Кто придумал тест на IQ? Кто придумал тест.

Соберись, сейчас тебе предстоит пройти самый короткий в мире тест оценки интеллекта! Называется он Cognitive Reflection Test (CRT), то бишь проверка когнитивной рефлексии. Придумал его профессор Йельского университета Шейн Фредерик, чтобы оценивать, насколько человек способен воспринимать сложное, которое на первый взгляд кажется простым.

Итак, поехали!

Вопрос 1

Бейсбольная бита и мяч вместе стоят 1 доллар 10 центов. Бита дороже мяча на 1 доллар. Сколько стоит мяч?

Вопрос 2

5 машин за 5 минут производят 5 штуковин. Сколько времени понадобится 100 машинам, чтобы произвести 100 штуковин?

Вопрос 3

Пруд зарастает кувшинками. Каждый день их площадь удваивается. Целиком озеро зарастет за 48 дней. За сколько дней цветы поглотят половину его поверхности?

А теперь правильные ответы

Ответ 1

Сколько у тебя получилось - 10 центов? Как у большинства торопыг, которые сочли себя слишком умными для такого простого вопроса. Рассуди сам: если бы мяч в самом деле стоил 10 центов, а бита - на доллар дороже, тогда она одна стоила бы доллар десять, а это суммарная стоимость предметов. На самом деле цена мяча - 5 центов.

Ответ 2

Поддался искушению и на автомате ответил «100»? Напрасно, вопрос-то был с подвохом. В действительности сотне машин для производства сотни штуковин потребуется столько же времени, что и пяти агрегатам для сотворения пяти фиговин. То есть 5 минут. От перемены количества машин время изготовления штуковин не меняется!

Ответ 3

О, сколько их - тех, кто ответил «24 дня» - кануло в Лету! Ты тоже? Не печалься, этот вопрос - вершина теста. Давай рассуждать логически: если каждый день площадь зарослей удваивается, то половину поверхности пруда они займут за сутки до истечения 48-дневного срока, потребного цветам, дабы покрыть водоем полностью. То есть за 47 дней.

Знаменитый IQ. Коэффициент интеллекта, оценка умственных способностей, сравнение показателей интеллектуального развития по сравнению со среднестатистическим … Кто же придумал эту страшную штуку, которая одних выставляет высокоразвитыми интеллектуалами, а других – умственно отсталыми и недалекими личностями? Кто придумал этот «великий и ужасный» тест на IQ?

Как и истории всех великих изобретений и открытий, история создания теста на IQ имеет несколько действующих лиц, вложивших свой вклад в эту системы оценки интеллекта.

Большинство современных психологов будут утверждать, что придумал этот тест и начал применять на практике в 50-е годы прошлого столетия известный английский психолог Ганс Айзенк. И отчасти будут правы. Действительно, тест Айзенка (вернее его восемь вариантов) пользуется наибольшей популярностью и известностью в мире. Американскую систему оценки кандидатов при приеме на работу уже невозможно представить без прохождения теста Айзенка на IQ.

Однако, сам термин – коэффициент интеллекта придумал и ввел в обращение немецкий психолог и философ Уильям Штерн в 1912 году. А впервые использован на практике термин IQ и сам коэффициент IQ был в 1916 году.

Но, первым психологом, который в 1905 году предложил использовать для оценки интеллектуальных способностей тестирование на основе определения уровня образования, был французский юрист и психолог Альфред Бине. Кстати, эта идея пришла ему в голову из гуманных и практических соображений. Во Франции, в начале прошлого века, умственное развитие детей определялось исключительно измерениями параметров черепа и субъективными оценками преподавателей. Бине предложил отбросить эти устаревшие методы и, совместно с коллегой Теодором Симоном, разработал первую в мире «шкалу умственного развития Бине-Симона». Которая была усовершенствована в 1916 году Уильямом Штерном и получила название "коэффициент интеллекта" или IQ (Intellect Quota).

Альфред Бине - французский юрист, увлекшийся психологией ребенка. С 1891 года он, работая в психологической лаборатории Сорбонны, серьезно изучает психологию и интеллектуальное развитие детей. Основу этой работы составляют экспериментальные наблюдения за учащимися начальной школы и … собственными дочерьми - Маргаритой (13-ти лет) и Армандой (12-ти лет). В 1905 году, для привлечения внимания к детской психологии, он основал свободное общество изучения ребенка. И в этом же году опубликовал статью «По поводу измерения интеллекта» в которой впервые предложил использовать систему тестирования интеллекта ребенка в зависимости от его возраста и уровня образования.

Уильям Льюис Штерн считается одним из первых психологов, который начал изучать развитие детей с точки зрения развития личностей. Следует отметить, что то время (а это всего лишь около ста лет назад) большинство психологов изучали только познавательные способности ребенка. Штерн первым из психологов признал первостепенную роль игр в развитии интеллекта и психики ребенка. И первым указал, что развитие ребенка идет индивидуально и может на некоторых этапах существенно отличаться от общепринятого уровня. Основы и этапы речевого развития детей так же предложены Штерном и являются базой современной психологической науки о развитии детей.

Ганс Юрген Айзенк. На самом деле родился и учился в Германии, причем во времена становления фашизма. Психологом стал почти случайно - после эмиграции в Великобританию не попал на выбранный физический факультет. Поэтому махнул рукой и … пошел на психологию. Известен своими гороскопами для руководства Третьего рейха, исследованиями психологических различий между представителями различных рас, статьями об избранных во главе человечества, жесткой до неприличия критикой Зигмунда Фрейда и прозвищем «человек-термометр». Именно желание все измерить и привело Айзенка к гениальной идее использовать систему тестирования детей Альфреда Бине и Уильяма Штерна для оценки интеллекта взрослых. Несмотря на то, что существует много различных вариантов измерения IQ, тесты Айзенка и сейчас остаются самыми известными и эффективными для взрослых.

Так кто же придумал тест на IQ? Каждый из вышеперечисленных ученых имеет право носить титул изобретателя этого теста. Альфред Бине придумал систему тестирования детей, Уильям Штерн усовершенствовал ее и дал официальное название, Ганс Айзенк разработал и применил тестирование интеллекта для взрослых и сделал тест на IQ одним из самых популярных в мире.

"Насколько вы обольстительны?", "Можно ли вам доверять?", "Способны ли вы на подвиг?" – подобными заголовками тестов пестреют газеты, журналы и даже сборники кроссвордов. Кто из нас хотя бы раз не проходил подобный тест и потом делился с близкими: "Представляешь, у меня оказывается утонченное чувство прекрасного", или недовольно отодвигал журнал: "Да ну, глупости это все. Какой же из меня деспот? Никогда не замечал...". И немногие задумываются, что тест в том виде, в котором он существует сейчас, был создан исключительно для потребностей психиатрии.

Слово "тест" происходит от английского "test" и означает "испытание, исследование", а корни тестирования (то есть проверки на пригодность к определенным функциям) теряются в глубокой древности. Уже три тысячи лет назад в Китае существовали системы приема на службу в армии, а у античных греков тестирование было спутником образования – оно использовалось для оценки физических и умственных навыков учеников. Во времена Средневековья европейские университеты ввели системы экзаменов. Основное развитие тестирования пришлось на ХІХ столетие, а тест в современном понимании появился в 30-х годах ХХ века.

"Отцом" теста считается американский психолог Джеймс Кеттел, который и ввел термин "интеллектуальный тест". После статьи Кеттела "Интеллектуальные тесты и измерения", опубликованной в 1890 году, термин приобрел безумную популярность, его начали употреблять в научных кругах, а сам процесс тестирования начал применяться разными лабораториями.

Эти тесты не были тестами в нашем понимании – вопрос с вариантами ответов. Тогдашние тесты больше напоминали лабораторные опыты, за один раз пройти тест мог лишь один человек. Но, несмотря на сложность выполнения, тесты приобретают безумную популярность, и в 1904 году Министерство образования Франции поручает врачу-психологу Альфреду Бине разработать тест, с помощью которого можно было бы отличить ленивых детей, которые имеют способности к учебе, и детей, которые страдали врожденными дефектами и не могли учиться в обычной школе.

Именно шкала Бине послужила основой для всех следующих тестов, она состояла из 30 заданий (тестов), упорядоченных по возрастанию сложности. Позже на ее основе будет создан знаменитый тест на определение коэффициента IQ – соотношения умственного возраста с возрастом фактическим. Шкала Стенфорд-Бине приобрела значительное распространение, в Америке были опубликованы несколько ее редакций. В своей последней редакции шкала Стенфорд-Бине и до сих пор используется для определения IQ.

Но тесты все еще оставались индивидуальными – они могли быть применены одновременно лишь к одному человеку – испытуемый либо отвечал устно, либо осуществлял какие-то действия с предметами. Коллективное тестирование, как и первая шкала Бине, тоже было создано на заказ. Когда в 1917 году США вступили в Первую мировую войну, перед американскими психологами возникла нелегкая задача: как можно быстрее отобрать и распределить полуторамиллионную армию рекрутов в разнообразные службы и училища. Специально созданный комитет поручил А.С. Отису разработать новые тесты – "Альфа" – для людей, которые владели английским языком, и "Бета" – для необразованных и иностранцев.

Новые тесты значительно упрощали процедуру тестирования: теперь тест могли проводить не только квалифицированные психологи, но и просто обученные процедуре тестирования люди. В 20-е годы в Америке начался самый настоящий тестовый бум. Ведь теперь каждый мог пройти тестирование и узнать, какую профессию он может получить, какие недостатки характера стоит скрывать, способности к какой профессии у него есть.

С развитием профессионального консультирования для деления персонала в промышленности и военном деле возникла потребность в дополнительной информации об особенностях психики человека. Так возникло новое направление в тестологии – тестирование особенных способностей. Стали появляться тесты механических, канцелярских, артистических способностей. Но, кроме профессиональных навыков и способностей, тестированию подлежали и другие, "неинтеллектуальные", аспекты поведения.

Тестирование личных качеств человека было основано еще в 1892 году психологом Е. Крепелином, который создал тесты на свободные ассоциации для исследования психических расстройств. И все же, первичным вариантом анкеты личности (листок для заполнения) считается листок личных данных Р.С. Вудвортса, разработанный в годы Первой мировой войны. Анкета предназначалась для выявления невротичных людей, не пригодных к военной службе. Тест содержал ряд вопросов о наличии симптомов невроза, а опрашиваемый отмечал прямо на анкете, есть они у него или нет. Результат получали путем подсчета указанных симптомов.

Также существовал другой способ выявления личных характеристик человека: тесты действия или ситуационные тесты. В таких тестах "подопытный" получает задания, цель которых ему непонятна (помните знаменитое: "какую дорогу ты выберешь – шоссе, горную тропу или лесную тропинку – так ты и идешь по жизни"). Другой вариант – задания точно описывают ежедневные ситуации для выявления индивидуальной реакции на стандартный раздражитель (например: "когда вы опаздываете на работу, вы: паникуете, немного нервничаете, храните покой?").

Когда мы впопыхах листаем журнал к странице с тестами, мы вряд ли осознаем, что даже самый простой тест – это тщательная работа команды психологов и социологов. Мы не знаем имен творцов тестов, которые помогают нам избавиться от неприятных черт характера или глупых привычек, но никогда не упустим возможность пройти тест даже по пятому разу – а вдруг результат изменяться к лучшему?

Единственный совет: не стоит слишком доверять результатам тестов. Каким бы не был результат, помните, что разрабатывался тест не для вас лично, а для всех людей сразу. Поэтому разница между результатом и реальным положением вещей могут быть достаточно значительными, и не стоит огорчаться! Напротив – это еще одно подтверждение того, что вы – уникальная личность, и у вас все выйдет!

При написании статьи использовались материалы изданий:

  • А.Г. Шмелев и коллектив Основы психодиагностики: уч. пособие для студентов педагогических ВУЗов. - Москва, Ростов-на-Дону: "Феникс", 1996. - 544с.
  • Анастази А. Психологическое тестирование: пре. с англ. / под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. - М.: Педагогика, 1982
  • Фото:
Валентина Павленко,
специально для проекта Хотите перепечатать...?

Знаменитый IQ. Коэффициент интеллекта, оценка умственных способностей, сравнение показателей интеллектуального развития по сравнению со среднестатистическим … Кто же придумал эту страшную штуку, которая одних выставляет высокоразвитыми интеллектуалами, а других – умственно отсталыми и недалекими личностями? Кто придумал этот «великий и ужасный» тест на IQ?
Как и истории всех великих изобретений и открытий, история создания теста на IQ имеет несколько действующих лиц, вложивших свой вклад в эту системы оценки интеллекта.
Большинство современных психологов будут утверждать, что придумал этот тест и начал применять на практике в 50-е годы прошлого столетия известный английский психолог Ганс Айзенк. И отчасти будут правы. Действительно, тест Айзенка (вернее его восемь вариантов) пользуется наибольшей популярностью и известностью в мире. Американскую систему оценки кандидатов при приеме на работу уже невозможно представить без прохождения теста Айзенка на IQ.
Однако, сам термин – коэффициент интеллекта придумал и ввел в обращение немецкий психолог и философ Уильям Штерн в 1912 году. А впервые использован на практике термин IQ и сам коэффициент IQ был в 1916 году.
Но, первым психологом, который в 1905 году предложил использовать для оценки интеллектуальных способностей тестирование на основе определения уровня образования, был французский юрист и психолог Альфред Бине. Кстати, эта идея пришла ему в голову из гуманных и практических соображений. Во Франции, в начале прошлого века, умственное развитие детей определялось исключительно измерениями параметров черепа и субъективными оценками преподавателей. Бине предложил отбросить эти устаревшие методы и, совместно с коллегой Теодором Симоном, разработал первую в мире «шкалу умственного развития Бине-Симона». Которая была усовершенствована в 1916 году Уильямом Штерном и получила название "коэффициент интеллекта" или IQ (Intellect Quota).
Альфред Бине — французский юрист, увлекшийся психологией ребенка. С 1891 года он, работая в психологической лаборатории Сорбонны, серьезно изучает психологию и интеллектуальное развитие детей. Основу этой работы составляют экспериментальные наблюдения за учащимися начальной школы и … собственными дочерьми — Маргаритой (13-ти лет) и Армандой (12-ти лет). В 1905 году, для привлечения внимания к детской психологии, он основал свободное общество изучения ребенка. И в этом же году опубликовал статью «По поводу измерения интеллекта» в которой впервые предложил использовать систему тестирования интеллекта ребенка в зависимости от его возраста и уровня образования.
Уильям Льюис Штерн считается одним из первых психологов, который начал изучать развитие детей с точки зрения развития личностей. Следует отметить, что то время (а это всего лишь около ста лет назад) большинство психологов изучали только познавательные способности ребенка. Штерн первым из психологов признал первостепенную роль игр в развитии интеллекта и психики ребенка. И первым указал, что развитие ребенка идет индивидуально и может на некоторых этапах существенно отличаться от общепринятого уровня. Основы и этапы речевого развития детей так же предложены Штерном и являются базой современной психологической науки о развитии детей.
Ганс Юрген Айзенк. На самом деле родился и учился в Германии, причем во времена становления фашизма. Психологом стал почти случайно — после эмиграции в Великобританию не попал на выбранный физический факультет. Поэтому махнул рукой и … пошел на психологию. Известен своими гороскопами для руководства Третьего рейха, исследованиями психологических различий между представителями различных рас, статьями об избранных во главе человечества, жесткой до неприличия критикой Зигмунда Фрейда и прозвищем «человек-термометр». Именно желание все измерить и привело Айзенка к гениальной идее использовать систему тестирования детей Альфреда Бине и Уильяма Штерна для оценки интеллекта взрослых. Несмотря на то, что существует много различных вариантов измерения IQ, тесты Айзенка и сейчас остаются самыми известными и эффективными для взрослых.
Так кто же придумал тест на IQ? Каждый из вышеперечисленных ученых имеет право носить титул изобретателя этого теста. Альфред Бине придумал систему тестирования детей, Уильям Штерн усовершенствовал ее и дал официальное название, Ганс Айзенк разработал и применил тестирование интеллекта для взрослых и сделал тест на IQ одним из самых популярных в мире.

Наверное, сегодня не такого человека, который хотя бы раз не слышал о таком понятии, как тест Алана Тьюринга. Вероятно, большинство, в общем, далеко от понимания, что собой представляет такая система тестирования. Потому остановимся на ней несколько подробнее.

Что такое тест Тьюринга: основная концепция

Еще в конце 40-х годов прошлого столетия очень многие ученые умы занимались проблемами первых компьютерных разработок. Именно тогда один из членов некой негосударственной группы Ratio Club, занимавшейся исследованиями в области кибернетики, задался совершенно логичным вопросом: можно ли создать машину, которая бы думала, как человек, или, по крайней мере, имитировала его поведение?

Нужно ли говорить, кто придумал тест Тьюринга? По всей видимости, нет. За первоначальную основу всей концепции, которая и сейчас актуальна, был взят следующий принцип: сможет ли человек в течение некоторого времени общения с неким невидимым собеседником на совершенно разные произвольные темы определить, кто перед ним - реальный человек или машина? Иными словами, вопрос заключается не только в том, чтобы сымитировать машиной поведение реального человека, но и выяснить, может ли она думать самостоятельно. Без сомнения, до сих пор этот вопрос остается спорным.

История создания

Вообще, если рассматривать тест Тьюринга как некую эмпирическую систему определения «человеческих» возможностей компьютера, стоит сказать, что косвенной основой для его создания послужили любопытные высказывания философа Альфреда Айера, которые он сформулировал еще в 1936 году.

Сам Айер сравнивал, так сказать, жизненный опыт разных людей, и на основе этого выразил мнение, что бездушная машина не сможет пройти ни один тест, поскольку мыслить не умеет. В лучшем случае это будет чистой воды имитация.

В принципе, так оно и есть. Для создания мыслящей машины одной имитации мало. Очень многие ученые в качестве примера приводят братьев Райт, которые построили первый самолет, отказавшись от тенденции имитировать птиц, которая, кстати сказать, была свойственна еще такому гению, как Леонардо да Винчи.

Истрия умалчивает, знал ли сам Алан Тьюринг (1912-1954) об этих постулатах, тем не менее в 1950 году он составил целую систему вопросов, которая могла бы определить степень «очеловеченности» машины. И надо сказать, эта разработка и сейчас является одной из основополагающих, правда, уже при тестировании, например, компьютерных ботов и т. д. В реальности же принцип оказался таковы, что пройти тест Тьюринга удалось лишь нескольким программам. И то, «пройти» - сказано с большой натяжкой, поскольку результат тестирования никогда не имел показателя 100 процентов, в лучшем случае - чуть более 50.

В самом же начале своих исследований ученый использовал собственное изобретение. Оно получило название «тест-машина Тьюринга». Поскольку все беседы предполагалось ввести исключительно в печатном виде, ученый задал несколько основных директив по написанию ответов, таких как перемещение печатной ленты влево или вправо, печать определенного символа и т. д.

Программы ELIZA и PARRY

Со временем программы стали усложняться, а две из них в ситуациях, когда применялся тест Тьюринга, показали ошеломляющие на то время результаты. Таковыми стали ELIZA и PARRY.

Что касается «Элизы», созданной в 1960 году: исходя из вопроса, машина должна была определить ключевое слово и на его основе составить обратный ответ. Именно это позволяло обманывать реальных людей. Если такого слова не оказывалось, машина возвращала обобщенный ответ или повторяла один из предыдущих. Однако прохождение теста «Элизой» до сих пор остается под сомнением, поскольку реальных людей, которые общались с программой, изначально подготавливали психологически таким образом, чтобы они заранее думали, что разговаривают с человеком, а не с машиной.

Программа PARRY несколько похожа на «Элизу», но была создана для имитации общения параноика. Что самое интересное, для ее тестирования были использованы настоящие пациенты клиник. После записи стенограмм бесед в режиме телетайпа их оценивали профессиональные психиатры. Лишь в 48 процентах случаев они смогли правильно оценить, где человек, а где машина.

Кроме того, практически все тогдашние программы работали с учетом определенного промежутка времени, поскольку человек в те времена соображал намного быстрее машины. Сейчас - наоборот.

Суперкомпьютеры Deep Blue и Watson

Достаточно интересными выглядели разработки корпорации IBM, которые не то чтобы мыслили, но обладали невероятной вычислительной мощностью.

Наверное, многие помнят, как в 1997 году суперкомпьютер Deep Blue выиграл 6 партий в шахматы у тогдашнего действующего чемпиона мира Гарри Каспарова. Собственно, тест Тьюринга применим к этой машине весьма условно. Все дело в том, что в нее изначально было заложено множество шаблонов партий с невероятным количеством интерпретации развития событий. Машина могла оценивать порядка 200 миллионов позиций фигур на доске в секунду!

Компьютер Watson, состоявший из 360 процессоров и 90 серверов, выиграл американскую телевикторину, обойдя по всем параметрам двух других участников, за что, собственно, и получил 1 миллион долларов премии. Опять же, вопрос спорный, поскольку в машину были заложены невероятные объемы энциклопедических данных, а машина просто анализировала вопрос на предмет наличия ключевого слова, синонимов или обобщенных совпадений, после чего давала правильный ответ.

Эмулятор Eugene Goostman

Одним из самых интересных событий в этой области стала программа одессита Евгения Густмана и российского инженера Владимира Веселова, ныне проживающего в США, которая имитировала личность 13-летнего мальчика.

7 июня 2014 года программа Eugene показала свои возможности в полном объеме. Интересно, что в тестировании приняли участие 5 ботов и 30 реальных людей. Только в 33% случаев из ста жюри смогло определить, что это компьютер. Дело тут в том, что задача осложнялась тем, что у ребенка интеллект ниже, чем у взрослого человека, да и знаний поменьше.

Вопросы теста Тьюринга были самыми общими, правда, для Юджина (Euegene) были и некоторые конкретизированные вопросы о событиях в Одессе, которые не могли остаться незамеченными ни одним жителем. Но ответы все равно заставляли думать, что перед жюри ребенок. Так, например, на вопрос о местожительстве программа ответила сразу. Кода был задан вопрос, находился ли собеседник такого-то числа в городе, программа заявила, что не хочет об этом говорить. Когда собеседник попытался настаивать на разговоре в русле того, что именно произошло в этот день, Юджин открестился тем, что заявил, мол, вы и сами должны знать, чего ж его-то спрашивать? В общем, эмулятор ребенка оказался на редкость удачным.

Тем не менее это все-таки эмулятор, а не мыслящее существо. Так что восстание машин не состоится еще очень долго.

Обратная сторона медали

Напоследок остается добавить, что пока предпосылок для создания мыслящих машин в ближайшем будущем нет. Тем не менее если раньше вопросы распознавания относились именно к машинам, теперь то, что ты не машина, приходится доказывать практически каждому из нас. Посмотрите хотя бы на ввод капчи в Интернете для получения доступа к какому-то действию. Пока считается, что еще не создано ни одно электронное устройство, способное распознать искореженный текст или набор символов, кроме человека. Но кто знает, все возможно…