Наиболее распространенные ошибки начинающих фотографов. Ошибки при фотографировании

В ошибках нет ничего, чего можно было бы стыдиться. Спросите у любого более, или менее опытного фотографа, и он назовет вам целый список ошибок, которые он совершал на пути к своему успеху. К ошибкам можно отнести любые промахи, от потерянной крышки объектива, до разбитой оптики, от заваленного горизонта в кадре, до проваленной фотосессии. Очень важно, вынести из любой ошибки урок, а еще лучше учиться на чужих ошибках.

Сегодня, мы перечислим ряд распространенных ошибок, которые совершают новички, и в дальнейшем, так же будем возвращаться к этой теме, публикуя все новые и новые данные о промахах новичков и исправлении недостатков.

Ошибки начинающих фотографов в настройках камеры

Экспериментирование с различными режимами и функциями, доступными на вашей камере, это отличный способ создавать творческие и креативные фотографии. Все время, меняя настройки, вы рискуете создать слишком темные, или наоборот, засвеченные изображения. Это не страшно, ведь в следующей съемке вы не совершите тех же ошибок и будете знать, как лучше настраивать фототехнику.

Это не катастрофа, если вы осознаете свою ошибку, и у вас есть время изменить настройки. В худшем случае, это может означать, что вы пропустите один или два важных кадра, что в будущем приведет к созданию лучших фотографий.

Не забудьте отменять старые настройки

Лучший способ избежать проблем, это приучить себя отменять все настройки после каждой фотосессии. Таким образом, каждый раз, взяв камеру в руки перед съемкой, вы будете настраивать фотоаппарата по-новому. Оставляя прежние настройки, вы рискуете однажды сделать серию изображений, с теми параметрами, которые не соответствуют съемочной ситуации.

Кроме непосредственно настройки фотоаппарата, каждый раз проверяйте и другие параметры съемки. Обратите внимание на настройки вспышки, объектива и другой фотографической техники, применяемой в работе.

Установите точечный замер экспозиции

Если вы заметили, что экспозиция резко меняется от кадра к кадру, установите точечный экспозамер. Такое чаще всего получается тогда, когда вы снимаете все время, перемещая фотокамеру со светлой области, в темную, и наоборот.

На изображениях появляются пятна и пыль

Если работая с фотокамерой, вы вдруг замечаете странные пятна на своих фотографиях, то, скорее всего, стоит проверить датчик фотокамеры. Кроме того, грязной может быть не только матрица, но и объектив. Если избавиться от грязи у вас нет возможности, то лучше фотографировать при малом отверстии диафрагмы, при значениях f/16, а так же, до очистки техники не фотографируйте такие однотонные пространства как небо, снимайте что-то более разноцветное.

Объектив камеры в режиме ручной фокусировки

Если вы видите, что при любой попытке сфотографировать объект, находящийся на приемлемом расстоянии для съемки, у вас ничего не получается, то в первую очередь проверьте режим объектива. Очень часто в таком случае, оптика просто установлена на ручной режим фокусировки.

Установите режим непрерывной съемки

Фотографируя быстроменяющиеся сюжеты, лучше всего установить на фотоаппарате режим непрерывной съемки. В таком случае, фотоаппарат будет непрерывно фокусироваться, и создавать кадры. В противном случае, вы можете упустить важный момент и вовремя не сфотографировать.

Слишком большое, или слишком маленькое значение ISO

Зачастую фотомастера забывают убирать настройки ISO после очередной вечерней, или ночной фотосъемки. Разумеется, это не конец света, но в таком случае ваши фотографии могут быть слишком зернистыми, без всякой на то причины, особенно если вы работаете в хорошо освещенных условиях. Кроме того, иногда во время работы в плохо освещенном помещении, новички забывают увеличить значение светочувствительности, в результате чего, их снимки поучаются слишком темными.

Карта памяти не отформатирована

Очень обидно, когда придя на долгожданную фотосъемку, обнаруживаешь, что карта памяти фотоаппарата почти заполнена. Лучше всего будет форматировать карту памяти после каждого копирования всех отснятых фотографий на компьютер. Это существенно улучшит производительность работы фотоаппарата и избавит вас от неприятных ситуаций с переполненной картой памяти.

Вспышка при съемке днем

Часто вспышка может быть полезной не только в темное время суток, но и при ярком свете, однако это не всегда так. Фотографирование со вспышкой днем может существенно уменьшить общий контраст изображения или проявится в виде ярких следов на изображениях.

Эта статья-памятка предназначена для начинающих фотографов -любителей (иначе говоря - чайников), и написана таким же чайником - успевшим, однако, приобрести некоторый опыт. Она ни в коей мере не претендует на роль пособия по созданию композиционно и технически совершенных фото шедевров. Прочитав ее, вы ровным счетом ничего не узнаете о том, что такое фотография вообще и хорошая фотография в частности, и о том, как нужно смотреть на мир, чтобы снимать хорошие фотографии.

Единственное. чем она может помочь вам - это предостеречь от самых распространенных и грубых ошибок в построении и обработке ваших первых фотоснимков - особенно, если вы по каким-то причинам собираетесь публиковать их в Интернете, вместо того, чтобы получать заслуженное удовольствие от их просмотра в кругу семьи.Несомненно, весь изложенный здесь элементарный материал можно усвоить на своей собственной шкуре, опубликовав свои снимки на любом фотографическом сайте и прочитав первую сотню критических отзывов на свои работы; но говорят, что умные учатся на чужих ошибках:-)К тому же в последнее время уровень взаимного восхищения в фотографических Интернет-сообществах продвинулся далеко за все вообразимые пределы. Так что, возможно, вы и не разглядите критические отзывы среди сотен абсолютно одинаковых комментов такого содержания: "Отлично! Браво, Мастер! Рек! Статус! В избранное!" И вот - отличный повод предостеречь вас от первой и главной ошибки.

Игнорируйте такие отзывы. Вежливо говорите (или не говорите) "спасибо" и сразу забывайте про них. Никогда не верьте им и не отвечайте им такими же отзывами (а это - единственное, чего от вас ждут авторы таких комментариев). Иначе - дело плохо... ну, то есть, рейтинговые фотографии вы, наверное, научитесь делать. а вот хорошие - никогда.Но мы отвлеклись. Итак, в Сети можно найти бесконечное количество рекомендаций и советов, а также длинных лекций и кратких курсов и о законах композиции вообще, и конкретно на тему о том, как следует строить композицию фотоснимка. Больше всего внимания при этом обычно уделяется так называемому "золотому сечению", описываемому нехитрой формулой a/b=b/(a+b). Так, авторы некоторых статей (например, здесь) сообщат вам, что любое произведение изобразительного искусства должно обязательно подчиняться правилам "золотого сечения", в качестве примера приведут разбитый на разноцветные треугольники прямоугольник, и безапелляционно предложат вписывать в эти треугольники основные элементы вашей композиции.

Для обоснования этой позиции обычно приводятся туманные ссылки на "магические" числа Фибоначчи.Не менее уважаемые, но существенно более подкованные математически авторы других статей (например, здесь) задумчиво констатируют, что при погрешности человеческого восприятия в 15% любое произвольное деление отрезка на две части с вероятностью 60% будет удовлетворять этому самому правилу "золотого сечения", так что нужно быть особо неудачливым, чтобы это правило нарушить:-) А уж что касается искусствоведов, то при минимальном профессионализме они-то всегда смогут найти на любой картине как многочисленные золотые сечения, так и их отсутствие - в зависимости от социального заказа.

И эти, и многие другие точки зрения имеют право на существование (лично мне ближе вторая), но начинающего фотографа чтение таких статей, скорее всего, собьет с толку… хотя, конечно, на определенном этапе оно будет совершенно необходимо. Ну что же, тот, кто уже дорос до осознания необходимости подчинить свои снимки многочисленным правилам композиции, всегда может найти в сети (хотя бы на данном сайте). а то и в библиотеке источники мудрости и припасть к ним. А мы займемся простыми ляпами.Далее предполагается, что читатель умеет пользоваться фотоаппаратом и графическим редактором "PhotoShop" (ФотоШоп, ФШ), или его аналогами. В качестве примера возьмем самую тривиальную фотографию - чайка, Нева, Петропавловка.
Итак, ошибки и дефекты снимка, на которых легче всего проколоться:

Завал снимка влево или вправо . Поворачивая ваш снимок в ФШ, пользуйтесь сеткой или направляющими линиям "View - New Guide". Тщательно выберите линию на снимке, по которой вы будете его выравнивать. Это может быть горизонт или вертикальная линия в центре кадра (но не сбоку!). Не примите за линию горизонта берег реки, на которую вы смотрите под углом, или склон холма - а такие ошибки делают и профессионалы.

Нерезкость . Главный объект снимка должен быть резким - это азбука. Так, на портрете обязательно должны быть резкими глаза - а наводка на резкость по ушам, кончику носа или пышному бюсту является одной из самых распространенных ошибок. Нерезкость окружающей обстановки - очень мощный инструмент: правильно выбрав ГРИП (Глубину Резкости Изображаемого Пространства), можно придать снимку объем, разделить планы и сконцентрировать внимание на главном. При ландшафтной съемке старайтесь избегать нерезкости ПП (Переднего Плана) - такая нерезкость считается моветоном.
Пересветы и провалы в черноту. На снимке, по идее, не должно быть абсолютно белых или абсолютно черных, и вообще "плоских" по цвету пятен ("засвечен" может оказаться всего один из трех цветовых каналов снимка, но и это тоже пересвет!) - если, конечно, этого не требует ваш авторский замысел - например, при съемке портрета на белом или черном фоне. При ночной съемке старайтесь, чтобы белыми пятнами не выглядели фонари и освещенные части зданий; при дневной - небо. При съемке на цифровую камеру проверяйте себя, просматривая сразу после съемки гистограмму снимка. Для просмотра отснятых снимков всегда используйте режим "засветка". Если позволяет камера, сохраняйте снимки в формате RAW, и по возможности все преобразования кривых и уровней делайте на этапе импорта RAW в ФШ. Всегда импортируйте в ФШ и обрабатывайте снимки в 16-битном формате (RGB-16), и конвертируйте их в 8-битный JPEG только после окончательной обработки. Ознакомьтесь с понятием "цветовое пространство"; фотографии для себя сохраняйте в пространстве Adobe RGB, для публикации в Интернете - в sRGB.
Шум . Фотография с пересветами и провалами - испорченная фотография, но почти пересвеченные или проваленные в темноту участки можно спасти, "вытащив" их средствами ФШ (наиболее удобен для этого фильтр "Shadow|Highlight"). Будьте внимательны! При этом легко нарваться на другие проблемы - ореолы вокруг темных участков снимка ("гало") и "шумы", которые выглядят, как мелкий цветной песок; они появляются и при съемке с высокой чувствительностью (ISO), особенно в цифровых фотоаппаратах с маленькой площадью матрицы. Эти шумы опять же можно "давить" средствами ФШ, например, фильтром "Reduce noise", но - смотри следующий пункт!
Градиент . Давя шумы неба фильтрами, следите за тем, чтобы они не преобразовались в цветные полосы с резкими границами. Это выглядит еще хуже, чем исходный шум.
Ореолы вокруг темных объектов , появляющиеся при "вытаскивании" из теней и при увеличении локального контраста (например, фильтрами "Shadow|Highlight", "High Pass", "Unsharp Mask"). Хотя они увеличивают контраст деталей, они зачастую лишают снимок глубины и естественности. Поэтому нужно очень осторожно обращаться с этими тремя фильтрами, а если ореолов не избежать - убирать их с помощью History Brush, клонирующей кисти в режиме "Darken" и т.д. - способов очень много, особенно при использовании слоев и масок.
Перешарп . Увеличивая резкость нечеткого снимка фильтрами ФШ "Sharpen" и "Unsharp Mask", легко перестараться. Слишком резкий снимок режет глаз, особенно, если эта резкость - не естественная, а "фотошопная".
Блюр . Противоположная крайность - часто для того, чтобы скрыть недостаточное качество снимка или дефекты объекта (например, неровности кожи при портретной съемке), применяется блюр, или размытие. То, что получается в результате. профессионалы обычно называют "пластмассой" - то есть кожей, как у куклы Барби.
Виньетирование . Затемнение снимка по углам, является свойством некоторых объективов или результатом неправильного подбора бленды. Исправляется средствами ФШ ("Lens Correction - Vignette" или просто 3-5% кисточкой в режиме "Luminosity").
Дисторсия . Искажение формы предметов, при котором прямоугольник приобретает форму выпуклой или вогнутой подушки или "бочки". Является свойством многих объективов, особенно широкоугольных и объективов с переменным "зумом" (фокусным расстоянием, увеличением). При съемке городских пейзажей визуально дисторсия увеличивается, если объектив камеры направлен не параллельно земле, а под наклоном. Дисторсия легко убирается в ФШ фильтром "Lens Correction", но будьте внимательны! После этой операции качество снимка падает, "замыливается". Кроме того, за дисторсию легко принять перспективные искажения, и, убрав их, лишить снимок глубины и объема.
Хроматическая аберрация . Появление на границах предметов цветных полос. Ну… В ФШ есть средства для корректирования этого дефекта, но проще сменить оптику.
Горизонт посередине . Вот тут мы подходим непосредственно к компоновке снимка. Самое главное: старайтесь без особенных причин не размещать доминирующие объекты вашего снимка близко к границам кадра или к вертикальным и горизонтальным линиям, проходящим через центр кадра. Если вы будете следить за этим, то, скорее всего доминанты вашей фотографии (а доминантами могут быть линия горизонта, шпиль Петропавловской крепости, или ваша подруга на фоне чего-то там очень живописного) окажутся на расстоянии примерно 1/3 или 2/3 от границы снимка, и правило золотого сечения будет более-менее выполнено. Если хотите, возьмите линейку и отмерьте не одну треть, а 3/8 или 5/8 - это более точное приближение к золотому сечению. А если у вас есть штангенциркуль - воспользуйтесь им, чтобы разделить кадр в пропорции 0,38197:0,61803, и тогда к вам уже точно никто не придерется:-) Правда, при этом возникает вопрос - от какой именно точки объекта съемки отмерять это магическое расстояние? Традиционный рецепт - попробовать найти на объекте съемки области, к которым больше всего притягивается взгляд. Это могут быть: точки пересечения образующих контур линий, глаза на лице человека, определенные области женской фигуры… в общем, читайте литературу:-) И помните, что это правило - не бином Ньютона (справка: фамилию Ньютон носил не только признанный мастер эр...тической фотографии, но и еще один английский ученый в XVII веке), и его можно нарушить, если вам это нужно. Например, снимая симметричное здание, или отражение собора в спокойной воде, или модель, принявшую намеренно симметричную позу, - не бойтесь поместить эти объекты в центр снимка.
Параллельные линии . Старайтесь не допускать появления рядом с границами кадра линий, параллельных или (что еще хуже) почти параллельных этим границам. Толстый ствол дерева или бордюр мостовой могут испортить фотографию. Подумайте о кадрировании, используйте рамки или искусственное виньетирование, чтобы скрыть такие дефекты.
Обрезанные фигуры . Следите, чтобы в ваш кадр не влезло пол-человека (если, конечно, вы не снимаете первомайскую демонстрацию). Ни в коем случае не обрезайте человеку на портрете ступни, кисти, верх головы (если это не крупный план). Надо резать - так режьте руки по плечи, а ноги - по колени или бедра. Всегда оставляйте пространство сверху вокруг объектов, а при съемке движущихся объектов - пространство в направлении движения.
Вспышка в лоб . Не снимайте портреты со вспышкой! Для портретной съемки существуют отражатели, рассеиватели, экраны и пр., а о науке правильной постановки света написаны целые книги, пересказать которые здесь невозможно - и пока Вы их не прочитали, просто никогда не включайте вспышку. А если Вы все же хотите снять портрет, не имея никакого оборудования - попробуйте сделать это в светлой комнате днем в момент, когда солнце спрячется за облаком. Или соорудите простейший осветитель из мощной лампы и выложенного фольгой изнутри зонтика, и дополнительно направьте на объект рассеянный свет от пары оклеенных фольгой картонок. Старайтесь, чтобы свет подчеркивал объем - но чтобы при этом на лице не было бы ни резких теней, ни ярких бликов.

Прочие очевидные глупости:

Не публикуйте снимки любимых подруг, детей и собак, не подумав, какие эмоции они вызовут у зрителя. Поверьте, чаще всего - совсем не те, что у вас!

Не впихивайте в снимок больше, чем он может вместить, не комкайте пространство;

Помните, что количество объектов, которые может одновременно воспринять мозг зрителя, ограничено тремя-пятью;

Не загоняйте все значимые и контрастные объекты в один угол снимка;. помните о равновесии. Если сомневаетесь - мысленно повесьте снимок на гвоздик и посмотрите - не перекосило ли его?

Не позволяйте главному объекту потеряться на пестром фоне;

Не фотографируйте городскую архитектуру с собой. любимым, крупным планом посередине (или хотя бы никому не показывайте такие снимки);

Не выставляйте в сети снимки, которые не помещаются в окошко браузера сразу и по ширине и по длине;

Не ужимайте jpeg-картинки до появления артефактов;

Не разгоняйте до рези в глазах цветовую насыщенность снимка, "чтобы было еще красивше";

Если есть возможность НЕ применять какую-нибудь ФШ-операцию - НЕ применяйте ее. Помните, что главное достоинство фотографии - ее достоверность. Комбинируя разные детали и эффекты ФШ, можно получить очень красивые картинки - но зачем? Они утратят главное - они не будут фотографией.

Не снимайте, если не знаете точно, зачем вы это делаете.А всем, кто хочет прочитать хорошее полноформатное пособие по фотографии - с удовольствием рекомендую книгу "Фотосъемка. Универсальный самоучитель" Дмитрия Кораблева; пока что ее можно найти в Сети.

Помните, что все приведенные и здесь, и в любых других пособиях советы являются не более, чем советами, а законы композиции не являются такими универсальными законами природы, как, скажем, законы сохранения энергии и массы - а следовательно, их можно и нарушить. Главное, чтобы вы всегда точно знали, с какой целью вы их нарушаете!И последний совет. Построив композицию снимка, нарушив все возможные законы, и объяснив себе, зачем вы это сделали, спросите себя - а сможет ли ваша фотография донести вашу мысль и ваши чувства до зрителя? И что на самом деле зритель увидит в вашем снимке?

Многие начинающие фотографы бывают разочарованы своими результатами, просматривая отснятый материал после многочасовой съемки. В начале занятий фотографией каждый человек неминуемо сталкивается с большим количеством испорченных и неудачных фотографий. Но такие ошибки – это не повод расстраиваться. Наоборот, они являются наиболее эффективным способом повышения своего мастерства.

Часто во время съемки начинающий фотограф зацикливается на главном объекте и совершенно не обращает внимания, что происходит на заднем фоне или вокруг него, как влияет освещение на фотографию и на другие не менее важные детали. Это приводит к довольно глупым ошибкам, которые становятся очевидными только после того, как фотограф получает готовые снимки. В этой статье мы попробуем предостеречь от наиболее распространенных ошибок начинающих фотографов и поговорим о том, как избежать подобных ошибок в будущем.

В большинстве случаев ошибки случаются тогда, когда фотограф просто пренебрегает общепринятыми правилами съемки. Вместо того, чтобы получать заслуженное удовольствие от просмотра отснятых фотографий, он вынужден горько разочаровываться, глядя на откровенно неудавшиеся снимки. Итак, какие же ошибки наиболее часто совершают начинающие фотографы? Перечислим основные:

  • Искажение или завал линии горизонта
  • Неправильная компоновка кадра и ошибки в композиции
  • Потеря главной темы на фотографии
  • Размытые снимки или нечеткость объектов на фотографии
  • Вспышка в лоб при портретной съемке
  • Эффект красных глаз
  • Недоэкспонированные и переэкспонированные фотографии
  • Появление шума на фотографии
  • Чрезмерное увлечение средствами постобработки

На самом деле эти классические ошибки время от времени допускают не только новички, но даже и опытные фотографы. Теперь остановимся на них более подробно.

Зачастую в композиции снимка присутствует горизонтальная линия, которая является доминирующей. Начинающие фотографы обычно снимают в соответствии со своим внутренним подсознательным вдохновением, порой, не обращая внимания на небольшой наклон фотоаппарата. Это оборачивается неудачными снимками, на которых линия горизонта оказывается заваленной в сторону, вследствие чего объект съемки смотрится так, как будто он катится с горы. Линию горизонта действительно можно очень легко потерять и она сместится в сторону при съемке. Особенно такая проблема актуально при съемках на море. Важно всегда располагать горизонтальную линию в кадре ровно, пользуясь для этого индикаторами видоискателя или ЖК-дисплеем.


Еще одна распространенная ошибка новичков – расположение линии горизонта строго посередине снимка. Это портит общее восприятие изображения. Не стоит таким образом делить кадр на ровные горизонтальные или вертикальные части. Правильным шагом будет смещение линии горизонта немного вверх или вниз в зависимости от того, что фотограф хочет запечатлеть на снимке (небо или землю). Старайтесь не размещать доминирующие объекты съемки, на которые нужно сделать акцент, близко к границам кадра, либо к вертикальным и горизонтальным линиям, которые проходят через центр кадра.

Неправильная компоновка кадра

На снимках, сделанных начинающими фотографами, очень часто можно заметить «обрезанные» краем кадра части тела людей, предметов или достопримечательностей. Нередко в кадре можно увидеть фонари или деревья, буквально «растущие» из людей. На заднем плане также можно лицезреть чьи-то обрезанные наполовину головы. Таких ошибок в компоновке кадра, конечно, нужно избегать.


Правило достаточно простое – во время съемки нужно отсеять все лишнее, что мешает созданию гармоничной композиции. Если же человек или объект съемки не умещается в кадр полностью, то «обрезать» изображение следует только выше колен или выше локтей, но ни в коем случае не в районе кистей рук или ступней, чтобы человек на фотографии не выглядел инвалидом с ампутированными конечностями. При компоновке кадра и создании композиции следует также исключить появления рядом с границами кадра линий, параллельных его границам. Начинающему фотографу не следует портить фотографию подобными композиционными решениями, портящими фотографию. Нужно всегда помнить о равновесии отдельных элементов изображения.

Потеря главной темы на фотографии

Это довольно типичная ошибка, которая происходит вследствие удаленности главного объекта съемки или нагромождения в кадре различных деталей. В частности, потеря главной темы на снимке встречается при съемке человека на фоне какой-либо достопримечательности, когда фотограф отходит на некоторое расстояние от объекта съемки, чтобы здание или архитектурное сооружение полностью влезло в кадр. Это приводит к тому, что достопримечательность хорошо видна в кадре, а снимаемый на ее фоне человек нет.


Перед нажатием кнопки спуска начинающий фотограф должен всегда спрашивать себя, что же будет главной темой кадра. В случае необходимости фотографу стоит попросить человека, которого он снимает, подойти поближе, чтобы в кадр вошел и сам человек, и достопримечательность. Также можно воспользоваться встроенной функцией изменения масштаба для приближения объекта.

Потеря темы на фотографии происходит и из-за чрезмерного количества разнообразных деталей (пейзажи, достопримечательности, люди и т.д.), которыми фотограф буквально нагромождает изображение. В результате, становится непонятным, что конкретно автор хотел продемонстрировать на фотографии. Старайтесь придерживаться выбранной темы при создании кадра, убирая все не нужные детали.

Резкость

Размытые и смазанные изображения – часто встречающееся явление. Безусловно, существуют ситуации, когда размытость придает изображению дополнительную изюминку, но все же главный объект снимка должен быть всегда резким – это классическое правило в фотографии. При портретной съемке лучше всего фокусироваться по глазам человека, а не по каким-либо другим деталям. При этом окружающая обстановка не должна быть резкой, чтобы можно было выделить главный объект съемки. Пейзажная или ландшафтная съемка, в свою очередь, требует того, чтобы передний план отличался резкостью.


Смазывание или размытие изображения чаще всего происходит вследствие дрожания камеры в руках фотографа или движения объекта съемки. В современных цифровых фотокамерах реализована способность минимизировать этот эффект дрожания, но если объект съемки неподвижен, то лучшим вариантом будет использование штатива, обеспечивающего физическую устойчивость фотоаппарата.

Использование штатива особенно актуально при съемке в условиях недостаточного освещения – в темноте или в сумерках. Отсутствие штатива можно компенсировать только одним — как можно более плотно и хорошо зафиксировать камеру в своих руках. При съемке движущихся объектов, чтобы фотографии не оказались смазанными, стоит воспользоваться специальным режимом «Спорт», в котором выдержка сводится к минимуму.

Вспышка в лоб

Распространенная ошибка при портретной съемке – это яркая вспышка в лицо. Она мгновенно делает лицо на фотографии абсолютно неестественным и плоским. Поэтому лучше при съемке портретов не использовать вспышку. Для получения качественных портретных снимков Вам потребуется рассеянный свет, который можно создать при помощи разнообразных экранов, отражателей и рассеивателей. Самый простой способ создать рассеянный свет – это использование белого листа бумаги, от которого свет будет отражаться на объект съемки. Следует стремиться к тому, чтобы на лице человека не было теней или ярких бликов.

Эффект красных глаз

Эффект красных глаз на фотографии возникает вследствие использования вспышки в темном помещении или в условиях недостаточного освещения, когда свет от вспышки просто отражается сетчаткой глаз снимаемого человека. Как бороться с этой проблемой, портящей снимок? Первое решение приходит на ум само собой – отказаться от использования вспышки. Если же условия освещения не позволяют отказаться от применения вспышки, то можно попросить человека, которого Вы снимаете, не смотреть прямо в объектив. Либо установить вспышку таким образом, чтобы световой поток не «бил» ему прямо в глаза. Чтобы избежать нежелательного эффекта красных глаз, можно также использовать встроенную функцию «красные глаза», имеющуюся во многих современных цифровых фотоаппаратах.

Недоэкспонированные и переэкспонированные фотографии

Начинающие фотографы в силу недостатка опыта и практики не слишком хорошо умеют управлять освещением. Дело не только в умении правильно построить световую схему при съемке, но и в точном понимании физических законов, обуславливающих поведения света в той или иной ситуации. Вследствие этого возникает такая проблема, как недоэкспонированные и переэкспонированные фотографии.

Недоэкспонированные или недодержанные снимки означают, что фотография не получила достаточного количества света и, в результате, получилась слишком темной. Причиной этому является недостаточная выдержка. Если она выставлена неправильно, то снимок получается затемненным. Увеличьте тот промежуток времени, в течение которого источник света поступает в объектив камеры, и все будет нормально. Если снимать приходиться в помещении при тусклом свете, то помимо работы с выдержкой рекомендуется воспользоваться дополнительным источником света в виде, например, освещения из окна или лампы. Слишком большое расстояние между фотографом и объектом также нередко приводит к недоэкспонированным фотографиям. В этом случае нужно просто сократить дистанцию.

Обратная сторона медали – это переэкспонированные или передержанные фотографии. Они получаются при очень ярком освещении или излишней засветке вспышкой. Цвета на фотографии становятся размытыми и блеклыми, рассмотреть отдельные детали на изображении очень трудно. Снимок приобретает слишком светлые или слишком темные участки, что портит общую картину. Если Вы снимаете в яркий солнечный день, то старайтесь найти тенистые места и никогда не фотографируйте против света. Источник света должен находиться за спиной фотографа или сбоку, чтобы свет падал на снимаемый объект, а не шел прямо в объектив фотокамеры.

При съемке со вспышкой не стоит подходить к снимаемому объекту на слишком близкую дистанцию. Следует помнить о том, что любое изображение состоит из чередования участков света и тени, которые не должны быть абсолютно белыми и абсолютно черными. Важно избегать пересветов и провалов в черноту. Для этого нужно научиться правильно подбирать экспопару в зависимости от конкретной съемочной ситуации. Практикуйтесь подбирать значения выдержки и диафрагмы просто на лету.

Шум на фотографии

Цифровой шум на фотографии выглядит как мелкий цветной песок. Такой неприятный эффект проявляется при съемке с высокой светочувствительностью (ISO). Светочувствительность цифровых матриц сегодня такова, что можно вести съемку в самых разнообразных условиях. Однако нужно быть внимательным и не выставлять слишком высокие значения чувствительности ISO, что может привести к проявлению шума на снимке. Эти шумы в большинстве случаев можно удалить в процессе обработки фотографии средствами графического редактора. Но такая обработка может исказить снимок и замысел автора.

Чрезмерное увлечение средствами постобработки

Чрезмерное увлечение фотошопом и средствами постобработки – это актуальная проблема для большинства начинающих фотографов, пытающихся дополнительно «украсить» полученные снимки. Применять любые программные средства следует очень аккуратно. Помните, что лучшее – это враг хорошего. В попытках украсить снимок и избавиться от ряда мелких недостатков начинающий фотограф нередко забывается и увлекается самим процессом обработки, что приводит к совершенно обратному эффекту.

На снимке сразу начинают бросаться в глаза разнообразные «кричащие» эффекты, все детали выглядят искусственно и натянуто. Иногда фотографии «вылизываются» средствами графического редактора до такой степени, что теряется главный смысл снимка и получается просто красивая картинка, которая никому не интересна. Таким образом, если есть возможность не применять какие-либо функции графического редактора, то лучше действительно ими не пользоваться. Применение инструментов постобработки должно быть уместным и по делу.

Стоит упомянуть и об еще одной ошибке начинающих фотографов – это отсутствие в запасе еще одного аккумулятора для фотокамеры. Современная цифровая техника потребляет достаточно много энергии. Кроме того, на длительность заряда аккумуляторной батареи влияет температура воздуха и другие внешние факторы. Поэтому отправляясь с фотокамерой на многочасовую съемку, в длительную командировку или путешествие, убедитесь в том, что у Вас в запасе есть хотя бы один источник питания. Запасную батарею рекомендуется держать в тепле. Это может показаться излишним, но огромное количество фотографов упустило множество хороших снимков только из-за того, что аккумулятор цифровой камеры неожиданно оказался полностью разряженным.

Напоследок, полезный совет новичкам – избегайте бессмысленных и машинальных нажатий на кнопку спуска. Можно сделать тысячи снимков с помощью своей цифровой камеры, но так ничему и не научиться. Самое главное – это постоянная практика с напряженной работой мысли, когда фотограф ставит перед собой съемочную задачу и обдумывает способы ее решения. Стоит снимать как можно больше и в то же время анализировать каждую свою фотографию, чтобы приобретать новые знания и не совершать простых ошибок в будущем.

Научиться делать отличные кадры может каждый. Для этого даже не надо ходить на курсы и покупать дорогое оборудование - достаточно освоить основные правила построения фотокомпозиции. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию подборку базовых ошибок, которые совершает каждый второй начинающий фотограф. Учтите эти простые моменты при создании своих работ, тогда вы в разы повысите свое мастерство фотосъёмки.

Ошибка первая. Нет сюжетного центра.

У каждого фотоснимка должен быть свой сюжетный центр. На крупном портрете - это глаза модели; на фотографии, сделанной в полный рост, - её лицо. В отдельных случаях сюжетный центр может быть разделен и расположен в разных местах снимка. Но даже здесь важно проследить за тем, чтобы все составляющие композиции взаимодействовали друг с другом. В противном случае фотография получится захламленной, и зритель не поймет вашей задумки, так как главный объект потеряется в кадре.


При изучении уже сделанной фотографии вы поняли, что на ней присутствует не один, а несколько сюжетных центров? Ситуацию можно исправить с помощью функции кадрирования. Чтобы ею воспользоваться, вам нужно . В программе перейдите в меню «Композиция» и выберите одноименную опцию. С помощью рамки обозначьте границы обрезки. Если на фотографии запечатлен объект в движении, то оставьте место для маневра.


Ошибка вторая. Объект в центре кадра.

Если вам хочется создать яркий и динамичный снимок, то постарайтесь не размещать главный объект в центре кадра. С вероятностью в 95% фотография получится неповоротливой и скучной.



При проведении съемки вспомните о правиле золотого сечения. Мысленно разделите будущий кадр двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями. Места, где они пересекаются - это сильные точки, которые всегда привлекают взгляд. Постарайтесь поместить все важные объекты рядом с ними, тогда успех будет гарантирован.

Своевременно не задумались о расположении элементов в кадре? Не беда! Воспользуйтесь уже знакомой функцией кадрирования. В раскрывающем списке выберите подходящую сетку, а затем расположите ее на фото так, чтобы все важные элементы находились рядом с линиями.


Ошибка третья. Заваленный горизонт.

Этот досадный дефект периодически встречается в работах не только начинающих фотографов, но и профессионалов. Выявить его очень просто - линия горизонта на таких снимках расположена не параллельно нижней и верхней границе кадра, а уходит куда-то в сторону. Особенно ярко этот недостаток всегда виден на пейзажных фотографиях.



Предотвратить появление дефекта можно с помощью опции «Электронный уровень», которая встроена в большинство современных фотоаппаратов. Если же заваленный горизонт удалось обнаружить только постфактум при просмотре фотографий на ПК, то запустите «ФотоМАСТЕР». В меню «Композиция» выберите опцию «Геометрия». Включите сетку, а затем начните передвигать бегунок на шкале «Поворот» до тех пор, пока не выровняете горизонт.



При редактировании пейзажных фотографий проследите за тем, чтобы горизонт не находился точно посередине фото. Если небо выглядит эффектно, располагайте линию ниже, если же на фото выигрывает поле, то ее лучше сдвинуть вверх. Так вы сможете сделать акцент на более интересно части фотографии.

Ошибка четвертая. Невыгодные цветовые акценты.

Фотографии, на которых есть яркие цветные детали, всегда привлекают внимание. Но красочные элементы тоже могут сыграть с вами злую шутку. Удачным кадр можно назвать только в случае, если основные цвета контрастны друг другу. Например, на фото, сделанном на пляже, - это голубое небо и желтый песок. Если же на фотографии присутствуют нежелательные вещи других, более насыщенных цветов, то это может стать настоящей проблемой и очень сильно отвлекать внимание от вашей изначальной задумки.



В программе «ФотоМАСТЕР» вы можете приглушить или усилить любой оттенок. Для этого перейдите в меню «Улучшения» во вкладку «Цвета» > «Насыщенность». Для уменьшения насыщенности потяните бегунок на шкале нужно цвета влево, для усиления - вправо.



Если изменения затронули не только нежелательный предмет, то перейдите в меню «Ретушь» и воспользуйтесь инструментом «Корректор». Мышкой выделите предмет, а затем убавьте его насыщенность.


Конечно же, это далеко не полный список ошибок, которые могут испортить любую, даже, казалось бы, самую гениальную идею. Но учитывая эти простые моменты, вы сможете сделать ещё один шаг на пути к созданию профессиональных фотокадров, а «ФотоМАСТЕР» поможет вам в этом. Установите софт и убедитесь, и создание идеальных кадров - это проще, чем кажется на первый взгляд.

::

На этот раз поговорим о позировании. Позирование может вызывать стресс и вообще выводить из себя, тем более, когда у вас есть так много вещей, о которых приходится думать во время съемки: оборудование, настройки, освещение, общение с клиентом…
Между прочим, это ваша задача - придумать позы, которые бы выглядели креативно, и показывали вашу модель в самом лучшем виде. Изучив базовые элементы позирования и доведя владение ими до автоматизма, вы сможете сосредоточиться на более интересных и творческих вещах.

12 распространенных ошибок позирования, и как их избежать

Итак, обсудим 12 рецептов, как избежать типичных ошибок. Советы для женщин применимы в равной степени при фотосъемке невесты, старшеклассницы, модели или матери семейства. Также и советы для мужчин годятся и для моделей, и для выпускников школ, и для солидных бизнесменов.

Женщины. Ошибка №1 – Складки кожи на шее

Как избежать

Не важно, полная женщина или худая. Не важно, молодая она или пожилая. Если ее тело повернуто от вас, и она смотрит в вашу сторону через плечо, весьма вероятно, на ее шее образуется солидный набор складок.

Складки кожи / морщины не беспокоят некоторых фотографов, но они волнуют меня, и могут не порадовать ваших клиентов. Есть несколько простых советов. Можно

  1. попросить сильнее повернуть в вашу сторону верхнюю часть тела и плечи (особенно, ближнее к вам), так что складки станут менее выражены;
  2. разместить точку съемки не сзади, а сбоку, тогда вашей модели не нужно будет так сильно поворачивать голову; наконец
  3. скрыть складки кожи за волосами.

Женщины. Ошибка №2 – «Квадратные» плечи

Как избежать

Как правило, следует избегать снимков, на которых плечи женщины параллельны плоскости снимка. Плечи - наиболее широкая часть тела, а ваша задача «уменьшить» его ширину, творчески подбирая позу.

Напротив, небольшой поворот плеч «поведет» взгляд зрителя в кадр и привлечет внимание к лицу. Это правило легко можно нарушать, но при этом следует действовать очень осторожно, особенно, если ваша модель комплексует по поводу своего тела.

Женщины. Ошибка №3 – «Аршин проглотила»

Как избежать

Есть старое, как мир, правило - «Если что-то гнется, согните это». Прямые руки, ноги, голова и торс обычно выглядят грубо и непривлекательно на снимках как взрослых женщин, так и подростков. Стоит ваша модель, сидит или лежит, попробуйте слегка согнуть локти и колени, наклонить голову, подать тело вперед, расслабить пальцы рук.

Женщины. Ошибка №4 – Неуклюжий вид при съемке стоя

Как избежать

Женщины (особенно, среднего возраста) зачастую неудачно встают при съемке портретов в полный рост и в 3/4. Начните с простой, привлекательной позы, а затем небольшими смещениями рук, головы и точки съемки сможете получить серию кадров.

Базовая поза: модель стоит слегка повернувшись от направления съемки; ближняя к фотографу нога направлена на камеру или чуть внутрь и слегка согнута в колене, вес тела смещен к дальней. В результате получим правильный поворот коленей, бедер и плеч. Пусть теперь она слегка наклонится вперед (в талии) - этим мы добьемся более привлекательного вида верхней части тела и области подбородка.

Большинство женщин инстинктивно отклоняется от камеры. Научите их всегда делать наоборот.

Женщины. Ошибка №5 – Руки «приклеены» к телу

Как избежать

Никогда не позволяйте женским рукам прижиматься к телу. Это попросту некрасиво. Особенно, если одежда с короткими рукавами или без рукавов. Конечно, как я уже говорила, нет правил без исключений. Так и тут (очень худая модель, снимок, преследующий особые художественные цели и т.п.). Главное, помните, что для большинства женщин на планете это правило справедливо.

Большинство женщин инстинктивно прижимают к телу верхнюю часть рук, а мы хотим сделать всё, что в наших силах, чтобы руки не выглядели толстыми и непривлекательными. Чтобы заставить слегка согнуть руки в локтях и отвести их от тела, можно предложить:

  • положить руки на бедра,
  • засунуть их в карманы (задние или передние),
  • закинуть за голову,
  • держать какой-либо предмет (букет, элемент одежды и т.п.),
  • сцепить пальцы за спиной или
  • опереться на стену.

Женщины. Ошибка №6 – Съемка с нижней точки

Как избежать

Исключая художественные креативные кадры, лучше всего фотографировать женщин с высоты роста или, лучше, несколько сверху. Съемка с верхней точки, особенно на крупном плане, уменьшает двойной подбородок, делает лицо более худым, а на улице создает великолепный свет в глазах модели.

Мужчины. Ошибка №7 – Съемка парней в «женских» позах

Как избежать

Всё просто. Парни хотят выглядеть круто. Точка. Современная тенденция - отказ от слащавых поз в пользу естественных и подчеркнуто мужественных. Учтите это. В наше время, парни-старшеклассники волнуются перед сессией также, если не больше, чем их ровесницы.

Простые советы: съемка с нижней позиции; голова слегка наклонена вверх или вниз, чтобы подчеркнуть уверенность в себе; ноги расставлены, независимо, стоит персонаж или сидит; плечи - в плоскости кадра, чтобы выглядели широкими и более мужественными (особенно, у подростков); руки скрестить на груди или сунуть в карманы.

Дети. Ошибка №8

Как избежать

При съемке детей младше 5 лет нужно просто понять, что они, скорее всего, не будут позировать. Ни за что. Вместо того чтобы заставлять, подкупать или ругаться, чтобы добиться желаемой позы, плывите по течению, делайте непринужденные кадры в моменты, когда малыш оборачивается в вашу сторону.

Шанс получить удачный кадр значительно возрастет, если вы сможете привлечь ребенка к процессу съемки и позволите помочь вам решить, как снимок должен будет выглядеть. Например, сыграйте в игру, когда сперва вы выбираете «позу», а потом он. Выбираете вы - выбирает он. Вы - он. Зачастую, предложенные детьми «позы» сопровождаются смехом, прыжками, беготнёй… и это замечательно.

Пары. Ошибка №9 – Упущенный «денежный снимок»

Как избежать

Не важно, сколько живописных, романтических кадров будет сделано в день обручения или на свадьбе, скорее всего, вы пропустите по крайней мере один «денежный снимок». Вы его знаете: жених и невеста стоят рядом и улыбаются, глядя в камеру. Польстите обоим, сдвинув их поближе, так чтобы она слегка склонилась к его плечу, а его рука не прижималась плотно к телу. И пусть оба слегка подадутся вперед.

Новорожденные. Ошибка №10 – Съемка с риском для жизни

Как избежать

Хорошо, заголовок выглядит чересчур драматичным. Но невозможно преувеличить значение безопасности при работе с новорожденными. Существует несколько популярных поз (малыш в ладонях, висящий в тканевом «гамаке» и т.п.), зачастую опасных для ребенка. Единственный безопасный способ получить такие кадры - съемка с ассистентом и/или фотомонтаж. При монтаже несколько частей сцены объединяются с помощью Photoshop.

Семья. Ошибка №11 – Мама спереди или с краю

Как избежать

Если мать семейства не чувствует, что выглядит прекрасной и стройной, снимок будет в ее глазах неудачным. Всегда, всегда, всегда угождайте маме. Поместите ее по центру, но сзади семейной группы. Избегайте расположения перед другими членами семьи или сбоку группы (особенно, если пользуетесь широкоугольным объективом).

Семья. Ошибка №12 – Головы на одной линии

Как избежать

Простейший способ создать привлекательную композицию группового снимка - исключить расположение голов на одной линии. Напротив, чередуйте персонажей разного роста или постройте их так, чтобы они зрительно образовали треугольник.