Самый знаменитый храм Греции — Парфенон, посвященный богине Афине-Девственнице. Парфенон в Афинах

Храм Парфенон с трудом дожил до настоящего времени, и, несмотря на то, что первоначальный вид строения был гораздо величественней, сегодня его считают образцом античной красоты. Это главная достопримечательность в Греции, которую стоит посетить в ходе путешествия по стране. Древний мир славился массивными постройками, но эта способна по-настоящему удивить.

Строительство храма Парфенон

На юге Акрополя в Афинах возвышается античный храм, который восхваляет богиню мудрости, почитаемую в течение многих веков жителями Эллады. Историки полагают, что начало строительства датируется 447-446 гг. до н. э. Точной информации об этом нет, так как летоисчисление древнего мира и современников отличается. В Греции началом считался день летнего солнцестояния.

До начала строительства великого храма в честь богини Афины на этом месте устанавливали различные здания культурного назначения, но ни одно не сохранилось до настоящего времени, и лишь Парфенон, хоть и отчасти, все еще стоит на вершине холма. Проект будущего архитектурного достояния разработал Иктин, а его реализацией занимался Калликрат.

Работы над храмом длились около шести лет. Своей необычной отделкой Парфенон обязан древнегреческому скульптору Фидию, который в промежутке между 438 и 437 гг. до н. э. установил статую Афины, покрытую золотом. Каждому жителю тех времен было известно, кому посвящен храм, так как в эпоху Древней Греции богов почитали, и на вершине пьедестала зачастую оказывалась именно богиня мудрости, войны, искусства и ремесел.

Непростая история великого строения

Позднее в III в. до н. э. Афины были захвачены Александром Македонским, но храм не пострадал. Более того, великий правитель приказал установить ряд щитов, защищающий великое творение архитектуры, и преподнес доспехи персидских воинов в качестве дара. Правда, не все завоеватели оказались настолько милосердными к творению греческих мастеров. После завоевания племени герулов в Парфеноне случился пожар, в результате чего была разрушена часть крыши, а также пострадали арматура и перекрытия. Масштабных восстановительных работ с тех пор не велось.

В период крестовых походов храм Парфенон становился источником распрей, поскольку христианская церковь пыталась всяческими силами искоренить язычество из жителей Эллады. Приблизительно в III веке бесследно исчезла статуя Афины Парфенос, в VI веке Парфенон был переименован в Собор Пресвятой Богородицы. С начала XIII века некогда великий языческий храм стал частью католической церкви, его название нередко менялось, но существенных перестроек не производилось.


В 1458 году христианство сменилось мусульманством, так как Афины были захвачены Османской империей. Несмотря на то, что Мехмет II восторгался Акрополем и Парфеноном в частности, это не помешало ему разместить на его территории военные гарнизоны. В ходе военных действий постройку нередко обстреливали, отчего и без того разрушенное здание пришло в еще больший упадок.

Лишь в 1832 году Афины вновь стали частью Греции, а спустя два года Парфенон провозгласили античным наследием. С этого периода главное строение Акрополя стали восстанавливать буквально по крупицам. В ходе археологических раскопок ученые пытались найти части Парфенона и восстановить его в единое целое с сохранением особенностей архитектуры.

Картинки античного храма не кажутся настолько уникальными, но при более тщательном их изучении можно с уверенностью сказать, что подобного творения не найти ни в одном городе Древнего мира. Удивительно то, что в ходе строительства были применены особенные методы конструирования, которые создают визуальные иллюзии. Так, например:

  • колонны наклонены в разные стороны в зависимости от своего местоположения, чтобы визуально казаться прямыми;
  • диаметр колонн отличается в зависимости от положения;
  • стилобат повышается к центру.


Благодаря тому, что храм Парфенон отличается необычной архитектурой, его нередко пытались скопировать в разных странах по всему миру. Если интересно, где находится похожая архитектура, стоит посетить Германию, США или Японию. Фото реплик впечатляют схожестью, но передать истинного величия не способны.

Колоссальные суммы были отведены на строительство храма в Афинах. Затраты не были напрасны. Парфенон и до сих пор остается жемчужиной мировой архитектуры. Его величие вдохновляет и манит уже на протяжении 2500 лет.

Город богини-воительницы

Удивительный город Афины расположился в Греции. Он задал направление для демократии, развил философию, сформировал основы театра. Еще одна его заслуга - древний Парфенон: выдающийся памятник античной архитектуры, сохранившийся до наших дней.

Город был назван в честь богини войны и мудрости - Афины.

По легенде, она и правитель морей Посейдон затеяли спор о том, кому из них будут поклоняться жители. Бог океанов, чтобы показать свою силу, ударил трезубцем о скалу. Там заиграл водопад. Так он хотел избавить горожан от засух. Но вода была соленая и стала ядом для растений. Афина же вырастила которое давало масло, плоды и дрова. Победителем выбрали богиню. Ее именем назвали город.

Впоследствии в честь защитницы города был построен Парфенон. Храм Афины расположен на Акрополе, то есть в верхнем городе.

Заказчик дома богини

Древние Афины - один из двенадцати независимых городов Аттики (средняя часть Греции). Его золотой век пришелся на V столетие до н. э. Много делал для полиса его правитель Перикл. Мужчина родился в семье афинских аристократов, хотя позже яро поддерживал демократию. С народом он выгнал из города действующего руководителя и занял его трон. Новая политика и масса реформ, которые ввел Перикл, сделали Афины очагом культуры. Именно по его инициативе был заложен храм Парфенон.

Одной из традиций греков было то, что святыни сводились на специально отведенных местах и имели общее название Акрополь. Это была верхняя часть города. Она была укреплена на случай нападения врагов.

Предшественник Парфенона

Первый храм Афины был сооружен еще в середине VI века до н. э. и назывался Гекатомпедон. Он был разбит персами в 480 году до н. э. С тех пор было сделано еще несколько попыток построить святыню, но постоянные войны разоряли бюджет.

Следующим, кому удалось возблагодарить богиню, был Перикл. В 447 году до н. э. началось сооружение храма Парфенон. В Греции в то время было относительно спокойно, персы наконец отступили, и памятник на Акрополе стал символом успеха и мира. Стоит заметить, что построение входило в планы правителя по восстановлению Афин. Интересно, что средства, которые были потрачены на строительство, владыка позаимствовал из денег, которые были собраны союзниками на войну с персами.

Старт строительства

В то время Акрополь фактически был свалкой того, что осталось от стен предыдущих храмов. Поэтому для начала пришлось очищать территорию холма. Главная святыня была в благодарность Афине за ее помощь в победе над врагами при Нередко богиню военного дела называли Афина Дева. Это еще один ответ на вопрос о том, что такое Парфенон. Ведь с древнегреческого слово «парфенос» переводится как «дева» или «девственность».

Фундаментом стали останки здания, все, что обрушилось. Для работы были приглашены лучшие художники, инженеры и скульпторы того времени. Для проектирования были призваны гении архитектуры Иктин и Калликрат. По документам, которые остались, известно, что первый разработал план, а второй зодчий следил за работой. Их команда работала над храмом шестнадцать лет. В 438 году до н. э. они сдали работу. В том же году состоялось освящение здания. Фактически скульпторы трудились до 432 года до н. э. Ходом отделки руководил близкий друг Перикла и художественный гений Фидий.

Феномен храма

Часто Перикла обвиняли в расточительстве. Колоссальных затрат требовал Парфенон. стоил 450 серебряных талантов. Для сравнения - за одну такую ​​монету можно было смастерить боевой корабль.

Когда недовольный народ восстал, правитель схитрил. Он заявил, что вернет расходы, но затем станет единственным спонсором храма, и через века потомки будут благодарить только его. Простой народ также пожелал славы, согласился, чтобы расходы были записаны на горожан, и больше не выступал с протестами. Кстати, именно по финансовым чекам (в то время это были мраморные дощечки) исследователи установили все даты.

Пришлось побывать Парфенону и христианской святыней. В период Византии (V век) место поклонения Афине трансформировалось в храм Святой Марии.

Что такое Парфенон и каково его главное назначение, не знали и турки. В 1460 годах Афины перешли в их руки, и церковь Богоматери (т. е. храм богини воинов) переделали в мечеть.

1687 год стал роковым для Афины-Девы. Венецианский корабль попал ядром в здание и разбил практически полностью его центральную часть. Пострадала архитектура и от неумелых рук охранников искусства. Так, десятки статуй были разбиты, когда их пытались снять со стен вандалы и защитники культуры.

Особенности, достопримечательности

В начале XIX века лорд Элджин взял разрешение у Османского султана на перевозку в Англию статуи и стен с резьбой, которые сохранились. Таким образом, были спасены десятки метров ценного каменного полотна. Архитектурное сооружение Парфенон, а точнее его части, до сих пор сохраняется в Британском музее в Лондоне. Также такими экспонатами может похвастаться Лувр и музей Акрополя.

Частичная реставрация началась после восстановления независимости страны. Это пришлось на конец XIX века. Тогда впервые пытались восстановить первоначальное лицо Акрополя.

Сегодня это уникальное место реставрируют.

Ансамбль верхнего города

Храм стал венцом и прославил Афинский Акрополь. Парфенон - классика Древней Греции. Помещение просторное, со всех сторон окружено колоннами. Для строительства не использовали цемент, кладка была сухая. Каждый блок - правильный квадрат. Крепились блоки, которые четко соответствовали друг другу, на железные штыри. Все мраморные плиты были идеально отполированы.

Территория была разделена. Отводилось место для хранения казны. Отдельный зал был для статуи Афины.

Основной материал - мрамор. Он имеет свойство золотиться под светом, поэтому его солнечная сторона желтее, а другая часть имеет сероватый оттенок.

Расцвет храма пришелся на расцвет Греции. После падения страны дом Афины также рухнул.

Главная гостья храма

Вся скульптурная работа проводилась под руководством греческого скульптора и архитектора Фидия. Но самую главную часть храма он украсил сам. Центром святыни и венцом его работы стала статуя богини. Парфенон в Греции был известен благодаря ей. Высота составляла 11 метров.

За основу взяли дерево, но обрамлена фигура была золотом и слоновой костью. Драгоценного металла было использовано на 40 талантов (это равнялось весу около тонны золота). Чудо, которое создал Фидий, не сохранилось до наших дней, но его детально воссоздали. Образ скульптуры был выгравирован на монетах, сотни маленьких статуй Афины (копии с Парфенона) заказывали храмы из соседних городов. Все это стало материалом для восстановления наиболее точной репродукции.

Ее голова была в шлеме, который не закрывал ее красоту. В руке щит, на котором изображена битва с амазонками. По одной из легенд, автор выбил там свой портрет и портрет заказчика. На ладони она держит статую богини победы в Древней Греции - Ники. Против большой Афины она кажется крохотной, хотя на самом деле ее высота - более двух метров.

Для того чтобы лучше понимать, что такое Парфенон и насколько он соответствовал тогдашнему представлению реальности, можно прочитать мифы Греции. Афина была единственным божеством, которое стояло в латах. Часто ее представляли с копьем в руке.

В 438-437 годах до н. э. Фидий завершил работу над статуей Афины. Далее ее судьба была непростой. Автора обвиняли в хищении золота. Впоследствии часть дорогих пластин сняли и заменили на бронзу. А в V веке, по некоторым свидетельствам, она окончательно погибла во время пожара.

Рождение богини

Что такое Парфенон и в честь кого он построен, знает каждый грек. Главный храм древнего города возведен, чтобы прославлять мудрость и справедливость его покровительницы - прекрасной Афины.

Появление богини на Олимпе необычное. Она не была рождена, а вышла из головы своего отца Зевса. Эта сцена изображена в восточном крыле храма.

Зевс, главный бог, некоторое время был женат на владыке океана, женщине по имени Метида. Когда жена забеременела, богу предсказали, что у него родится двое детей. Дочь, которая не будет уступать ему в храбрости и силе, и сын, которому будет под силу сбросить с трона отца. Хитростью Зевс заставил любимую уменьшиться. Когда Метида стала крохотной, муж ее проглотил. Таким поступком бог решил перехитрить судьбу.

Храм Парфенон не существовал бы, если бы не родилась Афина. Через некоторое время Зевсу стала плохо. Боль в голове была такой сильный, что он попросил своего сына Гефеста расколоть ему череп. Тот ударил отца молотом, и из головы вышла взрослая красивая женщина в латах - Афина.

Впоследствии она стала покровительницей воинов-героев и домашнего ремесла.

Храм - книга мифов

Главное богатство сооружения - его для будущих поколений. Так, каждая частица рассказывает свою неповторимую историю: рождение богини, любовь к городу и его отношение к героям.

В отличие от войны, Афина стремилась к справедливым сражениям. Она была защитницей воинов, помогала городам, где были места для поклонения, часто сопровождала героев в их приключениях. Так, Персей с ее помощью победил Ясону и аргонавтам Афина построила корабль, на котором они поплыли за Золотым Руном. Также часто этот персонаж встречается на страницах о Немало богиня сделала для того, чтобы Одиссей вернулся домой. Ее любимцем на Троянской войне был Ахилл, поэтому сцены этих сражений изображены в западной части храма.

Статуи Парфенона были образцами для подражания для многих поколений художников.

Парфенон в Афинах (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Грецию
  • Горящие туры в Грецию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Парфенон всегда считался одним из самых значимых и монументальных зданий Акрополя в Афинах . Храм был построен в честь богини Афины, покровительницы столицы Греции.

Согласно древнему мифу, верховный бог решил избавиться от своей своенравной дочери еще, когда та была в утробе матери, проглотив их целиком. Но она не давала ему покоя, и тогда громовержец приказал извлечь Афину из своей головы, уже на тот момент она была в доспехах, с мечем и щитом в руках. Для такой воинственной богини, разумеется, необходимо было возвести достаточно величественный храм.

Строительство Парфенона началось приблизительно в 447 году до нашей эры, и продолжалось более пятнадцати лет. Со всей Эллады везли к Акрополю отменный мрамор, лучшие образцы черного дерева, слоновую кость и драгоценные металлы.

Главными архитекторами храма были Калликрат и Иктин. Они смогли воплотить необычайное архитекторское решение, применив правило золотой пропорции, где каждая последующая часть целого соотносится с предыдущей частью так же, как та соотносится со всем целым. Мраморные колонны храма размещены друг к другу не строго параллельно, а под определенным углом. В результате Парфенон приобрел ряд архитектурных особенностей - главная из них заключается в том, что он предстает перед смотрящими на его фасад сразу с трех сторон.

Парфенон

Скульптурным оформлением Парфенона занимался Фидий, под его строгим руководством были сделаны многочисленные фризы и скульптурные композиции. Непосредственно же его авторству принадлежит главная достопримечательность храма - тринадцатиметровая статуя Афины, на изготовление которой ушло больше тонны чистого золота из городской казны и самый дорогой цельный мрамор. Фидий также отличился тем, что изобразил на щите богини инициатора строительства - Перикла.

В Парфеноне продумано все до мельчайших подробностей, каждая деталь имеет свой уникальный размер, форму и предназначение. Это одна из главных достопримечательностей Греции, которая совершенно заслуженно считается шедевром мирового зодчества. К сожалению, сейчас от его былого величия уже мало что осталось, но даже сохранившиеся на его месте руины вызывают восторг у миллионов туристов.

Одна из наиболее почитаемых древними греками богинь, Афина Паллада, появилась на свет довольно необычным способом: Зевс, её отец, проглотил её мать, Метиду (Премудрость), когда та ждала ребёнка. Сделал он это по одной простой причине: после рождения дочери ему было предсказано появление на свет сына, который свергнет Громовержца с престола.

Но Афина кануть в небытие не пожелала – поэтому через некоторое время Верховного Бога начала мучить нестерпимая головная боль: дочь просилась наружу. Голова болела так сильно, что Громовержец, не в силах терпеть, приказал Гефесту взять топор и ударить им его по голове. Тот повиновался и рассёк ему голову, выпустив на свободу Афину. Глаза её были полны мудрости, а одета она была в одежду воина, в руке держала копьё, а на голове был железный шлем.

Богиня мудрости оказалась непраздной жительницей Олимпа: она спустилась к людям и многому научила их, дав им знания и ремёсла. Она уделяла внимание и женщинам: учила их рукодельничать и ткать, принимала активное участие и в государственных делах – была покровительницей справедливой борьбы (учила решать проблемы мирным путём), обучала писать законы, став, таким образом, покровительницей многих греческих городов. Для такой величественной богини нужно было возвести храм, равного которому по описаниям не было бы в целом мире.

Находится Парфенон в столице Греции, в Афинах, в южной части Акрополя, древнего архитектурного комплекса, расположенного на скалистом холме на высоте, превышающей 150 метров над у. м. Найти афинский Акрополь Парфенон можно по адресу: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42, а на географической карте его точное местонахождение узнать по следующим координатам: 37° 58′ 17″ с. ш., 23° 43′ 36″ в. д.

Храм Парфенон, посвященный Афине, на территории Акрополя начали возводить около 447 г. до н. э. вместо разрушенного персами недостроенного святилища. Строительство этого уникального памятника архитектуры было поручено архитектору Калликрату, который возводил здание по проекту Иктина.

На постройку храма у эллинов ушло около пятнадцати лет, что по тем временам являлось довольно коротким термином, учитывая, что строительные и отделочные материалы везли со всей территории Греции. Благо, денег хватало: Афины, правителем которых был Перикл как раз переживали период наивысшего расцвета и являлись не только культурной столицей, но и политическим центром Аттики.

Калликрат и Иктин, имея в доступе немалые средства и возможности, при строительстве храма смогли воплотить не одно новаторское дизайнерское решение в результате которых, архитектура Парфенона оказалась непохожей ни на одно другое строение подобного типа.

Главная особенность святилища заключалась в том, что фасад здания с одной точки великолепно просматривался сразу с трёх сторон.

Этого удалось добиться, установив колонны по отношению друг другу не параллельно, а под углом. Также свою роль сыграло то, что все столбы имели разную форму: чтобы издалека центральные колонны казались более стройными и не такими тонкими, всем столбам придали выпуклую форму (самые крайние колоны оказались самыми толстыми), немного наклонив угловые колонны к центру, центральные – от него.

В качестве основного строительного материала был задействован добытый недалеко от Акрополя пенелийский мрамор, по описанию, довольно интересный материал, поскольку изначально он имеет белый цвет, но через некоторое время под воздействием солнечных лучей, начинает желтеть. Поэтому Парфенон в Афинах по окончании строительных работ оказался неравномерно окрашен, что придало ему оригинальный и интересный вид: с северной стороны храм имел серо-пепельный оттенок, с южной оказался золотисто-жёлтого окраса.


Ещё одной особенностью древнего храма являлось то, что при кладке мраморных блоков греческие мастера не использовали ни цемент, ни какой-либо другой раствор: строители их тщательно обтачивали по краям и по размеру подгоняли друг к другу (при этом внутреннюю часть не обтёсывали – это экономило время и рабочую силу). Более крупные блоки находились в основании здания, на них были выложены меньшие камни, скреплённые по горизонтали железными скрепами, которые вставляли в специальные отверстия и заливали свинцом. По вертикали глыбы соединялись железными штырями.

Описание

К храму, что был посвящен Афине и являющему собой здание прямоугольной формы, ведут три ступени. Афинский Акрополь Парфенон длиной около семидесяти метров и шириной – немногим больше тридцати, по периметру был окружён десятиметровыми дорическими колоннами высотой около десяти метров. Вдоль боковых фасадов находилось по семнадцать столбов, в торцах, где расположены входы – по восемь.

К сожалению, из-за того, что большинство фронтонов были уничтожены (сохранились лишь тридцать статуй в очень плохом состоянии), как именно выглядел экстерьер Парфенона, сохранилось очень мало описаний.

Известно, что все скульптурные композиции были созданы при непосредственном участии Фидия, который не только являлся главным зодчим всего Акрополя и разработал план этого архитектурного комплекса, но и известен как автор одного из чудес света – статуи Зевса в Олимпии. Существует предположение, что восточный фронтон Парфенона содержал барельеф, на котором было изображено рождение Афины Паллады, а на западном был изображен её спор с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет покровителем Афин и целой Аттики.

А вот фризы храма сохранились неплохо: совершенно точно известно, что с восточной стороны Парфенона была изображена борьба лапифов с кентаврами, с западной – эпизоды времён Троянской войны, с южной – битвы амазонок с греками. Всего было установлено 92 метопа с различными горельефами, большинство которых сохранилось. Сорок две плиты хранятся в музее Акрополя Афин, пятнадцать – в Британском.

Парфенон изнутри

Чтобы оказаться внутри храма, помимо внешних ступеней, надо было преодолеть ещё две внутренние. Площадка в середине храма имела длину 59 метров, а ширину 21,7 метра и состояла из трёх помещений. Самая большая, центральная, была окружена с трёх сторон 21 колонной, которые отделяли её от двух, находящихся от неё по бокам маленьких комнат. На внутреннем фризе святилища было изображено праздничное шествие из Афин в Акрополь, когда девы несли Афине подарок.

В центре основной площадки находилась статуя Афины Парфенос, изготовленная Фидием. Скульптура, посвящённая богине, являлась самым настоящим шедевром. Статуя Афины имела высоту тринадцать метров и являла собой гордо стоящую богиню, с копьём в одной руке и двухметровой скульптурой Ники – в другой. На голове у Паллады был одет трехгребневый шлем, возле ног находился щит, на котором помимо сцен из различных битв, был изображён инициатор строительства, Перикл.


На изготовление скульптуры у Фидия ушло более тонны золота (из него были вылиты оружия и одежда); чёрное дерево, из которого изготовлен каркас статуи; лицо и руки Афины вырезались из слоновой кости наивысшего качества; драгоценные камни, сияющие в глазах богини; был также использован самый дорогой мрамор. К сожалению, статуя не сохранилась: когда в стране правящей религией стало христианство, её вывезли в Константинополь, где она в V ст. сгорела во время сильного пожара.

Возле западного входа в святыню находился опистодом – закрытое помещение в задней части, где хранился городской архив и казна морского союза. Длина комнаты составляла 19 м, а ширина 14 м.

Помещение называлось Парфеноном (именно благодаря этой комнате храм получил своё название), что в переводе означает «дом для девушек». В этом помещении избранные девы, жрицы, изготавливали пеплос (пошитую из лёгкого материала женскую верхнюю одежду без рукавов, которую афинянки одевали поверх туники), который преподносили Афине во время торжественного шествия, происходящее раз в четыре года.

Чёрные дни Парфенона

Последним правителем, который благоволил и заботился об этом памятнике архитектуры, был Александр Македонский (он даже установил на восточном фронтоне четырнадцать щитов и подарил богине доспехи трёхсот побеждённых врагов). После его смерти для храма настали чёрные дни.

Один из македонских правителей, Деметрий I Полиоркет, поселился здесь со своими любовницами, а следующий правитель Афин, Лахар, содрал со скульптуры богини всё золото, а с фронтонов – щиты Алекандра, чтобы расплатиться с солдатами. В III ст. до н. э в храме произошёл крупный пожар, во время которого обрушилась крыша, арматура, треснул мрамор, частично разрушилась колоннада, сгорели двери храма, один из фризов и перекрытия.

Когда греки приняли христианство, из Парфенона сделали церковь (произошло это в VI ст. н.э.), внеся в его архитектуру соответствующие изменения, и достроив необходимые для проведения христианских обрядов помещения. Самое ценное, что было в языческом храме, вывезли в Константинополь, а остальное или уничтожили или сильно испортили (прежде всего, это относится к скульптурам и барельефам здания).

В XV ст. Афины оказались под властью Османской империи, в результате чего храм был трансформирован в мечеть. Никаких особых переделок турки не делали и спокойно проводили богослужения среди христианских росписей. Именно турецкий период оказался одним из наиболее трагических событий в истории Парфенона: 1686 году венецианцы обстреляли Акрополь и Парфенон, где турки хранили порох.

После того как около семисот ядер попало в здание, святыня взорвалась, вследствие чего центральная часть Парфенона, все внутренние колонны и помещения оказались полностью разрушены, крыша с северной стороны обвалилась.

После этого древнюю святыню начали грабить и разрушать все, кто могли: афиняне использовали его обломки для бытовых нужд, а европейцы получили возможность вывозить уцелевшие фрагменты и статуи к себе на родину (в настоящее время большая часть найденных остатков находится или в Лувре или в Британском музее).

Реставрация

Возрождение Парфенона началось не раньше, чем Греция обрела независимость, в 1832 году, а уже через два года правительство провозгласило Парфенон памятником античного наследия. В результате проведённых работ уже через пятьдесят лет на территории Акрополя от «варварского присутствия» практически ничего не осталось: были снесены абсолютно все постройки, которые не имели отношения к древнему комплексу, а сам Акрополь начали восстанавливать согласно сохранившимся описаниям о том, как выглядел Парфенон в древней Греции (в настоящее время храм, как и весь Акрополь, находится под защитой ЮНЕСКО).


Помимо того, что Парфенон был восстановлен по мере возможностей, а оригинальные статуи были заменены на копии и отправились на хранение в музей, греческое правительство ведет активную работу над тем, чтобы вернуть в страну вывезенные фрагменты храма. И вот тут есть интересный момент: Британский музей согласился это сделать, но при условии, если правительство Греции признает музей их законным владельцем. А вот греки с такой постановкой вопроса не соглашаются, поскольку это бы означало, что они простили кражу статуй двести лет назад и активно борются за то, чтобы статуи им вернули без каких-либо условий.

Икона западной цивилизации, является одним из самых известных зданий в мире. Храм был построен в пятом веке до нашей эры с видом на город Афины с его величественной позиции на вершине священной горы Акрополь. Парфенон был создан в честь богини Афины Парфенос (дева Афина), покровительницы города Афин. Первоначально храм был известен как Великий Храм (Мегас Наоса), но позже стал известен под названием Парфенон.

Сегодняшний Парфенон был не первым храмом, построенным здесь в древности. Есть следы двух более ранних и немного меньше храмов: первый из камня, и второй из мрамора.

Вскоре после того, как персы разрушили все здания на Акрополе в 480 году д.н.э, Перикл поручил на строительство нового большого храма и руководствовал проектом архитектор и скульптор Фидий. Дизайн Парфенона приписывается Калликрату и Иктину. Строительство началось в 447 г. до н.э., и храм был завершен всего девять лет спустя. Фидий продолжал работать над великолепными скульптурами, что украшали храм до 432 года д.н.э.

После античности Парфенон был превращен в церковь и во время турецкой оккупации Афин он был использован в качестве арсенала. Он стал руиной только в 1687 году, во время осаждения турок, венецианцы обстреляли Акрополь из холма Филопаппоса. Боеприпасы, что хранились в Парфеноне, взорвались, уничтожив кровлю, внутреннюю часть и четырнадцать колонн.

Парфенон был построен как периптер — храм окружен колоннами — в дорическом ордере. Храм имеет размеры 30.86 на 69.51 метров и содержал две целлы (внутренние главные части античного храма). В восточной целле хранилась большая статуя богини Афины. Западная — была исключительно для священников и содержала сокровищницу союза греческих городов-государств.

Парфенон был украшен многочисленными скульптурами и рельефами. Только на фронтонах было пятьдесят скульптур. Большинство выживших скульптур хранятся на выставке в Британском музее в Лондоне, в то время как некоторые из них в соседнем музее Акрополя. Были два фризы: внутренний в целле и внешний, который состоял из триглифов (вертикальные полосы) и метопов (прямоугольные плиты) с рельефными скульптурами. Внутренний фриз был разработан Фидием и изображал Панафинеи, фестиваль в честь Афины. Многие метопы и внутренних частей фриза можно увидеть также в Британском музее.

Для достижения визуального совершенства, создатели Парфенона использовали оптические приемы, казалось бы, бросая вызов законам перспективы. Колонки слегка наклонены внутрь и имеют изогнутую форму. В результате горизонтальные и вертикальные линии здания выглядят совершенно прямыми невооруженным глазом.

Большинство людей думают, что древние храмы всегда имели простые мраморные цвета. Но здания и статуи в античности часто были очень красочными. Парфенон в Афинах не был исключением: скульптуры на фризах и фронтоне, а также крыша, были ярко окрашены в синий, красный и золотой цвета.

Основная гордость храма — примерно двенадцатиметровая статуя Афины Парфенос, создана Фидием. Статуя была создана из золота и слоновой кости на деревянном каркасе. Как и все другие скульптуры Парфенона, статуя была окрашена в яркие цвета, в основном синие и красные.