Роль философии в обществе.

Роль философии определяется, прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Однако, рассматривая роль философии в обществе, следует помнить, что сама эта роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени приобретают иное, иногда противоположное, чем прежде, звучание. Например, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии.

Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в философии, прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. Понимание истории, как важнейшее приобретение философии, резко изменило подход к философским проблемам. Это понимание обнаружило переплетение философских проблем с общественной жизнью, и показало, что поиск путей и средств их решения следует вести в реальной жизни.

Философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.

Именно такой подход отводит философии значительную роль в решении глобальных проблем. Ведь в этом случае главная функция философии- формирование мировоззрения и оказание опосредованного влияния на процесс выработки практических решений.

Другими словами, философия формирует мировоззрение, задаёт ценностные установки, которые определяют направленность человеческой деятельности. А так как в основе любой человеческой деятельности лежит идея, то трудно переоценить значение философии именно в этом аспекте. Особенно это важно в современном мире, в котором технологии и вооружение, вставшие на службу негуманного мировоззрения могут не просто перекроить мировой порядок, но и полностью его разрушить.

Обобщающие теории философии принципиально необходимы, т. к. способствуют интеграции научного знания. Она формирует наиболее общие законы развития общества и природы. То есть философские подходы находят свое применение повсеместно и во всех областях современного общества и социума. Это, в свою очередь, дает возможность видеть общую тенденцию развития глобальных проблем, динамику их взаимодействия и взаимообусловленность.

Философия дает возможность развить культуру теоретического мышления. Результатом видения и толкования исторического процесса является возможность более четкой ориентации в потоке научной информации по глобальным проблемам. Философия, учитывая цикличность истории, взаимосвязь событий, значение личности и ее ответственность перед обществом, помогает оберегать человечество от повторения ошибок.

Философия ставит вопросы смысла жизни человека, смерти и бессмертия. А эти вопросы никогда не потеряют своей актуальности, так как не только каждая историческая эпоха, каждый общественный строй, каждая религия, но и каждый человек пытается найти ответы на эти вопросы.

В самом слове «фило-софия», (который, кстати, ввел Пифагор), уже заложен ответ на вопрос о том, почему эта наука играет такое большое значение в жизни каждого из нас. Ведь буквальный перевод этого термина означает «любовь к мудрости». А кому из нас не нравится порой помудрствовать, пофилософствовать? И если в области логарифмов лирику развернуться нельзя, а физик неуверенно чувствует себя в сфере ямба и хорея, то поразмышлять любят и тот, и другой. Почему это так, и какова роль философии в жизни человека и общества? Аристотель назвал ее «госпожой всех наук, которой они, подобно рабыням, не смеют перечить». Сенека же считал умение мыслить главным средством культивирования гражданских добродетелей, интеллекта и нравственности личности.

«Любовь к мудрости» действительно стоит над всеми науками. По сравнению с ней, каждая отрасль знания является лишь обрывком. Роль философии в жизни человека и общества заключается в том, что она гармонично соединяет в себе достижения всех дисциплин и выстраивает систему нашего познания о мире, как о целостном феномене. Да, философские воззрения изменяются в связи с открытиями в области других знаний. Например, гелиоцентрическое устройство Солнечной системы, открытое Коперником, и от высших приматов в результате эволюции видов, доказанное Дарвином, заставили пересмотреть о мироустройстве. Но философия является «связующим звеном», которое, пользуясь достижениями в отдельных областях, выстраивает определенную «картину мира».

Но роль философии в жизни человека и общества не исчерпывается построением общих принципов мироздания (онтологией). В нашей повседневности нас, в принципе, мало волнует, движется ли Земля вокруг Солнца, или наоборот. Философская онтология ценностно и эмоционально связана с человеческим миром, поскольку ставит перед собой вопросы: «Кто мы в этом мире?», «Каково наше место здесь?», «На что мы можем надеяться?» То есть, кроме онтологии, в науке философии, которую Аристотель еще назвал метафизикой, выделяются отделы антропология (учение о человеке и его бытии), (учение о развитии человеческого общества и роли в нем индивидуума), гносеология (то есть, теория познания с греческого). Замыкают этот ряд религиоведение, эстетика и этика.

Если мы узнаем, к примеру, что электрический ток - это движение заряженных электронов, мы усваиваем эту информацию рассудком, запоминаем ее. Эмоции при этом остаются не затронутыми. В дальнейшем знание о токе позволит нам использовать электрику для своих нужд и избегать удара большим разрядом. Однако знание о потоке электронов не изменит нашу жизнь, не перевернет не будет мотивом действовать так, а не иначе. и общества важна еще и тем, что она выстраивает мировоззрение, ценности и идеалы. Она руководит поступками людей, в какой-то мере предопределяет их. Познавая какую-либо концепцию науки, мы испытываем к ней симпатию или антипатию, она становится «нашей» или мы полностью ее отвергаем, чего нельзя сказать в случае постижения какой-либо естественной или математической дисциплины.

Роль философии в жизни человека, индивидуума, тяжело переоценить. На вопросы «Кто я, и зачем я живу?», «Что будет со мной после смерти моего тела?» отвечает и религия, но, в отличие от нее, философия использует научный доказательный аппарат. Отвечает ли она утешительно на Смотря, к какой концепции склоняется данный индивидуум. Нравственность - это также продукт философских воззрений. Уважение к каждой личности, как в другому универсуму противостоят концепциям макиавеллизма и социал-дарвинизма.

То, что человек - это «зоон политикон», животное общественное, знали еще античные мудрецы. И это существо пытается не приспособиться к условиям мира, а переделать его «под себя». Роль философии в жизни общества состоит в том, что она ищет ответы на вопросы: «Можно ли построить на земле идеальный социум?», «Каким он должен быть?», «Что должно управлять человеческими массами?», «Возможно ли достижение равенства и братства или это - утопия?»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Г.Р.ДЕРЖАВИНА

АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Галлямова Ксения Андреевна

Роль философии в жизни общества

Контрольная работа

по учебной дисциплине «Философии»

Студентка 2 курса(23 группы)

заочного отделения

Научный руководитель:

Тамбов – 2009

Введение…………………………………………………………….……………..31 Место философии в общей системе знаний и жизни общества………...……4

2 Философия как особая форма духовной жизни……………………………….9

3 Методологические и социальные функции философии…………………….14

Заключение………………………………………………………………….……18

Список литературы………………………………………………………………19

Введение

Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, длительное время ставились и по-своему решались в рамках мифологии. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира. Но ответы на данные вопросы длительное время давались лишь на основе образного мышления, которое было господствующим в то время. Постепенно шло развитие абстрактного мышления и формирование человеческого разума. Первые попытки ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека и человеческого познания с помощью разума и выразились в возникновении первых философских систем. Само появление философии свидетельствовало о том, что человечество перешло к новой стадии своего развития - к формированию и развитию человека разумного. Поэтому человек разумный начинается именно с возникновения философии. И разумность каждого человека определяется мерой освоения философской культуры. И в этом смысл философии.

За время существования философии (более 3,5 тысячи лет) люди к ней стремятся и её изучают. Как изучали и развивали ее в древней Греции, как изучали ее в школах и университетах Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени и современности. Уже из этого видно, что длительное время многие поколения людей считали философию чем-то весьма важным для образованного человека. И определение смысла философии возможно лишь на пути рассмотрения самой философии и определения той роли, какую она играет в жизни человека.

1 Место философии в общей системе знаний и жизни общества

Философия – это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки.

Вокруг проблемы научности философии до сих пор продолжаются споры. Широкое распространение получили следующие точки зрения:

Философия – это наука о всеобщих законах природы, общества, познания, или: философия – это наука о методах и формах познания, то есть методология науки;

Философия – это не наука, это мировоззрение (определенный тип мировоззрения, отличный, например, от религиозного и мифологического);

Философия – это и наука, и мировоззрение, то есть философия выполняет в культуре, в духовной жизни общества, функции науки и функции мировоззрения.

Решить проблему соотношения философии и науки, определить роль философии в духовной культуре общества можно лишь в широком социально-историческом контексте. То есть не с точки зрения какой-то отдельной философской школы, а с точки зрения всей истории культуры и философии, через призму всей совокупности философских знаний, роли философии, ее влияния на развитие науки и познания.

Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте) к идеологии.

В истории философии научность и идеологизм вытесняли друг друга, но это обстоятельство никаким образом не отменяло ни направленность философии на достижение истины, ни возможностей полного или частичного совпадения этой направленности с интересами социального субъекта. Однако философия не должна увлекаться идеологической ролью. "Как интегративный центр всех наук и как воплощение системного подхода ко всему человечеству, ко всей биосфере, философия должна быть общечеловеческой и отвечать интересам общества", - пишет академик Международной академии информатизации Р.Ф. Абдеев. Общечеловеческие позиции философии не исключают негативное отношение к вождям–диктаторам, социальному неравенству, эксплуатации, угнетению и политическому насилию.

Научную форму философии нельзя считать заведомо лучшей или единственно верной. В случае сведения философии только к науке возникают закономерные вопросы: "Был ли Л. Н. Толстой философом? Можно ли считать философом Ф. М. Достоевского?" Оба великих писателя поднимали и зачастую впервые ставили важнейшие философские проблемы. В содержание философского знания, да и в сам процесс философского познания включаются компоненты, специфичные для художественной литературы и искусства (См.: Философия. Опыт художественного осмысления. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998).

Весьма значительную часть философского знания составляют эстетические представления. Создание философской картины мира предполагает наличие у ее творцов чувства красоты, гармонии, сопричастности к миру. Философская картина мира содержит в себе также и эстетическое отношение к миру. О родственности философии и искусства, об их взаимопроникновении свидетельствует творчество А. Камю, Н. Рериха, М. Чюрлениса, Р. Тагора, И.В. Гете.

Философская проблематика является важнейшей частью различных религиозных учений. Вместе с тем нельзя ставить знак равенства между философией и религией, поскольку последняя не сводится к философским размышлениям.

Далеко не все поэты и писатели в своих произведениях обращались к философским проблемам, да и нет ни одного художественного произведения, целиком посвященного решению философских проблем. Тем не менее, религия и художественная литература играли и играют огромную роль в философии. Переплетение литературы, искусства, философии и религии имело место на протяжении всей истории философии вплоть до наших дней.

Итак, функционируя в системе культуры общества, философия разрабатывает теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы науки. В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира.

Социальная значимость философии как живой души культуры, квинтэссенции эпохи выражается в ее функциях. Познавательная функция философии состоит в том, что она, ориентируя человека на осмысление природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, обеспечивает приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах и оказывает влияние на каждую сферу деятельности человека. Это влияние проявляется в том, что философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности, а также в том, что познание в любой сфере в конечном итоге представляет различные аспекты осознания отношения "человек - мир".

Мировоззренческая функция состоит в том, что философия, давая людям, целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека созна­тельным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия - это эпоха, схваченная в мыслях.

Культурогенная функция философии состоит в том, что она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры - наиболее об­щие идеи и представления о мироздании, моральные, художествен­ные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей. В области культуры философия также выполня­ет важную критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуж­дения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит гене­ратором принципиально новых идей.

Методологическая функция философии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существо­вания и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области зна­ния.

Интеграционная функция философии состоит в той, что она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в контексте общих мировых свя­зей, мировых процессов и, следовательно, дает ему возможность более глубоко познать ее.

Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества. Таким образом, философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания.

Роль философии особенно возрастает на переломах истории в периоды революционных изменений, когда человек ставит перед собой и обществом вечные вопросы о своей сущности, о смысле жизни, перспективах социального прогресса.

Решение глобальных проблем современности требует неординарных решений, демократизма и мужества мышления, смелости анализа прошлого, настоящего, перспектив будущего. Без известной философской культуры решить конструктивно эти проблемы вряд ли возможно. Именно философское знание, которому присущи постоянный поиск, сомнение, критика, способствует формированию человека думающего, творческого, гуманистически деятельного.

Изучение философии - необходимое условие становления человека как активного субъекта социальной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья.

Только постигнув свою социально-деятельную функцию, отдельный человек может осознать, кто он есть, какое место занимает в жизни общества, подняться до самосознания. Философия видит свое предназначение в культивировании потребности и способности быть человеком. "Как плодородное поле - писал Цицерон, - без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души – это и есть философия. Она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай". (Цицерон. Избранные сочинения. - М., 1975. – С.252).

№1. Философия. Её предмет и роль в обществе

1.1. Философия как мировоззрение

1.1.1. Понятие философии. Философия и мировоззрение

1.1.2. Основной вопрос философии и его две стороны. Исторические формы материализма и идеализма

1.1.3. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика

1.2. Философия как наука

1.2.1. Соотношение философии и частных наук

1.2.2. Структура и функции философии в обществе

Философия одна из древнейших и увлекательных областей человеческого знания, особый вид духовной жизни человека.

Философия зародилась в VI-VII в. до н.э. почти одновременно в Индии, Китае, Древней Греции. Она возникла в раннем рабовладельческом обществе в связи с тем, что обыденные виды познания не могли дать полную картину мира и места человека в нем. Кроме того, философия в отличие от мифологии и религии, которые являются её истоками, стремится опираться в своих выводах на точные научные факты. Слово «философия» впервые употребил ученый Пифагор (580-500 г. до н.э.) это слово означает «фило»-любовь, «софия»-мудрость (любовь к мудрости, истине). Гераклит считал, что философия это исследователь природы вещей. Платон, что философия это познание сущего или вечного, непреходящего. Призвание философа- постановка мировоззренческих вопросов и поиска ответов на них. Возникновение философии явилось переворотом в жизни общества. Впервые, была сделана попытка, прийти к пониманию мира таким, каким он существует сам по себе. С возникновением философии начинает формироваться самосознание человека.

1. Изучение философии позволяет расширить кругозор и выработать вдумчивое отношение ко всему, что происходит в окружающем мире.

2. Философия учит мудрости, глубокому проникновению в мир природы, чувств человека.

3. Философия учит владению понятиями, анализировать противоречия, выделять главное.

4. Её изучение позволяет выйти за узкие рамки обыденных представлений, делает духовный мир человека богаче, а личность интереснее.

Философия-это свободное мышление и искание истины. Философия делает человека вполне человеком./Соловьев

Философия-это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Это учение о мире как целом и о месте человека в нем.

Философия непрерывно связана с мировоззрением. С помощью философии мировоззрение достигает высокой степени упорядоченности, обобщенности. А в свою очередь развитие мировоззрения помогает понять сложность философских вопросов. Без мировоззрения человек не может стать личностью, его деятельность будет протекать методом проб и ошибок.

Мировоззрение- это система взглядов человека на мир и на свое место в этом мире.

Понятие «мировоззрение» по объему шире, по обхвату понятия «философия», так как является только ядром, типической основой мировоззрения. Мировоззрение формируется не только благодаря философии, но и за счет знания древних наук и обыденной практики.

Мировоззрение у любого человека формируется сложным путем. Вначале человек накапливает знания о предметах и явлениях окружающего мира. Знания - это исходное звено-«клеточка» мировоззрения. Затем полученные знания проверяются в реальной жизни, на практике и если они истины, то превращаются в убеждение человека. Убеждения обозначают твердую уверенность человека в истинности своих знаний. Далее человек руководствуется сложившимися убеждениями в своих действиях, деятельности.

Формула мировоззрения

МЧ= мироощущение+миропонимание+отношение человека к миру и самому себе

(эмоционально- (рациональная

психическая сторона) сторона)

Виды мировоззрения

ü Научное - не научное

ü Прогрессивное - реакционное

ü Оптимистическое - пессимистическое и т.д.

Типы мировоззрения

1. Мифологический (в основе его лежит фантазия, вымысел)

2. Религиозный (основной признак- вера в сверхъестественную силу)

3. Научный (это, прежде всего понятийное мировоззрение, которое стремится к глубокому и точному познанию мира)

4. Обыденный (формируется на почве простейшего знания и представлениях человека об окружающем мире).

Философия существует более 2,5 тыс. лет и за это длительное время философы рассмотрели много сложных проблем и вопросов. Философией решается вопрос о том, какой философский вопрос главный, определяющий.

Три точки по этому вопросу:

1. Альберт Камю считал, что главный вопрос философии состоит в том, что стоит ли жизнь труда быть прожитой.

2. Эммануил Кант считал, что главный вопрос философии складывается из нескольких:

1) Что должен знать;

2) Что должен делать, на что могу надеется;

3) Каким надо быть, чтобы быть человеком.

Самая высокая ценность и высшая цель человека- это человеческое счастье и важно в связи с этим решить достойным ли себя сделал человек для этого, заслужил ли счастье своим поведением.

3. Фридрих Энгельс. Основной вопрос философии заключается в том, чтобы решить проблему, что первично, что было в начале мира: материя, природа или сознание, мышление. Этот вопрос считается главным, так как от того как решает для себя этот вопрос философ зависит решение им других философских проблем.

В решении основных вопросов философии выделяют два подхода:

1. монистический (моно-один)- философы считают, что в начале мира было что-то одно- или материя или сознание.

2. Дуалистический (дуо-два)- в начале мира были одновременно и материя и сознание.

Философы в связи с тем, что по-разному решали этот вопрос, разделились на два больших лагеря: мате6риалисты и идеалисты.

Материалисты от слова «вещественный»: это те философы, которые считают, что в начале мира была материя, природа и только в результате совершенствования появляется человек наделенный сознанием.

Идеалисты (идея- понятие, представление)- считали, что дух существовал прежде, чем появилась природа. Мир кем-то сотворен!

За время существования философии и материализме и в идеализме выделились определенные виды, формы течения.

Существуют три основных формы материализма и два течения в идеализме.

Формы материализма:

1) Наивный материализм. Древней Греции и Рима (VI-I в. до н.э.) философы этого времени объясняли, мир исходя из него самого, опираясь на здравый смысл человека.

2) Механистический материализм Нового времени (XVIII-IX вв.). Представители: Френсис Беккон, Спиноза. Особенность: философы этого времени рассматривали явление природы с позиции наиболее развитой в то время науки-механики.

3) Диалектический материализм (40-е г. IX в.). Создатели: Маркс и Энгельс. Особенность: явление окружающей среды-мира рассматривается с позиции того, что материя первична, и она все время развивается и сменяется.

В идеализме существует две основных направления:

1) Объективный идеализм.

2) Субъективный материализм.

Объект – это все то, что находится вне и независимо от человека, на что направлено его действие.

Субъект – сам человек.

Сходство между объективным и субъективном идеализмом в том, что идеалисты считают, что идея, сознание первичны, а материя их производится средством. Разница в том, что объективный идеализм, что идея, мир, разум, Бог находящийся вне человека. Так считали Гегель, Платон. Субъективный идеализм (Фихте, Бертлик) считали, что эта идея, сознание заключается в самом человеке, его мозге.

Вторая сторона основного вопроса философии заключается в ответе на вопрос: «Познаваем ли окружающий нас мир?».

Два основных мнения:

1. С диалектико-материалистической точки зрения. Она заключается в следующем: окружающий нас мир познаваем (это доказывается практикой), но не до конца, так как он постоянно развивается, изменяется.

2. Агностицизм («а»- не, «гности»- знание). Окружающий нас мир непознаваем. Эммануил Кант говорил, что мы можем познать только внешнюю сторону вещей.

Метод с греческого «исследование». Метод – это прием, способ, путь подхода к изучению, познанию или преобразованию действительности. Философов, начиная с древности, интересовал вопрос: «Познаваем ли мир?», но и вопрос что происходит с миром. Известно ли он один и тот же или изменится, обновится вопрос. Ответ на этот вопрос:

1. с диалектической точки зрения окружающий нас мир постоянно изменяется, развивается, в нем все взаимосвязано и взаимопереплетено. В нем происходят как количественные, так и качественные изменения.

2. С методологической точки зрения окружающий нас мир в основном не изменяется. Природа вечно остается одной и той же. Если в ней происходят изменения, то только количественные в сторону увеличения или уменьшения.

Предметом философии (тем, что направлено на изучение философа) является потенциально весь окружающий мир. Существуют разные мнения о связи философии с частными науками.

Три тоски зрения:

1. Философия- наука наук, законодательница наук /Гибкелло

2. Каждая частная наука сама себе философия. Долой философию /Огюст Конт

3. Диалектико-материалистическая. Философия и частные науки тесно связаны с друг другом. Философия дает частным наукам полную научную картину мира и его изучения, а частные науки постоянно дают философам новые факты для анализа, обобщения.

По мере накопления философских знаний выделяются следующие философские науки: логика (наука о законах мышления), эстетика (наука о прекрасном в жизни и искусстве), этика (наука о нравственности и поведении людей), социология (наука о закономерностях развития человеческого общества), история религии (наука о возникновении и развитии религиозных представлений).

В философии выделяют три области знаний:

1. онтология (учение о бытии, материи, ее свойствах);

2. гносеология или теория познания;

3. диалектика (учение о всеобщих связях и развитии мира).

Функции философии в обществе:

1. познавательная – означает то, что в результате изучения философии человек приобретает новые знания о мире;

2. мировоззренческая – означает то, что изучение философии влияет на формирование мировоззрения;

3. методологическая (философия даёт методы исследования мира другим наукам);

4. социальная (изучение философии позволяет лучше понять прошлое, настоящее и будущее в развитии общества);

5. воспитательная (изучение философии позволяет лучше ориентироваться в ценностях человеческой жизни).

Вывод : специфика философии:

философии свойственно стремление обобщение результатов познания и к раскрытию законов окружающего мира. Изучаем “не мир в целом, а мир как целое”.

Философия имеет гуманитарную ориентацию, она нацелена на исследование человека.

Большинство философских вопросов являются вечными в силу своей неисчерпаемости. Например, о смысле жизни. Омар Кайям: «Я в этот мир пришел, прекрасней стал мне он. Уйду, великие ли потерпит потери он. О, если б кто сказал мне, зачем из праха вызванный вновь стать, им обречен».

Страница 8 из 27

Роль философии в обществе. Функции философии.

Все функции философии можно разделить на две группы: мировоз-зренческие и методологические. В свою очередь в мировоззренческих функциях можно выделить следующие:

- гуманистическая функция. Философия помогает нам осмыслить жизнь, укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийству, наркомании, алкоголизму, преступлениям. На протяжении многих столетий значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, власти, продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным физически и духовно. Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведет к конформистской личности, негативно действует на философию. Все больше мыслителей обращает внимание на оскудение личности, к чему приводит много факторов, например, рост специализации во всех сферах человеческой деятельности, усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественнонаучного знания;

Социально-аксиологическая функция расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конкструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункция. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале. С конструктивно-ценностнными задачами философии переплетаются и составляют единство задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действи-тельности под соответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. Философия критична по своему существу;

Культурно-воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречий, изменяющейся сущности явлений;

- отражательно-информационная функция . Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современ-ному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация конкретизируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы философского знания:

Онтология - учение о бытии;

Гносеология - учение о познании;

Социальная философия - учение об обществе;

Этика - учение о морали;

Эстетика - учение о прекрасном;

Логика - учение о законах мышления;

Философская антропология - учение о человеке;

Аксиология - учение о природе ценностей;

Методология - учение о методе;

История философии - учение о развитии философских знаний.

Кроме того, можно выделить прикладные аспекты философского знания:

Философия науки - раздел философии, включающий исследо-вания структуры научного знания, средств и методов научного познания, способов обоснования и развития знания;

Философия техники - раздел философии, связанный с интерпретацией феномена техники в современном мире;

Философия истории - раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания;

Философия политики - раздел философии, исследующий общие вопросы политической сферы общественного устройства;

Философия права - раздел философии, включающий общие вопросы правоведения и государствоведения;

Философия культуры - раздел философии, исследующий сущность и значение культуры;

Философия религии - это философия в ее отношениях с религией. Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую, логико-гносеологическую.

Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказаний теоретико-мировоззренческого или общемето-дологического характера. Рассмотрение эвристической функции философского метода показывает, что роль философии в развитии частных наук значительна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий.

Координирующая функция философии состоит в координировании методов в процессе научного исследования. Потребность в координа-ции частных методов возникает на фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу необходимости иметь противовес негативным факторам, связанным с углубляющейся специализацией ученых. Такая специализация ведет к тому, что происходит разделение между учеными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических возможностей науки. В результате возникает опасность забвения познавательной силы ряда методов, преувеличения одних и недооценки других.

Интегрирующая функция связана с объединяющей ролью философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Взаимное размежевание наук явилось ведущей тенденцией в сфере науки вплоть до XIX века. Несмотря на большие успехи, достигнутые наукой, происходит рост рассогласования научных дисциплин. Возник кризис единства науки. В основе решения проблемы интеграции знания лежит, прежде всего, философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство. Философия выступает в качестве одного из необходимых факторов интеграции научного знания.

Логико-гносеологическая функция заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретиче-ских структур научного знания. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы обогащать истинностное представление об объекте. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания.