Психокоррекционная программа на развитие внимания для старшего дошкольного возраста. Программа психокоррекции характера

Основные принципы составления психокоррекционных программ

Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2. Принцип единства коррекции и диагностики.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа

4. Деятельностный принцип коррекции.

5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.

7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.

8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.

9. Принцип программированного обучения.

10. Принцип возрастания сложности.

11. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

12. Принцип учета эмоциональной сложности материала.

1. Принцип системное" коррекционных, профилактических и развивающих задач. Этот принцип указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих. В нем отражена взаимосвязанность и гетерохронность (неравномерность) развития различных сторон личности ребенка. Другими словами, каждый ребенок находится на различных уровнях развития: на уровне благополучия, соответствующем норме развития; на уровне риска - это означает, что есть угроза возникновения потенциальных трудностей развития; и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в различного рода отклонениях от нормативного хода развития. Здесь находит

отражение закон неравномерности развития. Отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного развития закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и потребностей с высокой вероятностью приводят к отставанию в развитии логического операционального интеллекта. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.

Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым специальных коррекционных мероприятий. Взаимообусловленность в развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон личности ребенка посредством механизма компенсации. Кроме того, любая программа психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.

Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;

профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;

развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.

2. Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции: 1) симптоматическую и 2) каузальную (причинную).

Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Напротив, коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента. Очевидно, что только устранение причин, лежащих в основе нарушения развития, может обеспечить наиболее полное разрешение проблем, ими вызванных.

Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до конца разрешить переживаемых клиентом трудностей.

Показателен в этом отношении пример с коррекцией страхов у детей. Применение метода рисуночной терапии дает значительный эффект в преодолении симптоматики страхов у детей. Однако в тех случаях, когда причины возникновения страхов и фобий у детей лежат в системе детско-родительских отношений и связаны, например, с эмоциональным неприятием ребенка родителями и его глубинными аффективными переживаниями, изолированное применение метода рисуночной терапии, не сопряженного с работой по оптимизации родительской позиции, дает лишь нестойкий, кратковременный эффект.

Избавив ребенка от страха темноты и нежелания оставаться одному в комнате, через некоторое время вы можете получить в качестве клиента этого же ребенка, но уже с новым страхом, например - высоты. Только успешная психокоррекционная работа с причинами, вызывающими страхи и фобии (в данном случае работа по оптимизации детско-родительских отношений), позволит избежать воспроизведения симптоматики неблагополучного развития.

Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии клиента.

4. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Принцип учета возрастно-психологических

и индивидуальных особенностей клиента согласует требования соответствия хода

психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны,

и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути

развития личности - с другой. Нормативность развития следует понимать как

последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

Учет индивидуальных психологических особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы, программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с его индивидуальностью, утверждая право клиента на выбор своего самостоятельного пути.

Коррекционная программа никоим образом не может быть программой усредненной, обезличенной или унифицированной. Напротив, через оптимизацию условий развития и предоставление ребенку возможностей для адекватной широкой ориентировки в проблемной ситуации она создает максимальные возможности для индивидуализации пути развития клиента и утверждения его "самости".

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия . Принцип комплексности методов психологического воздействия, являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

Известно, что большинство методов, широко используемых в практике, разработаны в зарубежной психологии на теоретических основах психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии, гештальтпсихологии и других научных школ, весьма различны и противоречиво трактуют закономерности психического развития. Однако ни одна методика, ни одна техника не являются неотчуждаемой собственностью той или иной теории. Критически переосмысленные и взятые на вооружение, эти методы представляют собой мощный инструмент, позволяющий оказать эффективную психологическую помощь клиентам с самыми различными проблемами.

7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента.

25 Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.

8. Принцип опоры на разные уровня организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Это эффективный путь коррекции интеллектуального и перцептивного развития. Развитие человека не является единым процессом, оно гетерохронно. Поэтому зачастую в детском возрасте отстает развитие произвольных процессов, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.

9. Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.

10. Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого - к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.

11. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированное™ того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

12. Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный

фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.

27 Виды коррекционных программ

Для осуществления коррекционных воздействий необходимы создание и реализация определенной модели коррекции: общей, типовой, индивидуальной.

Общая модель коррекции - это система условий оптимального возрастного развития личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связях и отношениях между ними; использование различных видов деятельности для развития системности мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности и т.д.; щадящий охранительный характер проведения занятий, учитывающий состояние здоровья клиента (особенно у клиентов, переживших посттравматический стресс, находящихся в неблагоприятных социальных и физических условиях развития). Необходимо оптимальное распределение нагрузки в течение занятия, дня, недели, года, контроль и учет состояния клиента.

Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах; направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий.

Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.

Существуют стандартизированные и свободные (ориентированные на настоящий момент) коррекционные программы.

В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Перед началом осуществления коррекционных мероприятий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной программы.

Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.

Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков.

Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

1. Диагностический.

2. Установочный.

3. Коррекционный.

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности,

выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измеренение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

28 Основные требования к составлению психокоррекционной программы

При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты:

· четко формулировать цели коррекционной работы;

· определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;

· выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;

· четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;

· отобрать методики и техники коррекционной работы;

· определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;

· определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);

· определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключительном этапе);

· разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий;

· планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей - подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);

· реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);

· подготовить необходимые материалы и оборудование.

По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

Сегодня в посте: , акцентуация характера и саморегуляция поведения.

Приветствую Вас, уважаемые посетители психологического сайта Олега Матвеева, желаю всем психического здоровья.

Программа психокоррекции характера — акцентуации

В современном мире повышенного стресса и личностных переживаний значительно увеличилось количество людей с той, или иной акцентуацией характера


Чрезмерное выделение определенных черт характера к границе с патологией, на ряду с выраженными защитами психики мешает человеческому общению, самоактуализации личности, и как результат – достижению успеха в жизни. (психологический кризис и смысл жизни человека)

Чтобы помочь себе, и своим близким выйти из этого порочного круга необходимо узнать свою акцентуацию характера , и заняться психотренингом и психокоррекцией, а также саморегуляцией поведения и психического состояния.

Вам предлагается программа психокоррекции характера , состоящая из упражнений по преодолению выраженности характера и ослаблению излишней защиты психики.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
В нашей школе обучаются дети, имеющие тяжёлые нарушения речи. Создан специальный /коррекционный/ класс V вида. Для успешной адаптации к среднему звену, формирования высших психических функций и речевого развития нами была создана коррекционно-развивающая программа.
Коррекция имеющихся у подростков недостатков проводится в малой группе, которая формируется из числа учащихся коррекционного класса. Учащиеся делятся на подгруппы в зависимости от сложности дефектов. Коррекционная группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.
Психокоррекционный процесс рассчитан на учебный год и представляет серию регулярно проходящих встреч.
Продолжительность одного занятия в подгруппе учащихся 30 минут. Всего формируется 2 подгруппы. Частота занятий -1 - 2 раза в неделю.
В работе с учащимися используется Типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, aPT - терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр.
Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

1 ЭТАП: Диагностический В диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с ТНР, уровень включенности в общегрупповую деятельность.
Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом (см. Карту психологического обследования). Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдения подростка в разных ситуациях педагог-психолог составляет педагогическую характеристик), которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.2 ЭТАП: Коррекционный: Данный этап включает в себя следующие задачи:

  • помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;
  • формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
  • повышение социального статуса ребенка в коллективе;
  • развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
  • формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуаль ных процессов;
  • развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
  • создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.
Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:
  • Когнитивный блок;
  • Задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.
  • Эмоциональный блок;
  • Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний.
  • Поведенческий блок.
  • Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.
3 ЭТАП: Диагностический Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий.
Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться. У ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциониого процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.4 ЭТАП: Прогностический. Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофо-зиологических, психических и социально-психологических функций подростков.ЦЕЛЬ: На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.ЗАДАЧИ:
o развитие познавательной активности учащихся,
o формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;
o формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
o формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
o совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
o обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;
o психологическая коррекция поведения ребёнка
o социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Аппаратные средства

  • Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

Не аппаратные средства
(игры, специализированные приспособления)

  • Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)
  • Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины)
  • Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)
  • Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
  • Тетради для творческих работ учащихся
  • Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.

1 РАЗДЕЛ
Коррекция когнитивных процессов

(26 часов)

Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания и свойств. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. "Релаксация - напряжение". Развитие рефлексивных навыков "Я чувствую..."

2 РАЗДЕЛ
Коррекция социальных и коммуникативных умений

(18 часов)

Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Повышение социометрического статуса учащихся.

3 РАЗДЕЛ
Коррекция поведения

(14 часов)

Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.

4 РАЗДЕЛ
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы

(10 часов)

Основы саморегуляции. Я учусь владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость. Агрессию - под контроль.

ИТОГО:68 ЧАСОВ

ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ:

  • Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных
  • Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
  • Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
  • Принцип системности и последовательности в подаче материала -опора на разные уровни организации психических процессов.
  • Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА УЧЕБНЫЙ ГОД
/Количество часов можно регулировать в зависимости от нагрузки:/

Темы занятий

К-во
час

Даты

Исследования учащихся

4 ч:
Методика "Векслера"
Методика "Тулуз Пьерона"
Методика "Рисунок человека"

Методика "Эталоны" (Зрительное восприятие)

Коррекция когнитивных процессов "Как научиться учиться"

"Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов".
"Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий"
"Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания".
"Коррекция восприятия".
"Релаксация - напряжение"
"Развитие рефлексивных навыков"

Коррекция социальных и коммуникативных умений
Психологический тренинг "Среди людей":

Освоение приёмов активного общения "Я и другие"
Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие"
Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю"
Расширение представлений о способах самоанализа "Какое решение верно"
"Обучение владению собой"
Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение"
Сплочение группы "Учимся общаться"
3.8. Устранение барьеров общения "Я + Ты"
"Стили общения"
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Путешествие на воздушном шаре".
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Мафия"
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Необитаемый остров"
"Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного поведения.

Коррекция поведения "Познавая себя и других"

26 ч:
"Я - это я! Знаю ли я себя"
"Я и мои чувства"
"Что такое доброта?" (Занятие в технологии французской мастерской)
"Добрым быть на свете веселей"
"Добрым быть полезно"
"Правда, ложь, фантазия"
"Учимся управлять своими эмоциями"
"Я тебя понимаю". Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?
"Что такое ДРУЖБА? "(Занятие в технологии французской мастерской)
"Настоящий друг". (Сказкотерапия, видеотренинг)
"Спокойствие. Учимся правильно дышать".
"Индивидуальность или чем я отличаюсь от других"
"Я и Ты. Чем мы похожи".
"Поведение и культура"
"Коррекция эмоционально-личностной сферы"
"Я учусь владеть собой". Основы саморегуляции.
"Послушание".
"Застенчивость".
"Агрессию - под контроль. Коммуникативность".

Итоговые исследования учащихся

Методика "Векслера" (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты)
Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД)
Методика "Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий)
Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип)
Методика "Эталоны" (Зрительное восприятие)

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Нормативные документы

  1. Закон об образовании РФ.
  2. Конвенция о правах ребёнка
  3. Федеральная программа развития образования. 2000г.
  4. Учебные стандарты школ России. М.: Прометей, 1998г.
  5. Государственный образовательный стандарт (НРК), 1999г.
    Устав МОУ "СОШ № 19 г. Чебоксары"

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2003
  2. Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
  3. Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 1999.
  4. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.
  5. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.
  6. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.
  7. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
  8. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
  9. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
  10. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.
  11. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
  12. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
  13. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
  14. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.
  15. Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕЕР, 2009 г.
  16. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.
  17. Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.
  18. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Еимнастика для ума" - М.: 1997
  19. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИЕЕР, 2002.
  20. Прутченков А. С. "Свет мой, зеркальце, скажи". - М.: Новая школа, 1996
  21. Ромашкова Е. И. "Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе". - Владимир, 1997.
  22. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995.
  23. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.
  24. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000
  25. Фопелъ К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ЕЕНЕЗИС, 2001.
  26. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М: КЛАСС. 2001 г.
  27. Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990
  28. Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". -М: Новая школа, 1993.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

  1. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
  2. Газета "Школьный психолог"
  3. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru
  4. "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
  5. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
  6. Презентации на сайте: http://www.danilova.ru

Уважаемые посетители моего сайта, предлагаю ознакомиться с моими программами психологической работы:

"Гимнастика для мозга"

Индивидуальные занятия с ребенком по методу кинезиологических упражнений "Брейн джим" и пальчиковой гимнастики (развитие мелкой моторики: кинетики и кинестетики движений рук), а также коррекция нарушений движений тела в пространстве.

Продолжительность занятия 25 минут,

-детям с 4 лет, школьникам и взрослым для развития базовых функций головного мозга.

Особенно показана при регуляторных и когнитивных нарушениях работы головного мозга (мозговых дисфункциях), ЗПР, ОНР, ППЦНС, РЦН, эпилепсии, ОПГМ, аутизме, гиперактивности, волевом синдроме и др.

«Умница»:

Занятия в кабинете нейропсихолога индивидуальные с ребенком без родителей: включают подготовку функциональных звеньев головного мозга к школьному обучению, коррекцию несформированности и дефицитарности развития высших психический функций: моторики, речи, мышления, памяти, восприятия, внимания, эмоциональной сферы и коммуникации.

Продолжительность занятия 25 минут

- всем детям с 4,5 до 9 лет для базовой подготовки к школьному обучению. Программа подходит детям с нормативным развитием, а также детям с задержкой развития регуляторной и когнитивных сфер.

«Ш к о л а +»:

Занятия в кабинете нейропсихолога индивидуальные с ребенком без родителей.

Коррекция нарушений высших психических функций по итогам входящей нейродиагностики.

Продолжительность занятия 45 минут,

с 10 до 14 лет:

-нормативным детям для облегчения процесса обучения в школе, коррекции небольших трудностей письма, чтения, восприятия информации, памяти и др.

-детям с нарушениями развития: когнитивными и регуляторными признаками несформированности мозга, текущими заболеваниями ЦНС, часто-болеющим, перенесшими психотравму, переезд, развод родителей и т.д.

«7я»:

Работа с семьей: папа, мама, бабушка, дедушка и т.д. в рамках современного системного подхода.

Проводится только после первичной консультации и определения основной проблемы.

Продолжительность занятия 2 часа.

Занятие со всеми членами семьи: коррекция методов воспитания ребенка, выстраивание гармоничного взаимодействия родителей и ребенка с сохранением иерархичности внутри семейной системы.

Гармонизация отношений в большой семье, осознание силы рода. Гармонизация женско-мужских и детско-родительских отношений. Преодоление психотравм после развода, смерти.

"БОС"

Нейротрениг БОС-ЭЭГ

на аппарате "Кинезис" научной фирмы "Нейротех" с помощью регистрации ритма биоэлектрической активности мозга по 4 каналам (лобный отдел правого полушария, лобный отдел левого полушария, височный отдел левого полушария и затылочный отдел).

Нейротренинг БОС-СП (стабилоплатформа)

на аппарате Стабиломер с помощью регистрации движений тела (работа срединных структур головного мозга), игры составлены для детей и взрослых.

Продолжительность занятия 25 минут.

Продолжительность занятия на двух аппаратах в один день - 50 минут

детям с 4 лет и взрослым без ограничения возраста:

Улучшение ритма БЭА коры головного мозга с помощью бета- и альфа -тренингов (лечебных игр на компьютере).

Улучшение процессов внимания, памяти, воли, усидчивости, работа с лишними движениями, общим психо-эмоциональным напряжением.

Коррекция и реабилитация срединно-стволовых структур, функций мозжечка, вестибулярного аппарата, межполушарных связей, сенсо-моторных взаимодействий.

"ТЭР"

"Тело-эмоции-разум"

Индивидуальная работа с клиентом по запросу в методах:

-антистрессовой психотерапии

-проективной (ассоциативной) работы.

Основная цель: снятие стресса на любой прожитый опыт в прошлом, настоящем или предстоящем событии будущего. Позитивное программирование (не гипноз!).

Работа с психосоматической природой психических, неврологических и других нарушений здоровья.

Продолжительность занятия обычно 60 минут.

детям с 3 лет и взрослым любого возраста.

Работа по запросу:

Снятие стресса на выбор (профессии, работы, партнера);

Снятие стресса на любое событие прошлого, включая травмы физического характера;

Снятие стресса на болезнь (в прошлом и настоящем);

Работа со страхами, тревожностью;

Работа с обидой, горечью утраты, разлукой и т.д.

Помните, что заключение это не диагноз, а лишь итог проведенной диагностики ВПФ в текущий момент времени.

По итогам нейрокоррекционных занятий по любой из программ составляется выписка с оценкой динамики, которая дает ценную информацию пациенту и описывает ЗБР (зону ближайшего развития функций мозга), что определяет маршрут дальнейшей интеграции.

Внимание! Уважаемые клиенты!

В связи с перегрузкой предварительной записи на курсы нейрокоррекции я больше не записываю на занятия ранее, чем за 3 месяца. Всех желающих записываю в лист ожидания и начинаю обзванивать за 3-4 недели до начала занятий. Иногородние клиенты, которые планируют курсы реабилитации заранее (6-12 мес.) записываются только по предоплате в размере 1 дня нейрокоррекции. Предоплата возвращается в случае отмены записи не позднее,чем за 1 месяц до начала занятий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Психокоррекция - это обеспечение психологического комфорта личности в отношении к самому себе, во взаимодействиях с другими людьми, в мировосприятии в целом. В этом аспекте можно говорить и о психологическом здоровье личности (психологическое здоровье - термин И.В. Дубровиной). Психологическое здоровье делает личность самодостаточной, вооруженной средствами самопознания, самопринятия, самоуважения и саморазвития в контексте взаимодействий с окружающими людьми в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Таким образом, именно психологическое здоровье личности необходимо рассматривать и как цель, и как критерий эффективности целостной системы психологической помощи и поддержки.

Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психокоррекционной помощи:

Таким образом, в психологической коррекции осужденных основной акцент делается на обучении, на предоставлении осужденному возможности изменений. Одним из методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных изменений является тренинг. Поэтому одной из задач тренинговой работы с агрессивно-насильственными преступниками должно стать обучение социальным умениям и навыкам.

Настоящая программа подготовлена с целью совершенствования форм и методов работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, и направлена на практическое применение в деятельности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций.

агрессивный насильственный преступник коррекция

1. Теоретическая часть

1.1 Понятие об агрессивно-насильственном поведении

Проблема агрессии и насильственного поведения в жизни людей является в психологии одной из самых актуальных и ведущих тем исследований. Эти исследования имеют долгую традицию, проводились в рамках различных школ, рассматривались в теоретическом и прикладном аспекте. Причина столь пристального интереса к данной проблематике заключается в стремлении содействовать правоохранительным органам посредством лучшего понимания агрессивных действий, предотвращению явных актов насилия и сдерживанию роста данного вида преступлений во всем мире.

В настоящее время большинством психологов принимается следующее определение понятия «агрессия». Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения». Как следует из принимаемого значения, агрессия здесь рассматривается только как форма социального поведения, включающего прямое или опосредованное взаимодействие как минимум двух человеческих индивидов, она может носить физический и психологический характер.

Агрессивность как качество личности включает в себя враждебное отношение к кому-либо, в виде потенциальной готовности к совершению насилия. В свою очередь, насилие определяется как «умышленные физические действия, выражающиеся в причинении физического ущерба личности, а также угрозы нанесения ущерба, принудительное воздействие на человека, его притеснение», т.е. в определение насилия включается только такое поведение субъекта, которое имеет целенаправленные действия по достижению физического вреда или ущерба другому человеку.

Таким образом, агрессивно-насильственное поведение заключается в субъективном враждебном отношении и нацеленности в нанесении другому человеку физических действий разрушающего характера. Сложность оценки агрессивно-насильственных действий заключается в том, что они имеют достаточно широкий диапазон проявления. Например, они могут возникать, как реакция враждебности на создание другим препятствий или нанесение ущерба, а также проявляться «самопроизвольно», из желания воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Поэтому следует различать реактивную и спонтанную агрессию.

Обобщить подходы к оценке агрессивно-насильственного поведения и составить наиболее полную классификацию действий, в которых проявляются агрессивные намерения, попытался А. Басе. По его мнению, все многообразие агрессивных действий можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий (см. таблицу №1)

Тип агрессии

Физическая-активная-прямая

Нанесение человеку ударов, избиение или ранение при помощи огнестрельного или холодного оружия

Физическая-активная-непрямая

Закладка мин-ловушек, сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага

Физическая-пассивная-прямая

Стремление физически не позволить другому достичь желаемой цели

Физическая-пассивная-непрямая

Отказ от выполнения необходимых задач

Вербальная-активная-прямая

Словесное оскорбление или унижение другого человека

Вербальная-активная-непрямая

Распространение злостной клеветы

Вербальная-пассивная-прямая

Отказ разговаривать с другим человеком

Вербальная-пассивная-непрямая

Отказ давать словесные пояснения или объяснения

Психологический портрет личности агрессивно-насильственного преступника

Для всех преступников, прибегающих к применению физического насилия в своих преступных действиях, характерно не только наличие агрессивности (в традиционном понимании), но и таких черт, как враждебность, тревожность, неуравновешенность, эмоциональная неустойчивость, слабая способность к самоконтролю, конфликтность, дефектность ценностной системы, особенно сказывающаяся в области целей и смысла жизни.

У агрессивно-насильственного преступника изменение в структуре правосознания проявляется в искажении конкретных нравственно-психологических регуляторов поведения в виде: фаталистичности и негативной оценки прожитой жизни, снижения потребности в саморегуляции, ориентации на потребительскую и иждивенческую позицию, нарушения межличностных отношений, неприятия таких ценностей как жизнь, здоровье, половая неприкосновенность и человеческое достоинство.

Для агрессивно-насильственного преступника специфичным свойством личности становится отрицание общепризнанных норм поведения и негативный характер разделяемых им ценностных ориентаций. В то же время такой человек ощущает разрыв между своими ожиданиями, желаниями и действующими социальными нормами, испытывает чувство изоляции, непричастности к делам других, что препятствует усвоению норм, регулирующих поведение. В качестве самооправдания своей позиции агрессивно-насильственный преступник применяет психологическую защиту, где ответственность большей частью возлагается на иных лиц или на внешние обстоятельства.

Противоправным деяниям большинства насильственных преступников весьма способствуют такие их отличительные черты, как повышенная возбудимость и впечатлительность (эмотивность), ослабленный самоконтроль и негибкость (ригидность) поведения. Их нравственно-психологические установки определяют устойчивое представление (концепцию) о враждебности окружающего мира, вызывая чувство несправедливо обиженных, имеющих моральное право руководствоваться возмездием и самосудом, пользоваться физическим превосходством над окружающими, подчиняя их себе, и т.п.

1.2 Принципы психологической коррекции

При проведении психокоррекционных мероприятий с осужденными психолог должен придерживаться основных принципов психокоррекционной работы. Основополагающим из них является принцип единства диагностики, коррекции и развития , который отражает целостность процесса оказания психологической помощи осужденному. Установлено, что эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы. Проведение диагностического обследования осужденного предполагает обязательное информирование его о полученных результатах, что уже является началом психокоррекционного процесса. «Всякое знание о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав о себе, он становится другим» (Ю.Б. Гиппенрейтер). Кроме того, контроль динамики хода эффективности коррекции требует осуществления диагностических процедур, предоставляющих психологу необходимую информацию и обратную связь, что позволяет вносить необходимые коррективы в задачи программы психокоррекции, вовремя изменить и дополнить методы и средства психологического воздействия на осужденного.

При проведении психокоррекционной работы необходимо учитывать «возрастную норму» (последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития) и «индивидуальную норму» (индивидуальность и самостоятельный путь развития) осужденного. Особенно это важно при работе с несовершеннолетними осужденными, которые в большинстве своем имеют отставание в развитии на всех уровнях: физическом, интеллектуальном и психическом. При оценке соответствия уровня развития осужденного возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать следующие характеристики:

Особенности социальной ситуации развития (воспитание, образование, круг общения и т.д.);

Уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития;

Уровень развития ведущей деятельности личности.

Цель и задачи тренинга умений

Агрессивный человек нарушает личные права других людей, в частности право человека быть выслушанным, быть принятым всерьез, поступать по-своему и другие. Он навязывает себя, свое мнение другим людям, оказывает на них давление, унижает, оскорбляет. Агрессивность не основывается на зрелом самоуважении и представляет собой попытку удовлетворить свои потребности за счет чужого самоуважения. Агрессивность является отрицательной формой поведения, связанной с неуверенностью человека в себе. Неуверенный в себе человек сдерживает чувства вследствие тревоги, ощущения вины и недостаточных социальных умений.

С такими людьми наиболее целесообразным является проведение коррекционной работы в виде тренинга умений. Группа тренинга умений включает в себя определенное число клиентов, испытывающих трудности в общении и взаимодействии с другими людьми и проходящих запрограммированный курс обучения отсутствующим у них умениям и навыкам социального взаимодействия. Члены таких групп рассматриваются как учащиеся, желающие приобрести нужные умения и навыки, которые помогут им лучше адаптироваться к жизни, т.е. сделать их независимыми, компетентными в общении и успешными в межличностном взаимодействии.

Наибольшую значимость представляют следующие группы качеств, навыков и умений:

· самоуважение и уважение другого;

· открытость в выражении чувств;

· осознавание и четкое заявление о своих желаниях и потребностях;

· прямое и честное выражение собственного мнения;

· активное слушание и понимание людей;

· признание прав и справедливых требований другого;

· адекватная самооценка;

· самоконтроль;

· самообладание;

· самоуправление;

· саморегуляция;

· самомотивирование;

· установка на успех в деятельности;

· целеустремленность, ответственность, гибкость, независимость.

Группа тренинга умений жестко структурирована, руководитель активно руководит группой, ставя перед участниками конкретную цель и планируя каждое занятие.

Предмет тренинга:

Индивидуальная совокупность стереотипов восприятия социальной действительности и своего «Я» лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Цель тренинга :

- Коррекция неадекватных форм поведения через формирование и закрепление способов эффективного взаимодействия с окружающим миром, не прибегая к насилию и агрессии (формирование ассертивности)

Задачи тренинга :

1. Снижение эмоционального напряжения.

2. Формирование умения различать неуверенность, уверенность и агрессивность.

3. Повышение осведомленности о правах личности.

4. Формирование адекватной самооценки.

5. Создание установки на открытое выражение своих чувств без ущемления прав партнера.

6. Обучение релаксации.

Задача тренера :

- Помочь участнику тренинга «ощутить себя» и «почувствовать других». Восприятие себя происходит через:

а) соотнесение своего «Я» с другими (механизмы идентификации и эмпатии);

б) оценку другим;

в) результаты собственной деятельности;

г) понимание своего внутреннего мира;

д) оценку своего собственного облика.

Техники тренинга:

- оценка уверенности в себе;

- репетиция поведения;

- релаксационный тренинг;

- перестройка убеждений;

- домашняя работа.

Методы тренинга :

- лекция;

Моделирование практических ситуаций;

Мозговой штурм;

Дискуссия.

Упражнение 1. «Информирование»

Цель: Информирование участников группы о теме и временных рамках тренинга.

Время проведения : 5 мин.

Обращение ведущего . «Программа нашего тренинга направлена на выработку умений уверенного поведения. Данная цель будет решаться через выполнение следующих задач: снижение эмоционального напряжения, формирование умения различать неуверенность, уверенность и агрессивность, повышение осведомленности о правах личности, формирование адекватной самооценки, создание установки на открытое выражение своих чувств без ущемления прав партнера и обучение релаксации. Эти задачи мы будем решать с помощью выполнения различного вида упражнений непосредственно на занятии и домашнего задания.

Новые знания принесут вам ощутимую пользу.

Во-первых, у вас появится возможность держать под контролем взрывы разрушительной злости. «Провентилировав» свои проблемы, вы получите возможность восстановить прежние отношения с людьми и предупредить опасность взрыва в дальнейшем.

Во-вторых, снизится частота и интенсивность физиологических реакций организма на ваше озлобленное состояние. Наукой доказано, что гнев представляет угрозу здоровью. Чем меньше вы сердитесь, тем дольше живете.

В-третьих, вы сумеете изменить те свои установки, предположения и мотивы, которые «запускают в действие» вашу раздражительность. И по мере того, как вы научитесь по-новому обращаться с импульсами, запускающими злость, у вас будет все меньше поводов для того, чтобы выходить из себя.

В-четвертых, у вас появится возможность эффективно справляться со стрессом. Вместо того, чтобы каждый раз взрываться в ответ на непосильное душевное напряжение, вы будете справляться с ним при помощи специальных методов расслабления.

В-пятых, вы, оставаясь уравновешенными и доброжелательными, достигнете способности добиваться желаемого, овладев методикой конструктивного решения проблем и навыками бесконфликтного общения.

Вы обязательно добьетесь ощутимых результатов, если со всей ответственностью отнесетесь к работе и будете активны в период тренинга. Программа тренинга состоит из 7 занятий. Продолжительность каждого занятия 2 часа. Каждое занятие включает в себя информацию ведущего по проблематике занятия, выполнение различного рода упражнений и ролевых игр, обсуждение их выполнения, формулирование домашних заданий».

Упражнение 2 «Лови диван»

Цели: психогимнастическое упражнение направленное на:

Снятие напряжения;

- продолжение знакомства членов группы;

- создание атмосферы открытости, доверия участников;

Сплочение группы.

Время проведения: 5 мин.

Обращение ведущего. «Сейчас, чтобы размяться, снять напряжение в мышцах, все встают в круг. Каждый из вас по очереди начинает кидать напротив стоящему члену группы воображаемые вещи. Одновременно с броском произносится имя члена группы и название вещи. Например, «Николай, лови книгу». Задача того, кому кидают вещь, поймать ее или не поймать (вместо этого присесть) в соответствии с характером вещи (например, кровать или диван)».

Психологический комментарий.

Выполнение данного упражнения направлено на снятие психологической и физической разрядки после достаточно продолжительного обсуждения и принятия правил работы группы. Кроме того, его выполнение дает возможность еще раз вспомнить имена присутствующих членов группы. Как правило, при выполнении этого упражнения наблюдается и эмоциональное раскрепощение участников тренинга. Смех и шутки сближают и объединяют людей.

Упражнение 3. «Укрепление уверенности в себе»

Цель : анализ уверенного, неуверенного и агрессивного поведения, отработка навыков уверенного поведения.

Время проведения: 20 мин.

Материалы: таблица №1 «Характеристики уверенного, неуверенного и агрессивного поведения»

Обращение ведущего . «Вы определили слабые и сильные стороны своей уверенности в себе, т.е. с помощью тестовых заданий оценили себя в той или иной ситуации. Если самооценка выше или ниже реальных возможностей, имеет место соответственно самоуверенность или неуверенность в себе. Неуверенность в себе и самоуверенность часто связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями, тормозящими и искажающими нормальный ход психического развития человека. Одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением является агрессивное поведение. Фактором актуализации агрессивной мотивации является отсутствие социального опыта взаимодействия.

Рассмотрим характеристики уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Быть уверенным в себе означает умение точно определить и выразить так, чтобы это не затронуло чувств окружающих, свои желания, потребности, чувства, переживания, сказать о том поведении, которого он ждет в той или иной ситуации от других людей. Уверенный в себе человек умеет строить отношения с другими людьми, что называется «на равных», вне зависимости от положения, которое те занимают, умеет обратиться с просьбой к другому человеку и в случае необходимости вежливо ответить отказом. Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права и уверен, что в борьбе за свои права общество его поддержит. Уверенный в себе человек убежден в праве на реализацию потребностей своего «Я» и владеет способами и формами такой реализации. Естественно, эта реализация не ущемляет потребности других людей в силу того, что ему не надо заботиться о защите своего «Я».

Неуверенный в себе человек скрывает свои желания и потребности, сдерживает чувства, никогда не выражая их прямо и непосредственно - они время от времени лишь «вырываются» наружу в виде неожиданного взрыва, например, плача или крика. Неуверенному в себе человеку трудно сказать «нет», он избегает общения с людьми, которые по социальной иерархии находятся выше его, избегает ситуаций, которые могут, по его мнению, угрожать его представлению о себе, точнее, сохранению его представлений о собственной ценности. При этом круг таких ситуаций бесконечно расширяется, поскольку любой случай проявления неуважения, грубости, даже не адресованный ему лично, воспринимается как наносящий ущерб его «Я». Неуверенный в себе человек постоянно ощущает необходимость в защите своего «Я», в отстаивании своих прав, прав своей личности или охране своего «Я» от столкновения с ситуациями, которые могут угрожать ему. Он постоянно чувствует, что его возможностей недостаточно, чтобы добиться успеха в таких ситуациях и тем самым защитить себя, что он не имеет необходимых средств, способов поведения. Поэтому он постоянно испытывает волнение, тревогу, даже страх. Кроме того, неуверенный в себе человек постоянно испытывает чувство вины или так называемое «угрызение совести». Это и чувство вины перед собственным «Я» за, скажем так, недостаточную заботу о нем, и чувство вины перед другими людьми за стремление к самоутверждению, к реализации потребностей «Я». Таким образом, основная проблема неуверенного в себе человека - недостаток самопринятия, любви к себе.

Агрессивный человек нарушает права других путем доминирования, унижения и оскорбления. Агрессивность не основывается на зрелом самоуважении и представляет собой попытку удовлетворить свои потребности за счет чужого самоуважения. Психологически агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для человека окружением. Агрессивные действия выступают в качестве средства достижения: какой-либо значимой цели, способа психологической разрядки, способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Таким образом, уверенное, неуверенное и агрессивное поведение значительно отличаются между собой. Индикаторами того или иного поведения могут быть поза тела, жесты, выражение лица, контакт глаз, невербальные речевые характеристики и вербальное содержание ответа.

Характеристики уверенного, неуверенного и агрессивного поведения можно свести в следующую таблицу (см. таблицу № 2).

Таблица № 2 Характеристики уверенного, неуверенного и агрессивного поведения

Компоненты ситуации

Агрессивное поведение

Уверенное поведение

Неуверенное поведение

Контакт глаз

Пристальный взгляд прямо в глаза собеседнику

Устойчивый контакт глаз: в глаза партнеру смотрят в момент предъявления требований; не отводят взгляд, когда слушают возражения

Отсутствие контакта глаз: смотрят себе под ноги, на потолок, в свои бумаги, но не в глаза собеседнику

Дистанция общения

Минимальная: на партнера все время «наступают», вторгаются на его территорию

Оптимальная: соответствует принятым в данной среде стандартам дистанции официального общения

Стремление к увеличению: от партнера «отступают», начинают говорить с очень большого расстояния

Жестикуляция

Бурная: размахивают руками, совершают шумные и хаотичные движения, стучат дверьми и бьют посторонние предметы

Соответствует смыслу сказанного

Напряженная: дрожь и хаотичные движения, судорожное перебирание бумаг, не знают, куда деть руки

Крики, вопли, угрожающие интонации. Собеседника совсем не слушают, не дают договорить. Говорят короткими рубленными фразами

Говорят достаточно громко, чтобы быть услышанным собеседником. Уверенные интонации. Собеседника внимательно выслушивают

Говорят тихо, сбивчиво, стремятся сократить паузы в разговоре. Фразы неоправданно затянуты.

Злость, ярость

Спокойствие, уверенность

Страх, тревога, чувство вины

Упреки, угрозы, приказы, оскорбления

Информирование о своих правах, желаниях, намерениях, действиях

Оправдания, извинения, объяснения

Местоимения:

«Я», «МЫ»

Используются в фразах, содержащих угрозы и приказы

Указывает на тот факт, что именно я сам стою за данным требованием

Используется неопределенная форма глагола, речь от третьего лица

Не предъявляется

Краткое и четкое

Понять, что именно хочет человек, невозможно, так как он об этом не говорит

Обоснование

Не дается

Краткое и четкое

Обоснование излишне длинное и путанное, насыщено извинениями и ненужными объяснениями

Психологический практикум . Сейчас мы перенесем полученные знания на практику. Прошу вас составить список «прав человека», которые необходимы для реализации потребностей его «Я» и укрепления уверенности в себе. Будем работать методом мозгового штурма. Каждый из вас будет предлагать то, что считаете нужным, а я буду записывать. Начали!

(Все по кругу вносят свои предложения, которые записываются ведущим).

Закончили? А теперь сопоставим наш список прав человека с тем, который составил американский психолог С. Келли:

- право быть одному;

- право быть независимым;

- право на успех;

- право быть выслушанным и принятым всерьез;

- право получать то, за что платишь;

- право иметь права, например, право действовать в манере уверенного в себе человека;

- право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым или эгоистичным;

- право просить то, чего хочешь;

- право делать ошибки и быть ответственным за них;

- право не быть напористым.

Осуществление именно этих прав, считает С. Келли, поддерживает уверенность человека в себе.

Мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что список Келли во многом составлен в терминах поведения, он очень конкретен и потому может быть проверен. Вернемся к нашему списку. Оценим его с этой точки зрения, и внесем необходимые исправления.

Обращение ведущего . «Теперь вы знаете, что у вас есть права, знаете, что вы сами, и только сами, несете ответственность за их реализацию. Дайте себе слово, что вы будете их отстаивать, прежде всего, перед самим собой. А отстаивать их будете простым способом - вести себя в ситуации так, как ведут себя уверенные люди».

Упражнение 4. «Разыгрывание скетчей»

Цель : отработка коммуникативных умений в группе, а также овладение навыками высказывания и принятия обратных связей.

Время проведения : 35 мин.

Обращение ведущего . «Как мы уже выяснили, агрессивное и неуверенное поведение приводит к неадекватному поведению. Поэтому необходимо обучаться более гибкому ролевому поведению, т.е. иметь в своем поведенческом репертуаре различные стили взаимодействия.

Одна из важных сфер взаимодействия людей - общение. В общении людей выделено несколько стилей коммуникации. Я буду зачитывать описание каждого из этих стилей, а вы постарайтесь представить себе в воображении людей с тем или иным стилем коммуникации.

1. Умиротворяющий -- угождающий и соглашающийся человек, непрестанно извиняющийся и старающийся любой ценой не вызвать волнения. Умиротворяющий чувствует свою бесполезность, выглядит беспомощным.

2. Обвиняющий -- противоположен умиротворяющему,
упрекает, провоцирует, считает других виновными. Обвиняющий действует высокомерно и объясняет объективными причинами свои недостатки. Говорит громким, властным голосом, мышцы лица и тела напряжены.

3. Человек-компьютер -- ультрарассудительный, спокойный, холодный и собранный человек, избегающий выражать чувства, демонстрировать эмоции и переживания. Говорит монотонно, абстрактно, выглядит негибким и зажатым.

4. Уводящий в сторону -- высказывает нерелевантные
и приводящие в недоумение суждения. Позы тела кажутся неуклюжими, интонации могут не соответствовать словам.

А сейчас мне понадобятся три члена группы добровольно вызвавшиеся участвовать в упражнении. Каждый из добровольцев выбирает один из коммуникативных стилей, описанных выше. Добровольцы, демонстрируя определенный коммуникативный стиль, включаются в дискуссию друг с другом на какую-либо тему. Остальные члены группы наблюдают взаимодействие; такая форма выполнения упражнения получила название «круглый аквариум».

Рекомендации ведущему . Через пять минут наблюдателей приглашают прокомментировать свое восприятие дискуссии. Затем добровольцы делятся с группой впечатлениями, возникшими в данной ситуации. Экспериментируя с альтернативными способами общения, участники могут научиться подходить друг к другу в соответствующей и менее защитной манере.

Затем повторите процедуру с тремя новыми участниками. Постарайтесь дать каждому члену группы возможность поучаствовать хотя бы один раз.

Обращение ведущего . «А теперь усложним ситуацию. Пять участников нашей группы будут демонстрировать различные виды поведения, принимают на себя конкретные роли в изображаемом взаимодействии на заданную тему, в то время как остальные члены группы наблюдают. Я попрошу одного участника защищать позицию, прямо противоположную своей (например, по жизни - человек с обвиняющим стилем коммуникации будет играть роль человека с умиротворяющим стилем); другого - поддерживать доминирующего члена дискуссии; третьего - попытаться изменить тему дискуссии; четвертого - отвергнуть идеи доминирующего участника; пятого - выступить в роли обвинителя».

Рекомендации ведущему . Количество ролей, которые могут быть приняты, зависит только от вашего собственного воображения и воображения участников группы. Продолжайте так до тех пор, пока каждый член группы не получит возможность принять участие в скетче.

Психологический комментарий . Дискуссия между четырьмя, пятью и более участниками может предоставить группе данные для отработки умения описывать поведение, избегая ярлыков и приписывания мотивов.

«Управление негативными эмоциями»

Цель занятия: обучение приемам управления негативными эмоциями, в том числе гневом и агрессией.

Задачи:

- продолжение знакомства членов группы,

- снятие напряжения,

- закрепление активного стиля взаимодействия и навыков самоанализа,

- продолжение самораскрытия и осмысления своего отношения к окружающим,

Ролевое проигрывание жизненных ситуаций, связанных с проблемой уверенности в себе,

- сплочение членов группы.

Упражнение 1. «Уважая себя, не обижая других»

Цель: обучение умению тактичного поведения.

Время проведения: 20 мин.

Обращение ведущего. «На сегодняшнем занятии мы будем вести речь о негативных эмоциях, которые мы нередко испытываем в связи с той или иной ситуацией. Гнев, злость, злоба обходятся нам очень дорого. На первых порах мы оправдываем свой срыв, но, когда страсти улягутся, мы, чувствуя свою вину, раскаиваемся. Потом ощущение стыда проходит. И что же остается? Только тягостный осадок в душе, боль и отчуждение. Если мы слишком часто испытываем озлобление, ожесточение сказывается на наших отношениях практически со всеми окружающими нас людьми. И если вы обеспокоены своей жестокосердечностью, устали от собственной злости, хотите восстановить отношения с окружающими и найти другие способы выражения своих потребностей и желаний, то вам предстоит приложить немало усилий. Невозможно научиться управлять своим чувством гнева, не приобретя определенных навыков. Реальных изменений в самочувствии вполне можно достичь, ежедневно делая специальные упражнения и осваивая определенные приемы самоконтроля.

А теперь разрешите задать вам такой вопрос: допускаете ли вы, что близкого, дорогого вам человека когда-то можно ударить? оттолкнуть? уколоть? дать пинок? треснуть головой об стенку? размазать мордой об стол? Конечно же - это не физически, а морально. То есть взглядом, словами, интонацией... (Но некоторые и физически вполне могут это сделать без зазрения совести). И, что самое интересное, большинство людей считают, что это вполне допустимо, по крайней мере, сами они допускают себе это. Ведь не ударил же, а только сказал. И, не особо задумываясь, мы можем близкого (тем более далекого) человека когда-то чем-то задеть (морально), задавить (психологически), уничтожить (нравственно), испепелить взглядом, терзать молчанием, мучить неопределенностью, растоптать прямой речью, расстрелять эпитетами, и при этом вовсе не считать себя палачом. Ведь мы же это делаем не физически, а морально. И при этом мы прекрасно знаем, что это не менее больно, а, скорее, даже более. Но это-то нас как раз и устраивает, мы и хотим уколоть побольнее. И когда мы слышим: «Убить тебя мало!» - мы понимаем, что это не просто метафора, все это и делается.

Самое тяжелое в общении - это ругань. Ругань агрессивная и вялая, по делу и без, с утра и до вечера. А можно ли жить, например, без ругани в семье? Можно ли вообще обойтись без ругани? Я уверен (-а), что можно. Действительно, так же, как любую ситуацию можно сделать «ругательной», так и в любой ситуации можно обойтись без грубости. Мы можем быть недовольны друг другом, но ругаться нельзя. Все, что говорится грубо, может быть сказано тактично. Например, жена поставила свои сапоги на батарею. Муж увидел и говорит: «Ты соображаешь или нет?! Кто же мокрые сапоги ставит на батарею? Они у тебя рассохнутся в два счета, а покупать новые - я не Рокфеллер и горбатиться не хочу». Как вам кажется, не начало ли это большой ссоры. А вот другой вариант: «Ты поставила сапоги на батарею, по-моему, ты рискуешь... - А что такое? - Да везде пишут, что если вы хотите, чтобы обувь служила вам не месяц, а все-таки подольше, никогда не сушите ее на батарее. Надо просто напихать внутрь газет, так лучше. - Солнышко, ты не сделаешь все это? - Хорошо». Можно строить свои взаимоотношения с другими, уважая себя, не обижая других.

Психологический практикум . А теперь давайте поупражняемся в овладении умениями тактичного поведения. (Обращение к мужской половине группы): Вы приходите домой голодный, заглядываете на кухню, а на столе чистота первозданная. Как вы обратитесь к жене по поводу ужина? Возможны следующие варианты:

Жрать давай!

Молча сами станете себе готовить или разогревать еду, нарочно гремя посудой, чтобы жене стало стыдно.

Я такой голодный-голодный... Там у нас найдется что-нибудь перекусить?

- Ты что, устала? Давай я тебя накормлю!

(Обращение к женской половине группы): Как вы обратитесь к мужу по поводу похода в магазин?

Сходи в магазин. Надо купить (например, хлеба, молока и соль).

Ты не соизволишь оторваться от телевизора и хотя бы сходить за хлебом? Совесть надо иметь, а не делать из жены лошадь...

Ты не сходишь в магазин? Я бы пока приготовила на ужин что-нибудь повкуснее...

Сделайте ваш выбор, представив себе, как вы обычно это делаете.

Рекомендации ведущему . Обсуждение данной ситуации провести по кругу, задавая следующие вопросы: Каков ваш выбор? Почему вы именно так поступаете? Как к вашему выбору относится жена (муж)? Что происходит дальше? Может быть, у ней (- го) (жены, мужа) есть какие-то пожелания?

Обращение ведущего . «А теперь давайте посмотрим критическим взглядом на свою семью: какие картинки проявятся? Не находите ли на них ситуации, сопровождающиеся руганью? Что такое ругань, как не обыденный мордобой? Вы участвуете в этом мордобое? Но давайте для начала взглянем на кое-какие житейские мелочи, хотя бы на то, как мы разговариваем друг с другом. Найдите свои - возражения, высмеивания, обвинения. Самое смешное, что это выдается даже без раздражения, как норма общения».

Рекомендации ведущему . Обсуждение этого вопроса произвести, как всегда, по кругу. Каждый член группы пусть вспомнит какую-либо ситуацию, характеризующую недоброжелательные отношения (высмеивания, подтрунивания, уколы, да и просто хамство) в семье, на работе, в кругу друзей, но которые считаются вполне нормальными, к которым привыкли и не обращают внимания. Данное обсуждение побуждает к самоанализу и дает возможность задуматься о своей роли в таких ситуациях.

Цель: работа с неотреагированными эмоциями.

Время проведения: 30 мин.

Материалы: Бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Обращение ведущего. Значение способности не просто испытывать переживания, но точно их понимать и переживать сознательно впервые показал замечательный американский психолог и психотерапевт К. Роджерс. Он же указал на то, что таким способом мы надежно защищаем себя от разрушительного влияния неотреагированных эмоций, так называемого «проигрывания старых пластинок». Есть эмоции, чувства, например, гнев, социально приемлемое выражение которых очень затруднено. Есть другие, например, ненависть, зависть, которые человек может подавлять в себе, потому что они не соответствуют его представлению о «хорошем», т. е. тому идеализированному образу, который он стремится в себе воплотить. Ценность открытия К. Роджерса как раз и была в том, что он показал - нет запрещенных и «правильных чувств», все чувства принадлежат человеку, все важны для него. Другое дело, как он выражает их вовне. Невербальные формы выражения эмоций (мимика, жесты, дыхание), скажем так, «трудно окультуриваются». Сдерживание своих эмоций, к чему нас часто призывают, означает просто, что человек может затормозить, не проявить их. Но это не ведет к освобождению от эмоции. Ведь физиологические системы, обслуживающие эмоции, включились, сработали, но не доведены до конца.

Если вы не смогли справиться со своими эмоциями, они буквально «разрывали вас на части», попробуйте отложить свою реакцию. Не навсегда. Просто отсрочьте ее. И через какое-то время, когда вы осознаете ее и поймете, как о ней лучше сказать, обязательно скажите человеку, обидевшему вас, об этом. Не забывайте описывать свои переживания и то, как вы их анализируете. Возможно, вам могут не подойти слова из обычного перечня эмоций: гнев, отчаяние, злость, страх и т.п. Может быть, для вас более выразительными окажутся сравнения или метафоры.

Неотреагированные эмоции, в конечном счете, могут привести к психологическим проблемам различного рода. Но с этим можно бороться. И в этом случае нам поможет выполнение упражнения «Настроение».

Психологический практикум. Упражнение должно проходить следующим образом: сядьте за стол и возьмите цветные карандаши или фломастеры. Перед вами - чистый лист бумаги. Нарисуйте любой сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением.

Представьте, что вы переносите свои отрицательные эмоции (гнев, злость, агрессию и т.д.) на лист бумаги, стараясь выплеснуть их полностью, до конца. Рисуйте до тех пор, пока не заполнится все пространство листа, и вы не почувствуете успокоение».

Рекомендации ведущему . Все рисуют около 15 мин. Ваша задача - наблюдение за членами группы, контролируйте, как эмоции отражаются в их невербальном поведении, чтобы это использовать при дальнейшем обсуждении.

Обращение ведущего . «Затем переверните лист и напишите несколько слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы ваши слова возникали свободно, без специального контроля с вашей стороны. После того как вы нарисовали свое настроение и переложили его в слова, с удовольствием, эмоционально разорвите листок и выбросите его в урну».

Обращение ведущего . «Все! Теперь вы избавились от своего напряженного состояния! Ваше напряжение перешло в рисунок и уже исчезло, как этот неприятный для вас рисунок. А теперь давайте обменяемся впечатлениями о проделанной работе. Пусть каждый из вас по кругу ответит на вопросы: «Что я испытывал, выполняя это упражнение?», «Какие мысли приходили в мою голову?», «Какое сейчас у меня настроение?».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность человеческой агрессии с точки зрения философии, психологии, биологии, религии. Факторы, способствующие агрессии. Психологические особенности агрессивного поведения подростков. Типы агрессии по Фромму и Бассу. Спонтанные проявления агрессивности.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2010

    Теории возникновения агрессивного поведения. Определение агрессии и агрессивности, классификация видов агрессивного поведения. Причины агрессии в детском возрасте. Роль семьи в возникновении агрессивного поведения ребенка, профилактика его проявления.

    курсовая работа , добавлен 16.08.2011

    Анализ причин преступного поведения. Психодиагностическое исследование осужденных: индивидуально-психологические особенности личности, характеристика уровня агрессии и эмпатии. Методы психокоррекции по снижению агрессивности поведения осужденных.

    дипломная работа , добавлен 12.05.2010

    Психологические особенности проявления агрессивного поведения людей. Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия. Причины, влияющие на возникновение агрессии. Методы, используемые для изучения агрессивного поведения. Тест на проявление агрессии.

    контрольная работа , добавлен 29.11.2010

    Основные характеристики агрессивного поведения, его особенности. Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессивного поведения и социометрического статуса в группе с помщью методик диагностики межличностных и межгрупповых отношений и склонности к агрессии.

    дипломная работа , добавлен 13.08.2011

    Психологический тренинг как метод развития уверенного поведения на экзаменах. Самооценка психических состояний по Айзенку. Исследование тревожности по методике Спилбергера и Ханина. Эффективность программы тренинга уверенного поведения на экзаменах.

    дипломная работа , добавлен 20.01.2013

    Понятие и виды агрессии. Причины агрессивного поведения и влияние воспитания на его формирование. Эмпирическое изучение гендерных особенностей агрессивного поведения студентов в конфликтных ситуациях: особенности выборки, план и методы исследования.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2013

    Причины агрессии, ее формы и виды. Анализ агрессивности подростков как особого вида агрессии, отличающейся от взрослой. Диагностика предрасположенности к развитию агрессивного поведения у подростков. Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2014

    Понятие агрессии в отечественной и зарубежной психологии. Биологические предпосылки агрессивного поведения, агрессия как реакция на фрустрацию. Причины и проявления подростковой агрессии, эмпирическое изучение ее влияния на ценностные ориентации.

    дипломная работа , добавлен 25.06.2011

    Проблема агрессии в современном мире. Теоретические аспекты социально-психологической профилактики агрессивного поведения подростков. Анализ психологических особенностей подросткового возраста. Понятие, методы и формы коррекции агрессивного поведения.