Первые племена, Религия и Искусство первобытных людей. Возникновение религии и искусства в первобытном обществе

Многое в окружающем мире было для первобытного человека таинственным и пугающим. Люди считали, что земля, вода и небо населены богами и духами, которые управляют явлениями природы и жизнью самих людей. Так около 200 тыс. лет назад зародилась религия. Именно к тому периоду относятся древнейшие следы заупокойного культа. Археологи открыли захоронения, в которых костяки ориентированы по направлению восток-запад. Они посыпаны охрой, символизирующей цвет жизни??? Зубов говорил – «как кровь»??..., а на надгробных холмиках была обнаружена пыльца хвойных растений и цветов, которыми покрывали могилу, во время прощания с умершим. Все это свидетельствует о зачатках религиозных верований, появившихся у первобытного человека.

Дальнейшее развитие религиозных верований привело к утверждению в эпоху верхнего палеолита у человека современного вида развитых форм первобытной религии:

o Тотемизм (вера в то, что существует мистическая связь между человеком и некоторым классом объектов окружающей человека природы)

o Фетишизм (религиозное поклонение материальным предметам - фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства)

o Анимизм (вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы)

o Магия (одна из древнейших форм религиозности, элементы которой содержатся в религиозных традициях большинства народов мира)

Мантика – практика гаданий и предсказаний, с целью узнать волю богов

Восприятие первобытных верований по отдельности, в отрыве от иных, невозможно - все они были тесно связаны между собой.

Т.е. = человек признавал главенство над собой высших сил, нематериального мира, которому подчинен мир повседневного существования людей.

Считалось, что некоторые люди, которых называют шаманами, способны общаться с богами. Шаманы руководили совершением специальных обрядов. Люди исполняли ритуальные танцы, произносили заклинания, полагая, что таким образом можно отогнать злых духов и призвать на помощь добрых.

Элементы культуры, пусть и в зачаточном виде, возникли одновременно с человеком.

Видимо, какие-то простые формы танца, пения, музыки были из­вестны и питекантропам, и неандертальцам. Их зачатки в инстинктивных формах можно найти даже у обезьян: они могут ритмично раскачивать­ся и издавать как бы в такт звуки. Но только в конце древнего каменного века у людей появилась потребность и возможность изображать, рисовать, вырезать.

· + Мифы – попытка найти ответы на главные вопросы бытия, происхождения человека, жизни и смерти, составление картины мира.

Но только с появлением примерно 40-35 тыс. лет назад homo sapiens sapiens, человека современного вида, и вместе с ним родовой общины культура первобытного общества достигает своего наивысшего развития. Наконец появляется художественное творчество, и духовная культура приобретает завершенные формы.

Первые элементы худо­же­ст­вен­но-образного мышления человека относятся к эпохе Ориньяк-Солютре в верхнем палеолите, 35-20 тыс. л.н.. Первыми попыт­ка­ми что-то изобразить было нанесение зигзагообразных полос или отпечатков руки на каменную поверхность. Затем появляются круглая скульптура из глины и кости, рисунок охрой, мергелем или сажей и изображения, выполненные с по­мощью кремневого резца.

Женщины - первые представители человеческого рода, которых стали изображать. В пещерах сохранилось несколько таких рисунков. Чаще предпочитали делать их скульптурные изображения. Это были маленькие, помещавшиеся на ладони фигурки из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно женщин изображали полными и обнажёнными - матерями, имевшими много детей. Но встречаются и фигурки стройных, изящных женщин, как будто не испытавших ещё тягот и радостей материнства. Это - молодые охотницы, такие же ловкие, как и мужчины, хотя и не такие сильные. По всей вероятности, фигурки женщин использовали в обрядах и носили как амулеты.

Творения, созданные рукой первобытного художника, порой были не только произведениями искусства, но и религиозно-магическими сим­волами.

Своего расцвета живопись в первобытном обществе достигает в эпоху Мадлен (20-10 тыс. л.н.). В это время животных изображали с большим мас­тер­ством, почти в натуральную величину, и искусно раскрашивали. Поразительные по совер­шенству, меткости наблюдений изображения жи­вотных - бизонов, лошадей, мамонтов - нано­сили на стены и низкие потолки пещер в Испании, на юге Франции, на Урале.

Так возникло искусство – образ. Но сложных композиций первобытный человек создавать еще не мог.

В последующую эпоху мезолита многоцветные изображения сменяются схема­тич­ны­ми и во многом условными рисунками животных и людей. Но в этот период человек усложняет рисунок и появляется искусство-ритм, что позволяет наконец многофигурные рисунки объединять в композиции, часто посвященные сюжетам на тему охоты. Отход от реалисти­чес­ких изображений был обусловлен тем, что, познав с помощью художествен­ного образа единичные объекты окружающего мира, первобытный человек перешел через сложную композицию к постижению другой проблемы: что есть он, человек, в этом мире.

Итак, при помощи искусства и художественных образов первобытные лю­ди познавали окружающий мир и постигали тайны многогранной и слож­ной жизни. Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества.

Религия (лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - специфическая форма общественного сознания, мировоззрение и мироощу­щение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «свя­щенного», т. е. той или иной разновидности сверхъесте­ственного.

По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего на­учному. Главный признак религии - вера в сверхъестественное, но это не значит, что религия и есть отношение, связывающее человека с богом, как её определяют обычно теологи. «…Всякая религия является не чем иным, как фанта­стическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседнев­ной жизни - отражением, в котором земные силы при­нимают форму неземных». В религии человека порабощают продукты его собственного воображения. Религия представляет собой не только специфическую форму общественного сознания, но и выполняет функцию регулятора общественного поведения.

Согласно современным научным данным, религия возникла, по-види­мому, в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40–50 тыс. лет назад на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Памятники верхнепалеолитического искусства запечатлели зарождение культа животных и охотничьего колдовства. О наличии религиозных веровании свидетельствуют также верхнепалеолитические погребения, отличающиеся от более ранних обычаем хоронить умерших с орудиями труда и украшениями. Это говорит о зарождении представлений о посмертном существовании - о «мире мёртвых» и «душе», которая продолжает жить после смерти тела. Аналогичные представления и сопутствующие им обряды сохранились вплоть до нашего времени.

Возникновение религии связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и воз­можность отрыва мысли от действительности (гносеологические корни религии): общее понятие отделяется от обозначае­мого им предмета, превращается в особое «существо», так что на основе отражения человеческим сознанием того, что есть, в нём могут появиться представления о том, чего в само́й реальной действительности нет. Эти воз­можности реализуются лишь в связи со всей совокуп­ностью практической деятельности человека, его общественных отношений (социальные корни религии).

На первоначальных ста­диях человеческой истории религия есть продукт ограниченности практического и духовного овладения миром. В первобыт­ных религиозных верованиях запечатлено фантастическое осозна­ние людьми их зависимости от природных сил. Не от­деляя ещё себя от природы, человек переносит на неё отношения, складывающиеся в первобытной общине. Объектом религиозного восприятия становятся именно те при­родные явления, с которыми человек связан в своей по­вседневной практической деятельности и которые имеют для него жизненно важное значение. Бессилие человека перед природой вызывало чувство страха перед её «таинственными» силами и непрестанные поиски средств воз­действия на них.


Кратко (В первобытном обществе религия существовала в формеполидемонизма илиязычества (поли - много, демон - название стихийной природной силы, которую в полном смысле слова еще нельзя назвать Богом, но, тем не менее, она обладала сверхъестественной силой). В содержательном отношении у разных народов были разные представления о богах и устройстве мира. Однако в рамках полидсмонизма можно выделить формы культа, которые встречаются у всех народов: анимизм, аниматизм, тотемизм, магия, фетишизм, шаманизм).

Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека современного типа (homo sapiens), который значительно отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками. Но самое главное его отличие состояло в том, что он был человеком разумным, способным к абстрактному мышлению.

О существовании религиозных верований в этот отдаленный период человеческой истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Археологами установлено, что их хоронили в специально приготовленных местах. При этом предварительно осуществляли определенные обряды подготовки умерших к загробной жизни. Их тела покрывали слоем охры, рядом с ними помешали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т. п. Очевидно, в то время уже складывались религиозно-магические представления о том, что умерший продолжает жить, что наряду с реальным миром существует иной мир , где обитают умершие.

Религиозные верования первобытного человека отражены и в произведениях наскальной и пещерной живописи , которые были обнаружены в XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии. Большинство древних наскальных рисунков - это сцены охоты, изображения людей и животных. Анализ рисунков позволил ученым сделать вывод, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.

Было установлено, что у первобытных людей имело широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности.

Как уже говорилось, среди всех основных форм культуры у искусства сложились особенно тесные связи с религией, поскольку религиозное сознание в силу своего синкретизма исторически явилось прообразом искусства, а художественное творчество как синтез элементов других видов деятельности может рассматриваться как светский аналог религии. На протяжении веков именно религиозная картина мира представлялась человеку абсолютной реальностью. В силовом поле религии возникали и развивались различные виды искусства, при этом доминирование того или иного из них обусловливал преимущественно характер религиозного сознания. Приобретая на протяжении истории культуры автономию от определенной религиозной традиции, искусство существенно влияло на формирование национальных культур.

Истоком становления и развития архитектурного искусства явилась организация пространства для исполнения религиозно-магических обрядов; изначально - потаенное сакральное место в пещере. С эволюцией мифологического сознания и возникновением сложных форм политеизма связано появление специальных сооружений - храмов как мест присутствия богов, в ареале которых возникают другие виды искусства. Отражение своеобразия религиозного сознания в эстетическом чувстве, обусловившее особенности становления искусства в Древнем мире, рассмотрим на примере Египта, Индии, Китая, Греции и Рима .

Мифология Древнего Египта - родина световой религии и эстетики света. Она включала в предметы культового поклонения ряд животных (быка, змею, сокола и пр.), но красоту (иефер ) усматривала только в человеческом облике, осененном божественным светом Солнца (Ра). Ритуально-магический смысл формирования художественного мира определялся центральной идеей египетской мифологии - культом мертвых, отправление которого обещало воскресение человеку после суда Осириса для блаженной вечной жизни на полях Налу. Главной задачей обрядов становится сохранность человеческого существа в единстве души и тела, включающего тело {Сах), жизненный дух (Ба), имя {Рен), свет и тень {Ах и Шуит), духовную копию целого {Ка). Ради сохранения тела осуществляется бальзамирование, что предполагает интенсивное развитие комплекса знаний по химии, медицине и т.п.; изготавливается саркофаг с реалистичным портретом умершего, строится пирамида. Портретный реализм служит целям возвращения души и оживления умершего, поэтому он присутствует и в статуэтках в пирамиде, и в аллее сфинксов. Храмы при пирамидах предназначаются для называния имени и поддержания духа - копии Ка. Свет и тень (Ах и Шуит) символизируют просветленность тела как его красоту. Изображение нераздельности телесного и духовного подчинено особому цветовому канону - гармонии белого, красного, зеленого с божественным золотом и лазуритом, поскольку само изобретение изображения приписывалось богу Ра.

Результирующим эффектом достижения сохранности духа и тела человека по ходу осуществления обрядов в синтезе изобразительного искусства и архитектуры становится чувство радостного ожидания и открытости умершего грядущей блаженной жизни. Изображение человека в доверительной готовности к встрече с богами (Осирисом, Гором) являет образ протоэкзистенциальпой коммуникации и исток любви человека к человеку перед лицом высших сил. Не случайно в литературном наследии Египта среди гимнов, молитв, религиозных драм важнейшее место заняла любовная лирика. Однако началом, объединяющим все художественные элементы, своеобразным символом вечности оставался архитектурный комплекс, пирамида, храм при ней и аллея сфинксов .

Искусство Древней Индии несет на себе печать влияния эволюции ее религии - ведизма, брахманизма, позднее буддизма, согласно которым мир находится в состоянии постоянного разрушения и возрождения, а человек захвачен круговоротом рождений и смертей. Изначально это связывалось с представлениями о Брахме, творце мироздания, которое он должен был постоянно воссоздавать; позже - с верой в бесконечно перерождающееся духовное первоначало мира, Брахман , как основу всех материальных форм; и наконец, с культом Будды. Мир есть только иллюзия, и освободиться от нее человек может, лишь достигнув нирваны, выхода из круга перерождений. Нескончаемая внутренняя динамика отличает сознание индуса, и абсолютный покой - лишь конечная цель этого движения.

Если в Древнем Египте красота окружает человека сиянием солнечного света Ра, т.е. извне, то в Индии красоту сообщает свет внутри человеческого сердца. Светом сердца символизированы в ней истина и благо. Брахман непостижим, но его можно достигнуть в созерцании внутреннего мира, в Атмане. Погружение в свет Брахмана дает освобождение от бесконечного переселения души в материальные формы. Духовное движение во внутреннем мире человека, раствореиность телесного в божественном свете (т.е. красоте) делает ценным в искусстве не статические образы, а динамические. Символу культуры Египта - пирамиде - противополагается танец,

достигший в Индии художественного совершенства, которого не знала никакая другая культура древности.

Танец Шивы , борца против несправедливости и праведного мстителя за порок, Царя танца (Натараджи ), исполняется в храме жрецом и имеет сакральный характер, ибо в нем отражена полнота осмысления мироздания в его бесконечной изменчивости. Синестезия духовного и телесного, музыкальных и изобразительных элементов танца образуют сложный язык жестов, превращающий танец в вербально воспринимаемое высказывание (рис. 17.1). «Речь» танца включает в себя значения более 500 движений пальцев, 108 поз тела, 2А движений головы, 26 движений глазного яблока, шесть движений бровей, четыре движения шеи и для своего понимания требует соответствующей образованности.

Рис. 17.1.

Исполнение танца предполагает строительство храма, создание изображений богов и поэтическое обращение к ним, но именно танец оказывается в фокусе древнеиндийской культуры, постепенно выходя за стены храма, принимая многообразные светские формы. Несмотря на широкое распространение с VI в. буддизма, где главной фигурой становится Будда в позе медитации, танец, принадлежащий более древней традиции и обратившийся в буддизме в целую систему ритуальных танцев, остался популярнейшим видом искусства в Индии, в существенной мере выражая характер нации .

Чувство, рождаемое древнеиндийским искусством, выражает свободную игру духа, его могущество и самодостаточность. Любовь лишена здесь той зависимости, с которой посягают на дух потребности тела, а в образе Рамы, Кришны, Будды она насыщается чисто духовным смыслом, превращаясь в доступный для всех праведный путь жизни.

Культура Древнего Китая значительно отличается от других культур Древнего мира. Вера в высшие силы здесь, по существу, сводится к почитанию Неба и Земли в их сакральной ипостаси; мифология представляет сюжеты жизни человека, а осмысление мироздания происходит скорее в русле философии. Таким образом, в Китае отсутствовала «четко выраженная идея акта космического творения как результата усилий некоего божества-демиурга» , при этом искусство Древнего Китая свое оригинальное выражение получило не столько в русле конфуцианства, ориентированного прежде всего на этическую проблематику, сколько под влиянием даосизма.

Дао (Путь) - закон космоса и социума, всепроникающее начало, прикосновение к которому образует гармонию человека с природой. Имея функцию порождения мира, Дао есть промежуточное звено между бытием и небытием, поэтому вещь, принадлежа бытию, содержит в себе частицу небытия как свой смысл. Небытие - начало всех начал, истинно и прекрасно; его образ - пустота, которая явлена через определенное соотношение изображенных предметов. Первостепенное значение придается изображению природы в единстве мужского и женского (ян и инь ) согласно закону Дао, поэтому доминантное положение в искусстве занимает пейзаж (горы и воды).

Однако пейзаж - это не воспроизведение уголка природы, но осмысление природного мира. Он возникает под кистью художника не столько в результате творческой активности сознания, сколько вследствие благоговейного созерцания природы.

Созерцание пейзажа полагает целостность восприятия не только изображенных предметов, но и конфигурации пустого пространства, образуемого этими предметами Рис. 17.2. Китай. Деревья (рис. 17.2). в долине реки

Пейзаж, таким образом, приобретает эзотерическую функцию. Восприятие пейзажа аналогично созерцанию иконы: оно вызывает состояние просветленности, не выводя за пределы материального мира, в мир трансцендентный, а погружая в сущность Дао. По таким принципам строится и другой важнейший жанр - портрет", он не является воспроизведением внешности человека, но изображает характер, особенности внутреннего мира, его природу.

Главным критерием ценности произведения, будь то пейзаж, портрет, изображение цветов и птиц, прикладное искусство, предметы обихода, считается естественность, «созвучие энергий в живом движении». Иероглифический характер письменности, его своеобразная живописность также повлияли на особую связь живописи и поэзии, создавая «живописность поэзии и поэтичность живописи» , образуя художественную взаимодопол- нителыюсть изображения и иероглифа. Но пейзаж сохраняет доминантное положение, о чем говорит крупнейший китайский художник и теоретик XVII в. Ши-тао:

«Пейзаж выражает форму и динамическую структуру Неба и Земли. На лоне пейзажа ветер и дождь, тьма и свет составляют одухотворенный образ» .

Перенос этого отношения на эстетическое созерцание природы становится истоком отказа от насилия над природой, началом диалога-любви с ней человека. Именно в Китае, а затем в Японии, в существенной мере продолжившей, хотя и преобразовавшей по-своему, традицию китайской культуры, складывается особый тип восприятия природы, подобный созерцанию художественного произведения. Известный американский китаист Дж. Роули приходит к убедительному выводу, что китайцы смотрели на мир не столько через призму религии, сколько через искусство . Иначе говоря, искусство в Китае приняло на себя функцию, аналогичную той, что выполняла религия.

Наиболее яркое завершение эволюции политеистических культур приходится на Грецию и Рим времен Античности, которые испытали влияние прежде всего цивилизации Египта , ориентированной в отличие от Индии и Китая не на созерцание и не-деяние, а на развитие науки и техники для взаимодействия с природой.

Боги Древней Греции символизируют природные и социальные силы, которые организуют и определяют бытие человека. Философия, возникающая в русле греческой религии, делает главным предметом изучения природу. Фокус древнегреческой эстетики - проблема бытия: сначала космоса как прекрасно организованного живого тела, а затем человека как тела, наделенного душой, и наконец, эйдоса как причины материального мира.

Красота не должна таить в себе небытия, она может быть только сущим. Согласно Аристотелю, искусство (техне) через мимесис дает образ становящегося возможного бытия в единстве общего и единичного как индивидуум. Художник - творец, поскольку мимесис - аналогия энтелехии, осуществление потенциального бытия в предметный мир прекрасного космоса. Отсюда онтологичность и космологизм древнегреческой культуры предполагает пластичность ее искусства .

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» вошли в золотой фонд мировой эпической литературы, а древнегреческая лирика (Сапфо, Анакреонт) явила пример высокой поэзии, но в искусстве слова все же доминирует форма, предполагающая воплощение героев и сюжетов на сцене. Именно в Греции из культа Диониса возникает великое искусство трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид), а родившаяся в период античной классики комедия (Аристофан) достигает особого расцвета в эпоху эллинизма. Таким образом, пластический характер сознания древнего грека отразился в литературе расцветом драматургии и вызвал становление и распространение искусства театра, которому полисом была придана первостепенная воспитательная роль.

Расписывая краснофигурные и чернофигурные вазы, предметы культа и обихода, греческие художники обнаруживали поразительное мастерство. Но более всего творческая активность греков была обращена на скульптуру (Поликлет, Фидий, Пракситель) и архитектуру (Иктин и Калликрат). Такой выбор отчасти объяснялся преимущественным влиянием древнеегипетской традиции, но в первую очередь тем, что именно пластика адекватнее других видов искусства выражала ориентацию античной культуры на ценности трехмерного физического мира. Не случайно и в области прикладного искусства греки остались несравненными по изобретательности и изяществу в изготовлении мелкой пластики - разнообразнейших форм глиняной утвари.

Сменявшие друг друга дорический, ионический, коринфский ордеры, возникшие в храмовом строительстве (рис. 17.3), постепенно распространились на светские постройки (дворцы, виллы) и на протяжении последующих веков образовали основу стилистики европейской архитектуры.

В Греции берет начало формирование фундаментальных принципов создания и оценки эстетической ценности архитектурного произведения: гармоническая целостность в соотношении частей сооружения и конструктивное единство действующих в нем физических сил, выраженность в его облике назначения строения (храма, театра, булевтерия) и вписанность его в природную и культурную среду.

Только музыка, не несущая в себе никакого предметного содержания, занимала весьма скромное место в древнегреческом искусстве и не случайно ценилась Платоном более всего за поддержание в греках воинского духа. Основной настрой, пронизывающий искусство Древней Греции в целом, - утверждение ценности бытия, радость творения через преодоление страдания и трагизма.


Рис. 173.

Культура Древнего Рима вместе с преобразованием верований этрусков в соответствии с греческим пантеоном наследовала сущностные черты эллинской традиции: ориентацию на пластичность, активность, индивидуальность. Однако на эллинистической стадии они обретают иное измерение, поскольку истовость религиозной веры постепенно теряет силу, и отношение к религии становится все более формальным. Культура Рима обрастает мощными институтами цивилизации - государства, права, техники, которые не требуют религиозного обоснования.

Греческое строение храма по аналогии с пластикой человеческого тела уступает место организации городского пространства, в котором доминирует светская архитектура (колизей, триумфальная арка, виллы, термы), символизирующая мощь Римской империи, подчиненность человека государству. Место храмов, которые греки посвящали отдельным богам (Зевсу, Афине, Аполлону и пр.), занял общий для всех богов храм - Пантеон (рис. 17.4). В отличие от прямоугольных в плане греческих сооружений Пантеон впервые в истории завершался куполом, который создавался путем последовательного применения в строительстве арки, заимствованной римлянами у этрусков.


Рис. 17.4.

В скульптуре изображение богов уступает место портрету (рис. 17.4). Жизнь человека представлена не всем телесным обликом, а лишь лицом: в глазах открывается внутренний мир, который интересует римлянина больше, чем тело. Значит, изображение человека не обязательно должно быть в трехмерном пространстве; более того, полнота осмысления образа полагает его включенность в природный или культурный контекст, что подразумевает целесообразность использования плоскости для рисунка. В Древнем Риме необычайных высот достигают мозаика и фреска , передающие нюансы духовных состояний портретируемого человека, красоту окружающей его природы.

Рис. 17.5.

Положение человека в Риме, таким образом, двойственно: с одной стороны, он гражданин мощного государства, чем может гордиться; с другой - человек стремится оградить от государства свою частную жизнь. Тело огромного города стесняет телесное существование человека, одновременно инициируя внутреннюю жизнь его души. Радость творения пластических форм бытия в преодолении трагизма жизни и вечного становления у грека преобразуется у римлянина в чувство внутреннего освобождения от давления государственной организованности, и он погружается в глубины индивидуальной души, в творчество духовных состояний. Хотя в Риме в отличие от Греции в театре при дворах аристократов приобрела популярность комедия (Плавт, Теренций), здесь одновременно расцветает и лирическая поэзия (Катулл, Гораций, Овидий), получившая широкое признание в истории, в том числе дошедшая до нас в прекрасных переводах.

Рождение в Риме на закате античного мира ощущения хрупкости, конечности индивидуального бытия и в то же время стойкости к смерти знаменовало утверждение экзистенциальной коммуникации, открывшейся в Греции Сократу и предвосхищаемой в религии Древнего Египта . Однако если у египтян эта экзистенциальная коммуникация имела религиозное основание, то теперь она его утрачивает и становится глубоко пессимистичной. Главная проблема духовной жизни Древнего Рима заключалась в том, что открытие духовного космоса в человеке требовало кардинально нового религиозного обоснования, которое могла принести только идея Бога как идеального первоначала, творца сущего, мыслью и словом милосердного. Поэтому древнеримская культура, завершавшая историю Древнего («доосевого») мира, имела своим итогом возникновение духовной почвы для принятия монотеизма, причем именно в варианте христианства.

Фундаментальный анализ характера древнегреческой культуры был проведенА. Ф. Лосевым в восьмитомной «Истории античной эстетики» (1963-1994).

  • Глубинный слой человеческого бытия (экзистенции) немецкий философ Карл Ясперсназывал осью (VIII-II вв. до н.э.), которая рассекает историю человечества на два периода:Древний мир, не знавший экзистенции (т.е. «доосевой»), и мир, положивший начало современному человеку («постосевой»). Подробнее см.: Ясперс К. Смысл и назначение истории:пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.
  • Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    История открытия пещерной живописи Археолог Марселино де Саутуола начал исследовать пещеру Альтамира в Испании в 1875 году. До 1879 года он смог найти немало орудий труда древнего человека. Однажды он взял с собой дочь Марию, 9-ти лет, которая заметила, что потолок был покрыт изображениями бизонов, дочь воскликнула: «Папа, смотри, нарисованные быки!». Марселино, увидев подобные изображения, которые были выгравированы на палеолитических объектах, справедливо предположил, что эти картины могут принадлежать эпохе каменного века. Это открытие привлекло Хуана Виланова-и-Пьера, археолога из Мадридского университета, он стал помогать Саутуоле в дальнейшей работе по исследованию. Из-за того, что картины были высокого художественного качества и были исключительного состояния сохранности, Саутуола был обвинен в подделке. Саутуола умер 2 июня 1888 года с клеймом обманщика; одной из причин смерти стала душевная травма. В 1902 году благодаря новым раскопкам в пещере было доказано, что картины были нарисованы в период между 11000 и 19000 лет назад, то есть в эпоху каменного века. Мария и Марселино Саутуолы были признаны первооткрывателями наскального искусства каменного века.

    Искусство и религия первобытных людей Цель занятия: продемонстрировать начальную связь искусства и религии и одновременность их возникновения.

    Хронология открытия пещерной живописи 1879 – первое открытие живописи в пещере Альтамира, Испания. 1895 – открытие живописи в пещере Ла-Мут, Франция. 1901 – открытие живописи в пещерах Комбарель и Фон-де-Гом, Франция.

    Хронология открытия пещерной живописи 1912 – открытие живописи в пещере Тюк-де-Одубер, Франция. 1914 – открытие живописи в пещере Труа-Фрер, Франция. 1940 – открытие живописи в пещере Ласко, Испания. 1959 – открытие живописи в Каповой пещере, Урал, Россия.

    Магия − форма колдовства, основывающаяся на идее о том, что предметы, сходные по внешнему виду либо побывавшие в непосредственном контакте якобы образуют друг с другом сверхъестественную, магическую связь.

    Наскальные изображения являются формой магического действия

    Обычай хоронить своих сородичей говорит о вере в сопричастность между миром живых и миром мертвых.

    Миром управляют высшие силы – духи. Шаманы с помощью магии, по представлениям древнего человека, могут повлиять на духов и изменить текущее положение дел. Все представления древних людей о мистических причинах и явлениях называют религиозными верованиями.

    Миф – символ человеческого бытия, отражающий верный порядок вещей. Ритуал необходим для воплощения этого порядка. Элевсинские мистерии совершались ежегодно в честь Деметры (богини плодородия и земледелия) и Персефоны (богини плодородия и царства мёртвых) в Элевсине. Главное содержание их - миф о похищении Персефоны. Дочь Деметры была похищена Аидом, богом подземного мира. Деметра после похищения дочери пустилась на поиски. Узнав о её судьбе, она удалилась в Элевсин и дала клятву, что пока ей не вернут дочь, то ни один росток не пробьётся из земли. Обеспокоенный неурожаем Зевс приказал Аиду вернуть Персефону. После возвращения дочери Деметра позволила земле расцвести. Но так как Аид дал съесть Персефоне перед уходом из подземного мира зёрнышко граната, чтобы она вернулась к нему, то дочь Деметры не могла долго оставаться с матерью. Боги пришли к соглашению, что Персефона две трети года будет жить в Верхнем мире, а оставшееся время посвятит себя Подземному владыке.

    Рефлексивный экран Аргументированные ответы на вопросы: 1. Что вы ожидали от урока и что получилось? 2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему? 3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения? 4. В чем вы видите собственное развитие? 5. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? 6. Перечислите основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали? 7. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы в следующий раз сделать нашу работу на уроке более успешной.

    Предварительный просмотр:

    Разработка занятия №5.12

    ФИО преподавателя: Игнатенко Екатерина Николаевна.

    Предмет: история.

    Класс: 5.

    Тип занятия: изучение нового материала.

    Тема занятия: Искусство и религия первобытных людей (1 час).

    Цель занятия: продемонстрировать начальную связь искусства и религии и одновременность их возникновения.

    Задачи занятия:

    образовательные: объяснить понятия искусство и религия .

    развивающие: сформировать умение интерпретировать произведения искусства и содержание мифов.

    воспитательные: показать длительный путь духовной эволюции древнего человека.

    Структура занятия:

    Этапы занятия

    Тайминг

    Основные информационные единицы

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Организационный

    3 мин

    1. Создание рабочей атмосферы.

    2. Проверка посещаемости.

    Проверка д\з

    5 мин

    Устный опрос:

    1. Почему раннюю историю человечества называют каменным веком?

    2. Почему лук и стрелы человек придумал после таяния ледника?

    3. Какое наблюдение помогло человеку в изобретении лука и стрел?

    4. Многие животные не смогли приспособиться к условиям оледенения и вымерли. Что помогло человеку выжить?

    Мотивация, актуализация знаний

    6 мин

    1 слайд

    На слайде изображены археолог Марселино де Саутуола и его 9-летняя дочь Мария де Саутуола. Они стали первооткрывателями того, о чем мы сегодня поговорим. Давайте познакомимся с их историей. 2 слайд

    Какую сферу жизни древнего человека открыли археолог и его дочь?

    Искусство древнего человека.

    Целеполагание

    2 мин

    Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

    3 слайд

    О первобытном искусстве.

    Запись в тетрадь темы занятия:

    Изучение нового материала

    20 мин

    Пещерная живопись,

    Закон сопричастности,

    Магия,

    Духи,

    Шаман,

    Религиозные верования,

    Миф,

    Ритуал

    1. Человек становится художником.

    4, 5 слайды

    Давайте с вами рассмотрим основные произведения пещерной живописи и посмотрим на хронологию ее открытия.

    Первую дату необходимо записать в тетрадь.

    1. Кто изображен на фотографиях?

    2. Насколько эти изображения сложны?

    3. Почему нет изображения растений, а люди изображены схематически?

    4. Как вы думаете, зачем древний человек рисовал?

    5. Как Марселино понял, что эти изображения принадлежат Каменному веку?

    2. Закон сопричастности.

    Первобытный человек не мог объяснить природные процессы, происходящие вокруг него, с помощью естественных причин. Поэтому он прибегал к мистическому объяснению. Мистика окружала человека, с ее помощью человек объяснял сны, смерть, болезни, рождение и т.д. Все элементы мира находились друг с другом в мистической связи.

    Из этого факта вытекают все остальные выводы.

    6 слайд

    Необходимо разобрать термин:

    Магия

    Для наглядности можно рассказать о куклах вуду, как наиболее ярком примере.

    7, 8 слайды

    Как изображения могли помочь людям?

    9, 10 слайды

    Неандертальцы впервые начали хоронить своих сородичей, о чем это может говорить?

    11 слайд

    Так как все в мире взаимосвязано, то на будущие процессы можно повлиять. Со временем такую функцию в обществе пробрели шаманы.

    Все представления древних людей о мистических причинах и явлениях называют религиозными верованиями .

    3. Что такое мифы.

    12 слайд

    Необходимо обратить внимание на символизм мифа: смена времен года. Элевсинские мистерии необходимы для обеспечения правильного порядка смены сезонов, и для этого на этих мистериях воспроизводили сюжет мифа.

    Откуда историки могут узнать о древнейших мифах?

    Ученики записывают:

    1879 – первое открытие живописи в пещере Альтамира, Испания.

    1. Животные, на которых человек охотился.

    2. Довольно сложны, мало кто сможет нарисовать животных с таким же мастерством.

    3. По какой-то причине растения были не интересны, а человек интересен в гораздо меньшей степени.

    4. Видимо, изображение животного имело значения в реальной жизни человека, может быть, это часть магического действия.

    5. Изображения довольно примитивны по содержанию, видно, что жизненная действительность состояла преимущественно из охоты.

    Ученики записывают определения в тетрадь.

    Изображая охоту, охотник, таким образом, моделировал будущую ситуацию охоты.

    Это может говорить о вере в сопричастность между жизнью и смертью.

    Ученики переписывают текст со слайда в тетрадь.

    Ученики переписывают текст со слайда в тетрадь.

    Ученики записывают определения: Миф Ритуал

    Закрепление

    3 мин

    Точечные вопросы:

    1. Почему в рисунках древних художников преобладают изображения крупных животных?

    2. Почему к шаманам часто относились с почтением?

    3. С какими мифами вы уже знакомы?

    Учащиеся отвечают на вопросы.

    Итоги занятия, рефлексия

    4 мин

    Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия:

    Как взаимосвязаны искусство и религиозные верования?

    13 слайд

    Рефлексивный экран.

    Учащиеся по цепочке отвечают на вопросы.

    Учащиеся отвечают на вопрос, тем самым подводя итог занятию.

    Домашнее задание

    2 мин

    14 слайд

    Домашнее задание:

    Учащиеся записывают домашнее задание.

    Схема тетради:

    Искусство и религия первобытных людей

    1879 – первое открытие живописи в пещере Альтамира, Испания.

    Магия − форма колдовства, основывающаяся на идее о том, что предметы, сходные по внешнему виду либо побывавшие в непосредственном контакте якобы образуют друг с другом сверхъестественную, магическую связь.

    Наскальные изображения являются формой магического действия. Обычай хоронить своих сородичей говорит о вере в сопричастность между миром живых и миром мертвых. Миром управляют высшие силы – духи . Шаманы с помощью магии , по представлениям древнего человека, могут повлиять на духов и изменить текущее положение дел. Все представления древних людей о мистических причинах и явлениях называют религиозными верованиями . Миф – символ человеческого бытия, отражающий верный порядок вещей. Ритуал необходим для воплощения этого порядка.


    Данный материал позволяет познакомить учащихся с понятиями "искусство" , "религия"; выяснить причины их появления. Использование презентации помогает обучающимся представить события, о которых идет речь на уроке.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Работа по понятиям

    люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов

    отличительные знаки государства

    то, чем человек работает

    наука, изучающая прошлое и настоящее человечества

    собирание готовых видов пищи: корешков, плодов, ягод

    памятники истории, которые дают информацию о жизни людей в далеком прошлом

    Решите задачи

    Древние люди не могли жить поодиночке. Они объединялись в группы – коллективы. Эти коллективы назывались?

    Человеческое стадо

    Около зо тыс.лет назад человеческие стада превратились в постоянные коллективы родственников. Они назывались ………………

    Родовая община

    В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади - 2, медведя -2, горного козла - 767, леопарда - 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш?

    Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди?

    Возникновение искусства и религии

    Искусство творческое отражение действительности

    Марселино де Саутуола Саутуола работал в одиночку, приходил в пещеру - и день за днем копал. (Археологи были тогда еще одиночками - первопроходцами своей науки). Хотя археолог не был совсем один: он брал с собой дочку, Марию. Девочке полезна прогулка в горы, а пока отец работал, ей нравилось ходить по пещере и рассматривать ее. И вот однажды он услышал ее звонкий возглас: «Папа, смотри, нарисованные быки!» Оторвавшись от земли, папа поднял усталые глаза - и замер от удивления, не зная, что и подумать. Действительно, быки.

    Религия это вера в сверхъестественные силы (богов, духов, души) и поклонение им

    Предварительный просмотр:

    Возникновение искусства и религии

    Цели урока : Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия », « искусство »; причины их

    Появления. Продолжить формирование умения рассуждать,логически мыслить, элемен-

    Тарно анализировать исторические источники, факты.

    Оснащение: презентация

    Ход урока :

    I. Повторение

    В течение нескольких уроков мы с вами изучали жизнь первобытного человека. Давайте вспомним, что мы с вами узнали.

    1. Работа по понятиям (слайд 1 - 7)

    2. Решение задач (слайд 8 - 16)

    II. Изучение нового материала

    Обратите внимание, на этот слайд. Помимо названных вами предметов здесь мы видим и наскальные рисунки, которые тоже были отличительной чертой первобытного человека.

    Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, как заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

    Первобытная эпоха - самая длительная в истории человечества. Ее отсчет начинается со времени появления человека примерно 2,5 млн. лет назад и доводится до третьего-первого тысячелетий до новой эры.

    Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя, возникло около 30-го тысячелетия до н. э. (слайд 18)

    Искусство - творческое отражение действительности.

    Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом.

    В 1878 г. в Испании археолог Саутола (слайд 19) и его дочь отправились в пещеру Альтамира.Когда Сауто ла зажег факел, они увидели картины нарисованные на стенах и своде пещеры. Всего насчитали 23 изображения - целое стадо! Они были выполнены твердой рукой древнего художника, который талантливо использовал естественные выпуклости свода пещеры. Он оживил эти выпуклости резцом и обвел краской - получились не просто рисунки, а цветные барельефы. Массивные туши бизонов с характерными горбатыми загривками раскрашивались красной краской .(слайд 20)

    Позднее были открыты и другие пещеры с рисунками древних художников.

    Давайте с вами посмотрим, что же изображали первобытные художники. (слайд 21 -22)

    Среди изображений легко узнаются бизоны и олени, медведи и носороги. Все рисунки были сделаны с удивительным мастерством - хотя не обошлось и без курьезов - встречались изображения животных с большим количеством ног-так художники пытались передать движение

    Многие рисунки содержат загадки - непонятные знаки и предметы, люди с птичьими головами, или в одеянии похожем на скафандр. Но самое главное-мы не можем понять, почему сцены изображающие охоту были нарисованы в труднодоступных, темных пещерах. Есть версия, что рисунки носили магический характер - если изобразить зверя в пещере - он обязательно попадет в ловушку. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Возможно, что перед рисунками разыгрывались ритуальные обряды - охотники как бы отрабатывали ход будущей охоты.

    Почему древние люди так поступали?

    Древние люди многое умели, но они не знали истинных причин природных явлений. Для того, чтобы не бояться человек должен был не только научиться многим полезным вещам, но и научиться объяснять всё, что происходит вокруг него и с ним.

    Так у них возникла вера в то, что между животным и его изображением, которое создает художник, существует какая – то сверхъестественная связь. У всего в природе был свой дух. Духи по отношению к людям могли быть и добрыми и злыми. Чтобы умилостивить духов природы, люди приносили им жертвы и совершали в их честь специальные обряды.

    Так у первобытных людей возникает религия. (слайд 23)

    Религия – это вера в сверхъестественные силы (богов, духов, души) и поклонение им.

    Древние люди считали, что у каждого человека есть душа. Душа - это бестелесное начало, делающее человека живым и мыслящим существом. Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит душа покинула его тело. Будить человека резко нельзя: душа не успеет вернуться.

    Люди полагали, что, когда душа покидает тело, физически человек умирает, но душа его продолжает жить.

    Люди верили, что души предков переселяются в далекую « страну мёртвых».

    Религиозные верования возникли:

    1. от бессилия человека перед могуществом природы;
    2. от невозможности объяснить многие ее явления.
    3. Они зародились с появлением человека разумного, способного не только заботиться о своих непосредственных нуждах, но и размышлять о себе, о своем прошлом и будущем
    4. Религиозные верования проявлялись в совершении специальных обрядов, связанных с важными событиями в жизни.

    Первобытные люди создали своё искусство, которое было связано с их религиозными верованиями.

    Домашнее задание: § 3, вопросы