Свет небес высоких и блестящий снег размер. «Чудная картина» А

Стихотворение «Чудная картина», написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл «Снега» (1850 год).

Относящееся к пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут «блестящий снег» и «белая равнина» . Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, красоту.

В произведении ярко прослеживаются основные мотивы - очарованность героя ночным пейзажем, мотив пути, возникающий в конце стихотворения, мотив человеческого одиночества, подчеркнутый холодной красотой заснеженной природы. Одинокая луна над белой равниной символизирует это состояние человеческой души. Природа и человек слиты в стихотворении воедино.

Основным изобразительным средством стихотворения выступают эпитеты : «чудная картина» , «блестящий снег» , «одинокий бег» , «небес высоких» , «полная луна» . Оценочный эпитет «чудная» выражает состояние умиротворенного восхищения лирического героя. В пейзажной зарисовке присутствует олицетворение («и саней далеких одинокий бег» ) и инверсия («небес высоких» , «саней далеких» ), выполняющая двойную роль. Она позволяет организовать падение логических ударений в стихотворении на прилагательные, а также вводит в стихотворение мотив пути. В первой строфе Фет прибегает к аллитерации звука «р», а во второй использует аллитерацию звука «с», позволяющую передать ощущение света.

Поэт обращается во второй строфе к повтору-перифразу («полная луна» «свет небес» , «белая равнина» «блестящий снег» ). Синтаксический параллелизм (чудная картина, белая равнина, полная луна ) усиливает ощущение гармонии от восприятия окружающей картины. Контрастная цветовая гамма стихотворения – луна на фоне ночного неба, темнеющий силуэт саней на белом снегу – придает особую выразительность зимнему пейзажу.

Фет использует в «Чудной картине» прием безглагольности , передавая настоящее время с помощью назывных предложений и употребления личного местоимения «ты» и краткого прилагательного «родна» («как ты мне родна» ). Все стихотворение представляет одно сложное предложение. Оно создает ощущение, что поэт переполнен чувствами и говорит на одном дыхании, а также передает ощущение целостного восприятия природы и единения с ней. Повествовательная интонация подчеркивает спокойное внутреннее восхищение лирического героя окружающей красотой.

Композиционно стихотворение состоит из двух строф-четверостиший. Оно написано передающем динамику и характерным для народных песен трехстопным хореем . Фет использовал в «Чудной картине» перекрестную рифмовку, придающую особую легкость произведению.

Поэт выстраивает в стихотворении определенную последовательность образов и чувств . Внутреннее пространство произведения имеет четко заданный ритм: выше («полная луна» ), шире («свет небес высоких» ), ниже («блестящий снег» ), уже («и саней далеких» ). Ключевое слово «бег» объединяет все эти разнонаправленные векторы в движение. Неподвижный ранее мир становится движущимся.

На протяжении всего стихотворения изменяются чувства лирического героя: субъективная оценка в начале стихотворения («чудная картина» ) сменяется объективным описанием пейзажа («белая равнина» , «полная луна» ), которое постепенно приобретает эмоциональную окраску («свет небес» , «блестящий снег» ). Первые две и последние две строки стихотворения объединяют переживания лирического героя – щемящее чувство красоты родного края, смешанное с чувством затерянности человека в этом мире, среди бескрайних русских просторов.

Вдумчивый пейзажист, Фет сумел передать в небольшом стихотворении всю красоту и очарование зимней ночи, наполненность души лирического героя чувствами умиротворения, спокойной любви и легкой грусти, его духовное родство с родной природой.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»

Художники пишут полотна, поэты - стихотворения. И как художник кистью, одним мазком, создаёт игру светотеней, так поэт - одним словом, одной фразой рисует тончайшие оттенки и едва уловимые сдвиги художественного смысла. И вот, перед нашими глазами, как наяву, возникает «Чудная картина», написанная словами.

Картины бывают разные. На одни хочется смотреть и смотреть, к другим – не хочется возвращаться. Потому что не оставляют они в душе ни следа, ни зацепки. Так и со стихотворениями. Одно - расписывает красоту берёзок в пяти, а то и десяти, четверостишиях, другое - в четырёх строчках. И эти четыре строчки притягивают, завораживают, вызывают желание перечитывать их снова и снова.

Многие брались за пейзажную лирику, но не у всех выходили пейзажи, и не у всех получалась лирика. А у Афанасия Фета собралось воедино и то, и другое. Замечательный поэт, величайший лирик-пейзажист. По словам Некрасова, после А.С. Пушкина, не было никого, кроме Фета, чья поэзия дарила бы столько поэтического и эстетического наслаждения.

В стихотворении Афанасия Фета всего две строфы. Ни экспрессии, ни вопросов, ни восклицаний, ни тревоги. Всё просто, спокойно. Ночь. Удивительной, сказочной, тишиной веет от картины поэта. Эта белая равнина с полной луной - как будто в веках установленные декорации зимы.

Пришла хозяйка-зима, превратила равнину в белое полотно - сгладила все шероховатости и неровности. Полотно как покров, как полог, накрыло суету, поглотило движение. Осталась тишина, ровная снежная поверхность освещается «светом небес высоких ». На сказочной поверхности - ни души, только «саней далёких одинокий бег ».

Эта движущаяся точка, словно символ судьбы человека, одиноко проходящего свой жизненный путь. Только он и Всевышний. Что же дальше? Всё затаилось, замерло в ожидании, в предвестии чего-то замечательного. Так дети ждут наступления Нового года. Ожидание висит в воздухе. Его запах можно почуять. Ожидание чуда - верное его предзнаменование. Потому называет А. Фет свою картину чудной и родной, ведь в каждом из нас живёт ребёнок и желание увидеть невероятное.

А теоретики разложили картину по полочкам. Похвалили инверсию – небес высоких, саней далёких. Поразились звуковой, музыкальной, лёгкости ритма стихотворения. Обратили внимание на полное отсутствие глаголов, и на манеру написания стихотворения - трёхстопный хорей - характерную для народных песен. Вспомнили, что произведение - раннего периода и вошло в сборник «Снега».

Афанасий Фет прожил 72 года. Парадокс его, как лирического пейзажиста, заключался в том, что он одновременно был предприимчивым и удачным в вопросах карьеры и дел. Стихотворения начал писать с 15 лет. Многие юноши на то время увлекались поэзией, но у Афанасия Фета это увлечение стало судьбой. Потому что грядущим поколениям он запомнился как поэт, а не как помещик или военный. Сначала, будучи лишён дворянского титула, Фет сделал военную карьеру.

Оставив службу, он купил на приданое жены усадьбу и превратил её в кормилицу – на доходы от поместья жила вся семья. Выращивалась рожь, разводилась птица, развивался конный завод. И при этом поэт уделял немало внимания творчеству и саморазвитию. Знал несколько языков. До последних дней работал над переводами. Несмотря на трудную и сложную жизнь, Афанасий Фет не жаловался, терпел и в своих произведениях воспевал любовь и природу - то есть Творца и Его творение.

Афанасий Афанасьевич Фет

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Умение в нескольких фразах передать всю красоту окружающей природы является одной из наиболее ярких отличительных особенностей творчества Афанасия Фета. Он вошел в историю русской поэзии как удивительно тонкий лирик и вдумчивый пейзажист, который сумел подобрать простые и точные слова, описывая дождь, ветер, лес или же различные времена года. При этом подобной живостью и точностью отличаются лишь ранние произведения поэта, когда его душа еще не была омрачена чувством вины перед женщиной, которую он когда-то любил. Впоследствии он посвятил Марии Лазич огромное количество стихов, все дальше и дальше уходя в своем творчестве в любовную и философскую лирику. Тем не менее, сохранилось немало ранних произведений поэта, которые наполнены удивительной чистотой, легкостью и гармонией.

В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Чудная картина», мастерски изобразив ночной зимний пейзаж. За подобные произведения поэта очень часто критиковали маститые литераторы, считая, что отсутствие глубинных мыслей в стихах является признаком дурного тона. Однако Афанасий Фет и не претендовал на звание знатока человеческих душ. Он просто пытался найти простые и доступные слова, чтобы рассказать о том, что видит и чувствует. Примечательно, что свое личное отношение к окружающей действительности автор выражал крайне редко, стремясь лишь фиксировать различные предметы и явления. Тем не менее, в стихотворении «Чудная картина» поэт не может удержаться от восхищения и, рассказывая о морозной зимней ночи, признается: «Как ты мне родна!». Фет чувствует особую прелесть в том, что его окружает - «белая равнина, полная луна» привносят в жизнь автора давно позабытые ощущения радости и покоя, которые усиливает «саней далеких одинокий бег».

Казалось бы, в воссозданной картине зимней ночи нет ничего примечательного и достойного внимания. Вероятно, и само стихотворение было написано в тот момент, когда Афанасий Фет совершал небольшое путешествие по необъятным русским просторам. Но та нежность, которую автор вкладывает в каждую строчку этого произведения, указывает на то, что такая ночная прогулка доставила автору ни с чем не сравнимое удовольствие. Фету удается передать свои подлинные чувства и напомнить всем нам о том, что испытывать счастье можно даже от простых и привычных вещей, на которые мы нередко попросту не обращаем внимания.

«Чудная картина» Афанасий Фет

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Анализ стихотворения Фета «Чудная картина»

Умение в нескольких фразах передать всю красоту окружающей природы является одной из наиболее ярких отличительных особенностей творчества Афанасия Фета. Он вошел в историю русской поэзии как удивительно тонкий лирик и вдумчивый пейзажист, который сумел подобрать простые и точные слова, описывая дождь, ветер, лес или же различные времена года. При этом подобной живостью и точностью отличаются лишь ранние произведения поэта, когда его душа еще не была омрачена чувством вины перед женщиной, которую он когда-то любил. Впоследствии он посвятил Марии Лазич огромное количество стихов, все дальше и дальше уходя в своем творчестве в любовную и философскую лирику. Тем не менее, сохранилось немало ранних произведений поэта, которые наполнены удивительной чистотой, легкостью и гармонией.

В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Чудная картина», мастерски изобразив ночной зимний пейзаж. За подобные произведения поэта очень часто критиковали маститые литераторы, считая, что отсутствие глубинных мыслей в стихах является признаком дурного тона. Однако Афанасий Фет и не претендовал на звание знатока человеческих душ. Он просто пытался найти простые и доступные слова, чтобы рассказать о том, что видит и чувствует. Примечательно, что свое личное отношение к окружающей действительности автор выражал крайне редко, стремясь лишь фиксировать различные предметы и явления. Тем не менее, в стихотворении «Чудная картина» поэт не может удержаться от восхищения и, рассказывая о морозной зимней ночи, признается: «Как ты мне родна!». Фет чувствует особую прелесть в том, что его окружает – «белая равнина, полная луна» привносят в жизнь автора давно позабытые ощущения радости и покоя, которые усиливает «саней далеких одинокий бег».

Казалось бы, в воссозданной картине зимней ночи нет ничего примечательного и достойного внимания. Вероятно, и само стихотворение был написано в тот момент, когда Афанасий Фет совершал небольшое путешествие по необъятным русским просторам. Но та нежность, которую автор вкладывает в каждую строчку этого произведения, указывает на то, что такая ночная прогулка доставила автору ни с чем не сравнимое удовольствие. Фету удается передать свои подлинные чувства и напомнить всем нам о том, что испытывать счастье можно даже от простых и привычных вещей, на которые мы нередко попросту не обращаем внимания.

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Анализ стихотворения «Чудная картина» Фета

А. Фета часто упрекали за чрезмерную краткость и отсутствие глубокого смысла в стихотворениях. Поэт признавался, что даже проявление личных чувств считает излишним. По его мнению, произведение должно максимально точно передавать непосредственные впечатления и не навязывать позицию автора читателям. Особенно ярко эта мысль Фета проявлялась в его раннем творчестве. Характерным примером служит стихотворение «Чудная картина» (1842 г.).

Автор описывает свои реальные впечатления под воздействием зимней ночной поездки. Стихотворение представляет собой миниатюру. Оно могло быть создано в приливе творческого вдохновения за несколько секунд. Талант Фета заключается в том, что он сумел запечатлеть самые нужные детали. Личное отношение автора выражено только в одной фразе: «как ты мне родна». Этого вполне достаточно, чтобы показать безграничную любовь поэта к своей земле. Если для большинства современников патриотизм выражался в обилии торжественных слов и обещаний, то Фет всего лишь упоминает о некоторых обыденных приметах русского пейзажа: «белая равнина», «блестящий снег». «Саней… одинокий бег» связывает его стихотворение с традиционным образом русской тройки, символизирующей собой всю Россию.

Фет был человеком с очень тонко чувствующей душой. Обычные вещи, на которые многие бы не обратили никакого внимания, могли привести его в восторг. Главная заслуга поэта заключается в умении передать читателю это чувство с использованием минимальных художественных средств. Стихотворение «Чудная картина» кажется до банальности простым и наивным, но волшебным образом создает в душе радостную атмосферу.

Поэт был еще очень молодым человеком. Его вдохновение было напрямую связано с юношескими мечтами и надеждами, которые отличались свежестью и чистотою.

Только после трагической смерти М. Лазич в творчестве Фета появляются личные мотивы. Но при этом поэт никогда не навязывал своих печальных размышлений природе, а продолжал искать в ней соответствие личным переживаниям. Фет придерживался мнения, что природа стоит с человеком на равных и обладает собственной душой. Поэтому свою задачу он видел в том, чтобы отдать природным явлениям заслуженную дань уважения, а не пытаться объяснить их с точки зрения разума.