАБ-перекрёстная).
  • 4-ая строфа (4 строки, четверостишие). Рифмы: рекой-опушкой-стучит-колотушкой (рифмовка ААБА-параллельная и перекрёстная).

Синтаксические средства: «Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве…» - парцелляция, «Где-то песнь соловья вдалеке я слышу…» - инверсия.

Тропы: эпитеты «большой» , «мёртвой» ; сравнение (3 строфа с 2-мя сравнениями «как зимой у печки» ,«как большие свечки» ).

Образ лирического героя: лирический герой наблюдает, созерцает красоту природы (своей «малой» Родины); нет трагизма и надрыва.

Сюжет: динамичный и чёткий сюжет отсутствует, в стихотворении описывается природа и ощущения лирического героя.

Сергей Александрович Есенин написал данное стихотворение в 15 лет (у себя дома, в селе Константиново), будучи уже состоявшимся поэтом, он не сразу согласился включить свои ранние работы в сборники, так как считал их «пробой пера». Произведение «Вот уж вечер…» является одним из таких стихотворений.

В поэзии Есенина существуют две доминирующие темы, тесно переплетающиеся между собой, - это тема природы и Родины. Описывая природу, поэт описывает свою Отчизну в конкретных образах, природных явлениях. Есенин был убеждён, что любое живое существо не ниже и не менее значимо, чем человек, поэтому стоящие берёзы необходимо расценивать не как деревья, а как живые существа. Поэт хочет передать нам всю гармонию наблюдаемого им пейзажа. Сам С.А.Есенин считал, что природа-единственное абсолютно совершенное место. Для контрастности эту характерную черту можно сравнить с позицией В.В.Маяковского, который находил гармонию в городе.

В произведениях Сергея Есенина нет реалий крестьянской жизни, как у Н.А.Некрасова, невзирая на то, что сам Есенин был из крестьянской семьи и с 1914 по 1918 годы являлся представителем новокрестьянских поэтов. Именно поэтому в данном стихотворении «Вот уж вечер» всё происходящее романтизировано и идеализировано. У С.А.Есенина отсутствует типичное мышление крестьянина. Он видит больше, глубже, поэтичнее.

Отдельного внимания заслуживает и соловей в данном произведении. «Где-то» , «вдалеке» - эти слова выбраны отнюдь не случайно. Поэт с самого начала написания стихотворений отождествлял даль с «большим» миром, с теми местами, где ему ещё не удалось побывать. И эта самая даль манит его, интригует подобно льющейся песни.

Читая это произведение, необходимо учитывать, что поэт не был религиозен, его работы полны народно поэтических мотивов (например строки «И берёзы стоят, как большие свечки…» ). В стихотворении лирический герой видит всё живым: ива, берёзы, соловей даже роса, блестящая на крапиве. Единственным мёртвым и бездушным предметом представляется колотушка, намеренно выделенная соответствующим эпитетом. Из-за всей «живости» природы лирический герой не ощущает себя одиноким, он сливается с ней. Такое переживание С.А.Есенина разнится с «природным космосом» М.Ю.Лермонтова, который видит лишь пустоту и чувствует себя одним на всём свете.