В помощь школьнику: делаем синтаксический разбор предложения. Синтаксический разбор спп с несколькими придаточными

Синтаксический разбор предложения - это разбор предложения по членам и частям речи. Выполнить синтаксический разбор сложного предложения можно по предложенному плану. Образец поможет правильно оформить письменный анализ предложения, а пример раскроет секреты устного синтаксического разбора.

План синтаксического разбора предложения

1. Простое, простое, осложненное однородными членами, или сложное

2. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

3. По интонации: восклицательное или невосклицательное.

4. Распространенное или нераспространенное.

5. Определите ПОДЛЕЖАЩЕЕ. Задайте вопросы КТО? или ЧТО? Подчеркните подлежащее и определите, какой частью речи оно выражено.

6. Определите СКАЗУЕМОЕ. Задайте вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и т.д. Подчеркните сказуемое и определите, какой частью речи оно выражено.

7. От подлежащего задайте вопросы к второстепенным членам предложения. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.

8. От сказуемого задайте вопросы к второстепенным членам. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.

Образец синтаксического разбора предложения

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.

Это предложение сложное, первая часть:

(что?) небо - подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
(что делало?) дышало - сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 2 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
дышало (чем?) осенью - дополнение, выражено именем существительным в ед. ч., ж. р., нариц., неодуш., 3 скл., т. п.
дышало (когда?) уж - обстоятельство времени, выражено наречием

вторая часть:

(что?) солнышко - подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
(что делало?) блистало - сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 1 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
блистало (как?) реже - обстоятельство образа действия, выражено наречием
блистало (когда?) уж - обстоятельство времени, выражено наречием

Пример синтаксического разбора предложения

Они, то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую траву.

Это предложение простое.

(что?) они - подлежащее, выражено местоимением мн. ч., 3 л., и. п.
(что делали?) летели - однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..летели
(что делали?) ложились - однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..
летели (как?) косо - обстоятельство образа действия, выражено наречием.
летели (как?) по ветру- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (как?) отвесно- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (куда?) на траву- обстоятельство места, выражено именем существительным нариц., неодуш., в ед. ч., ж. р., 1 скл.,в в.п. с предлогом
траву (какую?) сырую - определение, выражено именем прилагательным в ед. ч., ж.р., в.п.

I. Всегда тут по ночам кричал сверчок и суетились мыши (А.Чехов).

3. Полисубъектное.

4. Основные средства связи:

и ,

Интонация перечисления.

5. Дополнительные средства связи: совпадение видо-временных форм сказуемых (нес. вид, пр. вр.) и модальных планов (реальная модальность) предикативных частей, общие второстепенные члены – детерминанты всегда, тут же , параллелизм частей.

1. Общее синтаксическое значение – соединительное, частное - соединительно-перечислительное.

2. Модель свободная.

3. Предложение коммуникативно членимое.

Повествовательное, невосклицательное.

5. а) и . б) и.

6. Отсутствует запятая между частями сложносочиненного предложения, так как имеется общий второстепенный член предложения.

II .Отцу очень хотелось поехать на ярмарку, матушка же была решительно против этой поездки (А.Н. Толстой).

1. Двучленное сложносочиненное предложение.

2. Структура закрытая, неоднородного состава.

1. Полисубъектное.

2. Основные средства связи:

Противительный одноместный союз же ,

Интонация противопоставления.

5. Дополнительные средства связи: анафорическое местоимение этой во второй части сложносочиненного предложения, совпадение видо-временных форм сказуемых (нес. вид, пр. вр.) и модальных планов (ирреальная модальность) предикативных частей, слова одной тематической группы – наименования лица по родству (отец, матушка), фиксированный порядок следования частей.

6. Общее синтаксическое значение – противительное, частное - противительно-сопоставительное.

7. Структура негибкая.

8. Модель фразеологизированная: во второй части есть воспроизводимый элемент – (сказуемое против ), характерный для сложносочиненных предложений с противительными отношениями.

9. Предложение коммуникативно членимое.

10. Повествовательное.

11. Невосклицательное.

12. а) , же . б) , же.

13. Части сложносочиненного предложения разделяются запятой.

III. Хохот и шум (Н. Помяловский).

1. Двучленное сложносочиненное предложение.

2. Структура открытая, однородного состава.

3. Полисубъектное.

4. Основные средства связи:

Соединительный одноместный союз и ,

Интонация перечисления.

5. Дополнительные средства связи: совпадение грамматических форм подлежащих (сущ. м.р., ед.ч., им.п.) и модальных планов (реальная модальность, бытийность) предикативных частей, наличие слов одной тематической группы – «действие, сопровождающееся громкими звуками», параллелизм частей.



6. Общее синтаксическое значение – соединительное, частное - соединительно-перечислительное.

7. Модель свободная.

8. Предложение коммуникативно нечленимое: невозможно выделить тему и рему.

9. Повествовательное.

10. Невосклицательное.

11. а) и . б) и.

12. Отсутствует запятая между частями сложносочиненного предложения, так как в его состав входят назывные предложения, соединенные неповторяющимся союзом и .

IV .Уже кленовые листы на пруд слетают лебединый, и окровавлены кусты неспешно зреющей рябины, и, ослепительно стройна, поджав незябнущие ноги, на камне северном она сидит и смотрит на дороги (А.Ахматова).

2. Полисубъектное.

3. Однородного состава.

4. Несгруппированной структуры.

5. Основные средства связи – повторяющийся соединительный союз и , интонация перечисления.

6. Дополнительные средства связи – общность временного и модального планов, слова одной тематической группы (названия растений).

7. Предикативные части связаны перечислительными отношениями.

8. Предложение повествовательное.

9. Невосклицательное.

10. а) , и , и . б) , и, и.

11. Предикативные части сложносочиненного предложения, связанные перечислительными отношениями, разделяются запятыми.

V. День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась… (И.Тургенев)

1. Многочленное сложносочиненное предложение, состоит из трех предикативных частей.

2. Неоднородного состава.

3. Сгруппированной структуры: 1-я и 2-я предикативные части объединяются в структурно-семантический компонент, соотносящийся с 3-й частью. Имеет два уровня членения.

4. На первом уровне членения выделяется два компонента, связанные противительным союзом а и интонацией. Дополнительное средство связи – общность временных и модальных планов. Отношения сопоставительные.

5. На втором уровне членения первый компонент представляет собой двучленное сложносочиненное предложение однородного состава. Основные средства связи – соединительный союз и и интонация. Дополнительное средство связи – общность временных и модальных планов. Отношения соединительно-перечислительные. Второй компонент – простое предложение.

6. Предложение повествовательное.

8. а) , и , а . б) , и, а.

9. Запятыми на письме разделяются предикативные части сложносочиненного предложения и выделяются обособленные члены во 2-й предикативной части.

1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация: Учеб. пособие для студентов по спец. «Рус. яз. и лит.». – М.: Просвещение, 1981 – (Соврем. рус. яз.; Ч. 3). – С. 187 – 195.

2. Русская грамматика. – Т.2. – М., 1980. – С. 615 – 634.

3. Современный русский язык: Учебник / В.А. Белошапкова, Е.А. Земская, И.Г. Милославский, М.В. Панов; Под ред. В.А.Белошапковой. – М.: Высшая школа, 1981. – С. 526 – 533.

4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова и др.; Под ред. Е.И.Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 490 – 520, 592 - 608.

5. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. Стилистика / П.П.Шуба, И.К.Германович, Е.Е.Долбик и др.; Под. ред. П.П.Шубы. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.: ООО «Плопресс», 1998. – С. 350 – 364.

Справочная литература

1. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному языку./ Под ред. П.А. Леканта. – М.: Высшая школа, 1991.

2. Лингвистический энциклопедический словарь /Под ред. В.Н. Ярцевой. – М.: Сов. Энциклопедия, 1990.

3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1972.

Задание 2. Выполните синтаксический разбор сложноподчиненных предложений.

Вариант 1

1. Я схватил бумаги и поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не раскаялся (М.Лермонтов).

2. Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествии по Кавказу (М.Лермонтов).

3. Все три пистолета я швырнул в ту сторону, где цвели персидские цикламены, желтофиоли и черт знает что еще (Вен. Ерофеев).

4. Леса шумели так, как будто океаны прорвали плотину и затапливают Мещеру (К.Паустовский).

5. И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал (А.Пушкин).

Вариант 2

1. Ей показалось, что она давно знает эту девушку и любит ее хорошей, жалостливой любовью матери (М.Горький).

2. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть до ночи забраться на Койшаурскую гору, и во все горло распевал песни (М.Лермонтов).

3. Тот мир, в котором Пушкин собирался строить свой дом, не предвещал покоя (Ю.Лотман).

4. И все кругом запело так, что козлик и тот пошел скакать вокруг амбара (Н.Заболоцкий).

5. Чичиков объяснил ей, что это бумага не такого рода, что она назначена для совершения крепостей, а не просьб (Н.Гоголь).

Вариант 3

1. Чичиков взглянул и увидел точно, что на нем не было ни цепочки, ни часов (Н.Гоголь).

2. Положили цепи под колеса вместо тормозов, чтобы они не раскатывались, взяли под уздцы и начали спускаться (М.Гоголь).

3. И там, где вечная прохлада, я строю храм свой из коры (Б.Гребенщиков).

4. Вошла с чашкой кофе горничная на таких высоких каблуках, что ноги ее точно не сгибались (А.Н.Толстой).

5. Я должен был нанять быков, чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица (М.Лермонтов).

Вариант 4

1. Я стал на углу площадки, крепко упершись левой ногой о камень и наклоняясь немного вперед, чтобы в случае легкой раны не опрокинуться назад (М.Лермонтов).

2. В его кабинете лежала всегда какая-то книга, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал вот уже года два (Н.Гоголь).

3. На сообщение о том, что Наталья пришла к отцу, ответил сдержанно, просил передать ей поклон (М.Шолохов).

4. После полудня стало так жарко, что пассажиры 1 и 2 классов один за другим перебирались на верхнюю палубу (А.Курин).

5. Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной, слагаю я веселые стихи (М.Цветаева).

Вариант 5

1. Бричка, въехавши во двор, остановилась перед небольшим домиком, который за темнотой трудно было рассмотреть (Н.Гоголь).

2. Я лежал на диване, устремив глаза в потолок и заложив руки под затылок, когда Вернер вошел в мою комнату (М.Лермонтов).

3. Не слыхать мне ту песню отрадную, что в саду распевал соловей (С.Есенин).

4. Маргарита встретила его так, как будто он пришел не в первый, а в десятый раз (М.Горький).

5. Верь, что во мне необъятно безмерная крылась к народу любовь и что застывает во мне теперь верная, чистая, русская кровь (Н.Некрасов).

Вариант 6

1. Читатель, я думаю, уже заметил, что Чичиков, несмотря на ласковый вид, говорил, однако же, с большей свободой, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился (Н.Гоголь).

2. С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка, в очах людей читаю я страницы злобы и порока (М.Лермонтов).

3. Набросаем ландышей, азалий там, где бродят вдумчивые лани (И.Северянин).

4. Как ты учил – так и темнеет зелень (Б.Ахмадулина).

5. Могу сойти в веселый сад, где старых кленов темный ряд возносится до небосклона и глухо тополя шумят (А.Пушкин).

Вариант 7

1. Прошел мимо деревянного дома, в котором жили не то три сестры по Чехову, не то еще какие другие сестры по другому писателю, и около старого отделения ГАИ начал переходить на другую сторону переулка (Л. Комаровский).

2. Конечно, если бы имелся план перемещения, обещающий определенные военные преимущества, можно было пробиться, пойти с боями через черту окружения на новую позицию (Б.Пастернак).

3. И в это время радостный, неожиданный крик петуха долетел из сада, из того низкого здания, где содержались птицы, участвовавшие в программах (М.Булгаков).

4. Так березняк беспечен, словно он к российским бедам не причастен, воронами от зла заговорен и над своей судьбой свободно властен (Д.Самойлов).

5. Когда же работы кончались и сковывал землю мороз, с хозяином вы отправлялись с домашнего корма в извоз (Н.Некрасов).

Вариант 8

1. Варвара, сказав, что она устала, скрылась в комнату, отведенную ей (М. Горький).

2. Бориса он преследовал на каждом шагу, так что за время службы ему удалось подняться только до звания капрала (Н.Лосский).

3. Тогда я подробно передал доктору все, что раньше рассказывал жандармскому офицеру (А.Куприн).

4. Воздух нагрелся так, что трудно было дышать (К.Станюкович).

5. Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела (М.Лермонтов).

Вариант 9

1. Из театра Келлер повез жену в нарядный кабачок, который славился своим белым вином (В.Набоков).

2. Мирон Григорьевич с дедом Гришакой уже собрались идти в церковь, когда она встала и вышла на кухню (М.Шолохов).

3. Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле холсты лунного света (В.Катаев).

4. Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой (К.Паустовский).

5. Он был уверен, что ловкости хватит у него, и, щуря глаза, мечтал о том, как загуляет завтра поутру, когда в его кармане появятся кредитные бумажки (М.Горький).

Вариант 10

1. Над тростником медлительного Нила, где носятся лишь бабочки да птицы, скрывается забытая могила преступной, но пленительной царицы (Н.Гумилев).

2. Всю ночь кричали петухи и шеями мотали, как будто новые стихи, закрыв глаза, читали (Б.Окуджава).

3. Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов (М.Пришвин).

4. Мне так же трудно до сих пор вообразить тебя умершей, как скопидомкой-мильонершей средь голодающих сестер (Б.Пастернак).

5. Когда дотанцуются до усталости, идут к свадебному столу, который сразу делается шумным, потому что буфет уже сделал свое дело (В.Гиляровский).

Схема разбора сложноподчиненного предложения

1.Тип предложения по характеру основной синтаксической связи и количеству предикативных частей:

а) двучленное сложноподчиненное предложение,

б) многочленное сложноподчиненное предложение (количество предикативных единиц, тип подчинения по способу связи придаточных частей: последовательное подчинение, соподчинение, комбинация разных типов подчинения).

2. Тип предложения по структуре:

а) нерасчлененной структуры,

б) расчлененной структуры,

в) контаминированной структуры.

3. Тип связи предикативных частей:

а) присловная,

б) детерминантная,

в) корреляционная.

4. Основные средства связи главного предложения и придаточной части:

а) подчинительный союз:

Тип по структуре (простой / сложный), для сложного союза указать, расчлененный или нерасчлененный;

Тип по количеству занимаемых им синтаксических позиций (одноместный / двухместный, или двойной);

Семантический тип (семантический / асемантический);

б) союзное слово:

Частеречная принадлежность;

Грамматическая форма;

Синтаксическая функция;

Для предложений нерасчлененной структуры показать соотнесенность семантики союзных слов с семантикой распространяемого существительного;

в) опорное слово (для предложений нерасчлененной структуры):

Частеречная принадлежность;

Тип валентности, которая реализуется придаточной частью (категориальная, лексическая, лексико-морфологическая);

5. Коррелят:

Обязательность / факультативность / невозможность;

Функции коррелята (для предложений нерасчлененной структуры);

Подвижность / неподвижность (для предложений расчлененной структуры).

6. Дополнительные средства связи:

а) позиция придаточной части;

б) гибкость / негибкость структуры;

в) парадигма (свободная / несвободная).

7. Грамматическое значение придаточной части.

8. Структурно-семантический тип сложноподчиненного предложения.

9. Фразеологизированная / свободная модель.

10. Коммуникативная структура предложения:

а) коммуникативно членимое / нечленимое;

б) актуальное членение предложения.

11. Функциональный тип предложения:

а) повествовательное,

б) побудительное,

в) вопросительное,

г) повествовательно-вопросительное.

12. Тип предложения по эмоциональной окрашенности (восклицательное /невосклицательное).

13. Структурная схема предложения.

14. Пунктуационный анализ. вали бы ых текстов дующим схемам

Чтобы правильно ставить знаки препинания, необходимо четко представлять себе структуру предложения. Осознать ее призван помочь синтаксический разбор, то есть разбор предложения по членам. Именно синтаксическому разбору предложения посвящена наша статья.

Единицы синтаксиса

Синтаксис изучает связь слов внутри словосочетаний или предложений. Таким образом, единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения – простые или сложные. В этой статье мы будем говорить о том, как сделать синтаксический разбор предложения, а не словосочетания, хотя нередко в школе просят сделать и его.

Зачем нужен синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор предложения предполагает подробное рассмотрение его структуры. Это совершенно необходимо для того, чтобы правильно поставить знаки препинания. Кроме того, это помогает понять связь слов внутри фразы. В ходе синтаксического разбора, как правило, даётся характеристика предложения, определяются все члены предложения и вытесняется, какими частями речи они выражены. Это так называемый полный синтаксический разбор. Но иногда этот термин используется в отношении короткого, частичного, синтаксического разбора, в ходе которого ученик только подчёркивает члены предложения.

Члены предложения

Среди членов предложения всегда сначала выделяют главные: подлежащее и сказуемое . Они, как правило, составляют грамматическую основу. Если в предложении одна грамматическая основа, оно простое , более одной - сложное .

Грамматическая основа может состоять как из двух главных членов, так и включать в себя только один из них: или только подлежащее, или только сказуемое. Во втором случае мы говорим, что предложение односоставное . Если же присутствуют оба главных члена - двусоставное .

Если, кроме грамматической основы, слов в предложении нет, оно называется нераспространённым . В распространенном предложении есть также второстепенные члены: дополнение, определение, обстоятельство; частным случаем определения является приложение.

если в предложении есть слова, которые членами предложения не являются (например, обращение), оно все равно считается нераспространенным.

Выполняя разбор, необходимо называть и часть речи, которой выражен тот или иной член предложения. Этот навык ребята отрабатывают, изучая в 5 классе русский язык.

Характеристика предложения

Чтобы дать характеристику предложению, надо указать надо его описать

  • по цели высказывания;
  • по интонации;
  • по количеству грамматических основ и так далее.

Ниже мы предлагаем план характеристики предложения.

По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

По интонации: восклицательное или невосклицательное.

Восклицательными могут быть любые по цели высказывания предложения, а не только побудительные.

По количеству грамматических основ: простое или сложное.

По количеству главных членов в грамматической основе : односоставное или двусоставное.

Если предложение односоставное, надо определить его вид : назывное, определённо-личное, неопределённо-личное, безличное.

По наличию второстепенных членов: распространённое или нераспространённое.

Если предложение чем-то осложнено, то это также надо указать. Это план синтаксического разбора предложения; лучше его придерживаться.

Осложнённое предложение

Предложение может быть осложнено обращением, вводными и вставными конструкциями, однородными членами, обособленными членами, прямой речью. Если какой-то из этих видов осложнений присутствует, то надо указать, что предложение осложненное, и написать чем.

Например , предложение “Ребята, давайте жить дружно!” осложнено обращением «ребята».

Если предложение сложное

Если необходимо сделать разбор сложного предложения, надо сначала указать, что оно сложное, и определить его тип: союзное или бессоюзное, а если союзное, то еще и сложносочиненное или сложноподчиненное. Затем охарактеризовать каждую из частей с точки зрения состава грамматической основы (двусоставное или односоставное, тип односоставного) и наличия/ отсутствия второстепенных членов.

В таблице приведены второстепенные члены и их вопросы.

Второстепенные члены могут быть выражены разными частями речи, например определение:

шерстяная юбка - прилагательное;

юбка из шерсти - существительное;

юбка отглаженная - причастие;

привычка побеждать - инфинитив…

Пример синтаксического разбора предложения

Разберем предложение «Не знал, что ты, Маша, переехала из деревни в город» .

Подчеркнем грамматические основы . Их две: знал и ты переехала . Определим части речи: знал - сказуемое, выражено глаголом в личной форме и т.д.

Теперь подчеркиваем второстепенные члены :

Переехала откуда? из деревни - обстоятельство, выражено существительным; куда? в город – тоже обстоятельство, тоже выражено существительным. Маша – это обращение, оно не является членом предложения.

Теперь дадим характеристику . Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное.

Первая часть «не знал» неполная, нераспространенная.

Вторая часть двусоставная, распространенная. Осложнено обращением.

По окончании разбора надо составить схему сложного предложения.

Что мы узнали?

Синтаксический разбор призван помочь понять структуру предложения, поэтому необходимо указать все, что может быть с ней связано. Выполнять разбор лучше по плану, тогда больше шансов, что вы ничего не забудете. Необходимо не только подчеркнуть члены предложения, но и определить части речи, и дать характеристику предложению.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 84.

План разбора:

  • Сложносочинённое.

    Количество частей в составе сложного, их границы (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Средства связи между частями (указать союзы и определить значение сложного предложения).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Была зима , но все последние дни стояла оттепель . (И.Бунин).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое, состоит из двух частей, между первой и второй частями выражено противопоставление, части соединены противительным союзом но. )

Схема предложения:

1 , но 2 .

Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Сложноподчинённое.

    Главная и придаточная части.

    Что распространяет придаточная часть.

    Чем присоединяется придаточная часть.

    Расположение придаточной части.

    Тип придаточной части.

    Схема сложноподчинённого предложения.

Образец разбора:

Когда она играла внизу на рояле 1 , я вставал и слушал 2 . (А.П. Чехов)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. 2-я часть главная, 1-я – придаточная, придаточная часть распространяет главную часть и присоединяется к ней союзом когда , придаточная часть располагается перед главной, тип придаточной части – придаточное времени).

Схема предложения:

(союз когда…) 1 , [ … ] 2 .

придаточное

Сущ.. глаг. союз мест. Глаг. пр. прил. сущ.

Путники увидели , что они находятся на маленькой поляне . (Повеств., невоскл., сложное, СПП с прид. изъяснительным, 1) нераспр., двусост., полное. 2) распр., двусост., полдное).

[ ____ ], (что…).

Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Бессоюзное.

    Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Песенка кончилась 1 – раздались обычные рукоплескания 2 . (И.С. Тургенев)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, первая часть указывает на время действия того, о чём говорится во второй части, между частями ставится тире.)

Схема предложения:

Знаки препинания в ССП

1. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения, отделяются друг от друга запятыми :

Запятая не ставится:

1) В ССП с союзам И, если есть общий второстепенный член или общая придаточная часть:

2) В ССП с союзом И, если части ССП представляют собой вопросительные, восклицательные или назывные предложения:

3) В ССП с союзом И, если есть общее вводное слово:

2. Если части ССП значительно распространены, и имеют внутри себя запятые, то они отделяются друг от друга точкой с запятой :

3. Если вторая часть предложения указывает на быструю смену событий, на вывод, то между двумя частями предложения ставится тире:

1. Выписываем предложение из текста.

2. Определяем вид предложения по цели высказывания.

3. Указываем вид по эмоциональной окраске.

4. Находим грамматические основы, подчёркиваем их.

5. Строим схему предложения.

Свет маяка проносился над цветками, и ониказались совершенно фантастическими по своей окраске.

1) Предложение сложносочинённое, повествовательное, невосклицательное.

2) Первая грамматическая основа – свет проносился . Свет – подлежащее, выражено сущ. м.р., Им. п., ед.ч. Пролился – сказуемое, выражено гл. прош. вр., изъявит. н., ед. ч.



Вторая грамматическая основа – они казались фантастическими . Они – подлежащее, выражено мест. 3-го л., мн. ч. Казались фантастическими – составное именное сказуемое, выражено гл. казалось и именной частью – прилагательным фантастическими.

3) Схема предложения: , и .

6. Сложноподчинённые предложения

Сложноподчинённые предложения содержат в себе главную и придаточную части, соединённые союзом или союзным словом. В главной части СПП могут быть указательные слова.