Арт-терапия и творчество, как способ избавиться от депрессии. Подростковая депрессия Арт-терапия для женщин

Исследование Кэтрин Грэдди опровергает миф о том, что «Голубой период» Пикассо связан со смертью его близкого друга

Cреди интересующихся творчеством Пабло Пикассо широко распространен миф о том, что именно после самоубийства Карлоса Касагемаса , близкого друга художника, у испанского гения начался знаменитый проникнутый глубокой меланхолией «голубой период».

Согласно недавнему исследованию Кэтрин Грэдди , профессора экономики Университета Брандейса в Массачусетсе, подобный подход, очевидно, заблуждение. Она проа­нализировала статистику продаж и историю музейных приобретений 12 тыс. произведений искусства, созданных между 1900 и 1920 годом.

В результате исследователь обнаружила, что работы, созданные художниками в течение года со дня смерти любимого человека, на аукционах стоят значительно дешевле, чем творения тех же авторов, появившиеся в более спокойные периоды жизни.

Более того, картин, написанных художниками в первые два года после какой бы то ни было тяжелой утраты, не так уж много. «Концепция „состояния потока“, куда погружаются, будучи полностью вовлеченными в творческий процесс, получила широкое признание психологов», - пишет Грэдди в книге Death, Bereavement, and Creativity (Смерть, тяжелая утрата и творчество ). Однако отчаяние - «настоящий враг потока», и, таким образом, «смерть и серьезная утрата, напротив, могут подавить творческие импульсы».

Kathryn Graddy. Death, Bereavement, and Creativity / Brandeis University. Working Paper Series. 2015. Vol. 89. На английском языке

www.theartnewspaper.ru

Депрессия. ART-terapy.

Информация

27 записей

Что же такое арт-терапия? Даайте разберемся!
Арт-терапия — это, по сути, не что-то новое это комплекс средств, позволяющий решить многие проблемы очень успешно, который использовался ранее особо талантливыми терапевтами, докторами. Показать полностью… Сейчас это направление в терапии приобретает все больший вес и все большую значимость. Арт-терапия привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире и начинает занимать в комплексе средств, направленных на восстановление здоровья человека, достойное место.

Терапия изобразительным искусством, музыкой, фольклором, сказками и т.д. неявно существовала всегда.

Тот отдых, который получали люди от посещения различных «культурных мероприятий» фактически и есть прямой лечебный эффект. Косвенный же эффект, мог быть гораздо мощнее, и мог нести гораздо более серьезные оздоровительные подвижки в организме человека. Обо всем этом люди догадывались давно.

Арт терапия позволяет:

Развить в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление;

Изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса;

Решать проблемы легко и красиво;

Научиться общаться, используя, изобразительные, двигательные, звуковые средства;

Арт-терпия - это не просто уроки рисования, а свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов которые помогают взрослым и детям выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы.

Рисовать можно всем чем угодно - крупами, камушками, ракушками, мятой бумагой… даются те материалы, краски, и темы, которые обязательно приводят к успешному результату.

Методы арт-терапии для избавления от осенней депрессии

Можно сказать, что основы арт-терапии были заложены еще Зигмундом Фрейдом и Карлом Гюставом Юнгом. Они утверждали, что бессознательное выражается в символических образах. Термин «арт-терапия» в 1938 году ввел английский врач и художник Адриан Хилл, который лечил искусством больных туберкулезом. А в отдельное направление психотерапии она оформилась в 70-х годах прошлого века. С тех пор этот метод используется для решения различных личностных проблем, избавления от стрессов, осенней депрессии.

Методы арт-терапии: как это действует

Суть арт-терапии - в самовыражении, которого нам так не хватает в нашей взрослой жизни. Причем самовыражаться можно самыми разными способами: рисуя, складывая из бумаги забавные фигурки оригами, работая с глиной, танцуя или играя на музыкальных инструментах.

И главное тут - не научиться академическому рисунку или идеально освоить тот или иной танец, а в том, чтобы выплеснуть эмоции, отключить мозг и включить чувственное восприятие мира. «Целью арт-терапии не являются развитие тех или иных художественных навыков, изучение техник, а также развлечение и заполнение досуга», - говорит Анна Ше , директор первой специализированной студии арт-терапии «САМО», практикующий арт-терапевт, член Американской арт-терапевтической ассоциации.

Поэтому думать, что любое творчество - это арт-терапия, неверно. «Арт-терапия начинается тогда, когда творчество помогает человеку лучше понять себя, найти контакт с окружающим миром», - говорит Анна Ше.

Начинать заниматься арт-терапией лучше под руководством специалиста (арт-терапевта), который поможет вам расслабиться, проявить себя и выявить ваши проблемы. Порой людям приносят максимальную пользу именно те методы арт-терапии, которыми они изначально совершенно не хотят заниматься. Полюбить и освоить их тоже поможет специалист. А вот уже потом, когда вы поймете, что именно помогает вам чувствовать себя лучше, будет проще самому использовать этот метод для поднятия настроения.

Арт-терапия: методы борьбы с осенней депрессией по биотипу

Чтобы понять, какой метод арт-терапии позволит вам лучше раскрыться и понять себя, мы советуем вам ориентироваться на биотип, который мы определили в начале программы.

Как мы знаем, кроликам во время стресса нужно действовать быстро. Поэтому при обострении осенней депрессии выбирать метод арт-терапии можно совершенно спонтанно. Главное - не тормозить. Вполне может быть, что всего пара часов с кисточкой или в танцевальном зале превратят ваш день из «самого ужасного» в прекрасный.

Медведям в минуты плохого настроения лучше всего погрузиться в творчество с головой: начать делать нечто неторопливо, вдумчиво и скрупулезно. Скажем, вышивать, собирать сложную мозаику или шить лоскутное одеяло.

Лисам можно выбирать как метод арт-терапии, так и время, которое стоит на него потратить.

Техники арт-терапии в работе с депрессией

Приглашаем принять участие в практическом однодневном семинаре
психиатров, психотерапевтов, психологов, социальных работников и педагогов, студентов соответствующих специальностей и всех желающих освоить техники и методы арт-терапии;

Семинар посвящён работе с депрессией, используя техники арт-терапии:
Депрессия — серьезное заболевание и лечить депрессию не просто, но вполне возможно.

В 1938 году Адриан Хилл впервые ввел термин «арт- терапии» , который означал лечение искусством, когда человек мог выразить свое эмоциональное состояние с помощью кисти и красок.
Арт-терапия по результатам исследований один из самых эффективных способов лечения депрессии и неврозов.
Арт-терапия не требует особых навыков – в ней используется техника спонтанного действия.
Формы работы: индивидуальная работа, групповые упражнения, работа с направляемым воображением

Метод арт-терапии помогает человеку:

  • познать себя, осознать свои переживания;
  • раскрыть глубины своего подсознания;
  • освободиться от проблем, накопленных за годы жизни;
  • научиться доверять себе;
  • установить контакт со сверхсознанием, развить интуицию;

В программе:

  • виды арт-терапии: свободное рисование, мандалы, сказкатерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, визуальное восприятие;
  • знакомство с символикой цвета и образов;
  • взаимосвязь цвета и звука, цвета и эмоции, цвета и сказки, цвета и здоровья;
  • этапы работы по методике цветовой мандалы: выбор цвета, диагностика психических состояний;
  • специфика использования арт-технологий в работе с депрессией;
  • диагностический, развивающий, обучающий и терапевтический потенциал арт-терапии;
  • работа с самооценкой, позитивным самовосприятием;
  • развитие психологической устойчивости;
  • ритуалы расставания с депрессией;
  • снятие напряжения, снижение уровня тревоги;
  • Ведущие семинара:

    Татьяна Видавска-Руснака, семейный психотерапевт

    Надежда Олехнович, семейный консультант

    Место проведения: LPPC «Valentia», Teatra iela 24-2, Даугавпилс

    Задать вопросы или записаться на семинар можно по тел. +371 29165338(LMT), +371 20032546(TELE2), +371 29637681(TELE2)

    или по эл. почте: ppcvalentia @ inbox.lv

    Даты проведения смотрите в календаре событий

    с 01.02.2009. года на все семинары действует временная антикризисная цена:

    • при оплате перечислением: 15 лат с одного участника
    • при оплате в день семинара : 18 лат с одного участника
    • Реквизиты для оплаты перечислением:

      Reģ.Nr.: 40008048039

      N/k: LV 37 BATR 005 1 702421100 (LVL )

      LV 09 BATR 009 A 802421100 (EUR )

      Banka: Ge Money Banka Daugavpils filiāle

      Bankas kods: BATR LV 2X

      Есть возможность пригласить преподавателей в свою организацию.

      Просим информировать о семинаре своих коллег и друзей!

      По окончании семинара выдается сертификат участия
      Во время семинара предлагается бесплатный кофейный стол и сопроводительные материалы.

      www.ppcvalentia.com

      Светлые стороны депрессии или применение арт-терапии

      Американские психиатры выяснили, чем полезна депрессия, сообщает в The New York Times Джонах Лерер, автор книги «Как мы принимаем решения». Научную базу под необходимость страданий подвел в свое время Дарвин, сам подверженный депрессиям.

      Боль или страдания любого рода, если они длятся долго, вызывают депрессию и ослабляют деятельную силу, но они хорошо приспособлены для того, чтобы живое существо защищалось от любой крупной или внезапной беды, - объяснял Дарвин в автобиографии. Иногда именно угнетенное состояние заставляет животное выбрать наиболее благоприятный образ действий, писал ученый.

      Загадка депрессии не в том, что она существует: ум, как и плоть, не защищен от поломок. Истинным парадоксом депрессии давно считается ее широкая распространенность, - пишет автор.

      Если шизофренией страдает менее 1% населения, то депрессивные состояния испытывают около 7%. Устойчивость этого синдрома и тот факт, что он, по-видимому, передавался по наследству, бросили серьезный вызов новой эволюционной теории Дарвина, - пишет автор. Неясно, почему эволюция допускает наследование болезни, которая мешает продолжению рода.

      Но есть и альтернативный взгляд на депрессию

      Что если она выполняет тайную полезную функцию и попытки лечить ее средствами медицины только усугубляют ситуацию?

      Точно жар, помогающий иммунной системе побороть инфекцию, депрессия, возможно, является неприятной защитной реакцией на болезнь, мжно попробовать вылечить ее с помощью арт-терапии купив кисти в артмагазине, - предполагает автор.

      Психиатр из Вирджинского университета Энди Томпсон интересуется эволюционной психологией, которая пытается объяснить особенности человеческого сознания через историческую эволюцию головного мозга. Томпсон занялся изучением эволюционных корней депрессии вместе с Полом Эндрюзом, психологом-эволюционистом из Вирджинского университета Содружества.

      Пусковым механизмом депрессии является мыслительный процесс, именуемый «руминацией», - это навязчивые размышления, «пережевывание» одних и тех же мыслей (термин образован от латинского rūmināre - «жевать жвачку», о скоте).

      В последние десятилетия психиатрия считает руминацию опасной привычкой: она заставляет людей зацикливаться на их недостатках и проблемах, так что хандра затягивается, - пишет автор. Как полагает психолог Сьюзен Нолен-Хексема, люди, склонные к руминации, чаще заболевают депрессией и болезненнее реагируют на стресс. Руминация подавляет и умственные способности: в состоянии депрессии у человека ухудшается память и т.п.

      Все это навело ученых на вывод, что руминация - напрасная трата умственной энергии.

      Однако Эндрюз и Томпсон, исходя из эволюционного подхода, предположили, что руминация выполняет какую-то полезную функцию. Руминация часто является реакцией на конкретный удар по психике: например, смерть близкого человека или увольнение с работы. В этом случае размышления помогают подготовиться к новому образу жизни или извлечь уроки из ошибок.

      Собственно, у радикальной мысли Эндрюза и Томпсона - гипотезы, что депрессивное расстройство в итоге идет на пользу сознанию, - есть долгая история, замечает автор. Еще Аристотель писал, что все люди, достигшие совершенства в философии, поэзии, искусстве и политике, были склонны к меланхолии, а некоторые даже страдали ею как болезнью. Это мнение возродилось в эпоху Ренессанса, а Китс уподоблял «мир страданий и бед» школе, которая воспитывает ум, претворяя его в душу.

      Основные симптомы депрессии –

    • неспособность испытывать удовольствие,
    • потеря интереса к еде,
    • сексу
    • и общению
    • Имеют конструктивный побочный эффект: не дают отвлечься от животрепещущей проблемы, заключили Эндрюз и Томпсон. И действительно, при депрессии активизируется деятельность головного мозга в отделе, отвечающем за концентрацию внимания, причем чем сильнее депрессия, тем активнее отдел. Работа этого отдела также стимулирует аналитическое мышление.

      На взгляд Эндрюза и Томпсона, депрессия - это способ подстегнуть наши слабые аналитические способности, облегчить сосредоточение на сложной дилемме. Если бы депрессии не существовало, мы вряд ли находили бы выход из сложных ситуаций.

      Мудрость дается недешево, а платят за нее страданиями, - замечает автор статьи. Например, одному своему пациенту с депрессией, молодому преподавателю, Томпсон посоветовал проанализировать его проблемы на работе и принять конкретное решение - уволиться или остаться. Они вместе тщательно проанализировали ситуацию, и, как только решение было принято, преподаватель пошел на поправку.

      Публикация статьи Эндрюза и Томпсона в журнале Psychological Review в 2009 году расколола психиатрическое сообщество: одни приветствовали их идею как первый шаг к переосмыслению депрессии, другие сочли безрассудным теоретизированием. Так, психиатр Питер Крамер из университета Брауна ратует за применение антидепрессантов и заявляет, что романтизирование депрессии - нечто типа идеализации чахотки в конце XIX века.

      По мнению Крамера, Эндрюз и Томсон игнорируют виды депрессии, которые не вписываются в их эволюционную теорию: хроническую депрессию, постинсультную и т.п. Между здоровой реакцией на стресс и реакцией больного депрессией есть очевидная разница, подчеркивает Крамер.

      Люди, страдающие тяжелой депрессией, часто запускают свой внешний вид, не моются, иногда даже не пользуются туалетом. Они плохо заботятся о детях, - заметил антрополог Эд Хейген, отметив, что цена такого деструктивного поведения слишком высока, чтобы объяснять «перерывом на размышление».

      Собственно, гипотеза аналитической руминации - всего лишь самая недавняя попытка объяснить распространенность депрессии, - пишет автор. Так, одна теория гласит, что депрессия - это крик о помощи, способ добиться, чтобы близкие пришли к тебе на выручку. Есть гипотеза, что депрессия - «знак поражения», обеспечивающий самосохранение: после утраты социального статуса человек слишком хандрит, чтобы мстить.

      Существует и «депрессивный реализм»: если верить некоторым исследованиям, депрессивные люди более правдиво оценивают реальность и точнее предсказывают дальнейший ход событий. Но ни одно из этих объяснений не является универсальным.

      В ответ на критику Эндрюз и Томпсон признают, что депрессия - всеобъемлющий термин, за которым скрывается целый спектр симптомов, и гипотеза аналитической руминации действительно применима лишь к пациентам, реагирующим на источник острого стресса.

      Проблема в другом, - замечает Томпсон. - В нашем обществе депрессия стала восприниматься как то, чего в любом случае следует избегать, а если уж она началась - снимать ее медикаментами. Мы так стремились снять с депрессии клеймо позора, что заклеймили печаль.

      В последние годы Томсон старается реже прописывать пациентам антидепрессанты.

      Он ссылается на опыт женщины, которая сама попросила его снизить дозу.

      Антидепрессанты мне отлично помогают - я чувствую себя гораздо лучше. Но я как жила с тем же мерзавцем и алкоголиком, так и живу - просто теперь он кажется мне вполне сносным, - пояснила она.

      Недавние исследования демонстрируют, что антидепрессанты не приносят особой пользы - по крайней мере, при умеренной депрессии. Те, кого лечат «химией», после курса лечения в среднем вдвое чаще заболевают вновь по сравнению с теми, кто прошел курс когнитивной психотерапии в форме бесед.

      Фактически лекарства мешают выздоровлению: они уводят пациентов от решения их проблем. Приходится держать их на антидепрессантах вечно, - отмечает Томпсон. Он описывает одного пациента - студента, который испытывал сильный стресс из-за развода родителей. Вдобавок отец требовал, чтобы сын шел учиться в аспирантуру.

      Поскольку в его семье уже есть случаи депрессии , стандартное лечение - немедленное назначение антидепрессантов, - заметил Томпсон. Раньше он и сам назначил бы лекарства, но теперь предложил студенту помощь в решении психологических проблем.

      Гипотеза Эндрюза и Томпсона вписывается в общие тенденции в науке - попытки переосмыслить взгляд на неприятные переживания и состояния. В последнее время считалось, что негативных мыслей и чувств следует избегать: так, школа позитивной психологии подводит научную базу под идею, что человек создан для счастья.

      Однако новейшие исследования негативных настроений наводят на мысль, что печаль имеет свои плюсы и даже самые неприятные переживания несут важную функцию, - говорится в статье.

      Австралийский психолог Джо Форгас экспериментально доказал, что люди, настроенные негативно, в сложных ситуациях принимают более разумные решения. Люди в меланхоличном настроении точнее оценивают правдивость слухов, отчетливее вспоминают прошлое и намного реже судят о незнакомых людях по стереотипным критериям. Один из своих экспериментов Форгас провел в магазине - просил покупателей вспомнить безделушки, расставленные у кассы. Оказалось, что в серые дождливые дни и под мрачную музыку память работала лучше, чем в солнечную погоду под залихватские мелодии.

      Возможно, это объясняет и удивительную корреляцию между творчеством и депрессивными расстройствами. Нейрофизиолог Нэнси Андреасен нашла формальные симптомы депрессии у 80% из 30 литераторов, обучающихся в знаменитой школе литературного мастерства в Айове. К сходному выводу пришел Кей Редфилд Джемисон на основе биографий британских ученых и художников: успешные представители творческих профессий страдают серьезной депрессией в 8 раз чаще, чем в среднем по статистике.

      Андреасен объясняет это тем, что упорство - одна из важнейших черт творца, а депрессия способствует концентрации на главной мысли. Еще один симптом депрессии - самоедство - тоже имеет положительные стороны, утверждает автор. Как обнаружил Форгас, люди в печальном настроении пишут более ясным и убедительным стилем, так как более критично относятся к работе.

      Эндрюз провел эксперимент - дал 115 студентам тест на абстрактное мышление. До и после выполнения задания студентов проверили на уровень «депрессивного аффекта». Во-первых, оказалось, что у тех, кто до теста не испытывал депрессии, после выполнения заданий депрессивность выросла: следовательно, уже само столкновение со сложной задачей заставляет сосредоточиться и навевает печаль.

      Итак, депрессивное расстройство - крайнее проявление обычного процесса мышления», - замечает автор. Во-вторых, подопытные в депрессивном настроении показали наилучшие результаты, по крайней мере, когда им удавалось отвлечься от переживаний. Очевидно, что в состоянии депрессивного аффекта голова работает лучше, - заключил Эндрюз.

      Сложность в том, чтобы заставить людей смириться с горькой микстурой отчаяния. Даже если боль полезна, стремление избежать боли остается сильнейшим инстинктом, - подытоживает автор.

      Лечение депрессии с помощью арт-терапии.

      Я психолог и одна из моих специализаций - арт-терапия.

      Арт-терапия использует язык символов, цвета, образов, как способ выразить себя, понять свои желания, увидеть скрытые возможности. Арт - терапия при депрессии помогает мягко решить основные проблемы этого состояния.

      Здесь я публикую с разрешения клиентов их рисунки в ходе терапии.

      Депрессия и арт-терапия. Арт - терапия позволяет определить причины депрессии. Во время депрессии нарушается удовлетворение какой-то важной потребности, желания. Рисунок, язык творчества позволяет найти скрытый смысл того, что с вами происходит в этот период. Арт-терапевт выступает в роли проводника, помогает, направляет.

      Депрессия и арт-терапия. Арт-терапия и общение с психологом дают возможность понять направление изменений - что нужно делать, чтобы улучшить свое состояние, чтобы справиться с депрессией. Каждая ситуация уникальна и для каждого человека свой рецепт и способ справиться с депрессией, понять, что нужно сделать, чтобы вернулось удовольствие от жизни. В процессе индивидуальной консультации с психологом арт-терапевтом или во время групповой работы вы создаете свой уникальный творческий продукт, который и становится вашим собственным лечением и рецептом избавления от депрессии.

      Депрессия и арт-терапия. Арт - терапия дает доступ к скрытым ресурсам, к силам и энергии, которая блокируется во время депрессии.


      Лечение депрессии с помощью арт-терапии. Арт - терапия возвращает удовольствие от жизни и не в будущем, а здесь и сейчас - когда вы занимаетесь творчеством - рисуете, создаете коллажи, фотографируете, сочиняете истории. Про этот эффект мне говорили практически все, кто занимался у меня - в группе или индивидуально. С помощью арт-терапии можно отвлечься от своих навязчивых и надоевших мыслей, уйти в другое эмоциональное состояние, расслабиться, создать что-то новое и удивиться - "Оказывается я так могу!"

      Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и новых технологий «Царицыно»

      « Метод Арт-терапии в психологической коррекции эмоциональных нарушений депрессивного регистра у подростков.»

      Педагог-психолог: Руденко С.Н.

      Не вдаваясь в клинические синдромы и дифференциальные признаки депрессии, (это не является компетенцией педагога-психолога) , начнем с того, что каждый человек когда-либо ощущал угнетенное настроение, безразличие к жизни, отчаянье. Теоретические подходы к такому многоплановому явлению, как депрессия, очень различны. Так, существует рассмотрение депрессии у подростка, как утраты смысла жизни, связанной с неумением регулировать значимость перспективных жизненных планов со значимостью текущих событий и установления некоего баланса. Т.е. в данном случае необходима со стороны психолога работа по целевой регуляции: формирование жизненной перспективы. Но при этом не упускается и вторая стратегия поведения, ориентированная на умение получать удовольствие от настоящего. Иногда мы живем в «зале ожидания», ориентируясь на будущее счастье. И если это счастье не наступает, то разочарование от жизни нам обеспечено. И вместе с этим разочарованием мы испытываем все эмоциональные компоненты депрессивного спектра. И вот тогда умение жить «здесь и сейчас» приходится восстанавливать целенаправленно. Следовательно, владение обеими стратегиями поведения – и на будущее, и на настоящее- является условием полноценной и радостной жизни. И этот постулат как нельзя больше всего подходит к подростковому возрасту. Психологу необходимо знать уровень самооценки подростка и уровень его притязаний, и чем больше разрыв между этими показателями, тем больше вероятность невротизации и тем больше риск дезадаптации. То есть, стратегия психологической коррекции в данном случае очевидна.

      На 1-м этапе интервенции, как правило, используется метод беседы.

      Общеизвестные этапы беседы:

      1. Установление эмоционального контакта, сопереживающее партнерство.
      2. Установление последовательности событий, приведших к кризисной ситуации, при этом снимается ощущение безысходности такими приемами, как: «преодоление восприятия кризисной ситуации как исключительной», «поддержка успехами» и др.
      3. Подключаемся и вместе преодолеваем кризисную ситуацию с помощью следующих приемов: планирование жизни,т.е. побуждаем к словесному оформлению планов, поступков; держим паузу и целенаправленно молчим, чтобы дать возможность подростку проявить инициативу.
      4. Окончательное формирование плана деятельности, активная поддержка с помощью таких приемов, как: «логическая аргументация, «рациональное внушение уверенности», тренинг проблемно-разрешающего поведения с активной стратегией решения проблем, коррекция пассивной стратегии избегания, замена и анализ позиции «значимых других»», мотивация на достижение успеха.

      В качестве психокоррекции депрессивного состояния также успешно используются следующие стратегии. Стратегия выхода из депрессии в соответствии с погружением в нее по Горину.

      Стратегия входа в депрессию(визуальная, кинестетическая) определяет стратегию выхода из нее.

      Н.Япко использует терапию на бессознательном уровне (прерывание механизмов, поддерживающих депрессию, что позволяет сделать доступными скрытые ресурсы, сформулировать цели и позитивное будущее.)

      Эффективно используется рациональная психотерапия - логическая аргументация, внушение уверенности в себе.

      Теоретической основой в терапии депрессивного состояния является также изучение иерархии потребностей, так как общеизвестно, что их фрустрация потенцирует развитие кризиса личности.

      1.физиололические потребности (85%)

      2. потребность в безопасности и защите (70%0

      3. потребность в принадлежности и любви (50%) . Маслоу выделяет два вида любви: Б-бытийная - любить человека таким, какой он есть и Д-дефицитарная -эгоистический тип, стремится получать больше любви, чем давать.

      Известно, что удовлетворение в принадлежности и любви формирует достоинство, в то время, как фрустрация этой потребности формирует враждебность, страх отвержения и душевную пустоту.

      1. потребность в самоуважении (ощущение компетентности, уверенности, достижений, независимости, свободы) 40%
      2. потребность в уважении другими(престиж, репутация, признание, статус, оценка, принятие)
      3. потребность в самоактуализации (10%). Именно на этом уровне люди отличаются друг от друга. Реализация этого потенциала рождает творческих, духовно богатых личностей. Фрустрация этой потребности влечет за собой экзистенциальный вакуум и потерю смысла жизни.

      Потребности никогда не бывают полностью удовлетворены. Сначала из всей иерархии потребностей человек удовлетворяет физиологические и только после реализуются все остальные. Реже всех реализуется потребность в самоактуализации, менее 1% населения реализует свой потенциал из-за негативного влияния потребности в безопасности (самоактуализация требует риска, а это угрожает психологической и \или физической безопасности) , а также преодоления предрассудков, социальных стандартов, преодоления так называемого «комплекса Ионы»- страха и сомнения в способности достичь самоактуализации. В то же время характеристики самоактуализирующихся людей таковы:

      1.Эффективность восприятия реальности.

      2.Принятие себя и других.

      3. Непосредственность, простота, естественность.

      4.Центрированность на проблеме.

      5. Независимость-потребность в уединении.

      6. Автономность- независимость от культуры и окружения.

      7. Свежесть восприятия.

      8. Вершинные или мистические переживания.

      9.Общественный интерес.

      10.Глубокие межличностные отношения.

      11.Демократический характер.

      12.Разграничение средства и целей

      13. Философское чувство юмора.

      14.Способность к творчеству.

      15. Сопротивление окультуриванию.

      Фрустрация подразумевает, что есть потребность и есть преграда для ее реализации. Фрустрация врожденных, базовых потребностей(безопасность, уважение, любовь) носит патологический характер и вызывает психические и поведенческие расстройства, в том числе и депрессивные. Фрустрация приобретенных потребностей не вызывает психических нарушений.

      В качестве барьеров на пути реализации потребностей являются:

      Физические (тюрьма и т.д.)

      Биологические (болезнь, стресс)

      Психологические (страх, интеллектуальная несостоятельность)

      Социокультуральные (правила, запреты)

      В подростковом возрасте фрустрация потребностей также вызывает кризисное состояние. В колледже у подростков в кризисе (эмоциональное отвержение, унижение, буллинг (56%), неразделенная, несчастная любовь(70%), смерть близкого человека(20%), отмечается астения, постоянное чувство усталости или упадка жизненных сил, в мышлении- постоянное ощущение собственной никчемности или презрения к себе, уничижения. Чувство вины. Ослабление концентрации внимания, нерешительность. Время от времени могут возникать мысли о суициде как о выходе из кризисной ситуации, избавлении от душевных мучений, но без плана суицидальных действий. На данном этапе необходимо отслеживание: важно, если более месяца существуют эти симптомы.

      Эти астенические симптомы могут выглядеть как адинамическая астения (малоподвижность, монотонность, вялость, снижение интереса, однообразие поведения, равнодушие. Либо как астеническая раздражительность - эмоциональная слабость, соматовегетативные симптомы, знобливость, потливость, неустойчивость АД. Для выявления маскированных, слабовыраженных и малоструктурированных депрессивных состояний, и поэтому более полезный, чем клинические тесты, используется опросник депрессивных состояний (ОДС) , как скрининговая методика, созданная в НИИ им.Бехтерева. Достоверно диагностирует депрессию невротического уровня. Если Т-баллы выше 70 и есть корреляция с депрессивными проявлениями в методах наблюдения и беседы, то необходимо незамедлительно делегировать подростка в клинические условия.

      В эмоциональном состоянии печали, грусти, отчаяния, усталости, безнадежности и т.д., не достигающем уровня невротизации и суицидальных мыслей, хорошо зарекомендовали себя методы изотерапии.

      В чем мы видим их преимущества – в проективном характере выражения своих чувств во внешней форме, это помощь в стремлении понять свои внутренние переживния, это удовлетворение потребности в общении через творческую деятельность. Изотерапия имеет два существенных аспекта коррекционного воздействия- психосоматическое воздействие на функции организма, и психотерапевтическое, когда осуществляется коррекция отклонений в психоэмоцональном состоянии. Арттерапия имеет также воздействие на психовегетативные процессы, приобетаются новые средства эмоциональной экспрессии, облегчаются коммуникативные функции, активизируется творчество.

      В студии колледжа создается благоприятная атмосфера уединенности, безопасности, с релаксирующим музыкальным сопровождением. В методическом оснащении есть набор пейзажей русских и зарубежных художников, наборы красок, гуаши, карандашей и т.д. Задача: нарисовать по образцу пейзаж, который Вам по душе. При этом задача «нарисовать красиво» вообще не ставится. Анализ рисунка делается подростком. На следующих сеансах по мере улучшения эмоционального состояния, предлагается нарисовать проективный рисунок с позитивной тематикой «Мой лучший день», «Кто я»,» Автопортрет»,» Мои желания »и т.д. Используется также групповая арттерапия –совместное рисование на листе ватмана того, что приходит в голову. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах рисунка спонтанно. Рисунок может преобразить депрессивные чувства –подавленность, страх и т.д. и помочь их выразить. При этом, выражая в социально приемлимой форме эти чувства, дети освобождаются от них до некоторой степени, а затем и могут описывать их словесно. Следующий вид групповой арт-терапии – это психодинимаческий подход,когда вначале занятия группа голосованием решает, чья картина(ранее нарисованная) будет рисоваться вместе. Те проекции, которые близки к теме рисунка, называются «коллективным образом» и определяют ведущую тему занятия. Особенно тревожным подросткам это облегчает общение. Обсуждение отрицательных эмоций, вызываемых выбранной картиной, подталкивает к выяснению причин собственного плохого настроения. Рисуем то, что приходит в голову по данной тематике на общем листе ватмана. Инструкция: Как Вы думаете, о чем этот рисунок? Задача: все мысли и чувства, которые приходят Вам в голову, глядя на этот рисунок, нужно изобразить на общем листке ватмана.С точки зрения гештальт-терапии при этом задействуется функция постоянного осознания текущего момента. Можно дурачиться и привносить в рисунок все, что хочется, не сравнивая результаты своего рисунка. Психолог играет роль фасилитатора, побуждая к открытому выражению чувств.

      Приложение 1

      Фактор риска

      Не выявлен

      Слабо выражен

      Сильно выражен

      I. Биографические данные

      1. Ранее имела место попытка суицида

      – 0,5

      2. Суицидальные попытки у родственников

      – 0,5

      3. Развод или смерть одного из родителей

      – 0,5

      4. Недостаток тепла в семье

      – 0,5

      5. Полная или частичная безнадзорность

      – 0,5

      II. Актуальная конфликтная ситуация

      А - вид конфликта:

      1. Конфликт с взрослым человеком (педагогом, родителем)

      – 0,5

      2. Конфликт со сверстниками, отвержение группой

      – 0,5

      3. Продолжительный конфликт с близкими людьми, друзьями

      – 0,5

      4. Внутриличностный конфликт, высокая внутренняя напряженность

      – 0,5

      Б - поведение в конфликтной ситуации:

      5. Высказывания с угрозой суицида

      – 0,5

      В - характер конфликтной ситуации:

      6. Подобные конфликты имели место ранее

      – 0,5

      7. Конфликт отягощен неприятностями в других сферах жизни (учеба, здоровье, отвергнутая любовь)

      8. Непредсказуемый исход конфликтной ситуации, ожидание его последствий

      – 0,5

      Г - эмоциональная окраска конфликтной ситуации:

      9. Чувство обиды, жалости к себе

      – 0,5

      10. Чувство усталости, бессилия, апатия

      – 0.5

      11. Чувство непреодолимости конфликтной ситуации, безысходности

      – 0.5

      III. Характеристика личности

      А - волевая сфера личности:

      1. Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений

      – 1

      2. Решительность

      – 0,5

      3. Настойчивость

      – 0,5

      4. Сильно выраженное желание достичь своей цели

      – 1

      Б - эмоциональная сфера личности:

      5. Болезненное самолюбие, ранимость

      – 0,5

      6. Доверчивость

      – 0,5

      7. Эмоциональная вязкость («застревание» на своих переживаниях, неумение отвлечься)

      – 0,5

      8. Эмоциональная неустойчивость

      – 0,5

      9. Импульсивность

      – 0,5

      10. Эмоциональная зависимость, потребность в близких эмоциональных контактах

      – 0,5

      11. Низкая способность к созданию защитных механизмов

      – 0,5

      12. Бескомпромиссность

      – 0,5

      Приложение 2

      Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)

      Инструкция. Перед вами некая фигура замысловатой формы. Ее сердцевина закрашена черным. Закончите рисунок, придайте фигуре завершенность. Для этого вам нужно закрасить все части фигуры таким образом, чтобы картина вам самим понравилась.

      Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер)

      Цель: определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков (см. текст опросника в приложении 2 ).

      Для определения степени выраженности факторов риска у подростков высчитывается алгебраическая сумма и полученный результат соотносится с приведенной ниже шкалой:

      менее 9 баллов - риск суицида незначителен;

      9–15,5 баллов - риск суицида присутствует;

      более 15,5 балла - риск суицида значителен.

      Выявив с помощью «карты риска» предрасположенность к попыткам самоубийства, нужно постоянно держать подростка в поле зрения и чутко реагировать на малейшие отклонения в его настроении и поведении. Если итоговая сумма баллов превышает критическое значение или поведенческие особенности (знаки беды) начинают усиленно проявляться, то рекомендуется обратиться к психологу или врачу-психиатру за квалифицированной помощью.

      3. Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)

      Цель: определение суицидальных наклонностей субъекта (см. стимульный материал в приложении 3 ).

      Интерпретация результатов

      Если на вашем рисунке ОКАЗАЛОСЬ БОЛЬШЕ ЗАКРАШЕННЫХ, ЧЕМ ПУСТЫХ МЕСТ, то это говорит о том, что в данный момент жизни вы пребываете в мрачном настроении духа. Вас что-то гнетет, вы переживаете из-за каких-то событий или беспокоитесь о чем-то важном для вас, однако это состояние временное и оно обязательно пройдет. Вы не склонны к суициду, вы любите жизнь и искренне не понимаете тех, кто готов с ней добровольно расстаться.

      Если вы НИЧЕГО НЕ ЗАКРАСИЛИ В ЗАДАННОЙ ФИГУРЕ, только ОБВЕЛИ ЕЕ, то это говорит о вашей железной воле и крепких нервах. Вы никогда не позволите себе поддаться слабости и подумать о самоубийстве, вы считаете это преступлением по отношению к самому себе, близким людям и окружающему вас миру. Как бы ни была трудна жизнь, вы будете жить, вы готовы бороться со всеми жизненными невзгодами, преодолевать любые трудности и препятствия.

      Если вы ЗАКРАСИЛИ НЕ БОЛЬШЕ ТРЕХ МАЛЕНЬКИХ ЧАСТЕЙ ФИГУРЫ, то это значит, что при определенных обстоятельствах вы могли бы задуматься о самоубийстве, и если бы все обернулось против вас, то, возможно, даже предприняли бы такую попытку. Но, на ваше счастье, вы оптимист по натуре и поэтому обстоятельства крайне редко кажутся вам совсем ужасными, вы всегда видите свет в конце тоннеля.

      Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ЛЕВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о вашей душевной ранимости и чрезмерной чувствительности, вы остро воспринимаете несправедливость жизни и страдаете от этого. Вы склонны к суициду, и иной раз единственное, что вас останавливает перед решительным шагом, - это ваша любовь к вашим близким людям. Вы не хотите причинять им боль и поэтому подавляете в себе суицидальные наклонности.

      Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ПРАВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что вы зачастую используете свои суицидальные наклонности с выгодой для себя: вы шантажируете своих близких своим возможным самоубийством, заставляете их выполнять ваши требования. Вы несправедливы, с вами очень тяжело жить.

      Если вы ПРОДОЛЖИЛИ ЗАКРАШИВАНИЕ ЗАДАННОЙ ЧАСТИ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что подсознательно вы подумываете о смерти, ваше мортидо развито столь же сильно, как и либидо. Однако внешне ваши суицидальные наклонности не проявляются, они вырвутся наружу только при удобном случае.


      Понятие «депрессия» знакомо каждому. Депрессия – от латинского «давить», «подавлять», это психическое расстройство, которое сопровождается следующими симптомами:

      1. Деперсонализация – нарушение осознания своего «Я», клиенты говорят: «делаю не я», «я не чувствую своего тела», «я не ощущаю…»
      2. Астения – утрата способности чувствовать, переживать радость. Человек не может обозначить свое чувство, сказать его словами.
      3. Тревожность
      4. Нарушение мышления (вялость мыслей, негативные мысли, пессимизм)
      5. Двигательная заторможенность
      6. Потеря интереса к жизни
      7. Снижение самооценки

      В работе с людьми, страдающими депрессией, разговорные техники малоэффективны. Клиенты в депрессии обычно отличаются отсутствием жизненной энергии, им тяжело говорить, сложно анализировать. Когнитивные методы здесь работают слабо. Почему я использую арт-терапию? Потому что любой результат творчества клиента – это уже достижение для него самого. Клиент сделал что-то СВОИМИ руками. Как известно, в состоянии депрессии людям сложно делать элементарные вещи, вплоть до вопросов личной гигиены (тяжело вставать с кровати, почистить зубы и т.д.). Результат любого творчества повышает самооценку. Арт-терапия позволяет показать клиенту, что он может. А может он многое: рисовать, творить, создавать, осознать причину своей депрессии, может изменить себя и свою жизнь.

      В своей работе я часто прибегаю к одной очень эффективной методике, которая великолепно подходит, как для работы с депрессией, так и в работе с психосоматикой. Многие слышали про термин “Внутренняя картина болезни” (ВКБ) – это отношение болеющего к своей болезни. Но мало кто заостряет внимание на Внутренней картине здоровья (ВКЗ) – отношение личности к здоровью. Длительно болеющие люди, к сожалению, не знают, что такое ВКЗ. Помочь увидеть себя здоровым, визуализировать и зафиксировать образ здоровья, испытать положительные эмоции, сопровождающие здоровье, осознать вторичные выгоды болезни, – в этом заключается задача психолога. И справиться с этой задачей помогает техника «Создание образа болезни и здоровья».

      Описание техники. Психолог просит клиента на одном листе бумаги нарисовать свою болезнь и свое здоровье. Психолог здесь выступает не только в качестве наблюдателя и анализатора творчества, но и влияет на ход выполнения задания. На что следует обратить внимание? Во-первых, образы болезни и здоровья должны существенно отличаться. Если клиент нарисовал два совершенно одинаковых засохших дерева, нужно спросить, почему здоровье для клиента выглядит столь непривлекательно. Попросите клиента “внести яркость” в здоровье, оживить его. Во-вторых, внутренняя картина здоровья не должна содержать зимнюю символику: холодные цвета, тему смерти, небытия и т.д. Картина здоровья должна вызывать положительные эмоции. Психолог помогает клиенту видоизменить картину здоровья в приятный глазу образ. Стандартным является следующее цветовое решение клиента: ВКБ – исполнена в синем цвете, ВКЗ – в зеленом. Это можно объяснить символикой цветов, синий цвет соответствует болезни, а зеленый – здоровью.

      В-третьих, если клиент изображает на листе бумаги образ болезни больше образа здоровья или образ болезни подавляет образ здоровья, необходимо видоизменить образ здоровья: расширить, пустить густые зеленые ветки здоровья, пронизывающие и ломающие болезнь.

      Когда обе картинки будут готовы, и картинка здоровья будет существенно отличаться от образа болезни, попросите клиента погрузиться в образ здоровья, прочувствовать здоровье в своем теле, побыть в здоровье. Такое упражнение можно проделывать несколько раз.

      Далее, когда клиент уже нацелен на выздоровление, потому что в этом состоянии ему уютно, комфортно, он испытывает положительные эмоции, можно переходить к анализу вторичных выгод болезни. Для этого клиенту предоставляется 15 минут времени, в течение которых ему следует написать все ассоциации, которые всплывают на тему его болезни. У каждого психолога выработаны свои тонкости определения «горячих мест» клиента, анализ ассоциаций всегда процесс индивидуальный, поэтому описывать подробно эту методику не считаю целесообразным.

      Post navigation

        Антонина - Я впервые на себе попробовала трансовые методы. Ощущения конечно не передать словами. Я по-другому чувствовала свое тело, я ощущала какие-то вибрации, энергию, то, что никогда не чувствовала в этой жизни. Сессия дала мне очень много, я наконец-то поняла, что мне нужно делать в этой жизни, я теперь знаю, почему я такая, какая я есть. Это удивительное путешествие живет в моей памяти и имеет связи с моей жизнью. Спасибо большое Юлии за проделанную работу, за тепло и сопереживание.

        Кирилл - Я позвонил Юлии из-за интереса к прошлым перевоплощениям. Юлия сразу спросила: "Кирилл, что вы хотите узнать конкретно? У вас есть запрос?" Я опешил. Мне было просто любопытно узнать, кем я был в прошлой жизни. Но Юлия настаивала: "Вы могли быть кем угодно. Но что даст это знание? Возможно, у вас есть какой-то вопрос или нерешенная задача? Идите с ним на сессию. Ведь чем конкретней вопрос, тем четче ответ." Я задумался. Набросал в Анкете 3-4 проблемы и пришел на сессию. Я попал в жизнь животного! Я был волком и рыскал по лесу в поисках добычи. Я ответил на многие свои вопросы про одиночество, про жесткое ведение бизнеса, про отношения с женщинами. Юлия помогла разобраться с увиденным. Я благодарен Юлии за оказанную помощь и поддержку.

        Анастасия - Я обратилась к Юлии, чтобы понять, какое же мое предназначение. Я уже заканчивала обучение в институте, но была неуверена в своем выборе. Я знала, что предстоит выбор работы. Но какой? Я проходила в свое время тесты на профориентацию, но результаты этих тестов только запутали меня, так как мне было интересно совершенно другое. Я пришла к Юлии на регрессию в прошлые жизни, чтобы понять свое предназначение. Я увидела абсолютно творческую прошлую жизнь. Я была мужчиной - художником. И я поняла, что у меня есть огромный выбор. Я могу заниматься, чем угодно! Главное, вносить в свои действия творчество, делать работу не по шаблону, а осознанно! Сейчас я лучше понимаю, чего я хочу. Спасибо Юлии за проведенную регрессию.

        Елена - В работе с Юлей я ощущаю в ней то, что называется "своего" терапевта. Когда человек отправляется в путешествие - исследование своего внутреннего мира, в пространство, где он часто чувствует себя уязвимым, необходим проводник, человек, который бы тонко и ненавязчиво сопровождал тебя. Тому, кто путешествует, необходимо постоянно ощущать дружескую поддержку и сочувствие, не зависимо от того, какая история разворачивается внутри! Это то, что я чувствую, когда Юля сопровождает меня в регрессиях в прошлые жизни или в жизнь между жизнями в качестве терапевта! Мне очень спокойно с ней, и я могу полностью сфокусировать свое внимание на том, что необходимо понять про себя и услышать, что моя душа хочет сообщить мне, не отвлекаясь на обеспечение самозащиты. Я знаю, что могу всегда обратиться за советом или получить новый свежий взгляд на трудную ситуацию. Мне нравится, что Юля внимательна, профессиональна и обладает тонким чутьем.

        Светлана - Что мне нравится в работе Юли? Она очень тщательно подходит к любому вопросу, разбирает все по полкам, проникает в самую глубь проблемы. Ее способ работы очень мягкий, не навязчивый. Я очень благодарна за проведенные регрессии со мной, открылись глаза на многие вещи. И я очень рада, что они прошли именно так- в мягкой, комфортной форме. Безусловно, регрессия не решит все ваши проблемы, но она даст ключ к пониманию и осознанию многих вещей, осознанию причин существующих проблем и покажет пути решения этих проблем. И очень важно, кто именно будет вашим проводником в это удивительное пространство прошлой жизни или жизни между жизнями. Важно попасть к поистине профессионалу, который будет искренне желать вам помочь и делать все правильно.

        Наталья - Юлия - очень хороший и грамотный специалист, который постоянно растет и совершенствует свои психологические навыки. Она помогает лучше понять себя и свои проблемы и двигаться в сторону их решения. Юлия - внимательный и деликатный специалист, который тонко чувствует состояние клиента и умеет быстро "нащупать" проблему, а также предложить способы ее решения. Работать с Юлией - приятно и комфортно, она всегда готова прийти на помощь и максимально быстро организовать встречу для консультации.

        Яна - Здравствуйте Юля). Мне очень нравятся ваши статьи. Приятно что вы пишите по-честному и свой реальный опыт - это чувствуется. В ваших статьях нахожу важные для себя моменты и интересно подумать на заданные вами темы) Особая благодарность за статью о смерти. Хоть я не пробовала регрессий и слегка остерегаюсь этого мистического метода, но тема смерти очень важна и пока не вижу в психологической концепции достойного ее разрешения - и ваша статья как глоток свежего воздуха на эту тему. А еще мне кажется вы в своем роде шаманка или шаман:) и мне очень близко что психологические концепции дополняются духовными, мистическими опытами:) Потому как современная психология разработала научную базу лишь до некоторых границ за которыми начинается духовный рост. Буду продолжать с интересом следить за вашими публикациями:)

        Ирина - Я хочу от всей души поблагодарить Юлию за ее работу и поддержку. Я обратилась к ней в очень тяжелый критический момент моей жизни, у меня умер мой любимый муж и я искала любой способ понять для себя как и почему это случилось с нами. Совершенно случайно я наткнулась на Юлину книгу о смерти, сама книга уже оказала на меня успокаивающее влияние и после ее прочтения я уже была абсолютно уверена в своем желании лично встретиться с Юлей. И я очень рада, что эта встреча состоялась, Юлия оказалась прекрасным слушателем, очень отзывчивой девушкой, замечательным проводником в бесконечный мир души, прошлых жизней, наставников, тотемных животных и прочих удивительных знаний и сил. Я не просто получила ответы на все мучающие меня вопросы, но и по новому взглянула на себя и на события в своей жизни и жизни окружающих меня людей. Я помню удивительное ощущение после погружения в транс, когда я увидела себя в зеркале и не сразу узнала. Мои близкие люди тоже отметили перемену в моем эмоциональном состоянии, я буквально ожила после той встречи, и за все это я благодарю Юлю. Я не желаю никому пережить тот опыт, который пережила я, но могу сказать, что после работы с Юлей я могу с уверенностью сказать, что все в нашей жизни не случайно и когда понимаешь причину происходящих событий, даже самых тяжелых и страшных, становится гораздо легче принять их и пережить. Юлия спасибо Вам огромное за вашу чуткость, отзывчивость и заботу, которой вы окружаете с самой первой минуты встречи!

      Депрессивные состояния возникают не только у взрослых. Расстройство психики часто наблюдается в переходном периоде у детей, и сопровождается удрученным настроением, заторможенностью. Устранить депрессию у подростков помогает арт терапия.

      Симптомы депрессии

      Подростки отличаются излишним максимализмом, происходящим из-за перестройки гормонального фона. Депрессия часто маскируется под максимализм переходного возраста. В результате диагноз устанавливается не сразу, что может привести к серьезным последствиям.

      Подростки до 16 лет часто воспринимают родителей, как врагов, и что-то мешает им рассказать о тревожащих их мыслях. Поэтому родители должны присматриваться к поведению ребенка, чтобы вовремя выявить симптомы начинающегося психического расстройства. Опасность депрессивных состояний в переходный период у детей состоит в том, что может привести к суицидальным мыслям и их осуществлению.

      Родителям необходимо найти подход к детям, страдающим от депрессии, чтобы помочь и вовремя обратиться за врачебной помощью. Для этого нужно знать, какие симптомы характерны для депрессивных расстройств.

      Главные признаки

      При депрессивном состоянии переходного возраста проявляются следующие признаки:

      • человек постоянно уединяется, перестает общаться не только с родителями, но и со сверстниками;
      • нарушается сон, пропадает аппетит;
      • любое родительское замечание вызывает у подростка неконтролируемую плаксивость. Такая же реакция идет на безобидные шутки сверстников;
      • меняется отношение к окружающим людям, которое становится чрезмерно агрессивным, раздражительным;
      • подростки бросают любимое занятие, и целыми днями лежат. У них пропадает интерес ко всему происходящему вокруг;
      • появляется тревожность, чувство беспомощности, ощущение, что сделал все не так, страх;
      • возникают суицидальные мысли. Подросток ищет любую информацию, где просматривается тема самоубийства, тщательно рассматривает каждый случай.

      Признаки подростковой депрессии отличаются от взрослой. Взрослый в депрессивном состоянии больше находится в унынии, настроение отличается подавленностью. В переходном периоде все наоборот. Подросток в депрессии агрессивен, раздражителен, часто впадает в гневное состояние, и может применить насилие.

      Депрессивная симптоматика и причины ее возникновения

      Семейный психолог способен определить подростковую депрессию по симптомам, имеющим две разновидности:

      Депрессия диагностируется, если выявлены 2 основных и 3 дополнительных признака.

      Причины депрессий

      Родители удивляются, почему их ребенок впадает в депрессию, считая, что на это нет причин. Но, причины имеются:

      • резкое изменение гормональной среды, из-за чего могут произойти нарушения в эндокринной системе;
      • нет взаимопонимания и доверия к родителям;
      • проблемы со школьной успеваемостью;
      • конфликты с одноклассниками;
      • отсутствие понимания со стороны преподавателей;
      • острое неприятие своей внешности.

      Перечисленные причины являются основными. Но, депрессивные состояния могут зародиться на фоне заболеваний, имеющих неврологический или эндокринный характер:

      • после травмы черепа;
      • инфекционные патологии ЦНС;
      • на фоне сахарного диабета;
      • недостаточное количество в организме витаминов из группы В;
      • быстрая мышечная утомляемость (миастения);
      • воспалительные процессы периферических нервных волокон;
      • при эпилепсии.

      Специалисты в работе сталкиваются с проблемой, когда невозможно диагностировать депрессию по психологическим и соматическим признакам. Тогда заходит речь о депрессивных состояниях, поражающих организм изнутри.

      Терапия творчеством при лечении депрессии

      Есть различные методы для устранения депрессивной симптоматики. Эффективным способом для борьбы с депрессией является именно арт-терапия. Любые рекомендации специалистов должны соблюдаться подростками. За их исполнением нужно следить родителям. Если лечение проводится медикаментозным методом, то нельзя пропускать прием лекарств.

      Психотерапия использует комплексные методики для устранения депрессивных состояний. Действенным методом в борьбе с заболеванием является арттерапия.

      Арт терапия при депрессии - это излечение при помощи различных художественных средств.

      К основным разновидностям во время комплексной методики, направленной на устранение депрессии, относятся следующие виды творчества:

      1. живопись. Это не только рисунки, но и графика, роспись;
      2. роспись специальными красками на теле - боди-арт;
      3. лепка пластилином или глиной;
      4. занятия музыкой;
      5. танцы;
      6. фотографирование;
      7. прорабатывание сюжетов сказок вместе с психологом;
      8. создание фигурок из песка.

      Суть излечения депрессии артом заключается в том, что во время занятий художественным творчеством подросток уходит от негативных размышлений. Во время творческих занятий можно поразмыслить о жизненных ситуациях, и постараться переосмыслить поступки.

      С помощью рисунка подросток может выразить эмоции, о которых хотел, но не может рассказать. Специалист по использованным в рисунке цветам сможет определить характер ребенка, и понять его эмоциональное состояние. Важное значение при рассмотрении нарисованного играет сила нажатия кисти или карандаша, и что конкретно изобразил подросток.

      Когда подросток с психотерапевтом обсуждает сказочный сюжет, собственное видение образа, он учится преодолевать тревогу, бороться со страхами. Во время обсуждений действенно снижаются симптомы депрессии.

      Терапия с помощью песка позволяет подростку выплеснуть эмоции, выразить свои желания. Ребенок может рассказать, что означает изображенный образ на песке, почему использованы новые линии в построении фигур. В результате рассуждений он постепенно приходит к пониманию, что стало причиной его агрессивного поведения. Уже после первого сеанса заметно улучшение состояния.

      Направления художественной коррекции подбираются индивидуально, в зависимости от того, в какой форме протекает депрессия. При помощи арт терапии удается понять причину депрессивного состояния, и направить внимание подростка на нормальное существование в социуме.

      Иногда терапия артом не устраняет полностью симптомы заболевания, но помогает ребенку избавиться от отрицательных эмоций. Это приятный способ лечения, хотя его трудно назвать легким.

      Важно, что во время занятий художественной терапией, во время депрессии, от подростка не требуется создания совершенных, профессиональных рисунков или скульптуры. Занятия артом позволяют отвлечься от постоянного негатива, от терзающих вопросов, присутствующих в подростковых мыслях. В процессе создания творческих объектов ребенок переходного возраста учится принимать решения, и нести ответственность за свои поступки.

      Необходимо, чтобы в процессе устранения депрессивного состояния, родители нашли подход к ребенку, и смогли изменить к нему отношение, научились понимать друг друга. Без взаимопонимания вряд ли получится добиться ожидаемого результата.