Темы по самообразованию для учителя логопеда доу. План по самообразованию учителя-логопеда коревой анны викторовны

Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».

Обоснование выбранной темы:

Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» стала актуальна в наши дни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.

Такой формой может быть только игра . В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.

Цель : повысить свой профессиональный уровень

Задачи:

  1. Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста.
  2. Планирование работы по использованию игровых технологий.
  3. Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием игровых технологий.
  4. Внедрить систему работы по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.
  1. Профессионально-педагогическая деятельность.
  2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
  3. Изучение специальной литературы.
  4. Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.

1. Профессионально-педагогическая деятельность:

Название мероприятий Сроки
выполнения
1. Разработать и утвердить годовой план работы учителя—логопеда на 2014-2015 учебный год. Октябрь.
2. Изучить и проанализировать:
ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13. № 1155
Октябрь.
3. Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых технологий в коррекционно-развивающую логопедическую работу В течение учебного года.
4. Разработать творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»
Для детей и родителей подготовительной группы.
Сентябрь
Октябрь.
5. Работа по плану проекта
— Творческая мастерская: «Мастерим своими руками»
— Практикум: «Игровая артикуляционная гимнастика — Сказка о весёлом язычке»
— Игровая непосредственно образовательная деятельность «Поиграем с любимым звуком» (дети, родители, учитель-логопед, воспитатели)
— Консультация для родителей: «Роль игры в развитии речи детей»
— Практикум: «Поиграем вместе» (дети, родители, учитель-логопед)
— Игровая непосредственно образовательная деятельность «С трудными звуками справимся играючи» (дети, родители, учитель-логопед)
— Консультация: «Кто сказал, что детям спички не игрушки?»
— Творческий конкурс «Первый звук и буква моего имени »
— Логопедическое развлечение «Паровозик из Игро-ленда»
— Мультимедийная презентация по обобщению опыта работы проекта: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»
Октябрь — Май.
6. Коррекция речи детей средствами игровых технологий на индивидуально — подгрупповых занятиях.
  • Артикуляционные игры.
  • Игры для развития мелкой и общей моторики.
  • Игровые комплексы дыхательной гимнастики.
  • Дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи.
В течение учебного года.

2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.

Название мероприятий Сроки
выполнения
1. Участие в региональном конкурсеметодических разработок «Организация проектной деятельности в образовательном процессе детей дошкольного и младшего школьного возраста» ТОИПКРО г. Томск
Творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»
Октябрь
2. Участие в региональном конкурсе для педагогических работников «Творчество. Сотрудничество. Поиск» ТОИПКРО г. Томск.
Методическая разработка логопедического развлечения.
Тема: Паровозик из «Игро-ленда»
Ноябрь
3. Изготовление папки передвижки для родителей детей
3-4, 4-5лет. Игровая артикуляционная гимнастика:
«Котик Музик»
Декабрь
4. НОД на логопедическом занятии в рамках методической недели: «Поиграем со звуком Ш » Декабрь
4. Систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию игровых технологии. В течение года.
5. Консультация: «Игровые здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе ДОУ» Январь
5. Подготовить теоретический материал по теме самообразования. Февраль
6. Участие в работе РМО учителей-логопедов и педагогов-психологов МБДОУ Каргасокского района.
  • Консультация «Игра как средство развития и коррекции речи детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС »
  • Деловая игра: «Ярмарка речевых игр»
Февраль
Март
7. Создание презентации по теме самообразования. Март
8. Подготовка материалов на сайт МБДОУ д/с № 3 «Теремок» по теме: «Использование игровых технологий в коррекционно — развивающей, логопедической работе » В течение года
9. Создание картотеки игр для индивидуальных подгрупповых занятий. В течение года

3. Изучение специальной литературы.

Название мероприятий Сроки
выполнения
1. Изучение материалов на сайтах:
  • Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/
  • Журнал «Логопед»
  • Логопед.ру http://www.logoped.ru/index.htm/
В течение года
2.
  • Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки Р, Л. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  • Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки С,З,Ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  • Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  • Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ж. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук З. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Л-Ль. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Р-Рь. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук С. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ц. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ш. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Лазоренко О.И. Логопедическое лото-мозаика.- М.: Издательство «АРКТИ» 2001г.
  • Матыкина И.А. У родителей и деток, вся одежда из монеток. Логопедическое лото — Сайт: www.logorina.ru
  • Матыкина И.А. Футбольный мяч. Логопедическое лото. — Сайт: www.logorina.ru
  • Ткаченко Т.А. Логопедическое лото с картинками. — М,: ООО "Издательство "Эксмо«,2014г.
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

4. Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.

Название мероприятий Сроки
выполнения
1. Изучение опыта работы учителя-логопеда
Матыкиной И.А.

В ДОУ для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий учителю-логопеду выделяется кабинет, который должен отвечать определенным санитарно-гигиеническим требованиям. Кабинет оборудуется и оформляется в соответствии с рекомендациями, изложенными в нормативных документах.

В целях систематизации и учета учебно-методических пособий, литературы логопед оформляет паспорт логопедического кабинета (паспорт оформляется независимо от того, имеет ли логопед отдельный кабинет, или занимает часть групповой комнаты, или часть любого другого помещения).

В паспорте, представляющем собой тетрадь (альбом, журнал), перечисляются все оборудование, находящееся в кабинете, наглядный материал, учебные и методические пособия, игры, технические средства обучения, учебно-методическая литература и др. Вместо паспорта логопедического кабинета возможно составление картотеки.

Схема паспорта логопедического кабинета

Необходимость постоянного повышения профессионального мастерства педагогов специальных образовательных учреждений обусловлена модернизацией коррекционного образования, совершенствованием научно-практических подходов к диагностике и коррекции различных форм речевых расстройств.

Самообразование, являясь одним из основных средств повышения профессионального мастерства, позволяет решить ряд проблем и трудностей, возникающих у логопеда в ходе коррекционно-педагогической деятельности.

Выбор темы для самообразования - ответственный момент. Несоответствие между темой индивидуального самообразования логопеда и объективно существующими личными профессиональными потребностями не приносит желаемого результата. Поэтому логопеду рекомендуется выбирать основную (сквозную) тему для самообразовательной деятельности, которая позволит решить проблемы и преодолеть трудности, возникшие на определенном этапе коррекционно-педагогической работы.

Изучение выбранной темы предполагает составление плана, один из вариантов которого приведен ниже.

План самообразования учителя-логопеда

ФИО _ на 2()0_/00_ уч. год

Тема «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления»

Обоснование выбранной темы

В настоящее время многие речевые расстройства у детей дошкольного возраста осложнены легкими («стертыми») формами дизартрии.

Стертая дизартрия - речевое нарушение центрального генеза, характеризующееся комбинаторностыо множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (артикуляция, дикция, голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи). Ведущим звеном в структуре речевого дефекта являются стойкие фонетические нарушения, обусловленные недостаточной иннервацией отдельных групп мыпщ артикуляционного аппарата. Несформированность звукопроизношения отрицательно влияет па формирование других сторон речи. Состояние неречевых функций и ряда психических процессов у этих детей также характеризуется качественным своеобразием.

Количество детей со стертой дизартрией имеет тенденцию к значительному росту, так как она достаточно трудно поддается логопедическому воздействию, часто имеет остаточные явления. Поэтому проблема ранней профилактики и комплексной (медицинской, психологической, логопедической) коррекции данной формы дизартрии представляется для меня сегодня очень актуальной.

План изучения темы.

Проблема изучения стертой формы дизартрии у детей в трудах отечественных ученых.

Клинико-физиологические аспекты данной формы дизартрии.

Обследование детей со стертой формой дизартрии. Вопросы дифференциальной диагностики.

Системный подход к коррекции данной речевой патологии (медицинское, психолого-педагогическое, логопедическое воздействие).

Отбор и апробация наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-логопедического воздействия по устранению стертой дизартрии.

Список литературы для самостоятельного изучения

Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М., 2006.

Визель Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка. М., 1995.

Волкова ГЛ. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб., 2005.

Гуровец Г.В., Маевская СИ. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии / Вопросы логопедии. М., 1978.

Логопедия. Учеб. пособие / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989.

Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. СПб., 1997.

Поваляева МЛ. Справочник логопеда. Ростов н/Д, 2002.

Инновационно-профессиональная деятельность по завершении изучения темы

Подготовить сообщение для воспитателей и специалистов ДОУ, родителей по проблеме «Современные подходы к профилактике и коррекции стертой формы дизартрии у детей».

Систематизировать материал, модифицировать и апробировать игры, упражнения по развитию просодической стороны речи у ребенка со стертой формой дизартрии.

Оформить пособие по дифференциальной диагностике «Отличия функциональной дислалии от стертой дизартрии».

Влияние профессионального мастерства на результаты, коррекционной работы с детьми

Сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекциошюй работы за 2-3 года.

Индивидуальный план самообразования
на 2012 – 2017 учебные годы
учителя-логопеда
Царевой Светланы Викторовны

ИДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ
«Использование ИКТ в работе учителя-логопеда»

План изучения темы

№ п\п

Этапы

Сроки

Формы представления результатов

Диагностический
  1. Постановка проблемы
  2. Изучение литературы и имеющегося опыта

2012 – 2013 учебный год

Заседание МО, обсуждение с коллегами
Прогностический
  1. Формулирование целей и задач работы над темой
  2. Определение средств, форм и методов работы
  3. Прогнозирование результатов

2013 – 2014 учебный год

Выступление на заседании школьного МО
Практический
  1. Организация коррекционно-образовательного процесса
  2. Анализ результатов реализации поставленных задач
  3. Корректировка содержания деятельности

2014 – 2015 учебный год

Выступление на заседании МО
Обобщающий
  1. Подведение итогов
  2. Систематизация материала
  3. Подготовка и размещение материалов на логопедические сайты по теме: «Современные информационные технологии в практике работы педагога»

2015 – 2016 учебный год

Выступление на педагогическом совете школы
Внедренческий
  1. Внедрение системы работы по использованию ИКТ с детьми
  2. Распространение опыта

2016 – 2017 учебный год

Творческий отчет

Отчет по самообразованию

На первом этапе по самообразованию в 2012 – 2013 учебном году мною была изучена и обобщена психологическая и педагогическая литература по проблеме использования ИКТ в логопедической работе с детьми.

Обоснование выбранной темы: Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии.

Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий. При использовании ИКТ на занятиях по логопедии в коррекционной школе позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в коррекционные учреждения в частности стала актуальна в наши дни.

В связи с этим я определила для своей методической работы следующее направление: использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда, как способ оптимизации процесса коррекции речи.

Изучение литературы по проблеме

Черлина Н.А.2004 г.Ноябрь4Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3Томилина С.М.2006 г.Декабрь5Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед» №5.Кузьмина Е.В.2008 г.Февраль6Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №12Иванова Е.В.2009 г.Январь7Использование ИКТ в работе логопеда детского садаХодченкова О.А.www.iech.ruМарт8Интернетресурс: schl138.kob./Infomatic/PowerPoint/L 1/htm

На втором этапе по самообразованию в 2013 – 2014 учебном году мною были сформулированы цель и задачи работы над темой, определены средства, формы и методы работы, прогнозированы результаты.

Цель: разработать систему коррекционно-логопедической работы с учащимися с использованием информационных компьютерных технологий

Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по проблеме использования информационных компьютерных технологий в работе с детьми.
Выявить уровень развития речи учащихся с использованием информационных компьютерных технологий.
Разработать и систематизировать методические и дидактические материалы.
Внедрить систему работы по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с учащимися, распространение положительного опыта.

Условия реализации поставленных задач:

Использование новых моделей компьютера.
Работу с компьютером на одном занятии проводить в течение 5-10 минут, не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его системы, в соответствие с требованиями САН ПиНа).

Предполагаемый результат:

Повышение интереса к учебному материалу на логопедических занятиях;
развитие навыков самостоятельной работы и самоконтроля;
развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности;
развитие произвольной регуляции деятельности учащихся: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков;
повышение эффективности логопедической работы в целом.

На третьем этапе по самообразованию в 2014 – 2015 учебном году была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логопедической работе:

1. Отобраны, установлены и использованы в работе коррекционно-развивающие логопедические программы и программы по коррекции психических процессов (аудиодиск «Учимся говорить правильно», «Игродром», «Тренажер для развития внимания и памяти»).

2. Созданы или закачаны из Интернета, использованы медиатеки, содержащие презентации POWERPOINTMICROSOFT.

Презентационные материалы применялись для:

Развития речевого дыхания;
гимнастики для глаз;
автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, фразах, и связной речи;
дифференциации акустически близких звуках и графически сходных букв;
развития фонематического восприятия;
развития элементарных и сложных форм языкового анализа и синтеза;
усвоения лексических тем;
развития навыков словообразования и словоизменения;
развития связной речи и познавательных способностей и т.д.

3. Подобраны картинки для коррекциизвукопроизношения, пополнения словаря и развития грамматического строя речи.

4. Разработана методика логопедического обследования.

5. Проведены открытые логопедические занятия с использованием ИКТ «В поисках звука С», « В гостях у Маши».

6. В работе были регулярно использованы Интернет-ресурсы.

На четвертом этапе в 2015 – 2016 учебном годубыла проделана следующая работа по использованию ИКТ в логопедической работе:

1. Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчеты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде.

2. Систематизированы по папкам картинки и презентации для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развития грамматического строя и связной речи учащихся.

3. Создан банк данных компьютерных развивающих логопедических программ и игр.

4. Подготовлены и размещены на образовательные сайты следующие материалы:

Интернет- ресурс

Название

материала

Серия, №

публикации

Литературная викторина «Волшебный мир сказок» СЕРИЯ 138685-169809
Отчет о проведении «Недели логопедии» № публикации1020
Всероссийский образовательный портал «Продленка» Конспект занятия «Прогулка в лес» СЕРИЯ 139244-196552
Всероссийский образовательный сайт «Логопедический портал» Конспект индивидуального логопедического занятия «Поездка в цирк» № публикации1045
Всероссийский образовательный портал «Продленка» Проект «Чтение – вот лучшее учение» СЕРИЯ 139244-196548

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Капитошка»

План по самообразованию учителя-логопеда

Курлыковой Веры Андреевны

Тема: «Формирование грамматического строя речи

у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством метода

наглядного моделирования»

2014- 2017 г.

г. Абакан

Тема: «Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством метода наглядного моделирования»

Цель: повысить уровень сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством метода наглядного моделирования.

Литератур а:

    Арушанова А. Формирование грамматического строя речи дошкольников / Арушанова А. // Дошкольное воспитание.-1997.-№2-С.58-63.

    Бимеева О. А. Практические приемы коррекционной работы по исправлению аграмматизмов в предложно-падежных конструкциях у детей с ОНР. / Бимеева О. А. // Логопед в детском саду. - 2009. - № 3. - С. 74-83.

    Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. /Г.А. Волкова СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2004.-144 с.

    Гаркуша Ю.Ф. Использование наглядного моделирования в коррекционном обучении дошкольников с ОНР [общее недоразвитие речи] / Ю.Ф. Гаркуша, Кроткова Т.Н. // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. - СПб., 1999. - С. 84-91.

    Грибова O.E. Технология организации логопедического обследования: метод, пособие /O.E. Грибова. - 3-е изд. М.: Айрис-пресс: Айриспресс дидактика, 2005. - 90, (1)

    Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давыдова Т.Г . Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

    Карнаухова Я.Б. Развитие связной речи методом изографического моделирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Карнаухова Я.Б.// Логопедия сегодня: науч.-метод. журн. - 2011. - № 1 (31). - C. 63-65.

    Коленченко А. Н. Специфика коррекционной работы, направленной на устранение недостатков лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии / Коленченко А. Н. // Логопед в детском саду. - 2009. - № 4. - С. 13-24

    Речевое развитие дошкольников с использованием моделей / авт.-сост.: Т. А. Лира, Е. И. Мельник. - 2-е изд., испр. и доп. - Мозырь: Содействие, 2007. -100с.

    Новоторцева Н.В. Применение метода наглядного моделирования в развитии мышления у дошкольников с нарушениями речи // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. / Новоторцева Н.В. - СПб., 1999. - С. 74-83.

    Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. / Расторгуева Н.И.// Логопед. 2008, № 2, с. 50-53.

    Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знаково- символической деятельности дошкольника. /Сапогова Е.Е. // Вопросы психологии,1992 .- №5-6 . с 26-30

    Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. / Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. // Логопед: науч.-метод. журн. 2005, № 1, с. 7-12.

    Соловьева Н.В. Таблицы для звукового анализа слова: новые варианты традиционной методики. / Соловьева Н.В. // Логопед: науч.-метод. журн. 2008, № 8, с. 42- 55.

    Уварова Т.Б. Формирование навыков образования прилагательных от существительных с использованием наглядно-игровых средств / Уварова Т.Б. // Дошкольное воспитание. - 2009. - №2. - С.50-53.

    Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. / Уварова Т.Б. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с.

    Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства при обучении употреблению предлогов. / Уварова Т.Б. // Логопед. - 2010. - №2. - С. 6-14.

    Уварова Т.Б. Использование наглядно-игровых средств на занятиях по формированию грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР. / Уварова Т.Б. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - №1. - С. 29-34.

    Федорова Н. П. Использование моделирования в коррекционной работе по преодолению речевого недоразвития у дошкольников / Федорова Н. П. // Методист. - 2006. - №5. - С. 59-62.

    Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.

Ресурсы интернета:

2014-2015 уч.год

« »

Месяц

Содержание работы

Форма работы

Практические результаты

Сентябрь

Провести диагностику.

Октябрь

Изучение литературы по теме самообразования

Чтение книг, статей в журналах, посвященных методу игрового моделирования.

Конспект статей, книг по игровому моделированию

Ноябрь

Декабрь

Систематизация игровых пособий

Найти имеющиеся пособия по игровому моделированию.

Создание банка пособий.

Январь-

февраль

Создание собственных игровых пособий, моделей для формирования грамматического строя речи

Придумать пособия и модели, распечатать, заламинировать.

Дополнение банка своими пособиями, схемами, моделями.

Март

Участие в республиканском конкурсе «Педагог дошкольной организации – 2015»

Разработать комплексно-тематическое планирование для формирования грамматического строя речи с использованием метода игрового моделирования, рассчитанное на 2 года.

Комплексно-тематическое планирование на 2 года обучения.

Апрель

Подготовка мастер-класса по теме самообразования.

Придумать имитационную игру, смоделировать игры, которые проводятся с детьми старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс

Май

Написание статьи по материалам конкурсных заданий и проведенного мастер-класса

Статья

2015-2016 уч.год

« Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством метода наглядного моделирования »

Месяц

Содержание работы

Форма работы

Практические результаты

Сентябрь

Проведение диагностики уровня сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Провести диагностику.

Анализ результатов диагностики.

Октябрь

Включение в занятия игровых пособий, схем, моделей согласно календарно-тематического планирования.

Провести занятия

Конспект занятий с элементами метода игрового моделирования

Ноябрь

Декабрь

Изучение новых статей в журналах

Изучить новую литературу

Добавление новых пособий в банк.

Январь-

февраль

Выступление на ГМО

Составить выступление

Сделать фотографии занятий, презентацию для выступления.

Март

Провести конкурс схем, пособий, моделей в ДОУ

Разработать положение, утвердить членов жюри

Добавить новые пособия в банк.

Апрель

Написание статьи по материалам конкурсных работ

Написать статью, отправить ее на сайт для печать в сборнике

Статья

Май

Проведение диагностики уровня сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Провести диагностику.

Анализ результатов диагностики, корректировка календарно-тематического планирования на следующий год.

Индивидуальный план по самообразованию

учителя - логопеда ДОУ

на 2015-2016 учебный год.

Сведения о себе:

Ф.И.О. _________________________________________

Год и место рождения : ________________________________________

Образование: высшее, ___________________________________________-.

Год окончания: _____________-г.

Специальность по диплому : учитель – логопед.

Место работы: МАДОУ «_____________________________________».

Должность : учитель – логопед.

Общий стаж : ___ лет; педагогический стаж: ____ лет; стаж в данной должности: ____ лет.

Дата присвоения: ___________ 20___.

Курсы повышения квалификации:

Курсы повышения квалификации для педагогов детских садов по теме: «__________________________________________», название вуза, _____ ак. ч, удостоверение № __________ от _________________ г.

Методическая тема: Стимулирование речевой активности посредством развития мелкой моторики руки.

Сроки разработки темы : с 2012 года по 2017 год

Цель самообразования :

повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний;

Разработать перспективный план работы с детьми;

Провести диагностику на начало и конец учебного года;

Организовать работу кружка по теме, создать рабочую учебную программу;

Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности;

Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;

Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;

Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.

Обоснование выбранной темы .

Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.

Инструментом стимулирования речевого развития является работа по совершенствованию моторной сферы ребенка: общей и мелкой.

Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).

Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.

План самообразования .

    Профессионально-педагогическая деятельность.

    Сроки

    Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка.

    Начало учебного года

    В теч. года

    Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО.

    В течение года

    Он-лайн консультирование родителей по вопросам речевого развития посредством общения на страницах персонального интернет-сайта учителя - логопеда, сайта детского сада на портале Электронное образование, он – лайн занятиях факультатива «Рука в руке» для детей с ОВЗ, в личной переписке.

    В течение года

    Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам.

    По плану ДОУ

    Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по обучению грамоте, русскому языку, литературному жанру

    В течение года

    Разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

    В течение года

    Консультации для родителей: групповые и индивидуальные: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной»

    В течение года

    «Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, творческая мастерская, поиск в магазинах, в сети Интернет, совместные проекты.

    В течение года

    Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника

    В течение года

    Семинары - практикумы «Методы и приемы развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка»

    Сентябрь, январь, май

    В течение года

    «Профилактика дисграфии у детей 5-7 лет» - подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики

    В течение года

    Реализация проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями

    В течение года

    Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария и проведение выпуска детей из логопедической группы, обследование детей средней группы, набор детей в логопедические группы на следующий учебный год

    Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, Продленка.

    В течение года

    Участие в работе РМО учителей-логопедов

    По плану РМО

    Наличие, ведение, обновление персонального сайта

    Постоянно

    Занятия он – лайн факультатива «Рука в руке» для детей с ОВЗ в системе Электронное образование в РТ

    Постоянно

    1. Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ, начальной школой, другими социальными институтами, сопровождающими развитие ребенка по теме.

    В течение года

    Методическая работа.

Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.

Сроки

Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам.

Постоянно

Изучение нормативно-правовой документации по вопросам дошкольного воспитания: Закон РФ от 01.09.2013г. «Об образовании»; Приказ Минобразования РФ от 17.10 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»; Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; Примерная основная образовательная программа ДОУ «Детский сад №111» под ред. Е.Г. Юдиной.

Начало года, регулярно

Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя-логопеда на 2015 – 2016 учебный год

Сентябрь

Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов.

В течение всего периода

Разработка программы коррекции на учебный год.

Начало года

Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек.

В течение года

Оформление стендов, групп, кабинета ширмами, памятками, буклетами: «Сегодня на занятии», «Наши ловкие пальчики», «Пальчики умеют говорить», «Речь и движение».

В течение года

Разработка сценариев совместных мероприятий с детьми и их родителями в рамках проекта «Рука в руке».

В течение года

Подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов.

Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

В течение года

Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной».

В течение года

«Совместная картотека» - создание картотеки и базы дидактических игр, пособий для использования в детском саду и дома.

В течение года

Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка

В течение года

«Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек.

В течение года

Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики)

В течение года

Оформление проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями

В течение года

Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария выпуска детей, заполнение документации к ПМПК, отчет

Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера.

В течение года

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, Продленка, Учитель.

В течение года

Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, самообразование по проблеме «Речь и моторика».

Постоянно

Участие в республиканском конкурсе «50 лучших инновационных идей для РТ» с конкурсной работой «Программа стимулирования речевой активности ребенка посредством развития мелкой моторики руки» в номинации «Дошкольное образование».

Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования.

Постоянно

Участие в методическом активе РМО учителей – логопедов: разработка рабочей программы, подбор тем заседаний РМО учителей - логопедов

По плану ст. логопеда

Ведение сайта ДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №111» в системе Электронное образование в РТ

Постоянно

Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет.

Постоянно

Публикации систематизированного педагогического опыта в сборниках, на портале «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок».

Регулярно

Работа он - лайн факультатива «Рука в руке»: привлечение участников (родителей детей с ОВЗ), обновление материалов, сопровождение в вопросах речевого развития дошкольников.

Постоянно

3. Изучение специальной литературы.

Изучение и размещение материалов на сайтах:

    Детский портал «Солнышко», Журнал «Логопед», Логопед.ру, «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок», http://festival.1september.ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками).

Изучение периодических изданий, методической литературы.

    Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ: Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями».

    Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

    Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - №1.

    Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.

    Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

    Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.

    Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.

    Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

    Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2007. № 2. С. 37-41; статья «Самообразование педагогов в ДОУ». Автор: К.Ю.Белая, канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ.

    Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ».

    Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.

    Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

    Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.

    Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.

    Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

    Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015г. – 160с.

    Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.

    Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

    Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду».