Античные философы о роли женщины в греческом обществе. Женщины и философия в античности Туллия д’Арагона: самая некрасивая куртизанка Италии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный университет приборостроения и информатики

Великие женщины-философы

исторический личность женщина философ ученый

Выполнил:

студент 2 курса, группы ТИ-7

Савостьянов Евгений Геннадьевич

Проверил:

Профессор, доктор философских наук

Новиков Анатолий Степанович

Москва 2011 г.

Введение

3. Мэри Шелли (1797-1851)

4. Ханна Арендт (1906-1975)

6. Симона Вейль (1909-1943)

7. Айрис Мердок (1919-1999)

Заключение

Список литературы

Введение

На сегодняшний день известно немало исторических личностей, внесших свою лепту в великие вехи становления мира. И, безусловно, среди них нельзя обойти стороной женщин. Я предлагаю ознакомиться в моем реферате с некоторыми историческими персонами. Эта тема является очень актуальной на сегодняшний день, так как о женщинах внесших свой вклад известно очень мало. На протяжении долгого времени считалось, будто они неспособны к занятиям живописью, а Росальбу Каррьера и Артемизию Джентилески считали исключением. Объяснимо, что до тех пор, пока живопись подразумевала выполнение фресок в церквях, для женщин считалось непристойным лазить в юбках по строительным лесам, равно как и руководить мастерской с тридцатью подмастерьями. Но как только стала развиваться мольбертная живопись, появились и женщины-художницы. Просто женщин поставили в определенные рамки, выходя из которых они становились изгоями и уничтожались.

Я перелистал три имеющиеся на сегодняшний день философские энциклопедии, и не встретил там упоминания ни об одной женщине-философе, за исключением Гипатии. И дело не в том, что за всю нашу историю не было женщин, размышлявших о бытие и мироздании. Просто мужчины-философы предпочли их забыть, прежде, возможно, приписав себе все их философские изыскания, потому что религия не одобряла никаких действий женщин, ну если конечно они не связана с домашними заботами и уходу за детьми. Но женщин, решивших идти другой дорогой, ждала ужасная участь. Некоторых стригли в монахини как, например ученицу Абеляра, Элоизу, кого-то насильно отдавали замуж и не давали и рта открыть, потому что в библии сказано, что женщина в покорности жить, а некоторых убивали, как Гипатию, по подозрению в колдовстве и другой ереси, христианские священники.

Нам сейчас очень трудно во всем этом разобраться, так как историю можно подправить в нужную сторону, и еще не известно кого на самом деле сжигали священнослужители под предлогом колдовства, может это и были те самые великие женщины-философы, или женщины-математики, или женщины - художники.

В любом случае до нас дошли сведения о некоторых из них. В данном реферате я ознакомлю Вас с краткой биографией и основными трудами этих удивительных женщин, судьба которых неповторима.

1. Гипатия Александрийская (370-415)

Гипамтия (Ипамтия) Александримйская (370--415) -- женщина-учёный греческого происхождения, философ, математик, астроном. Преподавала в Александрии; схоларх Александрийской школы неоплатонизма.

Биография

Образование Гипатия получила под руководством своего отца, Теона Александрийского, принадлежавшего к числу учёных Александрийской школы. Около 400 года Гипатия была приглашена читать лекции в Александрийскую школу, где заняла одну из ведущих кафедр -- кафедру философии. Преподавала философию Платона и Аристотеля; также преподавала математику, занималась вычислением астрономических таблиц. Написала комментарии к сочинениям Аполлония Пергского и Диофанта Александрийского, которые до нас не дошли. Потому что гипатия имела огромное влияние на главу города, префекта Ореста. Это обстоятельство вызывало постоянные трения с епископом Кириллом (впоследствии канонизированным), почему христианская община считала Гипатию виновной в возникшей в итоге смуте. В 415 году группа парабалан-сторонников епископа, напала на Гипатию и убила её. Имя Гипатии занесено на карту Луны.

Основные труды

Гипатия, как считается, изобрела или усовершенствовала некоторые научные инструменты: дистиллятор (прибор для получения дистиллированной воды), ареометр (прибор для измерения плотности жидкости), астролябию (инструмент для астрономических измерений, усовершенствовав астролабон Клавдия Птолемея) и планисферу (плоскую подвижную карту неба). Многие работы, приписываемые Гипатии, как считается, написаны в сотрудничестве с её отцом Теоном. Наиболее известны работы:

Ш комментарий к 13-й книге «Арифметики» Диофанта;

Ш редакция третьей книги комментариев Теона к «Альмагесту» Птолемея;

Ш редакция комментариев Теона к «Началам» Евклида;

Ш комментарии к «Коникам» Аполлония Пергского;

Ш «Астрономический канон».

2. Екатерина Сиенская (1347-1380)

Святая Екатеримна Сиемнская (устар. Катарина Сьенская, итал. Caterina da Siena; урождённая Катерина ди Бенинкаса, 25 марта 1347 года, Сиена -- 29 апреля 1380 года, Рим) -- терциарка доминиканского ордена, итальянская религиозная деятельница и писательница позднего Средневековья, оставившая множество писем и мистическое сочинение «Диалоги о Провидении Божьем». Занималась активной политической и миротворческой деятельностью, способствовала возвращению пап в Рим из Авиньонского пленения, убедив Григория XI перенести Святой Престол обратно в Италию. Вела чрезвычайно аскетический образ жизни и имела видения, из которых особо известны мистическое обручение и стигматизация. Причислена к лику святых Католической церковью, является одной из самых почитаемых святых женщин в католицизме, признана одной из трёх женщин-Учителей Церкви.

Биография

Дочь ремесленника из Сиены, младший ребёнок в принадлежавшей к среднему классу большой семье (она была 25-м ребёнком) красильщика Якопо ди Бенинказы (Giacomo di Benincasa, ум. 22 августа 1368 года) и моны Лапы ди Пьяченти (Lapa di Puccio di Piacenti), дочери ремесленника, изготовлявшего лемеха для плугов и одновременно писавшего вирши. Её отец был обеспеченным человеком, и вся семья жила в собственном доме, где размещалась мастерская -- в квартале Фонте Бранда (Fonte Branda). Она родилась в этом доме в день Благовещения и одновременно Вербного Воскресения -- 25 марта, который также был первым днем сиенского Нового года. Имела умершую во младенчестве сестру-близнеца Джованну. Кроме того, её родители взяли в дом 10-летнего мальчика-сироту, по всей видимости, родственника мужа Николетты (сестры Екатерины), звавшегося Томмазо делла Фонте (fra Tommaso della Fonte), который впоследствии стал монахом-доминиканцем и первым исповедником Екатерины.

Она обладала веселым и деятельным характером. В возрасте семи лет, по собственному позднему рассказу, решила посвятить свое девство. Когда в августе 1362 года неожиданно умерла её любимая сестра Бонавентура, это подкрепило её устремления. Её семья принуждала девушку к браку начиная с её 12-го дня рождения, но Екатерина посвятила себя Господу, обрезав свои волосы, «которыми она так много нагрешила и которые так возненавидела». За непокорство родители заставили её заниматься всей работой по дому, но в конце концов, по рассказу жития, они застали её молящейся. Увидев, как к ней на голову спускается голубь, они поняли, что это знак её предназначения и перестали ей препятствовать.

По некоторым указаниям, Екатерина потеряла нескольких братьев и сестёр во время эпидемии чумы 1374 года, и это развило в ней острое чувство человеческого сострадания. Она посвятила себя каждодневной заботе о больных и бедных, занималась общественными делами. Затем она занялась не только сестринской, но и миссионерской деятельностью. Известна описанная ею самой история, как она помогла прийти к Господу приговорённому к смертной казни Николо ди Тульдо из Перуджи (Сиена, 1373, июнь; казнь -- 15 октября 1379). Также в числе житийных историй следует упомянуть изгнание ею из умирающей монахини - мантеллатки Пальмерины демонов, с которыми та заключила пакт.

Сочинения

Джованни ди Паоло изображает Екатерину с её обычными атрибутами -- в монашеском одеянии и с лилией в руках.

Долгое время была неграмотной (считается, что она чудесным образом научилась писать во время своего пребывания в Пизе в 1377 году, а читать её обучили в молодости, вскоре после принесения обетов). Все свои сочинения диктовала ученикам.

Ш “Письма» (1370-80; итал. Lettere), всего 381 письмо.

Ш «Книга божественной доктрины» -- Диалоги о Провидении Божьем, или Книга божественного учения (1377-78; итал. Dialogi de providentia Dei; Libro della Divina Dottrina), представляющая собой изложение бесед, которые святая вела с Богом в мистическом экстазе.

Ш «Молитвы» (итал. Orazioni), всего 26-27 молитв. Екатерина не диктовала их, но поскольку она часто их повторяла, ученики их вслед за ней записали. Большинство из них относится к римскому периоду 1378-80 гг.

3. Мэри Шелли (1797-1851)

Мэмри Шемлли (30 августа 1797, Лондон -- 1 февраля 1851, Лондон) -- английская писательница и философ.

Известна как жена поэта-романтика Перси Шелли* Перси Биши Шелли (англ. Percy Bysshe Shelley; родился 4 августа 1792, графство Суссекс -- 8 июля 1822, утонул в Средиземном море между Специей и Ливорно) -- один из величайших английских поэтов XIX в. Основное произведение «Франкенштей, или современный Прометей». и как автор книги «Франкенштейн, или Современный Прометей».

Биография

Мэри Шелли родилась в Лондоне, Англия, в семье известной феминистки, преподавательницы и писательницы Мэри Уолстонкрафт и не менее известного либерального философа, журналиста-анархиста и атеиста Уильяма Годвина. Её мать умерла при родах, и отец, вынужденный опекать Мэри и её единокровную сестру Фанни Имлай, вскоре женился снова. Под его руководством Мэри получила великолепное образование, что было редкостью для девушек того времени. Она встретила Перси Шелли, такого же вольнодумца и радикала, как и её отец, когда Перси и его первая жена Гарриет посетили дом и книжный магазин Годвинов в Лондоне. Перси был несчастлив в браке и стал посещать Годвинов более часто (и один). Летом 1814 года он и Мэри, которой тогда было только 16, полюбили друг друга. Они сбежали во Францию вместе со сводной сестрой Мэри, Клэр Клэрмонт. Это был второй побег поэта, так как он уже сбегал вместе с Гарриет тремя годами раньше. Возвратившись несколько недель спустя, молодая пара была поражена тем, что Годвин не захотел их видеть.

Утешением для Мэри стали её работы и Перси, который стал, несмотря на разочарование и трагедию, любовью всей её жизни. Перси также был более чем удовлетворён своей спутницей в первые годы. Он радовался тому, что Мэри могла «чувствовать поэзию и понимать философию» -- хотя она, также как и до неё Гарриет, отказалась от его предложения разделить её с его другом Томасом Хоггом. Таким образом Мэри поняла, что верность Перси идеалам свободной любви всегда будет конфликтовать с его внутренним стремлением к «настоящей любви», о которой он писал во многих своих стихах. Умерла Мэри Шелли от злокачественной опухоли мозга 1 февраля 1851 года

В мае 1816 года Мэри Годвин, Перси Шелли и их сын ездили в Женеву с Клэр Клэрмонт. Они собирались провести лето с поэтом лордом Байроном, результатом отношений Клэр с которым стала её беременность. Они прибыли на место 14 мая 1816 г., а Байрон присоединился к ним только 25 мая вместе с врачом и писателем Джоном Уильямсом Полидори. В это время Мэри Годвин просит обращаться к ней как к миссис Шелли. В деревне с названием Колоньи, рядом с Женевским озером, Байрон снимал виллу, а Перси Шелли -- более скромный дом, зато прямо на берегу. Они проводили время за творчеством, катанием на лодке и ночными беседами. Помимо многочисленных тем для разговоров, речь зашла об экспериментах философа и поэта Эразма Дарвина, жившего в XVIII веке. Считалось, что он занимался вопросами гальванизации (в то время термин „гальванизация“ означал не создание металлических покрытий электрогальваническим способом, а воздействие электрическим током на мертвый организм, которой вызывало сокращение мышц и видимость оживления), и осуществимости возвращения мертвого тела или разрозненных останков обратно к жизни. Даже ходили слухи, что он всё-таки смог оживить мёртвую материю. Сидя у камина на вилле Байрона, компания развлекалась также чтением немецких рассказов о привидениях. Это натолкнуло Байрона на предложение о том, чтобы каждый из них написал собственный «сверхъестественный» рассказ. Вскоре после этого, во сне Мэри Годвин привиделась идея о написании Франкенштейна:

«Мне привиделся бледный учёный, последователь оккультных наук, склонившийся над существом, которое он собирал воедино. Я увидела омерзительного фантома в человеческом обличии, а потом, после включения некоего мощного двигателя, в нем проявились признаки жизни, его движения были скованы и лишены силы. Это было ужасающее зрелище; и в высшей степени ужасающими будут последствия любых попыток человека обмануть совершенный механизм Творца».

Основные произведения.

Ш Последний человек

Ш Франкенштейн, или современный Прометей

Ш Матильда

Ш Фолкнер

1. Франкенштейн, или Современный Прометей - роман, который можно назвать родоначальником научно-фантастической художественной литературы. Роман был написан Мэри Шелли в 18 лет, и был впервые издан в 1818-м году в Лондоне, анонимно. Под своим именем Мери Шелли опубликовала роман только в 1831-м году.

2. Елистратова А. Предисловие //Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей. М., 1965. С.3-23;

4. Ханна Арендт (1906-1975)

Хамнна Амрендт (англ. Hannah Arendt; 14 октября 1906, Линден, Ганновер, Германская империя -- 4 декабря 1975, Нью-Йорк, США) -- известный немецко-американский философ, политолог и историк, основоположник теории тоталитаризма.

Биография

Родилась в еврейской семье выходцев из России Пауля Арендта и Марты Кон в Линдене (Ганновер, Германия), выросла в Кёнигсберге.

Получила образование в Марбургском, Фрайбургском и Гейдельбергском университетах, училась у Мартина Хайдеггера и К. Ясперса.

Перед приходом к власти нацистов бежала во Францию, а затем из оккупированной Франции в 1941 году -- в Нью-Йорк.

Преподавала во многих университетах США.

Была замужем за Гюнтером Андерсом* *Гюнтер Андерс (нем. Gьnther Anders; 12 июля 1902, Бреслау, под именем Гюнтер Штерн (нем. Gьnther Stern), Германская империя -- 17 декабря 1992, Вена, Австрия) -- австрийский писатель, философ немецко-еврейского происхождения, активный участник всемирного антиядерного и антивоенного движения. (1902--1992), они женились в Берлине в 1929 году и развелись в 1937 году. Второй раз замужем за Генрихом Блюхером** **Генрих Блюхера (29 января 1899 - 30 октября 1970) был немецкий поэт и философ. (Heinrich Blьcher.).

Основные труды.

Ш Истоки тоталитаризма (The Origins of Totalitarianism, 1951).

Ш Ситуация человека (The Human Condition, 1958).

Ш О революции (On Revolution, 1963; русский перевод).

Ш Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме (Eichmann in Jerusalem: A Report on the Banality of Evil, 1963).

5. Роза Люксембург (1871-1919)

Ромза Люксембумрг (5 марта 1871, Замосць, Царство Польское, Российская империя -- 15 января 1919, Берлин) -- одна из наиболее влиятельных деятелей немецкой и европейской революционной левой социал-демократии, теоретик марксизма, философ, экономист и публицист. Одна из основателей антивоенного Союза Спартака и Коммунистической партии Германии.

Биография

Люксембург родилась 5 марта 1871 года в Польше, в городе Замосце, восточнее Люблина. Она была пятым ребёнком в буржуазной еврейской семье (отец был коммерсантом). Окончила женскую гимназию в Варшаве. В гимназии проявила себя как блестящая ученица.

В 1889 г., скрываясь от преследований полиции за участие в польском революционном подполье «Пролетариат», эмигрировала в Швейцарию, где продолжила образование. Изучала в Цюрихском университете политическую экономию, юриспруденцию, философию и вела революционную пропаганду среди студентов, участвовала в работе кружка польских политических эмигрантов, положившего начало революционной социал-демократии Польши, вела борьбу против Польской социалистической партии (ПСП). Здесь она повстречалась с социалистом Лео Йогихесом (Тышка).

В 1893 г. Роза вместе с Тышкой, Мархлевским, Варским и др. участвовала в основании социал-демократической партии Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ) и возглавила её печатный орган «Справа роботнича». И в этот же период она вела ожесточенную борьбу с Польской социалистической партией (ПСП), хотя Плеханов и Энгельс относились к этой борьбе далеко не одобрительно.

В 1897 г. Роза защитила кандидатскую диссертацию «Промышленное развитие Польши», затем переехала в Германию. Для того, чтобы получить немецкое гражданство, ей пришлось оформить фиктивный брак с немецким подданным. Больше ни в каких браках Роза не состояла и детей не имела. Вскоре она стала видной фигурой крайне левого крыла германской социал-демократической партии. Роза проявила себя как талантливый журналист и оратор. Многократно и подолгу сидела в польских и немецких тюрьмах. Она общалась с Плехановым, Бебелем, Лениным, Жоресом, вела с ними полемику.

Находясь летом 1906 г. в Финляндии, написала брошюру «Массовая забастовка, партия и профсоюзы» (1906, в русском переводе -- «Всеобщая забастовка и немецкая социал-демократия», 1919), в которой обобщала опыт русской революции и формулировала в свете этого опыта задачи герм. рабочего движения. Брошюра получила высокую оценку Ленина.

В годы перед войной Люксембург окончательно рвет не только с официальным центром, но и с Каутским. В течение ряда лет она возглавляет леворадикальную оппозицию в партии.

В годы между Первой русской революцией и мировой войной Люксембург начала уделять внимание росту империализма. В течение нескольких лет она вела курсы экономики в партийной школе германской социал-демократической партии. Её монументальная работа «Накопление капитала» (1913 года) содержит ряд ошибочных положений и выводов, положивших впоследствии начало так называемому "люксембургианству". Ещё накануне войны, в 1913 году, за речь против милитаризма Люксембург была приговорена к году тюрьмы. С самого начала войны она начинает свою революционную агитацию против войны, возглавляя группу «Интернационал». Во время войны вместе с К. Либкнехтом основала «Союз Спартака».

В 1916 году была арестована и заключена в тюрьму. Там ею написана под псевдонимом «Юниус» знаменитая брошюра «Кризис социал-демократии», в которой она теоретически предвосхитила полное разложение II Интернационала и создание III Интернационала. По освобождении из тюрьмы Люксембург вместе с Либкнехтом руководит в декабре 1918 года учредительным съездом компартии. Вдохновлявшийся ею центральный орган партии и до сих пор является образцом для эпохи бурного темпа политической борьбы. Будучи (как и Либкнехт) против свержения шейдемановского правительства, ввиду слабости компартии, Люксембург, тем не менее, приветствует начавшееся выступление берлинских рабочих в начале января 1919 г. Выступление подавили отряды фрайкора под руководством Г. Носке; арестованные Либкнехт и Люксембург были убиты конвойными по дороге в тюрьму Моабит 15 января 1919 г. По свидетельству капитана Пабста, который допрашивал Розу Люксембург, её увезли из отеля «Эден», где проводился допрос, забили прикладами, выстрелили в висок и сбросили в Ландверский канал. Тело было найдено в июне, похоронена Роза Люксембург 13 июня 1919 года. По словам историка Исаака Дойчера, с убийством Люксембург «свой последний триумф праздновала кайзеровская Германия, и первый -- нацистская».

Основные труды

Ш «Социальная реформа или революция» (1899)

Ш «Массовая стачка, партия и профсоюзы» (1906)

Ш «Накопление капитала» (1913),

Ш «Кризис социал-демократии» (1916)

Ш «Анти-критика» (1916)

Ш «Русская революция. Критическая оценка слабости» (1922, посмертно).

6. Симона Вейль (1909-1943)

Симомна Вейль, также Вайль (3 февраля 1909, Париж, Франция -- 24 августа 1943, Эшфорд, Кент, Великобритания) -- французский философ и религиозный мыслитель. Сестра математика А. Вейля.

Биография.

Окончила Высшую нормальную школу, где изучала философию и классическую филологию. После окончания преподавала философию и была сторонницей марксизма, троцкизма и анархизма. В 1934--1935 она, чтобы узнать жизнь пролетариата, была разнорабочей на автомобильных заводах и писала в левой прессе о тяжёлых условиях труда. В 1936--1939 участвует в Гражданской войне в Испании на стороне республиканцев. Успехи Франко и вмешательство сталинского руководства СССР в дела республиканцев нанесли тяжёлый удар её мировоззрению. Она разочаровывается в идеях социализма и коммунизма. В 1938 на Страстной неделе Вейль, бывшая еврейкой и атеисткой, становится сторонницей христианства, хотя не только не стала воцерковлённой прихожанкой, но даже и не крестилась, видя своё призвание в том, чтобы доказать, что можно быть христианкой вне церкви. Во время Второй мировой войны жила в доминиканском монастыре в Марселе и была участницей Сопротивления, в 1942 бежала в Англию, где примыкала к «Свободной Франции» Ш. де Голля и готовила для неё радиопередачи, хотя во многом и не разделяла убеждения де Голля. Во время войны в знак сочувствия к узникам нацизма ограничила потребление пищи до уровня пайка в гитлеровских концлагерях. Это привело её к преждевременной смерти от сердечной недостаточности, осложнённой туберкулёзом.

Основные труды

Ш Сердцевина радости

Ш Любовь к Богу и несчастье.

Ш Тяжесть благодать

Ш Укорение. Письмо к лирику.

7. Айрис Мердок (1919-1999)

Айрис Мёрдок (англ. Jean Iris Murdoch; 15 июля 1919, Дублин -- 8 февраля 1999, Оксфорд) -- английская писательница и философ. Лауреат Букеровской премии, лидер по числу попаданий в число финалистов (short list) Букера (шесть раз).

Биография

Родилась в англо-ирландской семье. Изучала классическую филологию в Оксфордском университете (1938--1942) и философию -- в Кембриджском (1947--1948). Преподавала философию в Оксфорде. Там же в 1956 вышла замуж за Джона Бейли, профессора английской литературы, писателя и художественного критика, с которым прожила около 40 лет. Детей у писательницы не было.

Мёрдок написала 26 романов и является автором философских и драматических произведений. Дебютом Мёрдок в литературе стал роман 1954 года «Под сетью». В 1987 году ей было присуждено звание Дамы Командора ордена Британской империи. В 1995 году Айрис Мердок пишет свой последний роман «Дилемма Джексона», который был принят критиками довольно холодно. Последние годы жизни писательница боролась с болезнью Альцгеймера. Айрис Мёрдок умерла 8 февраля 1999 года в доме престарелых.

Айрис Мердок многими признается одним из лучших романистов XX века и признанным классиком современной литературы.

О жизни писательницы в 2001 году был снят фильм «Айрис», где роль Айрис исполнили Кейт Уинслет и Джуди Денч. Обе актрисы за свои роли были номинированы на премию «Оскар».

Архив бумаг Айрис Мёрдок собран в библиотеке Университета Айова.

Основные работы

В данном разделе указаны ее основные работы по философии. У Айрис также есть романы, пьесы и стихи.

Ш Сартр: Романтический Рационалист / Sartre: Romantic Rationalist (1953).

Ш Суверенитет добра / The Sovereignty of Good (1970).

Ш Пламя и Солнце / The Fire and the Sun (1977).

Ш Метафизика как путеводитель по морали / Metaphysics as a Guide to Morals (1992).

Ш Экзистенциалисты и мистики / Existentialists and Mystics (1997).

Заключение

В итоге своего исследования я сделал вывод, что во многих источниках практически не упоминается о женщинах философах до XX века, но с того момента, когда церковь начинает терять свой авторитет, появляется много женщин способных заниматься наукой. Конечно, открытий, которые сделали мужчины больше, но женщины доводили эти открытия до совершенства. Как говорили древние: «Мужчина может размышлять о бесконечности, а женщина придавать ей смысл». И это все из-за того, что у мужчин хорошо развит инстинкт соперничества, им нужно как можно быстрее завоевать новую территорию и продвинуться дальше, чтобы их соперник не смог захватить ее первый. А уж потом на этой территории появляются женщины, которые обустраивают эту территории для того, чтобы по возвращении, мужчина увидел совершенство той, которая довела до совершенства то, что он захватил.

Я надеюсь, что мой реферат помог Вам узнать что-то новое.

Список литературы

1. Еремеева А.И. Гипатия -- дочь Теона: Земля и Вселенная, 1970, № 1.

2. Полисфен. Под звёздами Александрии. -- Киев: Содружество «Сердце», 1990. -- 40 с.

3. Карла Казагранде. Женщина под покровительством // История женщин. Молчание Средних веков. СПб, 2009. С. 105.

4. Ангелика Крогман. «Симона Вейль, свидетельствующая о себе».

5. Елистратова А. Предисловие //Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей. М., 1965. С. 3-23;

6. Троцкий Л., Мученики Третьего Интернационала М., 1979.

7. Негт О., Роза Люксембург М., 1982.

8. Лукач Г., Роза Люксембург как марксист -- глава из книги.

9. Мердок А., Биография. М., 2001.

10. Материалы из свободной интернет энциклопедии «Википедия».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Краткая биография и взгляды на устройство мира таких выдающихся философов Древней Греции как Платон Афийский, Аристотель Стагирский, Аристарх Самосский и Архимед, а также анализ их основных открытий. Значение создания механического небесного глобуса.

    реферат , добавлен 31.01.2010

    Исследование жизни женщин в Древнем Египте с точки зрения социального, правового положения, причастности к политике, религии, искусству. Отношение к женским божествам в древнеегипетском обществе. Карьера женщины. Женщины на троне в период Нового Царства.

    дипломная работа , добавлен 24.11.2014

    Участие женщин в военных операциях в период Второй мировой. Великие подвиги женщин, удостоившихся звания Героя Советского Союза: Зоя Космодемьянская, Анеля Кживонь, Екатерина Зеленко, Людмила Павличенко, Марина Чечнева, Галина Петрова, Лидия Литвяк.

    презентация , добавлен 11.03.2012

    Роль и положение женщины в семье и в браке. Положение афинской женщины в социуме. Детали жизни женщин в обществе, их участие в политической жизни на территории Спарты. Сравнение положения женщин в Афинах и Спарте. Проблемы уважения прав женщин.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2017

    Краткая биография Мартина Лютера Кинга - самого известного афроамериканского баптистского проповедника, лидера Движения за гражданские права чернокожих в США. Его речи и выступления, взгляды на роль религии, отношение к политике, отказ от насилия.

    презентация , добавлен 27.10.2016

    Проблема участия женщин в защите Родины. Сравнительный анализ роли женщин на фронте и в тылу в годы Первой мировой и Великой Отечественной войны. Трудовой подвиг женщин советского тыла и на передовой. Определение степени участия их в обеих войнах.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2014

    Э. Гольдман: краткие вехи биографии. Гольдман о положении женщин в современном обществе. "Истинная" эмансипация женщин по воззрениям Э. Гольдман. Разработка урока по теме "Эмма Гольдман и ее взгляды на положение женщин и решение женского вопроса".

    дипломная работа , добавлен 24.06.2017

    Э. Гольдман: вехи биографии, ее анархистские идеи, политические воззрения и решение женского вопроса. Э. Гольдман о положении женщин в современном обществе. "Истинная" эмансипация женщин. Деятельность Гольдман по организации женского движения в США.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2017

    Политико-правовой статус женщины в обществе XIX века, новые тенденции в образовании и факторы социализации женщин. Женская благотворительность как форма проявления социальной активности. История становления движения за гендерное равноправие в России.

    дипломная работа , добавлен 03.06.2017

    Роль женщины в обороне Советского Союза. Создание авиационных частей из летчиц-добровольцев. Обучение женщин искусству снайперской стрельбы в частях и соединениях действующей армии. Боевые и трудовые подвиги советских женщин на фронте и в тылу страны.

Дёмин Р.Н. Петершуле .
Женщины и философия в античности.
“Скажи мудрости: “ты сестра моя!” и разум назови родным твоим”.
Книга Притчей Соломоновых. 7,4.

Считается, что в нашем городе с его “строгими ритмами классических колоннад, мрамором скульптур и богатейшими музейными коллекциям” легко вспоминать об античности.
Этот небольшой обзор сведений о женщинах и философии в античном мире возник из заметок, которые в свою очередь родились из педагогической практики. Очень часто среди учащихся возникает своеобразное соперничество между полами. И в связи с этим иногда на уроках истории философии среди задаваемых детьми вопросов звучит также вопрос: “ А вот женщины-философы, женщины-ученые в древности были?” Желая ответить на этот вопрос, я невольно стал обращать внимание на тот материал, который обычно остается за рамками историко-философских курсов. Постепенно материал стал разрастаться, требуя, пожалуй, не замечаний время от времени, а даже отдельного урока, посвященного этой крайне интересной (разумеется, не только в марте) теме.
Представляется очевидным, что стремление к мудрости не является прерогативой мужчины, данной ему от природы. Многообразны пути к мудрости, как и многообразны формы любви к ней. И, хотя обычно мужчины в поисках метафизических прозрений играли главную роль, но и среди женщин всегда были те, чьим украшением было, по выражению апостола, “не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде”.
Несомненно, что многие как интересующиеся античностью, так и относительно далекие от нее легко припомнят ряд женских имен, обычно всплывающих в памяти, когда говорится о спасительной красоте классического искусства.

Однако, если о греческих поэтессах (Сапфо, Миртида , Коринна, Телесилла, Праксилла и др.), подчас вступавших в состязания с известными поэтами и даже иногда побеждавшими их (так беотийская поэтесса Коринна одержал а пять побед в поэтических состязаниях с Пиндаром, поэтом, которого античный мир признал величайшим лириком), или о знаменитых сивиллах более или менее широко известно, то о женщинах, выступавших на поприще философской мысли, женщинах последовательницах той или иной философии известно гораздо меньше.
Начнем с истоков, с ранней греческой философии. Согласно одному из зачинателей биографического жанра в античности, ученику Аристотеля Аристоксену , в молодости учившемуся у пифагорейцев и написавшему не дошедшую, к сожалению, до нашего времени биографию Пифагора, Пифагор свое учение воспринял от Фемистоклеи Дельфийской .
Не подвергается сомнению факт существования женщин-пифагореек : Тимихи , Филтии, Биндако, Хилониды, Кратески леи и многих других. Некоторым из них даже приписывается создание сочинений (например, Теано ). Как отмечают исследователи, позднее в псевдопифагорейской литературе Теано ( так как она считалась либо дочерью Пифагора, либо дочерью Бронтина, одного из первых пифагорейцев) была чрезвычайно популярна и ей приписывалось множество сочинений, писем и нравоучительных высказываний.
Известно также, что в роли наставниц Сократа выступали загадочная мантинеянка Диотима , которую некоторые схолиасты древности называли мистериальным философом и пророчицей”, и знаменитая, одна из образованнейших женщин того времени, Аспасия , которой посвятили свои диалоги (так и озаглавленные “Аспасия”) философы Антисфен и Эсхин.
Беседе Аспасии с Сократом посвятил также свое полотно французский художник Н. Монсио (”Сократ у Аспазии”, 1801 г.). Бесспорно, надо отличать женщин, выведенных в качестве действующих лиц в философских диалогах, например, Платона (“Пир”), Фр.Шлегеля, А. Козлова (“Беседы с Петербургским Сократом”, Вл.Соловьева (“Три разговора”) от реальных женщин, исповедующих ту или иную философию и в той или иной степени участвующих в выработке философского знания.
Известной представительницей киренской школы, одной из сократических школ, была Арета , дочь Аристиппа - основателя школы. Получив знание философии от своего отца, она в свою очередь преподавала философию своему сыну, получившему прозвище Метродидакт (“Обученный матерью”).
Уместно вспомнить, что в Индии одна из первых значительных в истории индийской философии женщин-философов, дочь аристократа -кшатрия (жившая в середине 5 в. до н.э.), специализирующаяся на разработке каверзных вопросов представителям основных религиозно-философских течений того времени, также обучила своего сына Сабхию , ставшего впоследствии знаменитым диалектиком. Поэтому не вызывают удивления слова Страбона, который рассказывая об Индии и о ее философах, ссылаясь на Мегасфена, говорит о шраманах: “...у некоторых вместе с мужчинами занимаются философией и женщины...” Известно также, о существовании Бхадды , женщины, примкнувшей к джайнистам и долгое время побеждавшей в диспутах со знаменитыми авторитетами. Бхадда ходила из деревням и городам и вызывала на диспут желающих. Она втыкала веточку в насыпь и предлагала тому, кто отважится вступить с ней в спор, наступить на веточку. Если в течение недели желающих не находилось, то она перебиралась в другое место.
Однако вернемся к Древней Греции. Неудивительно появление женщины-философа среди представителей кинической школы, выступавшей за равенство женщин смужчинами.Гиппархии , жене киника Кратета, происходившей из богатой и знатной семьи, но ради любви бросившей все, случалось вступать в дискуссии смужчинамии - философами и с честью выходить победительницей. Трогательной любви Гиппархии и Кратета известный немецкий писатель 18 века Виландпосвятил роман в письмах.
Разумеется, следует помнить, что в античности наряду с такими, можно сказать, классическими определениями философии как: “философия есть любовь к мудрости, философия есть наука о сущем как таковом, философия есть наука о божественных и человеческих вещах, философия есть забота о смерти, философия есть уподобление богу в меру человеческих возможностей,философия есть искусство искусств и наука наук” существовали и другие. Например, в программу философского образования на некоторых этапах развития философского знания входило и управление государством и управление домашним хозяйством. Именно этому брался научить приходящих к нему знаменитый софист Протагор. И именно эта концепция философии нашла свое отражение у Сократа (сравни также пародирование этой концепции у Аристофана).
Сведения о женщинах античности, интересовавшихся философией, выступающих в роли хранительниц традиций или разрабатывавщих ее проблемы, мы встречаем не только в материалах пифагорейской, киренской и кинической школ. Известно, что знаменитая Академия Платона, где он вел свои философские занятия, была так популярна, что ее посещали и женщины, причем подчас переодевшись мужчинами, как сообщает об этом Диоген Лаэртский. Диоген Лаэртский указывает также, что две ученицы Платона (Ласфения из Мантинеи и Аксиофея из Флиунта) впоследствии (после смерти Платона) продолжали свое обучение у преемника ПлатонаСпевсиппа, ставшего схолархом Академиии после смерти великого философа .
Эта история с переодеванием заставляет вспомнить рассказ о том, как молодая афинянка Агнодика , желая изучать медицину у известного врача Герофила, вынуждена была остричь себе волосы и переодеваться в мужскую одежду. Когда ее тайна стала известна, врачи, несмотря на ее успешную медицинскую практику, подали жалобу в суд и только дружные протесты женщин, называвших судей врагами женщин, вынудили суд принять решение о праве женщин изучать медицину и заниматься врачеванием. Однако, как иногда отмечают, хотя это и вызывает сомнения, история античной медицины не сохранила больше ни одного имени женщины-врача.
Были женщины и среди интересовавшихся философией Эпикура (Леонтия,Фемиста и др.). С некоторыми из них он состоял в переписке. Среди женщин, исповедующих эпикурейскую философию,стоит отметить ревностную покровительницу эпикурейцев Плотину , жену императора Траяна.
Некоторые женщины являлись не только последователями той или иной философии, но и авторами сочинений, носящих философский характер.Так в перечне источников, которыми пользовался Диоген Лаэртский, один из важнейших наших источников информации о греческой философии, мы встречаем ссылки на работы Памфилы , жившей при императоре Нероне.Памфила, дочь грамматика Сотерида, прозванная “мудрой”, была автором обширных исторических и философских сочинений.
В связи с тем, что воспитанию девочек уделяли гораздо меньше внимания, чем воспитанию мальчиков, стоик Музоний Руф, живший во времена Нерона и Тиберия, одна из самых известных фигур того времени, осуждая эту традицию, написал даже сочинения “Должны ли девочки получать такое же образование, как мальчики?” и “Должны ли женщины заниматься философией?”.
Наиболее выдающиеся из женщин, видимо, считали, что должны и стремились превратить должное в сущее. Так, например, известно, что прославленная Клеопатра уделяла внимание философии и занималась философией с философом Филостратом Египетским. Не случайно позднее алхимическая традиция изображала царицу как посвященную в тайную философию и приписывала ей авторство одного из алхимических трактатов. Есть даже сведения, правда, носящие апокрифический характер, что Клеопатра, руководствуясь предписаниями Гиппократа, изучала процесс эмбрионального развития. Тема живо интересовавшая (хотя в ряде случаев по разным причинам) как философов, так и врачей, причем не только греческих, но и китайских и индийских мыслителей.
Можно, пожалуй, еще указать, что при дворе другой Клеопатры, царицы Армении, дочери Митридата, под ее покровительством работал ритор и философ Амфикрат Афинский, один из тех, благодаря кому идеи греческой философии получили распространение в Армении.
Сохранились сведения, что царица Зенобия , при правлении которой Пальмира украсилась роскошными зданиями, а ее двор известными греческими художниками и учеными, обучалась у философа-платоника Кассия Лонгина, возглавлявшего Академию в Афинах и прибывшего к ее двору в качестве учителя и наставника царицы в 267 году.
Безусловно самой знаменитой женщиной - философом античности является дочь математика Теона Гипатия (или Ипатия). Гипатия возглавляла философскую школу в Александрии в первых десятилетиях четвертого века нашей эры. Ученик Гипатии Синезий Киренский, впоследствии епископ Птолемандский, называл ее “гениальным философским учителем”. Гипатия читала лекции о Платоне, Аристотеле. Вела занятия по астрономии, геометрии, механике. Её трагическая гибель является символом конца александрийской научной школы, так как после ее убийства школа фактически прекратила свое существование. Образ Гипатии вдохновил ряд писателей (Чарльза Кингсли, Фрица Маутнера) на создание посвященных ей произведений.
Подводя итоги этому краткому обзору материала по теме женщина и философия в античности, нельзя не упомянуть о живший уже в самом конце античности дочери философа Плутарха Афинского Асклепигении , сохранившей эзотерическое наследие своего отца и деда и выступавшей в связи с этим в ряде случаев в роли наставницы крупнейшего мыслителя афинского неоплатонизма Прокла.
Говорят, что пение цикад продлевает жизнь слушающему их человеку. Но, как сказал поэт: «Розно, увы, цикада,
Наши лежат пути».
Вот этим шутливым замечанием я и позволю себе закончить.
Что же касается женщин, проявивших себя в философии и науке в арабской культуре средневековья, в китайской, индийской, в западноевропейской философии, в русской философии конца XIX -начала XX века, то разговор о них придется отложить до другого раза.


Есть такой старый анекдот: «Плывут по реке двое, мужчина и женщина. Мужчина курит, а женщина гребёт. Вдруг мужчина говорит: «Хорошо тебе, бабе: греби себе да греби, а мне вот о жизни думать надо». Этот анекдот неплохо описывает многовековое отношение философов к своему занятию и женщинам. Но даже в те времена, когда прорваться в науку и заставить говорить о своих трудах для женщины требовало огромной силы духа и немало усилий, женские имена вспыхивали на небосклоне философии. Да, женщинам всегда хотелось не только грести, но и о жизни думать.

Гипатия Александрийская: жертва политических разборок

Благодаря постоянным ссылкам в трудах античных философах мы знаем, что в Древней Греции было немало женщин-философов, особенно в школе пифагорейцев. Благодаря своей научной деятельности и трагической судьбе самой знаменитой из них стала Гипатия.

Отцом Гипатии был один из виднейших учёных своего времени Теон Александрийский. По видимости, предрассудками относительно женщин он не страдал и свою дочь сразу готовил к особой судьбе. По крайней мере, он дал ей имя, которое означает буквально «высшая». Теон лично обучал дочь.



В возрасте около сорока-пятидесяти лет (нормальное начало такой карьеры) Гипатия стала читать лекции в школе отца при Мусейоне - том самом греческом культурно-образовательном центре, которому принадлежала Александрийская библиотека. В школе Гипатия руководила кафедрой философии, но в области её интереса также были астрономия и математика.

Современники знали Гипатию как автора сложнейших астрономических таблиц и последовательницу школы неоплатонизма. После смерти отца учёная взяла на себя руководство его школой, как главная его ученица. Слава и Гипатии, и её учебного заведения привлекала множество учеников, так что школа процветала даже без муниципального финансирования. Среди выпускников было немало крупных правительственных чиновников. Закончил её и раннехристианский философ-богослов епископ Синезий.



«Она приобрела такую учёность, что превзошла современных себе философов; была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому желающие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей; да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную её скромность все уважали её и дивились ей», писал позже историк Сократ Схоластик.

Смерть Гипатии была страшной. Она имела большое влияние на градоначальника, и его политический оппонент, епископ Кирилл, заявил своей пастве, что Гипатия языческими чарами околдовывает градоначальника и влияет на его решения. Самые фанатично настроенные сторонники Кирилла напали на Гипатию и буквально растерзали её, не слушая оправданий. Все труды Гипатии сгорели вместе с Александрийской библиотекой. Нам остались только воспоминания о самой учёной.

Лу Саломе: треугольник с участием Ницше

Уроженка Санкт-Петербурга, писательница, философ, психоаналитик знаменита, в числе прочего, влиянием, которое она оказывала на Ницше, Фрейда и Рильке. Отцом Лу (тогда ещё Луизы) был русский немец, генерал Густав фон Саломе. «Лу» девушку придумал называть пастор, в которого она влюбилась в семнадцать лет.
В восьмидесятые годы европейские университеты буквально оккупировали российские студентки - ведь на родине эти девушки получить высшее образование не могли по закону. Лу учиться поехала в сопровождении матери, в Швейцарию.

В Европе Лу пропитывается духом свободы, гуляющим среди её соотечественниц. Она посещает салоны, путешествует по разным странам в компании двух молодых людей - Пауля Реё и Фридриха Ницше. Хотя Лу проповедовала жизнь коммунами в условиях целибада, многие до сих пор подозревают, что связь её с Паулем и Фридрихом была не только духовной. Ницше всем представлял Саломе как одну из умнейших людей их времени и позже вывел её образ в своём знаменитом «Заратустре».



В двадцать пять лет Лу выходит замуж за профессора-востоковеда Фридриха Карла Андреаса. Андреас намного старше и Лу соглашается на его предложение только после того, как он пытается вонзить себе в грудь нож. Тем не менее, мужу она ставит условие: никаких интимных отношений. Саломе и Андреас прожили вместе сорок три года, и, судя по всем признакам, действительно не касались друг друга. Лу предпочитала допускать в свою постель мужчин помоложе. Андреас тоже крутил романы на стороне; его дочь от одной из любовниц Саломе позже удочерила.

Как психоаналитик, Саломе сотрудничала с Анной Фрейд, написала 139 статей и книгу по философии и психологии эротического влечения. Лу скончалась в 1937 году, и сразу после смерти Саломе нацисты торжественно сожгли её библиотеку.

Туллия д’Арагона: самая некрасивая куртизанка Италии

Ещё при жизни ставшую знаменитой Саломе сравнивали с женщиной-философом, известной также как самая необычная куртизанка Италии - Туллией д’Арагона. Вообще и выбор Туллией стези куртизанки, и её популярность на этом поприще кажутся необъяснимыми. Девушка была дочерью кардинала и его любовницы Джулии Фарнезе, не знала ни в чём отказа, с по меркам своего времени была к тому же некрасива: высокая, худая, с крючковатым носом.

Поклонники, впрочем, взахлёб хвалили нежный голос Туллия, её умение поддержать самый умный разговор и игру на лютне. Своё необычайное образование она получила при поддержке отца, рано заметившего большой ум девочки.

Туллия постоянно меняла место жительства. Среди её любовников было немало знаменитых поэтов, что само по себе обеспечивало ей место в истории. Но прославилась Туллия своими философскими исследованиями природы женской сексуальности и эмоциональности.



Как куртизанка, Туллия умудрялась выделяться даже в Венеции, городе, где проживало около ста тысяч куртизанок. Кроме того, она отметилась в политическом скандале вокруг неких государственных секретов во Флоренции, а известный писатель своего времени Джироламо Муцио посвятил ей свой «Трактат о браке». Муцио также помогал издавать сочинения Туллии, будучи поклонником её острой мысли и литературного таланта.

Туллия, одна из немногих куртизанок, получила в конце концов право не соблюдать предписания по одежде для куртизанок и официально именоваться по роду занятий «поэтессой». С учётом предрассудков против женщин и особенно тех, что ведут неправедный образ жизни, это признание достижений многого стоит.

Кристина Пизанская: девочка, выросшая в библиотеке короля

Философы прошлого очень часто объясняли, почему мир и общество устроены именно так, как устроены, исходя из того, что в целом всё справедливо и некоторые люди (не они) от природы рождены страдать и на лодочке грести. Понятное дело, когда в философию приходила женщина, она, напротив, исходила из того, что общественно устроено несправедливо. Аргументировала свои взгляды она в терминах, актуальных для её времени и культурной среды. Неудивительно, что многие мыслительницы прошлого считаются прафеминстками. Среди них и одна из самых первых мыслительниц, протестующих против положения женщин в обществе, Кристина Пизанская.

Отец Кристины, итальянец, был медиком и астрологом при дворе французского короля Карла Мудрого. Девочка росла во дворце и имела свободный доступ к королевской библиотеке - в отличие от почти всех других девочек Франции того времени. Библиотека в Лувре при этом была самой крупной в Европе, так что Кристина с детства зачитывалась итальянскими и древнеримскими авторами.



В пятнадцать лет, тем не менее, с Кристиной поступили точно так же, как с малограмотными девочками - выдали замуж за мужчину намного старше. Она родила от него троих детей. Через десять лет брака Кристина овдовела: мужа убила чума. Поскольку к тому времени не осталось в живых ни доброго короля Карла, ни отца Кристины, молодая вдова оказалась в тяжёлом положении.

Ей удалось найти себе покровителей, Жана Беррийского и герцога Людовика Орлеанского. Дети были уже далеко не младенцами, новых детей не предвидится, покровители выдавали хоть крошечный, но твёрдый пансион, и Кристина занялась делом, о котором мечтала очень давно: литературой.

За девять последующих лет Кристина написала более трёхсот любовных баллад и стихотворений. Они сделали её довольно известной: поэтессу пригласили к английскому двору. Но Кристина предложение отклонила, а вскоре покинула и блистательный Париж, чтобы переехать в монастырь. Там ей ничто не мешало много читать и много читать. В конце концов, в историю она вошла не как поэтесса, а как создательница «Книги о Граде Женском», философском труде, обосновывающем изначальное равенство женщин и мужчин в способностях и талантах.



Эта книга послужила началом так называемого «спора о женщинах», длительной общественной, преимущественно письменной дискуссии, которая развернулась во Франции через сто с лишним лет после выхода книги. Среди участниц спора была ученица Монтеня мыслительница Мари де Гурне, скандальную славу которой можно сравнить только со славой женщин-философов Симоны де Бовуар и Андреа Дворкин в двадцатом веке. Несмотря на идеи, противоречащие традициям, де Гурне выплачивал пенсию сам кардинал Ришельё - они сходились во взглядах на пути французского языка.

Анна де Сталь: головная боль Наполеона

Мадам де Сталь прославилась своим противостоянием с Наполеоном - после публичной дискуссии тот даже выслал её из Франции. Анна также одна из самых известных историков Революции и противников реставрации монархического строя; ей принадлежат труды, из которых многие современники почерпнули идеи о неизбежном регрессе литературы при авторитарных режимах, а современницы - о необходимости признания равных прав у женщин и мужчин. Сейчас эти идеи не покажутся чем-то острым, но они очень сильно раздражали Наполеона и были среди причин его решения об изгнании мадам де Сталь.

Как известно, при одном упоминании Анны у Наполеона менялось лицо. Он обсуждал её только с переходом на личности и, чтобы подписать постановление о ссылке, даже отвлёкся от остроактуальных внешнеполитических вопросов.



Анна была дочерью министра финансов последнего короля династии Бурбонов. Её мать держала знаменитый на весь Париж литературный салон; со временем де Сталь завела такой же. Несмотря на отсутствие активной политической деятельности, в политических кругах она пользовалась влиянием как идеолог. Её первым философским трудом стали комментарии к «Духу закона» Монтексьё - и она написала их в возрасте пятнадцати лет, поразив взрослых знакомых умением формулировать мысль.

В двадцать лет Анну выдали замуж за шведского посла, барона Эриха Магнуса Сталя фон Гольштейна. Брак оказался несчастливым, что, возможно, только добавило философичности натуре Анны. Несмотря на то, что вся её семья, как и сама Анна, пострадали от Великой Французской Революции, идеи свободы и равенства де Сталь приняла очень близко к сердце и после изгнания эпатировала своими рассуждениями на эту тему половину Европы - она объездила много стран, включая Россию.

Один из самых знаменитых романов де Сталь - «Коринна» - о тяжёлой судьбе гениальной женщины в обществе, где женщина не имеет права быть гениальной. Та же тема поднимается и в другом, более скандальном для современников роман «Дельфина». Де Сталь также известна глубоким по меркам своего времени этнографическим трудом, посвящённым Германии и немцам, сочинением в защиту Марии-Антуанетты, и этнографическим заметкам о России, вошедшим в её автобиографическую книгу «Годы изгнания».



Несмотря на то, что де Сталь описывали словами «дурна, как чёрт, умна, как ангел», в её жизни хватало романов, в том числе с мужчинами значительно младше. Скандальная слава не только не мешала приглашать её на приёмы в монархических государствах, но и, скорее, увеличивала количество приглашений. Умерла де Сталь от инсульта - шла на вечер у министра и упала прямо на ступеньках его дома. Несколько месяцев она пролежала больная и испустила последний вздох в годовщину своей любимой Революции.

, тоже разрушали стереотипы своим талантом, память о котором осталась в веках.

Введение

Юлия Кристева

Симона де Бовуар

Ханна Арендт

Екатерина Сиенская

Симона Вейль

Шелли Мэри Уостонкрафт

Джудит Батлер

Катерина де Сиена

Олимпия де Гуж

Кристина Пизанская

Приложение

Женщины философы.

Древние говорили, что мужчина может размышлять о бесконечности, а женщина придавать ей смысл. Подобная сентенция имеет самый различный смысл: например, мужчине недоступно производить на свет детей, но он может утешаться парадоксами Зенона (Zenon). На основании подобного утверждения получила распространение идея, что на протяжении всей Истории (по крайней мере, до ХХ-го столетия) на Земле появлялись великие поэтессы и великолепные писательницы, рождались выдающиеся женщины-ученые, но не было ни женщин-философов, ни женщин-математиков.

Подобное искаженное отношение к женщинам привело к тому, что на протяжении долгого времени считалось, будто они неспособны к занятиям живописью, а Росальбу Каррьера (Rosalba Carriera) и Артемизию Джентилески (Artemisia Gentileschi) считали исключением. Объяснимо, что до тех пор, пока живопись подразумевала выполнение фресок в церквях, для женщин считалось непристойным лазить в юбках по строительным лесам, равно как и руководить мастерской с тридцатью подмастерьями. Но как только стала развиваться мольбертная живопись, появились и женщины-художницы.

То же самое говорили и про евреев, которые достигли успеха во многих направлениях искусства, но только не в живописи; до тех пор, пока не появился Шагал (Chagall). Еврейское искусство действительно было знаменито, в ть многие древние манускрипты. Проблема заключалась в том, что в те времена, когда образное искусство находилось в руках Церкви, евреи вряд ли могли стремиться к написанию изображений Богоматери и распятий. Удивляться этому все равно, что удивляться тому, что ни один еврей не стал Папой Римским. В хрониках Университета Болоньи упоминаются такие женщины-преподаватели, как Беттисия Гоззадини (Bettisia Gozzadini) и Новелла Д"Андрэа (Novella d"Anrea), прекрасная настолько, что лекции ей приходилось читать в вуали, чтобы не смущать студентов. Но ни та, ни другая не преподавали философию. В учебниках по истории философии мы так же не встретипервую очередь, своими музыкальными, а не визуальными произведениями, потому как к божественному не пристало обращаться посредством изображений. . Блистательной и несчастливой Элоизе (Eloisa) - ученице Абеляра (Abelardo) - пришлось довольствоваться судьбой настоятельницы монастыря.

К проблеме аббатис, о которой уже в наши дни много написала женщина-философ Мария Тереза Фумагалли (Maria Teresa Fumagalli), так же не стоит относиться с легкостью. В средневековом обществе настоятельницы монастырей были не только духовными учителями для своих монахинь, талантливыми организаторами и политиками, заботившимися о своем монастыре, но яркими представительницами интеллектуального сообщества того времени. В любом хорошем учебнике философии должны упоминаться имена таких великих женщин-мистиков, как Катерина Сиенская (Catarina da Siena), не говоря уже о Хильдегард фон Бинген (Hildegarda de Bingen), даже сегодня поражающей нас своими метафизическими представлениями и видением бесконечности.

Утверждение, что мистика не является философией, нельзя считать правомерным, потому как в истории философии значительное внимание отводится таким мистикам, как Сузо (Suso), Таулер (Tauler), Мейстер Экхарт (Eckhart). А утверждать, что женская мистика уделяла больше внимания телесному, чем абстрактным идеям, равносильно утверждению, что из учебников философии должны исчезнуть упоминания о, ну не знаю, Мерло-Понти (Merleau-Ponty), например.

Феминистки уже давно поставили на пьедестал свою героиню Гипатию Александрийскую (Hipatia), которая в 5 веке преподавала платоновскую философию и математику. Гипатия стала истинным символом женской философии, хотя от ее произведений остались лишь воспоминания. Все они были уничтожены, как и сама Гипатия, погибшая от рук разъяренных христиан, вдохновителем которых, по словам историком, был тот самый Кирилл Александрийский (Cirilo de Alejandria), впоследствии названный святым, хотя и не за этот поступок, конечно. Но была ли Гипатия единственной?

Совсем недавно во Франции вышла в свет небольшая книга "История женщин-философов" ("Histoire des femmes philosophes"). Автор этой книги - Жиль Менаж (Gilles Menage), живший в 17-ом столетии и бывший предшественником маркизы де Севинье (de Sevigne) и мадам де Лафайет (de Lafayette). Впервые его книга была издана в 1690 году и носила название "Mulierum philosopharum historia". Так что Гипатия была не единственной, и хотя в книге Менажа наибольшее внимание уделено классической эпохе, из нее мы узнаем о таких женщинах-философах, как: Диотима (Diotima) из платоновского "Пира", Арета Керинейская (Areta), Никарета (Nicarete) из мегарской школы, философ-киник Гипаркия (Hiparquia), последовательница аристотелевой философии Феодора (Theodora), последовательница эпикурейцев Леонтион (Leontion) и пифагорейцев - Фемистоклея (Temistoclea). Просматривая древние рукописи и работы отцов Церкви, Менажу удалось найти упоминания 65 имен женщин-философов, хотя стоит признать, что его понятие о философии было достаточно широким.

Если учитывать, что в греческом обществе женщинам отводилось место лишь за закрытыми дверями дома, философы предпочитали не столько красивых девушек, сколько красивых юношей, а, чтобы иметь определенное влияние в обществе женщина должна была быть куртизанкой, становится понятно, какие усилия предпринимались мыслительницами того времени, чтобы быть услышанными. С другой стороны, Аспазию (Aspasia) все больше помнят именно как гетеру, забывая о том, что она была блестящим ритором и философом, которую - об этом нам пишет Плутарх (Plutarco) - любил послушать сам Сократ (Socrat).

Я перелистал три имеющиеся на сегодняшний день философские энциклопедии, и не встретил там упоминания ни об одной женщине-философе, за исключением Гипатии. И дело не в том, что за всю нашу Историю не было женщин, размышлявших о бытие и мироздании. Просто мужчины-философы предпочли их забыть, прежде, возможно, приписав себе все их философские изыскания.


CATERINA DA SIENA – ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ

Настоящее имя Екатерина Бенинказа (Benincasa). Родилась в семье сиенского красильщика. Уже в детстве оказалась под влиянием доминиканской среды. Вся ее жизнь отмечена глубокой религиозностью. В 1363 г. вступила в орден „кающихся сестер св. Доминика”, и с этого момента полностью посвятила себя служению больным и милосердию. Очень скоро Екатерина становится известной благодаря своему аскетическому образу жизни, к ней обращены надежды многих из тех, кто надеется на обновление церкви и перенос папского престола из Авиньона в Рим. Еще в ранней юности Екатерине был присущ мистицизм. Около 1370 г., после одного из мистических видений, она решает бороться за мир между людьми и за церковные реформы. Она постоянно ездит по городам Италии (Пиза, Лукка и др.), а затем отправляется в Авиньон с намерением примирить Флоренцию с папой. Здесь, не достигнув цели поездки, она все же добивается возвращения папского престола в Италию (1377). Из ее наследия известен «Диалог о Божественном Провидении» («Dialogo della divina Provvidenza », 1378), продиктованный ею в состоянии мистического экстаза ученикам, а также обширная переписка (381 письмо), причем среди адресатов были как политические и религиозные деятели, так и простые верующие. Умерла в Риме в 1380 г. Была канонизирована папой Пием II в 1461 г.

В прозе Екатерины, которая долгое время была неграмотной, отражается многогранность ее личности и искренняя, непоколебимая вера в собственные идеалы. В ее мировоззрении переплетаются мистицизм, стремление отдалиться от мира, чтобы жить в единении с Христом (она считала себя обрученной с ним и носила на руке только ей видимое обручальное кольцо), и способности практического плана, которые помогают ей совершать конкретные и рациональные поступки. Особенно очевидны обе эти черты в «Письмах», хотя и не всегда они гармонично сочетаются. Тем не менее, страстная тональность и мистический пыл обычно уравновешиваются стремлением к конкретному действию и достижению поставленной цели. Стиль Екатерины трудно назвать литературным, он строится на образах, заимствованных из библейских текстов либо из народной культуры.

АСПАЗИЯ.

Перикл (495-429 годы до н. э.) - долголетний руководитель Афин эпохи расцвета Эллады - много сделал для возвышения греческой столицы. “Мы воздвигли себе великие памятники, свидетельствующие о нашем могуществе, и будем возбуждать удивление в последующих поколениях, как возбуждаем

его теперь в современниках ”, - говорил он. Периклу удалось превратить Афины в экономический, политический, культурный и религиозный центр всей Греции. Современники говорили о нем, что он был оратором, философом, художником, политиком и воином - человеком, олицетворявшим “золотой век” афинской государственности.

Активная общественно-политическая деятельность Перикла протекала на фоне неурядиц его семейной жизни, хотя он строго выполнял законы Гименея по афинскому образцу. По этим законам афинские жены занимались, главным образом, домашними работами и детьми. Общественные, интеллектуальные и художественные интересы им были чужды - они не принимали участия в каких-либо зрелищных мероприятиях и пиршествах, были лишь прислужницами своих мужей и имели ограниченный духовный кругозор. Добродетель таких женщин заключалась в том, чтобы быть как можно менее заметными.

Естественно, что такие женщины мало привлекали мужчин, и те тянулись к гетерам - интересным и блестяще образованным собеседницам, которые, как правило, приезжали в Афины из других городов и даже стран.

Перикл относился к своей жене, как и другие афиняне: он не питал к ней особой симпатии, а проще говоря, был равнодушен, несмотря на то, что они успели нажить двух сыновей. И вдруг все изменилось - к нему пришла настоящая любовь. Перикл решительно и без особого сожаления разошелся со своей женой, тем более что в тогдашних Афинах разводы совершались довольно легко. Разведенная жена, “с ее согласия”, без особого труда передавалась другому. Выполнив этот обряд развода, Перикл женился на иностранке Аспазии, к которой питал “большую нежность”.

Достойная внимания мысль может родиться у кого угодно независимо от пола, но это не мешает посмотреть на этот вопрос под определенным углом. Недавно на портале BigThink вышел материал, в котором собраны самые значительные женщины-философы разных эпох — от античности до современности. Предлагаем вам познакомиться с этим списком.

Симона де Бовуар (1908-1986)

Simone de Beauvoir

Представительница французского экзистенциализма и основательница феминизма второй волны. Немногие философы могут сравниться с Бовуар, хотя она никогда не думала о себе как об уникальной на этом поприще. Она написала десятки книг, в том числе «Второй пол» и «Этику неоднозначности». Стиль изложения у Бовуар понятный, доступный, она фокусируется на прагматических вопросах экзистенциализма в отличие от своего партнера по открытому браку — Жана-Поля Сартра, который больше внимания уделял теории. Во французской политике Симона де Бовуар занимала активную позицию, была социальным критиком, участвовала в демонстрациях протеста и являлась членом французского сопротивления.

«Проклятие, которое лежит на браке, заключается в том, что люди слишком часто объединяются в своей слабости, а не в своей силе. Каждый нуждается в другом, вместо того, чтобы получать удовольствие от преподнесения дара любви».

Углубляемся:

Гипатия Александрийская (род. 350 — 370, умерла 415)

Hypatia of Alexandria

Актриса в роли Гипатии Александрийской, 19 в. / Фото: Джулия Маргарет Кэмерон

Греческая женщина-ученый, по мнению многих современников, – величайший философ своей эпохи. Ее слава была так велика, что будущие студенты преодолевали огромные расстояния, чтобы услышать ее лекции. И хотя по сей день нет определенности в отношении объема написанных ею сочинений, что является общей проблемой для древних авторов, ясно по крайней мере то, что она создала несколько работ вместе со своим отцом. В Александрии она преподавала философию Платона и Аристотеля, была последователем плотиновского неоплатонизма; Гипатия также вела математику, занималась вычислением астрономических таблиц. Она была активной участницей городской политики Александрии, имела влияние на отцов города. В отношении ее гибели есть несколько мнений: она могла быть убита христианской толпой во время крупных стихийных беспорядков в городе; но также существует версия, что она могла оказаться жертвой оппозиции городской власти, которая обвинила ее в чародействе и околдовывании префекта.

«В Александрии была женщина по имени Гипатия, дочь философа Теона, которая достигла таких высот в литературе и науке, что намного превосходит всех философов своего времени».

Сократ Схоластик, «Церковная история»

Ханна Арендт (1906-1975)

Hannah Arendt

Ханна Арендт, 1943 / Фото: © Фред Штайн

Еще одна великая женщина-философ, не считавшая себя таковой. Немка еврейского происхождения, бежала в Нью-Йорк от французского режима Виши (Vichy France). Она много писала о тоталитаризме, а в своей лучшей работе «Происхождение тоталитаризма» анализировала и объясняла, как подобные режимы приходят к власти. Точно так же в ее книге «Эйхман в Иерусалиме» рассматривается, как при определенных условиях даже самые обычные из людей могут демонстрировать тоталитарное мышление. Ханна Арендт в том числе писала и на другие политические темы, пыталась осмыслить спорные вопросы американской и французской революций, предложила критику идеи прав человека.

«В условиях тирании гораздо легче действовать, чем думать».

Филиппа Фут (1920-2010)

Philippa Foot

Филиппа Фут в Оксфорде (1990 г.) / Фото: © Стив Пайк / Getty Images

Эта англичанка исследовала преимущественно вопросы этики. Наибольшую известность и развитие получила описанная ею . Филиппе Фут часто приписывают возрождение аристотелевской мысли. Она трудилась в Оксфорде и Калифорнийском университете и в течение жизни поработала со многими философами своего времени, ее работы серьезно повлияли на мировоззрение многих ныне живущих ученых. Собрание эссе «Добродетели и пороки» сегодня приобретает особенное значение в свете недавно возрожденного интереса к этике добродетели.

«Вы задаете философу вопрос и после того, как он или она немного поговорят, вы больше не понимаете свой вопрос».

Элизабет Энском (1919-2001)

G.E.M Anscombe

Английский философ, работающая в Оксфорде. Она исследовала множество тем, включая логику, этику, метаэтику, ум, язык, интересовалась феноменами военных преступлений. Самая крупная и значимая ее работа — «Интенциональность». Это серия статей, показывающих, что то, что мы намереваемся осуществить, имеет большое влияние на наши моральные устои. Ее новаторская работа «Современная философия морали» имела существенное влияние на современное исследование этических проблем; именно в ней она впервые использует термин «консеквенциализм». Элизабет Энском вела дебаты со многими известными мыслителями, в том числе с Филиппой Фут, и была инициатором протестов в отношении политики 33-го президента США Гарри Трумэна и абортов в локальных клиниках.

«Те, кто пытается относиться к сексу как к простому и случайному наслаждению, платят высокую цену: они становятся поверхностными».

Мэри Уолстонкрафт (1759-1797)

Mary Wollstonecraft

Портрет Мэри Уолстонкрафт кисти Джона Опи (1797 г.)

Тоже англичанка, философ и популярный писатель. Автор работы «Защита прав человека», изданной в ответ на книгу Эдмунда Бёрка «Размышления о революции во Франции». Также написала «В защиту прав женщины» как ответ тем, кто выступал против образования для женщин. В некотором роде, она стала первым философом феминизма. Помимо этого, она также написала несколько романов, путеводителей и детскую книгу. Мэри Уолстонкрафт умерла от осложнений при родах в возрасте 38 лет. Ее дочь стала известным писателем – это Мэри Шелли, автор «Франкенштейна».

«Добродетель может процветать только среди равных».

Читайте также:

Анна Дюфурмантель (1964-2017)

Anne Dufourmantelle

Анна Дюфурмантель, 2011 г. / JLPPA / Bestimage

Француженка, философ и психоаналитик, получила известность как исследователь философии риска. В частности, ей принадлежит идея о том, что для того, чтобы действительно переживать жизнь, мы должны быть готовы к рискам, зачастую значительным; что риск неизбежен, поскольку безрисковых стратегий не существует в принципе. В 2011 вышла её книга «В защиту риска». Она также интересовалась и понятием безопасности, которое противопоставлено риску и которое, по ее мнению, образует пустоту в нашем существовании. Анна Дюфурмантель была автором 30 книг и большого количества интереснейших лекций. Ее смерть символична: она умерла в 2017 года так же, как и жила, рискуя и спасая Анна Дюруфмантель погибла 21 июля 2017 года на пляже Пампелон недалеко от Сен-Тропе, пытаясь спасти двоих детей, которых течением уносило в море. .

«Когда мы находимся лицом к лицу с опасностью, тогда лишь можем ощущать действительно мощный стимул к тому, чтобы превзойти самого себя».

«Быть живым - это риск. Жизнь - метаморфоза, и она начинается с этого риска».

Гарриет Тейлор-Милль (1807-1858)

Harriet Taylor Mill

© National Portrait Gallery

Английская феминистка и философ. После смерти первого мужа – Джона Тейлора, стала женой экономиста и философа Стюарта Милля, который оказал сильное влияние на ее работы. При ее жизни было опубликовано всего несколько работ, а ее эссе «Освобождение женщин» стало предшественником более поздней работы Милля «О подчиненности женщин», в котором он касается тех же вопросов, что и его жена. Шедевр Джона Стюарта Милля «О свободе» посвящен Гарриет и более того, частично написан ею.

Джон Стюарт Милль

Кэтрин Гинес (родилась в 1978)

Kathryn Gines

© Wikimedia Commons

Американский философ, работающая в Университете штата Пенсильвания. Гинес глубоко интересуется темами Африки, черного феминизма и его феноменологии. Основательница коллегии «Черных женщин-философов», миссией которой является повышение значимости этой деятельности среди данных женщин, а также создание поддерживающего пространства для развития философской мысли в этой среде. Она спорила с Ханной Арендт и Симоной де Бовуар. В книге о философии Ханны Арендт она отмечала неспособность последней признать, что «негритянский вопрос» был «белой проблемой», и что расизм того времени являлся явлением скорее политическим, а не социальным.

«Используя слово «женщина», и не уточняя какая это женщина – черная, еврейка, колонизированная или женщина из пролетариата – Бовуар скрывает тем самым именно белизну женщины, которую она чаще всего описывает как нечто другое».

Кэрол Гиллиган (родилась в 1936)

Carol Gilligan

Американский философ, основатель школы этики заботы. Известная работа Гиллиган «Иным голосом. Психологическая теория и развитие женщин» была названа «маленькой книгой, которая начала революцию». Она ставит под сомнение ценность универсальных стандартов морали, таких как справедливость или долг, рассматривая их как безличные и далекие от наших сегодняшних проблем. Вместо этого она предлагает, чтобы мы рассматривали отношения и нашу взаимозависимость с точки зрения моральных действий.

«Я обнаружила, что если я скажу, что я действительно думаю и чувствую, люди с большей вероятностью скажут, что они действительно думают и чувствуют. Беседа станет настоящей беседой».

По материалам: 10 Women of Philosophy, and Why You Should Know Them / Big Think.

На обложке: Симона Де Бовуар.