Кровавый диктатор либерии. Тейлор, Чарльз (государственный деятель) Экс-президент Либерии питался человечиной

Чарльз Тейлор – являлся президентом Либерии в период с 1997 года по 2003 год. Прославился своей невероятной жестокостью. Проявил себя как зачинщик Первой гражданской войны в Либерии, в бойне «всех против всех». Американский журнал «Parade» в 2003 году поставил его на четвертое место среди десятка наихудших диктаторов современности. В современной Тейлор стал первым после Второй мировой войны лидером государства, осужденным Международным трибуналом за преступные действия против человечности.

Тэйлор Чарльз МакАртур Ганкай родился в 1948 году 28 января в Артингтоне, что недалеко от Монровии – столицы Либерии. По иронии судьбы, название страны произошло от латинского слова «либерум» и в переводе означает «страна свободы». В многодетной семье местного судьи Тэйлор был третьим ребенком из 15 детей! Отец его был наполовину американцем, а мать – из этнического племени гола.


В 1972 году Чарльз Тейлор уехал учиться в Америку, в город Ньютон штата Массачусетс. Здесь он постигал науки в Чемберленском колледже и параллельно подрабатывал – водителем грузовика, механиком, охранником. Продолжил образование в колледже Бентли, где закончил экономический факультет. Уже в это время он отличался буйным нравом. Чарльз Тейлор был арестован американской полицией в 1979 году возле либерийского посольства за угрозу захвата здания. Это произошло после того, как он возглавил акцию протеста против либерийского президента Уильяма Толберта, прибывшего в Соединенные Штаты с визитом.

В 1980 году 12 апреля в Либерии произошла уникальная в своем роде «революция», в ходе которой правление американо-либерийцев во главе с президентом Толбертом было свергнуто. Переворот совершили несколько коренных жителей, служивших в местной армии обычными солдатами. Одним днем сидя в кабаке напротив президентского дворца, они без устали жаловались друг другу на то, что все более-менее высокие посты занимают американо-либерийцы. Спиртные напитки разгорячили толпу. Сержант Самуэль Каньон Доу, выходец из племени кран, самый трезвый из собравшихся вокруг, призвал захватить президентский дворец, что и было немедленно сделано. При этом были убиты президент Либерии и несколько министров. А сержант Доу, пользуясь случаем, провозгласил себя президентом страны, выступив перед жителями по радио. Поговаривают, что некоторые мятежники, проснувшись на утро следующего дня, даже не помнили, что участвовали в государственном перевороте. Доу, войдя в новую роль, стал раздавать должности в правительстве своим знакомым. Чтобы отвлечь внимание недовольных, самозваный президент часто устраивал погромы и публичные наказания. Нужно ли говорить, что представители других племен были крайне недовольны подобным положением дел.

Когда Чарльз Тейлор вернулся в Либерию, он занял в администрации нового президента высокую должность, позволившую присваивать ему бюджетные средства. Когда Тейлора уличили в воровстве значительной суммы – одного миллиона долларов, ему пришлось бежать из страны. Он снова вернулся в Соединенные Штаты. По требованию Доу экстрадировать Тейлора из Штатов, Чарльз был арестован и в мае 1984 года отправлен в Плимутскую тюрьму штата Массачусетс. Пробыв в ней до сентября 1985 года, он совершил побег и перебрался в Ливию, найдя там себе пристанище. Позднее либерийский сенатор Йеду Джонсон заявлял, что побег был организован ЦРУ с целью свержения власти Доу в Либерии. К его словам отнеслись скептически, однако в 2011 году ЦРУ признало тот факт, что Тейлор сотрудничал с ними с 1980 года. Это подтверждают записи в многочисленных рассекреченных документах. Вскоре Тейлор перебрался в соседствующую с Либерией Республику Кот-д-Ивуар. Здесь он организовал боевую группировку NPFL – Национальный Патриотический Фронт Либерии, состоящую в основном из представителей самых бедных племен гио и мано. В конце декабря 1989 года вооруженный отряд Тейлора перешёл либерийскую границу и двинулся на Монровию. В Либерии наступила пора Первой гражданской войны, в ходе которой, как повстанцы во главе с Тейлором, так и правительственные войска Доу, сражались с поражающей иностранных очевидцев жесткостью и зверством. Между тем отряд Тейлора раскололся, часть повстанцев признала своим вождем профессионального военного Йеду Джонсона, создав новую группировку под названием Независимый Национальный Патриотический Фронт Либерии – INPFL. Эта группировка стала сражаться и с Доу, и с Тейлором. Вскоре, после ряда яростных схваток отряды Джонсона подошли вплотную к Монровии. Джонсон предложил президенту Доу явиться в представительство ООН, якобы для переговоров. Но переговоры, к сожалению, так не состоялись. Доу схватили, отрезали ему ухо, заставили его съесть, а вскоре убили после ряда диких пыток. Кассета с записью истязаний Доу попала к Тейлору и вскоре стала его любимым зрелищем. А война продолжалась. В ходе этой резни поголовно истреблялись целые деревни и города, населенные различными племенами. Вскоре в войну была втянута соседняя республика Сьерра-Леоне. Участниками междоусобного кровопролития стали все племена Либерии, количество воюющих сторон практически равнялось этническому делению страны. Война привела к полнейшей деградации и одичанию людей – бойцы враждебных сторон практиковали каннибализм. В этом действе неоднократно были замечены солдаты Тейлора, которые вполне возможно имели на это особые указания сверху. В войне участвовали дети, вооруженные огнестрельным . Третья часть населения страны спаслась бегством за границу, сотни тысяч человек погибли. Улицы в Монровии были засыпаны разбитыми черепами и человеческими останками. Африканские страны, входящие в Экономическое Сообщество Западной Африки, были вынуждены вмешаться в ход гражданской войны. В Монровию в августе 1990 года были введены миротворческие войска численностью в 3,5 тысячи военнослужащих. В Либерии было создано Временное правительство национального единства (ВПНЕ) во главе с президентом Амосом Сойером – ученым и академиком. Тейлору был предложен высокий пост спикера парламента. Но он отказался признать новое правительство и нового президента, продолжив войну, явно складывавшуюся не в его пользу. В декабре 1989 года Чарльз Тейлор был вынужден подписать мирный договор с Временным правительством Либерии и оставшимся отрядом сторонников Доу.

В апреле 1991 года соплеменники убитого президента Доу из племени кран совместно с племенем мадинки развернули борьбу с группировкой Тейлора под благородным девизом возвращения в Либерии демократии. Возглавлял эти отряды бывший министр информации Альхаджи Кром. Столкновения противоборствующих сил вспыхнули с новой силой. В октябре 1992 года отряды Тейлора, совершая военную операцию с кодовым названием «Осьминог», подошли вплотную к Монровии, но были отбиты правительственными войсками. В июле 1993 года командиры воюющих сторон (Тейлор, Кром) и временный президент Либерии Амос Сойер подписали документ о прекращении огня, а через неделю ими было подписано ещё одно соглашение – о разоружении, а также о создании переходного правительства и о всеобщих выборах нового президента. В августе был учрежден Государственный совет, а в ноябре сформировано правительство Либерии. Все эти действия сопровождались острой политической борьбой с вооруженными столкновениями. Например, в мае 1994 года произошло разногласие между лидером племени мадинки Альхаджи Кромом и генералом из племени кран Рузвельтом Джонсоном. Это привело к этническому конфликту, участниками которого стали 7 вооруженных группировок. Борьба по-прежнему велась за контроль над страной и над природными ресурсами – каучуком, древесиной и месторождениями алмазов, железной руды. В Государственный совет Либерии вошли лидеры семи противоборствующих сторон, в том числе и Чарльз Тейлор. В сентябре 1995 года Государственный совет приступил к работе. А уже в марте 1996 года Тейлор и Кром отдали приказ боевикам своих группировок арестовать Рузвельта Джонсона, обвинив его в ряде убийств. Это привело к новым военным столкновениям, продолжавшимся до 17 августа 1996 года. В этот день лидеры группировок подписали очередной договор о перемирии. 31 октября этого же года на Тейлора покушались, пятеро его телохранителей были убиты, а шестеро оказались ранены. Сам он спасся только чудом. По всей стране его сторонники готовились к боевым схваткам, но Тейлор обратился к боевикам по радио, приказав «сохранять спокойствие». Только к концу ноября 1996 года миротворческие силы смогли насильственно установить порядок в Монровии. Йеду Джонсон согласился поддержать своими силами переходное правительство Либерии. 22 ноября 1996 года солдаты миротворческой армии стран Западной Африки приступили к разоружению противоборствующих группировок, гражданская война стихла, и народ Либерии стал готовиться к предстоящим президентским выборам.

Кандидатами на пост президента стали Чарльз Тейлор, Альхаджи Кром и Гарри Мониба. 19 июля 1997 года по итогам всеобщих выборов президентом Либерии стал Чарльз Тейлор, который получил более 75% голосов избирателей. Парадоксально, но подавляющее большинство жителей выбирало его под лозунгом: «Он убил моих родителей. Я голосую за него». В начале 1999 года в нищей Либерии вспыхнула новая гражданская война, которую развязала вооруженная группировка, носившая название «Объединенные либерийцы за примирение и демократию» (ОЛПД). Дотоле неизвестная организация вторглась в страну из Гвинеи и сразу же нашла широкую поддержку местных жителей. Правительство же Тейлора столкнулось с международным эмбарго. Был запрещен импорт товаров в Либерию и экспорт товаров из нее. Правительства многих стран обвиняли нового президента в поддержке мятежников в Сьерра-Леоне, где тем временем продолжалась гражданская война. ООН применил санкции против Либерии, объяснив это в своем докладе тем, что Тейлор в обмен на алмазы поставляет в Сьерра-Леоне оружие. ОЛПД тем временем теснила войска правительства Тейлора, который 8 февраля 2002 года объявил во всеуслышание о чрезвычайном положении. Тем временем закончились боевые действия в Сьерра-Леоне. Международный трибунал ООН провёл расследование военных преступлений, в результате которых были найдены неоспоримые доказательства участия Тейлора в поддержке местных повстанцев, которые «отличились» в ходе этого конфликта уничтожением мирного населения. Специальный суд ООН по Сьерра-Леоне 4 июня 2003 года назвал Тейлора военным преступником и издал международный ордер на его арест. Тейлора обвинили в массовых убийствах, пытках мирных жителей, в захвате заложников, изнасилованиях. И это только в Сьерра-Леоне. В это самое время окраины столицы Либерии подвергались артиллерийским обстрелам, правительственные войска вели ожесточенные бои с повстанцами, сражавшимися во имя демократии в стране. Понимая, что его конец близок, диктатор обратился к гражданам Либерии по радио 10 августа 2003 года с последней речью, в конце которой пообещал вернуться. На другой день Тейлор вышел в отставку и сбежал в Нигерию, где ему пообещали политическое убежище.

Тем временем Международный суд по-прежнему настаивал на привлечении Тейлора к трибуналу. Интерпол даже включил его в специальный «красный бюллетень» (список особо опасных злодеев), и призывал помочь арестовать Тейлора. В марте 2004 года Советом безопасности ООН была принята резолюция, которую должны были выполнить все государства – наложить арест на имущество и финансы не только Чарльза Тейлора, но и его сторонников. В конце марта Нигерийским правительством было принято решение о выдаче Тейлора Международному трибуналу ООН. Но экс-президент Либерии вновь успел исчезнуть из города Калабар, где была его вилла. Однако на этот раз Тейлору не удалось ускользнуть, он был арестован 28 марта на границе Нигерии и Камеруна при таможенном досмотре, который также обнаружил в его автомобиле с дипломатическими номерами крупную сумму банкнот. Его доставили в Монровию самолётом, откуда в сопровождении миротворцев миссии ООН в Либерии, он вертолётом был отправлен во Фритаун для совершения над ним Международного суда. Однако, опасаясь накала обстановки в Западной Африке, Совбез ООН распорядился судить Тейлора в Европе. Он был переправлен в Нидерланды и помещён в камеру Гаагской тюрьмы. Ему было предъявлено 11 пунктов обвинений по гражданской войне в Сьерра-Лионе, среди которых военные преступления, преступления против человечности, террор против мирного населения, использование детей в войне в качестве солдат, мародёрство, изнасилования, убийства, сексуальное рабство, похищения людей, использование принудительного труда, унижение достоинства человека. Прокурор трибунала обвинил Тейлора в сокрытии членов террористической группировки Аль-Каиды. Но экс-президент Либерии Чарльз Тейлор не просил снисхождения. Адвокаты Тейлора настаивали на том, что он не мог одновременно исполнять государственный долг президента и управлять повстанцами в другой стране. Специальным судом по Сьерра-Леоне Чарльз Тейлор 26 апреля 2012 года признан виновным по всем 11 пунктам обвинений. 30 мая суд вынес гуманный приговор Тейлору, ему предстоит всего 50 лет тюремного заключения. Обвиняемый выслушал приговор с каменным лицом, не выразив раскаяния и не признав себя виновным ни по одному пункту.

В заключении немного о личной жизни этого человека. От подруги по колледжу Беренис Эммануаль у Тейлора в 1977 году родился сын Чаки (Чарльз Макартур Тейлор), который в годы правления отца командовал спецподразделением «Силы демона». Был арестован в 2006 году при въезде в США по поддельному паспорту и осужден судом штата Майами на 97 лет тюрьмы за военные преступления в Либерии. В 1997 году Чарльз Тейлор женился на Джуэл Говард, у них родился сын. Развелся с ней в 2006 году по требованию супруги. Известен тот факт, что в конце прошлого века Тейлор ухаживал за супермоделью Наоми Кэмпбелл. В частности дарил ей те самые обильно политые кровью алмазы из Сьерра-Леоне. Говорят, что она была очень рада им. Как и во всем прочем непоследователен он был и в религиозных вопросах – изначально исповедуя христианство, позже обратился к иудаизму.
Летом 2012 года 64-летний Тэйлор попросил пересмотреть его дело…

В 1980 году Либерия пережила переворот, который назвали "пьяным путчем". Группа военных пошла на захват президентского дворца, изрядно подзаправившись в барах. Алкоголь разогрел до максимума адреналин и тестостерон солдат. Отряд во главе с сержантом Самуэлем Доу устроил резню. В частности поплатился жизнью президент Уильям Толберт. Его четвертовали.

Население приветливо встретило свержение власти. Чиновников не любят нигде. Поэтому когда "предшественников" повели на расстрел, либерийцы радовались и аплодировали.

Кроме того переворот задел глубокую рану местных племен – привилегии потомков американских переселенцев. Либерия появилась на карте Африканского континента в 1820 году. Территорию на побережье Атлантики у местных племен купило американское правительство.

Впоследствии сюда стали переселять темнокожих рабов из США. На своем континенте они должны были создать свободное государство. И флаг, и конституция, и структура власти – были скопированы по американскому образцу. А в Вашингтоне с того времени чувствуют особую обязанность заботиться об африканском доминионе. Афро-американцы составляли элиту новой страны. А коренные племена чувствовали определенную дискриминацию. Освятить идею переворота Сэмуэля Доэ должны были лозунги мятежников о "равноправии". Он сам происходил из провинциального племени кран, которому нечего было надеяться на достойную карьеру. Теперь монополия на власть впервые оказалась в их руках.

Поддержку новым силам гарантировали в Вашингтоне.

Президент Доэ сказал мне об амбициозных планах его правительства, включительно с возвратом к демократическим институтам и стабилизацию экономики. Мы приветствуем эти важные инициативы. И сегодня мы обсудили, как Соединенные Штаты могут помочь Либерии в достижении этих планов,
– сказал президент США Рональд Рейган.

Но кредит доверия Белого Дома Самуэль Доэ растратил – меняя на собственные амбиции. Чтобы превратиться из "перспективного демократа" в создателя военной диктатуры, у него ушло чуть больше 5 лет.

Изменениями запахло после президентских выборов, победу на которых бывший сержант сфальсифицировал. В стране вспыхнули протесты. Оппозиция постепенно вооружалась. Даже цветной парад по случаю инаугурации не мог перебить горький привкус нарушений.

Недовольство росло из-за безумной коррупции. Доэ подозревали в присвоении денег, которые Америка выделяла на помощь доминиона. Из-за неуклюжей экономической политики самые богатые до сих пор в в западноафриканском регионе либерийцы теряли состояния. Страну залихорадило от ропота на власть и в воздухе запахло новым переворотом.

Президент пытался спасти репутацию показательными увольнениями, которые со временем обернулись крахом его режима. Бывшие соратники, обещая в лучшем случае солидные должности, а в худшем богатые трофеи – собирали вооруженные банды и шли снимать "преступную власть клептократов" Самоеля Доэ.

Одним из главарей был бывший министр инфраструктуры, уволенный за коррупцию – Чарльз Тейлор. Его обвиняли в присвоении крупной суммы из гос-бюджета. От правосудия он сбежал за океан. В Штатах его посадили за решетку, но экстрадировать для суда на родину отказались.

Из тюрьмы Тейлору удалось убежать. Загадочные обстоятельства инцидента породили версии, что за освобождением будущего полевого командира стоит ЦРУ. Мол, спец-служба "в обход Белого Дома" готовила преемника президенту, который потерял доверие.

В пользу этой версии говорит то, что следует "вчерашнего узника" быстро заметили в одном из ливийских военных лагерей. В 90 Каддафи грезил пан-африканской мечтой. Под знамена Джамахерии должен был стать весь черный континент. В Триполи не жалели денег на подготовку повстанцев, чтобы на их автоматах распространять свое влияние. С необходимыми навыками Тейлору было легче набирать армию в 1989.

Национальный патриотический Фронт Либерии прорвал границу со стороны Котдивуара и, как снежная лавина, начал двигаться к столице Монровии. Этого командира повстанцев отличала от других особая харизма. Из всего он пытался сделать эффектное шоу. Начиная с объявления войны в радио-эфире до постановочных фото и видео с оружием. И это он ввел моду на бешеную экипировку – автоматы под "найк" и "адидас".

Самуэль Доу бросал все силы чтобы найти компромисс. Он хотел закончить войну переговорами и одновременно остаться при власти. Тейлор и слушать не хотел. Ему нужна была неотложная окончательная капитуляция и эффектная победа.

В конце концов он получил ее неожиданно от одного из своих бывших командиров. Принс Джонсон откололся от шефа со своим боевым крылом. Он выманил Самуэля Доэ на переговоры и коварно его захватил. В перестрелке президента ранили в ногу, и он не смог убежать. Затем разыгралась несколькочасовая драма, которая шокировала мир.

Окровавленного президента трепали и били. Принс Джонсон, потягивая прохладный "будвайзер", требует раскрыть номера своих счетов. Разгоряченные жаждой крови повстанцы хотели еще крови. Доэ отрезают ухо и запихивают в рот.

Президенту Либерии сломали обе руки и кастрировали. После длительных пыток он умер от болевого шока и потери крови. Ликвидация Доэ раскрыла "ящик пандоры". Дошло до того, что за власть в Либерии боролись 7 различных фронтов и движений. Часто с приставкой "патриотический", "независимый", "демократический". Чтобы усилить свои отряды, Тейлор похищает детей и подростков и формирует из них "диких псов войны".

За это получает прозвище "папаша". В конце концов после 7 лет беспощадной гражданской войны миротворцам других африканских стран удается организовать выборы, которые выиграет Чарльз Тейлор. В 1997 из остальных 13 кандидатов его избирательную кампанию отличал скандальный лозунг: "Он убил мою маму и убил моего папу, но я голосую за него, чтобы прекратилась война".

Новый президент добил либерийскую экономику. Он не очень беспокоился бродячими бандами, которые терроризировали гражданских. Иногда их крышевал. Зато примерил на себя роль "великого кукловода", подкармливая революционные движения в соседних странах. В частности в Сьерра Леоне. Заметной фигурой в тамошней гражданской войне был его бывший товарищ по ливийскому лагерю Фоди Санко.

Он заправлял одной из крупнейших группировок повстанцев и имел особенность силой набирать в армию детей и подростков. Часть из них похищали и заставляли воевать. За его людьми тянулась репутация бешеных уродов. Они убивали, насиловали, пытали своих жертв. Калечили отрубая конечности – ради развлечения.

Чарльз Тейлор закрутил целый бизнес на крови. Оружие и боеприпасы через Либерию доставались сначала лишь Санко, а потом полились рекой многим другим группам ребелиантов. Взамен в Монровию поступали алмазы. Отшлифованные из них бриллианты Чарльз использовал для формирования имиджа солидного, во всех смыслах этого слова, человека.

Но заигрывания в "гибридные войны" на территории других стран стало его Ахиллесовой пятой. Международный суд, который занялся расследованием военных преступлений во время войны в Сьерра-Леоне, вышел на связь полевых командиров с Тейлором. Его назвали основным разжигателем конфликта, а потом и главным ответственным за сотни тысяч жертв войны.

Чарльз Тейлор понял, что это не шутки, когда по представлению ООН по Либерии ударили санкциями и арестовали его личные счета в иностранных банках. Но договариваться с ним никто не хотел даже после того, как Тейлор разыграл сцену отречения и передачи власти и попытался найти убежище в Нигерии.

Колесница международного правосудия была запряжена, и встреча с прокурорами стала вопросом времени. Тейлора достали даже в изгнании. Нигерии пригрозили санкциями за покрывательство подозреваемого политика. Когда до введения ограничений оставалась последняя подпись – либерийского изгнанника – сдали. Его перехватили на нигерийско-камерунском границе. В усталом мужчине с многодневной щетиной трудно было узнать бриллиантового президента Либерии.

Философия и богословие - Золотая серия ББИ

Книга Тейлора выделяется среди большого числа работ о сути и истории сложного комплекса процессов, происходящих в мире модерна (или постмодерна), который принято называть секуляризацией (или десекуляризацией). Охват книги кажется необъятным - более 500 лет действия Реформы в различных европейских и североамериканских сообществах, тех, что принято коротко называть Западом или западной цивилизацией. При этом автор обращается к широчайшему спектру источников -от исторических и философских трудов до многочисленных поэтов, которые по-своему очень точно могли отразить процессы, происходящие в обществе и душе человека, члена этого общества.

Почти все рецензии, которые мне довелось прочитать, касались того или иного аспекта труда Тейлора, редкая из них поднималась до широкого охвата предлагаемого подхода, тем более, что автор избегает выстраивать четкую парадигму, настаивая на сложности, неоднозначности, многоелойности и многовекторности происходящих процессов. И все-таки читатель, вдохновленный авторским Введением, преодолевший искушение использовать для подтверждения каких-то своих собственных мыслей материал одной из глав Тейлора или одну из красок рисуемой им картины современности и дошедший до Эпилога, будет вознагражден возможностью новой перспективы, нового видения, казалось бы, хорошо знакомых привычных вещей. Выход этого труда на других языках неизменно сопровождался интенсивной научной и общественной дискуссией, включающей в себя как верующих, так и неверующих, при этом менялся сам фон дебатов о секуляризации, о роли веры и неверия в современном обществе. Автор не скрывает своей религиозной принадлежности, но ни в коей мере не занимается апологетикой, предоставляя читателю полную свободу для собственных выводов и расчищая с этой целью широкое пространство для плодотворной самостоятельной интеллектуальной работы.

Чарльз Тейлор пишет в предисловии к русскому изданию, что он не затрагивал в своей книге Россию (хотя, конечно, активно использовал русские источники). Его книга посвящена западной цивилизации. В широком смысле это понятие, конечно, включает в себя Россию, и очень многое из рассматриваемых процессов в западном мире имеет непосредственное отношение к аналогичным процессам на постсоветском пространстве. Но многие особенности нашего развития предлагают другие направления дискуссии. Поэтому публикация знаменательной книги современного западного философа на русском языке особенно важна для корректировки наших размышлений - как на уровне специалистов, так и на уровне широкой публики. Непременным условием здесь является интеллектуальная и культурная открытость и честность по отношению к самим себе. Тейлор замечает: «Именно благодаря сравнениям мы познаем большинство вещей не только друг о друге, но и о самих себе. И именно в надежде побудить к аналогичным размышлениям, уже с точки зрения иного контекста, я и написал свою книгу в столь узкой перспективе. Я очень рад тому, что разговор теперь может выйти за установленные границы и развиваться дальше. И я с нетерпением ожидаю реакции российских коллег на эту книгу».

Одним из конгениальных интерпретаторов Тейлора был Роберт Белла (1927- 2013), известный американский социолог. Тейлор часто ссылается на его работы и высоко оценил его итоговый труд «Религия в эволюции человека: от палеолита до осевого времени», опубликованный в 2011 году и готовящийся к выходу в издательстве ББИ на русском языке. Тейлор во многом опирается на труды Рене Жирара и Ганса Урса фон Бальтазара, и их книги также доступны на русском языке. Это, безусловно, облегчает работу читателя, а то, что чтение такой книги - серьезная интеллектуальная работа, не подлежит сомнению. С этой целью, там, где это возможно, мы приводили русские переводы источников Тейлора.

Подготовка к изданию этого труда на русском языке потребовала много сил и времени. Часто возникали проблемы с поиском русских эквивалентов авторских терминов, а иногда и неологизмов. Здесь и «культура новой звезды», и «истории вычитания», и «охрупчивание» {fragilizatiori), и прилагательное «модерный». Дело в том, что Тейлор различает modern и contemporary, которые обычно переводятся одним русским словом - современный. Однако у автора первое прилагательное относится к эпохе модерна в широком смысле, а второе - к нашей современности. Modern встречается в оригинале очень часто, и трудно всегда его заменять словосочетаниями «относящийся к эпохе модерна» и другими. Поэтому после долгих дискуссий мы решили для ясности и краткости текста переводить первое слово как модерный, даже если часто это звучит непривычно для русского уха.

Но как бы мы ни рассматривали подобный процесс - в терминах ли официальных предписаний или с точки зрения ритуального или церемониального присутствия - это удаление религии из автономных общественных сфер оказывается, конечно, совместимым с тем фактом, что значительное большинство людей продолжает верить в Бога и активно участвовать в религиозных обрядах. Здесь сразу же приходит на ум коммунистическая Польша, но пример этот, пожалуй, не совсем удачен, ведь публичную секулярность полякам навязал режим диктаторский и непопулярный. По-настоящему, однако, поражают в данном отношении Соединенные Штаты: это одно из первых обществ, где религию отделили от государства, и в то же время среди западных обществ именно США имеют наивысшие статистические показатели по распространенности религиозной веры и соответствующей практики.

Именно к этим данным нередко апеллируют люди, когда, характеризуя нашу эпоху как секулярную, противопоставляют ее, с тоской или с радостью, стародавним временам веры и благочестия. В этом, втором, значении секуляризация состоит в угасании религиозных убеждений и соответствующих практик, в том, что люди отворачиваются от Бога и больше не ходят в церковь. В этом смысле страны Западной Европы стали преимущественно секулярными - даже те, где в публичном пространстве еще сохраняются остаточные ссылки на Бога.

Я же полагаю, что анализ нашей эпохи как секулярной стоит предпринять еще в одном, третьем, направлении, тесно связанном с первым из указанных выше пониманий и не вовсе чуждом второму. Речь здесь должна идти прежде всего о самом положении веры в обществе, об условиях ее бытования. В этом смысле движение к секулярности представляет собой, среди прочего, переход от общества, где вера в Бога была чем-то само собой разумеющимся и не подвергалась по сути ни малейшим сомнениям, к такому обществу, где веру рассматривают как один из возможных, наряду с другими, вариантов выбора, причем очень часто такой выбор оказывается не самым легким. В этом, третьем, смысле - в противоположность второму - среда, в которой существуют многие группы в США, является секуляризованной, как, я бы сказал, и Соединенные Штаты в целом. Очевидным контрастом этому служит сегодня большинство исламских обществ, а также среда, в которой живет огромное большинство индийцев. И если бы кто-нибудь показал, что статистика посещений церквей/синагог в США или в определенных регионах США приближается к уровню посещения мечетей по пятничным дням в Пакистане (или же этих посещений вместе с участием в ежедневных молитвах), то это ничего бы не изменило. Такие данные свидетельствовали бы о сходстве этих обществ в плане секуляризации лишь во втором ее смысле. Ибо мне представляется очевидным, что между этими обществами есть существенное различие в том, каково в них положение веры - различие, отчасти обусловленное тем, что в христианском (или «постхристианском») обществе вера уже превратилась в один из вариантов мировоззренческого выбора (и в некоторых аспектах - ожесточенно оспариваемый вариант), тогда как в мусульманских обществах дело (пока еще?) обстоит иначе.

Итак, я хочу исследовать наше общество как секулярное в этом, третьем, понимании. В предельно кратком виде мой замысел можно было бы выразить так: я намерен описать и проследить процесс изменений, ведущих нас от общества, где не верить в Бога было практически невозможно, к такому обществу, где вера, даже для самого твердого из верующих, является лишь одной из открытых для человеческого выбора возможностей. Сам я могу даже не представлять себе, как бы я отрекся от своей веры, но ведь есть и другие люди, и среди них очень мне близкие, чей образ жизни я не мог бы по всей совести просто отвергнуть как безнравственный, безрассудный или недостойный, - которые, однако, вообще не имеют веры (во всяком случае, веры в Бога или во что-либо трансцендентное). Вера в Бога перестала быть само собой разумеющейся - у нее появились альтернативы. А это, пожалуй, также означает, что, по крайней мере, в некоторых типах социальной среды человеку может быть трудно сохранить свою веру. Наверняка есть люди, чувствующие себя вынужденными от нее отречься, пусть даже утрата веры вызывает у них искреннюю скорбь. Подобные примеры можно легко обнаружить в наших, западных, обществах, по крайней мере, с середины XIX века. С другой стороны, многим людям никогда не придет в голову рассматривать возможность веры всерьез, как сколько-нибудь реальный вариант выбора. Сегодня, вне всякого сомнения, это можно с полным правом сказать о миллионах.

Истолкованная в этом смысле, секулярность затрагивает весь контекст понимания, в котором осуществляются наши моральные, духовные или религиозные поиски и имеет место соответствующий опыт. Под «контекстом понимания» я разумею здесь как то, что едва ли не каждый из нас мог бы, пожалуй, сформулировать с полной ясностью - например, множественность вариантов выбора, так и те вещи, которые образуют неявный, в значительной мере неосознанный и невыраженный фон этого опыта и поиска, его, если воспользоваться термином Хайдеггера, «до-онтологию».

Следовательно, эпоха или общество являются или не являются секулярными в силу общих условий духовного опыта и поиска. Разумеется, их место в этом, третьем, измерении во многом зависит от степени секулярности данной эпохи или общества во втором из описанных выше смыслов, но, как показывает пример США, прямой корреляции здесь не существует. Что же до первого понимания секулярности, относящегося к публичному пространству, то оно может быть вообще никак не связано с остальными двумя (что можно было бы продемонстрировать на примере Индии). Я, однако, намерен доказать, что в случае с Западом движение к публичной секулярности являлось одним из элементов того процесса, который приближал наступление «секулярной эпохи» в третьем из предложенных мною смыслов.



Как известно, до недавнего времени именно таким был общепринятый взгляд на то, что я называю секулярностью в первом смысле (секулярность-1). Мы, впрочем, можем подвергнуть сомнению некоторые его детали, например, представление о религии как о «приватной». См.: Jose Casanova, Public Religions in the Modern World (Chicago: University of Chicago Press, 1994).

В позднейшей своей работе Казанова еще яснее показал сложную природу того, что я называю здесь секулярностью-1. Он различает, с одной стороны, секулярность как якобы приватизацию религии (по-прежнему пытаясь ее оспорить), и, с другой стороны - секуляризацию как «отделение, обычно понимаемое как "эмансипация", особых секулярных сфер (государство, экономика, наука) от религиозных институтов и норм». Именно в этом он видит «смысловое ядро классических теорий секуляризации, связанное с исконным этимолого-историческим значением данного термина. Речь идет о процессе, в результате которого характер использования лиц, вещей, значений и т.д., а также владения ими и контроля над ними, изменяется, превращаясь из церковного или религиозного в гражданский или мирской». В своих позднейших книгах Казанова пытается отделить истинное отложного в господствующих теориях секуляризации.

Либерийский государственный и политический деятель, Президент Либерии (1997-2003). Тейлор являлся одним из самых влиятельных полевых командиров Западной Африки; ключевая фигура в развязывании Первой Гражданской войны в Либерии. В период своего правления Тейлор обвинялся в том, что он вооружал и поддерживал повстанцев в соседней Сьерра-Леоне, где также шла гражданская война. В ходе начавшейся Второй Гражданской войны в Либерии, Тейлор вынужден был покинуть пост президента страны и отправиться в эмиграцию, но впоследствии он был задержан, отправлен на скамью подсудимых и осуждён Специальным судом по Сьерра-Леоне.

«Темы»

«Новости»

Экс-диктатор Либерии приговорен к 50 годам тюремного заключения

Специальный суд по Сьерра-Леоне приговорил сегодня бывшего президента Либерии Чарльза Тейлора к 50 годам тюремного заключения.
ссылка: http://www.vedomosti.ru/ politics/news

Экс-президент Либерии, 64-летний Чарльз Тейлор проведет в тюрьме следующие 50 лет

Бывший президент Либерии Чарльз Тейлор, признанный виновным в совершении военных преступлений, сегодня был осужден на 50 лет тюрьмы. Хотя обвинение настаивало на 80 годах заключения. Но и этот срок для 64-летнего экс-президента, видимо, будет означать пожизненное.
ссылка: http://www.silver.ru/news/ 36298/

Дело экс-президента Либерии: бандитизм в госмасштабе

Международный трибунал ООН в Гааге 30 мая, как ожидается, вынесет приговор экс-президенту Либерии Чарльзу Тейлору, одному из самых жестоких диктаторов современности.
ссылка: http://www.newsland.ru/news/ detail/id/966445/

Экс-президент Либерии заявляет, что свидетелей по его делу подкупили

Бывший президент Либерии Чарльз Тэйлор, который был признан виновным в совершении военных преступлений и преступлений против человечности, заявляет, что свидетели по его делу были подкуплены или на них оказывалось давление, сообщает в среду агентство Франс Пресс.

«Свидетелей подкупали, принуждали и во многих случаях запугивали», — заявил Тэйлор.
ссылка: http://rapsinews.ru/ international

Президент Либерии Тейлор завтра уходит в отставку

Президент Либерии Чарльз Тейлор обратился к либерийским гражданам с посланием, в котором он заявил, что уходит в отставку под давлением США, и когда-нибудь непременно вернется. Завтра в полдень Чарльз Тейлор должен передать свои полномочия своему заместителю Мозесу Бла. Многими выражается надежда, что отставка Тейлора положит конец четырнадцатилетней гражданской войне, в которой погибло 250 тысяч граждан Либерии.
ссылка: http://www.7kanal.com/news. php3?view=print&id=46330


Чарльз Тейлор «приказывал есть врагов»

На суде над бывшим президентом Либерии Чарльзом Тейлором было заявлено, что он приказывал верным ему боевикам есть мясо своих врагов.
ссылка: http://news.bcetyt.ru/world/ world

Бывший либерийский диктатор Чарльз Тейлор доставлен в Сьерра-Леону

Вечером 29 марта самолет, на борту которого находился экс-президент Либерии Чарльз Тейлор, прибыл в Сьерра-Леону. Здесь диктатор будет передан Спецтрибуналу ООН, передает «Эхо Москвы». Международный суд ООН по Сьерра-Леоне предъявил Тейлору обвинения в военных преступлениях.
ссылка: http://www.regnum.ru/news/ 614994.html

Для экс-президента Либерии потребовали 80 лет тюрьмы

Обвинение потребовало для бывшего президента Либерии Чарльза Тейлора 80 лет лишения свободы. Ранее Международный трибунал в Гааге признал Тейлора виновным в военных преступлениях. 64-летний экс-диктатор обвинялся по 11 пунктам, в том числе в убийствах, изнасилованиях и террористической деятельности, а также в каннибализме и разжигании вооруженного конфликта в соседней с Либерией Сьерра-Леоне.
ссылка: http://podrobnosti.ua/power/ 2012/05/04/834830.html

Президент Либерии Ч.Тейлор заявил, что готов покинуть свой пост на следующей неделе

Президент Либерии Чарльз Тейлор, обвиняемый в совершении военных преступлений, намерен покинуть свой пост 11 августа. На следующий день после объявления о своей отставке он покинет страну. Об этом Ч.Тейлор заявил в интервью телеканалу CNN. Известно, что он получил предложение о предоставлении ему политического убежища в Нигерии.
ссылка: http://www.isra.com/news/24905


Экс-президент Либерии Тейлор исчез, чтоб уйти от трибунала ООН

Обвиняемый в преступлениях против человечества и проживающий в Нигерии в статусе политического беженца с 2003 года экс-президент Либерии Чарльз Тейлор исчез.
ссылка: http://www.d-pils.lv/news/ 72677

Экс-президент Либерии питался человечиной

Бывший президент Либерии Чарльз Тейлор приказывал сотрудникам милиции страны есть плоть захваченных врагов и солдат миссии ООН, рассказал в четверг на слушании дела о военных преступлениях Тейлора его бывший помощник, передает MIGnews.com.

«Тейлор говорил, что мы должны есть их. Даже белых людей, которые служили в войсках ООН. Он говорил, что мы можем использовать их в пищу вместо свинины», — сказал Специальному суду ООН по делам Сьерра-Леоне бывший командир ликвидационного отряда Тейлора Джозеф «Зигзаг» Марза.
ссылка:

Тейлор (Taylor) Чарльз (р. 1931) - канадский философ, специалист в области Социальной и Политической философии. Родился в Монреале, изучал историю в университете Макгилла, политическую философию и экономику в Оксфорде, где в 1961 году получил докторскую степень за работу «Объяснение поведения» (1964). Преподавал в ряде университетов, ныне профессор университета Макгилла, вице-президент Института наук о человеке в Вене. В философии социального познания изучал проблемы объяснения, Интерпретации , межкультурного понимания, различия между естественными и социальными науками. К этому примыкают исследования Тейлора в области политической теории, истории и современного понимания Свободы, прав человека, природы демократии, национализма, культурного плюрализма.

Одной из сквозных тем его работ является критика эпистемологической традиции, идущей от Р. Декарта и Дж. Локка . Эта традиция продолжает оказывать сильное воздействие на совр. философию, она же лежит, согласно Тейлору, в основе неадекватных моделей объяснения социальных действий, а также широко распространенного представления, что человеческое мышление может пониматься по аналогии с работой компьютера. Опираясь на идеи Г.В.Ф. Гегеля , М. Хайдеггера , М. Мерло-Понти .

Тейлор предпринимает реконструкцию этой традиции, в которой стремится показать не только ее неадекватные элементы, но и объяснить, почему она продолжает для многих оставаться столь популярной и предпочтительной. Эта последняя тематика переросла у Тейлора в более широкий проект прояснения истоков того типа самопонимания, который стал общепринятым, само собой разумеющимся для западной цивилизации последних столетий. Речь идет о понимании феномена «Я», природы мышления и эмоций человека, его отношения к обществу, природе, времени. Тейлор начал обсуждение этого «конструирования совр. идентичности» в книге о Г.В.Ф. Гегеле («Гегель», 1975), а затем вернулся к этой тематике в «Источниках самости» (1989), где он анализирует философскую антропологию, лежащую в основе как упомянутой эпистемологической традиции, так и совр. понимания свободы, оценок Повседневности и этики благотворительности.

В последние годы Тейлор изучает связь этого типа идентичности с генезисом западного понимания гражданского общества, народного суверенитета, национализма. Для современной истории сквозным и принципиальным является отношение между теизмом и секуляризацией. Интеллектуальная культура, идущая от Просвещения, обладает многими достоинствами, но ее же, полагает Тейлор, отличает неспособность понять религиозное измерение человеческой жизни. Наивность и редукционизм большинства объяснений религиозной веры, предложенных за последние двести лет, могут вызывать только улыбку. Тейлор стремится найти более глубокие объяснения природы и источников различных современных традиций благочестия, отношения веры и насилия, удивительно устойчивой потребности атеистов в религии как мишени для критики и масштабе для оценки и противопоставления своих действий.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 335-336.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Пересечение целей: Спор между либералами и коммунитаристами // Совр. либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М., 1998; Философия и ее история // История философии. М., 2001; Pattern of Politics. Toronto, 1970; Hegel and Modern Society. Cambridge, 1979; Social Theory as Practice. Oxford, 1983; Philosophical Papers. V. 1-2. Cambridge, 1985; Negative Freiheit. Fr./M., 1988; The Malaise of Modernity. Toronto, 1991; The Ethics of Authenticity. Cambridge (MA), 1991; Philosophical Arguments. Cambridge (MA), 1997; Varietes of Religion Today: William James Revisited. Cambridge (MA), 2003; Modern Social Imaginaries. Durham; L., 2004; A Secular Age. Cambridge (MA), 2007.